Православный праздник благовещение пресвятой богородицы

Благовещение Пресвятой Богородицы в 2018: какого числа, история Девы Марии, приметы и традиции великого православного праздника

Один из двенадцати самых главных церковных праздников – Благовещение – в этом году православные отметят 7 апреля. Праздник, связанный с получением Девой Марией благой вести о том, что вскоре она принесет в мир Спасителя, Сына Божьего, каждый год отмечается именно в этот день. В 2018 году Благовещение выпало на Великую субботу на Страстной неделе, накануне Пасхи.

Благовещение считают одним из самых энергетических дней в году, обладающих огромной силой. В этот день небеса максимально открыты, поэтому любые молитвы верующих будут услышаны.

История Девы Марии

Мария родилась в Назарете и до 14 лет воспитывалась и прислуживала при храме. Когда она достигла возраста, в котором обычно девушек выдают  замуж, то перед ней встал выбор – вернуться в родительский дом или выйти замуж. Но Мария уже дала обещание Богу, что навсегда останется Девой.

Поэтому священнослужители обручили Марию со старцем Иосифом, который берег ее чистоту и непорочность. Она жила в его доме – вела хозяйство и молилась. Спустя четыре месяца к Марии явился архангел Гавриил в образе ангела и сообщил ей благую весть о том, что она выбрана в матери Сына Божьего, Спасителя людей.

«Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою, благословенна Ты между женами”, – с этими словами, которые позднее стали молитвой, архангел обращается к будущей Матери Христа.

Обратите внимание

Он сказал, что на Марию ниспадет Святой Дух, и она, никогда не знавшая мужчину, родит Богомладенца, которого будут звать Иисус, что означает «Спаситель».

С тех пор день, когда Дева Мария узнала, что станет Матерью Божьей, именуется Благовещением.

Как  празднуют  Благовещение

Отмечать праздник Благовещение начали в середине IV века. Дату праздника определили, высчитав девять месяцев от Рождества. Известно, что этот праздник, который за многие века уже оброс традициями и приметами, отмечают по-разному.

На Благовещение не принято устраивать пир, так как праздник выпадает на период, когда идет Великий пост перед Пасхой. Правда, в этот день разрешается употреблять в пищу рыбу и можно даже выпить немного вина. Разрешены в Благовещение спокойные гулянья, вечерние посиделки с семьей и встречи с друзьями.

А вот работать в этот день категорически нельзя. Под запретом – занятия рукоделием, работа с техникой, строительство. Считается, что 7 апреля не стоит начинать любые дела. В народе говорили, что “даже птица не вьет своего гнезда” в этот день и верили, что любое новое начинание принесет неприятные последствия, неудачи, а может быть даже и несчастья.

По традиции на Благовещение в небо выпускали птиц, символизирующих ангела, который принес Деве Марии благую весть.

День, когда Дева Мария получила благую весть, считается очень подходящим для совершения паломничества. Но надо помнить, что  отправляться к святым местам или поклоняться святым мощам, можно лишь с чистыми мыслями и душой, как были они чисты у Девы Марии, принявшей благословение Божие.  

А еще на Благовещение следует помириться с теми, с кем раньше поссорились. Это особенно актуально в нынешнем году, когда Благовещение выпало на Великую Субботу, канун Пасхи, которую нельзя встречать с «тяжелым» сердцем.

Приметы и традиции, связанные с Благовещением    

Прогревание соли – обычай, связанный с Благовещением. Считалось, что соль, прокаленная на сковороде именно в этот день, получает чудодейственные способности лечить практически любые заболевания.

Соль нагревали, ссыпали в небольшой мешочек и убирали подальше от глаз. В течение года соль вбирала в себя все невзгоды и негатив. Через год старую соль сжигали вместе с несчастьями прошедшего года. А взамен готовили новый мешочек с солью.

Освященную в Благовещение просфиру держат возле иконы Девы Марии и использую для лечения болезней

Важно

Другая популярная примета запрещала одеваться на Благовещение в новые вещи. Существовала некая уверенность в том, что нарушение этого правила могло привести или к порче самих вещей, или к неприятностям у из владельцев.

Кроме того, в этот день старались не использовать огонь, а потому не топили печки, не разводили костры и всю пищу готовили заранее.

Еще одна примета связана со снами. Если в ночь на Благовещение приснится вода (колодец, море или река), то это обещает удачу в жизни. Молодым женщинам такой сон указывал на скорое рождение ребенка.

Источник: https://rueconomics.ru/316869-blagoveshenie-presvyatoi-bogorodicy-v-2018-kakogo-chisla-istoriya-devy-marii-primety-i-tradicii-velikogo-pravoslavnogo-prazdnika

Благовещение Пресвятой Богородицы: приметы, обычаи и традиции праздника

7 апреля православные христиане отмечают один из главных церковных праздников. Это событие стало поворотным для всего христианского мира: оно ознаменовало скорое прибытие Сына Божьего на землю для спасения всего человечества.

Значимость Благовещения Пресвятой Богородицы в религиозном мире огромна. В этот знаменательный день Деве Марии была явлена весть с Небес о том, что она станет матерью Божьего Сына и произведет его на свет от непорочного зачатия.

