Раифский богородицкий мужской монастырь – православные иконы и молитвы

Раифский Богородицкий мужской монастырь в Казани – Молитвы

Раифский Богородицкий мужской монастырь — святыня Казани с многовековой историей, привлекающая паломников и посетителей, желающих наполнить свою душу покоем и прикоснуться к чудотворной иконе Богородицы. Белоснежное, строгое, изысканное строение привлекает своим величием, в стенах монастыря царит торжественная обстановка присутствия Духа Святого, дарующего мир в сердца и уверенность в завтрашнем дне.

История постройки

История основания мужской обители в Казани необычна и уникальна. Неславянское название имеет древнееврейские корни, ибо в Раифе в IV столетии проживали монахи, которые приняли мученическую смерть от варваров из племени ноба. Спустя 13 столетий в Казани в память раифских преподобных отцов был основан мужской монастырь на месте поселения отшельников.

Раифский Богородицкий мужской монастырь в Казани

От иеромонаха, юродивого до основателя мужской обители

Филарет принял монашество после того, как его родители почили, распродав перед этим все наследство, и поселился в монастырской келье в Чудово. При жизни патриарха Гермогена Филарета рукоположили в иеромонахи.

Желая находиться в уединенном общении с Богом, он отправляется в паломническое путешествие по святым местам, расположенным вдоль Волги, в 1613 году попадает в Преображенский монастырь в Казани, который был возведен по благоволению царя Ивана Грозного.

Ведя праведную жизнь, пребывая в постах и молениях, Филарет стал местной достопримечательностью, за благословением к нему постоянно приходили горожане и паломники.

Обратите внимание

Желая избежать человеческой славы, московский иеромонах принимает подвиг юродивого, проводя дневное время в хождении по городским улицам, а ночи проводит в молитвенном бдении.

Благочестивые горожане, среди них и купец Сергий, под видом юродства сумели разглядеть истинное поклонение Богу и оказывали иеромонаху особое внимание, проводя время в общении с ним.

Патриарх Филарет

Желая пребывать в уединении, монах часто уходил в лесные дебри, выбирая при этом незнакомые местности. В одном из таких путешествий он набрел на берег прекрасного озера, поразившего отшельника тишиной волн.

Шел 1613 год, который и считается временем основания Раифской обители. Соорудив жилье из веток, Филарет пребывал в уединении, его не трогали даже черемисы, они совершали на берегу озера свои ритуалы.

Узнали о местонахождении святого жители города и близлежащих селений, к Филарету присоединились его подвижники, решившие вести отшельнический образ жизни. Одним из первых был купец Сергий, принявший постриг с именем Серапиона.

Вокруг кельи иеромонаха начали расти деревянные хижины, по предложению Филарета была построена часовня для проведения молитвенных богослужений.

Одновременно братия не раз слышала колокольный звон, возникавший из ниоткуда. Филарет увидел в этом доброе знамение для процветания мужской обители.

Сам основатель мужского поселения не дожил до открытия Раифского Богородицкого монастыря в Казани. Он почил в казанском Свято-Преображенском монастыре, построив основание будущей мужской обители.

Начало строительства монастыря

В 1661 году по прошению раифской братии митрополитом Казанским и Свияжским Лаврентием было принято решение и дано благословение на строительство церкви.

В 1662 году под покровительством будущего настоятеля обители иеромонаха Савватия начались возводиться стены будущей казанской святыни.

Первая построенная церковь была освящена в честь Евфимия, новгородского архиепископа, Савватий принял сан игумена, начав возведение монастырских стен и надвратных церквей, одна из которых была освящена в честь раифских монахов. Так возникла Раифская пустыня.

История появления списка Грузинского образа Богородицы

Список Грузинского светлого лика Божьей Матери, который находится в раифской мужской обители и является его основной святыней, также имеет уникальную историю.

Грузинский образ Божьей Матери в 1622 году была украдена в Грузии шахом Аббасом во время нападения на эту страну. Военный трофей решили продать на одном из рынков Востока, где Грузинскую икону приобрел приказчик из Ярославля. Хозяину приказчика Сергея Лазарева Георгию Лыткину было видение о том, что его приказчик обладает святыней, и повеление о передачи иконы в монастырь Красногории.

Икона Пресвятой Богородицы «Грузинская»

Сразу после появления Грузинской иконы Богородицы в новой обители начали происходить чудеса исцеления. Первым был исцелен от слепоты монах, с чудотворного образа стали делать списки, один из которых попал в Раифский мужской монастырь.

Важно

Важно! После приобретения архиепископом Лаврентием чудотворного списка Грузинской иконы Божьей Матери, была построена церковь в честь этого святого образа.

Благодаря передаче царем Алексеем Михайловичем мужской обителей пустоши Свиные горы с лесами и лугам, а также близлежащими селами, монашеское поселение материально обустраивалось.

Время испытаний и возрождений

В 1689 году пожар со страшной силой уничтожил все постройки, заготовленный для построек лес. На пепелище осталась нетронутой чудотворная икона.

Некоторые иноки нашли пристанище в других монастырях, но бо́льшая часть начала возрождение святыни снова с деревянных хибар, как это было во времена Филарета.

В 1689 году Правящим Архиереем Высокопреосвященным Митрополитом Казанским Адрианом, видевшим преданность монахов своей обители и их веру в ее восстановление, было дано указание о возрождении святыни в камне.

После возведения митрополита Адриана Патриархом Московским и всея Руси, его наместником был назначен Маркелл, который и опекался каменными постройками под руководством игумена Германа.

Вскоре были освящены прекрасные церкви:

  • Грузинской иконы Богородицы;
  • преподобных Отцов Синае и Раифе;
  • святителя Николая Угодника.

Построены двухэтажные флигеля, братские кельи, трапезная.

Историческое фото Раифского монастыря

Митрополитом Казанским Тихоном было дано распоряжение часть его собственных доходов передать на строительство обители, в которой он распорядился похоронить свое тело после ухода в мир иной. Правда, его завещание не было выполнено. Мощи святого хранятся в Соборе Благовещения Казанского Кремля.

Важно! Тихон Третий способствовал созданию великолепных построек с богатыми ризницами, имея на монастырской территории отдельный домик около озера.

Раифская пустыня приобрела в лице Тихона Третьего ктитора-благодетеля, только через столетие обитель снова получила подобного покровителя-архиепископа Казанского и Свияжского Филарета.

В 1842 году был построен новый храм Грузинской иконы Божьей Матери.

Многие церкви и колокольни мужской обители в Казани строились, восстанавливались и перестраивались на средства меценатов. В 1903 году состоялось освящение престола надвратного храма Архистратига Михаила, монастырская братия состояла из 42 человек.

В 1910 году был реконструирован храм Святой Троицы, славившийся свой акустикой.

Советские времена

Профессора и преподаватели лесного факультета университета в Казани, которому после революционных перемен были преданы храмы и пристройки Раифской пустыни, приложили все усилия для спасения святыни от разграбления, ими была сохранена Грузинская икона Божьей Матери.

