Святой тарасий архиепископ константинопольский

Канон святителю Тарасию, архиепископу Константинопольскому

Пѣ́снь а҃.

І҆рмо́съ: Грѧди́те, лю́дїе, пои́мъ пѣ́снь хрⷭ҇тꙋ̀ бг҃ꙋ, раздѣ́льшемꙋ мо́ре, и҆ наста́вльшемꙋ лю́ди, ꙗ҆̀же и҆зведѐ и҆зъ рабо́ты є҆гѵ́петскїѧ, ꙗ҆́кѡ просла́висѧ.

Наведе́нїѧ и҆ плѣне́нїѧ, и҆ рабо́ты грѣхо́вныѧ мѧ̀ и҆зба́ви, и҆ къ покаѧ́нїю наста́ви, ще́дре, наводѧ́ мѧ ско́рѡ къ любвѝ твое́й.

Стрꙋи̑ жи́зни и҆мѣ́ѧ, мꙋ́дре, се́рдце твоѐ, цр҃кве бы́лъ є҆сѝ ꙗ҆́кѡ рѣка̀ бж҃їѧ, напо́лнившисѧ ᲂу҆че́ньми, и҆ сеѧ̀ напоѧ́ѧ, ѻ҆́ч҃е, бразды̑.

Ма́стїю тво́й ве́рхъ честны́й, дх҃омъ бжⷭ҇твеннымъ пома́засѧ, тара́сїе, на брадꙋ̀ бога́тнѡ ꙗ҆́кѡ а҆арѡ́ню, сни́де на ѻ҆ме́ты твоѧ̑, ꙗ҆́кѡ роса̀ а҆ермѡ́нскаѧ.

Бг҃оро́диченъ: Сѐ вопїе́тъ и҆са́їа, дв҃о чⷭ҇таѧ: совѣ́та вели́кагѡ а҆́гг҃ла, во ᲂу҆тро́бѣ твое́й заче́нши, безъ сѣ́мене родила̀ є҆сѝ, и҆ дв҃а пребыва́еши по рождествѣ̀, чⷭ҇таѧ.

Пѣ́снь г҃.

І҆рмо́съ: Оу҆твердѝ на́съ въ тебѣ̀, гдⷭ҇и, дре́вомъ ᲂу҆мерщве́й грѣ́хъ, и҆ стра́хъ тво́й всадѝ въ сердца̀ на́съ пою́щихъ тѧ̀.

Обратите внимание

Всѣ̑мъ ᲂу҆твержде́нїе сердца́мъ бы́лъ є҆сѝ, хлѣ́бомъ слове́съ твои́хъ, ст҃и́телю: ᲂу҆маща́ѧ же ꙗ҆́кѡ є҆ле́емъ, весели́ши ꙗ҆́кѡ вїно́мъ сердца̀ на̑ша.

Теплото́ю ра́зꙋма и҆ ре́вностїю вѣ́ры, ѻ҆ц҃є́въ бы́лъ є҆сѝ верхо́вникъ, и҆ є҆реті́чєскаѧ противлє́нїѧ ꙗ҆́кѡ сꙋ̑щаѧ а҆́дѡва врата̀ разори́лъ є҆сѝ.

Воздѣ́въ къ бг҃ꙋ прпⷣбныѧ рꙋ́ки твоѧ̑, ми́ръ ста́дꙋ твоемꙋ̀ и҆спросѝ. тѣ́мже и҆ къ вы́шнемꙋ наслѣ́дїю возше́дъ почи́лъ є҆сѝ.

Бг҃оро́диченъ: Стра́нно ржⷭ҇тво̀, стра́нно происхожде́нїе во ᲂу҆тро́бѣ ѡ҆бновлѧ́етсѧ дв҃ы, и҆ є҆стество̀ попо́лзшеесѧ въ тлѣ́нїе, ѿ ле́сти воздви́же.

Сѣда́ленъ, гла́съ г҃.

Дѣ́лы просїѧ́лъ є҆сѝ бг҃оразꙋ́мїѧ, заре́ю ѡ҆блиста́лъ є҆сѝ цр҃ковь, є҆́рєси ᲂу҆мертви́лъ є҆сѝ словесы̀ твои́ми, нищелю́бїе и҆ любо́вь и҆сточи́лъ є҆сѝ, а҆враа́мовꙋ страннопрїѧ́тїю подо́бѧсѧ, ѻ҆́ч҃е тара́сїе, хрⷭ҇та̀ бг҃а молѝ, дарова́ти на́мъ ве́лїю ми́лость.

Сла́ва, и҆ ны́нѣ, бг҃оро́диченъ: Бжⷭ҇твеннаѧ ски́нїѧ была̀ є҆сѝ сло́ва, є҆ди́на пречⷭ҇таѧ мт҃и дв҃о, чистото́ю а҆́гг҃лы превозше́дшаѧ, па́че всѣ́хъ менѐ пе́рсть бы́вша, ѡ҆скверне́на плотски́ми прегрѣше́ньми, ѡ҆чи́сти моли́твъ твои́хъ бжⷭ҇твенными вода́ми, подаю́щи, чⷭ҇таѧ, ве́лїю ми́лость.

Крⷭ҇тобг҃оро́диченъ: Нескве́рнаѧ а҆́гница сло́ва, нетлѣ́ннаѧ дв҃а мт҃и, на крⷭ҇тѣ̀ зрѧ́щи повѣ́шена, и҆зъ неѧ̀ безъ болѣ́зни прозѧ́бшаго, мт҃рски подо́бнѡ рыда́ющи, вопїѧ́ше: ᲂу҆вы̀ мнѣ̀, ча́до моѐ, ка́кѡ стра́ждеши во́лею, хотѧ̀ и҆зба́вити ѿ страсте́й безче́стїѧ человѣ́ка;

Пѣ́снь д҃.

І҆рмо́съ: Пою́ тѧ, слꙋ́хомъ бо, гдⷭ҇и, ᲂу҆слы́шахъ, и҆ ᲂу҆жасо́хсѧ, до менє́ бо и҆́деши, менѐ и҆щѧ̀ заблꙋ́ждшаго. тѣ́мъ мно́гое твоѐ снизхожде́нїе, є҆́же на мѧ̀, прославлѧ́ю, многоми́лостиве.

По́томъ благоче́стїѧ всѣ́ѧлъ є҆сѝ бжⷭ҇твенное сло́во цр҃кви, и҆ пожа́лъ є҆сѝ кла́съ, тара́сїе, правосла́вїѧ: на землѝ кро́ткихъ всели́лсѧ є҆сѝ, и҆ съ ни́ми ра́дꙋешисѧ веселѧ́сѧ.

Є҆го́же речѐ и҆са́їа, преподо́бне, бжⷭ҇твенный стра́хъ во чре́вѣ прїѧ́лъ є҆сѝ дꙋ́хомъ, и҆ роди́лъ є҆сѝ цр҃кви, и҆́мже є҆ресе́й прозѧбє́нїѧ разбива́ютсѧ ѡ҆ ка́мень вѣ́ры.

И҆злїѧ́нїемъ сле́зъ, прпⷣбне, ѿмы́лъ є҆сѝ сквє́рны, и҆ ко и҆сто́чникꙋ дости́глъ є҆сѝ, въ не́мже неѡдожде́нное пи́во сла́дости присносꙋ́щныѧ пролива́емо, къ жела́нїємъ ты̀ приспѣ́лъ є҆сѝ кра̑йнимъ.

Бг҃оро́диченъ: Безъ сѣ́мени заче́нсѧ, всенепоро́чнаѧ, бг҃ъ сло́во во ᲂу҆тро́бѣ твое́й, происхо́дитъ соѻбра́знѡ непрело́жнѡ къ человѣ́ческомꙋ ро́дꙋ: того̀ ѡ҆ рабѣ́хъ твои́хъ молѝ при́снѡ, ѿ бѣ́дъ спасти́сѧ дꙋша́мъ на́шымъ.

Пѣ́снь є҃.

