Святитель алексий митрополит московский и всея россии чудотворец

Святитель Алексий, митрополит Московский и всея России чудотворец

Дни памяти: 12 февраля, 20 мая (Обретение мощей), 5 октября (Моск. Свт.)

Святитель Алексий митрополит Московский и всея Руси

Святитель Алексий, митрополит Московский и всея России чудотворец (в миру Елевферий) родился в 1292 году (по другим данным, 1304) в Москве в семье боярина Феодора Бяконта, выходца из Черниговского княжества.

Господь рано открыл будущему святителю его высокое предназначение. На двенадцатом году жизни Елевферий раскинул сети для ловли птиц, незаметно для самого себя задремал и вдруг явственно услышал голос: “Алексий! Что напрасно трудишься? Ты будешь ловить людей”. С этого дня отрок стал уединяться, часто посещать церковь и в пятнадцать лет решился стать иноком.

В 1320 году он вступил в Московский Богоявленский монастырь, где провел более двадцати лет в строгих иноческих подвигах. Руководителями его и друзьями были замечательные подвижники этой обители – старец Геронтий и Стефан, брат преподобного Сергия Радонежского. Затем митрополит Феогност повелел будущему святителю оставить монастырь и заведовать судебными делами Церкви.

Обратите внимание

Эту должность святой исполнял 12 лет со званием митрополичьего наместника. В конце 1350 года владыка Феогност посвятил Алексия во епископа Владимирского, а по смерти митрополита он стал его преемником в 1354 году. В то время Русская Церковь раздираема была великими нестроениями и распрями, в частности из-за претензий митрополита Литвы и Волыни Романа.

В 1356 году, чтобы положить конец смутам и тревогам, святитель отправился в Константинополь к Вселенскому Патриарху. Патриарх Каллист дал Алексию право считаться архиепископом Киева и великой России с титулом “всечестнаго митрополита и экзарха”. На обратном пути во время бури на море кораблю грозила гибель.

Алексий молился и дал обет построить храм святому того дня, в который корабль пристанет к берегу. Буря утихла, корабль пристал 16 августа. Восторженно встретила святителя Москва.

Несмотря на все смуты, святитель Алексий всячески заботился о своей пастве – ставил епископов, устраивал общежительные монастыри (по образцу Троицкого, основанного Преподобным Сергием), налаживал отношения с ордынскими ханами. Не раз святому и самому приходилось путешествовать в Золотую Орду.

В 1357 году хан потребовал у великого князя, чтобы святитель прибыл к нему и исцелил слепую Тайдулу – его супругу. “Прошение и дело превышает меру сил моих, – сказал святой Алексий, – но я верю Тому, Который дал прозреть слепому, – не презрит Он молитвы веры”.

И действительно, по его молитве, окропленная святой водой, супруга хана исцелилась.

Когда скончался великий князь Иоанн, святитель взял под свою опеку малолетнего его сына Димитрия (будущего Донского). Много пришлось святому владыке потрудиться, дабы примирять и смирять строптивых князей, не желавших признавать власть Москвы.

Вместе с тем не оставлял митрополит и трудов по устройству новых обителей.

Им основаны в 1361 году Спаса Неруко-творенного Образа монастырь на Яузе в Москве (Андроников, по имени ученика преподобного Сергия, первого игумена монастыря) по обету, который он дал, когда корабль во время его поездки в Константинополь терпел бедствие; Чудов – в Московском Кремле, восстановлены и две древние обители – Благовещенская в Нижнем Новгороде и Константино-Еленинская во Владимире. В 1361 году также была построена женская общежительная обитель его имени (Алексеевская).

Важно

Святитель Алексий достиг глубокой старости – 78 лет, пробыв на митрополичьей кафедре 24 года. Почил он 12 февраля 1378 года и погребен по завещанию в Чудовом монастыре. Мощи его были обретены через 50 лет чудесным образом, после чего стали чтить память великого святителя и молитвенника за Русскую землю.

Источник: http://days.pravoslavie.ru/Life/life434.htm

Святитель Алексий Митрополит, Московский и всея России чудотворец

празднование святому 12/25 февраля, 20 мая/2 июня, 5/18 октября

Великий светильник земли Русской святитель Алексий, митрополит Московский, родился на рубеже XIII и XIV веков, около 1300 года в тяжкую для русского народа эпоху татарского ига, когда вся Русская земля уже 150 лет стонала в порабощений, постоянно подвергаясь хищническим набегам завоевателей, избивавших русских людей, уводивших их в тяжкий плен, оставлявших после своих набегов одни развалины и пожарища.

Положение усугублялось непрестанными междоусобицами удельных князей. Русская земля была раздроблена на отдельные враждующие княжества, без объединения которых нельзя было бороться против общего врага.

В это тяжелое время единственная сила, скреплявшая русский народ в одно целое, была Святая Православная Церковь.

Из недр ее возникли великие светильники, которые своим высоким духом и примером жизни подавали соотечественникам надежду на возможность освобождения и воодушевляли их на борьбу с жестокими поработителями.

Такими светильниками были и святитель Петр, первый Московский митрополит, и его преемник — святитель Алексий, и «Игумен земли Русской»—преподобный Сергий Радонежский.

https://www.youtube.com/watch?v=q1B4zpUWaCM

Святитель Алексий происходил из знатного рода Черниговских бояр Колычевых. Родители его Феодор (по прозванию Бяконт) и Мария, спасаясь от татарских набегов, переселились в Москву, где и родился будущий святитель.

При святом Крещении ему дано было имя Елевферий, восприемником его был князь (сын святого благоверного князя Московского Даниила Александровича) Иоанн, будущий великий князь Московский (1328—1340), прозванный за щедрую раздачу милостыни Калита (т. е. «мешок с деньгами»).

Предание повествует, что еще в отрочестве Господь открыл будущему Святителю его высокое предназначение. Стремясь к уединению, отрок Елевферий любил ловить сетями птиц в окрестностях города.

Совет

Однажды, подстерегая их, он задремал и в тонком сне услышал голос: «Алексие, что трудишься напрасно? Ты будешь ловцом человеков». Голос был столь явственным, что отрок тотчас пробудился.

Но вокруг никого не было.

С того времени отрок Елевферий все более стремился к духовной жизни, к углубленному изучению Священного Писания. Через несколько лет он испросил у родителей благословение поступить в монастырь.

В 1320 году Елевферий принял монашеский постриг в Московском Богоявленском монастыре с предвозвещенным ему в сновидении именем Алексий.

Более 20 лет святой Алексий подвизался в той обители, смиренно проходя иноческие послушания под руководством опытного в духовной жизни старца Геронтия.

В Богоявленском монастыре святой Алексий был связан глубокой духовной дружбой с иноком Стефаном, старшим братом Преподобного Сергия Радонежского.

