Что такое лжица в церкви?

Лжица — назначение в православной церкви

В широком значении словом лжица называют ложечку маленького размера, на ручке которой изображён крест. Её применяют для причащения мирян.

Изготавливаются такие церковные изделия зачастую из металлических сплавов, которые не ржавеют и не окисляются — серебра, золота, олова. Само слово имеет греческие корни (греч.

λαβίς (лавис)) и отсылку к клещам, которыми Серафим ухватился за раскалённые угли, прижатые в дальнейшем к губам пророка Исаии.

Существует легенда, которая гласит, что во время богослужения Иоанна Златоуста на службу пришла одна женщина, забравшая частицу Господнего Тела. Она завернула украденный предмет в платок и хотела использовать его для колдовских ритуалов.

Столь неприятный факт быстро всплыл и распространился среди священнослужителей.

Обратите внимание

Тогда святой Иоанн приказал всем церковным служителям причащать мирян со специальной ложечки, применяющейся для извлечения частички Господнего Тела из чаши, которая была погружена в Кровь Господа.

Наряду с этим обычаем был введен еще один традиционный обряд — заливание Причастия вином, разбавленным тёплой водой, чтобы прояснить ум перед осознанием важнейшей роли причащения к Святым Таинствам. Согласно многочисленным свидетельствам, все эти случаи послужили возникновению лжицы в списке богослужебных предметов.

Во время богослужебной церковной службы ложечка используется только служителями церкви. Исключительные случаи, когда человек во время причащения принимает Святые Дары.

Значение использования лжицы в службах

Духовное кормление — одна из важнейших целей любого богослужения в церкви. Применение этого предмета позволяет связать Господа с простыми людьми, а посредником в этом выступает церковь.

Служители храмов и соборов могут причащаться и без применения лжицы, так как для них существует правило раздельного принятия Даров.

Используется маленькая ложечка с крестом только диаконом по окончании литургического служения, ею он берёт частицы Даров.

Причащение прихожан церкви при помощи лжицы обладает огромнейшим значением, ведь это не просто кухонная утварь, а неотъемлемый атрибут при проведении Таинств. Использование ложечки символизирует о тесном контакте верующих людей с Богом во время посещения Церкви, питающей их духовной пищей.

Ложка для причастия — это не просто предмет обихода, а атрибут, показывающий глубину веры человека, его связи духовной с Господом, смирения при выполнении всех Божественных законов — только в них таится основная философская тайна человеческого бытия — стремление к Господней благодати и обретение вечной жизни.

Рекомендуем обратить внимание на подходящие иконы:

Источник: https://vseikony.ru/news/tainstva-tserkvi/lzhitsa–naznachenie-v-pravoslavnoy-tserkvi/

Литургические предметы: история и символизм

Знаем ли мы, как выглядела чаша, которой пользовался Христос во время последней ритуальной Пасхальной Вечери? Об истории и символизме литургических предметов — архимандрит Алипий (Светличный).

Причащание из кувшина. Сербия. Грачаница. Фреска. XIII век

Иногда бывает досадно, что в Евангелии так мало описаний и уточнений, которые могли бы помочь воссоздать историческую обстановку времени пребывания Христа с людьми на земле.

Праздный читатель хотел, чтобы все упоминаемые в Писании деяния точно совпадали с хронологической документацией и археологическими находками. Но Библия остается совершенно «закрытой» книгой для таких людей.

Важно

И потому легче, махнув рукой на свою неспособность разобраться, объявить эту Книгу несостоятельной.

Меня же радует эта тихая и неумышленная загадочность о суетном, которая сохраняет Священное Писание, помогая узнавать со страниц Божественные глаголы, а не развлекаться излишними подробностями неполезных вещей.

Чаша Тайной Вечери: священная или мифическая?

С рыцарских времен стало популярным привозить в огромном количестве в Европу реликвии. Они, к сожалению, стали не только привозиться, но и фальсифицироваться. И это позже стало ставить Церковь в сложное положение: народное благочестие требовало почитания предъявленной святыни, а епископат избегал официально признавать реликвии подлинными. И в большинстве случаев епископы были правы.

Именно в то время возникла коллизия: появилось несколько чаш, которые назывались «Чаша Тайной Вечери».

Эти чаши стали ассоциироваться с легендарным Граалем, который из кельтских мифов перекочевал на Круглый стол мифического короля Британского острова — Артура.

Позже появилась легенда о том, что праведный Иосиф Аримафейский принес эту чашу, которую держал в Своих руках Спаситель на Тайной Вечере, в английский город Гланстонбери, где она находится на дне какого-то колодца.

Ко всему прочему, появилось поверие, что в эту же чашу Иосиф Аримафейский собирал и кровь Распятого.

Можно рассматривать еще множество легенд по поводу Грааля. Но вопрос о чаше Тайной Вечери возник в связи с тем, что чашу стали реконструировать и использовать в качестве литургического потира.

Как выглядела чаша Христа на последней Пасхальной Вечере?

Итак, знаем ли мы, как выглядела чаша, которой пользовался Христос во время последней ритуальной Пасхальной Вечери? Конечно же, нет! Ведь в ту эпоху чаши уже имели довольно разнообразные формы и изготавливались из различных материалов.

Бедняки пользовались, в основном, керамической посудой. И для некоторых стало искушением думать, что у Христа в руках должна была быть чаша именно из глины, поскольку он был бедным проповедником.

Но давайте вспомним, что Спаситель вошел в дом человека, который устроил им трапезу в горнице, на горе Сион.

Совет

Сион в Иерусалиме был кварталом самых богатых людей, там жили иудейские вельможи. И Сионская горница расположена по соседству с дворцами Ирода Великого и Первосвященника.

А в доме богатого человека, наверняка, была богатая посуда. Это могло быть и цветное стекло, могло быть и серебро, столь любимое израильтянами того времени. Но могла быть и каменная посуда. Да, да, именно каменная. Дело в том, что у евреев считается: подлинно кошерная пища — только в каменных сосудах, которые могли позволить себе исключительно богатые религиозные люди.

При некоторых серьезных реконструкциях Тайной Вечери, при участии авторитетных археологов, предполагалось, что кувшин для вина был каменным, а ритуальная чаша – серебряная, глубокая, на невысокой круглой подставке. При этом вовсе необязательно, чтобы хлеб клали на какой-то поднос — скорее всего, он лежал стопкой прямо на столе среди других, ритуальных для пасхальной трапезы, блюд.

