Собор благовещенский московского кремля: описание, история, где находится

Благовещенский собор Московского Кремля: история, описание. Иконы и росписи Благовещенского собора Московского Кремля :

Соборы Кремля – Благовещенский собор и Успенский – давно уже входят в «обязательный турпакет» экскурсий по Москве. Они интересны тем, что наряду с сакральной функцией служат музеями. По сути, Благовещенский собор – это целый комплекс зданий, ведь по крытым переходам и галереям от него можно пройти в думные палаты государя.

Вместе с тем этот храм являлся «частным», предназначенным только для членов царской семьи. Этим и объясняются его небольшие размеры и роскошное убранство. Этот храм можно сравнить с Сен-Шапель в Париже или королевской часовней в краковском замке Вавель.

Что же можно увидеть в этом наиболее посещаемом музее-храме Московского Кремля? Об этом читайте в данной статье.

Что такое кремль?

Прежде чем мы рассмотрим внешнее и внутреннее убранство Благовещенского собора, давайте уясним, что являет собой кремль? Это деталь градостроительства, свойственная так называемому германскому типу.

Некогда древние славяне полностью ограждали свои поселения. И это называлось «городище», «кремль». В украинском языке, как более архаическом, сохранилось слово «відокремлювати».

Оно означает «отделять», «ограждать».

Нормандские князья привнесли свой обычай в градостроительство древних русичей. Дом правителей стоял особняком от прочих жилищ и ограждался от «посада» стеной. Вот эта крепость в городе по-прежнему носила название кремля.

Обратите внимание

Жители были вытеснены за ограду и селились без оборонных стен. По германскому праву, сеньор замка должен был предоставить укрытие своим вассалам в случае нападения врага. Но это не случай московских князей. Они расценивали свою крепость как частную резиденцию.

И украшали ее соответствующим образом.

Так появились соборы Кремля. Благовещенский собор служил домовой церковью, а Архангельский – усыпальницей членов царской семьи. Обычные москвичи слушали богослужения в приходских храмах посадов. А вся роскошь внутреннего убранства кремлевских церквей доставалась лишь избранным, приближенным к трону.

Благовещенский собор Московского Кремля: история

Этот памятник зодчества не такой древний, как сама крепость.

В четырнадцатом веке, согласно приказу московского князя Ивана Калиты, внутри Кремля (на то время огражденного дубовыми стенами), были построены три каменных храма: Успенский (1327), Архангельский (1333) соборы и церковь Иоанна Лествичника (1329) с колокольней. Дмитрий Донской оградил свою крепость новыми стенами. Именно из-за них Москва стала называться «белокаменной».

В годы правления этого князя митрополит Алексий основал у Спасских ворот Кремля Чудов монастырь (1365). Вдова Дмитрия Донского, приняв монашеский постриг, основала церковь Рождества Богородицы и Вознесенский женский монастырь (1407). Иван III затеял грандиозную перестройку Кремля, как того требовало европейское фортификационное строительство.

Тогда соборы Кремля и приобретают современный облик. В семидесятых годах пятнадцатого столетия приглашенный итальянский зодчий Аристотель Фьораванти полностью реконструирует Успенский храм. А в восьмидесятых годах этого же века появляются еще два сакральных сооружения: Благовещенский собор Московского Кремля и церковь Ризоположения.

В 1505-1508 годах строятся Архангельский храм-усыпальница и колокольня Ивана Великого.

Строительство

Предание гласит, что еще в 1291 году князь Андрей, сын Александра Невского, построил в Кремле деревянную церковь Благовещения. Однако самые ранние письменные источники, сообщающие о дворцовом храме, относятся лишь к 1397 году.

Тогда из Византии была привезена икона «Спас в ризе белой», помещенная в княжий двор.

Возможно, Благовещенский собор Московского Кремля ранее назывался храмом Рождества Богоматери и был тем сакральным сооружением, который возвели в 1395 году по приказу Евдокии, вдовы Дмитрия Донского?

Ясно одно: церковь неоднократно перестраивали и украшали. Летопись от 1405 года сообщает: «Мастера Феофан, Гречин, Прохор с Городца да Андрей Рублев начали расписывать каменную церковь Святого Благовещения».

Важно

А документ от 1416 года гласит, что 18 июля была закончена «церковь каменная на дворе великого князя – Благовещенья». Но и эта реконструкция была не последней. В 1482 году вместе с перестройкой всего Кремля стали «рушити церковь Благовещение».

Первый камень нового собора был заложен 6 мая 1484 года при царствовании Ивана III. А девятого августа 1489, пять лет спустя, храм был освящен митрополитом Геронтием.

Архитекторы

Царь Иван Васильевич сам выбирал строителей. На это повлияла неудачная попытка зодчих Мышкина и Кривцова возвести Успенский собор. Когда стены храма обрушились, царь решил обратиться к опыту псковской школы. Об этом мы знаем из летописи 1474 года.

Она гласит: «Послал великий князь во Псков, дабы привести церковных мастеров. Они же похвалили дела (зодчих Успенского собора), но похулили кражу извести, ибо не клеила.

Тогда князь великий поручил делать им Благовещенье на своем дворе и Ризоположенья на митрополичьем».

Место возведения нового храма, как видим, старое – цоколь древней церкви, существовавшей еще при вдове Дмитрия Донского, а возможно, и ранее, при Иване Калите. Из летописи со всей очевидностью можно судить, что построили Благовещенский собор Московского Кремля зодчие псковской школы.

Цокольный ярус, послуживший фундаментом для позднего храма, археологи относят к концу четырнадцатого или началу пятнадцатого столетия. Но продолжающиеся раскопки выявляют следы еще более ранних построек. Известно, что первоначально это была небольшая четырехстолпная и трехглавая крестово-купольная церковка. Со всех сторон храм опоясывали крытые паперти-галереи.

Кто возводил этот несохранившийся белокаменный Благовещенский собор Московского Кремля? Архитектор остался неизвестным.

Важная роль собора

Этот храм имеет свое отличие даже от прочих церквей Кремля. Он фактически является частью всего дворцового комплекса. Из церкви можно было, не выходя на улицу, добраться до государевых покоев.

Крытая галерея Благовещенского собора Московского Кремля иногда даже служила входом во дворец для иностранных делегаций. Сразу же за храмом находились думные палаты бояр. Именно Благовещенский собор из всех церквей Кремля был первым по важности, поскольку он являлся «домовым храмом» русских царей.

О нем говорили, что он размещается «в сенях у великого князя». Протопоп Благовещенского собора автоматически становился духовником царя. Он не только принимал исповедь московского правителя, но крестил, венчал и отпевал членов его семьи. Он учил его детей грамоте и помогал составлять завещание.

Совет

Причем придворный статус протопресвитера храма сохранился и тогда, когда столицу перенесли в Санкт-Петербург.

В соборе Благовещения находилась и ризница царя, в которой хранились особо почитаемые иконы и реликвии. Среди последних наиболее ценными считались мощи небесной сотни – святых Русской и Греческой Церквей.