І҆рмо́съ: Свѣ́та пода́телю и҆ вѣкѡ́въ тво́рче, гдⷭ҇и, во свѣ́тѣ твои́хъ повелѣ́нїй наста́ви на́съ: ра́звѣ бо тебє̀, и҆но́гѡ бо́га не зна́емъ.

Си́лою слове́съ твои́хъ не́мощь нечести́выхъ ѡ҆бличи́лъ є҆сѝ, и҆ сою́зомъ свѧза́лъ є҆сѝ бжⷭ҇твенныѧ любвѐ ста́до твоѐ, и҆ наде́ждею, и҆ вѣ́рою сохранѧ́еши невреди́мо.

Важно

Ѿтрѧ́съ воздержа́нїемъ пи́щꙋ, пита́лъ є҆сѝ твою̀ дꙋ́шꙋ, хлѣ́бъ и҆мѣ́ѧ чи̑стыѧ моли̑твы: поꙋче́нїе же бжⷭ҇твенное, и҆ возносѧ́щее смире́нїе.

Ты̀ ри́зꙋ, мꙋ́дре, цр҃ко́внꙋю ѻ҆те́чески и҆стка́лъ є҆сѝ, въ ню́же хрⷭ҇то́съ честны́мъ ѻ҆́бразомъ ѡ҆дѣ́ѧвъ тѧ̀ вѣ́ры ра́ди: и҆ правосла́вїѧ ᲂу҆ѧсни́лъ є҆сѝ ᲂу҆чє́нїѧ.

Бг҃оро́диченъ: Тѧ̀ предста́тельницꙋ, чⷭ҇таѧ, и҆ наде́жди крѣ́пкое ѡ҆снова́нїе и҆ подпо́ръ, и҆ покро́въ, и҆ стѣ́нꙋ и҆́мамы всѝ, и҆ къ црⷭ҇твїю приводѧ́щїй мо́стъ.

Пѣ́снь ѕ҃.

І҆рмо́съ: Въ бе́зднѣ грѣхо́внѣй валѧ́ѧсѧ, неизслѣ́днꙋю милосе́рдїѧ твоегѡ̀ призыва́ю бе́зднꙋ: ѿ тлѝ, бж҃е, мѧ̀ возведѝ.

Же́ртва и҆ заколе́нїе бы́въ, повинꙋ́лъ є҆сѝ себѐ бг҃ꙋ вѣ́рою, и҆ соблюда́еши безкро́вныѧ слꙋ́жбы є҆гѡ̀ соверше́нїе.

Ны́нѣ въ невеще́ственнꙋю сла́вꙋ преше́дъ ѿ землѝ, веще́ственными страстьмѝ ѡ҆скве́рншꙋюсѧ, преподо́бне, дꙋ́шꙋ мою̀ прилѣ́жною моли́твою твое́ю и҆сцѣлѝ.

Ѡ҆строга́лъ є҆сѝ дебельство̀ писа́нїѧ ра́зꙋма глꙋбо́кимъ и҆стонче́нїемъ, цр҃кви бы́лъ є҆сѝ скоропи́сца, тара́сїе, тро́сть.

Бг҃оро́диченъ: Недоꙋмѣ́нїемъ покрыва́етсѧ ржⷭ҇тво̀ твоѐ, стра́нно бо, дв҃о, дои́ши пита́телѧ, и҆ млеко́мъ пита́еши невеще́ственнаго, и҆ на рꙋкꙋ̀ держи́ши зижди́телѧ.

Конда́къ, гла́съ г҃.

Правосла́вными догма́ты цр҃ковь ᲂу҆ѧсни́въ, и҆ хрⷭ҇то́вꙋ, блаже́нне, честнꙋ́ю і҆кѡ́нꙋ почита́ти и҆ покланѧ́тисѧ всѣ́хъ наꙋчи́въ, ѡ҆бличи́лъ є҆сѝ і҆кѡнобо́рцѡвъ безбо́жное велѣ́нїе. сегѡ̀ ра́ди вопїе́мъ тѝ: ѽ ѻ҆́ч҃е! ра́дꙋйсѧ, мꙋ́дре тара́сїе.

Пѣ́снь з҃.

І҆рмо́съ: Ѻ҆́бразꙋ злато́мꙋ, на по́лѣ деи́рѣ слꙋжи́мꙋ, трїѐ твоѝ ѻ҆́троцы небрего́ша безбо́жнагѡ велѣ́нїѧ, посредѣ́ же ѻ҆гнѧ̀ вве́ржени, ѡ҆роша́еми поѧ́хꙋ: бл҃гослове́нъ є҆сѝ, бж҃е ѻ҆тє́цъ на́шихъ.

Премꙋ́дрости ча́ша ꙗ҆ви́лсѧ є҆сѝ, добродѣ́тельми и҆спо́лнена, и҆ созва́въ проповѣ́данїемъ высо́кагѡ житїѧ̀ твоегѡ̀, наслади́лъ є҆сѝ ста́до, бг҃омꙋ́дре, и҆ съ ни́мъ, ѻ҆́ч҃е, взыва́еши: бл҃гослове́нъ є҆сѝ, бж҃е ѻ҆тє́цъ на́шихъ.

Ѻ҆би́тєли та́мѡшнїѧ, и҆ наслаждє́нїѧ честна̑ѧ предвари́лъ є҆сѝ, и҆ ра́дꙋешисѧ съ бг҃омъ твои́мъ, и҆ весели́шисѧ ᲂу҆́бѡ. тѣ́мже тѧ̀ чтꙋ́ще, преблаже́нне, со дерзнове́нїемъ взыва́емъ: бл҃гослове́нъ є҆сѝ, бж҃е ѻ҆тє́цъ на́шихъ.

Совет

Мꙋ́жествомъ ра́зꙋма препоѧ́санъ въ чре́сла, тара́сїе, и҆ житїе́мъ ѡ҆дѣ́ѧнъ вводѧ́щимъ въ вѣ́рꙋ, на трапе́зꙋ вы́шнѧгѡ цр҃ѧ̀ восте́клъ є҆сѝ, поѧ̀: бл҃гослове́нъ є҆сѝ, бж҃е ѻ҆тє́цъ на́шихъ.

Бг҃оро́диченъ: Безъ ѻ҆тца̀ и҆зъ тебє̀, и҆́же безъ мт҃ре и҆зъ ѻ҆ц҃а̀ прохо́дитъ, и҆ чистоты̀ твоеѧ̀ зна́мєнїѧ сохра́нь неврє́дна, показа̀ пречⷭ҇то ржⷭ҇тво̀ и҆ дѣ́вство нескве́рно: ѡ҆бновлѧ́етсѧ бо въ тебѣ̀ зако́на ржⷭ҇тво̀.

Пѣ́снь и҃.

І҆рмо́съ: Въ пещѝ ѻ҆́трочестѣй проѡбрази́лъ є҆сѝ и҆ногда̀ твою̀ мт҃рь, гдⷭ҇и, ѻ҆́бразъ же сїѧ̑ и҆зъ ѻ҆гнѧ̀ и҆з̾има́ше, неѡпа́льнѡ входѧ́щыѧ, ю҆́же пое́мъ ꙗ҆́вльшꙋюсѧ тобо́ю концє́мъ дне́сь, и҆ превозно́симъ во всѧ̑ вѣ́ки.

Ты̀ ꙗ҆́кѡ ѻ҆́блакъ ᲂу҆́треннїй, и҆ ꙗ҆́кѡ ка́плѧ ка́плющаѧ, и҆ роса̀ ꙗ҆ви́лсѧ є҆сѝ, благотворе́нїѧ бога́тство собра́лъ є҆сѝ на землѝ: а҆́лчꙋщихъ сердца̀ ᲂу҆ма́стилъ є҆сѝ, и҆ свѣ́тлꙋ вже́глъ є҆сѝ, мꙋ́дре, дꙋше́внꙋю свѣщꙋ̀.