Как сын знатного боярина, святой Алексий получил лучшее по тому времени образование. В монастыре он занялся изучением греческого языка, а затем сличил и исправил славянский перевод Новозаветных книг по греческим подлинникам.

Благочестивая жизнь и высокий ум инока Алексия привлекли к нему внимание митрополита Феогноста, святителя Московского (+1359; память 14 марта). Он поручил святому Алексию заведывание судебными делами Церкви, и тот в течение 12 лет исполнял эту должность со званием митрополичьего наместника.

В конце 1350 года святитель Феогност рукоположил святого Алексия во епископа Владимирского, предполагая впоследствии назначить его своим преемником.

Обратите внимание

Так как святой Алексий пользовался большим уважением у великого князя и бояр за свои мудрые советы не только в церковных, но и в гражданских делах, то великий князь вместе со святителем Феогностом стал ходатайствовать об этом у Константинопольского Патриарха.

Весной 1353 года от моровой язвы умерли митрополит Феогност и великий князь Симеон Гордый. Но ходатайство их было удовлетворено. Святой Алексий стал преемником святителя Феогноста на Московской митрополичьей кафедре.

В 1354 году он совершил путешествие в Константинополь и получил там от Патриарха Филофея благословение и утверждение на кафедру митрополита Киевского (фактически Московского) и всея Руси.

На обратном пути из Константинополя корабль, на котором возвращался святитель Алексий, попал в сильную бурю, но, по молитвам святителя, плавание прошло благополучно. Святитель дал обет построить храм во имя того святого, память которого придется в день благополучного возвращения.

Во исполнение этого обета святителем Алексием в 1361 году был сооружен храм во имя Нерукотворенного Образа Спасителя, память которого празднуется 16 августа. При храме был основан Новоспасский монастырь, игуменом которого был поставлен ученик Преподобного Сергия— преподобный Андроник.

Возвратившись в Москву, которая со времени святителя Петра была резиденцией Всероссийских митрополитов, святитель Алексий принял на себя управление Русской Церковью и неустанно трудился на этом поприще 24 года: поставлял епископов, заботился об упорядочении иноческой жизни, устройстве общежительных монастырей, примером для которых была обитель Святой Живоначальной Троицы, основанная Преподобным Сергием.

Слава о мудром святителе и молитвеннике далеко распространилась за пределы России.

В 1357 году хан Джанибек прислал великому князю Московскому Иоанну Иоанновичу (1353 —1359) требование, чтобы тот отпустил в Орду святителя Алексия для исцеления его ослепшей жены, ханши Тайдулы, угрожая, в случае отказа, разорением всей Русской земли.

«Если ханша получит исцеление по молитвам того человека, ты будешь иметь со мной мир. Если же не пошлешь его мне — я разорю огнем и мечом твою землю»,— передал хан великому князю.

Важно

Смиренный святитель не считал себя достойным совершить чудо исцеления, но, имея твердую веру в Господа, для Которого все возможно,— он не отказался ехать в Орду ради блага и спокойствия своей Родины и паствы, за которых готов был принять и мученическую смерть. «Прошение и дело превышает меру сил моих,— сказал святитель Алексий,— но я верю Тому, Который дал прозреть слепому,— не презрит Он молитвы веры».

Перед отъездом в Орду святитель Алексий вместе с духовенством совершил молебное пение в Успенском соборе, у раки святителя Петра и Господь дал ему знамение, укрепившее его дух: свеча у гроба святителя Петра возгорелась сама собой. Святитель взял часть этой свечи и отправился в Орду.

Еще до прибытия святителя Алексия Тайдула видела его во сне в архиерейской одежде. Когда святой приблизился к Орде, Джанибек вышел ему навстречу и ввел его в свои покои. Святитель, начав молебное пение, велел возжечь малую свечу, привезенную от раки святого митрополита Петра. После долгой молитвы он окропил освященной водой Тайдулу, и та тотчас прозрела.

Хан и все бывшие при славном исцелении изумились и восславили Бога. Хан Джанибек с великим почетом и дарами отпустил митрополита в обратный путь. Ханша Тайдула пожаловала святителю в Кремле участок земли, на котором святитель Алексий воздвиг в 1365 году Чудов монастырь, в память чуда архистратига Божия Михаила в Хонех.

В этом монастыре святитель завещал себя похоронить.

После смерти Джанибека святителю Алексию вновь пришлось ехать в Орду для ходатайства о Русской земле перед свирепым ханом Бердибеком, убившим своих 12 братьев и грозившим полным опустошением Русской земле.

Великий печальник Русской земли святитель Алексий не побоялся идти в Орду на угрожавшую ему смерть. Нося в сердце слова Господа Иисуса Христа: «Пастырь добрый душу свою полагает за овцы» (Ин. 10,11), он отправился к грозному хану и с Божией помощью сумел своей Богодухновенной беседой укротить его ярость и получить от хана заверение о мире для христиан.

После смерти великого князя Иоанна Иоанновича (+1359) святитель Алексий был духовным наставником десятилетнего благоверного князя Димитрия — наследника великокняжеского престола.

Благодаря мудрым действиям святителя Алексия ордынский хан передал малолетнему Димитрию ярлык (грамоту) на великое княжение. Святитель Алексий был первым руководителем, первым вдохновителем, первым помощником великого князя в его борьбе за централизацию Русского государства.

Подвижнические усилия таких делателей земли Русской, какими были святитель Алексий, Преподобный Сергий Радонежский и благоверный великий князь Димитрий Донской, сплотили вокруг Москвы большинство русских княжеств.

Совет

Объединение их легло в основу великой победы русского народа на Куликовом поле в 1380 году.

В своей многообразной святительской деятельности митрополит Алексий неустанно заботился о благоустроении Российской паствы и духовном ее просвещении.

С этой целью он восстановил в Москве прежние обители и создал новые, в том числе женские обители Алексеевскую и Зачатьевскую (где подвизались две его сестры — игумения Иулиания и монахиня Евпраксия).

Им также были основаны обители — Благовещенская в Нижнем Новгороде и в честь святых равноапостольных Константина и Елены во Владимире.

Святитель Алексий прожил около 80 лет.

Приближаясь к концу своего жизненного подвига, он желал видеть преемником на Всероссийском Митрополичьем престоле своего давнего духовного друга Преподобного Сергия, игумена Радонежского.

Однако Преподобный, по своему великому смирению, уклонился от этой чести. Святитель Алексий не стал настаивать, провидя великое значение для Русской Церкви Преподобного Сергия как «Игумена всей Русской земли».

Читайте также:  Акафист божией матери экономисса, текст акафиста

Святитель Алексий почил 12 февраля 1378 года и был погребен, согласно завещанию, в Чудовом монастыре.

