прп Герасим Вологодский
Святой Герасим родился в Киеве. С детства он помышлял о пути отшельника. Став послушником, а затем монахом в Гнилецкой обители, в семи километрах от города, он совершенствовался в добродетели под руководством опытных старцев монастыря.
В 30 лет Герасим получил предложение стать священником. Сначала он из смирения отказался, но затем по настоянию братии дал согласие.
Святой Герасим часто повторял слова Господа: «И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12: 48).
Он старался с каждым днем извлекать все больше пользы из дарованного ему и ежедневно приносил Бескровную Жертву со страхом Божиим и великим благоговением.
Горя желанием нести людям свет истины, он покинул Киев и отправился на север, в Вологодский край, тогда еще мало просвещенный светом Евангелия (1147).
Достигнув небольшого селения с церковью Воскресения Христова, бывшего тогда на месте Вологды, Герасим поселился в глухом лесу, отделенном от селения Кайсаровым ручьем.
Там он построил себе скромную келью и жил в ней в полном одиночестве, творя непрестанную молитву, денно и нощно восхваляя чудеса Господни пением псалмов.
Мало-помалу жители того края стали приходить к нему за молитвой и советом. Отдавая себе отчет в том, сколь слабы их познания в вере Христовой, святой Герасим принялся за постройку храма во имя Пресвятой Троицы, вокруг которого позднее образовалась обитель.
Несмотря на противодействие местного землевладельца, святой упорно продолжал трудиться, усерднее постясь и молясь, и своими исполненными любви проповедями прививал местным жителям христианские добродетели и милосердие к ближним.
Со временем некоторые из них сами предлагали благочестивому иноку помощь в возведении храма, другие просили позволения остаться и вести монашескую жизнь под его руководством. Так возник Свято-Троицкий Кайсаровский монастырь – первый в этих краях.
Святой Герасим скончался в 1178 году. Христиане с верой стекались к могиле преподобного Герасима, прося его молитвенного заступничества, и около нее неоднократно происходили случаи исцеления. Свято-Троицкий Кайсаровский монастырь на протяжении еще четырех веков привлекал к себе многочисленных паломников.
В 1612 году польские войска захватили эту область. Монастырь святого Герасима был разорен и остался лежать в руинах. Однажды святой явился во сне женщине, которая на протяжении двенадцати лет страдала слепотой.
Он указал ей место, где в забвении лежали его драгоценные мощи, и попросил отслужить панихиду. Женщина, выполнив его просьбу, исцелилась. Монастырь тогда был восстановлен.
В дальнейшем на могиле святого Герасима продолжали совершаться чудеса, связанные прежде всего с прозрением слепых.
ЧУДЕСА ПО МОЛИТВАМ СВ.ПРП. ГЕРАСИМА ВОЛОГОДСКОГО
За этим первым чудом, записанным в XVII столетии, потекли многие другие благодатные исцеления от гроба преподобного Герасима: вода, освященная в гробовой часовне, земля с могилы его мгновенно облегчали болезнь и возвращали здоровье страждущим.
Не только все, приходившие в часовню с верой для поклонения гробу преподобного, получали просимое и выходили из нее здоровыми, но часто угодник Божий и сам являлся больным, до того совершенно его не знавшим, и приказывал им идти к своему гробу, обещая при этом исцеление от разных недугов.
Из числа многих чудес, совершенных преподобным Герасимом, приведем лишь те, которые записаны с большею подробностью и обстоятельностью.
Крестьянин Вологодского уезда Иаков Савелов долгое время был нездоров ногами. Болезнь становилась все более серьезной, так что, наконец, он слег в постель и был не в состоянии сдвинуться с места.
Несмотря на усиленное лечение, помощи от врачей и знахарей Иаков не получил никакой.
Когда больной не имел уже ни малейшей надежды на свое выздоровление, явился ему преподобный Герасим и говорит: «Иаков! Вели детям своим вести тебя ко мне в часовню, в Троицкий монастырь; у гроба моего отслужи панихиду и милостью Божией ты будешь здоров».
Вскоре после явления преподобного Иаков почувствовал облегчение от недуга своего и, полагая, что он уже совершенно освободился от него, не счел нужным исполнить повеление святого и идти к его гробу.
