Свято-успенская почаевская лавра: где находится, история, источник, икона, скит

История Почаевской Лавры

Паломническая
поездка в Почаев

Ближайшие поездки

  • 23 — 24 февраля
  • 2 — 3 марта
  • 9 — 10 марта

Почему ехать
лучше с нами

  • универсальная программа (интересна как для глубоко воцерковленных, так и для простых туристов)
  • высокий уровень организации
  • комфортабельные автобусы
  • ночевка в гостинице Лавры — на территории монастыря (все рядом)
  • низкая стоимость, скидки детям

Внимание!

Все паломнические службы в Украинской Православной Церкви должны быть внесены в Реестр, согласно «Положению о Реестре паломнических служб Украинской Православной Церкви», принятому Священным Синодом УПЦ 26 августа 2011 г. (Журнал №65).

Не внесенные в Реестр службы организовывать и совершать паломнические поездки не могут (согласно п.8 «Положения о паломничестве и паломнических службах Украинской Православной Церкви»).

ПогодаСтопа Пресвятой Богородицы Почаевская икона Пресвятой Богородицы Преподобный Иов Почаевский Преподобный Амфилохий Почаевский Источник Святой Праведной Анны

Уже более восьми веков Свято-Успенская Почаевская Лавра является могущественным духовным центром в православном мире, обителью благочестия и подвижничества, хранительницей веры Христовой.

Обратите внимание

Этот монастырь находится под особым покровительством Царицы Небесной, которая оставила отпечаток Стопы на Почаевской горе, тем самым указав на особенность этого места.

Великим достоянием Лавры считается хранение чудотворного образа Божьей Матери «Почаевская» и мощей святых угодников Божиих преподобных Иова и Амфилохия Почаевских. История Лавры имеет глубокие корни.

XІІI век. В 1240 году Киево-Печерские иноки, укрываясь от монголо-татар на землях Волыни, стали свидетелями явления Богородицы. Она явилась на скале и оставила след своей Стопы, из которого начала источаться вода. После этого чуда многие стали собираться на святое место для молитвы.

XVI век. Постепенно возникла необходимость в построении деревянного храма, возле Почаевской горы, где ныне находится часовня в честь преподобного Иова Почаевского.

Позже вместо него был воздвигнут новый каменный храм– в честь Успения Божьей Матери. В 1597 году местная помещица Анна Гойская передала в дар монастырю много земельных наделов и чудотворную икону Божией Матери.

Обитель стала главным духовным центром на Западной Руси.

XVII век. Период расцвета в истории Свято-Успенской Почаевской Лавры связан с игуменством преподобного Иова Почаевского, благодаря трудам которого в 1649 году был построен Свято-Троицкий храм, в котором находилась Стопа Богородицы, открыты школа и типография.

Обитель обнесена стеной, сооружены кельи для братии и хозяйственные здания.

И после смерти преподобного чувствовалось его постоянная поддержка, особенно во время Збаражской войны в 1675 году, когда монастырь уцелел от 50-тысячной турецко-татарской навалы явлением Богородицы с омофором в руках, ангелами и молящимся перед Ней Иовом Почаевским.

ХХ век. В годы Первой мировой войны, избегая поругания австро-венграми, из монастыря были вывезены святыни и ценности: Чудотворная икона Божией Матери и мощи преподобного Иова Почаевского (в Житомир), колокола, архив, библиотека, свечной завод.

В обители остались 18 человек, однако большинство из них в 1915 году были сосланы австрийцами в лагерь для военнопленных, а 2-х оставшихся иноков-старцев приняли жители Почаева.

В монастыре австрийцы «устроили свои порядки»: в Свято-Успенском храме служились мессы, в Трапезном работал кинозал, в Троицком находилась конюшня… Но недолго длилось такое поругание. После освобождения Почаева русскими в 1916 году в Лавре восстановились богослужения, вернулись из плена иноки, из Житомира привезли святыни.

С приходом советской власти Лавра не закрывалась, как большинство монастырей в Украине, поскольку волынские земли в то время принадлежали Польше. Однако существовали и свои трудности: обитель лишилась государственной поддержки и потеряла все свои сбережения. Кроме того, с мая 1922 года начался автокефалистский курс.

Автокефалия, признанная Константинопольским Патриархатом, не была принята Московской Патриархией. Кроме того, украинскими националистами, которые воспринимали польскую автокефалию как «московскую», часто устраивались протесты. Согласно договора Молотова Риббентропа (август 1939 года) вся Западная часть Украины стала принадлежать Советскому Союзу.

Важно

Таким образом Почаевской Лавры вновь соединилась с Церковью-Матерью. Однако за короткий довоенный период советским властям удалось нанести вред обители: было отобрано хозяйство, выгнано всех монахов и послушников. С приходом немцев молитвенная жизнь Волыни продолжалась, не взирая на очередные протесты автокефалов.

Однако период относительной веротерпимости сменился Хрущевской «оттепелью». О начале новых гонений предупредила сама Божия Матерь. В 1958 году Она явилась в чёрном одеянии над Троицким собором. Это чудо свидетельствовало об особом заступничестве Богородицы.

У Почаева конфисковали земельные наделы и хозяйство. В здании возле подъема к Святым воротам (ныне Духовная семинария) устроили «музей атеизма», а гостиницу для паломников превратили в психиатрическую больницу. Запрещалось принимать работников и новых послушников.

Монахов ежедневно вызывали в милицию, выписывали из Лавры «по месту проживания родственников», отправляли в психиатрические заведения. Но Почаев под покровом Матери Божией вновь выстоял… 5 августа 1990 года в праздновании 750-летия Лавры брал участие Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

В это время появились печатные издания о монастыре, был возрожден Свято-Духовской скит, была открыта воскресная школа, позже ставшая Богословским училищем, а потом Духовной семинарией. Монастырю возвращены его здания, сады, земельные участки.

В августе 1997 года Лавра праздновала новое торжество 400-летие перенесения чудотворной иконы Богородицы из имения Анны Гойской на Почаевскую гору.

ХХІ век. 12 мая 2002 года обитель восполнилась еще одной святыней: к лику святых был причислен преподобный Амфилохий. В этот день многие увидели на небе белоснежный крест и воспрянули духом.

Ныне Свято-Успенская Почаевская Лавра – светильник Православия, который  раскрывает истинность и красоту христианской веры.

Каждого человека, посетившего это святое месте, поражает внешнее и внутреннее преображение обители, где ощущается полнота жизни, покров Богородицы, заступничество великих угодников Божиих преподобных Иова и Амфилохия Почаевских.

