Святитель филипп митрополит московский и всея россии чудотворец

Святитель Филипп, Митрополит Московский и всея России, чудотворец

Дни памяти: 9 января, 31 мая (Перенесение мощей), 3 июля, 5 октября (Моск. Свт.)

Святитель Филипп, митрополит Московский и всея Руси

Святитель Филипп, Митрополит Московский, в миру Феодор, происходил из знатного боярского рода Колычевых, занимавших видное место в Боярской думе при дворе московских государей. Он родился в 1507 году.

Его отец, Степан Иванович, “муж просвещенный и исполненный ратного духа”, попечительно готовил сына к государственному служению. Благочестивая Варвара, мать Феодора, кончившая свои дни в иночестве с именем Варсонофия, сеяла в душе его семена искренней веры и глубокого благочестия.

Юный Феодор Колычев прилежал к Священному Писанию и святоотеческим книгам, на которых зиждилось старинное русское просвещение, совершавшееся в Церкви и в духе Церкви.

Обратите внимание

Великий князь Московский, Василий III Иоаннович, отец Иоанна Грозного, приблизил ко двору молодого Феодора, которого, однако, не манила придворная жизнь. Сознавая ее суетность и греховность, Феодор всё глубже погружался в чтение книг и посещение храмов Божиих.

Жизнь в Москве угнетала молодого подвижника, душа его жаждала иноческих подвигов и молитвенного уединения. Искренняя привязанность к нему юного княжича Иоанна, предвещавшая большое будущее на поприще государственного служения, не могла удержать в граде земном взыскующего Града Небесного.

В воскресный день, 5 июня 1537 года, в храме, за Божественной литургией, Феодору особенно запали в душу слова Спасителя: “Никто не может работать двум господам” (Мф. 6, 24), решившие его дальнейшую судьбу.

Усердно помолившись Московским чудотворцам, он, не прощаясь с родными, тайно, в одежде простолюдина покинул Москву и некоторое время укрывался от мира в деревне Хижи, близ Онежского озера, добывая пропитание пастушескими трудами. Жажда подвигов привела его в знаменитый Соловецкий монастырь на Белом море.

Там он исполнял самые трудные послушания: рубил дрова, копал землю, работал на мельнице. После полутора лет искуса игумен Алексий, по желанию Феодора, постриг его, дав в иночестве имя Филипп и вручив в послушание старцу Ионе Шамину, собеседнику преподобного Александра Свирского (+ 1533; память 30 августа).

Совет

Под руководством опытных старцев инок Филипп возрастает духовно, усиливает пост и молитву. Игумен Алексий посылает его на послушание в монастырскую кузницу, где святой Филипп с работой тяжелым молотом сочетает делание непрестанной молитвы. К началу службы в храме он всегда являлся первым и последним выходил из него.

Трудился он и в хлебне, где смиренный подвижник был утешен небесным знамением. В обители показывали после образ Богоматери “Хлебенный”, чрез который Заступница Небесная явила Свое благоволение смиренному Филиппу-хлебнику. По благословению игумена, святой Филипп некоторое время проводит в пустынном уединении, внимая себе и Богу.

В 1546 году в Новгороде Великом архиепископ Феодосий посвятил Филиппа во игумена Соловецкой обители. Новопоставленный игумен старался всеми силами поднять духовное значение обители и ее основателей – преподобных Савватия и Зосимы Соловецких (память 27 сентября, 17 апреля).

Важно

Он разыскал образ Божией Матери Одигитрии, принесенный на остров первоначальником Соловецким, преподобным Савватием, обрел каменный крест, стоявший когда-то перед келлией преподобного.

Были найдены Псалтирь, принадлежавшая преподобному Зосиме (+ 1478), первому игумену Соловецкому, и ризы его, в которые с тех пор облачались игумены при службе в дни памяти чудотворца. Обитель духовно возрождалась. Для упорядочения жизни в монастыре был принят новый устав.

Святой Филипп построил на Соловках два величественных храма – трапезный храм Успения Божией Матери, освященный в 1557 году, и Преображения Господня. Игумен сам работал как простой строитель, помогая класть стены Преображенского собора.

Под северной папертью его он ископал себе могилу, рядом с могилой своего наставника, старца Ионы. Духовная жизнь в эти годы процветает в обители: учениками святого игумена Филиппа были и при нем подвизались среди братии преподобные Иоанн и Лонгин Яренгские (память 3 июля), Вассиан и Иона Пертоминские (память 12 июня).

Для тайных молитвенных подвигов святой Филипп часто удалялся на безмолвие в глухое пустынное место, за две версты от монастыря, получившее впоследствии название Филипповой пустыни.

Но Господь готовил святого угодника для иного служения и иного подвига. В Москве о соловецком отшельнике вспомнил любивший его когда-то в отроческие годы Иоанн Грозный.

Царь надеялся, что найдет в святителе Филиппе верного сподвижника, духовника и советника, который по высоте монашеской жизни ничего общего не будет иметь с мятежным боярством.

Святость митрополита, по мнению Грозного, должна была одним кротким духовным веянием укротить нечестие и злобу, гнездившуюся в Боярской думе. Выбор первосвятителя Русской Церкви казался ему наилучшим.

Святитель долго отказывался возложить на себя великое бремя предстоятеля Русской Церкви. Духовной близости с Иоанном он не чувствовал. Он пытался убедить царя уничтожить опричнину, Грозный же старался доказать ему ее государственную необходимость.

Наконец, Грозный царь и святой митрополит пришли к уговору, чтобы святому Филиппу не вмешиваться в дела опричнины и государственного управления, не уходить с митрополии в случаях, если царь не сможет исполнить его пожеланий, быть опорой и советником царя, как были опорой московских государей прежние митрополиты.

Обратите внимание

25 июля 1566 года свершилось посвящение святого Филиппа на кафедру Московских Святителей, к сонму которых предстояло ему вскоре присоединиться.

Совет

Иоанн Грозный, один из величайших и самых противоречивых исторических деятелей России, жил напряженной деятельной жизнью, был талантливым писателем и библиофилом, сам вмешивался в составление летописей (и сам внезапно оборвал нить московского летописания), вникал в тонкости монастырского устава, не раз думал об отречении от престола и монашестве.

Каждый шаг государственного служения, все крутые меры, предпринятые им для коренной перестройки всей русской государственной и общественной жизни, Грозный стремился осмыслить как проявление Промысла Божия, как действие Божие в истории.

Его излюбленными духовными образцами были святой Михаил Черниговский (память 20 сентября) и святой Феодор Черный (память 19 сентября), воины и деятели сложной противоречивой судьбы, мужественно шедшие к святой цели, сквозь любые препятствия, встававшие пред ними в исполнении долга перед Родиной и перед Святой Церковью.

