Преподобный кирилл новоезерский, новгородский

Преподобный Кирилл Белый, Новоезерский, Новгородский – Новгородская епархия. Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Подробности18.09.2011 16:33Просмотров: 3132

 Память его празднуется месяца февраля в 4-й день и месяца ноября в 7-й день

  + 1532

«Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам» (Ин. 15. 14), – сказал Сын Божий.

Какое высокое преимущество для человека быть другом Сына Божия! Что же нужно, чтобы получить это преимущество? Надобно исполнять заповеди Сына Божия. После того удивительно только то, что люди так мало дорожат заповедями Сына Божия. Как счастливы, как высоки умом те, которые с юности до гроба, как блаженный Кирилл Новоезерский, творят волю Сына Божия!

Земною родиною блаженного Кирилла, родившегося для неба в 4 день февраля, был город Галич. Родители его были люди богатые и благочестивые, дворяне Белые.

Кирилл еще отроком почувствовал непреодолимое желание иноческой жизни и тайно оставил родительский дом, чтобы найти на реке Обноре преподобного Корнилия, о котором много слышал он от родителей. От Галича до келии Корнилия было 80 верст. Отрок прошел 15 верст и не знал, куда идти далее.

Обратите внимание

Но на дороге увидел он старца, украшенного сединами. На вопрос старца, куда идет он, Кирилл отвечал: «К Корнилию. У него, как слышно, учатся спасению, а мне хотелось бы спастись». «Благословен Бог, вразумивший тебя, – отвечал старец, – если хочешь, иди за мною к Корнилию».

На другой день в виду было местопребывание Корнилия. Указывая на него, старец сказал: «Иди, чадо, к блаженному Корнилию. Я попрошу его за тебя» – и благословил его. Отрок более не видел старца.

Преподобный Корнилий с любовью принял отрока и тогда же постриг его в иночество. Было тогда Кириллу около 20 лет. Молодой инок с горячею любовью начал совершать подвиги иночества, послушание, пост, молитву. После молитвы общей со всем усилием трудился он то в пекарне, то на другой службе.

В свободное от трудов время поучался житию святых, читал священные книги, особенно псалмы Давидовы. Чистая, духовная жизнь его радовала всех, живших с Корнилием.

Родители блаженного, без пользы искав сына долгое время, начали уже считать его умершим, как спустя 7 лет Комельский инок сказал им, что в их пустыни ведет высокую жизнь молодой инок, неизвестно откуда пришедший.

Отец отправился в пустынь с богатыми пожертвованиями и не узнал в строгом постнике Кирилле сына своего. Сын продолжал молить Господа о спасении родителей. Наконец, отец, узнав сына, объявил преподобному Корнилию, что сам желает иночества, и его постригли с именем Варсонофия.

Спустя 8 дней получено было известие, что мать блаженного скончалась инокинею Еленою. По распоряжению Кирилла, оставшееся имение роздано было бедным и слугам дана была свобода. Отец прожил в обители около трех лет в посте и молитве, и сын покоил старость его до гроба.

Спустя год по смерти родителя, Кирилл, стремясь к высшему совершенству, решился вести жизнь отшельническую, в глуши лесов северных. По благословению святого Корнилия, отправился он на север ходить по пустыням. Пищу его составляли теперь то разные травы, то кора сосновая. Чаще ему случалось видеть зверей, чем людей.

Важно

Так провел он около 7 лет, очищая в уединении душу молитвою и созерцаниями духовными. По временам посещал он, как благоговейный поклонник, святые места Новгорода и Пскова. Но, проходя по жилым местам, не заходил он ни в один дом и не брал ни от кого подаяний, кроме разве куска хлеба.

Дух его возвысился в таких подвигах, но телесное здоровье ослабело, и он молил Господа указать ему место постоянного пребывания. Молитва была услышана. Дойдя до Тихвинского монастыря Богоматери, он провел в нем три дня в непрестанной молитве к Пречистой Владычице.

Во сне явилась ему Матерь Божия и сказала: «Угодник Пресвятой Троицы, раб мой, Кирилл, пойди на восточную страну, к Белоозеру, и явит тебе Господь и Сын Мой место упокоения для твоей старости». Кирилл из Тихвина пошел к Белоозеру, с Кобылиной горы увидел он Новое озеро и на нем Красный остров. Ангел во сне известил, что здесь место его.

На Кобылиной горе и ныне стоит часовня, а в ней та самая Тихвинская икона Богоматери, с которою пришел сюда преподобный Кирилл. Сюда каждый год бывает крестный ход из обители в благодарное воспоминание о милости Божией, основавшей обитель. Преподобный Кирилл на Красном острову, под высокою елью, устроил себе хижину, это было в 1517 г.

