Туринская плащаница: история, где находится

Туринская плащаница. Секрет плащаницы из Турина

Туринская плащаница представляет собой 4-метровый кусок льняного полотна, который хранится в специальном серебряном ларце в церкви Святого Иоанна Крестителя, расположенной в городе Турине (Италия).

Всеобщему обозрению её предоставляют редко, учитывая возраст полотна. В прошлом веке её демонстрировали лишь 5 раз. В 2000 году реликвию смогли увидеть 3 миллиона человек.

В следующий раз Туринскую плащаницу покажут уже в 2025 году.

 История плащаницы из Турина

Согласно Библии, Иисус, снятый с креста, был завернут в некий кусок полотна, обнаруженный апостолом Петром в гробнице уже после воскрешения. Туринская плащаница удивительным образом сохраняет на себе двусторонний отпечаток изображения мужчины с распознаваемыми чертами лица, страдавшего на распятии.

Многочисленные кровоподтёки свидетельствуют о том, что на голове у него был надет венок с шипами, все тело было избито плетями и палками, а бок бесчеловечно пронзён копьём.

Обратите внимание

Тот факт, что именно такие истязания перенёс Иисус на Голгофе, заставил общество содрогнуться от мысли, что данное полотно является подлинным.

Первые упоминания о полотне встречаются в 1357 году. Согласно письменному свидетельству, рыцарь привёз его во Францию из крестового похода в качестве трофея. Впоследствии, приобретённая в 1578 году у потомков рыцаря представителями Савойской династии, она была перевезена в Турин, где и находится до сих пор.

 Загадка для науки

 Изначально существовало твёрдое убеждение в том, что изображение было нанесено красками.

Однако очень смущало учёных то, что изображение похоже на негатив – тёмная в естественных условиях окраска на полотне выглядит светлой, тогда как светлая смотрится темной, при этом сохраняя схожесть с оригиналом.

Поэтому в 1898 году научное сообщество провело ряд исследований полотна, прибегнув к фотосъёмке. Учёные доказали, что с помощью красок добиться такого сходства и натуральности просто невозможно. Оказались тщетными и попытки добиться подобного изображения с помощью других средств.

 Католическая церковь по вопросу подлинности полотна всегда вела себя очень сдержанно, не давая официальных комментариев, но периодически позволяя широкому кругу любопытствующих взглянуть на реликвию.

 Исследования Туринской плащаницы

 Четвёртый раз за столетие, выставляемая в 1978 году, плащаница была всесторонне изучена учёными, большей частью родом из США. А уже в 1981 году Коннектикутский университет в Гротене организовал специальную выставку, посвящённую итогам этой работы. Согласно исследованиям:

  • На полотне действительно видна реальная человеческая фигура;
  • Человеческое тело было избито и распято;
  • В следах крови обнаружен гемоглобин.

 Те, кто не сомневается в подлинности полотна, выдвигают свою версию появления изображения на льняном полотне: в момент воскрешения из тела Спасителя исходила энергия, которая и оставила отпечаток изображения на ткани.

 Уже в 1989 году учёные, работавшие в трёх различных лабораториях, провели радиоуглеродный анализ, чтобы определить возраст самой плащаницы. В ходе исследований было достоверно установлено, что возникновение полотна датируется 13-м веком. Католическая церковь, руководствуясь неоспоримостью приведённых доказательств, назвала плащаницу не иначе как художественным изображением Иисуса.

 Однако специалисты Института криминалистики ФСБ во главе с директором, доктором технических наук Анатолием Фесенко сумели установить, что реликвия исчисляет свой возраст с 1-ого века нашей эры, тем самым доказав её подлинность.

Важно

Кроме того, учёные смогли объяснить своим оксфордским коллегам причину, по которой они первоначально совершили столь досадную и непростительную ошибку, назвав Туринскую плащаницу подделкой.

Дело в том, что во времена Средневековья монахи очищали поверхность ткани с помощью растительного масла, которое со временем образовало на волокнах полотна полимерное покрытие, исказившее результаты исследований зарубежных коллег.

 Проведя дополнительные исследования в лабораториях Оксфорда, учёные признали достоверность результатов работы наших соотечественников.

 Исследователи сделали тысячи фотоснимков мельчайших фрагментов ткани полотна, а потом, словно паззл, сложили их. Так впервые был сделан сверхточный цифровой фотоснимок реликвии. Он составил 12,8 млрд. пикселей. Это позволило в мельчайших подробностях отобразить силуэт Иисуса и его лик.

 Экспертиза установила, что:

  • На полотне запечатлено зеркальное изображение человеческого тела;
  • Были обнаружены белки крови: альбумин, а также гемоглобин и билирубин. Причём, высокая концентрация последнего доказывает, что умирал человек насильственной смертью, находясь в состоянии стресса;
  • Группа крови у него была IV;
  • Хромосомы, обнаруженные в лейкоцитах, позволили определить мужской пол;

 Приняв во внимание результаты работ российских специалистов, сотрудники Оксфордского университета берут реванш в попытке вновь определить возраст полотна. Группа учёных во главе с профессором Кристофером Рамси решает прибегнуть к углеродному анализу, определив по распаду углеводорода плащаницы её действительный возраст.

Страница сгенерирована за 0,0379 s

Ещё статьи

История табуретки. Как устроен табурет. Этимология слова – табурет. Табуретка была постоянным и незаменимым предметом для сидения в концертных залах и в кинозалах на премьерах. Стул считался более изысканным предметом мебели, не для «простых» …

Создателем сетей магазинов Wal-Mart и Sam's Club является самый богатый человек 80-х годов XX века Сэм Уолтон. Его не берут на войну по здоровью. Он становится интендантом в военной части.

В 27-летнем возрасте Сэм запустил первый собственный небольшой магазинчик вблизи от большого магазина. Сэм искал решения. Он уделял много времени своим посетителям, встречал, рассказывал о товаре, помогал с выбором.

Секрет успеха кроется в …

Шелкография является, наверное, самым древним и практичным методом печати.

Интересно, а когда появились первые тетради и как они выглядели? Кто придумал тетрадку? И каково происхождение слова «тетрадь»? Слово «тетрадь» имеет в корне греческое «тетра» – четыре …

первыми карандашами были палочки из свинцово-цинкового сплава, зажиточные горожане использовали палочки из серебра. Из металла изготавливали проволоку и к недлинному кусочку приделывали металлическую или деревянную ручку.

