Собор святого князя владимира в киеве, как добраться, история

Владимирский собор Киева: описание, история, фото :

В Киеве, городе-матери всея Руси, находится огромное количество памятников архитектуры. Большинство из них, конечно, – храмы и соборы. Один из самых известных – Владимирский собор. Киев часто посещается туристами, и данное место привлекает путешественников. О его истории, о том, кто его расписывал и как до него добраться, читайте в статье.

Киевские соборы

Как известно, первые каменные храмы на Руси появились после десятого столетия. До этого времени все сооружения были деревянными.

Время, войны, восстания разрушили их, поэтому посетить эти объекты в наши дни не удастся. Зато памятники каменного зодчества, а также кирпичного являются излюбленными местами в любой экскурсии.

В Киеве находится невообразимо много строений религиозного назначения. Какие из них самые популярные?

  • Кирилловская церковь – это храм, который был построен в 12 веке. Он получил большую известность благодаря росписям, украшающим его стены.
  • Киево-Печерская лавра представлена комплексом соборов и церквей. Все они обладают богатой историей, многие из них внесены в список наследия ЮНЕСКО.
  • Михайловский собор – один из самых известных храмов, входящих в состав Киево-Печерской лавры. В 30-х годах предыдущего столетия его варварски разрушили, однако совсем недавно он был восстановлен. До того как его уничтожили, ряд фресок и икон были изъяты из него. После реставрации они вновь вернулись на свое место.
  • Софийский собор. Во времена Киевской Руси он выполнял функции основного, самого главного храма во всем государстве.
  • Свято-Владимирский собор в Киеве – одно из самых посещаемых мест. В народе его называют просто: Владимирский собор. Он обладает богатой историей, которая насчитывает несколько веков. Кроме того, многие талантливые мастера расписывали его.

Краткая характеристика

Владимирский собор в Киеве, фото которого представлено в данной статье, является одним из важнейших действующих киевских храмов. Его история берет начало с 1852 года.

Интересно, что собор получил свое название в честь Владимира-крестителя, князя Красно Солнышко. Храм является безупречным образцом архитектуры 19 столетия. Интерьер собора сделал его знаменитым, ведь над ним работали известные художники.

Описание

Владимирский собор, который мы можем видеть сейчас, – это храм с шестью столпами и тремя апсидами. Он увенчан семью куполами.

Если рассказать о соборе в цифрах, то его длина составляет чуть больше пяти десятков метров, а точнее – 55. Ширина достигает 30 метров. Высота храма вместе с крестом составляет 49 метров.

Собор богато украшен. Его фасад расписан художником Фроловым. Главный портал и массивные двери из бронзы украшены литыми рельефами, на которых изображена княгиня Ольга и князь Владимир Святой.

Идея

Известно, что строительство собора было приурочено к годовщине Крещения Киева. Кто же стал инициатором? Кто подал такую идею? Это был митрополит Киевский и Галицкий Филарет.

Он написал Николаю 1, российскому императору, польскому царю и финляндскому князю, письмо, в котором говорил о том, что необходимо возвести в Киеве храм.

Предполагалось посвятить его крестителю Руси и Киева – князю по имени Владимир Святославович.

Обратите внимание

Средства, которые ушли на строительство собора, были собраны силами народа. В течение десяти лет шел сбор денег, и лишь в 1862 году был заложен фундамент.

Впоследствии оказалось, что собранных средств не хватит для воплощения задумки. Владимирский собор (Киев) оказался слишком дорогим проектом.

Еще десять лет многие архитекторы пытались переделать его таким образом, чтобы избежать лишних затрат. В конечном итоге собор был построен в 1882 году.

Архитекторы

Многие архитекторы брались за работу над собором. Однако было очень сложно прийти к единому мнению и спасти проект, поэтому строительство велось так долго.

Самый первый архитектор, который решился взяться за Владимирский собор в Киеве– Иван Штром. Его задумка заключалась в том, чтобы построить храм с тринадцатью куполами. Он должен был напоминать Софийский по внешнему виду.

Поскольку денег на воплощение его идеи в реальность не хватало, на помощь пришел архитектор по имени Павел Спарро. Он предложил уменьшить количество куполов в два раза.

Однако не учел того, что в этом случае храм получился бы не таким масштабным, как задумывалось. Идея Павла не рассматривалась.

Другой архитектор, Александр Беретти, решил достроить Владимирский собор (Киев). Он сократил количество куполов, так что их получилось всего семь. А размеры храма, наоборот, увеличил в полтора раза. Однако под конец строительства стены стали трескаться, ведь их вес был очень большим.

На протяжении следующего десятилетия многие архитекторы вели дискуссии о том, как же спасти храм. В итоге поддержали проект Рудольфа Бернгарда. Его идею воплотил в жизнь его ученик – Владимир Николаев. Он завершил строительство храма в 1882 году.

Интерьер

В первоначальном варианте Владимирский кафедральный собор в Киеве должен был напоминать те храмы, которые строили во времена правления Ярослава Мудрого и Владимира Святого.

Собор расписан мастерами своего дела, например Васнецовым и Врубелем. Они создавали как композиции, так и отдельные детали интерьера. Иконостас храма выполнен из каррарского мрамора дымчато-серого цвета. Мраморы различных оттенков были завезены из Испании, России, Бельгии, Франции, Италии. Пол собора, который представляет собой мозаику, также сделан из этого материала.

Серебряная утварь, заказанная специально для Владимирского собора, была сделана известной ювелирной фирмой Хлебникова.

Росписи

Кто расписывал Владимирский собор в Киеве? Группу художников, которые работали над украшением храма, объединил Адриан Прахов. Он когда-то работал в Киеве и вдохновился идеей строительства Владимирского собора. Объект считался памятником российскому православию.

В то время Адриан занимался реставрацией фресок, которые украшали Кирилловскую церковь. Он сразу выстроил свой замысел, для воплощения которого в реальность ему понадобились помощники. Сам Адриан Прахов работал над несколькими деталями интерьера храма.

Например, входные двери из бронзы были созданы именно им.

Так, художник Виктор Михайлович Васнецов проделал важнейшую работу над росписью главного нефа. Ему принадлежат такие композиции, как «Крещение киевлян» и «Крещение князя Владимира». Обе они очень масштабны. Кроме того, Васнецов написал портреты нескольких царей Руси. Его рукой были созданы такие шедевры, как «Богоматерь с ребенком» и «Царица Небесная».

Важно

Интересно, что В. М. Васнецов подписал контракт, согласно которому, он должен был выполнить свою работу в течение двух лет. Однако это заняло десятилетие и один год. Художник не отличался крепким здоровьем. В соборе постоянно было холодно, а еще он часто падал с лесов. Все это замедлило темпы работы, но не остановило мастера.

Он создал 15 композиций, а также 30 отдельных фигур.

Существует даже легенда, которая объясняет появление нескольких композиций. Согласно ей, однажды В. М. Васнецов и другой художник, Прахов, вошли в собор.

Они увидели на стене очертания образа Божьей Матери и младенца. Виктор Михайлович сразу же схватился за кисти и обвел образ красками.

Благодаря этому появилось главное его детище, а именно – изображение Божьей Матери с Младенцем, а также ряд других известных композиций.

Другой художник – Врубель – занимался росписью правого нефа. Он работал вместе с такими мастерами, как В. А. Котарбинский, П. А. Сведомский и М. В. Нестеров. Художник Фролов создал мозаики, которые украшают фасад здания.

