Святитель афанасий архиепископ александрийский

Житие Святителя Афанасия Великого, архиепископа Александрийского

Память 18/31 января

Память 2/15 мая

Свт. Афанасий Александрийский. Сербия. 1209

Святитель Афанасий Великий родился в конце III века в столице Египта Александрии незадолго до Диоклетианова гонения. Родители его были люди богобоязненные и добродетельные. Уже с рождения будущий святой был отмечен особым Божиим помазанием.

Все его детские устремления и поступки были окрашены верой и церковностью. В дни отрочества Афанасия, когда патриархом Александрийским был святитель Александр, произошел знаменательный случай. Афанасий вместе с детьми играл на берегу моря, изображая епископа, который совершает крещение.

Случайно взглянув из окон своего дома, святой Александр увидел эту игру и приказал привести всех детей к себе. Подробно расспросив детей, патриарх узнал, что они в своей игре совершали все согласно церковному уставу.

После того, посоветовавшись с клиром своим, он признал совершенное Афанасием крещение языческих детей истинным и довершил его миропомазанием, родителям же посоветовал, чтобы они воспитали их для священства.

Обратите внимание

Александрия представляла тогда много средств для образования ума, и Афанасий изучал “круг наук”. Главное же внимание было обращено им на изучение Священного Писания под руководством опытных наставников.

Как можно полагать по одному из первых сочинений святого Афанасия, это были преподаватели знаменитого Огласительного училища в Александрии, да тому же исповедники за веру.

Духовное образование Афанасия довершено было в обществе египетских пустынников, чьей аскетической жизни он подражал даже в сане архиерея.

Когда Афанасий достаточно изучил науки, родители привели его к святому патриарху Александру, где он занял место в качестве любимого члена семьи, живя со святителем, как сын с отцом.

Таким образом Афанасий провел несколько плодотворных лет под кровлей уважаемого всеми первосвятителя. В сан диакона святой Афанасий был рукоположен в 319 году.

Уже в это время Афанасия сделали известным его сочинения: “Против язычников” и “О воплощении Бога Слова”.

С самого начала своего церковного служения Афанасий мужественно боролся с еретиками и много от них претерпел, особенно от ариан. Вместе со святителем Александром он еще будучи диаконом присутствовал на Первом Вселенском Соборе в Никее в 325 году.

На этом Соборе была изобличена и осуждена ересь александрийского пресвитера Ария, который учил, что Сын Божий не рождается предвечно из существа Бога Отца, а сотворен Им из небытия во времени, не единосущен Ему и не равночестен.

Важно

Арианская ересь заключала в себе отрицание Божества Иисуса Христа и нашего искупления Им, то есть этой ересью ниспровергалось само христианство.

Безумный Арий был отлучен от общения с Церковью Христовой и осужден на заточение. Однако, низверженный и еле живой, он, обуянный диавольской гордыней, не прекращал своей борьбы против православия.

Важно

Имея за себя пред царем многих ходатаев, особенно Евсевия, епископа Никомидийского, Арий через них испрашивал у Константина Великого себе милости, говоря, что спор якобы идет не о вере, а только из-за пустых, отвлеченных слов.

Еще на Первом Вселенском Соборе ариане предлагали такой Символ веры, в котором неопределенность выражений о Сыне Божием давала место перетолкованиям ариан.

Но святые отцы, исповедуя Сына Божиего “из сущности Отца” рожденным и “Отцу единосущным”, включили эти выражения в свой Символ, и тем утвердили древнюю веру “в Бога истинна от Бога истинна”.

Символ этот подписали все члены Собора, даже державшиеся стороны ариевой, – но эти подписали неискренно и греческий термин, выражающий единосущие Сына Божия “омоусиос”, читали как “омиусиос” (подобосущный). Евсевий и хотел представить царю дело так, что между православными и арианами происходит лишь недоразумение из-за различного понимания терминов и выражений Символа, а не из-за сущности веры, и что Арий совершенно согласен с символом Никейского Собора. Царь поверил ложным уверениям и позволил Арию возвратиться в Александрию.

Это обстоятельство было весьма тяжело для святого Афанасия как твердого защитника православия. В то время он был удостоен уже архидиаконского сана. Сей воин Христов преследовал опасного еретика, изобличая его и писаниями своими, и проповедью.

Афанасий также побуждал и святейшего архиепископа Александра Александрийского написать послание к царю, и сам вместе с ним писал.

Совет

Но Константин Великий, по внушению Евсевия и не желая раздоров, уже отвечал им резким посланием, угрожая даже извержением от сана.

Свт. Афанасий Великий, Александрийский. Афон, 1546

Вскоре святитель Александр преставился. Кончина последовала пять месяцев спустя по возвращении его с Первого Вселенского Собора. Афанасия в то время не было в Александрии. Оставляя свою паству, умирающий старец искал вокруг блуждающим взором, кому бы поручить ее. “Афанасий, Афанасий! – взывал Александр.

– Ты думаешь убежать. Нет! не убежишь”. Действительно, Афанасий долго отказывался от этой высоты, но не избежал жребия, предназначенного ему Свыше. Едва он явился в Александрию, как народ неотступно стал требовать от собравшихся епископов, чтобы посвятили ему в епископа Афанасия, и не успокоился, пока не получил желаемого, хотя и против воли самого Афанасия.

Это произошло в 326 году.

https://www.youtube.com/watch?v=P1Y6X9ruf4Y

В то время преподобный Пахомий Великий предрек о святом своим ученикам: “Когда был поставлен Афанасий в епископы, то нечестивые люди не одобряли определения Божия, над ним свершившегося, указывая на молодость его лет, и покушались разделить Церковь Божию.

Но мне Дух Святой сказал: “Я воздвиг его, как столп и светильник Церкви. Много скорбей и оклеветаний человеческих ждет его за благочестивую веру во Христа.

Но, победив все искушения, укрепляемый Им до конца, он возвестит Церквам евангельскую истину!” Пророчество святого подвижника сбылось полностью в жизни пламенного Христоносца, от чьего орлиного ока не сокрылась ни одна неправда.

Одним из первых дел святого Афанасия было обозрение своего обширнейшего округа. Святитель Афанасий предпринял путешествие до самых отдаленных пределов епархии по Нилу.

Епископы раскрывали перед ним свои нужды, иноки многочисленных монастырей встречали святителя-аскета славословием и были первыми помощниками в его трудах.

В житии преподобного Пахомия описывается посещение Тавеннского монастыря святым Афанасием. В то время там находился епископ Тентирский Серапион.

Однако возобновившиеся смуты ариан вскоре вновь привлекли пристальное внимание Александрийского архиепископа и уже не отпускали до конца его дней.

Обратите внимание

Ни в ком ариане не имели такого страшного и неумолимого противника, как в святителе Афанасии, который вел с ними беспощадную борьбу проповедями, сочинениями и окружными посланиями, – и вынес из этой борьбы победоносное знамя православия невредимым.