Другие паломнические поездки

Соловки — негасимая лампада

14 июня — 28 июня

5 000 грн + 12 000 рублей

Источник: http://pochaev.in.ua/pochaevskaya-lavra/istoriya-pochaevskoj-lavryi.html

Свято-Успенская Почаевская лавра, где находится?

В настоящее время не найдется ни одного православного верующего, который бы не знал о существовании наиболее значимой Святыни, такой как Свято-Успенская Почаевская лавра.

Данный храм широко известен на территории украинского государства, поскольку располагается на западе и в течение года принимает огромное количество разнообразных православных верующих людей и паломников, которые приходят посетить лавру и помолиться Всевышнему. Также Свято-Успенская Почаевская Лавра, считается наиболее красивым зданием в Восточной Европе.

Каждый православный верующий человек знает о том, что именно здесь располагается чудотворной иконостас по имени Богородица, поэтому сюда стекаются верующие, чтобы попросить ее о помощи или вознести ей благодарственные молебны.

Совет

Исторически так сложилось, что храм располагается на территории Западной Украины, а именно в Тернополе недалеко от города Почаев. Однако несмотря на то, что историки и ученые на протяжении многих лет знают о существовании такого монастыря, всё же не существует достоверных данных о истории строительства и возникновения.

Следовательно, в летописях храма нет ни единых свидетельств о ранней истории, хотя местные жители слагают множество легенд, а также распространяют большое количество пересказов, которые связаны с Почаевской лаврой.

Некоторые священнослужители на Западной Украине утверждают, что Успенская Почаевская Лавра, возникла только благодаря иконам, которые были переведены на Тернополь из Киева.

Исторические данные говорят о том, что в Тернополь множественные иконы были направлены, примерно в 1240 году, поскольку в Киеве произошло разорение и в некотором роде уничтожение города, после чего было принято решение спрятать иконы в монастыре в городе Почаев.

Считается, что именно в Тернополе было видение Святой Богородицы. Она возникла из ниоткуда совместно с огненным пламенем, а в руке на тот момент она держала скипетр, голова ее была украшена царской короной.

Многие верующие, историки, ученые и служители храма утверждают, что такое видение Святой оставила немаловажный след на камне.

Если присмотреться к святому образу, то можно заметить на правой ноге матери Всевышнего след, который впоследствии стал неким целебным источником для многих православных верующих людей, а также страждущих, которые нуждаются в помощи или утешении.

Такие сведения распространялись на многих территориях, вследствие чего к Почаевской лавре стали стекаться не только монахи, священнослужители и паломники, но и простые православные верующие люди. Многие говорят о том, что Свято Успенский Скит, который представляет собой память о тех временах разрушения Киевской лавры. След Божьей Матери по сей день располагается на территории собора.

В исторических данных не существует практически никакой информации о Почаевской лавре до 15 века, многие люди, которые проживают на территории города Почаев всю свою жизнь, а также именно здесь проживали их предки, утверждают, что монастырь находился в запустении до 15 века.

Обратите внимание

Вторую жизнь Почаевской Святой лавре дала некая помещица Анна Гойская, которая прославила священный храм в 1597 году. В это же время богатая женщина переехала жить в город Почаев. Именно она, то есть Анна Гойская пожертвовала Почаевской лавре огромную сумму денег, поскольку считала себя богобоязненной.

О таком вкладе известно, что он был потрачен на постройку келий для монахов и достройку непосредственно Почаевской церкви.

В то же самое время богатая помещица пожертвовала для монастыря определенные земельные угодья и собственные имения, именно такие деяния смогли подтвердить официальный статус монастыря. Также необходимо знать и о том, что именно Анна Гойская подарила Почаевской Успенской лавре чудодейственную икону, которая теперь известна каждому православному верующему.

Данные Святой лик на протяжении 30 лет находился на хранении у семьи богатой помещицы и только в 1597 году, она подарила Святой образ Богородицы Почаевской Лавре. Данная икона считается чудотворной, поскольку у Анны был брат, который от рождения ничего не видел.

Однако после того, как на протяжении долгого времени он возносил хвалебные молебны у Святого Лика, невероятным и чудодейственным образом он прозрел, увидел всё, что происходит вокруг, собственными глазами.

Именно поэтому после, такого значительного подарка от помещицы Свято-Успенская Почаевская Лавра, приобрела новый статус православного центра на территории Западной Украины.

Особенно Святой образ помогал православным верующим людям в 1596 году, поскольку после утверждения унии на территории Западной Украины начались невероятные преследования православных людей для того, чтобы им навязать иную веру. Однако благодаря иконе Богородицы люди находили пристанище в храме и возносили хвалебные молитвы для того, чтобы она укрепила их дух, и веру во Всевышнего.

В конце 18 века в монастыре игуменом стал Иов Почаевский. В этот же самый момент Свято-Успенская Почаевская Лавра, стала знаменитой на весь мир, поскольку Иов был умным и мудрым руководителем, вследствие чего в монастыре наступил особый период расцвета.

Важно

Именно в конце 18 века на территории монастыря были возведены разные здания, такие как школа, типография, церковь, именуемая Святой Троицей и в тоже время данная церковь стала неким сводом для иконы Божьей Матери.

В то же самое время Иов Почаевский отдал указ для того, чтобы возвести оборонительную стену вокруг монастыря, а также соорудить множественные хозяйственные постройки.

Иов Почаевский, как известно, являлся игуменом Свято-Успенской Почаевской Лавры до 1651 года, а уже спустя несколько лет примерно в 1659 году он был обнаружен мертвым, спустя несколько лет он был возведен в сан Святых.

Из исторических источников известно, что примерно в 1721 году монастырь стал некой резиденцией для греко-католиков и на протяжении целого столетия являлся их обителью.

А уже в 1831 году храм был возвращен обратно к православным верующим людям спустя чуть более 50 лет, сенат присвоил Свято-Успенской Почаевской лавре ее статус.

Данный период в истории именуется, как новый виток развития, вследствие которого были проведены множественные работы по благоустройству монастыря, именно с тех самых пор, а именно с 1883 года монастырь остается неизменным и мы можем лицезреть его таковым.

Как известно, во времена Советского Союза храм пережил атеизм, однако монахи, данной Святыни совершали разнообразные подвиги ради нескончаемой вера во Всевышнего.

