Святитель григорий богослов, архиепископ константинопольский

Святитель Григорий Богослов

Святитель Григорий Богослов — один из трех Вселенских святителей. Память Григория Богослова совершается 7 февраля (25 января по старому стилю) и 12 февраля (30 января по старому стилю) в Соборе трех святителей.
 

Содержание

Святитель Григорий Богослов. Жизнеописание
Святитель Григорий Богослов — архиепископ Константинопольский
Преставление архиепископа Григория Богослова
Почитание святителя Григория Богослова. Тропарь и кондак
Святитель ​Григорий Богослов. Иконы
Храмы во имя святителя Григория Богослова
 

Святитель Григорий Богослов родился около 329 года в Арианзе, неподалеку от Назианза Каппадокийского. Его отец, Григорий, являлся Назианзинским епископом, мать звали Нонной. В семье кроме Григория был его брат Кесарий и сестра Горгония.

Григорий получил начальное домашнее образование, он обучался в Кесарии Каппадокийской и Кесарии Палестинской, а затем и в Александрии. В 350 году Григорий жил в Афинах, где изучал риторику, поэзию, геометрию и астрономию. Во время обучения Григорий познакомился с Василием Великим, будущим архиепископом Кесарии Каппадокийской.

По окончании обучения Григорий остался в Афинах, где преподавал риторику. В 358 году он возвратился домой.

Обратите внимание

В возрасте тридцати лет Григорий принял святое крещение. Он был склонен к аскетичному житию, поэтому ушел в монастырь, который основал Василий Великий в Понте в своем имении на реке Ирис. В 361 году по настоянию отца Григорий вновь вернулся домой и был рукоположен в пресвитеры.

Первую свою проповедь «Слово на Пасху и о своем промедлении» Григорий произнес на пасхальном богослужении. Деятельность Григория на церковном поприще совпала с периодом правления императора Юлиана Отступника (331/ 332 — 363 гг.), гонения которого затронули и Нанзианскую епископскую кафедру его отца. Император поручил захватить христианские храмы.

Отец Григория, Нанзианский епископ, вместе с паствой оказал сопротивление, предотвратив захват храмов.

В конце 363 года отец Григория, не вникая в тонкости богословия, подписал омиусианский символ веры, чем вызвал раскол в своей епархии. Раскол продолжался недолго, но Григорию пришлось защищать своего отца — он написал «Слово по случаю возвращения монахов в лоно церкви».

Когда Василий Великий стал архиепископом Кесарии Каппадокийской, он обратился к Григорию с просьбой стать епископом города Сасима, где Василием была создана епархия. В 372 году Григорий был рукоположен в епископа Сасимского. Но он недолго пробыл в Сасимах и вновь удалился в пустыню.

По просьбе отца Григорий вернулся в Назианз и помогал ему в управлении епархией до его смерти в 374 году. После смерти отца Григорий некоторое время руководил назианзской епархией. 19 января 379 года византийским императором стал Феодосий (346-395 гг.

), который покровительствовал никейцам, а не арианам. Григория призвали в Константинополь, видя в нем проповедника и защитника веры.

В Константинополе Григорий Богослов неоднократно подвергался преследованию со стороны ариан. Еще когда Александрийский патриарх Петр писал Григорию, поручая ему Константинопольский патриарший престол, как достойному пастырю Христовой Церкви, против Григория ополчились исполненные злобы люди.

Так, один греческий философ, по имени Максим, из школы циников, проживающий в Константинополе, отличался хитростью и лицемерием. Он пришел к Григорию Богослову и, отрекшись от эллинского безбожия, принял святое Крещение. Григорий, не подозревая о лукавстве, поселил его у себя и сделал членом церковного клира.

Максим задумал отступить от своего духовного отца и начал борьбу против него. Первым делом он нашел себе помощника — одного пресвитера, который был зело искусен в коварстве. Максим замыслил занять патриарший престол в Константинополе.

Важно

Для осуществления этого плана ему требовалось много денежных средств, чтобы подкупом склонить на свою сторону церковнослужителей. Они обольстили разными обещаниями одного не местного пресвитера и забрали у него большую сумму денег.

Затем Максим со своим помощником послали тайно в Александрию великое множество даров патриарху Петру, епископам и клирикам, и просили прислать в Византию епископов, чтобы те возвели Максима на патриарший престол.

Патриарх Петр прельстился, забыл о своем письме Григорию и согласился выполнить просьбу Максима. Он послал в Константинополь египетских епископов. Епископы вместе с Максимом, не известив никого, явились в церковь и на утрени принялись рукополагать Максима.

Несмотря на то, что Григорий в это время был болен, он узнал о произошедшем и немедленно последовал в храм. В церкви собрались пресвитеры, клирики и много народа, как христиане, так и еретики. Все были удивлены такому коварству и незаконному посвящению, разгневались и стали кричать на приехавших епископов. Епископы с позором ушли из храма.

Они направились в дом одного флейтиста и там окончили неправильное посвящение, а затем провозгласили Максима Константинопольским патриархом. Многие выказывали недовольство Григорию за то, что он принял у себя такого вероломного человека.

Григорий же отвечал им: «Не гневайтесь на меня, мужи, за то, что я благодетельствовал этому человеку, не предвидя его злобы. Разве мы повинны в том, что не можем предвидеть чьей-либо злобы? Только одному Богу свойственно знать тайну внутренней жизни человека.

Притом не самым ли законом повелено нам отечески и с любовью отверзать свое лоно всякому приходящему к нам: «Приходящего ко Мне, — говорит Спаситель, — не изгоню вон» (Ин.6:37). Для меня было важно уже и то, что Максим от еллинского заблуждения пришел ко Святому Крещению и вместо служения Геркулесу стал служить Святой Троице.

Совет

Притом он казался добродетельным, хотя и лицемерно, но лицемерие его и злоба только теперь явно обнаружились. Нам не дано исследовать такие дела; мы не проникаем в человеческие помышления, не знаем и будущего, разве только когда Бог откроет нам его. Мы смотрим только на лицо, а сердце видит Бог».

Народ успокоили слова Григория, и люди с еще большей любовью стали относиться к нему. Максим же подумал искать поддержки у царя Феодосия Великого, но благочестивый государь прогнал его. Тогда Максим с епископами прибыл в Александрию и задумал очередную хитрость. Он подкупил клириков Александрийской Церкви и снова обратился к патриарху Петру. Но Петр, опасаясь людского волнения, прогнал Максима из Александрии.

Между тем Григорий страдал различными недугами, поэтому вынужден был отказаться от управления Константинопольской церковью и хотел вернуться на свою родину, в Назианз. Он выступил перед паствой с последним словом, в котором убеждал ревностно хранить веру и совершать добрые дела. Люди сильно опечалились, поняв, что он хочет оставить Константинополь.

В храме послышались восклицания и громкий плач. Народ ему ответил: «Отец! Уходя от нас, ты уводишь с собою и учение о Святой Троице. Без тебя не будет в этом городе и правого исповедания Святой Троицы. Вместе с тобою уйдет из города православие и благочестие».

