Празднословие – что это за грех – православные иконы и молитвы

Из наследия Оптинских старцев. Многоглаголание, пустословие и любопытство / Православие.Ru

Оптинские старцы часто напоминали о благоразумном молчании и предостерегали от многоглаголания.

Преподобный Амвросий наставлял:

«Благое говорить – серебро рассыпать, а благоразумное молчание – золото.

Лучше предвидеть и молчать, чем говорить и потом раскаиваться.

Умное молчание дороже всего. Если положить все правила благоразумия на одну весовую чашу, а на другую чашу положить благоразумное молчание, то молчание одно перевесит.

Молчание хорошо, да благовременное и благоразумное, за которым не следует раскаяние.

Обратите внимание

Когда чувствуешь, что желаешь что-нибудь сказать по страсти, – молчи. Удержись, не говори. Ведь это брань, победить нужно, тогда только отстанет».

«Больше молчите»

Преподобный Варсонофий советовал:

«Больше молчите. А если что спросят, даже в церкви, ответьте без всякой раздражительности, не показывая угрюмого вида».

Преподобный Никон писал:

«Помни монашеское правило: не начинать говорить самому, не быв спрошенным».

И хоть эти слова старца относятся к монашествующим, но и живущим в миру нужно чаще вспоминать о них. Ведь как часто мы даем непрошеные советы, задаем лишние вопросы, рассказываем что-то глубоко личное (что следовало бы сберечь лишь для близких людей), а потом раскаиваемся в этом.

«От неосторожных слов более бед, нежели от самих дел»

Преподобный Амвросий предупреждал:

«Слово не воробей: вылетит – не поймаешь. Нередко от неосторожных слов бывает более бед, нежели от самых дел. Человек словесным потому и называется, чтобы произносил слова разумно обдуманные».

Молитвенное настроение и мир в душе

Преподобный Никон учил молчанию для сохранения молитвенного настроения и мира в душе:

«После молитвы, домашней или церковной, чтобы сохранить молитвенное умиленное настроение, необходимо молчание. Иногда даже простое незначительное слово может нарушить и спугнуть из души нашей умиление.

Молчание подготовляет душу к молитве. Тишина – как она благотворно действует на душу!»

Преподобный Моисей наставлял:

«Между собою храните молчание, кроме нужного ничего постороннего не говорите, да будет чист ум ваш в молитвах. Укоряйте себя мысленно и уничижайте и худшими всех себя имейте, и Бог призрит на смирение ваше и покроет от всех искушений».

Многоглаголание и уныние

Оптинские преподобные предупреждали: те, кто не может удержаться от многоглаголания, не смогут освободиться и от множества мучительных прилогов и следующих за этими прилогами уныния и отчаяния. Преподобный Лев писал:

«W. когда не положится совершенно сохранять двери ограждениями о устнах своих, то иначе не возможно ей освободиться от смущения и мучительства сладострастнейших прилогов и таких же мыслей и от оной происходящей скуки и уныния, влекущих в помыслы всепагубнейшей отчаянности».

Пустословие и любопытство

Старцы Оптинские предостерегали и от пустословия и неосторожных слов. Преподобный Никон напоминал духовным чадам:

«Остерегайтесь шуток и неосторожных слов в обращении друг с другом. Это оговаривание и пустословие может обратиться в привычку».

Старцы предупреждали и о вреде любопытства. Преподобный Иосиф учил:

«Любопытствовать о чужих мыслях грешно и может быть вредно. Это никак не должно дозволяться».

Преподобный Варсонофий говорил о том, что любопытство, несмотря на кажущуюся невинность, тем не менее, является смертным грехом, потому что от него бывают гибельные последствия:

«Святые отцы говорят: любопытство есть смертный грех. Некоторым кажется странным, как это любопытство ставится наряду с тягчайшими грехами, например убийством, грабительством и т.д., – а оттого, что от него бывают гибельные последствия».

Безрассудное молчание

Бывает и безрассудное молчание от обиды, злости или по тщеславию, и такое молчание может быть даже хуже многоглаголания.

Преподобный Никон писал:

«Молчание полезно для души. Когда мы говорим, трудно удержаться от празднословия и осуждения. Но есть молчание плохое, когда кто злится и потому молчит».

Преподобный Макарий предупреждал:

«Безрассудное и не в разуме молчание хуже многоглаголания, а мерное или малое укрепление никакого вреда не принесет, а еще смирит и подаст силу к творению подвигов и трудов. Но безмерие и в том и в другом приносит весьма великий вред».