У крестьян дер. Шиднем Дия, Григория и Давыда выпросил он Красный остров для основания обители. Построив другую келию, сборную для ожидаемой братии, соорудил он две малые церкви – Воскресения Христова и Одигитрии.

Вероятно, тогда, как испрашивал он благословение архипастыря на освящение храмов своих, посвящен он 6ыл в сан священства.

Церковная песнь поет: «Зная, что разумение Богодухновенного Писания – средство ко спасению, ты благоговейно изучил все писание, преподобный Кирилл; затем  и принял сан священства».

Первым учеником его на острове был Дионисий, потом стали приходить к нему и другие. Немало искушений встречалось для новой обители молитвенников. Но преподобный Кирилл был уже тверд. Рыболовы, приезжавшие на остров, видели в Кирилле своего врага, они делали ему разные оскорбления, домогаясь согнать его с острова.

Совет

Блаженный переносил оскорбления их терпеливо. Не так принял он людей, живших бесчестным, бесчеловечным ремеслом (в тогдашнее время таких людей было довольно много). Шайка разбойника, грабившего берега Нового озера, досадовала уже и на то, что поселились на острове люди, которые могут знать о ее делах.

Хищники приплыли на челнах к Красному острову. «Сыны беззакония! – грозно сказал преподобный при встрече с ними, – вы забыли, что есть грозный суд правды Божией, и на пустой остров явились вы для грабежа, и у пустынника думаете найти корысть. Что вы делаете?»… Приведенные в ужас, хищники молили простить их.

«Вперед не злодействуйте, чтобы не быть в аду», – сказал преподобный и отпустил их. Это чудесное укрощение злодеев утешило и одушевило собравшихся к преподобному молитвенников. В другой раз, теснимые бедностью, воры сняли колокола у бедного храма обители и спешили переправиться на другой берег, но заблудились.

«Зачем вы прибыли сюда?», – спросил встретивший их Кирилл. Те пали к ногам святого мужа и просили прощения. «Еще не бывало того, – сказал преподобный, – чтобы кто-либо счастлив был чужим добром. Алчешь чужого – потеряешь свое. Вор не бывает богат, а бывает горбат. И с умом воровать, беды не миновать. Вот – трудовая копейка – до веку живет.

Заработанный ломоть лучше краденого каравая. Помните ту народную мудрость». Затем велел он накормить их и отпустить с миром.

Блаженный служил для учеников своих образцом подвижнической жизни: сам копал землю и рубил лес. В жестокие морозы ходил в худой одежде и даже иногда босой. Когда только нужно было для других, сам совершал литургию, никогда не утомляясь.

Однажды похотливая жена вздумала прельстить блаженного на грех. Она явилась в келью, когда чтением молитв готовился он к совершению литургии. На вопрос блаженного: «Зачем пришла?» – лукавая отвечала, что, не зная, где добыть огня, пришла за огнем.

Преподобный обличил ее пред всею братиею: «Вздумала, – говорит он, – видеть тело мое мертвое, заживо погребенное». Пораженная страхом, трепетала она всем телом. Преподобный успокоил ее кротким наставлением, но запретил женам являться на острову его. Блаженный Александр Свирский присылал ученика своего Никифора видеть подвижника Божия Кирилла.

Было чему учиться у него ученикам его. (См. Сказание о Никифоре Важеезерском – в Дополнении – Сост.)

Благодать Божия до того возросла в духе блаженного подвижника, что открывалась и для людей сторонних в осязаемых опытах. Ученик его Дионисий видел при Литургии ангела, сослужащего преподобному. «Чадо Дионисий, – сказал Кирилл, – судеб Божиих не испытуй и до отшествия моего к Богу не сообщай никому, что тебе открыл Господь, духовной радости Податель».

В обитель Кирилла собралось много иноков, а средства обители были бедны, и ученики Кирилла по временам страдали от недостатков содержания. Преподобный усердно молился за учеников, и помощь подаваема была неожиданно. Раб Божий доставил им и постоянное обеспечение. Князь Иван Васильевич Пенков был тяжко болен.

Во сне говорит ему кто-то: «Иди в пустынь Кирилла Белого, за Тихвин, и выздоровеешь». Князь спрашивал потом, что это за пустынь. И узнав, что она на Новом озере, отправился по указанию. Когда увидал он блаженного Кирилла, то узнал в нем являвшегося ему. По просьбе больного князя, Кирилл служил литургию и молебен.

Обратите внимание

От жестокого мороза другие не могли стоять в церкви, а Кирилл служил в разодранной одежде своей и босой. Больной князь совсем выздоровел и, признательный к милости Божией, дал грамоту – выдавать для обители Кирилловой каждый год 40 мер ржи, масло и соль.

Читайте также:  Скрижали ветхого завета

Церковная песнь поет блаженному Кириллу: «Мглу страстей прогнав молитвами, ты представил Богу сердце твое чистым, потому и вселилась в тебя благодать Святаго Духа, так что видел ты будущее, как близкое к тебе, и просившим у тебя с верою разрешил узы неплодствия».

