Что такое гласы в церковном песнопении?

Церковное пение: разновидности, советы при обучении

Красивое церковное пение, сопровождающее практически любое богослужение, едва ли сможет остаться незамеченным. Подобное оформление службы неизменно привлекает внимание прихожан и даже далекие от музыки люди хотя бы на минутку, но мечтают присоединиться к церковному хору.

Содержание

  • 1 Пение на клиросе – что это такое?
  • 2 Основные правила

Пение на клиросе – что это такое?

Клирос – храмовая зона, предназначенная для размещения хористов (певчих). Если раньше церковное пение было одноголосным и монотонным, то сегодня это – сложный многоголосный хор, имитирующий ангельское пение.

Чтобы попасть в церковные хористы, нужно:

  • обладать хорошим музыкальным слухом;
  • быть владельцем красивого по звучанию голоса.

Желательно, но не всегда обязательно, иметь музыкальное образование. Церковное пение сопровождается быстрым чтением нот, и если нотная грамота вам неизвестна, то придется ее освоить.

К музыкальному сопровождению богослужения певчие готовятся не менее 5 — 7 часов в неделю. Во время спевок определяется место положения в хоре, которое зависит от высоты вашего голоса.

Хоровое пение бывает разным. Выделяют:

  • Знаменное (крюковое). Хор поет одним голосом.
  • Партесное. Представлено несколькими голосами.
  • Обиход. В ходе песнопения исполняются несложные партитуры.

Церковные песнопения бывают постоянные и изменяемые (гласовые). В первом случае напевы классические и исполняются одинаково во всех храмах без исключения.

К гласовым или изменяемым церковным песнопениям относят тропари, каноны, стихиры и другие. Они также изданы в виде книг. Но в каждом храме имеются свои собственные традиции исполнения гласов, которые передаются певчим регентом.

Основные правила

Пения русской православной церкви не только очень красивые, но и чрезвычайно сложные для неподготовленного певчего. Поэтому регент (руководитель церковного хора) будет рад принять нового вокалиста, если не имеющего профессионального музыкального образования, то хотя бы обладающего базовыми знаниями и навыками.

Чтобы освоить церковное пение, необходимо:

  1. Научиться читать церковные книги, написанные на старославянском языке. Для этого необходимо каждый день озвучивать вслух по нескольку страниц молитвослова. Это поможет не только научиться правильно проговаривать слова, но и понимать сам текст. Главными помощниками станут такие издания, как Минея, Часослов и Октоих.
  2. Заняться изучением нот самостоятельно либо обратиться за помощью к профессионалам.
  3. Обязательно брать уроки сольфеджио.

Нужно отказаться от попыток самостоятельного освоение осмогласия. Дело в том, что они везде разные и потом переучиваться будет очень сложно. Благоразумнее будет сразу начать разучивать напевы того храма, в котором вы планируете выступать в роли певчего.

Если вам разрешили присоединиться к хору, то вставайте рядом с опытным певчим и внимательно слушайте его пение. Так вы сможет понять мелодии, поймете, как расставляются акцент и узнаете прочие нюансы.

Во время пения в составе хора нужно стремиться максимально точно попадать в ноты, внимательно следить за звучанием своего голоса, произношением слов, громкостью напева и правильностью дыхания.

Чтобы освоить церковное пение, важно не прекращать занятия и дома.

  • Попросите у регента ноты и начните изучение партий дома, но вместо слов нужно петь ноты в прописанной последовательности.
  • Сам напев должен быть умиротворяющим. Церковное пение должно хотеться слушать, понимать произносимые певчим слова.

При должном упорстве и ежедневном труде церковное хоровое пение можно успешно освоить за 1 год. Ускорить процесс обучения помогут занятия с опытным педагогом, который укажет на ошибки и исправит их.

Источник: https://VseoRechi.ru/golos/tserkovnoe-penie.html

Как научиться церковному пению

Красивое церковное пение вряд ли кого-то оставляет равнодушным. Кажется, что ты находишься не на земле, а где-то в другом благодатном мире. Многие прихожане, даже не имеющие музыкального образования, хотят присоединить свои голоса к стройному звучанию церковного хора. Как малыши учатся говорить, слушая мамину речь, так и петь на клиросе можно научиться, слушая пение церковного хора.

Вам понадобится

  • – Литература на церковно-славянском языке (молитвослов, Новый завет, Псалтирь);
  • – ноты тех песнопений, которые исполняет ваш церковный хор;
  • – музыкальный инструмент;
  • – диктофон;
  • – компьютер.

Инструкция

Научитесь беглому чтению на церковно-славянском языке. Для этого ежедневно читайте дома молитвослов и другие книги на церковно-славянском языке, практикуясь в проговаривании и понимании его.

Вам придется не только исполнять музыкальные произведения по нотам, но и петь на клиросе тексты тропарей, стихир и т.п. на гласы по богослужебным книгам.

Такие книги как Минея, Октоих, Часослов изданы именно на языке общения с Богом – церковно-славянском.

Для правильного пения в церковном хоре – его еще называют клирос – изучите нотную грамоту и сольфеджио. Если со школьных уроков пения мало что осталось в памяти, запишитесь на курсы или кружок церковного пения для взрослых.
Там помогут развить связь между вашим голосом и слухом. О том, в каких храмах существуют такие кружки, поинтересуйтесь у своего приходского священника или в епархии.

Обратите внимание

Если у вас нулевая музыкальная подготовка, а желание научиться церковному пению очень велико, не огорчайтесь. При отсутствии курсов и кружков обращайтесь к регенту любительского хора. Прослушав вас, он, возможно, разрешит петь на клиросе. Первое время вы будете только петь ектеньи «Господи помилуй». Пойте тихо и слушайте звучание всего хора.

(В Санкт-Петербурге любительские хоры есть в соборе князя Владимира (см. http://www.vladimirskysobor.ru/klir/ljubitelskij-hor), в Казанском соборе, в храме святой Анастасии Узорешительницы, в Чесменской церкви, в храме Серафима Саровского. Мужчинам можно порекомендовать любительский хор при Александро-Невской лавре).

Не пытайтесь самостоятельно изучить осмогласие, так как в каждом храме напевы немного отличаются. Лучше сразу разучите напев того храма, в котором собираетесь нести клиросное послушание.Чтобы научиться церковному пению, в хоре встаньте рядом с более опытным певчим. Лучше, чтобы он пел вам в ухо. Внимательно следите за тем, как он поет, повторяйте за ним свою партию, чтобы выучить ее.

Это поможет вам разобраться в основных ходах своей партии, понять ее логику. А в дальнейшем позволит петь более уверенно, осознанно. При работе с хором оттачивайте точность попадания в свою ноту, направление звука, произношение, дыхание, громкость.Самостоятельно проводите музыкальные занятия дома.