Чем сильнее сгущалась тьма вокруг Грозного, тем решительнее требовала его душа духовного очищения и искупления. Приехав на богомолье в Кириллов Белозерский монастырь, он возвестил игумену и соборным старцам о желании постричься в монахи. Гордый самодержец пал в ноги настоятелю, и тот благословил его намерение.

С тех пор всю жизнь, писал Грозный, “мнится мне, окаянному, что наполовину я уже чернец”. Сама опричнина была задумана Грозным по образу иноческого братства: послужив Богу оружием и ратными подвигами, опричники должны были облачаться в иноческие одежды и идти к церковной службе, долгой и уставной, длившейся от 4 до 10 часов утра.

На “братию”, не явившуюся к молебну в четыре часа утра, царь-игумен накладывал епитимию. Сам Иоанн с сыновьями старался усердно молиться и пел в церковном хоре. Из церкви шли в трапезную, и пока опричники ели, царь стоял возле них. Оставшиеся яства опричники собирали со стола и раздавали нищим при выходе из трапезной.

Слезами покаяния Грозный, желая быть почитателем святых подвижников, учителей покаяния, хотел смыть и выжечь грехи свои и своих соратников, питая уверенность, что и страшные жестокие деяния вершатся им ко благу России и торжеству Православия.

Наиболее ярко духовное делание и иноческое трезвение Грозного раскрывается в его “Синодике”: незадолго до смерти по его велению были составлены полные списки убиенных им и его опричниками людей, которые были затем разосланы по всем русским монастырям. Весь грех перед народом Иоанн брал на себя и молил святых иноков молить Бога о прощении его исстрадавшейся души.

Обратите внимание

Самозванное иночество Грозного, мрачным игом тяготевшее над Россией, возмущало святителя Филиппа, считавшего, что нельзя смешивать земного и небесного, служения креста и служения меча. Тем более, что святой Филипп видел, как много нераскаянной злобы и ненависти скрывается под черными шлыками опричников.

Были среди них и просто убийцы, очерствевшие в безнаказанном кровопролитии, и мздоимцы-грабители, закоренелые в грехе и преступлении.

Попущением Божиим история часто делается руками нечестивцев, и как бы ни желал Грозный обелить пред Богом свое черное братство, кровь, пролитая его именем насильниками и изуверами, взывала к небу.

Святитель Филипп решился противостать Грозному. Это было связано с новой волной казней в 1567 – 1568 годах. Осенью 1567 года, едва царь выступил в поход на Ливонию, как ему стало известно о боярском заговоре. Изменники намеревались захватить царя и выдать польскому королю, уже двинувшему войска к русской границе.

Иоанн Грозный сурово расправился с заговорщиками и вновь пролил много крови. Грустно было святому Филиппу, но сознание святительского долга понуждало его смело выступить в защиту казненных. Окончательный разрыв наступил весной 1568 года.

В Неделю Крестопоклонную, 2 марта 1568 года, когда царь с опричниками пришел в Успенский собор, как обычно, в монашеских облачениях, святитель Филипп отказался благословить его, но стал открыто порицать беззакония, творимые опричниками: “учал митрополит Филипп с государем на Москве враждовати об опричнине”.

Обличение Владыки прервало благолепие церковной службы. Грозный в гневе сказал: “Нам ли противишься? Увидим твердость твою! – Я был слишком мягок с вами”, – добавил царь, по свидетельству очевидцев.

Царь стал проявлять еще большую жестокость в преследовании всех противившихся ему. Казни следовали одна за другой. Участь святителя-исповедника была решена. Но Грозный хотел соблюсти канонический порядок. Боярская дума послушно вынесла решение о суде над Главой Русской Церкви. Над Митрополитом Филиппом был устроен соборный суд в присутствии поредевшей Боярской думы.

Нашлись лжесвидетели: к глубокой скорби святителя, это были иноки из возлюбленной им Соловецкой обители, его бывшие ученики и постриженики. Святого Филиппа обвиняли во множестве мнимых преступлений, до колдовства включительно. “Я – пришелец на земле, как и все отцы мои, – смиренно отвечал святитель, – готов страдать за истину”.

Отвергнув все обвинения, святой страдалец пытался прекратить суд, объявив о добровольном сложении митрополичьего сана. Но отречение его не было принято. Мученика ждало новое поругание. Уже по вынесении приговора о пожизненном заточении в темнице, святого Филиппа заставили служить Литургию в Успенском соборе. Это было 8 ноября 1568 года.

Важно

В середине службы в храм ворвались опричники, всенародно зачитали соборное осуждение, порочившее святителя, сорвали с него архиерейское облачение, одели в рубище, вытолкали из храма и на простых дровнях отвезли в Богоявленский монастырь.

Мученика долго томили в подвалах московских монастырей, ноги старца забивали в колодки, держали его в оковах, накидывали на шею тяжелую цепь. Наконец, отвезли в заточение в Тверской Отрочь монастырь. Там год спустя, 23 декабря 1569 года, святитель принял мученическую кончину от руки Малюты Скуратова.

Еще за три дня святой старец предвидел окончание своего земного подвига и причастился Святых Тайн. Мощи его были преданы земле первоначально там же, в монастыре, за алтарем храма. Позже совершилось перенесение их в Соловецкую обитель (11 августа 1591) и оттуда – в Москву (3 июля 1652).

Память святителя Филиппа праздновалась Русской Церковью с 1591 года в день его мученической кончины – 23 декабря. С 1660 года празднование было перенесено на 9 января.

Источник: http://days.pravoslavie.ru/Life/life179.htm

Филипп московский – древо

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Сщмч. Филипп Московский, икона XX века, из Трапезного Сергиевского храма Троице-Сергиевой лавры.

Филипп II (Колычев) (1507 – 1569), митрополит Московский и всея Руси, святитель

Память 9 января перенесенная со дня кончины 23 декабря, 30 мая в память обретения мощей в 1646 году [1], 31 мая в память перенесения мощей на Соловки, 3 июля в память перенесения мощей в Москву, в Соборе Московских святителей, а также в Соборах Архангельских святых, Московских и Тверских святых

В миру Феодор, происходил из знатного боярского рода Колычевых, занимавших видное место в Боярской думе при дворе московских государей. Он родился в 1507 году. Его отец, Степан Иванович, “муж просвещенный и исполненный ратного духа”, попечительно готовил сына к государственному служению.

Благочестивая Варвара, мать Феодора, кончившая свои дни в иночестве с именем Варсонофия, сеяла в душе его семена искренней веры и глубокого благочестия. Юный Феодор Колычев прилежал к Священному Писанию и святоотеческим книгам, на которых зиждилось старинное русское просвещение, совершавшееся в Церкви и в духе Церкви.