Григорий, слыша плач и мольбы народа, отложил свое решение и обещал  оставаться с паствой, пока не будет созван ближайший собор. Между тем царь Феодосий воевал с варварами и после победы над ними возвратился в Константинополь с торжеством. По-прежнему во власти ариан находилась соборная патриаршая церковь.

Царь призвал арианского патриарха Демофила и убеждал его или вернуться в Церковь Христову, или же уступить свое место другому. Демофил предпочел лишиться престола, нежели оставить свои заблуждения. Тогда царь отдал Григорию Богослову и всей Христианской Церкви соборный храм, который находился во власти ариан сорок лет.

Поначалу ариане не пускали архипастыря Григория и клир в церковь, заграждая путь и угрожая убийством. Но Господь уберег своего святителя от гибели. Позднее юноша, который хотел убить Григория, пришел к нему и слезно просил прощение за это.

По случаю возвращения соборного храма Григорий обратился к народу со словами: «Дети! Теперь время благодарения и прославления единого в Троице Бога, Который даровал нам опять принять его святую церковь. Поэтому прославим ныне его великие милости, а о патриаршем престоле подумаем после, в другое время».

После совершения Божественной Литургии во вновь обретенном храме все разошлись, прославляя Бога, а ариане ушли посрамленные. Григорий Богослов с великим усердием научал народ, посещал и лечил больных, помогал обиженным, защищал слабых и очищал Церковь Христову от еретических заблуждений.

Обратите внимание

Владея большим церковным имуществом, он не присвоил себе ни одной серебряной монеты, не допрашивал также он и церковных строителей, сколько ими собрано и сколько истрачено. Последнее он считал делом не епископа, а светского правителя. Он наставлял всех хранить чистую совесть. В мае 381 года Григорий принимал участие во Втором Вселенском Соборе.

На Соборе возник вопрос о кандидатах на вдовствующую антиохийскую кафедру. Также были выдвинуты обвинения против Григория, что он, будучи рукоположен Сасимским епископом, незаконно стал архиепископом Константинопольским.

Григорий не стал отстаивать свои права на Константинопольскую кафедру, он вернулся в Назианз, где по просьбе городских клириков вновь возглавил епархию, не переставая просить епископа Тиранского снять с него эту обязанность, которую он считал для себя бременем. Он перестал ездить на церковные соборы, говоря: «Соборам и собеседованиям кланяюсь издали с тех пор, как испытал много дурного».

В конце 383 года здоровье Григория ухудшилось, и тогда епископ Феодор Тиранский назначил на Назианзскую кафедру Евладия, а Григорий удалился на покой и посвятил себя написанию богословских трудов В этот период Григорий кроме богословских сочинений пишет свою подробную автобиографию.

Скончался Григорий 25 января 389 года в Назианзе, где и был похоронен. В своем завещании Григорий, исполняя волю своего отца, отдал свое фамильное имение епархии, ближайшим друзьям завещал денежные суммы и предметы одежды, а также распорядился дать свободу своим рабам. В 950 году при императоре Константине Багрянородном (905- 959 гг.

) мощи Григория были перенесены в Константинополь и положены в церкви Святых Апостолов. При разграблении Константинополя крестоносцами в 1204 году мощи святителя Григория были вывезены в Рим. После постройки собора святого Петра в Риме там была устроена гробница для мощей святителя.

26 ноября 2004 года часть мощей была возвращена Константинопольской церкви вместе с частью мощей Иоанна Златоуста. Литературное и богословское наследие Григория состоит из 245 посланий (писем), 507 стихотворений и 45 «Слов».

Биографы отмечают, что Григорий был в первую очередь оратором, а не писателем, слог его сочинений характеризуется повышенной эмоциональностью.
 

Тропaрь, глаc, №.

Пaстырьскіи с0пль бGосл0віz твоегw2, витjйскіz побэди2 трубы2, ћкw глубины2 д¦а и3зыскaвшу, и3 добр0ты вэщaніz приложи1шатисz. но моли2 хrтA бGа џ§е григ0ріе, спасти1сz душaмъ нaшимъ.

Коd, глаc, G. 

БGосл0внымъ љзhкомъ свои1мъ, плетeніz витjйскаz разори1лъ є3си2 слaвне. правослaвіz ри1зою свhше и3сткaнною, цRковь њдёzлъ є3си2. ю4же и3 носsщи с8 нaми взывaетъ твои1ми чaды, рaдуисz џ§е бGосл0віz ќме совершeныи.

На иконах Григорий Богослов изображается в виде старца с седыми или темными с проседью волосами и широкой бородой средней длины в святительских одеждах с евангелием или свитком в руке.

Самое раннее из дошедших до наших дней иконописное изображение (ок. 649 г.) святителя Григория Богослова сохранилось в росписях алтаря церкви Санта-Мария Антиква в Риме. На Руси наиболее древним является изображение святителя Григория Богослова в мозаиках Софийского собора в Киеве (1037-1045 гг.).

Образ святителя включался в состав икон деисусного чина. Известен образ (в рост) Григория Богослова из деисусного чина Успенского собора Владимира 1408 года из собрания Государственной Третьяковской Галереи в Москве. Широкое распространение получили как единоличные образы святого, так и в числе избранных святых. 

О храмах во имя святителя Григория Богослова, построенных до раскола Русской Православной Церкви, равно как и о старообрядческих, информации нет.

Источник: http://ruvera.ru/grigoriiy_bogoslov

святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский – Православная электронная библиотека читать скачать бесплатно

Святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский, вселенский отец и учитель Церкви, родился в христианской семье знатного рода, в 329 году, в Арианзе (недалеко от города Назианза Каппадокийского). Отец его, также святитель Григорий, был епископом Назианским (память 1 января).

Мать, святая Нонна († 374, память 5 августа), молила Бога о сыне, дав обет посвятить его Господу. Как ей было открыто в сновидении, она назвала первенца Григорием. Когда сын выучился читать, мать подарила ему Священное Писание.

Святой Григорий получил самое полное и разностороннее образование: после домашних занятий с дядей Амфилохием, опытным преподавателем риторики, он учился в школах Назианза, Кесарии Каппадокийской, Александрии. Затем для завершения образования будущий святитель отправился в Афины.

Важно

На пути из Александрии в Элладу (352 год), во время страшного многодневного шторма, он боялся только того, что «убийственные воды лишат его вод очистительных».

«Двадцать дней и ночей, – рассказывает святой Григорий, – лежал я на корме корабельной, моля милосердого Бога о спасении, и в этой опасности я дал обет посвятить себя Богу и по обету спасся».

Шесть лет провел святитель в Афинах, изучая там риторику, поэзию, геометрию и астрономию. Его учителями были известный языческие риторы Гиморий и Проэресий. Вместе со святым Григорием учился святой Василий, будущий архиепископ Кесарии Каппадокийской († 379, память 1 января). Дружба, заложенная еще в школе Кесарии, выросла в глубокие духовные узы.