Один раз в год, на Великий пост, проходило омовение этих реликвий. Серебряные раки с мощами переносили из Благовещенского в Успенский собор и окропляли святой водой.

Важная роль храма и стала причиной того, что для его украшения привлекали лучших мастеров того времени.

Благовещенский собор Московского Кремля: описание

Храм был возведен псковскими зодчими, которые традиционно работали с белым камнем. Однако этот собор они выстроили из кирпича. Позже церковь Благовещения была неоднократно перестроена.

Так, в 1547 году храм, который не простоял еще и ста лет, очень сильно пострадал при пожаре.

Полностью восстановлен он был только через четырнадцать лет, в 1564 году, причем с западной стороны к нему надстроили еще две главы.

Когда Ивана Грозного после четвертого брака отлучили от церкви, царь приказал возвести с южной стороны храма крытое крыльцо. Оттуда он и слушал божественные литургии. Впоследствии это крыльцо стало называться Грозненским. Нынешний облик Благовещенский собор Московского Кремля обрел в шестидесятые годы шестнадцатого века.

Тогда на концах паперти были установлены приделы, венчающиеся золочеными главами. Потом храм приобрел еще два купола. Собор стал девятиглавым с красивым пирамидальным силуэтом. В плане строение выполнено в традициях псковских мастеров. Главный купол покоится на повышенных подпружных арках.

Но встречаются и элементы московской архитектуры: килевидные порталы, узорчатые пояса, которые украшают стены, кокошники главного барабана. Со всех сторон храм опоясывали крытые галереи. Они вели к Казенной палате (разобранной в восемнадцатом столетии). Во второй половине шестнадцатого века все купола покрыли позолоченной медью.

Так Благовещенский собор получил и второе название: девятиглавый златоверхий.

Интерьер храма

Поскольку здание возводилось как семейная капелла, его первоначальные размеры были небольшими. Позже пространство чуть расширилось за счет боковых приделов. Но, несмотря на это, Благовещенский собор Московского Кремля кажется несколько тесным. Это впечатление создают массивные хоры, расположенные в западной части.

Но зодчие умело использовали небольшое пространство, чтобы придать ему облик воздушности. Вертикальные пропорции центрального нефа – ступенчатые арки, центральный барабан, коробовые своды – создают иллюзию устремления ввысь.

Это еще более усиливается светом: затемненная нижняя часть и ярко озаряемая из многочисленных окошек верхняя.

Обратите внимание

Некоторым диссонансом выглядят широкие хоры, которые опираются на низкие своды. Чем объясняется такая архаическая для шестнадцатого века архитектура? Благовещенский собор Московского Кремля, как считают искусствоведы, в какой-то мере повторял планировку предыдущего здания.

Существуют также предположения, что хоры исполняли роль бабинца – то есть на них слушали литургию женщины царской семьи. На них ведут две лестницы: одна скрыта в толще стены в юго-западном углу собора. А вторая выходит непосредственно из царских палат. Нельзя не обратить внимание на пол из яшмы цвета мёда.

Предание утверждает, что его привез в Кремль из Ростова Великого Иван Грозный.

Росписи собора

Только летописи упоминают о том, каким красивым был прежний, белокаменный храм. Согласно сохранившейся смете начала XVI столетия, росписи Благовещенского собора Московского Кремля были произведены мастером Дионисием «со братией». Однако все это великолепие погибло в большом пожаре 1547 года. Только частично сохранилась одна фреска, выполненная сыном Дионисия, Феодосием.

После пожара собор был расписан наново художниками времен Ивана Грозного. Все фрески довольно каноничны, а их сюжеты предсказуемы. На куполах мы видим Бога-Отца, Христа Вседержителя и Богоматерь «Знамение». Стены храма покрывают сцены из Евангелий. Как того и требует традиция, западная часть отведена для иллюстрации ужасов Страшного суда.

Однако следует учитывать, что церковь исполняла роль дворцовой капеллы. Поэтому фрески Благовещенского собора Московского Кремля демонстрируют также преемственность царской семьи от древних князей. На столбах, поддерживающих своды, мы можем видеть изображения Ивана Калиты и Дмитрия Донского. Особенно оригинальными выглядят росписи паперти.

На ее своде изображено «Древо Иессеево». Богоматерь с Младенцем Христом венчает его крону. Однако интересным моментом является то, что среди ветвей мы можем видеть «портреты» языческих мудрецов – Гомера, Вергилия, Сократа, Платона, Аристотеля, Плутарха, Менандра, Анаксагора и Птолемея.

В византийской традиции греческие философы почитались как предтечи Нового Завета, о чем свидетельствуют свитки с их цитатами.

Иконостас

Первоначальные врата были лишь немногим ниже настоящих. Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля был пятиярусным. Он является наиболее загадочным произведением искусства средневековой Руси. До недавнего времени авторство икон приписывалось таким мастерам, как Андрей Рублёв, Феофан Грек и Прохор из Городца.

Однако исследователи обнаружили доказательства, что первоначальные престольные врата были уничтожены все тем же пресловутым пожаром 1547 года. Скорее всего, сам иконостас был создан позже, в шестидесятых годах шестнадцатого века. Однако в него были вставлены находившиеся до того в других храмах иконы прославленных мастеров.

Важно

Поскольку высокое качество росписей и стиль изображения, который был типичен на переломе XIV-XV столетий, не оставляют сомнений: иконы Благовещенского собора Московского Кремля принадлежат перу Феофана Грека и Андрея Рублева. Ими был выполнен праздничный и деисусный ряд. А вот два верхних пояса – праотеческий и пророческий – были написаны уже в конце шестнадцатого столетия.

Все детали конструкции иконостаса были выполнены из бронзы в 1896 году по эскизу реставратора Султанова, поскольку прежние врата пришли в полное обветшание.

Декор

Исполнение канонических росписей и икон нельзя было доверить иноверцам. Зато оформление внутреннего убранства можно было поручить модным на то время итальянским мастерам. Резчики из Ломбардии и Тосканы украсили белокаменные порталы дельфинами, цветами, плодами и светильниками. Этот декор – типичный для искусства Высокого Ренессанса.

В начале шестнадцатого века порталы Благовещенского собора украсились двустворчатыми медными вратами. Их створки покрыты изображениями пророчиц Сибилл, мудрецов и пророков. Интересна сама техника исполнения. Это золотая наводка с использованием амальгамы.

Следует также упомянуть, что именно с дворцовой церкви Благовещения москвичи впервые стали узнавать время. Монах из Афон Лазарь Сербин установил массы с деревянной человеческой фигурой. Она и отбивала круглые сутки время ударом в колокол.

Это было еще в четырнадцатом веке. А в 1624 году английский мастер Христофор Галовей установили главные куранты России на Спасской башне Кремля. Музей, который ныне действует в храме, хранит фрески Андрея Рублёва.

Также следует обратить внимание на картину «О тебе радуется» шестнадцатого века.