Какими были литургические сосуды во время первых христиан? 

У нас весьма смутные представления о том, на каких сосудах совершались евхаристические приношения во время Вечерь Любви первыми христианами, но на катакомбных фресках присутствует изображение посуды, похожей на глиняную. Угадать же, есть ли на этих изображениях  священных симпозиумов литургические сосуды, сегодня трудно.

Агапа. Рим. Катакомбы Домициллы. III век

Вообще-то установившееся название евхаристической чаши «потир» говорит нам не столько о чаше, сколько о предмете для питья. Именно так доподлинно переводят с древнегреческого это слово. И потому допускает любую углубленную форму, из которой можно испить.

Однако историки не исключают, что еще в катакомбные времена христиане пользовались для служения Евхаристии сосудами из драгоценных металлов или изготовленных из почитаемых римлянами камней (оникса, агата, алебастра, порфира и мрамора).

Можно говорить, что к IV в. форма литургической чаши уже сформировалась и стала популярной: кубок на высокой ножке. Со времен первохристианских собраний стал использоваться и дискос (тарелка) для Хлебопреломления. По всей видимости, он изготавливался также из дорогих материалов, наравне с чашей.

Это были священные предметы, которые покупались в складчину и могли служить не одному поколению христиан. За ними часто охотились доносчики в периоды гонений на последователей Назаритянина — как за единственной достоверной драгоценностью общины.

Христиане мало задумывались над Тайной Вечерей как об историческом событии. У них не было потребности реконструировать произошедшее во времени.

Обратите внимание

Христос и Его Евхаристия были всегда для них современным событием, в котором они участвовали — не просто в воспоминании, а в ожидании подлинной встречи с Учителем.

Потому христианам по-настоящему дороги были не сосуды, а содержимое их: Тело и Кровь Христа. Они не задавались вопросом исторической правды, а переживали радость реального Приобщения Тайной Вечере.

Какие евхаристические сосуды и дискосы использовали после эдикта царя Константина?

Евхаристическая чаша. Конец V века

После эдикта Константина Великого, позволившего христианам быть наравне с язычниками, христианские общины стали открыто совершать богослужения и строить свои храмы.

Стала формироваться литургическая жизнь, а с ней и литургические предметы. Провинциальные префекты и сам император щедрой рукой дарили церквям дорогие евхаристические сосуды.

Это отразилось в Житии святителя Николая Мирликийского.

Чаши имели вид императорских кубков и часто были конической формы. Дискосы напоминали обычные тарели. Это было понятно, поскольку почти всегда покупались у ювелиров обычные чаши и тарели, которые могли бы быть в использовании у богатых людей при застольях.

Дискос. VI век

С увеличением паствы в провинции стал появляться обычай причащать Кровью Христовой из Евхаристического кувшина.

Евхаристический кувшин. VIII век

Исследователи-литургисты полагают, что кувшины стали использовать из-за неимения чаш бедными общинами. И то вино, которое приносили христиане в кувшинах, в кувшинах же, как полноту приношения, и использовали во время Евхаристического служения.

Позже такой кувшин стали изготавливать или из полудрагоценных камней искусной работы с изображением христианских символов, или из драгоценных металлов, реже — из золоченной через огонь меди.

Эта традиция стала популярной в монастырях, поскольку часто после Литургии диакон разносил Причастие отшельникам, и кувшин оказался для этого весьма практичным предметом, тогда как священный Хлеб заматывали просто в чистый плат.

Важно

Надо оговориться, что по традиции, почти до Х века верные испивали Кровь Христову прямо из литургической чаши или из упомянутого кувшина. Тогда как Пречистое Тело подавалось им в руки, а позже — в платы на руках, и они самостоятельно его принимали с благоговением прежде касаясь им глаз, чела, а потом потребляя внутрь.

В Церквях Восточных с VII века стала распространятся традиция причащать из лжицы. Однако подавали в ложечке только Кровь Христову (такой обычай сохранился теперь у коптов). С Х века стали погружать Хлеб в чашу с Кровью и подавать напитанные части Тела лжицей.

Католики в спорах с православными критиковали обмакивание освященного хлеба в чашу.

Кардинал Гумберт в трактате «Против греческих злоупотреблений» писал: «Иисус не клал хлеб в чашу и не говорил апостолам: «Примите и ядите ложкой, сие есть тело мое»…

Обмакнутого хлеба Господь не предложил никому из учеников, кроме Иуды предателя, чтобы показать, кто предаст его». Т.е. латины стали увлекаться историзмом события Тайной Вечери.

Когда и почему возникла традиция причащать лжицей?

Традиция причащения лжицей, видимо, не была связано с появлением каких-то новых представлений о личной гигиене. Напротив: так проявлялось развитие более почтительного отношения к Евхаристии и создавало удобство при большом наплыве желающих Причаститься. Ведь теперь уже не было нужды дважды подходить за Причастием, а подавалось все единожды полноценно.

Ко всему прочему, в отличие от латинской традиции, которая заостряла внимание на страданиях и смерти Христовой, и потому во время Причастия подавался Хлеб пресный, т.е. хлеб скорби, символ мертвого Тела, Восточная Церковь сформировала свое отношение к веществам Литургии через богословие.

Для Церквей Востока Литургия стала явлением Пасхи Воскресения, и Хлеб литургический был «живой» — сквашенный, хлеб радости. Логично, что с таким богословием Тело должно для верных видимым образом соединяться с Кровью в знак восстановления жизни — Воскресения.

Потому Тело стало погружаться в Чашу и подаваться оттуда ложечкой.

Совет

Сама ложечка для Причастия называлась не «ложка», «кохлеар», а «лабуда», «клещи» — в напоминание о раскалённом угле, который клещами был вложен  в уста пророку Исаие (Ис. 6,7).

Интересно, что первые формы таких лжиц напоминали настоящие ложки, довольно большого размера. Вплоть до XVIII века, даже когда лжицы стали меньшими, они оставались довольно глубокими, чтобы подавать причастникам достаточно Вина с Хлебом.

Лжица. XVII век

В середине XII века, когда обычай ещё считался нововведением, наряду со лжицей стала появляться другая традиция: испивать из Чаши посредством специальной серебряной трубочки. Особенно быстро распространился этот обычай в Африке и в Испании. Но он не прижился и такие трубочки превратились в музейную редкость уже в XIV столетии.

Встречал мнение, что такие причастные трубочки появились значительно раньше и предполагают, что они могли быть даже в VI веке. В частности, в Западной Церкви.