Он мгновенно вооружался на врагов Бога Слова одним только оружием – словом истины. “Не мечом и стрелами, – говорил он, – не с помощью воинов возвращается истина, но убеждением и советом”. В продолжение этой борьбы он сам подвергался бесчисленным опасностям, самой дикой клевете и смертельным гонениям со стороны ариан.

Его неоднократно силой изгоняли из Александрии арианствующие правители и еретики-царедворцы. Годами он вынужден был вести жизнь странника, скрываясь в Галлии и Италии, а также в пустыне – у святых подвижников или даже среди зверей.

При этом каждый раз Господь чудесным образом предупреждал святого об опасности, укрывал его от преследователей и соделовал невидимым даже перед взором врагов. В изгнаниях он неутомимо писал свои бессмертные творения во славу Святой Троицы и наносил решительное поражение еретикам, какие бы изощренные интриги они не плели, особенно после устрашающей смерти Ария.

Испытывая Своего воина в горниле страданий, Господь посылал святому Афанасию и многочисленных заступников. Например, в Галлии он пользовался почетом и уважением императора Константина Младшего, который и годами, и первородством был первым среди братьев. Ему неизменно помогали и верные духовные чада, подвергая опасности свои собственные жизни.

Так он какое-то время скрывался у одной добродетельной девицы, которая была посвящена Богу и жила, как истинная раба Христова. Он пребывал в тайной комнате ее дома до самой кончины царя Констанция, и никто о нем ничего не знал, кроме Бога и той девицы, которая сама прислуживала ему и приносила книги, какие ему требовались.

Во время пребывания там Афанасий написал много сочинений против еретиков. А в другой раз он довольно продолжительное время провел в глубоком рве запустевшего колодца, куда один боголюбец приносил ему еду. Когда святой Афанасий жил в Риме в продолжение трех лет, то пользовался уважением царя Константа и папы Юлия.

Обратите внимание

Имел он там себе другом и святителя Павла, архиепископа Цареградского, также изгнанного нечестивыми еретиками со своего престола. В Александрию на защиту православия от ариан приходил Антоний Великий, с которым святитель Афанасий был дружен. Великим подвижником было составлено письмо императору Константину Великому в поддержку святого Афанасия.

Важно

Благоговел перед святителем и преподобный Павел Фивейский, испросивший у Антония Великого мантию святителя для своего погребения.

Свт. Афанасий Великий. Новгород. XV. Фрагм.

Не раз святитель Афанасий находил во время гонений приют у других египетских пустынножителей, переходя с места на место, чтобы не подвергать братию опасностям. Одним из таких его друзей-подвижников был авва Памво, имеющий монастырь в Антиное.

Святой Афанасий пребывал в этом монастыре в то время, когда туда явился святой Феодор Освященный, Тавеннский настоятель. Оба аввы всегда помогали святителю укрываться от преследователей и сами вызывались быть спутниками.

Позже эти прозорливые старцы утешили опального святителя своим предречением о скорой гибели нечестивого Юлиана.

В Святом граде Иерусалиме святитель Афанасий с любовью был принят святейшим Максимом Исповедником. Это было во время третьего возвращения святого Афанасия на Александрийский патриарший престол после трех его изгнаний. Позже против Афанасия снова начались наветы и гонения, и все прежнее зло возобновилось.

О характере гонений и о том, что происходило в это время в Александрии, святой Афанасий сам рассказывает следующее: “Снова некоторые, ища убить нас, пришли в Александрию, и наступили бедствия, жесточайшие прежних. Воины внезапно окружили церковь, и, вместо молитв, раздались вопли, восклицания и смятение; все это происходило в Святую Четыредесятницу.

Завладев патриаршим престолом, Георгий Каппадокийский, избранный македонянами и арианами, еще более возрастил зло. После пасхальной седмицы девицы были заключаемы в узы, епископы связанными уводились воинами, дома сирых и вдовиц расхищались, и в городе происходил совершеннейший разбой.

Христиане ночью выходили из города, дома запечатывались; клирики же бедствовали за своих братий… После Святой Пятидесятницы, народ постился и собрался помолиться при гробнице священномученика Петра…

Стратилат Себастиан, державшийся манихейской ереси, с множеством воинов, вооруженных обнаженными мечами, луками и стрелами, ворвался в самую церковь и напал на бывший там народ… Тем же, которые находились в церкви, Себастиян причинил жесточайшую скорбь. Он приказал разжечь огромный костер и, поставив дев близ огня, принуждал их исповедать ариеву ересь.

Совет

Но когда Себастиан оказался не в силах принудить их к этому, так как увидел, что они совсем не обращают внимания ни на огонь, ни на угрозы, – обнажил их и повелел бить без пощады, лица же их иссек настолько, что, по прошествии продолжительного времени, родные едва могли узнавать их.

Мужей же, которых числом было 40 человек, предал новому мучительству: их бичевали жесткими и колючими ветвями только что срубленной финиковой пальмы и содрали им плечи, так что у некоторых пришлось несколько раз вырезать тело, вследствие того, что иглы глубоко вонзились в него; другие же, не вытерпев боли, умерли от язв.

Всех же тех дев, которых с особенною жестокостью мучил, послал в заточение в великий Оасим (оазис Ливийской пустыни, где с давнего времени существовала греческая колония, служившая также местом ссылки), а мертвые тела убиенных ни православным, ни своим не позволил взять…

Вслед за тем из Египта и Ливии были сосланы на изгнание епископы: Аммоний, Моин, Гаий, Филон, Ермий, Павлин, Псиносир, Линамон, Агафон, Агамфа, Марк, еще другие Аммоний и Марк, Драконтий, Аделфий, Афинодор и пресвитеры Иеракс и Диоскор; мучители так жестоко угнетали их, что некоторые умерли в пути, а другие в местах заточений. На вечное же заточение ариане осудили более 30 епископов, ибо злоба их была настолько сильна, что если бы было возможно, они готовы были бы изгнать и истребить истину с лица всей земли”.

По смерти Констанция на царский престол вступил Юлиан. Утвердившись на царстве, он пред всеми отрекся от Христа, поклонился идолам, соорудил повсюду капища.

Обличаемый великими столпами и учителями церковными, Юлиан воздвиг на Церковь жестокое гонение, и в самом начале гонения вооружился против святого Афанасия как главного столпа христианства. Снова в Александрию было послано войско, но разыскивали только одного Афанасия, чтобы убить его.

Он же, как и прежде, пройдя незамеченным среди толпы, избег рук ищущих его. И такие гонения продолжались почти до тех пор, пока сам народ, подняв мятеж, не заставил правителей вернуть святого на Александрийскую кафедру.

Таким образом, святитель Афанасий, престарелый воин Христов, после долгих трудов и многих подвигов за православие, перед самою уже кончиною своею, наступившей в 373 г., пожил непродолжительно в тишине и мире на своей кафедре.

Всего же он епископствовал 47 лет и преемником по себе на Александрийской кафедре поставил за пять дней до своей кончины святителя Петра, блаженного друга своего, участника во всех своих бедствиях.

Читайте также:  Отчитка молитвами от порчи и для изгнания беса

Позже святой Петр, архиепископ Александрийский, мученически пострадает в 311 году.

