Преподобный григорий декаполит: житие, икона, в чем помогает молитва

Преподобный Григорий Декаполит — житие

Григорий родился в конце 8 века в Декапольской области в христианской семье. Он с детства возненавидел мирские пристрастия, не ел ничего вкусного, одевался в простую и жесткую одежду, ничего не копил и не искал славы от людей. Он любил молитвенное безмолвие и часто, убегая от всех, молился Богу, чтобы сделаться верным рабом Его.

Придя в совершенный возраст, Григорий удалился в пустыню и стал иноком. Он провел в монастыре четырнадцать лет, подвизаясь под руководством духоносного старца, игумена Симеона, почему и преуспел не только в посте, воздержании и бдении, но главное — в смирении и молитве.

Затем с благословения старца Григорий оставил общежительный монастырь и уединился в пещере на склоне почти отвесной скалы. Таким образом, совершенно удалившись от людской суеты и соблазнов, он вступил в борьбу с бесами, которые всегда и с особой жестокостью нападают на монахов-безмолвников.

Обратите внимание

Бесы всячески старались отвлечь Григория от непрестанной молитвы: кричали, пугали привидениями, даже наносили раны святому. Кроме того, они, действуя на ум, сердце и тело, днем и ночью побуждали Григория к греху. Он же сокрушал всю вражью силу призыванием имени Иисуса Христа и крестным знамением.

Страдал Григорий и от естественных телесных болезней.

Но однажды инока озарил вдруг небесный свет, и неизреченное благоухание наполнило пещеру. Это было посещение Божие, исцелившее Григория от душевных и телесных болезней. И за мужество, терпение и чистую жизнь даровал ему Бог великую силу чудотворения.

Преподобный хотел до конца своих дней пребыть в уединенной пещере, но Господу было угодно иное.

─ Григорий, — воззвал к нему голос с неба, — если хочешь достигнуть совершенства, не живи на одном месте, но странствуй.

Повинуясь Божественной воле, Григорий ушел из пещеры и стал переходить из города в город, куда направлял его Бог.

Однажды на него напал и избил возбужденный диаволом человек, но святой при этом молился за своего обидчика, и тот, видя кротость Григория, раскаялся и попросил прощения.

В другой раз, плывя на корабле в Рим и уже приближаясь к берегу, преподобный молитвой спас одного утопающего от неминуемой смерти.

В Риме он три месяца пробыл в затворе, и никто не знал о нем. Но однажды Григорий изгнал беса из человека, одержимого злым духом; тогда люди стали чтить Григория как святого, и смиренному подвижнику пришлось удалиться из Рима, чтобы избежать мирской славы.

Много и других чудес совершил преподобный в разных местах: молитвой исцелял людей и изгонял бесов, некоторым христианам предсказал приближающуюся внезапную смерть, беднякам, изнемогавшим от нищеты, испрашивал у Бога помощь. Сам же Григорий ничего не имел, кроме одежды, носимой на теле.

Важно

Сердце святого горело непрестанной молитвой, и не раз он сподоблялся от Бога утешительных небесных видений. Как-то ночью явился ему ангел Господень и вручил огненный меч, чтобы поражать им всю силу бесовскую и от сердца отсекать греховные страсти. Не раз во время молитвы и псалмопения он слышал ангельские голоса, несказанно услаждавшие его душу.

Он тихо преставился ко Христу, и не успели еще похоронить его тело, как от него стали получать исцеления страдающие телесными и душевными недугами. Мощи преподобного отца нашего Григория Декаполита, целые и нетленные, сохранялись в румынском монастыре Быстрица до последних времен.

 >

Источник: http://semyaivera.ru/2012/12/03/prepodobnyiy-grigoriy-dekapolit-zhitie/

Преподобный Григорий Декаполит | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Декабрь 2nd 2010 –

Преподобный Григорий Декаполит
Афон. XI-XIIвек

Память 20 ноября/ 3 декабря

Григорий Декаполит (греч. Γρηϒόριος ὁ Ϫεκαπολίτης; ? — 816) — христианский подвижник VIII—IX веков, аскет.

Преподобный Григорий называется Декаполитом, потому что его родиной был один из 10-ти городов Исаврии, а десять по-гречески «дека». Родился он от христианских родителей Сергия и Марфы.

Восьми лет он отдан был для научения грамоте, и ещё в юности хорошо изучил слово Божие.

Когда Григорий достиг совершеннолетия, родители намеревались женить его, но он тайно удалился в один пустынный монастырь, где принял иночество.

Между тем умер отец Григория. Благочестивая же мать, найдя его после долгих поисков, не только не укоряла, но и одобрила его намерение посвятить свою жизнь иноческим подвигам. Она только попросила его перейти в другой монастырь, где находился его брат.

Повинуясь воле матери, преподобный переселился туда, но когда он узнал, что настоятель монастыря — иконоборец, то, как горячий ревнитель православия, обличил его перед всеми.

Тогда настоятель в ярости жестоко побил его, после чего Григорий перешёл в монастырь, где настоятелем был родственник его матери Симеон.

Прожив здесь около 14-ти лет, преподобный Григорий испросил у настоятеля позволение поселиться в уединенной келии. Настоятель, провидя его благое произволение, отвел ему для подвигов пещеру в глубокой отвесной расселине. Святой начал подвизаться в пещере.

Но, не смущаемый людской молвой, он потерпел здесь великое беспокойство от демонов, которые озлобляли и искушали его, стараясь прогнать из их жилища. Но он оставался неуязвимым и неустрашимым. Вскоре Господь сподобил Своего верного угодника дивного посещения: Григорию явился с неба блистающий свет с неизреченным благоуханием, наполнившим пещеру.

Об этом чуде святой рассказал настоятелю, который уверил его в том, что это именно Божественный свет, прогнавший Своим благоуханием смертоносное зловоние лукавого духа.

Совет

Вскоре после этого Григорий получил повеление от Господа странствовать с евангельской проповедью.

Оставив пещеру, преподобный решил отправиться в Константинополь, который в то время был охвачен иконоборческой ересью. Ревнуя о чистоте православия, святой намеревался вступить на его защиту.

Но промысел Божий судил иначе: святому Григорию надлежало всю остальную жизнь свою провести в странствиях.

По дороге в столицу Григорий остановился на некоторое время в Регии. Здесь некоторые люди, видя, что преподобный ничего не имеет, дали ему немного золота. Святой же, хотя и не знал жертвователей, но прозрел, что данные ему деньги приобретены неправдой. Он обличил виновных, а золото возвратил. Оставив Регий, святой отправился в Рим.

На пути один из плывших упал с судна в море недалеко от берега. Святой Григорий одной молитвой вынес его на землю и спас от неминуемой гибели.
Прибыв в Рим, преподобный поселился в уединенной келье, и никто не знал о нем.

Но один бесноватый сделал известным его пребывание в городе после того, как святой исцелил его и все стали почитать Григория как святого. Тогда ему пришлось удалиться оттуда. Однажды, путешествуя, он встретил войско сарацин. Один из воинов поил у колодца коня, и когда подошел святой, тот направил копье, чтобы убить его.