Ст҃и́тельства ѻ҆де́ждею дѣ́лъ твои́хъ свѣ́томъ просвѣ́щсѧ, и҆ ꙗ҆ви́лсѧ є҆сѝ цѣломꙋ́дрїѧ клю́чь, воздержа́нїѧ пи́ща, и҆́стинныѧ моли́твы ᲂу҆чи́тель и҆ покаѧ́нїѧ пꙋ́ть, и҆ зако́нъ житїѧ̀.

Покаѧ́нїѧ вре́мѧ и҆ ѡ҆браще́нїѧ пло́дъ принесѝ, и҆ смоко́вницы непло́дныѧ посѣче́нїѧ преще́нїѧ, дꙋшѐ моѧ̀, клѧ́твы ᲂу҆бо́йсѧ: напита́й же хрⷭ҇та̀ добродѣ́телей благопло́дїемъ.

Бг҃оро́диченъ: Не забꙋ́ди гла́са, предста́тельнице стра́шнаѧ, ра̑бъ твои́хъ, но ѿ всѧ́кїѧ бѣды̀ моли́твами твои́ми, и҆ всѧ́кагѡ преще́нїѧ и҆схитѝ: преклонѧ́етъ бо бг҃а твоѧ̀ мт҃рнѧѧ моли́тва.

Пѣ́снь ѳ҃.

І҆рмо́съ: Ѿ бг҃а, бг҃а сло́ва, неизрече́нною мꙋ́дростїю прише́дшаго ѡ҆бнови́ти а҆да́ма, ꙗ҆́дїю въ тлѣ́нїе па́дшаго лю́тѣ, ѿ ст҃ы́ѧ дв҃ы неизрече́ннѡ воплоти́вшагосѧ на́съ ра́ди, вѣ́рнїи, є҆диномꙋ́дреннѡ пѣ́сньми велича́емъ.

Оу҆вѧди́лъ є҆сѝ, ѻ҆́ч҃е, кова̑рствїѧ и҆ стрѣ́лы вра̑жїѧ ѻ҆гне́мъ воздержа́нїѧ, и҆ чистоты̀ ᲂу҆́гльми, пло́ти ве́щный гнѣ́въ попали́лъ є҆сѝ и҆́стиннѡ, ѻ҆́нагѡ свѣтозаре́нїѧ, тара́сїе, сподо́бивсѧ.

Съ патрїа́ршескими ли́ки водворѧ́ѧсѧ, пое́ши пѣ́снь а҆́гг҃льскꙋю съ ни́ми: ст҃ъ, ст҃ъ, ст҃ъ ѻ҆ц҃ъ роди́тель, и҆ сн҃ъ рожде́йсѧ, и҆ дх҃ъ и҆сходѧ́й нераздѣ́льнѡ: трⷪ҇це ст҃а́ѧ, сла́ва тебѣ̀.

Ꙗ҆́кѡ вше́дшꙋ въ вы̑шнѧѧ съ па́ѵломъ, вопїе́мъ: преблаже́нне, бж҃їе блаже́нство, цр҃кви ᲂу҆твержде́нїе, во́инствꙋ побѣ́дꙋ, на́мъ же дарова́ти ѡ҆чище́нїе, чтꙋ́щымъ тѧ̀ любо́вїю, тара́сїе, помоли́сѧ.

Бг҃оро́диченъ: Вопло́щсѧ неизрече́ннѡ ѿ чи́стыхъ твои́хъ крове́й, ꙗ҆́кѡ сл҃нце ꙗ҆ви́сѧ на́мъ, пречⷭ҇таѧ мт҃и безневѣ́стнаѧ: вѣ̑къ всѣ́хъ и҆́же пе́рвѣе, ѻ҆ц҃ꙋ̀ собезнача́ленъ сн҃ъ, и҆ тмꙋ̀ ѿгна́въ, просвѣтѝ всѧ́чєскаѧ.

Источник: http://akafistnik.ru/kanony-svyatym/kanon-svyatitelyu-tarasiyu-arkhiepiskopu-konstantinopolskomu/

10 марта. Святитель Тарасий Константинопольский, архиепископ

Здравствуйте, дорогие телезрители!

Сегодня, 10 марта, Православная Церковь совершает память святителя Тарасия, архиепископа Константинопольского.

Святой Тарасий, светоч православия, родился в Константинополе в видной семье, члены которой обладали почетным титулом патрициев. От отца, известного судьи, он унаследовал понятия о неподкупности и долге защищать слабых и невиновных, а от матери – великое благочестие.

Окончив полный курс светского образования, Тарасий был возведен в ранг консула и стал государственным секретарем (протасикритом) в 780 году, в правление Ирины и ее сына Константина VI. Блистая политическими талантами, он никогда не забывал, что обязан ими Богу.

Обратите внимание

В это время патриарх Павел IV, вернувшийся к православию от иконоборчества, устрашился запутанной ситуации, в которой находилась Константинопольская Церковь. Он отказался от кафедры и удалился во Флорский монастырь.

На суровые упреки императрицы-регентши и ее сына он ответил, что не имеет больше сил сражаться, и порекомендовал им Тарасия в качестве единственного человека, способного восстановить истинную веру и возобновить общение Константинопольской Церкви с другими патриархатами.

Смущенный этим предложением и ссылаясь на то, что он мирянин, Тарасий вначале отказался. Но под давлением государей, сената и собравшегося народа вынужден был подчиниться. Он, однако, выставил условие – немедленно созвать Вселенский Собор, который должен положить конец ереси. 25 декабря 784 года он был рукоположен в архиепископа Константинополя.

Подобный светильнику, поставленному на подсвечник Церкви, святой Тарасий осиял ее светом своих добродетелей: постом; долгими ночными бдениями, посвященными молитве и размышлениям над словом Божиим; делами евангельского милосердия. Подражая Господу, он считал себя слугой всех и каждого и не переносил, чтобы кто-либо оказывал ему хоть малейшее услужение.

Он одевался очень просто и был смиренен во всех поступках. Так, проповедуя собственным примером, Тарасий боролся с неслыханной роскошью, которой предавался в то время клир. Милостыню архиепископ раздавал с таким рвением, что получил прозвище Новый Иосиф.

По его повелению строились приюты и странноприимные дома, бедные делили с ним его скромные трапезы, нуждавшимся выплачивалось месячное содержание, учет которому велся в специальных папирусных регистрах.

Зимой он сам, облачившись в священнические одежды, раздавал бедным обильную пищу.

Подавая пример добродетельной жизни, святой Тарасий подвигнул многих учеников отказаться от мира и создал для них большой монастырь на левом берегу Босфора, при впадении его в Черное море. Оттуда вышли многие епископы, например, святой Михаил Синадский и святой Феофилакт Никомидийский – столпы возрождавшегося православия.

Следуя обещанию, патриарх при поддержке государей созвал великий Собор епископов в Константинополе, в церкви Святых Апостолов. Он должен был открыться в августе 786 года. Однако иконоборцы ворвались в церковь и выгнали отцов.

Важно

Восстание было с трудом подавлено. Тогда Собор перенесли в Никею, где первое заседание состоялось 24 сентября 787 года.

Святой Тарасий председательствовал, мудро и авторитетно вел диспуты, которые привели к осуждению ереси и восстановлению почитания святых икон.

Затем пастырь добрый приложил все усилия, чтобы мягко вернуть еретиков в лоно Святой Церкви, не пугая их слишком суровыми наказаниями. Это вызвало недоверие к нему некоторых особенно строгих студитов: преподобного Платона и его племянника, преподобного Феодора.

Святой радел также об искоренении симонии в среде священства. Патриарх Тарасий сам выступал за внедрение права убежища в церквях: так, он защитил магистрата, который, украв государственные деньги, пришел в Святую Софию искать спасения в углу алтаря, а воинов, решивших взять его силой, отлучил.

Когда Константин VI стал единодержавным императором (790), он возомнил себя выше церковных законов и отверг свою супругу Марию Армянскую, чтобы жениться на своей служанке Феодоте. Патриарх отказался благословить прелюбодейный брак и сурово осудил императора, пригрозив отлучением, если тот будет коснеть во грехе.