Читайте также:  Именины елены по церковному календарю

Как известно, этот период для православных верующих людей и храмов ассоциируется с гонениями, расстрелами и массовыми заточениями в тюрьмах.

Некоторые очевидцы того времени утверждали, что священнослужителей, которые уверовали в православную религию, иногда сажали даже в психиатрические больницы, вследствие чего уменьшилось количество монахов, которые проживали на территории Свято-Успенской Почаевской Лавры.

Совет

Спустя года, а именно в 1997 году храм обрел новый статус и стал под подчинением митрополита. С тех самых пор новая держава стала иначе обращаться к Святому месту, и жизнь стала у священнослужителей более стабильной, они смогли полностью посвятить себя служению Всевышнему, не отвлекаясь на иные проблемы.

Данная святыня известна каждому человеку собственной интересной архитектурой. Такой интерес к постройке храма вызван у людей, вследствие того, что здание имеет необычайную красоту и помпезность, что не характерно для Святынь, построенных на украинских землях.

Это связано с тем, что на протяжении некоторого времени Почаевская Лавра находилась под руководством иноверцев. Храм располагается на Высокой горе, а внизу вблизи храма располагается небольшой город под названием Почаев.

Важно также отметить, что Свято Успенская Почаевская Лавра представляет собой некий монастырский комплекс, поскольку на его территории располагаются не только знания, но и оборонные сооружения, поэтому, в общем, комплекс имеет вид величественного и живописного храма.

Не стоит также забывать, что вблизи храма располагается целебное озеро, которое носит имя Святой Анны.

Церковь Успения Божьей Матери выполнена в стиле позднего барокко именно здесь располагается наиболее чудотворная святыня Богородицы, а внизу под церковью расположена не менее могущественная святыня, а именно мощи Святого Иова, которые ранее считался первым игуменом храма.

Паломники и православные верующие люди, которые не раз посещали храм, утверждают, что там сохранились наиболее старинные иконы, которые датируются 1646 годом.

Несмотря на то, что лавру периодически реставрируют, дух старины и существования древних святынь, и прежнее расположение не меняется, и по сей день.

Обратите внимание

Люди, которые зачастую посещают лавру говорят о том, что приходят сюда для того, чтобы не только вознести хвалебные молебен Всевышнему или попросить его о помощи, но, а также чтобы почувствовать состояние умиротворения и покоя.

Вблизи Свято-Успенской Почаевской Лавры располагается целебное озеро, которое паломники именуют озером Святой Анны. Именно к данному источнику на протяжении многих лет стекаются паломники.

Важно отметить, что температура в водоеме сохраняется не более 8 градусов, но верующие православные люди обязательно окунаются в целебные воды для того, чтобы обрести здоровье или укрепить его.

Ученые на протяжении многих лет проводят разнообразные исследования, чтобы выявить, каким именно образом целебный источник может восстанавливать здоровье? Ученые выявили, что в воде, которая расположена в Святом озере имеется большое содержание кремния и ионов серебра.

Многие верующие и паломники утверждают, что данный целебный источник помогает многим женщинам забеременеть. Служители Свято Успенской Почаевской Лавры утверждают, что на протяжении многих лет ни один паломник после купания в озере не заболел, то есть не случилось ни простуды, ни воспалительных процессов, никаких иных заболеваний.

Следует отметить, что Свято Успенская Почаевская Лавра — это великая святыня на территории украинских земель и сюда на протяжении многих лет стекаются люди для того, чтобы не только вознести хвалебные молитвы Всевышнему, но и искупаться в источнике, и приблизиться к православной вере.

Источник: https://www.o-vere.ru/svjato-uspenskaja-pochaevskaja-lavra-gde-nahoditsja.html

Почаевский свято-духовский скит — древо

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Почаевский Свято-Духовский монастырь

Мужской монастырь в честь сошествия Святого Духа на апостолов в г. Почаеве Тернопольской епархии

Расположен в сорока минутах ходьбы от Почаевской лавры.

Возникновение монастыря

Начало истории монастыря связано с чудесными явлениями, которое, согласно преданию, совершилось в этих заросших густым лесом горах в 1197 году.

Согласно повествованию составленному от имени Туркула, благочестивого помещика из Тарнополя (ныне Тернополь), в ночь 25 ноября того года он был в лесу вместе с другими охотниками, числом до тридцати человек.

Когда охотники развели большой огонь и собрались вокруг, с западной стороны раздались раскаты грома направляющиеся постепенно к горе, на которой находились охотники. Затем гром прекратился, а над огнём появился олень.

Охотники стали стрелять в оленя и выпустили пятнадцать стрел, а он всё стоял спокойно и неподвижно. Когда они подошли поближе, олень скрылся, оставив по себе след в виде огненного шнурка, один конец которого был на земле, а другой скрывался в облаках.

Пораженные таким видением, охотники возвратились к своему месту. Все они пришли к тому убеждению, что это есть какая-то непостижимая тайна Божия. Ночь до утра провели без сна, а на другой день все разъехались по домам. Через некоторое время охотники вновь прибыли на место дивных видений и увидели нечто новое: огненный шар, явившийся на одной горе, переместился на другую гору — ту, где впоследствии возникла Почаевская лавра.

Собственно основание монастыря-скита на месте чудесных видений предание относит к 1219 году. Согласно этому повествованию, скит Святого Духа был основан греческим подвижником преподобным Мефодием.

Основные источники о древней истории монастыря — Почадевская летопись (некогда утраченная и вновь частично обретенная) и Жизнеописание преподобного Мефодия — остаются спорными.

Униатский период и угасание скита

В 1713 году Почаевский монастырь и подчинённый ему Свято-Духов скит перешли во владение униатов и оказались в руках монашеского ордена базилиан.

Греко-католики сначала много заботились об устроении скита: в 1728 году они выстроили на скит-горе новую церковь во имя Святой Троицы, а также келии для братии.

По состоянию на 1743 год скит продолжал состоять в ведении монастыря и находился в четырех верстах в лесу, на возвышенном месте.

Важно

После третьего раздела Польши в 1795 году Волынь с Почаевом вошли в состав Российской империи, в связи с чем началось возвращение здешних униатов в Православие.

В этот период базилиане Почаевской обители, у которых накопилась значительная сумма долгов, оказались вынуждены вначале обратить скит в экономию, а потом продать её графу Чарторыйскому. Точная дата, когда монашеская жизнь в скиту прекратилась, не известна.

В 1831 году, при переходе Почаевского монастыря к Православной Церкви, скита в описи имущества обители не значилось.