Но вдруг рука воина остановилась в воздухе, так что он не мог опустить ее. Тогда он пошел за преподобным, умоляя о прощении. Святой, прикоснувшись к руке, исцелил его.

Наконец Григорий прибыл в Солунь и поселился в монастыре святого Мины. Когда он чувствовал непреодолимый голод, то выходил из церкви и просил у кого-нибудь еды.

Обратите внимание

Но потом он почувствовал, что не должно ему питаться от чужого труда, и решился пребывать в храме без пищи до тех пор, пока Господь не пошлет ему помощь свыше.

И Господь не оставил Своего верного раба: одна боголюбивая вдова каждодневно приносила ему пищу.

Однажды ночью святому Григорию явился в видении Ангел Господень, вручивший ему пламенный меч для отсечения от церкви еретических мудрствований, а от сердца — греховных страстей. Иногда во время молитвы преподобный удостаивался слышания ангельского пения.

Так, подвизаясь на земле и помышляя о небесном, преподобный Григорий приблизился ко времени своего отшествия из жизни. Тяжко заболев от падучей болезни, он лежал неподвижно на одре и молился Богу, чтобы Он заменил ему эту болезнь другой. Бог послал ему более тяжкую водяную болезнь.

Его тело раздулось, но, несмотря на это, святой с великим трудом добрался до Константинополя, чтобы противодействовать здесь иконоборческой ереси. С собой он привел двух учеников: Иосифа и Иоанна. Первого из них он вскоре послал в Рим к папе Льву III, чтобы просить у него помощи по случаю открывшегося гонения на святые иконы.

Но на пути туда он был захвачен подкупленными императором-иконоборцем Львом Армянином морскими разбойниками и заточен на острове Кипре.

Иосифу не суждено было больше увидеть в живых своего великого учителя. Преподобный Григорий вскоре предал свою душу Господу. За двенадцать дней до кончины он предузнал день своего отшествия и велел отвести себя в странноприимный дом, где тихо скончался. И после кончины святой не переставал помогать страждущим: от его мощей многие больные получали исцеление.

Проповеди: Поуч. Препод. Григорій декаполитъ (Несостоятельность возраженій противъ монашества). Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Источник: http://alchevskpravoslavniy.ru/zhitie-svyatyx/prepodobnye/prepodobnyj-grigorij-dekapolit-2.html

Григорий декаполит – древо

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Преподобный Григорий Декаполит. Книжная миниатюра XI-XIIв. Афон.

Григорий Декаполит (+ ок. 842), монах, преподобный

Память 20 ноября

Родился в VIII веке в Иринополе (Εἰρηνούπολις της Δεκαπόλεως, ныне д. Чаталбадем, Турция) исаврийской области Декаполь. По источникам невозможно установить точную дату рождения. Предположительно указываются середина VIII века (Р. Жанен), 762 год (Ц. Бароний), но наиболее вероятны 780-790-е года (Ф. Дворник).

Его семья была бедной, родителей звали Сергий и Мария, мать отличалась особым благочестием, брат избрал монашескую жизнь. Получив начальное образование, Григорий, чтобы обеспечить пропитание семьи, стал разнорабочим. Он с детства полюбил храм Божий, церковные службы. Постоянно с благоговением читал Священное Писание.

Его юность пришлась на период реставрации иконоборчества при имп. Льве V. Родители попытались принудить молодого человека к женитьбе, однако тот бежал к некоему игумену, известному антииконоборческими взглядами. Затем отправился в один из монастырей Декаполя, но из-за конфликта с монахами-иконоборцами перешел в обитель, где настоятелем был его дядя Симеон.

14 лет Григорий прожил в монастыре, Симеон был его духовным отцом. Некоторое время святой пребывал в уединении в пещере, борясь с бесовскими искушениями.

В начале 830-х годов, во время правления имп. Феофила, Григорий Декаполит покинул монастырь и отправился в Константинополь бороться с иконоборческой ересью. Зиму он провел в монастыре в Эфесе.

Важно

Неизвестные причины заставили преподобного отложить поездку в столицу, и он, покинув Эфес, задержался в Проконисе (Дворник считает, что это было связано с осадой столицы Фомой Славянином, но такая причина несостоятельна с т. зр. хронологии, т. к. восстание Фомы произошло на 10 лет ранее).

Направляясь в Рим, по пути в Фессалонику св. Григорий повстречался с пиратами и не только остался невредим, но и получил от них помощь, разузнав о наиболее удобном пути. В Фессалонике преподобного принял игум. Марк.

В Коринфе он нашел корабль, на котором его согласились переправить на Сицилию, но из-за угрозы пиратских нападений прп. Григорий отплыл в Неаполь. Корабль пострадал от бури, и святой вынужден был добираться до Рима по суше.

За время путешествия преподобный чудесным образом спасался от пиратов и арабов, помог тонувшему монаху, освободил от недругов протосинкелла Георгия и совершил другие чудеса. В Риме святой провел три месяца, затем перебрался в Сиракузы, где задержался еще на год. В Отранто его приняли враждебно, поскольку население города было в основном настроено проиконоборчески.

Всюду преподобный Григорий проповедовал Слово Божие, обличая иконоборческую ересь, укрепляя веру и силы православных, которых еретики в то время гнали, мучили, бросали в темницы. Своими подвигами и молитвой святой Григорий стяжал благодатные дары пророчества и чудотворения. Достигнув чистоты сердечной, он удостоился слышать ангельское пение во славу Святой Троицы.

Во второй половине 830-х Григорий Декаполит вернулся в Фессалонику, в монастырь мч. Мины. Три года он провел в обители, но восстания славянских племен и неспокойная обстановка в регионе мешали ему предаваться аскетической жизни.

В 837-839 гг. посетил гору Олимп в Вифинии, известную монашескими поселениями.

В 841 году он тяжело заболел и попросил отвезти его еще раз в Константинополь. Преподобный добрался до столицы в 842 году, уже после смерти имп. Феофила. Незадолго до кончины св. Григорий попросил, чтобы его перенесли на гору Олимп, где он и скончался.

Точный год смерти также неизвестен: указанный в Православном церковном календаре РПЦ 816 год не совпадает с общей хронологией Жития, мало вероятен также год 862 (Жанен), С. Манго считает, что святой скончался в 841 году или ранее, Дворник называет 842 год.

Совет

Среди чудес, совершенных прп. Григорием Декаполитом, – изгнание змия, бесов, принимавших облик мух и скорпионов, многочисленные предсказания, избавления от телесных недугов. Его проповеди заставили многих грешников (блудница из Сиракуз, неблагочестивый монах Захария) изменить образ жизни, чудеса происходили и от его мощей.

Его учениками были преподобные Иосиф Песнописец и Иоанн Солунский. Согласно исследователю Жития прп. Иосифа Е. Томадакису, Иосиф в сер. 830-х годов прибыл в Фессалонику, где стал учеником Григория Декаполита, позже вместе с ним отправился в Константинополь. В это время в столице (837-839) усилились позиции иконоборцев, и прп.

Григорий отправил Иосифа в Рим за помощью к папе. Но миссия Иосифа не удалась: он был схвачен пиратами, отправлен на Крит и сумел освободиться и вернуться в Константинополь только после смерти учителя. Впоследствии близ стен Константинополя он основал монастырь, где в церкви свт. Николая Чудотворца поместил мощи прп. Григория Декаполита вместе с мощами др.