Великий князь Московский, Василий III Иоаннович, отец Иоанна Грозного, приблизил ко двору молодого Феодора, которого, однако, не манила придворная жизнь. Сознавая ее суетность и греховность, Феодор все глубже погружался в чтение книг и посещение храмов Божиих. Жизнь в Москве угнетала молодого подвижника, душа его жаждала иноческих подвигов и молитвенного уединения.

Читайте также:  Молитва николаю чудотворцу о помощи в деньгах - православные иконы и молитвы

Искренняя привязанность к нему юного княжича Иоанна, предвещавшая большое будущее на поприще государственного служения, не могла удержать в граде земном взыскующего Града Небесного.

Монашество

В воскресный день, 5 июня 1537 года, в храме, за Божественной литургией, Феодору особенно запали в душу слова Спасителя: “Никто не может работать двум господам” (Мф. 6, 24), решившие его дальнейшую судьбу.

Усердно помолившись Московским чудотворцам, он, не прощаясь с родными, тайно, в одежде простолюдина покинул Москву и некоторое время укрывался от мира в деревне Хижи, близ Онежского озера, добывая пропитание пастушескими трудами. Жажда подвигов привела его в знаменитый Соловецкий монастырь на Белом море.

Там он исполнял самые трудные послушания: рубил дрова, копал землю, работал на мельнице. После полутора лет искуса игумен Алексий, по желанию Феодора, постриг его, дав в иночестве имя Филипп и вручив в послушание старцу Ионе (Шамину), собеседнику преподобного Александра Свирского.

Совет

Под руководством опытных старцев инок Филипп возрастает духовно, усиливает пост и молитву. Игумен Алексий посылает его на послушание в монастырскую кузницу, где святой Филипп с работой тяжелым молотом сочетает делание непрестанной молитвы. К началу службы в храме он всегда являлся первым и последним выходил из него.

Трудился он и в хлебне, где смиренный подвижник был утешен небесным знамением. В обители показывали после образ Богоматери “Хлебенный”, чрез который Заступница Небесная явила Свое благоволение смиренному Филиппу-хлебнику. По благословению игумена, святой Филипп некоторое время проводит в пустынном уединении, внимая себе и Богу.

Игумен Соловецкий

В 1548 году в Новгороде Великом архиепископ Феодосий посвятил Филиппа во игумена Соловецкой обители. Новопоставленный игумен старался всеми силами поднять духовное значение обители и ее основателей – преподобных Савватия и Зосимы Соловецких.

Важно

Он разыскал образ Божией Матери Одигитрии, принесенный на остров первоначальником Соловецким, преподобным Савватием, обрел каменный крест, стоявший когда-то перед келлией преподобного.

Были найдены Псалтирь, принадлежавшая преподобному Зосиме, первому игумену Соловецкому, и ризы его, в которые с тех пор облачались игумены при службе в дни памяти чудотворца. Обитель духовно возрождалась. Для упорядочения жизни в монастыре был принят новый устав.

Святой Филипп построил на Соловках два величественных храма – трапезный храм Успения Божией Матери, освященный в 1557 году, и Преображения Господня. Игумен сам работал как простой строитель, помогая класть стены Преображенского собора.

Под северной папертью его он ископал себе могилу, рядом с могилой своего наставника, старца Ионы. Духовная жизнь в эти годы процветает в обители: учениками святого игумена Филиппа были и при нем подвизались среди братии преподобные Иоанн и Лонгин Яренгские, Вассиан и Иона Пертоминские.

Для тайных молитвенных подвигов святой Филипп часто удалялся на безмолвие в глухое пустынное место, за две версты от монастыря, получившее впоследствии название Филипповой пустыни. Но Господь готовил святого угодника для иного служения и иного подвига. В Москве о соловецком отшельнике вспомнил любивший его когда-то в отроческие годы Иоанн Грозный.

Царь надеялся, что найдет в святителе Филиппе верного сподвижника, духовника и советника, который по высоте монашеской жизни ничего общего не будет иметь с мятежным боярством. Святость митрополита, по мнению Грозного, должна была одним кротким духовным веянием укротить нечестие и злобу, гнездившуюся в Боярской думе.

Выбор первосвятителя Русской Церкви казался ему наилучшим.

Митрополит Московский

Святитель долго отказывался возложить на себя великое бремя предстоятеля Русской Церкви. Духовной близости с Иоанном он не чувствовал. Он пытался убедить царя уничтожить опричнину, Грозный же старался доказать ему ее государственную необходимость.

Наконец, Грозный царь и святой митрополит пришли к уговору, чтобы святому Филиппу не вмешиваться в дела опричнины и государственного управления, не уходить с метрополии в случаях, если царь не сможет исполнить его пожеланий, быть опорой и советником царя, как были опорой московских государей прежние митрополиты.

Обратите внимание

25 июля 1566 года свершилось посвящение святого Филиппа на кафедру Московских Святителей, к сонму которых предстояло ему вскоре присоединиться.

Но новая волна жесточайших казней, случившаяся в 1567-1568 годах, привела к решению святителя противостать Грозному.

Обличение Святителем царя

Осенью 1567 года, едва царь выступил в поход на Ливонию, как ему стало известно о боярском заговоре. Изменники намеревались захватить царя и выдать польскому королю, уже двинувшему войска к русской границе. Иоанн Грозный сурово расправился с заговорщиками и вновь пролил много крови.

Грустно было святому Филиппу, но сознание святительского долга понуждало его смело выступить в защиту казненных. Окончательный разрыв наступил весной 1568 года.

В Неделю Крестопоклонную, 2 марта 1568 года, когда царь с опричниками пришел в Успенский собор, как обычно, в монашеских облачениях, святитель Филипп отказался благословить его, но стал открыто порицать беззакония, творимые опричниками: “учал митрополит Филипп с государем на Москве враждовати об опричнине”.

Обличение Владыки прервало благолепие церковной службы. Грозный в гневе сказал: “Нам ли противишься? Увидим твердость твою! – Я был слишком мягок с вами”, – добавил царь, по свидетельству очевидцев.

Церковный суд над Святителем

Царь стал проявлять еще большую жестокость в преследовании всех противившихся ему. Казни следовали одна за другой. Участь святителя-исповедника была решена. Но Грозный хотел соблюсти канонический порядок. Боярская дума послушно вынесла решение о суде над Главой Русской Церкви.

Над митрополитом Филиппом был устроен соборный суд в присутствии поредевшей Боярской думы. Нашлись лжесвидетели: к глубокой скорби святителя, это были иноки из возлюбленной им Соловецкой обители, его бывшие ученики и постриженики.