Мало кто знает, но в IV веке считалось литургическим предметом также и ситечко для вина. Его тоже изготавливали из серебра или другого ценного материала и пользовались для наливания вина в Евхаристическую чашу.

Клад Сионского монастыря: потиры, кадильницы, дарохранительница, на переднем плане ситечко для вина

Читайте также:  Ваганьковское кладбище как добраться, часы работы и кто похоронен

Дело в том, что раньше к Литургии христиане приносили и свое вино, и испеченный ими хлеб. И вино часто было не самого высокого качества, а значит и чистоты. Потому ситечко было необходимо, чтобы в чаше вино оказывалось очищенным от примесей. 

Обратите внимание

Наряду с чашей для евхаристического служения использовали кувшин вплоть до XIV века, а фреска Евхаристии в афонском монастыре  Ставроникита, дает нам понять, что и в XVI веке на Афоне могли использовать кувшин для Причащения.

Таким образом, лжица вовсе не был повсеместно распространенный предмет, и использование кувшина предполагает причащение под двумя видами: Хлеба и Вина отдельно.

О преломлении и разрезании хлеба, или почему возник нож?

Ножик для разрезания и разделения Хлеба стали использовать довольно давно. В Константинополе им пользовались уже с начала VIII века. До этого времени Хлеб только преломляли. Потому его при испечении сверху глубоко надрезали крестообразно, чтобы потом было удобно разламывать на первичные четыре части.

А поскольку Проскомидия (Протесис) оформилась довольно поздно, то  ножик (копие) там стал употребляться сразу с обычаем использовать просфору не полностью, а для вырезывания Агнца изнутри.  Древнейшим  упоминанием об антидоре, а значит о вырезывании Агнца из круглого хлеба, можно считать свидетельство «Изъяснения на литургию» Германа Константинопольского по списку ХI века.

На Охридской фреске ХI века в Софиевском соборе в сцене служения святителя Василия Великого можно видеть, что на дискосе лежит еще круглый хлеб. Но на мозаике Киево-Софиевского собора хорошо заметно изображение в сцене Евхаристии на святой  трапезе  нож!

Евхаристия. Мозаика Софии Киевской. XI век

А на мозаике Евхаристии Михайловского Златоверхого монастыря (ХII век) мы можем видеть и нож, и лжицу, и звездицу. Впрочем, звездица видна и на Киево-Софиевской мозаике.

На фреске Кирилловской церкви в Киеве (ХIII век) в Евхаристии заметна также кисточка для пометания крошек с трапезы и дискоса.

Коль упомянута звездица, то следует заметить, что этот литургический предмет был точно известен в V века и обнаружен в кладе Сионского монастыря (VI век) с другими сосудами. Интересно, что звездицу тогда часто крепили непосредственно на дискос и делали несъемной.

Что символизировали лжица, звездица и копие в разные века?

С распространением антиохийской традиции Литургии, которые в Константинополь принесли святители Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, многие литургические предметы стали обретать символические наполнения, а на действия в евхаристическом служении стали смотреть как на священные мистерии.

Вскоре Потир стал восприниматься как символ Богородицы, давшей от Себя кровь Спасителю. Дискос первично представлялся престолом Превечного, а затем – вифлеемскими яслями, в которые положен был Богомладенец. Соответственно, звездица, которая охраняла от прикосновения к Агнцу тканей покрова над дискосом, стала означать звезду, указующую для волхвов место явления Христа.

Копие, как упоминалось выше, стало символом орудия прободания Спасителя на Голгофе. А лжица означала клещи, которыми в уста пророка Исаии положен был особый духовный уголь пророческого слова.

Независимо от форм сосудов, они сохраняли свой символизм через века.

Важно

Дискос, как можно видеть на мозаике Софиевского собора в Киеве, приобрел ножку, что послужило удобству брать тарель со стола. И теперь с этой ножкой дискос стал еще и указывать на двойственную природу Христа: Бог и Человек.

Двуручный кувшин иногда преобразовывался в двуручную чашу. Такие можно видеть в Новгородском Софиевском соборе и в соборе Сан-Марко в Венеции, привезенные туда из Константинополя.

Двуручная чаша (кратир) из собора св. Софии. Новгород. XI век

Формы потиров со временем становились все более изысканными и на все более высоких подставках. Они соответствовали эстетизму своего времени. Украшались драгоценными камнями, эмалями, финифтью, филигранью, чеканкой и гравировкой.

Двуручный конусоидальный потир XI века

Двуручный потир X века

Не менее богатыми становились и другие литургические предметы.

Однако, если такие богатые сосуды были в величественных соборах и знатных монастырях, то в русских скитах и бедных монастырях могли служить на деревянных потирах и дискосах. На сельских приходах не могли себе позволить ничего дороже оловянных евхаристических наборов.

И сегодня самым распространенными литургическими сосудами являются латунные вызолоченные чаши, дискосы, звездицы и лжицы.

Для Церкви осталось самым важным то, что эти сосуды вмещают.

И хотя Церковь старается, ради почтения Евхаристической Тайны, украсить эти сосуды, но памятует, что никакими земными богатствами невозможно выразить величие Того, Кто Своими Телом и Кровью истинно освящает и литургические предметы, и верных рабов Своих, соединяясь с нами, как вечная Жертва за каждого и как любящий Собрат, отдающий в наши вены Свою Кровь жизни вечной.

Архимандрит Алипий Светличный

Источник: https://pravlife.org/ru/content/liturgicheskie-predmety-istoriya-i-simvolizm

Лжица – обязательный священный предмет для совершения Евхаристии

  • С давних времен в христианской церкви во время проведения таинства Евхаристии принято использовать небольшую ложечку, предназначенную для подношения причастия верующим из потира. Этот старинный предмет культа, как и дискос, звездица и потир изготавливался из серебра, золота, олова или же из специальных металлических сплавов, не дававших окиси.

    Лжица всегда считалась священным предметом, входившим в число евхаристической утвари, поэтому во время проведения службы к ней можно было прикасаться только священнослужителям. Исключением могло стать лишь принятие Святых Даров во время причащения.

    Использование верующими лжицы при причащении было символом посредничества церкви во время их духовного окормления.

    Совет

    Священнослужители, как и апостолы, принимающие Святые Дары раздельно, без смешения Крови и Тела, по церковной традиции причащаются без использования лжицы.

    Многие ученые и исследователи ведут дискуссию о времени появления лжицы.