Источник: https://www.syl.ru/article/173913/new_blagoveschenskiy-sobor-moskovskogo-kremlya-istoriya-opisanie-ikonyi-i-rospisi-blagoveschenskogo-sobora-moskovskogo-kremlya

Благовещенский собор Московского Кремля – древнейший памятник русской старины

Адрес: Россия, Москва, Соборная площадь Московского Кремля
Начало строительства: 1484 год
Окончание строительства: 1489 год
Координаты: 55°45'00.1″N 37°37'01.1″E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Московский Кремль представляет собой архитектурный ансамбль, включающий в себя много исторических зданий-памятников русской архитектуры. Туда же входит и один из самых известных московских храмов – Благовещенский собор.

Этот древнейший столичный православный собор был построен во второй половине 15 века – сначала как храм для семьи великого князя, а впоследствии – для царской семьи.

Читайте также:  Сорокоуст о здравии как правильно заказать - православные иконы и молитвы

Вид на собор с Соборной площади

История строительства Благовещенского собора Московского Кремля

Точная дата возведения самого первого варианта Благовещенского собора историкам хорошо известна – это 1397 год. Инициатором постройки выступил князь Василий I, сын знаменитого Дмитрия Донского.

Храм был построен из дерева и в старину назывался храмом «Благовещения, что на Сенях». Дело в том, что в то время здание храма было выстроено около сеней княжеского дворца, отсюда он и получил свое название.

Известно, что тогда храм был расписан специально приглашенными мастерами-иконописцами, среди которых были Андрей Рублев, некий Прохор из Городца и Феофан Грек.

Во второй половине 15 века, когда со дня основания Благовещенского храма прошло 100 лет, его решили перестроить. На практике это свелось к тому, что старый храм из дерева был снесен, и на его месте возведен новый – из камня.

Совет

Да, в то время приглашенные итальянские мастера уже вовсю занимались постройкой каменных строений Московского Кремля.

Казалось бы, что и нет необходимости искать кого-то другого: ведь итальянцы – лучшие в мире специалисты по камню! Тем не менее на высочайшем уровне был отдан приказ поручить строительство Благовещенского храма нашим архитекторам – Кривцову и Мышкину.

Вид на собор с Боровицкой улицы

Если читатель еще не знает, это те самые Кривцов и Мышкин, которые построили в свое время Успенский собор Московского Кремля, рухнувший во время землетрясения случившегося в Москве 20 мая 1474 года.

Однако их невиновность была полностью доказана, и доказана специальной комиссией. Были найдены незначительные недостатки, но для обвинения мастеров этого было явно мало.

Кстати, перед нашими мастерами в связи со строительством нового Благовещенского собора была поставлена очень сложная задача.

Этот каменный храм нужно было точно вписать в тот архитектурный комплекс, над которым работали итальянцы.

Дата закладки нового храма – 1484 год и уже в 1489 году строительные работы были завершены. В тот же год храм был освящен митрополитом Геронтием.

Росписи в Благовещенском соборе Московского Кремля

История Благовещенского храма изобилует множеством интересных деталей, и одна из них связана с росписью. Расписать храм повелел князь Василий III.

Кроме художественных работ по росписи, нужно было ещё создать дорогие оклады для икон – только из золота и серебра. Достоверно известно, что роспись храма была блестяще выполнена знаменитым иконописцем того времени Федором Едикеевым.

А вот были ли перенесены старые иконы кисти Рублева в новый храм, или исполнены их точные копии – сказать наверняка сложно.

Вид на южный фасад собора

Обратите внимание

Но самое интересное в другом – на паперти Благовещенского собора настенная роспись включает изображения философов из древней Греции – хорошо всем известных Птолемея, Зенона, Аристотеля, Плутарха, Платона, Сократа и Фукидида.

Философы-язычники изображены на стенах храма со свитками, в которых написаны изречения, максимально приближенные к христианским. По поводу этой росписи существует много версий.

В одной считается, что данные изображения – своего рода новаторство Федора Едикеева, по другой – приверженность традициям греческих первоисточников: ведь не секрет, что первые русские митрополиты были греками по происхождению. А они свято чтили своих мудрецов, пусть даже и не христиан.

История названия Благовещенский собор Московского Кремля

Князь Василий III не щадил казенных денег на строительство нового храма, и это чувствуется во всем – в дорогой церковной живописи, в изготовлении окладов икон из серебра и золота.

Кстати, немало золота было потрачено и на золочение главок храма.

Позолоты было так много и она так ярко и красиво блестела на солнце, что за храмом закрепилось третье по счету название «Златоверхий» (после Благовещенского и «на Царском дворе у сеней»).

Вид собора от Архангельского собора

Если уж продолжать рассказывать о всем великолепии храма, то следует уpпомянуть и его полах. Ведь они выложены сплошь из драгоценных камней – агата, мрамора, яшмы. Яшму по одной из исторических версий царь Алексей Михайлович получил в подарок от персидского шаха.

Русские государи очень любили и опекали Благовещенский собор. После постройки и освящения храма во времена Василия III, этот храм перешел под опеку его сына Ивана Грозного.

История Благовещенского храма со времен Ивана Грозного и до Наполеона

В 1547 году в Москве случилось частое явление того времени – сильный пожар. Так как храм был из камня, огонь его уничтожил не полностью , но ущерб все же был нанесен. Иван Грозный пригласил мастеров, которые практически полностью обновили роспись храма, сильно пострадавшую от огня.

Также Иваном Грозным была построена крытая галерея с левой стороны храма, и установлен образ Благовещения, перевезенный из Юрьева монастыря в Новгороде. Предание говорит о том, что стоя на крыльце Благовещенского собора, Иван Грозный увидел комету необычной формы – в виде креста.

Сказав о том, что это знамение его смерти, буквально через несколько дней царя не стало.

Важно

Сын Ивана Грозного, царь Федор Иоаннович, попал под впечатление от пылающих на солнечном свете куполов собора настолько, что приказал отлить для него крест из чистого золота.

Купола собора

Этот крест очень долго и безуспешно искал Наполеон, когда Россия содрогнулась от вторжения полчищ солдат его армии. И судьба словно насмехнулась над ним – он перепутал крест на колокольне Ивана Великого, всего лишь позолоченный, с золотым крестом с купола Благовещенского Собора!

Благовещенский собор и… куранты

Можно сказать, что не только Москва, но и вся Россия обязана Благовещенскому собору одним интереснейшим фактом – именно отсюда начинается история знаменитых курантов. В 1404 году Лазарь Сербин, искусный умелец и одновременно монах с Афона, создал механические часы с фигурой человека.

Эти часы были установлены на башне великокняжеского дворца, которые после каждого часа звонили в колокол. Часы были на то время дико дорогие – история до нас донесла даже точную их стоимость: 30 фунтов чистого серебра. По сути это и были первые московские часы городского масштаба.

Затем были установлены часы на Спасской башне (много позже): в 1624 году их спроектировали и изготовили отечественные мастера Ждан и Шумило в сотрудничестве с англичанином Христофором Галовеем.