Важно

Предостережения Оптинских старцев о вреде многоглаголания, пустословия, неосторожных шуток и любопытства актуальны и в наше время.

Будем же помнить: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12: 36–37).

Источник: https://pravoslavie.ru/58960.html

Празднословие

Ты никогда не задумывался: а вдруг Христос сегодня придет судить нас? А вдруг я сегодня умру? Что тогда? Как оправдаюсь на Страшном Суде? Как пройду мытарства?… Я часто думаю об этом. Ведь по сути дела нет такого греха, за который не пришлось бы нам отвечать на мытарствах, каким бы маловажным ни казался нам грех.

Вот, например, празднословие! Кто всерьез принимает праздный разговор за грех! Мы так привыкли много говорить без нужды и пользы, что даже не отдаем себе отчета в своих словах и думаем: «А — ничего! Не велик грех!» А некоторые вовсе никак не могут согласиться, что грешно даже говорить простые, незлые слова.

Но Господь Иисус Христос прямо сказал: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12, 36).

Видишь? Не за какое-нибудь злое, худое, вредное слово, а за простое, обыкновенное, но праздное слово дадим ответ.

Какие же это праздные слова? А это такие слова, которые мы произносим, как говорится, от нечего делать; слова пустые, без всякого внутреннего достоинства и смысла; слова, ничего не значащие и бесцельные, которые не вызывают никакой необходимости, не имеют никакого полезного употребления.

Так… говорим, лишь бы что-нибудь сказать. Вся наша жизнь проходит в празднословии и пустословии: и в личной семейной жизни, и в общественных местах, — везде и всюду, где бы мы ни находились.

В разговорах наших и беседах едва ли встретится разумное, полезное, душеспасительное слово, а, как правило, весь разговор наш состоит из набора праздных слов.

Совет

Как страшно, Д.! Давай оглянемся на свою жизнь и ясно представим себе, к чему мы идем и что ожидает нас в будущей вечной жизни, хотя бы за один только грех празднословия.

Чтобы яснее представить себе всю тяжесть этого, как всем кажется, «маловажного» греха, попробуем произвести небольшой математический подсчет: для того, чтобы трижды прочитать молитву «Отче наш», причем не спеша, требуется всего-навсего одна минута, то есть за одну минуту мы произносим полторы сотни слов.

Значит, за один час мы произносим девять тысяч слов.

Но кто из нас такой подвижник, разговор которого за двадцать четыре часа в сутки исчислялся бы одним часом? Конечно, в жизни каждого человека бывают дни, которые он проводит в молчании по нужде, когда не с кем разговаривать, но… не в этом подвиг! Хорошо один поэт сказал:

И как ни подвиг немота,
Все ж лучше вольное молчанье!

В самом деле, если человек вынужденно молчит, а мыслями везде блуждает и празднословит умом и сердцем сам с собой и с тем, о ком думает, то какая ему польза от его молчания? Лучше бы он вслух наедине славил Бога!

В этом и заключается цель воздержания от праздных слов, чтобы легче усвоить непрестанную молитву.

Вот у меня есть такие духовные чада, которые любят поговорить. А ты ведь знаешь, как трудно в разговоре удержаться от осуждения.

С такими приходится строго поступать, накладываю епитимию: читать молитву Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми (поклон земной)», «Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему (поклон земной)», «Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси веки веков. Аминь (поклон земной). Затем двенадцать малых поклонов. На каждый поклон говорить: «Боже, очисти мя, грешнаго». После этого повторить всю молитву: «Господи и Владыко живота моего… (поклон земной) и иметь лишь душеспасительные беседы, а на бытовое употребление разговор должен быть в тридцать три слова за сутки. Выполняют — молодцы! Конечно, бывают иногда срывы, не без этого, но в основном придерживаются благословения. А некоторые даже сами просят: «Батюшка, дайте епитимию на тридцать три слова, а то я много празднословлю».

Так вот, друг мой, продолжим наш подсчет. Значит, за один час мы можем произнести девять тысяч слов, полезных или праздных. А если мы в сутки разговариваем в общей сложности по десять часов, то значит, что за день мы произносим девяносто тысяч слов; за неделю — шестьсот тридцать тысяч; за месяц — два миллиона семьсот тысяч, а за год — тридцать два миллиона с лишним.

Обратите внимание

Если каждое слово сравним с песчинкой, то за один год нашей жизни на чашу весов будет положено более тридцати миллионов песчинок. Представляешь себе? Это целый мешок! И, конечно, чаша весов сразу опустит нас на дно ада за один только грех празднословия.