Экскурсии

Поскольку Киев – достаточно популярный у туристов город, то в нем часто проводятся всевозможные экскурсии. Маршрут некоторых из них пролегает черед места боевой славы, в то время как другие помогают получше узнать историю города или изучить искусство. Так, существует большое количество экскурсий, которые позволяют поближе рассмотреть памятники архитектуры, а также посетить их.

Например, можно принять участие в экскурсии в храмы и соборы. После посещения этих мест человек узнает много фактов о том, как создавались те или иные архитектурные памятники. Не исключение и Владимирский собор.

Совет

И у гостей, и даже у жителей Киева есть возможность из уст искусствоведов узнать историю его создания, а также рассмотреть внутреннее убранство храма.

Иконы Владимирского собора (Киев), его фрески поистине уникальны и поражают своей красотой.

Как добраться?

Свято-Владимирский собор следует искать по адресу: Киев, бульвар Тараса Шевченко, 20. До него можно добраться несколькими способами. Конечно же, никто не отменяет такси и личные автомобили. Однако чаще всего люди пользуются общественным транспортом, чтобы попасть во Владимирский собор (Киев).

Как доехать до этого сооружения? Сделать это можно, сев на автобус, например, № 24 или № 114А. Другой способ – это отправиться в метро, сесть в поезд и выйти на станции «Университет». Дальше следует идти пешком.

Служба

Владимирский собор Киева – это известный храм-музей. Посетив его, люди могут расширить свои знания об истории архитектуры и искусства в целом. Кроме того, они имеют возможность увидеть святыни, которые хранятся в стенах этого сооружения. Это мощи Великомученицы Варвары, а также Преподобного Макария.

Если повезет, можно увидеть, как здесь проходит служба, или даже принять в ней участие. Несмотря на то что Свято-Владимирский собор является популярным местом среди туристов, здесь регулярно проходят богослужения. Утренняя служба начинается в 9:00, а вечерняя литургия – в 17:00.

По воскресеньям и праздникам проводятся Божественные богослужения в 7:00 (ранняя литургия) и в 10:00 (поздняя литургия). По вторникам в 8 утра отпевается акафист возле мощей Святой Великомученицы Варвары. Таинство Исповеди проводится каждый день перед божественной литургией.

Более подробную информацию (анонсы служб, часы проведения чина Таинства крещения или обряда венчания) узнать, посмотреть церковный календарь можно на официальном сайте Свято-Владимирского кафедрального патриаршего собора в Киеве.

Источник: https://www.syl.ru/article/327025/vladimirskiy-sobor-kieva-opisanie-istoriya-foto

Владимирский собор, Киев

Православный Владимирский собор в Киеве является главным храмом Украинской Православной церкви. Одна из выдающихся святынь столицы поражает своей красотой и величием. Многообразие форм и богатство красок храма не оставляют равнодушными никого, кто здесь побывал. Собор по праву называют большим шедевром религиозного искусства.

История Владимирского собора

Строительство собора началось в 1862 году и продолжалось около 40 лет. Сначала его строили по проекту архитекторов Ивана Штрома и Павла Спарро, которого позже сменил Александр Беретти. В сводке храма также принимали участие зодчие Рудольф Бернгард, Владимир Николаев и Карл Маевский.

Торжественное освящение собора состоялось 20 августа 1896 года, на нем присутствовал император Николай Второй с женой.

Обратите внимание

В советские времена храм выполнял функции кафедрального собора Киево-Галицкой митрополии, хотя попытки закрыть его были.

В 1992 году Владимирский стал кафедральным собором Киевского Патриархата. Сегодня в храме хранят мощи великомученика Макария и великомученицы Варвары. Ее мощи в Киев привез еще князь Святополк.

Архитектура храма

Сегодня внутренний и внешний вид храма вдохновляет и завораживает. Собор построен в русском неовизантийском стиле. В плане – шестистолпный трехапсидный храм, однако увенчанный семью куполами. Выполнен по образцу древнерусских храмов эпохи князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого.

Ширина строения составляет 30 метров, высота вместе с крестом – 49 метров. На фасаде здания сохранилась великолепная мозаика, выполненная художником Александром Фроловым. Массивные бронзовые двери главного портала украшают литые рельефы с изображением князя Владимира Святого и княгини Ольги.

Внутренняя отделка Владимирского собора не менее впечатляет. Его стены искусно расписаны выдающимися русскими художниками:

  • Михаилом Врубелем;
  • Виктором Васнецовым;
  • Павлом Сведомским;
  • Михаилом Нестеровым;
  • Вильгельмом Котарбинским.

Особенно запоминаются композиции Виктора Васнецова, украшающие главный неф собора. Это масштабные исторические произведения:

  • «Крещение киевлян»;
  • «Крещение князя Владимира».

А также портреты русских князей:

  • Андрея Боголюбского;
  • Александра Невского;
  • княгини Ольги.

Большого внимания заслуживает волшебный образ Богоматери, который также называют «васнецовской Богоматерью».

Как доехать

Владимирский собор расположен на бульваре Шевченко, 20. Доехать до кафедрального храма можно на метро, ​​остановка на станции «Университет». Напротив – Ботанический сад имени академика А. В. Фомина. Также рядом с храмом есть остановка многих маршрутных такси, в частности №5, №8, №9, №17, №24 и другие.

Вам также может быть интересно

Источник: https://ua.igotoworld.com/ru/poi_object/2078_vladimirskiy-sobor.htm

Владимирский собор в Киеве

Владимирский собор в Киеве возведен в честь киевского князя Владимира, который в 988 году ввел на Руси христианство. Собор оформлен в классическом для русской архитектуры старовизантийском стиле. Именно так строились древнерусские храмы времен Ярослава Мудрого и Владимира Святого.

Интерьер храма был создан такими известными художниками, как Михаил Врубель и Виктор Васнецов. Идея возведения собора, посвященного девятисотлетию Крещения Руси, в честь великого князя Владимира принадлежит митрополиту Филарету. После официального утверждения проекта строительства царем Николаем I в 1852 году начался сбор средств.

И к концу 1859 года были собраны более ста тысяч рублей.

К тому же Киево-Печерская Лавра пожертвовала один миллион кирпичей, произведенных на своем кирпичном заводе. Однако средств все равно не хватало, и в связи с этим начальный проект был немного переработан – количество куполов было сокращено.

Первый камень собора был заложен 15 июля 1862 года в день святого Владимира, однако, строительство растянулось на долгие 34 года. В ходе работ сооружение дало трещины, поэтому дальнейшее строительство было приостановлено на много лет.

И только в 1875 году Александр II, пребывая в Киеве, обратил свое внимание на «долгострой» и приказал немедленно с ним покончить. На следующий год проектировщики разработали окончательный план здания, за воплощение которого отвечал архитектор Владимир Николаев.

Он и смог в 1882 году завершить строительство.

Читайте также:  Через сколько можно жениться после смерти жены, мнение церкви

Еще немало лет было затрачено на оформление внутреннего убранства храма, для создания которого были привлечены такие известные художники, как Михаил Нестеров, Михаил Врубель и Виктор Васнецов. В украшении интерьера Владимирского собора мозаиками участвовали и мастера из Венеции.

Основную работу при создании храмовой росписи выполнил Васнецов, который создал 30 отдельных фигур и 15 композиций.

Важно

Он расписывал и основной неф собора, в котором, помимо евангельских сюжетов, немалое место занимают и масштабные исторические композиции: «Крещение киевлян» и «Крещение князя Владимира», а также портреты канонизированных князей: Андрея Боголюбского, Александра Невского, княгини Ольги.

Также кисти Васнецова принадлежит главная композиция в алтаре собора – Богоматерь с Младенцем. Торжественное освящение Владимирского собора произошло 20 августа 1896 года, на котором присутствовали император Николай II и императрица Александра Федоровна.