Благовещенский собор-музей нашего времени

Последний раз Благовещенский собор был подвергнут разрушениям в 1917 году, когда Кремль обстреливался из пушек. Один из снарядов практически полностью уничтожил знаменитое крыльцо Ивана Грозного, где он увидел комету-предвестника своей смерти.

Когда большевики пришли к власти, их правительство переехало в 1918 году в Москву. Благовещенский собор, как и Московский Кремль, был закрыт. Сейчас собор практически не функционирует как церковное сооружение, на его территории работает музей.

Соборы Московского Кремля

Рейтинг достопримечательности

Благовещенский собор Московского Кремля на карте

Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/579-blagoveshchenskij-sobor-moskovskogo-kremlya

Достопримечательности и святыни Благовещенского собора Московского Кремля

Из архитектурной композиции Соборной площади Московского Кремля Благовещенский собор не является ни самым древним, ни самым большим. Но в истории ему была отведена особая роль, ведь он являлся домашним храмом великий князей.

В этом соборе реализованы некоторые оригинальные и, казалось бы, несовместимые архитектурные и оформительские решения, что наложило отпечаток на его внешний облик.

Ниже пойдет речь об исторических вехах Благовещенского собора Московского Кремля, его святынях, а также краткое описание, достопримечательности и современность.

Где находится

Расположен Благовещенский собор по адресу: Москва, Кремль, Соборная площадь, а точнее, в ее юго-западной части.

Как лучше добираться

Добраться до Благовещенского собора лучше, доехав до удобной для вас станции метро: «Библиотеки им. Ленина», «Александровского сада» или «Боровицкой».

Посещение

Благовещенский собор открыт для посетителей ежедневно за исключением четверга. В летний период (с 15.05. по 30.09) вас ждут с половины десятого до восемнадцати часов, в остальной период года с десяти утра до пяти вечера.

Для посещения Благовещенского собора необходимо приобрести билет, который дает право на вход во все музеи Соборной площади.

Его цена составляет 500 рублей, пенсионеры, студенты и учащиеся оплачивают 250 рублей, бесплатное посещение предусмотрено для детей до шестнадцати лет.

История создания Благовещенского собора

На месте нынешнего, каменного собора стояла деревянная церковь, также носившая название Благовещенской, построенная еще в XIV веке по приказу сына Дмитрия Донского, князя Василия. А почти через сто лет Князь Иван III приказал построить новый храм из камня.

Для его возведения были приглашены псковские зодчие. Начато строительство было в 1484 году, а уже в 1489 году новый собор был торжественно освящен. Изначально он имел три купола. В 1547 году, во время сильного пожара, собор серьезно пострадал. Его восстановлением занялись спустя 17 лет.

К основному храму были пристроены четыре придела с куполами, с восточной стороны были надстроены две главы. Таким образом, после завершения работ, в 1564 году, собор становится девятиглавым.

В 1572 году к собору было достроено крыльцо, названное Грозненским, происхождение которого весьма интересно. В это время царь Иван Грозный в четвертый раз женился, что категорически не допускалось православной церковью, и, соответственно, потерял право молиться в храме.

С этой поры он стал молиться на специально построенном крыльце, которое и стало называться в честь царя.

Вплоть до начала XVIII века для московских монархов Благовещенский собор являлся придворным храмом, а его настоятель одновременно был духовником самодержца.

После переноса столицы в Санкт-Петербург значимость собора снизилась, однако особый статус его протопресвитера был сохранен.
После революции в 1918 году храм был закрыт для богослужений. Но его удалось сохранить от разрушения и разграбления. Как музей собор открыл двери для посетителей в 1955 году.

В 1993 году, в день Благовещения, который является престольным праздником собора, в нем впервые за многие годы было проведено богослужение. В настоящий момент службы на регулярной основе не совершаются, их проводят в особых случаях.

Архитектурные и культурные достопримечательности Благовещенского собора Московского Кремля

  • Поскольку собор построен псковскими зодчими, это наложило свой отпечаток на архитектуру собора, внеся в нее множество специфических элементов. В частности, в оформление барабанов под главами. Но в целом храм выдержан в манере раннемосковской школы. Имеет крестово-купольную форму.
  • Собор имеет один основной престол и пять приделов.
  • Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля, полностью скрывающий алтарь, был первым иконостасом подобного рода.
  • Росписи и фрески Благовещенского собора Московского Кремля интересным образом сочетают изображения христианских святых с древнегреческими философами. Предполагают, это связано с тем, что художник, расписывавший собор, делал точные копии с древних икон и росписей авторства Феофана Грека и преподобного Андрея Рублева. А те в свою очередь были исполнены в традициях первых христианских учителей, ссылавшихся в своих проповедях на некоторые изречения древних ученых.

Святыни

Иконы благовещенского собора Московского Кремля, в частности, икона Божьей Матери Пименовская и чудотворная икона Божьей Матери Донская, авторства Феофана Грека.

Благовещенский собор Московского Кремля на фото

Благовещенский собор Московского Кремля в ясную погоду.

Крупный план позолоченных куполов храма.

Фрагмент декора Благовещенского собора.

Благовещенский собор Московского кремля — видео

В этом видео вы увидите еще больше фото Благовещенского собора, а также его иконы и фрески.

Приятного просмотра!
Для получения полной картины об архитектуре и культурном наследии Московского Кремля обязательно стоит посетить Благовещенский собор на Соборной площади.

Я для себя выделил его необычную художественную роспись, а также специфическую атмосферу внутри. Из-за особой, приглушенной освещенности внутри царит атмосфера тишины и умиротворения.

Совет

Тем путешественникам, которые хотят подчеркнуть свои впечатления о Благовещенском соборе, прошу высказываться в комментариях.

Источник: https://www.lifejourney.club/evropa/russia/religion/tserkvi-xramy-sobory/moskvy/moscow-kremlin/blagoveshhenskij.html

Благовещенский собор Московского кремля

еще фотографии →

Фото Благовещенского собора

Благовещенский собор  расположен в юго-западной части Соборной площади. Девятиглавый храм сияет золотыми куполами. Небольшой по размерам, но величественный. Православный храм построен в честь Благовещения Богородицы. Благовещенский собор  Московского Кремля являлся домовой церковью правителей – князей и царей.

Из истории Благовещенского собора  Московского Кремля

Предполагают, что в конце 13 – начале 14 века на месте современного храма стояла деревянная церковь на каменном основании. Построил ее князь Андрей Александрович, сын Александра Невского.

Позже, в конце 15 века, когда шла перестройка Кремля, многие строения возводились иностранными архитекторами. Однако, великий князь Иван III  поручил построить свою домовую церковь зодчим города Пскова. Сооружается новый белокаменный храм с подклетом (нижним этажом).

У восточной стены его строится двухэтажное хранилище – Казенный двор, где хранилась государева казна.  

Строительство храма продолжалось пять лет. В августе 1489 года москвичи смогли увидеть его во всей его красе.  Протоиереи храма являлись духовниками русских царей. Храм сильно пострадал во время пожара 1547 года.

При Иване IV в 1563 году, когда был освобожден древнерусский город Полоцк от иноземцев, решено было перестроить храм. В честь победы на четырех углах крытой галереи храма возвели четыре небольшие одноглавые церкви-приделы.

