Иосифо-Волоцкий Монастырь |
Сколько торжественно-величественных и по-настоящему трагических событий видели её стены.
И те наши предки, чью жизнь мы изучаем по учебникам истории, и совершенно неизвестные простолюдины – все находили здесь утешение, поддержку и вразумление, при жизни преподобного Иосифа – лично от него самого, а по его праведной кончине – после молитвы в основанном им монастыре.
И даже в годы Советской власти, когда обитель была закрыта, а проявление религиозности всячески преследовалось, местные бабушки не забывали приходить к этим святым стенам и просить помощи у хозяина Волоколамской земли. И по свидетельствам детей и внуков этих простых женщин, после таких молитв и тихих слёз помощь приходила всегда.
Преподобный Иосиф не оставлял своим вниманием ни одного аспекта человеческой жизни. Всё было объектом его неустанного попечения и молитв.
Просветительскую деятельность в ту пору невозможно переоценить, потому что на Руси ещё не было книгопечатания и все книги переписывались вручную, а это был очень серьёзный и ответственный труд.
Почти у каждого насельника обители было послушание – переписывать книги. Сам преподобный игумен был непревзойдённым каллиграфом.
Благодаря этому библиотека Иосифо-Волоколамского монастыря не знала себе равных на Руси, по описи середины XVI века в ней насчитывалось около тысячи книг.
Не оставался равнодушным преподобный Иосиф к несчастьям и страданиям мирских людей. Любой крестьянин или холоп мог найти в его лице заступника и ходатая перед князем или боярами.
В неурожайные годы обитель поддерживала местное население и безвозмездно снабжала крестьян зерном, скотом и орудиями труда, помогая неимущим пережить страшное время.
Кормилось в обители в такие дни по шестьсот-семьсот человек.
И, конечно, главная заслуга преподобного Иосифа в том, что он отстоял чистоту православного вероучения. Итогом его более чем тридцатилетней борьбы с ересью жидовствующих стало сочинение «Просветитель» – и до сей поры фундаментальное изложение основных вероучительных истин, подвергавшихся нападкам еретиков.
Веками привлекал внимание путников непревзойдённый архитектурный ансамбль монастыря. Отстроенный после Смуты начала XVII века заново, монастырь представляет собой боевую крепость, где всё предусмотрено для ведения боя или длительной осады.
В центре обители – красавец-собор в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Его внутреннее убранство во многом перекликается с Успенским собором Московского Кремля, резной иконостас конца XVII века поражает тонкостью работы и великолепием, а огромные изразцы «Павлинье око», разместившиеся по четверику собора и под куполами, являются визитной карточкой монастыря.
Величественная одностолпная Трапезная палата с храмом Богоявления и приделом во имя преподобного Сергия Радонежского, уютная надвратная церковь апостолов Петра и Павла, небольшой монастырский некрополь, братские корпуса и монастырские службы – всё создано основательно, на века, но с глубоким чувством стиля и вышеестественной красоты.
Святыни, хранящиеся в обители – это прежде всего рака с мощами преподобного Иосифа, вериги, которые он носил при жизни, чудотворная икона Божией Матери «Взыскание погибших» и современный список с древней Волоколамской иконы Богоматери, которую в 1572 году прислал в монастырь главный опричник Ивана Грозного Малюта Скуратов. Верующие с благоговением и надеждой воссылают свои молитвы перед этими святынями.
И каждого Господь утешает в его нужде так, как угодно Его всесвятой воле.
Тихие, немноголюдные будничные службы и торжественные церковные праздники, кропотливый летний труд в монастырском саду, на пасеке и в огороде и морозное, снежное Рождество с детскими ёлками, представлениями и подарками, занятия в сельской школе, беседы со специально приезжающими в обитель студентами и скаутами, сотрудничество со следственным изолятором и местной прессой, труды по восстановлению и реставрации икон, росписей и памятников архитектуры, издательская деятельность и социальное служение – так в молитве и трудах проходит жизнь братии монастыря. И в каждом деле молитвенно вспоминается преподобный игумен этого места, «скорый помощник и преславный чудотворец» старец Иосиф. Для его современников в XV-XVI веках он был личностью яркой, выдающейся и вызывал неоднозначные оценки. Достаточно вспомнить его взгляд на образ служения монастырей, который впоследствии отразился в так называемой полемике с «нестяжателями» или его строгую любовь к еретикам – эти вопросы всколыхнули всю церковно-историческую науку вплоть до нашего времени. При этом преподобный Иосиф оставался истинным монахом, очень строго соблюдавшим иноческие обеты.
Таких людей никогда не было много, их всегда не хватало нашему обществу. Но в силах каждого человека стать именно таким, чтобы противостоять антихристианским вызовам нашего времени. Личность хозяина Волоколамской Земли является чётким ориентиром того, как прожить жизнь временную, чтобы удостоиться жизни вечной.
Источник: http://iosif-vm.ru/
Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь Ставропигиальный мужской монастырь
Преподобный Иосиф родился в 1439 (1440) году в с.Язвище-Покровское недалеко от Волоколамска. В 20 лет принял монашеский постриг у преп. Пафнутия Боровского, проведя под его началом 18 лет, а после кончины преподобного Пафнутия ушел со своими сподвижниками, семью старцами, на родину, чтобы устроить здесь собственный монастырь со строгим общежительным уставом.
Иосиф Волоцкий с успехом продолжил дело своего учителя в третьем поколении Сергия Радонежского – просвещение русского народа в духе чистоты веры и патриотизма. Не случайно его основной труд, и это первый на Руси систематический богословский труд, носит название «Просветитель».
А появился он на свет как результат изменившего судьбу Церкви и государства подвига святого Иосифа, под флагом канонического Православия выступившего победоносным вождем в неравной борьбе с укоренившейся в начале 16 в.
в самых верхах духовной и светской иерархии ереси «жидовствующих».
Не будет большим преувеличением сказать, что исповедническим трудом и разящим словом пламенных посланий преподобный Иосиф вместе со святителем Новгородским Геннадием (составителем первой Русской Библии) спасли Русь как православное государство.
Как отметил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Сохранив для Московской Руси православную веру, не допустив расколов и разногласий, преподобный Иосиф содействовал укреплению, в том числе и территориальной целостности, нашей страны и географическому расширению России».
