Кто такой епископ в православной церкви

Священнослужители и церковнослужители Православной Церкви

Богослужение в Православной Церкви совершается особыми поставленными на Священное Действие лицами. Этот порядок установлен Господом Иисусом Христом, когда, совершив дело искупления рода человеческого и даровав благодатные средства для усвоения его в Церкви, Он передал Апостолам благодать священства и особые благодатные дары (Мф. 28:19-20; Ин. 20:22-23).

Строя Церковь Божию, Апостолы установили в ней церковно-иерархические степени:

Первую высшую степень священства имеет епископ, что значит надзирающий.

Епископ с первых веков христианства был предстоятелем христианской общины, о чем свидетельствуют книги Нового Завета (Деян. 20:28; 1 Тим. 3:2; Тит. 1:6-7).

Позднее, в процессе становления церковного юридического статута, они получили еще наименования: патриарх, митрополит, архиепископ и викарий.

По благодатным дарованиям они равны между собой, то есть все имеют епископскую степень и являются архиереями — полновластными раздаятелями благодатных даров, первыми и главными совершителями богослужения.

Обратите внимание

Только епископу как преемнику апостольской власти принадлежит право совершать таинство Священства, освящать миро для таинства Миропомазания и престолы или антиминсы для совершения таинства Евхаристии. В своей епархии епископу принадлежит право назначать на приходы священно-церковнослужителей и перемещать их, а также награждать или взыскивать.

В Русской Православной Церкви Патриарху принадлежит право ношения белого куколя с сионами, митрополиты носят белый клобук с крестом, архиепископы — черный клобук с крестом и епископы — черный клобук без креста.

Епископы иногда имеют у себя помощниками тоже епископов; эти подначальные архиереи называются викариями, то есть, наместниками.

Вторую степень священства занимают иереи (пресвитеры), то есть священники.

Божественную благодать и право совершать богослужения и церковные таинства, кроме таинства Хиротонии, преподавать верующим пастырское благословение и научать их истинам христианской веры пресвитер получает от епископа в таинстве Хиротонии. Являясь совершителем всех таинств, кроме таинства Хиротонии, пресвитер в таинстве Миропомазания преподает благодать через освященное епископом миро и совершает таинство Евхаристии на освященном епископом антиминсе

В зависимости от получаемых от церковного священноначалия наград иерей может иметь звание протоиерея и протопресвитера, а в монашестве — соответственно звание игумена и архимандрита.

Первоначальное значение этих слов: игумен – то есть идущий впереди, ведущий, а архимандрит – начальник, загона, выезда; затем ими стали называть начальников монашеских общин; теперь это означает также и почетные персональные награды.

Иерархически сану архимандрита в черном духовенстве (монашестве) соответствуют в белом духовенстве митрофорный протоиерей и протопресвитер (старший священник).

Лишение священного сана Высшей церковной инстанцией, а также добровольное сложение сана влекут за собой его утрату на всю жизнь.

Настоятель храма — глава приходского причта.

Важно

Он наблюдает за порядком совершения богослужений, следит, чтобы при богослужении каждый член причта занимал место, соответствующее старшинству по рукоположению, и исправно исполнял свои пастырские обязанности, заботится о благоустроении церковного чтения и богослужебного пения, о чистоте и благолепии храма, о надлежащем содержании храмовых святынь, икон, богослужебных книг, облачений и церковной утвари.

За деятельностью настоятеля и за жизнью прихода вообще наблюдает благочинный, который сообщает обо всем наиболее важном из жизни подведомственного ему благочиния епархиальному Преосвященному.

В Типиконе под настоятелем, или предстоятелем, подразумевается архимандрит, игумен и вообще начальник монастыря. Упоминаемый там екклисиарх следил за точным соблюдением Устава богослужения и общего порядка при его совершении. Как второе лицо после настоятеля он замещал его в случае отсутствия.

Третьей степень священства имеет диакон, что значит служитель. По изначальному назначению диаконы, служат при Трапезе Господней, то есть при совершении Божественной литургии.

Диакон является помощником священника. Он не имеет той благодатной силы, которой обладает священник и которая дается в таинстве рукоположения во священника. В силу этого диакон не может самостоятельно, без священника, служить литургию, крестить, исповедовать, соборовать, венчать (то есть совершать таинства), отпевать, освящать дом (то есть совершать требы).

Таким образом, диакон как служитель, только помогающий епископу или священнику при совершении Божественной литургии, церковных таинств и других священнодействий, не имеет права совершать какие-либо церковные службы без участия епископа или священника.

Диакон не имеет права без благословения священника надеть облачение к службе и должен всегда испрашивать его словами: «Благослови, владыко, стихарь со орарем».

Без епископского или иерейского благословения диакон не может совершать каждения и произносить ектений.

Самостоятельно, без облачения в стихарь, но в рясе, без каждения, без ектений и священнических возгласов диаконы могут совершать только домашние каноны и молитвы- богослужения, доступные и мирянину: последования вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, часы с изобразительными, начинающиеся не иерейским возгласом «Благословен Бог наш», а словами «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас».

Диаконское служение является естественным подготовлением к священству. Поэтому в сан диакона возводятся благочестивые и достаточно образованные люди.

Еще до рукоположения в диакона ставленник должен решить: будет ли он проходить священническое служение, являясь женатым (белое духовенство) или же приняв монашество (черное духовенство).

С прошлого века в Русской Церкви существует также институт целибата, то есть сан принимается с обетом безбрачия («coelibatus или caelibatus» — на латыни «холост»). Диаконы и священники — целибаты также относятся к белому духовенству.

В настоящее время монахи-священники служат не только в монастырях, они нередки и на приходах, как в городе, так и в деревне.

Существуют три степени монашества:

  1. Рясофор
  2. Мантия (или малая схима)
  3. Схима (или великая схима)

Низшая степень, рясофор, означает «носящий рясу» (ряса — повседневное длиннополое одеяние монахов, с широкими рукавами).

