Святитель петр митрополит московский: житие, молитва, храм

Молитвы cвятому Петру, митрополиту Московскому

Тропарь cвятому Петру, митрополиту Московскому, глас 4-й

Яже прежде безплодная, земле, ныне веселися: се бо Христос светильника в тебе показа, яве сияюща в мире и исцелевающа недуги и болезни наша. Сего ради ликуй и веселися со дерзновением: святитель бо есть Вышняго сия соделоваяй.

Тропарь иной cвятому Петру, митрополиту Московскому, глас 8-й

Ликуй светло, благославнейший граде Москва, имеяй в себе архиерея Петра, яко зарю солнца, всю Россию чудодеянии озаряюща, той бо немощи врачует и недуги, яко тьму, прогонит от вопиющих ему: радуйся, иерарше Бога Вышняго, тобою сия пастве твоей соделовающаго.

Тропарь cвятому Петру, митрополиту Московскому, глас 4-йна перенесение мощей

Наста днесь всечестный праздник пренесения честных мощей твоих, святителю Петре, веселя изрядно твое стадо, и верное отечество, и люди, о нихже не оскудевай, моляся Христу Богу, еже от Него дарованней ти пастве сохранитися от враг ненаветованней и спастися душам нашим.

Ин тропарь cвятому Петру, митрополиту Московскому, глас 4-й

Обратите внимание

Благоверно пожив в мире, житием чистым просветився, учением святительства прият паству, апостолом наследниче. Тем прием дар чудес от Бога, отче Петре, моли Христа Бога, да спасет души наша.

Кондак cвятому Петру, митрополиту Московскому, глас 8-й

Взбранному и дивному нашея земли чудотворцу, днесь любовию тебе притекаем, песнь, богоносе, плетуще, яко имея дерзновение ко Господу, многообразных избави нас обстояний, да зовем ти: радуйся, утверждение граду нашему.

Кондак cвятому Петру, митрополиту Московскому, глас 8-йна перенесение мощей

Яко врача преизрядна и источника чудесем обильна, днесь сошедшеся любовию, духовная твоя чада, в пренесение честных мощей твоих, архиерею Петре, молим тя: моли Христа Бога даровати честным твоим пренесением верному воинству нашему на враги победительная, да твоими к Богу молитвами находящих зол избавльшеся, радостною душею и веселием сердца благодарная ти воспоем, глаголюще: радуйся, отче Петре, архиереев и всея Российския земли удобрение.

Ин кондак cвятому Петру, митрополиту Московскому, глас 4-й

Явися днесь пресветлая память твоя, святителю преблаженне Петре, в мире светло сияющи и являющи всем Божественное сияние.

Величание cвятому Петру, митрополиту Московскому

Величаем тя, святителю отче Петре, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Молитва cвятому Петру, митрополиту Московскомуо покровительству Москве, от междоусобиц и войн, для исцеления недугов

О, великий святителю, преславный чудотворче, Российския Церкве первопрестольниче, града Москвы хранителю и о всех нас усердный молитвенниче, отче наш Петре! К тебе смиренно припадаем и молимся: простри руце твои ко Господу Богу и помолися за ны, грешныя и недос­тойныи рабы Его, да пробавит нам милость Свою и низпослет нам вся благопотребная к временному житию и вечному спасению нашему, дары благости Его, наипаче же да оградит нас миром, брато­любием, благочестием от всех искушений врага диавола и дарует нам быти верным чадом твоим, не по имени токмо, но и всем житием нашим. Молим тя, святителю Христов, сохрани предстательством твоим небесным град Москву и люди ея. Ей, угодниче Божий! Услыши нас благоутробно и буди всем нам помощник и заступник во всяких бедах и напастех, не забуди нас и в час кончины нашея, егда наипаче твоего заступления потребуем, да при помощи молитв твоих святых, сподобимся и мы, грешнии, кончину благую получити и Царство Небесное унаследити, славяще дивнаго во святых Своих Бога нашего, Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

С каждым днём на сайт molitvoslov.today заходит всё больше и больше людей. Он для этого и создавался: в конечном итоге стать самым популярным и полным в рунете собранием молитв, акафистов, канонов и изображений икон.

Но для развития ресурса нужны средства: ежегодное продление домена, оплата хостинга и услуг авторов статей. Обвешивать же сайт рекламой, как новогоднюю ёлку, совсем не хочется. Поэтому маленькая просьба ко всем кто долистал страницу до этого места и кому понравился molitvoslov.

today: буду благодарен любой финансовой помощи на его развитие. Мир Вам!

Источник: https://molitvoslov.today/molitvyi-svyatyim/molitvyi-svyatomu-petru,-mitropolitu-moskovskomu.html

Митрополит Пётр: житие – Святитель Петр, митрополит Московский и всея Руси

Митрополит Пётр: житие – Святитель Петр, митрополит Московский и всея Руси

Чудотворцы в христианстве были испокон веков. Есть среди них монахи, священники, простые люди. Святитель Петр прошел путь от боярского сына до митрополита Московского и всея Руси.

Его житие будет интересно узнать не только верующим людям, но и всем, интересующимся историей государства Российского и судьбами известных людей.

Появление на свет Петра и начало его учебы

Однажды на Волыни (ныне северо-западная часть Украины) в знатной боярской семье мать будущего святителя незадолго до его рождения увидела во сне, что держит на своих руках агнца. Между рогами его произрастает чудесное дерево с плодами и цветами, а также горящими свечами. Вскоре, около 1260 года, у нее родился сын – это и был будущий митрополит Петр.

Когда мальчику исполнилось семь лет, его стали обучать грамоте и Святому Писанию, но это не принесло ожидаемого результата. Ему не удавалось ничего освоить, пока однажды во сне уст Петра не коснулся некто в святительских одеяниях. Именно с этого момента будущий митрополит Петр стал хорошо учиться.

Вскоре ему удалось стать лучшим из всех учеников и изучить все Священное Писание.

Праведный путь

В возрасте двенадцати лет будущий святитель Петр (митрополит Московский) стал послушником в ближайшем монастыре. Кроме выполнения всяческой работы, которую он всегда делал со смирением, Петр самым первым приходил к церковной службе.

Все литургии он стоял, со вниманием и смирением слушая Божественное Писание и молясь, и даже ни разу к стене спиной не прислонялся за все время. Видя старания Петра в послушании, глядя на его смирение, настоятель монастыря произвел святого в дьякона, а позже – в пресвитера.

Кроме того, святитель стал иконописцем, отдаляясь в моменты работы над образом от всего земного, проникаясь богомыслием и всей душой стремясь к добродетельной жизни. Очень долгое время будущий митрополит Петр Московский и всея Руси провел в монастыре.