В 1928 обитель закрыли, основав здесь исполком, лечебные учреждения, разрешив крестьянам обосновать приход.

Любовь и верность обители крестьян из близлежащих сел, поддержка ними монахов была не по нраву советам, и они в один день 26 января 1930 года арестовали всех насельников, в том числе и монахинь, прибывших поддержать монахов и игумена.

Совет

6 апреля 1997 года расстрелянные монахи были канонизированы, и появился день «в Раифе избиенных».

В 1933 году в священных храмах разместилась трудовая колония, до 1991 года здесь жили малолетние преступники, отбывающие наказание, их готовили в рабочие народного хозяйства.

Восстановление и процветание

В 1990 году настоятелем зеленодольской церкви Петра и Павла была совершена поездка в Раифскую пустыню, о которой он прежде только слышал от старожилов того края.

Величественная красота, над которой не властно ни время, ни запустение, ни разрушения, поразили священнослужителя. Сохранившаяся надвратная колокольня, полуразрушенные башенки и стены, почерневший от времени храм Божьей Матери в то время были заняты под специальное училище для малолетних преступников.

Троицкий собор Раифского монастыря

Игумен Всеволод начал ходатайствовать о восстановлении святыни, по милости Господней в 1990 году он добился разрешения на ее восстановление по мере выселения училища.

Ныне восстановленный Раифский Богородицкий мужской монастырь вновь открыт для богослужений.

Престольные праздники

4 сентября колокольный звон возвещает о дне чествования святого лика Богородицы «Грузинская», чудотворный образ остается основной святыней монастыря, дарующим прихожанам и паломникам чудеса исцелений и ответов на молитвы.

27 января православный мир чтит память о преподобных мучениках, убитых в Синае и Раифе, на богослужении этого дня читается Акафист, как в остальные престольные праздники.

Храм Святой Троицы отмечает престольный праздник в честь Пятидесятницы.

Иконостас Троицкого храма Раифского монастыря

Обратите внимание

30 сентября православные верующие собираются на чествование святых Веры, Надежды, Любови и их матери Софии.

21 ноября в храме Архистратига Михаила празднуется Собор Божьего Михаила и Небесных Сил бесплотных.

Как добраться

Мужской монастырь в Казани является действующим. Богослужения проходят в нем ежедневно. В 7.00 колокол призывает на утреннюю молитву. В 20.00 — вечернее служение. В воскресные дни график сдвигается на полчаса.

Мужская обитель находится в Волжско-Камском заповеднике, расположенном в 30 км от Казани.

Путешественникам, выезжающим в Раифскую пустыню, следует доехать в Казани до Северного вокзала и пересесть на автобус 552,554.

Из Зеленодольска до Раифского монастырского комплекса ходит автобус 405.

При желании можно остановиться на ночлег в Доме паломника, но об этом надо договариваться следует заранее.

Посмотрите видео о Раифском Богородицком монастыре

Источник: http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/raifskij-monastyr-v-kazani.html

Раифский Богородицкий мужской монастырь

Раифский Богородицкий монастырь ведет свою летопись с середины XVII века, когда на месте скита, основанного отшельником Филаретом в лесах у берега Сумского озера, началось строительство обители. В часовню доставили из Архангельской области список чудотворной иконы Божьей Матери «Грузинская».

Пречистая Дева считается заступницей и покровительницей Раифской обители, главной святыне приезжают поклониться верующие со всей России. Монастырь назван в честь преподобномучеников в Раифе, пострадавших от варваров в IV–V веках.

Православная церковь почитает убитых и замученных христианских подвижников, живших в Египте у горы Синай и в Раифской пустыни на побережье Красного моря.

История Раифского монастыря

В 1689 г. пожар уничтожил деревянные постройки, и на месте пепелища возвели архитектурный ансамбль из белого камня, окруженный по периметру зубчатыми стенами с башнями по углам. Полвека спустя, к 1739 году, монастырский кремль насчитывал уже 15 церквей.

Несмотря на уединенную жизнь, монахи не оставались в стороне от исторических событий, потрясавших Русь. Так, в 1703 г. монастырь совершил крупное пожертвование на войну со шведами, в 1812 г.

— с Наполеоном, а также отправлял пушки в казенный приказ. Через Раифский лес бежали разбитые под Казанью войска Емельяна Пугачева.

Во время Первой мировой войны рядом с обителью появился поселок инвалидов, где селились изувеченные в боях солдаты.

Важно

В советское время богослужения были запрещены, на территории храмового комплекса разместился волостной исполком, а затем колония для несовершеннолетних преступников (трудовая коммуна ОГПУ) и пересыльная тюрьма для политзаключенных. Ризница и богатейшая библиотека были разграблены, колокол сброшен со звонницы, купола с крестами снесены.

реликвия чудом уцелела: икону среди мусора нашли ученые Казанского университета и передали в храм Ярославских святых на Арском кладбище Казани.

В 1930 г. иеромонахи и миряне, отстоявшие на престольный праздник всенощную службу, были осуждены за антисоветскую деятельность и расстреляны. Через 70 лет церковь их канонизировала, причислив к лику святых как новомучеников Раифских, пострадавших за веру.

Восстановление разрушенной обители началось в 1990-х, из Казани был возвращен образ иконы Пресвятой Богородицы. Здания в основном отреставрированы, однако реконструкция продолжается до сих пор. Так, с конца 2017 года находится на реставрации Софийская церковь, построенная в конце XVIII века.

Территория Раифского монастыря

Раифская обитель открыта каждый день в светлое время суток как для паломников, так и для туристов. У входа установлен памятник преподобному Сергию Радонежскому монаху, подвижнику и чудотворцу, ставшему одним из самых почитаемых святых на Руси. Подворье украшено многочисленными статуями и цветочными клумбами. В центре площади установлены солнечные часы.

Храмовый комплекс

  • Церковь святых отцов, в Раифе и Синае избиенных
  • Грузинско-Богородицкий собор
  • Храм Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
  • Троицкий собор
  • Надвратный храм, освященный в честь Архангела Михаила
  • Церковь новомучеников и исповедников российских

Также на территории находятся здания с кельями настоятелей и монашеской братии, Дом паломника, сиротский приют для мальчиков и водосвятная часовня. Верующие должны строго соблюдать правила и придерживаться расписания богослужений.

Каждый день в 7 утра открывается водосвятная часовня, в которой можно набрать воды из артезианской скважины. Святой источник был благословлен Алексием II. Закрывается часовня в 20:00. Днем Раифский монастырь можно посещать в любое время.

Экскурсии и услуги в Раифском монастыре

В программу однодневного тура с выездом из Казани обычно входят Раифский монастырь, Храм всех религий и остров Свияжск. Стоимость экскурсии порядка 1500 р., пенсионерам и детям — скидки.

Паломническая служба Раифской обители проводит экскурсии на пожертвования ежедневно с 7 до 18, продолжительность — 1 час.