Малая и великая схима («форма», «образ») — высшие степени. Они отличаются более строгими обетами.

Епископ должен быть обязательно из монашествующих.

Пресвитеры и диаконы, по церковным канонам, могут быть женатыми; вступление их в брак дозволяется только один раз, и притом до таинства Хиротонии. Лица женатые дважды и более не могут быть посвящены в эти степени (равно как и во иподиаконы).

Совет

Диакон (в монашестве — иеродиакон) может быть награжден церковным священноначалием званием протодиакона и архидиакона.

В совершении священнослужителями богослужения принимают участие также церковнослужители, или причетники.Все церковнослужители вместе называются причтом, потому что причислены к церкви, и клиром, как составляющие жребий Божий.

В Православной Церкви церковнослужителями именуются низшие степени клира, получившие хиротесию, то есть посвящение на служение в Церкви.

К ним относятся иподиаконы и диаконисы, чтецы, певцы и парамонари (пономари), находящиеся в непосредственном подчинении настоятеля церкви, который наблюдает за своевременным прибытием их в храм к богослужению и приготовлением всего для него необходимого.

Первое место между церковнослужителями занимают иподиаконы; они участвуют в богослужении при епископах.

Иподиакон прислуживает священнослужителям во время богослужения. Эта должность древнего происхождения. Упоминание о ней есть в послании святого Киприана, епископа Карфагенского (III в.), и в Апостольских постановлениях (II-III вв.).

В древние времена в обязанность иподиаконов входило приготовление воды для умовения рук священнослужителей.

Иподиаконы выводили из храма оглашенных после возгласа диакона «Оглашеннии, изыдите» и охраняли святые врата, чтобы никто из недостойных не вошел внутрь алтаря. В настоящее время иподиаконы участвуют только при архиерейском служении.

Иподиаконы пользуются правом ношения стихаря и ораря, которым препоясываются крестообразно. В современной церковной практике обязанности иподиаконов чаще всего выполняют чтецы.

Чтец – это читающий за богослужением Священное Писание, кроме Евангелия. В древние времена он был и хранителем священных книг.

Обратите внимание

На чтеца возлагалась обязанность возжигать светильники в алтаре и предносить их во время совершения богослужения перед священнодействующими в потребных случаях.

Должность чтеца в первые три века предоставлялась преимущественно тем христианам, которые исповедали свою веру перед язычниками, то есть открыто объявили, что они члены Церкви Христовой. В древней Церкви чтец пользовался большим уважением: чтецами были люди знатного происхождения.

Для исполнения богослужебного пения Церковь установила также институт певцов, или псалтов (псалмистов).

К IV веку поставление специальных псалтов в храмах утвердилось: они должны были вести строго благочестивую жизнь; главной их обязанностью было предначинать пение в храме и управлять им.

Собрание певцов называлось лик, хор, клирос. В древней Церкви было два лика: правый и левый.

Парамонарь (пономарь) – приставник, привратник. Его обязанностью в древней Церкви было главным образом безотлучное пребывание при священных местах, например в Вифлеемской пещере, где родился Спаситель, на Голгофе, как для охраны их, так и для удобства паломников.

Они наблюдали также за имуществом храмов, возжигали светильники перед богослужением и гасили их после окончания его.

Со временем к их обязанностям было отнесено чтение и пение за богослужениями, принесение в алтарь просфор, вина, воды, фимиама и огня, приготовление и подача священнослужителям кадильницы и теплоты, призывание верующих к богослужению с помощью колокольного звона и уборка алтаря и храма.

https://www.youtube.com/watch?v=JRsSl6vKpcc

В монастырских храмах пению стихир обычно предшествует возглашение того, что следует петь. Поэтому особые лица возглашают как глас напева и запевы перед стихирами, так и самые стихиры по частям, а певцы с их слов, также по частям, поют их. Такое возглашение стихир называется канонаршение, а возглашающий их – канонарх.

Параекклисиарх, «кандиловозжигатель», по Церковному уставу испрашивает благословение настоятеля на начало богослужения, производит к нему звон, возжигает свечи, подает кадило, выносит подсвечник при входах с кадилом и Евангелием и в других случаях.

В настоящее время в храмах почти все обязанности церковнослужителей исполняют псаломщики.

В обязанности псаломщиков входит исполнение клиросного чтения и пения, сопровождение священника при посещении им прихожан для совершения духовных треб, участие в требоисправлении в храме, чтение синодиков-поминаний на проскомидии.

Важно

Псаломщику может быть позволено чтение акафиста при совершении молебна. Псаломщик на время богослужения должен надевать стихарь, если он посвящен в него, и испрашивать благословение у служащего священника перед началом каждой службы.

Александр А. Соколовский

Источник: http://www.blagobor.by/article/liturgia/clergy

ЕПИСКОП

[греч. ἐπίσκοπος], высшая из 3 богоустановленных степеней священства в правосл. Церкви, существующая также и в католич. и нехалкидонских Церквах, сохраняющих апостольское преемство (а также в тех протестант. сообществах, к-рые признают епископское служение). Е. является носителем высшей благодати священства. Служение Е.

вмещает всю полноту апостольской власти. Е. выступает главным учителем местной Церкви как для мирян, так и для клира (Послание патриархов Восточно-кафолической Церкви о правосл. вере. 10 // Догматические послания правосл. иерархов XVII-XIX вв. о правосл. вере. М., 1900. Серг. П., 1995р. С. 157-163; ср.: Трул 19). По благодати Св. Духа Е.

принадлежит право возглавлять совершение таинств Церкви. Только Е. может совершать рукоположения: по словам свт. Епифания Кипрского, «чин епископов преимущественно назначен для рождения отцов, ибо ему принадлежит умножать в Церкви отцов духовных» (Epiph. Adv. haer. 75 (45). 4). Только Е. может освящать миро (в совр. правосл.