Важно

Затем был благословлен настоятелем и покинул стены пристанища для того, чтобы на реке под названием Рати в пустынном месте устроить себе обитель. Святой построил там церковь Спасителя Иисуса Христа, а затем при ней – монастырь, названный Преображенским.

Братию, собранную там, Петр поучал с кротостью, считая себя самым последним из всех. Он был добрым и никогда не отпускал без милостыни или помощи нищих и странников. О нем услышал даже князь, ведь он был всеми почитаем, и каждый с радостью принимал от святого наставления.

Митрополит Петр

Митрополит Максим, прибывший из Константинополя, в то время учил народ на Руси. Петр преподнес ему икону Пресвятой Богородицы собственной работы (названную Петровской), а также попросил себе и братии благословения. Дав его, митрополит с почтением принял образ и хранил его у себя.

Впоследствии икона находилась в Успенском соборе Кремля в Москве. Настал час кончины митрополита Максима. После этого стали искать претендента на его святейший пост.

Были две кандидатуры: Юрий Львович, князь Галицко-Волынский, уговорил Петра ехать для становления митрополитом, а Тверской и Владимирский князь предложил тверского игумена Геронтия на пост святителя. Второй кандидат отправился по морю в Константинополь, но буря настигла его в пути.

Тогда Геронтию в видении Пресвятая Богородица сказала, что митрополитом должен быть Петр. Патриарху Константинопольскому Афанасию тоже было открыто предназначение Петра. Когда святитель вошел в храм, благоухание наполнило все вокруг. Это и было знамением для патриарха, который с радостью благословил Петра.

Но, как полагалось, было собрание святителей, которое рассмотрело кандидатуру на пост митрополита. Оно признало, что Петр достоин этого поста, который был ему предначертан задолго до рождения. Во время посвящения все присутствовавшие поняли, что он – избранник Божий, пришедший сюда по велению Отца Небесного, так как лицо его просияло.

Козни против Петра

Новоиспеченный святитель Петр, митрополит Московский, в течение нескольких дней после посвящения получал наставления от патриарха, а затем покинул Константинополь, чтобы приступить к своим обязанностям.

Но кроткий и мягкий, когда дело касалось его самого, и твердый, строгий в церковных вопросах он вызывал недовольство со стороны некоторых людей. Среди них был завистливый епископ Тверской Андрей.

Совет

Он оклеветал святителя, написал святейшему патриарху Афанасию такие обвинения в адрес митрополита, что тот даже не поверил в них, но все же выслал церковного клирика. Русская Церковь созвала в Переяславле собор.

Расследование изобличило ложные свидетельства против Петра, а зачинщик был посрамлен. Святой не таил на епископа Андрея злобы и, простив его, отпустил собор. Этим митрополит Петр снискал к себе еще большее уважение и почитание.

Деяния святителя

Петр объехал всю Русь для блага народа. В Золотой Орде он добился льгот для духовенства. Всеми силами митрополит старался умиротворить враждующих князей. Их распри больше всего беспокоили Петра. Приехав в Брянск для того, чтобы сгладить очередной конфликт, митрополит чуть не оказался жертвой убийства.

Понимая и предвидя, что объединение Руси возможно через Москву, Петр часто посещал этот тогда еще небольшой и мало значимый городок. В то время князем там был Георгий Данилович, но его часто не было в городе. В его отсутствие брат князя Иоанн был очень добрым правителем. Он всегда помогал нищим и обездоленным.

Именно с Иоанном Петр часто беседовал о делах церкви и будущем города Москвы. Роду князя митрополит предсказал величие и процветание. Святой Петр хотел перенести свою кафедру именно в Москву, для чего необходим был кафедральный собор.

Русская Церковь обязана построением Успенского собора в московском Кремле именно святителю Петру, по мысли которого в 1326 году он и был заложен. В основании сооружения, у жертвенника, митрополит Петр Московский устроил свой гроб.

Предсказание кончины святого

Князь Иоанн через некоторое время увидел во сне очень высокую гору в снегу. Снег растаял, а вслед за ним исчезла гора. Святитель Петр объяснил, что это означает. Растаявший снег – кончина митрополита, а пропавшая гора – смерть князя. Петр получил и сам откровение о собственной смерти, но какое именно, никому не известно.

21 декабря 1326 года во время вечерней службы на молитве скончался митрополит Петр. Могила его находится в Успенском соборе. Князя Иоанна не было в городе, когда не стало святителя. Вернувшись, он увидел скорбящий по святому народ.

Во время погребального шествия один маловерный усомнился в святости митрополита и тут же раскаялся в своем неверии, увидев Петра сидящим в гробу и благословляющим людей.

Чудотворец Петр

Исцеления и чудеса начали происходить почти сразу после погребения. Какой-то юноша, имевший неподвижные руки от рождения, со слезами и верою молился у гробницы святого. В тот же час он выздоровел, и руки его укрепились.

Исцелил святитель Петр и одного скорченного, а глухому отверз уши, и тот стал слышать. Пришедший к гробнице с молитвою слепой прозрел. Так начались чудеса, творимые святым.

И сегодня митрополит Петр помогает прибегающим с верою и молитвою к его милости.

Причисление чудотворца к лику святых

Успенский собор был построен и освящен в 1327 году. Митрополит Феогност, пришедший на смену Петру, не изменил наставлениям святого предшественника. Он обосновался в Москве, молился у гробницы святителя и сам лицезрел многие чудеса, происходящие там.

Передав все патриарху, Феогност получил повеление и причислил к лику святых чудотворца Петра. Три раза мощи святого находили нетленными. Впервые, когда при нашествии хана Тохтамыша в 1382 году обгорел гроб святителя. Потом, когда в 1477 году обрушились стены собора.

Обратите внимание

И в последний раз, когда Аристотель Фиораванти, итальянский зодчий, воздвиг Успенский собор заново, в 1479 году. В таком виде он пребывает и поныне. Житие митрополита Петра написал епископ Ростовский преосвященный Прохор, который был рукоположен самим святителем.

Дни памяти святого Петра – 21 декабря (или 3 января) и 24 августа (или 6 сентября).

Храм митрополита Петра

В 1514 году по указу князя Ивана III в Высоко-Покровском монастыре был воздвигнут первый каменный храм в честь святителя. В нем не раз проводились реконструкционные работы. Поэтому и в наши дни прихожане посещают храм Петра Митрополита Московского.

Читайте также:  Какие молебны заказывают в храме, как правильно заказать молебен

Святой почитался и почитается не только в Москве. Есть церкви в его честь и в других городах России. Так, в Санкт-Петербурге в 1991-2001 годах построена деревянная церковь Петра Митрополита.

На том месте стоял храм, воздвигнутый по указу Петра I во имя святого в память о победе над шведами.