Читайте также:  Молитва казанской божьей матери - православные иконы и молитвы

Тяжелые грехи мы не забываем, сокрушаемся, нудим себя к исправлению, а вот такие мелкие словесные грехи, на которые мы не обращаем внимания, могут без всяких греховных дел незаметно свести нас в преисподнюю.

Говорят так: «Неосуждение — без труда спасение». Можно добавить: «Празднословие — неприметная погуба».

Всякое слово, как бы оно ни было мало или ничтожно, в день Страшного Суда предстанет с нами на Суд и будет свидетельствовать или за нас, или против нас.

Видишь, друг мой, как не полезен и даже вреден пустой, праздный разговор. Думаю, теперь, ты будешь осторожнее в словах, особенно когда разберем грех осуждения.

Схиигумен САВВА. ПЛОДЫ ИСТИННОГО ПОКАЯНИЯ

Просмотрено (495) раз

Источник: http://voskrcerkov.ru/2013/03/06/prazdnoslovie/

К чему приводит празднословие?

В причинах и последствиях празднословия разбирался Сергей Комаров.

Почему мы говорим, говорим, говорим?

«За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12:36), – сказал Спаситель.

А пробовал ли кто из нас посчитать, сколько вообще слов мы говорим, например, за час или за день? Вы не пытались? Я, признаться, тоже. Как-то неохота тратить время на такие пустяки, правда? А вот святые люди, оказывается, занимались этим.

Такую священную арифметику я нашел в записках известного старца, духовника Псково-Печерского монастыря схиигумена Саввы (Остапенко).

«Попробуем произвести небольшой математический подсчет, — предлагает старец.

— Для того, чтобы трижды прочитать молитву «Отче наш», причем не спеша, требуется всего-навсего одна минута, то есть за одну минуту мы произносим полторы сотни слов.

Значит, за один час мы произносим девять тысяч слов. Но кто из нас такой подвижник, разговор которого за двадцать четыре часа в сутки исчислялся бы одним часом?

…Если мы в сутки разговариваем в общей сложности по десять часов, то значит, что за день мы произносим девяносто тысяч слов; за неделю — шестьсот тридцать тысяч; за месяц — два миллиона семьсот тысяч, а за год — тридцать два миллиона с лишним.

Важно

Если каждое слово сравним с песчинкой, то за один год нашей жизни на чашу весов будет положено более тридцати миллионов песчинок. Представляешь себе? Это целый мешок! И, конечно, чаша весов сразу опустит нас на дно ада за один только грех празднословия».

1)

«А поговорить?..», или О «благом» празднословии

Вот так арифметика, не правда ли? Но кто-то возмутится: ничего себе! Считали-считали — и досчитались до ада. Да неужели все так сурово – не убил, не украл, а тебя в ад? И за что, подумать только. За то, что поговорить любил?

В том-то и дело, что чрезмерная говорливость у нас и грехом не считается. Мы ее просто не замечаем. Тут сказал, там сказал, здесь на шутку ответил, с тем разговор поддержал… Вот и выходит — празднословие.

Кстати, что это такое? Схиигумен Савва отвечает: «это такие слова, которые мы произносим, как говорится, от нечего делать; слова пустые, без всякого внутреннего достоинства и смысла; слова, ничего не значащие и бесцельные, которые не вызывают никакой необходимости, не имеют никакого полезного употребления. Так… говорим, лишь бы что-нибудь сказать».2)

Интересно, что праздные слова могут произноситься под самым благим видом. Например, как вы считаете, осведомиться о здоровье – это грех, или нет? Постойте, не спешите отвечать. Давайте снова послушаем отца Савву.

«Вот возьми и даже тот случай, когда мы друг друга спрашиваем: «Как здоровье?» — ну, как по-твоему: хорошо это или плохо? На пользу души такой вопрос или во вред? Чтобы правильно ответить на эти вопросы, надо знать намерение вопрошающего.

Если человек спрашивает с намерением помочь болящему: принести лекарство, купить необходимые продукты и вещи, сделать уборку в помещении и т. д.

, то это хорошо; а если спрашивают только с тем намерением, чтобы показать свою любовь и заботу о ближнем, но кроме ахов, охов и покачивания головой ничем не помогает болящему, то это очень плохо. Такое лицемерие противно и Богу, и людям. Сам грешит празднословием и других наводит на грех.