традиции миро освящается не всяким Е., но главой Поместной, автономной или афтокефальной Церкви) – т. о., вступление в Церковь, происходящее через Крещение и Миропомазание, невозможно без Е., кто бы ни совершал Миропомазание – Е. или священник. Таинство Евхаристии также совершается либо самим Е., либо священником, которого Е.

Читайте также:  Белогорский монастырь пермский край - православные иконы и молитвы

определяет для служения в том или ином храме (ср.: «Только та Евхаристия должна почитаться истинною, которая совершается епископом или тем, кому он сам предоставит это» – Ign. Ep. ad Smyrn. 8; «Веруем, что сие таинство св.

Евхаристии совершается не всяким, а одним только благочестивым иереем, получившим священство от благочестивого и законного епископа» – Послание патриархов Восточно-кафолической Церкви о правосл. вере. 17 // Догматические послания. С. 176-182). В правосл.

традиции это требование выражается также в запрете совершать Евхаристию без освященного и подписанного Е. антиминса. Е. принадлежит власть надзора и суда над местным клиром. Ему вверено управление церковным имуществом. Без его участия или благословения ничто не может совершаться в местной Церкви (см. также ст. Власть).

Буквально греч. слово ἐπίσκοπος переводится как «блюститель» или «надзирающий».

это слово встречается в разных значениях и контекстах, причем оно не используется по отношению к языческим жрецам (хотя некие ἐπίσκοποι упоминаются в списке служителей при храме Аполлона Родосского – СIG. XII 1. 731, а Плутарх называет великого понтифика (pontifex maximus) в Риме «надзирающим над святыми девами», т. е. весталками – Plut. Vitae. Num.

9; в обоих случаях, однако, слово «епископ» не имеет непосредственных жреческих коннотаций). В V в. до Р. Х. этим словом именовались гос. служащие, заведовавшие сбором денежных средств (Aristoph. Av. 1021-1057), и инспекторы в Афинском морском союзе (СIG. I 10, 11). Чаще всего «епископами» в греко-рим. мире называли разного рода надзирающих: за покоренными территориями (Appian. Hist. rom.

XII (Mithridatica). 48), за рабами (PFreib. 8. 11), за строительными работами (Plut. Vitae. Pericl. 13), за торговлей на рынках (Plat. Leg. 8. 849A) и проч. Платон, рассказывая об идеальном управлении гос-вом, упоминает тех, кто должны надзирать за соблюдением законов (νομοφύλακες ἐπίσκοποι – Plat. Leg. 6. 762D; о том, что такие функции осуществлял особый совет в Афинах, см.: Plut. Vitae.

Совет

Solon. 19). Слово ἐπίσκοπος и близкие к нему по значению формы часто употреблялись по отношению к языческим богам (Pindar. Olymp. 14. 5; Aeschyl. Sept. c. Theb. 271; Cornut. Theol. graec. 16, 20, 22, 27, 30, 32; Plat. Leg. 4. 717D; Plut. Vitae. Camill. 5). Греч. слово было уже в I в. до Р. Х. заимствовано римлянами и часто встречается в лат. транскрипции (Cicero. Ep. ad Attic. 7. 11. 5; CIL.

5. 2. 7914, 7870; Dig. 50. 4. 18. 7).

В ВЗ неск. раз упоминаются священники, к-рые называются «надзирателями», или «блюстителями» ( ,  ), при Иерусалимском храме (Иер 20. 1; 29. 26) и начальствуют над др. священниками и левитами (Неем 11. 14-22; 12. 42). Это же наименование встречается и по отношению к егип. и персид. чиновникам (Быт 41. 34; Есф 2. 3). В Суд 9.

28  занимает должность во главе городского управления (ср.: Неем 11. 9), а в 4 Цар 25. 19 и Иер 52. 25 так называются евнухи, стоящие во главе войска. Вероятно, во всех этих случаях речь идет о служениях, схожих с теми, к-рые известны по греко-рим. источникам и существовали в персид.

империи (учитывая тесные контакты греков с персами, можно предположить, что они заимствовали нек-рые методы и институты управления у персов). Вероятно, близким по значению к евр. является арам. выражение  в 1 Езд 7. 14, которое можно перевести как «посланный исполнять обязанности инспектора» (в син. пер.- «чтобы обозреть Иудею и Иерусалим»; ср. греч. перевод семит. слова в 2 Езд 8.

12; подробнее см.: Steiner R. C. The  at Qumran, the  in the Athenian Empire, and the meaning of  in Ezra 7. 14 // JBL. 2001. Vol. 120. N 4. P. 623-646).

Источник: http://www.pravenc.ru/text/190033.html

Епископ

епископ, епископ поликарп
Епи́скоп (греч. ἐπίσκοπος — надзирающий, надсматривающий; от ἐπί — на, при + σκοπέω — смотрю) в Христианской Церкви — священнослужитель третьей (высшей) степени священства, также архиере́й (от греч. αρχι — главный, старший + ἱερεύς — священник).

Содержание

  • 1 История и значение термина
    • 1.1 Епископ в Новозаветное время
  • 2 Должность епископа в различных конфессиях христианской церкви
    • 2.1 Канонические основания и роль епископа в Церкви
    • 2.2 Епископ в православии
      • 2.2.1 Епископство в России
    • 2.3 Епископ в Римско-католической церкви
    • 2.4 Епископ в протестантизме
  • 3 Примечания
  • 4 См.

    также

  • 5 Литература
  • 6 Ссылки

История и значение термина

Первоначально, в апостольское время, термин «епископ», как он употребляется в посланиях апостола Павла, обозначал старшего наставника отдельной общины последователей Иисуса Христа.

Епископы надзирали за христианами конкретного города или конкретной провинции, в отличие от апостолов (преимущественно странствующих проповедников).

Впоследствии термин обретает более специфическое значение высшей степени священства — над пресвитерской и диаконской.

