Иосифо-волоцкий мужской монастырь — православные иконы и молитвы

Иосифо-Волоцкий Монастырь |

Сколько торжественно-величественных и по-настоящему трагических событий видели её стены.

И те наши предки, чью жизнь мы изучаем по учебникам истории, и совершенно неизвестные простолюдины – все находили здесь утешение, поддержку и вразумление, при жизни преподобного Иосифа – лично от него самого, а по его праведной кончине – после молитвы в основанном им монастыре.

И даже в годы Советской власти, когда обитель была закрыта, а проявление религиозности всячески преследовалось, местные бабушки не забывали приходить к этим святым стенам и просить помощи у хозяина Волоколамской земли. И по свидетельствам детей и внуков этих простых женщин, после таких молитв и тихих слёз помощь приходила всегда.

Обратите внимание

Преподобный Иосиф не оставлял своим вниманием ни одного аспекта человеческой жизни. Всё было объектом его неустанного попечения и молитв.

Просветительскую деятельность в ту пору невозможно переоценить, потому что на Руси ещё не было книгопечатания и все книги переписывались вручную, а это был очень серьёзный и ответственный труд.

Почти у каждого насельника обители было послушание – переписывать книги. Сам преподобный игумен был непревзойдённым каллиграфом.

Благодаря этому библиотека Иосифо-Волоколамского монастыря не знала себе равных на Руси, по описи середины XVI века в ней насчитывалось около тысячи книг.

Не оставался равнодушным преподобный Иосиф к несчастьям и страданиям мирских людей. Любой крестьянин или холоп мог найти в его лице заступника и ходатая перед князем или боярами.

В неурожайные годы обитель поддерживала местное население и безвозмездно снабжала крестьян зерном, скотом и орудиями труда, помогая неимущим пережить страшное время.

Кормилось в обители в такие дни по шестьсот-семьсот человек.

И, конечно, главная заслуга преподобного Иосифа в том, что он отстоял чистоту православного вероучения. Итогом его более чем тридцатилетней борьбы с ересью жидовствующих  стало сочинение «Просветитель» – и до сей поры фундаментальное изложение основных вероучительных истин, подвергавшихся нападкам еретиков.

Веками привлекал внимание путников непревзойдённый архитектурный ансамбль монастыря. Отстроенный после Смуты начала XVII века заново, монастырь представляет собой боевую крепость, где всё предусмотрено для ведения боя или длительной осады.

В центре обители – красавец-собор в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Важно

Его внутреннее убранство во многом перекликается с Успенским собором Московского Кремля, резной иконостас конца XVII века поражает тонкостью работы и великолепием, а огромные изразцы «Павлинье око», разместившиеся по четверику собора и под куполами, являются визитной карточкой монастыря.

Величественная одностолпная Трапезная палата с храмом Богоявления и приделом во имя преподобного Сергия Радонежского, уютная надвратная церковь апостолов Петра и Павла, небольшой монастырский некрополь, братские корпуса и монастырские службы – всё создано основательно, на века, но с глубоким чувством стиля и вышеестественной красоты.

Святыни, хранящиеся в обители – это прежде всего рака с мощами преподобного Иосифа, вериги, которые он носил при жизни, чудотворная икона Божией Матери «Взыскание погибших» и современный список с древней Волоколамской иконы Богоматери, которую в 1572 году прислал в монастырь главный опричник Ивана Грозного Малюта Скуратов. Верующие с благоговением и надеждой воссылают свои молитвы перед этими святынями.

И каждого Господь утешает в его нужде так, как угодно Его всесвятой воле.

Тихие, немноголюдные будничные службы и торжественные церковные праздники, кропотливый летний труд в монастырском саду, на пасеке и в огороде и морозное, снежное Рождество с детскими ёлками, представлениями и подарками, занятия в сельской школе, беседы со специально приезжающими в обитель студентами и скаутами, сотрудничество со следственным изолятором и местной прессой, труды по восстановлению и реставрации икон, росписей и памятников архитектуры, издательская деятельность и социальное служение – так в молитве и трудах проходит жизнь братии монастыря. И в каждом деле молитвенно вспоминается преподобный игумен этого места, «скорый помощник и преславный чудотворец» старец Иосиф. Для его современников в XV-XVI веках он был личностью яркой, выдающейся и вызывал неоднозначные оценки. Достаточно вспомнить его взгляд на образ служения монастырей, который впоследствии отразился в так называемой полемике с «нестяжателями» или его строгую любовь к еретикам – эти вопросы всколыхнули всю церковно-историческую науку вплоть до нашего времени. При этом преподобный Иосиф оставался истинным монахом, очень строго соблюдавшим иноческие обеты.

Таких людей никогда не было много, их всегда не хватало нашему обществу. Но в силах каждого человека стать именно таким, чтобы противостоять антихристианским вызовам нашего времени. Личность хозяина Волоколамской Земли является чётким ориентиром того, как прожить жизнь временную, чтобы удостоиться жизни вечной.

Источник: http://iosif-vm.ru/

Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь Ставропигиальный мужской монастырь

Преподобный Иосиф родился в 1439 (1440) году в с.Язвище-Покровское недалеко от Волоколамска. В 20 лет принял монашеский постриг у преп. Пафнутия Боровского, проведя под его началом 18 лет, а после кончины преподобного Пафнутия ушел со своими сподвижниками, семью старцами, на родину, чтобы устроить здесь собственный монастырь со строгим общежительным уставом.

Иосиф Волоцкий с успехом продолжил дело своего учителя в третьем поколении Сергия Радонежского – просвещение русского народа в духе чистоты веры и патриотизма. Не случайно его основной труд, и это первый на Руси систематический богословский труд, носит название «Просветитель».

А появился он на свет как результат изменившего судьбу Церкви и государства подвига святого Иосифа, под флагом канонического Православия выступившего победоносным вождем в неравной борьбе с укоренившейся в начале 16 в.

в самых верхах духовной и светской иерархии ереси «жидовствующих».

Не будет большим преувеличением сказать, что исповедническим трудом и разящим словом пламенных посланий преподобный Иосиф вместе со святителем Новгородским Геннадием (составителем первой Русской Библии) спасли Русь как православное государство.

Совет

Как отметил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Сохранив для Московской Руси православную веру, не допустив расколов и разногласий, преподобный Иосиф содействовал укреплению, в том числе и территориальной целостности, нашей страны и географическому расширению России».

Нет на Руси второго такого монастыря, возрастившего за неполных 200 лет более 20 архиереев, из которых наиболее известны прославленные в лике святых Первосвятители Казанские Герман и Гурий.

В лике святых были прославлены старцы монастыря Герасим Черный, Кассиан Босой, Фотий. Насельниками монастыря были архиепископы Казанские Гурий и Герман.

Монастырь играл важную роль в политической и идеологической жизни России, являясь оплотом самодержавной власти московских царей. В разные годы в заточении здесь находились афонский монах св. Максим Грек, митрополит Московский Даниил, царь Василий Шуйский и др.