Выдающийся Первосвятитель Русской Церкви оставил потомкам великое сокровище — собственноручно написанное Евангелие, переведенное им с греческого языка. Это Евангелие благоговейно хранилось в Чудовом монастыре несколько столетий.

Обратите внимание

Более чем через 50 лет честные мощи святителя Алексия были обретены нетленными, когда крыша деревянного храма, в котором был погребен святитель Алексий, во время Божественной литургии обрушилась. Никто из молившихся и служивших не пострадал. Когда стали возводить фундамент нового, каменного храма, то обнаружили его нетленные мощи, которые положили в Благовещенском приделе нового храма.

Прославление святителя Алексия совершилось 20 мая 1431 года.

В течение всей истории России святитель Алексий почитался как великий заступник и молитвенник Земли Русской. Благодарные потомки заботились об украшении его раки. В Чудовом монастыре был построен храм в честь святителя Алексия. В этот храм святые мощи были торжественно перенесены в 1485 году.

В настоящее время мощи святителя Алексия почивают в Богоявленском Патриаршем соборе в Москве, где еженедельно по воскресеньям читается акафист Святителю.

В конце XVI века при царе Феодоре Иоанновиче было установлено празднование в честь Московских святителей Петра, Алексия и Ионы (5/18 октября). Позднее, по ходатайству святителя Иннокентия, митрополита Московского, перед Святейшим Синодом в число поминаемых в этот день Московских святителей вошел святитель Филипп, а с 1913 года священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси.

Источник: https://akafist.ru/saints/svjatitel-allexij/

Святитель Алексий митрополит Киевский, Московский и всея Руси чудотворец

СВЯТИТЕЛЬ АЛЕКСИЙ, МИТРОПОЛИТ КИЕВСКИЙ, МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ ЧУДОТВОРЕЦ.(Ровно 640 лет назад ко господу преставился святитель Алексий)

Митрополит Алексий родился в конце XIII в. (между 1293—1298 гг.

), в Москве, в самый важный период её начальной истории. При крещении ему было дано имя Симеона—Елевферия ; его восприемником при купели был сын Даниила Александровича, впоследствии велик. кн. моск.

, Иоанн Данилович, прозванный Калитою.

Скромным, сосредоточенным мальчиком рос будущий великий святитель, обнаруживая постоянную и решительную наклонность к духовной — монашеской жизни . Научился он грамоте и еще в юности своей , обладал начитанностью в церковных и отеческих писаниях. Двадцати лет уходит он в монастырь — московский Богоявленский, не задолго пред тем основанный — в 1304 г.

приемлет пострижение и при пострижении — имя Алексия, которое будто бы, по рассказам его житий, было ему предуказано еще задолго раньше в особом чудесном явлении. Проходя все степени монашеского послушания и подвижнической жизни, совместно с такими опытными и строгими подвижниками, как инок Геронтий , а также игумен Стефан, брат преп. Сергия Радонежского и его ученик, — св.

Алексий продолжал усердно заниматься и книжным самообразованием — чтением священных и святоотеческих писаний.

В то же время, нужно думать, он не прерывал общения и с высшим кругом Москвы, становившейся уже столицей государства и переживавшей самое бурное время: крестник князя и княжеский духовник , сын знатного боярина, любимец митрополита, человек, „славу которого крылатая молва, по словам его жития , разносила уже повсюду“, живший здесь же, в самой Москве, — не мог быть чужд всему, что наиболее важного происходило в то время — и при княжеском дворе, и при дворе митрополита, и в хоромах бояр, которые, к тому же, часто бывали в Богоявленском монастыре. Так прожил он 20 или, может быть, даже и — 27 лет, подготовляясь к своему будущему высокому призванию.Озабочиваясь назначением ближайшего помощника престарелому митрополиту Феогносту, а также его будущего заместителя (при том, если возможно — из русских, а не из греков, как всего скорее могло быть), велик. кн. Симеон Иванович (Гордый), тотчас же по кончине его отца, Ивана Даниловича, и митрополит — назначили св. Алексия митрополичьим наместником, с поручением ведать судные дела епархии и митрополии. Это произошло в конце 1340 г., и с этого момента св. Алексий формальным образом уже предназначенный быть митрополитом. фактически тогда же, вероятно, принял непосредственное участие во всех делах русской митрополии, как внутренних (с которыми, по прямому своему назначению, он ближе всего должен был ознакомиться), так и по внешним сношениям с Константинопольской патриархией, — для последнего он тем более был нужным человеком, что в совершенстве знал греческий язык, как можно видеть из сохранившегося драгоценнейшего его перевода Нового Завета с греческого языка. на славянский язык.Такое положение св. Алексий занимал более 12 лет. В 1350 г. митрполит Феогност впал в тяжкую болезнь и дни его, очевидно, были сочтены. Великий кн. Симеон Иванович., с согласия митрополита, „отправил посольство в Константинополь к императору и патриарху с прошением, чтобы в случае смерти его — Феогноста не был ставим в митрополиты русские грек, но был поставлен кандидат, который будет прислан из Москвы“ . Посольство еще не возвратилось, как митр. Феогност скончался (в 1353 г., 11 марта), посвятив за три месяца до своей кончины св. Алексия в епископа Владимирского.Святителю Алексию пришлось похоронить одного за другим митрополита и великого князя от свирепствующий чумы и немедленно выступить в сложной и запутанной церковно-государственной деятельности — выступить среди ужасов чумы — „черной смерти“.В такой момент и среди стольких врагов и опасностей, угрожавших самостоятельности московской митрополии и великого княжества Московского., св. Алексий., подготовленный всей своей предыдущей жизнью, принял на себя управление делами церковными, а вместе, в силу тогдашних обстоятельств — и государственными, и явил себя истинно великим и святым человеком, по признанию всех новейших историков.К сожалению о многолетней (в продолжении 24 лет) церковно-правительственной деятельности св. Алексия, мы совершенно ничего не знаем , — мы имеем об нём некоторые сведения только как о государственном деятеле .По возвращении послов из Константинополя в 1353 г. (в июле), принесших согласие императора и патриарха на поставление его в митрополита киевского и всея России, святитель Алексий отправился в Константинополь для посвящения, но получил посвящение и возвратился оттуда только осенью 1355 г., преодолев уже и в этот раз целый ряд препятствий и затруднений — как со стороны патриархии, неохотно соглашавшейся на поставление митрополитом русского, так и со стороны других претендентов на киевскую митрополию, по интригам галицко-волынских князей и Литвы .Известно, что святитель Алексий исцелил от слепоты в Золотой Орде мусульманку Ханьши Тайдулы.Святитель построил Чудов монастырь в Москве , а так же Спасский Андроников и Алексеевский, четвертый же — Симонов устроен при нём на сторонние средства, — вне Москвы он устроил также три монастыря— причем один — серпуховский Владычный был построен вновь, два других — Константиновский близ Владимира и Благовещенский в Нижнем Новгороде возобновлены из развалин.Св. Алексия, обстоятельства времени поставили во главе государственного управления, так как он был митрополитом и в то же время первым государственным человеком, главою боярской думы своих князей. Ему выпало занимать митрополичью кафедру в то время, как князьями Московскими были люди, требовавшие опеки… Мы не можем дать полной характеристики всей государственной деятельности св. Алексия, потому что для этого не достает у нас сведений; но мы положительным образом знаем, что он был ревностнейшим охранителем владений и власти московских князей против внешних врагов: современные свидетельства, принадлежащие друзьям и врагам св. Алексия, говорят нам, что он, получив от умирающего Ивана Ивановича опеку над его малолетним сыном Димитрием, „прилагал все старания, чтобы сохранить дитя и удержать за ним страну и власть“, что он „весь предавался“ возложенному на него делу попечения о „государе — дитяти“.Своим преемником по московской кафедре св. Алексий желал видеть преп. Сергия Радонежского и убеждал его подъять на себя бремя высокого святительского служения; но преп. Сергий решительно отказался от этого .