С появлением различных епископских званий — поначалу почётных — архиепископа, митрополита, патриарха, папы, термин в русском языке также стал обозначением младшего из них, хотя не потерял и более общего значения, для которого также используют термин архиере́й (греч. αρχιερεύς). В греческом православии общим термином обычно является ιεράρχης, то есть иера́рх («священнонача́льник»).

Сам Иисус Христос именуется апостолом Павлом в Послании к Евреям «Архиереем (первосвяще́нником) по чину Мелхиседекову во веки» — греч. «ὅπου πρόδρομος ὑπὲρ ἡμῶν εἰσῆλθεν Ἰησοῦς, κατὰ τὴν τάξιν Μελχισεδὲκ ἀρχιερεὺς γενόμενος εἰς τὸν αἰῶνα.» (Εβραίους 6:20)

Епископ в Новозаветное время

В оригинальном греческом тексте Нового Завета находим 5 упоминаний слова «епископ» (греч. επίσκοπος):

  • Деяния (Деян. 20:28)
  • Послание к Филиппийцам (Фил. 1:1)
  • Первое послание к Тимофею (1Тим. 3:2)
  • Послание к Титу (Тит. 1:7)
  • Первое послание Петра (1Пет. 2:25)

В Первом послании апостола Петра сам Иисус Христос именуется «Пастырем и Блюстителем душ Ваших» (1 Петр 2.25) — греч. «τὸν ποιμένα καὶ ἐπίσκοπον τῶν ψυχῶν ὑμῶν.»

Должность епископа в различных конфессиях христианской церкви

Канонические основания и роль епископа в Церкви

По учению как Православной так и Католической церквей, одним из существенных признаков канонической легитимности и действительности священства вообще и епископства в частности признаётся их апостольское преемство, то есть прямое принятие священства от того, кто сам получил полноту власти в Церкви от Апостолов — через последовательный и непрерывный ряд их преемников.

Апостольское преемство осуществляется в Церкви через епископов. Епископская хиротония (рукоположение) должна совершаться собором епископов (то есть несколькими епископами), — минимум двумя епископами (1-е Апостольское Правило).

Как первосвященник епископ может совершать в своей епархии все священнодействия: исключительно ему принадлежит право рукоположения пресвитеров, диаконов, иподиаконов, и хиротесии низших клириков, освящения антиминсов.

Имя епископа возносится за богослужением во всех храмах его епархии. Всякий священник имеет право совершать богослужение только с благословения своего правящего епископа.

В византийской традиции православия видимый знак такого благословения — выданный епископом антиминс, возлежащий на престоле храма.

Епископу подчиняются также все монастыри, находящиеся на территории его епархии (кроме ставропигиальных, подчиняющихся непосредственно Патриарху — Предстоятелю поместной Церкви).

К половине VII века обычай обязательного безбрачия епископов стал восприниматься как норма, что было закреплено в 12-м и 48-м Правилах Трулльского собора (Известного также как «Пято-шестый»).

Обратите внимание

Причём последнее правило предусматривает: «Жена производимаго в епископское достоинство, предварительно разлучася с мужем своим, по общему согласию, по рукоположении его во епископа, да вступит в монастырь, дале́ко от обитания сего епископа созданный, и да пользуется содержанием от епископа.

» В практике Русской Церкви закрепился обычай, имеющий силу закона, совершать хиротонию в епископа только над лицами, принявшими монашеский постриг в малую схиму.

Епископ в православии

Епископство в России

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в малом епископском облачении и в зелёной мантии

В 961 году состоялся безрезультатный визит в Киев посланника Оттона Адальберта (будущего первого архиепископа Магдебургского), подчинявшегося Римскому папе.

В 988 году Киевский Великий князь Владимир Святославич с подданными принял христианство от греков. Первый Митрополит Киевский и всея Руси Михаил, прибывший в Киев для постоянного пребывания, был поставлен Константинопольским патриархом Николаем II Хрисовергом.

В истории Русской Церкви имеется несколько случаев политических разногласий и даже конфликтов между епископами и государственными властителями — князьями, царями. До 1448 года русские епископы обычно утверждались на служение решением Константинопольских патриархов и обычно были греками. Первым Киевским митрополитом из русских был Иларион Киевский.

В 1155 году Юрий Долгорукий изгнал Киевского митрополита Климента Смолятича, поставленного в 1147 году на митрополичью кафедру по инициативе великого князя Изяслава II Мстиславича без санкции патриарха.

За приверженность церковной дисциплине Новгородского епископа Нифонта во время киевского раскола Константинопольский патриарх предоставил Новгородской кафедре автономию от Киева. Новгородцы стали избирать ставленника в архиепископа Новгородского на своём вече из числа местных священнослужителей.

Так, в 1156 году новгородцы впервые самостоятельно избрали ставленником в архиепископа Новгородского Аркадия, а в 1228 году сместили Арсения.

Наиболее острый конфликт случился между Новгородскими архиепископами и Великими князьями Московскими в XIV—XV века.

Избрание в Москве Рязанского епископа Ионы Митрополитом Киевским и всея Руси в 1448 ознаменовало фактическую автокефализацию Московской Церкви (северо-восточной части Русской Церкви). Западнорусские епископы сохранили организационную самостоятельность от Москвы, оставаясь под юрисдикцией Константинополя.

Касательно возрастного ценза для поставляемого в епископы, имевший на Руси применение «Номоканон» (Титул I. Гл. 23) предусматривает минимальным 35-летний возраст для ставленника (кандидата), а в ис­ключительных случаях — 25-летний.

В синодальную эпоху (1700—1917) возведение в епископский сан, равно как и перемещение архиереев в иную епархию, производилось по указу императора Святейшему Синоду. После падения монархии (1917), в течение нескольких лет, имела место выборность епископата (духовенством и мирянами епархии). В современной РПЦ архиерейские хиротонии и назначения производятся решением Священного синода.