Попросите у регента ноты и разучивайте церковные песнопения с помощью музыкального инструмента. Пойте песнопения в сопровождении инструмента, вместо слогов называя ноты. Следите за длительностью нот. В процессе обучения можно играть, например, на синтезаторе одну партию (сопрано), а петь другую (например, альта).

Если инструмента нет, используйте другие блага цивилизации.

Запишите свою партию или общее звучание хора на диктофон. Дома прослушайте, несколько раз пропойте, исправляя возникающие ошибки.
Воспользуйтесь программой обучения нотам, скаченной с интернета. Потом переходите к чтению с листа.

Попросите опытного преподавателя индивидуально позаниматься с вами. Он подметит все ваши огрехи, подскажет, в каком направлении вам предстоит работать.

Добивайтесь ангелоподобного пения – светлого, величественного, умиротворяющего. Помните, что церковное пение не должно звучать как оперное. И в то же время оно не должно быть залихватски народным.

Не увлекайтесь красивой гармонией, музыкальными эффектами или сложностью исполнения, помните, что слова первичны, а музыка – вторична. Не занимайтесь самолюбованием.

Приложив старание и труд, вы через год будете сносно петь на клиросе, славя Бога со всеми клирошанами.

Бог вам в помощь!

Источники:

  • Поиск знаний как способ запеть в церкви

Согласно толковому словарю С.И. Ожегова клирос – это место в церкви, специально отведённое для певчих, которое находится на возвышении по обеим сторонам перед алтарём. Возможно ли простому прихожанину занять там своё место? Что нужно для того, чтобы научиться петь на клиросе?

Вам понадобится

  • •слух
  • •голос
  • •музыкальное образование (желательно, но необязательно)

Инструкция

Найдите храм, который нуждается в певчих. Но знайте, если у вас нет музыкального образования, то, скорее всего, путь в большой храм для вас будет закрыт. Но не отчаивайтесь, пообщайтесь с регентом церковного хора, он объяснит вам требования к певчим, если таковые имеются, или поможет влиться в коллектив.Изучите ход богослужения.

Церковные ритуалы сложны и неподготовленному человеку невозможно правильно сориентироваться в ходе церковной службы. Запомните или запишите во время какой части священнодействия вступает хор, какие основные песнопения исполняются.Посвящайте хотя бы час времени в день чтению церковнославянских книг.

Произносите наиболее трудные слова вслух по нескольку раз, пока не сможете проговаривать их бегло, но внятно. Во время богослужения хор может петь молитвы очень быстро и вы должны уметь чётко артикулировать такие тексты.Выучите ноты. Одним из признаков профессионализма певчего является умение быстро читать ноты с листа.

Важно

Не расстраивайтесь, если не всё будет идеально получаться с первого раза, так как этот навык успешно вырабатывается при должном усердии и многократном повторении.

Будьте готовы уделять подготовке к богослужению больше пяти часов в неделю.

Во время таких репетиций вы лучше споетесь с остальными певчими и определитесь со своим положением в хоре в зависимости от высоты вашего голоса.

Обратите внимание

Помните, что пение на клиросе – это в первую очередь хоровое пение. Не имея опыта работы в хоре можно допустить главную ошибку начинающих певчих, которая заключается в «подстраивании» под тембр партнера, слишком высокий или низкий для собственного голоса. Учитесь слышать себя и слушать партнера (а в этом вам поможет регент).

Полезный совет

Желательно во время ваших первых богослужений носить с собой диктофон, чтобы записывать свое пение и иметь возможность анализировать его дома.

Кроме того, так как наш организм, слушая звучащую речь, начинает функционировать так же, как говорящий или поющий, очень полезно слушать канонические церковные песнопения.

В это случае ваш голос будет автоматически подстраиваться под звучащий образец.

Источники:

  • Сайт, посвященный мастерству пения на клиросе.

Существует три вида горлового пения: низкое, высокое и среднее. Многие считают высокое самым красивым из трех вариантов, поскольку звучит оно, будто прекрасная флейта на берегу ручья. Чтобы научиться горловому пению, необходимо практиковать специальные упражнения.

Инструкция

Начните с обучения низкому горловому пению. Для этого выполняйте такие действия, как будто хотите откашляться.

Новичку лучше «кашлять» по 2-3 раза в день, чтобы излишне не напрягать связки, впоследствии продолжительность можно увеличить. Поначалу вы можете чувствовать напряжение в глотке, вам может казаться, будто в горле першит.

Совет

Примерно через месяц таких занятий начнут у вас начнут ощущаться горловые мышцы, позволяющие издавать низкие звуки.

Примитесь за упражнение «Трактор», когда нужно пытаться произносить это слово самым низким голосом, на который вы только способны.

Слушайте исполнение горлового пения различными певцами или музыку, которую играют на национальных инструментах, к примеру, тувинцы или алтайцы. Это поможет вам оказаться на нужной волне, что ускорит процесс овладения навыком горлового пения.Чтобы научиться среднему пению

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-72227-kak-nauchitsya-cerkovnomu-peniyu

Осмогласие

Приведем в краткую характеристику гласов.

Более полный и аргументированный анализ Вы найдете в книге протоиерея Бориса Николаева «Знаменный распев и крюковая нотация как основа русского православного церковного пения»1 глас — светозарный, величественный, поется легко и стремительно, взмывает к Небесам, способен настраивать душу к возвышенным чувствам.

Это глас небесной красоты, Божественного величия и славы, духовной радости. Это глас Пасхальный. Служба праздника Святой Пасхи составлена в 1-ом гласе и в параллельном к нему 5-ом.

Тропарный первый глас

2 глас — нежный, трогательный, располагающий к любви, умилению, состраданию, отражающий тончайшие переживания человеческой души. Прежде всего, это глас Великой Субботы. Этот же глас и параллельный ему 6-й доминируют в песнопениях заупокойных богослужений. 2-й глас — глас «прехождения», отражающий переходное состояние (предпразднество, исход души из тела, переход от жизни временной к жизни вечной).

Тропарный второй глас

3 глас — плавный, тихий, степенный, но вместе и твердый, мужественный. Этот глас имеет наименьшее число попевок и по количеству песнопений, положенных на этот глас, стоит на предпоследнем месте.

Песнопения 3-го гласа содержат размышления о тайнах Горнего мира, а также отражают небесную радость, свет и хвалу.

Так, например, воскресный тропарь 3-го гласа изображает Воскресение Христово как источник всеобщей радости

4 глас — быстрый, торжественный, восхитительный, возбуждающий к веселию и радости. Глас светлого блистательного торжества, но не триумфа, как в 1-ом гласе. Четвертый глас не лишен оттенка покаянности, напоминания о человеческой греховности.

5 глас — плагальный к 1-му, является его завершением и углублением. Величественное шествие завершается глубоким поклонением.