После прихода к власти коммунистов Владимирский собор в 1929 году «отдал на индустриализацию» абсолютно все свои колокола.

А в 1941 году немецкие саперы вытащили из подвалов храма десятки килограммов тротила, разминировав тем самым грандиозное сооружение и сохранив его, как ни парадоксально, именно для нас.

С 1943 года храм был кафедральным собором Киевского митрополита. А с 1992 года – главным храмом УПЦ КП.

Адрес Владимирского собора в Киеве:

[yandexMap name=»Владимирский собор в Киеве» description=»г. Киев, бульвар Шевченко, 20.»]г. Киев, бульвар Шевченко, 20.[/yandexMap]

Как добраться до Владимирского собора в Киеве:

На метро доехать до станции «Университет» и перейти через дорогу.

(2 votes, average: 4,50

Источник: http://www.city-kyiv.com.ua/arhitektura/vladimirskij-sobor-v-kieve.html

Памятник святому князю Владимиру в Киеве

28 июля день памяти святого равноапостольного князя Владимира.

Одним из символов Киева является памятник крестителю Руси князю Владимиру на Владимирской горке. Памятник освящён ровно 160 лет тому назад.

Креститель и Просветитель Руси

Святой князь Владимир был внуком святой равноапостольной княгини Ольги и в 988 году крестил Русь в городе Киеве, приняв православную веру.

Былинные сказания о князе Владимире сложились уже в XIII веке, в них его называют за доброту «Красным солнышком».

Сам он, согласно былинам, уже не совершает никаких подвигов, даже не покидает Киев, а является тем центром, вокруг которого подвизаются богатыри, «стоятели и сберегатели святорусской земли».

1880-е годы. Памятник Святому Владимиру на Владимирской горке

Совет

Святой князь Владимир, уже после крещения, был наделён лучшими чертами христианского характера. До этого, он провёл долгие годы в язычестве, и был грешен, жесток и мстителен, поскольку жил в суровое время. После крещения в православную веру, святой князь Владимир стал добрым и милостливым.

Князь Святослав, отец Владимира был убит на войне. Тотчас же между братьями Ярославом и Владимиром начались распри, кому владеть Киевом, — матерью городов русских. Владимиру, как младшему, пришлось спасаться за море, к варягам. Оттуда он вернулся на родину уже с сильною дружиною.

Владимир по возвращении отнял невесту у своего старшего брата Ярополка, умертвив её отца и брата, князей Полоцких, хитростью овладел Киевом, убил своего брата Ярополка и с 980 года стал единодержавным правителем русской земли. Ему во всём сопутствовала удача, особенно в походах против соседей.

Киев, памятник кн. Владимиру

Свои владения он расширил от Киева до Балтийского моря. Князь Владимир победил ляхов, вятичей, радимичей, ятвягов и дунайских болгар. Эти военные походы согласно летописям были очень трудными, по языческим обычаям удачные походы заканчивались жертвоприношениями: «и сквернилась кровью русская земля!» пишет летописец.

Познав истинного Бога, князь Владимир изменился. Идолы были порублены и первыми были крещены 12 сыновей князя Владимира. Затем князь Владимир бросил клич по всему городу Киеву:

– «Если кто не придёт завтра на реку креститься, — будь то богатый или бедный, или раб,
— будет мне врагом. Услышав это киевляне устремились к Днепру.

«И сошлись там людей без числа», — говорит летописец.

Киев, Владимирская горка

«Взрослые вошли в воду и стояли там по шею, другие по грудь, взрослые держал младенцев, иереи же совершли молитвы стоя на берегу. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ. Это было в 988 году».

В Киеве и по всему лицу земли русской приказал князь Владимир строить церкви и при них открывать школы.

Так исполнилось пророческое слово апостола Андрея Первозванного о воссиянии благодати Господа для земли на которой будет стоять Киев.

Памятник святому князю Владимиру один из символов древнего православного Киева.

Ежегодно возле памятника князю Владимира в Киеве, Митрополитом Киевским Владимиром служатся благодарственные молебны с участием первых лиц государства.

В День Торжества Православия, а также в день Крещения киевлян, 14 августа по новому стилю, сюда направляется традиционный Крестный ход от Киево-Печерской Лавры.

Обратите внимание

Памятник святому равноапостольному князю Владимиру на Михайловской (ныне Владимирской) горке был освящен 28 сентября (по старому стилю) 1853 года.

Киев, памятник князю Владимиру

28 сентября (10 октября по новому стилю) 2013 года исполняется ровно 160 лет со дня торжественного открытия и освящения киевского памятника Святому Равноапостольному князю Владимиру. В торжествах принимал участие самодержец, высшие представители Святейшего Синода и духовенство, съехавшееся со всех епархий России.

В этот же день освящали и другой объект — Николаевский Цепной мост — уникальное во всех отношениях сооружение, простоявшее до 1920 года.

Мост был взорван поляками, затем восстановлен в 1925 году и вновь взорван в 1941 году. Теперь на его месте мост метрополитена.

Кажется удивительным, но даже в годы атеизма, когда массово разрушали храмы, памятник Крестителю Руси и выдающемуся государственному деятелю святому князю Владимиру уцелел.

Идея установить в Киеве памятник Владимиру принадлежит императору Николаю I. Неоднократно посещая Киев и осматривая его святыни, Николай Павлович обращал внимание на тот досадный факт, что город, где крестили Русь, не отдал должное Крестителю.

В некотором смысле это, конечно же, не так, если вспомнить, что в Киеве, у самой набережной, на том месте, где по преданию Владимир крестил своих сыновей, находилась с 1802 года над святым источником часовня, увенчанная высокой колонной, завершением которой является золотой крест на шаре.

Часовню ликвидировали воинственные безбожники, но сам памятник сохранился. Дошли до наших дней и надписи, в числе которых одна сообщает, что памятник посвящен Благоверному князю Владимиру.

При императоре Николае I были основаны Императорский университет имени Святого Владимира (ныне — Тараса Шевченко) и Владимирский кадетский корпус, задумано возведение величественного Владимирского собора. В Киеве сразу две улицы нарекли в честь князя Владимира. Улицы эти застраивались красивыми зданиями.

Важно

Но вот величественного монумента князю, изображающего его в момент совершения таинства, не было.

Скульптор Василий Демут-Малиновский в 1846 году подготовил для будущего памятника барельеф «Крещение киевлян», барон Петр Клодт занялся моделированием и отливкой фигуры князя Владимира и барельефа, а архитектор Константин Тон (автор Храма Христа Спасителя в Москве) выполнил (возможно, при участии старшего брата Александра) чертежи восьмигранного постамента, решенного в форме византийской базилики.

Размеры постамента и фигуры впечатляли современников. Общая высота памятника (фигура 4,5 метра, постамент — 16 метров), явилась доминантой, ибо сам памятник установили на достаточно высокой киевской координате — средней террасе Михайловской горы. У киевлян эта часть горы стала именоваться Владимирской.

Чтобы выдержать многопудовую статую князя (350 пудов с крестом), постамент, сделанный из кирпича обложили чугунными плитами и выкрасили в белый цвет, чтобы он не выглядел удручающе, однако впоследствии от покраски постамента отказались. И памятник от этого, как оказалось, ничего не потерял.

Скульптор Василий Демут-Малиновский

На открытии и освящении памятника уже не мог присутствовать в Бозе почивший Демут-Малиновский, так как умер за несколько лет до события. Вообще же длительное время приводили в порядок саму Владимирскую горку, которая ранее представляла собой неухоженный, заброшенный холм, находящийся в непосредственной близости от гостиниц Михайловского монастыря и присутственных мест.