Епископ в Римско-католической церкви

Герб епископа. Епископ Регенсбурга Герхард Людвиг Мюллер.

В Римско-католической церкви епископу принадлежит прерогатива совершения не только таинства священства, но также и миропомазания (конфирмации).

Совершенно особое место в епископате принадлежит Епископу Рима, особый статус которого, развиваясь на Западе в течение столетий, был закреплён решениями I Ватиканского собора.

В соответствии с догматической конституцией II Ватиканского собора Lumen gentium (провозглашена Павлом VI 21 ноября 1964) был создан институт коллегиального участия епископов в управлении Церковью. Римский Папа служит президентом Коллегии епископов.

Важно

Папа, согласно учению Римской Церкви, «имеет над Церковью, в силу своей должности наместника Христа и пастыря всей Церкви, полную, верховную и вселенскую власть, которую он вправе всегда свободно осуществлять.

Коллегия Епископов обладает властью не иначе, как в единении с Римским Первосвященником в качестве главы».

Епископ в протестантизме

Епископы в протестантских конфессиях признаются только как временно назначаемые (или избираемые) административно-учительные главы общин, а не как наследники особых благодатных даров или полномочий, которые существуют с апостольских времён.

Это связано с отрицанием апостольской преемственности в понимании исторических церквей. Для протестантов апостольское преемство заключается в максимально возможной близости к вероучению Церкви времён Христа и апостолов.

При этом в книгах Нового Завета не прослеживается разницы между пресвитером христианской общины и епископом. В Новом Завете это синонимы, означающие одну и ту должность в общине.

С началом эпохи Реформации, служение стало рассматриваться не как «sacerdotium» — жертвенное служение, но как «ministerium» — обслуживающее служение, которое должно обслуживать общину Словом Божиим и Таинствами.

Поэтому в Аугсбургском вероисповедании, артикул V, служение называется «ministerium docendi evangelium et porrigendi sacramenta», — служение провозглашения Евангелия и отправления Таинств, которое было установлено Богом, чтобы люди могли получать оправдывающую веру.

Епископат же, являясь важным и полезным органом в протестантских церквях и деноминациях, не считается принадлежащим к особому сану.

Епископы именуются так же председательствующими пасторами, и в их обязанности входит председательствовать на Конференциях, делать назначения и рукополагать в дьяконы и в пресвитеры, и вообще наблюдать за жизнью Церкви.

Совет

Отличие протестантского епископа от простого пастора заключается в практике визитации (посещения приходов) подчиненной ему епархии.

Исключением являются лишь епископальные протестантские церкви (напр., Англиканская Церковь) где епископы, как и в православных церквах, считаются священнослужителями-преемниками апостолов, имеющими в своих епархиях всю полноту апостольской власти.

Примечания

  1. В Синодальном переводе: « куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека»  (Евр. 6:20)
  2. Прот. Владислав Цыпин.

    Церковное право. 1994, стр. 281

  3. Цит. по русскому переводу Катехизиса Католической Церкви.

    Пункты 882 и 883

  4. СОСТОЯЛАСЬ ВИЗИТАЦИЯ ЕПИСКОПА ИГОРЯ КНЯЗЕВА В УЛАН-УДЭ И ИРКУТСК

См. также

  • Патриарх
  • Митрополит
  • Архиепископ
  • Мальчик-епископ
  • Коадъютор

Литература

  • Епископ // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Епископ // Православная энциклопедия. Том XVIII. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2009. — С. 509-522. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-032-5

Ссылки

  • Епископ
  • Служение церковного управления — епископство: Настольная книга священнослужителя. Т. 4.М.: Изд-во Московской патриархии, 2001
  • Глава «Епископы» Том IV. «История церкви в период Вселенских соборов» // В. В. Болотов. Лекции по истории Древней Церкви.

епископ, епископ григорий лурье, епископ даниил, епископ данило крстић, епископ евтихий, епископ игнатий, епископ иринеј буловић, епископ лонгин, епископ поликарп, епископ тихон шевкунов

Епископ Информацию О

Епископ

Епископ
Епископ Вы просматриваете субъект
Епископ что, Епископ кто, Епископ описание

There are excerpts from wikipedia on .postlight.com”>

Источник: https://www.turkaramamotoru.com/ru/-128651.html

Епископ – Христианство – Религии – Каталог статей – РОЗА МИРА

ЕПИСКОП

Епископ (греч. ἐπίσκοπος — надзирающий, надсматривающий; от ἐπί — на, при + σκοπέω — смотрю) в современной Церкви — лицо, имеющее третью, высшую степень священства, иначе архиерей (от греч. αρχι — главный, старший + ἱερεύς — священник).

Первоначально, в апостольское время, термин «епископ», как он употребляется в посланиях апостола Павла, обозначал старшего наставника отдельной общины последователей Иисуса Христа. Епископы надзирали христиан конкретного города или конкретной провинции, в отличие от апостолов (преимущественно странствующих проповедников).

Впоследствии термин обретает более специфическое значение высшей степени священства — над диаконской и пресвитерской.

С появлением различных епископских званий — поначалу почётных — (архиепископа, митрополита, патриарха) термин в русском языке также стал обозначением младшего из них, хотя не потерял и более общего значения, для которого также используют термин архиерей (греч. αρχιερεύς).

В грекоязычных Церквях общим термином обычно является ιεράρχης, то есть иерарх («священноначальник»).

Сам Иисус Христос именуется апостолом Павлом в Послании к Евреям «Архиереем по чину Мелхиседекову во веки» — греч. «ὅπου πρόδρομος ὑπὲρ ἡμῶν εἰσῆλθεν Ἰησοῦς, κατὰ τὴν τάξιν Μελχισεδὲκ ἀρχιερεὺς γενόμενος εἰς τὸν αἰῶνα.» (Εβραίους 6:20)

Епископ в Новозаветное время

В оригинальном греческом тексте Нового Завета находим 5 упоминаний слова греч. επίσκοπος: Деяния (Деян.20:28); Послание к Филиппийцам (Фил.1:1); Первое послание к Тимофею (1Тим.3:2); Послание к Титу (Тит.