В песнопениях 5-го гласа слышится призыв к поклонению (например, тропарь воскресный — поклонение Воскресению Христову), а также светлое приветствие: «Радуйся!» (самоподобен «Радуйся, Живоносный Кресте» и др.

) По характеру мелодии 5-й глас одновременно и немного печальный и радостный.

Читайте также:  Клавдия устюжанина - барнаульское чудо воскрешения

6 глас — плагальный ко 2-му. Мелодия 6-го гласа весьма печальная, располагающая к сокрушению о грехах, плачу, но вместе и наполняющая душу благоговейным умилением. Этот глас передает глубокую скорбь, растворенную и небесным утешением. Если 2-й глас — глас исхода, то 6-й глас — глас погребения.

На этот глас положены каноны утрени Великого Четверга, Великой Пятницы и Великой Субботы, канон погребения мирян. Также это глас глубокого покаяния, сокрушения о грехах. Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского положен на 6-й глас.

Многие песнопения в честь преподобных отцов и святителей также поются на 6-й глас.

7 глас — плагальный к 3-му. Самый скудный по количеству песнопений и музыкальных строк. У греков этот глас именуется «тяжелым».

Характер его — важный, мужественный, как бы вдыхающий бодрость, упование, мужество. Мелодия и тексты 7-го гласа величественны и просты, но за этой простотой скрывается глубокое, великое и непостижимое.

Обратите внимание

Песнопения 7-го гласа много говорят о будущем веке, неведомом и непостижимом, о Небесном Иерусалиме.

8 глас — плагальный к 4-му. Глас полноты, совершенства, высоты, царственный, завершающий земное и указывающий на полноту и совершенство Небесного.

Также, это глас высокой похвалы, восклицания («О преславного чудесе», «О Тебе радуется», «Что вас наречем, святии»). В то же время, мелодия 8-го гласа несколько печальная, умилительная.

На 8-й глас положено петь песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…»

Источник: http://hor-tbm-spb.cerkov.ru/osmoglasie/

Традиция пения на глас в русской православной церкви новейшего периода

УДК 783

ББК 85.318.9

Х 30

Хватова С.И.

Традиция пения на глас в русской православной церкви новейшего периода

Аннотация:

Характеризуется пение на глас – наиболее стабильная стилистически часть богослужебных песнопений, отличающиеся эластичностью формы и устной традицией бытования.

Анализируя смысловую единицу напева – строку, мы приходим к выводу о том, что основной ритмической единицей для певчих здесь является слово.

Приводятся наблюдения о левохорной традиция исполнения богослужебных песнопений в XXI столетии, которая имеет значительную специфику в сравнении с пением правого хора. Множественность вариантов исполнения напевов «на глас» демонстрирует уникальность певческой традиции каждого храма.

Ключевые слова:

Церковное пение, Октоих, гласовые напевы, региональные традиции.

Пение на глас тропарных, прокимновых, стихирных и ирмолойных напевов [1] которые характеризуется устойчивостью конструкции, эластичностью формы.

Однако от фольклорной устной традиции оно отличается тем, что, несмотря на их исполнение по богослужебным текстам без нот, письменные нотные источники имеются практически в каждом храме, хотя принято считать, что певчий должен знать «гласы» наизусть.

Правые хоры, не владеющие навыком пения на глас по словесным текстам, обычно поют по нотам тропари и кондаки гармонизованных восьми гласов. Певчие пользуются богослужебными текстами с особыми знаками, отмечающими основные синтаксические единицы музыкальнопоэтического текста, которые являются ориентирами для певчих – размечены «зона вхождения в читок» и «зона выхода».

Мастерство певчего заключается не только в знании наизусть тропарных, стихирных, прокимновых и ирмолойных гласов (каждого по 8), но и в быстроте реакции анализа ударных и безударных слогов во «входящем» и «выходящем» слове, чтобы именно на них распеть начальную и каденционные фигуры.

Подобные навыки требуются и в старообрядческом храме (нами наблюдались два суточных богослужебных круга в Лабинской старообрядческой церкви Краснодарского края), где также песнопения воспроизводятся по богослужебным книгам, музыкальный же материал исполняется «по напевке», сохраняясь в устной традиции.

Изменяемые песнопения в левых хорах исполняются также на подобен.

Важно

Устная традиция бытования практики пения на глас имеет аналогии со старообрядческой. И.В. Дынникова [2: 302} исследуя особенности певческой манеры Морозовского старообрядческого хора, отмечает, что устная версия песнопений полностью совпадает с письменной в редакции «Круга».

Автором не выявлено принципиальных изменений мелодической и ритмической стороны напева, случаев отклонения от монодии. Однако Н.Г.

Денисов находит разночтения в пении ирмосов разных общин, в частности, автор отмечает, что, несмотря на то, что версии напевов, сложившихся в общине, стабильны, существуют определенные изменения, которые фиксируются при разных исполнениях (ритмические, звуковысотные), не изменяя структуры напева.

Исследователь отмечает следующие наиболее типичные случаи разночтений: мобильная долгота иктовых звуков; создание стабильно повторяющихся музыкально-ритмических рисунков в устной версии, ярко отличаюшихся от рисунков письменного источника; взаимозаменяемость предыктовых звуков эквивалентными или исполнение их одновременно в терцию [3].

Левохорная устная традиция связана с разными письменными источниками. Чаще

всего поют «гласы» московские, киевские и петербургские (в зависимости от приходской традиции, или наличия тех или иных нот; напевы всех трех образцов в нотах бывают в храме редко; нами и обнаружены лишь в Тимашевском храме Краснодарского края).

Основная смысловая единица напева «на глас» – строка. Во фразе-строке одно дыхание, как правило, два акцента – в момент распева первого ударного слога при «входе в читок» и в кадансе на более долгих звуках при «выходе из читка».

В этом – принципиальное отличие от старообрядческой практики, где, по мнению И.В.

Дынниковой «в отличие от большинства современных исполнителей, певцы Морозовского хора мыслят не отдельными звуками, а знаменами и их сочетаниями» [2: 304].

Особенно ярко продемонстрирована особенность ритмической организации внутри строки в пособии «Начала церковного пения» для непрофессиональных хоров (в предисловии указывается «для певчих не знакомых с нотной грамотой»):

До стой но есть я ко во и сти ну бла жи ти Тя Бо го ро ди цу, при сно бла жен ну ю и пре не по роч ну ю и Ма терь Во га на ше го. Чест ней ту ю хе ру вим и слав ней ту ю без срав не ни я се ра фим, без ист ле ни я Бо га Сло ва рожд

Совет

Ступень лада указывается цифрой, а если с цифрой рядом точка, то длительность удлиняется на одну долю, две точки – на две и.т.д

«Входные» и каденционные более долгие звуки исполняются тяжелее, с «большим весом», значимее, а после «вхождения в читок» – подвижнее, динамически легче. Акцентуация зависит от текста – в каждой строке есть «главное слово», располагающееся чаще перед знаком цезуры.