То есть многие богомольцы, посещающие «мать городов русских» да и обыкновенные партикулярные граждане, решавшие вопрос в правительственных учреждениях трех губерний, которые и находились в здании Присутствий, сетовали, что вынуждены пробираться мимо дикого холма, в недрах которого, бывало прятались воры и грабители.

Работы задерживали момент открытия памятника. На горке прорыли террасы, проложили водоотводные коллекторы, выполнили другие противооползневые работы, создали выложенные кирпичом дорожки, установили газовое освещение, беседки и оборудовали фребелевскую (для игр маленьких детей) площадку, высадили деревья в регулярном парковом стиле.

Скульптор Пётр Клодт

Также здесь установили красивый фонтан. Таким образом, эта часть горы стала выглядеть не хуже, чем подобные скверы в лучших европейских столицах. Так князь Владимир косвенно способствовал благоустройству этой части стольного града.

Совет

В крест, который держит князь, были вмонтированы газовые рожки. Вечером он зажигался, что производило фантастическое зрелище. Полыхающий на холме крест был виден издалека. В начале ушедшего века газовое освещение заменили электрическими лампочками.

Панорама Голгофа

Большевики ликвидировали традицию. Она была восстановлена лишь с обретением Украиной независимости. Стоит сказать о том, что в непосредственной близости от памятника находилась знаменитая панорама «Голгофа», которую уничтожили семьдесят лет назад.

Тогда же разрушили и скромный обелиск генерал-губернатору Александру Дрентельну, установленный в 1888 году рядом с памятником Крестителю Руси Владимиру, на том месте, где скончался начальник Юго-Западного края в момент парада, устроенного по случаю 900-летия Крещения Руси.

Горельеф Крещение Руси

Большевики не стали разрушать памятник святому князю Владимиру возможно потому, что боялись возмездия, поскольку с памятником связана легенда, будто бы его массивный постамент удерживает мощный водяной ключ и в случае его взрыва, сотни тонн воды залили бы в кратчайшее время весь старый город.

Великокняжескую шапку бронзовый святой князь Владимир держит в левой руке. Голова князя Владимира не покрыта, так как, по замыслу авторов, Креститель Руси увековечен именно в момент совершения Таинства Крещения. Свершилось крещение киевлян, открыта новая страница истории древнерусского государства.

Источник: http://kultprivet.ru/posts/pamyatnik-svyatomu-knyazyu-vladimiru-v-kieve

Владимирский собор Достопримечательности – Церкви Монастыри и Храмы Киева – Владимирский собор

     История Владимирского собора.

История сооружения Владимирского собора начинается с 1852-го года, когда киевский филарет пишет письмо Росийскому царю Николаю I о необходимости возведения в Киеве храма, который будет посвящен крестителю Киева и Руси – князю Владимиру Святославовичу (больше о периоде правления князя Владимира Великого в Киеве и крещении Киева). Уже через год был создан строительный комитет, а постройка собора планировалась исключительно на благотворительные пожертвования.  За разработку плана собора взялся российский архитектор Иван Штром. 

     Изначально, процесс по сооружению и возведению собора тянулся очень медленно. 

     Но уже в 1960-м году чувствуется серьезная нехватка средств для воплощения проекта постройки Собора.

Обратите внимание

Причем, до таких пределов, что проект поручают переделать новому архитектору Павлу Спарро, который изменяет крестовидную, изначально, основу храма – убирает боковые нефы и вместо, запланированных, тринадцати куполов, оставляет лишь 7. А после него, эстафету подхватывает Александр Беретти, который вносит финальные правки в план собора.

     Строительство храма шло «размеренными темпами» до 1866-го года, Владимирский собор отстроили до куполов, когда, внезапно, стены и арки дали трещину. Строительство тут же остановили, была созвана комиссия которая и установила, что были допущены ошибки при математических расчетах в планах собора.

В таком недостроенном виде храм простоял, практически, десятилетие. Лишь в 1975-м году, когда Киев посещал царь Александр II, он обратил свое внимание на «недострой», который в то же время, еще и находился по пути с железнодорожного вокзала к центру Киева.

Возмущенный тем, что же могут увидеть европейцы, посещающие Киев, царь приказал достроить собор и выделить средства на его строительство с казны. 

Владимирский собор на фотографии начала 20-го века

И в 1982-м году строительство собора было завершено – оставался лишь вопрос о внутренних росписях. В  итоге, в Киев были приглашены такие знаменитые художники, как Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, а также Павел Сведомской, Вильгельм Котарбинский и многие другие.

Именно благодаря своему интерьеру и внутренним росписям насколько ценным стал Владимирский собор. Фасад Владимирского собора выложен мозаикой, у главного входа всех гостей встречают вылитые из бронзы изображения княгини Ольги и князя Владимира.

Стилистика храма содержит идею спасения людей, о которой можно понять по сюжетам из Библии, по фигурам святых великомучеников, князей.

Самая величественная и главная композиция в храме –  скульптура Богоматери с младенцем на руках, которая по сей день производит сильное впечатление на прихожан.

Интерьер Владимирского Собора в Киеве

Фреска “Крещение князя Владимира” во Владимирском Соборе, Васнецов

Фреска “Крещение Руси” во Владимирско Соборе, Васнецов

Важно

В годы первой мировой войны в 1914 году в соборе было организованно благотворительное общество, помогающее раненым солдатам.

 Во времена становления советской власти многое во Владимирском соборе было разрушено, уничтожены росписи, отопление храма, сняты колокола.

Вскоре, после прихода в Киев большевиков, было притяно решение превратить собор в «Музей антирелигиозной пропаганды», или проще – в музей атеизма.

     Но самый невероятный факт это то, что во время оккупации в период Второй Мировой войны Владимирский собор, как многие другие храмы, возобновил свою деятельность и так и не закрывался не в послевоенный период, не до конца распада СССР.  

Читайте также:  Чин пения двенадцати псалмов - православные иконы и молитвы

Владимирский собор сегодня

Источник: http://smartclever.com.ua/ru/landmark/7

Владимирский собор :: Украина, Киев, собор XIX в

Свято-Владимирский собор – главный храм Украинской православной церкви Киевского патриархата, построенный в честь князя Владимира Великого к празднованию 900-летия Крещения Киевской Руси.

Мифы и факты

Когда в 1853 году в Киеве на крутом берегу Днепра установили огромный памятник Владимиру Великому, люди говорили: «Князь Владимир сбросил идолов, чтобы самому стать одним из них». Поэтому патриархат начал собирать деньги для будущего Свято-Владимирского собора.

Разработку проекта поручили петербуржскому архитектору Ивану Штром, который построил дом кадетов в Киеве. Он решил оформить храм в старом византийский стиле, как и все древние киевские церкви, с 13 золотыми куполами.

Но проект оказался слишком дорогим для реализации.

Несмотря на то, что удалось собрать более 100 000 рублей пожертвований в разных регионах, а Киево-Печерская Лавра выделила миллион кирпичей для строительства, средств не хватало.

Архитектору Киевской епархии Павлу Спарро поручили как-то согласовать смету с реалиями, и он с 13 предложенных куполов оставил 7. Киевский митрополит Арсений был расстроен: слишком невзрачным казался ему будущий храм.

Духовное руководство обратилось за помощью к зодчему Александру Беретти. Тот предложил за те же деньги увеличить линейный масштаб сооружения в полтора раза, благодаря чему объем вырос втрое. Его авторитету поверили и в 1862 году, на праздник Владимира, состоялась закладка будущего собора.