Нет на Руси второго такого монастыря, возрастившего за неполных 200 лет более 20 архиереев, из которых наиболее известны прославленные в лике святых Первосвятители Казанские Герман и Гурий.
В лике святых были прославлены старцы монастыря Герасим Черный, Кассиан Босой, Фотий. Насельниками монастыря были архиепископы Казанские Гурий и Герман.
Монастырь играл важную роль в политической и идеологической жизни России, являясь оплотом самодержавной власти московских царей. В разные годы в заточении здесь находились афонский монах св. Максим Грек, митрополит Московский Даниил, царь Василий Шуйский и др.
Архитектурный ансамбль монастыря – выдающийся художественный комплекс, один из красивейших в русской архитектуре, сложившийся в ХУ-ХУП веках, сохранивший свою цельность. Система из трех прудов, над гладью которых возвышаются белоснежные стены с устремленными ввысь башнями, превращает обитель в сказочный град Китеж.
Древнейшая часть ансамбля – Богоявленская церковь, сооруженная в 1504 году, в которой в 1-й половине ХVI века было пристроено здание трапезной с обширной одностолпной палатой в верхнем этаже и несколькими небольшими сводчатыми палатами в нижнем. Уникальная колокольня XV-XVII вв. была взорвана в ноябре 1941 г. Сохранились руины нижнего яруса с внутристенной лестницей.
До наших дней дошли постройки XVII века: величественные стены с семью мощными башнями, украшенными узорными выкладками, изящная Петропавловская церковь на богато декорированных Святых вратах, прекрасный, большого объема Успенский собор на высоком белокаменным подклете с изразцовым фризом «павлинье око» работы Степана Полубеса.
В соборе мастером Евсевием Леонтьевым был сооружен великолепный иконостас, каждая икона которого заключена в пышную золоченую раму из липового дерева. Росписи интерьера выполнены в 1909 году палехскими мастерами. На территории монастыря сохранился медовый амбар – редкий в настоящее время образец деревянной постройки начала ХХ века.
В 1572 году явила себя чудом попринесении в монастырь Владимирская-Волоколамская икона Божией Матери, празднование которой совершается 3/16 марта.
Мощи преподобного Иосифа Волоцкого были обретены в месте его погребения под стеной Успенского собора в 2001 году — Божиим промыслом 31 октября, во время всенощного бдения под день его памяти.
Иосифо-Волоцкий монастырь является ставропигиальным: его священноархимандрит – Святейший Патриарх Московский и всея Руси.
В мае 1989 г. Иосифо-Волоцкий монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. Стала возрождаться духовная жизнь. Возглавлял обитель до ноября 2003 г. митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (+ 4.11.2003 г.).
В 2004 году наместником монастыря назначен игумен Сергий (Воронков). В 2012 году Указом Патриарха Московского и всея Руси Кирилла во внимание к трудам по восстановлению Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря игумен Сергий удостоен сана архимандрита.
В монастыре ведутся реставрационно-восстановительные работы. Подходят к завершению работы по реставрации древнейшего памятника – храма Богоявления с Трапезной палатой (нач. ХУ в.).
Особое внимание уделяется реставрации Успенского собора, где 27 сентября 2015 г.
праздничное богослужение в честь 500-летия преставления преподобного Иосифа Волоцкого совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
В первые же годы монастырь столкнулся с немалыми трудностями. Кризисная ситуация в стране, конечно, сказывалась на жизни и быте насельников монастыря. Помещений, пригодных для проживания и совершения богослужений практически не было. Значительные средства требовались на ремонт и реставрацию. Одновременно в монастырь потянулись и местные сельские жители, оказавшиеся без зарплат и пенсий.
Им необходимо было помогать. Первый игумен монастыря митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим поставил задачу – постараться прокормить себя своими руками. Таким образом, уже в начале 90-х годов были заложены основы хозяйственной деятельности обители. Были устроены огороды с теплицами, ферма, курятник, посажены плодовые деревья и кустарники, заведена пасека.
В одной из башен оборудовали свечное производство. Организовали швейную мастерскую, обеспечивающую внутренние потребности монастыря, столярную мастерскую. В настоящее время на монастырской ферме около 15 коров. Молоко перерабатывает молочный цех, где делают кефир, сметану, масло, творог, сыр, полностью обеспечивая потребности насельников монастыря. Пасека имеет около 30 ульев.
Меда хватает и для нужд братии, и для продажи. На огородах выращивается картофель, морковь, лук, чеснок, свекла, капуста, кабачки, тыква, огурцы, помидоры, перец, зелень. Фруктовый сад ежегодно дает большой урожай яблок и груш, ягод. Грибами монастырь снабжают богатые окрестные леса. Не забывает монастырь и о паломниках.
В трапезной для них готовят разнообразную выпечку, делают квас и сбитень. В монастырском скиту налажена выпечка хлеба.
Как это было и раньше, насельники монастыря сочетают молитву с трудами.
Монастырское обширное хозяйство требует к себе много внимания, поэтому не все насельники имеют возможность для посещения богослужений.
Хотелось бы, чтобы было более благоприятное, не в ущерб духовной жизни, сочетание трудовых обязанностей и молитвы. Всегда в монастыре желанны трудолюбивые люди, готовые к послушанию и любящие молитву.
Источник: http://monasterium.ru/monastyri/monastery/iosifo-volotskiy-stavropigialnyy-muzhskoy-monastyr/
Знаменитые обители России: Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь
Преподобный Иосиф (в миру – Иоа́нн Са́нин) родился в 1439 (1440) году в с. Язвище-Покровское недалеко от Волоколамска. Жажда духовных подвигов заставила юношу тайно оставить родные пределы и уйти в Тверскую область, в Савинов монастырь, к знаменитому подвижнику старцу Варсонофию.
Преподобный отослал его к Боровскому подвижнику Пафнутию, который и оставил молодого послушника в обители. 13 февраля 1460 года совершилось пострижение Иоанна в монашеский чин, и он получил имя Иосифа. Перед смертью св. Пафнутий назначил Иосифа своим преемником по игуменству.
Став настоятелем, преп.