Однако, не прошло и двух недель после того, как крестьянин снова сделался нездоров и начал страдать гораздо сильнее прежнего.
Когда, наконец, страдания вразумили его, привели его в сознание своей виновности перед преподобным и он начал раскаиваться и жалеть о своем непослушании, тогда ему снова явился преподобный Герасим, повелевая немедленно исполнить свое прежнее приказание.
На этот раз Иаков поспешил в Троицкую обитель и когда, по совершении панихиды, приложился к иконе, находившейся при гробе преподобного, и испил освященной воды, тотчас же почувствовал себя совершенно здоровым и в благодарность за свое исцеление положил обещание написать икону преподобного и ежегодно, в день его памяти, приходить на поклонение к его гробу.
Житель Вологды Аникий был нездоров глазами и более года не мог выходить из своего дома по причине своей слепоты. Мать его Антонина, по обещанию больного, привела его в церковь Пресвятой Троицы, основанную преподобным Герасимом.
По совершении здесь молебствия слепец приложился к иконе святого, твердо веруя в его чудодейственную помощь.
Тотчас же слепой прозрел и возвратился домой без провожатого, славя Бога и угодника Его, заступника болящих — преподобного Герасима.
Игнатий, уроженец города Каргополя, проживавший в Вологде, работая в лесу, почувствовал нестерпимую зубную боль; мучимый ею, он принужден был оставить работу и возвратиться домой. По дороге он молился преподобному Герасиму, обещая мысленно сходить на поклонение его гробу, — и болезнь его мгновенно прошла.
Получив исцеление и возвратясь домой, Игнатий в течение трех суток не вспомнил о своем обещании и не позаботился об исполнении его.
На четвертый день у него опять заболели зубы и настолько сильно, что все лицо его опухло; от нестерпимой боли он упал навзничь и лежал на земле долгое время как мертвый.
Увидевши в таком положении Игнатия, жена его бросилась к нему с плачем и слезами, подымая его с земли. При этом она сказала ему
с горечью: «Забыл ты свое обещание преподобному Герасиму и тем прогневал Господа!»
Услыхав это, Игнатий вспомнил о своем обете и тотчас же, нимало не медля, отправился в путь, намереваясь помолиться у гроба угодника Божия. В то же мгновение Игнатий почувствовал облегчение от своих страданий.
Дорогой ему пришло на ум, что, быть может, он напрасно трудится и что от молитвы его едва ли будет ему какая-нибудь польза. Но лишь только он подумал это, болезнь его снова начала усиливаться.
Тогда Игнатий понял, что он не случайно подвергается болезни, что враг спасения нашего, диавол, старается искусить его и вселяет в его ум сомнение для того, чтобы лишить его благодатной помощи преподобного Герасима.
Игнатий старался тогда побороть искусительные помыслы и утвердиться верою в угодника Божия, со слезами призывая его к себе в помощь.
К Троицкой церкви Игнатий пришел во время вечерни и по окончании ее просил отслужить панихиду в часовне при гробе преподобного Герасима. После панихиды Игнатий с верой приложился к иконе преподобного и испил освященной воды. Тотчас же он почувствовал себя совершенно здоровым.
Старица София из Вологды, сильно страдала глазами и наконец совершенно потеряла зрение. Однажды ночью явился ей во сне преподобный Герасим и повелел отправиться к Троицкому монастырю, чтобы совершить там панихиду при его гробнице.
Однако София не придала веры своему видению, почитая его мечтанием; на следующую ночь видение повторилось, и тогда старица велела вести себя к тому месту, где был Троицкий монастырь. Придя в часовню преподобного, она пала ниц перед его иконой, со слезами прося себе исцеления своего недуга.
По окончании молебствия слепая София тотчас же прозрела и возвратилась в дом свой совершенно здоровой.
Священник одной из церквей Вологодской епархии Фома Андреев, прибыв к Троицкой церкви в 1666 году, просил местного священника Григория отслужить в часовне над гробом преподобного Герасима панихиду и после нее объявил, что год тому назад он был сильно нездоров и ничего не видел правым глазом более пяти недель.
Услышав о чудесах, совершающихся при гробе преподобного, он стал призывать его себе на помощь, и когда однажды вечером, ложась спать, дал обещание сходить для молебствия ко гробу его, то поутру пробудился совершенно здоровым.