А самое главное то, что он, как разбойник, обкрадывает болящего, похищает ту награду, которую Господь приготовил болящему за его терпение. Пороптал на свою болезнь — лишился награды. А кто навел на это горе, тот и в ус не дует. Он весел, радуется: «Вот какой я внимательный!».3)

Празднословие: причины и следствия

Удивительны рассуждения святых людей, не правда ли? Отец Савва заметил такое, о чем мы просто и не задумываемся. Брякнем что-то — и дальше побежим, а через час уже не помним, что сказали. И в такой атмосфере у нас проходит вся жизнь.

«Попробуй… обычный разговор свой проанализировать, как говорится, разобрать по косточкам, и ты убедишься, что чуть ли не каждое слово — грех: то жалоба, то упрек, то ропот, то спор, а то и вовсе брань или осуждение и клевета»4), — советует схиигумен Савва. Спросим себя, друзья.

Мы, мотающиеся по монастырям, бегающие за старцами, собирающие дома всякие святыньки; мы, рассуждающие об Афоне и Валааме, – делаем когда-либо такую простую вещь, как этот анализ? А ведь празднословие — это, прямо скажем, грех явный, лежащий на поверхности. Да, не самый страшный. Но — в ад привести может.

Как и любой другой грех.

Недуг празднословия стар, как мир. «Не знаю, откуда вошла в людей эта болезнь: мы стали болтливы; в нашей душе не держится ничего, — говорил Златоуст. — Послушай одного мудреца, который, увещевая, говорит: «Выслушал ты слово, пусть умрет оно с тобою: не бойся, не расторгнет оно тебя» (Сир. 19:10); и ещё: «услышал слово безумно, и поболел, – как рождающая – от младенца (Сир. 19:11)».5)

Ах, какое сравнение! Действительно, «в нашей душе не держится ничего». Причем, в отличии от  людей древности, сегодняшний день ставит перед нами важную задачу переработки огромного количества информации: что нужно бы обдумать, что пересказать другому, в чем нас наверняка обманывают… Но мы большей частью беззащитны перед таким вызовом времени.

Совет

Даже выкладывать спичечные пирамидки, как Штирлиц, вместе с соответствующей мысленной работой (помните рассуждающий голос за кадром?) мы не сможем, ибо воспитаны совсем другой культурой. Это культура фаст-фуда: съел информацию, толком не пережевав и не дав организму ни грамма витаминов, извергнул (простите).

Такие извергнутые из ума, непереваренные мысли облекаются  в соответствующий словесный мусор и заполняют эфир нашего общения.

Неуемная болтливость и культура речи

Наша неуемная говорливость есть прежде всего диагноз состояния ума. Поврежденная мыслительная деятельность выдает ущербный результат. Мы просто-напросто отвыкли думать и не очищаем свой ум, поэтому и не пользуемся даром слова, как должно.

Вот что пишет о предназначении и о реальном состоянии нашего ума свт. Феофан Затворник: «…обсуждать окружающие нас вещи, чтоб добыть определенные о них понятия, всем и можно, и должно. Вот этим и следовало быть у всех занятою мыслительной силе.

…она всегда должна быть занята серьезным делом обдумывания и обсуждения действительностей. Между тем, что видим в нашей мысленной области? Непрерывное движение образов и представлений без всякой определенной цели и порядка.

…не рассуждение, а блуждание и рассеяние мыслей… праздномыслие и пустомыслие. Пристало ли так действовать разумной твари?»6)

Сказанное относится и к культуре речи: как мы говорим, сколько и о чем. Какие мы мыслители, такие и собеседники.

Одно бездумное существо встречается с другим, начинается производство словесного навоза, и – нет такого Геракла, какой бы очистил эти Авгиевы конюшни.

Миллионы, биллионы предложений, сказанных впустую, постоянно пополняют безразмерные кладбища мертворожденных слов. Уста продолжают молоть, не останавливаясь, высыпая наружу бесчисленные смысловые плевелы.

Читайте также:  Толкование кафизмы 17 о упокоении, текст на русском языке

Дар слова: зачем дан

А ведь священный дар слова не для того дан. Счастливая возможность облекать мысль в слова подарена нам для общения с Богом и с другим человеком, а также для самопознания: заговорив, человек может услышать и понять самого себя.

Для чего человек словесен? Для молитвы и поэзии, для богословия и пения. Для того, чтобы постигнуть все в мире и, назвав, владеть им. Для того, чтобы сказать Богу: «Ты Отец мой»; а человеку: «Ты брат мой».

Для того, чтобы уподобиться самому Богу, произносящему слово…

Слово – небесный дар, который нужно беречь, понимая его предназначение. Золотым «паркером», подаренным королем или президентом, никто не будет рисовать рожицы на газете.