Традиции и обычаи на Благовещение

Если в этот знаменательный день продолжается строгий пост, церковь разрешает сделать послабление в честь празднования. Христианам позволительно употреблять в пищу рыбную продукцию.

7 апреля под запретом остается работа. Домашние дела, требующие внимания, выполнять можно, но от праздного времяпровождения стоит воздержаться. Свободное время необходимо посвятить молитвам, размышлениям о жизни и духовному просветлению. По поверьям, в этот день нельзя шить, вязать и плести — так можно накликать беду в дом и испортить отношения с домочадцами.

Особое внимание уделяется в праздник птицам. Их выпускают на свободу, чтобы они донесли до Небес благую весть о хороших делах и поступках людей.

В ночь на Благовещение принято разжигать костры, чтобы окончательно растопить зимнюю стужу и привлечь теплую весну. В костры бросают мусор, старые предметы обихода и любые вещи, пришедшие в негодность.

Золу от костров в Благовещение относили в огород и посыпали грядки для того, чтобы отпугнуть вредителей и защитить урожай от невзгод.

Сажают в этот день и растения. Считается, сам Бог благословляет их на быстрый всход и обилие плодов.

После службы в церкви домой приносят просфоры, которыми угощают всех домочадцев. Остатки и крошки обычно отдают домашним животным, защищая их от болезней и хищных зверей.

Приметы на Благовещение Пресвятой Богородицы

Наши предки внимательно наблюдали в этот день за погодой: дождь сулил урожайный год, а гроза или гром предвещали обилие орехов по осени.

Рыбаки в Благовещение надеялись на хороший улов, ведь он означал, что рыба в водоеме не переведется и клев будет в течение всего года.

В праздник под запретом были любые бранные слова, ссоры и выяснение отношений. Наши предки верили, что от того, как пройдет день, зависит весь год. Благодушный настрой, добро и взаимопомощь были обязательны.

Совет

Хорошим индикатором погоды служили ласточки: если они появлялись до наступления праздника, значит, впереди ждала теплая зима.

В этот день ничего нельзя отдавать из дома, чтобы не провести год в бедности и безденежье.

По приметам, вода, освященная в Благовещение, обладала целебными свойствами и применялась в случае болезни домочадцев.

Запрещается надевать обновки в этот день: по поверьям, они быстро приходят в негодность, а новые наряды также недолго радуют покупателей.

Примечательно, что погода, которая стояла в Благовещенье, отражала погоду на Светлую Пасху.

Благовещение Пресвятой Богородицы — особый день, в который вы можете попросить у Высших сил защиты и покровительства. Любое ваше желание, произнесенное от чистого сердца и не содержащее корысти, обязательно сбудется. Желаем вам удачи, и не забывайте нажимать на кнопки и

Благовещение Пресвятой Богородицы — это один из самых важных христианских праздников. В православии это событие …

Праздник Святой Троицы — важный день для каждого православного человека. По преданию, именно с этой …

Обратите внимание

Петров день является не только православным, но и народным праздником. Обычаи и традиции, соблюдаемые в …

В православный крещенский сочельник христиане традиционно соблюдают пост и не едят до первой звезды, возносят …

Источник: https://dailyhoro.ru/article/blagoveschenie-presvyatoj-bogoroditsyi-primetyi-obyichai-i-traditsii-prazdnika/

Благовещение Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. История праздника

Благовещение Пресвятой Богородицы
25 марта / 7 апреля

Благовещение Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии — так христианская Церковь называет великий двунадесятый праздник, посвященный воспоминанию о возвещении Архангелом Гавриилом Деве Марии тайны воплощения от Нее Бога Слова (Лк. 1, 26-38).

Общее значение слова «Благовещение» — благая, радостная, добрая весть — то же, что и Евангелие; сугубое значение указывает на праздник Благовещения, отмечаемый 25 марта. Это священное событие совершилось, по церковному преданию, в шестой месяц после зачатия святой праведной Елизаветой святого пророка Иоанна Предтечи. «Совет Превечный открывая Тебе, Отроковице, Гавриил предста…

» — воспевает Святая Церковь в начале праздничной службы великого праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Превечный Совет Святой Троицы о Воплощении Единородного Сына Божия для искупления погибавшего в грехах человеческого рода и его спасения был непостижимой тайной, сокрытой до назначенного Богом времени не только от людей, но и от Ангелов.

Когда приблизилось время воплощения Слова Божия, появилась из среды человечества и Та, единственная в мире по Своей чистоте и святости, Дева — Преблагословенная Отроковица Мария, — достойная послужить делу спасения человеческого рода и стать Матерью Сына Божия.

Пресвятая Дева Мария была дарована престарелым родителям, праведным Иоакиму и Анне (память 9/22 сентября) за их непрестанные и слезные молитвы.

По достижении 14 лет, когда по закону иудейскому пребывание Ее в храме должно было окончиться, Пресвятая Мария была обручена праведному восьмидесятилетнему старцу Иосифу, бедному плотнику из рода Давидова, которому поручили хранить Ее девство. Переселившись в Назарет, в дом Своего Обручника старца Иосифа, Пресвятая Мария продолжала ту же жизнь, которую проводила в храме.