В благодарность за исцеление он поставил для себя за правило ежегодно бывать у гроба чудотворца.
Много и других дивных и чудесных знамений сотворил Бог через Своего славного угодника преподобного Герасима.
В грамоте патриарха Адриана 1691—1692 гг.
о месте упокоения угодника Божия говорится так: «А лежит он под спудом в земле, на краю Вологодского посада, при приходском храме Живоначальной Троицы на монастыре, в часовне; в ней гробница, под часовню ход, и с гроба берут там персть; а под часовней, против гробницы, лежит на земле камень синий и от земли вверх до помоста часовни полтора аршина».
Когда вместо панихид при гробе преподобного Герасима стали петь молебны, другими словами, когда началось местное празднование ему, остается неизвестным точно. Несомненно, это произошло после 1691 года и, может быть, до учреждения Святейшего Синода (1721 г.). Новая церковь Святой Троицы, возведенная над могилой святого, была разрушена в начале большевистской революции.
Источник: http://proroksamuil.prihod.ru/zhitiya-svyatyx/prp-gerasim-vologodskij/
Башкиров А. Преподобный Герасим Вологодский / А. Башкиров // Благовестник. – 2007. – № 1-3. – С. 40-41
Иеромонах Герасим прибыл в Вологду из Киева – колыбели русского христианства. За 1147 год в Летописце Ивана Слободского, певчего Вологодского архиерейского дома, без указания на источник дана краткая запись следующего содержания: «В лето 6655.
Преподобный отец наш Герасим приде на Вологду и во имя Пресвятыя Троицы монастырец возгради от реки вологды полпоприща на ручью, зовомом касаров; рождением же бе града киева, постриженик Глушицкого монастыря, преставися 6686, марта в 4 день, на память преподобного отца нашего герасима, иже на Иордане».
Мы иногда сетуем, что почти ничего не знаем о преподобном Герасиме, но часто не знаем по собственной невнимательности. Итак, первоначальник всех вологодских святых родился в богоспасаемом граде Киеве – Матери городов русских.
Иноческий образ святой Герасим принял в Глушецком Богородицком монастыре недалеко от Гнилецкой славной пустыни, основанной на месте подвигов преподобного Феодосия Печерского. Это ясно следует из описания города Киева г.
Закревского и из статьи в Трудах Киевской духовной академии за 1891 год о домонгольских монастырях в Киевской митрополии профессора Рыбинского. Академик Павел Строев также упоминает этот монастырек в своих трудах.
Пустынька на озере Глушец погибла в 1240 году во время монголо-татарского нашествия.
Что побудило иеромонаха Герасима оставить Киев, свою родную землю и отправиться в Вологодские пределы? Было ли это тайное влечение сердца, или особое откровение свыше, или давление мятежного мирского духа и монастырские неурядицы?.. Причины сокрыты от нас. Лишь точно известно, что 19 августа 1147 года святой Герасим уже достиг места своего спасения. Позади нелегкий путь. Возможно, он передвигался не один и не только по суше.
Дата прихода Угодника Божиего весьма подробна. Мы знаем не только год, но месяц и число. Это невольно наталкивает на мысль, что монастырская братия и народ бережно хранили память об этом судьбоносном для Вологды событии. Может быть, она была написана на иконе Пресвятой Троицы, с которой Преподобный мог прибыть на место нашего града.
Неизвестный летописец отмечает, что монах Герасим пришел «еще до зачала города на великий лес». Эти слова могут ввести в смущение.
Значит, тут был великий лес без всякого населения?! Но разве возможно основать монастырь вдали от городов в диком месте, дремучем лесу?! Истина же заключается в том, что города не было, по утверждению летописца, а вот поселение было. И это доказывают археологические раскопки.
Следовательно, преподобный Герасим поселился на окраине поселения у великого леса. Если бы поселения не было, то зачем основывать обитель в версте от нынешней Ленивой площадки? Тогда Кайсаровский монастырец стоял бы на берегу реки…
Многие недоумевают и до сих пор от неразрешимой, на первый взгляд, «путаницы» в известии летописца. Почему сначала пишется «до зачала (т.е. до начала) города на великий лес», а потом упоминаются «Средний посад Воскресения Христова, Ленивыя площадки Малого Торжку»? На основании этих противоречивых слов А.А.