Иосиф задумал устроить в своем монастыре общежительную жизнь для иноков, но, встретив несогласие братии, он, взяв с собой старца Герасима, тайно от иноков ушел из своей обители – он собирался изучить обычаи монашеской жизни и воспользоваться этим опытом для претворения в жизнь в своем монастыре.
Икона прп. Иосифа Волоцкого
(с видом Волоколамского монастыря). XVIII в.
Сначала путешественники посетили Кирилло-Белозерскую обитель, побыли в монастыре прп. Саввы, откуда и вернулись домой. Снова встретив противление задуманным намерениям, Иосиф воодушевился сильным желанием устроить свою обитель. Со своими единомышленниками пришел в свой родной г. Волоколамск и в 1479 г.
испросил у князя Бориса Васильевича Волоцкого позволение создать обитель для иноков. Князь радостно встретил отшельника и не только выразил свое согласие, но и обещал свое участие в устроении храма Богоматери в новой обители.
Похвалив намерение подвижника, князь послал своего ловчего изыскать наиболее удобное и соответствующее место для пустынножительства иноков.
Ловчий немедленно отправился в княжий лес, вдруг небо омрачилось, поднялся порывистый ветер, быстро превратившийся в ураган.
От напора ветра зашумел лес, падали вырываемые с корнем вековые сосны и в непродолжительное время в дремучем лесу образовалась «долина печали», обнесенная поваленными вековыми деревьями.
А вдалеке открылась взору изумленного ловчего зеркальная поверхность огромного озера.
Вскоре прп.
Иосиф сам отправился в сопровождении ловчего и учеников взглянуть на чудом образовавшуюся поляну, и едва они вступили в долину, как снова последовало грозное явление природы: на совершенно безоблачном чистом небе блеснула молния, поднялся вихрь и зашумела буря, силой которой вырванные с корнем деревья были унесены от этого места. Пораженные Иосиф и его спутники увидели в этом явлении знамение благоволения Божия, уготовавшего место для обители.
Волоколамская икона Божией Матери. XVI в.
Центральный музей им. Андрея Рублева, г. Москва
Прославив Господа, пустынники вознесли Ему моление о помощи в деле создания монастыря, а прп. Иосиф, воздав хвалу Творцу, призвал Божие благословение на будущую обитель. Водрузив здесь крест, он поставил в часовне на поляне данный ему прп. Пафнутием Боровским в благословение образ Богоматери «Одигитрия».
Скоро на этом месте трудами преп. Иосифа и его учеников была заложена первая деревянная церковь обители. Князь вместе с преп. Иосифом положил первое бревно в ее основание, и 15 августа того же года освящен был храм в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Преподобный учинил в своей обители особый устав иноческой жизни: день проходил у иноков в монастырских послушаниях, ночь – в молитве. При преподобном Иосифе монастырь стал крупнейшим центром культуры Древней Руси.
Здесь собирались и переписывались книги, иноки занимались перепиской богослужебных книг, составляли сборники из священной церковной истории и украшали их рисунками и киноварью. Монастырская библиотека в то время не знала себе равных. Рукописное наследие монастыря по сей день служит предметом исследований ученых.
Кроме того обитель вела обширную социальную деятельность: помогала окрестным жителям во время бедствий и неурожаев, содержала богадельню и приют для сирот.
Иосифо-Волоколамский монастырь.
Вид с южной (внешней) стороны. Фото кон. XIX в.
Иосиф Волоцкий с успехом продолжил дело своего учителя в третьем поколении прп. Сергия Радонежского – просвещение русского народа в духе чистоты веры и патриотизма. Не случайно его основной труд, и это первый на Руси систематический богословский труд, носит название «Просветитель». Это сочинение стало реакцией на распространившуюся в России в начале XVI в. ересь «жидо́вствующих».
С именем Иосифо-Волоцкого монастыря связано много исторических воспоминаний. В Германовской башне обители содержался под надзором низложенный царь Василий Иванович Шуйский. Эта обитель часто служила местом заточения знатных лиц. Здесь томились прп.
Максим Грек и сотоварищи, сюда ссылались опальные иерархи, здесь закончил свои дни митрополит Даниил. Обитель служила местом содержания пленных врагов-поляков в Смутное время в 1612 г. и французов в 1812 г.
В лике святых были прославлены старцы монастыря: Герасим Черный, Кассиан Босой и Фотий.
Архитектурный ансамбль монастыря – выдающийся художественный комплекс, один из красивейших в русской архитектуре, сохранивший свою цельность.
Система из трех прудов, над гладью которых возвышаются белоснежные стены с устремленными ввысь башнями, превращает обитель в сказочный град Китеж. Первоначально обитель имела деревянные стены.
В связи с усилением значения монастыря как крепости в 1543-1566 гг. они были заменены на каменные, с девятью башнями.
Преподобный Иосиф Волоцкий. Икона XVI в.
В монастыре пять храмов:
· Собор в честь Успения Пресвятой Богоматери (каменная церковь создана на месте храма, основанного прп. Иосифом),
· Церковь в честь прп. Иосифа Волоцкого (нижний храм Собора Успения Пресвятой Богородицы),
· Церковь в честь Богоявления Господня,
· Церковь в честь свв. апп. Петра и Павла (размещается над вратами обители),
· Храм часовня в честь преподобного Максима Грека.
На территории монастыря сохранился медовый амбар – редкий в настоящее время образец деревянной постройки начала XX века.
Иосифо-Волоцкий монастырь. Фото нач. ХХ в.
В 1922 г. монастырь был закрыт. Старинные рукописи, документы и книги монастыря большей частью перевезены в Москву (в настоящее время находятся в РГАДА, ГИМ, РГБ, а также в архиве Санкт-Петербургского отделения Института российской истории РАН).
На территории монастыря после его закрытия был размещен Детский городок имени III Интернационала, в котором жили дети из приютов и детских домов Москвы. Колокольня с расположенном в ее нижнем ярусе храмом Смоленской Одигитрии (1495 г.) была взорвана во время Великой Отечественной войны. В октябре 1941 г.
территория монастыря была занята войсками Красной Армии, а после ее отступления – немецкими войсками.