Обратите внимание

Святитель Афанасий, по отзывам современников, отличался непреклонной твердостью, геройским мужеством и пламенной ревностью в православной вере. Все испытания он переносил с великим терпением, борясь с противниками исключительно духовным оружием. Святитель имел редкое знание людей и обладал искусством проникать в самые сокровенные изгибы их мыслей.

Он выработал замечательный такт в обращении с людьми. “Приятный в беседе, ангелоподобный наружностью”, святой Афанасий, по свидетельству святителя Григория Богослова, “имел в себе все добродетели, его жизнь и нравы – правило для епископов, его догматы – законы для православия”.

Все, кому было дорого православие, обращались к нему за советом, сообразовывали свое учение с его учением.

Святой Афанасий Великий был одним из величайших богословов Древней Церкви после апостола Павла. Так как он всю жизнь свою провел в борьбе с арианами, то и сочинения его носят отпечаток этой борьбы.

Важнейшие из сочинений святого Афанасия: четыре Слова против ариан; Послание к Епиктету, епископу Коринфскому о божественной и человеческой природе в Иисусе Христе; четыре Письма к святому Серапиону, епископу Тмуитскому, в которых он доказывает Божество Святого Духа и равенство его с Отцом и Сыном (против македониан, учивших, что Святой Дух есть служебная тварь, не имеющая участия в Божестве и славе Отца и Сына); Послание об определениях Никейского Собора в защиту “единосущия”; книга о Святом Духе. Высокий образец пастырской апологии составляет письмо святого Афанасия к императору Констанцию. Кроме того, известны сочинения святителя, относящиеся к объяснению Священного Писания. К числу нравоучительных сочинений относятся послание его к Аммуну против порицающих супружество и послание к Руфиниану о том, как принимать еретиков в Церковь.

Одно из самых назидательных сочинений святого Афанасия есть Житие Антония Великого, которое повлияло на тысячи желающих спасения. Святитель Иоанн Златоуст советовал читать это Житие не только монашествующим. Сам святитель Афанасий также хотел, чтобы пример иноческой жизни сиял всем христианам.

Воспитанников пустыни, всегда готовых на лишения ради веры, он поставлял в епископы, подражая примеру святителя Александра Александрийского. Впоследствии и в других Церквах, глядя на строгую, ревностную жизнь иноков, именно их старались выбирать на епископские кафедры.

Такие архиереи, “которые от юности до преклонных лет подвизались в путыни”, и доселе наиболее ненавидимы еретиками и другими врагами Церкви за их непреклонность в христианском шествии и соблюдение святоотеческих преданий.

Важно

Святитель Афанасий имел духоносных преемников, вдохновляемых полетом его богословской мысли и ревностью о православии.

Прошло не более пяти или шести лет после написания им первого письма против ариан, как вступил на то же поприще будущий святитель Василий Кесарийский, затем святители Григорий Богослов, Григорий Нисский и другие.

Таким образом, шестидесятилетний старец, из пустыни поражавший врага, отнявшего у него все, кроме его веры, стал предводителем этой священной дружины. Своим высочайшим богословием святитель Афанасий Великий заложил основы ответам на все вопросы, которые рассматривались на семи Вселенских Соборах.

Сам же святитель Афанасий преставился для получения светлых венцов и воздаяния неизреченных благ от Христа Господа своего, ему же со Отцем и Святым Духом слава и держава, честь и поклонение, ныне и присно, и во веки веков.

Источник: http://podvorie-alexandria.ru/aleksandrijskoe-podvore/zhitiya-svyatykh-aleksandrijskoj-tserkvi/item/46-78.html

Афанасий александрийский – древо

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Свт. Афанасий Александрийский

Афанасий Александрийский (ок. 297 – 373), архиепископ, великий отец Церкви, святитель

Память 18 января вместе со свт. Кириллом Александрийским и 2 мая

Родился около 297 года в городе Александрии в семье благочестивых христиан. Он получил хорошее светское образование, но еще более глубокие познания приобрел прилежным изучением Священного Писания. С отроческих лет будущий великий святитель Афанасий стал известен Александрийскому Патриарху, святому Александру при следующих обстоятельствах.

Однажды группа детей, среди которых находился и отрок Афанасий, играла на берегу моря. Дети-христиане решили крестить своих сверстников-язычников. Отрок Афанасий, которого дети избрали “епископом”, совершал крещение, в точности повторяя слова, слышанные им в церкви при этом таинстве. Все это наблюдал из окна Патриарх Александр.

Потом он велел привести к себе детей и их родителей, долго беседовал с ними и, удостоверившись, что крещение, совершенное детьми в игре, было во всем согласно с церковным уставом, признал крещение действительным и дополнил его миропомазанием.

С этого времени Патриарх наблюдал за духовным воспитанием юного Афанасия и со временем присоединил его к клиру, сначала чтецом, а затем посвятил в сан диакона. В этом сане святой Афанасий сопровождал Патриарха Александра в 325 году на I Вселенский Собор в Никее. На Соборе святой Афанасий выступал с опровержением ереси Ария.

Эта речь была одобрена православными отцами Собора, а ариане – явные и скрытые – возненавидели Афанасия и на протяжении всей его жизни подвергали гонениям.

9 июня 328 г., после смерти святого патриарха Александра, святой Афанасий был единодушно избран его преемником на Александрийскую кафедру. Он долго отказывался, считая себя недостойным, но по настоянию всего православного населения должен был согласиться, и в возрасте 28 лет был рукоположен в сан епископа и поставлен во главе Александрийской Церкви.

Его бескомпромиссная православная позиция сильно раздражала ариан, которые не брезговали никакими средствами, чтобы свалить святителя. Так, в 334 году по приказу императора был созван Кесарийский собор, который рассматривал обвинение святого Афанасия Великого в убийстве некоего мелетианского епископа Арсения и использовании им его правой руки в магии и колдовстве.

В качестве доказательства на Соборе даже была представлена отсеченная рука! Несмотря на призыв самого императора предстать перед лицом собравшихся в Кесарии епископов, святой Афанасий на Собор не явился. Однако, объявленный убитым, а в действительности скрывавшийся в Фиваиде епископ Арсений был вскоре найден святым Афанасием.

После предоставления императору Константину необходимых доказательств обвинение было снято [1].

Свт. Афанасий Александрийский. Мозаика

По бездоказательным наветам ариан, святитель Афанасий был низложен в 335 году Тирским собором, а в 336 году осужден на изгнание в Трир императором, которому успели внушить, что Афанасий хочет приостановить ежегодный вывоз зернового хлеба из Александрии в Константинополь.

По смерти императора Константина в 337 году, Афанасий возвратился из ссылки осенью 338 года, но его энергичная борьба против ариан возбудила их вражду, против него был созван Собор в Антиохии. Весной 340 г. императорский наместник с помощью вооруженной силы поставил и архиепископом александрийским арианина Григория.