Архитектурный ансамбль монастыря – выдающийся художественный комплекс, один из красивейших в русской архитектуре, сложившийся в ХУ-ХУП веках, сохранивший свою цельность. Система из трех прудов, над гладью которых возвышаются белоснежные стены с устремленными ввысь башнями, превращает обитель в сказочный град Китеж.

Древнейшая часть ансамбля – Богоявленская церковь, сооруженная в 1504 году, в которой в 1-й половине ХVI века было пристроено здание трапезной с обширной одностолпной палатой в верхнем этаже и несколькими небольшими сводчатыми палатами в нижнем. Уникальная колокольня XV-XVII вв. была взорвана в ноябре 1941 г. Сохранились руины нижнего яруса с внутристенной лестницей.

До наших дней дошли постройки XVII века: величественные стены с семью мощными башнями, украшенными узорными выкладками, изящная Петропавловская церковь на богато декорированных Святых вратах, прекрасный, большого объема Успенский собор на высоком белокаменным подклете с изразцовым фризом «павлинье око» работы Степана Полубеса.

В соборе мастером Евсевием Леонтьевым был сооружен великолепный иконостас, каждая икона которого заключена в пышную золоченую раму из липового дерева. Росписи интерьера выполнены в 1909 году палехскими мастерами. На территории монастыря сохранился медовый амбар – редкий в настоящее время образец деревянной постройки начала ХХ века.

Обратите внимание

В 1572 году явила себя чудом попринесении в монастырь Владимирская-Волоколамская икона Божией Матери, празднование которой совершается 3/16 марта.     

Мощи преподобного Иосифа Волоцкого были обретены в месте его погребения под стеной Успенского собора в 2001 году — Божиим промыслом 31 октября, во время всенощного бдения под день его памяти.   

Иосифо-Волоцкий монастырь является ставропигиальным: его священноархимандрит – Святейший Патриарх Московский и всея Руси.

В мае 1989 г. Иосифо-Волоцкий монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. Стала возрождаться духовная жизнь. Возглавлял обитель до ноября 2003 г. митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (+ 4.11.2003 г.).

В 2004 году наместником монастыря назначен игумен Сергий (Воронков). В 2012 году Указом Патриарха Московского и всея Руси Кирилла во внимание к трудам по восстановлению Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря игумен Сергий удостоен сана архимандрита.

В монастыре ведутся реставрационно-восстановительные работы. Подходят к завершению работы по реставрации древнейшего памятника – храма Богоявления с Трапезной палатой (нач. ХУ в.).

Особое внимание уделяется реставрации Успенского собора, где 27 сентября 2015 г.

праздничное богослужение в честь 500-летия преставления преподобного Иосифа Волоцкого совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

В первые же годы монастырь столкнулся с немалыми трудностями. Кризисная ситуация в стране, конечно, сказывалась на жизни и быте насельников монастыря. Помещений, пригодных для проживания и совершения богослужений практически не было. Значительные средства требовались на ремонт и реставрацию. Одновременно в монастырь потянулись и местные сельские жители, оказавшиеся без зарплат и пенсий.

Важно

Им необходимо было помогать. Первый игумен монастыря митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим поставил задачу – постараться прокормить себя своими руками. Таким образом, уже в начале 90-х годов были заложены основы хозяйственной деятельности обители. Были устроены огороды с теплицами, ферма, курятник, посажены плодовые деревья и кустарники, заведена пасека.

В одной из башен оборудовали свечное производство. Организовали швейную мастерскую, обеспечивающую внутренние потребности монастыря, столярную мастерскую. В настоящее время на монастырской ферме около 15 коров. Молоко перерабатывает молочный цех, где делают кефир, сметану, масло, творог, сыр, полностью обеспечивая потребности насельников монастыря. Пасека имеет около 30 ульев.

Меда хватает и для нужд братии, и для продажи. На огородах выращивается картофель, морковь, лук, чеснок, свекла, капуста, кабачки, тыква, огурцы, помидоры, перец, зелень. Фруктовый сад ежегодно дает большой урожай яблок и груш, ягод. Грибами монастырь снабжают богатые окрестные леса. Не забывает монастырь и о паломниках.

В трапезной для них готовят разнообразную выпечку, делают квас и сбитень. В монастырском скиту налажена выпечка хлеба.

Как это было и раньше, насельники монастыря сочетают молитву с трудами.

Монастырское обширное хозяйство требует к себе много внимания, поэтому не все насельники имеют возможность для посещения богослужений.

Читайте также:  Святой хлеб из монастыря матроны московской

Хотелось бы, чтобы было более благоприятное, не в ущерб духовной жизни, сочетание трудовых обязанностей и молитвы. Всегда в монастыре желанны трудолюбивые люди, готовые к послушанию и любящие молитву.

Источник: http://monasterium.ru/monastyri/monastery/iosifo-volotskiy-stavropigialnyy-muzhskoy-monastyr/

Знаменитые обители России: Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь

Преподобный Иосиф (в миру – Иоа́нн Са́нин) родился в 1439 (1440) году в с. Язвище-Покровское недалеко от Волоколамска. Жажда духовных подвигов заставила юношу тайно оставить родные пределы и уйти в Тверскую область, в Савинов монастырь, к знаменитому подвижнику старцу Варсонофию.

Преподобный отослал его к Боровскому подвижнику Пафнутию, который и оставил молодого послушника в обители. 13 февраля 1460 года совершилось пострижение Иоанна в монашеский чин, и он получил имя Иосифа. Перед смертью св. Пафнутий назначил Иосифа своим преемником по игуменству.

Став настоятелем, преп.

Иосиф задумал устроить в своем монастыре общежительную жизнь для иноков, но, встретив несогласие братии, он, взяв с собой старца Герасима, тайно от иноков ушел из своей обители – он собирался изучить обычаи монашеской жизни и воспользоваться этим опытом для претворения в жизнь в своем монастыре.

Икона прп. Иосифа Волоцкого
(с видом Волоколамского монастыря). XVIII в.

Сначала путешественники посетили Кирилло-Белозерскую обитель, побыли в монастыре прп. Саввы, откуда и вернулись домой. Снова встретив противление задуманным намерениям, Иосиф воодушевился сильным желанием устроить свою обитель. Со своими единомышленниками пришел в свой родной г. Волоколамск и в 1479 г.

испросил у князя Бориса Васильевича Волоцкого позволение создать обитель для иноков. Князь радостно встретил отшельника и не только выразил свое согласие, но и обещал свое участие в устроении храма Богоматери в новой обители.

Похвалив намерение подвижника, князь послал своего ловчего изыскать наиболее удобное и соответствующее место для пустынножительства иноков.

Ловчий немедленно отправился в княжий лес, вдруг небо омрачилось, поднялся порывистый ветер, быстро превратившийся в ураган.

Совет

От напора ветра зашумел лес, падали вырываемые с корнем вековые сосны и в непродолжительное время в дремучем лесу образовалась «долина печали», обнесенная поваленными вековыми деревьями.

А вдалеке открылась взору изумленного ловчего зеркальная поверхность огромного озера.

Вскоре прп.