Остановиться в монастыре можно в «Доме паломника» (25 номеров), но срок пребывания не должен превышать 3 дней, потребуется предъявить паспорт с регистрацией. Цена размещения — 400 р. в сутки. Рядом с гостиницей находятся частные кафе, обустроена детская площадка. Паломнические группы имеют возможность заказать обеды в монастырской трапезной.

Как добраться до Раифского монастыря из Казани и Зеленодольска

Добраться в Раифский Богородицкий мужской монастырь можно на общественном транспорте и экскурсионном автобусе. Расстояние от столицы Татарстана до монастыря составляет 27 км.

Из Казани регулярно ходят рейсовые автобусы. Лучше всего садиться на остановке возле станции метро «Северный вокзал» (Восстание-Пассажирская). Маршруты № 552 и № 554 следуют через монастырь в Раифе. Интервал движения составляет около 2 часов, ехать примерно 30–40 минут. Билет стоит 40 р. Выйти нужно у поворота, ведущего к обители, и пройти пешком минут 15.

Доехать до монастыря можно и из Зеленодольска. Автобус № 405 отправляется 4 раза в день от станции «Колхозный рынок», самый ранний рейс в 5:10 утра.

Еще один способ доехать до монастыря — воспользоваться мобильным приложением для вызова такси. В Казани работают онлайн-сервисы Uber, TapTaxi, Rutaxi, Wheely, Яндекс.Такси, Maxim. Поездка на личном автомобиле (дорога в сторону Ульяновска или Нижнего Новгорода на Зеленодольск) займет около получаса, возле ворот монастыря есть платная парковка.

Читайте также:  В чем помогает святой преподобный максим грек

Координаты GPS:

N 55°54'07,67″

E 48°43'45,12″

Источник: http://xn--24-6kch3argq2b.xn--p1ai/raifskij-bogorodickij-muzhskoj-monastyr-v-kazani.html

Раифский монастырь – крупнейший храмовый комплекс рядом с Казанью

В 1613 году на берегу окруженного лесами Сумского (Раифского) озера поселился монах-отшельник по имени Филарет. Первое время в уединенной келье-хижине жил Филарет в одиночестве, все свое время посвящая молитвам и общению с Богом.

Лишь черемисы (предки современного марийского народа), приходя на берег лесного озера в определенные дни с целью совершения своих языческих жертвоприношений, нарушали уединение Филарета. Вполне вероятно, что именно черемисы разнесли по окрестностям весть о монахе-отшельнике.

Так, рядом с Филаретом стали селиться другие монахи, и возникло новое монашеское поселение.

Монастырь в наши дни

В 1918 году обитель была закрыта. С 1930-х годов на ее территории размещалась тюрьма для политических заключенных, позже – колония для малолетних преступников. В 1991 году первой в Казанской епархии Раифа была возрождена. В течение 1990-х годов был отреставрирован ее архитектурный ансамбль и восстановлена полноценная монашеская жизнь.

Сейчас в монастыре проживает около 60 послушников. Он привлекает как паломников, так и туристов со всей страны и даже за ее пределами. Многие приезжают в Раифу ради святого источника, другие – получить душевное спокойствие. На Крещение в монастырь приезжают желающие окунуться в прорубь.

История названия

В 1661 году митрополитом Казанским и Свияжским Лаврентием монастырь был освящен в честь монахов-мучеников, убитых в IV веке на берегу Красного моря недалеко от горы Синай и Раифской пустыни варварами-язычниками и назван Раифским. В христианские каноны монахи-мученики вошли как “Преподобные отцы, в Синае и Раифе избиенные”. В народе монастырь чаще называют просто Раифой.

Архитектурный ансамбль и достопримечательности

До пожара 1689 года, уничтожившего практически все строения Раифы, она была деревянной. Современный архитектурный ансамбль сложился на рубеже XVII-XVIII веков:

    • Церковь во имя Преподобных отцов, в Раифе и Синае избиенных – старейший храм обители;
    • Собор во имя Святой и Животворящей Троицы – главный храм на территории обители;
    • Софийская церковь – одна из самых маленьких в Европе (одновременно в церкви могут находиться максимум 7 человек);
    • Собор во имя Грузинской иконы Божией Матери – храм, в котором хранится главная святыня Раифы – список с чудотворной Грузинской иконой Божией Матери.
    • Надвратная церковь Архистратига Божия Михаила с 60-метровой колокольней, называемой “Раифская свеча” – самая узнаваемая постройка Раифского монастыря.

Особую живописность архитектурному ансамблю обители придает природное окружение: сосновый лес и озеро.

Подворье Раифского монастыря находится в Казани, в центре города, по адресу Московская, 39. На подворье живут учащиеся в Казани воспитанники.

Интересные факты. Чудеса Раифского монастыря

  • Раифский Богородицкий мужской монастырь знаменит своими неквакающими лягушками, живущими в Сумском озере. По легенде, монахи обители однажды попросили Бога заставить лягушек замолчать, так как их кваканье мешало им петь, и лягушки действительно замолчали. Примечательно то, что на территории Раифы замолкали и любые другие лягушки, привозимые сюда ради эксперимента и развенчания мифа, которые заливались кваканьем, как только их увозили от стен обители.
  • С 1994 года при монастыре действует приют для детей сирот, в котором воспитываются мальчики в возрасте от 8 до 18 лет;
  • Далеко за пределами обители известен монастырский хор – квартет «Притча»;
  • На берегу Раифского озера находится памятник Казанскому Коту. Другой памятник Коту находится на главной пешеходной улице Баумана;
  • На территории монастырского комплекса находится множество статуй, выполненных послушником Владимиром Савельевым;
  • С 2001 года Раифа на собственные средства и средства, собранные в ходе пожертвований, издает газету «Раифский вестник» и детское приложение к газете «Светлячок».

Чудотворная Грузинская икона Божией матери

Главная святыня обители – список с чудотворной Грузинской иконы Божией Матери. В 1622 году персидский шах Аббас напал на Грузию.

В качестве одного из военных трофеев шах забрал с собой и вскоре выставил на продажу на одном из восточных рынков Грузинскую икону Божией Матери. Вскоре икона была куплена приказчиком ярославского купца Георгия Лыткина Стефаном Лазаревым.

У купца было видение, что у его приказчика есть чудотворная икона, которую нужно передать в Красногорский монастырь Архангельской губернии, что Георгий Лыткин и сделал.

Чудеса исцеления начались сразу же при внесении иконы в обитель – например, исцелился уже много лет ничего не видевший монах Питирим. В дальнейшем многие молящиеся у иконы получали исцеление. По православной традиции с чудотворной иконы были сделаны многочисленные списки (копии), один из которых был доставлен в храм. 

Расписание богослужений

Раифский мужской монастырь является действующим, здесь ежедневно совершаются богослужения. Утренняя молитва в будни начинается в 7:00, вечерняя – в 15:30 и 20:00. В воскресные и праздничные дни богослужения происходят в 7:30, 15:30 и 20:00. 