Первое время строительство продвигалось успешно. Но осенью 1864 года некоторые арки не выдержали веса верхнего яруса и раздвинулись. Архитектор обвинил во всем подрядчиков.

На всякий случай решили уменьшить высоту куполов. Но в 1866 году трещины в арках увеличились.

Совет

Беретти отчаянно отбивался от критики, но спасти репутацию ему не удалось – для выявления причин аварии в Киев послали… Ивана Штрома.

Беретти отстранили от строительства. Работы прекратились, поскольку никто не хотел брать на себя ответственность за их продолжение. А стены уже едва держались и их пришлось защитить от падения металлическими конструкциями.

Эта печальная волокита прекратилась лишь в 1875 году, когда император Александр II увидел руины недостроенного собора. Тут же нашлись дополнительные средства и в Киев приехал специалист с мировым именем: ученый-строитель из Петербурга Рудольф Бернгард, чьи расчеты и легли в основу сооружения.

Стены здания укрепили особыми пристройками – контрфорсами. В качестве руководителя проекта Бернгард рекомендовал своего ученика, 28-летнего Владимира Николаева, который занял должность киевского епархиального архитектора.

Молодой зодчий прекрасно справился со сложными обязанностями и к 1882 году строительство было завершено. Оставалось украсить интерьер собора.

Искусствовед и археолог профессор Адриан Прахов проникся мечтой превратить храм Владимира в казну современной религиозной живописи. Он пригласил лучших художников: Васнецова, Нестерова, Врубеля, братьев Сведомских, Котарбинского, украинских мастеров Пиманенко и Костенко.

Несмотря на дефицит средств, нарекания из-за чрезмерной смелости творчества и длительный срок росписи (целых 11 лет!), замысел Прахова был осуществлен.

Живопись собора благодаря высокому мастерству исполнения, чрезвычайного эмоционального накала и точного исторического антуража стала выдающимся произведением монументального искусства конца XIX века.

Обратите внимание

20 августа (1 сентября) 1896 года тяжелые двери храма распахнулись. Во время торжественной церемонии люди не знали, куда смотреть: на митрополита Ионникия, проводившего освящение, царя Николая II, присутствовавшего при этом, или на удивительные росписи, что невольно притягивали взгляд… (по материалам “Нариси з історії Києва”)

В советский период Владимирский собор чудом избежал сноса. В 1929 году он был преобразован в музей религии и атеизма. Затем стал хранилищем архивов органов власти, а позже книгохранилищем педагогического института. Открытый в период оккупации во время Второй мировой войны, храм остался действующим и после освобождения Киева.

С тех пор Свято-Владимирский собор остается постоянно открытым и регулярно проводит богослужения на украинском языке.

Что посмотреть

Здание представляет собой шестистолпный храм с тремя апсидами и семью куполами. Высота до креста главного купола составляет 49 м. Фасад украшают мозаики работы Фролова. На входной двери висит бронзовый рельеф княгини Ольги и князя Владимира на голубом фоне.

Главная достопримечательность красочного интерьера – уникальные росписи на стенах и куполах храма, которые сразу бросаются в глаза. Живопись знаменитейших художников того времени (Васнецова, Нестерова, Врубеля и др.

) представляет грандиозные композиции на библейские темы и символичное изложение истории православия.

Главный неф расписал Васнецов: «Крещение князя Владимира», «Крещение киевлян», его кисти также принадлежат портреты Александра Невского, Андрея Боголюбского, княгини Ольги и центральная композиция «Богоматерь с Младенцем».

Богослужения сопровождаются красивым пением соборного хора, а на религиозные праздники часто приглашаются оперные певцы.

В Киеве на правом берегу Днепра вы найдете древний действующий монастырь. Рекомендую также посетить самый высокий собор в Харькове и знаменитые крымские монастыри Космо-Дамиановский и Свято-Успенский.

* Цена билета и время работы могут меняться, уточняйте на официальном сайте / 2014-04-08

Источник: https://allcastle.info/europe/ukraine/022

Владимирский собор (Киев)

Владимирский собор — главный храм Украинской православной церкви Киевского патриархата.

Находится в Киеве на бульваре Тараса Шевченко.

История

В 1852 г. митрополит Киевский и Галицкий Филарет в своём письме к императору всероссийскому Николаю I выразил идею о необходимости сооружения в Киеве храма, который был бы памятником великому князю Киевскому Владимиру Святославичу.

Было решено, что храм будет сооружён исключительно на благотворительные пожертвования.

12 июля 1853 г. император Николай I утвердил доклад Священного Синода о сооружении в Киеве соборного храма во имя Святого равноапостольного князя Владимира, а уже в августе был создан строительный комитет, в который вошли преимущественно духовные лица.

Проектирование храма было поручено архитектору Ивану Штрому.

Важно

С 1857 г. со смертью митрополита Филарета количество благотворительных пожертвований ощутимо уменьшилось.

Новый митрополит Исидор, хотя и не так активно как его предшественник, но следил за строительством храма.

Он добился того, что для сооружения храма был выделен участок земли рядом с Киевским университетом святого Владимира, хотя раньше участок для собора был выделен в пределах города Ярослава.

Однако в 1857 году в Киев прибыл император всероссийский Александр II, который заинтересовался проектом.

Ознакомившись с ходом строительства собора, он повелел возвести его на пустыре между Бибиковским бульваром и Фундуклеевской улицей.

В 1859 г. Иван Штром представил чертежи собора на рассмотрение строительного комитета.

Собор был спроектирован в неовизантийском стиле, в его основу был положен крест. Собор должны были увенчать 13 золотых куполов.

Строительный комитет, рассмотрев и одобрив проект, отправил чертежи в Петербург, где его утвердил лично Александр II.

В марте 1860 г. была спланирована площадка для строительства соборного храма.

Совет

Учитывая дефицит средств, строительный комитет поручил епархиальному архитектору Павлу Спарро переработать проект Ивана Штрома с целью уменьшения размеров сооружения и сметы на его строительство.

Спарро, чтобы полностью не переделывать проект, решил снять боковые нефы, то есть изменить крестовидную основу. Вместо 13 куполов он оставил 7.

Непосредственный надзор за строительством строительный комитет поручил Александру Беретти, который внёс значительные изменения в проект Штрома—Спарро.

15 (27) июля 1862, в день празднования памяти князя Владимира, в присутствии местной аристократии и духовенства митрополит Киевский и Галицкий Арсений заложил первый камень будущего храма.

Уже в 1866 г. собор был выстроен до куполов. Однако неожиданно стены, а вслед за ними арки и перекрытия, дали глубокие трещины.

Стало понятно, что они не выдержат веса куполов. Работы прекратили, был создан специальный технический комитет из ведущих киевских архитекторов, из Петербурга вызвали Ивана Штрома.

Выяснилось, что ситуация вызвана допущенными при переделках проекта ошибках в математических расчётах.

В 1875 г. в Киев снова приехал император Александр II. Осуществляя инспекционный осмотр города, он поинтересовался и строительством соборного храма.

Обратите внимание

Увидев пустую строительную площадку и полностью прогнившие леса, он приказал любой ценой продолжить строительство.

Из Петербурга немедленно вызвали одного из известнейших архитекторов Рудольфа Бернгарда, который совершил точные математические расчеты нагрузок на стены и перекрытия, а затем нашёл и техническое решение для ликвидации трещин.

Внешние несущие стены было предложено укрепить пристройкой боковых нефов и контрфорсов.

В июне 1876 г. были возобновлены строительные работы, которые возглавил киевский архитектор Владимир Николаев. Он разработал проекты боковых нефов.

