Ростовский Свято-Иверский женский монастырь – Святцы
История Свято-Иверского женского монастыря началась в 1903 г., когда по прошению монахинь Черноморского монастыря Екатерины и Александры Ростовская Управа отвела участок в две десятины земли в 20 верстах от г. Ростова для строительства женской обители. Попечителем монастыря стал купец С. И.
Федоров, поэтому монастырь получил в народе название “Федоровский”. Сохранилось предание, что купец строил монастырь для своей шестнадцатилетней дочери, пожелавшей удалиться от мира. Через несколько лет на монастырской земле поднялись деревянная часовня и кельи, которые впоследствии заменили каменными.
Над целебным источником возвели каплицу, рядом – домик игуменьи. Разбили монастырский сад, ископали пруд.
В 1905 г. по заказу С. И. Федорова известный архитектор Н. М. Соколов выполнил проект небольшого каменного монастырского храма. Строительство завершилось в 1908 г. Храм освятили в честь Иверской иконы Божией Матери, список которой подарил монастырю его благодетель купец Федоров.
В годы Первой мировой войны в монастыре располагался приют для девочек-сирот, привезенных в Ростов из оккупированной Польши. Они жили здесь и обучались до начала 1920-х годов.
После октябрьской революции нависла угроза закрытия обители. Игуменья Анастасия нашла мудрое решение зарегистрировать общину как сельхозартель, что позволило сохранить монастырскую жизнь в годы гонений от безбожной власти.
Все оборвалось в 1929 году. Монастырь закрыли, имущество передали в собственность государства, послушниц и монахинь изгнали, а семидесятилетнюю игуменью с несколькими сестрами предали суду и выслали в Сибирь.
После закрытия монастыря в здании храма разместили клуб свинооткормочного совхоза, в келейном корпусе – сначала детский дом, потом мастерские, затем склады.
Прекрасный монастырский сад был вырублен, погибла пасека, разобрали на камень каплицу, игуменский домик. Пруд превратился в болото, святой источник был загажен. На всем царила мерзость запустения.
Лишь более полувека спустя началось возрождение Свято-Иверской обители. В период архипастырства на Донской земле митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана) постановлением Священного Синода РПЦ от 1991 г. в Ростовской епархии был учрежден Свято-Иверский женский монастырь.
В этом же году возобновились богослужения в нижнем храме в честь свт. Димитрия Ростовского. С июня 1993 г. по август 1996 г. настоятельницей монастыря была монахиня Неонила (Сергиенко Нина Сергеевна, освобождена по состоянию здоровья). За это время был восстановлен верхний храм в честь Иверской иконы Божией Матери и колокольня.
В 1996 г. игуменьей монастыря назначена монахиня Рахиль (Ковалева).
За семилетний период настоятельства матушки Рахили оделись позолотой главки храма и колокольни, написаны иконостасы верхнего и нижнего храмов монастыря, построена надвратная часовня, благоустроен келейный корпус, разбиты цветники, вокруг обители возведены каменные стены, налажено монастырское хозяйство.
Сейчас в монастыре более 30 насельниц. Они ежедневно совершают богослужения в монастырском храме, трудятся на огороде, в подсобном хозяйстве, в просфорне, несут другие монастырские послушания.
Источник: https://svyatsy.org/svyatye-mesta/rossiya/rostovskaya_oblast/rostov-on-don/rostovskiy_svyato-iverskiy_zhenskiy_monastyr/
Женский монастырь
Женский монастырь
25 февраля 2000 года, согласно православному календарю, – праздник Иверской иконы Божией Матери. Это престольный праздник Свято-Иверского женского монастыря – единственного в нашем городе.
Накануне архиепископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеймон читал акафист (хвалебное церковное песнопение) Пресвятой Богородице в честь чудотворной иконы Иверской. Ее список (копия) в этом году был доставлен в Свято-Иверский монастырь из Греции…
«ЖИТИЕ СВЯТЫХ ЧИТАТЬ НЕКОГДА»
Новая жизнь в монастыре началась не так давно – еще и десяти лет не прошло. Сегодня здесь обитают 17 монахинь и послушниц. Самой младшей 23 года, старшей – 85. О своей прежней мирской жизни они стараются забыть. Хотя сделать это совсем непросто.