Эти прародители современного карандаша были не очень удобными для письма, так как имели чувствительный вес, линия была нечёткой и выходила не ровной, и написанное исправить было невозможно.

Совет

Настоящая история всем известных карандашей, в нашем понимании, началась примерно …

Сколько лет насчитывает медицина сказать сложно. Ни один историк вам не назовёт даже примерной цифры, в каком веке люди начали лечить и изучать сам предмет.

Лечение травами, отварами, настоями и плодами, кажется, существовало всегда, ведь даже в детских сказках упоминаются добрые или злые волшебницы, ведьмы и колдуны.

Археологи периодически находят доказательства проведения сложнейших операций, которые и сегодня считаются фантастическими, ещё до нашей эры. Так какой была доисторическая медицина? …

Конец 1950-х годов. США, Нью-Джерси. 1958 год. Ведущий в США технологический институт, лаборатория «АТТ» компании «Белл», ищет способ изменения техники набора номера на дисковом телефоне, на технику нажатия на кнопки.

Как лучше всего расположить кнопки на панели? Инженеры обратились к новой отрасли науки «исследованию человеческого фактора», или, иначе говоря, к эргономике.

Эргономика основывается на простой идее — эволюция оптимизирует способ работы органов и свойств человеческого тела: памяти, рук, глаз… Самые эффективные приборы …

Источник: http://FAQed.ru/history-historical-notes/history/the-secret-of-the-shroud-of-turin.htm

Туринская плащаница. История. Исследования. Версии

Туринская плащаница – это четырехметровое полотно, в которое, согласно предания, Иосиф из Аримафеи завернул тело Христа после Его крестных страданий и смерти.

В ней Иисуса похоронили в гробнице, вырубленной в скале, которая находилась на земле в собственности Иосифа, около сада, находящегося неподалеку от Голгофы.

Обратите внимание

Как считают некоторые верующие, на плащанице отпечатался лик и тело Иисуса, и она стала одной из важнейших реликвий христианства.

Кстати, официально Ватиканом плащаница не была признана подлинной, однако католическая церковь считает ее важным напоминанием о Страстях Христовых.

История Туринской Плащаницы

Как известно, до разграбления крестоносцами Константинополя в 1204 г. (во времена Четвертого крестового похода) плащаницу хранили в храме Святой Софии и выставляли для поклонения на Страстной неделе и каждую пятницу.

До наших дней дошли свидетельства Николая Мазарита, спасшего плащаницу от огня во время бунта императорской гвардии в 1201 году: «Похоронные Ризы Господни.

Они из полотна и еще благоухают помазанием», и летописца Крестового похода Робера де Клари: «И никто, будь то грек или франк, дальше не знал, что случилось с этой плащаницей после разгрома и расхищения города».

Архиепископ Антоний Новгородский тоже видел плащаницу в Константинополе во времена паломничества в 1200 г. (она была подвешена над алтарем Софийского собора).

После того как Константинополь был взят крестоносцами Туринская плащаница была утеряна и появилась только спустя более чем 150 лет во Франции, в городе Лире.

1353 год — некто граф Жофрэ де Шарни публично заявил о нахождении у него плащаницы и передал ее в приход местной церкви, где ее впервые выставили в городском храме, что вызвало резкий протест местного епископа. Дело было осложнено тем, что Жофрэ де Шарни не мог объяснить ее происхождения.

Имеется гипотеза, по которой реликвия в течении всех этих лет тайно хранилась в ордене тамплиеров, которые поклонялись ей как святыне. Но орден распустили в 1312 г., а многих тамплиеров казнили.

Важно

Потому никаких стопроцентно верных подтверждений этой версии не существует. Так же не просто объяснить местонахождение плащаницы между 1312 и 1353 годами.

Ведь граф де Шарни мог только на словах утверждать о происхождении плащаницы и о том, что на протяжении всего этого времени она находилась именно у него.

1389 год — сын Жофрэ де Шарни, после того как заручился поддержкой папы римского, сделал вторую попытку выставить реликвию в храме.

Ее поместили в специально выстроенную церковь в Лире, во владениях де Шарни близ Парижа.

Против этого был против местный епископ Пьер д’Арси, который официально заявил, что Туринская плащаница – «дело человеческих рук». Его меморандум – первый документ о «плащанице де Шарни», имеется у историков.

1390 год — папой Климентом VII был вынесен вердикт: реликвию можно показывать в церкви, но лишь в том случае, если при этом разъяснять, что это не настоящее полотно, в которое Иосиф Аримафейский завернул тело Христа, а его художественное воспроизведение – икона.

1452 год — внучка графа Жофрэ, Маргарита де Шарни, продала Туринскую плащаницу герцогу Людовику I Савойскому, который хранил ее в соборе города Шамбэри (Фрнция), где она пострадала при пожаре 1532 г. После того как столица была перенесена в Турин в 1578 г. реликвию стали хранить в специальном ковчеге в соборе Иоанна Крестителя, где она пребывает и сегодня.

Туринскую плащаницу выставляют для обозрения паломников раз в четверть века. В последний раз это было летом 2000 г. Тогда ее смогли увидеть больше миллиона человек. В следующий раз реликвию предполагается выставить в 2025 г.

Научные исследования. Версии. Споры

В фокусе Туринской плащаницы сошлись многие научные, исторические и теологические проблемы. В прошлом столетии, наконец, появилась возможность активного научного исследования реликвии с применением специальной аппаратуры. Во время этих исследований были получены неоднозначные данные.

1988 год — делались попытки датирования методом радиоуглеродного анализа, которые дали в разных лабораториях (в Аризоне, Оксфорде и Цюрихе) близкие диапазоны дат, попадающие в XII—XIV столетия н. э.

Но в более поздних научных работах достоверность результатов поставили под сомнения.

Совет

Участник первого проекта по исследованию реликвии, химик из американской Лос-Аламосской лаборатории Раймонд Роджерс, проанализировав химический состав ткани, предположил, что образцы, которые были сняты для радиоуглеродного анализа, брались не с основной ткани, а с заплат, наложенных во время одной из починок Туринской плащаницы.

Следует отметить, часто высказывается версия, что полотно реликвии могло быть загрязнено более молодым углеродом, к примеру, во время одного из пожаров, пережитых плащаницей.

Сторонники подлинности раритета указывают, что ее датировка XII—XIV столетиями н. э. не согласуется с иными исследованиями. В пользу версии о более древнем ее возрасте говорят анализы состава ткани, которые якобы показали следы от монет, положенных на глаза завернутого в полотно.