Читайте также:  Молитва на удачу в делах и везение - православные иконы и молитвы

его ученика, прп. Иоанна Солунского.

Около 1490 года богатый и могущественный валашский вельможа Барбу Крайовеску выкупил нетленные мощи преподобного Григория у турок, чтобы положить их в Быстрицком монастыре в Румынии, основанном членами его семьи (по др. сведениям, мощи стали даром господаря Константина Шербана).

От святыни произошло немало чудес для жителей тех краёв и многочисленных паломников [1]. Рука прп. Григория, привезенная в дар царю Феодору Иоанновичу, хранилась в Благовещенском соборе московского Кремля [2]. Частица мощей находится в Кийском кресте патриарха Никона (с 1991 хранится в храме прп.

Сергия Радонежского в Крапивниках).

Источники

Главным источником сведений о жизни Григория Декаполита является его Житие сер. IX в. (BHG, N 711), авторство которого большинством ученых приписывается агиографу Игнатию Диакону, составившему также жизнеописание патриархов Константинопольских Никифора I, Тарасия и др.

Традиционная точка зрения заключается в том, что патриарх Игнатий, лично знавший прп. Григория, написал Житие вскоре по его смерти, после 842 года. Такого мнения придерживаются издатель Жития Дворник, Манго и И. Шевченко (примеры лексических параллелей между Житием прп. Григория и др. произведениями Игнатия см.: Ševčenko. P. 123. N 71).

Сомнения относительно авторства патриарха Игнатия были высказаны Вандой Вольской-Конюс, со многими из ее аргументов согласился А. П. Каждан. В частности, он отмечал более простой синтаксис по сравнению с Житием патриарха Никифора [3], иное место действия (провинция, а не столица, как в др.

Житиях Игнатия [4]), большее внимание к чудесам, что совершенно нехарактерно для др. произведений Игнатия, иную методику композиционного построения текста [5].

Обратите внимание

Кроме того, сохранились краткое Житие Григория Декаполита [6] и переработка Жития Симеоном Метафрастом [7], заметка в Синаксаре Константинопольской Церкви и служба прп. Григорию [8].

О жизни и подвигах прп. Григория известно и из других источников, в частности из Жития прп. Иосифа Песнописца, составленного его учеником Феофаном [9].

Сочинения

В греч. рукописной традиции Григорий Декаполит считается автором т. н. Sermo Historicus (в рус. традиции – “Историческое сказание весьма полезное и во многих отношениях сладостное о видении, которое, увидев однажды, некий сарацин уверовал, сделавшись мучеником ради Господа нашего Иисуса Христа”).

Первое издание сказания с переводом на латинский язык было сделано в 1642 г. неким Исидором в Риме. Наиболее доступным в наст. время является воспроизведенное в Patrologia Graeca (PG. 100. Col. 1199-1212) издание А. Галланди [10]. Этот текст с точно таким же разделением на параграфы был опубликован в 1894 г. С. Д.

Муретовым; к публикации прилагался русский перевод и вступительная статья [11]. Существует славянский вариант сказания, который не является буквальным переводом греческого текста, опубликованного в PG. Он помещен в Пролог под 26 ноября (день освящения церкви вмч. Георгия Победоносца в Киеве), в большинстве рукописей сказание бытовало без указания автора.

Текст из Пролога с разночтениями по 2 академическим рукописям приводится в статье Муретова [12].

В сказании повествуется о знатном сарацине, отправленном дядей по какой-то надобности в город, где находился древний храм вмч. Георгия. Сарацин пожелал расположиться с вещами и прислугой прямо в храме, а также поместить там 20 верблюдов. Чудесным образом при входе в храм все верблюды пали замертво.

Сарацин приказал выкинуть их трупы, но остался в храме и присутствовал на богослужении. Когда прихожане причащались, сарацин вместо вина и хлеба вдруг увидел кровь и части тела разрубленного младенца.

В негодовании он обратился к священнику, который объяснил ему, что так проявляется великая Божия милость, ведь даже священник не удостаивался такого видения. После наставлений и увещеваний священника сарацин пожелал принять св. Крещение, однако священник отказывался совершить таинство, поскольку боялся мести его дяди.

Важно

Сарацину пришлось отправиться на гору Синай, где он крестился и углубился в изучение Псалтири. Спустя некоторое время он принял постриг с именем Пахомий. После трех лет пребывания на Синае он решил вернуться в родной город.

Придя к дяде, он стал убеждать его принять христианство, но дядя, несмотря на радостную встречу, пытался заставить его отречься от христианской веры, обещая безбедную жизнь во дворце и предлагая вместо рубища золоченые одежды, но, видя твердость племянника, решил отпустить его.

Однако другие сарацины не позволили Пахомию уйти: они схватили его и подвергли страшным мучениям, заставляя отречься от веры во Христа. Пахомий стойко перенес все истязания, до последнего момента поучая мучителей. В ночь его смерти жители города наблюдали знамение – над местом, где лежало тело мученика, с небес сошла звезда, и многие видевшие это уверовали.

Публикации

  • Sermo Historicus // ActaSS. Apr. Vol. 2. P. 583;
  • Bibliotheca veterum Patrum / Cura di A. Gallandi. Venetiis, 1779. T. 13; PG. 100. Col. 1199-1212;
  • Муретов С. Д. Сказание св. Григория Декаполита о чудесном видении одного сарацина, его обращении в христианство, подвижнической жизни и мученической кончине // ЧОЛДП. 1894. Март, Апр., Май, Июнь. С. 1-28 (отд. паг.) [с рус. пер. и вступ. ст.].

Молитвословия

Тропарь, глас 3

О́браз бы́л еси́ воздержа́ния,/ Боже́ственным Ду́хом вся́ просвети́в:/ правове́рия тече́ние соверши́л еси́,/ уче́нием ми́р просвети́л еси́/ и злове́рных обличи́л еси́ смы́слы,/ о́тче преподо́бне Григо́рие,/ Христа́ Бо́га моли// дарова́ти на́м ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 3

Све́тлое тя́ со́лнце Це́рковь познава́ет,/ доброде́телей красота́ми и исцеле́ний луча́ми/ все́х просвеща́я, Христо́в уго́дниче:/ те́мже пра́зднуем честну́ю па́мять твою́/ и почита́ем по́двиги твоя́,// всеблаже́нне о́тче прему́дре Григо́рие.