Афанасий бежал в Рим к архиепископу Иулию I, по старанию которого он был признан на Римском соборе 341 г. и на соборе в Сардике в 343 г. невинным, а учение его объявлено согласным с догматами церкви.

Император византийский Констант также благоволил к Афанасию, и выхлопотал ему у брата своего Констанция разрешение вернуться в Александрию по смерти Григория, в октябре 346 г. Когда же Констанций, сделавшись единодержавным монархом, доставил победу арианам в 355 г., то Афанасий должен был вновь отказаться от духовной власти.

Совет

На его место был назначен Георгий из Каппадокии, а когда солдаты ворвались 9 февраля 356 г. ночью в церковь св. Фомы, где Афанасий совершал по случаю праздника всенощное бдение, то он вынужден был бежать в Египетскую пустыню; но и отсюда имел большое влияние на паству своим личным авторитетом и сочинениями.

По вступлении на престол Юлиана Отступника, Георгий был убит во время народного восстания, и Афанасий мог вернуться в Александрию в феврале 362 г., но его ревностная деятельность, клонившаяся к умиротворению церкви, возбудила неудовольствие императора, так что 25 октября 362 г.

ему пришлось в четвертый раз отправиться в изгнание, на этот раз в Фиваидскую пустыню. После падения Юлиана Афанасий возвратился в Александрию в феврале 364 г., но в царствование императора Валента был вынужден еще раз оставить город с октября 365 г. по февраль 366 г.; с тех пор его более не беспокоили до самой его кончины.

Скончался 2 мая 373 г., в возрасте 76 лет.

Из 45 лет своего епископства, Афанасий провел в изгнании около 20 лет. Об его характере еще при его жизни судили различно.

Ненавидимый своими противниками до самой смерти, а приверженцами почитаемый за святого, Афанасий неустрашимо боролся при самых разнообразных обстоятельствах жизни и словом и делом за одну великую идею, от признания которой, по его убеждению, зависело существование Церкви.

За страшную суровость, в которой упрекали его враги, они, в свою очередь, жестоко отплачивали ему всякий раз, когда им представлялась к тому возможность. Как архипастырь он соответствовал строгому идеалу своего времени, умел, несмотря на свою мало внушающую наружность, господствовать над умами и оставил свое учение в наследие всей церкви.

В его многочисленных сочинениях догматического и полемического характера вместе с пламенной ревностью к православию высказывается выдающийся созерцательный ум, которым он далеко превосходил своих противников; горячность глубокого личного убеждения соединяется в них с ясностью, осмотрительностью и точностью изложения.

Свтт. Афанасий и Кирилл Александрийские. Миниатюра из Минология Василия II, ок. 979-989 (Ватиканская библиотека)

Молитвословия

Тропарь, глас 3

Сто́лп бы́л еси́ правосла́вия,/ Боже́ственными догма́ты подтвержда́я Це́рковь,/ священнонача́льниче Афана́сие:/ Отцу́ бо Сы́на Единосу́щна пропове́дав,/ посрами́л еси́ А́рия./ О́тче преподо́бне,/ Христа́ Бо́га моли́// дарова́ти на́м ве́лию ми́лость.

Тропарь свтт. Афанасия и Кирилла Александрийских, глас 3

Де́лы возсия́вше правосла́вия,/ все́ погаси́вши злосла́вие,/ победи́телие, победоно́сцы бы́сте,/ благоче́стием вся́ обогати́вше,/ Це́рковь вельми́ украси́вше,/ досто́йно обрето́сте Христа́ Бо́га,// да́рующаго на́м ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 2 , Правосла́вия насади́в уче́ния,/ злосла́вия те́рния изсе́кл еси́,/ умно́жив се́мя ве́ры одожде́нием Ду́ха, преподо́бне,// те́мже тя́ пое́м, Афана́сие.

Кондак свтт. Афанасия и Кирилла Александрийских, глас 4

Священнонача́льницы велича́йшии благоче́стия/ и до́блии побо́рницы Це́ркве Христо́вы,/ вся́ соблюди́те, пою́щия:/ спаси́, Ще́дре,// ве́рою чту́щия Тя́.

Творения

Сохранились многочисленные творения святителя Афанасия: четыре “Слова”, направленные против ереси ариан, а также письмо к Епиктету, епископу Коринфской Церкви, о Божественной и человеческой природе в Иисусе Христе, 4 письма к епископу Серапиону Тмуитскому о Божественности Святого Духа и равенстве Его с Отцом и Сыном – против ереси Македония. Сохранились также и другие сочинения апологетического характера в защиту Православия, в том числе письмо к императору Констанцию.

Его “История ариан для монахов” написана в строго православном духе и служит неоценимым памятником для изучения борьбы религиозных партий того времени. Меньшее значение имеют его сочинения в области экзегетики и морали. Лучшее издание их принадлежит Монфокону (3 тома, Париж, 1698 г.).

Дополнением к ним служит второй том “Bibliotheca patrum” Монфокона (Пар., 1706). Тило поместил в первом томе своей “Bibliotheca patrum graecorum dogmatica” (Лейпц., 1853) только главные догматические сочинения Афанасия.

Важное значение для летосчисления имеют сохранившияся на сирийском языке: “Описания праздников”, составленные Афанасием.

Обратите внимание

Известны комментарии святителя Афанасия к Священному Писанию, книги нравоучительного характера и подробное жизнеописание преподобного Антония Великого, с которым святитель Афанасий был очень близок. Святитель Иоанн Златоуст советовал читать каждому православному христианину это житие.

На русском языке издано:

  1. Творения. Части 1-4. Под ред. проф. А. П. Шостьина. М., 1851-1854. ( “Творения святых отцев в рус. пер.”, изд. при МДА, тт. 17, 19, 21, 22). То же. Изд. 2-е, испр. и доп. Части 1, 2, СТСЛ, 1902. Части 3, 4. СТСЛ, 1903 (Отд. пригож. к ж. “Богословский вестник”, 1902, 1903).
  2. О пользе чтения Священного Писания. В кн.

    : “Выписки из писаний святых церковноучителей и других писателей о необходимости и пользе чтения Священного Писания”. Изд. А. фон Эссом. Пер. с нем. СПб., 1817.

  3. Из ХХХIХ письма о праздниках. В кн.: “Сочинения и переводы Евсевия, архиепископа Карталинского. Ч. I. Переводы из творений святых отцев.” СПб., 1858. То же. “Христианское чтение”, 1838, III, с. 188 слл.

  4. Из беседы на слова: “Вся мне предана суть Отцем Моим”. – Из беседы о слепорожденном. – В кн.: Поторжинский М. А. Святоотеческая хрестоматия. Киев. 1877. То же: “Христианское чтение”, 1835, II, с. 119 слл.; 1837, III, c. 150 слл. 5. Краткое обозрение Святого Писания Ветхого Завета. – “Христианское чтение”, 1841, IV, с. 217 слл.; с. 324 слл.