Знакомство с Юлианом, будущим императором (361–363) – отступником от веры Христовой, обернулось скоро непримиримой враждой. По завершении образования святой Григорий оставался некоторое время в Афинах и преподавал красноречие. Он прекрасно знал языческую дохристианскую философию и литературу.

В 358 году святой Григорий тайно покинул Афины и вернулся к родителям в Назианз. Здесь он, почти в 30-летнем возрасте, принял от своего отца святое Крещение. Теперь он, для которого «более значило быть последним у Бога, чем первым у царя», колебался только в том, какой путь «предпочесть: созерцательный или деятельный».

Читайте также:  Икона «жировицкая» в чем помогает и про что просить - православные иконы и молитвы

По приглашению святого Василия он удалился в пустыню, чтобы подвизаться рядом с ним.

По требованию отца святой Григорий в 361 году вернулся в Назианз и принял сан пресвитера. Однако, чувствуя, что для него неизмеримо ближе уединение и безмолвная молитва, чем пастырская деятельность, святой Григорий снова поспешил в пустыню к святому Василию. Там, в уединении, он укрепился духом, нашел силы вернуться к пастве и с честью исполнять свой долг.

Вскоре святому Григорию выпало трудное дело примирения епископа с паствой, которая осудила своего пастыря за подписание двусмысленного изложения догматов веры. Святой Григорий дал пастве время на изъявление первых чувств, а затем убедил отца открыто признать свою ошибку. После этого он, произнеся проповедь о необходимости примирения, достиг желаемого.

Святитель Василий Великий поставил святого Григория епископом города Сасима, но, чтобы поддержать престарелого отца, святитель Григорий остался в Назианзе и после смерти отца некоторое время управлял паствой этого города.

Совет

По смерти Константинопольского патриарха Валента в 378 году, Антиохийский Собор пригласил святителя Григория помочь Константинопольской Церкви, которая в то время более чем какая-либо другая была опустошена еретиками.

Получив согласие святителя Василия Великого, святитель Григорий прибыл в Константинополь на Патриарший престол. В 379 году он начал служить и проповедовать в небольшой домовой церкви своих родственников.

Он назвал эту церковь Анастасия («Воскресение»), веря, что именно в этом небольшом храме и начнет воскресать Православие. Повсюду господствовали еретики – ариане и аполлинаристы. И чем громче звучала его проповедь, тем более увеличивалось собрание храма и тем сильнее росло сопротивление еретиков.

В ночь на Пасху 21 апреля 379 года, когда святитель Григорий совершал Крещение новообращенных, толпа вооруженных еретиков ворвалась в храм и обрушила на православных град камней, умертвив одного епископа и ранив святого Григория. Но терпение и кротость святого были его лучшей броней, а слово собирало православных.

Сочинения святителя Григория – слова, письма, стихи, показывают, что он стремился быть проповедником достойным истины Христовой.

Ему был ниспослан дар слова, и святой хотел принести его в дар Богу – Слову: «Сей дар приношу я Богу моему, сей дар посвящаю Ему: – это одно, что осталось у меня и чем богат я; от всего прочего отказался я по заповеди Духа; все, что ни имел, променял за драгоценную жемчужину.

Только словом владею я, как служитель Слова; никогда добровольно не хотел бы пренебрегать этим богатством, я уважаю его, дорожу им, утешаюсь им более, чем другие утешаются всеми сокровищами мира. Оно – спутник всей моей жизни, добрый советник и собеседник; вождь на пути к Небу и усердный сподвижник». Чтобы достойно проповедовать Слово Божие, святой тщательно готовил и обрабатывал свои творения.

В пяти проповедях – «Словах о Богословии», обличая склонных к многословным рассуждениям последователей Евномия, святитель Григорий, прежде всего, дает точные определения, кто с кем и когда может богословствовать.

О Боге могут рассуждать только опытные, преуспевшие в созерцании и, прежде всего, чистые душой и телом, или по крайней мере очищающие себя.

Рассуждать о Боге можно только с тем, кто приступает к этому с усердием и благоговением.

Обратите внимание

Объяснив, почему Бог скрыл от человека Свою сущность, святой Григорий указывает, что «облеченным плотию нельзя увидеть умственных предметов без примеси телесного». Богословствовать позволительно лишь тогда, когда мы бываем свободны от внешних впечатлений вещества и от возмущения, когда вождь наш – ум не прирастает к нечистым преходящим образам.

Отвечая евномианам, полагавшим с помощью логических умозаключений постичь Божественную сущность, святитель объяснял, что человек познает Бога, когда его богообразное и божественное начало, т. е. ум, соединяется с родственной Сущностью. Далее на примерах патриархов, пророков, апостолов показано, что для земного человека сущность Божия непостижима.

Приводил святой Григорий и пример суетного лжемудрствования Евномия: «Бог родил Сына или по Своей воле, или против воли. Если Он родил против воли, то Он потерпел принуждение. Если по Своей воле, то Сын есть Сын хотения».

Опровергая такое рассуждение, святитель показывает вред, наносимый им человеку: «Сам ты, который говоришь так необдуманно, по желанию или не по желанию своего отца произошел? Если не по желанию, то и отец твой потерпел насилие. От кого же это? На природу указать ты не можешь: она чтит целомудрие.

А если по желанию, то из-за нескольких слогов ты сам себя лишаешь отца; ибо становишься уже сыном хотения, а не отца». Затем святой Григорий обращается к Священному Писанию, с особым вниманием разбирая места, где указывается на Божественную природу Сына Божия.

Многократные толкования святого Григория на Священное Писание посвящены раскрытию мысли, что Божественная сила Спасителя действовала даже и тогда, когда ради спасения человека Он принял на себя немощное естество. Особое место в проповедях святителя Григория занимает полемика против евномиан, хуливших Святого Духа.

Внимательно исследуя все, что говорится в Евангелии о Третьем Лице Пресвятой Троицы, святитель опровергает ересь евномиан, отвергавших Божество Святого Духа. Он приходит к двум основополагающим выводам. Во-первых, читая Священное Писание, надо отказаться от слепого буквализма и научиться понимать его духовный смысл.

Во-вторых, в Ветхом Завете Дух Святой действовал прикровенно. В Новом Завете «Дух Святой обитает с нами и яснейшим образом обнаруживает Себя пред нами. Пока не признавали Отца Богом, не безопасно было проповедовать о Сыне, и пока не приняли Сына, не безопасно было, выражусь несколько смело, обременять нас Духом Святым.

Важно

Божество Духа Святого – предмет высокий. Вот пред тобою множество свидетельств. Христос рождается – Дух Святой предшествует; крещается Христос – Дух свидетельствует; Христос совершает чудеса – Дух сопутствует; Христос возносится – Дух приходит вместо Него.

И что же есть великого и Божественного, чего Он не мог бы? Какое Имя, принадлежащее Божеству, не принадлежит Ему, кроме нерожденности и рожденности?.. Я изумляюсь, когда вижу такое богатство названий, – трепещу, когда подумаю, какие Имена хулят те, которые восстают на Духа!» Содержание проповедей святителя Григория этим не исчерпывается.