Трудно переоценить вклад в укрепление веры на Руси и ее объединение святителя Петра. Митрополита можно сравнить с такими выдающимися христианскими святителями, как Григорий Богослов, Василий Великий, Иоанн Златоуст. Его житие – яркий пример самоотверженной любви к Богу, людям и Родине. Хотелось бы, чтобы в каждом христианине было хоть чуточку от святого Петра.

Источник

Источник: https://religiya.temaretik.com/1621823086896089601/mitropolit-pyotr-zhitie-svyatitel-petr-mitropolit-moskovskij-i-vseya-rusi/

Святитель Петр, митрополит Московский

Дни памяти:  Август 24 (Перенесение мощей),  Октябрь 5 (Моск. Свт.),  Декабрь 21

Святитель Петр, митрополит Московский

Собор Московских святителей Ермоген, Алексий, Петр, Иона и Филипп

Святитель Петр, митрополит Московский, родился на Волыни от благочестивых родителей Феодора и Евпраксии. Еще до рождения сына в сонном видении Господь открыл Евпраксии благодатную предызбранность ее сына. В 12 лет юный Петр поступил в монастырь.

К тому времени он успешно изучил книжные науки и с особой ревностью стал исполнять монастырские послушания. Много времени уделял будущий святитель внимательному изучению Священного Писания и обучился иконописанию. Иконы, написанные иноком Петром, раздавались братии и посещавшим монастырь христианам.

За добродетельную подвижническую жизнь игумен обители рукоположил инока Петра в сан иеромонаха. После многолетних подвигов в монастыре иеромонах Петр, испросив благословение игумена, оставил обитель в поисках уединенного места. На реке Ратс он поставил келлию и стал подвизаться в безмолвии.

Впоследствии на месте подвигов образовался монастырь, названный Новодворским. Для приходивших иноков был выстроен храм во Имя Спаса. Избранный игуменом, святой Петр кротко наставлял духовных чад, никогда не гневался на провинившегося инока, словом и примером поучал братию.

О добродетельном игумене-подвижнике стало известно далеко за пределами обители. Нередко в монастырь приходил Галицкий князь Юрий Львович, чтобы услышать духовные наставления святого подвижника.

Успение Богородицы

Однажды обитель посетил Владимирский митрополит Максим, обходивший Русскую землю со словом поучения и назидания. Принимая святительское благословение, игумен Петр принес в дар написанный им образ Успения Пресвятой Богородицы, перед которым святитель Максим до конца своей жизни молился о спасении вверенной ему Богом Русской земли.

Михаил Тверской

Когда митрополит Максим скончался, Владимирская кафедра некоторое время оставалась незанятой. Великий князь Владимирский, а им был в это время святой Михаил Тверской (память 22 ноября), направил к патриарху Константинопольскому своего сподвижника и единомышленника игумена Геронтия с просьбой о поставлении его на Русскую митрополию.

Важно

По совету Галицкого князя Юрия игумен Петр также отправился к Константинопольскому Патриарху для принятия святительской кафедры. Бог избрал для окормления Русской Церкви святого Петра.

Плывшему Черным морем Геронтию ночью, во время бури, явилась Божия Матерь и сказала: “Напрасно трудишься, сан святительский не достанется тебе. Тот, кто написал Меня, Ратский игумен Петр, возведен будет на престол Русской митрополии”.

Слова Божией Матери в точности исполнились:

Патриарх Константинопольский Афанасий (1289 – 1293) с собором возвел на Русскую митрополию святителя Петра, передав ему святительские облачения, жезл и икону, привезенные Геронтием. По возвращении в Россию в 1308 году митрополит Петр в течение года пребывал в Киеве, а затем переехал во Владимир.

Много трудностей испытал Первосвятитель в первые годы управления Русской митрополией. В страдавшей под татарским игом Русской земле не было твердого порядка, и святителю Петру приходилось часто менять места своего пребывания.

В этот период особенно важны были труды и заботы святителя об утверждении в государстве истинной веры и нравственности. Во время постоянных объездов епархий он неустанно поучал народ и духовенство о строгом хранении христианского благочестия.

Враждовавших князей он призывал к миролюбию и единству.

В 1312 году святитель совершил поездку в Орду, где получил от хана Узбека грамоту, охранявшую права русского духовенства.

В 1325 году святитель Петр по просьбе великого князя Иоанна Даниловича Калиты (1328 – 1340) перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Это событие имело важное значение для всей Русской земли. Святитель Петр пророчески предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России.

Московские святители

По его благословению в Московском Кремле в августе 1326 года был заложен собор в честь Успения Пресвятой Богородицы. Это было глубоко знаменательное благословение великого первосвятителя Русской земли. 21 декабря 1326 года святитель Петр отошел к Богу. Святое тело Первосвятителя было погребено в Успенском соборе в каменном гробу, который он сам приготовил.

Совет

Множество чудес совершилось по молитвам угодника Божия. Многие исцеления совершались тайно, что свидетельствует о глубоком смирении святителя даже после смерти. Глубокое почитание Первосвятителя Русской Церкви со дня его преставления утверждалось и распространялось по всей Русской земле. Через 13 лет, в 1339 году, при святителе Феогносте, он был причтен к лику святых.

У гроба святителя князья целовали крест в знак верности великому князю Московскому. Как особо чтимый покровитель Москвы святитель призывался в свидетели при составлении государственных договоров. Новгородцы, имевшие право избирать себе владык у Святой Софии, после присоединения к Москве при Иоанне III клятвенно обещали ставить своих архиепископов только у гроба святителя Петра чудотворца.

При гробе святителя нарекались и избирались русские Первосвятителн.

О нем постоянно упоминают русские летописи, ни одно значительное государственное начинание не обходилось без молитвы у гроба святителя Петра. В 1472 и 1479 годах совершалось перенесение мощей святителя Петра. В память этих событий установлены празднования 5 октября и 24 августа.

21 декабря

Тропарь святителя Петра
глас 4

Яже прежде безплодная, земле,/ ныне веселися:/ се бо Христос светильника в тебе показа,/ яве сияюща в мире/ и исцелевающа недуги и болезни наша./ Сего ради ликуй и веселися со дерзновением:// святитель бо есть Вышняго сия соделоваяй.

Тропарь святителя Петра глас 8

Ликуй светло, благославнейший граде Москва,/ имеяй в себе архиерея Петра, яко зарю солнца,/ всю Россию чудодеянии озаряюща,/ той бо немощи врачует/ и недуги, яко тьму, прогонит от вопиющих ему:/ радуйся, иерарше Бога Вышняго,// тобою сия пастве твоей соделовающаго.

 Кондак святителя Петра глас 8

Взбранному и дивному нашея земли чудотворцу,/ днесь любовию тебе притекаем, песнь, богоносе, плетуще,/ яко имея дерзновение ко Господу,/ многообразных избави нас обстояний, да зовем ти:// радуйся, утверждение граду нашему.