  5. Обозрение Посланий Святых Апостолов и Откровения Иоанна. – Там же, 1842, I, с. 157.
  6. О девстве или о подвижничестве. – Там же, 1833, III, с. 117 слл.
  7. О начале и распространении идолопоклонства. – Там же, 1837, IV, c. 3 слл. 9. О том, что человек может познавать Бога в душе своей умом, и что душа человеческая разумна и бессмертна. – Там же, 1837, IV, с. 113 слл.

  8. О причинах воплощения Бога-Слова. – Там же, 1837, IV, с. 275 слл.
  9. О воплотившемся Боге-Слове против ариан. – Там же, 1840, III, с. 165 слл.
  10. О Воскресении Господа нашего Иисуса Христа. – Там же, 1841, II, с. 84 слл.
  11. О терпении. – Там же, 1837, II, с. 120 слл.
  12. О происхождении нравственного зла. – Там же, 1837, III, с. 25 слл.

  13. О крестной смерти Иисуса Христа. – Там же, 1838, II, с. 132 слл.
  14. На Вознесение Господа нашего Иисуса Христа. – Там же, 1831, ХVII, с. 127 слл.
  15. Жизнь преп. Синклитикии. – Там же, 1824, ХVI, с. 3 слл.
  16. Письма. – Там же, 1838, IV, с. 118 слл.; 1839, IV, с. 133; 1842, II, с. 212 слл., 236 слл.
  17. На богомерзких и проклятых злохульных ариан. – В кн.

    : Богодухновенные книги великих пастырей церковных и учителей всея Вселенныя. Пер. с эллиногреч. яз. на славянорос. иером. Епифания (Славинецкого). М., 1656.

Использованные материалы

[1]  Дмитрий Гоцкалюк. Поместные Соборы Иерусалимской Церкви – http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/39971.htm

Источник: https://drevo-info.ru/articles/8689.html

Святитель Афанасий Великий, архиепископ Александрийский (д/п 18/31 янв.)

Святитель Афанасий Великий родился в конце III века в столице Египта Александрии незадолго до Диоклетианова гонения. Родители его были люди богобоязненные и добродетельные. Уже с рождения будущий святой был отмечен особым Божиим помазанием. Все его детские устремления и поступки были окрашены верой и церковностью.

В дни отрочества Афанасия, когда патриархом Александрийским был святитель Александр, произошел знаменательный случай. Афанасий вместе с детьми играл на берегу моря, изображая епископа, который совершает крещение. Случайно взглянув из окон своего дома, святой Александр увидел эту игру и приказал привести всех детей к себе.

Подробно расспросив детей, патриарх узнал, что они в своей игре совершали все согласно церковному уставу. После того, посоветовавшись с клиром своим, он признал совершенное Афанасием крещение языческих детей истинным и довершил его миропомазанием, родителям же посоветовал, чтобы они воспитали их для священства.

Александрия представляла тогда много средств для образования ума, и Афанасий изучал “круг наук”. Главное же внимание было обращено им на изучение Священного Писания под руководством опытных наставников. Как можно полагать по одному из первых сочинений святого Афанасия, это были преподаватели знаменитого Огласительного училища в Александрии, да тому же исповедники за веру.

Духовное образование Афанасия довершено было в обществе египетских пустынников, чьей аскетической жизни он подражал даже в сане архиерея. Когда Афанасий достаточно изучил науки, родители привели его к святому патриарху Александру, где он занял место в качестве любимого члена семьи, живя со святителем, как сын с отцом.

Таким образом Афанасий провел несколько плодотворных лет под кровлей уважаемого всеми первосвятителя. В сан диакона святой Афанасий был рукоположен в 319 году. Уже в это время Афанасия сделали известным его сочинения: “Против язычников” и “О воплощении Бога Слова”.

С самого начала своего церковного служения Афанасий мужественно боролся с еретиками и много от них претерпел, особенно от ариан. Вместе со святителем Александром он еще будучи диаконом присутствовал на Первом Вселенском Соборе в Никее в 325 году.

На этом Соборе была изобличена и осуждена ересь александрийского пресвитера Ария, который учил, что Сын Божий не рождается предвечно из существа Бога Отца, а сотворен Им из небытия во времени, не единосущен Ему и не равночестен.

Арианская ересь заключала в себе отрицание Божества Иисуса Христа и нашего искупления Им, то есть этой ересью ниспровергалось само христианство.

Безумный Арий  был отлучен от общения с Церковью Христовой и осужден на заточение. Однако, низверженный и еле живой, он, обуянный диавольской гордыней, не прекращал своей борьбы против православия.

Важно

Имея за себя пред царем многих ходатаев, особенно Евсевия, епископа Никомидийского, Арий через них испрашивал у Константина Великого себе милости, говоря, что спор якобы идет не о вере, а только из-за пустых, отвлеченных слов.

Еще на Первом Вселенском Соборе ариане предлагали такой Символ веры, в котором неопределенность выражений о Сыне Божием давала место перетолкованиям ариан. Но святые отцы, исповедуя Сына Божиего “из сущности Отца” рожденным и “Отцу единосущным”, включили эти выражения в свой Символ, и тем утвердили древнюю веру “в Бога истинна от Бога истинна”.

Символ этот подписали все члены Собора, даже державшиеся стороны ариевой, – но эти подписали неискренно и греческий термин, выражающий единосущие Сына Божия “омоусиос”, читали как “омиусиос” (подобосущный).

Евсевий и хотел представить царю дело так, что между православными и арианами происходит лишь недоразумение из-за различного понимания терминов и выражений Символа, а не из-за сущности веры, и что Арий совершенно согласен с символом Никейского Собора. Царь поверил ложным уверениям и позволил Арию возвратиться в Александрию.

Это обстоятельство было весьма тяжело для святого Афанасия как твердого защитника православия. В то время он был удостоен уже архидиаконского сана. Сей воин Христов преследовал опасного еретика, изобличая его и писаниями своими, и проповедью.

Афанасий также побуждал и святейшего архиепископа Александра Александрийского написать послание к царю, и сам вместе с ним писал. Но Константин Великий, по внушению Евсевия и не желая раздоров, уже отвечал им  резким посланием, угрожая даже извержением от сана.

Вскоре святитель Александр преставился.

Кончина последовала пять месяцев спустя по возвращении его с Первого Вселенского Собора. Афанасия в то время не было в Александрии. Оставляя свою паству, умирающий старец искал вокруг блуждающим взором, кому бы поручить ее. “Афанасий, Афанасий! – взывал Александр. – Ты думаешь убежать. Нет! не убежишь”. Действительно, Афанасий долго отказывался от этой высоты, но не избежал жребия, предназначенного ему Свыше. Едва он явился в Александрию, как народ неотступно стал требовать от собравшихся епископов, чтобы посвятили ему в епископа Афанасия, и не успокоился, пока не получил желаемого, хотя и против воли самого Афанасия. Это произошло в 326 году.

В то время преподобный Пахомий Великий предрек о святом своим ученикам: “Когда был поставлен Афанасий в епископы, то нечестивые люди не одобряли определения Божия, над ним свершившегося, указывая на молодость его лет, и покушались разделить Церковь Божию. Но мне Дух Святой сказал: “Я воздвиг его, как столп и светильник Церкви.