Иосиф сам отправился в сопровождении ловчего и учеников взглянуть на чудом образовавшуюся поляну, и едва они вступили в долину, как снова последовало грозное явление природы: на совершенно безоблачном чистом небе блеснула молния, поднялся вихрь и зашумела буря, силой которой вырванные с корнем деревья были унесены от этого места. Пораженные Иосиф и его спутники увидели в этом явлении знамение благоволения Божия, уготовавшего место для обители.

Волоколамская икона Божией Матери. XVI в.
Центральный музей им. Андрея Рублева, г. Москва

Прославив Господа, пустынники вознесли Ему моление о помощи в деле создания монастыря, а прп. Иосиф, воздав хвалу Творцу, призвал Божие благословение на будущую обитель. Водрузив здесь крест, он поставил в часовне на поляне данный ему прп. Пафнутием Боровским в благословение образ Богоматери «Одигитрия».

Скоро на этом месте трудами преп. Иосифа и его учеников была заложена первая деревянная церковь обители. Князь вместе с преп. Иосифом положил первое бревно в ее основание, и 15 августа того же года освящен был храм в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Преподобный учинил в своей обители особый устав иноческой жизни: день проходил у иноков в монастырских послушаниях, ночь – в молитве. При преподобном Иосифе монастырь стал крупнейшим центром культуры Древней Руси.

Здесь собирались и переписывались книги, иноки занимались перепиской богослужебных книг, составляли сборники из священной церковной истории и украшали их рисунками и киноварью. Монастырская библиотека в то время не знала себе равных. Рукописное наследие монастыря по сей день служит предметом исследований ученых.

Кроме того обитель вела обширную социальную деятельность: помогала окрестным жителям во время бедствий и неурожаев, содержала богадельню и приют для сирот.

Иосифо-Волоколамский монастырь.
Вид с южной (внешней) стороны. Фото кон. XIX в.

Обратите внимание

Иосиф Волоцкий с успехом продолжил дело своего учителя в третьем поколении прп. Сергия Радонежского – просвещение русского народа в духе чистоты веры и патриотизма. Не случайно его основной труд, и это первый на Руси систематический богословский труд, носит название «Просветитель». Это сочинение стало реакцией на распространившуюся в России в начале XVI в. ересь «жидо́вствующих».

С именем Иосифо-Волоцкого монастыря связано много исторических воспоминаний. В Германовской башне обители содержался под надзором низложенный царь Василий Иванович Шуйский. Эта обитель часто служила местом заточения знатных лиц. Здесь томились прп.

Максим Грек и сотоварищи, сюда ссылались опальные иерархи, здесь закончил свои дни митрополит Даниил. Обитель служила местом содержания пленных врагов-поляков в Смутное время в 1612 г. и французов в 1812 г.

В лике святых были прославлены старцы монастыря: Герасим Черный, Кассиан Босой и Фотий.

Архитектурный ансамбль монастыря – выдающийся художественный комплекс, один из красивейших в русской архитектуре, сохранивший свою цельность.

Система из трех прудов, над гладью которых возвышаются белоснежные стены с устремленными ввысь башнями, превращает обитель в сказочный град Китеж. Первоначально обитель имела деревянные стены.

В связи с усилением значения монастыря как крепости в 1543-1566 гг. они были заменены на каменные, с девятью башнями.

Преподобный Иосиф Волоцкий. Икона XVI в.

В монастыре пять храмов:

· Собор в честь Успения Пресвятой Богоматери (каменная церковь создана на месте храма, основанного прп. Иосифом),

· Церковь в честь прп. Иосифа Волоцкого (нижний храм Собора Успения Пресвятой Богородицы),

· Церковь в честь Богоявления Господня,

· Церковь в честь свв. апп. Петра и Павла (размещается над вратами обители),

· Храм часовня в честь преподобного Максима Грека.

На территории монастыря сохранился медовый амбар – редкий в настоящее время образец деревянной постройки начала XX века.

Иосифо-Волоцкий монастырь. Фото нач. ХХ в.

В 1922 г. монастырь был закрыт. Старинные рукописи, документы и книги монастыря большей частью перевезены в Москву (в настоящее время находятся в РГАДА, ГИМ, РГБ, а также в архиве Санкт-Петербургского отделения Института российской истории РАН).

На территории монастыря после его закрытия был размещен Детский городок имени III Интернационала, в котором жили дети из приютов и детских домов Москвы. Колокольня с расположенном в ее нижнем ярусе храмом Смоленской Одигитрии (1495 г.) была взорвана во время Великой Отечественной войны. В октябре 1941 г.

территория монастыря была занята войсками Красной Армии, а после ее отступления – немецкими войсками.

Важно

18 декабря 1941 г. обитель освобождена от фашистской оккупации. В 1989 г. – возвращена Русской Православной Церкви. Монастырь действующий, восстанавливается. С 27 апреля 1991 г. при монастыре действует Музей Библии. 14 июня 2009 г.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил у врат обители памятник преподобному Иосифу Волоцкому.

Ежегодно в Неделю всех святых насельниками обители совершается Крестный ход из Успенского Иосифо-Волоцкого монастыря во Всехсвятский скит.

В лесу вблизи монастыря находится скит, где жил преподобный Иосиф во время строительства обители. Неподалеку, в селе Спирово, на месте устроенного преподобным Божедомного монастыря, имеется церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы и святой источник.


Святыни обители:

· Мощи прп. Иосифа Волоцкого (обретены в 2001 г.),

· Вериги прп. Иосифа Волоцкого,

· Икона Божией Матери «Волоколамская»,

· Икона Божией Матери «Взыскание погбших» (до 2004 г. образ был келейной иконой митр. Питирима (Нечаева, † 2003), митрополита Волоколамского и Юрьевского).

Молитва у раки с мощами прп. Иосифа Волоцкого в Успенском соборе его обители

Подворья Иосифо-Волоцкого монастяря:

· Храм в честь Вознесения Господня (приписной),

· Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы,

· Храм Покрова Божией Матери.

Иосифо-Волоцкий монастырь является ставропигиальным: его священноархимандрит – Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Наместник обители – архимандрит Сергий (Воронков).


Информация для паломников:

Адрес: 143615, Московская обл., Волоколамский р-н, с. Теряево

Телефон: +7 (496-36) 65-102, 65-289.

Как добраться: Обитель расположена в селе Теряево Волоколамского муниципального р-на Московской области. Расстояние от МКАДа до монастыря по Ново-Рижскому шоссе через ст. Чисмена 110 км.

Добраться до монастыря из Москвы можно как общественным транспортом (от ст. метро Рижская электричкой до ст. Чисмена и ст. Волоколамск. От ст. метро Тушинская автобусом до г. Волоколамска, далее автобусом до с.

Теряево), так и на автомобиле.

Источник: Великие храмы России / Авт.-сост. Владимирова Е. – М.: Эксмо, 2012. С. 70-73.

Источник: http://www.stsl.ru/news/all/znamenitye-obiteli-rossii-iosifo-volotskiy-stavropigialnyy-muzhskoy-monastyr

ИОСИФО-ВОЛОЦКИЙ МОНАСТЫРЬ

ИОСИФО-ВОЛОЦКИЙ МОНАСТЫРЬ (Во­лоц­кий Ус­пен­ский Ио­си­фов став­ро­пи­ги­аль­ный муж­ской мо­на­стырь) — расположен на берегу озёр в селе Теряево, к северо-востоку от города Волоколамск Московской области.