Надо заметить, что с научной точки зрения большинство сообщений о результатах исследований плащаницы сомнительны. Только радиоуглеродный анализ 1988 г.

был проведен независимо в трех различных лабораториях (и дал практически одинаковый результат), тогда как остальные сведения: как со стороны сторонников подлинности реликвии (к примеру, о характере ткани, о монетах, о пыльце), так и со стороны противников (о частицах краски – охры – по контурам тела и киновари в капельках крови), встречаются в сообщениях одиночных исследователей и другими учеными не подтверждены.

Читайте также:  Июнь именины девочек и мальчиков по церковному календарю

Попытки создания Туринской плащаницы

Стоит упомянуть и про необыкновенный эксперимент, проведенный в середине 2009 г. итальянцем Луиджи Гарласчелли, профессором органической химии. Этот ученый решил наглядно доказать, что артефакт, подобный плащанице, вполне возможно было сделать с применением технологий XIV столетия.

Группа специалистов под началом профессора смогла за неделю создать копию плащаницы, соткав полотно и завернув в него добровольца, которого предварительно покрыли таким красителем, как охра (он имел широкое распространение в Средневековье).

Благодаря этому получили «отпечаток» тела на ткани. Потом ее искусственно состарили, постирав и нагрев в печи.

Обратите внимание

Кстати, в охре, которую итальянский ученый использовал в эксперименте, содержались кислотные примеси, что помогло визуально состарить полотно и изображение на нем.

Для полноты картины профессор украсил свой новодел пятнами крови, водяными разводами, а также прожег в тех же местах, где был поврежден оригинал во время пожара в XVI столетии.

В результате были получены погребальные пелены, которым можно дать несколько сотен лет. Конечно, проверки на изотопы углерода С14, при помощи которого ученые и датируют предметы старины, он не выдержит.

Однако в Средние века этого метода еще никто не знал, так что искусную фальшивку вполне можно было выдать за подлинник…

Величайшая мистификация Леонардо да Винчи

С именем Леонардо да Винчи – величайшего гения эпохи Возрождения – связано немало тайн и еще больше открытий.

2009 год — мир потрясла новая сенсация: американскими учеными было заявлено, что плащаница, средневековая христианская святыня, была создана да Винчи! Ученые высказали предположение, что да Винчи перенес на ткань плащаницы свое изображение с помощью техники, предвосхитившей фотопечать.

Первой эта версия была высказана Лилиан Шварц, американской художницей, консультантом по графике Школы изобразительных искусств в Нью-Йорке. Кстати, она же выдвинула в 1980-х годах сенсационную гипотезу о том, что Мона Лиза – это автопортрет самого художника.

«А если это так, то Леонардо вполне был способен повторить этот трюк еще раз», – считает Шварц. Для подтверждения своих рассуждений, исследовательница при помощи специальной компьютерной программы проанализировала два изображения: известный автопортрет художника и таинственный лик на знаменитой Туринской плащанице.

«Христос» оказался едва ли не зеркальным отражением лица великого гения.

Как именно Леонардо мог создать плащаницу?

При помощи камеры-обскуры, отвечают ученые. Вначале он вылепил свою голову. Потом натянул в темной комнате на каркас полотно, пропитанное сульфатом серебра, которое не составляло труда достать в Италии в XV столетии.

Это придало холсту свойство светочувствительности, отдаленно сходное с тем, которым обладает современная фотопленка.

При попадании на сульфат серебра ультрафиолетовых лучей начинается химическая реакция, и на ткани остаются следы, которые напоминают ожоги.

В одной стене гениальный мастер проделал маленькое отверстие и закрыл его хрустальной линзой. Солнечные лучи, проходя через нее, «выжгли» на ткани черты бюста.

В пользу этой версии говорит тот факт, что в «Трактате о живописи» да Винчи имеются самые, пожалуй, ранние чертежи примитивного фотографического устройства, которое могло использоваться им во время создания изображения на плащанице. Оно-то и называется камера-обскура.

Это простейший вид устройства, которое позволяет получать оптическое изображение объектов. Тем более что изображение на холсте является классическим фотонегативом. Проверить, кстати, это легко – с помощью анализа плащаницы на наличие сульфата серебра.

Некоторые эксперты разделяют точку зрения Шварц. Они считают, что если кто и был способен работать с камерой-обскурой, то это был Леонардо. Кроме этого, создатель плащаницы должен быть еретиком, человеком, не боящимся подделать изображение Христа.

Важно

По мнению Лилиан Шварц, подделка великого мастера предназначалась для того, чтобы заменить более раннюю версию плащаницы, оказавшуюся еще более грубой подделкой. Она была куплена в 1452 г. Людовиком Савойским, после чего исчезла на 50 лет. Когда плащаница таинственным образом снова объявилась, то представляла собой вполне правдоподобную реликвию, потому что ее выполнил да Винчи.

Но не все разделяют мнение американки. Некоторые учены считают, теория Шварц не учитывает нескольких фактов. К примеру, как объяснить то, что на раритете отпечаталось тело в полный рост, да еще и с двух сторон: с лица и со спины?

Подтвердить или опровергнуть гипотезу Лилиан Шварц станет возможным только после выявления (или отсутствия) сульфата серебра на ткани. Однако пока Ватикан не дал официального согласия на такое исследование.

Т. Мансурова

Источник: https://mirvokrug.blog/2018/08/25/turinskaja-plashhanica-istorija-issledovanija/

Разгадка тайны Туринской плащаницы: полотно настоящее!

Раскрыт феномен Туринской плащаницы. Было ли завернуто в нее тело Христа после смерти?

Ученые, отрицающие сам факт существования Бога, порой сталкиваются с загадками, которым наука не в состоянии найти объяснение.

Для скептиков, уверенных в том, что Благодатный огонь в Иерусалиме – всего лишь регулярно повторяющийся удар молнии, самым мистическим христианским феноменом остается Туринская плащаница.

Действительно ли на ней отпечатался лик Создателя или история о ней – красивая сказка на библейскую тематику?

История плащаницы

О Плащанице упомянуто во всех четырех книгах Евангелия.

В книгах от Матфея, Марка, Луки и Иоанна с небольшими разночтениями сказано о четырехметровом полотне изо льна, в которое Иосиф завернул тело Иисуса Христа после того, как его сняли с распятия.

После чудесного воскресения Христа в гробу нашли этот же кусок ткани. На нем едва различим отпечаток мужского силуэта с ранами в области ступней, головы, рук и груди.