Святые отцы Церкви — Афанасий Великий, Василий Великий, Иоанн Дамаскин — указывают, что под видом супружества Господь оградил Пресвятую Деву Марию от злобы врага рода человеческого диавола, скрыв от него таким образом, что Она — Та Самая Благословенная Дева, о Которой сказал пророк Исайя: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Еммануил, что значит с нами Бог» (Мф. 1, 23; Ис. 7, 14). Пребывая в доме Своего Обручника старца Иосифа, Пресвятая Дева Мария однажды читала Книгу пророка Исаии и размышляла о величии Той, Которая удостоится быть Матерью Бога. Всем сердцем Святая Мария хотела увидеть Избранницу Божию и в глубоком смирении желала быть последней Ее служанкой. В тот благословенный день начала человеческого спасения, ставший днем воплощения Бога Слова, Пресвятой Деве Марии с небес явился посланный Богом Архангел Гавриил и приветствовал Ее словами: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что значит это приветствие. И сказал Ей Ангел: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца». Мария же сказала Ангелу: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» Ангел сказал Ей в ответ: «Дух Святый найдет на Тебя, и Сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим…» Тогда Мария сказала: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел» (Лк. 1, 28-38). Непоколебимая, глубокая вера Пресвятой Девы Марии и столь же глубокое Ее смирение, соединенное с пламенной любовью к Богу и преданностью Его Святой воле, явились той благодатной Нивой, в недрах которой возник Благословенный Плод — Богочеловек Иисус Христос, Агнец Божий, взявший на Себя грехи всего мира. Так как от времени бессеменного зачатия Сына Божия полагается начало спасения рода человеческого, то Церковь в день Благовещения неоднократно возглашает: «днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление…» (тропарь). День Благовещения Пресвятой Богородицы является и днем воплощения Спасителя: от 25 марта до 25 декабря, когда празднуется Рождество Христово, ровно девять месяцев. Святая Церковь в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы вспоминает это дивное и непостижимое умами смертных Таинство. Всемогущий Бог великим Таинством Своего воплощения от Пресвятой Девы Марии приходит в мир, чтобы взять на Себя тяжесть грехов всего рода человеческого; Сын Божий становится Сыном Человеческим, воспринимает человеческую природу, чтобы Своим воплощением, искупительными страданиями и Воскресением обновить и обожить ее. Бесконечная любовь Господа к Своему созданию явилась в Его Божественном истощании, без которого прародительский грех и неисчислимые грехи последующих поколений неминуемо привели бы к гибели в вечности всех людей. Благодаря Боговоплощению каждому христианину, верующему в Господа и стремящемуся жить по Его заповедям, дарована возможность вечного блаженства в Царстве Небесном. В лице Пресвятой Богородицы христиане обрели милосердную Мать, Заступницу, Помощницу и Ходатаицу за них перед Божественным Ее Сыном. Благовещение — это день благой вести о том, что нашлась во всем мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от Нее может родиться Сын Божий. Воплощение Сына Божия, с одной стороны, — дело Божией любви и Божией силы; но вместе с этим воплощение Сына Божия есть дело человеческой свободы. Св. Григорий Палама говорит, что Воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божией. В Божией Матери мы находим изумительную способность довериться Богу до конца; но способность эта не природная, не естественная: такую веру можно в себе выковать подвигом чистоты сердца, подвигом любви к Богу. Торжественное церковное почитание дня Благовещения Пресвятой Богородицы началось не позднее IV века, о чем имеются свидетельства в творениях святителей Афанасия Великого и Иоанна Златоуста. Но иконы, изображающие это событие, появились в Церкви христианской уже во II веке, еще в Римских катакомбах, например, на стене усыпальницы святой Прискиллы.

Читайте также:  Избавительница икона божией матери в чем помогает, как молится

Иконы Благовещения, символизирующие начало искупления рода человеческого, с древних времен по церковному законоположению устрояются на царских вратах. Царские врата изображают вход в Царство Небесное, а икона Благовещения Пресвятой Богородицы напоминает нам об отверзении для нас рая, так как это священное событие явилось «главизною» нашего спасения.

История праздника Светлый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы отмечается церковью, предположительно, с IV века. Возможно, первоначально он возник в Малой Азии или Константинополе, а затем распространился по всему христианскому миру.

Установлению праздника способствовало открытие святой равноапостольной Еленой в начале IV века святых мест земной жизни Спасителя и строительство храмов в этих местах, в том числе базилики в Назарете, на месте явления Архангела Гавриила Деве.

Определение времени празднования зависело от дня Рождества Спасителя — между 25 марта и 25 декабря проходит ровно девять месяцев, положенный срок для вынашивания в утробе младенца.

Важно

У древних христиан этот праздник носил различное наименование: Зачатие Христа, Благовещение о Христе, Начало искупления, Благовещение Ангела Марии и только в VII веке ему на Востоке и Западе было присвоено название БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.

Совпадение двунадесятого христианского праздника Благовещения и главнейшего христианского праздника Пасхи – называют Кириопасхой.