Им написаны: пять похвальных слов, девять толкований на праздники, два обличительных слова на Юлиана Отступника – «два столба, на которых неизгладимо записано нечестие Юлиана для потомства» и проповеди на другие темы.

Всего сохранилось 45 проповедей святого Григория. Письма святителя принадлежат к лучшим богословским творениям. Все они мастерски обработаны и в большинстве своем кратки. В своих гимнах святитель Григорий, как и во всем, жил для Христа.

«Если у еретиков длинные слова, – новые псалтыри, разногласятся с Давидом, и – приятные стихи почитаются третьим Заветом: то и мы будем петь псалмы, и мы станем писать много, и мы будем составлять метры», – говорил святитель.

О своем поэтическом даре святитель писал так: «Я – Господень орган и сладостно сложенной песней Вышнего славлю Царя: в трепете все перед Ним». Слава о православном проповеднике распространялась по Востоку и Западу.

А святитель жил в столице империи, как если бы он жил в пустыне – «пища его была пища пустыни; одежда – одежда нужды; обхождение простое, близ двора – ничего не искал он у двора».

Во время болезни святителю был нанесен удар. Тот, кого он считал своим другом, философ Максим, был тайно посвящен на место святителя Григория в самом Константинополе. Пораженный неблагодарностью Максима, святитель решил оставить кафедру, но верная паства удержала его. Народ изгнал самозванца из города.

24 ноября 380 года в столицу прибыл святой царь Феодосий Великий и, подтвердив свой указ против еретиков, вернул православным главный храм, куда торжественно ввел святителя Григория. Вскоре на жизнь святителя было подготовлено покушение, но тот, кто должен был стать убийцей, сам явился к святому со слезами раскаяния.

Совет

В 381 году на Втором Вселенском Соборе святитель Григорий был утвержден в сане Константинопольского Патриарха. 

По кончине Антиохийского Патриарха Мелетия святитель председательствовал на Соборе. Надеясь примирить Запад с Востоком, он предлагал признать Антиохийским Патриархом Павлина.

Когда же прибыли те, кто и ранее действовал против святителя Григория в пользу Максима, многие, особенно египетский и македонский епископат, не захотели считать святого Патриархом Константинопольским. Святитель решил пожертвовать собою для мира Церкви: «Пусть буду я пророком Ионою! Не виновен я в буре, но жертвую собою для спасения корабля.

Возьмите и бросьте меня… Я не радовался, когда восходил на престол, и теперь охотно схожу с него». Объявив императору о своем желании оставить столицу, святитель Григорий еще раз явился на Собор, в прощальном слове попросив отпустить его с миром.

По возвращении на родину, заботясь о порабощенной аполлинаристами назианзской пастве, он назначил епископом благочестивого Евлалия и удалился в любезное своему сердцу уединение в Арианз. Не оставляя пустыни, святитель с ревностью к истине Христовой утверждал Православие своими письмами и стихами.

https://www.youtube.com/watch?v=ewhVVL6S4pE

В 389 году, 25 января, преставился тот, кого Церковь почтила именем, усвоенным любимому ученику Христову – святому евангелисту Иоанну.

«Мужественно и сильно хочу я говорить, дабы соделались вы лучшими, дабы от плотского обратились вы к духовному, дабы правильным образом возвысились вы в вашем духе», – говорил святитель Григорий Богослов.

В своих творениях святитель Григорий, как и первый Богослов, весь обращен к Предвечному Слову. Преподобный Иоанн Дамаскин в первую очередь руководствуется святителем Григорием Богословом в своем «Изложении веры».

Тело святителя Григория было погребено в Назианзе. В 950 году святые мощи были перенесены в Константинополь в церковь Святых Апостолов. Позже часть мощей была перенесена в Рим. Предание сохранило черты святого: «лице смиренно, бледно, брови возвышенныя и густыя, взор кроткий, брада не длинная, но густая и широкая».

Уже современники называли своего архипастыря святым.

Обратите внимание

Православная церковь, называя святителя Григория вторым Богословом и таинником, светлым прописателем Святой Троицы, в Богослужебных песнопениях так обращается к нему: «Богословским языком твоим сплетения риторская разрушивый, славне, Православия одеждою свыше истканною Церковь украсил еси: радуйся, отче, Богословия уме крайнейший».  

святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский

Слова

Источник: https://lib.pravmir.ru/library/author/207

Святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский (†389) – Лампада

Святитель Григорий Богослов родился около 329 года в Арианзе, имении своих родителей близ города Назаиана в южной Каппадокии (Малая Азия). Мать его, святая Нонна происходила из знатной и благочестивой христианской семьи и доводилась двоюродной сестрой святителю Амфилохию, епископу Иконийскому.

Святая Нона вышла замуж за Григория Арианзского, богатого землевладельца, который под влиянием жены оставил свои заблуждения (до женитьбы он принадлежал к одной из иудейских сект), принял святое Крещение и стал ревностным христианином.

Впоследствии святой Григорий Ариазанский был посвящен в сан пресвитера, а затем — епископа Назианзинского и всецело посвятил себя служению Церкви Христовой.

По молитвам благочестивых Григория и Ноны у них родился сын Григорий, который еще до рождения был обещан матерью на служение Богу. Родители дали святому Григорию, а также и его младшему брату Кесарию блестящее образование.

Когда сын выучился читать, мать подарила  Григорию  Священное Писание. После домашних занятий с дядей, епископом Иконийским, опытным преподавателем риторики, святой Григорий прошел курс учения в школах Назианза, Кесарии Каппадокийской и Александрии.

Юноша обладал выдающимися способностями, и вместе с тем отличался глубоким благочестием.

Для завершения образования будущий святитель отправился в Афины.

Важно

На пути из Александрии в Элладу (352 год), во время страшного многодневного шторма, он боялся только того, что «убийственные воды лишат его вод очистительных».

«Двадцать дней и ночей, — рассказывает святой Григорий, — лежал я на корме корабельной, моля милосердого Бога о спасении, и в этой опасности я дал обет посвятить себя Богу и по обету спасся».

По окончании учения, по просьбе афинян святой Григорий остался в Афинах на короткое время преподавателем красноречия, а потом возвратился к родителям в Назианз, где, будучи 30 лет от роду, принял святое Крещение от своего отца, ставшего к тому времени епископом.

Важно

После этого, Григорий, склонный к монашеской жизни, удалился в монастырь, основанный Василием Великим в Понте в своём имении на реке Ирис. Вместе с Василием они попытались создать полумонашескую интеллектуальную общину. В общину входил также и Евагрий Понтик, ставший впоследствии знаменитым аскетом в Египте.

В 361 году по настоянию отца Григорий вновь вернулся домой и был рукоположён в пресвитеры. Вскоре святому Григорию выпало трудное дело примирения епископа с паствой.

Отец Григория, не вникая в тонкости богословия, подписал омиусианский символ веры, чем вызвал раскол в своей епархии. Раскол продолжался недолго, но Григорию пришлось защищать своего отца, убедив того открыто признать свою ошибку.