Особенно подробно «расписаны» антифоны, тропари, кондаки, прокимны, стихиры и ирмосы, так как именно эти песнопения часто исполняются по гласовым напевам и правым хором. В этом также заключается принципиальное отличие от признака, выделенного И.В.

Дынниковой в процессе анализа пения Морозовского хора по крюкам, где «попевки, имеющие стабильное графическое начертание и мелодический рисунок, исполняются чуть подвижнее и легче – как целостное мелодическое построение. В них, как правило, есть свой наиболее значимый акцент – динамический или ритмический (фермата).

Акцентуация при этом не зависит от текста» [2: 304]. Причем, автором подчеркивается, что «основной ритмической единицей для певцов является крюк. Иногда исполнители почти дробят выдержанные звуки» [там же].

Основной ритмической единицей для певцов левого хора православного храма является слово (ударный слог с примыкающим к нему безударными), регентование читком идет по схеме «на 1», управляя прозаическим текстом по ударным слогам. В отдельных храмах стремятся объединить всю строку «в одно движение». Именно поэтому в левом хоре практически не используется цепное дыхание – оно распределяется по фразам, дыхания, как правило, хватает на одну строку.

Дробление выдержанных звуков также встречается в левых хорах и это рекомендуется даже при обучении пению в донотный период. В упоминаемом выше пособии для наглядности проставлены акценты, которые и подчеркиваются регентом жестом «удар по

Начала церковного пения

Первое четверозвучие.

( 1 = миЬ)

1.

а) а

б) а

2. 1.

2 3. 2. 1..

1. 2. 1. до ре до

1 2 3. 2. 1.. 1 2 3. 2. 1..

до ре ми ре до Л л ли лу и я

1 2 3 4 3 2 1. 12

в) Чест ней шу ю хе ру вим а —

4 3 2 1.

1 2 3 4 3 2 1.

до ре ми фа лій ре до

1 2 3 4 4 3 2 1.

г) И Ма теръ Бо га на ше го

1 2 3 4 4 3 2 1. 1 2 3 4 4 3 2 1.

до ре ми фа фа ми ре до а——————, а ——–.

Примечание. Ступени и слоги, над которыми, поставлен імак >, следует оттенять.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/traditsiya-peniya-na-glas-v-russkoy-pravoslavnoy-tserkvi-noveyshego-perioda

Школа обучения Богослужебному пению в церковном хоре по нотам

Pravoslavie.Guru > Искусство > Обучение пению на клиросе в церковном хоре

Богослужебное пение – не что иное, как совместная молитва всех, участвующих в церковной службе.

Церковное хоровое пение со времён апостолов является составной частью молитвенного собрания.

Обратите внимание

Большая духовно-просветительская миссия заключена в православном церковном пении. Это средство, через которое проповедуется Слово Божье, образующее особый богослужебный церковный язык.

В храм очень часто заходят люди мало что понимающие в церковных традициях. Ощутить действие благодатной молитвы, умиление и проникновение в её суть помогает церковное хоровое пение, научиться которому под силу каждому.

Школы и курсы церковного пения

Для любого начинания важно желание и дальнейшие действия. Освоить церковное хоровое пение помогут, возникшие совсем недавно хоровые курсы при храмах, программа которых построена с самых азов:

  • распевки;
  • несложные произведения;
  • изучение истории храмового пения;
  • церковные гласы.

Обучение пению на клиросе сводится к несложным произведениям, состоящим из двух партий, и проходит бесплатно.

Кроме курсов, существуют целые школы церковного хорового пения. В больших городах, например, Москве, Санкт- Петербурге, их можно найти при каждом храме.

В школах обучение длится от года до трёх лет. Для желающих пройти обучение унисонному певческому искусству в Москве открыта Школа византийского хорового пения. Её адрес легко можно найти в интернете.

В школу церковного хорового пения принимают как детей, так и взрослых. Начинается обучение с:

  • нотной грамоты;
  • сольфеджио и вокала;
  • богословия;
  • текстов церковных песнопений.

Но не везде можно найти такие школы. В крайнем случае можно найти храм и связаться с регентом.

Обучение церковному пению

Вам необходимо:

  1. Научиться беглому чтению церковно-славянской литературы. Для этого нужно ежедневно читать книги и молитвослов, которые написаны церковно-славянским языком и практиковаться в его понимании и проговаривании. Этими книгам являются Часослов, Минея и Октоих. Именно они изданы на языке, считающимся основным – церковно-славянском.
  2. Следует заниматься изучением нотной грамоты и сольфеджио.
  3. Не нужно самостоятельно изучать осмогласие, потому что в храмах напевы разнятся. Лучше сразу разучить напев храма, в котором хотите нести певческое послушание.
  4. В хоре ориентируйтесь на опытных певчих.
  5. При пении с хором стремитесь к точному попаданию в нужную ноту, следите за направлением звука, произношением, дыханием и громкостью.

Обучение церковному пению необходимо продолжать самостоятельно:

  1. Для этого нужно взять ноты и разучивать песнопения в сопровождении музыкального инструмента, припевая вместо слогов названия нот, прослеживая их длительности.
  2. Музыкальную партию нужно взять для сопрано, а вокальную воспроизводить для альта.
  3. Полезны также индивидуальные занятия с педагогом, который подскажет направление обучения.
  4. Следует добиваться светлого, умиротворяющего и величественного пения.
  5. Не стоит увлекаться красивой гармонией, эффектами или сложными партиями. В хоровом церковном пении слова первичны.
  6. Старание и упорный труд помогут через год довольно прилично исполнять произведения на клиросе.

Обучение пению на клиросе

Клирос – место в храме, где находятся певчие. Исторически церковное пение сводилось к одноголосью и монотонности. Их исполнение не отличалось сложностью.

Современный клирос – это многоголосный хор, который имитирует пение ангелов. В больших храмах он имеет правую и левую часть, в одной поют любители, в другой профессиональные исполнители.

Клирос располагается на возвышении перед алтарём.

Чтобы начинать обучение пению на клиросе необходимо:

  • иметь музыкальный слух;
  • красивый по тембру голос;
  • желательно иметь музыкальное образование.

Если музыкального образования нет, то нужно начинать с самостоятельного изучения нотной грамоты. Пение на клиросе предполагает быстрое чтение нот с листа. Многократное повторение и упорство позволят овладеть этим навыком.

Подготовке к богослужению нужно уделять на неделе около пяти часов. Во время репетиций происходит спевка с другими певчими, определение положения в хоре, которое зависит от высоты голоса.