Засецкий считал, что в 1147 году Вологда уже была значительным городом – с несколькими посадами, торгами и церковью. «Неразрешимое» противоречие разрешается очень просто. Неизвестный летописец дает нам четкие координаты того места, куда прибыл святой старец. Он, очевидно, знал, что иеромонах Герасим пришел именно на это место, т.е.
на старое городище, но сам уже не ведал, что там, в XII веке, конкретно было. Поэтому и использует современные ему обозначения исторического места.
Верующие люди свято хранят память о прибытии просветителя Вологодской земли. До революции был установлен всеградский крестный ход к Троице-Герасимовской церкви в память пришествия Преподобного на Вологду.
Не сразу появился монастырек у Кайсарова ручья на расстоянии полверсты от реки и версты от Ленивой площадки. Сначала была выстроена хижина, а, может быть, землянка или полуземлянка.
По прошествии некоторого времени Преподобный решился с Божией помощью на то, чтобы в языческом краю появился храм во имя Животворящей и Живоначальной Троицы. Один ли он рубил, как это изобразил художник В.Н. Корбаков, или с кем-то – нам неизвестно. Может, с Киева кто-то был рядом, может, нанял из местных на свои средства…
Наверняка, были препятствия, были искушения и трудности. Старинное предание намекает на это, но мы не знаем точно, насколько оно исторически достоверно.
Герасимовский храм в конце XIX – начале XX вв.
Целью приснопамятного отца Герасима было устроение обители, и через некоторое время нелегкими трудами выстроился монастырек. Потом начались хлопоты по его устроению, духовному руководству.
31 год подвизался Преподобный в трудах и подвигах. Летопись сохранила не только дату его прихода, но и подробную дату его земной кончины. Святой Угодник преставился ко Господу 4 марта 1178 года. Нельзя не заметить, что день преставления Старца Герасима совпадает с днем его иноческого пострига и тезоименитства.
Преподобный Герасим Иорданский начал угождать Богу в Южной Фиваиде. Преподобный Герасим Вологодский угодил Богу святыми трудами в Северной Фиваиде. Это говорит о том, что святые неразрывно связаны между собой, хотя и жили в разное время.
Дата земной кончины вполне реальна. Она имеется в двух разных летописных источниках.
Чудотворец Герасим – народный святой. Он был прославлен верующими задолго до официальной канонизации. И хотя при пожаре Троицкой обители в 1612 году сгорели почти все документы, народная любовь сохранила через века сведения о подвижнике.
Священник Александр Суровцев писал: «Грешно было бы вологжанам не помнить сего достопамятного дня и не почитать памяти своего первого подвижника, так много и долго потрудившегося над делом просвещения светом истинного Боговедения и благочестия наших предков.
Благодарные потомки помнят и чтут подвиги великих царей, полководцев, гражданских правителей и других славных людей, оказавших их предкам какие-либо благодеяния.
Нам ли забывать своего духовнаго благодетеля, принесшего столь много духовных благ нашему краю, да и доныне не престающаго благодетельствовать нам!»
Источник: https://www.booksite.ru/civk/5_st-74.html
17 марта день памяти преподобного Герасима Вологодского | Святые
В первой половине XII века близ Киева процветала Гнилецкая Успенская обитель, возникшая на месте пещер, где преподобный Феодосии, игумен Киево-Печерский (1074; память 3 мая), ежегодно проводил в уединении и молитве дни Великого поста.
После блаженной кончины преподобного многие иноки Киево-Печерского монастыря стали переселяться в это тихое место, постепенно расширяя и устраивая Гнилецкие пещеры по образу пещер родной обители.<\p>
Сюда и пришел однажды из Киева преподобный Герасим, прося братию принять его в обитель.
Старцы обители наложили на него послушание, после чего постригли его в монашество с именем Герасим, в честь святого Герасима, иже на Иордане (475; память 4 марта), празднование которого приходилось на день пострижения.
В те времена среди насельников Гнилецкой пустыни еще жили лично знавшие Печерских первоначальников. С их помощью началось восхождение преподобного Герасима по духовной лествице. В совершенном послушании, непрестанном труде и глубокой сердечной молитве проводя дни, преподобный Герасим стремился в своей жизни воплощать уроки святых.