  Написав «Слово по случаю возвращения монахов в лоно церкви»,и призвав в нем всех к примирению,  вскоре  он достиг желаемого.

Читайте также:  Рождественские псалмы - православные иконы и молитвы

Тем временем его друг Василий сделался архиепископом Кесарии Каппадокийской и начал борьбу с арианством. Он назначил епископами в различных городах области двух своих братьев и всех друзей-единомышленников, а  святого Григория поставил епископом города Сасима. Однако это было  весьма непривлекательное место, особенно для такого интеллектуала, как Григорий.

Он был утонченным и интеллигентным молодым человеком, сочинял стихи и даже написал свою стихотворную автобиографию. Пробыв недолго в Сасимах, не совершив там ни одной службы и не рукоположив ни одного клирика, он вернулся домой. После бегства из Сасима Григорий вновь удалился в пустынь, где проводит около трёх лет.

В своих письмах он неоднократно обвинял Василия в том, что он вовлёк его в свою борьбу с арианством.

Святой Григорий удалился в Селевкию Исаврийскую, где служил при церкви святой великомученицы Феклы. Здесь он принял попечение о больницах и убежищах для престарелых. Много трудов положил святитель Григорий, добывая средства для обеспечения больниц и богаделен и организуя в них порядок.

1 января 379 года скончался Василий Великий. Это потрясло Григория, он писал: «И это выпало на мою скорбную долю — услышать о смерти Василия, об исходе святой души». Впоследствии, будучи уже на покое, Григорий написал на смерть друга Надгробное Слово, ставшее одним из лучших его сочинений.

Исполняя предсмертную просьбу своего друга, святитель Григорий отправился в Константинополь для борьбы с ересью Македония, отрицавшего Божество Святого Духа.

Совет

Почти все храмы Константинополя были во власти еретиков. В 379 году святитель Григорий начал служить и проповедовать в небольшой домовой церкви своих родственников, которую назвал «Анастасия» («Воскресение»), веря, что именно здесь начнет воскресать Православие.

В ночь на Пасху 21 апреля 379 года, когда святитель Григорий совершал Крещение новообращенных, толпа вооруженных еретиков ворвалась в храм и обрушила на православных град камней, умертвив одного епископа и ранив святого Григория. Но терпение и кротость святого были его лучшей броней, а слово собирало православных.

С неотразимой убедительностью опровергал он все доводы еретиков, вдохновенно раскрывая истинное учение Церкви. Слушатели волновались около епископской кафедры, громко выражая знаки одобрения и записывая слова святителя.

Горячая проповедь святителя Григория, его глубокое знание и истолкование Священного Писания, праведная христианская жизнь привлекали к нему все больше паствы, и ему удалось добиться значительного ослабления еретиков.

При поддержке Александрийского Патриарха Петра (373-380) и Константинопольского императора Феодосия (379-395) святитель Григорий Богослов был поставлен Патриархом Константинопольским и утвержден в этом сане II Вселенским Собором в 381 году.

Второй Вселенский собор. Фреска Воскресенского собора в Тутаеве

Однако возведение святителя Григория на Константинопольскую кафедру вызвало неудовольствие со стороны Египетских и Македонских епископов.

Это вызвало смуту и несогласие в Церкви. Тогда святой Григорий решил удалиться из Константинополя, чтобы утишить бурю церковную. Ни уговоры императора, ни просьбы клириков не сломили воли святителя.

Он удалился в родовое имение Арианз и пребывал там в иноческих подвигах.

Святитель Григорий вел строгий подвижнический образ жизни: ходил босыми ногами, имел только одну обветшалую одежду, спал на голой земле или на ложе из древесных ветвей под прикрытием рубища; пищей для него служили хлеб и овощи, питием — вода, в которую он иногда примешивал немного уксуса.

В город Назианз, обуреваемый ересью, святитель Григорий поставил благочестивого епископа Евлалия. Обращаясь с многочисленным посланиями, святитель продолжал мужественно обличать еретиков и разъяснять православное вероучение. Он великодушно простил юношу, покушавшегося на его жизнь в Константинополе.

25 января (7 февраля по новому стилю) 389 года святитель Григорий Богослов преставился ко Господу. Ему было около 62 лет. Тело было погребено в Назианзе.

Обратите внимание

В 950 году святые мощи были перенесены в Константинополь в церковь Святых Апостолов.

Мощи святителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста в церкви святого Георгия в Стамбуле

При разграблении Константинополя крестоносцами в 1204 году мощи святителя Григория были вывезены в Рим. После постройки собора святого Петра в Риме там была устроена гробница для мощей святителя.

Пустая гробница Григория Богослова в соборе святого Петра

26 ноября 2004 года мощи, по решению папы Иоанна Павла II, были возвращены Константинопольской церкви вместе с мощами Иоанна Златоуста. В настоящее время мощи Григория Богослова хранятся в церкви святого Георгия в Стамбуле.

Труды святителя Григория Богослова

Святитель Григорий  оставил в назидание православным великое боговдохновенное наследие: 245 посланий (писем), 507 духовных стихотворений и 45 «Слов» (проповедей). Биографы отмечают, что Григорий был в первую очередь оратором, а не писателем, слог его сочинений характеризуется повышенной эмоциональностью.

«Мужественно и сильно хочу я говорить, дабы соделались вы лучшими, дабы от плотского обратились вы к духовному, дабы правильным образом возвысились вы в вашем духе», — говорил святитель.

Ему был ниспослан дар слова, и святой хотел принести его в дар Богу Слову: «Сей дар приношу я Богу моему, сей дар посвящаю Ему: — это одно, что осталось у меня и чем богат я; от всего прочего отказался я по заповеди Духа; всё, что ни имел, променял за драгоценную жемчужину.

Только словом владею я, как служитель Слова; никогда добровольно не хотел бы пренебрегать этим богатством, я уважаю его, дорожу им, утешаюсь им более, чем другие утешаются всеми сокровищами мира.

Оно — спутник всей моей жизни, добрый советник и собеседник; вождь на пути к Небу и усердный сподвижник».

«Слова»

Собрание 45 бесед (Слов) составляет основную часть литературного наследия Григория. Слова охватывают 20-летний период его жизни. В 387 году сам Григорий подготовил сборник 45 избранных бесед, стремясь, по-видимому, предоставить священству образцы различных видов проповеди.

Слова чрезвычайно разнообразны по тематике и жанру. Они включают, в частности, надгробные слова (7, 8, 18, 43), обличения императора Юлиана (4, 5) и еретиков (27, 33, 35), слова в память священномучеников (16, 24, 35, 44), беседы на Богоявление (38), Крещение (40), Пятидесятницу (41) и другие праздники.

Первая и последняя (45-я) беседы были произнесены на Пасху. Во многих беседах Григорий говорит о себе и событиях своей жизни.