Хоровое исполнение на клиросе должно оказывать сильное воздействие на слушателей. Чтобы достигнуть подобного результата нужен большой труд. Он заключается в регулярных репетициях, изучениях и нюансировках репертуара, распевания.

Виды богослужебного пения:

  • Знаменное или крюковое пение, в котором хор исполняет одногласие. Этот вид древнего церковного распева предшествовал современной нотной записи музыкальных произведений. Он записывается специальными значками «знамёнами» или «крюками».
Читайте также:  Чин пения двенадцати псалмов - православные иконы и молитвы

Источник: https://pravoslavie.guru/iskusstvo/obuchenie-peniyu-na-klirose-v-tserkovnom-hore.html

Что такое глас? Значение слова. Восемь церковных гласов

Духовное развитие 22 декабря 2015

Каждый, кому приходилось бывать на православном богослужении, не раз слышал, как диакон возглашает наименование песнопения, которое будет исполняться хором, и указывает номер гласа. Если первое в основном бывает понятно и не вызывает вопросов, то что такое глас, известно не всем. Попытаемся в этом разобраться и понять, каким образом он влияет на характер исполняемого произведения.

Особенность церковного пения

Церковные пение и чтение – это важнейшие составляющие богослужения, и отличие между ними заключается лишь в мелодической широте.

Это вполне очевидно, так как православное пение представляет собой не что иное, как чтение ‒ расширенное и положенное на определённую музыкальную основу.

В то же время и само чтение является пением ‒ мелодически сокращённым в соответствии с его содержанием и требованиеями Устава Церкви.

В церковном пении задачей мелодии является не эстетическое украшение текста, а более углублённая передача его внутреннего содержания и раскрытие многих особенностей, которые невозможно выразить словами.

Само по себе оно является плодом вдохновенных трудов святых отцов, для которых песнопения были не упражнениями в искусстве, а искренним выражением их духовного состояния.

Им принадлежит создание Устава песнопений, регламентирующего не только последовательность исполнения, но и характер тех или иных мелодий.

Значение слова “глас” в применении к церковному пению

В Русской Православной Церкви богослужебное пение базируется на принципе «осьмогласия», автором которого является преподобный Иоанн Дамаскин. Согласно этому правилу, все песнопения делятся на восемь гласов в соответствии с их содержанием и заключённой в них смысловой нагрузкой. Для каждого из них характерен строго определённый напев и эмоциональный окрас.

Закон осьмогласия пришёл в Русскую Православную Церковь из Греции и получил у нас определённую творческую переработку.

Важно

Это выразилось в том, что в отличие от греческого оригинала, где церковные гласы служат для обозначения только лада и тональности, на Руси они обозначают главным образом некую мелодию, закреплённую за ними и не подлежащую изменению. Как уже было сказано, гласов всего восемь.

Из них четыре первые – это основные (атентические), а последующие ‒ вспомогательные (плагальные), в задачу которых входит завершение и углубление основных. Разберём их подробнее.

Видео по теме

Гласы Светлого Воскресения и Великой Субботы

На Пасхальных богослужениях, где все песнопения имеют светозарный, величественный окрас, служба построена в первом гласе и параллельном ему вспомогательном пятом.

Это придаёт общему звучанию характер воззвания к Небесам и позволяет настроить душу на возвышенный лад. Являясь отражением небесной красоты, эти песнопения вселяют в нас духовную радость.

На этом примере хорошо видно, что такое глас, дарующий ощущение праздника.

В Великую Субботу перед Пасхой, когда всё в мире замерло в ожидании чуда Воскресения Христова, и души людей исполнены умиления и любви, во храмах Божьих звучат нежные и трогательные напевы, отражающие тончайшие нюансы внутреннего состояния молящихся.

В этот день церковная служба построена целиком на втором гласе и дополняющем его шестом. Что такое глас второй, иллюстрируют также и заупокойные службы, где на его эмоциональном окрасе построены все песнопения.

Это как бы отражение переходного состояние души из бренного мира в жизнь вечную.

Два гласа, весьма различных по частоте исполнения

Относительного третьего гласа нужно заметить, что на его основе построено весьма мало песнопений. По частоте использования его в богослужении он занимает предпоследнее место.

Степенный, но одновременно и твёрдый, исполненный мужественного звучания, он как бы вводит слушателей в размышления о тайнах Горнего мира и о бренности земного существования.

Совет

Наиболее ярким примером может служить хорошо всем известный воскресный кондак «Воскресение Христово».

Очень характерно звучание песнопений, построенных на четвёртом гласе. Их отличает торжественность и быстрота, побуждающая к веселью и радости. Ими наполнено содержание мелодии и подчёркивается значение слова. Глас четвёртый является одним из наиболее востребованных в православных службах. Заложенный в нём оттенок покаянности неизменно напоминает нам о содеянных грехах.

Пятый и шестой плагальные (вспомогательные) гласы

Пятый ‒ плагальный глас. Значение его весьма велико: он служит для придания большей глубины и завершённости песнопениям, исполняемым на основе первого гласа.

Его интонации наполнены призывом к поклонению. Чтобы в этом убедиться, достаточно прослушать воскресный тропарь Воскресению Христову или приветствие «Радуйся».

Оба эти произведения несут в себе одновременно оттенки печали и радости.

Шестой глас является вспомогательным ко второму и подчеркивает печаль, располагающую к покаянию о содеянных грехах и в тоже время переполняющую душу умилением и надеждой на Господнее всепрощение.

Это скорбь, растворяемая утешением. Как уже говорилось, второй глас дарит ощущение перехода в иной мир, и потому наполнен светом, шестой же больше ассоциируется с погребением.

По этой причине на его основе исполняются песнопения второй половины Великой Седмицы.

Завершение перечня осьмогласия

Реже всего в православных храмах можно услышать песнопения, положенные на седьмой глас. Греки ‒ авторы закона осьмогласия ‒ именовали его «тяжёлым».

Характер исполняемых на его основе песнопений важный и мужественный, что вполне объясняет данное ему название. За внешней простотой этих мелодий скрывается целый мир ‒ глубокий, великий и непостижимый.

Это своего рода повествование о Небесном Иерусалиме и Будущем веке.

Прослушав такие высокие образцы церковного пения, как «О Тебе радуется…» и «О преславного чудесе…», можно без труда составить представление о том, что такое глас.

Обратите внимание

Восьмой глас ‒ последний, он завершает перечень элементов, составляющих осьмогласие. Он полон царственной высоты, совершенства и зовет к упованию на Безначального Отца, сотворившего видимый и невидимый мир.

В то же время, слушая его, невозможно не заметить некий оттенок печали, вызванной мыслью о собственной греховности.