Внутри храм был разделён на три нефа: средний и два боковых, а те в свою очередь разделены хорами на две неравные части. Округлость строению предоставляли апсиды, соответствовавшие ширине внутренних нефов.

В соборе планировалось сделать пять притворов (три внизу и два на хорах).

Однако по византийским традициям было решено, что во Владимирском соборе будет один престол в среднем нефе, в правом же разместится жертвенник, а в левом — ризница.

Ещё два алтаря — Ольгинский и Борисоглебский — должны были находится на хорах.

В 1882 г. двадцатилетнее строительство Свято-Владимирского собора завершилось.

Возник вопрос о внутреннем оформлении собора, его росписях и интерьерах.

Член Киевского церковно-археологического общества и профессор Киевской духовной академии Иван Малышевский выразил мнение, что внутренний вид собора должен стилистически и канонически соответствовать храмам эпохи, во время которой жил князь Владимир.

За создание проекта оформления и отделки собора взялся археолог и профессор искусствоведения Адриан Прахов.

Важно

Через год он представил строительному комитету и Церковно-археологическому обществу детальный проект художественного оформления Свято-Владимирского собора, указав место размещения каждого сюжета, его размеры, а также представив рисунки мраморных иконостасов и кивория.

Однако строительный комитет этот проект отклонил. Создание нового проекта художественного оформления было поручено архитектору Николаеву.

Однако в это время Адриан Прахов представил свой проект оформления Свято-Владимирского собора на рассмотрение Петербургского археологического общества, которое не только его одобрило, но и, заручившись поддержкой бывшего обер-прокурора Синода и министра внутренних дел Дмитрия Толстого, назначило профессора искусствоведения руководителем художественного оформления собора.

Для росписей Свято-Владимирского собора Адриан Прахов пригласил в 1885 г. Виктора Васнецова, а впоследствии и Михаила Нестерова, Павла Сведомского, Вильгельма Котарбинского и некоторых других художников.

Весной 1896 г. роспись и отделка собора практически были завершены, за исключением Ольгинского и Борисоглебского приделов на хорах.

Освящение должно было состояться 15 (27) июля, в день памяти князя Владимира, но торжества перенесли на более позднее время: ожидали приезда в Киев императора всероссийского Николая II.

1 сентября(20 августа) 1896 г. в присутствии императорской семьи, сановников, высшего духовенства и клира митрополит Иоанникий освятил Свято-Владимирский собор.

12 июня(30 мая) и 14 июня (1 июня) 1913 г. в соборе проводились торжественные богослужения с участием патриарха Антиохийского и всего Востока Григория IV.

В мае 1914 г. при соборе основано Свято-Владимирское братство.

Совет

1 апреля(19 марта) 1917 г. в соборе состоялось торжественное богослужение памяти Тараса Шевченко.

В 1929 г. Всеукраинский центральный исполнительный комитет одобрил решение о закрытии собора и превращении храма в Музей антирелигиозной пропаганды.

Некоторое время здесь находились архивные фонды местных органов власти, потом книгохранилище педагогического института.

Открытый в период оккупации, Свято-Владимирский собор остался действующим и после освобождения Киева и в 1944 г. стал кафедральным храмом митрополита Киевского и Галицкого, экзарха Украины.

После провозглашения независимости Украины и самообразования не признанного ни одной Поместной Православной Церковью мира Киевского Патриархата (УПЦ КП) в 1995 г. здесь состоялся Собор УПЦ КП, на котором преданный анафеме митрополит Филарет (Денисенко) был избран «патриархом Киевским и Всея Руси-Украины».

Имеет статус кафедрального патриаршего собора Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата.

Источник: http://kiev.drugiegoroda.ru/attractions/292-vladimirskij-sobor-kiev/

Владимирский собор в Киеве

Восточный неф Владимирского собора в Киеве

Задуманный в 1852 году митрополитом Киевским Филаретом (1779 – 1857) проект создания собора в честь 900-летия корсуньского крещения Руси Владимиром Святославичем (ок. 960 ― 1015) в историческом центре (у Золотых ворот) Матери городов русских – стольном граде Киеве – нашел самую широкую поддержку как среди простых граждан, так и царское благословение Николая I (1796 – 1855)

Однако вопрос с воплощением его в жизнь растянулся на годы – отчасти это было связано с решением о строительстве храма лишь на благотворительные средства пожертвований, отчасти – из-за масштабности проекта, разработка которого была поручена Ивану Васильевичу Штрому (1823-1887), отчасти – со смертью его фундатора и идейного вдохновителя.

Во время своего визита 1857 года в Киев наследник Незабвенного император всероссийский Александр II (1818 – 1881) вдохнул в замирающий проект создания храма новую жизнь благодаря выделению участка между Фундуклеевской улицей и Бибиковским бульваром.

Обратите внимание

Итак к 1859 году чертеж будущего собора Свято-Владимирского собора были готовы, но теперь на пути осуществления задумки встала война – поражение в Крымской компании 1853 – 1856 годах подорвало экономическое благосостояние как Российской империи в целом, так и отдельных ее граждан, в следствии чего постепенно иссяк поток жертвенных взносов на строительство. И хотя в распоряжении строительного комитета оставалась сумма в сто тысяч рублей серебром, собранные всем миром, и миллион штук кирпича, пожертвованные Киево-Печерской Лаврой, первый камень в основание переработанного Павлом Ивановичем Спарро (1814 – 1887) храма был заложен лишь в 1862 году.

Уже через три года основной объем собора Святого Владимира был полностью окончен, хотя и кардинально измененный во время осуществления строительных работ архитектором-куратором Александром Викентьевичем Беретти (1816 – 1895), но новое препятствие на пути надолго застопорило воплощение проекта в жизнь – допущенные при изменениях математические просчеты на практике превратились в глубокие трещины, избороздившие строение (и это при отсутствии куполов). Проект был заморожен.

Читайте также:  Молитва о работе кизическим мученикам - православные иконы и молитвы

Главный портал Владимирского собора в Киеве

Безлюдьем и запустением встретила строительная площадка недостроя Александра Освободителя во время его инспекционного киевского визита 1875 года.

Царская реакция не заставила себя ждать – стройка должна быть продолжена любой ценой – из столицы для устранения всех огрехов и завершения строительства был командирован специалист по строительной механике и теории сводов Рудольф Богданович Бернгард (1819 – 1887).

Именно ему принадлежат лавры удачного завершения возведения кафедрального патриархального собора на Бибиковском бульваре в 1882 году.

Строительство было окончено, но Владимирский собор должен был соответствовать своему высокому званию как внешне, так и внутренне.

За дело берется профессор искусствоведения Адриан Викторович Прахов (1846 – 1916), который собрав группу разных по технике, но уникальных в своей гениальности художников в составе В.М. Васнецова (1848 – 1926), М.А. Врубеля (1856 – 1910), П.А.

Сведомского (1849 – 1904), М.В. Нестерова (1862 – 1942), В.А. Котарбинского (1849 – 1921), удачно завершает украшение внутренних интерьеров храма.

Важно

Наконец 20 августа 1896 года в присутствии августейшей четы Николая II (1868 – 1918) и Александры Федоровны (1872 – 1918) Свято-Владимирский собор был торжественно освящен.

Как и большинство его собратьев по несчастью храм на Бибиковском бульваре был разграблен и закрыт в годы гражданской войны (1917 – 1923), чтобы превратиться сначала в Музей антирелигиозной пропаганды, затем в архив, а позже стать книгохранилищем.