Разгневанный император приказал заключить Тарасия и никого к нему не пускать. Законную супругу Константин вынудил принять схиму, а новый брак благословил склонный к интригам священник Иосиф, эконом Великой Церкви.

Суд Божий, однако, не заставил себя ждать – на следующий год Константин VI пал жертвой заговора, был ослеплен и свергнут с трона.

Читайте также:  Акафист серафиму саровскому, текст акафиста

Святой Тарасий, вновь обретя свободу, отлучил Иосифа, примирился со студитами, которые отказывали ему в общении, увлекши в раскол многих верующих. Сохраняя, подобно Иову, спокойствие, душевный мир и сосредоточенность во всяких треволнениях, святой патриарх продолжал наставлять народ укреплять возрожденную веру исполнением заповедей.

Совет

Церковь наконец обрела мир с приходом императора Никифора I, и святой Тарасий завершил свое дело. На двадцать второй год патриаршества его постигла тяжелая болезнь, но он не переставал каждый день служить Божественную литургию, опираясь на посох.

Когда патриарх оказался на пороге смерти, можно было видеть, что он ведет страшную битву с бесами, которые старались обвинить его в мнимых грехах.

Чистая совесть перед Богом дала ему силы отгонять их рукой, потому что говорить он уже не мог.

Когда же в церкви запели: «Приклони, Господи, ухо Твое и услыши мя», его блаженная душа освободилась от телесного одеяния и отправилась в Небесные чертоги, сопровождаемая стенаниями всего города.

Святой Тарасий был похоронен в своем монастыре 25 февраля (по старому стилю) 806 года. От масла, горевшего в лампаде над его могилой, произошло множество чудес.

Дорогие братья и сестры, сегодня также совершается память святых новомучеников Российских:

сщмч. Алексаандра Виноградова, пресвитера;

прмц. Мстиславы (Фокиной), монахини;

сщмч. Николая Троицкого, пресвитера.

Всех, кто носит эти святые имена, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства! Пусть Великодаровитый Господь по молитвам ваших небесных покровителей дарует вам здравие телесное, спасение душевное. Будьте Богом хранимы, многая вам и благая лета!

Иеромонах Димитрий (Самойлов)

Источник: http://tv-soyuz.ru/peredachi/tserkovnyy-kalendar-10-marta-2018g

Святитель Тарасий, патриарх Константинопольский

Святого Тарасия Церковь Православная празднует 9 марта. Его же в лике святых почитает и Католическая Церковь.

О этом святом,  захотелось рассказать потому, что его жизнь связана непосредственно с моим небесным покравителем, святым праведным Филаретом Милостивым, а точнее с его внучкой Марией! Кто знаком и читал о жизни Святого Филарета Милостивого, тот помнит, что его внучка Мария стала женой императора и этот факт позволил святому Филарету ещё более быть милостивым к людям.

Во время реакции против иконоборчества Тарасий, имевший знатное светское происхождение, занимал должность секретаря императрицы Ирины и был значимой фигурой в делах управления империей.

В целях подготовки к проведению Вселенского собора Ириной было организовано избрание нового константинопольского патриарха вместо умершего в 784 году Павла.

При обсуждении кандидатов на организованном Ириной собрании в Мангаварском дворце Константинополя после приветственной речи императрицы раздались возгласы в поддержку Тарасия, который не был духовным лицом.

Вот здесь есть важный момент.

Обратите внимание

По законодательству, как Восточной Православной Церкви того времени, так и Западной Католической Церкви, чтобы избрать Вселенского Константинопольского Патриарха или Римского Папу, не надо было искать кандидата в епископах, священстве или даже в монашестве.

В Патриархи точно как и в Римские Папы можно было избрать любого, даже светского (не женатого) человека.. Главное, чтобы он был верующий христианин и знал науки, был учёным. В то время каждый человек обладающий науками обязательно учил богословие и владел богословием и языками .

Ирина сама желала видеть патриархом Тарасия , вначале он не соглашался , но позже он согласился, произнеся продолжительную речь о необходимости проведения Вселенского собора.

Тарасий был быстро возведён во все степени священства и 25 декабря 784 года в праздник Рождества Христова был поставлен константинопольским патриархом.

После этого Тарасий, по традиции, разослал изложение своего вероисповедания всем предстоятелям церквей, включая папу римского .

Дополнительно были разосланы приглашения на Вселенский собор, написанные от имени Ирины, её сына Константина и самого Тарасия.

На состоявшемся в 787 году в Никее Седьмом Вселенском соборе Тарасий был председательствующим и отстаивал восстановление иконопочитания.

В правление императора Константина VI Тарасий вначале отказался расторгнуть его брак с Марией Амнийской, внучкой праведного Филарета Милостивого, чтобы заточить Марию в монастырь и сочетаться браком со своей родственницей. Император попытался обвинить Марию в попытке отравить его.

Патриарх заявил, что единственным основанием для расторжения брака является доказанное прелюбодеяние. Позднее под давлением императора Тарасий согласился на постриг Марии и император смог вступить в новый брак со своей фавориткой Федотой и даже короновал её.

Это вызвало волнения среди христиан, монастырь на Олимпе даже отрёкся на время от византийской церкви, ставя в вину патриарху Тарасию постриг Марии.   Святитель Тарасий мудро управлял Церковью 22 года. Он вел суровую аскетическую жизнь.

Важно

Всё свое имение он истратил на Богоугодные дела, питая и покоя стариков, нищих, сирот и вдов, а в Святую Пасху устраивал для них трапезу, на которой сам прислуживал.

Скончался Тарасий 10 марта (25 февраля) 806 года после болезни. Был погребён в устроенном им монастыре на Босфоре. У гроба его совершались многие чудеса . Та­ко­ва, на­при­мер, од­на жен­щи­на, стра­дав­шая мно­го лет кро­во­те­че­ни­ем.

Так как в тот мо­на­стырь был воз­бра­нен вход жен­щи­нам, то она во­шла в мо­на­стырь, одев­шись в муж­ские ри­зы. С ве­рой она кос­ну­лась гроб­ни­цы свя­тей­ше­го Та­ра­сия, взя­ла елей из лам­па­ды, ви­сев­шей пред гроб­ни­цей, — и тот­час же по­лу­чи­ла ис­це­ле­ние от сво­е­го неду­га.

То же де­ла­ли и дру­гие жен­щи­ны, — и все ис­це­ля­лись от сво­их неду­гов. Некий муж, ви­дев­ший од­ним толь­ко гла­зом, по­лу­чил ис­це­ле­ние у гро­ба свя­то­го, ко­гда по­ма­зал свое не ви­дев­шее око еле­ем из лам­па­ды. Один су­хо­ру­кий, при­дя с ве­рою, по­ма­зал еле­ем свою ру­ку и по­лу­чил ис­це­ле­ние.

Мно­го и дру­гих недуж­ных по­лу­ча­ли ис­це­ле­ние по мо­лит­вам свя­то­го Та­ра­сия; ис­це­ля­лись от сво­е­го неду­га так­же и бес­но­ва­тые.

Из писем Святителя Тарасия Патриарха
Константинопольского.

1) Знаю , что блудницы и мытари были приняты чрезъ покаяніе; но ни одинъ изъ нихъ не былъ удостоенъ священства, кроме того случая, если сделалъ это до крещенія. Знаю некоторыхъ иноковъ, которые, будучи въ міре, были пленены блудомъ, а будучи иноками подобно светильникамъ блистали въ міре аскетическою жизнію; но ни одинъ изъ нихъ не вступалъ въ священство. Если же это и случалось, такъ это не есть церковное правило. Мы знаемъ и про Марію Египетскую, что она прежде была блудницею, а потомъ соделалась целомудренною; однакоже она не была зачислена въ діакониссы, хотя и соделалась святою и изъятою отъ всякаго постыднаго дела. Да и что говорить объ этомъ? Зная истинное ученіе и будучи посвященъ въ тайны божественными апостолами и ихъ последователями святыми отцами нашими, я смело и громко говорю, что епископъ, или пресвитеръ или діаконъ, хиротонисованный за деньги, чуждъ священства; потому что благодать Духа божественнаго не продается за деньги. Это — дело каіафское, это изобретеніе симоніанское; оно чуждо священнической чистоты. Если кто либо будетъ уличенъ въ блудодеяніи после крещенія, то пусть онъ не будетъ принимаемъ во священство; это заповедуютъ божественные каноны. Если же кто либо, совершившій это, будетъ возведенъ во священство; то, какъ скоро будетъ узнано объ этомъ, да будетъ низложенъ.