Когда в начале XX века был основан Троице-Алексеевский монастырь (так раньше назывался Свято-Иверский), это было уединенное место. Сегодня обитель со всех сторон окружена городом. Из окон келейного корпуса прекрасно видны многоэтажки Северного жилого массива, за окнами которых бурлит другая жизнь.
Впрочем, в монастыре жизнь тоже не останавливается. Только здесь она другая, для большинства из нас загадочная и непостижимая…
Ох, и наивны те, кто мечтает однажды бросить все, сбежать в монастырь и там, наконец-то, отдохнуть: ни тебе беготни по городу, ни каждодневной думы о хлебе насущном!
Мучиться мыслями о том, как накормить себя и семью, конечно, не придется. А вот сидеть целыми днями сложа руки в монастыре никто не позволит. Подъем в половине шестого утра, затем – утреннее монашеское правило (молитва) и целый день как белка в колесе.
«Работы столько, что нам даже житие святых читать некогда», – поделилась настоятельница Свято-Иверского монастыря игуменья Рахиль.
Главная забота монахинь и послушниц – храм Иверской иконы Божией Матери. Каждый день в нем ведутся службы. И всегда в храме должен быть порядок (за всем следят церковницы, свечницы, алтарницы). То же самое касается келейного корпуса – небольшого двухэтажного здания, напоминающего одновременно общежитие и солдатскую казарму.
В кельях смотреть особо не на что. Две кровати, две тумбочки, шкаф, два святых уголка – вот и все убранство. Ничего лишнего в келье быть не должно. Книги дозволены только на религиозные темы.
Вопрос про радио и телевизор игуменьей был встречен удивленно: “Зачем они тут? На двух стульях сразу не усидишь. Надо выбирать – мирской жизнью жить или здесь оставаться».
Пока мы с матушкой Рахилью разговаривали, одна из молодых инокинь (монахинь) возилась со стряпней. Только не с ватрушками и кренделями, а с просфорой – маленькими округлыми хлебцами из дрожжевого теста, которые нужны для выполнения обряда причащения.
Пекут просфоры в двух больших, как в какой-нибудь столовой, электропечах. Готовые булочки складывают на стол и накрывают чистыми полотенцами. Как только запас заканчивается, снова ставят тесто.
Любая работа, которую выполняют монахини и послушницы, называется послушанием. Будь то пение в церковном клиросе, продажа свечек и иконок в храме или уход за скотиной. Главное в любом послушании – это… послушание.
Истинная монахиня выполнит работу именно так, как ей указано. Проявление творческой инициативы и имение своей точки зрения не приветствуются. В этом монастырь сродни армии, в которой, как известно, командир всегда прав.
– Если монахиня или послушница хочет все делать по-своему, значит, она не до конца смирила свою волю, – объяснила матушка Рахиль. – А без самоотвержения в монастыре делать нечего.
Человек, который не в силах наступить на горло собственной песне, в обители вряд ли приживется. С ослушниками игуменья беседует по душам, иногда наказывает. Наказание – это, например, перевод на другое послушание. Ясное дело, самым трудным среди насельниц (так называют тех, кто живет в монастыре) считается работа скотницы (в монастыре держат коров).
Если ни разговоры, ни наказание не возымеют действия и «отсечь волю» так и не удается, с человеком придется расстаться.
«БОЛЬНЫМ НА ГОЛОВУ» В МОНАСТЫРЕ НЕ МЕСТО
Впрочем, большинство уходят сами – еще до пострига. Прежде чем стать монахиней и дать обеты нестяжания, девства и послушания, кандидатка три года ходит в послушницах. Если человек попал в монастырь случайно, он успеет за это время опомниться и вернуться в мир.