Пред кончиною своею преподобный видел и объявил бедствия, готовившиеся для России. «Будет, – говорил он, – на нашей земле мятеж между людьми и беды великие, прольется сильный гнев Божий, падут от меча многие, и многие разбросаны будут между чужими. Плачьте, братия, пред Господом и Пречистою Материю Его за твердость русского царства».

Потом прибавил: «Но царство наше будет умирено и устроено Богом». Причастив Святых Таин, оградив себя крестным знамением, сказал он: «Слава Богу за все», – и предал Господу дух свой 4 февраля 1532 г.

Вслед за кончиною преподобного Кирилла открылись знамения близости его ко Господу. Больной инок Кириак, послушанием которого было ловить рыбу для братии, по болезни не был при погребении преподобного и сильно скорбел о том.

Явился преподобный и сказал: «Что ты так болен, брат Кириак? Вставай, иди ловить рыбу». Осенив больного крестным знамением, престал он быть видимым. Больной, дотоле лежавший без употребления рук и ног, начал двигаться, а принесенный к гробу преподобного, совсем выздоровел.

Рассказав изумленной братии бывшее ему видение, пошел он ловить рыбу и наловил столько, как никогда прежде.

В ряду разных исцелений, следовавших затем, особенно поразительно исцеление инока Макария. Он поступил в Новоезерскую обитель из Корельской стороны. Своевольный и сварливый, не хотел он переносить скудость обители и вышел в монастырь г. Белозерска. Здесь посетила его жестокая болезнь, так что не ел, не спал он.

Важно

Придя в сознание грехов своих, обратился он с молитвою к преподобному Кириллу. Почувствовав затем некоторое облегчение, он, по его просьбе, отведен был в обитель преподобного. Здесь вдруг стал он кричать и упал бездыханным. Испуганная братия положили его на самый гроб преподобного.

Он очнулся, встал и вот что говорил о себе: «Демоны без милости мучили меня, но благолепный старец прогнал их жезлом. «Встань, – сказал он мне, – и более не греши».

Царю Иоанну святой Кирилл, явясь во сне, сказал не ходить в приемную палату до 3-х часов дня. И в этот час палата упала, отчего несколько человек лишилось жизни. Спасенный царь, кроме того что утвердил за обителью деревни Шиднем и Кобылино, отдал монастырю всю землю на З версты во все стороны монастыря. Это было в 1542 г.

В 1620 г. жена священника Михаила, села Кема, сильно страдала от родов. Преподобный явился ей в иерейском облачении с крестом в руке и сказал: «Иди в монастырь мой и будешь здорова». Она почувствовала облегчение, хотела идти в обитель, но удержана была родными под опасением за нее. Преподобный явился опять в прежнем виде, но еще держал свечу и кадильницу.

«Не бойся, Антонина! – сказал он, – пусть священник со свечою и ладаном отслужит молебен, и ты будешь здорова. Мужу твоему иерею Михаилу скажи, чтобы учил людей добру. Видите гнев Божий: то нападают иноплеменники, то посещает голод или мор. Это за то, что презирают праздники Божии, не постятся в среду и пяток, не чтят воскресного дня и валяются в грязи грехов.

Если не покаются, хуже того будет».

Дивная сила молитвы святых Божиих! В деревне Шиднем поныне живут, не вымирая, потомки Дия, Григория и Давыда, уступившие остров преподобному для обители молитв.

Мощи преподобного Кирилла обретены были нетленными при основании нового храма, строившегося по обету спасенного от бед боярина Морозова. По определению собора, мощи свидетельствованы были Вологодским архиепископом Маркеллом. А в 1652 г. августа 22-го дня перенесены были в раке в новый храм, где и ныне почивают, источая чудеса.

Тропарь, глас 8

Божиим Духом подвизаемь, слез твоих тучами изсохшее напоил еси, и безплотное в пустыни житие показал еси, и еже из глубины сердца бодренными молитвами и постом благодеяния труды уплодоносил еси, и вселенную всю просветил еси сиянием чудес твоих, отче наш Кирилле, моли Христа Бога, спастися душам нашим.

Тропарь, глас 8 (Обретение мощей)

Яко светильник явился еси всесветел во отоце Нова езера на Красном острове, преподобне отче Кирилле, ты бо крест Христов на рамо взем, усердно Тому последовал еси, чистотою Богови приближився, от Него же и силами чудес обогатися, тем и мы любезно прибегаем к раце честных мощей твоих, умильно глаголем: о преподобне отче Кирилле, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Источник: http://vn-eparhia.ru/novgorodskaya-svyatost/111-svyatye-novgorodskoj-zemli-xvi-vek/176-prepodobnyj-kirill-belyj-novoezerskij-novgorodskij

Преподобный Кирилл Новоезерский

На фото: Икона прп. Кирилла Новоезереского в храме-музее Спаса Всемилостивого в Белозерске.