2) Какъ же я, живущий въ міре и принадлежащій къ числу мірянъ, подвизающійся на императорской службе , такъ необдуманно и неосмотрительно могу ступитъ на высоту священства. Это будетъ решимостію страшною для моего ничтожества и попыткой дерзкой.

 — Но самая важная причина моего страха и отказа заключается въ следующемъ: смотрю я и вижу: основанная на камне Христе, Боге нашемъ, Церковь Его ныне разсекается и разрывается и мы въ одно время говоримъ такъ, въ другое иначе, а наши восточные единоверцы еще иначе; съ ними единогласны и христіане западные; и мы отчуждены отъ нихъ и каждый день анафематствуемся ими.

Тяжелое наказаніе анафема; оно удаляетъ отъ Бога, изгоняетъ изъ Царства небеснаго, увлекаетъ во тьму кромешнюю. Законы и определенія церковныя не знаютъ разделеній или споровъ; но какъ свойственно имъ благочестиво исповедывать одно крещеніе и одну веру, такъ же точно известно имъ одно лишь согласіе во всякомъ церковномъ деле.

Ничто такъ неблагопріятно и неблагоугодно Богу, какъ то, чтобы мы объединились и сделались единою вселенскою Церковію, какъ мы исповедуемъ это и въ символе нашей непорочной веры.

Итакъ, братія, я прошу, — думаю, что и вы прóсите, потому что знаю, что имеете страхъ Божій, — благочестивейшихъ и православныхъ императоровъ нашихъ созвать вселенскій соборъ, чтобы мы, какъ сыны единаго Бога, были едино, какъ почитатели Троицы, были объединенными, единодушными и равночестными, какъ члены единой нашей Главы Христа, были единымъ стройнымъ и неразрывнымъ теломъ, какъ почитатели Святаго Духа, шли не другъ противъ друга, но другъ съ другомъ, какъ почитатели истины созерцали и говорили одну истину, чтобы не было между нами ни вражды, ни раздора, и чтобы миръ Божій, превосходящій всякій умъ, ограждалъ всехъ насъ. И если защитники православія, императоры наши, повелятъ внять моей справедливой просьбе, то уступлю и я, исполню ихъ повеленіе и принимаю вашъ выборъ; если же нетъ, то я нахожу невозможнымъ сделать это, чтобы не подпасть подъ анафему и не быть осужденнымъ въ день праведнаго Судіи всехъ, когда не могутъ выручить меня ни императоры, ни священники, ни начальники, ни масса народа. Ответьте, братія, на мою апологію, лучше сказать, на мою просьбу такъ, какъ лучше и какъ вамъ угодно.

3) Православные и мужественные наши императоры, они на всякомъ месте возстановили честныя иконы, какъ въ досточтимыхъ храмахъ, такъ и въ своихъ царскихъ палатахъ. Имъ Господь Богъ да воздастъ награду, да вознесетъ Онъ рогъ ихъ царства, чтобы даровать миръ церквамъ Своимъ и спасеніе всемъ намъ христіанамъ.

Согласно древнему законоположенію святыхъ отцевъ нашихъ, Церковь вновь получила законоположеніе делать живописныя изображенія и ставить ихъ на видныхъ местахъ, чтобы они служили къ возвышенію ума нашего и сообщали намъ освященіе.

Чтó святое Евангеліе открываетъ намъ, когда мы читаемъ его, тоже открываютъ намъ и иконы; о чемъ свидетельствуютъ мученическіе акты, повествующіе о страданіяхъ мучениковъ, о томъ же (повествуютъ) и иконы.

Мы съ любовію принимаемъ ихъ, такъ какъ они суть отображеніе первообразовъ, а не что нибудь другое.

Источник: https://filaretuos.livejournal.com/176375.html

Святитель Тара́сий Константинопольский, архиепископ

Житие

Свя­ти­тель Та­ра­сий, пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский, про­ис­хо­дил из знат­но­го ро­да, ро­дил­ся и был вос­пи­тан в Кон­стан­ти­но­по­ле, где по­лу­чил хо­ро­шее об­ра­зо­ва­ние.

Он быст­ро вы­дви­нул­ся при дво­ре им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на VI Пор­фи­ро­род­но­го (780–797) и его ма­те­ри, свя­той ца­ри­цы Ири­ны (797–802; па­мять 7 ав­гу­ста), и до­стиг зва­ния се­на­то­ра. В те вре­ме­на Цер­ковь вол­но­ва­ли ико­но­бор­че­ские сму­ты.

Свя­той пат­ри­арх Па­вел (780–784; па­мять 30 ав­гу­ста), не со­чув­ство­вав­ший в ду­ше ико­но­бор­че­ству, по сла­бо­сти ха­рак­те­ра не мог ре­ши­тель­но бо­роть­ся с ере­сью и по­то­му уда­лил­ся в мо­на­стырь, где при­нял схи­му.

Совет

Ко­гда к нему при­шла свя­тая ца­ри­ца Ири­на со сво­им сы­ном-им­пе­ра­то­ром, свя­ти­тель Па­вел объ­явил им, что до­стой­ным пре­ем­ни­ком его мо­жет быть толь­ко свя­той Та­ра­сий (в то вре­мя ми­ря­нин).

Та­ра­сий дол­го от­ка­зы­вал­ся, не счи­тая се­бя до­стой­ным столь вы­со­ко­го са­на, но по­том под­чи­нил­ся об­ще­му же­ла­нию, с усло­ви­ем, что бу­дет со­зван Все­лен­ский Со­бор для осуж­де­ния ико­но­бор­че­ской ере­си.

Читайте также:  Именины кирилла по православному календарю

Прой­дя в ко­рот­кое вре­мя все иерар­хи­че­ские сту­пе­ни, свя­той Та­ра­сий был воз­ве­ден на пат­ри­ар­ший пре­стол в 784 го­ду. В 787 го­ду под пред­се­да­тель­ством свя­ти­те­ля – пат­ри­ар­ха Та­ра­сия в г. Ни­кее со­сто­ял­ся VII Все­лен­ский Со­бор, на ко­то­ром при­сут­ство­ва­ло 367 епи­ско­пов. На Со­бо­ре бы­ло утвер­жде­но по­чи­та­ние свя­тых икон. Те из епи­ско­пов, ко­то­рые при­нес­ли по­ка­я­ние в ико­но­бор­че­стве, бы­ли вновь при­ня­ты Цер­ко­вью.

Свя­ти­тель Та­ра­сий муд­ро управ­лял Цер­ко­вью 22 го­да. Он вел су­ро­вую ас­ке­ти­че­скую жизнь. Всё свое име­ние он ис­тра­тил на Бо­го­угод­ные де­ла, пи­тая и по­коя ста­ри­ков, ни­щих, си­рот и вдов, а в Свя­тую Пас­ху устра­и­вал для них тра­пе­зу, на ко­то­рой сам при­слу­жи­вал.

Свя­той пат­ри­арх бес­страш­но об­ли­чил ца­ря Кон­стан­ти­на Пор­фи­ро­род­но­го, ко­гда тот окле­ве­тал свою су­пру­гу, им­пе­ра­три­цу Ма­рию, внуч­ку пра­вед­но­го Фила­ре­та Ми­ло­сти­во­го († 792; па­мять 1 де­каб­ря), чтобы за­то­чить Ма­рию в мо­на­стырь и со­че­тать­ся бра­ком со сво­ей род­ствен­ни­цей.