Граф Чарторыйский, римо-католик, для посмеяния над Православной верой решил из скитского храма соорудить псарню для своих собак. Резиденция графа находилась в селе Олексинец (ныне Тернопольская область), недалеко от Почаева.

В это поместье Чарторыйский распорядился перевести разобранный скитской храм для постройки псарни.

Однако, верующие люди, узнав о безбожном замысле графа, умолили управляющего имением, чтобы тот отдал хотя бы иконы и часть материала разобранного храма для постройки часовни (впоследствии Иоанно-Богословского храма) в селе Борщовке.

После того как монашеская жизнь на Скит-горе прекратилась, оставшиеся строения от времени обрушились и покрылись мусором. Гора превратилась в заброшенное место, которое со временем поросло лесом. Сохранилась лишь память об обители, закрепившаяся в простонародном названии горы — «Скиток».

Возрождение и закрытие

В 1896 году в Археологическое общество Волыни, которое основал епископ Волынский Модест (Стрельбицкий), попала рукопись «Почадевской летописи», в которой содержалось повествование о древней истории «монастыря-скита Поча-Дева».

В то время этот документ получил различные оценки, но его обнародование привлекло к утраченному скиту много внимания. Заинтересовалось и священноначалие Почаевской лавры.

Тщанием епископа Модеста в марте 1900 года в Святейший Синод поступило прошение от имени духовного собора лавры с просьбой благословить возродить жизнь Духовского скита. Указ Святейшего Синода от 3 апреля за № 2227 разрешал Лавре приобрести участок земли и возродить скит.

Совет

28 июля того года духовный собор лавры принял решение выкупить у помещика Ржищевского участок земли под названием «Скиток» для возобновления древней обители.

Состояние Скит-горки во время её покупки у помещика зафиксировано в рапорте эконома лавры иеромонаха Рафаила от 21 сентября 1900 года, в котором говорится: Скитский сад сильно запущен и зарос густым кустарником.

Оплот, которым огорожен сад, пришёл в совершенную негодность. Строения, которые остались — годятся лишь только на дрова. Дорога через Скиток здесь неуместна, и ее нужно отнести в сторону по южной окраине Скита.

Колодец, находящийся против большого дома Ишина, пришел в совершенный упадок и требует расчистки, так как вода в нем вследствие малого употребления и не отливания испортилась и отдает запахом. По словам живших там, эта вода единственная годная к употреблению.

Кроме того, он требует ремонта внутри каменного и деревянного, приобретения чугунного колеса-блока и цепи по глубине его 40 саженей [1].

Проект храма для возрождаемого скита составил составил старший инженер строительного отделения при Волынском губернском правлении Л. И. Альбертус. Владыка Модест одобрил план храма, а по поводу названия нового скита указал в своей резолюции следующее:

желательно посвятить такому празднику, в который мог бы стекаться летом народ…может быть можно посвятить Святому Духу и праздновать на второй день Пятидесятницы, чтобы крестным ходом из Лавры и других соседних приходов переносить святую Икону на этот день, или для большего торжества еще что-нибудь установить. Пятидесятницу народ празднует три дня, следовательно, может идти и в скит помолиться [2].

В заботе об ускорении и удешевлении первоначальных строительных работ, духовный собор лавры 15 марта 1901 года благословил перенести пустующий дом со Всехсвятской церковью из лаврской киновии в скит 17 марта того же года начались работы по разборке дома.

Обратите внимание

Тем временем, 18 марта житель Почаева Аркадий Годовицкий построил из лаврского материала дом для рабочих, под которым находились два погреба. 21 мая 1901 года на второй день Пятидесятницы была совершена торжественная закладка соборной церкви в честь сошествия Святого Духа на апостолов.

Чин возглавил архиепископ Волынский Модест при стечении множества клириков и мирян, сошедшихся на «Скиток» четырьмя крестными ходами.

На строительство Свято-Духова храма понадобилось 64 тысячи кирпичей. Штукатурка была изготовлена из алебастра. Строителями храма стали жители села Радзивилов Стефан Лукасевич и его помощники.

Из московского колокольно-литейного завода братьев Самгиных в марте 1901 года был доставлен колокол, отлитый на средства благочестивой жительницы Санкт-Петербурга Анны Ильиной. Она также пожертвовала много икон и утвари, а также две тысячи рублей на благоустройство обители.

Храмовый иконостас был изготовлен калязинским купцом и мастером по резке иконостастов Макарием Васильевичем Шишкиным из соснового и липового дерева покрытого красным золотом; иконостас был доставлен в скит в январе 1903 года.

В 1904 году был освящён нижний храм соборной церкви, ставший одним из первых престолов во имя новопрославленного преподобного Серафима Саровского.

В 1959 году скит был закрыт. В советское время здесь расположился дом для умалишенных.

Вратарный храм прп. Онуфрия Великого Почаевского Свято-Духовского монастыря

Новейший период

Обитель Святого Духа была вновь открыта в 1990 году и сделалась монастырём в ведении Тернопольской епархии. После ремонтных и реставрационных работ, здесь развернулось активное строительство — были построены звонница и стена, а около 2013 года — новый собор в честь Иверской иконы Божией Матери.

Нагнетание националистической нетерпимости на Западе обособившейся Украины сделали монастырь одной из мишеней для борцов с русским влиянием и православной верой. Не раз муссировалась идея о закрытии лавры и скита, или передачи этих монастырей государству с перспективой дальнейшего обращения в униатство. В этот период угрозы и политическое нападки сделались обычным фоном монастырской жизни.

Настоятели

  • Прп. Мефодий (1219 — ?)

Униатский период

  • Макарий Неронович (упом. 1743)

Возрождение обители

  • Галактион (Коринчук)
  • Пафнутий (Целик)

Святыни

Документы, литература

  • Центральный государственный исторический архив Украины во Львове, ф. 684, оп. 1, д. 3266, л. 1-3; д. 3264, л. 1-15.
  • Государственный архив Тернопольской области (ГАТО), ф. 258, оп. 1, д. 4409, л. 2-5; д. 4757, л. 14; оп. 2, д. 1565, л. 85-87; оп. 3, д. 295, л. 261.
  • Амвросий (Лотоцкий), архим., Сказание о Почаевской Успенской Лавре, Почаев, 1878, с. 12.
  • Левицкий В., Материалы по истории Почаевской Лавры, Почаев, 1912, т. 1, с. 156, 160.
  • Почаевский листок, 1903.
  • Описание Почаевской успенской Лавры, Почаев, 1904, с. 118.
  • Почаївський Свято-Духівський монастир-скит, Почаев, 2003, с. 19, 33.
Читайте также:  Праздник благовещение богородицы

Использованные материалы

[1]  Цит. по Серпенинов Валентин, «Свято-Духов скит Почаевской лавры: исторический путь», официальный сайт Кафедры Церковной истории Московской духовной академии, 26 мая 2015, http://history-mda.ru/publ/svyato-duhov-skit-pochaevskoy-lav…tml, со ссылкой на Государственный архив Тернопольской области (ГАТО), ф. 258, оп. 2, д. 1565, л. 85.