Важно

Святого Филиппа обвиняли во множестве мнимых преступлений, до колдовства включительно. “Я – пришелец на земле, как и все отцы мои, – смиренно отвечал святитель, готов страдать за истину”.

Отвергнув все обвинения, святой страдалец пытался прекратить суд, объявив о добровольном сложении митрополичьего сана. Но отречение его не было принято. Мученика ждало новое поругание.

Заточение

Уже по вынесении приговора о пожизненном заточении в темнице, святого Филиппа заставили служить Литургию в Успенском соборе. Это было 8 ноября 1568 года.

Важно

В середине службы в храм ворвались опричники, всенародно зачитали соборное осуждение, порочившее святителя, сорвали с него архиерейское облачение, одели в рубище, вытолкали из храма и на простых дровнях отвезли в Богоявленский монастырь.

Мученика долго томили в подвалах московских монастырей, ноги старца забивали в колодки, держали его в оковах, накидывали на шею тяжелую цепь. Наконец, отвезли в заточение в Тверской Отрочь монастырь.

Кончина

23 декабря 1569 года святитель принял мученическую кончину от руки Малюты Скуратова. Еще за три дня святой старец предвидел окончание своего земного подвига и причастился Святых Таин.

По преданию, Малюта с лицемерным смирением подошел к святителю и просил благословения царю. “Не кощунствуй, — сказал ему святой Филипп, — а делай то, зачем пришел”. Малюта бросился на святителя и задушил его.

Тотчас же вырыли могилу за алтарем храма и опустили в нее священномученика на глазах Малюты.

Почитание

По прошению Соловецкого игумена Иакова, которое было представлено от имени всей братии благоверному царю Феодору Иоанновичу в 1591 году, 11 августа того года мощи игумена-святителя были перенесены в Соловецкий монастырь. Память святителя Филиппа праздновалась Русской Церковью с 1591 года в день его мученической кончины – 23 декабря.

В 1646 году Соловецкий игумен Илия получил грамоты от патриарха Иосифа и царя Алексея Михайловича с торжественным повелением открыть мощи святителя Филиппа. Мощи торжественно поставили в Спасо-Преображенском соборе монастыря. В 1652 году, 3 июля, по царскому указу состоялось перенесение мощей угодника Божия в Успенский собор Московского Кремля.

В монастырь для этого прибыло посольство во главе с соловецким постриженником митрополитом Новгородским Никоном, будущим патриархом, который привёз грамоту, в которой царь, излагая свое пожелание видеть мощи святителя в Москве, просит у великого подвижника прощения своему предку. С 1660 года празднование памяти святого было перенесено на 9 января.

В 2018 году его имя внесено в список собора святых Архангельской митрополии [2].

Критика житийной традиции

Известно, что соловецкое “Житие Митрополита Филиппа”, лежащее в основе распространенных ныне версий жития святителя, было написано личными врагами святителя, которые за клевету на него были заточены царем на покаяние в Соловецкий монастырь. Так, один из ведущих специалистов-историков в области исследования источников XVI века, Р.

Г. Скрынников указывает, что: “авторы его не были очевидцами описываемых событий, но использовали воспоминания живых свидетелей: «старца» Симеона (Семена Кобылина) и соловецких монахов, ездивших в Москву во время суда над Филиппом“.

«Монахи, ездившие в Москву» были теми самыми, которые стали лжесвидетелями на суде против своего игумена. Их показания послужили единственным основанием для осуждения Собором митрополита Филиппа.

«Старец» Симеон был приставом, которому было поручено охранять жизнь святителя в Отрочем монастыре и по чьей преступной халатности, согласно летописи Тверского Отроча монастыря, «святитель неизвестно кем был задушен в своей келье».

Святитель Димитрий Ростовский, который тщательнейшим образом изучил все имевшиеся факты и документы по данному вопросу, составил житие святого Филиппа где нигде не упоминается о том, что царь Иоанн Грозный как-либо причастен к кончине митрополита. В начале XX века профессора, участвовавшие в переводе Четьих Миней святителя Димитрия на русский язык, вместо жития Димитрия Ростовского вставили в русскоязычное издание дополненное Карамзиным «соловецкое житие».

Молитвы

Тропарь святителям Московским: Петру, Алексию, Ионе, Филиппу и Ермогену

Первопристольницы Российстии, / истинии хранителие апостольских преданий, / столпи непоколебимии, Православия наставницы, / Петре, Алексие, Ионо, Филиппе и Ермогене, / Владыку всех молите / мир вселенней даровати, / и душам нашим велию милость.

Тропарь Филиппу II, митр. Московскому и всея России чудотворцу

Первопрестольников преемниче, столпе Православия, / истины поборниче, новый исповедниче, святителю Филиппе, / положивый душу за паству твою. / Темже яко имея дерзновение ко Христу, / моли за град же и люди, чтущия достойно светлую память твою.

Тропарь на перенесение мощей

Радостный возсия день светлаго торжества: / днесь церковная расширяются недра, / приемлюще духовных даров неоскудеемо боготворное сокровище, / струю благодатей неисчерпаемую, / источника чудесем обильна, / чудотворивыя и священныя мощи твоя, / святителю Филиппе. / Темже моли прославившаго тя Дародателя Христа Бога / о воспевающих тя / и кланяющихся священным мощем твоим.

Использованные материалы

[1]  См. оглавление “зелёной” Минеи-май, ч. 3, с. 536, http://files2.regentjob.ru/minea/may3/may3536.html.

[2]  Патриарх Кирилл утвердил празднование Собора святых Архангельской митрополии, официальный сайт Митрополии http://arh-eparhia.ru/news/201/71640

Источник: https://drevo-info.ru/articles/8605.html

Святитель филипп, митрополит московский и всея россии, чудотворец

Святой Филипп (в миру Феодор) происходил из знатного рода бояр Колычевых. Феодор был первенец боярина и его богобоязненной супруги Варвары.

С ранних лет Феодор, по выражению жизнеописателя, с сердечной любовью прилепился к богодухновенным книгам, отличался кротостью и степенностью и чуждался забав. По высокому своему происхождению он часто бывал в царском дворце.

Его кротость и благочестие оставили сильное впечатление в душе его сверстника, царя Иоанна.

По примеру своего отца, Феодор начал военную службу, и его ожидало блестящее будущее, но сердце его не лежало к благам мира. Против обычая времени он медлил жениться до 30-летнего возраста.

Один раз в церкви, в воскресный день, сильно подействовали на него слова Спасителя: «Никто не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть» (Матф. 4, 24). Услышав в них свое призвание к иночеству, он тайно от всех, в одежде простолюдина, оставил Москву и направился в Соловецкую обитель.