Адрес, как добраться. Где остановиться

Монастырь расположен на территории Волжско-Камского заповедника в 30 километрах от Казани, недалеко от города Зеленодольск и всегда открыт для туристов и паломников. Из Казани до Раифы добраться можно на автобусах №552 и №554 от Северного вокзала, из Зеленодольска – автобусом №405. Координаты места: 55.901451, 48.730545.

Остановиться на ночлег можно в гостинице “Дом паломника”, принадлежащей обители. В отеле находятся 25 номеров, плата за проживание чисто символическая – от 500 рублей. Забронировать номер в гостинице или узнать более подробную информацию можно по телефону +7 (843) 713-48-78.

Экскурсия в Раифский монастырь

Посетить монастырский комплекс можно как самостоятельно, так и во время загородной экскурсии.

Источник: https://kazantravel.ru/attractions/raifskiy-monastyr/

Достопримечательности и святыни Раифского монастыря в Казани

Раифский Богородицкий мужской монастырь в Казани по праву считается одним из наиболее ценных святых мест в республике Татарстан как в религиозном, так и в культурно-историческом аспекте. О его богатой истории можно не только услышать или прочитать увлекательные рассказы, о ней повествуют и сами стены святых храмов.

Об удивительных достопримечательностях и святынях Раифского монастыря, расположившегося в очень живописном природном уголке Казани, я хочу рассказать вам подробнее в этом тексте.

Где находится Раифский монастырь?

  • Монастырь расположился среди уединенной природы Волжско-Камского заповедника, в небольшом поселке Раифа Зеленодольского района республики Татарстан.
  • Контактные телефоны: 8(84371)34707, 34878 (бронирование номеров гостиницы).

Автобусом:

  • Из Казани вы легко доберетесь до монастыря, воспользовавшись услугами автобуса. Для этого вам необходимо на Северном Казанском вокзале сесть на автобус рейсом до Уралзы либо Кульбашей (№554, 552), которые проезжают через монастырь. Ежедневно совершается около 5-6 подобных рейсов.
  • Из Зеленодольска можно доехать до монастыря на автобусе №405, который отправляется в Раифу около 4 раз в день.

Своим автомобилем: Если вы располагаете собственным автотранспортом, можете ехать трассой М7 до поворота в сторону Раифы, потом прямо до остановки и налево. Рядом с монастырем находится удобная платная автостоянка. GPS-координаты монастыря для самостоятельного путешествия – 48.732839, 55.902276.

Режим работы монастыря

Раифский монастырь открыт ежедневно как для паломников, так и для туристов. Осмотреть его достопримечательности и погулять по его территории вы можете с 7:00 до 21:00.

Важно! Помните, что на территории монастыря необходимо соблюдать определенные правила, уважать его святыни и не мешать жизни монахов и послушников.

Расписание богослужений

Раифский монастырь является действующим мужским монастырем, здесь ежедневно совершаются церковные службы и молебны.

  • По будням, как правило, утреннее богослужение начинается в 7:00. Затем в 8:30 следует Литургия и Панихида. В 10:00 происходит Таинство Крещения.Вечерние службы по будням происходят в 15:30 и 20:00.
  • По воскресным и праздничным дням утренняя молитва обычно совершается в 7:30, а Литургия в 8:45. Затем также следует Панихида и Крещение (в 11:00).Вечерние службы совершаются также в 15:30 и 20:00.

Важно! Здесь приведено приблизительное расписание. Об актуальном расписании можно узнать по указанным выше телефонам либо посмотреть его уже на самой территории монастыря – в «Доме Паломника» всегда имеется таковое.

Где можно остановиться рядом с монастырем?

При монастыре действует собственная благоустроенная гостиница – «Дом паломника». Она появилась здесь давно, ее архитектура полностью соответствует монастырскому комплексу.

Здесь вы найдете уютные номера разного уровня комфорта, рассчитанные на 1-2-3-4-5-6-8-12 человек. Стоимость пожертвований за проживание в них также сильно отличается.

Забронировать номер или узнать подробную информацию о проживании вы можете по указанному выше телефону.

Знаете ли вы? Также при монастыре действует трапезная, где вы сможете полноценно пообедать либо перекусить полезной монастырской едой.

История создания Раифского монастыря

  1. История Раифского монастыря началась с появлением в этих местах монаха-отшельника Филарета, который решил уединиться от суетливой московской жизни. Здесь, на берегу озера, посреди дремучего леса и нетронутой природы он построил себе уединенную келью.

  2. Со временем православные люди узнали о жизни и деятельности монаха и начали приходить к нему за советом, некоторые даже стали жить рядом с ним. Однажды одному из его подвижников приснился сон, в котором Небесная рука благословила монашеский скит. Этот знак они восприняли как благословение на строительство здесь святой обители, которая и была основана в 1661 году.

  3. Изначально все храмы и строения были выполнены из дерева, но в 1689 году практически все они были уничтожены сильным пожаром. После этого монастырь начали отстраивать из камня.
  4. Долгие годы монастырь процветал, здесь было собрано множество ценных церковных книг и реликвий. Но с приходом Советской власти в 1917 году все изменилось.

  5. Монастырь был закрыт, многие из монахов были арестованы, некоторые даже казнены, а монастырское имущество было разграблено или уничтожено.
  6. Во времена Советского правления в его стенах размещалась колония для перевоспитания подростков, а потом и тюрьма для взрослых заключенных.
  7. В 1991 году монастырь наконец-то вернули в руки церкви.

    Здесь были проведены серьезные реставрационные работы, и Обитель возобновила свою деятельность.

Знаете ли вы? Сейчас в монастыре проживает около 60 послушников, также действует церковная школа-приют для мальчиков-сирот.

Достопримечательности Раифского монастыря в Казани

  • Раифский монастырь пользуется вполне заслуженной популярностью среди туристов. Начнем с того, что расположен он в очень живописных местах на территории природного заповедника. Уже по дороге сюда понимаешь, что путешествие не будет напрасным. Природные пейзажи в пути доставляют огромное удовольствие, да и сам монастырь расположился у живописного озера среди красивого леса, так что одной из его достопримечательностей, которая первой бросается в глаза, можно назвать удивительной красоты природу.
  • Затем несомненно обращаешь внимание и на богатую старинную архитектуру монастыря. Собор Грузинской Божией Матери, являясь ныне главным храмом Раифского монастыря, все же не столь захватывает дух с архитектурной точки зрения. Он представляет скорее скромную красоту, но, возможно, так и должно быть на территории святой Обители.
  • Лично мне больше понравилась изящная колокольня и архитектурный ансамбль монастыря в целом.А вот атмосфера сразу располагает – здесь очень спокойно, люди доброжелательны. Интересно наблюдать за монахами и послушниками в их ежедневных трудах. А труды эти также ощущаются – по всей монастырской территории очень чисто и аккуратно, видно, что за этим ухаживают, заботятся.
  • На территории Раифы также можно увидеть много красивых скульптур на религиозную тематику и изящных фонтанчиков, а еще – довольно неожиданно – скульптуру казанского кота.