1:7); Первое послание Петра (1Пет.2:25).

В Первом послании апостола Петра сам Иисус Христос именуется «Пастырем и Епископом душ Ваших» (1 Петр 2.25) — греч. «τὸν ποιμένα καὶ ἐπίσκοπον τῶν ψυχῶν ὑμῶν».

Должность епископа в различных конфессиях христианской церкви
Канонические основания и роль епископа в Церкви

По учению как Православной, так и Католической Церквей, одним из существенных признаков канонической легитимности и действительности священства вообще и епископства в частности признаётся их апостольское преемство, то есть принятие священства от того, кто сам получил полноту власти в Церкви от Апостолов — через последовательный и непрерывный ряд их преемников.

Обратите внимание

Апостольское преемство осуществляется в Церкви через епископов. Епископская хиротония (рукоположение) должна совершаться несколькими епископами, — минимум двумя епископами (1-е Апостольское Правило), кроме особых случаев.

Как первосвященник епископ может совершать в своей епархии все священнодействия: исключительно ему принадлежит право рукоположения священников, диаконов, и хиротесии низших клириков, освящения антиминсов. Имя епископа возносится за богослужением во всех храмах его епархии. Всякий священник имеет право совершать богослужение только с благословения своего правящего епископа.

В византийской традиции православия видимый знак такого благословения — выданный епископом антиминс, возлежащий на престоле храма. Епископу подчиняются также все монастыри, находящиеся на территории его епархии кроме ставропигиальных, подчиняющихся непосредственно патриарху — предстоятелю поместной церкви.

К половине VII века обычай обязательного безбрачия епископов стал восприниматься как норма, что было закреплено в 12 и 48 Правилах Трулльского собора («Пято-шестого»).

Причём последнее правило предусматривает: «Жена производимаго в епископское достоинство, предварительно разлучася с мужем своим, по общему согласию, по рукоположении его в епископа, да вступит в монастырь, дале́ко от обитания сего епископа созданный, и да пользуется содержанием от епископа.» В практике Русской Православной Церкви закрепился обычай, имеющий силу закона, совершать епископскую хиротонию только над лицами, принявшими постриг в малую схиму.

Епископ в православии
Епископство в России

В III в. существовала Скифская епархия Вселенской церкви с центром в Добрудже, которой подчинялись скифы-христиане, жившие в том числе и на землях современной России.

Именно с этой общины верующих, созданной апостолом Андреем, по церковному преданию начинается распространение православной веры в России.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в малом епископском облачении и в зелёной мантии

В 961 г. состоялся безрезультатный визит в Киев посланника Оттона Адальберта (будущего первого Магдебургского архиепископа). Обычно епископы утверждались на служение решением церковных иерархов. Первым Киевским митрополитом, прибывшим в Киев для постоянного пребывания, был Михаил, Митрополит Киевский и всея Руси. В 1147 г.

на Киевскую митрополию без санкции Константинопольского престола был возведен митрополит Климент Смолятич. Это вызвало раскол между киевской митрополией и епархиями Новгорода, Смоленска, Полоцка и Суздаля.

В 1155 г. Юрий Долгорукий изгнал «незаконного» Киевского митрополита Климента.

Константинопольской патриархией на киевскую митрополичью кафедру был назначен новый Митрополит Киевский и всея Руси Константин I.

Важно

За верность в поддержке своей политики и за поддержку епископа Нифонта во время киевского раскола Константинопольский патриарх предоставил Новгородской кафедре автономию. Новгородцы стали избирать на своём вече епископов из числа местных священнослужителей. Так, в 1156 г.

новгородцы впервые самостоятельно избрали архиепископом Аркадия, а в 1228 г. сместили архиепископа Арсения. Избрание Рязанского епископа Ионы Митрополитом Киевский и всея Руси в 1448 г.

ознаменовало фактическую автокефализацию Московской Церкви (северо-восточной части Русской Церкви). Западнорусские епископы сохранили организационную самостоятельность от Москвы, оставаясь под юрисдикцией Константинополя.

В 1162 г.

Владимирский князь Андрей Боголюбский просил константинопольского патриарха Луку Хризоверга учредить митрополию во Владимире, однако получил отказ.

С учреждением Московской патриархии в 1589 г. 4 епископские кафедры: (Новгородская, Ростовская, Казанская и Крутицкая) были преобразованы в митрополичьи.

Но образования митрополичьих округов (митрополий — по примеру иных Восточных Церквей) в то время не произошло: все российские правящие епископы по своим административным и судебным правам остались равны. Митрополиты отличались от епископов и архиепископов только преимуществами чести. Фактически, с кон.

XVIII в. вплоть до восстановления патриаршества в кон. 1917 г., в Российской империи были только 3 епархии, епископы которых обычно носили митрополичий сан: Санкт-Петербургская, Киевская и Московская (с 1818 года). С 1852 г.

титул Митрополита Литовского и Виленского назначен епископам Вильнюса (первый Митрополит Литовский и Виленский — высокопреосвященный Иосиф (Семашко)). В настоящее время Вильнюсские митрополиты носят титул Митрополит Виленский и Литовский.

Касательно возрастного ценза для поставляемого в епископы, имевший на Руси применение «Номоканон» (Титул I. Гл. 23) предусматривает минимальный 35-летний возраст для ставленника — кандидата —, а в ис¬ключительных случаях — 25-летний. Но церковная история знает отступления от указанной нормы.