[2]  Цит. по Серпенинов Валентин, «Свято-Духов скит Почаевской лавры: исторический путь», официальный сайт Кафедры Церковной истории Московской духовной академии, 26 мая 2015, http://history-mda.ru/publ/svyato-duhov-skit-pochaevskoy-lav…tml, со ссылкой на Государственный архив Тернопольской области (ГАТО), ф. 258, оп. 1, д. 4757, л. 14.

Источник: https://drevo-info.ru/articles/13676541.html

Свято-Успенская Почаевская Лавра

Свято-Успенская Почаевская Лавра находится на западе Украины за 70 км от г.Тернополя и за 24 км от города Кременец. Она была основана на Почаевской горе вскоре после татарского погрома Киева Батыем около 1240-1241 года. Спасшись от татарского погрома, уцелевшие киевские иноки, среди которых был преподобный Акиндин, архимандрит Печерский, преп.

Поликарп, священномученик Лукиан, преподобный Памво и другие иноки составили число братии новой обители. Сначала многие из них жили не в самой обители, а вокруг нее, в лесах, в уединенных пещерах, и только тайно сходились в один уцелевший от разорения придел Печерской церкви для совершения богослужения. Ныне ее архитектурный комплекс включает 16 церквей.

У истока же святой обителей стоит более великое чудо — явление Пресвятой Богородицы. Предание гласит, что двое из иноков с жителем села Почаев, пастухом Иваном Босым видели в том же году явление Богоматери, стоящей на скале Почаевской в огненном виде.

Подобно, неопалимой купине, горевшей, но не сгоравшей, во время откровения Божия Моисею на Синае, образ которой всегда служил знамением Матери Господа нашего, Пречистая Дева была объята пламенем: на голове ее была корона, а в деснице — скипетр. На том месте, где стояла Пресвятая Богородица, остался след Ее Стопы, наполненный чистой и целебной водой.

Тогда, вероятно, у подножия горы была сооружена иноками каменная церковь во имя Успения Божией Матери, а в 1649 году над стопой Богородицы была построена церковь в честь Святой Троицы. Затем на этом месте была воздвигнута Великая Соборная церковь Успения Божией Матери.

Стопа Богоматери (отпечаток ноги на плотном известковом туфе) на протяжении многих веков была главной Святыней Лавры. Чудотворный источник, огражденный железной решеткой и покрытый ковчегом, находился внутри церкви Успения Пресвятой Богородицы. Внутри скалы, под стопой, была пещера, в которой вода стекала по каплям в сосуды и раздавалась богомольцам. Наверху ковчега находилось изображение Стопы.В настоящее время бронзовый позолоченный ковчег находится в Успенском Соборе за небольшой латунной оградой у первой колонны справа. Он сделан из толстого, чуть желтоватого стекла с бронзовой крышкой. На шелковом плате, покрывающем ковчег, — изображение святой Цельбоносной Стопы. Над ковчегом — большой бронзовый киот с барельефным изображением явления Божией Матери. Внутри ковчега теплятся три неугасимых лампады.
Паломники могут увидеть Стопу, если наклонятся к небольшому отверстию, устроенному над самим источником. Так как Стопа находится под полом храма, то приложиться к ней нельзя, поэтому обычно прикладываются к изображению стопы в верхней части ковчега. Целебную воду богомольцы получают в серебряных ковшиках из рук иеромонаха, который несет здесь особое послушание и по традиции называется «стопочным».

Чудотворная Почаевская икона Богоматери известна с давних времен.

В 1559 г. эту икону привёз из Константинополя греческий митрополит Неофит. За оказанное гостеприимство в путешествии по Волыни он подарил икону Пресвятой Богородицы помещице Анне Гойской. Икона была помещена в домашнюю часовню.

Изображение Богородицы типа «Умиление» — поясное. На правой руке она держит младенца Иисуса, а на левой плат, которым прикрыты ноги и спина Христа. Левая рука Иисуса лежит на плече Богородицы, а правой он благославляет.

На иконе имеются греческие надписи, а на полях миниатюрные изображения святых: пророка Илии, святителя Мины, первомученика Стефана, преподобномученика Авраамия, великомучениц Екатерины, Параскевы и Ирины.В 1597 году в имении Анны произошло чудо — от Иконы Богородицы исцелился её слепорождённый брат Филипп Козинский.

Важно

Чудеса не прекращались, обильно изливаясь на тех, кто прибегал к заступничеству Божией Матери, поэтому в том же году икону решили перенести в Почаев, а монастырю были подарены земленые наделы, что утвержало официальное существование монастыря.В 1607 году один из татарских отрядов появился под Почаевом. В то время один монах проходил горой, совершая молитвы.

Татарин, желая получить невольника, подскочил к нему, но увидев, что инок старый, саблей отрубил ему голову. Монах не умер сразу, а взяв в руки отрезанную голову, донес ее к монастырю, положил перед чудотворной иконой Богоматери и только тогда отдал дух свой Господу.Святые ворота и колокольня
Потомок Анны Гойской, Андрей Фирлей, будучи лютеранином, желал закрыть монастырь.

В 1623 году он направил в обитель своих слуг, которые ограбили монастырское имущество и украли Чудотворную икону. Однажды, позвавши гостей, Андрей одел свою жену в священничиские ризы, дал ей в руки Святую Чашу и принес Чудотворную Икону для насмешки. На жену тут же «напал лютий бес, которым она была мучима» до тех пор, пока икону не возвратили в монастырь.

Это произошло в 1644 г., когда по совету игумена монастыря — преп. Иова Почаевского — жена вернула икону в монастырь.

Вместе с Богородицей преп. Иов Почаевский (1602—1651 гг.) остается неизменным заступником древней православной святыни от посягательств иноверцев.