Ос­но­ван в уде­ле князя во­лоц­ко­го Бо­ри­са Ва­силь­е­ви­ча (у слия­ния рек Се­ст­ра и Стру­га) в 1479 году преподобным Ио­си­фом Во­лоц­ким и ино­ка­ми Паф­нуть­ев-Бо­ров­ско­го монастыря, от­ку­да бы­ли пе­ре­не­се­ны 3 ико­ны Ан­д­рея Руб­лё­ва.

С 1507 года Иосифо-Волоцкий монастырь на­хо­дил­ся под по­кро­ви­тель­ст­вом великого князя мо­с­ков­ско­го Ва­си­лия III Ива­но­ви­ча, за­тем Ива­на IV Ва­силь­е­ви­ча. К концу XV века мо­на­стырь стал од­ним из круп­ней­ших, в нём под­ви­за­лось до 400 на­сель­ни­ков.

Сре­ди по­стри­жен­ни­ков Иосифо-Волоцкого монастыря — митрополит Мо­с­ков­ский Да­ни­ил (умер в 1547 году), ка­зан­ские свя­ти­те­ли Гу­рий (Ру­го­тин) и Гер­ман (Са­ды­рев-По­лев), ар­хи­епископ Рос­тов­ский Вас­си­ан (Са­нин; умер в 1515 году), епископ Твер­ской Ака­кий (умер в 1567 году) и другие ар­хие­реи, а так­же крё­ст­ный отец ца­ря Ива­на IV — ста­рец Кас­си­ан Бо­сой. Иосифо-Волоцкий монастырь от­ли­чал­ся стро­гим ус­та­вом, вёл боль­шую про­све­ти­тель­скую и бла­го­тво­ри­тель­ную дея­тель­ность. Один из круп­ней­ших цен­тров русской книж­но­сти, из­вес­тен бо­га­тей­шей биб­лио­те­кой и ар­хи­вом (со­став­ле­ны Хро­но­граф 1512 года, Во­ло­ко­лам­ский па­те­рик, ле­то­пи­си и прочее). Книж­ное и ру­ко­пис­ное со­б­ра­ние Иосифо-Волоцкого монастыря хра­нит­ся в РГАДА (фонд 1192), ГИМе и РГБ.

Как центр ио­сиф­лян­ст­ва Иосифо-Волоцкий монастырь иг­рал важ­ную роль в про­ти­во­стоя­нии не­стя­жа­те­лям, борь­бе с ере­ся­ми, был ме­стом ссыл­ки вид­ных государственных дея­те­лей и опаль­ных ие­рар­хов Русской церк­ви.

 Преподобный Мак­сим Грек и его со­труд­ни­ки по лож­но­му об­ви­не­нию про­ве­ли в за­то­че­нии в оби­те­ли 12 лет. В Иосифо-Волоцком монастыре бы­ли за­клю­че­ны низ­ло­жен­ный царь Ва­си­лий Ива­но­вич Шуй­ский, вы­слан­ный из Мо­ск­вы митрополит Да­ни­ил, М.С.

Баш­кин, князь-инок Вас­си­ан Ко­сой (Пат­ри­ке­ев), поль­ские (1612 год) и фран­цуз­ские (1812 год) во­ен­но­плен­ные.

Совет

В Иосифо-Волоцком монастыре по­хо­ро­не­ны митрополит Мо­сков­ский Да­ни­ил, ар­хи­епископ Нов­го­род­ский Фео­до­сий, ико­но­пи­сец и со­би­ра­тель книг Дио­ни­сий Зве­ни­го­род­ский (умер в 1538 году), Г.Л. Ску­ра­тов-Бель­ский, кня­зья Во­лоц­кие, Ша­хов­ские, а так­же Без­обра­зо­вы, Ржев­ские, Му­равь­ё­вы, Тют­че­вы, Ку­ту­зо­вы.

Имел важ­ное обо­ро­ни­тель­ное зна­че­ние на северных под­сту­пах к Мо­ск­ве. В 1606 году был оса­ж­дён в хо­де Бо­лот­ни­ко­ва вос­ста­ния 1606-1607 годов, в 1610 году захвачен и разграблен гет­ма­ном князем Ро­ма­ном Ру­жин­ским (1575-1610 годы), ос­во­бо­ж­дён русско-шведскими вой­ска­ми во гла­ве с вое­во­да­ми Г.Л. Ва­луе­вым и Э. Гор­ном. С середины XVII века вос­ста­нов­лен.

Читайте также:  Именины елены по церковному календарю

До 1652 года управ­лял­ся игу­ме­на­ми, за­тем — ар­хи­ман­д­ри­та­ми. С 1764 года не­об­ще­жи­тель­ный вто­ро­класс­ный мо­на­стырь. До середины XVIII века был од­ним из круп­ней­ших зем­ле­вла­дель­цев Московского государства. Зе­мель­ные вла­де­ния в XVI-XVII веках рас­по­ла­га­лись бо­лее чем в 10 уез­дах.

По­сле се­ку­ля­ри­за­ции цер­ков­ных вла­де­ний 1764 года в соб­ст­вен­но­сти Иосифо-Волоцкого монастыря чис­ли­лось 210 десятин, 1301 са­жень зем­ли в Во­ло­ко­лам­ском и Клин­ском уез­дах, а так­же зем­ля с по­дворь­я­ми в Мо­ск­ве, на Иль­ин­ской улице и Боль­шой Дмит­ров­ке.

В 1913 году Иосифо-Волоцкий монастырь при­об­рёл до­пол­ни­тель­но 240 десятин лес­ной и лу­го­вой зем­ли.

Пер­вая де­ревянная церковь Ус­пе­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри по­строе­на в 1479 году во­лоц­ки­ми мас­те­ра­ми. В 1484-1486 годах воз­ве­дён од­но­имённый ка­мен­ный храм, ико­ны и рос­пи­си для ко­то­ро­го вы­пол­нил Дио­ни­сий с сы­новь­я­ми Вла­ди­ми­ром и Фео­до­си­ем и др.