При совпадении Пасхи с Благовещением (что случается примерно раз в полвека, и как было в 1991 году), на следующий день после Кириопасхи совершается также празднование Благовещения. Исстари на Руси заведено было в этот день отпускать птиц на волю.

Существовал обычай, под Благовещение ночью сжигать свои соломенные постели, чтобы истребить болезни, а женщины на Благовещение пережигали в печи соль и верили, что теперь она будет творить чудеса в лечении всех.

« Назад :: Далее: Православные праздники…

Источник: http://pro-everyday.ru/index.php?id=molitva/prazdnik7

Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля 2019 года: молитва, икона, традиции, приметы

Начало апреля знаменуется одним из важнейших праздников православия – Благовещение Пресвятой Богородицы. Этот день относится к двунадесятым праздникам, а его название говорит само за себя – в этот день к Деве Марии явился ангел и принес благую весть о том, что она родит Христа.

Содержание:

Какого числа Благовещение в 2019 году

Этот праздник является непереходящим, то есть у него есть фиксированная дата, поэтому Благовещение Пресвятой Богородицы в 2019 году будет 7 апреля, впрочем, как и всегда.

Богослужение на Благовещение

Особенность этого праздника заключается в том, что Богослужение может проходить в разное время, в зависимости от того, на какой день недели он выпадает.

Например, если Благовещение выпадает на понедельник или воскресение во время Великого Поста или Пасхальной седмицы, то Богослужение проводится вечером.

Кода же праздник выпадает на такие дни Страстной седмицы, как Великий пяток или Великая суббота, то литургия начинается утром. Во всех остальных случаях Богослужение начинается с “великого повечерия”.

Само Богослужение обычно состоит из чтения Евангелия о том, как Ангел явился деве Марии, молитв и песнопений. При этом священники обязательно надевают традиционное богородичное голубое облачение. Также читается специальные тропарь и кондак, посвященные этому дню.

Длительность праздника также определяется в зависимости от того, на какую седмицу или праздник он выпадет. Так если Благовещение состоится до Лазаревой субботы, то праздник отмечают 3 дня, если в саму Лазареву субботу, то два, а в случае, когда Благовещение выпадает на Страстную или Светлую седмицу, то Богослужение длится всего один день.

Благовещение и язычество

Почти все православные праздники, так или иначе, связаны с язычеством.

Еще до крещения Руси славяне отмечали свои праздники, поклоняясь другим Богам с помощью обрядов и ритуалов, также обязательно девушки и женщины гадали.

С приходом христианства ни обряды, ни ритуалы никуда не ушли, но все языческие праздники были переименованы в христианские, а также люди начали посещать храмы для участия в православных Богослужениях.

Существует две версии того, что раньше отмечали в этот день. Первая – это день Масленицы-Марены. Именно в этот день сжигали чучело Масленицы-Марены, выпускали птиц на волю в честь прихода весны.

Совет

Стоит отметить, что этот праздник был гораздо раньше, но из-за путаницы григорианского и юлианского календарей он сместился до 7 апреля. Следующая версия – Закликание Весны.

По всем преданиям в этот день на землю спускалась богиня Жива, в честь которой и выпускали птиц и красили яйца, а также начинали уже подготовку к посевному сезону.

Обычаи и традиции на Благовещение

  • В этот день ни в коем случае нельзя было работать, поэтому и женщины и мужчины откладывали все дела для того, чтобы полностью посвятить себя празднику. А особенно нельзя было ни плести, ни вязать. По преданиям – нить в этот день превращается в человеческую судьбу и любые манипуляции с ней могут привести к необратимым последствиям.
  • Еще одна главная традиция этого праздника – выпускание птиц на свободу, зачастую это были голуби. Значение этого обычая разное – одни говорят, что это языческий обряд, а другие утверждают, что птицы расскажут о жизни человека на Земле, о его добрых поступках и Бог в свою очередь вознаградит его за это.
  • В ночь с 6 на 7 обязательно последний раз закликали весну, для этого в деревне разжигали костер, молодежь прыгала через него, а кто постарше старались принести всю старую одежду, или вещи, которые служили напоминанием о плохом и кидали в костер. Но вот в доме зажигать огонь было нежелательно, лишь ненадолго, для того, чтобы посыпать пламя солью на удачу. Вокруг костров водили хороводы, пели веснянки и веселились. А чтобы сохранить здоровье и красоту обязательно умывались талой водой.
  • Также на Благовещение обязательно проводили обряд для сохранения поголовья скота. Для этого вся семья брала кастрюли ложки, и колотили в них как можно громче. Чем дальше распространится звук, тем большая вероятность, что животные не заболеют.
  • А чтобы увеличить урожай икону Благовещения ставили на кадку с семенами, а под ними святую воду.
  • Многие верили, что на Благовещение любая одежда порвется или испортится, поэтому надевать что-то новое было не принято, и наши предки старались одеваться в то, чего не жалко.
  • Многие верили, что Благовещенская соль способна творить чудеса, однако это не просто соль, её необходимо было заготавливать особенным образом. Для этого обряда собиралась вся семья. Каждый член семьи брал по щепотке соли и складывали в специальный мешочек. Затем хозяйка дома прокаливала её на огне. Наши предки считали, что такая соль помогает в болезнях и хворях. В случае, когда она не нужна была её просто сжигали на костре, веря в то, что так избавляются от бед и несчастий в следующем.
Читайте также:  Акафист донской иконе божией матери, текст акафиста

Приметы на Благовещение

  1. Женщины и мужчины старались в этот день не стричься и не расчесываться, так как по поверьям волосы перестанут расти, и начнут выпадать.
  2. Также наши предки, обязательно запоминали на какой день недели пришелся праздник.