Свя­ти­тель Та­ра­сий ре­ши­тель­но от­ка­зал­ся рас­торг­нуть брак им­пе­ра­то­ра, за что под­верг­ся опа­ле. Вско­ре, од­на­ко, Кон­стан­тин был низ­ло­жен сво­ей ма­те­рью, ца­ри­цей Ири­ной. Свя­ти­тель Та­ра­сий скон­чал­ся в 806 го­ду.

При кон­чине бе­сы, на­по­ми­ная его жизнь с са­мой юно­сти, ста­ра­лись при­пи­сать свя­ти­те­лю не со­вер­шен­ные им гре­хи. «Я непо­ви­нен в том, о чем вы го­во­ри­те, – от­ве­чал свя­ти­тель. – Вы лож­но кле­ве­ще­те на ме­ня, нет у вас на­до мной ни­ка­кой вла­сти».

Опла­ки­ва­е­мый Цер­ко­вью, свя­ти­тель был по­гре­бен в устро­ен­ном им мо­на­сты­ре на Бос­фо­ре. У гро­ба его со­вер­ша­лись мно­гие чу­де­са.

Цитата из «Слова на Введение Пресвятой Богородицы во храм»:

Обратите внимание

Когда непорочная Богоотроковица была рождена праведными Иоакимом и Анною, и обеты их имели исполниться, то можно было узреть богоразумную Анну веселящеюся и в веселии говорящею к Деве: «Кто сказал, что от меня произойдешь Ты, Дщерь, нареченная в роды родов? Кто, на моей груди видя Тебя, млеком питаемую, не прославит Даровавшего Тебя мне – старой и бездетной? Кто, видя сосцы, не источавшие млека, источающими, не возвеличит Источившего воду жаждущему народу из краесекомой скалы? Но гряди, Дщерь, к Тому, Кто даровал мне Тебя; гряди, палата слова, ко храму Господа. Радость и веселие мира, вниди в радость Господа; насладись красотою Того, Кого в скором времени ты родишь, как человека. Блаженна я, что называюсь матерью такой Дочери. Сорадуйтесь мне, колена Израилевы, в том, что в старости я стала матерью Той, Которая будет матерью Всевышнего. Девы-свещеносицы! Изыдите пред непорочною Девою и Богоотроковицею. Воспойте Ей в хвале, бряцайте Ей на кифаре, возвеличьте Ее на псалтири десятострунной. Давид Богоотец! восхвали происшедшую из твоего колена Деву, велегласно говоря: «слыши, дщи, и виждь, и приклони ухо твое, и забуди люди твоя и дом отца твоего; и возжелает царь доброты твоея: (Псал. 44, 11–12).

Сказавши это и подобное сему, Анна радостно послала вперед трилетствующую Деву и Богородицу во храм Господень и, возсылая с Иоакимом благодарственные песни и созывая лики дев свещеносиц, приблизилась ко входу во святое святых. Здесь честная двоица родителей радостно взывала к Захарии, как пророку и совершителю законного служения: «Приими, иерей, честную, непорочную.

Приими, пророк, кадильницу невещественного света. Приими, праведный, огнеобразную колесницу Всевышнего. Приими зрелый виноград, который произрастит вечно живущий грозд. Введи во внутреннейшее храма Господня и принеси вместо святыни Ту, Которую Всевышний создал для Своего обитания. Введи во святое святых Ту, Которая скоро будет носить во чреве Невидимого.

Ублажи Ту, Которая соделает всех смертных блаженными. Возвеличь Ту, Которая явится богописанною книгою великих дел Божиих. Подыми Ту, Которая свободит нас от клятвы праматери Евы. Встреть Ту, Которая своим рождением человеколюбно соединила нас с Богом. Обыми Ту, Которая исторгнет нас из объятий змия.

Прореки о Той, Которая явилась исполнением пророков и возглавием благовестия Божия к людям.

Она – пища неиждиваемая, вино веселия, голубица чистая, небо одушевленное, светильник многосветлый, невеста многовоспеваемая, мать многохвальная, святая скиния, словесная агница, сокровище всеславное, гора усыренная, Божественное руно, град всечестный, мысленная завеса, лествица к небеси, святая палата, пир благости, бездна чудес, источник благ, богатое святилище, многоименная и приснодевственная Богородица. Введи Ее во святое святых, приведи Ее к Царю, как многочестный дар, восхвали Ее, как Царицу твари, устрой Ее, как палату Всецаря, воспрославь Ее, как надежного хранителя дев. Водвори в рукотворенный храм Ту, Которая соделается одушевленным храмом Слова, создавшего вся»… Таковы были радостные славословия Иоакима и Анны; таковы были восторженные воззвания их к пророку Захарии.

После сего Захария, как пророк Божий, объятый Духом Святым, воскликнул: «о, непорочная Дево! о, святая Матерь! о, благословенная в женах! Ты – свобождение Адамовой клятвы, Ты – исполнение Евина долга. Ты – чистейшее приношение Авеля. Ты – непостыдная надежда Еноха. Ты – радование Еноха и преставление к будущему животу. Ты – всесветлое украшение царства и священства Мелхиседекова.

Ты – покорное повиновение Авраама обетованию о деторождении. Ты – новая жертва и мысленное всесожжение Исаака. Ты – начало восхождения Иакова на лествицу. Ты – целомудрие Иосифа и низвержение древней египтяныни, т. е. синагоги иудейской. Ты – терпеливое возглавие Иова в напастях и двойное воздаяние ему имущества. Ты – богописанная книга Моисея законодателя. Ты – жезл Аарона прозябший.

Ты – дщерь Давида, «рясны златыми одеянная и преиспещренная» (Псал. 44, 14). «Ты – одр Соломонов златотканный, шестьдесят сильных окрест его от сильных израилевых» (Песн. 3, 7). Ты – начало вознесения Илии на небо и уничтожение мысленной Иезавели. Ты – сугубое благословение милоти Елисея, коей он разсек потоки Иордановы и воду соленую соделал годною к употреблению.

Важно

Ты – спасение Ионы в ките и покаяние ниневитян и прощение независтное. Ты – зерцало пророков и исполнение речений их. Тебя Иезекииль преднарек вратами заключенными, чрез которые никто из земнородных никогда не проходил, кроме единого Господа, Который и сохранит врата затворенными (Иез. 44, 1–3).

Тебя Исаия громогласнейший преднаписал жезлом Иессея, из которого произойдет цвет Христос и насадит поле Богопознания, уничтожив совершенно насаждения порока (Ис. 11, 1). Тебя предвозвестил Иеремия, говоря: «се дние грядут, глаголет Господь, и завещаю дому Израилеву, и дому Иудину завет нов, его же завещах отцам их» (Иер.

31, 31–32), – обозначая так явление Сына Твоего и призывая верующих из язычников к славословию Бога до конец земли. Тебя и «муж желаний Даниил» (Дан. 10, 11) назвал горою великою (Дан. 2, 34–35), от которой отсечется краеугольный камень и разобьет изображение многовидного змия и развеет.

Тебя изобразили три отрока в Вавилоне и, провидя духом страсть Сына Твоего, пребывали невредимо в пещи, разженной седмерицею, и ликовали посреди огня, как в чертоге. Тебя Аввакум именует горою от Фемана, из которой взошли могущественные скиптры царские, в которой сотрясутся «селения Ефиопския и кровы земли Мадиамской» (Авв. 3, 3, 7). Прославляю Тебя – непорочную агницу.

Славословлю Тебя облагодатствованную. Славлю Тебя явившуюся из всех родов невестою Бога. Воспеваю Тебя, Которая скоро имеешь явиться новым небом. Привожу Тебя, как сокровище чистое, в храм Господень. Величаю Тебя новым заветом, в коем написанный Мессия Христос уничтожит букву закона, положит начало благодати чрез крещение, ниспошлет сущим на земле Духа Святаго».

Украсив такими священными словами Деву Марию, пророк Божий возвел Ее во святилище и представил Богу. Родители Иоаким и Анна в радости сердца пошли из храма.