В 1490-х годах (по другим дан­ным, в 1510-х годах) со­ору­же­на 8-гран­ная 3-ярус­ная ко­ло­коль­ня с церковью Смо­лен­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «иже под ко­ло­ко­лы» (пе­ре­строе­на в 1671-1672 годах, в 1692-1694 годах до­строе­на до 10 яру­сов, об­щая высота 76 м, зод­чий Ни­ки­та Ти­мо­фе­ев Дю­же­нок «со то­ва­ри­щи»; по­сле взры­ва в 1941 году со­хра­нил­ся под­клет). В 1504-1506 годы на сред­ст­ва князя С.И. Бель­ско­го и Б.В. Ку­ту­зова воз­ве­де­на тра­пез­ная па­ла­та (рас­ши­ре­на в 1530 году, западная па­перть — 1827 год) с од­но­столп­ным за­лом по об­раз­цу московской Гра­но­ви­той па­ла­ты (пол из чу­гун­ных плит — 1853 год, рос­пись — 1904 год) и од­но­гла­вой церкви Бо­го­яв­ле­ния (1506–-1510 годы; верх с до­бав­ле­ни­ем 5-гла­вия пе­ре­стро­ен в 1682 году; при­дел Святого Сер­гия Ра­до­неж­ско­го — 1806 год). В 1543-1566 годы де­ревянные сте­ны XV века за­ме­не­ны кир­пич­ны­ми с 9 баш­ня­ми (пе­ре­строе­ны по об­раз­цу ба­шен московского Си­мо­но­ва монастыря с до­пол­не­ни­ем ост­ро­вер­хих кир­пич­ных шат­ров у Гер­ма­но­вой и Куз­неч­ной ба­шен и де­ревянных шат­ров у ос­таль­ных; оформ­ле­ны му­рав­ле­ны­ми из­раз­ца­ми и де­ко­ра­тив­ной клад­кой кир­пи­ча, 1645-1688 годы, зод­чие Иван Не­ве­ров, Тро­фим Иг­нать­ев). От стен XVI века со­хра­ни­лись лишь фраг­мен­ты; в концце XVIII века от ос­но­ва­ния пе­ре­строе­на Ни­коль­ская баш­ня и ра­зо­бра­на Круг­лая.

Большая часть ан­самб­ля сло­жи­лась в 1670-1690-х годах.

В 1679 году со­ору­же­ны рас­по­ло­жен­ные под уг­лом к другим по­строй­кам Свя­тые во­ро­та (стол­бы во­рот ук­ра­ше­ны це­нин­ны­ми из­раз­ца­ми с изо­бра­же­ни­ем трав и рай­ских птиц) с 5-гла­вой бес­столп­ной церковью Апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла, так­же ук­ра­шен­ной из­раз­ца­ми и ок­ру­жён­ной кры­той га­ле­ре­ей с ко­лон­на­ми (зод­чий Тро­фим Иг­нать­ев; пол из ке­ра­мических плит), и с при­мы­каю­щим на­стоя­тель­ским кор­пу­сом (пе­ре­стро­ен в 1785-1787 годах). В 1688-1692 годы на день­ги ца­ря Фё­до­ра Алек­сее­ви­ча и дья­ка За­ха­рия Си­ли­на на мес­те ста­ро­го ка­мен­но­го хра­ма зод­чий Кон­д­ра­тий Мым­рин воз­вёл но­вый Ус­пен­ский со­бор с 2-ярус­ной кры­той га­ле­ре­ей с ар­ка­да­ми (2-й ярус — 1757 год), с ар­хитектурными де­та­ля­ми в сти­ле на­рыш­кин­ско­го ба­рок­ко, с ук­ра­ше­ни­ем це­нин­ны­ми из­раз­ца­ми ти­па «пав­ли­ний глаз» ра­бо­ты мас­тер­ской С.И. По­лу­бе­са. В вы­со­ком ин­терь­е­ре с круг­лы­ми стол­ба­ми — ажур­ный ико­но­стас (ниж­ний ярус — 1694 год, мас­тер Ев­се­вий Ле­он­ть­ев; верх­ние — 1740-1757 годы; большая часть икон конца 1740-х годов), рос­пись (1904 год, ар­тель Н.М. Са­фо­но­ва по ри­сун­кам И.С. Куз­не­цо­ва), по­крыв­шая фре­ски конца XVII века. В под­кле­те в 1777 году освя­ще­на цер­ковь-усы­паль­ни­ца преподобного Ио­си­фа Во­лоц­ко­го (с при­де­ла­ми Святой Трои­цы и Ро­ж­де­ст­ва Бо­го­ро­ди­цы) с его мо­ща­ми (вновь об­ре­те­ны в 2001 году), за­хо­ро­не­ния­ми кня­зей Бо­ри­са Ва­силь­е­ви­ча и Фё­до­ра Бо­ри­со­ви­ча Во­лоц­ких. В церкви Ус­пе­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри на­хо­ди­лась чти­мая Вла­ди­мир­ская (Во­ло­ко­лам­ская) ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри (1571-1572 годы; ны­не в Центральном му­зее древ­не­рус­ской куль­ту­ры и искусства им. А. Руб­лё­ва). В ан­самбль Иосифо-Волоцкого монастыря так­же вхо­дят: кор­пу­са — Боль­шой и Ма­лый пев­че­ские, ка­зна­чей­ский (все XIX века), Но­вый брат­ский кор­пус с гос­ти­ни­цей (1910 год, архитектор И.С. Куз­не­цов), де­ревянный Ме­до­вый ам­бар (начало XX века).

Обратите внимание

Близ Иосифо-Волоцкого монастыря — бывший скит (ос­но­ван в 1855 году на мес­те пер­во­на­чаль­но­го по­се­ле­ния преподобного Ио­си­фа; за­крыт в 1920-х годах) с кир­пич­ной церковью Всех Свя­тых (1856-1860 годы), де­ревенским зда­ни­ем бо­га­дель­ни (1903-1904 годы), кир­пич­ной боль­ни­цей (1900-е годы) и ко­лод­цем, вы­ры­тым преподобным Ио­си­фом; церковь Вве­де­ния во храм Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в селе Спи­ро­во (1810-1825 годы, ко­ло­коль­ня за­вер­ше­на в 1849 году; де­ревянная фи­гу­ра Ни­ко­лы Мо­жай­ско­го XVI-XVII веков, с ко­то­рой с 1771 года уст­раи­вал­ся кре­ст­ный ход из Во­ло­ко­лам­ска в Иосифо-Волоцкий монастырь) на мес­те од­но­имённого мо­на­сты­ря, ос­но­ван­но­го Ио­си­фом.

Около 1920 года Иосифо-Волоцкий монастырь был за­крыт и пре­об­ра­зо­ван в Ио­си­фов­скую сельскохозяйственную тру­до­вую ком­му­ну (лик­ви­ди­ро­ва­на в 1922 году); на тер­ри­то­рии оби­те­ли ор­га­ни­зо­ва­ны шко­ла-ин­тер­нат, за­тем дет­ский дом (за­крыт в 1981 году), шко­ла.

В 1920-х — 1989 годах в Иосифо-Волоцком монастыре рас­по­ла­гал­ся Ис­то­ри­ко-бы­то­вой и крае­ведческий му­зей. В 1929-1931 годах пе­ре­плав­ле­ны все ко­ло­ко­ла. Мо­на­стырь силь­но по­стра­дал во вре­мя бо­ёв в 1941 году. Рес­тав­ри­ру­ет­ся с 1956 года (Н.И. Ива­нов, Л.А. Бе­ло­ва).

15 мая 1989 Иосифо-Волоцкий монастырь пе­ре­дан РПЦ. С 29 декабря 1999 — став­ро­пи­ги­аль­ный муж­ской мо­на­стырь.

В селе Яз­ви­ще (Во­ло­ко­лам­ский район, Московской области) Иосифо-Волоцкий монастырь име­ет под­во­рье с Свя­то-Тро­иц­кой церковью (1815-1820-е годы; тра­пез­ная — 1894 год).