Знаете ли вы? Оказывается, когда-то Екатерина II, приехав сюда с визитом, была приятно удивлена тому, сколь мало во дворах водится мышей, тогда как в Петербурге на то время они были ужасной напастью. Ей объяснили, что казанские коты легко справляются с мышами, после чего Екатерина II забрала пару котиков с собой. За это в Казани котов почитают и поныне.

Раифский монастырь сейчас имеет довольно развитую туристическую инфраструктуру. Здесь вы можете найти несколько уютных кафе, сувенирную лавочку и даже детскую площадку.

Святыни монастыря

Грузинская икона Божией Матери, которой освящен и в честь которой назван главный храм Раифского монастыря, уже многие века является его главной святыней. Икона эта очень древняя, но особо почитать ее стали в XVII веке, когда она удивительным образом нашлась после длительного «забвения». Она очень красива и богата, выполнена из золота и серебра.

С ней связано множество интересных историй об исцелениях и чудесах. Грузинская икона Богоматери считается чудотворной. Она хранится в главном монастырском храме и доступна для осмотра и прикосновения.

Знаете ли вы? Также на территории монастыря есть освященный родник с целебной водой, где каждый желающий может набрать себе воды.

Есть еще одно монастырское «чудо», которое тяжело назвать святыней, но которое несомненно привлекает к себе внимание. Речь идет о лягушках в Раифском озере. А чудо состоит в том, что лягушки эти не квакают, а молчат.

Совет

Говорят, что даже если привезти сюда лягушек с других озер, доезжая до определенного расстояния к монастырю, они перестают квакать.

Знаете ли вы? Эту диковинку объясняют тем, что когда-то лягушки очень докучали монахам своим кваканьем, мешая сосредоточиться на молитвах.

Бог решил помочь монахам, и лягушки замолкли.

Видео Раифского монастыря

Как по мне, Раифский монастырь – действительно удивительное место, которое точно стоит того, чтобы его посетить. Тут найдут радость и простые туристы, и паломники.
Если вы оказались тут, советую обязательно погулять по здешним лесам – их красота стоит быть увиденной.

Важно! Ваша поездка станет более увлекательной, если вы закажете услуги экскурсовода. Иногда, кстати, сами монахи соглашаются провести экскурсию.

А бывали ли вы в Раифе и ее славном монастыре? Что запомнилось вам в этом путешествии?

Источник: https://www.lifejourney.club/evropa/russia/religion/monastir/raifskij.html

Раифский Богородицкий монастырь

Первые церкви появились на этом месте в 1662 году. Одна из них была освящена во имя Преподобных Отцев, в Синае и Раифе избиенных, ― она и дала название обители.

Как и монастырскую стену, строили храмы из дерева, и ни от одной из тех построек не осталось и следа: в 1689 году их уничтожил пожар.

Сгорело все, даже лес, заготовленный для строительства, так что и восстановить утраченное было нечем.

Самая недавняя постройка ― собор Святой Живоначальной Троицы ― была возведена в начале ХХ века. Собор завершен не полностью: при строительстве не хватило средств на роспись, так он и стоит нерасписанный. Церковь славится прекрасной акустикой; говорят, что пение четырех монахов можно услышать с расстояния около двух километров.

Однако уже в 1690 году началось возрождение Раифской пустыни. Тогда уже все монастырские строения возводили из камня. Был построен каменный кремль, пределы которого очерчены пятиугольником с башнями на каждом углу, и несколько храмов. К 1734 году за монастырем числились 15 каменных церквей. Впрочем, обитель продолжала строиться и перестраиваться вплоть до начала XX века.

Часть храмовых построек, составляющих ансамбль Раифского монастыря, сохранилась до наших дней. Самая старая из них ― церковь Преподобных Отцев в Синае и Раифе избиенных, освященная еще в 1708 году.

Над северной оградой монастыря возвышается небольшая Софийская церковь, время постройки которой относится к 1795 году.

Обратите внимание

Под защитой монастырских стен находятся и два больших собора ― Грузинской иконы Божьей Матери, возведенный в 1835 -1842 годах в классицистическом стиле известным казанским архитектором Михаилом Коринфским, и Троицкий, построенный в 1904 -1910 годах в неорусском стиле архитектором Федором Малиновским.

В 1923 году Раифский монастырь отказался признать власть обновленческого Высшего церковного управления и местного архиепископа Алексия, назвав его лжеархиепископом.

Еще около двух десятилетий назад это место не выглядело идиллически: колокольня стояла без маковки и креста, зияла почерневшими стенами, а у ее подножья лежал полуразрушенный монастырь. Раифская пустынь разделила участь тысяч русских храмов и монастырей.

В 1930 году большевики свергли со звонницы колокол, и монастырь, к тому времени уже почти полностью разоренный, был закрыт. Монахов отправили в казанскую тюрьму. Шестерых расстреляли через месяц, других сослали в лагеря и на поселения.

Раифская икона

В Раифском монастыре хранится список Грузинской чудотворной иконы Божьей Матери, созданный в XVII веке. Ее подлинник был утрачен. Поэтому Раифская икона ― самая старинная и наиболее почитаемая из всех Грузинских икон Богородицы в России.

Произошедшее приобрело трагический символизм: аресты пришлись на престольный праздник 27 января, когда в обители чтят память мучеников Раифских и Синайских. Раифа ― название пустыни на Синайском полуострове, где за многие сотни лет до красного террора варвары совершили расправу над монахами Раифской обители.

Крест надвратной колокольни, высота которой около 60 м, в 1999 году был сорван ураганом. На место его устанавливали с помощью вертолета.

В советское время в помещениях монастыря поочередно располагались лесной факультет Казанского университета, волостной исполком, трудовая колония ОГПУ и профессионально-техническое училище.

В 1991-м монастырь был возвращен Русской православной церкви. Больше 15 лет ушло на восстановление и реставрацию Раифской обители, некоторые работы продолжаются до сих пор. Но уже в 1991 году в монастыре отслужили первую литургию.

Тогда же в Раифскую пустынь вернулась Грузинская икона Божьей Матери.

От Казани до этих мест меньше часа езды. Для непраздных посетителей открыта гостиница ― с теми же белокаменными стенами и голубой башенкой, как и другие монастырские строения.

В праздничные дни к обители тянется вереница автобусов и машин с паломниками, ежегодно их приезжает несколько десятков тысяч.

Обычно последние километры люди, приехавшие поклониться этим святым местам, проходят пешком.

Важно

Визитной карточкой Раифской обители стали великолепные цветники. Декоративные растения, украшающие монастырь, прибывают из разных стран: развивающая международные отношения Раифская обитель получает их по обмену или принимает в дар.

Источник: https://www.culture.ru/institutes/8879/raifskii-bogorodickii-monastyr

Раифский Богородицкий монастырь

Во всем мире существует немало церквей, соборов, монастырей, которые глубоко почитаются верующими.

Одним из таких святых мест по праву можно назвать Раифский Богородицкий монастырь, куда съезжаются тысячи паломников каждый год, а также люди, желающие воочию увидеть чудодейственную Грузинскую иконы Пречистой Девы Марии, расположенную в стенах монастырской обители.