 

Ин тропарь святителя Петра

глас 4

Благоверно пожив в мире,/ житием чистым просветився,/ учением святительства приим паству,/ апостолом наследниче./ Тем прием дар чудес от Бога, отче Петре,/ моли Христа Бога/ да спасет души наша.

 

Ин кондак святителя Петра

глас 4

Явися днесь пресветлая память твоя, святителю преблаженне Петре,/ в мире светло сияющи/ и являющи всем Божественное сияние.

24 августа (Перенесение мощей)  

 

Тропарь святителя Петра

глас 4

Наста днесь всечестный праздник/ пренесения честных мощей твоих, святителю Петре,/ веселя изрядно твое стадо,/ и верное отечество, и люди,/ о нихже не оскудевай, моляся Христу Богу,/ еже от Него дарованней ти пастве сохранитися от враг ненаветованней// и спастися душам нашим.
 

Кондак святителя Петра

глас 8

Яко врача преизрядна и источника чудесем обильна,/ днесь сошедшеся любовию, духовная твоя чада,/ в пренесение честных мощей твоих,/ архиерею Петре, молим тя:/ моли Христа Бога даровати честным твоим пренесением/ верному воинству нашему на враги победительная,/ да твоими к Богу молитвами находящих зол избавльшеся,/ радостною душею и веселием сердца/ благодарная ти воспоем, глаголюще:// радуйся, отче Петре, архиереев и всея Российския земли удобрение.

 

Ин тропарь святителя Петра, митрополита Московского, всея России чудотворца

глас 4

Обратите внимание

Благоверно пожив в мире,/ житием чистым просветився,/ учением святительства прият паству,/ апостолом наследниче./ Тем прием дар чудес от Бога, отче Петре,/ моли Христа Бога,/ да спасет души наша.
 

Ин кондак святителя Петра, митрополита Московского, всея России чудотворца

глас 4

Явися днесь пресветлая память твоя,/ святителю преблаженне Петре,/ в мире светло сияющи/ и являющи всем/ Божественное сияние.

 

Молитва святителю Петру, митрополиту Московскому

О великий святителю, преславный чудотворче, Российския Церкве первопрестольниче, града Москвы хранителю и о всех нас усердный молитвенниче, отче наш Петре! К тебе смиренно припадаем и молимся: простри руце твои ко Господу Богу и помолися за ны, грешныя и недос­тойныи рабы Его, да пробавит нам милость Свою и низпослет нам вся благопотребная к временному житию и вечному спасению нашему, дары благости Его, наипаче же да оградит нас миром, брато­любием, благочестием от всех искушений врага диавола и дарует нам быти верным чадом твоим, не по имени токмо, но и всем житием нашим. Молим тя, святителю Христов, сохрани предстательством твоим небесным град Москву и люди ея. Ей, угодниче Божий! Услыши нас благоутробно и буди всем нам помощник и заступник во всяких бедах и напастех, не забуди нас и в час кончины нашея, егда наипаче твоего заступления потребуем, да при помощи молитв твоих святых, сподобимся и мы, грешнии, кончину благую получити и Царство Небесное унаследити, славяще дивнаго во святых Своих Бога нашего, Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

5 октября (Моск. Свт.)

 

Тропарь святителей Московских

глас 4

Первопрестольницы Российстии,/ истиннии хранителие апостольских преданий,/ столпи непоколебимии, православия наставницы,/ Петре, Алексие, Ионо, Филиппе и Ермогене,/ Владыку всех молите/ мир вселенней даровати// и душам нашим велию милость.
 

Кондак святителей Московских

глас 3

Во святителех благочестно пожисте/ и люди к богоразумию настависте,/ и добре Богу угодисте,/ сего ради от Него нетлением/ и чудесы прославистеся,// яко ученицы Божия благодати.

 

Величание

Величаем вас,/ святителие Христовы,/ Петре, Алексие, Ионо, Филиппе и Ермогене,/ и чтим святую память вашу,/ вы бо молите за нас// Христа Бога нашего.

Источник: http://club-vozrojdenie.ru/publ/svjatiteli/svjatitel_petr_mitropolit_moskovskij/98-1-0-371

Святитель Петр Московский, всея Руси чудотворец, митрополит – Храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы

Избранный и дивный в чудесех святителю, Российския Церкве первопрестольниче, и усердный о душах наших молитвенниче, отче наш Петре! В песнех восхваляем тя с любовию, святаго заступника нашего: ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу, предстательством твоим небесным, от всяких нас бед свободи, да зовем ти: Радуйся, святителю Петре, великий чудотворче.

Икос 1

Ангелоподобно на земли пожил еси, святителю отче, и яко ангел благий хранитель Отечествию твоему явился еси не токмо в житии твоем, но по честнем успении твоем, благотворя людем ти сродным, от нихже слышиши благохваления таковая: Радуйся, благочестивых родителей плоде богодарованный.

Радуйся, корене благаго ветве многоплодная. Радуйся, прежде рождения твоего, видением божественным рождшей тя во избранника Божия предуказанный. Радуйся, во утробе матерней освященный. Радуйся, по рождении твоем благодатию Духа Святаго просвещенный. Радуйся, сосуде Божия благодати избранный.

Радуйся, святителю Петре, великий чудотворче.

Кондак 2

Видевше честнии родителие твои, Петре богоизбранне, яко косно в учении книжнем преуспевал еси, о сем тужаху.

Сие же бысть по смотрению Божию, да не от человек, но свыше от Бога, навыкнеши учению небесному: явивыйся бо тебе муж светел, в святительския ризы облеченный, рукою коснувся твоего языка, благословением своим разреши косность твою, и преисполни тя разума, яко пети тебе разумно Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разум небесный свыше тебе даровася, угодниче Божий, имже добре уразумел еси, яко вся красная мира сего скоро преходят: темже, двадесятолетну ти сущу, мир и вся благая его оставил еси, и возжелел еси инок быти и Единому Христу работати. О сем тя хвалим и зовем: Радуйся, земли Волынския святое прозябение.

Радуйся, всея страны Российския духовная лепото. Радуйся, восхождения от добродетели к добродетели невидимо совершивый. Радуйся, совершенства о Христе богомудренно достигнувый. Радуйся, послушания добрый рачителю. Радуйся, смирения Христова верный подражателю. Радуйся, святителю Петре, великий чудотворче.

Кондак 3

Силою Божиею укрепляемь, отче Петре, вся послушания монастырская добре проходил еси во обители, и яко звезда богосветлая, сиял еси добродетельми евангелскими среди братии твоея: темже священства саном почтен был еси, и непорочно возносил еси безкровную жертву Богу, присно поя Ему серафимскую песнь: Аллилуиа.