Первые подозрения в том, что история о плащанице – не больше, чем фантазия, были спровоцированы церковной модой в Византии XI века. У тамошних священников стали пользоваться популярностью алтарные покровы с изображением Христа – по сути, копии, того самого погребального савана. В каждой церкви Константинополя можно было найти несколько таких покровов.

Совет

Впервые об оригинале Туринской плащаницы в истории становится известно в 1353 году.

Французский рыцарь Жоффруа де Шарни в своем имении под Парижем выставляет плащаницу для поклонения, охотно показывая ее всем желающим и рассказывая историю полотна.

В 1345 он участвовал в походе против турецкого ига, где в бою ему удалось заполучить в свои руки христианскую святыню. Находку Жоффруа оценило королевское семейство: на их деньги вокруг плащаницы возвели церковь и наладили паломничество к ней.

Шарни удалось быстро разбогатеть и передать плащаницу потомкам, когда в поместье вторглись англичане. Те вывезли ее в Швейцарию и выгодно продали Савойским герцогам. Благородное семейство пригласило на экспертизу плащаницы специалистов из Ватикана. их вердикт был таким:

В 1983 году плащаницу герцоги передали в Турин – ее владельцем стал Ватикан, много лет назад считавший ее бесполезным лоскутом ткани.

Шокирующие результаты исследования плащаницы

Итак, святыня представляет собой льняное полотнище с двумя мужскими образами. Криминалисты считают, что завернутый в нее человек стал жертвой насильственной смерти, перед которой его пытали бичеванием.

На одной половине – его лик со сложенными руками и лежащими вместе ногами. На другой – спина того же человека с кровоподтеками.

Обратите внимание

Проведенные ими исследования подтвердили, что отпечаток на ткани появился тогда, когда мертвое тело завернули в нее.

Версия криминалистов заставила извлечь из пыльной библиотеки Ватикана записи о случае, произошедшем в конце XIX века. Фотограф Секондо Пиа сделал несколько снимков, а при проявлении негатива увидел четкий отпечаток Иисуса Христа. Причем, на ней незначительные нюансы лика были более заметны, чем на самой ткани.

Удалось ли скептикам доказать обратное?

В 1988 году зафиксирован единственный в истории случай, когда Рим разрешил отрезать небольшой кусочек плащаницы для экспертизы. Его разделили на три части и отправили в разные концы света: в Аризонский университет США, Политехнический институт в швейцарском Цюрихе и Оксфордский университет Великобритании.

Ученые сошлись во мнении, что ткань была создана в промежутке между 1275 и 1381 годами. Диагональный способ ее плетения, по их мнению, подтверждает невозможность ее создания в древние времена – этот метод изобрели в Средние века.

Они были непоколебимы в результатах диагностики, ведь для нее использовались новейшие технологии: ультрафиолетовое сканирование, спектроскопирование и радиоуглеводное датирование.

Необъяснимые события, связанные с Туринской плащаницей

Усомниться в точности современной техники заставляют рассуждения историков и археологов. Пока научные приборы доказывали, что плащаница сделана из хлопка, ученые упустили важное свойство этой ткани.

Хлопок подвержен гниению, поэтому ткань с отпечатком просто бы не дожила до наших дней – в отличие от льна. Все ткани, созданные в Средние Века были смесовыми: в них добавляли шерсть или хлопок.

Имело ли смысл фальсификаторам изготавливать особый ткацкий станок для плетения из 100% льна?

Плащаницу можно назвать «Пятым Евангелием» хотя бы потому, что анализ подтверждает, что следы на ней – это пятна человеческой крови. В области лба заметны отпечатки струй сосудистой крови.

Они могли возникнуть от тернового венца: шипы его врезались в кожу, прокололи ее и вызвали обильное кровотечение.

Кровь смешана с древними микроорганизмами и пыльцой растений, которые произрастают исключительно на территории Палестины, Турции и Центральной Европы.

То, что образ представляется в желто-коричневых тонах, объясняется удивительной гипотезой. Подобную окраску придать ткани может только химическая деформация молекул ткани, возникающая при нагревании или прохождении ультрафиолетового излучения. Это лишний раз подтверждает тот факт, что Туринская плащаница стала свидетелем не только смерти, но и воскрешения Иисуса.

Важно

В 1997 году плащаница доказала свою сакральную силу. Во время подготовки к празднованию 100-летия со дня первого научного изучения Туринской святыни случился серьезный пожар.

Один из пожарных почувствовал в себе невероятный прилив сил. У него получилось без особых усилий разбить огнеупорное и пуленепробиваемое стекло саркофага с тканью, что неподвластно обычному человеку.

Как еще можно назвать это событие, если не чудом Туринской плащаницы?

Источник: https://womanadvice.ru/razgadka-tayny-turinskoy-plashchanicy-polotno-nastoyashchee

Туринская плащаница: тайны святой реликвии

«Оплакивание Христа», Петрус Кристус, 1460 год

Не утихают споры вокруг загадочной христианской святыни − Туринской плащаницы. Считается, что это погребальный саван Иисуса Христа, в который его завернули после распятия. На нем чудесным и непостижимым способом запечатлен и сохранился образ Спасителя.

Главная ценность

Плащаница считается самой ценной из всех христианских реликвий. Она – объект поклонения и паломничества множества христиан в течение веков и, вероятно, единственная вещь, хранящая память о Господе, доказательство его смерти во искупление грехов человечества. Это льняное полотно длиной около 4 метров.

На нем можно разглядеть коричневые и красно-багровые пятна, смутно изображающие обнаженное тело худого бородатого мужчины со следами ран и крови. В левой половине полотна – изображение тела, лежащего лицом вверх, головой к центру, а в правой – его вид со спины.

Считается, что на одну часть полотна было положено тело Иисуса после распятия, а другой его накрыли.
Откуда взялась плащаница? Ее не упоминают ни в Новом Завете, ни в истории воскресения, ни в Деяниях апостолов.

Первые христиане жили, ничего не зная о ней? Неужели чудесным образом возникшее изображение Иисуса не заслуживало упоминания? Где она пропадала столько времени после его распятия?

«Снятие с креста», Джулио Кловио, 1540 год

Поиск историков

В XX веке о реликвии написаны сотни книг, в которых приводятся редкие свидетельства древних очевидцев и разные версии ее появления. Считается, что раньше, пока были гонения на христиан, она сохранялась верующими тайно. А когда гонения прекратились, плащаница находилась у византийских императоров.