    В «Церковной истории», написанной Созоменом, введение этого предмета в употребление приписывалось Иоанну Златоусту, однако многие специалисты относятся к этой версии как к обычной легенде.

    Традиционно считается, что старинная лжица начала использоваться в богослужебном обряде в седьмом столетии. Одно из первых упоминаний о лжице можно встретить в Константинопольском соборе, датированном 861 годом.

    До появления этого предмета евхаристической утвари, Тело и Кровь преподносились при причащении отдельно. Многие старинные книги содержат подробное описание традиции раздельного причащения.

    Миряне принимали Тело на ладонь правой руки, причем женщины покрывали руку специальным полотняным покровцем, а мужчины Тело получали непосредственно в руку.

    Многие представители церкви были против передачи Святых Даров в сосуды, изготавливавшиеся из благородных металлов, так как рука человека, являвшегося подобием и образом Божием, была честнее любого металла.

    До появления лжицы верующие часто брали Святые Дары домой, чтобы там причащаться запасными Дарам. Такой обычай был особенно распространенным в монашеской среде. В последующие годы традиция раздельного причащения стала постепенно выходить из употребления.

    Для причащения мирян церковь ввела лжицы, официально принятые после Тульского Собора, состоявшегося в восемнадцатом столетии. Такой предмет старины стал использоваться для помещения небольшой частицы Тела Христова и определенного количества Крови.

    Обратите внимание

    Введение лжицы оказалось достаточно удобным и практичным, а ее использование органично соответствовало содержанию всех священнодействий. По этой причине лжицу стали выносить вместе с напрестольным крестом на великом входе.

  • Источник: http://transantique.ru/articles/view/id/518

    Потир,копие,покровцы,губка,лжица и их назначение

    ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 19Следующая ⇒

    Потир (греч. – чаша, сосуд для питья) это священный сосуд особого устройства, в который вливается во время проскомидии виноградное вино, соединенное с водой, прелагаемое на Литургии после призывания Св. Духа в истинную Кровь Христову.

    На чаше изображается Христос, Божия Матерь, св. Иоанн Креститель и орудия страданий Христа (крест, копье, губка, гвозди) и пишутся слова: ''Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя”.

    Потир особо символизирует чашу страданий, испитую Христом во время Его земной жизни, Кроме того, он напоминает о той чаше, в которой Господь Иисус Христос на Тайной вечери преподал Своим Ученикам под видом вина Собственную Пречистую Кровь. После освящения Св.

    Даров и во время причащения священнослужителей и мирян потир изображает прободенное ребро Христово, из которого истекла кровь и вода.

    Как дискос, так и потир введены в употребление со времен апостольских. Дискос тогда делали из дерева, а потир из стекла, теперь же эти сосуды изготовляются из серебра. и золота.

    Копие нож с черенком, сделанный наподобие копья, острый с обеих сторон, употребляемый для изъятия из просфоры Св. Агнца и его прободения, а также для изъятия частиц за живых и умерших. Оно изображает то копье, которым римский воин ударил в ребро Христа Спасителя.

    При воспоминании страдания Спасителя на службе проскомидии агнец слегка пронзается копием с правой стороны со словами: “Един от воин копием ребра Его прободе”. Как образ одного из орудий казни Спасителя и как вообще орудие войны и смерти, острое железное копие, режущее мягкий хлеб просфор, является символом жестокости мира сего.

    Силы жестокости и смерти стремятся поразить и умертвить в земном все Божественное и небесное.

    Но, по смотрению Божию, они оказываются орудиями выделяющими, извлекающими из среды человеческого мира все то, что не от мира сего, что, будучи в миру, нуждается в испытании, дабы оказалась явной или видимой всем принадлежность этого к иному миру, богоизбранность испытуемого.

    Важно

    Иными словами, орудия жестокости мира сего промыслительно, против воли диавола и аггелов его, служат ко славе Божией, обращаются в орудия Промысла Божия о спасении человеческого рода, в орудия, которые позволяют обнаружить и явить глубину любви Божией к Своим созданиям и их ответной любви к Богу.

    Поэтому церковное копие, с другой стороны, означает именно орудие Промысла Божия, выделяющее из среды человечества избранных Его. В этом смысле копие подобно тому мечу, образ которого использует в Своей проповеди Иисус Христос, говоря, что не мир, но меч принес Он на землю, меч, который духовно как бы рассекает человечество на тех, кто принимает и кто не принимает Христа (Мф. 10, 34-38; Лк. 12, 51-53).

    В своем духовном значении копие в некоторой мере подобно также Кресту Христову, ибо как Крест был прежде орудием позорной казни, а во Христе сделался орудием спасения и славы Божией, так и копие, будучи орудием смерти, становится во Христе орудием спасения верных для жизни вечной в славе Царства Небесного. Последнее обстоятельство сообщает освященному церковному копию благодатную силу, способную оказывать целительное действие. В Требнике содержится краткое “Последование на страсть недуга… со святым копием”, которое творит священник над больным человеком, осеняя его крестообразно копием.

    Лжица небольшая ложка с крестом в конце рукояти, употребляется для преподания Причастия из чаши (потира) мирянам. Так же, как дискос, потир и звездица, лжица делается из золота, серебра, олова или из металлических сплавов, не дающих окиси.

    В Древней Церкви (до V в.) миряне причащались иначе. Епископ или священник преподавал частицы Тела Христова мужчинам в руки, женщинам в чистые платки, а диакон затем давал всем им приобщаться Крови Христовой прямо из чаши.

    При этом рука священнослужителя, преподающая Тело Христово, символически означала клещи, которыми Серафим взял уголь с алтаря Небесного и коснулся им уст пророка Исаии, очистив их (Ис. 6, 6). Этот уголь пророчески изображал Тело Христово, которое должно было преподаваться и преподается теперь в Новозаветной Церкви.

    Край чаши, к которому прикасался причастник, означал ребро Спасителя, из коего истекли кровь и вода, когда воин пронзил Его на Кресте. Так что причащающийся Крови Христовой как бы приникал устами к прободенным ребрам Господа Иисуса Христа.

    Такой порядок причащения существует и сейчас для священнослужителей при архиерейском богослужении, когда епископ преподает служащим с ним священникам и диаконам своей рукой в их руки части Тела Христова, а затем дает им приобщиться Крови Христовой от чаши, которую держит в своих руках. Когда служит священник с диаконом, то первый преподает второму таким же образом Тело и Кровь Спасителя.