Совет

Много скорбей и оклеветаний человеческих ждет его за благочестивую веру во Христа. Но, победив все искушения, укрепляемый Им до конца, он возвестит Церквам евангельскую истину!”  Пророчество святого подвижника сбылось полностью в жизни пламенного Христоносца, от чьего орлиного ока не сокрылась  ни одна неправда.

Одним из первых дел святого Афанасия было обозрение своего обширнейшего округа. Святитель Афанасий предпринял путешествие до самых отдаленных пределов епархии по Нилу. Епископы раскрывали перед ним свои нужды, иноки многочисленных монастырей встречали святителя-аскета славословием и были первыми помощниками в его трудах.

В житии преподобного Пахомия описывается посещение Тавеннского монастыря святым Афанасием. В то время там находился епископ  Тентирский Серапион.

Однако возобновившиеся смуты ариан вскоре вновь привлекли пристальное внимание Александрийского архиепископа и уже не отпускали до конца его дней.

Ни в ком ариане не имели такого страшного и неумолимого противника, как в святителе Афанасии, который вел с ними беспощадную борьбу проповедями, сочинениями и окружными посланиями, – и вынес из этой борьбы победоносное знамя православия невредимым. Он мгновенно вооружался на врагов Бога Слова одним только оружием – словом истины.

“Не мечом и стрелами, – говорил он, – не с помощью воинов возвращается истина, но убеждением и советом”. В продолжение этой борьбы он сам подвергался бесчисленным опасностям, самой дикой клевете и смертельным гонениям со стороны ариан. Его неоднократно силой изгоняли из Александрии арианствующие  правители и еретики-царедворцы.

Годами он вынужден был вести жизнь странника, скрываясь в Галлии и Италии, а также в пустыне – у святых подвижников или даже среди зверей. При этом каждый раз Господь чудесным образом предупреждал святого об опасности, укрывал его от преследователей и соделовал невидимым даже перед взором врагов.

В изгнаниях он неутомимо писал свои бессмертные творения во славу Святой Троицы и наносил решительное поражение еретикам, какие бы изощренные интриги они не плели, особенно после устрашающей смерти Ария.

Испытывая Своего воина в горниле страданий, Господь посылал святому Афанасию и многочисленных заступников. Например, в Галлии он пользовался почетом и уважением императора Константина Младшего, который и годами, и первородством был первым среди братьев. Ему неизменно помогали и верные духовные чада, подвергая опасности свои собственные жизни.

Так он какое-то время скрывался у одной добродетельной девицы, которая была посвящена Богу и жила, как истинная раба Христова. Он пребывал в тайной комнате ее дома до самой кончины царя Констанция, и никто о нем ничего не знал, кроме Бога и той девицы, которая сама прислуживала ему и приносила книги, какие ему требовались.

Во время пребывания там Афанасий написал много сочинений против еретиков. А в другой раз он довольно продолжительное время провел в глубоком рве запустевшего колодца, куда один боголюбец приносил ему еду.  Когда святой Афанасий жил в Риме в продолжение трех лет, то пользовался уважением царя Константа и папы Юлия.

Обратите внимание

Имел он там себе другом и святителя Павла, архиепископа Цареградского, также изгнанного нечестивыми еретиками со своего престола. В Александрию на защиту православия от ариан приходил Антоний Великий, с которым святитель Афанасий был дружен. Великим подвижником было составлено письмо императору Константину Великому в поддержку святого Афанасия.

Благоговел перед святителем и преподобный Павел Фивейский, испросивший у Антония Великого мантию святителя для своего погребения. Не раз святитель Афанасий находил во время гонений приют у других египетских пустынножителей, переходя с места на место, чтобы не подвергать братию опасностям. Одним из таких его друзей-подвижников был авва Памво, имеющий монастырь в Антиное.

Святой Афанасий пребывал в этом монастыре в то время, когда туда явился святой Феодор Освященный, Тавеннский настоятель. Оба аввы всегда помогали святителю укрываться от преследователей и сами вызывались быть спутниками. Позже эти прозорливые старцы утешили опального святителя своим предречением о скорой гибели нечестивого Юлиана.

В Святом граде Иерусалиме святитель Афанасий с любовью был принят святейшим Максимом Исповедником. Это былово время третьего возвращения святого Афанасия на Александрийский патриарший престол после трех его изгнаний. Позже против Афанасия снова начались наветы и гонения, и все прежнее зло возобновилось.

О характере гонений и о том, что происходило в это время в Александрии, святой Афанасий сам рассказывает следующее: “Снова некоторые, ища убить нас, пришли в Александрию, и наступили бедствия, жесточайшие прежних. Воины внезапно окружили церковь, и, вместо молитв, раздались вопли, восклицания и смятение; все это происходило в Святую Четыредесятницу.

Завладев патриаршим престолом, Георгий Каппадокийский, избранный македонянами и арианами, еще более возрастил зло. После пасхальной седмицы девицы были заключаемы в узы, епископы связанными уводились воинами, дома сирых и вдовиц расхищались, и в городе происходил совершеннейший разбой.

Христиане ночью выходили из города, дома запечатывались; клирики же бедствовали за своих братий… После Святой Пятидесятницы, народ постился и собрался помолиться при гробнице  священномученика Петра… Стратилат Себастиан, державшийся манихейской ереси, с множеством воинов, вооруженных обнаженными мечами, луками и стрелами, ворвался в самую церковь и напал на бывший там народ.

.. Тем же, которые находились в церкви, Себастиян причинил жесточайшую скорбь. Он приказал разжечь огромный костер и, поставив дев близ огня, принуждал их исповедать ариеву ересь.

Совет

Но когда Себастиан оказался не в силах принудить их к этому, так как увидел, что они совсем не обращают внимания ни на огонь, ни на угрозы, – обнажил их и повелел бить без пощады, лица же их иссек настолько, что, по прошествии продолжительного времени, родные едва могли узнавать их.

Мужей же, которых числом было 40 человек, предал новому мучительству: их бичевали жесткими и колючими ветвями только что срубленной финиковой пальмы и содрали им плечи, так что у некоторых пришлось несколько раз вырезать тело, вследствие того, что иглы глубоко вонзились в него; другие же, не вытерпев боли, умерли от язв.

Важно

Всех же тех дев, которых с особенною жестокостью мучил, послал в заточение в великий Оасим (оазис Ливийской пустыни, где с давнего времени существовала греческая колония, служившая также местом ссылки), а мертвые тела убиенных ни православным, ни своим не позволил взять… Вслед за тем из Египта и Ливии были сосланы на изгнание епископы: Аммоний, Моин, Гаий, Филон, Ермий, Павлин, Псиносир, Линамон, Агафон, Агамфа, Марк, еще другие Аммоний и Марк, Драконтий, Аделфий, Афинодор и пресвитеры Иеракс и Диоскор; мучители так жестоко угнетали их, что некоторые умерли в пути, а другие в местах заточений. На вечное же заточение ариане осудили более 30 епископов, ибо злоба их была настолько сильна, что если бы было возможно, они готовы были бы изгнать и истребить истину с лица всей земли”.