    Ведь в это время тогда нельзя начинать ничего нового, иначе все испортиться и не получится. Так, если, к примеру, он выпадает на понедельник, то в этот день лучше никаких дел не начинать, а закончить старые. А вот следующий день недели самый удачливый для новых дел на весь год.

  3. Если же Благовещение пройдет без ласточек, то ждите холодной весны.
  4. Наши предки говорили, что если на Благовещение будет мороз, то в этом году будет хороший урожай огурцов и яровых. Но если дождь, то ждите урожая орехов, грибов, а также весь год рыбаки буду возвращаться с хорошим уловом.

  5. Также считалось плохой приметой уронить на землю хотя бы одну кроху, тогда весь год пройдет в болезнях и лишениях.

Икона Божьей Матери «Благовещение Пресвятой Богородицы»

О чем молятся иконе Благовещение Пресвятой Богородицы: об исцелении всяких недугов, об освобождении из заключения.

Празднование иконы происходи в праздник Благовещения: 7 апреля (25 марта по старому стилю).

Молитва иконе Благовещение

“О Пресвятая, Богоизбранная Дево, Святаго Утешителя Духа Всенепорочная Невесто, Пребожественнаго же Отца Небеснаго Дщерь Превожделенная, посреде терния мира сего Тем обретённая, яко крин пресветлый добротою девства блистающийся, да Сыну Божию Чистая Матерь Неискусобрачная будеши! Что убо воздадим Тебе в пресветлый день сей Благовещения, воньже Архангела Гавриила красотою безмернаго девства Своего удивила еси и от того неизреченное обрадование восприяла еси. Что принесем Тебе за вся утешения Твоя, имиже возвеселила еси в день сей весь мир видимый и невидимый, наипаче же падший древле род человечь. Днесь спасения нашего начало и еже от века таинства явление: ныне убо Слово Божие тихо сниде с небес, яко капля каплющая на землю, и вселися в Твою Богоблагодатную Девственную утробу и бысть Плоть спасения нашего ради. Сего ради днесь Ангели ликуют на небесех и вся тварь веселится и радуется, празднующе начало свобождения своего от работы нетления в свободу славы чад Божиих. Ныне радуется женское естество, Евы ради падшее, та бо повинувшися змию печаль роди женам и неудержанно введе смерть. Ты же, Дево, разрешила еси от горькия работы весь род человечь и свободою Христовою естество женское почтила еси, зане девством чистым паки истинную жизнь ввела еси, и сего ради жены, девство держаще, врага яве побеждати начинают. Ныне Адам ликует, видев, яко в пресветлый день сей исполнися на Тебе первое райское благовестие, яко семя Жены сотрёт главу змия. С нимже ликовствует ныне весь род человечь, понеже Тобою, Пречистая, упразднися днесь древнее отвращение Божие к человеком, Бога бо паки привела еси к нам. Сего ради зрим Тя ныне, якоже древле Иаков, яко Лествицу Высокую, Еюже сниде Бог на землю и яко Мост Пречуден, имже сущих от земли паки возводиши на Небо. Что воздадим Тебе, Царице Неба и земли, за вся сия, имиже радость несказанную подале еси падшим и заблуждшим людем Твоим? Вся наши жертвы и приношения ничтоже суть пред величеством благодеяний Твоих. Единое точию угодно Тебе: «сердце сокрушенно и смиренно», егоже и Сын Твой и Господь наш «не уничижит». Сего ради молим Тя: исполни нас от превосходящия высоты смирения Своего елика вместити возможем, да принесем Ти во всесвятый день Благовещения Твоего Твоя от Твоих, во еже во всяцем деле блазе не мыслити высокая, но выну в смирении духа пребывати. Сею первейшею добродетелию украшени, в пресветлый день сего праздника Твоего в кротости и чистоте сердца со Архангелом Гавриилом возопием тебе: Радуйся, Благодатная, Радуйся, Обрадованная, Радуйся, Преблагословенная, Господь с Тобою и Тобою с нами во веки веков. Аминь”.

Видео поздравление

© http://prostotak.net/

Источник: http://prostotak.net/velikij-post/blagoveshchenie-presvyatoj-bogoroditsy.html

Благовещение пресвятой богородицы – древо

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Благовещение Пресвятой Богородицы. София Киевская, ок. 1040

Благове́щение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии (греч.

Εὐαγγελισμὸς τῆς ῾Υπεραγίας Δεσποίνης ἡμῶν Θεοτόκου καὶ ̓Αειπαρθένου Μαρίας; лат.