Литература

  • Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 477;
  • Mercati S. Per il testo della Vita dii S. Gregorio Decapolita // Studi Bizantini e Neoellenici. 1932. Vol. 3. P. 295-297; idem // Collectanea byzantina. Bari, 1970. Vol. 1. P. 454-456r;
  • Wolska-Conus W. De quibusdam Ignatiis // TM. 1970. Vol. 4. P. 329-360;
  • Ševčenko I. Hagiography of the Iconoclast Period // Iconoclasm. Birmingham, 1977. P. 113-131;
  • Νικολόπουλος Π. Γ. Γρηγόριος ὁ Δεκαπολίτης // ΘΗΕ. T. 4. Σ. 701-702;
  • Mango C. On Re-Reading the Life of St. Gregory the Decapolite // Βυζαντινά. 1985. Τ. 13/1. Σ. 633-646;
  • Longton J. Grégoire le Décapolite // DHGE. Vol. 21. P. 1498;
  • Efthymiadis S. On the Hagiographical Work of Ignatios The Deacon // JÖB. 1991. Vol. 41. S. 73-83; ODB. Vol. 2. P. 880;
  • Janin R. Gregorio il Decapolita // BiblSS. Vol. 7. P. 176;
  • Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 101;
  • Каждан A. П. История византийской литературы (650-850). CПб., 2002. С. 440-470;

Использованные материалы

[1]  “Память преподобного Григория Декаполита” // Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6 тт. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. – Т. II. – С. 259

[2]  Христ. реликвии в московском Кремле. М., 2000. С. 114

[3]  Каждан. С. 458

[4]  Wolska-Conus. P. 440-442

[5]  Каждан. C. 459-461

[6]  описание рукописей в российских б-ках см.: Муретов. С. 2-3

[7]  опубл. мон. Агапием Ландом в Νέος Παράδεισος; пер. на рус. язык см.: Избранные жития святых. С. 232-246

[8]  ркп. в Иерусалимской б-ке, описание см. у Пападопуло-Керамевса: ᾿Ανάλεκτα. Τ. 1. Σ. 257-258

[9]  BHG, N 944

[10]  Bibliotheca veterum Patrum. T. 13. P. 13

[11]  Муретов. С. 5-20

[12]  Муретов. С. 21-25

Источник: https://drevo-info.ru/articles/4406.html

Преподобный Григорий Декаполит

День памяти: 20 Ноября / 3 Декабря

(в изложении святителя Димитрия Ростовского).

Преподобный Григорий родился в городе Иринополе в Десятиградии[188] от христианских родителей Сергия и Марфы, благочестивой и богобоязненной женщины. Восьми лет он отдан был для научения грамоте и еще в юности хорошо изучил слово Божие и отличался усердием к храму Божию.

Стремясь к небесному, он возненавидел всё земное: не вкушал приятных для вкуса снедей, употребляя лишь простую и грубую пищу, отказывался носить богатые и мягкие одежды, сам пропитывал себя рукоделием, отдавая остаток бедным.

Часто он удалялся в безмолвие и там наедине молился Богу, чтобы Он удостоил его быть верным рабом Его.

Преподобный Григорий Декаполит

Когда Григорий достиг совершеннолетия, родители намеревались женить его, но он тайно убежал и удалился в один пустынный монастырь, где принял иночество и ревностно подви­зался в посте и воздержании, в молитвах и непрестанных ночных бдениях, возлагая на себя всякие тяготы самой строгой иноческой жизни..

Между тем, вскоре отец Григория умер; благочестивая же мать, после долгих поисков нашедши его, не только не укоряла, но и одобрила его намерение посвятить себя иноческим подвигам; она просила его только перейти в другой монастырь, где находился и брат его.

Повинуясь воле матери, пре­подобный переселился туда; но когда он узнал, что настоятель монастыря того – иконоборец, то, как горячий ревнитель православия, обличил его пред всею братиею. Тогда настоятель, в ярости, жестоко побил его, после чего Григорий ушел в другой мона­стырь, где настоятелем был родственник его матери, Симеон.

С радостью встретив Григория, Симеон, как муж опытный в подвижнической жизни, наставил юношу на всякую добродетель. Прожив здесь около четырнадцати лет, преподобный Григорий заслужил общее уважение, и все стали почитать его за добродетельного и святого человека.

Преуспевая в глубоком смирении и желая соделаться совершенным иноком, он испросил у настоятеля позволение поселиться в уединенной келлии, дабы, не имея никакого житейского попечения, проводить время в безмолвии. Настоятель, провидя благое произволение его, отвел ему для подвигов одну пещеру в глубокой отвесной расселине.

И начал святой еще с большею ревностью подвизаться в той пещере. Но, не смущаемый молвой людской, он потерпел здесь великое беспокойство от демонов, которые всячески озлобляли и искушали его, стараясь прогнать его из их жилища.

То угрожали они ему, крича: “Уходи из нашего жилища, – иначе много пострадаешь от нас”; то устремлялись на него, принимая вид страшных скорпионов. Но он оставался неуязвимым и неустрашимым. Когда стоял он на молитве, бесы уязвляли его руки и ноги; но он пренебрегал наносимыми ему язвами, считая их ни во что. И бесы со срамом удалились.

Спустя немного дней, они явились к нему в виде воинов, угрожая его убить; но он сотворил крестное знамение, и они исчезли. После того, явля­лись они святому, блистая светом и говоря, что они – сорок мучеников[189] и пришли дать ему благодать и силу против демонов; но он, провидев их козни, запретил им, и они снова исчезли.

Совет

Также бессильны были и другие искушения, ибо благо­дать Божия содействовала ему и истребляла в нем все приражения плоти.

Вскоре после того, Господь сподобил Своего верного угодника дивного посещения: Григорий пришел в состояние как бы некоего восхищения, во время которого явился ему с неба блистающий свет с неизреченным благоуханием, наполнившим пещеру и остававшимся в ней в продолжение многих дней.

О сем чуде святой счёл должным сообщить своему настоятелю, дабы спросить его, как человека опытного в духовной жизни, от Бога ли сие видение, или не действие ли оно диавола, посланное для того, чтобы соблазнить и прельстить его.

Внимательно выслушав рассказ Григория, настоятель успокоил его и сказал ему, чтобы он не имел никакого сомнения, ни страха, но что это – свет божественный, который своим благовонием прогнал смертоносное зловоние духа лукавого. “Трудись в подвиге, сколько можешь, – заключил старец, – уповая, что ты имеешь Бога себе помощником”. И действительно святой Григорий от благодатного видения того исцелился и освободился от удру­чавшей его болезни телесной и от болезни душевной – плотского соблазна, которым хотели прельстить его демоны, и от всех их злокозненных искушений. С того времени блаженный еще более усилил свои подвиги и молитвы, непрестанно взывая к Господу из глубины души. Преодолев, таким образом, диавольские козни, преподобный Григорий за свою святую и непо­рочную жизнь сподобился от Бога благодатного дара чудотворений. И так как не подобало сему Божественному светильнику Церкви оставаться под спудом, то

Господь воззвал к нему с неба, как некогда к патриарху Аврааму (Быт.12:1):

– Григорий! Если желаешь достигнуть совершенства, изыди от земли твоей и от родства твоего и странствуй во благо свое”.

Повинуясь сему Божественному гласу, Григорий, оставив пе­щеру, направился в Эфес, чтобы найти корабль для отплытия в Константинополь: Церковь Константинопольскую в то время обуревала иконоборческая ересь, и, ревнуя о славе Божией и чистоте православия, святой намеревался вступить на защиту его и изобличить лжемудрования еретиков.

Но Промысл Божий судил иначе: святому Григорию надлежало, согласно Божественному призыву, всю остальную жизнь свою провести в странствованиях, “ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего” (Евр.13:14), подобно Господу нашему Иисусу Христу, бывшему странником на земле и не имевшему, где приклонить голову (Мф.