18 декабря 1941 г. обитель освобождена от фашистской оккупации. В 1989 г. – возвращена Русской Православной Церкви. Монастырь действующий, восстанавливается. С 27 апреля 1991 г. при монастыре действует Музей Библии. 14 июня 2009 г.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил у врат обители памятник преподобному Иосифу Волоцкому.
Ежегодно в Неделю всех святых насельниками обители совершается Крестный ход из Успенского Иосифо-Волоцкого монастыря во Всехсвятский скит.
В лесу вблизи монастыря находится скит, где жил преподобный Иосиф во время строительства обители. Неподалеку, в селе Спирово, на месте устроенного преподобным Божедомного монастыря, имеется церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы и святой источник.
Святыни обители:
· Мощи прп. Иосифа Волоцкого (обретены в 2001 г.),
· Вериги прп. Иосифа Волоцкого,
· Икона Божией Матери «Волоколамская»,
· Икона Божией Матери «Взыскание погбших» (до 2004 г. образ был келейной иконой митр. Питирима (Нечаева, † 2003), митрополита Волоколамского и Юрьевского).
Молитва у раки с мощами прп. Иосифа Волоцкого в Успенском соборе его обители
Подворья Иосифо-Волоцкого монастяря:
· Храм в честь Вознесения Господня (приписной),
· Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы,
· Храм Покрова Божией Матери.
Иосифо-Волоцкий монастырь является ставропигиальным: его священноархимандрит – Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Наместник обители – архимандрит Сергий (Воронков).
Информация для паломников:
Адрес: 143615, Московская обл., Волоколамский р-н, с. Теряево
Телефон: +7 (496-36) 65-102, 65-289.
Как добраться: Обитель расположена в селе Теряево Волоколамского муниципального р-на Московской области. Расстояние от МКАДа до монастыря по Ново-Рижскому шоссе через ст. Чисмена 110 км.
Добраться до монастыря из Москвы можно как общественным транспортом (от ст. метро Рижская электричкой до ст. Чисмена и ст. Волоколамск. От ст. метро Тушинская автобусом до г. Волоколамска, далее автобусом до с.
Теряево), так и на автомобиле.
Источник: Великие храмы России / Авт.-сост. Владимирова Е. – М.: Эксмо, 2012. С. 70-73.
Источник: http://www.stsl.ru/news/all/znamenitye-obiteli-rossii-iosifo-volotskiy-stavropigialnyy-muzhskoy-monastyr
ИОСИФО-ВОЛОЦКИЙ МОНАСТЫРЬ
ИОСИФО-ВОЛОЦКИЙ МОНАСТЫРЬ (Волоцкий Успенский Иосифов ставропигиальный мужской монастырь) – расположен на берегу озёр в селе Теряево, к северо-востоку от города Волоколамск Московской области.
Основан в уделе князя волоцкого Бориса Васильевича (у слияния рек Сестра и Струга) в 1479 году преподобным Иосифом Волоцким и иноками Пафнутьев-Боровского монастыря, откуда были перенесены 3 иконы Андрея Рублёва.
С 1507 года Иосифо-Волоцкий монастырь находился под покровительством великого князя московского Василия III Ивановича, затем Ивана IV Васильевича. К концу XV века монастырь стал одним из крупнейших, в нём подвизалось до 400 насельников.
Среди постриженников Иосифо-Волоцкого монастыря – митрополит Московский Даниил (умер в 1547 году), казанские святители Гурий (Руготин) и Герман (Садырев-Полев), архиепископ Ростовский Вассиан (Санин; умер в 1515 году), епископ Тверской Акакий (умер в 1567 году) и другие архиереи, а также крёстный отец царя Ивана IV – старец Кассиан Босой. Иосифо-Волоцкий монастырь отличался строгим уставом, вёл большую просветительскую и благотворительную деятельность. Один из крупнейших центров русской книжности, известен богатейшей библиотекой и архивом (составлены Хронограф 1512 года, Волоколамский патерик, летописи и прочее). Книжное и рукописное собрание Иосифо-Волоцкого монастыря хранится в РГАДА (фонд 1192), ГИМе и РГБ.
Как центр иосифлянства Иосифо-Волоцкий монастырь играл важную роль в противостоянии нестяжателям, борьбе с ересями, был местом ссылки видных государственных деятелей и опальных иерархов Русской церкви.
Преподобный Максим Грек и его сотрудники по ложному обвинению провели в заточении в обители 12 лет. В Иосифо-Волоцком монастыре были заключены низложенный царь Василий Иванович Шуйский, высланный из Москвы митрополит Даниил, М.С.
Башкин, князь-инок Вассиан Косой (Патрикеев), польские (1612 год) и французские (1812 год) военнопленные.
В Иосифо-Волоцком монастыре похоронены митрополит Московский Даниил, архиепископ Новгородский Феодосий, иконописец и собиратель книг Дионисий Звенигородский (умер в 1538 году), Г.Л. Скуратов-Бельский, князья Волоцкие, Шаховские, а также Безобразовы, Ржевские, Муравьёвы, Тютчевы, Кутузовы.
Имел важное оборонительное значение на северных подступах к Москве. В 1606 году был осаждён в ходе Болотникова восстания 1606-1607 годов, в 1610 году захвачен и разграблен гетманом князем Романом Ружинским (1575-1610 годы), освобождён русско-шведскими войсками во главе с воеводами Г.Л. Валуевым и Э. Горном. С середины XVII века восстановлен.
До 1652 года управлялся игуменами, затем – архимандритами. С 1764 года необщежительный второклассный монастырь. До середины XVIII века был одним из крупнейших землевладельцев Московского государства. Земельные владения в XVI-XVII веках располагались более чем в 10 уездах.
После секуляризации церковных владений 1764 года в собственности Иосифо-Волоцкого монастыря числилось 210 десятин, 1301 сажень земли в Волоколамском и Клинском уездах, а также земля с подворьями в Москве, на Ильинской улице и Большой Дмитровке.
В 1913 году Иосифо-Волоцкий монастырь приобрёл дополнительно 240 десятин лесной и луговой земли.
Первая деревянная церковь Успения Божией Матери построена в 1479 году волоцкими мастерами. В 1484-1486 годах возведён одноимённый каменный храм, иконы и росписи для которого выполнил Дионисий с сыновьями Владимиром и Феодосием и др.