У игуменьи Рахили очень проницательный взгляд. Когда она на вас смотрит, кажется, что читает все потаенные мысли. А иначе и быть не может. Скажем, всякую женщину, желающую обосноваться в монастыре, матушка должна понять: зачем она пришла, что обрести надеется.
Послушницей может стать не любая. В Свято-Иверский монастырь не принимают слишком старых и немощных – за ними просто некому будет ухаживать, а также, как выразилась матушка Рахиль, «больных на голову».
Не принято принимать в монастырь женщину, состоящую в венчанном в церкви браке, если ее решению противится муж. Маленькие дети – это тоже серьезное препятствие.
– Если у женщины есть дети, она прежде всего обязана выполнить материнский долг – воспитатьсвоих чад, – объяснила настоятельница. – Очень часто люди приходят к нам потому, что им негде жить и нечего есть. Накормить мы можем, но, наевшись, человек должен уйти. Монастырь – это не решение житейских проблем.
Не задерживаются здесь и те, кто просто пытается залечить душевные раны. Когда время пройдет и обиды забудутся, снова захочется вернуться к жизни, не ограниченной кельей и монастырским двором (выходить за пределы обители можно, только выполняя послушание, а также в некоторых исключительных случаях, да и то – с позволения игуменьи).
ЗАЧЕМ МОНАСТЫРЮ ОГОРОД ГОРОДИТЬ?
Главный источник существования монастыря – подаяние. Те, кто живет в миру, обычно с готовностью откликаются на просьбу помочь, кто чем может. Скажем, не было еще случая, чтобы какое-нибудьсельхозпредприятиеотказалось выделить длямонастырских буренок сено. Еду приносят прихожане – например, на помин души усопшего родственника.
Кормит насельниц и храм. Продажа церковной утвари, выполнение обрядов – все это приносит деньги. Пусть небольшие, но на удовлетворение первейших нужд хватает. А больше монахиням и не положено. Еды и одежды они должны иметь ровно столько, сколько необходимо для поддержания жизни.
Огородничеством монахини тоже занимаются. Каждую весну в низине разбивают грядки и высаживают овощи. Затем старательно за огородом ухаживают – поливают да сорную траву выпалывают.
А вот урожаю радоваться пока не приходилось. И не потому, что руки у сестер не из того места растут.
Просто каждый раз находятся желающие воспользоваться чужими трудами «на дармовщинку»: не успеют овощи толком вызреть, а их уже нет.
Даст Бог, в этом году все будет иначе. В монастыре сейчас большая стройка – возводится забор. По словам игуменьи Рахили, средства на него выделил город. Матушка лично встречалась с мэром Ростова М.А. Чернышевым и попросила о помощи.
А пока забора нет, храм Иверской иконы Божией Матери и стоящий рядышком с ним келейный корпус кажутся какими-то неприкаянными, сиротливыми. Даже не верится, чтокогда-то здесьбыли крепкое хозяйство,богатейший сад…
Возможно, со временем многое вернется – ведь и сегодня уже немало сделано: восстановлен храм, обустраивается подворье. Перед входом в церковь даже тротуарную плитку уложили. А вот наполнится ли монастырь людьми – трудно сказать.
– Мало сегодня желающих в монастырь идти, – посетовала матушка Рахиль. – Так что места свободные у нас есть.
ИВЕРСКАЯ БОГОМАТЕРЬ ВЫЗЫВАЕТ УМИЛЕНИЕ
Сегодня Русская Православная Церковь празднует день Иверской иконы Божьей матери, символизирующей чистоту и святость.
Чудотворная икона явилась верующим в IX веке на горе Афон, а в 1648 году, при царе Алексее Михайловиче, была перевезена в Россию. Это была любимая икона святого старца Серафима Саровского (перед ней он и умер).
В Ростове в честь почитаемой верующими иконы построен Иверский женский монастырь, а в Ростовском кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы есть копия этой иконы, названная «Умиление».
У нее девушки просят себе суженого и возлагают цветы.
26 октября 1999г., «Вечерний Ростов».