Читайте также:  Мученики маркиан и мартирий покровители юристов

Икос 3

Имея помысл чист и непорочную душу, Петре богоблаженне, святыя иконы изображати научился еси, и был еси изограф благоговеин, дело рук своих посвящаяй Богу, иже писанныя тобою иконы чудесы многими прослави; сего ради хвалебно вопием ти: Радуйся, трудолюбче благословенный, трудивыйся во славу Божию.

Радуйся, яко труды твоя святыя Богом прославлени суть. Радуйся, божественному евангелисту Луце в иконописании подражавый. Радуйся, иконы Пресвятыя Богородицы благолепно написавый. Радуйся, в душе твоей образ Божий добре изобразивый. Радуйся, сердце твое в храм Триипостасному Богу посвятивый.

Радуйся, святителю Петре, великий чудотворче.

Кондак 4

Бури страстей избежав, отче Петре, к тихому пристанищу безмолвия корабль души твоея направил еси, и с благословения настоятеля твоего, в месте безмолвнем, на реце Рате, поселился еси, да един Единому Христу поработаеши в посте и молитве, воспевая Ему немолчную песнь хвалы: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше людие благочестивии о твоих добродетелех, Петре преподобне, прихождаху к тебе, благословения и молитв от тебе ищуще, ихже любезно приимал еси, и обитель иноческую на реце Рате устроил еси, в ней же спасошася мнози твоим наставлением богомудрым.

Темже, яко сотворившаго и научившаго, ублажаем тя и глаголем: Радуйся, непопустивый погибнути Богом врученным тебе овцам. Радуйся, устроителю благоискусный общежития иноческаго. Радуйся, учителю пресладкий благочестию христианскому. Радуйся, возшедый на высоту совершенства духовнаго.

Радуйся, достигнувый глубины смирения христианскаго. Радуйся, святителю Петре, великий чудотворче.

Кондак 5

Боготечное светило быв, волею Пастыреначальника Христа, на свещнице Церкве Всероссийския поставлен был еси, Петре богоносне, да светиши Отечеству твоему земному, и приводиши к Солнцу Правды люди российския, научая их благочестно воспевати Пресвятей Троице: Аллилуиа.

Икос 5

Ощутив патриарх Царяграда, святейший Афанасий, яко благоуханием дивным исполнися весь храм, егда в него вшел еси, Петре досточудне, позна тя избранника Божия, достойнаго воистину сана святительскаго, и постави тя в митрополита Киевскаго, и всея России.

Сему же бывающу, просветися лице твое светом небесным: мы же дивящеся таковому чудеси, вопием ти: Радуйся, архиерее Божий, от Пастыреначальника Христа свыше прославленный. Радуйся, иерарше Христов, дарами Святаго Духа преисполненный. Радуйся, апостолов преемниче и святителей сопрестольниче. Радуйся, в Российстей стране светом благоразумия возсиявый.

Радуйся, паству Всероссийскую духовно удобривый. Радуйся, светоносный первопрестольник в ней бывый. Радуйся, святителю Петре, великий чудотворче.

Кондак 6

Проповедал еси пастве твоей нелестное евангелское учение, святителю приснопамятне, и всех учил еси мир имети между собою: мира любитель быв, враждовавших на тя в любовь привел еси кротостию и незлобием твоим, яко всей пастве твоей радоватися о тебе, и хвалебно взывати ко Господу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял еси в стране Российстей светом добрых дел твоих, святителю отче наш Петре, и еретическия плевелы не леностно искоренял еси в пастве твоей: чада твоя поучая православно веровати в Триединаго Бога, иже и нам внушает благохвалити тя звании сими: Радуйся, столпе непоколебимый апостольских преданий.

Радуйся, мечу обоюду острый, ереси посекаяй. Радуйся, православия наставниче, всех поучавый троическому поклонению. Радуйся, еретиков противоборче, бодренно стоявый на страже святыя Христовы Церкве. Радуйся, вдов и сирот милостивый питателю. Радуйся, обидимых и гонимых нелицеприятный предстателю.

Радуйся, святителю Петре, великий чудотворче.

Кондак 7

Хотя враг спасения человеческаго нарушити мир души твоея, святителю богоугодне, воздвиже на тя клеветника ложнаго, Тферскаго епископа Андреа, глаголавшаго на тя праведнаго беззаконие. Обаче правда твоя, яко солнце в полудне, возсия на соборе, клеветник же злобный посрамлен бысть, и достойное по делом своим получи, ты же благодарственно взывал еси ко Господу: Аллилуиа.

Икос 7

Ново место престолу твоему святительскому избрал еси, угодниче Божий, во граде Москве: возлюбив бо кроткаго и боголюбиваго ея князя Иоанна, тамо поселился еси, и церковь каменну, во имя Успения Пресвятыя Богородицы, тамо соорудити князю Иоанну советовал еси, пророчески глаголя ему, яко град той славен будет, святители в нем поживут и Бог в нем прославится, и яко кости твоя в нем положены будут. Сие пророчество твое исполншееся видяще, радостно приносим ти сия благохваления: Радуйся, царствию Российскому основание крепкое положивый. Радуйся, первопрестольный град Москву благословением твоим освятивый. Радуйся, прозорливче богопросвещенный, будущая, яко настоящая, провидевый. Радуйся, храм Пресвятыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея Успения, основавый. Радуйся, в нем гроб себе устроивый. Радуйся, свято и богоугодно на земли поживый. Радуйся, святителю Петре, великий чудотворче.

Кондак 8

Странника и пришельца в мире сем себе помышляя святителю отче наш Петре, своима рукама гроб каменный себе устроил еси, и выну поминал еси о исходе твоем, к немуже приуготовлялся еси молитвами непрестанными, зовый Богу во умилении сердечнем: Аллилуиа.

Икос 8

Весь в Бозе быв, час кончины твоея провидел еси духом, отче Петре, и Божественную Литургию совершив, о всех живых и усопших помолился еси, себе же брашном негиблющим Пречистых Христовых Таин напитал еси, и милостыню многу нищым и убогим раздал еси, приуготовляяся к сретению Жениха Безсмертнаго Христа.

Сие воспоминающе, дивимся прозорливости твоей, и глаголем: Радуйся, доброе напутствие для души твоей приемый. Радуйся, со Христом жити на веки возжелавый. Радуйся, любовию божественною страх смертный победивый. Радуйся, мирно и радостно час кончины твоея сретивый. Радуйся, яко праведно и непорочно течение земное совершил еси.

Радуйся, яко успение преподбное во мзду трудом твоим, от Господа получил еси. Радуйся, святителю Петре, великий чудотворче.

Кондак 9

Вси царедворцы великаго князя Иоанна собрашася к одру твоему, святителю Христов: ты же, чрез старейшаго из них Протасиа, мир и благословение Божие великому князю Иоанну преподал еси, не бывшу тому во граде, и с светлым лицем воздев горе преподобнеи руце твои, усердно помолился еси, и тако в молитве Богу душу твою предал еси, юже ангели святии в Горния Обители вознесоша, с пением радостным: Аллилуиа.