Кроме того, появляются еще два барабана с куполами на восточной стороне крыши. Так трехглавый храм в 1564 году стал девятиглавым. В нем совершались венчания и крещение детей правителей.

Читайте также:  Чем помогает молитва святому антонию дымскому

В 1572 году к нему пристраивается крыльцо, названное Грозненским.

Во время торжественных церемоний, проходивших на Соборной площади, из храма выходил князь или царь и его свита.  Во время революции 1917 года святыня пострадала от артобстрела. Снарядом было разрушено  крыльцо храма. В марте 1918 года, когда  большевистское правительство переехало в Москву, храм был закрыт.

Архитектура Благовещенского собора  Московского Кремля

Храм построен в традициях раннемосковского зодчества с элементами псковской архитектуры. Является четырехстолпным трехапсидным крестово-купольным храмом. Белоснежный, он расположен на высоком подклете.

Элементы псковской архитектуры проявляются в украшениях барабанов глав – бегунец и поребрик выложены из кирпича. На апсидах – аркатурный пояс, похожий на пояс Успенского храма.

Так псковские мастера объединили две святыни  в единый ансамбль.

Храм включает в себя постройки, созданные в разное время. Сооружение конца 15 века повторяло здание, выполненное в начале 15 века. Храм со всех сторон был окружен  галереями-папертями. Позже восточная паперть была разобрана вместе с Казенной палатой. А попасть на южную паперть можно через крыльцо, украшенное резьбой.

Обратите внимание

Существует легенда, что это крыльцо построено специально для Ивана Грозного, когда после четвертого брака его лишили права находиться в храме. С этого крыльца он слушал проповеди. В 1508 году была позолочена центральная глава церкви, а в конце 16 века все главы и крышу покрыли золоченой медью. Храм стали называть златоверхим.

Девять глав символизируют образ Пресвятой Богородицы как Царицы Небесной Церкви, состоящей из девяти чинов Ангелов и девяти чинов Праведников Небесных. При проектировании внутренней части были предусмотрены вертикальные конструкции, создающие ощущение движения вверх.

Этому способствовало и освещение – нижняя часть храма была затемнена, а сверху из окон барабана лился поток света.

Убранство Благовещенского собора

С северной, западной и южной сторон в храм ведут ворота. Галереи с северной и западной стороны украшены итальянским золоченным орнаментом на синем фоне. В южной части  – нарядная многоцветная роспись. Знаменитые росписи храма упоминаются еще в начале 15 века. Выполнены они были в 1405 г.

известными мастерами Фео­фаном Греком, Андреем Рублевым и Прохором из Городца. Следует отметить, что созданные Андреем Рублевым росписи храма под руководством Феофана Грека стали его первой известной работой. Основное место в росписях занимают иллюстрации Евангелия, представленные циклами – праздники и страсти, чудеса и притчи, явления Христа по воскресении.

При рассмотрении росписей мы видим множество евангельских композиций и иллю­страцию «Апокалипсиса». Здесь представлена «Жития» Ва­силия Великого и Иоанна Златоуста, «Древо Иессеево» и фигуры святых. Частично сохранились фрески храма, выполненные в 1508 году под руководством Феодосия, талантливого сына и ученика великого Дионисия.

Росписи храма неоднократно обновлялись: при Алексее Михайловиче, при Екатерине II и три раза – в 19 веке.

Поскольку храм был государевой домовой церковью, в росписи уделено много места теме преемственности власти великих князей и царей. Мы видим  изображения прославленных византийских императоров и русских князей. Это Владимир Мономах и Александр Невский, Даниил Московский и Иван Калита, Дмитрий Донской и Иван III.

Выдающиеся мастера выполнили не только стенные росписи, но и иконы для иконостаса, который по праву можно назвать шедевром русского искусства. Общий замысел пятиярусного иконостаса и прориси икон принадлежат Феофану Греку.

Он же написал три центральные иконы деисусного чина: «Спас», «Богоматерь» и «Иоанн Предтеча», а также «Апостол Павел». Андрей Рублев написал Икону «Архангел Михаил» и семь икон праздничного чина.

Важно

Грандиозность иконостаса определена тем, что деисусная композиция выполнена на досках высотой более двух метров и шириной более одного метра.

Несмотря на то, что храм несколько раз перестраивался, работы, сделанные великими мастерами, сохранялись. Иконостас и иконы старого храма снимались и переносились в новый. Новая роспись храма была исполнена по точному образцу прежней. Расписывал храм мастер Федор Едикеев.

Пол храма состоит из небольших блоков кремня с вкраплениями агата и яшмы. По легенде пол был привезен Иваном Грозным из Ростова Великого, куда он был доставлен из Византии.

Реликвии Благовещенского собора

К главным реликвиям храма относятся чудотворная икона Пименовской Богоматери, привезенная в Москву из Константинополя в 1381 году митрополитом Пименом и крест царя Константина, присланный византийским императором Алексеем Комнином в дар Владимиру Мономаху. Здесь также хранилась икона Донской Богоматери, на которую русские воины и Дмитрий Донской молились перед Куликовской битвой. Позднее она была перевезена в Донской монастырь.

Благовещенский собор  Московского Кремля – это одна из святынь русского православия. С 1993 года в нем возобновились богослужения. Совершаются они один раз в году – в праздник Благовещения. По старинному русскому обычаю после литургии Святейший Патриарх выпускает на волю птиц.

Источник: https://www.msk-guide.ru/blagoveshenskiy_sobor.htm

Благовещенский собор Московского Кремля: история, описание, иконы и росписи

Собор называется Благовещенским, потому что по окончании строительства митрополит Геронтий освятил его в честь праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Воздвигнут он не на пустом месте. Ранее здесь находилась деревянная церковь, построенная сыном Александра Невского князем Андреем на своем дворе.

Позже её сменил храм каменный. Он был примечателен тем, что росписи в нём делал иконописец Андрей Рублёв. После этого храма был ещё один каменный, а уж затем построен ныне стоящий Благовещенский собор.

Но выглядел он по завершению строительства иначе, потому, что после Ивана III каждый последующий князь вносил свою лепту в украшение собора.

Так князь Василий III Иванович в 1508 году повелел позолотить верх и обложить иконы собора серебром  и золотом, а стены расписать.

При Иване IV Грозном собор из трехглавого стал девятиглавым: царь пристроил по углам четыре небольшие церкви, добавил две главки и все купола покрыл позолоченными медными листами. Поэтому роскошный Благовещенский собор стали именовать ещё и «Златоверхим».

По традиции девять глав символизируют образ Матери Божией. Современный облик собора сложился как раз в эпоху Ивана IV Васильевича.

В дальнейшем храм реставрировали, покрывали росписями и всячески украшали, что особенного влияния на внешние контуры собора не оказало.

Совет

Так Федор Иоанович установил  золотой крест на центральной главе храма. Впоследствии Наполеон Бонапарт искал этот крест на кремлевских храмах, но в итоге вместо него свалил позолоченный с колокольни Ивана Великого.