Важно

Так, уже в самом начале 1-го Слова он упоминает о добром принуждении, подразумевая своё рукоположение по настоянию отца; в 3-м Слове оправдывает своё удаление в Понт; а в 33-м Слове говорит о своём противостоянии с арианами.

Ряд Слов имеют адресатом отца Григория (9, 10, 12) или произнесены в его присутствии; среди адресатов Слов есть и Василий Великий (10) и Григорий Нисский (11). Важнейшее место в наследии Григория занимают Слова о Богословии (27-31), посвящённые догмату Троичности, они и принесли Григорию славу богослова.

Письма

Сохранилось по разным оценкам до 245 писем Григория Богослова, большая их часть была написана и собрана им самим в сборник, составленный в последние годы жизни, по просьбе родственника Никовула.

Сохранилась обширная переписка Григория с Василием Великим: в письмах Григорий вспоминает их совместное проживание в монастыре, поздравляет Василия с епископской хиротонией, в поздних письмах он уже обвиняет Василия в вовлечении его в борьбу с арианами и возведении себя на Сасимскую кафедру.

Богословский интерес и значимость представляют два письма Григория к Кледонию, в которых он рассуждает о природе Христа и выступает с критикой учения Аполлинария Лаодикийского и послание к монаху Евагрию о Божестве.

Стихотворения

Большинство стихотворных сочинений были написаны Григорием в последние годы его жизни после возвращения из Константинополя. Стихи написаны не только на богословские темы, но содержат и автобиографические воспоминания, несколько стихотворений было написано Григорием на смерть друзей.

О своем поэтическом даре святитель писал так: «Я — Господень орган и сладостно сложенной песней Вышнего славлю Царя: в трепете все перед Ним».

Влияние св. Григория на богословов последующих времен было огромным. Его произведения едва ли не приравнивались к св. Писанию. Его очень почитал преподобный Максим Исповедник.

Тексты сочинений Григория использовались гимнографами, и, в частности, наши рождественский, богоявленский и пасхальный каноны — не что иное как перефразированные св. Иоанном Дамаскином отрывки из проповедей св. Григория. Также и на Западе св. Григорий Богослов всегда пользовался большим уважением. Так, св.

Фома Аквинский утверждал, что, в то время как у любого отца Церкви можно найти какую-нибудь ересь, у Григория Богослова нет ни одной.

Православная церковь включила Григория в число Отцов церкви, чей авторитет имеет особый вес в формировании догматики, организации, и богослужения Церкви.

«Церковь почтила святителя Григория тем высоким именем, которым она почтила одного высокого между апостолами и евангелистами Иоанна. И это не напрасно.

После первого Богослова Святитель Григорий первый постигал столько высокими и вместе точными помыслами глубины Божества, сколько постигать их можно человеку при свете откровения; особенно же вся мысль его, как и мысль первого Богослова, обращена была к предвечному Слову», — так писал о нем  патролог архиепископ Филарет (Гумилевский).

Высказывания и афоризмы Григория Богослова

  • Бог творит все как хочет, а человек — как может.
  • Безумен, кто в богатстве забудет друга.
  • Злой человек и в богатстве живет неправедно.
  • Старайся всякому делать добро, а не себе одному.
  • Не красота всякой женщины — золото, но ум и молчание. 
  • Праведная жена — богатство дому и спасенье мужу. 
  • Дурная жена в дому подобна злой вьюге.
  • Добрая жена любит труд и спасает от зла.
  • Пугливый муж пугливые мысли имеет.
  • Мудрым решения ночью приходят. 
  • Мужу, в беду попавшему, не сотвори зла — и тебя не постигнет зло.
  • Никто о себе не скажет: я злодей. 
  • Лучше смолчать, чем худое молвить.
  • Говорящий плохое — всегда в убытке.
  • Изрекать могут многие — понимают не все. 
  • Одного невозможно избыть человеку: стремленья к женщине. 
  • Ссоры любящих длятся недолго.
  • Не суди по виду, суди по делам.
  • Не сыскать ни одной жизни, без печали прошедшей.
  • Многих, творящих зло, оправдает их чин. 
  • Беседы, долго идущие, пожирают жизнь. 
  • Душе израненной, доброе слово — лекарство.

Тропарь, глас 1

Пастырская свирель богословия твоего риторов победи трубы, якоже бо глубины духа изыскавшу, и доброты вещания приложишася тебе. Но моли Христа Бога, отче Григорие, спастися душам нашим.

Кондак, глас 3

Богословным языком твоим сплетения риторская разрушивый, славне, Православия одеждею свыше истканною Церковь украсил еси, юже и носящи, с нами зовет твоими чады: радуйся, отче, богословия уме крайнейший.

Источник: http://lampada.in.ua/2019/02/svyatitel-grigoriy-bogoslov-dagger-389/

Святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский

Будущий святитель, один из великих отцов и учителей Церкви, родился в селении Арианз близ города Назианза (на территории древней Каппадокии) в 329 году. Его родители — святитель Григорий Старший и святая Нонна — также прославлены Церковью.

Само рождение младенца стало чудом. Мать долго молила Господа о сыне и дала обет посвятить своего первенца Богу. Впоследствии святитель Григорий и сам будет воспринимать свой жизненный путь как исполнение материнского обета.

Образование

Будучи сыном знатных родителей, юный Григорий имел возможность получить прекрасное образование. Сначала он обучался в родном Назианзе, а затем в школах Кесарии Каппадокийской (где и познакомился со святителем Василием Великим), Кесарии Палестинской, Александрии, а также в Афинской Академии.

По дороге в академию произошло одно знаковое событие. В море поднялся невиданный шторм.

Совет

Путешественника, стойко переносившего ужас стихии, больше всего страшила не смерть — он боялся уйти из мира, не приняв Святого Крещения (в то время Крещение откладывалось до достижения зрелого возраста).

Двадцать дней и ночей длилась буря, и все это время будущий святитель пламенно молил Господа сохранить ему жизнь. В момент страшной опасности он принес обет всецело посвятить себя Творцу и по своему обету был спасен.

В академии святой Григорий погрузился в изучение христианского учения, философии и других словесных наук (позже он сам станет преподавателем риторики). Здесь же он вновь встретился со святителем Василием Великим, и знакомство двух святых переросло в прочный духовный союз.

В 358 году будущий святитель возвращается из Афин на родину и принимает Крещение.

Всей душой стремясь к уединению, он, тем не менее, по просьбе отца берет на себя управление имением, хотя на некоторое время все же удаляется в Понтийскую пустыню, где подвизался тогда святой Василий Великий.

Духовные братья ведут аскетичную жизнь, занимаются составлением духовных текстов. Так святитель Григорий Богослов помогал святому Василию составлять аскетические правила, которые в дальнейшем сыграют значительную роль в истории монашества Востока.

Из пустыни святой Григорий возвращается в Назианз, где отец возлагает на него новое служение.

Священство

Всю жизнь святитель Григорий Назианзин стремился к уединению, но внешние обстоятельства и обязанности постоянно возвращали его в мир. Нуждающийся в помощнике отец рукополагает сына в священники.