Источник: http://xn--b1acd1bacakffl.xn--p1ai/13-arkhitektura/627-zhenskij-monastyr
РОСТОВСКИЙ-НА-ДОНУ ИВЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ – Древо
Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru
Храм Ростовского-на-Дону Иверского монастыря |
Женский монастырь в честь Иверской иконы Божией Матери в г. Ростове-на-Дону Ростовской-на-Дону епархии.
В 1903 году по прошению монахинь Черноморского монастыря Екатерины и Александры Ростовская управа отвела участок в две десятины земли в 20 верстах от Ростова-на-Дону для строительства женской обители. Попечителем монастыря стал купец С. И.
Фёдоров, поэтому монастырь получил в народе название “Фёдоровский” – сохранилось предание, что купец строил монастырь для своей шестнадцатилетней дочери, пожелавшей удалиться от мира. Через несколько лет на монастырской земле поднялись деревянная часовня и кельи, которые впоследствии заменили каменными.
Над целебным источником возвели каплицу, рядом – домик игуменьи, разбили монастырский сад, ископали пруд. В 1905 году по заказу С. И. Фёдорова известный архитектор Н. М. Соколов выполнил проект небольшого каменного монастырского храма, строительство которого завершилось в 1908 году.
Храм освятили в честь Иверской иконы Божией Матери, список которой подарил монастырю его благодетель купец Фёдоров.
В годы Первой мировой войны в монастыре располагался приют для девочек-сирот, привезенных в Ростов из оккупированной Польши. Они жили здесь и обучались до начала 1920-х годов. После октябрьской революции 1917 года нависла угроза закрытия обители. Игуменья Анастасия нашла мудрое решение зарегистрировать общину как сельхозартель, что, однако, лишь отсрочило закрытие монастыря.
В 1929 году обитель закрыли, имущество передали в собственность государства, послушниц и монахинь изгнали, а семидесятилетнюю игуменью с несколькими сестрами предали суду и выслали в Сибирь.
После закрытия в здании храма разместили клуб свинооткормочного совхоза, в келейном корпусе – сначала детский дом, потом мастерские, затем склады.
Монастырский сад был вырублен, погибла пасека, разобрали на камень каплицу и игуменский домик, пруд превратился в болото, святой источник засорился.
Постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 августа 1991 года Иверский женский монастырь был возрождён. В этом же году возобновились богослужения в нижнем храме во имя святителя Димитрия Ростовского. В 1993-1996 годах был восстановлен верхний храм в честь Иверской иконы Божией Матери и колокольня.
К 2003 году главки храма оделись позолотой, были написаны иконостасы верхнего и нижнего храмов, построена надвратная часовня, благоустроен келейный корпус, разбиты цветники, вокруг обители возведены каменные стены, налажено монастырское хозяйство.
Насельницы ежедневно совершают богослужения в монастырском храме, трудятся на огороде, в подсобном хозяйстве, в просфорне, несут другие монастырские послушания.
Когда стала налаживаться духовная жизнь в восстанавливающемся Свято-Иверском женском монастыре, в обитель стали приходить сестры, желающие посвятить свою жизнь Богу и для них не хватало помещений. Первым делом начали разрабатывать проект нового келейного корпуса. В мае 2004 года начались работы по постройке, и в 2005 году подходило к концу.
Статистика
- ок. 2003 – более 30 насельниц [1]
Святыни
Настоятельницы
Использованные материалы
[1] По данным страницы официального сайта Ростовской-на-Дону епархии, http://rostoveparhia.ru/index.php?option=com_content&view=se…=56Источник: https://drevo-info.ru/articles/16389.html
Женский Свято-Иверский монастырь в Ростове-на-Дону
Одной из самых драгоценных святынь Ростова-на-Дону, которая нынче переживает эпоху возрождения, является женская Свято-Иверская монастырская обитель, которая ранее носила название Троицкого Ростовского монастыря.
Расположился он около живописнейшего уголка области — речки Темерник, протекающей в самом центре города.
Своей выдающейся архитектурой обитель ярко выделяется среди жилого массива и привлекает к себе внимание городских жителей.