Отошёл ко Господу святитель Алексий в 1378 году , мощи его были обретены в 1431 г., а в конце 1448 или в нач. 1449 г., при митрополите св. Ионе, установлено торжественное празднование его памяти — 1225 февраля, день преставления., и 20 мая, день обретения его мощей.

КАК СВЯТИТЕЛЬ АЛЕКСИЙ ПРОСЛАВИЛ ЛИТОВСКИХ МУЧЕНИКОВ И ПОЧЕМУ СВЯТИТЕЛЬ КИЕВСКИЙ НЕ ПОСЕЩАЛ КИЕВ.
В самом начале первосвятительства Митрополита Алексия, произошло разделение Русской Православной Церкви.Литовский князь Ольгерд Гедеминович принял у себя запрещённого в Русской Церкви митрополита Феодорита. Литовский князь был заинтересован отделить Западный Край Православной Церкви от Московской Митрополии. Князь Ольгерд не желал видеть святителя Алексия митрополитом над Литвой , но должен был считаться, что его любимец митрополит Феодорит запрещён в служении и не сможет возглавить Церковь, а потому князь посылает в Константинополь другого кандидата Романа. Роману было 55 лет, он был родственником Тверского князя Всеволода, который был родственноиком жены князя Ольгерда.В итоге вслед за святителем Алексием на Русь вернулся в сане митрополита ещё один глава Русской Церкви, это митрополит Роман.В территорию Митрополита Алексия входила Москва и все восточные города, а в территорию митрополита Романа входили: Владимир, Волынь, Галич, Луцк, Перемышль, Туров, Полоцк, Холмск, Вильно…Отдельная история была с городом Киевом. Киев входил в состав княжества Литовского и им управлял князь Ольгерд, но вот в Церковном разделении он был отдан под окормление митрополита Московского Алексия.Митрополиты Алексий и Роман одновремённа считали себя Митрополитами Всея Руси и очень были нетерпеливы друг к другу.Будучи в Киеве, митрополит Алексий с благословения Константинопольского Патриарха конанизирует и устанавливает 14 апреля День памяти Литовских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, которые пострадали от язычников в Вильно при правлении князя Ольгерда. Их прославление обидело литовского князя Ольгерда, это была политическая пощёчина князю Литовскому от митрополита Всея Руси.Князь Ольгерд отказывается признать Алексия Митрополитом Киевским и провозглашает митрополитом Киевским Романа. Святитель Алексий не доволен тем, что светская власть пожелала лишить его старейшей русской кафедры и отправился с жалобой на митрополита Романа в Константинополь. К Патриарху Вселенскому был вызван и митрополит Роман. После судов и разбирательств, Патриарх Константинополя постановил оставить Киев под амафором митрополита Алексия.Митрополит Роман не смиряется, направляется в Киев и провозглашает , что отнюдь Киев подчиняется ему. Князь Ольгерд полностью поддерживает митрополита Романа и подстрикает митрополита Романа отобрать у святителя Алексия и подчинить себе епархии Брянска и Чернигова. Митрополит Роман в свою очередь побуждает князя Ольгерда пойти походом на Московское княжество и присоединить Московские земли к Литве.Тем временем, в 1358 году, святитель Алексий решил посетить свою законную кафедру и направился в Киев. На подъезде к Киеву войска князя Ольгерда схватили святителя Алексия и заключили его как пленника под стражу. У святителя отняли все церковные предметы. А митрополит Роман объявил приезд митрополита Алексия в Киев как вторжение в свою юрисдикцию.

Князь Ольгерд не заключил митрополита Алексия в тюрьму, отпустил, но святитель Алексий ни когда больше не показывался в Киеве на своей законной кафедре и не посещал западные пределы Русской Церкви над которыми правил князь Ольгерд.

Святитель Алексий после этого случая окончательно обосновался в Москве считая себя митрополитом Московским и Всея Руси.

Хотя фактически, по благословению Патриарха Константинопольского, он являлся единственным и и законным митрополитом Киевским.

ИЗ ЖИЗНИ СВЯТИТЕЛЯ И ЧУДОТВОРЦА АЛЕКСИЯ МОСКОВСКОГО
Необходимо остановиться на вопросе исцеления православным митрополитом (Святителем) Алексием ханши-мусульманки Тайдулы.Для понимания данного события можно сказать так: Как солнце сияет для праведных и неправедных, так и действия благодати Святого Духа и милости Божией простирается над различными людьми. Это наблюдается на протяжении всей священной истории и особенно от общения со святыми людьми.Благодать Божия действует по отношению и к православному, и к инославному и даже к иноверному., а порой даже помимо их воли, укрепляя одного в истинной веры, а другого только призывая к ней.Благодарная Тайдула после исцеления, убедила хана Джанибека выдать митрополиту ярлык и принести дары. Подарили святительские одежды и особой красоты саккос.Так же святителю был пожалован Татарский двор в Кремле, а на этом месте святитель построил Чудов монастырь.

Читайте также:  Признаки сглаза на человеке, у женщин, мужчин

А хан подарил святителю свой перстень.

КАКИМ БЫЛ СВЯТИТЕЛЬ АЛЕКСИЙ МОСКОВСКИЙ ?
Святитель Алексий митрополит Московский оставил в истории Русской Церкви след тем, что по его благословению перед праздниками Св.Бориса и Глеба, Св. Димитрия Солунского и Св. муч.Георгия были установлены 7 дневные посты, однако после кончины святителя они были отменены.