Здесь в течении девяти лет он безропотно нес тяжкие труды послушника, работал, как простой селянин, то на огороде, то в кузнице и пекарне. Наконец, по общему желанию братии, был поставлен в пресвитера и игумена.

В этом сане он ревностно заботился о благосостоянии обители в материальном, а больше — в нравственном отношении.

Он соединил озера каналами и осушил болотные места для сенокосов, провел дороги в местах прежде непроходимых, завел скотный двор, улучшил соляные варницы, воздвиг два величественных собора — Успенский и Преображенский и другие храмы, устроил больницу, учредил скиты и пустыни для желающих безмолвия и сам по временам удалялся в одно уединенное место, известное в дореволюционное время под именем Филипповой пустыни. Он написал для братии новый устав, в котором начертал образ трудолюбивой жизни, запрещающий праздность.

Читайте также:  Как была крещена русь

Игумена Филиппа вызвали в Москву для духовного совета, где при первом же свидании с царем, он узнал, что для него назначена кафедра митрополита. Со слезами он умолял Иоанна: «Не разлучай меня с моей пустыней; не вручай малой ладье бремени великого».

Совет

Иоанн был непреклонен и поручил архиереям и боярам убедить Филиппа к при-нятию митрополии. Филипп согласился, но требовал уничтожения опричнины. Архиереи и бояре уговаривали Филиппа не настаивать усиленно на этом требовании из уважения к самодержавию царя и смиренно принять сан.

Филипп уступил воле царя, видя в ней Божие избрание.

В первое время святительства Филиппа (1567-1568 гг.) утихли ужасы опричнины, но так было недолго. Опять начались грабежи и убийства мирных граждан. Филипп несколько раз в уединенных беседах с царем старался вразумить его, но видя, что убеждения помогают, решился действовать открыто.

21 марта (1568 г.) в крестопоклонную неделю, перед началом литургии, митрополит стоял на возвышении посреди храма. Вдруг в церковь входит Иоанн с толпой опричников. Все они и сам царь были в высоких черных шлыках, в черных рясах, из-под которых блестели ножи и кинжалы.

Иоанн подошел к святителю со стороны и три раза наклонял свою голову для благословения. Митрополит стоял неподвижно, устремив свой взор на икону Спасителя. Наконец бояре сказали: «Владыка святый! Царь требует твоего благословения».

Святитель обернулся к Иоанну, как бы не узнавая его, и сказал: «В этой одежде странной я не узнаю царя православного, не узнаю его и в делах царства.

Благочестивый, кому поревновал ты, исказив таким образом твое благолепие? С тех пор, как светит солнце на небе, не слыхано, чтобы благочестивые цари возмущали собственную державу… У татар и язычников есть закон и правда, а у нас их нет.

Мы, государь, Богу приносим бескровную жертву, а за алтарем льется невинная кровь христиан. Не скорблю о тех, которые, проливая свою невинную кровь, сподобляются доли святых мучеников; о твоей бедной душе страдаю. Хотя и образом Божиим почтен ты, однако ж, смертный человек, и Господь взыщет все от руки твоей».

Иоанн кипел гневом, шептал угрозы, стучал жезлом о плиты помоста. Наконец воскликнул: «Филипп! Или нашей державе ты смеешь противиться? Посмотрим, увидим, велика ли твоя крепость».

— «Царь благий, — ответил святитель, — напрасно ты меня устрашаешь. Я пришелец на земле, подвизаясь за истину, и никакие страдания не заставят меня умолкнуть».

Страшно раздраженный, Иоанн вышел из церкви, но затаил злобу до времени.

Обратите внимание

28 июля, в праздник Смоленской иконы Божией Матери, именуемой Одигитрия, святитель Филипп служил в Новодевичьем монастыре и совершал крестный ход вокруг стен монастыря. Там был и царь, окруженный опричниками.

Во время чтения Евангелия, святитель заметил опричника, стоявшего позади царя в татарской шапке, и указал на него Иоанну. Но виновный поспешил снять и спрятать шапку. Тогда опричники обвинили митрополита в том, будто он сказал неправду, с целью унизить царя перед народом. Тогда Иоанн велел судить Филиппа.

Нашлись клеветники с ложными обвинениями против святителя, которому не дали возможности изобличить их, и он был осужден на лишение кафедры.

8 ноября, в праздник архангела Михаила, святитель в последний раз служил в Успенском соборе; и он так же, как и в день обличения царя Иоанна Грозного, стоял на кафедре.

Вдруг отворились церковные двери, вошел боярин Басманов в сопровождении толпы опричников и велел прочесть бумагу, в которой изумленному народу объявляли, что митрополит лишается сана.

Тотчас же опричники сорвали со святителя облачение и, одев в оборванную монашескую рясу, вывели его вон из храма, посадили на дровни и с ругательствами повезли в один из московских монастырей.

Говорили, что царь хотел было сжечь исповедника Христова на костре и только по просьбе духовенства определили ему пожизненное заточение. В то же время он казнил многих родственников Филиппа.

Голову одного из них, особенно любимого Филиппом племянника, Ивана Борисовича Колычева, Грозный послал святителю. С благоговением принял ее святитель Филипп, положил и, земно поклонившись, поцеловал и сказал: «Блажен его же избрал и приял еси Господи»,— и возвратил пославшему. Народ с утра до вечера толпился вокруг обители, желая увидеть хоть тень славного святителя, и рассказывал о нем чудеса. Тогда Иоанн велел перевести его в Тверской Отрочь монастырь.

Год спустя царь со всей дружиной двинулся против Новгорода и Пскова и отправил впереди себя опричника Малюту Скуратова в Отрочь монастырь. Святой Филипп за три дня предсказал о предстояв-шей своей кончине и приготовился к ней принятием Святых Таин.

Малюта с лицемерным смирением подошел к святителю и просил благословения царю. «Не кощунствуй, — сказал ему святой Филипп, — а делай то, зачем пришел». Малюта бросился на святителя и задушил его. Тотчас же вырыли могилу и опустили в нее священномученика на глазах Малюты (23 декабря 1569 г.

) Мощи святителя Филиппа почивали в московском Успенском соборе, который был свидетелем его величайшего подвига.

Источник: https://mon-sofia.livejournal.com/2716997.html

Святитель Филипп, митрополит Московский: что нужно знать об этом святом

Годы жизни и дни памяти

Святитель Филипп родился 11 февраля 1507 года в Москве и был убит 23 декабря 1569 года в Отроче Успенском монастыре в Твери.

Русская Православная Церковь отмечает память митрополита трижды: 22 января по новому стилю верующие вспоминают смерть святителя, 16 июля по новому стилю – празднуют день перенесения его мощей, а 18 октября (также по новому стилю) – отмечают праздник всех святителей Московских.