В 1490-х годах (по другим данным, в 1510-х годах) сооружена 8-гранная 3-ярусная колокольня с церковью Смоленской иконы Божией Матери «иже под колоколы» (перестроена в 1671-1672 годах, в 1692-1694 годах достроена до 10 ярусов, общая высота 76 м, зодчий Никита Тимофеев Дюженок «со товарищи»; после взрыва в 1941 году сохранился подклет). В 1504-1506 годы на средства князя С.И. Бельского и Б.В. Кутузова возведена трапезная палата (расширена в 1530 году, западная паперть – 1827 год) с одностолпным залом по образцу московской Грановитой палаты (пол из чугунных плит – 1853 год, роспись – 1904 год) и одноглавой церкви Богоявления (1506–-1510 годы; верх с добавлением 5-главия перестроен в 1682 году; придел Святого Сергия Радонежского – 1806 год). В 1543-1566 годы деревянные стены XV века заменены кирпичными с 9 башнями (перестроены по образцу башен московского Симонова монастыря с дополнением островерхих кирпичных шатров у Германовой и Кузнечной башен и деревянных шатров у остальных; оформлены муравлеными изразцами и декоративной кладкой кирпича, 1645-1688 годы, зодчие Иван Неверов, Трофим Игнатьев). От стен XVI века сохранились лишь фрагменты; в концце XVIII века от основания перестроена Никольская башня и разобрана Круглая.
Большая часть ансамбля сложилась в 1670-1690-х годах.
В 1679 году сооружены расположенные под углом к другим постройкам Святые ворота (столбы ворот украшены ценинными изразцами с изображением трав и райских птиц) с 5-главой бесстолпной церковью Апостолов Петра и Павла, также украшенной изразцами и окружённой крытой галереей с колоннами (зодчий Трофим Игнатьев; пол из керамических плит), и с примыкающим настоятельским корпусом (перестроен в 1785-1787 годах). В 1688-1692 годы на деньги царя Фёдора Алексеевича и дьяка Захария Силина на месте старого каменного храма зодчий Кондратий Мымрин возвёл новый Успенский собор с 2-ярусной крытой галереей с аркадами (2-й ярус – 1757 год), с архитектурными деталями в стиле нарышкинского барокко, с украшением ценинными изразцами типа «павлиний глаз» работы мастерской С.И. Полубеса. В высоком интерьере с круглыми столбами – ажурный иконостас (нижний ярус – 1694 год, мастер Евсевий Леонтьев; верхние – 1740-1757 годы; большая часть икон конца 1740-х годов), роспись (1904 год, артель Н.М. Сафонова по рисункам И.С. Кузнецова), покрывшая фрески конца XVII века. В подклете в 1777 году освящена церковь-усыпальница преподобного Иосифа Волоцкого (с приделами Святой Троицы и Рождества Богородицы) с его мощами (вновь обретены в 2001 году), захоронениями князей Бориса Васильевича и Фёдора Борисовича Волоцких. В церкви Успения Божией Матери находилась чтимая Владимирская (Волоколамская) икона Божией Матери (1571-1572 годы; ныне в Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. А. Рублёва). В ансамбль Иосифо-Волоцкого монастыря также входят: корпуса – Большой и Малый певческие, казначейский (все XIX века), Новый братский корпус с гостиницей (1910 год, архитектор И.С. Кузнецов), деревянный Медовый амбар (начало XX века).
Близ Иосифо-Волоцкого монастыря – бывший скит (основан в 1855 году на месте первоначального поселения преподобного Иосифа; закрыт в 1920-х годах) с кирпичной церковью Всех Святых (1856-1860 годы), деревенским зданием богадельни (1903-1904 годы), кирпичной больницей (1900-е годы) и колодцем, вырытым преподобным Иосифом; церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в селе Спирово (1810-1825 годы, колокольня завершена в 1849 году; деревянная фигура Николы Можайского XVI-XVII веков, с которой с 1771 года устраивался крестный ход из Волоколамска в Иосифо-Волоцкий монастырь) на месте одноимённого монастыря, основанного Иосифом.
Около 1920 года Иосифо-Волоцкий монастырь был закрыт и преобразован в Иосифовскую сельскохозяйственную трудовую коммуну (ликвидирована в 1922 году); на территории обители организованы школа-интернат, затем детский дом (закрыт в 1981 году), школа.
В 1920-х – 1989 годах в Иосифо-Волоцком монастыре располагался Историко-бытовой и краеведческий музей. В 1929-1931 годах переплавлены все колокола. Монастырь сильно пострадал во время боёв в 1941 году. Реставрируется с 1956 года (Н.И. Иванов, Л.А. Белова).
15 мая 1989 Иосифо-Волоцкий монастырь передан РПЦ. С 29 декабря 1999 – ставропигиальный мужской монастырь.
В селе Язвище (Волоколамский район, Московской области) Иосифо-Волоцкий монастырь имеет подворье с Свято-Троицкой церковью (1815-1820-е годы; трапезная – 1894 год).
Исторический источник:
Житие и пребывание вкратце прп. отца нашего игум. Иосифа, града Волока Ламскаго // Великие Минеи-Четии, собранные всероссийским митрополитом Макарием. СПб., 1868. Сент. 1–13.
Дополнительная литература:
Нектарий, иером. Историческое описание Иосифова Волоколамского второклассного монастыря, Московской губернии. М., 1887;
Виноградов П. Летописи Волоколамского Иосифова монастыря: Материалы из дел Архива Московской духовной консистории. 1746–1852. М., 1888;
Геронтий (Курагановский), архим. Волоколамский Иосифов второклассный мужской монастырь и его современное состояние. СПб., 1903;
Торопов С.А., Щепетов К.Н. Иосифо-Волоколамский монастырь. М., 1946; Павличенков В. Ансамбль Иосифова-Волоколамского монастыря // Архитектурное наследство. 1958. Вып. 10.
Иллюстрации:
Иосифо-Волоцкий монастырь. Изразцовый столб Святых ворот. 1680-1690-е годы Мастер С.И. Полубес. Архив БРЭ;
Иосифо-Волоцкий монастырь. Фото А.И. Нагаева. Архив БРЭ;
Иосифо-Волоцкий монастырь. Успенский собор (1688-XVIII век) и колокольня (1490-е годы, 1671-1672 годы, 1692-1694 годы). Фото начала XX века. Архив БРЭ.
© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)
Литература
- Клосс Б.М. Иосифо-Волоколамский монастырь и летописание конца XV – 1-й половины XVI в. // Вспомогательные исторические дисциплины. М., 1971. Т. 6
- Десятников В.А. Иосифо-Волоколамский монастырь. М., 1973
- Сперанская Е. Возрождение Иосифо-Волоколамского монастыря // Журнал Московской патриархии. М., 1989. № 12
- Книжные центры Древней Руси. Иосифо-Волоколамский монастырь как центр книжности. Л., 1991
- Александрова Т., Суздальцева Т. Преподобный Иосиф Волоцкий и созданная им обитель. М., 2007
Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/iosifo_volotskii_monastyr_volotskii_uspienskii_iosifov_stavropighialnyi_muzhskoi_monastyr
Иосифо-Волоцкий монастырь
Адрес: село Теряево, Волоколамский район, Московская область. Телефон: +7 (499) 559-98-42, +7 (496) 363-21-02. Как добраться: из Волоколамска на автобусе, следующем до села Теряево; на электричке от Рижского вокзала до станции Чисмена, далее автобусом 23, “остновка Теряево”; по Ново-Рижскому шоссе (поворот на Чисмена) – 110 км от МКАД.
Иосифо-Волоцкий монастырь был популярен среди жителей Волоколамска не только в XXI веке, но и в советское время. Даже в то время, когда православные верующие были вынуждены скрывать свою принадлежность к христианству, обитель эта не пустовала. Если верить рассказам многочисленных паломников, молитвы их никогда не оставались не услышанными.
История становления обители
Заслуга по ее основанию принадлежит Иосифу Волоцкому, считающемуся святым. Произошло строительство святыни во владениях князя Волоцкого Бориса Васильевича в конце XV столетия, в один из православных праздников. Монастырь, названный вначале Успенским, прежде чем стать собственностью московского митрополита, находился в подчинении у новгородской епархии.
Первоначально он был полностью деревянный, но через 6 лет после основания на его месте построили комплекс из камня – это произошло еще в годы жизни Иосифа. Позднее православный святой по праву игумена упорядочил проводящиеся тут богослужения, ввел особые правила, которым должны были следовать местные монахи.
Но порядок, установившийся тут, был разрушен с появлением в его стенах агрессивно настроенных шляхтичей из Литвы и Польши. И даже мощные крепостные стены не защитили обитель от разорения.
В XVI-XVII вв. Иосифо-Волоцкий монастырь сильно изменился. По распоряжению властей в него стали ссылать провинившихся представителей духовенства и государственных преступников.
Тут побывали такие известные исторические личности, как Максим Грек, митрополит Даниил, Василий IV Шуйский, Василий Курицын, еретик Матвей Башкин. В обители были заточены и военнопленные поляки – в XVII столетии, французы – во время Отечественной войны 1812 г. В XVIII веке комплекс служил школой для будущих церковных чиновников, правда, просуществовавшей недолго.
По количеству земельной собственности с Иосифо-Волоцким монастырем не могла сравниться ни одна другая церковь в регионе. В его владения входили многие деревни, пустоши и сельские населенные пункты. Однако ситуация изменилась после изъятия государством некоторых земель. Площадь принадлежащей храму земли уменьшилась до 305 га в Клинском и Волоколамском уездах.
После церковные чиновники приняли решение приобрести еще 350 га плодородной земли.
Многие иконы, хранящиеся на территории обители, создавались руками известного иконописца, приверженца традиций Андрея Рублева, Дионисия, работающего вместе со своими сыновьями. Последний начал рисование образов по инициативе Иосифа.
В конце XVIII столетия молитвы святого Иосифа спасли множество человек от разразившейся в городе чумы.
Благое деяние не было позабыто местными жителями, среди них появился обычай на сретение устраивать крестный ход из Волоколамска в Иосифо-Волоцкий монастырь с иконой святого в руках.
В 90-х гг. XX века Иосифо-Волоцкий монастырь стал неотъемлемой частью Русской Православной Церкви. В нем был сделан ряд преобразований. Главный храм отреставрирован, в нем начал работу православный музей. Обитель святого Иосифа обрела свое первоначальное назначение мужского монастырского комплекса.
Важные монастырские святыни
Иосифо-Волоцкий монастырь славится своими святынями, кое-каким из них не одна сотня лет.
Например, полотну с изображением Иисуса Христа, украшенному драгоценными каменьями и переданному церкви княгиней Ефросиньей и ее мужем, князем Старицким, или крестам с мощами, расположенным на престоле.
Из числа церковных образов наиболее почитаемы иконы Святого Иосифа, Черниговской Пресвятой Богородицы и располагающаяся в главном соборном иконостасе Владимирская икона Матери Божьей.
Усыпальница при обители
Умер Иосиф Волоцкий в 1515 г. Как святой, он был увековечен только в конце XVI века. Его останки надежно скрыты в укромном месте Успенского соборного храма, укрыты специальным ковчегом.
Нижняя церковь собора хранит в себе гробницы, где покоятся епископы Нифонт, Савва, Лаврентий, Иеремия, Феодосий, митрополит Москвы Даниил и князья из Волоколамска. Там же обрел свое вечное пристанище и небезызвестный Малюта Скуратов, живший при Иване III.
Кладбище при монастыре послужило усыпальницей и многим дворянам и князьям: Безобразовым, Шаховским, Голицыным, Гончаровым и Муравьевым.
Архитектурный ансамбль
Архитектурный ансамбль Иосифо-Волоцкого монастыря являет собой классический образец искусства Древней Руси. Во второй половине XVII века он был дополнен элементами итальянского архитектурного стиля барокко и стал еще более помпезным и роскошным. Уже в 1504 г.
в нем сооружена палата для трапез и церковь Божьего явления. Через несколько лет после постройки благодаря финансированию князя Бориса Волоцкого в убранство были внесены новшества. Осуществлялось строительство храма Смоленской Одигитрии в первом ярусе колокольни. Преобразования продолжались долго.