8:20; Лк.9:58).

Отправившись из Эфеса в Константинополь, преподобный по дороге остановился сначала в Проконисе[190], где один бедный человек, несмотря на строгие указы царей-иконоборцев[191], запрещавшие принимать к себе иноков, радушно принял его в своем доме ради Господа, за что Господь и обогатил его в продолжение немногих дней. Отсюда святой направился далее в Византию, но, встретив препятствие к тому, познал из сего, что нет воли Божией на путешествие его туда, и отправился в Энос[192]. Здесь он получил жестокие побои от одного всадника, возбужденного к тому диаволом; но праведный, претерпевая удары, молился Богу, чтобы Он простил его обидчика, и последний, видя кротость его, раскаялся, просил прощения и полу­чил от преподобного наставление впредь никого не обижать. Отправившись отсюда на корабле, преподобный прибыл в Христополь[193], откуда переправился в Фессалоники.

Читайте также:  Молитва на продажу машины

Пробыв в Фессалониках немного дней, святой Григорий отправился сухим путем в Коринф. Отплыв отсюда в Рим, он по дороге остановился на некоторое время в Регии[194]. Здесь некоторые люди, видя, что преподобный ничего не имеет, дали ему некое количество золота.

Святый же, хотя и не знал жертвова­телей, но, по Божественной благодати, прозрел, что данное ему золото приобретено неправдою; посему, желая научить, чтобы воздерживались от неправды, изобличил виновного и возвратил неправедно приобретенные деньги.

Оставив Регий, святой отправился далее в Рим. На пути один из плывших упал с судна в море, подле берега, где им следовало выйти на сушу, чтобы идти в Рим.

Обратите внимание

И вот совершилось чудо, ясно засвидетельствовавшее, что на преподобном почивает благодать Божия; ибо он одною молитвою вынес его на землю и спас от неминуемой гибели.

Прибыв в Рим, преподобный Григорий три месяца пробыл в безмолвии в одной уединенной келлии, так что никто и не знал о нем. Но один бесноватый сделал известным его пребывание в городе: ибо святой исцелил его, изгнав из него духа нечистого, и все стали считать его за святого.

Тогда Григорий удалился оттуда и, прибыв в Сицилию, заключился в одной башне и пребывал в ней в молчании. Здесь напали на него демоны, истребили рогожу, на которой он спал, и вся­чески искушали его и причиняли ему различные злокозненные действия; но он молитвою прогнал их.

Здесь же он спас от вечной гибели одну женщину-грешницу, бесчисленными хит­ростями склонявшую мужчин, особенно корабельщиков, прибывавших из чужих мест, к нечистоте блуда. Угрожая ей вечными мучениями, святой своими убеждениями довел ее до того, что она отреклась от мира, приняла иночество, и место плотской скверны обратилось в монастырь.

После того, пришла к пре­подобному Григорию в башню одна беснуемая женщина, и он молитвою своею прогнал из нее демона. Много и других еще чудес сотворил он на этом месте. Когда все узнали об этом и стали почитать его, то святой удалился и оттуда.

Однажды, путешествуя, он встретил войско сарацин[195]. Один из них поил при колодце коня, и когда святой подошел, тот направил копье, чтобы убить его. Но вдруг рука его остановилась в воздухе, так что он не мог опустить ее.

Тогда он пошел за преподобным, умоляя его об исцелении. Святый, прикоснувшись к его руке своею, исцелил его. Далее на пути, встретил святого один жестоко мучимый бесноватый.

Умилосер­дившись над ним, святой сотворил молитву к Богу, и демон оставил страждущего.

Важно

Наконец Григорий снова прибыл в Фессалоники и поселился там в монастыре святого Мины. При этом он пребывал в такой нищете, что не имел никакой пищи, ни чем бы покрыться, а носил только одну одежду, которая служила ему и днем и ночью.

Когда он чувствовал непреодолимый голод, то выходил из церкви и, если видел где либо трапезующих, то входил к ним и вкушал с ними немного пищи.

Но потом он почувствовал, что не должно ему питаться от чужого труда, не трудясь, и решился пребывать при храме без пищи, до тех пор, пока Господь не пошлет ему помощь свыше. И Господь, пропитавший некогда пророка Илию чрез ворона (3Цар.

7:6) и многих других добродетельных рабов Своих чудесным образом, не оставил без помощи верного раба Своего; по внушению свыше, одна боголюбивая вдова каждодневно доставляла ему пищу.

Вскоре преподобный Григорий прославился по всей окрестной местности своими чудотворениями. Так, однажды пришла к нему одна бесноватая женщина и просила у святого помощи на возобновление ее небольшого домика, так как он обветшал. В ответ на ее просьбу, святой сказал:

– Иди, начинай дело, и Бог, отец сирот, пошлет тебе помощь.

Женщина с верою пошла и начала копать землю, чтобы по­ложить зданию основание. И вот с того места полилась в безмерном множестве смола. Женщина продала ее и на вырученные деньги не только выстроила домик, но еще и питалась от продажи этой смолы, и удовлетворяла другие свои нужды.

Одному иноку, подвизавшемуся близ монастыря святого Мины, на столпе, преподобный Григорий, предузнав о том Духом Святым, предсказал о близкой кончине, как и некоторым другим лицам.

Неустанно работая над собою, свято соблюдая чистоту душевную и совершенствуясь в добродетелях христианских, преподобный Григорий имел великое дерзновение ко Го­споду и уготовал себя в жилище Святому Духу; с божественным рачением шел он тесным путем смиренномудрого по­двига, непрестанным бодрствованием далеко прогоняя всякое небрежение и вражеские приражения, так что враг и во сне не мог действовать на его воображение и помыслы; согласно имени своему, он был воистину бодрствующим[196] в отношении всех дел и помышлений и очистил душу и тело от всех страстей. Рукоположенный в сан иерея, он совершал божественные службы с сердцем сокрушенным и духом смиренным; превозношение и тщеславие он исторгнул совершенно. Более же всего хранил чистоту православия и в словах и в делах; по­ражая еретиков, сколько мог, он словами и писаниями учил поклоняться святым иконам и почитать их по преданию Цер­кви; многие города очистил он от скверны иконоборства и убеждал даже и самую кровь пролить за святые иконы, если бы то потребовалось, и сам готов был принять за них смерть и был мучеником по доброму произволению. Превыше всех добродетелей он имел постоянную святую молитву, всегда устрем­ляя ум к Богу; песнословя и прославляя Его со святыми Ангелами, он еще здесь получил залоги неизглаголанной радости вечного блаженства. Однажды ночью ему явился в видении Ангел Господень, вручивши ему пламенный меч для поражения всей силы бесовской и для отсечения от Церкви еретических мудрствований, а от сердца – греховных страстей. Иногда препо­добный, занятый богомыслием, слышал Ангельское пение: так был угоден он Богу и Ангелам, что, еще находясь в смертном теле, удостаивался уже бессмертных, божественных наслаждений, сподоблялся слушать Ангельское пение, которого ухо не слышало, и несказанно услаждаться им.