Забота властителей о Благовещенском соборе связана с тем, что он был первым домовым храмом. Сначала для великих князей, а затем царей. Здесь они молились, крестили детей, венчались. Поэтому для удобства перехода членов семьи правителя из жилых покоев в храм, одну из стен собора сделали примыкающей к государевым палатам.

Основанием, на котором стоит собор, служит высокий древний подклет XIV века. Предположительно в нём хранилась государева казна.

В революционном ноябре 1917 года собор подвергся артиллерийскому обстрелу. Тогда от снаряда пострадало «грозненское» крыльцо.

«Грозненское» крыльцо Благовещенского собора

Со стороны Москвы-реки (с юга) к собору примыкает крытое крыльцо, украшенное белокаменной резьбой.

По преданию, однажды мнительный Иван Грозный с этого крыльца увидел комету, которая, как ему показалось, была в форме креста. Он решил, что это знак свыше, который предсказывает его близкую кончину.

Через непродолжительное время после этого небесного явления Иван Грозный скончался 28 марта 1584 года.

С этого крыльца государи разбрасывали милостыню и проходили в соседний Архангельский собор через небольшой сад, в который выходило крыльцо.

Каменные порталы храма обрамлены сдвоенными колоннами. В начале 16 века входы украшены резьбой итальянских умельцев, а в конце 19 века – росписями.

Внутренние стены собора покрыты фресками, которые приписывались кисти сыновей Дионисия и датировались 1508 годом.

Но в начале 1980-х годов произведено полное раскрытие живописи, а после выдвинто предположение, что росписи были сделаны после крупного пожара 1547 года в Москве.

Обратите внимание

Кроме библейских и праздничных сцен, что удивительно, фрески изображают языческих мудрецов, живших до Рождества Христова.

Кроме стен внимание привлекает необычный пол, сложенный из мелких кремниевых плиток с кусочками агата и яшмы. Существуют интересная легенда: плитки для пола по указанию Ивана Грозного привезли из Ростова Великого, а туда они попали из Византии. На самом деле покрытие пола было создано на сто лет позже — в середине 17 века, а не в середине 16.

Высокий иконостас состоит из шести рядов и насчитывает около ста выдающихся икон в основном XIV-XVII веков.

Нижний ряд, по традиции называется местным, он единственный, который заходит на соседние, северную и южную, стены собора. Над ним — пядничный. Третий — деисусный. Четвертый — праздничный. Над ним — пророческий.

Самый верхний, шестой ряд — праотеческий. Иконы деисусного и праздничного рядов считаются древнейшими из сохранившихся.

В Благовещенском соборе находился список иконы Донской Божией Матери, которой по преданию Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Перед иконой в 1552 году истово молился Иван Васильевич Грозный, который задумал поход на Казань. С 1930 икона, написанная предположительно Феофаном Греком, хранится в Третьяковской галерее.

Богослужения в соборе происходили до тех пор, пока в Кремль из Петрограда не перебралось советское правительство из Петрограда в марте 1918 года. 20 июля 1955 года в соборе открылся музей, а с 1993 года возобновились ежегодные службы в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы и по особым случаям.

В подклете собора ныне  организована археологическая выставка. Она рассказывает об истории Боровицкого холма. Здесь демонстрируются клады,  найденные в 19-20 веках в Кремле. С виртуальной экскурсией по экспозиции «Клады и древности Московского Кремля»  можно ознакомиться на странице официального сайта кремлевских музеев.

Важно

В собор можно попасть в часы работы музеев Московского Кремля с 9:30 до 18:00 часов. Кассы открываются на полчаса раньше, а закрываются за час до закрытия. Выходной — четверг.

Кассы находятся в Александровском саду. Добраться до них удобнее всего пешком от станций метро «Боровицкая», «Библиотека им. Ленина» и «Александровский сад».

Заказать экскурсии можно в бюро, которое работает без выходных с 9:00 до 17:00 часов:

8 495 695-41-46

8 495 697-03-49

Возможно приобретение билетов онлайн

Источники:

  • Музеи московского Кремля
  • Православная энциклопедия

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-954759-blagoveschenskiy-sobor-moskovskogo-kremlya-istoriya-opisanie-ikony-i-rospisi

Благовещенский собор Московского Кремля — домовая церковь правителей Руси

 /  Москва  /  Соборы Московского Кремля  /  Благовещенский собор Московского Кремля

Небольшой девятиглавый храм, посвящённый празднику Благовещения Богородицы, замыкает Соборную площадь с южной стороны. Благовещенский собор Московского Кремля был построен в 80-е годы XV века и в наши дни превращён в музей. Сегодня здесь можно увидеть экспозицию древних икон, настенных росписей и кладов, найденных при раскопках в Кремле.

Благовещенский — самый маленький из трёх соборов, расположенных в центре Кремля. Он никогда не предназначался для служб с большим количеством верующих, а использовался в качестве домовой церкви для семей великих князей и царей. До начала XX века протопресвитер храма выполнял роль духовника императора и его близких.

Сохранившийся до наших дней собор построен во времена правления князя Иоанна III. Согласно летописям, первая деревянная церковь Благовещения Богородицы появилась рядом с княжескими палатами в конце XIV века. Её возвели по воле великого князя Василия I, сына Дмитрия Донского. Поскольку храм находился при княжеском дворе, его называли Благовещением «при дворе» или «на сенях».

Современный каменный собор построили в 1484-1489-х годах во время капитальной реконструкции храмов и стен Кремля итальянскими зодчими. Примечательно, что возведение приватного домового храма Иоанн III поручил строителям из Пскова. Новый собор вырос на подклете старой церкви. Первоначально он имел всего три главы и был окружён галереями.

В 1508 году по воле Василия Иоанновича храмовые купола покрыли золотом.

В 1547 году, когда центральная часть Москвы сильно пострадала от пожара, царский домовый храм был так сильно разрушен, что последующее его восстановление заняло семь лет.

В процессе реконструкции к собору были добавлены две главы и пристроено роскошное крыльцо, которое стали называть Грозненским.

Кроме того, Иоанн IV Грозный пожелал, чтобы на углах галерей возвели четыре маленьких придельных храма.

Совет

Долгое время в Благовещенском соборе Московского Кремля крестили царских детей, включая наследников престола. Здесь издавна хранились православные реликвии — мощи святых, драгоценная богослужебная утварь, редкие книги, рукописи и старинные иконы. По мнению исследователей, в храме могла храниться государственная казна.

После прихода советской власти правительство из Санкт-Петербурга переехало в Москву на территорию Кремля, и Благовещенский собор был закрыт для верующих.

Только в 1989 году, когда храму исполнилось 500 лет, в него пустили первых туристов. В 1993 г. здесь были возобновлены церковные службы.

В наши дни богослужения здесь совершают раз в год — на престольный праздник, который верующие отмечают 7 апреля.

Особенности архитектуры и внутреннего убранства Благовещенского собора

Живописный собор давно признан выдающимся памятником отечественной архитектуры.