Появилась при святителе Алексие впервые восковая печать для указов , на ней был изображён Св.Николай. Ранее митрополиты пользовались свинцовой печатью.

Св.Алексий постепенно устанавливал и укреплял административную структуру Церкви аналогичную княжеской административной структуре. При ней был оформлен и земельный фонд митрополииБоярское происхождение святителя Алексия придавало вес Русской Церкви и привлекало на службу Церкви и митрополичьей канцелярии знатных и именитых светских служивых людей.

Администрация митрополита была похожа на двор великого князя. Служил митрополиту и его младший брат Феофан, от которого пошёл род Фоминых, долго служивших Всероссийским митрополитам.При митрополите Алексие было начато собирание архива Церкви, почти полностью погибшего при татарском нашествии.

Канцелярия Митрополита Алексия ещё много десятилетий, даже после его кончины называлась всеми , образцовой.

НЕСКОЛЬКО ФАКТОВ О СВЯТИТЕЛЕ АЛЕКСИИ МОСКОВСКОМ
В 1431 году были открыты нетленные мощи Св.Алексия. После 60 лет погребения, на святителе не истлело даже облачение и оно высмотрело как новое.Житие святителя написал иеромонах Пахомий Серб по благословению митрополита Ионы. Это житие было любимым чтением русского народа древней Руси.В 1462 году от мощей святителя Алексия исцелился инок Чудова монастыря по имени Наум. Позже произошло множество других исцилений мирян от мощей.Отец Ивана Грозного, князь Василий Третий просил святого Алексия даровать ему сына-наследника, перед молебном Великий князь подарил от себя новую раку для мощей. Переложение мощей в новую раку произошло в 1535 году, 11 февраля в 3.00 часа ночи в присутствии Великого князя.Большим почитателем святителя Алексия был святой преподобный Никодим Кожеезерский. За 7 дней перед кончиной в 1640 году в видении ему явился святитель Алексий.Иеромонах Симеон Полоцкий в 17 веке написал молитву ко святителю Алексию.В 1802 году был составлен акафист святителю Алексию, его автор, иеромонах Ювеналий (Медведский)При захвате Москвы французами, солдаты Наполеона надругались над мощами Св.Алексия, выбрав и “выбросив” мощи из раки. После изгнания французов, они сразу были найдены среди выброшенного “хлама” в Благовещенской церкви в Москве.Святитель Алексий, является Третьим Московским Первоиерархом Российской Церкви и первым, кто не пожелал быть погребённым в Успенском соборе Кремля, а считая себя аскетом, заповедовал покоится в им созданном Чудовом монастыре, где и были его мощи до сноса этого монастыря.После разорение мощи были перенесены в Успенский собор Кремля.А в 1947 году, 17 октября, Патриарх Алексий Первый переносит мощи в Елоховский Богоявленский собор Москвы, где они почивают и сегодняДень тезоименитства у святителя Алексия был 17 марта, память Алексия человека Божьего.

Важно

Святитель Алексий предал своему имени как бы тот импульс, после которого это имя стало распространено на Руси и по сей день. До святителя Алексия, имя Алексей было как бы чуждо для русского человека.

ИЗ НАСТАВЛЕНИЯ СВЯТИТЕЛЯ АЛЕКСИЯ МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО
==А к церковному пению будьте, дети, спешны, утекаясь друг перед другом, как Иоанн Богослов перед Петром, к гробу Христову.Князья, бояре и купцы, всякий православный христианин!Оставляя все дела свои, на Церковную молитву стекайтесь без ленности, и не говорите так: “Отпоём себе дома”. Не может та молитва домашняя ни чего без молитвы церковной. Церковь названа земным небом, в ней закалается Агнец, Сын, Слово Божье за очищения грехов грехов всего мира верных и людей трепещущих словес Божиих, в ней же проповедуется Евангелие Благовещания Царствия божия, и святых апостол Деяния, и Соборные Послания, и светлого нашего учителя Павла апостола 14 посланий, и Святых Вселенских Отец 7 Соборов почитаются, и Престол Божий Славы Херувимы невидимо осеняется, и священническими руками Тело и Кровь Божественная приемлется и верным людям подается на спасение, и на очищения душам и телесам.И такое страшное и грозное и преславное Чудо Божие, какое есть Церковное управление – хочешь дома своим пением обрести себе пользу?Пострашите сердца ваша, возьмите себе в разум прежние слова и прикладывайте свою домашнюю молитву к церковной молитве. Когда приходите в церковь, имейте со всеми мир и любовь, как сказал Спаситель: “Когда приносишь дар свой к Алтарю, иди прежде и помирись с братом своим”. А входя в церковь, потрепещи душой и телом, ведь не в простой храм входишь. И если так будете делать, то и молитва церковная придёт к вам.. С боязнью и благоговением и со Страхом Божьим в церковь входите, а с радостью исходите, получивши прощения грехов.

Когда стоите в церкви, помышляйте о своих грехах. В такое время оставляйте за собой все дела вне церкви, как святые пишут .”===

  • Святой Феодор Стратилат происходил из Малой Азии, служил воеводой («стратилат» по-гречески) в городе Гераклее близ Черного моря в…
  • Кровавыми история называет двух монархов, Последнего Российского Императора Николая Второго и Английскую Королеву 16 века Марию Тюдор. Однако…
  • КТО ТАКОЙ ФАРИСЕЙ ? Фарисей – это иудей из политическо-религиозной партии, который не признаёт ни каких других законов кроме тех, которые…

Источник: https://filaretuos.livejournal.com/402868.html

Митрополит Алексий Московский Святитель и чудотворец краткая биография

На фото: Святитель Алексий, митрополит Московский. Фрагмент росписи храма Рождества Христова в Измайлове.

В Елоховском Богоявленском соборе Москвы пребывают мощи святителя Алексия, митрополита Московского, великого святого чудотворца России.
Святитель Алексий митрополит Московский, весьма почитают этого русского святого, сыгравшего важнейшую роль в древней истории России

Митрополит Алексий Московский родился в Москве на рубеже XIII—XIV веков в видной боярской семье и в крещении получил имя Симеон.

Крестным отцом его стал молодой княжич Иоанн, будущий великий князь Московский Иван Калита.

Впоследствии крестному отцу и его крестнику суждено вывести родной город на первые роли на Руси, сформировав именно здесь объединительный центр раздробленной страны, стонавшей под чужеземным игом.

Во сне будущий Митрополит Алексий Московский услышал голос, молвивший, что тратит отрок время на труды пустые, ловя птиц, в то время как его предназначение — «ловить людей». С тех пор и стал Елевферий часто бывать в церкви.