Проведши в Фессалониках несколько лет, преподобный Григорий с одним из учеников своих пошел в Болгарию, тогда еще языческую, но, не дошедши до нее, возвратился. Когда ученик спросил его, отчего он так скоро переменил свое намерение, преподобный отвечал:

– Мне хотелось побывать там, но вижу, что там солнце не светит.

Сими словами он пророчески предвозвестил о тех беспорядках, которые вскоре после того там возникли, и во время которых кровь лилась рекою и вся страна была выжжена.

Вслед затем преподобный Григорий ходил из Фессалоник в Византию и оттуда на гору Олимп[197], с которой снова возвра­тился в Фессалоники.

Совет

Так подвизаясь и на земле помышляя о небесном, преподоб­ный Григорий приблизился ко времени отшествия своего из сей жизни. Тяжко заболев от падучей болезни (эпилепсия), он лежал непо­движно на одре и горячо молился Богу, чтобы Он освободил его от этой болезни и заменил ее другою – водяною.

Бог услышал его молитву: освободив его от первой болезни, дал ему ту, о которой он просил. И так раздулось тело его, что казалось как бы мехом, наполненным воздухом. Оставив Фессалоники, преподобный с великим трудом прибыл в Констан­тинополь, дабы противодействовать здесь ереси иконоборства[198], и уже более не возвращался обратно.

С собою он привел также двух учеников и сподвижников своих Иосифа и Иоанна[199].

Первого из них он вскоре послал, по просьбе православных иноков, в Рим к папе Льву III[200], чтобы просить у него по­мощи по случаю открывавшегося гонения на святые иконы; но, на пути туда, был захвачен подкупленными императором – иконоборцем Львом Армянином морскими разбойниками и заточен на остров Кипр.

Иосифу не суждено было более увидеть в живых своего великого учителя. Преподобный Григорий вскоре после сего предал чистую душу свою Господу. За двенадцать дней до кончины, он предузнал день своего отшествия и велел отвести себя в странноприимный дом, где, 20-го ноября / 3 декабря, тихо скончался (Кончина прп. Григория Декаполита последовала в 826 г.

– преп. Иосиф не застал в живых своего учителя. Возвратившись чрез шесть лет из заточения в Константинополь, он имел лишь утешение осязать руками нетленное тело преп. Григория и поселился с учеником его Иоанном при гробе его. По кончине же Иоанна, Иосиф, оставив это место, поселился при храме св.

Иоанна Златоустого и положил в нем прославленный нетлением и чудесами мощи преп. Декаполита и ученика его Иоанна; спустя некоторое время недалеко от этого храма он основал обитель иноков во имя св. Николая Касульского и в нее перенес мощи преподобных. Иосиф же Песнописец написал и службу в честь преп. Григория.

Когда пришли погребать честное тело его, приблизился к нему с верою один больной, имевший тяжкую болезнь, так что не мог стоять прямо, но лицо его постоянно обращено было к земле. И вот пред­ставилось ему, что кто-то положил на него руку сзади, и он обратился с вопросом к стоявшему около него, не он ли коснулся его.

Тот отвечал отрицательно, и больной узнал из сего, что это была сила Божия, осенявшая святого, который и даровал ему исцеление, и он стал стоять прямо, совершенно исцелев от своей болезни. Другой мучим был духом нечистым, но как только приблизился ко гробу преподобного, демон оставил его.

Один брат весьма мучим был плот­скою страстью и близок к падению, но, пришедши ко гробу святого, со слезами просил помощи, – и плотская брань прекра­тилась, и он прославил святого и возблагодарил Бога.

Обратите внимание

Так, после многотрудного странствования земного, преподоб­ный Григорий достиг вечного покоя на небесах между святыми Ангелами, видения и слышания которых он удостоился еще во время земной жизни своей, и теперь вместе с ними прославляет трисвятыми песнопениями Единого в Троице Бога во веки.

Около 1490 года богатый и могущественный валашский вельможа Барбу Крайовеску выкупил нетленные мощи преподобного Григория у турок, чтобы положить их в Быстрицком монастыре в Румынии, основанном членами его семьи (по др. сведениям, мощи стали даром господаря Константина Шербана).

От святыни произошло немало чудес для жителей тех краёв и многочисленных паломников[201]. Рука прп. Григория, привезенная в дар царю Феодору Иоанновичу, хранилась в Благовещенском соборе московского Кремля[202]. Частица мощей находится в Кийском кресте патриарха Никона (с 1991 хранится в храме прп.

Сергия Радонежского в Крапивниках).

Прп. Диодор Юрьегорский

Тропарь Григорию Декаполиту

Образ был еси воздержания, /Божественным Духом вся просветив: /правоверия течение совершил еси, /учением мир просветил еси /и зловерных обличил еси смыслы, / отче преподобне Григорие, /Христа Бога моли даровати нам велию милость.



Источник: https://infopedia.su/16×1659.html

икона святого григория | Святые

25×50 (ростовая)

от 19000

* Цены указаны на типовой образец и могут различаться в зависимости от вариантов отделки и дополнительных образов (предстоящие, образы на полях).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБРАЗЕ

Всеобщему обозрению представлена икона Григория Богослова.

Преподобный Григорий Богослов был архиепископом в Константинопольской Церкви. В 329 году он родился в знатной христианской семье в городе Арианзе. Его отец, которого тоже звали святитель Григорий, был Назианзким епископом. Святая Нонна была его матерью и дала обет посвятить сына Господу.

В сновидении ей было предсказано назвать первого сына Григорием. Когда Григорий научился хорошо читать, мать подарила Святое Писание. Дома мальчика обучал его дядя Амфилохий. Он научил Григория риторике. Далее Григорий обучался в школах Назианза, Александрии и Кесарии.

В Афинах он окончил свое обучение.

По окончании учебы Григорий направился в Элладу на корабле из Александрии. Во время шторма он двадцать ночей молил Бога о спасении моряков, он дал обещание, что если Господь их спасет, он посвятит ему себя.

В Афинах Григорий изучил поэзию, астрономию, геометрию, риторику. Там же он подружился со святым Василием. Эта дружба сохранилась на протяжении всех лет. По завершении обучения святой Григорий некоторое время жил в Афинах.

В 358 году он тайно покидает Афины и приезжает домой в Назианз. Здесь в возрасте тридцати лет святой Григорий принял от отца своего Крещение. Григорий был в сомнении, какой путь ему выбрать созидательный или деятельный.

Святой Василий пригласил его подвизаться в пустыне, куда они вместе и удалились. В 361 году его отец потребовал вернуться сына и посвятил его в пресвитеры. Но Григорию по душе было уединение, и он отправился к Василию в пустыню.

Читайте также:  Герасим вологодский, преподобный чудотворец

Чтобы поддержать своего престарелого отца святой Григорий вернулся в Назианз. Он некоторое время управлял паствой города после смерти отца. Затем его пригласили помочь Константинопольской Церкви помочь после опустошения еретиками.

Важно

В Константинополе он стал управлять в церкви Анастасия, означающее Воскрешение. Еретики господствовали повсюду и угнетали христианство.