    Во время святительского служения Иоанна Златоуста женщина унесла частицу Тела Господня в платке домой и пыталась использовать ее для колдовства.

    Совет

    Узнав об этом, святой Иоанн Златоуст дал распоряжение по всем церквам причащать мирян посредством ложечки (лжицы), которой извлекаются из чаши частицы Тела Христова, предварительно погруженные в Кровь Его и пропитанные Ею.

    Читайте также:  Мощи святого луки: где находятся, как приложиться, от чего помогают

    При этом было введено в обычай тут же запивать Причастие теплой водой с вином для ясного свидетельства того, что каждый мирянин действительно причастился Святых Тайн. Так, казалось бы, случай способствовал появлению в каноне богослужебных предметов лжицы.

    Однако это был промыслительный случай, благодаря которому причащение мирян приобрело должное символическое соответствие духовным истинам. Древние толкователи обратили внимание на то, что Господь, Сам совершая на Тайной вечери претворение хлеба и вина в Свои Тело и Кровь, дал Своим ученикам сначала Тело, а затем Кровь Свою из чаши.

    Причащение Святых Тайн прочих уверовавших людей началось уже после Воскресения Христа, после страданий Господа на Кресте, где всем людям, миру, было явлено обагренное Кровью Тело распятого Спасителя. В соответствии с этим и пришел теперь по велению святого Иоанна Златоуста весь порядок причащения.

    Справа в алтаре, как в сионской горнице, священнослужители, которые в данном случае изображают ближайших ко Христу учеников, апостолов, приобщаются Святых Тайн раздельно, как они были преподаны Христом на Тайной вечери и что вполне соответствует и другим церковным и богослужебным отличиям, выделяющим освященное духовенство от общей среды верующих.

    Затем через отверстые царские врата чаша, в которой частицы Тела Христова уже обагрены Его Кровью, торжественно выносится к мирянам, что в целом знаменует Воскресение Господа Иисуса Христа. Миряне причащаются, таким образом, Тела и Крови, соединенных вместе. Кроме того, причащение мирян посредством лжицы духовно означает, что верующие во Христа соединяются с Богом через посредство Церкви, питающей их духовной пищей. Поэтому лжица означает посредничество Церкви в духовном окормлении людей в самом широком смысле.

    Губа, или губка, или муса высушенное морское растение, употребляемое для вытирания священных сосудов (потирная губка) и для собирания с дискоса частиц (после причащения), полагаемых в потир (антиминсная губка). Она знаменует собою ту губку, посредством которой воины напоили распятого Спасителя уксусом, смешанным с желчью.

    Покровы– употребляются для покрытия дискоса и потира. Их бывает три: одним покрывается дискос, вторым потир, третьим и потир и дискос вместе. Первые два носят название покровцев, а третий покрова. Обычно покров и покровцы называются воздухами.

    Но покровец над дискосом называется ?, а покровец над чашей , третий называется воздухом , так как этим покровом над Святыми Дарами во время пения Символа веры священник колеблет, потрясает воздух и тем изображает землетрясение) случившееся после смерти Спасителя и при Его воскресении, Колебание воздухом символизирует веяние Св. Духа. Покровцы на проскомидии символизируют младенческие пелены Иисуса Христа, а после Херувимской песни: 1) сударь, которым был повита голова Спасители во гробе; 2) плащаницу, которой было обвито тело Иисуса; 3) камень, приваленный к двери гроба.

    Потир (греч. – сосуд для питья) представляет собой круглую чашу на высокой подставке с круглым основанием. Ножка, соединяющая чашу с основанием подставки, имеет, как правило, в середине утолщение, яблоко. Основание чаши делается обычно большим по диаметру.

    Обратите внимание

    Потир, как и дискос, содержит в себе два круга (верхний и нижний), имеющие те же значения, что и круги дискоса. Но потир имеет и свое духовное значение. Потир употребляется для претворения вина в истинную Кровь Христову. На проскомидии в чашу вливается вино. На литургии совершается пресуществление его в Кровь Христову.

    В потир затем опускается, во образ Воскресения Господа, одна из четырех частей преломленного Агнца, ставшего Телом Христовым. Непосредственно из чаши причащаются священники и диаконы. После причащения священнослужителей в чашу с Кровью Господней опускаются частицы Тела Его, назначенные для причащения мирян.

    Потир вслед за этим торжественно выносится через царские врата к народу, и из него Причастие преподается мирянам. После этого в чашу всыпаются с дискоса частицы, представляющие собою членов Небесной и земной Церкви, вынутые из служебных и прочих просфор.

    Затем чаша торжественно переносится с престола на жертвенник, во образ Вознесения Христова, причем в царских вратах ею крестообразно осеняется народ.

    Чаша является воистину вместилищем Невместимого, и потому сама по себе знаменует Пресвятую Богородицу и Приснодеву Марию, во чреве Которой образовалось человеческое естество Господа Иисуса Христа, Тело и Кровь Которого Он благоволил затем отдать в пищу и питие верующим в Него. Как в Ветхом Завете, особый сосуд (стамна) по повелению Божию хранил в себе в Моисеевой скинии манну, Божественную пищу, ниспосланную с Неба для питания Израиля в пустыне, так Богородица носила в Себе истинную пищу и истинное питие – Господа Иисуса Христа.

    В самом широком смысле потир является образом той таинственной чаши, в которой Премудрость Божия растворила вино и предложила на своей трапезе .

    Древнее пророчество объемлет этим образом и таинство Причащения, прежде всего, и тайну Рождества Христова от Приснодевы Марии, и ту чашу страданий за грехи всего мира, о которой Христос, молясь, говорил: “Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты” .

    Причащаясь Тела и Крови Христовых, верующие сами становятся частицами естества Сына Божия, участниками Его подвига, смерти и Воскресения, причастниками Его Божественной жизни и через это наследниками Царства Небесного.

    Важно

    Поэтому чаша, как и дискос, знаменует также Церковь Небесную и земную, питающую людей духовной пищей в жизнь вечную.

    Чаша как символ Церкви смыкается в своем значении с чашей как символом Богоматери, ибо Приснодева есть Матерь Церкви.

    Богослужебное Евангелие

    Святое Евангелие содержит в себе четыре благовестия: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна, поэтому иногда оно называется Четвероевангелием.

    Чтение Евангелия за богослужением полагается по уставу ежедневно, кроме понедельника, вторника, среды, четверга пятницы Великого поста и среды и пятницы сырной седмицы. Все Евангелие прочитывается в течение года.