Жил во времена царя Иоанна Грозного

Царь Иван Грозный

Служение святителя Филиппа пришлось на время правления Иоанна Грозного – одного из самых противоречивых в истории России царей.

С одной стороны, при Иоанне IV было проведено несколько успешных войн и Русь окончательно превратилась в крупную державу; при нем строились монастыри, возникло книгопечатание, были расширены торговые и культурные контакты с западными странами.

С другой, то же самое делал бы на его месте любой иной государь, а так Иоанн IV Васильевич остался в народной памяти как жестокий тиран.

Важно

При нем возникла опричнина. По сути, это карательные спецотряды. Историки отмечают, что у Иоанна Грозного было много здравых по сути идей, однако в силу характера, слабостей и страстей государя многие из них ушли «в никуда». То же и опричнина.

Цель была здравая: помочь централизации власти и предупредить революционные настроения (которые, безусловно, в некоторых местах и у некоторых бояр имели место быть). Но обернулось все обыкновенным террором. Гибли не только те, кто на самом деле помышлял свергнуть законную власть, но и их близкие и односельчане.

Однажды опричники, имевшие государственную неприкосновенность, разорили в 1569 году целый город – Великий Новгород. И все это не считая поборов и иного беззакония, которое они чинили по стране.

Жестокие расправы опричников – главное,чем запомнился в истории царь Иван Грозный

А ведь формально опричники были братством с уставом, напоминавшим монашеский, и даже выстаивали многочасовые богослужения часто вместе с самим Иоанном Грозным, который тоже стремился к аскетическому образу жизни.

(К слову сказать, в нашей стране были сторонники почитания Иоанна Грозного как святого – сильного государя. Вот как на подобные веяния реагировал Святейший Патриарх Алексий II:
«Если признать святым царя Иоанна Грозного, то надо деканонизировать митрополита Московского Филиппа, прп.

Корнилия и многих других умученных им. Нельзя же вместе поклоняться убийцам и их жертвам. Это безумие…

Если люди, говоря о «святости» Иоанна Грозного, действуют не вполне осознанно, а подчиняясь своим эмоциям и жажде сильной власти, то им следовало бы понять одну элементарную истину: жестокостью и насилием можно загнать зло в подполье, вглубь, но там оно будет продолжать расти и умножаться, будучи недоступным внешнему давлению. Корень зла не вовне, а внутри человеческой души. Победить зло, исправить жизнь можно только осознанным глубоким покаянием, изменением всего строя жизни, возвращением на путь добра и правды, то есть к Богу»).

Был потомственным боярином

Бояре – это приближенные к государю, говоря современным языком, управленцы. Люди, чаще всего, богатые и знатные. Ни при одном из царей их не было более 50, все вместе они собирались и обсуждали самые важные государственные вопросы – так родилась Дума.

Феодор (имя святителя в миру) был сыном боярина из рода Колычевых, что до определенного времени определяло его судьбу: его готовили к государственной службе, а потому обучали грамоте, военным искусствам, верховой езде и так далее. Однако юноша с годами вел все более удалялся от суеты двора, много читал, молился и в 30 лет самостоятельно отправился в далекий Соловецкий монастырь, о котором слышал как о месте великого подвижничества.

Возможно, его решимость покинуть Москву была связана также и с опасениями за собственную жизнь – некоторые его родственники впали в немилость государя.

Окормлялся у старца Ионы

В Соловецком монастыре святой прожил почти 30 лет, то есть почти всю вторую половину жизни. Несмотря на знатное происхождение, он ничем не отличался от самых простых иноков: выполнял самые тяжелые послушания и, насколько можно судить из жития, вел строгую аскетическую жизнь. Не все даже догадывались в братии, что рядом с ними – «один из боярских».

Совет

Его окормлял духовник и уставщик обители старец Иона (Шамин), который в свое время лично знал преподобного Александра Свирского и тесно общался с ним. Будущему Святителю посчастливилось жить в келье старца, а это означает, что годы монашеского становления он провел непосредственно бок о бок с большим подвижником; через 10 лет пребывания в обители был назначен настоятелем монастыря.

Был много лет настоятелем Соловецкого монастыря

Соловецкий монастырь. Гравюра

О нем осталась память как о замечательном руководителе.

При нем велось масштабное строительство с применением диковинных для того времени машин и устройств, он возвел на территории монастыря мельницы, связав остров водяными каналами.

При нем во много раз увеличились пожертвования в обитель, и вообще Святитель смог добиться, чтобы часть торговой деятельности монастыря не облагалась пошлинами.

Он был прекрасным наставником для своей братии и для тех, кого отправляли в монастырь в ссылку образумиться (иногда это были самые высокие государственные и церковные чины).
В это время в Москве и по стране начала бушевать опричнина.

Московские митрополиты (по сути, руководители всей Церкви, поскольку Патриархов тогда не было), не желая мириться с террором, один за другим попадали в опалу и отправлялись в ссылку.

Святителю Филиппу суждено было стать очередным митрополитом: Царь Иоанн Грозный, зная о его плодотворной деятельности на Соловках, хотел видеть именно такого человека во главе Московской кафедры.

Два года был Предстоятелем Русской Церкви

Иван Грозный и свт. Филипп.Кадр из фильма «Царь», режиссер П.Лунгин.

Еще не вступив на московское служение, святитель Филипп дал понять, что не будет мириться с опричниной – об этом он сказал государю и даже просил оставить его, Филиппа, настоятелем в Соловецкой пустыни.

Иоанн Грозный, в свою очередь, объяснял, что опричнина – мера вынужденная и служит государственным интересам.

В конце-концов они пришли к своеобразному компромиссу: святой пообещал не вмешиваться в «государственные вопросы», государь, в свою очередь, пообещал не влиять на церковную политику.

Обратите внимание

В 1566 году в возрасте 59 лет святитель Филипп вступил на Московскую кафедру. Важно, что на тот момент он был любим и уважаем государем, поэтому жестокие казни и опричнина в ее самом худшем виде на год стихли. А когда возобновились вновь, митрополит сделал то, на что никто, кроме него, не смог решиться: открыто осудил царя.

Отказался благословлять Иоанна Грозного

Святитель Филипп говорит отповедь царю Ивану Грозномув Успенском Соборе

Митрополит Филипп дважды делал прилюдную отповедь царю за зверства, чинимые опричниками. «Державный царь, – обратился он к царю весной 1568 на одном из богослужений. – Ты облечен от Бога самым высоким саном и потому должен чтить более всего Бога.

Но скипетр земной власти дан тебе для того, чтобы ты соблюдал правду в людях и царствовал над ними законно… Слышано ли когда было, чтобы благочестивые цари возмущали свою державу? Не только при твоих предках, но даже у иноплеменников никогда ничего подобного не бывало».