По смерти Констанция на царский престол вступил Юлиан. Утвердившись на царстве, он пред всеми отрекся от Христа, поклонился идолам, соорудил повсюду капища. Обличаемый великими столпами и учителями церковными, Юлиан воздвиг на Церковь жестокое гонение, и в самом начале гонения вооружился против святого Афанасия как главного столпа христианства.

Снова в Александрию было послано войско, но разыскивали только одного Афанасия, чтобы убить его. Он же, как и прежде, пройдя незамеченным среди толпы, избег рук ищущих его. И такие гонения продолжались почти до тех пор, пока сам народ, подняв мятеж, не заставил правителей вернуть святого на Александрийскую кафедру.

Таким образом, святитель Афанасий, престарелый воин Христов, после долгих трудов и многих подвигов за православие, перед самою уже кончиною своею, наступившей в 373 г., пожил непродолжительно в тишине и мире на своей кафедре.

Всего же он епископствовал 47 лет и преемником по себе на Александрийской кафедре поставил за пять дней до своей кончины святителя Петра, блаженного друга своего, участника во всех своих бедствиях. Позже святой Петр, архиепископ Александрийский, мученически пострадает в 311 году.

Святитель Афанасий, по отзывам современников, отличался непреклонной твердостью, геройским мужеством и пламенной ревностью в православной вере. Все испытания он переносил с великим терпением, борясь с противниками исключительно духовным оружием. Святитель имел редкое знание людей и обладал искусством проникать в самые сокровенные изгибы их мыслей.

Он выработал замечательный такт в обращении с людьми. “Приятный в беседе, ангелоподобный наружностью”,  святой Афанасий, по свидетельству святителя Григория Богослова, “имел в себе все добродетели, его жизнь и нравы – правило для епископов, его догматы – законы для православия”. Все, кому было дорого православие, обращались к нему за советом, сообразовывали свое учение с его учением.

Святой Афанасий Великий был одним из величайших богословов Древней Церкви после апостола Павла. Так как он всю жизнь свою провел в борьбе с арианами, то и сочинения его носят отпечаток этой борьбы.

Важнейшие из сочинений святого Афанасия: четыре Слова против ариан; Послание к Епиктету, епископу Коринфскому о божественной и человеческой природе в Иисусе Христе; четыре Письма к святому Серапиону, епископу Тмуитскому, в которых он доказывает Божество Святого Духа и равенство его с Отцом и Сыном (против македониан, учивших, что Святой Дух есть служебная тварь, не имеющая участия в Божестве и славе Отца и Сына);  Послание об определениях Никейского Собора в защиту “единосущия”; книга о Святом Духе.  Высокий образец пастырской апологии составляет письмо святого Афанасия к императору Констанцию. Кроме того, известны сочинения святителя, относящиеся к объяснению Священного Писания. К числу нравоучительных сочинений относятся послание его к Аммуну против порицающих супружество и послание к Руфиниану о том, как принимать еретиков в Церковь.

Одно из самых назидательных сочинений святого Афанасия есть Житие Антония Великого, которое повлияло на тысячи желающих спасения. Святитель Иоанн Златоуст советовал читать это Житие не только монашествующим. Сам святитель Афанасий также хотел, чтобы пример иноческой жизни сиял всем христианам. Воспитанников пустыни, всегда готовых на лишения ради веры, он поставлял в епископы, подражая примеру святителя Александра Александрийского. Впоследствии и в других Церквах, глядя на строгую, ревностную жизнь иноков, именно их старались выбирать на епископские кафедры. Такие архиереи, “которые от юности до преклонных лет подвизались в путыни”,  и доселе наиболее ненавидимы еретиками и другими врагами Церкви за их непреклонность в христианском шествии и соблюдение святоотеческих преданий.

Совет

Святитель Афанасий имел духоносных преемников, вдохновляемых полетом его богословской мысли и ревностью о православии. Прошло не более пяти или шести лет после написания им первого письма против ариан, как вступил на то же поприще будущий святитель Василий Кесарийский, затем святители Григорий Богослов, Григорий Нисский и другие. Таким образом, шестидесятилетний старец, из пустыни поражавший врага, отнявшего у него все, кроме его веры, стал предводителем этой священной дружины. Своим высочайшим богословием святитель Афанасий Великий заложил основы ответам на все вопросы, которые рассматривались на семи Вселенских Соборах.

Сам же святитель Афанасий преставился для получения светлых венцов и воздаяния неизреченных благ от Христа Господа своего, ему же со Отцем и Святым Духом слава и держава, честь и поклонение, ныне и присно, и во веки веков.

Источник с изменениями и правкой редакции: http://podvorie-alexandria.ru/hagiography_Afanasii_Velikii/

Источник: http://tvspas.ucoz.ru/publ/4/svjatitel_afanasij_velikij/6-1-0-602

Святитель Афанасий Великий, Александрийский

Дни памяти: 18 / 31 Января, 2 / 15 Мая

Святитель Афанасий Великий

Святой Афанасий родился в Александрии около 297 года. Он получил хорошее светское образование, но еще более глубокие познания приобрел прилежным изучением Священного Писания.

С отроческих лет будущий великий святитель Афанасий стал известен Александрийскому Патриарху, святому Александру (память 29 мая / 11 июня) при следующих обстоятельствах– он и еще несколько детей, играя, изображали крещение, которое они совершали над детьми из языческих семей, и он был выбран «епископом».

А так как он был весьма образован и хорошо знал последование таинства, то воспроизвел его в точности, вплоть до отдельной молитвы. Это видел святитель и позвав к себе детей, расспросил их о том, что они делали и узнав о подробностях, признал крещение истинным и дополнил его миропомазанием.

Позже мать его, подобно Анне, которая привела сына своего Самуила в храм Господень (1 Цар 1, 28), так же привела его к св. Александру, патриарху Александрийскому, и отдала в храм на служение Богу. И он стал при храме проводить свою жизнь, ревностно исполняя заповеди Божии. Святитель Александр наблюдал за его развитием, поставив сначала во чтеца, а позже и во диакона.

В 319 г. патриарх рукоположил его в диакона Александрийской Церкви. Уже в это время святитель Афанасий стал писать сочинения.

Будущий святитель видел, что нет у новопришедших в Церковь Христову ревности, нет у них истинного благочестия, многие из них искали славы для себя, пустословили, празднословили и все языческие обычаи, которые были раньше у них, переносили в христианскую жизнь.

Объявился некий Арий, который хулил Христа, уничижал Матерь Божию и возмущал народ, уча народ добиваться чести, славы, проникать и в Церковь, достигать священства и даже архиерейства. И многие его слушали и становились последователями этой ереси — арианами.

Обратите внимание

И эта ересь так распространилась, что чуть не захлестнула всю Церковь — великая была брань. В 325 г. святитель Афанасий был на Никейском Соборе, где выступал против Ария.