    Перед каждым Евангелием помещено: 1) краткое описание жизни Апостола-Евангелиста; 2) краткое содержание глав евангельских; 3) указатель параллельных мест из других евангелистов.

    В этом указателе события расположены в хронологическом порядке начиная от Рождества Христова и заканчивая Его воскресением и вознесением.

    Цифрам, которыми обозначены евангельские события, соответствуют цифры черного цвета на наружных полях.

    Обычное деление текста Священного Писания на главы и стихи сохраняется и в богослужебном Евангелии. Счет глав указывается на верхнем поле. Счет стихов указан цифрами черного цвета на внутреннем поле. Кроме деления на главы: (Мф.20 гл. Мк. 16 гл., Лк. 24 гл., Ин.

    Совет

    21 гл.) и стихи, каждое из четырех Евангелий делится для богослужебного употребления на так называемые зачала. В Евангелии от Матфея зачал 116, Мк.71, Лк. 114, Ин. 67. Деление Евангелий на зачала было произведено св. Иоанном Дамаскиным и св. Феодором Студитом.

    Зачалом называется часть текста Нового Навета, назначенная для чтения при богослужении в тот или иной день. Перед зачалом помещается звездочка, под строкою же указывается дата чтения зачала.

    Там же, под строкой, указываются и слова, какими нужно начинать чтение зачала: “Во время оно”, “Рече Господь…” Конец евангельского чтения указывается в самом тексте киноварью, например: “конец недели”, “конец пятку”.

    Иногда евангельское чтение состоит из нескольких мест, выбранных из различных глав и даже различных евангелистов; какой переход в самом тексте обозначается так: “преступи Кресту”, и “чти Кресту”.

    В конце богослужебного Евангелия помещен указатель рядовых чтений на каждый день седмицы всего года и всех недель (воскресений) начиная от Пасхи и кончая сыропустной неделей.

    От Пасхи до Недели Всех святых 8 седмиц. Затем следуют 32 недели и подготовительные к Великому посту 33-я неделя о мытаре и фарисее, 34-я неделя о блудном сыне, 35-я неделя мясопустная, после которой начинается Великий пост.

    Просфора и её значение

    Просфора (греч. – приношение) – это круглый хлеб из пшеничной, без примесей, муки, заквашенной дрожжами. Просфора состоит из двух частей, которые изготовляются из теста отдельно одна от другой и затем соединяются вместе, прилипая одна к другой.

    На верхней части ставится печать, изображающая четырехконечный равносторонний крест с надписями над перекладиной креста 1C и ХС (Иисус Христос), под перекладиной HI КА (греч.-победа).

    Просфора, приготовленная из муки от зерен бесчисленного множества колосьев, означает и человеческое естество, состоящее из множества элементов природы, и человечество в целом, состоящее из множества людей.

    Обратите внимание

    При этом нижняя часть просфоры соответствует земному (плотскому) составу человека и человечества; верхняя часть с печатью соответствует духовному началу в человеке и человечестве, в котором запечатлен образ Божий и таинственно присутствует Дух Божий.

    Божие присутствие и духовное начало пронизывают собою все естество человека и человечества, что при изготовлении просфор отображается добавлением святой воды и дрожжей в воду. Святая вода знаменует при этом благодать Божию, а дрожжи – животворящую силу Духа Святого, дающую жизнь всякому созданию. Это соответствует словам Спасителя о духовной жизни, стремящейся к Царству Небесному, которую Он уподобляет закваске, положенной в муку, благодаря чему постепенно поднимается все тесто.

    Разделение просфоры на две части видимым образом обозначает это невидимое разделение естества человека на плоть (мука и вода) и душу (дрожжи и святая вода), находящиеся в неразрывном, но и неслитном единстве, почему и изготовляются верхняя и нижняя части просфоры отдельно одна от другой, но затем соединяются так, что становятся одним целым.

    Печать на верхней части просфоры обозначает видимым образом невидимую печать образа Божия, проникающего все естество человека и являющегося высшим началом в нем.

    Такое устройство просфоры соответствует устройству человечества до грехопадения и природе Господа Иисуса Христа, восстановившего в Себе это нарушенное грехопадением устройство.

    Просфора поэтому является также знамением Господа Иисуса Христа, соединившего в Себе Божественную и человеческую природу.

    Просфора делается круглой в знак вечности Христа и человечества во Христе, вообще в знак того, что человек сотворен для вечной жизни. Нетрудно видеть, что просфора знаменует также творение Божие в единстве небесной и земной областей бытия и небесную и земную Полноту Церкви Христовой.

    Просфора, являясь символом обоженной твари, может приобретать разные значения в зависимости от хода богослужения, знаменуя собою и отдельного человека, и все человечество в целом.

    Важно

    Когда из первой служебной просфоры вырезывается четверочастный агнец, то это одновременно символизирует и рождение Иисуса Христа из пречистого чрева Девы Марии, и отделение безгрешного и очищенного Божественным естеством человеческого естества Иисуса Христа от среды грешного человечества, от среды мира сего, от земной жизни.

    Это отделение было произведено посредством злобы самих людей, преследовавшей Христа от рождения и приведшей Его к крестной смерти. В связи с этим находится то, что агнец вырезывается копием.

    Мудрость устройства просфоры позволяет ей быть и символом Церкви, и восстанавливаемой в ней через причастие Христу Богоданной человеческой природы. Просфоры в основном являются знамением обоженной твари, знамением Церкви, как вечного Царства Божия, частицей которого стремится стать человек, приносящий просфору, и чего он желает тем, за кого вынуты из нее частицы.

    ⇐ Предыдущая45678910111213Следующая ⇒

    Рекомендуемые страницы:

    Источник: https://lektsia.com/2x3cb5.html

    Вопрос Архиерею. Новые ответы

    Вопрос Архиерею. Новые ответы

    Просмотров: 1956     Комментариев: 6

    Планируется ли расширение территории храма Тихвинской иконы Божией Матери? Может ли рассматриваться вопрос о строительстве колокольни? Олег     

    Уважаемый Олег! Территория храма Тихвинской иконы Божией Матери действительно невелика, и если Вы внимательно посмотрите вокруг, то увидите, что возможностей ее увеличить очень немного. Мы ведем переговоры о небольшом увеличении участка, но этого будет недостаточно для того, чтобы построить отдельно стоящую колокольню.