Источник: fb.ru

Источник: http://monateka.com/article/48642/

Я.А. Богатенко. Методика изучения церковного пения

Никто не станет отрицать того, что церковное пение при богослужении вызывает и усиливает молитвенное настроение молящегося, так как, сосредотачивая на смысле пропеваемых молитв его внимание, тем самым сильнее способствует проникнуться ему глубоким чувством молитвы для общения с Богом и Его святыми угодниками.

Поэтому излишне говорить о желательности того, чтобы дети старообрядцев, зная крюковое пение, могли бы по своей охоте и склонности свободно принимать в нем деятельное участие. Но на пути к успешному достижению этой цели существует немало значительных затруднений.  

Для того, чтобы участвовать в церковном пении, все-таки нужны хотя бы какие-нибудь теоретические познания в крюках, так как один практический опыт и привычка к пению “по напевке” еще не может дать достаточно благих результатов, а наоборот, иногда значительно вредит в смысле правильного исполнения церковных мелодий.

Недостаток училищ и учителей крюкового пения естественно отражался и на числе знающих это искусство, числе, едва ли достаточным для того, чтобы обслуживать все старообрядчество подготовкой опытных певцов. К тому же и подготовка эта носила характер, вероятно чисто-профессиональный, т.е. пение изучали лишь настолько, насколько необходимы были “для дела” самые элементарные познания в этой области.

Результаты такого механического преподавания налицо: громадное большинство церковных певцов поет почти бессознательно, не понимая и не интересуясь смыслом и содержанием песнопений.

Выделяются лишь те, которым посчастливилось выучиться под руководством более разумного и искусного преподавателя, да отмеченные Богом таланты, от природы имеющие способность и тонкое понимание.

Только в единичных случаях и возможно увидеть отношение к церковному пению, как к искусству, видеть искреннее желание сделать его выразительным и более отвечающим своему высокому назначению, — пробуждать чувство молящегося. Общий же уровень понимания крюкового пения и даже уровень теоретических познаний его стоят на весьма низкой степени…

Важно

А между тем теперь, в это благоприятное для старообрядцев время, есть полная возможность организовать дело преподавания церковного пения на твердой почве, и разумной и систематической подготовкой учащихся поставить в будущем пение столь же доступным и естественным для всех, как умение читать и писать…

Вопрос следовательно лишь в том, чтобы выбрать такую систему преподавания, которая в непродолжительный срок давала бы по возможности наилучшие результаты.

На этом, конечно, следует остановиться подробнее.  

С чего именно нужно начинать изучение крюкового пения?

Многолетний опыт преподавателей показал, что прежде всего и основательнее всего необходимо изучить так называемую лестницу, т.е.

ряд восходящих и нисходящих звуков крюковой гаммы, в объеме которой и заключается весь круг знаменного пения.

Необработанный и неразвитый слух не в состоянии уловить разнообразные переходы звуков, если предварительно не будет хорошо усвоен порядок основных тонов и их относительная высота.

Когда ученики разовьют свой слух настолько, что будут в состоянии петь гамму или “лестницу”, вполне правильно переходя от низких звуков к высоким и обратно, то весьма полезно, не ограничиваясь этим, заставлять их брать звуки не в обычном порядке и последовательности, а с интервалами, т.е. петь, например, ут-фа, ре-соль, ля-ре, ми-ут и т.п.

Для того, чтобы больше сосредоточить внимание учеников, преподавателю пения нужно написать на классной доске как “лестницу”, так и интервалы крупными славянскими буквами, обозначающими название и высоту звука (красная помета в крюках).

Необходимо упомянуть, что нельзя ограничиваться лишь общим пением, но время от времени следует заставлять петь самостоятельно эти упражнения и отдельных учеников, особенно с менее развитым слухом. Этот прием, впрочем, надо употреблять во всех случаях при дальнейшем обучении.

Совет

Через несколько времени, когда ученики без особого затруднения будут переходить от одного звука на другой в любом соотношении их высоты — им можно дать первоначальные объяснения длительности основных крюков: в одну целую ноту (“статия”), в половину (“полстатии”), в четверть ноты, в осьмую и т.д.

Для усвоения этого учащимися наглядно и при помощи слуха преподаватель объясняет и показывает на деле длительность крюков равномерными взмахами рукой или указкой, а для того, чтобы попутно ввести учеников в понимание самых крюковых знаков, он показывает им на доске начертание главнейших однозвучных крюков, в их основной длительности (“крюк простой”, “параклит”, “стопица”, “статия” и проч.).

К этому нужно добавить весьма важное практическое указание.

При обычной системе обучения крюковому пению — преподаватель, тотчас после ознакомления с “лестницей”, прямо переходит к изучению какой-нибудь стихеры (чаще всего — первой же по “Учебному октаю”: “Радуйся от нас святая Богородице Дево” 1·го гласа). Стихера изучается сначала “сольми” (от названия звука “соль”), т.е., начиная с первого же крюка, преподаватель объясняет его начертание, количество звуков в нем заключающихся, их высоту и их длительность.

Объяснивши первый крюк, переходят ко второму, затем к третьему, и т.д. до конца предложения, строчки в две-три. По усвоении этого, обучение продвигалось далее в таком же порядке до конца всей стихеры.

Когда ученики могли достаточно уверенно исполнять всю стихеру или ее часть (чаще — первое), называя лишь одни наименования звуков, — “соли”, тогда приступали уже к пению с текстом, т.е. называя вместо “солей” — слова, стоящие под ними.

Эта система преподавания по своей исключительной трудности отнимает слишком много времени у учеников, не давая им взамен этого никаких общих понятий о пении, кроме самой утомительной теоретической зубрежки, наиболее пагубно влияющей на выразительность пения. Я решаюсь даже назвать такую систему бессистемной, и не без основания… Дело в том, что при первоначальном изучении “лестницы” ученики знакомятся лишь с высотой звуков, без определения их длительности.

Понятное дело, что для учеников, не подготовленных предварительными познаниями в области звуков и их соотношений, слишком резок такой прямой переход от “лестницы” к изучению стихеры, состоящей из целого ряда звуков в самых различных комбинациях.

Кроме того, эти трудно запоминаемые своеобразные названия крюков, иногда содержащих в себе по несколько звуков различной длительности и высоты, зависимость их один от другого и от гласов, масса всевозможных теоретических условий — все это создает для начинающих изучать крюки чрезвычайные затруднения.  

Обратите внимание

После самого примитивного и первоначального объяснения о высоте звука (“лестница”), на них сразу обрушивается такая масса сведений, которые знать необходимо, что ученики в первое время становятся совершенно в тупик пред множеством этих странных, непонятных им названий: “хамило” “сложитье”, “дербица”, “параклит” и т.д.

Читайте также:  Молебен сергию радонежскому, о чем моляться

, окруживших их со всех сторон и пугающих неподготовленное сознание учеников своим странным начертанием. И много, много детских слез иногда проливается над каким-нибудь “пауком” или “стрелой трясогласной”, неподдающейся детскому пониманию.