Белозеры считают преподобного Кирилла Новоезерского своим покровителем, а основанный им невдалеке от города Новоеозерский монастырь в прежние века служил им наиболее доступным богомольем. Этот человек выдающаяся личность Белозерска и Русский Святой

Пожалуй, нет в Белозерске и его окрестностях более почитаемых «местных» святых, чем преподобный Кирилл Новоезерский.

В настоящее время, когда налицо повсеместный упадок церковной жизни и из всех храмов Белозерска действует только один Успенский (с «парным» к нему Богоявленским), часовня Кирилла Новоезерского близ Торговых рядов все же не покинута христианами — она открыта, в ней регулярно служатся молебны. Да и прежде одной из главных святынь Белозерска являлась икона прп. Кирилла «с чюдесами», находившаяся в Спасо-Преображенском соборе.

Преподобный Кирилл по происхождению своему не был белозером. Он появился на свет в Галиче Костромском во второй половине XV века. Судя по всему, в нем с детства жило стремление к иночеству, и в 15 лет он тайно ушел из дома и поступил послушником в обитель прп. Корнилия Комельского, где вскоре принял постриг.

Совет

Корнилиев монастырь находился, по современному счету, примерно в двухстах километрах от Галича, на территории теперешнего Грязовецкого района Вологодской области. Дорога шла по местам глухим и малолюдным. И, быть может, юноша оробел, решимость его поколебалась.

Во всяком случае, из Жития преподобного Кирилла Новоезерского известно, что он получил некое укрепление: ему встретился старец, который благословил его продолжать путь и — сделался невидим.

Путь преподобного Кирилла Новоезерского к Белому озеру

Пока Кирилл проходил под руководством преподобного Корнилия азы монашеской жизни, родители сбивались с ног, разыскивая его. Они уже считали сына умершим, когда случайно узнали от одного комельского инока, что Кирилл находится в монастыре.

Отец тотчас бросился в Комельскую обитель, но не сразу признал сына в строгом аскете, который встретил его. Затем, ближе познакомившись с жизнью монастыря, отец Кирилла тоже принял постриг — с именем Варсонофий.

В иночестве кончила земные дни и мать Кирилла.

Со смертью родителей Кирилл раздал оставшееся после них имение и, благословившись у прп. Корнилия, отправился странствовать по северным обителям.Будучи в Тихвинском монастыре, он, согласно Житию, получил повеление от Божией Матери идти в окрестности Белого озера. Здесь на озере Новом он увидел остров (который иногда называют Красным, а иногда — Огненным), где и поселился.

Основание Преподобным Кириллом Новоезерского монастыря

Основание монастыря на Новом озере относят к 1517 году, но неизвестно, что считать «основанием» — водворение ли прп. Кирилла на Красном острове или приход к нему братии. В 1518 году, как следует из Жития, иноки под руководством Кирилла уже срубили две деревянные церкви (Воскресенскую и Одигитриевскую) и поставили кельи.

Первое время жизнь монахов была сурова и исполнена опасностей. Помимо обычных трудностей, сопутствующих устроению обители, инокам досаждали разбойники, которые считали эти пустынные места чуть не своей вотчиной.

Однажды они унесли с монастырской звонницы колокол, но заблудились и случайно «набрели» на прп. Кирилла. Тот сурово отчитал их, сказав, что «вор не бывает богат, а бывает горбат», а потом накормил и отпустил с миром.

Для братии преподобный Кирилл Новоеозерский служил примером во всем. Он трудился больше, а отдыхал меньше всех, ходил в старой одежде, босой (даже зимой) и непрестанно пребывал в молитве.

Слава о нем как о чудотворце вскоре облетела все окрестности, а однажды, как рассказывается в Житии, Кирилл исцелил некоего князя, что послужило к немалой пользе обители: исцеленный повелел выдавать монахам ежегодно сорок мер ржи и вдобавок постного масла и соли в потребном количестве.

Присутствует в Житии и традиционный «евхаристический сюжет»: ученик преподобного Дионисий увидел, как вместе со святым Кириллом служит литургию неведомый диакон, вдруг затем исчезнувший.

Скончался прп. Кирилл 4/17 февраля 1532 года, перед смертью предсказав «беды великие и мятеж» в Русской земле. «Но, — прибавил он, — царство наше будет умирено и устроено Богом».

Прославление Кирилла Новоеозерского

После кончины прп. Кирилл не оставил своим попечением основанного им монастыря. То один, то другой из братии рассказывал, что ему довелось получить несомненную помощь от покойного игумена. Наиболее яркие случаи были зафиксированы в монастырских документах. Так, однажды прп. Кирилл исцелил инока Макария.