Исторический источник:

Жи­тие и пре­бы­ва­ние вкрат­це прп. от­ца на­ше­го игум. Ио­си­фа, гра­да Во­ло­ка Лам­ска­го // Ве­ли­кие Ми­неи-Че­тии, со­б­ран­ные все­рос­сий­ским ми­тро­по­ли­том Ма­ка­ри­ем. СПб., 1868. Сент. 1–13.

Дополнительная литература:

Нек­та­рий, ие­ром. Ис­то­ри­че­ское опи­са­ние Ио­си­фо­ва Во­ло­ко­лам­ско­го вто­ро­класс­но­го мо­на­сты­ря, Мо­с­ков­ской гу­бер­нии. М., 1887;

Ви­но­гра­дов П. Ле­то­пи­си Во­ло­ко­лам­ско­го Ио­си­фо­ва мо­на­сты­ря: Ма­те­риа­лы из дел Ар­хи­ва Мо­с­ков­ской ду­хов­ной кон­си­сто­рии. 1746–1852. М., 1888;

Важно

Ге­рон­тий (Ку­ра­га­нов­ский), ар­хим. Во­ло­ко­лам­ский Ио­си­фов вто­ро­класс­ный муж­ской мо­на­стырь и его со­вре­мен­ное со­стоя­ние. СПб., 1903;

То­ро­пов С.А., Ще­пе­тов К.Н. Ио­си­фо-Во­ло­ко­лам­ский мо­на­стырь. М., 1946; Пав­ли­чен­ков В. Ан­самбль Ио­си­фо­ва-Во­ло­ко­лам­ско­го мо­на­сты­ря // Ар­хи­тек­тур­ное на­след­ст­во. 1958. Вып. 10.

Иллюстрации:

Ио­си­фо-Во­лоцкий мо­на­стырь. Из­раз­цо­вый столб Свя­тых во­рот. 1680-1690-е годы Мас­тер С.И. По­лу­бес. Архив БРЭ;

Ио­си­фо-Во­лоц­кий мо­на­стырь. Фото А.И. Нагаева. Архив БРЭ;

Ио­си­фо-Во­лоцкий мо­на­стырь. Ус­пен­ский со­бор (1688-XVIII век) и ко­ло­коль­ня (1490-е годы, 1671-1672 годы, 1692-1694 годы). Фо­то начала XX века. Архив БРЭ.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература

  • Клосс Б.М. Ио­си­фо-Во­ло­ко­лам­ский мо­на­стырь и ле­то­пи­са­ние кон­ца XV – 1-й по­ло­ви­ны XVI в. // Вспо­мо­га­тель­ные ис­то­ри­че­ские дис­ци­п­ли­ны. М., 1971. Т. 6
  • Де­сят­ни­ков В.А. Ио­си­фо-Во­ло­ко­лам­ский мо­на­стырь. М., 1973
  • Спе­ран­ская Е. Воз­ро­ж­де­ние Ио­си­фо-Во­ло­ко­лам­ско­го мо­на­сты­ря // Жур­нал Мо­с­ков­ской пат­ри­ар­хии. М., 1989. № 12
  • Книж­ные цен­тры Древ­ней Ру­си. Ио­си­фо-Во­ло­ко­лам­ский мо­на­стырь как центр книж­но­сти. Л., 1991
  • Алек­сан­д­ро­ва Т., Суз­даль­це­ва Т. Пре­по­доб­ный Ио­сиф Во­лоц­кий и соз­дан­ная им оби­тель. М., 2007

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/iosifo_volotskii_monastyr_volotskii_uspienskii_iosifov_stavropighialnyi_muzhskoi_monastyr

Иосифо-Волоцкий монастырь

Адрес: село Теряево, Волоколамский район, Московская область. Телефон: +7 (499) 559-98-42, +7 (496) 363-21-02. Как добраться: из Волоколамска на автобусе, следующем до села Теряево; на электричке от Рижского вокзала до станции Чисмена, далее автобусом 23, «остновка Теряево»; по Ново-Рижскому шоссе (поворот на Чисмена) — 110 км от МКАД.

Иосифо-Волоцкий монастырь был популярен среди жителей Волоколамска не только в XXI веке, но и в советское время. Даже в то время, когда православные верующие были вынуждены скрывать свою принадлежность к христианству, обитель эта не пустовала. Если верить рассказам многочисленных паломников, молитвы их никогда не оставались не услышанными.

История становления обители

Заслуга по ее основанию принадлежит Иосифу Волоцкому, считающемуся святым. Произошло строительство святыни во владениях князя Волоцкого Бориса Васильевича в конце XV столетия, в один из православных праздников. Монастырь, названный вначале Успенским, прежде чем стать собственностью московского митрополита, находился в подчинении у новгородской епархии.

Первоначально он был полностью деревянный, но через 6 лет после основания на его месте построили комплекс из камня – это произошло еще в годы жизни Иосифа. Позднее православный святой по праву игумена упорядочил проводящиеся тут богослужения, ввел особые правила, которым должны были следовать местные монахи.

Но порядок, установившийся тут, был разрушен с появлением в его стенах агрессивно настроенных шляхтичей из Литвы и Польши. И даже мощные крепостные стены не защитили обитель от разорения.
В XVI-XVII вв. Иосифо-Волоцкий монастырь сильно изменился. По распоряжению властей в него стали ссылать провинившихся представителей духовенства и государственных преступников.

Тут побывали такие известные исторические личности, как Максим Грек, митрополит Даниил, Василий IV Шуйский, Василий Курицын, еретик Матвей Башкин. В обители были заточены и военнопленные поляки – в XVII столетии, французы – во время Отечественной войны 1812 г. В XVIII веке комплекс служил школой для будущих церковных чиновников, правда, просуществовавшей недолго.

По количеству земельной собственности с Иосифо-Волоцким монастырем не могла сравниться ни одна другая церковь в регионе. В его владения входили многие деревни, пустоши и сельские населенные пункты. Однако ситуация изменилась после изъятия государством некоторых земель. Площадь принадлежащей храму земли уменьшилась до 305 га в Клинском и Волоколамском уездах.

После церковные чиновники приняли решение приобрести еще 350 га плодородной земли.

Многие иконы, хранящиеся на территории обители, создавались руками известного иконописца, приверженца традиций Андрея Рублева, Дионисия, работающего вместе со своими сыновьями. Последний начал рисование образов по инициативе Иосифа.

В конце XVIII столетия молитвы святого Иосифа спасли множество человек от разразившейся в городе чумы.

Благое деяние не было позабыто местными жителями, среди них появился обычай на сретение устраивать крестный ход из Волоколамска в Иосифо-Волоцкий монастырь с иконой святого в руках.

В 90-х гг. XX века Иосифо-Волоцкий монастырь стал неотъемлемой частью Русской Православной Церкви. В нем был сделан ряд преобразований. Главный храм отреставрирован, в нем начал работу православный музей. Обитель святого Иосифа обрела свое первоначальное назначение мужского монастырского комплекса.

Важные монастырские святыни

Иосифо-Волоцкий монастырь славится своими святынями, кое-каким из них не одна сотня лет.