Когда он достиг возраста, позволявшего принять священнический сан, то по смирению своему долго от этого отказывался, но все же из послушания братии был рукоположен во иеромонаха.
На новой ступени духовного делания преподобный Герасим ежедневно совершал Святую Евхаристию. По ночам он молился в той самой Феодосиевой пещере, которая была освящена молитвою столь чтимого им Киево-Печерского игумена.
Как и многие из последователей преподобных Антония и Феодосия, по достижении духовной зрелости отправлявшиеся в мир проповедовать слово Божие, так и преподобный Герасим направил свой путь из Гнилецкой пустыни на север.
Что побудило его оставить родные места и милую сердцу обитель, когда вышел он из Киевских пределов и как добрался до Вологды — неизвестно. Возможно, преподобного Герасима стала тяготить все более распространявшаяся молва о его иноческих подвигах.
Не исключено, что одной из причин, подготовивших его решение, было начавшееся в Киеве политическое неустройство, приведшее к убийству святого благоверного великого князя Игоря (ок. 1146—1147; память 19 сентября и 5 июня). Несомненно, однако, что приход преподобного Герасима в вологодские места совершился по Промыслу Божию.
Северные окраины Руси, известные тогда под именем Заволочья, были заселены коренными жителями, называемыми «чудью белоглазой». Познакомившись с христианской верой не позднее XI века от новгородцев, местное население нуждалось в дальнейшем просвещении верой Христовой.
19 августа 1147 года, после утомительного и небезопасного странствования по лесам и болотам, преподобный Герасим достиг Вологды. Велика была радость путника, увидевшего в посаде церковь — храм в честь Воскресения Христова (перейдя Волгу, он еще не встретил ни одного храма). Сразу за посадом начинался густой лес.
Здесь, под ветвями столетних деревьев, никому не ведомый инок устроил себе хижину. Дни и ночи проводил преподобный Герасим в псалмопении и молитве. Вскоре лесной отшельник стал известен местным жителям.
Обретя в преподобном Герасиме мудрого проповедника слова Божьего, они стали посещать хижину для получения советов и наставлений.
Бывая за Божественной литургией в посадской церкви, преподобный Герасим все больше и больше сближался с жителями. Он решил построить для них храм во Имя Пресвятой Троицы и при нем основать иноческую обитель.
В те времена на севере России почти еще не было монастырей, потому начинание преподобного Герасима жители Вологды восприняли поначалу с некоторым недоумением, как непонятное и ненужное, причем не только не помогали, но подчас даже оказывали противодействие.
Преподобный Герасим терпеливо переживал такое отношение вологжан к начатому им делу, всю надежду возложив на Бога.
В одиночку неутомимо работал он в лесу, расчищая место для построения храма и обители на ручье Кайсарове, у берега реки Вологды.
А когда кто-либо из жителей посада приходил к нему, преподобный смиренно объяснял, что трудится для их пользы, рассказывал о далеком Киеве, о Киево-Печерской обители, ее духовном значении.
Кроткие беседы и наставления инока, его мудрость и терпение все более и более привлекали к нему людей. Нашлись желающие не только помочь преподобному Герасиму в строительстве, но и учиться под его руководством иноческой жизни.
Через некоторое время было закончено возведение храма и устроение первой в Вологодской области обители, впоследствии ставшей известной как Троицкий Кайсаровский монастырь.
4 марта 1178 года, в день своего монашеского тезоименитства, преподобный Герасим скончался. О жизни и подвигах его за более чем тридцатилетний период, прошедший с того времени, как был основан монастырь, сохранилось немного сведений.
Церковное предание и народная память свидетельствуют, что все эти годы преподобный Герасим просвещал светом Евангельского учения Вологодский край, одних обращая из язычества в Православие, других укрепляя в вере и поддерживая в соблюдении заповедей Христовых, в следовании на пути к Истине.
В службе святому говорится о его апостольской деятельности: «Просветил еси верою приходящих к тебе», а в Житии преподобного были записаны случаи благодатных исцелений, происходивших при его гробе.