Впоследствии ее стали выносить, и народ приходил поклоняться святыне, на которой «ясно можно было видеть лик Господень».
После VII века реликвия надолго пропала. Появилась она лишь в 1353 году, когда граф Жоффруа де Шарни сообщил, что плащаница находится у него.

Совет

Во владения де Шарни к святыне как к подлинному полотну, которым было обвито тело Христа, стали стекаться толпы богомольцев.
Тогда в разных городах показывали много подобных изображений. Споры о подлинности плащаницы продолжались долго. Ее стирали, варили в масле, но изображение на ней сохранялось.

Читайте также:  Собор святого князя владимира в киеве, как добраться, история

Она трижды горела и уцелела чудом. Появление Туринской плащаницы совпало с пиком продажности церкви. Реликвии приносили большую выгоду тем, кто выставлял их напоказ. Средневековую Европу переполняли «святыни»: перья ангелов, капли смертной крови и пота Иисуса, щепки от креста, на котором его распяли, и т.п.

В 1452 году Людовик I Савойский выкупил плащаницу и хранил ее в городе Шамбери. Папа римский Юлий II в 1506 году пожаловал часовне Шамбери титул «святая часовня святой плащаницы». Казна герцогов Савойских и часовни пополнялась бесчисленными пожертвованиями.

Вообще, вся история реликвии напоминает запутанный детектив с разной интерпретацией происходивших событий и большими пробелами во времени. Она то пропадает на десятилетия, то появляется снова.

Собор Иоанна Крестителя в Турине, где хранится плащаница

Необъяснимый эффект

В 1898 году, когда реликвия была выставлена на обозрение, фотограф-любитель Секондо Пиа впервые сфотографировал плащаницу. Тогда на негативах обнаружилось изображение распятого человека. По нему можно было изучать жуткую технику распятия на кресте: запечатлена каждая рана от гвоздей, каждый удар плети. Лицо мученика покрыто синяками, на голове следы от тернового венца.

Видны рана на груди от копья центуриона и подтеки крови. На плечах, спине и ногах видны следы ударов кнутом. Руки сложены крест-накрест в паху, на лице − суровое величие.
Анатомы и медики-криминалисты признали, что изображение соответствует человеческому телу рослого здорового мужчины в состоянии трупного окоченения. Все следы тока крови очень правдоподобны.

А точность слишком велика, чтобы быть творением художника. На теле судебные криминалисты насчитали более 100 следов ударов, причем именно римской плетью − с металлическими кусочками в виде рыбок на концах. Секондо Пиа, а за ним и другие, увидев проявившееся изображение, больше не сомневались, что этот человек был Иисусом Христом.

Ни один художник не мог создать эту плащаницу, не обладая таким знанием анатомии, чтобы сотворить подобную реликвию.

Римский папа Юлий II. Рафаэль Санти, 1512 год

Исследования святыни

Только в 1969 году церковь разрешила провести научное исследование святыни, и этим занялись целые комиссии и самые разные специалисты: историки, физики, химики, фотографы, художники, анатомы, хирурги, судебные криминалисты, специалисты по тканям и истории искусства.

Обратите внимание

Саван просвечивали рентгеновскими, ультрафиолетовыми и инфракрасными лучами, рассматривали под микроскопом, делали спектральный анализ, проводили разнообразные химические пробы. И несмотря на это плащаница остается загадкой.
По результатам всех изысканий выходит, что на полотне непонятным образом запечатлен реальный покойник.

Измерения изображения тела дали на виде спереди – 203 сантиметра, на виде сзади – 208 сантиметров, что превышает рост обычного человека. Хотя Библия не дает описания Христа, он явно не был гигантом. У человека на плащанице − лицо с сильно выпуклым лбом и белыми полосами по обеим сторонам.

В области шеи спереди − белая полоса, отделяющая лицо от тела. Задняя часть головы вытянута в затылочной части и шире передней. В 1988 году церковь разрешила взять пробы для анализа ткани. Три разные лаборатории, проведя радиоуглеродный анализ, датировали материал не ранее 1000 года. Весь мир был поражен.

Святыня оказалась поддельной! Выводы ученых вызвали негодование верующих, ожесточенные споры и заявления, что результаты намеренно сфальсифицированы или ошибочны.

Творение Леонардо да Винчи?

Необъяснимое появление реликвии давно вызывало сомнения в ее подлинности. После многолетних исследований ученые Клайв Принс и Линн Пикнетт пришли к сенсационному выводу, что реликвия является творением Леонардо да Винчи. Специалисты считают, что художник изготовил плащаницу в 1492 году, используя особую технику фотографии.

По некоторым сведениям, это был заказ продажного и безбожного папы римского Иннокентия VIII.
Использованный Леонардо метод настолько уникален, что его до сих пор не могут распознать специалисты. Для создания подобного надо не только иметь таланты в анатомии, физиологии и искусстве − надо быть гением.

У Леонардо был сильный стимул для сотворения такой фальшивки – глубокая неприязнь к церкви, объясняемая его пристрастием к тайной деятельности, магии и алхимии, еретические взгляды. Искажения изображения – это эффект ракурсной фотосъемки.

Подтверждает это также пятно над переносицей человека − ясный кружок света с темной короной по краям – именно там, где от линзы падало больше всего света. Иисусу голову не отрубали, поэтому человек на плащанице не имеет к нему никакого отношения.

Леонардо да Винчи, автопортрет

Важно

К потрясающему выводу, что на плащанице автопортрет Леонардо, пришла группа итальянских ученых, проведя соответствующие изыскания в 1993 году. Дерзкая идея запечатлеть на реликвии свое лицо, чтобы его образ почитали как Божественный, явно не оговаривалась в заказе.

Сохранение анонимности Леонардо обеспечивала смутность изображения, видимая простым глазом. Заметить сходство люди смогли только через века на четком негативе. Образ на плащанице – своеобразный монтаж, совмещающий лицо самого Леонардо и тело безвестного мученика.

Правда, никто не знает, соответствует ли эта версия действительности.

Паранормальная или чудесная?

Эффект негатива – самая таинственная характеристика плащаницы. Еще одну загадку обнаружили эксперты из США Джон Джексон и Эрик Джампер. Они обработали снимки плащаницы компьютерным анализатором, преобразующим интенсивность оттенков и тонов изображения в цифровую форму.

Исследователи увидели на реликвии объемное изображение человека! Такой результат не дает обработка простых фотографий или рисунков. Никто не может объяснить, как в плоском контуре человеческой фигуры на плащанице «закодировано» объемное изображение. Если реликвия подлинная, то как на ней получено такое изображение? Все попытки определить, как оно возникло, окончились провалом.