Дело, следовательно, именно в том, чтобы систематически распределить весь материал необходимых сведений по теории и практике крюкового пения.

II

Чтобы не запутывать детей кажущейся трудностью изучения крюков, я предложил бы на первое время не называть и не объяснять самых крюковых знаков во всем их историческом значении, — а лишь касаться пока длительности и числа звуков, в них заключающихся (Высота, разумеется, имеет первостепенное значение).

Особенно это надо иметь в виду, когда встретятся крюки многозвучные. Достаточно назвать самые звуки (по высоте: ре, соль и т.п.), которые заключаются в них, и ученик, присмотревшись к их начертанию, уже не слишком затруднится и при исполнении их.

Название же крюка можно запомнить при дальнейшем последовательном обучении, когда внимание и ум учащихся окрепнут и приспособятся к усвоению крюковой теории.

Но основные (по длительности) и часто повторяющиеся крюки — все же должны быть объяснены в начале обучения и достаточно подробно.

Так, например, крюки, имеющие прямое отношение к основному делению целой ноты на составные: “стопица”, “крюк простой”, “статия”, “полстатии” и т.п.

, а также и проходящие звуки и их определения: “голубчик борзый” и “тихий”, “подвертка”, “закидка” и другие неизменяющиеся звуки и часто встречаемые, — все эти познания должны быть даны ученикам тотчас же после ознакомления их со звуком вообще и с его употреблением.  

Источник: http://znamennoe.ru/biblio/bogatenko-metodika-izucheniya-cerkovnogo-peniya/

Все церковные гласы греческий распев осмогласие история возникновения

Согласно евангельскому повествованию, первое христианское песнопение было принесено на землю ангелами в рождественскую ночь (Лк. 2, 13-14); обычай употреблять песнопения на богослужениях был освящен Господом Иисусом Христом на Тайной вечери (Мф.

26, 30; Мк. 14, 26) и, как молитвенная жертва уст (Ос. 14, 3), с евангельских времен песнопения в богослужении обрели простор вечности, ибо Божественные гимны неумолчно раздаются и будут вечно раздаваться на небесах (Откр. 4, 8-11; 15, 2-4; 19, 5-7).

В истории христианского песнотворчества первые два века овеяны духом импровизации. Плодом ее стала вдохновенная богослужебная поэзия гимнов и псалмов, песен хвалы и благодарений. Поэзия эта рождалась одновременно с музыкой как песнопение в его точном значении.

Важно

В раннем периоде христианского песнотворчества догматический элемент доминирует над лирическим, так как христианское богослужение есть прежде всего исповедание, свидетельство веры, а не только излияние чувств, что и предопределило в песнотворчестве музыкальный стиль – его мелодическое выражение и форму.

С III века музыкально-мелодический стиль христианского песнотворчества начал испытывать влияние греко-языческой светской музыки, привнесенной в юную Церковь потоком прозелитов. На это влияние первым из учителей Церкви обратил внимание пресвитер Климент Александрийский († 217).

Сопоставляя нравственную сущность христианства с характером греко-языческой светской музыки, пресвитер Климент пришел к выводу, что она несовместима с духом христианства, и решительно отрицал ее в церковно-богослужебном обиходе.

Отвергнув музыку светскую, Климент Александрийский создал основу теории церковной музыки: «К музыке дóлжно прибегать для украшения и образования нравов. Должна быть отвергнута музыка чрезмерная, надламливающая душу, вдающаяся в разнообразие, то плачущая, то неудержимая и страстная, то неистовая и безумная…» (Климент Александрийский. Строматы, VI, 11; цит. по: М.

Скабалланович. Толковый типикон. Т. I. Киев, 1910, с. 113). «Мелодии мы должны выбирать проникнутые бесстрастностью и целомудрием; мелодии же, разнеживающие и расслабляющие душу, не могут гармонировать с нашим мужественным и великодушным образом мыслей и расположений… Нужно предоставить хроматические гармонии беззастенчивым попойкам и музыке гетер с букетами…

» (Климент Александрийский. Педагог, II, 4). Мысли пресвитера Климента разделяли святые Киприан, епископ Карфагенский (III в.), Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский († 407), и блаженный Иероним Стридонский († 420).

Со временем концепция Климента Александрийского получила каноническое закрепление на вечные времена в формулировке 75-го правила VI Вселенского Собора (680-681): «Желаем, чтобы приходящие в церковь для пения не употребляли бесчинных воплей, не вынуждали из себя неестественного крика и не вводили ничего несообразного и несвойственного Церкви, но с великим вниманием и умилением приносили псалмопения Богу, назирающему сокровенное. Ибо священное слово поучало сынов израилевых быти благоговейными».

В последующие века деятельным трудом создалась стройная, музыкально обоснованная художественная система осмогласия. Над музыкально-техническим ее совершенствованием трудились великие песнотворцы: на Западе – папа Римский святой Григорий Великий, или Двоеслов († 604), на Востоке – святой Иоанн Дамаскин († 776).

Труды святого Иоанна Дамаскина способствовали становлению осмогласия основным законом богослужебного пения в практике всей Восточной Церкви.

Совет

Сообразно с концепцией Климента Александрийского, музыкальная структура осмогласия святого Иоанна Дамаскина исключает напевы хроматического строя и базируется на дорическом и фригийском ладовом строе диатонического характера.

Практикуемое нашей Церковью восточногреческое церковное осмогласие не удерживает всех точных музыкальных форм и тонкостей, имевшихся в византийском прототипе, но содержит в себе твердые музыкальные основания, мелодические и ритмические свойства византийского осмогласия.

Характерной музыкальной особенностью осмогласия является присущее ему живое, светлое, радостное религиозное чувство, как плод христианского благодушия, без скорби и уныния; оно превосходно выражает чувства кротости, смирения, мольбы и богобоязненности.

Несравнимая прелесть сочетания звуков в системе осмогласия свидетельствует о высоком художественном вкусе его творцов, о их искреннем благочестии, поэтических дарованиях и глубоком знании сложных законов музыки.

В истории развития церковного песнотворчества осмогласие является живым родником, из которого вытекли потоки и реки всех древних православных распевов: греческих, славянских и собственно русских. Только этим и можно объяснить, что, несмотря на множество и разнообразие древних распевов, на них лежит печать внутреннего родства и единства, определяемого понятием строгий церковный стиль.

К началу X века осмогласное пение стало общеупотребительным в Восточной Церкви. В храмах столицы Византийской империи осмогласие обрело наиболее духовно впечатляющие формы.

Не без основания историческое предание сохранило свидетельство русских послов святого равноапостольного великого князя Владимира († 1015): «Когда мы были в храме греков (константинопольском храме Святой Софии), то не знаем, на небе или на земле находились».