Святитель Алексий уже в 19 лет принял монашеский постриг от старшего брата преподобного Сергия Радонежского игумена Стефана. Произошло это в Богоявленском монастыре, тогда являвшемся загородным, а ныне находящемся в самом центре столицы, на территории Китай-города.

Монах Алексий отличался прекрасными способностями, и, достигнув сорокалетнего возраста, он стал считаться официальным преемником престарелого митрополита Киевского Феогноста. Надо заметить, что титул «Киевский» к тому времени носил уже чисто номинальный характер, а митрополиты с 1325 года жили в Москве.

Святитель Алексий отправляется в Константинополь

В 1354 году епископ Алексий отправился в Константинополь, где в те времена русские первосвятители проходили процедуру их утверждения. Вселенский Патриарх одобрил его выдвижение в митрополиты в виде исключения — тогда еще большинство русских предстоятелей Церкви выбирались из греков. Патриарх Константинопольский Филарет возвел Алексия в сан митрополита Киевского и всея Руси.

На обратном пути из своего второго путешествия в Константинополь (предпринятого для разрешения спора с отделившейся от Киевской митрополии Литовской митрополией) святитель Алексий попал в сильную бурю и дал обет в случае спасения основать в Москве обитель. Так в столице появился прославленный впоследствии Спасо-Андроников монастырь.

Вернувшись на Русь, митрополит Алексий действовал энергично — ставил новых епископов, боролся с внутрицерковными нестроениями, собственными деяниями показывал пастве пример христианской жизни. Именно при нем резиденция русских митрополитов была перенесена из Киева на северо-восток страны.

Алексий Московский едет в Орду лечить от глазной болезни ханшу Тайдулу

К 1357 году слухи о выдающихся достоинствах русского митрополита достигли Орды, и его пригласила, надеясь на излечение, страдавшая от глазной болезни ханша Тайдула.

По молитвам святителя правительница получила исцеление и освободила Церковь от ордынских поборов.

В благодарность за это святителю пожаловали землю в Московском Кремле, где располагался постоялый двор для ордынских послов. Здесь Алексий основал Чудов монастырь.

В Москве к тому времени митрополит Алексий пользовался огромным влиянием и фактически был соправителем государства. Именно по его почину в 60-е годы XIV века началось строительство белокаменного Кремля, бывшего до той поры деревянным.

Помимо Спасо-Андроникова, святитель благословил основание знаменитых Чудова и Симонова монастырей в Москве, а также Введенского Владычного монастыря в Серпухове, способствовал введению практики общежительных обителей, которые в эту эпоху в разных точках страны основывали ученики преподобного Сергия Радонежского.

После смерти князя московского Ивана II

После смерти великого князя московского Ивана II Красного Алексий Московский взял под свою опеку его малолетнего сына Дмитрия (будущего Донского). Став фактическим правителем Руси, он постоянно решал споры удельных князей, пытаясь сплотить их между собой.

Примерно в то же время сменилась власть в Орде. Джанибека убил собственный сын, потребовавший, чтобы русские князья увеличили количество собираемой дани. И тогда митрополит Алексий Московский снова отправился в Орду, к Тайдуле. По его просьбе она взялась — и вполне успешно — уговорить сына сменить гнев на милость.

В Москве архиерея встречали с почестями, а малолетний князь Дмитрий воскликнул:

Алексий Московский активно участвует в объединении русских земель

Активно участвовал митрополит во внешнеполитической деятельности Московского княжества, заключавшейся в попытках объединения русских земель для борьбы с ордынским игом.

Так, он был одним из инициаторов союза Москвы с Великим Новгородом. При нем впервые стали скрепляться митрополичьей печатью договоры и соглашения между князьями.

Совет

Ставил свою печать он и на других важнейших документах — в частности, определявших внутреннюю жизнь княжества.

В качестве митрополичьей резиденции святитель выбрал подмосковное Черкизово с деревянным Ильинским храмом — ближайшим к нему селом было Измайлово. Впрочем, существовало ли последнее в то время, доподлинно не известно.

Смерть и канонизация Митрополита Алексия Московского

Святитель окончил свой земной путь в 1378 году и был погребен близ алтаря главного храма Чудова монастыря при большом стечении народа, в присутствии великого князя Московского Дмитрия Ивановича (будущего Донского) и его сыновей. Спустя около полувека митрополита Алексия канонизировали и обрели его мощи, которые пребывали в Чудовом монастыре вплоть до начала XX века.

После закрытия и полного уничтожения обители святым мощам грозила гибель, однако, к счастью, они пережили эпоху самых серьезных гонений на Церковь и в 1947 году были помещены в Богоявленский собор в Елохове, бывший до восстановления храма Христа Спасителя кафедральным собором Москвы.

Большевики по личному распоряжению В. И. Ленина вскрывали раку с мощами Святителя Алексия

Есть сведения о том, что большевики по личному распоряжению В. И. Ленина вскрывали раку с мощами Святителя Алексия. Через два года после революции верующие из Братства святителя Алексия обратились к председателю Совнаркома с просьбой отдать им мощи митрополита из Чудова монастыря:

— говорилось в обращении, написанном членом Братства, сотрудницей отдела здравоохранения Московского губернского совета депутатов Марией Ивановной Свет. На обращении имеется резолюция:

А еще через три года серебряную раку с мощами святителя вообще разобрали на части. Гроб со святыми останками митрополита Алексия Московского после разрушения Чудова монастыря перенесли в Архангельский собор Московского Кремля, а уже после Великой Отечественной войны — в Богоявленский собор в Елохове.

Мощи святителя Алексия пребывают там и сейчас — случайно или нет, но стоит храм как раз на дороге из Кремля, где находился Чудов монастырь, в Черкизово и Измайлово.

При жизни митрополит Алексий Московский был очень выдающейся личностью Москвы.

Источник: http://posmotrim.by/article/mitropolit-aleksij-moskovskij-biografiya.html

Святитель Алексий, митрополит Московский и всея России, чудотворец

25 февраля празднуется память святителя Алексия — митрополита Киевского и всея Руси, Предстоятеля Русской Православной Церкви с 1354 по 1378 год, основателя московских монастырей: во имя Чуда святого Архистратига Михаила в Московском кремле (Чудов монастырь) (1365) и Спаса Нерукотворного Образа на Яузе (Андроников, Спасо-Андроников) (1361), основоположника строительства каменного Московского кремля, воспитателя и наставника св. блгв. князя Дмитрия Донского и фактического правителя Московского княжества при трёх князьях.

Читайте также:  Как просить благословения у батюшки

Происхождение

Святитель Алексий родился около 1300 года в семье боярина Феодора Бяконта, представителя родовитой черниговской фамилии, который вместе со своей женой Марией перебрался из разоренной татарами Черниговщины в набиравшую силу Москву, ко двору св. князя Даниила Александровича.