Синее облачение архиерея включает саккос, омофор и палицу

Совет

Синее облачение архиерея включает саккосЗелёное облачение архиерея включает саккос, омофор и палицуКрасное облачение архиерея включает саккос, омофор и палицуБелое облачение архиерея включает саккос, омофор и палицу
Архиереи в полном епископском облаченииНа саккосе надета широкая лента – омофор. На головах – митры. На груди – крест и панагия (икона). Во время богослужения епископ собою символизирует Христа. Так, лента омофора (в переводе с греч. омофор – несу на плечах) символизирует заблудшую овцу, которую Добрый Пастырь несет на плече. Митра же символизирует царское достоинство епископа, по подобию Царства Христова.Поверх облачения во внебогослужебное время епископ надевает мантию. На голове у него обычно монашеский клобук. У митрополита клобук белого цвета. У патриарха вместо клобука – патриарший куколь.

Головной убор епископа – митра

Священник заслуженный, на голове у него – митра Митрой награждаются священнослужители за особые заслуги или по прошествии 30 лет священнослужения.

Епископ в Римско-Католической Церкви

Герб епископа

Йохан Отто фон Гемминген – католический епископ
Епископ Регенсбурга Герхард Людвиг МюллерВ католицизме епископу принадлежит прерогатива совершения не только таинства священства, но также и миропомазания (конфирмации).

Совершенно особое место в епископате принадлежит епископу Рима, особый статус которого, развиваясь на Западе в течение столетий, был закреплён решениями Первого Ватиканского собора.

В соответствии с догматической конституцией Второго Ватиканского собора Lumen gentium (провозглашена Павлом VI 21 ноября 1964 г.

) был создан институт коллегиального участия епископов в управлении Церковью. Римский Папа служит президентом Коллегии епископов.

Папа, согласно учению Римской Церкви, «имеет над Церковью, в силу своей должности наместника Христа и пастыря всей Церкви, полную, верховную и вселенскую власть, которую он вправе всегда свободно осуществлять. Коллегия Епископов обладает властью не иначе, как в единении с Римским Первосвященником в качестве главы».

Епископ в протестантизме

Епископы в протестантских конфессиях признаются только как временно назначаемые административно-учительные главы общин, а не как наследники особых благодатных даров или полномочий, которые существуют с апостольских времён.

Согласно взглядам эпохи Реформации, служение — это не sacerdotium, жертвенное служение, но ministerium, обслуживающее служение, которое должно обслуживать общину Словом Божиим и Таинствами.

Поэтому в Аугсбургском вероисповедании, артикул 5, служение называется ministerium docendi evangelium et porrigendi sacramenta, служение провозглашения Евангелия и отправления Таинств, которое было установлено Богом, чтобы люди могли получать оправдывающую веру.

Епископат же, являясь важным и полезным органом в протестантских церквах и деноминациях, не считается принадлежащим к особому сану. Епископы именуются так же председательствующими пасторами, и в их обязанности входит председательствовать на Конференциях, делать назначения и рукополагать в дьяконы и во пресвитеры, и вообще наблюдать за жизнью Церкви.

Митрополиты

Обратите внимание

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир после окончания богослужения. На голове у него – белый клобук с бриллиантовым крестом, на плечах омофор, в руках жезл. Цвет облачения – черный, потому что идет Великий пост.

Облачения приснопамятного митрополита Ленинградского Никодима (Ротова) (умер в 1978 г.). Церковно-археологический музей Санкт-Петербургской Духовной Академии. В настоящее время в составе Русской Православной Церкви полноценные митрополичьи округа в том или ином виде существуют. В частности таковыми являются: – Латвийская православная церковь, – Православная Церковь Молдовы, – Эстонская Православная Церковь, – Русская Православная Церковь Заграницей (РПЦЗ), – Украинская Православная Церковь, – Японская Православная Церковь. В 2011 г. Священным Синодом было принято «Положение о Митрополиях Русской Православной Церкви» (данные митрополии, являющиеся всего лишь объединением епархий на территории субъекта Российский Федерации и не обладающие автономией, следует отличать от митрополичьих округов).

Митрополит Киевский и всея Руси — титул предстоятеля Русской Церкви в период её нахождения в составе Константинопольского Престола, то есть от времени Крещения Руси и основания митрополии в Киеве до 1686 года, когда Киевская митрополия в результате присоединения Украины к России была присоединена к Московскому патриархату.

Митрополиты Киевские:
Михаил Киевский, Леон, Иоанн I, Феопемпт, Кирилл I, Иларион Киевский, Ефрем, Георгий, Иоанн II, Иоанн III, Николай, Никифор I, Никита, Михаил II, Климент Смолятич, Константин I, Феодор, Константин II, Иоанн IV, Михаил III, Никифор II, Матфей, Кирилл I (II), Иосиф, Кирилл III.

Владимирский период:

Максим, Пётр.

Московский период:

Феогност, Алексий, Михаил (Митяй), Киприан, Пимен, Дионисий, Фотий, Герасим, Исидор Киевский, Иона
Митрополиты Московские:
Феодосий, Филипп I, Геронтий, Зосима, Симон, Варлаам, Даниил, Иосаф, Макарий, Афанасий, Филипп II (Колычёв), Кирилл, Антоний, Дионисий, Иов.
Патриархи Всея Руси:
Святитель ИОВ, ИГНАТИЙ, Священномученик ГЕРМОГЕН, ФИЛАРЕТ, ИОАСАФ I, ИОСИФ, НИКОН, ИОАСАФ II, ПИТИРИМ, ИОАКИМ, АДРИАН, Митрополит Ярославский СТЕФАН, Священный синод, Святитель ТИХОН, СЕРГИЙ, АЛЕКСИЙ I, ПИМЕН, АЛЕКСИЙ II, КИРИЛЛ.

Облачение Святейшего Патриарха Алексия II (умер в 2008 г.).Головной убор патриарха – куколь.

Церковно-археологический музей Санкт-Петербургской Духовной Академии.

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Николай Угодник.