История обители
Начало истории монастырской обители приходится на 1903 год, если следовать словам Святейшего Правительствующего Синода. Расположился монастырь неподалеку от Ростова-на-Дону, а именно в 12 верстах от центральной части города.
В то время на территории будущего монастыря протекал собственный родничок с целебной водой. Попечительство над Свято-Иверской женской монастырской обителью взял купец Федоров родом из этого же города. Именно поэтому обитель нередко среди народа называют Федоровской.
Согласно преданию строительство монастыря было начато из-за желания купеческой дочери стать монахиней.
Возведение монастыря было окончено в 1908 году, а свое название он получил в честь одноименной иконы, подаренной купцом.
К этому времени уже были достроены часовни, кельи и каплицы из дерева, замененные впоследствии при реконструкции каменными постройками.
Тут было все что нужно для благоприятной жизни и труда монахинь: собственная хлебопекарня, пасека, пруды с рыбой, розарий. Первой настоятельницей обители стала игуменья Анастасия, собравшая около себя более 5 десятков сестер.
Вскоре Свято-Иверский монастырь ожидали тяжелые времена, пришедшие вместе в Первой Мировой войной, октябрьской и февральской революциями:
- 1919 год — угроза закрытия монастырской обители, из-за этого игуменьей было принято решение зарегистрировать монастырь как сельхозартель;
- 1929 год — закрытие обители и передача монастырского имущества в государственную собственность. Все монахини были изгнаны, а настоятельница отправлена в ссылку в Сибирь;
- 1937 год — кончина первой монастырской настоятельницы, полная разруха зданий храмов и келий закрытой монастырской обители;
- Конец 80-х годов — начало возрождения поруганного монастырского храма по приказу митрополита Владимира и период переговоров о возвращении обители былого величия;
- 1991 год — начало первых богослужений и учреждение Свято-Иверской женской монастырской обители;
- 1992 год — получение монастырем в качестве подарка Афонской Иверской иконы Богоматери;
- 1993 год — назначение настоятельницей обители монахини Неониллы.
Благодаря труду монахинь и прихожан стены обители были вновь отстроены, на территории монастыря вновь появились сады и огороды, кельи, трапезные, скотный двор, колокольня, храм. После кончины настоятельницы Неониллы ее место заняла инокиня Рахиль.
Сейчас же в монастыре проживает тридцать пять монахинь, а сама Свято-Иверская обитель остается единственной женской общиной в Ростовской Епархии.
На ее территории расположился величественный Свято-Троицкий собор, храм Иверской иконы Богоматери, нижний храм святого Димитрия Ростовского, родник с целебной водицей, красивые часовни, монашеские кельи, трапезная и многое другое.
Среди многочисленных почитаемых святынь прихожане могут увидеть Афонский Иверский образ Пресвятой Девы Марии, плащаницы Богоматери, ковчег, мощи святых, чудотворные лики и многое другое.
Источник: https://vseikony.ru/news/svyatye-mesta/zhenskiy-svyato-iverskiy-monastyr-v-rostove-na-don/
Свято-Иверский женский монастырь в г.Ростове-на-Дону
Оценка: 0 / 0 участников / 0 рекомендации / (+0) (-0) качество
- Российская Федерация›Ростовская область›Ростов-на-Дону
В г.Ростове-на-Дону по улице Неклиновской, 4 расположен Свято-Иварский женский монастырь.
Надвратная церковь
Храм Иверской иконы Божией Матери
Нижний храм церкви Иверской иконы Божией Матери, освящен в честь святителя Димитрия, митрополита Ростовского.
Храм Пресвятой Троицы
Этот храм величественен и великолепен как с наружи, так и внутри.
Это келейный корпус, в котором также располагается иконная лавка и монастырское кафе, заготовительный цех, прачечная и другие службы.
В этом корпусе расположены трапезная, воскресная школа, библиотека, помещения для паломников.
История монастыря началась в 1903 году, когда Святейший Синод постановил учредить в Ростовском округе женскую общину, именуемую «Троице-Алексеевской».