X век завершил развитие осмогласного пения в Византии и стал началом истории его совершенствования на Руси.

Обратите внимание

Русские с большим интересом и любовью принялись за изучение и усвоение музыкальной системы греческого осмогласия и той нотации, или, вернее, мнемонических знаков, которыми греки пользовались для записи своих осмогласных мелодий.

Греческое осмогласие стало называться у русских ангелоподобное, изрядное, а нотные знаки – знамена, столпы, крюки.

По мере усвоения духа, характера и музыкальной техники греческого осмогласного песнотворчества среди русских скоро появляются и свои собственные «гораздые певцы», «мастера пения», которые стремятся к самостоятельному творчеству, тем более что нужда в этом появляется уже в XI веке, когда начали составляться первые русские службы – святым Борису и Глебу († 1015; перенесение мощей 1072 и 1115) и преподобному Феодосию Печерскому († 1074; открытие мощей 1091).

Резкое разграничение мирского от церковного, боязнь ввести новшество в церковное пение являлись сдерживающим началом для музыкального творчества русских и заставляли их на первых порах сконцентрировать все свои способности на приспособлении новых богослужебных текстов к уже существующим знаменным осмогласным мелодиям.

Так как размер русских текстов не совпадал с размером греческого мелоса (μέλος – песнь – понятие, определяющее мелодическое начало музыкального произведения), а тот или иной мелос, по вкусам и понятиям русских певцов, мог не соответствовать содержанию русского текста, русские мастера пения пользовались приемом музыкального компромисса, подсказываемого чувством интуиции и вдохновения.

Благодаря этому знаменное пение в Русской Православной Церкви сразу стало обретать свой колорит, генезисом которого были греко-славянские прототипы.

Древнейшим памятником такого рода русского музыкального творчества является кондакарное пение, изложенное в Кондакарях XI-XII вв.

особыми, доныне не полностью разгаданными нотными крюками (кондакарное знамя), и так называемое стихирарное пение, находящееся в богослужебном нотном Стихираре XII века в честь святых Бориса и Глеба.

Важно

По согласному мнению исследователей нашего древнецерковного пения, знаменные мелодии Стихираря Борису и Глебу являются прототипными для всех прочих, впоследствии возникших русских распевных мелодий, как осмогласных, так и неосмогласных.

По мере овладения музыкальным характером и техникой знаменных мелодий русские мастера пения всё более и более устремлялись в своей музыкально-творческой деятельности к обогащению песненного репертуара.

Знаменные мелодии бесконечно варьировались, а приносимые из соседних православных стран песнопения обрабатывались и приспосабливались к русским самобытным церковно-певческим понятиям и вкусам, и, наконец, самостоятельно создавались совершенно новые, собственно русские распевные мелодии.

Мелодии, творчески переработанные, а также новые мелодии русские называли обычно тоже знаменными, так как их записывали знаменами. Мелодии эти отличались одна от другой не музыкальным характером, а большей или меньшей широтой развития своей мелодической основы.

Как основной, путевой, подобно столпу, на котором утверждалось всё церковное осмогласие, знаменный распев назывался также путевым, столповым. Протяжный и расцвеченный мелодическими украшениями распев назывался большой знаменный, а более простой и сокращенный – малый знаменный.

Знаменные мелодии, разнившиеся между собой в музыкальных частностях, имели названия средний, большой, новгородский, псковский, баскаков, лукошков запевы. В большинстве случаев эти наименования говорят о творцах мелодий или местности, где образовался или преимущественно употреблялся напев.

Все русские рóспевы (распéвы) обычно разделяются на полные, заключающие в себе все восемь гласов богослужебного пения, и неполные, не содержащие всего осмогласия.

Последние образуют отдельные, самостоятельные группы мелодий и употреблялись в Русской Церкви лишь в известное время богослужения или на особые случаи, о чем говорят и их названия, например: «Перенос постный», «Агиос задушный».

Совет

По характеру музыкальной структуры все мелодии подобных песнопений в основном являются видовыми вариантами знаменного распева. Уклонение сочиненной или переработанной мелодии от музыкального стиля знаменного пения называлось произвол, или произвольный напев, такие напевы никогда не смешивались со знаменными.

Наряду со знаменным пением на Руси с XI века существовало демественное (греч.: домашнее) пение, или демество, считавшееся самым изящным. Демественное пение было свободно от условий и границ, положенных для церковно-богослужебного пения, не подчинялось строгим законам осмогласия и отличалось музыкальной свободой.

Демественное пение было свойственно греческому домашнему быту.

Такое же домашнее, келейное назначение имело оно сначала и на Руси; но с конца XVI века, внедрившись и в богослужебную практику, стилистика демественного пения принципиально изменилась: демеством стали петь в торжественных случаях праздничные стихиры величания и многолетия.

В конце XVI – начале XVII века Русская Православная Церковь обогатилась новыми полными осмогласными распевами: киевским, греческим и болгарским.

Киевский распев образовался из знаменного в Галиции и на Волыни до воссоединения Юго-Западной Руси с Северо-Восточной. Характерная черта киевского распева – краткость и простота его мелодий, а отсюда и удобоисполнимость в богослужениях.

Греческий распев принесен на Русь певцом-греком иеродиаконом Мелетием, и поэтому носит еще одно название – мелетиев перевод.

Основанный на византийском церковном осмогласии, он является, несомненно, коренным греческим распевом своего времени; но так как он усваивался русскими певцами с голоса Мелетия и его русских учеников, а не с оригинальных греческих певческих книг, то закрепился у нас значительно измененным и является поэтому русским вариантом греческого распева.

Болгарский распев, значительно переработанный, как и греческий, отличается от древнеболгарского распева, но он весьма резко отличается и от всех других русских распевов. Его характерные особенности – симметричность ритма и такта, а также пространность и оригинальность мелодических оборотов, присущих славянской народной песне.

Обратите внимание

В период с конца XVII по XIX век включительно распевная сокровищница Русской Церкви пополнилась новыми распевами: симоновским, сложившимся в московском Симоновом монастыре, распевом московского Успенского собора, монастырскими распевами, придворными и обычными. Мелодии большинства из них, и особенно позднейших, – упрощенное сокращение мелодий других распевов, своего рода музыкальная компиляция.

В процессе образования знаменных распевов основное значение имели творцы церковных напевов, учители пения и отдельные певцы. К сожалению, история сохранилавесьма скудные сведения о них. В большинстве это были скромные, богобоязненные музыканты-практики, в тиши монастырских келий, преисполненные сознанием великой ответственности перед Церковью, трудившиеся во славу Божию.

Источник: http://vsemolitva.ru/vse-cerkovnye-glasy-grecheskij-raspev-osmoglasie-istoriya-vozniknoveniya.html

Ссылка на основную публикацию