В способе, каким было нанесено изображение, есть нечто странное и мистическое. Туринская плащаница продолжает хранить свою тайну.

Источник: https://tainyvselennoi.ru/blog/43983107436

Туринская плащаница: реликвия или подделка?

Статья из журнала Naked Science (№13, май-июнь 2014).

Согласно преданию, именно ею Иосиф Аримафейский обернул тело Иисуса Христа после его мучительной смерти на кресте – и на ней отпечатались следы, принадлежащие христианскому мессии. Но может быть, священный саван – всего лишь средневековая подделка?

История плащаницы

Туринская плащаница – полотно чуть больше 4 м в длину и метра в ширину. Якобы на ней «отпечаталась» голова, руки и ноги Иисуса: можно увидеть черты умиротворенного лица, сохранившего спокойное и безмятежное выражение. Судя по отпечаткам, часть погребального савана положили под тело покойника, а другой обернули тело со стороны головы.

После смерти Христа плащаница исчезла более чем на 13 веков – продолжает предание. Впервые о ней заговорили в 1353 году, когда некий французский крестоносец привез саван из своих дальних странствий. Бытует мнение, что до разграбления европейцами Константинополя плащаница хранилась именно там, хотя достоверных свидетельств этому нет.

Уже потом семья рыцаря передала артефакт церкви города Лирей, и с этого момента берет начало другая история реликвии: к небольшому городку потянулись вереницы паломников. Интерес к плащанице начал было угасать, когда церковь объявила ее подделкой, которых в то время было великое множество. 

Совет

Однако спустя почти век, в 1452 году герцог Савойи Людовик I купил плащаницу, и она переехала в город Шамбери. В 1578 году ее перевезли в собор Иоанна Крестителя в Турине на севере Италии. Здесь она и «осела», получив свое привычное название.

Впрочем, настоящая слава пришла к ней много столетий спустя – в конце XIX века.

В 1898 году итальянский адвокат Секондо Пиа сфотографировал плащаницу и, работая над новыми снимками, заметил одну очень странную деталь.

На пленках было видно, что свет и тень на них как бы поменялись местами: Туринская плащаница была словно негативом. Следовательно, в руках у фотографа Секондо Пиа оказались фотографии в позитиве.

Это необычное явление привлекло массу энтузиастов, но научных опытов с плащаницей никто проводить в то время не стал. Церковь не желала выдавать реликвию посторонним, хотя и не подтверждала ее подлинности официально. Впрочем, технологии конца XIX века не смогли бы дать ответы на все вопросы любопытных. Всерьез за исследование артефакта ученые взялись лишь во второй половине XX.

Точных дат рождения и смерти Христа не существует. Предполагается, что он родился в промежутке между 12 и 4 годом до н. э. Его смерть обычно датируют 26-36 гг. н. э. Если верить некоторым ученым, сторонникам подлинности Туринской плащаницы, она была изготовлена в начале I века н. э. – в период жизни и смерти Христа.

Христос был альбиносом?..

Главный вопрос можно сформулировать так – почему Туринскую плащаницу считают подлинной? Дело в том, что на ней можно видеть не только отпечатки тела, но и следы от ран. Пугающие свидетельства распятия, многочисленные удары бичом, наконец, кровоподтеки на месте удара копья римского легионера – все это «отпечаталось» на реликвии.

Питер Пауль Рубенс, «Снятие с креста» / ©Собор Антверпенской Богоматери

Здесь есть один интересный момент, о котором не всегда упоминают. В христианской традиции принято изображать распятого Христа с гвоздями, забитыми в ладони. В настоящем же Древнем Риме гвоздями прибивали запястья. На Туринской плащанице отчетливо видно, что гвозди были забиты именно в запястья. 

Доказывает ли это ее подлинность? Не стоит спешить с выводами, ведь саван мог подделать искусный мистификатор – мастер, который был знаком с древнеримскими обычаями гораздо лучше, чем обычный священник Средних веков.

Можно ли провести анализ остатков крови на плащанице? Увы, даже в наш век невозможно с точностью сказать, есть ли на ней кровь – исследования не могут подтвердить ни ее наличия, ни ее отсутствия. 

Ученые скорее склоняются к тому, что пятна на саване – лишь красители, сернистая ртуть и охра. Казалось бы, вопрос можно закрыть, тем не менее художники больше 50 раз пытались скопировать изображение плащаницы, в том числе – с использованием новых методов – но достичь того же результата им не удалось.

Как мы уже упоминали, внимание публики привлекло то, что изображение Иисуса сохранилось в негативе. Некоторые объясняют это «эффектом засветки ткани» полотна. Есть на этот счет и гипотеза о примитивном фотоаппарате, который могли использовать для изготовления подделки.

Обратите внимание

ё Впрочем, если изображение на плащанице действительно негативное, то Иисус Христос окажется… альбиносом с белыми волосами и бородой того же цвета. Многие исследователи, однако, не рассматривают версию о негативном изображении на плащанице.

Они полагают, что часть ткани просто подверглась более сильному солнечному воздействию, поэтому получился такой эффект. Существует одно веское доказательство подлинности плащаницы.

В 1976 году ученые из Лос-Аламосской Национальной лаборатории поместили ее изображение в компьютер VP-8, способный интерпретировать оптическую плотность изображения и превращать плоскую картинку в рельефную. Результаты оказались неожиданными: на экране проявилось трехмерное изображение человека.

  Верующие получили серьезный козырь, но скептики не отступились: даже если плащаница не является простым изображением, это еще совсем не говорит о том, что ею было обернуто тело мессии. Для изготовления савана мистификатор мог использовать некий макет, а возможно, и настоящее тело человека.

Экспозиция Туринской плащаницы в соборе Святого Иоанна (Хертогенбос, Нидерланды) / ©Flickr/Anja

Поздняя датировка

Самый простой способ развеять мифы о подлинности савана – доказать, что он был сделан в Средневековье. Но все не так просто, как думали сторонники подделки.

Еще в 1950-е годы XX века ученые обратили внимание на то, что примитивная структура ткани полотна говорит о его раннем происхождении.

Согласно выводам тех времен, плащаница могла быть сделана еще в I веке нашей эры – именно тогда жил Христос.

Самые известные опыты с плащаницей были проведены в 1988 году. Сразу три независимые лаборатории – Оксфордского и Аризонского университетов, а также Федерального политехнического института в Цюрихе – получили образцы савана с целью установить его возраст путем радиоуглеродного анализа. 