Попечителем монастыря стал ростовский купец С.И.Федоров, поэтому в народе монастырь получил название «Федоровский». Существует предание, что купец строил монастырь для своей шестнадцатилетней дочери, пожелавшей удалиться от мирской жизни.
Первой настоятельницей монастыря стала игумения Анастасия, под руководством которой вскоре собралось около 50-и сестер.
Через несколько лет на монастырской земле поднялись деревянная часовня и келии, которые впоследствии заменили каменными.
В 1905 году по проекту архитектора Н.М.Соколова началось строительство монастырского храма, которое завершилось в 1908 году. Храм был освящен в честь Иверской иконы Божией Матери.
В 1919 году под угрозой закрытия монастыря игуменья Анастасия перерегистрировала его как сельхозартель, что позволило ему просуществовать еще десять лет. Тем не менее, в 1929 году монастырь был закрыт, а игуменью и нескольких сестер выслали в Сибирь, передав имущество храма государству.
Только после распада Советского Союза монастырь был возрожден.
Источник № 1:
В XI веке возле города Никеи жила благочестивая вдова с сыном, у которой находидась чудотворная икона Божией Матери. Правитель города послал к вдове воинов, чтобы уничтожать икону. Один из них ударил копьем в лик Богородицы, и тотчас из иконы потекла кровь.
Желая спасти икону, вдова предложила воинам серебро и упросила оставить икону на один день. После молитвы она опустила икону в море, но, к великому ее удивлению, икона поплыла в вертикальном положении.
Прошло почти два столетия, как в один вечер иноки Афонской Иверской обители увидели в море огненный столп, в основании которого стояла икона Богоматери. Сев в ладью, иноки хотели взять икону, но чем ближе они подплывали к ней, тем дальше она уходила от них. Тогда старец Гавриил пошел по морю, как по суше и принял в свои руки святую икону.
Монахи внесли икону в соборную церковь и поставили в алтаре. На другой день иконы в этом месте не обнаружили. Она оказалась стоящей над вратами обители. Трижды монахи возвращали икону в алтарь, и трижды все повторялось вновь.
После этого старцу Гавриилу в видении явилась Богоматерь и повелела сказать братии, что она не хочет быть охраняемой ими, но Сама желает быть их Хранительницей.
Источник № 2:
Источник: https://www.shukach.com/ru/node/60135
Женский Свято-Иверский монастырь (Ростов-на-Дону) и его история
Духовное развитие 17 сентября 2016
В начале XX века на берегу реки Темерник вблизи города Ростова-на-Дону был основан женский монастырь, ставший за короткое время одним из главных духовных центров края. Ему было суждено претерпеть все беды, выпавшие на долю православных святынь за годы богоборчества, и вот, наконец, в его стенах возродилась былая иноческая жизнь. О нём наш рассказ.
Дар благочестивого купца
В 1903 году богатый ростовский купец Самуил Фёдоров пожертвовал Екатеринославской епархии значительный земельный участок, находившийся вблизи города Нахичивани. Предназначался он для создания женской монашеской обители.
Благодетеля побудило к столь щедрому дару, кроме заботы о спасении собственной души, ещё и желание его шестнадцатилетней дочери покинуть суетный мир и навсегда затвориться в стенах монастыря. Сохранилось письмо, в котором Ростовская-на-Дону епархия, обращаясь в Святейший синод, испрашивала дозволения на его открытие.
Начало строительства монастыря
В том же году, после исполнения всех юридических формальностей, будущая обитель получила официальный статус, и началось её строительство.
Доподлинно неизвестно, исполнила ли купеческая дочь своё намерение постричься в монахини, или, передумав, благополучно вышла замуж, порадовав избранника обильным чадородием, но женский Свято-Иверский монастырь (Ростов-на-Дону), основанный на папашины деньги, начал своё существование.
В народе его первое время называли не иначе как Фёдоровским, по фамилии благодетеля, финансировавшего постройку.