Читайте также:  Икона сергия радонежского в чем помогает - православные иконы и молитвы

(Святитель говорил долго и даже осмелился перечить царю, когда тот пытался отвечать на упреки, – любой иной на его месте был бы тут же казнен).

А еще через некоторое время, на другом богослужении, он отказался благословлять царя, перед этим долго его «не замечая» (ситуация сложилась настолько неловкая, что даже бояре вынуждены были «замолвить» за государя слово, сказав, что царь здесь, в храме, и хочет благословиться).

«Государь, – обратился тогда Святитель, – кому поревновал ты, изменив благолепие твоего сана и облекшись в неподобающий тебе образ? С тех пор, как светит солнце на небе, неслыханно, чтобы благочестивые цари так возмущали собственную державу. Убойся Божия суда и постыдись своей багряницы!» И снова Иоанн Грозный покинул собор в ярости.

А еще один раз Святитель отчитал Иоанна Грозного за то, что кто-то из опричников во время богослужения стоял с покрытой головой. Сам царь этого не видел, головной убор уже успели снять, в проступке никто не сознавался, так что в итоге все стало выглядеть так, будто митрополит намеренно выказал неуважение ко двору.

Участь святого была предрешена.

Был оклеветан и принародно опозорен

Просто казнить Святителя царь не мог, поскольку в народе митрополит был любим и почитаем как заступник. Поэтому в 1568 году Иоанн Грозный начал подготовку церковного суда, чтобы избавиться от неугодного иерарха канонически.

Было проведено «расследование» деятельности Святителя во времена руководства Соловецким монастырем.

Были собраны клеветнические сведения (обвинительный протокол не сохранился, но, наверняка, это были обычные указания на колдовство и нарушение церковных правил), суд их рассмотрел и признал митрополита виновным.

Важно

О решение «Собора» святителю было объявлено в первых числах ноября во время богослужения: опричники ворвались в Успенский собор, зачитали текст, сорвали с митрополита мантию и отправили в заточение сначала в Богоявленский, а позже – в тверской Отроч Успенский монастырь. В это же самое время Иоанн Грозный казнил некоторых родственников Филиппа.

Был убит Малютой Скуратовым

«Митрополит Филипп и Малюта Скуратов»(Николай Неврев, 1898 год)

Перед смертью святой несколько месяцев провел в заключении. Его по нескольку дней не кормили и держали в кандалах (для него, постника, чувство голода не было пыткой, а кандалы, по преданию, чудесным образом спадали с ног, что, кстати, только убеждало его ненавистников в колдовстве и верности приговора).

Погиб Святитель от рук главного опричника – боярина Малюты Скуратова.

Тот приехал к митрополиту Филиппу в декабре 1569 года попросить благословение на поход в Великий Новгород, где вскрылись факты предательства.

Святой благословлять зверства отказался, и Малюта Скуратов его задушил. Поход на Великий Новгород состоялся все равно и обернулся большим кровопролитием, в котором погибло много невинных людей.

Мощи митрополита хранятся в Кремле

Мощи святителя Филиппа хранятся сейчасв Успенском соборе Московского кремля

Сейчас поклониться мощам святителя можно в Успенском Соборе Московского Кремля. Этот собор работает как музей, но в нем регулярно проводятся Патриаршие богослужения.

Надо сказать, что сначала мощи хранились в Соловецком монастыре, а в Москву были перенесены в XVII веке по инициативе Патриарха Никона: он таким образом хотел напомнить царю Алексею Михайловичу о грехах царя Иоанна и необходимости послушания даже царя духовному лицу.

Тропарь Филиппу, митрополиту Московскому и всея России чудотворцу

Глас 3 Первопрестольников преемниче, столпе Православия, истины поборниче, новый исповедниче, святителю Филиппе, положивый душу за паству твою. Темже яко имея дерзновение ко Христу,

моли за град же и люди, чтущия достойно светлую память твою.

Молитва святителю Филиппу

О пречестная и священная главо и благодати Святаго Духа исполненная, Спасово со Отцем обиталище, великий архиерее, теплый наш заступниче, святителю Филиппе! Предстоя у Престола всех Царя, и наслаждаясь Света Единосущныя Троицы, и херувимски со Ангелы возглашая песнь Трисвятую, великое и неизследованное дерзновение имея ко Всемилостивому Владыце, молися паствы Христовы спасти людей, благостояние Святых Церквей утверди, архиереи благолепием святительства украси, монашествующих к подвигом добраго течения укрепи, град Москву и вся грады и страны добре сохрани и веру святую непорочну соблюсти умоли. Мир весь умири, от глада и пагубы избави ны и от нападения иноплеменных сохрани, старыя утеши, юныя накажи, безумныя умудри, вдовицы помилуй, сироты заступи, младенцы возрасти, плененныя возврати, немощствующия исцели и везде тепле призывающих тя и с верою притекающих к тебе и усердно припадающих и молящихся от всяких напастей и бед ходатайством твоим свободи. Моли о нас Всещедраго и Человеколюбиваго Христа Бога нашего, да и в день страшнаго пришествия Его шуияго стояния избавит нас и радости святых причастники сотворит со всеми святыми во веки. Аминь.

Источник: http://prihozhanin.msdm.ru/home/pochitat/o-tserkvi/944-svyatitel-filipp-mitropolit-moskovskij-chto-nuzhno-znat-ob-etom-svyatom.html

Святитель Филипп, митрополит Московский

Память святителя Филиппа Московского совершается в Русской Православной Церкви несколько раз в году: 22 января, 13 июня и 16 июля по новому стилю, а также в дни Соборов Московских и Тверских святых.

Жизнеописание святителя Филиппа Московского

О жизни святителя Филиппа нам известно из разных источников. В первую очередь это житие святого, написанное вскоре после его мученической кончины монахами Соловецкого монастыря, в котором он пользовался особым почитанием. Кроме того, события жизни митрополита рассказываются в летописях.Митрополит Филипп, в миру Федор Степанович Колычев, родился в 1507 году в Москве.

Он происходил из знатного боярского рода, и потому с детства отец готовил его к государственной службе, обучая воинскому делу. Мать же много внимания уделяла духовной стороне жизни сына, наставляя его в православной вере. В возрасте 26 лет Федор начинает служить при царском дворе, однако боярский бунт привел к опале рода Колычевых, и юноша был вынужден покинуть Москву.

Испытывая тягу к монашеской жизни, он отправляется на север Руси, в Соловецкий монастырь, где проводит некоторое время послушником, а потом принимает постриг с именем Филипп.