Обратите внимание

Так же преступно и подарок Божий использовать как футбольный мяч, гоняемый мальчишками по полю.

Понять цену нашей словесности и использовать по назначению – вот мысль, открывающая пространство для огромного труда, без которого невозможна православная аскеза. Священного труда, необходимого всякому человеку, называющему себя христианином.

Быть внимательным к каждому слову. Не сказать, пока не обдумал. Подумать, после того как сказал. Словам тесно, а мыслям просторно – этот писательский принцип хорошо помнить всякий раз, когда мы открываем уста, чтобы произнести слово. Слово, которое должно быть приправлено солью (см. Кол. 4,6) и не вызовет гнева Божьего в день Страшного суда.

Источник: https://pravlife.org/ru/content/k-chemu-privodit-prazdnoslovie

О грехе празднословия

Главная » Уроки христианской добродетели » О грехе празднословия

О том, что празднословие греховно и непозволительно, говорится и в Евангелии: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12:36).

За все сделанное и сказанное нами придется отвечать. Поэтому христианин благодарит Господа Бога за каждый день своей жизни и делает все продуманно и целеустремленно.

Он дорожит своим временем и не тратит его на праздные, пустые и ненужные дела и разговоры.

Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский в своем дневнике «Моя жизнь во Христе» пишет так: «Пустыя речи, или, как говорят, переливание из пустого в порожнее, уносят из сердца живую веру, страх Божий и любовь к Богу». Жизнь христианина имеет большое значение.

Цель ее — очистить человека от греха, приблизить его к Господу Богу и наследовать жизнь вечную. Чтобы это достичь, нужно жить по заповедям Закона Божия. Праздность, пустые разговоры являются не только потерей драгоценного времени, но и порождают другие грехи: осуждение, клевету, злоречие, сквернословие, сплетни и т. п.

Празднословие может быть плохой привычкой и даже страстью.

Чтобы не грешить празднословием, нужно заняться чем-то полезным. Ничто так не порождает празднословие, как безделие. Нужно помнить, что гораздо лучше молчание, чем многословие и пустые разговоры. Вспомните народную мудрость: «Слово – серебро, а молчание – золото».

Кроме того, чтобы не грешить празднословием, нужно следить за тем, что мы говорим, и обуздывать свой язык.

Святые отцы советуют:

«Кто бегает языка, который злословит ближнего, тот и сам избежит порока злословия» — святитель Нил Синайский.

«Больше дела, меньше слов. Слова без дел не всегда полезны» — преподобный Марк Подвижник.

«Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе» — апостол Павел (Еф. 4, 29).

«…говорившим худо надо страшиться и трепетать, потому что они за свое злоязычие потребованы будут к суду.

Важно

Поистине это диавольская сеть, это такой грех, который никакого не приносит удовольствия, а только один вред…Если изрыгаемые им слова так много огорчают других, то еще гораздо большую скорбь причинят они душе, породившей их…Зачем же ты оскверняешь себя и мараешь грязью? Стоишь на небесах и предаешься злословию? Удостоился лобызать Господа и произносишь злословие? Оставь это, прошу тебя.

Такое поведение производит великие бедствия. Чего заслуживает тот, кто произносит дерзкие слова? Научим свои уста благоречию! Отсюда происходит великая польза, а от злоречия – великий вред… Кого ты злословил и поносил, проси у них наказания (прощения)». – святитель Иоанн Златоуст

И, конечно, совершенно недопустимы разговоры в церкви. Как часто, придя в храм и встретив там знакомых, мы забываем о том, что пришли в дом Божий, что идет литургия. О чем только ни беседуем мы, не обращая никакого внимания на молитвы, церковное песнопение.

Батюшка произносит слова проповеди, обращенные к нам, к нашей душе, а мы обсуждаем свои болячки, судим-рядим своих знакомых. Некоторые умудряются даже по мобильному телефону поговорить.

К нам, забывающим о том, с какой целью пришли на богослужение, обращены слова святителя Ефрема Сирина:

«Кто любит развлечения и ненавидит безмолвие, тот много потерпит скорбей; а безмолвствующий в смиренномудрии возвеселится о Господе.

Кто не хочет терпеливо простоять Божию службу, тот многое утратит; а кто стоит с благоговением и терпением, тот будет услышан.

Кто празднословит во время Божией службы, тот подвергнется сугубому порицанию за то, что отвлекает от молитвы как того, с кем разговаривает, так вместе и тех, которые стоят близ него».