«Страшной бурей» назовет нежеланную хиротонию будущий святитель. Он снова уезжает к святому Василию Великому за духовной поддержкой.

Брат во Христе укрепляет дух святителя Григория, и тот возвращается в Назианз.

Все свои силы святой Григорий направляет на защиту христианства и догматов I Вселенского Собора от арианской ереси. Пагубное учение, отвергавшее Святую Троицу, пустило глубокие корни.

Обратите внимание

Кроме того, время его служения пришлось на царствование императора Юлиана Отступника, который решил вернуть язычеству статус государственной религии.

Читайте также:  Молитва николаю чудотворцу о помощи в деньгах - православные иконы и молитвы

Действия императора святитель Григорий резко обличил в двух своих сочинениях.

Епископство. Константинопольский период

Не раз святому Григорию пришлось испытать разочарование в близких людях. И, конечно, величайшей драмой для него стал разрыв со святителем Василием Великим.

В 364 году к власти приходит император Валент, сторонник ариан. В связи с этим епископ Евсевий просит святого Василия Великого приехать в Кесарию и управлять епархией. Когда Евсевий умирает, святитель Василий становится митрополитом Каппадокийским и продолжает борьбу с арианской ересью.

После открытого столкновения со святителем Василием Великим император Валент делит Каппадокию на две части. Самовластным митрополитом на отделенной территории становится арианский епископ Анфим.

Но Василий Великий не опускает рук и выдвигает на ключевые епископские кафедры своих надежных соратников, в том числе и Григория Богослова.

По дороге в определенный ему город святой Григорий встречает сопротивление: арианские воины преграждают ему путь. Тогда святитель воспринимает свое назначение как политическую интригу в борьбе за власть.

Разочарование и обида не дают ему увидеть за действиями Василия Великого желание защитить христианство на этих землях, оставляя их под своим влиянием. Святитель Григорий поворачивает назад и удаляется в пустыню.

Лишь по смерти святого Василия ему станут понятны причины поступка своего друга.

После смерти патриарха Валента в 379 году никейцы приглашают святителя Григория в столицу империи — Константинополь. На истребление арианской ереси Григорий Богослов направляет всю силу своего слова.

Важно

Первое время святитель совершает богослужения в домовом храме. Видя, как быстро растет его паства, ариане решаются на открытое нападение. В Великую Субботу они врываются в церковь и забрасывают верующих камнями. Один из епископов скончался на месте, святитель Григорий был ранен. Но боговдохновенное слово святого пастыря продолжало собирать и объединять христиан.

И вот новое предательство. Философ Максим, которого святой Григорий считал близким другом, пытается путем интриг сместить святителя со столичного престола. Максима тайно посвящают в епископы, но уже утром разгневанный народ выгоняет самозванца из Константинополя.

После таких тяжелых событий святитель Григорий решает покинуть Константинопольскую кафедру и уйти на покой. Но любящий и преданный народ не отпускает своего пастыря. Он остается, впрочем, как оказалось, совсем ненадолго.

Второй Вселенский Собор. Уход

В 381 году император Феодосий, названный Православной Церковью Великим, созывает новый Вселенский Собор. Председателем был выбран святитель Григорий. В результате длительных обсуждений его выдвигают на столичный патриарший престол. Однако многие иерархи выступают против.

Желая избежать раскола и примирить отцов Церкви, святитель просит разрешения уйти на покой и предлагает избрать нового Патриарха. Император Феодосий вместе с Собором принимают отставку святителя, и он возвращается на родину в Назианз. Покидая город, святитель пишет 42-е Слово.

Последние годы. Наследие

После назначения в Назианз нового епископа святитель Григорий удаляется в семейное имение в тихом Арианзе. То, к чему он стремился всю жизнь — строгая аскеза, уединение и молитва, — наконец были ему даны. Сложно переоценить наследие Григория Богослова.

Многочисленные Слова, письма, теологические и исторические стихотворения, проповеди, послания, трактаты составляют богатейший духовный кладезь.

Господь наделил Своего избранника необыкновенным даром слова, и с помощью этого дара Григорий Богослов ревностно защищал и утверждал истинную православную веру.

В 389 году, в возрасте 60 лет, умер тот, кого Церковь назвала Богословом — тем же именем, которое было дано евангелисту Иоанну. Тело святого Григория нашло упокоение в родном Назианзе. В середине Х века его мощи были перенесены в константинопольский собор Святых Апостолов, а позже — в Рим.

Дни памяти: 7 февраля (25 января по старому стилю), 12 февраля (30 января по старому стилю) — Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого.

Мария Котова

Приобрести икону святителя Григория Богослова (или другие святыни) >>

Заказать икону святителя Григория Богослова в иконописной мастерской нашего монастыря >>

Заказать молебен святителю Григорию Богослову (или другие требы) >>

Источник: http://svjatye-obitel.ru/svyatoj-svyatitel-grigorij-bogoslov-arhiepiskop-konstantinopolskij/

Григорий Богослов

Григорий Богослов – христианский деятель, один из трех вселенских учителей Церкви. Святитель Григорий Богослов был воспитанником и сподвижником святого Василия Великого. Его знают и чтят как в Римско-католической церкви – день памяти 2 января, так и в Православной церкви – 7 и 12 февраля.

Детство и юность

Точная дата рождения святителя неизвестна, примерно в 325 году нашей эры. Родился мальчик недалеко от города Назианза, расположенного в Каппадокии (на территории современной Турции). Не случайно позже его прозвали Григорием Назианзиным.

Григорий Богослов

Его отец Григорий был местным аристократом, а его жена Нонна была истинной христианкой, все дни женщина проводила в молитвах, занималась благотворительностью. Вскоре и Григорий-старший принял христианство. Сначала он стал пресвитером в местной церкви, а после и епископом Назианза.

У Нонны долго не получалось забеременеть, поэтому много молилась и просила Бога о благодати. Она пообещала, что, если всевышний ей подарит ребенка, она посвятит его Богу.

Позднее во сне женщина увидела своего будущего сына и услышала его имя. После появления на свет Григория у Нонны родилось еще двое детей – сын Кесарий и дочь Горгония.

Впоследствии все члены семьи Григория были признаны святыми.

Совет

Получив начальное домашнее образование, Григорий отправился сначала в Каппадокию, а позже в Палестину и Александрию, где обучался в высших школах. Но научным центром в то время были Афины.

Поэтому Григорий переехал в Афины, где изучал астрономию, геометрию, риторику, поэзию. Он изучал труды Аристотеля и Платона. В большей степени его интересовал стиль изложения, нежели само учение.

Но на то, как позднее Григорий стал истолковывать религию, во многом повлияли эти работы.

Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого

Когда Григорий учился в Афинах, он познакомился в Василием Великим. И эта встреча стала судьбоносной для Григория.

После обучения он два года преподавал красноречие в Афинах. А по возвращении в Назианз отец его крестил. На тот момент ему уже было 30 лет. Но в то время крещение принимали лишь после того, как получали образование.