21 апреля 379 года на праздник Пасхи, преподобный Григорий совершал крещение. Еретики ворвались в Церковь и стали забрасывать христиан камнями. Один епископ был убит, а Григория сильно ранили. Но святой все равно собирал православных слушать слово Божие. Святой Григорий написал много творений, посвященных Господу.

В конце своей жизни святой Григорий все же вернулся в уединение в Арианз. Он умер с христианской верой в душе. Тело святого Григория было погребено в Назианзе. А в 950 году его святые мощи переправили в Константинополь в храм Святых Апостолов.

«Лице смиренно, бледно, брови возвышенныя и густыя, взор кроткий, брада не длинная, но густая и широкая», именно такой облик передает икона Святой Григорий Богослов.

РАССКАЗАТЬ ДРУЗЬЯМ:

КАК ЗАКАЗАТЬ ИКОНУ “Григорий Богослов, преподобный”?

Заказать икону можно по тел. +7 495 642 12 42 или +7 925 717 60 30

Святитель Григорий Богослов, архиепископ

В переводе с греческого, имя Григорий означает — «бодрствующий, бдительный».

Григорий Богослов – один из трёх Отцов, которых Церковь нарекла «богословами», близкий друг и сподвижник Василия Великого. Никто не писал о Троице так проникновенно, прекрасно и богословски выточено, как он.

В настоящее время мощи Григория Богослова хранятся в церкви святого Георгия в Стамбуле.

Дни памяти: 7 февраля, 12 февраля

Икона святителя Григория Богослова, Чудотворца

Деревянная доска 19×15 см, левкас, темпера, золочение нимба.

Память святителя Григория Богослова, Чудотворца празднуется 25 января (7 февраля).

Память святителя Григория Богослова, Чудотворца также празднуется 30 января (12 февраля) – Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого.

Молитвенная традиция: При входе в новый дом и на основании дома – трем святителям: Василию Великому, Григорию Богослову. Иоанну Златоустому. Молитва с верою этим святым помогает получить благополучное житие. В этом случае обыкновенно служат водосвятный молебен.

Краткое жизнеописание святого Григория Богослова

Святой Григорий Богослов (326-389 гг.) был сыном Григория (впоследствии епископа Назианского) и Нонны, женщины высоких нравственных правил. Еще до того, как сын появился на свет, она дала обет посвятить его Богу и сделала все для того, чтобы склонить его на служение Господу. Воспитание, полученное от матери, святитель Григорий почитал самым для себя важным.

Имея выдающиеся способности, святой Григорий получил прекрасное образование. Он учился в школах Кесарии Палестинской, где была богатая библиотека, собранная мучеником Памфилом. Затем в Александрии – там он изучал творения Оригена. И, наконец, в Афинах, где сблизился со святым Василием Великим, с ним он знаком был ранее и дружбу с ним считал полезнее самой высшей школы.

Совет

У святых друзей в Афинах была одна комната, один образ жизни; им были знакомы только две дороги: одна вела в храм Божий, другая — в училище. В Афинах святой Григорий познакомился с Юлианом (по прозванию «Отступник», который, став императором, отрекся от христианства и пытался возродить язычество в Римской империи (361-363 гг.) и оставил живое изображение этого злого и коварного врага Церкви.

В возрасте 26 лет святой Григорий принял крещение.

Вернувшись на родину, святой Григорий долгое время уклонялся от получения какой-либо общественной должности. Размышление о Боге, молитва, чтение слова Божия, писание вдохновенных слов и песней и служение престарелым родителям — были его занятием. Некоторое временя он провел с другом своим Василием в его пустыне. Это время считал самым счастливым в своей жизни.

Отец его, уже ставший епископом, нуждаясь в помощнике, вызвал его из Васильевой пустыни в Назианз и рукоположил в пресвитера. Этот сан так устрашил Григория высотой и тяжестью сопряженных с ним обязанностей, что он удалился в уединение пустыни.

Успокоив там волнение духа, он вернулся к отцу и принял на себя священническое служение, утешаясь, что он, служа Богу, помогает и престарелому родителю в его заботах о пастве.

Между тем, Василий Великий уже достиг высокого сана архиепископа.

Желая иметь преданного и просвещенного помощника в управлении обширной областью, святой Василий предложил Григорию место главного протопресвитера при своей кафедре, но святой Григорий уклонился от этой почетной и влиятельной должности.

Спустя некоторое временя состоялось посвящение Григория в епископа города Сасима, по тайному соглашению архиепископа Василия с отцом Григория.

Видя в этом волю Божию, он принял священное рукоположение, но отказался от принятия самой должности и, в качестве соправителя (викария), продолжал служить своему родителю и пастве назианзской. В 374 году скончался отец Григория, а вслед за ним — и мать. Святой Григорий продолжал некоторое время дело отца по управлению назианзской церковью, но сильно заболел. По выздоровлению, он удалился в уединенную обитель, где в посте и молитве пробыл около трех лет.

Но великий светильник не мог укрыться в монашеской келье. Православные епископы и миряне избрали его на престол архиепископа в Константинополе. Он прибыл туда в эпоху самого сильного владычества ариан, когда они захватили все храмы в столице. Святой Григорий остановился в доме своих знакомых.

Обратите внимание

Одну из комнат обратил в храм, назвав ее Анастасией, что значит «воскресение», с надеждой, что здесь воскреснет Православие, и начал проповедовать. Ариане засыпали его насмешками и ругательствами, бросали в него камнями, подсылали к нему тайных убийц.

Но народ узнал своего истинного пастыря и стал тесниться к его кафедре, как железо льнет к магниту (по выражению святого Григория).

Сильным своим словом, примером своей жизни и пастырским усердием он побеждал врагов Церкви. Толпы людей стекались со всех концов послушать его вдохновенные проповеди. Слушатели волновались около его кафедры, громко выражали знаки одобрения рукоплесканиями и восклицаниями, а скорописцы увековечивали его слова. Ежедневно тысячи людей из ереси возвращались к Православной Церкви.

Наконец, уже после воцарения православного императора Феодосия (379-395 гг.), упорствующие ариане были изгнаны из храмов столицы.

Когда обнаружилась ересь Македония (Македоний отрицал Божество Святого Духа), святой Григорий боролся против нее и принимал живое участие в заседаниях Второго Вселенского Собора.

Совершив свой подвиг, он отказался от Константинопольской кафедры, сказав: «Прощай, кафедра, — это завидная и опасная высота!» – святой Григорий удалился в родное селение Арианз, близ Назианза, и здесь в строгих аскетических подвигах провел последние годы своей жизни.

За свои замечательные богословские творения святой Григорий получил от Церкви почетное имя Богослова и вселенского учителя, а за способность проникать мыслью до самых глубоких тайн веры и выражать непостижимые ее истины с прозрачной ясностью и строгой точностью Церковь в одной из молитв называет его умом самым высоким. Проповеди его насыщены такой поэзией, что многие фразы из них были использованы (святым Иоанном Дамаскиным и другими) для праздничных песнопений. Нетленные частицы мощей святого Григория до сих пор источают дивное благоухание.