Более 400 лет процветала Кайсаровская обитель во Имя Пресвятой Троицы, привлекая множество богомольцев, пока в сентябре 1612 года не были разрушены при опустошительном нападении неприятеля и город, и монастырь. Оказались утраченными не только исторические памятники и свидетельства, но даже само место погребения преподобного Герасима было трудно установить.
Святой чудесным образом позаботился о том, чтобы память о Троицком монастыре не была предана окончательному забвению.
Явившись во сне одной старой жительнице Вологды, страдавшей слепотою 12 лет, преподобный Герасим повелел ей отслужить панихиду в бывшем монастыре над его гробом, причем добавил, что место это будет узнано по тому, где будет найден ее платок. На другой день рано утром слепая попросила отвести ее в разрушенный Троицкий монастырь. Там, с северной его стороны, и был обнаружен платок старой женщины, которая после совершения панихиды по преподобному Герасиму тотчас прозрела.
Это чудо вновь сделало известным место погребения угодника Божьего.
«И начата приходити мнози исцелений ради недуг своих и по малу времени возградиша над мощми святаго малу часовню и раку устроиша и икону пядницу во имя святаго написаша», сообщает вологжанин Фома, описатель посмертных чудес преподобного.
Благодатное исцеление у его святых мощей получали не только те, кто с верою притекали к гробу святого. Часто преподобный сам являлся больным, ничего о нем не знавшим, повелевая идти к его раке.
Явление преподобного обычно сопровождалось облегчением страданий, но если болящий успокаивался этим и не спешил исполнить указания, то болезнь возвращалась, пока удостоившийся явления не приходил к гробу преподобного Герасима. Таким образом преподобный как бы побуждал немощных обращаться к милосердию Божиему и принимать исцеление его молитвами.
В 1649 году стараниями жителей Вологды близ часовни была возобновлена церковь во Имя Пресвятой Троицы и тогдашний архиепископ Вологодский и Великопермский Маркелл (1645—1663) повелел вести запись чудес, происходивших от раки преподобного, собственноручно засвидетельствовав одно, при нем случившееся исцеление.
В 1717 году при епископе Вологодском и Белозерском Павле (Васильеве; 1716-1725) вместо деревянного храма была построена каменная церковь во Имя Пресвятой Троицы. Святые мощи преподобного Герасима Вологодского были перенесены в новоустроенный храм и ныне пребывают под спудом.
Источник: http://www.OrtLife.ru/svyatye/17-marta-den-pamyati-prepodobnogo-gerasima-vologodskogo.html
Преподобный Герасим Вологодский
День памяти: 4 / 17 Марта
Преподобный Герасим Вологодский | Преподобные Галактион и Герасим Вологодские |
Преподобный Герасим родился в Киеве и с детства думал посвятить себя жизни отшельника. Монашеское пострижение принял в Киевской Гнилецкой Успенской обители, где проводил дни свои в непрестанных трудах и глубокой сердечной молитве. Из послушания братии он принял сан иеромонаха.
По достижении духовной зрелости, преподобный Герасим отправился на север Руси и пришел на реку Вологду. Достигнув берегов реки Вологды в августе 1147 года, он выбрал для своего обитания глухой лес недалеко от небольшого селения. Лес был отделен от Вологды Кайсаровым ручьем, и монах оставался в полном одиночестве.
Здесь он построил себе хижину и в тишине уединения предался богомыслию, непрестанной молитве и псалмопению. Жители селения вскоре прослышали о святом отшельнике и стали приходить к нему. С каждым днем желающих увидеть Герасима и получить от него мудрый совет или наставление становилось все больше и больше.
Герасим горевал, что познания местных жителей в христианской вере совсем малы: ведь в то время христианская религия только начала распространяться и первыми, узнавшими о ней, были жители Заволжского края.
Постепенно сближаясь с местными жителями, преподобный пожелал для их душевного спасения построить храм во имя Пресвятой Троицы и основать при нем обитель. Обратившись за помощью к местным жителям в деле строительства, он сначала не получил поддержки: ни один человек не пожелал разделить с ним тяжкие труды монашеской жизни.
Ведь в Вологодской земле тогда не было никаких церквей и обителей, поэтому жителям это дело казалось непонятным и странным. Тогда Герасим сам стал рубить лес и собирать материал.