Мария же, прошедши годы детства, в одиночестве служила Создателю и, во храме пребывая ежедневно, поведение мирское почитала как бы плетением паутинным, – и достигая блаженства небесного, отрекалась богатства земного, – и каждодневно созерцая радость ангелов, стояла выше попечений житейских, – и видя непрестанно Духа Святаго, невидимо избегала множества худых дел. Дева принимала пищу ангельскую чрез ангела и, служа Творцу храма, неба и земли, со благодарением в свободе духа говорила: «воспою Тебе, Всевышний, Создатель, за то, что Ты отъял поношение праматери Моей Евы и по неизреченному Твоему милосердию имеешь ниспослать Единородного Твоего Сына на землю, дабы Он пожил с человеками! Чрез вместилище Его я соделаюсь чистою и непорочною».

Тропарь,

глас 4

Пра́вило ве́ры и о́браз кро́тости,/ воздержа́ния учи́теля/ яви́ тя ста́ду твоему́,/ я́же веще́й и́стина,/ сего́ ра́ди стяжа́л еси́ смире́нием высо́кая,/ нището́ю бога́тая./ О́тче Тара́сие,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак,

глас 3

Совет

Правосла́вными догма́ты Це́рковь уясни́в,/ и Христо́ву, блаже́нне, честну́ю ико́ну почита́ти/ и покланя́тися всех научи́в,/ обличи́л еси́ иконобо́рцов безбо́жное веле́ние./ Сего́ ра́ди вопие́м ти:// о о́тче, ра́дуйся, му́дре Тара́сие!

Молитва первая святителю Тарасию, архиепископу Константинопольскому

О, всехвальный святителю Христов и чудотворче Тарасие! Приими сие малое моление от нас грешных, к тебе прибегающих, и теплым твоим предстательством умоли Господа и Бога нашего Иисуса Христа, яко да, призрев на ны милостивно, дарует нам согрешений наших вольных и невольных прощение, и по велицей Своей милости избавит нас от бед, печалей, скорби и болезней душевных и телесных, обдержащих нас; да подаст земли плодоносие, и вся, яже на пользу настоящаго жития нашего потребная; да дарует нам скончати житие сие привременное в покаянии, и да сподобит нас грешных и недостойных Небеснаго Царствия Своего, со всеми святыми славити Его безконечное милосердие, со Безначальным Его Отцем и Святым и Животворящим Его Духом, во веки веков. Аминь.

Молитва вторая святителю Тарасию, архиепископу Константинопольскому

О, пречестная и священная главо и благодати Святаго Духа исполненная, Спасово со Отцем обиталище, великий архиерее, теплый наш заступниче, святителю Тарасие, предстоя у Престола всех Царя и наслаждаяся света Единосущныя Троицы и херувимски со ангелы возглашая песнь трисвятую, великое же и неизследованное дерзновение имея ко Всемилостивому Владыце, моли спастися паствы Христовы людем, благостояние святых церквей утверди, архиереи благолепием святительства украси, монашествующия к подвигом добраго течения укрепи, царствующий град и вся грады страны добре сохрани и веру святую непорочну соблюсти умоли, мир весь предстательством твоим умири, от глада и пагубы избави ны, и от нападения иноплеменных сохрани, старыя утеши, юныя настави, безумныя умудри, вдовицы помилуй, сироты заступи, младенцы возрасти, плененныя возврати, немощствующия исцели, и везде тепле призывающия тя и с верою припадающия и молящияся тебе от всяких напастей и бед ходатайством твоим свободи, моли о нас Всещедраго и Человеколюбиваго Христа Бога нашего, да и в день страшнаго пришествия Его от шуияго стояния избавит нас и радости святых причастники сотворит со всеми святыми во веки веков. Аминь.

Дни памяти: 10 марта (переходящая) – 10 марта (25 февраля) в невисокосный год / 9 марта (25 февраля) в високосный год.

Источник: https://voskr.orthpatr.ru/node/231592

Память святителя Тарасия, Патриарха Константинопольского

Святитель Тарасий, Патриарх Константинопольский, происходил из знатного рода, родился и был воспитан в Константинополе, где получил хорошее образование. Он быстро выдвинулся при дворе императора Константина VI Порфирородного (780–797) и его матери, святой царицы Ирины (797–802; память 7 августа), и достиг звания сенатора.

Читайте также:  Как снять порчу на одиночество, снять венец безбрачия

В те времена Церковь волновали иконоборческие смуты. Святой Патриарх Павел (780–784; память 30 августа), не сочувствовавший в душе иконоборчеству, по слабости характера не мог решительно бороться с ересью и потому удалился в монастырь, где принял схиму.

Когда к нему пришла святая царица Ирина со своим сыном-императором, святитель Павел объявил им, что достойным преемником его может быть только святой Тарасий (в то время мирянин).

Тарасий долго отказывался, не считая себя достойным столь высокого сана, но потом подчинился общему желанию, с условием, что будет созван Вселенский Собор для осуждения иконоборческой ереси. Пройдя в короткое время все иерархические ступени, святой Тарасий был возведен на патриарший престол в 784 году.

В 787 году под председательством святителя – Патриарха Тарасия в г. Никее состоялся VII Вселенский Собор, на котором присутствовало 367 епископов. На Соборе было утверждено почитание святых икон. Те из епископов, которые принесли покаяние в иконоборчестве, были вновь приняты Церковью.

Святитель Тарасий мудро управлял Церковью 22 года. Он вел суровую аскетическую жизнь. Все свое имение он истратил на Богоугодные дела, питая и покоя стариков, нищих, сирот и вдов, а в Святую Пасху устраивал для них трапезу, на которой сам прислуживал.

Святой Патриарх бесстрашно обличил царя Константина Порфирородного, когда тот оклеветал свою супругу, императрицу Марию, внучку праведного Филарета Милостивого († 792; память 1 декабря), чтобы заточить Марию в монастырь и сочетаться браком со своей родственницей.

Святитель Тарасий решительно отказался расторгнуть брак императора, за что подвергся опале. Вскоре, однако, Константин был низложен своей матерью, царицей Ириной. Святитель Тарасий скончался в 806 году. При кончине бесы, напоминая его жизнь с самой юности, старались приписать святителю не совершенные им грехи.

«Я неповинен в том, о чем вы говорите, – отвечал святитель. – Вы ложно клевещете на меня, нет у вас надо мной никакой власти».

Святитель Тарасий, Патриарх Константинопольский

Обратите внимание

Оплакиваемый Церковью, святитель был погребен в устроенном им монастыре на Босфоре. У гроба его совершались многие чудеса.

равило веры и образ кротости, воздержания учителя, яви тя стаду твоему, яже вещей истина, сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая, отче Тарасие, моли Христа Бога спастися душам нашим.

равославными догматы Церковь уяснив, и Христову, блаженне, честную икону почитати и покланятися всех научив, обличил еси иконоборцев безбожное веление. Сего ради вопием ти: о, отче, радуйся, мудре Тарасие.

, всехвальный святителю Христов и чудотворче Тарасие! Приими сие малое моление от нас грешных, к тебе прибегающих, и теплым твоим предстательством умоли Господа и Бога нашего Иисуса Христа, яко да, призрев на ны милостивно, дарует нам согрешений наших вольных и невольных прощение, и по велицей Своей милости избавит нас от бед, печалей, скорби и болезней душевных и телесных, обдержащих нас; да подаст земли плодоносие, и вся, яже на пользу настоящаго жития нашего потребная; да дарует нам скончати житие сие привременное в покаянии, и да сподобит нас грешных и недостойных Небеснаго Царствия Своего, со всеми святыми славити Его безконечное милосердие, со Безначальным Его Отцем и Святым и Животворящим Его Духом, во веки веков. Аминь.

Источник: Православный Церковный календарь на 2018 год10 Марта 2018

Источник: http://www.stsl.ru/news/all/pamyat-svyatitelya-tarasiya-patriarkha-konstantinopolskogo

Святитель Тарасий патриарх Константинопольский

Святителями Церковь именует святых в епископском сане, предстоятелей церковных общин, которые своей святой жизнью и праведным пастырством осуществляли Промысл Божий о Церкви на ее пути к Царству Небесному.