Икос 9

Витии любомудрии прославляют славных мира сего деяния, мы же твоим житием честным красуемся, святителю Божий, и прославляем преставление твое святое и многая чудеса, тобою содеянная и содеваемая от рода в род: воистину бо не вотще чудотворец именуешися, преблаженне, и достойно слышиши хвалебныя песни таковыя: Радуйся, в молитве усердной дух твой Богу предавый.

Радуйся, погребением честным от великаго князя Иоанна почтенный. Радуйся, во храме Богоматери у святаго жертвенника положенный. Радуйся, видением дивным, неверовавшаго в святость твою, в веру обративый. Радуйся, со одра погребальнаго благословляющий паству твою виден бывый. Радуйся, во гробе, тобою уготованном, мирно почивый. Радуйся, святителю Петре, великий чудотворче.

Кондак 10

Спаса Христа умоляти не престай за град и люди, тя почитающыя, угодниче Божий, святителю отче наш Петре. Тебе бо дарова нам Господь помощника и предстателя во всяких бедах и напастех, и гроб твой святый содела врачебницу безмездную недугов человеческих: к немуже с верою и любовию припадающе, вопием прославльшему тя и дивному во святых своих Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Стеною молитв твоих небесных, первопрестольный град Москва благодатно ограждается, и светло красуется, имея в себе многоцелебную раку святых твоих мощей, Петре чудотворче, яко крин нетлением процветших, и благоухание святыни испущающих: имже покланяющеся, умильно тебе глаголем: Радуйся, смерть вкусивый, тления же не познавый.

Радуйся, исцеления многая от святых твоих мощей источивый. Радуйся, юношу разслабленнаго и недвижимаго у гроба твоего здрава возставивый. Радуйся, сляченнаго и отнюд восклонитися немогшаго, таможе прямо ходити сотворивый. Радуйся, глухому слух отверзый. Радуйся, слепому зрение милостивно даровавый.

Радуйся, святителю Петре, великий чудотворче.

Кондак 11

Пение молебное не умолчно бысть при гробе твоем, святителю отче наш Петре, от дне честнаго преставления твоего до ныне, чудесем свидетельствующым святость твою, юже вся Российская Церковь исповедует ясно: мы же, чада твоя и овцы словесныя паствы твоея, радующеся о твоем прославлении на Небеси и на земли, благодарственно вопием святых Святейшему Христу Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светоподательный светильник Божия благодати, воистину являешися и по смерти, Петре чудотворче: темже, сиянием чудес твоих озаряеми, с любовию чествуем святую твою память, яко торжество веры и благочестия, и от усердия нашего приносим ти пения таковая: Радуйся, апостолов во благовестии Христове не леностный подражателю.

Радуйся, перваго иерарха Российскаго Михаила достойный преемниче. Радуйся, преемником твоим во святительстве добрый споспешниче. Радуйся, о всех людех российских усердный молитвенниче. Радуйся, правило веры истинныя и образе кротости духовныя. Радуйся, врачу безмездный и целебниче благосострадательный.

Радуйся, святителю Петре, великий чудотворче.

Кондак 12

Благодать Господню и благовременну помощь испроси нам, угодниче Божий, во дни безпомощия нашего и буди нам в скорбех утешитель, в бедах заступник, в недузех врачь, туне подаваяй нам дары целебныя от святых твоих мощей, к нимже усердно притекающе, не тщы отходим, но ущедреннии тобою вопием Богу хвалебно: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще чудеса твоя и многое сострадание твое к людем, отче наш Петре, усердно просим твоего многомощнаго ко Господу предстательства: вемы бо, яко молитва твоя, подобно фимиаму восходит пред Вседержителя Бога, и низводит на нас Его благословение, помощь и милость.

Темже и взываем к тебе: Радуйся, Пресвятыя Троицы верный исповедниче. Радуйся, Пресвятыя Богородицы изрядный служителю. Радуйся, ангельских воиств собеседниче. Радуйся, всех святых присный друже. Радуйся, от горних высот к земнородным милостиво приникаяй. Радуйся, душы и телеса наша благоутробно врачуяй.

Радуйся, святителю Петре, великий чудотворче.

Кондак 13

О, чудотворче преславный, и помощниче всем нам скорый и милостивый, святителю отче наш Петре! Милостиво прием сие малое моление наше, в похвалу тебе приносимое, умоли Господа Бога даровати нам телесное здравие и душевное спасение, да во Царствии Небеснем сподобимся пети Ему со святыми: Аллилуиа.

https://www.youtube.com/watch?v=q1B4zpUWaCM

Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й и кондак 1-й

Молитва

О, великий святителю, преславный чудотворче, Российския Церкве первопрестольниче, града Москвы хранителю и о всех нас усердный молитвенниче, отче наш Петре! К тебе смиренно припадаем и молимся: простри руце твои ко Господу Богу, и помолися за ны грешныя и недостойныя рабы Его: да пробавит нам милость Свою и ниспослет нам вся благопотребныя к временному житию и вечному спасению нашему дары благости Его, наипаче же, да оградить нас миром, братолюбием и благочестием от всех искушений врага диавола, и дарует нам быти верными чады твоими, не по имени токмо, но и всем житием нашим. Молим тя, святителю Христов, проси предстательством твоим у Небеснаго Владыки: страждущую страну Российскую от лютых безбожник и власти их да свободит, и да возставит престол православных правителей; верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Нему, многоболезный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш. Ей, угодниче Божий! Услыши нас благоутробно, и буди нам помощник и заступник во всяких бедах и напастех, не забуди нас и в час кончины нашея, егда наипаче твоего заступления потребуем: да при помощи молитв твоих святых, сподобимся и мы грешнии, кончину благую получити, и Царствие Небесное унаследити, славяще дивнаго во святых Своих Бога нашего, Отца, и Сына, и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

https://azbyka.ru/days/sv-petr-moskovskij

Источник: http://hramsamara.ru/news/prazdniki/svyatitel-petr-moskovskij,-vseya-rusi-chudotvorecz,-mitropolit.html

Святитель Петр, митрополит Московский (†1326)

Митрополит Петр, святитель Московский, почитается как Небесный покровитель Москвы и всей земли Русской.

Святитель Петр родился около 1260 года на Волыни в благочестивой боярской семье Феодора и Евпраксии.

Матери его в сонном видении перед рождением было открыто, что сын ее обретет особую благодать Божию.

Важно

Ей представилось, будто держит она на руках барашка, между рогами которого растет дерево, покрытое красивой листвой, цветами и плодами. В ветвях дерева теплились многочисленные свечи и от него исходило благоухание.

В 7 лет отрока Петра отдали в учение, однако грамота не давалась ему. Повествуют, что он с малолетства был косноязычен и весьма непонятен. Родители скорбя об этом молились Богу и Господь внял их молитвам.