Вскоре была построена новая церковь в память о преподобных апостолах Павле и Петре. Монастырские настоятели жили в комнатах, располагающихся в ограде православной обители. Чуть дальше находились братские корпуса, где проводили время монахи, отдел для казначейства и постройки для хозяйственных нужд.
Все это в комплексе и составило Иосифо-Волоцкий монастырь. Жившие в обители монахи должны были позаботиться и об укреплении избранного ими для себя жилища. Крепостные стены были построены в XVI столетии. Однако их пришлось перестроить в 1650 г.
Примерно через 100 лет были воздвигнуты высокие башни вокруг этой православной святыни.
Монахи при возведении обители не забыли о православных, которые хотели бы побывать здесь. В 1865 г. закончилось строительство гостиничного заведения, где могли скоротать время паломники. Неподалеку от него расположились постройка для бедных и нетрудоспособных, а также больница.
Иосифо-Волоцкий монастырь – это чрезвычайно интересное место для туристов. Оно впечатляет своей богатейшей историей и изысканностью архитектурного ансамбля. Как и всякая православная святыня, оно заряжает энергией и позволяет немного отвлечься от будничной суеты.
Источник: http://lions-guides.ru/Moscow-region/interesting-places-of-Volokolamsk/Joseph-Volokolam
Описание Иосифо-Волоцкого монастыря | Православные паломничества
Иосифо-Волоколамский Успенский монастырь, Иосифово-Волоцкий монастырь – православный, мужской общежительный монастырь в Московской области России. Расположен в 16 км к северо-востоку от города Волоколамска, вблизи села Теряево.
Монастырь основан в 1479 году преподобным Иосифом во имя Успения Божий Матери. Принадлежал Новгородской епархии, затем, после распри игумена с Новгородским архиепископом Серапионом, Московской.
В 1543 году игуменом обители стал Гурий, впоследствии первый Казанский архиепископ. При нём в монастыре принял постриг святитель Герман, ставший его учеником и преемником на казанской кафедре.
Основные сохранившиеся постройки относятся к XVI-XVII векам.
Первый каменный собор построен в XV веке. На его месте сейчас находится соборный храм во имя Успения Божией Матери (1688-1696 годы), выстроенный в стиле московского барокко.
Из других сооружений: Трапезная палата с церковью Богоявления (1504 год), надвратная церковь Святых Апостолов Петра и Павла (1679 год), скит с храмом Всех Святых (1856-60 годы).
Над создании изразцовых украшений работал Степан Полубес, известный по работам в Новоиерусалимском и Солотчинском монастырях.
Колокольня с храмом Смоленской Одигитрии (1495 год) взорваны в Великую Отечественную войну.
Средства на постройку монастыря давал князь Борис Васильевич Волоцкий.
Монастырь приобрёл особую знаменитость в XVI веке. Сюда стали ездить на моление цари и простолюдины. Монастырь был местом заточения врагов государевых и еретиков.
В монастыре были заточены многие знаменитые в истории: инок Вассиан Косой (в миру князь Василий Иванович Патрикеев-Косой), Максим Грек, царь Василий Иванович Шуйский.
Во время русско-польской войны в начале XVII века здесь содержались польские военнопленные, в годы Отечественной войны 1812 года – пленные французы. С 1777 года по 1823 год в монастыре существовала школа для детей священников.
В монастыре покоятся мощи преподобных Иосифа; также погребены князья Иоанн и Федор Борисовичи Волоколамские и митрополит Даниил, сосланный сюда Иоанном Грозным, архиепископ Новгородский Феодосий, Скурат Бельский , Малюта Скуратов, помещица села Ярополец Наталья Ивановна Гончарова (теща А. С. Пушкина).
Монастырь был известен большой библиотекой, содержащей книги, рукописи, жалованные грамоты, акты и другие документы с XV века. В ризнице хранились древние предметы.
До революции 1917 года монастырь был местом проведения ярмарок.
В 1922 году монастырь был закрыт. Старинные рукописи, документы и книги монастыря большей частью перевезены в Москву и в настоящее время находится в РГАДА, ГИМ, РГБ, а также в Санкт-Петербурге – в архиве Санкт-Петербургского отделения Института российской истории РАН.
[править] Возрождение. Современная жизньВозвращён Русской Православной Церкви 15 мая 1989 года; с 1999 года имеет статус ставропигиального.
До ноября 2003 года настоятелем обители был митрополит Питирим (Нечаев).
12 июня 2003 года мощи прп. Иосифа были торжественно обретены и положены в раку в нижнем храме Успенского собора.
14 июня 2004 монастырь, отмечавший 525-летие со дня основания, посетил Патриарх Алексий II, совершивший Божественную литургию в Успенском соборе монастыря.
Паломнические поездки к Иосифо-Волоцкому монастырю
Источник: http://palomniki.su/countries/ru/g20/teriaevo-mo/iosifo-volotsky-monastery.htm
Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь | МУЖСКИЕ МОНАСТЫРИ | Читать онлайн, без регистрации
Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь
Россия, Московская обл., к северо-востоку от города Волоколамска, вблизи села Теряево.
Легенда гласит, что в 1479 году ловчего Ивана Санина послали в эти земли, чтобы найти место для церковной обители. Лишь непролазные болота и лесную чащу нашел здесь ловчий, стоял он в раздумьях посреди леса, как вдруг ударила молния.
Иван Санин решил, что это Перст Господень, указующий ему на то место, где должен быть построен монастырь. И стоило ему об этом подумать, как началась буря, повалившая все деревья вокруг.
Вот так и было найдено то место, где сейчас стоит Иосифо-Волоцкий монастырь.
Иосиф Волоцкий (к миру Иван Санин) был пострижен в монахи преподобным Пафнутием Боровским. Он стал его преемником по игуменству и попытался ввести в Пафнутиевом монастыре общежительный устав, но встретил противодействие братии.
Тогда он ушел странствовать по монастырям вместе со старцем Герасимом, а в 1479 году вернулся в родные волоколамские пределы, испросил и получил согласие волоколамского князя Бориса Владимировича устроить мужской монастырь, в который сразу стали стекаться пожертвования.