Читайте также:  Молитва матроне московской об исцелении от болезней - православные иконы и молитвы

Этот монах, как рассказывается, был едва ли не самой паршивой овцой в новоезерском стаде: роптал, скандалил, сеял смуту. И в какой-то момент немирные свойства его характера переросли в настоящее душевное заболевание. Макарий не мог ни есть, ни спать, а когда братия привели его к гробу преподобного, он повалился возле него в корчах.

Не без усилий монахи положили Макария на гроб Кирилла, и через несколько мгновений он уже был совершенно здоров.

Обратите внимание

Со всем тем, почитание Кирилла довольно долго оставалось неофициальным. Только в 1649 году, по миновании всех общерусских бедствий, предсказанных старцем перед смертью, были обретены его мощи; вскоре состоялась и канонизация.

Обретение мощей произошло при рытье котлована под каменный Воскресенский храм, строившийся иждивением боярина Бориса Морозова, который питал особую любовь к прп. Кириллу. Мощи положили в Кирилловском приделе новопостроенной церкви.

Жизнь Новоезерского монастыря

Дореволюционная судьба обители Кирилла Новоезерского была вполне благополучна. Богатые и знатные благотворители не оставляли ее своим попечением. В 1685 году на средства царевны Софьи Алексеевны в монастыре возвели теплую каменную церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери с приделом Алексия человека Божия и трапезной. Праздник св.

Алексия вообще имел особое значение в монастырской жизни. Ежегодно в этот день под стенами обители открывалась Алексеевская ярмарка, которая своей шумливой разгульностью хотя и не соответствовала монашескому духу, однако ж приносила монастырю хороший доход.

Потому, когда в 1892 году вышло распоряжение переместить торг в Белозерск, монастырское начальство было недовольно этим.

Наивысшего расцвета Новоезерская обитель достигла при 36-летнем настоятельстве архимандрита Феофана (Соколова), назначенного сюда в 1793 году. До того в течение нескольких десятилетий монастырь влачил скудное существование на третьеклассном содержании, положенном ему Екатериной II.

Материальной скудости сопутствовал и упадок духовной жизни. Но архимандрит Феофан благоустроил Новоезерский монастырь во всех отношениях. С. П. Шевырев писал о настоятеле: «Здесь (в монастыре. — Прим, ред.) память его священна. На его гробнице горят неугасимые лампады и поются почти ежедневные панихиды.

Иноки помнят его испытующий взор, и хранят и читают житие его. Он был южного воспитания. В духовном образовании его участвовал Паисий Величковский, распространитель иноческой жизни в странах Молдавских. Общежительный устав был введен Феофаном в этот монастырь во всей его строгости. При нем обитель славилась своим гостеприимством.

Много добра творил он в местах окрестных, и бедные находили всегда здесь приют».

Новоезерский монастырь колония особого режима

В феврале 1919 года новая власть распорядилась вскрыть мощи прп. Кирилла, но после того они оставались на своем месте до 1928 года, когда монастырь закрыли. С этих пор о судьбе их нет сведений.

Монахи разошлись по окрестным деревням, многие впоследствии были репрессированы, а в стенах обители, как будто нарочно предназначенных своей неприступностью для устройства тюрьмы, разместили колонию для политических заключенных, просуществовавшую до 1953 года.

Впоследствии здесь была обычная тюрьма (послужившая декорациями к фильму Василия Шукшина «Калина красная»), а с 1997 года бывший Новоезерский монастырь перепрофилировали в тюрьму для заключенных, отбывающих пожизненное тюремное заключение.

Источник: http://posmotrim.by/article/prepodobnyj-kirill-novoezerskij.html

Преподобный Кирилл Новоезерский, чудотворец

Кирилл, сын благочестивых родителей-дворян, в молодые годы принял пострижение в обители преподобного Корнилия Обнорского, что  в восьмидесяти верстах от его родного Галича.

Лет семь он жил в строгом подвижничестве, когда нашел его здесь отец и сам принял иночество под именем Варсонофий. Вскоре после этого было получено известие о смерти матери Кирилла, скончавшейся также в иночестве под именем Елена.

И тогда отец с сыном, желая отказаться от всего, что могло их связывать с миром, роздали все имущество бедным и отпустили на свободу слуг.

Важно

После смерти отца Кирилл пожелал предаться еще более суровой, отшельнической жизни; несколько лет он скитался по пустынным местам, питаясь лишь травой или древесной корой. За это время он посетил святыни в Новгородской и Псковской губерниях. Совершая паломничества, преподобный не заходил никогда ни в один дом и не принимал подаяний, за исключением куска хлеба.

Наконец, истомленный, он поселился на острове Красном в Новоозере и со временем устроил здесь монастырь, известный как Воскресенский Новоезерский. Но жить здесь оказалось нелегко. Местные рыболовы всячески старались выжить иноков с острова, но Кирилл терпеливо сносил все обиды.