Во сне Петру явился некий святой муж, коснулся его языка — и отверзлись уста его, а мысли озарились светом.

В скором времени отрок обнаружил такие дарования, что превзошел в знании Священного Писания всех своих сверстников.

С детских лет почувствовав сильное влечение к иноческой жизни, будущий святитель в 12 лет поступает в монастырь на Волыни, где предается подвигам поста и молитвы по правилам преподобного Иоанна Лествичника. Он проявил полное послушание своему наставнику, ревностно служа братии: носил в поварню воду и дрова, мыл братии власяницы.

Читайте также:  Молитва архангелу михаилу – очень сильная защита - православные иконы и молитвы

Прежде всех приходил он к церковной службе и уходил последним, в церкви стоял с благоговением, никогда не прислоняясь к стене. Смиренный и молчаливый, будущий святитель удостоился диаконского, а потом и пресвитерского сана.

Блаженный Петр с большим искусством писал святые иконы для братии и мирян. В Успенском соборе Московского Кремля сохранились прославленные образы святителя Петра — икона Успения Божией Матери и икона Пресвятой Богородицы, именуемая Петровской, по имени святого иконописца.

Петровская икона Божией Матери (написана святителем Петром, митрополитом Московским, в 1306-м, в бытность будущего владыки еще игуменом Ратского монастыря на Волыни). Успенский cобор Московского Кремля. Празднование 24 августа/6 сентября

Петровская икона дошла до нашего времени, и некоторые исследователи видят в ней стилистические особенности, близкие к западной готической живописи, что в принципе могло быть характерно для галицо-волынской школы как наиболее близкой к Западу и подверженной влиянию польских, чешских и немецких мастеров.

По благословению своего духовного наставника святой Петр удалился в пустынное место на берегу реки Раты (приток Буга), где построил келлию и храм в честь Преображения Господня. Отсюда и прозвание Петра – Ратский (или Ратенский, как принято его именовать на Западе Украины).

После смерти сына Владимира Мономаха Мстислава Владимировича (1132 г.) Киевская Русь разделилась на 15 княжеств и земель.

Совет

Среди них крупными и влиятельными были Киевское, Черниговское, Владимиро-Суздальское, Новгородское, Смоленское, Полоцкое и Галицкое княжества.

Столицей всех западнорусских земель был город Владимир (Волынский), где находился княжеский престол.

В 1199 году волынский князь Роман Мстиславич (сын Мстислава Изяславича) был приглашён на престол Галицкого княжества и объединил его со своим, в результате чего образовалось Галицко-Волынское княжество (1199 — 1392), которое стало непосредственным наследником Киевской Руси. Галицко-Волынское княжество было одним из самых больших княжеств периода политической раздробленности Руси.

Столицей Галицко-Волынского княжества стал Галич (Ивано-Франковская область, Украина).

Границы Галицко-Волынского княжества

Княжество проводило активную внешнюю политику в Восточной и Центральной Европе. Его главными соседями и конкурентами были Польское королевство, Венгерское королевство и половцы, а с середины XIII века — также Золотая Орда и Литовское княжество.

Для защиты от них Галицко-Волынское княжество неоднократно подписывало соглашения с католическим Римом, Священной Римской империей и Тевтонским орденом.

После того, как в 1254 году Даниил Галицкий принял титул «короля Руси» от папы римского Иннокентия IV, он и его потомки использовали королевский титул.

В 1241 году Галич был захвачен и сожжён монгольскими войсками.

За период нахождения под властью Золотой Орды Галицко-Волынское княжество пришло в упадок, а во второй половине XIV века население территории на более чем 400 лет попало в полную зависимость поляков.

После распада Галицко-Волынского государства в середине XIV века, Владимир (Волынский) входил сначала в состав Великого княжества Литовского, а с 1569 года — в состав Польского королевства.

Позже святитель Петр основывает здесь собственную обитель, названную Новодворской. Для приходивших иноков был выстроен храм во Имя Спаса. Избранный игуменом, святой Петр кротко наставлял духовных чад, никогда не гневался на провинившегося инока, словом и примером поучал братию.

О добродетельном игумене-подвижнике стало известно далеко за пределами обители. Нередко в монастырь приходил Галицкий князь Юрий Львович, чтобы услышать духовные наставления святого подвижника.

Обратите внимание

Был там и Всероссийский Митрополит Максим (1283 —1305), благословивший святого Петра, от которого принял дар — написанный им образ Успения Пресвятой Богородицы.

В 1299 году митрополит Максим окончательно оставил Киев и поселился во Владимире на Клязьме. Недовольный этим великий князь Галицкий Юрий Львович захотел иметь своего собственного митрополита.

С этой целью он избрал Петра и отправил его в Константинополь для посвящения; но именно в это время умер митрополит Максим (1305), и патриарх Афанасий посвятил Петра не в митрополиты Галицкие, а всея Руси.

Митрополит Петр, святитель Московский

В то же время тверской князь Михаил Ярославич, направил к патриарху Константинопольскому своего сподвижника и единомышленника игумена Геронтия с просьбой о поставлении его на Русскую митрополию.

Плывшему Черным морем Геронтию ночью, во время бури, явилась Божия Матерь и сказала: «Напрасно трудишься, сан святительский не достанется тебе. Тот, кто написал Меня, Ратский игумен Петр, возведен будет на престол Русской митрополии».

Слова Божией Матери в точности исполнились.

Патриарх Константинопольский Афанасий I с Синодом возвёл на Киевскую и всея Руси митрополию Петра, передав ему святительские облачения, жезл и икону, привезённые Геронтием.

По возвращении на Русь в 1308 году митрополит Петр в течение года пребывал в Киеве, но беспокойства, угрожавшие этому городу, заставили его, по примеру предшественника его, Максима, жить во Владимире на Клязьме, куда он перенес Первосвятительскую кафедру.

Однако, здесь его ожидал весьма прохладный прием. Святой князь-мученик Михаил был, конечно же, недоволен тем, что митрополитом стал Петр, а не отправленный им на поставление Геронтий. Кроме того, в это время шла борьба за великокняжеское достоинство между Михаилом Тверским и Юрием Московским.

Митрополит Петр принял сторону последнего, вследствие чего возведено было на Святителя обвинение перед патриархом со стороны тверского епископа Андрея. Для суда над святителем Петром был созван в 1311 году собор в Переяславле, признавший обвинение Андрея клеветой.

Житие святого Петра говорит о том, что он простил клеветника Андрея и оставил ему Тверскую кафедру.

Важно

Сей кроткий архипастырь умел быть и строгим. Он лишил епископского сана Исмаила Сарского, без сомнения, за важное преступление относительно Церкви или Отечества, и предал анафеме одного опасного еретика, Сеита, обличенного им в богопротивном умствовании, но не хотевшего раскаяться.