Как ни странно Вторая мировая (1939 – 1945) принесла православной твердыне возрождение, пусть и не совсем полное – стараниями митрополита Киевского и Галицкого Иоанна (Соколова) (1877 – 1968) оплот веры становится кафедральным, и богослужения в нем возобновляются. Бурная духовно-просветительская жизнь бурлит в стенах Свято-Владимирском кафедральном патриаршем соборе города Киева и сейчас, когда все запреты на свободу вероисповедания в независимой Украине сняты.

Архитектура

Владимирский собор в Киеве

Изначально спланированный в византийском стиле тринадцатиглавым собор в итоговом варианте представляет собой трехнефный шестистолпный храм с семью куполами на высоких барабанах с арочными оконными проемами, центральный из которых покрыт позолоченным сводом, а прочие – имеют небесный цвет с золотыми звездами.

Собор святого Владимира на высоком рустованном пьедестале высотой сорок девять метров (вместе с крестом) и крестообразным периметром (усеченная поперечная ось) 55м х 30м благодаря сооружению боковых нефов и контрфорсов (вынужденная мера для укрепления строения, предпринятая Р.Б. Бернгардом) оживили византийскую классику.

Изюминкой же твердыни веры служат резные карнизы (в том числе, повторяющие арочное завершение окон), мозаика центрального входа и бронзовые барельефы княгини Ольги и князя Владимира на дверях главного портала, которые гармонично вписаны к общий ансамбль строения.

Достопримечательности

Главная же жемчужина спрятана в раковине византийских стен – это уникальные настенная живопись, выполненная лучшими мастерами кисти своего времени.

Доминирующие Евангельские мотивы сквозят в каждой композиции, в каждой фигуре, которая не смотря на индивидуальную технику исполнения каждого из мастеров, входивших в группу оформления Владимирского собора, тем не менее создают единое общее композиционное нерушимое пространство, где нет места частности.

Здесь “Богоматерь с Младенцем” (автор – Васнецов) и “Рождество” кисти Нестерова, “Тайная вечеря” Сведомского и “Распятие” – Котарбинский – все проникнуто единым духом, который возвел храм в разряд кафедральных.

Дополнительная информация

Адрес: Украина, Киевская обл., г. Киев. бул. Тараса Шевченко, 20.

Официальный сайт: katedral.org.ua

Как добраться

Автотранспортом по трассе Е40 (Львов ― Дубно ― Ровно ― Житомир ― Киев ― Лубны ― Полтава ― Харьков ― Изюм ― Славянск ― Луганск), которая по Киеву проходит по проспекту Победы, а далее – переходит в бульвар Шевченко, на котором и находится Свято-Владимирский собор. Или по трассе Е95 (Санкт-Петербург — Киев – Одесса), которая по городу проходит Голосеевским проспектом, переходящим в бульвар Дружбы Народов, который пересекается с бульваром Леси Украинки, переходящим в киевский бульвар Шевченко.

Общественным транспортом на метро до станции “Университет” или маршрутными такси до остановки “Физико-математический институт им. Драгоманова”.

Источник: https://zabytki.in.ua/ru/648/vladimirskii-sobor-v-kieve

Собор святого князя Владимира в Киеве: Журнал «Отрок.ua»

«В богоспасаемом граде Киеве, святой колыбели православной веры и хранилище отечественной святыни нет доселе храма Божия во имя святого Равноапостольного князя Владимира… В настоящее время, по Высочайшей благочестивейшего Государя Императора воле, предположено в сем граде построить древним византийским зодчеством теплый соборный храм, во имя просветителя России святою верою, на доброхотные пожертвования верных сынов Православной церкви». С такими словами обратился в 1852 году ко всему народу православному митрополит Филарет Амфитеатров. Именно ему принадлежала идея к 900-летию Крещения Руси возвести на святых киевских горах храм-памятник, достойный славных деяний Владимира Великого.

Город Киев тех давних лет лишь отдаленно напоминал нашу сегодняшнюю столицу. Вплоть до 60-х годов XIX столетия Киевом был сохранен облик древнего русского города с насыпными валами, укреплениями, пустынными площадями.

Не было тогда ни красивых каменных зданий, похожих на дворцы, ни удобных мостовых, ни промышленных построек, ни тем более модных магазинов и неоновых огней на улицах. Районы, ставшие сегодня центральными, представляли собой пустыри, кое-где застроенные скромными мещанскими домиками.

На том месте, где сейчас находятся Владимирский собор, Киевский Университет и Оперный театр, стелилось широкое городское поле… Город, однако, рос, застраивался и быстро менял свой облик.

Обращение митрополита, который первым пожертвовал 7 тысяч рублей на постройку храма, нашло отклик в сердцах православного люда: за семь лет народом было собрано около ста тысяч рублей, а Киево-Печерская Лавра пожертвовала на строительство 1 миллион кирпичей, произведенных на собственном кирпичном заводе.

15 июня 1862 года, в день празднования памяти князя Владимира, митрополитом Арсением была совершена закладка Владимирского собора.

Собор был задуман в старовизантийском стиле, таким, какими строили храмы на Руси во времена князей Владимира и Ярослава. Согласно первоначальному проекту, громадный собор должен был иметь вид креста и венчаться тринадцатью куполами.

Смелой идее не суждено было воплотиться: имеющихся средств не хватало, и проект был переработан. В результате мы имеем уменьшенный вариант собора с семью куполами. К сожалению, собор не свободен от влияний архитектурных вкусов своего времени.

Совет

Внешний облик Владимирского собора приобрел характерные для большинства построек тех лет черты т.н. «Николаевского» стиля, а от предполагаемого древнего стиля пришлось отступить.

Постройка шла до 1864 года, когда возведенные до куполов стены собора, арки и своды внезапно дали глубокие трещины. Работы были остановлены; для спасения постройки требовались колоссальные средства. Десять лет недостроенный храм простоял в ожидании своей участи.

В 1875 по воле Государя Александра Николаевича, работы возобновились; к 1882 году, спустя 20 лет после закладки, строительство наконец завершилось.

Расписывать Владимирский собор были приглашены лучшие мастера своего времени.

Общая тема живописи собора — «Дела спасения нашего». Со стен собора на нас смотрят 30 ликов святых подвижников Руси: мучеников, благоверных князей, святых жен, Христа ради юродивых. «Вся история русской веры, все порывы ищущего правды и подвига духа рассказаны в этих глубоко национальных фигурах…», — пишется в дореволюционной книге о соборе.

Удивительное дело: строгие лица мучеников и отшельников обвиты яркими орнаментами; их одежды светлы и праздничны, позы спокойны… Так выразили художники исконно русское понимание слов Спасителя: «Иго Мое благо и бремя Мое легко есть». В росписях собора мы можем прочесть толкование мученичества и подвижничества как свободного и радостного сыновнего доверия воле Отца.

Руководство над работами по украшению Владимирского собора было поручено профессору искусств Адриану Прахову, выдающемуся знатоку русской старины, историку искусств, археологу. Имя профессора навеки связано с историей Киева.

Именно Прахов открыл в Кирилловской церкви фрески XII века; там же под его руководством Михаил Врубель выполнил свои первые храмовые росписи; будучи замечательным украиноведом, Прахов первым опубликовал свои научные работы о творческом наследии Т. Г. Шевченко.

В оркестре художников, работавших над росписями, первая скрипка, безусловно, была сыграна Виктором Михайловичем Васнецовым. «…Работу обязуюсь исполнять со своими помощниками и из своих доброкачественных материалов в течение двух лет со дня подписания сего условия», — значилось в подписанном им договоре.

Обратите внимание

На деле, только на создание алтарного образа Богоматери ушло два года, а весь собор потребовал от Васнецова 11 лет непрерывной работы. К работе этой художник готовился всю жизнь.