Ранее в этой же рубрике:

Источник: http://vozrosdenie.ru/archives/355

Перечень наиболее распространенных грехов и страстей

«Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего;

я сказал: «исповедую Господу преступления мои»,

и Ты снял с меня вину греха моего» (Пс. 31:5)

Данный перечень приводится для того, чтобы готовящийся к исповеди мог поглу6же рассмотреть себя, поточнее найти выражения, названия своих болезней.

Полезно при этом составить приблизительный план для себя — какие грехи исповедовать, что бы не забыть потом на исповеди; но надо будет не просто прочитать с листка бумаги о своих язвах, а с чувством вины и раскаяния открыть их пред Богом, вынимать их из своей души как гадких змей, и с чувством отвращения избавляться от них.

Неверие. Атеизм. Несохранение обетов Святого Крещения. Непочитание икон, неношение нательного креста.

Маловерие. Сомнение во всемогуществе и милосердии Творца. Ненадеяние на спасение, отчаяние, помыслы и попытки самоубийства. Недоверие к Промыслу Божию. Неупование на Господа. Опасение старости, бедности, болезней, будущих скорбей.

Неблагодарение Бога за все, что с нами происходит. Приписывание успехов себе и ропот за неудачи на Бога. Взгляд на Православие, как на национальную традицию, набор внешних обрядов. Расхождение наших слов и дел в храме и за церковной оградой.

Суеверие и ересь. Вера в приметы, сны, гороскопы, астрологические прогнозы. Обращение за помощью к посредникам бесовской силы — оккультистам: экстрасенсам, биоэнергетикам, бесконтактным массажистам, гипнотизерам, народным целителям, колдунам, ворожеям, знахарям, гадалкам, астрологам, парапсихологам, сайентологам.

Просмотр и прослушивание теле- и радиопередач с их участием, чтение оккультной литературы. («Белых» колдунов и целителей не существует. Даже если они читают молитвы, вешают на сцене иконы и уверяют в своей любви к Церкви — не верьте! По учению Святых Отцов, это волки в овечьей шкуре).

Совет

Участие в сеансах кодирования, снятия «порчи и сглаза», спиритизма. Контактирование с НЛО и «высшим разумом». Подключение к «космическим энергиям». Изучение теософии, восточной философии и религиозных культов, занятие йогой, медитацией, следование системе Порфирия Иванова.

Изучение «живой этики» Рерихов, дианетики и сайентологии (учение Хаббарда) и участие в сеансах одитинга и др.

Посещение выступлений протестантских проповедников, участие в собраниях баптистов, евангелистов, адвентистов, пятидесятников (харизматиков), «церкви «Слово Жизни», мунитов («церковь объединения»), «свидетелей Иеговы», «богородичного центра», «белого братства» и других неправославных религиозных организаций. Просмотр и прослушивание теле- и радиопередач с их участием. Участие в неправославных богослужениях, принятие крещения у сектантов. Посещение служб и участие в Таинствах у раскольников, многие из которых именуют себя православными, но не состоят в общении с Русской Православной Церковью: староверы-беспоповцы, униаты (греко-католики) и прочие («Украинская Православная Церковь — Киевский Патриархат», «Свободная Православная Церковь», «Истинная Православная Церковь» и т.п.). Агитация и распространение идей упомянутых сект, «церквей» и организаций.

Кощунство и божба. Ропот на Бога за страдания, которые кажутся нам незаслуженными. Неблагоговейное отношение к Богу, церковным святыням, Таинствам. Непочтительность к священнослужителям.

Упоминание имени Божия или Пресвятой Богородицы всуе (в бытовых разговорах в качестве междометий: «Ах, ты, Господи», «Бог с ним», «Все у нас не слава Богу» и др.). Упоминание священных слов в шутку, в гневе, наряду с оскорблениями. Молитва о наказании другого человека.

Также греховно грозить гневом Господним своим недругам. Призывание нечистой силы в гневе или простом разговоре (чертыхание). Употребление непристойных слов.

Читайте также:  Двунадесятый богородичный праздник: когда отмечается, иконы, как расставить

Немолитвенность. Пренебрежение к церковной службе. Непосещение церкви по воскресным и праздничным дням. Опоздание на церковную службу по причине нерадения и уход из храма прежде окончания службы.

Невнимательность и рассеянность на домашней и церковной молитве. Разговоры во время богослужения. Нечастая исповедь и причащение без должного приготовления. Непонимание смысла совершаемых Таинств и отсутствие интереса к этому познанию.

Неисполнение утренних и вечерних молитвенных правил. Неисполнение молитвы до и после еды.