    Строящийся храм в честь Тихвинской иконы является  реконструкцией одного из уничтоженных саратовских храмов — так называемого Никольского «на горах». Он был построен в 1904 году в византийском стиле, по проекту архитектора Ю.Н.

    Читайте также:  Храм святого духа сошествия на даниловском кладбище: история, святыни, расписание

    Терликова и располагался на улице Большая Горная (между Соборной и Гимназической, ныне  Некрасова). В 1930-е годы он был разрушен. В оригинальном проекте тоже не было колокольни: звонница размещалась в одном из куполов.

    Поэтому в новом Тихвинском храме, скорее всего, будет так же.

    В нашем храме во время Литургии, после возгласа «Святая святым» и закрытия Царских врат через несколько минут батюшка выходит на дополнительную исповедь, которая порой длится до тридцати минут.

    Естественно, что в это время прихожане начинают ходить по храму, общаться между собой и т.д. То есть получается довольно длительный перерыв в Литургии. Сообщите, пожалуйста, Ваше мнение об этом.

    С уважением, Петр

    Уважаемый Петр! То, что Вы описали, действительно не совсем правильно. Такое происходит на приходах, где служит только один священник, и куда приходит при этом большое количество народа. Исповедь должна совершаться накануне, за всенощным бдением, или во время чтения часов перед Литургией.

    Однако часто этого не хватает, потому что некоторые прихожане приходят не вовремя, опаздывают на службу, но, тем не менее, имеют желание причаститься. Кто-то опаздывает по объективным, уважительным причинам – транспортные проблемы, возраст, состояние здоровья… Кто-то по причинам, которые нельзя назвать уважительными.

    Но если священник начнет разбираться с этим прямо во время Литургии, наверное, это тоже будет не очень хорошо.

    Совет

    Поэтому священнику я хотел бы напомнить, что надо учить людей, объяснять им, что надо приходить на всенощное бдение; что исповедоваться во время литургии, перед самым Причастием, неправильно. А Вам я советую пока просто потерпеть эту ситуацию.

    Я русская, крещенная в Русской Православной Церкви. Мой будущий муж армянин, крещенный тоже в РПЦ. Мы хотим обвенчаться. Его семья категорически запрещает это делать в Русской Церкви, настаивают на венчании в Армянской, хотя мы оба крещены в Русской. Будет ли брак считаться действительным? И не будет ли считаться грехом, если мы обвенчаемся в Армянской Церкви? Марина

    Уважаемая Марина! Если Вы и Ваш будущий муж крещены в Русской Православной Церкви, то венчание для вас возможно только в Русской Православной Церкви. Если Вы обвенчаетесь в Армянской Церкви, это будет не просто грехом, а изменой своей вере. Этого делать ни в коем случае нельзя. Вера — это не просто элемент национальной самоидентификации, а нечто гораздо большее.

    Уважаемый Владыка, благословите!  Хожу сейчас на службу в новый храм святой великомученицы Екатерины. Очень беспокоит частое фотографирование прихожан во время службы, что очень отвлекает от молитвы. Ранее я ездила  в храм святителя Тихона Задонского, где этого нет вовсе. Возможно, это лишнее? Прошу Вашего мнения. Елена

    Уважаемая Елена! Мне уже приходилось говорить о том, что сегодня фотографирование на службе — это часть церковной жизни. У каждого храма должен быть свой сайт, на котором размещаются материалы об этом храме, о его приходской жизни, о службах, которые там совершаются.

    В принципе, в этом нет ничего плохого. И есть храмы, где никто не жалуется и не обижается на фотографов. Другое дело – бывает так, что фотографируют слишком много, или приходской фотограф делает это не совсем тактично.

    И вполне можно поговорить с настоятелем о том, чтобы фотографирование на службе совершалось более деликатно.

    Здравствуйте, Владыка. Я собираюсь крестить свою дочь. Скажите, пожалуйста, могу ли я взять в крестные отцы человека, с которым когда-то я состояла в интимной связи? Анастасия

    Уважаемая Анастасия! Нет, этого делать нельзя.

    Скажите, пожалуйста, может ли студент Московской духовной академии, который в будущем примет сан, жениться до принятия сана на разведенной девушке с ребенком? Анна

    Уважаемая Анна! Нет, это невозможно. Согласно каноническим правилам будущий священник, кандидат на рукоположение, и его будущая супруга должны вступить в брак девственниками.

    Владыка!  На многих православных сайтах пишут, что во время причащения священник помещает Причастие в рот причастника (причастницы) и не касается лжицей его губ и языка, а значит, не надо бояться заражения.  В реальности все происходит не так.

      Священник вводит лжицу в рот причастника и ждет, когда он (она) снимет Причастие губами.  Мне несколько раз даже делали замечание, чтобы я снимала Причастие именно губами, а не зубами.

    Мы живем в XXI веке и знаем, что многие инфекции распространяются контактным путем это и бактерии, и гельминты, и вирусы.

    Обратите внимание

      Получается, что Церковь подвергает причастников опасности заражения, а это уже грех!   На ТВ канале «Союз» отец Павел сказал, что если боитесь заражения, то лучше не причащайтесь.

      Получается, что человека просто отталкивают от Причастия!  Неужели нельзя сделать Причастие более гигиеничным и предупредить священников, чтобы они вкладывали Причастие в уста, не прикасаясь ложкой к языку и губам, а причастников предупредить, чтобы они не облизывали ложку? Если после Причастия прихожане будут запивать его из своих (разовых) стаканчиков тоже будет неплохо. Татьяна Николаевна

    Татьяна Николаевна! Все, что Вы пишете, можно охарактеризовать одним словом — кощунство. И отец Павел, на которого Вы ссылаетесь, совершенно правильно сказал: если Вы боитесь причащаться, то этого делать не надо.

    Дело в том, что Причастие — это Тело и Кровь Христовы. Мы молимся о том, чтобы оно как огонь попалило терние наших согрешений. И уж тем более оно истребляет всякие физические субстанции.

    Священники служат десятилетиями, потребляя Дары после всех прихожан, и ничем при этом не заражаясь.

    Если Вы не верите в благодатную силу Причастия, в то, что причащаетесь Телом и Кровью Христовыми, то причащаться ни в коем случае не нужно.

    Здравствуйте! Я живу на 2 Пролетарке, у нас крошечный храм, перестроенный из-под бывшего магазина.

    Недалеко строится новый большой, но как-то уж очень медленно (лет 6, не меньше), и еще неизвестно, когда достроится.