Один богатый владелец земли воспротивился воле Божией и не захотел отдать Герасиму землю под монастырь и храм, учиняя ему всяческие препоны и преграды. Преподобный не пал духом и с еще большим “Усердием принялся работать, поддерживая себя молитвою.
Мужество отшельника, его стойкая вера и вместе с тем мягкость и отзывчивость, сострадание к простым людям — все это не могло не найти отклик в сердцах людей. Поэтому спустя некоторое время поселяне стали помогать Герасиму в строительстве святой обители.
А еще через какое-то время появились и те, кто возжелал подвизаться в монашеском труде под руководством Герасима. Благодаря терпению и неустанным трудам святого создается первый и древнейший в северных пределах Руси Троицкий Кайсаровский монастырь.
Он построил храм во Имя Пресвятой Троицы и при нем первый на Севере монастырь во Имя Пресвятой Троицы. Обитель послужила духовному просвещению окрестных жителей.
Во время своей жизни преподобный Герасим просвещал светом Евангельского учения Вологодский край: одних обращал из язычества в Православие, других укреплял в вере и поддерживал в соблюдении заповедей Христовых. Скончался преподобный 4 / 17 марта 1178 г.
, и после смерти мощи его стали источником благодатных даров и исцелений. Причем святой сам являлся больным, совершенно его не знавшим, и приказывал им идти к своему гробу, обещая при этом исцеление от разных недугов.
Нет сведений, когда впервые стали вместо панихиды служить над гробом молебны, однако известно, что местное празднование стали справлять после 1691 года.
И лишь спустя несколько десятков лет (как это нередко случалось на Руси, когда народ опережал церковь в восхвалении святых) Святейший синод утвердил канонизацию святого Герасима; это произошло в 1721 году.
Тропарь преподобного Герасима Вологодского. Глас 4
Яко Безплотным единонравен/ и преподобным сообщник, преподобне Герасиме,/ един на Вологду пришел еси,/ прорицая ту быти граду великому/ и в нем святей церкви воздвигнутися/ и святителем водворитися./ Темже и сподобился еси/ близ того погребен быти/ и по преставлении своем многими чудесы исцелений просил еси./ Молися всегда о нас,/ яко да обрящем от Бога милость.
Преподобный Иаков постник
День памяти: 4 / 17 Марта
Преподобный Иаков постник подвизался недалеко от Финикийского города Порфириона. Пятнадцать лет он жил в пещере, предаваясь иноческим подвигам, и получил от Господа дар чудотворения. Под его влиянием многие местные жители обратились в христианскую веру. Слава о подвижнике все ширилась. Тогда, чтобы не впасть в соблазн, преподобный ушел в другое место.
Найдя новую пещеру, он прожил в ней тридцать лет. Страшные сети уготовал диавол подвижнику. Наков исцелил отроковицу от беснования, но впал с нею в грех.
Устрашившись этого греха, он пришел в отчаяние от совершенного, долго скитался по пустыне, не находя себе ни пристанища, ни покоя, мучимый угрызениями совести, и совсем уже было решил оставить иноческую жизнь и уйти в мир.
Но безмерная милость Божия, которую не могут преодолеть грехи всего мира и которая хочет всем человекам спасения, не допустила погибели и этой души, столько лет искренно работавшей своему Владыке. Господь разрушил диавольское намерение погубить подвижника и возвратил его через покаяние на путь спасения.
Блуждая в пустыне, Иаков увидел монастырь и, войдя в него, исповедал перед игуменом и братией свой грех. Игумен убеждал его остаться с ними, боясь, чтобы он окончательно не впал в отчаяние. Но Иаков ушел и опять долгое время странствовал по пустыне. Наконец Всеблагой Промысл Божий поставил на его пути пустынника, исполненного благодати и мудрости.
Приняв от него покаяние, пустынник предложил Иакову остаться у него. Однако Иаков не остался у старца, а, укрепленный и обнадеженный беседами с ним, затворился в пещере и десять лет приносил Богу покаяние, плача и рыдая, прося прощения за содеянный грех. Господь внял молитвам раскаявшегося инока и возвратил ему Свою милость: Иаков снова обрел дар чудотворения. До самой смерти он оставался в своей пещере, где и был похоронен.
Рекомендуемые страницы:
Источник: https://lektsia.com/8x3d51.html