Annuntiatio beatae Mariae Virginis – Благовещение благословенной Девы Марии), двунадесятый церковный праздник, посвященный воспоминанию явления Деве Марии архангела Гавриила, возвестившего ей о будущем рождении от Нее Спасителя

Празднуется 25 марта

Согласно Евангелию (Лк 1, 26-38), в шестой месяц после зачатия прав. Елисаветой св. Иоанна Предтечи архангел Гавриил был послан от Бога в гогод Назарет к Пресвятой Деве Марии с радостной вестью о том, что от Нее родится Спаситель мира.

Войдя к Ней, Гавриил сказал: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Мария смутилась от ангельского приветствия и размышляла о его значении, Гавриил же продолжил: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.

Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего… и Царству Его не будет конца».

Мария в недоумении спросила, как исполнение этого обещания совместимо с соблюдением избранного Ею девственного образа жизни: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» Ангел ответил Ей, что воплощение Сына Божия будет совершено чудесным действием Св.

Духа: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово». Тогда Мария со смирением сказала: «Cе, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». И отошел от Нее ангел.

Согласно апокрифам II в.

– «Протоевангелию Иакова» и «Книге о рождестве блаженнейшей Марии и детстве Спасителя» («Евангелие псевдо-Матфея»),- Пресвятая Дева услышала архангельское благовестие сначала у колодца или источника, куда Она пошла за водой, а затем в доме, где Она, согласно выпавшему Ей жребию, пряла завесу или ковер для иерусалимского храма. Согласно первому из указанных источников, эти эпизоды непосредственно следовали друг за другом, согласно второму – между ними прошло 3 дня [1]. Апокрифическое предание нашло свое отражение в иконографии праздника [2].

В истории праздник Благовещения воспринимался и как Господский, и как Богородичный праздник. Феодор Продром (XII в.) в четверостишии называет 12 главных праздников, среди которых, за исключением Благовещения, Богородичные отсутствуют.

Гроттаферратский Типикон (XIII в.) упоминает Благовещение среди 14 Господских праздников [3]. С XIV в.

, с включением в список двунадесятых праздников сначала Успения, а затем и прочих Богородичных праздников, Благовещение становится одним из них [4].

В отличие от Православной Церкви, где Благовещение считается одним из важнейших праздников, в Римо-католической церкви это второстепенный праздник [5].

Установление праздника

Благовещение, икона работы св. Андрея Рублева, 1405 г.

Изображения Благовещения присутствуют уже среди росписей катакомб второй половины II – первой половины III века; в Равенне (после 400) и в Риме, среди мозаик триумфальной арки церкви Санта-Мария Маджоре (432-440), исполненных при папе Сиксте III (432-440) [6], тем не менее можно с большой степенью вероятности утверждать, что установление особого праздника Благовещения произошло не ранее IV в.

Открытие св. равноап.

Еленой в начале IV века святых мест земной жизни Иисуса Христа и начатое ею строительство храмов на этих местах (в частности, в Назарете, там, где, по преданию, Пресвятой Деве явился арх.

Гавриил, была построена базилика [7]) вызвали рост интереса к событию Рождества Христова и тайне Воплощения; возможно, с этим связано и установление Благовещения как отдельного праздника.

Читайте также:  Молебен богородице покрова, рождеству пресвятой богородицы

В начале VIII века арм. автор Григор Аршаруни писал, что праздник Благовещения был установлен свт. Кириллом I, патриархом Иерусалимским [8], т. е. в третьей четверти IV века. В древнейших арм. Лекционариях, отражающих литургическую практику Иерусалима V в.

, самостоятельного празднования Благовещения еще нет, но воспоминанию этого события посвящен 4-й день богоявленских торжеств (т. е. 9 января [9]). Древние груз. рукописные Лекционарии, отражающие литургическую практику Иерусалима VII в.

, уже содержат под 25 марта особый праздник Благовещения [10].

Обратите внимание

Поскольку сведения о константинопольском богослужении V-VI вв. немногочисленны, ничего определенного о праздновании Благовещения в этот период в Константинополе утверждать нельзя, но в VI в. прп. Роман Сладкопевец написал кондак на Благовещение [11]; к концу VII в.

– это уже один из самых почитаемых здесь праздников: правило 52 Трулльского собора (691-692) запрещает совершение полной литургии в период Великого поста, за исключением суббот, воскресений и праздника Благовещения, это правило восходит к правилу 49 Лаодикийского собора (ок. 343), разрешающему совершать полную литургию Великим постом только по субботам и воскресеньям.

Но, хотя 49-е правило Лаодикийского собора не упоминает Благовещения, это не упраздняет вовсе возможности совершения благовещенской службы; скорее, можно сделать вывод, что первоначально праздник в те годы, когда он попадал на будние дни поста, мог переноситься на субботу или воскресенье.

Перенесение памятей почитаемых святых в седмичные дни поста на субботу или воскресенье широко практиковалось на Востоке, и структура православного великопостного цикла во многом обязана этому обычаю. И. А.