Ко всему прочему, монастырь является еще и туристической достопримечательностью Казанской епархии, ведь здание обладает богатой историей и может похвастаться необычной архитектурой со смешением стилей.

История обители

Самые первые летописные упоминания о святом месте датируются началом XVII столетия. Опытные ученые предполагают, что первые здания будущего Раифского Богородицкого монастыря появились где-то в 1613 году, когда на эти земли приехал почитаемый святой Иеромонах Филарет, ведущий отшельнический образ жизни.

Он прибыл к Сумскому озеру, которое нынче носит название Раифское и поселился на пустынном берегу, проводя каждый день в молитве и труде. Для себя выстроил небольшую келью, в которой жил и читал молитвы.

О святом прослышали местные черемисы и стали часто посещать его, нарушая покой старца своими странными обрядами, присущими языческой вере.

Вскоре о Филарете узнали многие христиане, они стали присоединяться к отшельнику, образовывая вокруг кельи маленькие поселения. Постепенно тут начали встраиваться новые кельи, маленькие часовенки и церквушки. Самым первым масштабным построением стала деревянная часовня, возведенная по просьбе иеромонаха.

Послушники слушали наставника и учились у него трудолюбию, смирению. После кончины иеромонаха Филарета митрополитом Лаврентием был отдан приказ о возведении монастырской обители, которая получила название Раифской из-за своего месторасположения.

Монастырская обитель была предназначена только для мужчин и вскоре в неё была завезена главная чудотворная икона — грузинский образ Богородицы.

До 1689 года на территории монастыря присутствовали только деревянные постройки, церкви, часовни, трапезные. Но после произошедшего пожара началась новая эпоха для обители. Красивые зубчатые стены из прочного камня, небольшие башенки, церкви в стиле классицизма, поражающие своей красотой и величием.

Совет

Сейчас на территории Раифского Богородицкого монастыря полностью отреставрирован весь архитектурный ансамбль, а братство состоит из 60 монахов.

При монастыре имеется собственная школа с приютом для сирот, красивые сады с ухоженными клумбами, необычные скульптуры, привлекающие внимание туристов со всего мира, соборы и храмы.

Святыни монастырской обители

Главная икона монастыря была завезена сюда через год после кончины основателя обители иеромонаха Филарета. Грузинский образ Богоматери считается чудотворным, поэтому, чтобы помолиться у него и попросить о помощи, сюда съезжаются тысячи верующих. Обращение в Пречистой Деве способно помочь в излечении многих болезней:

  • Недугов желудочно-кишечного тракта;
  • Онкологических заболеваний, доброкачественных и злокачественных опухолей;
  • Глазных болезней, проблем со слухом и зубами;
  • Невозможности иметь ребенка.

Помимо этого, молитва возле образа защищает молящегося от врагов и нечистой силы, поэтому списки чудодейственной иконы часто можно увидеть в домашних иконостасах. Известно множество случаев исцеления — главное, нужно молиться искренне, тогда Богоматерь поможет свей душой преодолеть недуги.

Источник: https://vseikony.ru/news/tainstva-tserkvi/56/

Раифский Богородицкий мужской монастырь

Когда-то в давние времена неподалеку от священной горы Синай, что возвышалась над одноименным полуостровом, омывающим берега свои теплыми водами Красного моря, возникло монашеское поселение под названием Раифа…

Сегодня трудно однозначно утверждать, что оно дословно означало. Но, учитывая то, что через эти места проходил путь «сынов Израилевых» из Египта на землю Ханаанскую, можно предположить его древнееврейское происхождение.

Как бы то ни было, но именно здесь в IV веке развернулись трагические события, связанные с мученической гибелью монахов-старцев от рук варваров.

Образ этой святой обители вырисовывается довольно явственно в виде небольшой каменной церкви, квадратной в основании и с приподнятым над землей входом.

По сути своей это была башня, совмещавшая в себе место для богослужения и убежище при опасности. Именно в ней и приняло мученическую смерть большинство из 43 монахов, проживавших в то время в Раифе.

Известно, что в 4 веке произошло переселение из Ливийской пустыни в долину Нила языческих племен ноба. Однажды небольшие их отряды переправились через Суэцкий пролив и учинили разбой на Синайском побережье.

Ноба почти одновременно напали на монахов Синайской горы и монахов Раифы.

Во время этих событий в Раифе жило 43 монаха, многие из старцев провели там по 50-60 лет. Захватившие их варвары сначала пытали монахов, требуя золота, а затем убили 39 человек.

Обратите внимание

Эти старцы умерли, прославляя Бога, и были причислены православной церковью к лику святых.

И вот, тринадцать веков спустя, монашеский дух и традиции Святых отцев в Синае и Раифе избиенных были возрождены и перенесены на землю казанскую.

История новой Раифской обители чрезвычайно интересна. Для того чтобы почувствовать это, давайте заглянем в глубь веков и ощутим дыхание далеко ушедшего от нас времени…

…Восстановление Раифского Богородицкого монастыря началось в июне 1990 года, когда игумен Всеволод, ныне архимандрит, наместник Раифского Богородицкого мужского монастыря, Почетный Академик Российской Академии Гуманитарных наук, кавалер ордена Дружбы Народов, а тогда настоятель Петропавловской церкви города Зеленодольска, возвращался со священниками своего храма из Казанского епархиального управления. В этот день он решил осмотреть древнюю Раифскую обитель, находящуюся в 4-х километрах от трассы Казань — Зеленодольск. Батюшка давно уже слышал об этом месте от своих прихожан, которые помнили её еще до упразднения. Их описания живописного места, в котором она находилась и той особенной благодатной атмосферы Раифы, которую они хранили в сердцах своих, побуждали его увидеть монастырь своими глазами.

Приближаясь к монастырю на машине по лесной аллее, за деревянными хозяйственными постройками священники вдруг увидели высокую стройную надвратную колокольню, устремившуюся в небо обезглавленным верхом.

Ниже виднелись чёрные от ржавчины циферблаты башенных часов, обшарпанные полуразрушенные стены с обвалившимися зубцами и развалившиеся башни. Черным пятном возвышался над деревянным забором некогда белоснежный собор Грузинской иконы Божией Матери.

Но никакое запустение не могло коснуться былого величия и красоты монастырского ансамбля — даже разрушенный, он был прекрасен в окружении заповедного леса.

Пройти внутрь было непросто — на территори обители уже много лет располагалось Специальное Производственное Техническое училище — сокращенно СПТУ, и вход был только по спецпропускам. Священники обратились к охране с просьбой разрешить им осмотреть монастырь и администрация СПТУ откликнулась на их просьбу. Директор колонии провел их на территорию монастыря и показал им весь монастырский комплекс.

Внутри монастырь имел плачевный вид: осыпавшиеся стены, разрушенные кровли, купола без крестов. Однако былые красота и величие этой обители явно выступала из руин. Тем временем, в беседе отца Всеволода с директором зашел разговор о том, что хорошо было бы вновь открыть этот монастырь и тот одобрительно об этом отозвался.