Феодор Бяконт стал впоследствии родоначальником многих знатных русских фамилий: Плещеевых, Бяконтовых, графов Игнатьевых и других. Боярин пользовался такой благосклонностью св.

князя Даниила, что крестным отцом одного из его сыновей, нареченного — Елевферием, стал молодой княжич Иоанн Данилович, будущий Калита. Впоследствии крестного и крестника связывали тесные узы дружбы.

Уже в молодые годы Елевферий (в древнерусской транскрипции — Алферий), получивший блестящее образование и даже знавший греческий язык, проявил склонность к монашеству.

В двадцатилетнем возрасте он стал монахом в Богоявленском монастыре, который находился в Китай-городе. Обитель эта впоследствии стала местом упокоения Феодора Бяконта и его многочисленных потомков, почитавших за честь быть ктиторами Богоявленского монастыря.

Свыше двадцати лет провел будущий святитель простым монахом в этой московской обители. Он отличался аскетическим и воздержанием. Здесь же он продолжал совершенствовать свое образование.

Служение

Обратите внимание

О молодом подвижнике узнали и за стенами монастыря. Московский князь Симеон Гордый (сын Ивана Калиты) и митрополит Феогност привлекли его к управлению Русской церковью.

Алексей был назначен митрополичьим наместником в городе Владимире; именно его видел Феогност своим преемником на митрополичьей кафедре, и митрополита поддерживал в этом князь Семен.

В таком качестве Алексей пробыл двенадцать лет и три месяца.

Незадолго до своей смерти, в декабре 1352 года, митрополит Феогност возвел Алексея в сан епископа города Владимира. Тогда же от имени митрополита и князя Симеона были отправлены послы в Константинополь, к патриарху, с просьбой поставить Алексея в митрополиты Киевские и всея Руси после смерти Феогноста.

Послы вернулись на Русь с положительным ответом во второй половине 1353 года, но за время их отсутствия в Москве произошли трагические события.

Начавшаяся эпидемия «черной смерти» (чумы) унесла жизни уже давно тяжело болевшего митрополита Феогноста, а также совершенно здоровых и полных сил великого князя Симеона, двух его сыновей и брата Андрея.

Московским князем (а затем и великим князем Владимирским) сделался последний брат Симеона князь Иоанн II Добрый. В своем завещании Симеон наказывал брату слушаться «отца нашего, владыку Алексея».

В том же году Алексей отправился за посвящением в Константинополь. Вероятно, он ехал через Орду, где получил ярлык от ханши Тайдулы.

В Константинополе Алексей провел около года.

30 июня 1354 года патриарх Филофей издал грамоту, которой утверждал его в сане митрополита Русского. Официально был подтвержден и давно свершившийся факт — перенесение резиденции русских митрополитов из Киева во Владимир (хотя именовался Алексей по-прежнему «митрополитом Киевским»).

Важно

В середине XIV века тяжелые времена переживала не только Русь, томившаяся под гнетом Орды, но и сама Орда, раздираемая противоречиями, и Византийская империя, в которой шла настоящая гражданская война.

В этих условиях распалась и некогда единая Русская митрополия, земли которой давно уже поделили между собой княжества Северо-Восточной Руси, с одной стороны, и Литва и Польша, с другой. Начались церковные смуты и нестроения.

Вскоре после отъезда Алексея в Константинополе был поставлен еще один митрополит на Русскую кафедру — некто Роман, сын тверского боярина и, по некоторым данным, родственник тверского князя, ставленник могущественного литовского князя Ольгерда, не желавшего, чтобы входившие в состав Великого княжества Литовского земли, населенные православными, подчинялись митрополиту из Москвы. Поставление Романа, вероятно, было совершено Константинопольским патриархом Каллистом, сменившим Филофея после отречения от власти императора Иоанна VI Кантакузина.

Распря с Романом вынудила Алексея осенью 1355 (по иным данным 1356) года вновь отправиться в Константинополь. Было решено, что Алексей останется митрополитом «всея Руси»; Роману же достались литовские (Полоцкая и Туровская) и волынские епархии.

Но, это решение не удовлетворило Романа. Он пытался подчинить себе Киев, захватил Брянскую епархию, а в 1360 году даже приезжал в Тверь, вероятно, надеясь склонить на свою сторону тверских князей.

Распри с Романом продолжались в течение нескольких последующих лет, до смерти Романа в 1362 году.

На обратном пути митрополита Алексея из Константинополя на Русь корабль попал на Черном море в жестокую бурю, так что все отчаялись уже спастись.

Святитель усердно молился Богу, причем дал обет: соорудить храм во имя того святого или того праздника, который будет праздноваться в день, когда он высадится на берег. Буря прекратилась, и путешественники благополучно достигли берега.

Впоследствии митрополит Алексей исполнил свое обещание: около 1360 года на берегу реки Яузы им был построен храм и монастырь во имя Спаса, Нерукотворного Его Образа (этот праздник отмечается 16 августа). В деле создания монастыря много участвовал преподобный Андроник, ученик святого Сергия Радонежского, ставший первым игуменом обители. По его имени монастырь получил название Спасо-Андроникова.

Исцеление Тайдулы

Слава о святителе Алексии как великого молитвенника и чудотворца распространилась не только между верующими христианами, но даже и среди неверных магометан, которые не знали Христа. Супруга хана татарского Джанибека Тайдула три года назад лишилась зрения.

Совет

Слыша, что Бог творит многие чудеса по молитвам святого Алексия, Джанибек послал к великому князю московскому Димитрию Иоанновичу с просьбой, чтобы он прислал к нему этого человека Божия, дабы он, помолившись о его царице Богу, дал ей прозрение.

При этом Джанибек заявил: «Если царица получит исцеление по молитвам того человека, ты будешь иметь со мною мир. Если же ты не пошлешь его ко мне, то я разорю огнем и мечом твою землю».

Святой Алексий в данной ситуации глубоко задумался и помрачнел, считая это делом выше своих сил. Но князь и бояре стали умолять святителя не отказываться от опасного поручения.

Иного выхода не было, и он стал готовиться к отъезду. И в 1357 году святителю пришлось ехать в Орду.

В Успенском соборе в Кремле он с духовенства отслужил при раке чудотворца митрополита Петра молебен Божией Матери. И во время этого молебна сама собой загорелась свеча.

Эту свечу святитель Алексий раздробил на маленькие части и раздал их присутствовавшим, прося их молитв, а из оставшейся у него части сделал небольшую свечу и взял ее с собой в опасный путь.

Перед самым его приездом Тайдула увидела во сне, что ее исцеляют христианские священники в блестящих ризах, и, проснувшись, велела изготовить такие ризы. Хан встретил святителя с честью и ввел его к своей супруге.