Епископ являет своей Церкви образ самого Христа, становясь Его символом во время евхаристического богослужения, и возглавляет вверенную ему христианскую общину. Об этом говорил и святитель Игнатий Антиохийский (около 107 года), уподоблявший епископов Господу и Спасителю нашему, а пресвитеров, помогающих ему в управлении Церковью, — апостолам.

Святость святителей как предстоятелей Церкви (при условии беспорочной жизни и праведной кончины) — это прежде всего выражение святости самой Церкви как Тела Христова. Будучи при жизни ходатаями перед Богом за свою паству, епископы остаются таковыми и после своей кончины.

Принимая сан, они получают дар учительства и продолжают в нем служение апостолов, выражением непрерывной связи с которыми служит апостольское преемство — беспрерывное рукоположение епископов, совершаемое с апостольских времен, когда апостолы собственноручно посвятили первых епископов.

Соответственно, и почитание святителей находится в преемственных отношениях с почитанием апостолов.

* * *

Святитель патриарх Тарасий родился в Константинополе в благородной семье, принадлежавшей к сословию патрициев. Дата рождения определяется современными историками приблизительно 730 годом, а вот дата преставления святителя пред Господом не вызывает сомнений — это 25 февраля 806 года.

Известна она прежде всего потому, что в святителе Тарасии сочетались удивительные качества, до дня нынешнего поражающие каждого, кто знакомится с его жизнеописанием.

Важно

Трудно найти человека, причем облаченного в ореол божественной святости, в котором бы сочетались государственная мудрость, духовное величие, удивительное благоразумие, добрый нрав и умение воплощать в своей жизни слова Священного Писания: по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках (1 Пет. 1:15).

Достигнув совершеннолетия, Тарасий получил хорошее образование и занимал различные должности при царском дворе императора Константина VI Порфирородного (780-797) и его матери, святой царицы Ирины (797-802).

Его все любили и уважали, и должность царского советника, а затем и сенатора, которую он получил еще в молодые годы, ни у кого из государственных мужей и простого народа не вызывала искушений и возражений.

В те времена Церковь вновь начали волновать иконоборческие смуты. Святой Патриарх Павел (780-784), в душе своей не сочувствовавший иконоборчеству, по слабости характера не проявлял решительности в борьбе с ересью.

А заболев, он и вовсе тайно оставил патриаршие палаты и удалился в монастырь святого Флора, чтобы принять там схиму. Слух о его постриге быстро распространился по империи и несказанно удивил как простой народ, так и высшее общество.

Опечаленная царица Ирина отправилась вместе со своим сыном, царем Константином, в монастырь к патриарху с просьбой объяснить причину оставления кафедры. Но ко времени ее приезда Павел уже успел принять схиму, что исключило возможность возвращения.

Единственное, что получила от него императорская семья, — так это совет возвести на патриарший трон сенатора Тарасия. Именно в нем видел Павел своего преемника. Вскоре, в 784 году, Павел умер, что еще больше обострило сложившуюся ситуацию.

Сложность положения заключалась в том, что Тарасий был мирянином. Церковная история не знала прецедента возведения в патриаршее звание мирского человека.

Совет

Царица Ирина провела собрание в Мангаварском дворце Константинополя, на которое собрались люди всякого чина и звания, в том числе представители простого народа. На вопрос царицы:

— Кто достоин быть нашим патриархом? — прозвучал общий ответ:

— Таковым никто другой, кроме Тарасия, быть не может!

Тарасий горячо отказывался от креста патриаршего служения, но, видя единогласное желание всего собрания, в том числе и самой царицы Ирины, согласился на свое возведение в патриарший сан, но при одном условии: немедленно должен быть созван Вселенский Собор для прекращения религиозных распрей, вызванных спором об иконопочитании.

Вот как передает церковная история слова патриарха Тарасия: «Если не будет созван Вселенский Собор, если иконоборческая ересь не подвергнется достойному осуждению и не будет единения в вере между православными восточными и западными Церквями, то я не соглашусь принять патриаршество, чтобы не навлечь на себя проклятия и осуждения, ибо тогда никто из земных царей не сможет избавить меня от суда Божия и вечной казни».

Собрание постановило собрать VII Вселенский Собор.

Тарасия последовательно возвели во все степени священства, и 25 декабря 784 года, в праздник Рождества Христова, он был поставлен Константинопольским патриархом. Следуя традиции, патриарх Тарасий разослал изложение своего вероисповедания предстоятелям всех Церквей. Дополнительно были разосланы приглашения на Вселенский Собор, написанные от имени Ирины, ее сына Константина и самого Тарасия.

В 787 году в г. Никее состоялся VII Вселенский Собор, на котором присутствовало 367 епископов. Председательствовал на Соборе сам патриарх Тарасий. Первое заседание Собора открылось речью патриарха Тарасия, в которой он последовательно изложил перед присутствующими повод к созыву Собора.

Святой Патриарх обратился к епископам с просьбой тщательно исследовать учение иконоборцев и осудить его как весьма опасное заблуждение. Затем было прочтено и царское послание к Собору, в котором иконоборческая ересь также осуждалась.

На Собор были приведены те из еретиков, которые раскаялись в своем заблуждении; пред лицом всего Собора они отреклись от ереси и исповедали православие.

80 дней продолжался святой Собор. На его заседаниях тщательно исследовались те места Божественного Писания, которые имели отношение к почитанию святых икон, свидетельства Святого Предания, учения святых отцов и учителей Церкви. Лжемудрования еретиков были низвергнуты.

Обратите внимание

Собор проклял иконоборческую ересь и утвердил почитание икон. Великая радость была по этому поводу в святых храмах; весь народ торжествовал, провозглашая благие пожелания царю и отцам Собора.

Так великим попечением святого Тарасия и тщанием благочестивой царицы Ирины ересь иконоборцев была отвергнута и попрана, а Церкви Христовой был дарован мир.

Святитель Тарасий управлял Церковью 22 года. Он вел суровую аскетическую жизнь. Был бессребреником и любвеобильным патриархом. Старики, нищие, сироты и вдовы находились под его святительским покровительством.

Он вошел в историю как святитель, который, несмотря на свою великую власть и высочайшее общественное положение, обладал милосердием и глубоким смирением: в день Святой Пасхи он, уподобляясь Христу, устраивал трапезу для бедных и нищих, на которой сам и прислуживал.

Святой патриарх Тарасий бесстрашно обличил царя Константина Порфирородного, когда тот оклеветал свою супругу императрицу Марию и заточил ее в монастырь, чтобы сочетаться браком со своей родственницей.

Святитель наотрез отказался расторгнуть брак императора, за что впал в глубочайшую немилость. Однако вскоре Константин был низложен своей матерью царицей Ириной.

С ее воцарением Тарасий продолжил возглавлять Церковь и, по словам жития, «пребывал в мире и тишине, ревностно пася словесное свое стадо».

С первого дня своего посвящения он ежедневно сам совершал Божественную литургию и никогда не оставлял этого обычая, разве только по болезни. В преклонном возрасте святитель тяжело заболел. Но даже предчувствуя приближение своей кончины, он не прекращал служить литургию и совершал ее до тех пор, пока не сделался очень слабым, так что уже не мог подниматься с одра.

Святитель Тарасий скончался в 806 году.

Важно

Жизнеописание святителя повествует, что при его кончине бесы, показывая Тарасию его жизнь с самой юности, старались приписать святителю не совершенные им грехи. «Я неповинен в том, о чем Вы говорите, — отвечал на это святитель. — вы ложно клевещете на меня, нет у вас надо мной никакой власти».

Оплакиваемый Церковью, святитель был погребен в устроенном им монастыре на Босфоре. На протяжении многих лет у его гроба совершалось множество чудес.



Источник: https://infopedia.su/5x7dd6.html

Ссылка на основную публикацию