Источник: http://hristofor.org/raifskij-bogorodickij-muzhskoj-monas.html

Раифа. Раифский Богородицкий монастырь

Статью добавил(а): Михаил Суханов,  28 февраля 2005
Родиной основателя Раифского Богородицкого монастыря иеромонаха Филарета была Москва. По смерти своих родителей следуя совету Евангельскому, он роздал все имение нищим и постригся в монашество в Московском Чудовом монастыре.

Любимый настоятелем и братиею, все смутное время до смерти патриарха Гермогена (12 января 1612 года) он прожил рядом со Святейшим и удостоился получить сан иеромонаха. Желая вести строгую иноческую жизнь в уединении, которое нарушали в Москве его знакомые и родственники, он оставил ее и направил свой путь в низовые губернии по Волге.

Пройдя многие монастыри и города, иеромонах Филарет прибыл в Казань, остановился здесь и поступил в число братии казанского Спасо-Преображенского монастыря, получившего свое начало еще в 1556 году по велению царя Иоанна Васильевича Грозного, а к началу XVII века считавшегося одним из лучших в городе.

Славилась эта обитель своей древностью и обретением здесь мощей первых казанских святителей Гурия и Варсонофия. Это было в 1613 году. Вскоре его жизнь, строгая и благочестивая, обратила на себя внимание настоятеля и братии, стала делаться известной и в городе, привлекая к себе множество почитателей. Филарет, чтобы избегнуть мирских почестей и рассеяния принял подвиг юродства.

Важно

Днем он ходил по улицам и площадям, ночи проводил в молитве и бдении в своей келии. Истинно благочестивые люди, которые сумели под покровом юродства сумели разгадать духовные дарования инока,еще теснее сблизились с ним. Особым почтением он пользовался в доме богатого казанского купца Сергия, с которым сблизился и проводил долгие часы в беседах о благочестии и вере.

Дружба эта настолько окрепла, что Сергий выстроил в своем доме особую келью, где и происходило их духовное общение. Любя уединение и безмолвие, Филарет часто удалялся из монастыря в дремучие леса и урочища, находящиеся около Казани. В один из таких дней Филарет вышел за город и направил свой путь в сторону северо-запада, в места еще ему не знакомые.

Пробираясь в девственный лес, инок случайно вышел на берег неизвестного озера, тихо плещущего светло-зеленые воды свои у отлогих берегов. Прекрасное и величественное, но вместе с тем несколько мрачное место, довольно удаленное и защищенное от людей дремучим лесом, пленило инока. Он решил остаться здесь и построил себе небольшую хижину.

Это произошло в том же 1613 году и именно от этой даты ведет свое летоисчисление Раифская пустынь. В каком именно году были освящены первые четыре храма, неизвестно, но можно утверждать, что они были построены и освящены при Митрополите Лаврентии, т.е.

до 1670 года, практически одновременно с принесением сюда из Казани чудотворного образа Грузинской Божией Матери, прославившегося многочисленными чудотворениями и ставшего вскоре одной из главных святынь Казанской епархии. Новоустроенная Раифская пустынь не была обеспечена ни угодьями, ни землёй. Монахи, своими руками с трудом обустраивавшие монастырь, находились в весьма скудном положении.

Игумен Раифской пустыни Савватий в 1670 году писал в своём челобитье царю Алексию Михайловичу: “Зачата пустынь строиться, а братьи собрано человек с двадцать, а к той пустыни вотчины и пустых земель нету; строить нечем, скитаются Христовым Именем”. По этой просьбе царем Алексеем Михайловичем Раифской пустыни была передана пустошь Свиные Горы над рекой Камой.

В 1674 году пустыни также отошли лес, пашни и луга, находившиеся близ неё вместе с близлежащими деревнями с крестьянами по челобитью настоятеля пустыни игумена Алексия. Постепенно Раифская пустынь обустраивалась материально, устраивать порядок внутренней монастырской жизни. Но прошло несколько десятилетий (с 1662 по 1689 гг.) и монастырь испытал страшное бедствие.

В 1689 году пожар, неизвестно отчего возникший, истребил все строения Раифской пустыни, “церкви Божьи со всею утварью и колоколами”, как сказано в челобитье игумена Германа с братьею. Обитель пришла в крайнее запустение, лишь немного священных предметов и вещей удалось вынести из храмов и келий.

Совет

Кроме построек также сгорело более 100 десятин заготовленного для строительства леса, что существенно затрудняло восстановление пустыни. К великому счастью была спасена и Чудотворная Грузинская икона Божией Матери.

Лишившись пристанища, старые и немощные иноки ушли в другие монастыри, большинство же осталось жить на пепелище, построив себе утлые хижины, испытывая подчас холод и голод, но предпочитая прежнее свое местопребывание всякому другому.

Правящий епархиальный Архиерей Высокопреосвященный Митрополит Казанский Адриан, увидев такую сильную преданность своему монастырю и вере Раифской братии, “озаботился устроением обители в лучшем виде” и решил восстановить ее и сделать это уже в камне.

Чтобы решить поставленную задачу, он вызвал из монастыря иеромонаха Германа, “родом казанца, устроителя Раифской пустыни”, как написано на его надгробии в Новоиерусалимском монастыре, и дал ему указание при сооружении обители Раифской иметь образцами Тихвинский и московский Новоиерусалимский монастыри, в которых Герман жил прежде. С 1690 по 1717 гг.

трудами третьего настоятеля обители игумена Германа при поддержке высокопреосвященного Маркелла (собственной своей казной и пожертвованиями от доброхотных даятелей) кроме настоятельских и братских покоев, других служб, внутри монастырской ограды (а она больше походила на крепостное сооружение, так как имела бойницы и пушки) построил несколько очень красивых церквей.

Это были каменные церкви во имя Чудотворной Грузинской иконы Пресвятой Богородицы, храмы преподобных Отец в Синае и Раифе избиенных; Святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца, а также ограда и три двухэтажных флигеля: для настоятеля, для братских келий и для трапезной. Строительные работы производились под руководством иеромонаха из Новоиерусалимского монастыря мастера-строителя Гермогена.

Преемник Владыки Маркелла по кафедре Митрополит Казанский Тихон Третий (Тимофей Васильевич Воинов) для Раифской пустыни оказался истинным благодетелем. Он особенно любил эту пустынь, так что в ней заповедовал и похоронить себя, хотя это завещание не было исполнено и он, как и Маркелл, был похоронен в Благовещенском соборе Казанского Кремля.

Он закончил постройку каменных церквей, снабдил их богатой ризницей, вообще привёл всю пустынь в особо блестящее положение. Для своих частых приездов он построил отдельный домик.

Обратите внимание

На монастырском озере долго сохранялся деревянный сруб, на котором некогда Высокопреосвященным была основана беседка, куда он часто хаживал, освежиться в жару и насладиться прекрасными видами, открывающимися отсюда во все стороны. Вероятно, при митрополите же Тихоне явилось в обители то множество церквей, которым отличалась она в прежние времена от других казанских монастырей.