Так как строили его псковские мастера, во внешнем облике собора традиции московской архитектуры тесно переплетены с опытом храмового зодчества древнего Пскова.

Читайте также:  Молитва ксении петербургской о замужестве, о любви, о благополучии, о здоровье и др. - православные иконы и молитвы

Нарядное здание украшено типичными для псковского зодчества поясками «бегунок» и «поребрик» и имеет характерные полукруглые ниши. Московские традиции выдают выразительные кокошники и ярусы килевидных закомар.

Основной объём стоит на квадратном подклете, сложенном крупными блоками известняка, и окружён тремя каменными галереями. Пристроенные при Иоанне IV Грозном приделы удачно дополняют пирамидальное здание.

Угловые церкви совсем небольшие и окружены стенами толщиной всего в один кирпич. Венчают собор девять аккуратных золочёных куполов.

Они делают церковь похожей на знаменитый Покровский собор (Василия Блаженного) и подчёркивают державное положение московского правителя.

Очень красиво оформлено южное крыльцо собора. Раньше оно выводило в сад при княжеском дворце и по нему можно было пройти к Архангельскому собору. Сейчас крыльцо закрыто.

До наших дней сохранились каменный портал и фрагмент фриза, вырезанные в середине XV в. Внутри храма находятся иконостасы, созданные в 1560-е годы.

Обратите внимание

Кроме того, здесь можно увидеть много резных колон и кованые двери, за оформление названые «златыми вратами».

Одной из главных достопримечательностей Благовещенского собора в Московском Кремле считается цветной кремниевый пол с вкраплениями яшмы и агата. По легенде, камни для этого пола были доставлены в Москву из Византии. Совсем недавно реставраторы вскрыли в южной галерее керамический пол, выложенный во время правления Иоанна IV Грозного.

Необычайно красивы храмовые светильники. Некоторые их них были специально изготовлены для собора, а другие попали сюда в качестве даров. В наши дни перед иконостасом, расположенным возле центральной главы собора, висит крупное медное паникадило, рассчитанное на 24 свечи.

Иконостас

Ценители древнерусской живописи приходят в древний собор, чтобы полюбоваться на старинный иконостас и работы знаменитых изографов Феофана Грека и Андрея Рублёва. Главный иконостас имеет шесть рядов и состоит из почти ста икон, некоторые из которых очень древние — специалисты относят эти иконы к XIV-XV вв. и признают одним из главных памятников московской иконописной школы.

Настенные росписи

Очень интересно посмотреть на внутреннее оформление стен собора. Летописи рассказывают, что впервые Благовещенский собор был расписан в 1508 году мастерами под руководством изографа Феодосия — сына знаменитого иконописца Дионисия. Однако после пожара, случившегося в середине XVI века, настенные росписи пришлось делать заново.

В центральной части храма сохранились фрески, раскрывающие сюжеты Евангелия и росписи, рассказывающие об Апокалипсисе. В галереях помещены фрески по библейским тестам. Здесь же можно увидеть несколько изображений античных философов и портреты московских князей.

На центральной главе храма, по христианской традиции являющейся символом неба, помещено изображение Спасителя. Богатые росписи также сохранились над хорами и в скрытом за иконостасом алтаре.

Музейные экспозиции

Выставка в подклете собора посвящена истории заселения Боровицкого холма. Здесь можно увидеть уникальные клады, обнаруженные во время археологических раскопок, проведённых в Кремле в XIX и XX веках.

Важно

Наиболее ценным разделом экспозиции считают 250 предметов домонгольского искусства XII-XIII веков — ювелирные украшения из серебра и золота. В подклете храма хранятся воинские доспехи и оружие XII-XVI веков: белокаменные ядра, стремена, боевые топоры, шлемы, наконечники, копья, шпоры, меч XII века и кольчуги. Здесь также экспонируются слитки и монеты XI-XVII веков.

В южной галерее собора открыта выставка икон XVI-XVII веков, которые когда-то входили в убранство храма. А в шести витринах выставлены иконы, находившиеся прежде в приделах собора.

Как побывать в соборе

Старинный храм стоит на бровке возвышенного Боровицкого холма к северу от Тайницкой башни.

Кремлёвская территория — режимный объект, попасть сюда можно по билетам, которые продаются в кассах Александровского сада.

По единому билету можно осмотреть не только Благовещенский собор, но и другие соборы древней площади, побывать в красивом храме Ризоположения и увидеть экспозиции, выставленные внутри Патриарших палат.

Благовещенский собор на карте Москвы

Источник: http://trave-l.ru/moscow/blagoveschenskij-sobor-moskovskogo-kremlja/

Благовещенский собор Кремля, Москва, Россия

   Музей «Благовещенский собор» — один из наиболее посещаемых музеев Московского Кремля. Его собранию принадлежат шедевры изобразительного искусства. Именно с этим храмом связана деятельность Андрея Рублева в Кремле.

   Благовещенский собор имеет свои исторические отличия.

Он являлся частью дворца великого князя: непосредственно за ним находились государевы думные палаты, с которыми он был связан переходами. Через него осуществлялись самые торжественные шествия, иногда проходили во дворец иностранные посольства. О нем в старину говорили, что он стоит «у великого князя на дворе на сенях». Это был первый по важности домовый храм московских правителей.

Все это и обуславливало привлечение для его создания и украшения лучших художественных сил своего времени.

   Этот памятник, пожалуй, не меньше, чем Успенский собор, может рассказать о своих древних связях с историей Москвы, с кремлевским архитектурным ансамблем. Сохранилась подлинная часть Благовещенской церкви конца XIV — начала XV века, весь ее нижний, так называемый «подклетный» этаж. Он служит цокольным ярусом, основанием для существующего здания.

Совет

Это один из самых ранних среди сохранившихся памятников белокаменного зодчества Москвы. По нему можно судить об особенностях архитектуры и характере большого строительства в Кремле, которое было начато Иваном Калитой и продолжено Дмитрием Донским и его сыном Василием.

Можно добавить, что ученые ведут успешные археологические исследования под основанием этого древнего сооружения и находят следы еще более ранней постройки.

   Сохранилось летописное известие начала XV века, из которого явствует, что значил этот храм для московского великого князя: его он поручает украсить живописью крупнейшим и знаменитым художникам Феофану Греку, Прохору из Городца и Андрею Рублеву.

Собор, расположенный возле златоверхого дворца, рядом с другим московским чудом того времени — городскими башенными часами со звоном, был местом важных торжественных церемоний, которые должны были поднимать авторитет Москвы в период ее активного возвышения и создания единого государства.

Соответствующее ему место Благовещенский собор занял во время реконструкции Кремля при Иване III. Он должен был еще больше, чем прежде, придать торжественный характер великокняжеской резиденции.

Его сооружение шло бок о бок с созданием приемного тронного зала — Большой, или Грановитой палаты и казнохранилища.

   Создателями его были те же талантливые, «навыкшие в каменосечной хитрости» псковские зодчие, которые одновременно возводили на Соборной площади Ризположенскую церковь, завершив ее на несколько лет раньше Благовещенской.