Эгоизм и эгоцентризм. Самолюбие. Непочитание родителей, непочитание старших. Неимение любви к ближнему, нетерпение, немилосердие, мнительность, ревность, подозрительность нрава, непостоянство в отношении к ближним. Чрезмерная забота о своем здоровье.

Гордость и тщеславие. Высокое мнение о себе, о своих мнимых достоинствах. Высокоумие, потеря простоты. Своеволие, непослушание. Самооправдание, осуждение ближнего.

Небрежение к своему духовному состоянию, с желанием поучать и «спасать» других. Искание славы, похвалы от людей. Неодинаковое отношение к окружающим (лицеприятие). Творение добрых дел, милостыня и молитва на виду, на показ людям (лицемерие).

Человекоугодие, хитрость, лесть. Обидчивость. Зависть. Упрямство.

Духовная прелесть. Мнение о своей избранности, почитание себя достойным и достигшим особого духовного совершенства. Принятие снов за божественные «откровения». Доверчивое отношение к явлениям наяву видений и знамений. Желание видеть ангелов, сподобляться откровений Божиих, исцелять людей, совершать чудеса.

Уныние. Угасание любви к окружающим, равнодушие к чужому страданию, неумение радоваться радости ближнего. Сомнение в возможности прощения своих грехов.

Хладность и теплохладность к духовному, нерадение о спасении. Лень. Любление телесного покоя, пустая мечтательность. Пустое времяпровождение, «убивание времени». Излишний сон. Телевизионная всеядность.

Пристрастие к компьютеру. Чтение пустых книг.

Празднословие. Многословие. Пустые, бесполезные разговоры. Сплетни, пересказ слухов. Пение страстных песен. Любовь к спорам. Пустой смех, шутки, остроты, анекдоты.

Ложь. Введение ближнего в заблуждение словом, делом или молчанием. Неисполнение данных обещаний. Лукавство. Подхалимство. Сплетни, выдумки и преувеличения в праздных беседах. Клевета. Смелое рассуждение о малопонятных вещах. Шутки, основанные на обмане. Утаение грехов на исповеди.

Сребролюбие. Пристрастие к деньгам, вещам, ко всякого рода материальным благам, проявляющееся как в форме расточительности, так и в противоположной ей скупости. Желание богатства. Любовь к подаркам. Зависть. Не милосердие, презрение к нищим. Чрезмерная забота о своем благосостоянии и страх его потерять. Азартные игры.

Воровство. Незаконное присвоение чужого имущества (частного или государственного). Невозвращение денежных долгов или вещей, данных на время. Тунеядство, попрошайничество без крайней необходимости. Нанесение ущерба имуществу ближнего. Взымание оплаты своего труда сверх положенного (лихоимство).

Чревоугодие. Отношение к еде, как к источнику удовольствия. Объядение. Пьянство. Курение. Несоблюдение постов (многодневных — Великого, Петрова, Успенского и Рождественского; однодневных — по средам и пятницам, и в особые, установленные Церковью, дни). Употребление пищи от скуки, от уныния, от безделья. Недовольство пищей.

Блудодеяние. Блуд, так называемый «гражданский брак». Прелюбодеяние (нарушение супружеской верности). Кровосмешение. Мужеложство, скотоложство, рукоблудие. Совращение, насилие. Просмотр соблазнительных зрелищ, распутных фильмов, картин, книг. Соблазнительные разговоры, непристойные истории. Блудные мечтания. Невоздержание в супружеской жизни в постные дни.

Гнев. Раздражительность. Вспыльчивость, принятие гневных помыслов. Вынашивание в помыслах отмщения и гнева, возмущение сердца яростью, помрачение ею ума. Грубость. Непристойный крик, спор, бранные и жестокие слова. Памятозлобие. Ненависть, вражда, непримиримость, мстительность, оклеветание, осуждение, возмущение и обида ближнего.

Убийство. Лишение жизни другого человека. Попытка самоубийства. Аборт (убийство во чреве). Рукоприкладство, нанесение побоев, ран, увечий. Подстрекание на драку, стравливание людей сплетнями, наговорами, клеветой.

Обратите внимание

Неоказание помощи больному, умирающему, бездомному, голодному, утопающему на ваших глазах, избиваемому или ограбляемому, потерпевшему от пожара или наводнения. Убийство животных без нужды, истязание их. Не воспитание детей в православной вере.

Издевательство, насмешка над чужим горем.