Читайте также:  Благодарственный молебен как правильно заказать

К разочарованию многих верующих, все три лаборатории предоставили схожие результаты – плащаница была изготовлена не раньше XIII века. Ни о каком древнем происхождении полотна не могло быть и речи.

Важно

Нужно ли говорить, что на этом история не закончилась. Любители мистики и просто верующие настаивали на том, что плащаница подверглась стороннему воздействию, что исказило результаты тестов. Действительно, в 1532 году саван обгорел при пожаре в Шамбери, и на плащаницу были нанесены заплатки.

Могли ли ученые сделать неверный вывод, имея под рукой более позднюю ткань? Маловероятно, ведь отличить оригинальное плетенье от средневековых заплаток очень просто. Едва ли на результаты эксперимента могло повлиять и другое внешнее воздействие, например, окрашивание.

Если бы плащаница была чем-то загрязнена, то это могло бы сыграть свою роль, но не настолько, чтобы ошибиться на тысячу лет. Во всяком случае, большая часть ученых считает именно так.

В 2001 году в «Вестнике РАН» была опубликована статья специалистов из Института криминалистики ФСБ России, Центра Туринской плащаницы и Министерства юстиции РФ. В ней утверждалось, что радиоуглеродный тест мог дать неправильные результаты, поскольку плащаница содержала средневековые масла.

Таким образом, возраст полотна «случайно» сдвинулся на 1300 лет. Уже после публикации материала другие исследователи провели ряд новых анализов. Выяснилось, что содержание масел в полотне могло бы внести погрешность в 276 лет, но никак не в тринадцать столетий.

Заметим еще, что у авторов вышеназванной статьи никогда не было настоящих образцов, все их выводы основаны на фотографиях плащаницы.

Собор Иоанна Крестителя в Турине, где находится плащаница  / ©depositphotos.ru

«Заговор вокруг Иисуса»

Существуют и весьма странные теории. Есть версия немецкого писателя Хольгера Керстена (Holger Kersten), по мнению которого результаты опытов 1988 года были верны, вот только сами образцы… подменили.

В защиту этой «гипотезы» говорит то, что из лабораторных записей, фиксировавших все происходящее, действительно, таинственным образом исчезли полчаса съемки.

За это время ткань савана вполне могли подменить.

Писатель не ограничивается историей о краже полотна, подвергая сомнению даже официальную позицию церкви в отношении Христа. Именно церковь, согласно версии Керстена, стоит за фальсификацией опытов, и причины у нее самые что ни на есть веские. 

Якобы Туринская плащаница содержит в себе свидетельства того, что на момент снятия с креста Христос вовсе не был мертвым. По мнению Керстена, раны мертвого человека просто не могли так кровоточить и не оставили бы таких следов на полотне.

Но как Иисус Христос мог пережить казнь? По версии немецкого писателя, у последователей Христа изначально имелись четкие планы по спасению своего мессии. Его сняли с креста через три часа после распятия.

Совет

Действительно, многие приговоренные висели на кресте больше пяти дней, и некоторые из них даже выживали. Христос потерял сознание после того, как к его лицу поднесли влажную губку, которая могла содержать какое-нибудь усыпляющее вещество.

Таким образом, надзирателей могли ввести в заблуждение сторонники Иисуса Христа.

Теоретически, на момент снятия с креста он еще мог оставаться живым, но это лишь догадки. Главное и, по сути, единственное свидетельство версии Керстена – Евангелие. Утром гробницу нашли пустой – утверждает Священное Писание.

Теория Керстена может объяснить и появление отпечатков тела на плащанице. Для заживления ран последователи Христа могли использовать масла алоэ и миро, и именно они стали причиной появления пятен на полотне. Все это и многое другое было описано в книге Хольгера Керстена и Эльмара Грубера «Заговор вокруг Иисуса».

Впрочем, основоположника этой теории заговора вряд ли можно назвать ученым. Известно, что он работал в воскресной школе Фрайбурга, после чего решил посвятить себя путешествиям и писательской карьере.

Помимо книги «Заговор вокруг Иисуса» Керстен опубликовал еще один труд с кричащим заголовком – «Иисус жил в Индии». Одних названий достаточно, чтобы сделать определенные выводы об уровне этих работ.

 В основе радиоуглеродного метода датировки лежит измерение соотношения изотопа 14C к стабильным изотопам углерода. Радиоуглеродный метод очень сложен и требует высочайшей квалификации – известны случаи, когда результаты опытов были перевернуты «с ног на голову». Впрочем, почти всегда такой анализ позволяет получить очень точные и обоснованные результаты.

В погоне за сенсацией Годы идут, а интерес к Туринской плащанице не угасает. И хотя доступ к реликвии ограничен, после 1988 года ученые сумели провести еще несколько опытов. В прошлом году научный мир потрясли результаты новых исследований.

Профессор Падуанского университета Джулио Фанти (Julio Fanti) решил опровергнуть выводы исследований конца 1980-х годов. Оригинальные образцы Туринской плащаницы были подвергнуты инфракрасной спектроскопии, а также механическим анализам.

Результаты исследований полностью противоречили результатам радиоуглеродной датировки: если верить Джулио Фанти, Туринская плащаница может оказаться на три века старше самого Христа!

Критикуя результаты предыдущих опытов, профессор не сказал ничего нового. Пожар и использование масел якобы сыграли с учеными злую шутку, заставив их ошибиться с датировкой на тысячу лет.

Эта версия детально изложена в книге Фанти «Тайны плащаницы», написанной в соавторстве с журналистом Саверио Гаетой. Как и в случае с Керстеном, здесь прослеживается классическая схема «невероятного открытия».

Все это очень напоминает дешевую сенсацию.

Обратите внимание

Одним из последних исследований стали исследования итальянских физиков Джузеппе Лачидоньи (Giuseppe Lacidogna), Aльберто Карпинтьери (Alberto Carpinteri) и Оскара Борлы (Oscar Borla) из Туринского политехнического института, результаты которых опубликованы в 2013 году.

Как и Джулио Фанти, ученые подвергли критике выводы эксперимента 1988 года, только теперь акцент был сделан не на пожаре или наводнении, а на землетрясении.

Якобы, незадолго до казни Христа в Иудее имело место землетрясение, которое изменило свойства и ориентацию частиц на полотне. 

Естественно, никаких научных подтверждений у этой версии тоже нет, и вряд ли они появятся. Существует немало сейсмически активных мест, но подобных явлений там не наблюдали.