Карабинов предположил, что до Трулльского Собора днем, на который переносилось Благовещение, была суббота Акафиста и что Акафист Пресвятой Богородице в первоначальном виде был сочинен для праздника Благовещения [12]. Все византийские памятники VIII и последующих веков называют Благовещение среди важнейших праздников; его богослужение неизменно совершается 25 марта.

Благовещение. Мозаика церкви Санта-Мария-Мадджоре. 1295 г.

Под именами церковных писателей III-V вв.

(святых Григория Чудотворца [13], Афанасия Великого [14], Григория Нисского [15], Иоанна Златоуста [16], Прокла Константинопольского [17], Василия Селевкийского [18]) сохранился целый ряд праздничных слов на Благовещение, но их подлинность сомнительна – так, по свидетельству еп. Авраама Ефесского (между 530 и 553), до него не было написано ни одной проповеди, посвященной Благовещению [19], – и обычно их датируют более поздним временем [20]. Сохранились также подлинные беседы на Благовещение свт. Софрония Иерусалимского (VII в. [21]), свт. Германа I Константинопольского (VIII в. [22]), прп. Иоанна Дамаскина (VIII в. [23]) и многих других более поздних св. отцов и церковных писателей.

На Западе сведения о празднике Благовещения восходят примерно к тому же времени, что и на Востоке. Из сочинений западных отцов Церкви и писателей известны слова на Благовещения, приписываемые лат. авторам V в. (блж. Августину [24], святым Петру Хрисологу [25] и Льву I Великому [26]) и последующих веков.

Однозначно о литургическом почитании дня Благовещения говорится в Liber Pontificalis времен папы Сергия I (687-701), где Благовещение входит в число трех праздников, посвященных Божией Матери, когда в Риме совершалась торжественная процессия [27]. Календарь Полемия Сильвия, еп. г.

Седун (435-455), предназначавшийся как для светского, так и для церковного употребления, а потому содержащий наряду с христианскими и языческие памяти, упоминает 25 марта еще не как день Благовещения, а как день Крестной смерти Спасителя [28]. В первой редакции Геласия Сакраментария (VII в.) Благовещение не указано, но уже в Сакраментарии Григория Великого (3-я четв. VII в.

) оно находится под 25 марта (то же – и в т. н. Геласиевом Сакраментарии VIII в.); во всех более поздних памятниках римской традиции в этот день праздновалось Благовещение.

Благовещение Пресвятой Богородицы. Фреска в Благовещенском храме в Назарете

В неримских западных обрядах празднование Благовещения могло переноситься на период адвента.

Толедский Собор 656 в первом правиле предписывает петь службу Благовещению 18 декабря (при этом 25 марта остается датой Благовещения), объясняя это невозможностью устраивать праздник во время Великого поста [29].

Вероятно, Собор не просто ввел эту дату, но перенял ее из некой традиции, уже установленной в отдельных местах – напр., в аквилейском и амвросианском обрядах Благовещение также праздновалось в декабре в одно из воскресений [30].

Название праздника

Название праздника Благовещения в древности не было устойчивым, совр. εὐαγγελισμός засвидетельствовано лишь с VII в. В сочинениях древних авторов встречаются названия: греч. ἡμέρα ἀσπασμοῦ (день приветствия), ἀγγελισμός (возвещение), ἡμέρα или ορτὴ τοῦ εὐαγγελισμοῦ (день/праздник Благовещения), χαριτισμός (от χαῖρε, κεχαριτομένη – от «радуйся, Благодатная», Лк 1, 28); лат.

annuntiatio angeli ad beatam Mariam Virginem (Благовещение ангела ко блаженной Деве Марии), Mariae salutatio (приветствие Марии), annuntiatio sanctae Mariae de conceptione (Благовещение св. Марии о зачатии), annuntiatio Christi (Благовещение Христа), initium redemptionis (начало искупления), conceptio Christi (зачатие Христа), festum incarnationis (праздник Воплощения) [31].

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Дне́сь спасе́ния на́шего глави́зна,/ и е́же от ве́ка та́инства явле́ние,/ Сы́н Бо́жий, Сы́н Д'евы быва́ет,/ и Гаврии́л благода́ть благовеству́ет,/ те́мже и мы́ с ни́м Богоро́дице возопии́м:/ ра́дуйся, Благода́тная,// Госпо́дь с Тобо́ю. Ныне начало нашего спасения и обнаружение тайны, которая предуставлена была прежде всех веков: Сын Божий — Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Поэтому и мы с ним Богородице воскликнем: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!

Кондак, глас 8

Взбра́нной Воево́де победи́тельная,/ я́ко избав'льшеся от злы́х, благода́рственная/ воспису́ем Ти́ раби́ Твои́, Богоро́дице,/ но я́ко иму́щая держа́ву непобеди́мую,/ от вся́ких на́с бе́д свободи́, да зове́м Ти́:// ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная. Тебе, высшей Военачальнице, избавившись от бед, мы, недостойные рабы Твои, Богородица, воспеваем победную и благодарственную песнь. Ты же, как имеющая силу непобедимую, освобождай нас от всяких бед, чтобы мы взывали к Тебе: радуйся, Невеста, в брак не вступившая!