Иначе отнесся он к разбойникам, которые грабили по берегам Новоозера и досадовали, что появились свидетели их неблаговидных дел.

– Сыны беззакония, – грозно сказал преподобный при встрече с ними, – вы забыли, что есть грозный суд правды Божьей! На пустынный остров явились вы для грабежа и у пустынника думаете найти корысть? Что вы делаете?

Разбойники пришли в ужас и молили простить их.

В другой раз воры, доведенные до крайности нищетой, похитили колокол из бедного храма обители.

– Зачем вы пришли сюда? – спросило встретивший их Кирилл. Те пали к его ногам и просили прощения.

– Еще не бывало, чтобы кто-то был счастлив чужим добром, –  сказал преподобный. – Алчешь чужого, потеряешь свое. Вор не бывает богат, а бывает горбат. И с умом воровать, беды не миновать. Вся трудовая копейка до веку живет. Заработанный ломоть лучше краденого каравая. Помните эту народную мудрость, – затем велел накормить смущенных воров и отпустить с миром.

Блаженному Кириллу было дано знать настоящее и будущее. Перед кончиной он предсказал бедствия, которым предстояло разразиться над страной, но вместе с тем предсказал и то, что «царство наше будет умирено и устроено Богом».

Причастившись, преподобный оградил себя крестным знамением и со словами: «Слава Богу за все!» – перешел в мир иной. Это было в 1532 году. После смерти праведника свершилось немало чудес.

Многих больных исцелял святой Кирилл, являясь им во сне. В 1542 году явившись во сне царю Иоанну, он сказал: «Не ходи в приемную палату до трех часов дня…

» В тот самый час своды палаты обрушились и многие находившиеся там погибли.

Преподобный Кирилл был канонизирован Русской Православной Церковью и назван чудотворцем Новоезерским.  

16 февраль 2014 /

Источник: https://pravoslav-voin.info/azi/3363-prepodobnyj-kirill-novoezerskij-chudotvorec.html

Преподобный Кирилл, Новоезерский чудотворец – МолитвослоВ

МолитвослоВ

Дни памяти:  Февраль 4,  Ноябрь 7 (Обретение мощей)

Преподобный Кирилл Новоезерский

Родился преподобный Кирилл от благочестивых родителей в городе Галиче. Уже будучи отроком, он стремился к иноческой жизни.

Оставив тайно родительский дом, он отправился в обитель преподобного Корнилия (в Вологодском Комельском лесу), о которой ему часто рассказывали родители.

На пути к этой обители Кириллу встретился некий старец, который, осведомившись о цели его путешествия, благословил его намерение идти к св. Корнилию и затем стал невидим.

Совет

Преподобный Корнилий весьма благосклонно принял Кирилла и постриг его в иноки. Молодой инок ревностно стал проходить иночес-кое житие.

Между тем родители Кирилла уже потеряли было всякую надежду найти его и даже стали считать его умершим, но вот они от одного комельского инока узнали об местопребывании своего сына.

Тогда отец Кирилла отправился в обитель св. Корнилия, но здесь в строгом постнике он не узнал своего сына, а когда затем признал в нем Кирилла, то и сам постригся в иноки под именем Варсонофия.

Мать Кирилла перед смертью также восприяла иноческий чин.

По смерти отца Кирилл, раздав нищим оставшееся после него имение, отправился на север, в глушь лесов, чтобы здесь вести вполне единенную жизнь. Сурово протекала жизнь преподобного в этих пустынях, где пищей ему могли служить только трава да кора деревьев.

Отсюда приходил он иногда на поклонение святым местам в новгородские и псковские пределы. Так как тело его стало постепенно ослабевать в подвигах, то он молил Господа, чтобы Он указал ему место постоянного пребывания. Горячая молитва подвижника была услышана, и, повинуясь небесному указанию, св. Кирилл отправился к Белоозеру.

Здесь с одной горы он увидел Новое озеро и на нем Красный остров. Явившийся подвижнику во сне ангел дал ему указа-ние, что здесь Бог избирает ему место пребывания.

Пробудившись от сна, Кирилл твердо решил основать на Красном острове Божью обитель, для каковой цели и приобрел вскоре от местных крестьян указанный остров; затем соорудил здесь келью и две церкви. Тогда же он был поставлен в сан священника.

Кирилл ревностно подвизался на новом месте в молитве и посте, претерпевая многие скорби от бесов и злых людей. Особенно же доса-ждали подвижнику местные рыболовы. Беспокоили его обитель также и грабители, во множестве бродившие тогда по лесам и дорогам Руси.

Обратите внимание

Но и на этих отверженных мира сего действовала нравственная высота св. подвижника. Однажды, когда они приплыли к Красному острову, преподобный обратился к ним с грозным обличением. Хищники, устра-шенные этим, молили святого простить их.