    Тогда как в других местах  — на 1 Жилучастке, на Огородной  — храмы были построены в рекордно короткие сроки. Нельзя ли обратить внимание и на наш храм, ведь мы очень давно ждем его открытия! Ульяна

    Важно

    Уважаемая Ульяна! Храм святителя Тихона Задонского на 2 Пролетарке строится на самом деле по нынешним меркам очень быстро. Его строят на пожертвования благотворителей и обычных прихожан, с такой скоростью, с какой это возможно в данной ситуации.

    Другие храмы, о которых Вы говорите, возводились по особой программе строительства двадцати православных храмов в Саратове, средства на которую были собраны в полном объеме к началу работ. Но это уникальный случай не только для нашей Саратовской области, но и для всей России и сравнивать сроки в том и другом случае просто нельзя.

    Поэтому, если Вы хотите, чтобы храм строился быстрее, советую Вам принимать посильное участие в его строительстве. Средств для этого нужно очень и очень много.

    Рубрика “Вопросы Архиерею”

    Источник: https://eparhia-saratov.ru/Articles/vopros-arhiereyu-06-2018

    Чем можно заразиться в церкви?

    Забегая вперед, сразу отвечу на вопрос статьи – всеми болезнями, передающимися через рот, нос, кожу. А теперь подробнее, как это происходит.

    Литургия – главное богослужение православной церкви – заканчивается причащением верующих Святыми Христовыми Тайнами, или Святыми Дарами. Что же это такое?

    Согласно христианским представлениям, во время литургии приготовленные заранее хлеб и вино превращаются в истинные Тело и Кровь Христа. В конце литургии священник из алтаря выносит чашу со Святыми Дарами, читает молитву и начинается причащение. Верующие под пение «Тело Христово примите, источника бессмертия вкусите» благоговейно вкушают Святые Дары.

    Я специально, чтобы не обидеть верующих, пишу эти слова с большой буквы, так, как принято в церковной литературе. Но тема статьи требует посмотреть на это с другой точки зрения.

    Надеюсь, что другая точка зрения, если так можно сказать, объективно-медицинская, не будет обидной для верующих.

    А если и будет, то это хороший повод задуматься над своей верой и над тем, почему такая точка зрения обидна.

    Внешне Святые Тайны выглядят как кусочки размякшего белого хлеба, пропитанные сильно разбавленным столовым вином (кагором), и верующие из одной ложки, часто облизывая её языком и губами, поедают эти кусочки хлеба.

    Как священник, прослуживший в церкви двадцать лет, могу сказать, что некоторые причастники при этом испытывают религиозное воодушевление или пытаются его изобразить, но большинство верующих делает это из чувства религиозного долга.

    Совет

    Но главное то, что из одной ложки – на церковном языке она называется «лжица» – может причащаться до двухсот человек, через слюну передавая друг другу своих глистов, вирусные и бактериальные инфекции.

    То, что организм каждого человека содержит в себе, как правило, множество известных болезнетворных микроорганизмов, бактерий и вирусов – сейчас является медицинским фактом.

    Активность бактерий и вирусов в организме зависит от компетентности иммунной системы человека. Плохая экологическая обстановка крупных городов, пожилой возраст и хронические болезни людей снижают эффективность иммунной системы.

    Таким образом, церковь становится зоной повышенного риска инфицирования глистами, бактериальной и вирусной инфекцией – ведь основной и постоянный контингент верующих состоит из пожилых и больных людей, пришедших в церковь за исцелением.

    И причащаются они ради своего исцеления из одной ложки-лжицы!

    Когда я причащал людей, невольно обращал внимание на цвет языка у причастников. Здоровый цвет языка встречался только у детей, у большинства верующих язык был бледного или белого цвета, что говорит о плохом состоянии желудочно-кишечного тракта и организма в целом.

    Убеждение в том, что Святые Тайны уничтожают бактериальную и вирусную инфекцию, является всего лишь предметом веры человека.

    Глисты, болезнетворные бактерии и вирусы живут по своей «вере», суть которой – размножение и распространение. В этом смысле они очень «любят» церковь.

    Православная традиция целования икон, мощей, крестов и рук у священников, даже если они очень святые, также способствует передаче инфекции.

    Обратите внимание

    Может быть, постоянная агрессивность, раздражительность и подавленное настроение многих верующих связаны с глистами и хроническими инфекционными процессами, которые постоянно поддерживаются традиционной церковной жизнью?..

    Древнее церковное правило предписывает отлучать от церкви прихожан, пропустивших три недели без причастия, тем самым побуждая их к этому.

    Как известно, все жизненные проблемы человека, начиная от плохих отношений в семье и кончая всеми болезнями, в том числе и неизлечимыми, в церкви «побеждаются» одним единственным способом: надо чаще причащаться! Увы, такое «медицинское мероприятие» не даёт желаемых результатов и имеет множество побочных эффектов, о которых эта статья.

    Хочу особо подчеркнуть, что заразиться глистами и любыми инфекциями можно не только в церкви, а где угодно, через еду и воду. Роспотребнадзор как-то следит за этим, но совершенно не обращает внимания на церковную среду как особую зону риска. Видимо, в Роспотребнадзоре уже все православные.

    После литургии священнику предстоит совершить для своего здоровья самое страшное – то, что осталось в чаше после причастия, необходимо съесть, или на церковном языке – «потребить». А в чаше к этому времени находится смесь из совершенно раскисших кусочков хлеба и человеческой слюны, которая попадает в чашу со лжицы во время причащения.

    Обычно потребляет чашу диакон, но если его нет или он как-то смог увильнуть от этого, то потребление святыни достается священнику. Правда, любители алкоголя – священники и диаконы – потребляют чашу с большим удовольствием, тем более что после потребления полагается порция кагора.

    Здесь уместно заметить, что, по моим многолетним наблюдениям, среди духовенства и церковных прихожан очень мало здоровых людей.

    Когда я ушел из церкви, то первым делом занялся чисткой своего организма от не очень святых даров, полученных во время службы. Воздержусь от интимных подробностей, но только скажу, что на это ушло несколько лет. Лечение одного иерсиниоза заняло полгода.

    ]]>Источник]]>

     Что такое обряд причащения?

    Что делают с насекомыми, которые попадают в чашу при литургии?

    Судьба мухи, которая попала в чашу в разное время обряда.

    Источник: https://www.kramola.info/vesti/religija/chem-mozhno-zarazitsja-v-cerkvi

    Ссылка на основную публикацию