Туринская плащаница – это цельное полотно, но древние иудеи, насколько можно судить, использовали в ритуальных обрядах не цельные саваны, а несколько кусков ткани. Одним из таких полотнищ, например, укрывали голову усопшего. Получается, что версия о подлинности плащаницы противоречит древним иудейским обычаям. 

Подделка?

Итак, среди всех проведенных экспериментов самым авторитетным можно считать исследование 1988 года. Его результаты отчетливо показали, что Туринская плащаница, скорее всего, лишь средневековая подделка. 

Впрочем, разве в датировке дело? 

Что нам может дать установление точного возраста плащаницы? Ровным счетом ничего, что доказывало бы ее подлинность. Даже если плащаница и была изготовлена в I веке, это совсем не говорит о том, что в нее заворачивали тело Иисуса Христа.

Странным выглядит уже то, что после казни плащаница бесследно исчезала на тринадцать веков. А ведь она была ценной христианской реликвией.

Отпечаток лица – еще один интересный момент, на который не всегда обращают внимание.

Если предположить, что на плащанице отпечатался лик мессии, то почему этот след так похож на художественный портрет? Действительно, если бы ткань соприкасалась с телом человека, и на ней остались его следы, то при развороте полотна это лицо имело бы искаженные формы. Правда, по версии того же Керстена, лицо Христа отпечаталось на полотне не за счет прямого контакта, а за счет исходящего от тела тепла и разных масел.

Получается, что никаких реальных доказательств подлинности савана не существует. Даже церковь не берется подтвердить версию апологетов плащаницы. А если нет доказательств, то зачем выдумывать лишние поводы для новых опытов?..

Статья из журнала Naked Science (№13, май-июнь 2014).

С точки зрения науки

Илон Маск

Источник: https://naked-science.ru/article/nakedscience/turin-shroud-relic-or-fake

Туринская плащаница

Это одна из самых загадочных христианских святынь, обладающая весьма интересной историей. Туринская плащаница представляет собой не только известную достопримечательность Италии, к месту ее хранения совершаются паломничества многочисленных туристов, относящихся к самым различным конфессиям.

Итальянский Париж

Турин расположен на северо-западе Италии и является административным центром области Пьемонт, провинции Турин. По численности населения это четвертый после Рима, Милана и Неаполя город Италии.

Привлекательный исторический центр города, выполненный преимущественно в стиле барокко, полон изящества и очарования. Украшенные зелеными аллеями уютные изогнутые улицы пестрят бесчисленными портиками, различными галереями, а также статуями савойских герцогов.

Все это создает более спокойную атмосферу, чем в других итальянских городах.

Турин часто называют «итальянским Парижем», ведь по величию и красоте он схож именно со столицей Франции, это настоящий музей под открытым небом.

Важно

Туристы могут любоваться экспонатами, имеющими более чем двухтысячелетнюю историю, образцами архитектуры различных исторических эпох, включая сооружения времен Древнеримской империи, а также шедеврами архитектуры эпохи Возрождения.

Осмотр достопримечательностей города обязательно приведет вас на площадь Кастелло – сердце туристического Турина, украшенное грандиозными дворцами Палаццо Реале и Палаццо Мадама.

Тем же, кто решил приехать в Турин с целью паломничества или просто желает ознакомиться с религиозными достопримечательностями и христианскими святынями, рекомендуется посетить:

  • церковь Святого Лаврентия;
  • аббатство Святого Антонина;
  • собор Гран Мадре ди Дио;
  • монастырь святого Михаила.

Однако основной святыней, благодаря которой в Турин ежегодно съезжаются многочисленные потоки туристов, является знаменитая Туринская плащаница.

История происхождения

Документально зафиксировано, что святыня была создана в XIV веке. До этого периода все исследования и предположения ученых-теологов сводились к тому, что первые упоминания о плащанице появились еще в V веке, когда центр христианства постепенно перекочевал из Римской империи в Византию.

На протяжении всего XX века Туринская плащаница публично демонстрировалась всего лишь четыре раза. Последние выставки проходили в 2000, 2015 году и длились несколько месяцев. По заявлению историков, льняное полотно имеет прямое отношение к известным библейским событиям, которые произошли в Палестине в I веке нашей эры.

Плащаница представляет собой льняное полотно золотисто-желтого цвета с отпечатками человеческого тела и лица, которые трактуются как подлинный, нерукотворный лик Христа.

Кроме того, на ней находятся следы крови, которые были оставлены многочисленными ранами, кровоподтеками на голове, предположительно от шипов тернового венца. Также просматриваются следы от гвоздей в запястьях и ступнях ног.

Ученые утверждают, что отпечатки принадлежали мужчине, рост которого был около 180 см, а возраст от 35 до 40 лет.

В течение ста с лишним лет Туринская плащаница принадлежала ордену тамплиеров. Рыцари-храмовники чтили и оберегали святыню, пряча ее от посторонних глаз.

Согласно историческим записям, полотно исчезло в 1204 году во время сражения за Константинополь.

Совет

На протяжении всего XIII столетия местоположение святыни было неизвестно, однако в 1353 году она нашлась у Жоффруа да Шарне – последнего магистра ордена тамплиеров.

Подлинность Туринской плащаницы многократно подвергалась сомнениям многими учеными-теологами. Даже у Ватикана нет официальной позиции по данному вопросу. Поэтому различные исследования продолжаются и по сей день.

Современный период

Переходя из рук в руки, на определенном этапе плащаница, уже хорошо известная в Европе, стала собственностью Савойской династии и была перевезена в 1563 году в Турин – тогдашнюю столицу Савойи. Здесь она находилась вплоть до 1983 года, в котором последний савойский король завещал её Ватикану, но с условием, что полотно навсегда останется в Турине.

Со второй половины XVI века в Турин устремились многие религиозные ордены, каждый из них заложил здесь свои церкви, которые и по сегодняшний день являются неотъемлемой частью экскурсионных туров и религиозного паломничества.

Купить экскурсионный тур по Турину – значит приобрести отличную возможность посетить известные достопримечательности: музей Святой Плащаницы, а также музей, посвящённый истории возникновения Туринской Епархии.

Поклониться святой Туринской плащанице можно в главном кафедральном соборе, где она хранится. Не забудьте побывать и в других не менее значимых религиозных местах, которые помогут убедиться в духовном единстве мира.

Источник: https://excursiana.com/turin/sight/turinskaya-plashhanica

Ссылка на основную публикацию