Защищая монастырь в судах от натиска униатов и составляя антиуниатские полемические сочинения, игумен Иов в то же время вел строгую монашескую жизнь, уединяясь для молитвы в расположенной под монастырем тесной скальной пещере.

Однажды его преемник Досифей в течение двух часов созерцал дивный свет, исходивший из пещеры во время молитвы преп. Иова.

10 ноября 1651 г. Преподобный Иов преставился, будучи уже столетним старцем.

Через 7 лет после своей кончины Преподобный несколько раз являлся во сне митрополиту Киевскому Дионисию Балабану, повелевая открыть свои мощи. Их обретение произошло в 1659 г.

До сих пор на улицах Почаева шумят трехсотлетние липы, посаженные преподобным Иовом.В 1674 году один почаевский монах, находившийся в турецком плену и горячо молившийся Пресвятой Богородице, в праздник Успения был чудесным образом перенесен в обитель. В Лавре и по сей день хранятся его ручные оковы.

5 августа 1675 г. турки пошли на штурм монастыря.

Совет

Игумен монастыря о. Иосиф (Довромирский) вместе с братией и беженцами стали служить акафист перед чудотворной иконой Матери Божией Почаєвской. В это время над Свято-Троицким храмом явилась Сама Царица Небесная с распростертым омофором в руках, с небесными Ангелами и преподобным Иовом. Их увидели и сами турки.

Тотчас они стали пускать стрелы в небесных защитников, но стрелы возвращались и поражали их самих. Нападающие пришли в ужас и замешательство, они бросились бежать. Немногие православные защитники Почаева погнались за ними, успев взять кого-то в плен.

Согласно Лаврским летописям, несколько пленников после этого остались в обители, приняли христианскую веру и до конца дней своих пробыли там на монастырском послушании.

Впоследствии вокруг монастыря были построены крепостные стены и сторожевые башни.

Водонапорная башня

Соборный храм Успения Божией Матери построен в 1780 году. Высота Успенского собора достигает 56 метров над землей. Стоит он на на холме, что возвышает его над окружающей местностью еще 70 метров.

Впоследствии в Соборе появилось 2 придела: во имя святого Николая Чудотворца и в честь святого Александра Невского.

В соборном храме над царскими вратами в звездчатом киоте помещалась известная чудотворная Почаевская икона Богоматери.

В 1831 году монастырь и икона, после долгого униатского плена (с 1721 г.) были возвращены православным, а монастырь получил статус Лавры. Возвращение Лавры православным сопровождалось исцелением слепой девочки Анны Акимчуковой. В память об этом событии установлено еженедельное, по субботам, чтение соборного акафиста перед чудотворной иконой.

Каждый же день в пять часов утра в Успенском храме, освещенном лишь одними лампадами, монастырской братней служится полунощница. После нее, при пении тропаря «Непроходимая Врата», чудотворный образ Матери Божией Почаевской медленно опускается и останавливается на уровне человеческого роста.

Икона держится теперь на двух шелковых лентах: рядом с нею стоит иеромонах, называемый по традиции «киотным». Иноки, а вслед за ними и все присутствующие в храме, подходят приложиться к Чудотворному образу.

Копия с иконы Божией Матери Почаевской, называемая “Стопочною”,

пожертвована в Лавру за спасение от холеры в 1847 киевскими доброхотными христолюбцами.

Обратите внимание

В Успенской соборной церкви также находится рака с восемнадцатью частицами св. Животворящего древа и мощей свв. апп. Филиппа и Варфоломея, свт. Василий Великого, свт. Амвросия Медиолианского, вмц.

Варвары и др. Все частицы были расположены на богатой серебряной доске, покрывающей раку. Иконостас этого храма назывался “царским” и устроен был имп. Александром II в память посещения им Лавры в 1859.

В пещерном храме Святой Троицы в серебряной раке, устроенной в 1842 году графиней Анной Алексеевной Орловой-Чесменской, почивали мощи преподобного Иова Почаевского.В 1861 года архиепископ Антоний положил первый камень в основание новой лаврской колокольни. Раньше звон было слышно на 30 км, теперь – где-то на 10.
В ней 4 этажа, первый из которых имеет форму креста, остальные — четырехугольную форму. По углам они украшены каменными столбами — в тон Успенскому собору. Над входными дверьми колокольни изображена Почаевская икона Божией Матери, с северной стороны — изображение преподобного Иова.

Храм св. Иова Почаевского

Храм св. Иова Почаевского, построенный униатами во второй половине XVIII в., изначально именовался Свято-Варваринским, а во имя преп. Иова он был освящен в 1864 г.

Его еще называют «Пещерным», поскольку он представляет собой врезанную в скалу галерею. Он находится на самой окраине горы Почаевской. В глубине скалы расположен примыкающий к храму грот,куда поместили раку с нетленными мощами Святого Иова, и его небольшая пещера.

Ежегодно (с 1903) 28 октября с особенным торжеством совершалось обнесение мощей прп. Иова вокруг Великой Лаврской церкви.

Под пещерным храмом, внизу по склону горы, расположена еще одна церковь, такая же вытянутая и освещенная светом лишь с южной стороны – Церковь преподобных Антония и Феодосия Печерских. В одной из ее ниш за завесой скрывался дубовый гроб, обитый шелковою материю, в котором первоначально почивали мощи прп. Иова.

Церковь преподобных Антония и Феодосия ПечерскихС 1891 в Лавре находился список с чудотворной иконы Пресвятой Богородицы, находящейся в монастыре Пантократора (Вседержителя) на св. Афонской Горе, именуемой “Герондисса”.

Троицкий собор кубической формы с завершенный одной главой, с башней с запада (для входа на хоры) и абсидами с востока был построен в 1906—1912 гг. Узкие проемы окон создают в храме постоянный полумрак и молитвенный настрой.

В настоящее время с западной стороны Троицкого Собора изображен мозаичный образ Почаевской Божией Матери, Которой поклоняются волынские святые,

с северной стороны — Новозаветная Троица с Голгофой в центре, с южной — образ Спаса Нерукотворного, перед которым склоняются святые князья.

Два иконостаса сливаются словно в четырехъярусный благодаря тому, что у них одинаковая высота и иконы закреплены в одних тяблах. Тябла из темного дуба, резные, рельефные; орнамент резьбы — стилизованные растения.