Например, полотну с изображением Иисуса Христа, украшенному драгоценными каменьями и переданному церкви княгиней Ефросиньей и ее мужем, князем Старицким, или крестам с мощами, расположенным на престоле.

Из числа церковных образов наиболее почитаемы иконы Святого Иосифа, Черниговской Пресвятой Богородицы и располагающаяся в главном соборном иконостасе Владимирская икона Матери Божьей.

Усыпальница при обители

Умер Иосиф Волоцкий в 1515 г. Как святой, он был увековечен только в конце XVI века. Его останки надежно скрыты в укромном месте Успенского соборного храма, укрыты специальным ковчегом.

Нижняя церковь собора хранит в себе гробницы, где покоятся епископы Нифонт, Савва, Лаврентий, Иеремия, Феодосий, митрополит Москвы Даниил и князья из Волоколамска. Там же обрел свое вечное пристанище и небезызвестный Малюта Скуратов, живший при Иване III.

Кладбище при монастыре послужило усыпальницей и многим дворянам и князьям: Безобразовым, Шаховским, Голицыным, Гончаровым и Муравьевым.

Архитектурный ансамбль

Архитектурный ансамбль Иосифо-Волоцкого монастыря являет собой классический образец искусства Древней Руси. Во второй половине XVII века он был дополнен элементами итальянского архитектурного стиля барокко и стал еще более помпезным и роскошным. Уже в 1504 г.

в нем сооружена палата для трапез и церковь Божьего явления. Через несколько лет после постройки благодаря финансированию князя Бориса Волоцкого в убранство были внесены новшества. Осуществлялось строительство храма Смоленской Одигитрии в первом ярусе колокольни. Преобразования продолжались долго.

Вскоре была построена новая церковь в память о преподобных апостолах Павле и Петре. Монастырские настоятели жили в комнатах, располагающихся в ограде православной обители. Чуть дальше находились братские корпуса, где проводили время монахи, отдел для казначейства и постройки для хозяйственных нужд.

Совет

Все это в комплексе и составило Иосифо-Волоцкий монастырь. Жившие в обители монахи должны были позаботиться и об укреплении избранного ими для себя жилища. Крепостные стены были построены в XVI столетии. Однако их пришлось перестроить в 1650 г.

Читайте также:  Ваганьковское кладбище как добраться, часы работы и кто похоронен

Примерно через 100 лет были воздвигнуты высокие башни вокруг этой православной святыни.

Монахи при возведении обители не забыли о православных, которые хотели бы побывать здесь. В 1865 г. закончилось строительство гостиничного заведения, где могли скоротать время паломники. Неподалеку от него расположились постройка для бедных и нетрудоспособных, а также больница.

Иосифо-Волоцкий монастырь – это чрезвычайно интересное место для туристов. Оно впечатляет своей богатейшей историей и изысканностью архитектурного ансамбля. Как и всякая православная святыня, оно заряжает энергией и позволяет немного отвлечься от будничной суеты.

Источник: http://lions-guides.ru/Moscow-region/interesting-places-of-Volokolamsk/Joseph-Volokolam

Описание Иосифо-Волоцкого монастыря | Православные паломничества

Иосифо-Волоколамский Успенский монастырь, Иосифово-Волоцкий монастырь — православный, мужской общежительный монастырь в Московской области России. Расположен в 16 км к северо-востоку от города Волоколамска, вблизи села Теряево.

Монастырь основан в 1479 году преподобным Иосифом во имя Успения Божий Матери. Принадлежал Новгородской епархии, затем, после распри игумена с Новгородским архиепископом Серапионом, Московской.

В 1543 году игуменом обители стал Гурий, впоследствии первый Казанский архиепископ. При нём в монастыре принял постриг святитель Герман, ставший его учеником и преемником на казанской кафедре.

Основные сохранившиеся постройки относятся к XVI-XVII векам.

Первый каменный собор построен в XV веке. На его месте сейчас находится соборный храм во имя Успения Божией Матери (1688-1696 годы), выстроенный в стиле московского барокко.

Из других сооружений: Трапезная палата с церковью Богоявления (1504 год), надвратная церковь Святых Апостолов Петра и Павла (1679 год), скит с храмом Всех Святых (1856-60 годы).

Над создании изразцовых украшений работал Степан Полубес, известный по работам в Новоиерусалимском и Солотчинском монастырях.

Колокольня с храмом Смоленской Одигитрии (1495 год) взорваны в Великую Отечественную войну.

Средства на постройку монастыря давал князь Борис Васильевич Волоцкий.

Обратите внимание

Монастырь приобрёл особую знаменитость в XVI веке. Сюда стали ездить на моление цари и простолюдины. Монастырь был местом заточения врагов государевых и еретиков.

В монастыре были заточены многие знаменитые в истории: инок Вассиан Косой (в миру князь Василий Иванович Патрикеев-Косой), Максим Грек, царь Василий Иванович Шуйский.

Во время русско-польской войны в начале XVII века здесь содержались польские военнопленные, в годы Отечественной войны 1812 года — пленные французы. С 1777 года по 1823 год в монастыре существовала школа для детей священников.

В монастыре покоятся мощи преподобных Иосифа; также погребены князья Иоанн и Федор Борисовичи Волоколамские и митрополит Даниил, сосланный сюда Иоанном Грозным, архиепископ Новгородский Феодосий, Скурат Бельский , Малюта Скуратов, помещица села Ярополец Наталья Ивановна Гончарова (теща А. С. Пушкина).

Монастырь был известен большой библиотекой, содержащей книги, рукописи, жалованные грамоты, акты и другие документы с XV века. В ризнице хранились древние предметы.

До революции 1917 года монастырь был местом проведения ярмарок.

В 1922 году монастырь был закрыт. Старинные рукописи, документы и книги монастыря большей частью перевезены в Москву и в настоящее время находится в РГАДА, ГИМ, РГБ, а также в Санкт-Петербурге — в архиве Санкт-Петербургского отделения Института российской истории РАН.

[править] Возрождение. Современная жизнь

Возвращён Русской Православной Церкви 15 мая 1989 года; с 1999 года имеет статус ставропигиального.

До ноября 2003 года настоятелем обители был митрополит Питирим (Нечаев).

12 июня 2003 года мощи прп. Иосифа были торжественно обретены и положены в раку в нижнем храме Успенского собора.

Важно

14 июня 2004 монастырь, отмечавший 525-летие со дня основания, посетил Патриарх Алексий II, совершивший Божественную литургию в Успенском соборе монастыря.

Паломнические поездки к Иосифо-Волоцкому монастырю

Источник: http://palomniki.su/countries/ru/g20/teriaevo-mo/iosifo-volotsky-monastery.htm

Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь | МУЖСКИЕ МОНАСТЫРИ | Читать онлайн, без регистрации

Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь

Россия, Московская обл., к северо-востоку от города Волоколамска, вблизи села Теряево.

Легенда гласит, что в 1479 году ловчего Ивана Санина послали в эти земли, чтобы найти место для церковной обители. Лишь непролазные болота и лесную чащу нашел здесь ловчий, стоял он в раздумьях посреди леса, как вдруг ударила молния.

Иван Санин решил, что это Перст Господень, указующий ему на то место, где должен быть построен монастырь. И стоило ему об этом подумать, как началась буря, повалившая все деревья вокруг.