Святители Кирилл и Афанасий, патриархи Александрийские

В 326 г. по смерти патриарха Александра святитель Афанасий был избран на Александрийскою кафедру. Епископом Афанасий объезжал церкви, много выступал, боролся против ариан, писал, обличал их, и против него восстали все неистинные христиане и стали на него клеветать.

В то время царствовал Константин Великий (306-337 гг.), он считался покровителем Церкви Христовой. Он хорошо понимал военную стратегию, дипломатию, государственные дела, но дел церковных и проповеди Евангелия не знал, поэтому колебался между арианством и Православием.

Пользуясь добротой и простотой императора, еретики окружили весь его двор, проникли во все должности и получили большое влияние при дворе императора. Они обвиняли архиепископа Афанасия, что он плохой человек, что он не слушается царя, взимает налоги отдельно от царской казны и совершает нехорошие дела, что он и чародей, и преступник, и блудник.

Император видел великую распрю, вражду, старался водворить мир, но бывали такие времена, что могла открыться война, тогда он предлагал святителю Афанасию на время удалиться куда-нибудь.

И большую часть своего долгого правления святитель провел в изгнании, и тогда нередко он пользовался поддержкой монахов, был в дружбе с обоими отцами монашества — святыми преподобными Антонием и Пахомием.

В особенности старались еретики и злые люди обвинить святого Афанасия в том, что он не слушает повелений императора, не обращает внимания на его предписания, не принимая Ария в церковное общение, что он колдун и чародей, сами будучи явными чародеями, и что посредством какой-то мертвой руки, якобы принадлежавшей клирику Арсению, творит чарования Император повелел провести расследование. Арсений был клириком, чтецом, совершив какой-то проступок, он долго скрывался, а когда молва об этом стала распространяться везде, то у него проявилось чувство правды, справедливости, потому что невиновен был святитель Христов Афанасий, да и сам Арсений совершенно не пострадал, не ему отрубили руку, другого человека где-то нашли судьи-злодеи, хотя многие из них были епископы. Соболезнуя о своем отце и благодетеле и скорбя сердцем о том, что истина беззаконно побеждается ложью, он тайно пришел к самому Афанасию, припадая к его честным ногам Блаженный Афанасий, радуясь прибытию Арсения, повелел ему до суда никому не показываться.

Между тем злобная ненависть противников Афанасия так возросла, что к одной лжи они приложили еще новую: подкупили одну бесстыдную женщину возвести клевету на святителя Афанасия, что он совершил с

Важно

нею беззаконие. Когда начался суд, судьи сели на своих местах и клеветники предстали, была введена и эта женщина. С плачем долго жаловалась она на святителя, которого никогда не видала, и даже не знала, каков он по виду. Все слушали в недоумении. А она и не хотела знать благочестия евангельского, радуясь, что много денег ей дали.

В то время друг Афанасия пресвитер Тимофей, стоя с ним за дверями и все слыша, возмутился духом и, неожиданно войдя внутрь судилища, с поспешностью стал перед глазами той клеветницы, как будто он был сам Афанасий; он смело обратился к ней: «Я ли совершил над тобою ночью насилие, как ты говоришь?» И она еще с большим бесстыдством, возопила к судьям «Сей, сей человек мой растлитель и злоумышленник против моей чистоты; он…» Судьи рассмеялись, увидев подлость, разыгранную комедию и прогнали ее. Но противники св. Афанасия, хотя и устыдились, но не успокоились и стали обвинять его в убийстве Арсения, показывая какую-то страшную на вид мертвую руку. Святой Афанасий терпеливо слушал их и молчал, потом спросил: «Есть ли среди вас, кто хорошо знал Арсения? Кто из вас может подтвердить действительно ли это его рука?» И поднялись большинство неправедных судей, подскочили и стали утверждать, что действительно это рука Арсения. И тогда, когда они показали свое грязное сердце и коварство свое, святитель отодвинул занавеску, за которой стоял Арсений, вывел его перед собранием и спросил: «А это кто стоит перед вами? Вы сказали, что Арсения нет в живых, это его рука». И все пришли в ужас. «Вот, мужи, и Арсений! — объявил святитель Афанасий. — Вот и руки его, которые совсем не были отсечены! Покажите же и вы своего Арсения, если такого имеете, и поведайте, кому принадлежит отсеченная рука, которая осуждает вас самих, как сделавших это преступление». Но судии продолжали проводить суд, истощая все свои клеветы. И святитель Афанасий, не вынося совершаемой несправедливости, вслух засвидетельствовал всему собору: « Угасла правда, попрана истина, погибло правосудие, исчезло у судей законное расследование и осторожное рассмотрение дел! Разве законно, чтобы желающий оправдаться содержался в узах, а суд всего дела был бы поручен клеветникам и врагам, и чтобы сами оговорщики судили того, на кого клевещут?» Императором святитель был оправдан и послан на свою Александрийскую кафедру.

Когда умер Константин Великий и престолом завладел его второй сын Констанций, то весь двор императорский перешел на сторону ариан. Они стали гнать христиан православных, епископов ссылать, ставить на престолы нечестивых людей, коварных, блудников, еретиков, которые Иисуса Христа не признавали за Бога. И пришлось святителю Афанасию бежать в Рим, где он три года находился.

Потом Господь рассудил все судом Своим: наказал Ария и еретиков, и нечестивый император погиб.

После него два года царствовал Юлиан Отступник, намеревавшийся убить святителя, за ним вступил Иовиниан благочестивый, потом Валент, который, хотя и много зла творил Церкви, но, испугавшись мятежа александрийцев, позволил святителю Афанасию вернуться и безбоязненно управлять Александрийской Церковью. И описывается в житии святителя Афанасия, что последнее время своей жизни он жил в мире и спокойствии, почил о Господе 2 / 15 мая 373 г. в возрасте 76 лет.

46 лет святитель Афанасий был епископом города Александрии и много раз изгонялся с кафедры и возвращался обратно, потому что ариане, называющие себя христианами, верующие в Евангелие, искали, придумывали вину, чтобы осудить и предать смерти святителя.

А Господь, возвещая Евангелие, не проповедовал убивать врагов своих; эти же злодеи притворно приняли крещение, христианство и веровали без благочестия.

Сохранились многочисленные творения святителя Афанасия: четыре “Слова”, направленные против ереси ариан, а также письмо к Епиктету, епископу Коринфской Церкви, о Божественной и человеческой природе в Иисусе Христе, 4 письма к епископу Серапиону Тмуитскому о Божественности Святого Духа и равенстве Его с Отцом и Сыном – против ереси Македония. Сохранились также и другие сочинения апологетического характера в защиту Православия, в том числе письмо к императору Констанцию. Известны комментарии святителя Афанасия к Священному Писанию, книги нравоучительного характера и подробное жизнеописание преподобного Антония Великого (память 17 / 30 января), с которым святитель Афанасий был очень близок. Святитель Иоанн Златоуст советовал читать каждому православному христианину это житие. Память святителя Афанасия совершается также 18 / 31 января совместно с памятью святителя Кирилла Александрийского.



Источник: https://infopedia.su/14x1cd.html

Ссылка на основную публикацию