Сын бедного сельского священника, при поступлении в духовную семинарию он и не догадывался о том, каким славным образом доведется ему послужить Богу. С 1885 года художник отдавался своему киевскому шедевру с таким напряжением, вдохновением и верой, с какими изображаемые им подвижники служили Богу.

Собор отапливался плохо, Васнецов часто болел. Несколько раз Виктор Михайлович срывался с лесов, что едва не стоило ему жизни, но милость Божья берегла художника.

Среди работ Васнецова одно из лучших произведений в истории религиозной живописи — запрестольный образ Богородицы. Чудесным образом появился образ Божией Матери на стене алтаря. По рассказам самого художника, он долго не мог определиться, каким же быть образу.

Сложный замысел Васнецова — сопоставить божественное и человеческое в лике Царицы Небесной, отразить глубину Ее страдания и святую покорность этому страданию — требовал и вдохновения, и мастерства, и помощи Божией. Здесь на помощь художнику пришла Сама Пречистая.

Рано утром придя в собор, Васнецов с Праховым с удивлением обнаружили на алтарной стене четкую тень фигуры Пресвятой Девы с Богомладенцем на руках. Не растерявшись, Виктор Михайлович взял краски, забрался на леса и стал быстро обводить чудесный образ.

Дивная тень медленно таяла, но на ее месте уже лежали уверенные контуры, намеченные рукой художника. Такому чуду Божию мы обязаны появлением уникального по своей глубине и художественному исполнению священного образа Богоматери.

Васнецовым написаны композиции «Таинство Евхаристии», «Собор Святителей» Русской и Вселенской Церквей, святые пророки, «Бог-Слово», «Бог-Отец» и «Бог-Сын», «Христос-Спаситель», «Крещение князя Владимира» и «Крещение киевлян», «Страшный Суд», «Блаженство Рая», «Грехопадение», фигуры центрального иконостаса, изображения святых, святителей и князей; а также некоторые медальоны и орнаменты. В целом, за 11 лет напряженного труда Виктор Михайлович расписал около 2 тысяч квадратных метров.

Важно

Художнику удалось удивительным образом вписать свое творческое видение в иконописную традицию, что позволяют нам в легко узнаваемых ликах святых видеть черты живых людей.

«…Глаза всех фигур Васнецова — традиционные глаза византийской иконографии — преувеличенно большие, все одинакового разреза, одинакового цвета.

Сплошная чернота окраски делает их бездонными и позволяет воображению населять их глубь всеми оттенками мистических чувствований», — замечает один из исследователей росписей собора.

По окончании работ Виктор Михайлович произнес знаменитую фразу, подводящую черту под всем его трудом и подвигом: «Я поставил свечку Богу».

Одаренный молодой живописец Михаил Нестеров, также приглашенный Праховым для работы над росписями, внес в общее художественное полотно собора потрясающе нежные, лиричные образы. Его замечательная особенность — «передавать красками не реальность события, а его благоухание, нечто неосязаемое…».

Кисти Нестерова принадлежат образы святых Кирилла и Мефодия, благоверных князей Бориса и Глеба, великой княгини Ольги, великомученицы Варвары, святых Константина и Елены, другие иконы четырех иконостасов верхних и нижних приделов собора… Ноту нежности и теплоты придают общей гамме росписей созданные им композиции «Рождество Христово», «Богоявление», «Воскресение Христово» и др. Нестеров был другом семьи Васнецовых, хорошо знал детей художника. Он написал как — то, что «Миша, его любимец, встречается в картинах Виктора Михайловича во всех серафимах и херувимах». Черты Миши, будущего священника, ясно читаются и в лике Богомладенца Христа.

Также над росписями работали художники Вильгельм Котарбинский и братья Сведомские, авторы «Дней Творения» и композиций «Преображение Господне», «Вознесение Господне», «Воскрешение Лазаря», «Вход Господень в Иерусалим» и др.

 Если двух первых живописцев Прахов шутливо называл «греческими», то вторых — «варяжскими». Действительно, воспитанники европейских академий, Сведомские и Котарбинский явно тяготели к западноевропейской манере письма.

Их работы послужили достойным фоном для уникальных и самобытных работ Васнецова и Нестерова — гимна возрождения русской национальной живописи.

Совет

Несправедливо скромное место в истории росписей принадлежит гениальному художнику с трагической судьбой Михаилу Врубелю. Первоначально эскизы росписей разрабатывал именно он, однако они не были утверждены как окончательный вариант. Поучаствовать в росписи художнику удалось лишь выполнением некоторых орнаментов.

Принимали участие в росписи собора и украинские художники иконописной мастерской А. И. Мурашко, среди них и его сын — А. А. Мурашко, а также выпускники Киевской рисовальной школы С. Костенко и Н. Пимоненко. Украинские мастера привнесли свой стиль, свой колорит.

Иконостас собора сделан из дымчато-серого каррарского мрамора — лучшего в мире. Недра Каррары, гористой местности в итальянской провинции Тоскана, породили материал для шедевров Микеланджело и уникальных по своему значению флорентийских соборов.

Разноцветные мраморы из Италии, Франции, Бельгии, России и Испании украшают интерьер Владимирского собора. Из мрамора выполнен и мозаичный пол храма. В украшении интерьера собора мозаиками принимали участие и мастера из Венеции. А. В.

 Прахов является автором проектов ряда деталей интерьера, в частности — массивных бронзовых входных дверей, на которых мы видим литые бронзовые фигуры княгини Ольги и князя Владимира.

Богатая серебряная утварь для собора выполнялась на заказ известной ювелирной фирмой Хлебникова.

20 августа 1896 года, спустя 34 года после начала строительства, состоялось долгожданное освящение Владимирского собора. На торжествах присутствовали император Николай с супругой Александрой Федоровной. Освятил храм Высокопреосвященный митрополит Иоанникий. Все участники работ, некоторые посмертно, награждены памятной золотой медалью работы профессора Прахова.

Владимирский собор сразу привлек внимание современников, которые единодушно называли его «первым вдохновенным произведением русского религиозного искусства».

Обратите внимание

Итак, величественный Храм-памятник рождался по инициативе Николая I, строился в царствования Александра II и Александра III, закончен и освящен был при Николае II.

Хозяева страны советов распорядились храмом по-своему. С 1929 по 1941 год в соборе размещался Музей антирелигиозной пропаганды. За эти годы из-за постоянной сырости фрески и настенные росписи были повреждены и находились под угрозой. В годы оккупации в соборе возобновили службу, после войны — закрыли; в 60-е годы опять возобновили.

Сегодня в храме покоятся мощи великомученицы Варвары и священномученика Макария. Мощи святой Варвары привез в Киев еще князь Святополк.

Много веков они хранились в Михайловском Златоверхом монастыре в 500- килограммовой раке из чистого серебра.

Когда в тридцатые годы ХХ века советская власть разогнала монахов монастыря, святые мощи были тайно перенесены во Владимирский собор; при этом драгоценная серебряная рака таинственно исчезла.

Ни действующим православным храмом, ни музеем сегодня Владимирский собор назвать нельзя. Горько, что столь великолепное сооружение не может служить Богу согласно своему предназначению.

По правилам Православной церкви, никто из верных не может посещать богослужения раскольников и еретиков, каковыми являются сегодняшние хозяева собора.

Нам остается лишь любоваться сказочно красивым внутренним убранством да тихо молиться у святых мощей о дальнейшей судьбе храма-памятника…

Источник: http://otrok-ua.ru/sections/art/show/sobor_svjatogo_ravnoapostolnogo_knjazja_vladimira_v_kie.html

Ссылка на основную публикацию