Вот так и было найдено то место, где сейчас стоит Иосифо-Волоцкий монастырь.

Иосиф Волоцкий (к миру Иван Санин) был пострижен в монахи преподобным Пафнутием Боровским. Он стал его преемником по игуменству и попытался ввести в Пафнутиевом монастыре общежительный устав, но встретил противодействие братии.

Тогда он ушел странствовать по монастырям вместе со старцем Герасимом, а в 1479 году вернулся в родные волоколамские пределы, испросил и получил согласие волоколамского князя Бориса Владимировича устроить мужской монастырь, в который сразу стали стекаться пожертвования.

На месте, указанном свыше, Иосиф поставил крест и часовню с образом Богоматери Одигитрии, подаренным преподобным Пафнутием. Вскоре Иосиф и князь Борис заложили здесь деревянный Успенский храм (освящен 15 сентября 1479 года). В 1486 году в новом монастыре выстроили каменный собор, расписанный знаменитым Дионисием, а в 1490-м – каменную колокольню.

При жизни основателя в монастыре был особый строжайший устав. Уже в те времена монастырь был значительным центром древнерусской культуры. В Иосифовом монастыре иночествовали Гурий и Герман, будущие просветители Казани.

Совет

Иосиф Волоцкий участвовал в церковных соборах 1490, 1503, 1504 гг., осуждал ересь «жидовствующих», был главой партии «осифлян», отстаивавших в спорах с «нестяжателями» право монастырей владеть землями и богатствами на том основании, что они необходимы инокам, чтобы служить бедным.

Монастырь приобрел особую знаменитость в XVI веке. Сюда стали ездить на моление цари и простолюдины. Монастырь был местом заточения врагов государевых и еретиков.

В монастыре были заточены многие знаменитые в истории: инок Вассиан Косой (в миру князь Василий Иванович Патрикеев-Косой), Максим Грек, которые осудили великого князя за развод с женой, Соломонией Сабуровой и насильственное ее пострижение в монахини, а также царь Василий Иванович Шуйский.

Во время русско-польской войны в начале XVII века здесь содержались польские военнопленные, в годы Отечественной войны 1812 года – пленные французы.

При жизни основателя в монастыре был особый строжайший устав. Уже в те времена монастырь был значительным центром древнерусской культуры. В. О. Ключевский писал: «Ни один русский монастырь не обнаружил литературного возбуждения, равного тому, какое находим в обители Иосифа».

Уже при жизни Иосиф прославился многими чудесами. Например, когда сын князя Бориса Иоанн умер без покаяния, Иосиф своею молитвой оживил его, исповедал и причастил, чтобы тот отошел в мир иной, как подобает христианину. Наследник и сын Бориса, похороненного в монастыре, князь Федор, притеснял монастырь в течение 10 лет.

Потеряв терпение, Иосиф Волоцкий, нарушая феодальный суверенитет, «передался под руку» великого князя московского Иоанна Васильевича. Федор пожаловался новгородскому архиепископу Серапиону, в чьей юрисдикции находился Иосифов монастырь, и тот отлучил преподобного от церкви. Но московский митрополит Симон разрешил Иосифа от неправедного отлучения.

Преподобный, которого в последние годы на руках носили в церковь, умер в 1515 году. В 1591-м его причислили к лику святых.

Обратите внимание

В XVI столетии в Иосифов монастырь часто приезжал Иван Грозный, делал сюда крупные вклады. Обитель была одной из богатейших на Руси. Все богатства она утратила в 1764 году при секуляризации.

Служила обитель и боевой крепостью. Первые каменные стены появились здесь еще в 1543–1566 годах. В Смутное время монастырь осаждали поляки, его захватил на время сподвижник Лжедмитрия II князь Рожинский, но был разбит отрядом воеводы Валуева. В память об этом событии в монастыре остались старинные пушки, из которых в XIX столетии стреляли во время водоосвящения.

Архитектурный ансамбль обители, напоминавший исследователям сказочный град Китеж на берегу озера, был завершен в XVII веке строительством большого собора и изумительной колокольни-«свечи».

С 1777 года по 1823 в монастыре существовала школа для детей священников.

В начале XX века в монастыре было пять храмов, неподалеку действовал скит Всех святых с «колодезем Иосифа Волоцкого». Жила обитель по древнему Студийскому уставу, управлял ею архимандрит. При монастыре действовали гостиница, странноприимный дом, богадельня, больница, церковно-приходская школа. Ежегодно совершались 4 крестных хода.

В 1920-е годы Иосифо-Волоколамский монастырь был закрыт. В 1929–1931 годах были переплавлены все колокола. Книги монастырской библиотеки забрали в собрание Государственной библиотеки им. Ленина, где они являются гордостью фондов.

В монастыре разместился музей (филиал Волоколамского краеведческого, позднее – областного краеведческого). В 1941 году фашисты взорвали восьмигранную колокольню, которая служила центром монастырского ансамбля.

От нее остался лишь небольшой фрагмент.

У каждого монастыря есть свои святыни. Есть они и у Иосифо-Волоцкого.

Среди них особое место занимает Владимирская икона Божьей Матери в иконостасе собора, Смоленская Одигитрия – моленный образ самого преподобного Иосифа, икона Черниговской Божьей Матери, напрестольные кресты с мощами 2-й половины XVII века и драгоценная плащаница 1558 года, которую пожертвовал монастырю удельный князь Владимир Старицкий.

Захоронения, находящиеся в этом монастыре. Иосиф Волоцкий прожил долгую и насыщенную жизнь, а скончался 9 сентября 1515 года. В 1578 году он был причислен к лику святых. Мощи преподобного Иосифа до сих пор остаются в Успенском соборе монастыря.

Важно

В подземной церкви-усыпальнице во имя святого Иосифа Волоцкого были захоронены сам основатель обители, волоколамские князья – Борис Васильевич и Федор Борисович, митрополит Московский Даниил, архиепископ Новгородский Феодосий, епископы Иеремия, Лаврентий, Савва и Нифонт. На территории монастыря были захоронены Скурат Бельский и его сын, фаворит Ивана Грозного, Малюта Скуратов.

А на монастырском кладбище покоились помещики Волоколамского уезда – Шаховские, Безобазовы, Голицыны, Муравьевы и даже теща А.С. Пушкина, помещица Н.И. Гончарова.

Иосифо-Волоцкий мужской монастырь возрожден в мае 1989 года. В 1999 году он стал ставропигиальным.

В 2-х километрах от монастыря, в селе Спирово, до сих пор жив источник преподобного Иосифа Волоцкого, который он сам и выкопал в те дни, когда вместе со сподвижниками начали они строительство обители. Источник находится рядом с церковью Введения Пресвятой Богородицы. Сейчас он облагорожен – обустроена купель для крещения и купания и святой колодец, где можно набрать питьевой воды.

Источник: http://velib.com/read_book/bez_avtora/velikie_monastyri_100_svjatyn_pravoslavija/muzhskie_monastyri/iosifo_volockijj_stavropigialnyjj_muzhskojj_monastyr/

Ссылка на основную публикацию