Григорию монашеская жизнь пришлась по душе, и он переехал в монастырь, основателем которого был его друг Василий Великий. Вместе они изучали труды основателя библейской филологии и философа Оригена. Позднее Григорий Богослов из его произведений записал выдержки, которые получили название «Филокалии».

Христианское служение

В 361 году отец попросил вернуться сына на родину, ему нужна была помощь. Григория посвятили в пресвитеры. В то время его престарелый отец вел активную борьбу против войск императора Юлиана Отступника, которые пытались захватить христианские храмы. Примечательно, что будущий гонитель христиан Юлиан учился вместе с Григорием Богословом и Василием Великим в Афинах.

Икона Григория Богослова

Но все-таки для Григория была ближе созерцательная монашеская жизнь, поэтому вскоре после рукоположения он вернулся в монастырь. Однако он понимал, насколько его отцу нужна поддержка, и уже на Пасху произнес свою первую проповедь в Назианзе.

Через некоторое время Василий Великий, который на тот момент уже был архиепископом, просит Григория занять должность хорепископа в городе Сасима. Ему были нужны верные и надежные люди в борьбе с арианством. Григорий колебался, но его отец настоял.

К сожалению, за то недолгое время, которое он прослужил в Сасиме, он не прочитал ни одной службы, не принял ни одного клирика. Вскоре он покидает город и три года живет в монашеской пустыни. Его уход значительно охладил их отношения с Василием.

В 374 году скончался отец Григория, вслед за ним умерла и мать. Смерть она встретила у иконы при богослужении. Для него это было большим ударом. На похороны его отца приехал Василий Великий и прочел надгробную речь, после чего их дружба вновь наладилась.

Священнослужитель Григорий Богослов

После смерти отца Григорий Богослов руководил епархией, но считал, что права занимать престол отца у него нет. Поэтому он уезжает в город Селевкия, думая, что в его отсутствие жители города выберут нового епископа. Но народ Назианза потребовал его возвращения, и он продолжил управлять местной церковью.

Обратите внимание

Вторым ударом для Григория стала весть о смерти Василия Великого. К этому времени он уже был известен как ярый защитник веры и талантливый проповедник.

В то же время на престол взошел новый император Феодосий, и он в отличие от предшественника является сторонником никейцев. Феодосий приглашает Григория к себе и предлагает возглавить епархию в Константинополе.

Тогда-то его и стали называть Богословом, он был по-настоящему блестящим оратором, его проповеди не оставляли никого равнодушными.

Но Константинополь был 40 лет в руках ариан, и в одночасье они никуда исчезнуть не могли. Поэтому, приехав в город, Григорий сразу становится объектом преследования у ариан.

Однажды они ворвались в собор, когда святитель совершал обряд крещения, кто-то требовал его изгнания, а кто-то и вовсе стал бросать в него камни.

Мужчину оттащили к городским властям, которые в итоге не поддержали ариан и оставили его в городе.

Церковь Григория Богослова на его родине, в Каппадокии

А уже через пару месяцев Константинополь посетил сам император. Он лично ввел Григория в храм Софии и «передал» его ему. Для утверждения святителя на кафедре и решения вопросов, связанных с ересями, был собран Второй Вселенский собор.

При обсуждении арианства Григорий зафиксировал догмат Троичности, который сейчас занимает главенствующее место в богословии христианских церквей и является центральной мыслью христианского вероучения. Бог один, единый по существу, но троичен в Лицах – отец, сын, святой дух. Как сообщил сам Григорий Богослов:

Во время Вселенского собора умер его председатель Милетий, и Григорий занял его место. Позднее стали выбирать главу антиохийской кафедры, которую возглавлял Милетий. Мнения участников разделились. Некоторые хотели видеть на этом посту представителя «запада», другие – «востока».

Григорий Богослов покидает Константинополь

В итоге возник конфликт, в котором затронули и Григория, обвинив его в нарушении правил Первого Вселенского собора. Дело было в том, что он не имел права становиться Константинопольским архиепископом, будучи епископом Сасимским. Плюс ко всему, он самовольно оставил кафедру в Сасиме, что тоже противоречило установленным правилам.

Важно

Таким образом, святитель покинул Константинопольскую кафедру. Его это нисколько не огорчало, он уже давно устал от борьбы за власть, которая ему абсолютно не была нужна. По натуре он был тонким и самоуглубленным человеком. На самом деле он не был предназначен для церковного сановника, а стал он им лишь по наставлению друга Василия Великого.

Вернувшись в Назианз, он вновь встал во главе епархии города, не смог отказать горожанам. Но давалась это ему непросто. В 383 году его здоровье ухудшилось, и его освободили от руководства кафедрой. Феодор, епископ Тиранский, поставил на его место хорепископа Евладия, родственника Григория Богослова.

Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст

Уйдя на покой, он посвятил себя сочинительству. Григорий – автор свыше четырехсот стихотворений, он писал эпиграммы, поэмы, гимны. При этом он продолжал посещать обители, много путешествовал. Главным его литературным наследием все же считается «Слова» – 45 бесед, охватывающие 20-летний период его жизни.

Также сохранились 245 писем Григория Богослова, многие из которых адресованы его сподвижнику – Василию Великому. Он вспоминает их совместную жизнь в монастыре, а в поздних письмах обвиняет его во вовлечении себя в борьбу с арианством и возведении его епископом города Сасима.

Григорий Богослов оставил большой след в христианстве, его сочинения оказали влияние на последующих за ним богословов. Работы святителя толковали наряду со Священным Писанием. Православная церковь внесла Григория в число Отцов церкви, что означает, что его личность имеет особый вес в формировании догматики и богослужения.

Смерть

Скончался Григорий Богослов 25 января 389 года в Назианзе, там его и похоронили. После себя он оставил завещание. Вероятно, оно было написано еще в 381 году. Фамильное имение святитель оставил епархии, сбережения и одежду завещал друзьям, а также распорядился о роспуске своих рабов.

Мощи святителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста в церкви святого Георгия в Стамбуле

Спустя полвека император Константин Багрянородный перевез мощи Григория Богослова в Константинополь, но после нашествия крестоносцев в 1204 году останки святителя вывезли в Рим.

После возведения собора святого Павла в Риме мощи разместили там, в специальной гробнице. 26 ноября 2004 года папа Иоанн Павел II распорядился, чтобы часть мощей была возвращена церкви Константинополя. Святыня хранится в Соборе святого Георгия в Стамбуле.

Память

  • 383-386 – Сборник бесед «Слова»
  • 383-388 – Сборник «Письма»
  • 1670 – Церковь Григория Богослова в Ростове Великом, Россия
  • 1781 – Фрегат Черноморского флота России получил название «Григорий Богослов»
  • 1867 – Церковь Григория Богослова в селе Макарешты, Молдова
  • 1873 – Дилогия Генрика Ибсена «Кесарь и Галилеянин»
  • 1896 – Церковь Григория Богослова и святой мученицы Зои в Одессе, Украина

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/41629-grigorii-bogoslov.html

Ссылка на основную публикацию