По ведомости о монастырях Казанской Епархии, представленной в Синод в 1739 году, в обители Раифской указано 15 храмов, считая в том числе и приделы.

“Настоящая каменная холодная церковь во имя Пресвятыя и Живоначальныя Троицы; при ней в трапезе придел во имя Пресвятыя Богородицы Грузинския; церковь каменная теплая во имя святых преподобных Отец в Синае и Раифе избиенных; при ней в трапезе придел во имя Евфимия, архиепископа Новгородского чудотворца; над теми же церквами вверху церковь святых мучеников пяточисленных: Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста, да вокруг монастыря на каменной ограде церкви; на Св. вратах (восточных) во имя св. Николая чудотворца; во имя Неопалимыя купины; во имя Тихона Амафунтского; во имя Св. апостола Иакова, брата Господня; во имя Страшного Суда; во имя святителей Гурия, Варсанофия и Германа, Казанских чудотворцев; во имя зачатия Иоанна Предтечи; при ней же во имя Ярославских чудотворцев; над ними вверху во имя Алексия, человека Божия; во имя св. мученицы Екатерины”. Почти все эти церкви получили вклады от Митрополита Тихона, в виде дорогой церковной утвари и дрених икон. В этом ему помогали граждане Казанские, особенно сын вице-губернатора Никиты Алферовича Кудрявцева Мефодий Никитич, убитый сообщниками Е. Пугачёва на церковной паперти Казанского Богородицкого девичьего монастыря. В 1794 году благочестивая казанская мещанка Надежда Ивановна Киселёва пожертвовала свои денежные сбережения на строительство церкви, которая была освящена в честь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, на месте разрушенной молнией церкви Страшного Суда Божия. Последними строениями Раифской пустыни являются колокольня с надвратной церковью во имя Архистратига Божия Архангела Михаила, построенная на месте пришедших в ветхость башни с холодной надвратной церковью во имя Святителя Николая. Строительство колокольни было начато в 1889 году на средства и по подряду известного казанского благодетеля и мецената купца Михаила Тимофеевича Атлашкина, прах которого покоится на монастырском кладбище (умер в 1901). 14 сентября 1891 года в день празднования Воздвижения Креста на новую колокольню поднимали крест. В 1903 году престол надвратной церкви был освящён в честь Архистратига Божия Михаила, в память р.Б. Михаила Атлашкина, который был известным благодетелем не только Раифской обители, но многих других монастырей и приходских храмов. Самая “молодая” постройка Раифского монастыря – собор в честь Святой Живоначальной Троицы, заложенный в 1903 году по проекту архитектора Ф.Н. Малиновского на месте старого храма, построенного в конце 17 века, и освященный 6 июня 1910 года архиепископом Казанским и Свияжским Никанором. Храм сей славился замечательнейшей акустикой – пение четырёх иноков на хорах слышалось окрест на 2 версты. К сожалению, в начале 20 века в обители не было достаточно средств и троицкий собор так и не был расписан, вот уже около 100 лет его своды ожидают своих живописцев. При учреждении Раифской пустыни братии было в ней 20 человек, в первой половине 18 века – 30 человек, в 1764 году – 25 человек, в 1833 году -35 человек, в 1880 году – 42 человека, в 2001 году – 60 человек.

С сайта Раифского Богородицкого мужского монастыря

Статью добавил(а): Александр Богданов,  20 марта 2007
Раневская Богородицкая пустынь, 3 класса, общежительная, при озере Раневском, в 30 верстах от города Казани. Основана иеромонахом Филаретом в 1613 году. Здесь находится чудотворная Грузинская икона Божией Матери, которая 31-го июля носится с крестным ходом в город Свияжск, где она остается до 21 августа.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».

Статью добавил(а): Терентий,  30 марта 2012
Возрождение Раифской обители…Восстановление Раифского Богородицкого монастыря началось в июне 1990 года, когда игумен Всеволод, ныне архимандрит, наместник Раифского Богородицкого мужского монастыря, Почетный Академик Российской Академии Гуманитарных наук, кавалер ордена Дружбы Народов, а тогда настоятель Петропавловской церкви города Зеленодольска, возвращался со священниками своего храма из Казанского епархиального управления. В этот день он решил осмотреть древнюю Раифскую обитель, находящуюся в 4-х километрах от трассы Казань – Зеленодольск. Батюшка давно уже слышал об этом месте от своих прихожан, которые помнили её еще до упразднения. Их описания живописного места, в котором она находилась и той особенной благодатной атмосферы Раифы, которую они хранили в сердцах своих, побуждали его увидеть монастырь своими глазами.Приближаясь к монастырю на машине по лесной аллее, за деревянными хозяйственными постройками священники вдруг увидели высокую стройную надвратную колокольню, устремившуюся в небо обезглавленным верхом. Ниже виднелись чёрные от ржавчины циферблаты башенных часов, обшарпанные полуразрушенные стены с обвалившимися зубцами и развалившиеся башни. Черным пятном возвышался над деревянным забором некогда белоснежный собор Грузинской иконы Божией Матери. Но никакое запустение не могло коснуться былого величия и красоты монастырского ансамбля – даже разрушенный, он был прекрасен в окружении заповедного леса. 

Пройти внутрь было непросто – на территори обители уже много лет располагалось Специальное Производственное Техническое училище – сокращенно СПТУ, и вход был только по спецпропускам.

Священники обратились к охране с просьбой разрешить им осмотреть монастырь и администрация СПТУ откликнулась на их просьбу.

Директор колонии провел их на территорию монастыря и показал им весь монастырский комплекс.

Внутри монастырь имел плачевный вид: осыпавшиеся стены, разрушенные кровли, купола без крестов. Однако былые красота и величие этой обители явно выступала из руин. Тем временем, в беседе отца Всеволода с директором зашел разговор о том, что хорошо было бы вновь открыть этот монастырь и тот одобрительно об этом отозвался.

С того времени игумен Всеволод стал хлопотать об открытии монастыря и срочно принялся собирать документы, необходимые для этого.

Когда все документы были готовы, их направили Уполномоченному по Делам Религий при Совете Министров ТССР, а он переправил их в Москву в Совет по Делам Религий при Совете Министров СССР и в конце декабря 1990 года была получено официальное разрешение на открытие храма на территории монастыря. После получения регистрационного свидетельства отец Всеволод обратился в Зеленодольский райисполком за разрешением на открытие монастыря.

Важно

Этот вопрос рассматривался на сессии Зеленодольского райисполкома в январе 1991 года. Зам. председателя райисполкома Весёлкин Е.С.

зачитал решение райисполкома о том, что райисполком не может передать монастырь Русской Православной Церкви до полного выселения СПТУ, отклонив тем самым прошение о возвращении монастыря.

Также отказ в передаче монастыря верующим мотивировался тем, что это, якобы, может нанести психологическую травму воспитанникам, находящимся в данное время на территории монастыря.

Источник: http://sobory.ru/article/?object=01566

Ссылка на основную публикацию