Величание

Арха́нгельский гла́с вопие́м Ти́, Чи́стая:/ Ра́дуйся, Благода́тная,// Госпо́дь с Тобо́ю. Словами Архангела взываем Тебе, Чистая: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!

Литература

  • Martene E. De antiquis ecclesiae ritibus. Antw., 1737. Vol. 3. P. 588;
  • Хойнацкий А., свящ. Праздник Благовещения Божией Матери в Римско-католической Церкви // ПО. 1873. № 6. С. 1001-1011;
  • Виноградов Н. Канон на Благовещение Пресв. Богородицы как образец церковно-богослужебной поэзии. М., 1888;
  • Дебольский Г. С.

    , прот. Дни богослужения Православной Церкви. СПб., 1901. М., 1996р. Т. 1. С. 121-128;

  • Kellner H. Heortologie oder das Kirchenjahr und die Heiligenfeste in ihrer geschichtlichen Entwicklung. Freiburg i. Br., 1901. S. 196;
  • Conybeare F. C.

    Rituale Armenorum, being the Administration of the Sacraments and the Breviary Rites of the Armenian Church. Oxf., 1905;

  • Cabrol F. Annonciation (Fête de l') // DACL. Vol. 1. T. 2. Col. 2241-2255;
  • Петровский А. Благовещение // ПБЭ. Т. 2. С. 619-622;
  • Кекелидзе К., прот. Иерусалимский Канонарь VII века (груз. версия).

    Тифлис, 1912;

  • Скабалланович М. Рождество Христово. К., 1915. М., 1995р. (Христ. праздники; 4);
  • он же. Успение Пресв. Богородицы. К., 1916. М., 1995р. (Христ. праздники; 6);
  • Вениамин (Милов), еп. Чтения по литургическому богословию. К., 19992;
  • Мирковић Л.

    Хеортологиjа или историjски развитак и богослужење празника православне источне цркве. Београд, 1961. С. 44-46;

  • Θουντούλης ̓Ι. Εὐαγγελισμὸς τῆς Θεοτόκου // ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 980-982;
  • Μπεκατῶρος Γ. Γ. Εὐαγγελισμὸς τῆς Θεοτόκου: Τάξις λατρείας // Ibid. Σ. 982-983;
  • Οἰκονομίδης Δ. Β. Εὐαγγελισμὸς τῆς Θεοτόκου: Λαογραφία // Ibid. Σ.

    983-985;

  • Grosdidier de Matons J. Romanos le Mélode: Hymnes. P., 1965. T. 2. P. 20-40. (SC; 110);
  • Древнейший Иадгари / Изд., исслед. и коммент. Е. П. Метревели, Ц. А. Чанкиевой и Л. М. Хевсуриани. Тбилиси, 1980;
  • Арган Дж. К. История итальянского искусства: Пер. с итал. М., 1990. Т. 1;
  • Corrado M.

    Annunciazione: storia, eucologia, theologia, liturgica. R., 1991;

  • Новозаветные апокрифы. СПб., 2001;
  • Каждан А. П. История визант. литературы: 650-850 гг. СПб., 2002.

Использованные материалы

[1]  Новозаветные апокрифы. С. 20, 42

[2]  Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 1. С. 197; Т. 2. С. 374

[3]  Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 907

[4]  Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 401

[5]  Хойнацкий. С. 1002

[6]  Кондаков. Т. 1. С. 26-27; Петровский. С. 619-622; Арган. С. 94

[7]  Cabrol. Col. 2245-2246

[8]  Conybeare. P. 509

[9]  Conybeare. P. 517

[10]  Кекелидзе. С. 55-56; Tarchnishvili. Grand Lectionnaire. T. 1. [Pars. 1.] P. 43-45 (лат. пер.: [Pars. 2.] P. 40-41)

[11]  SC. 110. P. 13-41

[12]  Карабинов. С. 31 сл.; см. также: Fletcher R. A. Three early byzantine hymns and their place in the liturgy of the Church of Constantinople // BZ. 1958. T. 51. S. 53-65

[13]  PG. 10. Col. 1145-1169

[14]  PG. 28. Col. 917-940

[15]  Montagna D. La lode alla Theotokos nei testi greci dei secoli IV-VII // Marianum: Ephemerides Mariologiae. R., 1962. Vol. 24. P. 536-539

[16]  PG. 50. Col. 791-796; 60. Col. 755-760; 62. Col. 763-770

[17]  PG. 65. Col. 679

[18]  PG. 85. Col. 425-452

[19]  BZ. 1913-1914. T. 22. P. 49-54

[20]  Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 115-116

[21]  PG. 87γ. Col. 3217-3288

[22]  PG. 98. Col. 321-328

[23]  PG. 96. Col. 648-661

[24]  3 проповеди: PL. 39. Col. 2103-2110

[25]  5 проповедей: PL. 52. Col. 575-588

[26]  PL. 56. Col. 1140-1144

[27]  LP. T. 1. P. 372, 376, 381

[28]  Kellner. S. 196

[29]  Mansi. T. 11. P. 33-34

[30]  Kellner. S. 147

[31]  Cabrol. Col. 2242

Источник: https://drevo-info.ru/articles/783.html

Ссылка на основную публикацию