На месте, указанном свыше, Иосиф поставил крест и часовню с образом Богоматери Одигитрии, подаренным преподобным Пафнутием. Вскоре Иосиф и князь Борис заложили здесь деревянный Успенский храм (освящен 15 сентября 1479 года). В 1486 году в новом монастыре выстроили каменный собор, расписанный знаменитым Дионисием, а в 1490-м – каменную колокольню.
При жизни основателя в монастыре был особый строжайший устав. Уже в те времена монастырь был значительным центром древнерусской культуры. В Иосифовом монастыре иночествовали Гурий и Герман, будущие просветители Казани.
Иосиф Волоцкий участвовал в церковных соборах 1490, 1503, 1504 гг., осуждал ересь «жидовствующих», был главой партии «осифлян», отстаивавших в спорах с «нестяжателями» право монастырей владеть землями и богатствами на том основании, что они необходимы инокам, чтобы служить бедным.
Монастырь приобрел особую знаменитость в XVI веке. Сюда стали ездить на моление цари и простолюдины. Монастырь был местом заточения врагов государевых и еретиков.
В монастыре были заточены многие знаменитые в истории: инок Вассиан Косой (в миру князь Василий Иванович Патрикеев-Косой), Максим Грек, которые осудили великого князя за развод с женой, Соломонией Сабуровой и насильственное ее пострижение в монахини, а также царь Василий Иванович Шуйский.
Во время русско-польской войны в начале XVII века здесь содержались польские военнопленные, в годы Отечественной войны 1812 года – пленные французы.
При жизни основателя в монастыре был особый строжайший устав. Уже в те времена монастырь был значительным центром древнерусской культуры. В. О. Ключевский писал: «Ни один русский монастырь не обнаружил литературного возбуждения, равного тому, какое находим в обители Иосифа».
Уже при жизни Иосиф прославился многими чудесами. Например, когда сын князя Бориса Иоанн умер без покаяния, Иосиф своею молитвой оживил его, исповедал и причастил, чтобы тот отошел в мир иной, как подобает христианину. Наследник и сын Бориса, похороненного в монастыре, князь Федор, притеснял монастырь в течение 10 лет.
Потеряв терпение, Иосиф Волоцкий, нарушая феодальный суверенитет, «передался под руку» великого князя московского Иоанна Васильевича. Федор пожаловался новгородскому архиепископу Серапиону, в чьей юрисдикции находился Иосифов монастырь, и тот отлучил преподобного от церкви. Но московский митрополит Симон разрешил Иосифа от неправедного отлучения.
Преподобный, которого в последние годы на руках носили в церковь, умер в 1515 году. В 1591-м его причислили к лику святых.
В XVI столетии в Иосифов монастырь часто приезжал Иван Грозный, делал сюда крупные вклады. Обитель была одной из богатейших на Руси. Все богатства она утратила в 1764 году при секуляризации.
Служила обитель и боевой крепостью. Первые каменные стены появились здесь еще в 1543–1566 годах. В Смутное время монастырь осаждали поляки, его захватил на время сподвижник Лжедмитрия II князь Рожинский, но был разбит отрядом воеводы Валуева. В память об этом событии в монастыре остались старинные пушки, из которых в XIX столетии стреляли во время водоосвящения.
Архитектурный ансамбль обители, напоминавший исследователям сказочный град Китеж на берегу озера, был завершен в XVII веке строительством большого собора и изумительной колокольни-«свечи».
С 1777 года по 1823 в монастыре существовала школа для детей священников.
В начале XX века в монастыре было пять храмов, неподалеку действовал скит Всех святых с «колодезем Иосифа Волоцкого». Жила обитель по древнему Студийскому уставу, управлял ею архимандрит. При монастыре действовали гостиница, странноприимный дом, богадельня, больница, церковно-приходская школа. Ежегодно совершались 4 крестных хода.
В 1920-е годы Иосифо-Волоколамский монастырь был закрыт. В 1929–1931 годах были переплавлены все колокола. Книги монастырской библиотеки забрали в собрание Государственной библиотеки им. Ленина, где они являются гордостью фондов.
В монастыре разместился музей (филиал Волоколамского краеведческого, позднее – областного краеведческого). В 1941 году фашисты взорвали восьмигранную колокольню, которая служила центром монастырского ансамбля.
От нее остался лишь небольшой фрагмент.
У каждого монастыря есть свои святыни. Есть они и у Иосифо-Волоцкого.
Среди них особое место занимает Владимирская икона Божьей Матери в иконостасе собора, Смоленская Одигитрия – моленный образ самого преподобного Иосифа, икона Черниговской Божьей Матери, напрестольные кресты с мощами 2-й половины XVII века и драгоценная плащаница 1558 года, которую пожертвовал монастырю удельный князь Владимир Старицкий.
Захоронения, находящиеся в этом монастыре. Иосиф Волоцкий прожил долгую и насыщенную жизнь, а скончался 9 сентября 1515 года. В 1578 году он был причислен к лику святых. Мощи преподобного Иосифа до сих пор остаются в Успенском соборе монастыря.
В подземной церкви-усыпальнице во имя святого Иосифа Волоцкого были захоронены сам основатель обители, волоколамские князья – Борис Васильевич и Федор Борисович, митрополит Московский Даниил, архиепископ Новгородский Феодосий, епископы Иеремия, Лаврентий, Савва и Нифонт. На территории монастыря были захоронены Скурат Бельский и его сын, фаворит Ивана Грозного, Малюта Скуратов.
А на монастырском кладбище покоились помещики Волоколамского уезда – Шаховские, Безобазовы, Голицыны, Муравьевы и даже теща А.С. Пушкина, помещица Н.И. Гончарова.
Иосифо-Волоцкий мужской монастырь возрожден в мае 1989 года. В 1999 году он стал ставропигиальным.
В 2-х километрах от монастыря, в селе Спирово, до сих пор жив источник преподобного Иосифа Волоцкого, который он сам и выкопал в те дни, когда вместе со сподвижниками начали они строительство обители. Источник находится рядом с церковью Введения Пресвятой Богородицы. Сейчас он облагорожен – обустроена купель для крещения и купания и святой колодец, где можно набрать питьевой воды.
Источник: http://velib.com/read_book/bez_avtora/velikie_monastyri_100_svjatyn_pravoslavija/muzhskie_monastyri/iosifo_volockijj_stavropigialnyjj_muzhskojj_monastyr/