Читайте также:  Именины николая по церковному календарю

В другой раз воры сняли колокол с церкви и хотели уже переправиться на другой берег, но заблудились. Встретивший их Кирилл обличил жадность их и указал, что даже и «заработанный ломоть лучше украденнаго каравая», что «вор не бывает богат, а бывает горбат». Затем, накормив их, отпустил с миром.

Это так подействовало на злодеев, что они более совершенно не нарушали покоя новой обители.

Преподобный Кирилл Новоезерский

Жизнь св. Кирилла в обители была во всем примером и образцом для других братий. Он отказывал себе во всех благах жизни, ходил босой, иногда даже в самые жестокие морозы, сам рубил дрова и копал землю. За такую свою праведную жизнь Кирилл был сподоблен от Бога особенной благодати св. Духа и дара исцелений.

Однажды ученик преподобного Дионисий видел, что с ним служит литургию диакон, который затем вдруг исчез. Преподобный запретил ему рассказывать об этом чудесном явлении.

Около того же времени во молитвам его исцелился от тяжкой болезни один князь, который в благодарность за это велел выдавать для обители преподобного каждый год 40 мер ржи, а также в достаточном количестве масла и соли. Пред кончиной своею преп.

Кирилл с великой прозорливостью предрек те бедствия, которые предстояло испытать Российской земле. «Будут, — говорил он, — на земле беды великия и мятеж между людьми; но, — прибавил он, —царство наше будет умирено и устроено Богом». Преставился св. подвижник в мире 4 февраля 1532 года.

Вскоре затем открылись знамения особенной близости его ко Господу. Так, когда один инок, по имени Кириак, заболел, то преп. Кирилл в сонном видении явился ему и, осенив его крестным знамением, исцелил от болезни. Затем он исцелил другого инока, по имени Макария. Это исцеление особенно поразительно и заслуживает чрезвычайного внимания всех верующих.

Важно

Макарий был наказан Богом за свой своенравный дурной характер тем, что не мог ни есть, ни спать. Когда его привели к гробу преподобного, то он в корчах упал на землю. Тогда приведшие его иноки положили его на самый гроб преподобного — и больной тотчас же пробудился совершенно здоровым. Много и других исцелений произошло по молитвам к преп.

Кириллу, неустанному молитвеннику нашему пред Богом.

Мощи сего праведника были обретены нетленными при закладке в его обители нового храма, который по обету строился боярином Морозовым, получившим по молитвам к св. подвижнику спасение от многих бед.

Источник: http://www.molitvoslov.by/2014/prepodobnyj-kirill-novoezerskij-chudotvorec.html

Преподобный Кирилл, Новоезерский чудотворец | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Февраль 16th 2016 –

Память 4/17  февраля.

Преподобный Кирилл родился от благочестивых и богатых родителей в городе Галиче1.

Еще будучи отроком, Кирилл почувствовал непреодолимое желание быть иноком. Тайно оставив родительский дом, Кирилл ушел из Галича на реку Обнору2, в обитель преподобного Корнилия3, о которой слышал от своих родителей4. На пути туда Кирилл увидел старца, украшенного сединами.

На вопрос старца, куда идет он, Кирилл отвечал, что идет к обители преподобного Корнилия. Одобрив его намерение, старец велел ему идти туда вместе с собой. На другой день они подошли вдвоем к обители преподобного Корнилия.

Не доходя немного до обители, старец, дав наставление отроку, долгое время молился о нем и затем, показывая рукою на обитель, сказал: — Иди, чадо, к блаженному Корнилию, а я буду просить блаженного Корнилия принять тебя в иноки. После того старец благословил отрока и стал невидим.

Оглядываясь вокруг и не видя старца, Кирилл уразумел, что то было Божие посещение, и возблагодарил о сем Бога. Придя затем в монастырь, отрок со слезами умолял преподобного Корнилия принять его иноком в свою обитель.

Предвидя в нем избранный сосуд Святого Духа, Корнилий принял его с любовью и постриг в иноческий чин5. Молодой инок весь предал себя Богу и с горячею любовью начал совершать подвиги иноческого жития.

Родители Кирилла долго искали его всюду и, не найдя нигде, плакали о лишении сына. Чрез несколько лет родители узнали, что Кирилл пребывает в обители Корнилиевой.

На 12-й год пребывания там Кирилла, отец его пришел туда и постригся с именем Варсонофия, а чрез некоторое время получено известие о матери Кирилла, что и она, пожив добродетельно и благочестиво, также скончалась в иночестве с именем Елены. Отец Кирилла, прожив в обители три года в посте и молитвах, преставился ко Господу.