Источник: http://ozersk.prihod.ru/tainstva/sovety-gotovyashhemusya-k-ispovedi/perechen-naibolee-rasprostranennyx-grexov-i-strastej/

Празднословие – исповедовать или нет?! » Благоздравница

Первое мытарство, которое проходит душа после смерти человека, – мытарство празднословия. Здесь выставляются перед нами такие наши грехи, как празднословие, кощунственные слова, праздный смех, бесстыдные песни и праздные беседы. Протоиерей Олег Стеняев расскажет, как православному христианину строить свою речь и каких слов избегать, чтобы не умножать свои грехи.

Можно сравнить мытарства с предварительным расследованием перед частным судом по окончании которого, на 40-й день после смерти, и выносится предварительный приговор. Окончательный приговор будет вынесен только тогда, когда душа вернется в тело – на Страшном суде.

За каждого из нас ведется духовная брань, недоступная нашему взору. Добыча бесов – люди греховные, порочные преступные. Однако если до смерти происходит расторжение между людьми и их грехами, им нечего опасаться на мытарствах.

Обычному человеку порой кажется, что его жизнь, поступки, тем более слова касаются только его, а то и проходят незамеченными. Однако существует и рукописание (Кол. 2, 14), и книга (Откр. 5, 1; 20, 12), в которую записываются все наши дела и деяния.

«Когда мы восходили от земли на высоту небесную, сначала нас встретили воздушные духи первого мытарства, на котором испытываются грехи празднословия. Здесь мы остановились.

Нам вынесли множество свитков, где были записаны все слова, какие я только говорила от юности моей, все, что было сказано мною необдуманного и тем более срамного», – так описывает первое мытарство блаженная Феодора.

Она недоумевает, «как это у них ничего не забыто, ведь прошло столько лет, и я сама давно забыла об этом».

Феодора сознается, что «нисколько не считала того за грех, а потому и не исповедовалась в этом перед духовным отцом». Протоиерей Олег Стеняев находит в этих словах ответ, почему христианин может застрять на каком-либо из мытарств: потому что не прибегал к спасительным Таинствам Церкви, которые изглаживают весь бесовский «компромат», составленный на нас.

Важно

Сказано: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12, 36–37). Сюда приведем и слова 33-го псалма: «Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов» (Пс. 33, 14).

Святитель Василий Великий учил: «Не должно произносить праздного слова, от которого нет никакой пользы. Ибо говорить или делать даже доброе не к созиданию веры – значит оскорблять Святого Божия Духа».

Протоиерей объясняет эти слова так: христианин должен стараться не говорить пустые, праздные и «гнилые» слова тем же языком, которым он молится, свидетельствует о Боге и воспевает Его.

Фраза «Говорить или делать даже доброе не к созиданию веры – значит оскорблять Святого Божия Духа» означает, что словами и выражаются намерения. А от намерений возникают дела, следовательно, как мы говорим, так и поступаем. Олег Стеняев находит и другой смысл этих слов: все, что не во имя Божие, то или ради тщеславия, или лукавый замысел.

«Не желай слышать о чужих лукавствах, потому что при этом черты тех лукавств надписываются и на нас», – говорил преподобный Марк Подвижник. Поэтому стоит помнить, что когда мы сплетничаем, говорим о чужих грехах, злорадствуем, Бог обязательно попустит нам впасть в нечто подобное.

Апостол Павел в Послании к Ефесянам пишет: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Еф. 4, 29).

Протоиерей Олег Стеняев подтверждает, что, действительно, бывает так, что христиане позволяют себе говорить гнилые слова. Он приводит исследование знакомого филолога, который изучает в том числе и русский мат, о том, что матерные слова в основном тюркского происхождения.

Эти слова выкрикивали монголы, когда брали штурмом русские крепости. Так сложилось, что эти слова превратились в устах русских людей в ругательства. Но в действительности монголы выкрикивали имена своих идолов, призывая победу вместе с ними.

А в Законе Божием, в Пятикнижии Моисеевом сказано: «Имени других богов не упоминайте» (Исх. 23, 13).

«Конечно, сейчас многие ругательства приобрели в нашей жизни совершенно конкретный смысл, и мы не придаем им первоначального языческого значения.

Совет

Но в действительности это слова-мантры, в которых призываются языческие боги», – говорит протоиерей. Апостол Павел же пишет, что языческие боги – это бесы. Он вдохновляет нас: «Говорит ли кто, [говори] как слова Божии» (1 Пет. 4, 11).

То есть, следя за своей речью, мы обеспечиваем себе безопасное прохождение первого мытарства.

Источник: http://blagozdravnica.ru/prazdnoslovie-ispovedovat-ili-net/

Ссылка на основную публикацию