К чести его, надо заметить, что, продолжая начатое, купец построил на территории обители первый каменный храм, поднявшийся рядом с возведённой прежде деревянной часовней, и заказал для него список с чудотворной Иверской иконы Божьей Матери, от которой и получила своё название обитель.
Видео по теме
Жизнь обители в предреволюционные годы
Женский Свято-Иверский монастырь (Ростов-на-Дону) быстро разрастался, и к 1905 году в нём насчитывалось пятьдесят сестёр во главе с настоятельницей игуменьей Анастасией. Щедрость купца Фёдорова стала добрым примером для других жертвователей, на средства которых были возведён целый ряд построек, включая игуменский дом и сестринские кельи.
Знаменательное событие в жизни монастыря произошло в августе 1914 года, когда, возвращаясь из поездки на Кавказ, его посетил государь Николай II со своим сыном и наследником престола цесаревичем Алексеем. Войдя под своды недавно завершённого храма, они поклонились его главной святыне, и отстояли Божественную литургию.
В период Первой мировой войны сёстры монастыря совершили акт истинно христианского милосердия. Ими были взяты на воспитание девочки-сироты привезённые из оккупированной Польши. В обители они были не только окружены теплом и заботой, но и имели возможность учиться в школе. Их пребывание там продолжалось до начала двадцатых годов.
Обитель, преобразованная в сельхозартель
Драматические события, охватившие Россию в 1917 году, во всей полноте обрушились и на женский Свято-Иверский монастырь (Ростов-на-Дону). Однако, благодаря мудрости его настоятельницы игуменьи Анастасии, обитель сумела просуществовать ещё около десяти лет. Свою религиозную общину сёстры зарегистрировали как сельхозартель, и это уберегло её от немедленного закрытия.
В те годы насельницы монастыря развернули широкую хозяйственную деятельность. Трудолюбивые от природы (большинство монахинь происходили из крестьянских семей), они за короткое время открыли у себя скотный и птичий дворы, хлебопекарню, создали пасеку и развели фруктовый сад, равного которому не было в округе. В довершение всего, устроили запруды, где разводили рыбу и насадили розарий.
Годы духовного мрака и запустения
Конец этому преуспевающему хозяйству наступил в 1929 году. На волне очередной государственной кампании по борьбе с религией, женский Свято-Иверский монастырь (Ростов-на-Дону) был закрыт. Сестёр разогнали, а его настоятельницу и нескольких ближайших помощниц судили, и, приговорив к шести годам лагерей, отправили в Сибирь.
Всё хозяйство монастыря, год от года создававшееся руками его насельниц, было разорено, и за короткое время территория некогда процветавшей обители превратилась в поросший бурьяном пустырь, посреди которого уныло возвышался безлюдный храм, лишённый куполов и колокольни.
Возрождение поруганной святыни
В конце восьмидесятых годов в стране набирали силу новые перестроечные веяния, и Ростовская-на-Дону епархия обратилась в правительственные органы с просьбой о возвращении монастырской территории и сохранившихся на ней построек в ведение Церкви.
Когда, наконец, после длительных бюрократических проволочек вопрос решился положительно, и поруганную святыню вернули Церкви, начался процесс её восстановления. К 1996 году, когда во главе обители была поставлена игумения Рахиль (Ковалёва) закончились основные восстановительные работы.
Был освящён престол нижнего этажа храма, и в нём возобновились богослужения. С приходом новой настоятельницы завершилась также реконструкция всего здания, и заняла своё место его главная святыня – Иверская икона Божьей Матери.
Описание иконы
Святой образ хранящейся в Ростове на Дону является списком с чудотворной иконы, находящейся на Афоне, и датируемой XI-XII веком. Искусствоведы относят его к типу богородичных икон, именуемому Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница.
Пресвятая Дева изображена с Младенцем Иисусом, сидящим у Неё на коленях. Придерживая Его левой рукой, правой Она указывает на него, как на тот единственный путь, который ведёт в Жизнь Вечную. При этом правая рука Её Предвечного Сына воздета в благословляющем жесте.
Источник: fb.ru
Источник: http://monateka.com/article/47419/