Совет

По кончине родителей, преподобный Кирилл стал подвизаться еще усерднее, прилагая труды к трудам, работая и в поварне, и в пекарне и обходя все монастырские службы. Стремясь к высшему совершенству, преподобный Кирилл решился вести жизнь отшельническую в глуши лесов.

По благословению святого Корнилия, отправился он на север ходить по пустыням; пищу его составляли то разные травы и коренья, то кора сосновая; чаще приходилось ему видеть зверей, чем людей. Оттуда приходил он по временам в пределы Новгородские и Псковские и там поклонялся святым местам, молясь Господу, да укажет ему место для постоянного пребывания.

По небесному указанию, блаженный Кирилл отправился оттуда к Белуозеру6, а затем пошел к Тихвинскому монастырю7, во имя Пресвятой Богородицы, где три дня молился Богу и Пречистой Его Матери. Во сне явилась ему Богородица и велела идти к Новому озеру. С Кобылиной горы преподобный увидел посреди озера Красный остров, поросший лесом.

На этом острове увидел Кирилл огненный столп на том месте, где ныне стоит монастырь, из чего он понял, что то место указано ему Богом и Пречистой Богородицей. Прибыв на тот остров, преподобный поселился там под высокою елью, устроив из ветвей ее хижину себе. Здесь явился ему во сне Ангел Господень и сказал, что это место уготовано ему Господом.

Пробудившись от сна, блаженный пошел по тому острову и увидел около своей хижины следы от ног человеческих. По этим следам он дошел до селения Шиднем, и у крестьян этой деревни просил разрешения поселиться на том острове; получив просимое, он построил себе там келлию.

На следующий год он построил здесь две малые церкви: одну во имя Воскресения Христова, а другую — во имя Пречистой Богородицы Одигитрии. Во время пребывания своего на острове, преподобный усердно подвизался в посте и молитвах, претерпевая многие напасти и скорби от бесов и от злых людей.

С течением времени вокруг Кирилла собралось много братии и на Красном острове основалась обитель, известная под именем Новоезерской8. Достигнув глубокой старости преподобный Кирилл был награжден от Господа даром прозорливости и чудес. Пред кончиною своею преподобный предрек о бедствиях, готовившихся для Российской земли.

 — Будет, — говорил он, — на нашей земле мятеж между людьми и беды великие, прольётся сильный гнев Божий, падут от меча многие, а другие будут отведены в плен. Когда же к нему подошел ученик его Дионисий и начал спрашивать преподобного: «Скажи нам, отче, а потом что будет?» Преподобный отвечал ему: — Вслед за этим я видел Царя сидящего на Престоле и пред Ним двух юношей, имеющих на головах своих венцы царские. И дал Господь им в руки оружие на врагов, — и все царства земные поклонятся Сидящему на Престоле, и наше царство будет умирено и устроено Богом. Вы же, отцы и братия, — прибавил преподобный, — молитесь со слезами Богу и Пречистой Его Матери о державе Российского царства”. Причастившись Святых Таин и оградив себя крестным знамением, святой Кирилл предал Господу дух свой, 4 февраля 1532 года, и погребен в основанной им обители9.;” _____________________________________________________________________

1 Ныне уездный город Костромской губернии на низменном юго-восточном берегу Галичского озера. 2 Обнора протекает по Вологодской и Ярославской губерниям и впадает в реку Кострому. 3 Преподобный Корнилий основал монастырь в Вологодском Комельском лесу, в 5-ти верстах от города Грязовца.

Обратите внимание

Монастырь этот известен под именем Корнилиева Комельского Введенского. Св. Корнилий скончался 19 мая в 1537 г.; там почивают и святые мощи его. Память его — 19 мая. 4 Обитель эта находилась от г. Галича в 80-ти верстах. 5 Кириллу тогда было около 20 лет. 6 Бело-озеро находится в Новгородской губернии, на границе Кирилловского и Белозерского уездов.

7 Тихвинский Богородице-Успенский монастырь находится в городе Тихвине Новгородской губернии. Основан на месте явления иконы Божией Матери, известной под именем Тихвинской. 8 Кириллов-Новоезерский монастырь находится на Красном острове Нового озера в 30-ти верстах от г. Белозерска, Новгород. губ.

В монастырской ризнице есть крест напрестольный, писанный, как гласит предание, на древе гробовой доски преподобного Кирилла.

9 Мощи преподобного Кирилла обретены были нетленными в 1649 г. при основании нового храма, строившегося по обету спасенного от бед боярина Морозова. По определению собора, они освидетельствованы были Вологодским архиепископом Маркеллом; а в 1662 г. августа 22 перенесены были в раке в новый храм, где и ныне почивают, источая чудеса.

Источник: http://alchevskpravoslavniy.ru/zhitie-svyatyx/prepodobnye/prepodobnyj-kirill-novoezerskij-chudotvorec.html

Ссылка на основную публикацию