В 1939 году Западная Украина отошла к Советскому Союзу. У монахов отобрали весь скот, сельхозтехнику, запасы зерна и продукты питания. Как-то раз о. Иосиф (Головатюк, 1894-1971) своим мужеством и смелостью отстоял закрытие Троицкого Собора. После этого отца Иосифа арестовали и отправили в психиатрическую больницу. Власти запретили ему возвращаться в Лавру. Лишь в 1943 году после встречи Сталина с тремя Митрополитами, Сергием, Алексием и Николаем, изменилась политика в отношении Церкви. По преданию, это связано с тем, что почаевский старец исцелил дочь Сталина — Светлану. В знак благодарности Светлана Иосифовна спасла монаха от принудительного «лечения» в психоневрологической больнице, разместившейся в Лавре. После смерти отца она взяла себе фамилию матери (Аллилуева) и решила уехать за границу, взяв с собой и старца, но он отказался, вернувшись в Лавру. После его кончины мощи оказались нетленными, а самого Амфилохия причислили к лику святых (после того, как один раз по указанию властей его побили почти до смерти, отец Иосиф был принят в схиму под именем Амфилохий). Нетленные мощи Амфилохия Почаевского находятся в Храме преп. Иова.

Читайте также:  Молитва святой мученице анастасии узорешительнице, храм, икона и акафист

В 1992 году святая обитель подтвердила свою приверженность Московскому патриархату. С 1997 года Лавра получает статус ставропигии, то есть прямо подчиняется юрисдикции митрополита.
На территории Почаевской Лавры расположены следующие храмы:• Собор Троицы Живоначальной• Церковь Иова Почаевского• Церковь Варвары• Церковь Похвалы Пресвятой Богородицы• Летняя церковь

Летний алтарь предназначен для праздничных богослужений в теплое время года.

• Часовня над колодцем• Часовня в честь 2000-летия Рождества Христова* Храм во имя Архистратига Михаила, при архиерейских покоях• Надвратная церковь Николая Чудотворца• Церковь Антония и Феодосия Печерских• Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, кладбищенская• Часовня в честь 400-летия перенесения иконы Богородицы в монастырь• Часовня Почаевской иконы Божией Матери• Свято-Духовский скит с церковью Серафима Саровского, церковью Иова Почаевского и церковью Сошествия Святого Духа.
Свято-Духовский скит находится в 4 километрах от Почаевской Лавры, основан раньше нее. Именно здесь жили монахи еще до закладки Лавры. В скиту три храма: Святого Духа, преп.Серафима Саровского и Всех Святых.С приходом к власти Хрущева храм Серафима Саровского превратили в морг, церковь Святого Духа — в зернохранилище, храм Всех Святых — в кинотеатр. 10 апреля 1959 г. в Скит ворвались милиционеры во главе с первым секретарем Почаевского райкома Ичанским, который собственноручно срывал иконы и разбивал их о землю. Когда братия попыталась возмутиться, райкомовец громко сказал: «Если Бог есть, то пусть отберет у меня самое дорогое». Как только Ичанский вернулся домой, ему передали телеграмму: утром в руках у его дочери Людмилы, работавшей во львовской химлаборатории, взорвалась колба с серной кислотой. Девушка получила столь тяжкие ожоги, что должна была скончаться сразу. Но промучилась в больнице до вечера, пока отец не покинул разоренный скит. После похорон дочери Ичанский пережил еще два страшных удара: старший сын застрелился, а супруга попала в психбольницу… Чтобы «замять» эту ставшую известной историю, Ичанского перевели в другой район…Теперь в Скиту служба восстановлена, круглосуточно читается Псалтирь о живых и усопших.

Святыни:

Икона преп. Серафима написана на камне, на котором он молился 1 000 дней и ночей. Невдалеке в деревяном ларце хранится килограммовый крест с цепью, принадлежавший святому Никите.

Плачущий лик святого Мефодия – основоположника скита.
Чудотворный Образ Богородицы, именуемой Скоропослушницей. Эта икона была привезена в скит из села Любимовка Каховского района Херсонщины. Сейчас она полностью обновилась.
Колодец у святого источника

Источник: http://vera-istina-3.blogspot.com/2010/04/blog-post_19.html

Свято-Успенская Почаевская Лавра

Біжать у Почаїв стежки і дороги,

Там Божії дзвони гудуть,

До нашого Бога, єдиного Бога,

Народи, як води, пливуть.

Именно в этих словах известной церковной песни выражается вся любовь и почитание Свято-Успенской Почаевской Лавры, которая на протяжении многих столетий была и остается самым большим монастырем и православным форпостом на Западной Украине.

За свою историю, обитель пережила немало драматических событий: турецкая осада, войны,  борьба конфессий, советский атеизм и современное неспокойствие – все это способствовало усилению молитвенного подвига насельников монастыря, закаливанию и укреплению самого монастыря.

Почаевский монастырь расположился в Кременецких горах на Тернопольщине. Свет его белых стен и сияние золотых куполов видны за десятки километров от Почаева – городка, который вырос благодаря монастырю.

Явление Божией Матери на Почаевское горе

По преданию, на горе, где ныне стоит монастырь, в 1240 году произошло чудесное явление Пресвятой Богородицы в огненном пламени. В то время Киевская Русь страдала от нападения и разорения татаро-монгол, которые тогда разрушили и Киево-Печерскую Лавру. Некоторым монахом удалось убежать, и они нашли прибежище в районе будущего Почаева.

Двое монахов, молившихся на горе, увидели это чудесное явление. Его также увидели и находящиеся неподалеку пастухи. После появления Богородицы на камне, где Она стояла, остался отпечаток стопы, как бы расплавленный след. Из камня забил целебный источник, которые вместе со отпечатком стопы существуют и сегодня, и находятся под сводами Успенского собора.

Основание монастыря

Относительно основания есть несколько версий. Одна из них рассказывает, что монастырь основали афонские монахи в начале XIII века еще до ординского нашествия на Русь.

Однако, согласно самой распространенной версии обитель была основана Киево-Печерскими монахами после выше описанного явления Богородицы на Почаевской горе. Рядом с камнем и источником они построили небольшую Успенскую церковь. Со временем  монастырь расстроился и число братии увеличилось.

При этом нужно отметить, что первое зафиксированное письменное упоминание о монастыре датируется 1527 годом и находится в грамоте польского короля Сигизмунда I.

Чудотворная Почаевская икона

В верхней части царских врат иконостаса Успенского собора находится одна из главных святынь монастыря – чудотворная Почаевская икона Богородицы, чей звездоподобный киот сияет разноцветными драгоценными камнями.