Управление его пришлось на тяжелые времена татаро-монгольского порабощения, когда нравственность в среде народной пала чрезвычайно низко. Ему приходилось ездить в Орду, чтобы умилостивлять грозного хана, примирять враждовавших князей и предотвращать братоубийственные распри.

И при помощи Божией он сумел охранить Церковь и поднять нравственное состояние своего родного народа. В 1313 году, когда ханом сделался Узбек, первый из ханов принявший ислам, святитель Петр отправился в Орду. Его приняли там с честью и отпустили с новым ярлыком.

Все прежние льготы духовенства были подтверждены и прибавлена новая: все церковные люди по всем делам, не исключая и уголовных, были подчинены суду митрополита.

Святитель Петр много ездил по Руси, окормляя духовно даже самые отдаленные епархии. В том числе бывал он и на родной Волыни.

Пребывать в стольном и кафедральном Владимире Петру было не слишком уютно, опять-таки из-за враждебности к нему Михаила Тверского.

Поэтому он нередко подолгу жил в Москве, которая принадлежала его митрополичьему округу, не имея своего епископа. В то время там княжил внук святого Александра Невского Иоанн Данилович (Калита) (1325—1340).

В 1325 году святитель Петр по просьбе Иоанна Калиты перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Это событие имело важное значение для всей Русской земли.

Совет

Провидя будущее значение новой столицы, святой Петр переехал в небольшую тогда еще Москву и при этом дал совет князю Ивану Калите, чтобы он построил в Москве каменный храм в честь Успения Божией Матери.

«Если ты послушаешь меня, сын мой, — говорил он князю, — то и сам прославишься с родом своим более иных князей, и град твой будет славен между всеми городами русскими, и святители поживут в нем, и кости мои положены здесь будут«. Его предсказание в точности сбылось, но сам он до окончания постройки храма не дожил.

Кончина святителя Петра

Незадолго до кончины Святителя князь Иоанн видел сон: представилась ему высокая гора и на вершине ее снег. Но вдруг снег растаял и исчез.

Князь рассказал свой сон святителю и услышал от него такое объяснение: «Гора высокая — это ты, князь, а снег — это я смиренный. Мне прежде тебя должно отойти из этой жизни».

Святитель собственными руками устроил для себя каменную гробницу близ жертвенника в сооружавшемся храме, а значительную часть своего состояния он завещал на его окончательную постройку.

Блаженная кончина святителя Петра последовала в ночь с 20 на 21 декабря 1326 года во время вечерней службы.

Погребение тела святителя на другой день после его смерти совершил Луцкий епископ Феодосий.

Когда совершалось торжественное перенесение мощей в храм в предшествовании многочисленного духовенства и в сопровождении князя, вельмож и множества народа, один иноверец в осуждение размышлял: зачем мертвому человеку воздают такие почести — за ним идет сам князь и множество народа? Только что он это подумал, как увидел, что святой Петр сидит на одре, на котором его несли, и на обе стороны благословляет народ. Об этом видении сам иноверец после засвидетельствовал с клятвой.

Множество чудес совершилось по молитвам угодника Божия. Многие исцеления совершались тайно, что свидетельствует о глубоком смирении святителя даже после смерти.

Почитание

Глубокое почитание Первосвятителя Русской Церкви со дня его преставления утверждалось и распространялось по всей Русской земле.

Через 13 лет, в 1339 году, при святителе Феогносте, он был причтен к лику святых. У гроба святителя князья целовали крест в знак верности великому князю Московскому. Как особо чтимый покровитель Москвы святитель призывался в свидетели при составлении государственных договоров.

Обратите внимание

Новгородцы, имевшие право избирать себе владык у Святой Софии, после присоединения к Москве при Иоанне III клятвенно обещали ставить своих архиепископов только у гроба святителя Петра чудотворца. При гробе святителя нарекались и избирались русские Первосвятители.

О нем постоянно упоминают русские летописи, ни одно значительное государственное начинание не обходилось без молитвы у гроба святителя Петра.

Успенский собор Московского Кремля

Мощи святителя Петра

В 1472 году древний Успенский собор, к тому времени обветшавший, стали перестраивать. В присутствии митрополита Московского Филиппа I (1464-1473) разобрали надгробие святителя и увидели нетленные мощи, лежавшие открыто и сиявшие небесной славой.

Оказалось, что в 1382 году во время пожара при нападении на Москву полчищ хана Тохтамыша, огонь проник в гробницу и уничтожил гроб святого. Тело же осталось невредимым. Честные мощи святителя Петра были переложены в новую каменную гробницу.

Тогда же Собор епископов установил праздник перенесению мощей святителя Петра 1 июля.

Через два года строившийся храм обрушился. Мощи святителя были засыпаны, но не повредились. Великий князь Московский Иоанн III вызвал из Италии выдающегося зодчего Аристотеля Фиораванти, под руководством которого 17 апреля 1475 года был заложен новый Успенский собор.

12 августа 1479 года новый Успенский собор был освящен. 24 августа честные мощи святителя Петра были торжественно перенесены в новый собор и поставлены на прежнем месте.

В этот день было установлено празднование в честь перенесения мощей святителя Петра, Московского и всея России чудотворца (прежнее празднование 1 июля было отменено).

Патриаршее служение в Успенском соборе Московского Кремля в день памяти святителя Петра, митрополита Московского

Известно также празднование проявления мощей святителя Петра (4 августа) по случаю явления супруге Иоанна Грозного (1533-1584) царице Анастасии (1547-1560). Святитель Пётр явился царице Анастасии и не разрешил никому раскрывать свой гроб. Он повелел запечатать гроб печатью и установить праздник.

Тропарь, глас 4:
Яже прежде безплодная земле, ныне веселися: се бо Христос светильника в тебе показа, яве сияюща в мире, и исцелевающа недуги и болезни наша. Его ради ликуй и веселися со дерзновением: святитель бо есть Вышняго сия соделоваяй.

Другой тропарь, глас 8:
Ликуй светло благославнейший граде Москва, имеяй в себе архиерея Петра яко зарю солнца, всю Россию чудодеянии озаряюща: той бо немощи врачует, и недуги яко тьму прогонит от вопиющих ему: радуйся иерарше Бога Вышняго, тобою сия пастве твоей соделовающаго.

Кондак, глас 8:
Взбранному и дивному нашея земли чудотворцу, днесь любовию к тебе притекаем, песнь богоносе плетуще: яко имея дерзновение ко Господу, многообразных избави нас обстояний, да зовем ти: радуйся утверждение граду нашему.

Источник: hram-troicy.prihod.ru

Просмотрено (3239) раз

Источник: http://voskrcerkov.ru/2014/01/01/svyatitel-petr-mitropolit-moskovskij/

Ссылка на основную публикацию