Святитель облачился в поданную ему ризу, зажег чудотворную свечу, отслужил молебен и окропил Тайдулу святой водой. И чудо совершилось: она прозрела.

Обратите внимание

В ризнице Успенского собора до наших дней хранилось драгоценное кольцо, подарок благодарного хана святителю Алексию. А Тайдула подарила ему принадлежавший ей в Кремле участок земли, на котором святитель Алексий основал Чудов монастырь в честь чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех.

Христианский политик

Великий князь Иоанн II умер молодым, и митрополит Алексий стал опекуном его наследника, восьмилетнего князя Димитрия (будущий вел, князь Димитрий Донской), и в то же время главой боярской думы, которая правила княжеством.

Таким образом, святитель фактически был главой не только Церкви, но и всего государства, явив собою яркий образец христианского политика.

Основы его политики были следующими: мир с татарами (поскольку они, хотя и обложили завоеванную Русь данью, тогда не посягали на свободу Православия), борьба с латинским Западом (который стремился духовно подчинить себе Русь), концентрация всех национальных сил вокруг Москвы.

В отстаивании русских национальных интересов митрополит был очень строг: так, за союз с Литвой, гибельный для русского дела, святитель Алексий даже отлучил от Церкви князей Тверского и Смоленского.

Много пришлось святому владыке потрудиться, дабы примирять и смирять строптивых князей, не желавших признавать власть Москвы.

Святитель Алексий предвидел, что по смерти его будут церковные нестроения, и, чтобы избежать их, хотел поставить во главе Церкви прп. Сергия Радонежского. Но смиренный подвижник решительно отказался.

«От юности моей, владыко, я не был златоносцем», — сказал он. Святитель понял его и не стал настаивать.

Но нестроения все же произошли и окончились только в 1390 году, с возведением на митрополичий престол святителя Киприана.

Скончался святитель Алексий в 1378 году и был погребен в Чудовом монастыре.

Важно

В 1929 году монастырь был разрушен. Мощи святителя Алексия были перенесены в Архангельский собор, а в 1947 году, в связи с подготовкой к празднованию 800-летия Москвы, по просьбе Патриарха Алексия I перенесены в кафедральный Богоявленский собор в Елохове, где они покоятся и ныне.

Святитель Алексий, митрополит Московский и всея России.days.pravoslavie.ru

Святитель Алексий, митрополит Московский и всея России.www.sedmitza.ru

Святитель Алексий Московский www.azbyka.ru

Святитель Алексий Московский: www.pravmir.ru

                          Александр А. Соколовский

Источник: http://borisov-spas.by/sokolovskij-a-a/svyatitel-aleksiy-mitropolit-moskovskiy-i-vseya-rossii-chudotvorets.html

Святитель Алексий, митрополит Московский и всея России чудотворец

Ин тропарь святителя Алексия, митр. Московского и всея России, чудотворца

Свыше от Бога глас глаголющ услышав,/ от юности подвизався, мудре,/ в молитвах, и во умилении, и слезах,/ во бдениих же и пощениих образ быв добродетели,/ отонюдуже и дом Духу Пречистому явися.

/ Сего ради Русския митрополии архиерейским саном почтен быв,/ Христово стадо упасл еси добре,/ еретическая нападения, не усумнеся, отрази/ и церкви воздвиже Христови, святителю Алексие,/ иночествующих лики собра/ и сих Христови привел еси./ Умре же, явися, яко спящ,/ цел соблюден бысть пред многими леты,/ подавая цельбы болящим.

/ Тем молим тя:/ моли Христа Бога спасти град твой Москву неврежден/ и страну и православный люди по велицей Его милости.
 

Ин кондак святителя Алексия, митр. Московского и всея России, чудотворца

глас 3

Яко светоносная память святителя/ всем разруши уныние/ и свет облиста Небесных даров,/ всех созывающи на веселие:/ от Бога бо, святителю Алексие, благодать обрете прогонити недуги/ и вся человеки исцеляти,/ и мнихом же степень показася.

 

Молитва святителю Алексию

О пречестная и священная главо и благодати Святаго Духа исполненная, Спасово со Отцем обиталище, великий архиерее, теплый наш заступниче, святителю Алексие! Предстоя у Престола всех Царя и наслаждаяся Света Единосущный Троицы и херувимски со Ангелы возглашая песнь Трисвятую, велико и неизследованное дерзновение имея ко Всемилостивому Владьще, молися паствы твоей спасти люди, единородный ти язык, благостояние святых церквей утверди, архиереи благолепием святительства украси, монашествующих к подвигом добраго течения укрепи: град сей (или: весь сию: аще во обители: святую обитель сию) и вся грады и страны добре сохрани и веру святую непорочну соблюсти умоли: мир весь умири, от глада и пагубы избави ны и от нападения иноплеменных сохрани нас: старыя утеши, юныя накажи,* безумныя умудри, вдовицы помилуй, сироты заступи, младенцы возрасти, немощствующия исцели и везде тепле призывающих тя и с верою притекающих к раце честных и многоцелебных мощей твоих, усердно припадающих и молящих ти ся, от всяких напастей и бед ходатайством твоим свободи, да зовем ти: о Богоизбранный пастырю, звездо всесветлая мысленныя тверди, тайнаго Сиона необоримый столпе, миродохновенныи цвете райский, всезлатая уста Слова, Московская похвало, всея России украшение! Моли о нас Всещедраго и Человеколюбиваго Христа Бога нашего, да в день страшнаго Пришествия Его шуияго стояния избавит нас и радости святых причастники сотворит, со всеми святыми во веки. Аминь.
 

5 октября (Моск. Свт.)
 

Тропарь святителей Московских

глас 4

Первопрестольницы Российстии,/ истиннии хранителие апостольских преданий,/ столпи непоколебимии, православия наставницы,/ Петре, Алексие, Ионо, Филиппе и Ермогене,/ Владыку всех молите/ мир вселенней даровати// и душам нашим велию милость.
 

Кондак святителей Московских

глас 3

Во святителех благочестно пожисте/ и люди к богоразумию настависте,/ и добре Богу угодисте,/ сего ради от Него нетлением/ и чудесы прославистеся,// яко ученицы Божия благодати.

 

Величание

Величаем вас,/ святителие Христовы,/ Петре, Алексие, Ионо, Филиппе и Ермогене,/ и чтим святую память вашу,/ вы бо молите за нас// Христа Бога нашего.

Источник: http://club-vozrojdenie.ru/publ/svjatiteli/svjatitel_aleksij_mitropolit_moskovskij_i_vseja_rossii_chudotvorec/98-1-0-495

Ссылка на основную публикацию