Этот образ был привезен на Волынь греческим митрополитом Неофитом. Монастырю в конце XVI в. ее подарила покровительница Почаевской обители Анна Гойская, после удивительного исцеления слепого от рождения брата дворянки.

Этот образ уже болем четырех столетий является сосредоточением духовной жизни как в монастыре, так и в регионе. Это не музейная реликвия, и не памятник искусства, а одна из наиболее почитаемых святынь мирового православия, у которой каждый по своей вере получает духовную, душевную или телесную помощь.

Важно

Одно из чудес современности произошло с 6-летним мальчиком Юрием, потерявшим после серьезной болезни слух. Болезнь поддавалась лечению, однако оно должно было быть долгим.

В больницу к больному его бабушка принесла небольшой образок Почаевской икону, который оставался у кровати Юры. Наутро врачи сообщили родителям, что ребенка выписывают. Мальчик выздоровел, однако скоро снова случились проблемы со слухом.

Тогда как раз в город привезли чудотворную Почаевскую икону. Пройдясь крестным ходом с иконой и приложившись к ней, Юра снова выздоровел.

На значительные праздники святыню спускают на специальных лентах к богомольцам, чтобы они могли приложиться в ней.

Турецкая осада

Одновременно чудесное и историческое событие произошло в 1675 году. Османские войска хана Нурредина окружили Почаевский монастырь со всех сторон.  Понятно, в обители не было своих войск, да и постройки не представляли для завоевателей какой-то непреодолимой преграды. Тогда монахи вместе с прихожанами стали усердно молится.

На следующее утро, когда турецкие завоеватели готовились к штурму, над монастырем явилась Пресвятая Богородица в ярком свете и окружении ангелов. Напуганное войско стало стрелять в Божью Матери из луков, однако стрелы возвращались обратно и поражали стрелявших. В паническом состоянии турки стали убегать, убивая на пути друг друга. Часть пленили защитники монастыря.

  Некоторые из нападавших приняли христианство и остались жить в обители.

Период унии

Чуть более  100 лет  – с начала XVIII столетия и до 1831-32 годов монастырь был греко-католическим в ведении ордена Василиан. В этот период было построено ряд сооружений, среди которых и Успенский собор.

После разделения Польши в 1795 году, когда земли отошли Российской империи, обитель не сразу вернулась в православие. Возвращению монастыря поспособствовало участие василиан в польском восстании 1830-31 годах.

После этого, царским указом они были выселены из Почаевской обители, в которую вернулись православные монахи. Еще одним императорским указом в 1833 году монастырю был присвоен статус лавры.

Монах-граф

Известно, что после одного знакового события в жизни графа Николая Потоцкого, он принял монашество в Почаевском монастыре. А случилось это так. Однажды проезжая мимо стен обители, графская карета перевернулась.

Разгневанный хозяин решил застрелить кучера. Слуга повернулся в сторону монастыря и стал молиться, и пистолет Потоцкого трижды дал осечку.

Удивленный чудом, граф посвятил свою жизнь монастырю, в частности, способствовал возведению Успенского монастыря, а незадолго до смерти принял монашество.

Советское время

В отличии от центральной и юго-восточной Украины, в западные регионы советская власть пришла накануне Второй Мировой войны.

  Коммунисты не закрыли Почаевскую лавру ,как было с множеством монастырей и храмов, однако, изъяли типографию, мельницу, иконописную мастерскую, свечной завод, поля, леса и сады, принадлежавшие обители.

Лишившись  почти всего имущества, Лавра продолжала жить и в советское время не закрывалась. Хотя и претерпела немало. Например, во время одно из волн гонений на Церковь в 1960-х годах, был арестован наместник монастыря архимандрит Алипий.

Одним из факторов, почему монастырь не закрыли, является его расположение в отдаленной от областного центра местности. Радостным  событием в жизни монастыря в этот период стала пасхальная служба в 1975 году, которую совершил Румынский Патриарх Юстиниан.

Святые Иов и Амфилохий Почаевские

Самыми известными монахами Почаевской лавры являются преподобные Иов и Амфилохий. К их мощам, как и другим святыням обители, ежедневно приезжают поклониться сотни и тысячи верующих.

Преподобный Иов был уроженцем Галичины и пришел в Почаевский монастырь в начале ХVII века. Он поселился в отдельной пещере рядом с монастырем. Он мог неделями молиться в своей пещере, не выходя из нее. Вскоре монахи выбрали его настоятелем.

Он вместе со всеми работал в монастырском саду, укреплял рядом расположенные плотины. Много сделал для укрепления православия в период католической экспансии. Преподобный Иов прожил более 100 лет и умер в 1651 году.

Совет

Его пещера сегодня является одной из лаврских святынь.

Преподобный Амфилохий практически наш современник – он жил в XX веке и умер в 1971 году. Еще при жизни монах был  известен далеко за пределами обители благодаря дару исцеления. Он бескорыстно помогал воинам УПА, родным партийных деятелей, тысячам простых людей, несмотря на гонения и времена советского атеизма. Самое известное его чудо – воскрешение маленькой девочки.

Целебные источники

Источник от стопы Богородицы находится внутри Успенского собора. О нем мы рассказывали в одной из публикаций (ссылка). В том же материале мы писали еще об одном источнике, в честь святой Анны, находится в нескольких километрах от лавры, и хотя не относится к нему, однако все паломники посещают его на пути в или из монастыря.

Современная жизнь

После обретения Украиной независимости монастырь перестал испытывать давление со стороны властей. Лавра открыла неподалеку скит, семинарию, привела в порядок храмы, корпуса и территорию, построила новые гостиницы для паломников.  В 2009-2013 годах был построен новый собор в честь Преображения Господня, который стал самым большим монастырским храмом и одним из самых больших в Украине.

Интересные факты

  • Тарас Шевченко, пораженный величием и красотой Лавры, написал этюды с видами Почаевской лавры;
  • «Украинской Швейцарией» назвал пейзажи Почаева император  Николай II
  • Лаврская колокольня третья по высоте в Украине  – 65 м;
  • за год лавру посещают около 1500000 человек;
  • Один из монастырских храмов, в честь Святой Троицы, построен архитектором Щусевым – автором мавзолея Ленина. Мозаики этого храма созданы по эскизам художника Рериха, позже отлученного от Церкви

Свято-Успенская Почаевская Лавра обновлено: Июнь 7, 2016 автором: Миша Герасименко

Источник: http://weloveua.com/svyato-uspenskaya-pochaevskaya-lavra-2/

Ссылка на основную публикацию