Тропарь святителю Григорию Богослову

Глас 1

Пастырская свирель Богословия твоего риторов победи трубы, якоже бо глубины духа изыскавшу, и доброты вещания приложишася тебе. Но моли Христа Бога, отче Григорие,спастися душам нашим.

Кондак святителю Григорию Богослову

Глас 3

Важно

Богословным языком твоим сплетения риторская разрушивый, славне, православия одеждею, свыше истканною, Церковь украсил еси,/ юже и носящи, с нами зовет, твоими чады: радуйся, отче, Богословия уме крайнейший.

В переводе с греческого Имя Григорий означает — «бодрствующий, не спящий, бдительный».

Даты именин Григория, даты дня Ангела

(в скобочках указана даты именин по старому стилю)

1 января (19 декабря) — святитель Григорий, епископ Омиртский (ок. 552).

14 (1) января — святитель Григорий Назианзин.

18 (5) января — преподобный Григорий Критский (ок.826).

21 (8) января — святитель Григорий, епископ Мизии; преподобный Григорий Хозевит; преподобномученик Григорий, чудотворец Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий († 1093; рус.), и преподобный Григорий затворник, чудотворец Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (XIII-XIV вв.; рус.).

23 (10) января — святитель Григорий, епископ Нисский († 395).

1 февраля (19 января) — святитель Григорий Богослов (перенесение мощей в Царьград).

7 февраля (25 января) и 12 февраля (30 января) — святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский († 389).

23 (10) февраля — святитель Григорий, епископ Новгородский (рус.).

17 (4) марта — святитель Григорий, епископ Констанции Кипрской и святитель Григорий, епископ Асса.

25 (12) марта — святитель Григорий Двоеслов, Папа Римский († 604).

15 (2) апреля — преподобный Григорий Никомидийский.

19 (6) апреля — преподобный Григорий Византийский.

23 (10) апреля — священномученик Григорий V, патриарх Константинопольский.

3 мая (20 апреля) — святитель Григорий Синаит, патриарх Антиохийский († 593).

Во вторую Неделю (т. е. воскресенье) Великого поста (переходящее празднование) — святитель Григорий Палама, архиепископ Солунский (ок. 1360).

6 июня (24 мая) — святитель Григорий, архиепископ Новгородский († 1193).

28 (15) июня — преподобномученик Григорий Авнежский († 1392; рус.).

10 июля (27 июня) — мученик пресвитер Григорий Никольский († 1918; рус.).

1 августа (19 июля) — преподобный Григорий, Новый исповедник.

21 (8) августа — преподобный Григорий иконописец Киево-Печерский, в Ближних Пещерах почивающий (XII в.; рус.), и преподобный Григорий Синаит (XIV в.).

22 (9) августа — мученик Григорий Протоспафарий.

10 сентября (28 августа) — преподобномученик Григорий, чудотворец Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (XIII—ХIVвв.; рус.).

12 сентября (30 августа) — святитель Григорий, епископ Сербский (обретение мощей).

Совет

11 октября (28 сентября) — преподобный Григорий, иконописец Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (XII в.; рус.), и преподобномученик Григорий, чудотворец Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий († 1093; рус.).

13 октября (30 сентября) — священномученик Григорий, епископ, просветитель Великой Армении (ок. 335), и преподобный Григорий Пелыпемский Вологодский († 1442; рус.).

14 (1) октября — преподобный Григорий Афонский.

18 (5) ноября — святитель Григорий, архиепископ Александрийский (IX в.).

19 (6) ноября — мученик Григорий Крестоносец († 1936).

27 (14) ноября — святитель Григорий Палама, архиепископ Солунский (ок. 1360).

30 (17) ноября — святитель Григорий чудотворец, епископ Неокесарийский (ок. 266-270).

3 декабря (20 ноября) — преподобный Григорий Декаполит († 816).

6 декабря (23 ноября) — святитель Григорий, епископ Акрагантийский (VI—VII вв.).

7 декабря (24 ноября) — преподобный Григорий Хрисипотрийский.

11 декабря (28 ноября) — мученик Григорий (VIII в.). 20 (7) декабря — преподобный Григорий Афонский.

Краткая молитва святому Григорию на каждый день

Григорий Богослов родился в семье Григория, ставшего впоследствии епископом Назинзским, и благочестивой Нонны. Еще до рождения младенца мать обещала посвятить его Господу и приложила все старания, чтобы сын ее Григорий выбрал этот путь.

Григорий Богослов получил прекрасное образование, обучаясь в Афинах, он особенно сблизился с Василием Великим. Живя в одной комнате в Афинах, друзья вели и одинаковый образ жизни, выбирая только две дороги: ту, которая вела в храм, и другую – в училище.

По исполнении 26 лет Григорий Богослов принял крещение.

Впоследствии Святой Григорий Богослов был рукоположен в сан епископа Нанзианза и Сасимы, архиепископа Константинополя, хотя в большей мере Святой всегда стремился к жизни уединенной, воспринимая пастырскую службу как помощь престарелым родителям и часть служения Богу.

Любимым занятием Богослова были размышления о Господе Вседержителе, чтение Божьего слова, молитва и писание вдохновенных слов. Именно за свои богословские творения Григорий и получил церковное наименование Богослов.

Также называют его вселенским учителем за высокий ум, способность проникать в самую глубину тайн веры и выражать непостижимые истины ясно и четко.

Прибыв в Константинополь во времена самой силы правления ариан, святитель Григорий Богослов начал проповедовать. В Святого бросали камнями и осыпали насмешками, но народ узнал истинного пастыря и люди со всех концов стали приходить, чтобы услышать его вдохновенные Господом проповеди. Так, каждый новый день тысячи людей возвращались к Православию.

Икона Богослов почитается 25 января (7 февраля по новому стилю). В давние времена в Константинополе спорили, какому святителю из трех великих отдавать предпочтение. По старому стилю 1 января почитается икона Василия, 13 ноября – Иоанн Златоуст, 25 января – Григорий Богослов.

Обратите внимание

Так, в 1804 году митрополиту Иоанну было видение, в котором перед ним явились трое этих Святых с повелением прекратить споры, ибо все они равны перед Богом.

После этого чудесного явления был установлен общий день памяти, когда почитается икона Богослова, Василия и Златоуста – и день этот 12 февраля по новому стилю (30 января по старому стилю).

В православном магазине икон вы можете приобрести дорогие сердцу образы: иконы Божьей Матери и Спасителя, икону Георгия Победоносца. Димитрия Солунского, Иоанна Златоуста и других Святых. Используя каталог икон. вы сможете ознакомиться с вариантами исполнения работ, их историей, описанием – и таким образом, выбрать тот лик, в котором нуждается ваша душа в данный момент.

Мы можем предложить вам следующие варианты исполнения данной иконы:

Источники: http://www.ikona-kiot.ru/ikona/grigoriy-bogoslov.html, http://iconochka.com.ua/shop/grigoriy-bogoslov, http://www.iconworld.ru/products/166, http://idrp.ru/imeniny-grigoriya-lib752/, http://www.iconi.ru/catalog/icons/vasiliy-ioann-zlatoust-grigoriy/Комментариев пока нет!

Источник: http://www.tsurganov.info/svjatye/ikona-svjatogo-grigorija.html

Ссылка на основную публикацию