   Домовую великокняжескую церковь строили с 1484 по 1489 год. Размерами она значительно превосходит дворцовый храм митрополита. Поставленная на высокий древний подклет, она своим трехглавым завершением устремилась вверх. Ее основные конструктивные и художественные качества характерны для московской архитектурной школы. Образ памятника таков, что создает радостное, праздничное, светлое настроение, что было так свойственно искусству столицы этого времени, отвечавшему общему подъему национального самосознания.
   Позже, в XVI веке, именно этот памятник больше других испытывал на себе влияние исторических перемен. Его чаще других зданий Соборной площади украшали, поновляли, придавая ему больше пышности, нарядности, величия. К 1508 году в основном заканчивалось небывалое грандиозное строительство в Кремле, связанное с созданием новой столичной крепости и резиденции великого князя. Тогда в связи с завершением нового большого дворцового комплекса примыкающий к нему Благовещенский собор был расписан известным московским живописцем Феодосием, стал златоверхим, внутри был богато украшен «златом и бисером». Его порталы, обращенные к дворцу и площади, переделали на итальянский лад — создали словно малые триумфальные арки с пышным резным убором и позолотой.

   В царствование Ивана Грозного, когда происходили дальнейшие политические сдвиги в развитии Русского централизованного государства, Благовещенский собор приобрел еще более представительный внушительный вид: первоначально трехглавую церковь превратили тогда в величественный девятиглавый храм. Таким он дошел до нашего времени.

Обратите внимание

   Связи памятника с историческими событиями, с жизнью столицы были разнообразны. Одна из особенностей Благовещенского собора заключается в том, что он был храмом «у царской казны». В подклете собора под его мощными белокаменными сводами хранилась часть ее.

Основное же хранилище было рядом в Казенной палате, которая примыкала к апсидам собора и сооружалась с ним одновременно.

По существу палата и подклет собора были единым хранилищем самых больших государственных ценностей и всяческих сокровищ: «лалов и яхонтов, каменьев и жемчугу, саженья всякого, поясов и цепей золотых, сосудов золотых, серебряных и каменных, шелковых одежд и иных всяких одежд, что ни есть».

Здесь были крепкие стены, глухие кованые двери, надежные запоры. Недаром подвалы казенного двора превращали иногда в застенки для опасных политических противников великого князя. Бежать отсюда было невозможно.

Здесь, например, в 1492 году так и скончался в темнице, не дождавшись помилования, мятежный князь Андрей Горяй, брат Ивана III. Ясно, что это было вполне надежным местом для хранения знаков государственной власти, архива и сокровищ. Именно отсюда к официальным церемониям выдавались великокняжеские регалии и затем проносились через Благовещенский собор.

   В середине XVI века после большого бедствия — пожара Москвы 1547 года, в огне которого пострадали и Благовещенский собор и Казенная палата, домовый царский храм был превращен в своеобразный центр по приведению в порядок погоревших памятников Кремля: здесь замышлялись восстановительные художественные работы, отсюда исходил и общий надзор над их исполнением.

   В истории Благовещенского собора памятны 60-е годы XVI столетия, когда Москва в стремлении воссоединить все древние русские земли в одном государстве овладела в ходе Ливонской войны городом Полоцком. Этому событию было посвящено сооружение в домовом храме Ивана Грозного особых приделов и исполнение росписей при входе в собор, воспевающих ратный подвиг воинов.

   Примечательно, что в Благовещенском соборе, как и в других памятниках Соборной площади, звучит патриотическая, воинская тема. Не вся история этого интересного памятника представляется ясной. Исследователей занимает немало связанных с ним проблем. Некоторые из них дискуссионны. Выводят на путь истины в этих спорах постоянное и тщательное изучение памятника и его музейной коллекции, археологические раскопки, реставрационные открытия.
   Крупнейшим событием в истории советского реставрационного дела явилось раскрытие произведений Феофана Грека, Прохора из Городца и Андрея Рублева в Благовещенском соборе Московского Кремля. Считалось, что иконы, написанные ими для этого памятника в начале XV века, не сохранились, так как летопись сообщала об их гибели во время пожара 1547 года. Однако в первый же год после перехода Кремлевских соборов в советское музейное ведение они были опознаны, а в 1919 году полностью освобождены от поздних записей. Так, с первых лет своей новой деятельности Благовещенский собор оказался музеем шедевров. Однако до полной организации музея прошло еще немало времени. Большой по объему работой реставраторов была расчистка настенной живописи, которая проводилась в несколько приемов. Раскрытие икон собора продолжается и по сей день.

   Благовещенский собор — один из богатейших музеев древнерусской живописи. Здесь представлены не только творения Феофана Грека и Андрея Рублева, но и более ранние произведения, много работ XVI века.

В нем сохранились настенные росписи, исполненные в 1508 году сыновьями и учениками знаменитого Дионисия — мастером Феодосием «с братиею».Росписи мастера Феодосия, органично входя в интерьер, сливаясь с ним, образуют единое целое с архитектурой.

Здесь все — и стенопись, и иконы, и декоративное убранство — соединяется в гармоническом созвучии. Для собора в целом характерно преобладание теплых, мягких, красочных сочетаний.

   Живописный ансамбль Благовещенского собора не только замечателен сам по себе, но он еще является живым примером того, как в XVI веке стремились к сохранению традиций в искусстве, как отдавали должное наследию, авторитету прошлого.

Об этом свидетельствует, прежде всего, бережное отношение к иконостасу с работами Андрея Рублева, самого почитаемого художника в Древней Руси.

Важно

Кроме того, исследователи обращают внимание на то, что отдельные сюжетные циклы в настенных росписях XVI века явно повторяют (в целом, к сожалению, почти не известную) сюжетику росписей, которыми украсили Благовещенскую церковь в начале XV века.

   Редкое собрание икон музея «Благовещенский собор» дает возможность его посетителям рассматривать работы московских иконописцев за несколько столетий. Большая группа произведений станковой живописи размещена в южной галерее памятника в дополнение к иконам, представленным в иконостасе. Основная их часть принадлежит Благовещенскому собору, остальные введены в музейную экспозицию из других иконных собраний Московского Кремля.

   Выставка знакомит не только с искусством Москвы, в основном XV—XVI столетий, но и с его истоками. Она открывается памятниками, принадлежащими владимиро-суздальской художественной культуре,— иконами XIII века «Спас Златые власы» и «Явление архангела Михаила Иисусу Навину».

Вслед за ними помещены произведения, относящиеся к важнейшим периодам в истории древней московской живописи — эпохе Андрея Рублева и времени Дионисия. Самая многочисленная группа произведений принадлежит второй половине XVI века. Почти все они происходят из верхних приделов Благовещенского собора.

Замечательный памятник архитектуры, собрание бесценных произведений искусства, своеобразная художественная хроника древней Москвы — таким предстает перед нами Благовещенский собор.

Источник: https://muzei-mira.com/muzei_rossii/10-blagoveschenskiy-sobor-kremlya.html

Ссылка на основную публикацию