Спустя несколько лет он был избран игуменом обители, и за время его управления было сделано множество хозяйственных нововведений: построены каналы между Соловецкими островами, мельницы и другие промышленные и хозяйственные строения. Кроме того, при нем было возведено несколько монашеских корпусов.

В результате деятельности игумена Филиппа Спасо-Преображенский монастырь на Соловках стал главным промышленным и культурным центром Русского Севера.

Также много было сделано для духовного возрождения монастыря: при новом игумене построили несколько соборов, и мощи основателей обители, святых Зосимы и Савватия, были перенесены в Преображенский собор, а сам игумен собрал вещи, принадлежащие преподобным, в числе которых были древние иконы и облачения.

Посвящая много времени благоустроению вверенного ему монастыря, игумен Филипп не забывал о том, что главной целью монашеской жизни является духовное возрастание и служение Богу и потому часто удалялся для молитвы в небольшую пустынь, расположенную неподалеку.

Совет

Там игумен был удостоен видения Господа, явившегося ему в терновом венце, как бы указывая на предстоящий мученический подвиг святителя. В этом месте начал бить родник, над которым позже поставили часовню.В 1551 году игумен Филипп посетил Москву для участия в Стоглавом соборе.

Образованный и деятельный инок произвел большое впечатление на царя Ивана IV, и, когда в 1566 году встал вопрос об избрании нового митрополита, он вспомнил о Филиппе и пожелал видеть его первосвятителем Русской Церкви. Долгое время Филипп не соглашался принять на себя такой высокий сан и условием своего поставления в митрополиты ставил отмену опричнины.

Царь не дал на это согласия, но пообещал, что митрополит будет его советником и помощником в делах управления, и тогда Филипп согласился. Первые полтора года управления митрополией прошли спокойно, однако в связи с возобновлением террора опричнины и многочисленных казней отношения предстоятеля Русской Церкви с царем Иваном Грозным ухудшились.

Митрополит Филипп пытался заступаться за обреченных на казнь и порицал царя за его жестокость и творимые им беззакония. В летописях сохранилось повествование о том, как однажды во время служения митрополита в Успенском соборе Иван Грозный явился вместе со своими опричниками, облаченный в монашеские одеяния.

По окончании богослужения он подошел к святителю Филиппу, желая получить благословение, но митрополит отказал ему в этом, произнеся обличительную речь.

Подобные столкновения повторялись еще несколько раз, вызывая гнев и недовольство царя, и по его повелению состоялся церковный суд, на котором митрополит был оклеветан, его обвиняли в колдовстве, а также в нарушении церковных канонов во время игумества в Соловецком монастыре.

По этим клеветническим наветам он был приговорен к лишению сана и заключению в одном из московских монастырей. Однако народ очень любил своего митрополита, неоднократно заступавшегося за неугодных царю и опальных людей, и потому возле места заточения святителя ежедневно собирались толпы народа, желавшие хоть мельком увидеть своего пастыря и заступника. Из-за этого царь повелел отправить митрополита Филиппа в Тверской Отрочь монастырь. Спустя год обитель посетил известный опричник Малюта Скуратов, прося от имени царя благословения на поход в Новгород. Целью этого похода было жестокое подавление бунта недовольных царем жителей города. Святитель, предвидя новое кровопролитие, отказался благословлять поход и был задушен опричником. Святителя погребли в Отроче монастыре, а позже его останки были перенесены в Соловецкий монастырь, где он пользовался особым почитанием и любовью. В 1652 году по повелению царя Алексея Михайловича мощи святителя были с почетом перенесены в Москву, где патриарх Никон прочитал над ними грамоту, в которой от лица царя и всего народа приносил покаяние и просил прощения у святителя за нечестивые дела предков.

Литературное наследие митрополита Филиппа

До нас дошли некоторые литературные труды святителя Филиппа, написанные за время его игуменства и митрополичьего служения.

Обратите внимание

В их числе находится монастырский устав, созданный для Соловецкого монастыря и некоторые грамоты.

В летописях и житии святого также приводятся яркие обличительные речи митрополита, обращенные им к царю Ивану Грозному и свидетельствующие также о его ораторском таланте.

Тропарь, глас 3:

Чудо явися, извещением и делы возсияв,/ Духа Святаго произбранием святительства паству приим,/ откровением Божиим церковь разобра/ и величайшую воздвиже,/ всечестне Филиппе, святителю великий,/ мир граду даруй нашему Москве/ и велию милость.

Кондак, глас 8:

Во успении твоем обретоша на телеси твоем сокровище некрадомое:/ два креста и тяжчайшая железа, еже есть вериги,/ постом и молитвами Богу угодил еси, святителю Филиппе,/ моли Христа Бога о всех нас.

Величание:

Величаем тя, святителю отче Филиппе, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Молитва:

О, великий печальниче земли Российския святителю Христов Филиппе! Великими и многими даровании обогати тя щедродаровитый Владыка Господь, ты же, яко раб благий и верный, дарования сия зело умножил еси, от отроческих лет даже до кончины твоея заповедем Господним внимая, пребывая в них и возрастая, полн сый любве и милосердия, кротости и смирения, сими добродетельми ты богатно служил еси Господу и присным твоим, образ евангельского жития показуя, благочестивым житием Бога прославляя. За сие житие твое от Бога прославлен еси, велим даром чудес обогатился еси, святое дерзновение стяжал еси и до днесь земному отечеству и народу твоему служиши, и воздыхания наши предворяеши. И мы, грешнии, затупничеству твоему перед Богом верующее, молимся тебе усердно. Буди нам, якоже в земнем твоем житии, отец и заступник, помози всем нам крест земнаго жития с терпением и радостию носити. Малодушныя молитвою твоею подкрепи и от житейских соблазнов любовию твоею отврати, сеющия соблазны рукою твоею крепкою вразуми. Даждь нам, святителю Христов, прежде кончины нашея, радость твоего мощнаго заступления ощутити, даждь многострадальному твоему отечеству силы благодатныя присно Христу работати, якоже благочестивии отцы наши своим церковным житием славу Божию и веру Христову на земли множаху, даждь нам их благочестию подражати, уставы церковныя хранити, заповеди Божии благоговейно соблюдати, нищия любити и щедро им благотворити, обидимыя заступати, веру Христову и закон Божий безбоязненно исповедати, всякого греха гнушатися и одеждою всякия правды светло украшатися. Да тако твоими молитвами укрепляеми, возможем и мы житие свое богоугодне устроити, грехов прощение от Господа получити и милостию и человеколюбием Спаса нашего и Господа в небесных селениях водворитися, идеже ангели и вси святи славят великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Источник: http://xn--90agckdaxqir9f.xn--p1ai/svyatye/730-svyatitel-filipp-mitropolit-moskovskij

Ссылка на основную публикацию