Copyright © 2015 Любовь безусловная

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/%d0%95%d0%bf%d0%b8%d1%81%d0%ba%d0%be%d0%bf

Источник: http://rozamira.ucoz.ru/publ/khristianstvo/khristianstvo/e/30-1-0-2370

Кто такой Епископ?

Епископ, от греческого «episkopos» – надзиратель или блюститель – в церковной иерархии означает священнослужителя высшей (третьей) степени.

Из истории

Впервые епископы были упомянуты в Деяниях Апостолов и в Посланиях апостола Павла. В I веке званием епископ были удостоены пресвитеры, рядовые верующие старейшины. Пресвитеры руководители повседневной жизнью общины.

Они заботились о больных и единоверцах, попавших в тюрьму, заведовали общей кассой, собирали взносы, а также распределяли имущество. Тогда епископов вводили в должность апостолы посредством рукопожатия или хиротонию.

Уже во второй половине II века полномочия епископов начинают расти, свой авторитет они распространили не только на дела хозяйственные и административные, но и стали главными в вопросах веры.

Среди пресвитеров существовала своя иерархия, по которой именно старший пресвитер становился епископом. Он имел право совершать таинство Евхаристии, рукополагать диаконов и пресвитеров, а также устанавливать и определять форму взаимоотношений с другими общинами христиан.

Когда христианство стало государственной религией Римской империи, это произошло в IV веке, церковная организация укрепилась, а ее иерархия обрела официальное оформление, самой привилегированной и главной ее структурой становится епископат.

Епископ теперь держал в своих в руках руководство в административно-хозяйственных и духовных вопросах в границах своего церковного округа – митрополии или епархии.

Посвящение в епископы

Что касается Восточных Церквей, то здесь по традиции в сан епископа посвящают священников, которые уже приняли монашеский постриг и имеют сан архимандрита. Епископа называют еще иерархом или архиереем. Еще с IV века сан епископа разделяли на ряд степеней: викарий (викарный епископ), правящий епископ, архиепископ, митрополит, экзарх и патриарх.

В Римско-Католической Церкви в сан епископа посвящают в основном представителей светского (немонашествующего) духовенства. Епископы также занимают высшую ступень в церковной иерархии и возглавляют епархии. Привилегией епископа являются совершение таинств Миропомазания (Конфирмации) и Священства. Каждые пять лет епископ должен являться в Рим для отчета в делах своей епархии.

Епископов назначает Папа Римский или примас (первенствующий епископ) страны. В целях децентрализации и интернационализации Церкви, а также повышения мобильности церковного управления II Ватиканский Собор (1963-1965 гг.) учредил в качестве коллегиальных органов управления национальные и региональные Конференции епископов, а также Синод епископов Римско-Католической Церкви.

Важно

В большинстве протестантских Церквей (за исключением Лютеранских Церквей Финляндии и Швеции) титул епископа не является пожизненным.

Его присвоение является не таинством Священства, а только назначением или избранием на церковно-административную должность.

В Лютеранской Церкви Германии и некоторых других стран епископ возглавляет Церковь земли, кантона или провинции. Такой же статус имеют епископы Англиканской Церкви и Епископальных Церквей США и Канады.

Источник: https://helperia.ru/a/kto-takoj-jepiskop

Архиерей в православной церкви, как к священнику обращаться?

Pravoslavie.Guru > Священослужители > Каким образом обращаться к архиерею православной церкви?

Архиереем называют церковного монаха, стоящего на высшей ступени священства (патриарха, епископа или митрополита). Он наделен властью проводить все таинства и регулировать жизнь в храме.

Каждый архиерей управляет церковной административно-территориальной единицей, которую называют епархией.

Из их числа Поместный собор пожизненно выбирает патриарха (старейшину и главу), управляющего всеми митрополитами и архиепископами.

История возникновения термина

Во времена апостолов архиереем называли старшего учителя общины, проповедующей знание Иисуса Христа. Епископы следили за поведением христиан отдельно взятого города или области.

Этим они отличались от апостолов, которые придерживались кочевого вида просвещения простого народа.

Позже термином стали обозначать целую ступень высшего священства, преобладающей над категориями пресвитерства и диаконства.

Роль епископа в различных конфессиях христианства

Как Православная, так и Католическая церковь объявляют о том, что законно и действительно восхождение священника в высший чин исключительно через апостольское преемство. Другими словами, архиерей получает полную власть совершать таинства только с благословения церковного служителя, приобретшего такое право в роду от апостолов.

  • Архиерей имеет силу совершать любое из таинств. Только ему разрешено проводить процессию рукоположения (хиротонии) для младшего и среднего звена церковных монахов.
  • Имя архиерея превозносится во всех монастырях за богослужением. Храмы, находящиеся на территории епархии епископа, обязаны подчиняться его воле.
  • Любой священник должен дождаться одобрения своего архиерея, чтобы приступить к выполнению церковного таинства. По византийской традиции разрешение представляется в виде платка с изображением одного из мучеников.
  • Обет безбрачия для возводимого в архиереи стал обязательным с VII века. Если он имел жену, приходилось разлучаться по общему согласию.

Архиерей в православной традиции

В 988 году князь Владимир принимает христианство от греков. Первым митрополитом становится Михаил. История Руси пестрит случаями разногласий между священнослужителями и князьями.

  • В середине XII века произошёл инцидент, когда Юрий Долгорукий изгнал архиерея Климента, поставленного на это место не по праву преемственности.
  • Во время киевского раскола церкви новгородская епархия отделяется от столицы по инициативе патриарха Константинополя. Новгородцы стали избирать епископов из местных священников на собственном вече.
  • В середине XIII века от церковного запада Руси отделяется московская епархия. Киев остаётся под прямым надзором Константинополя.
  • Для возведения в сан православного архиерея, кандидату должно быть не менее 35 лет. Такое положение было обнародовано в византийском сборнике правил «Номоканон».
  • В период с 1700 по 1917 год распоряжения по рукоположению епископа и перемещению его в другие епархии были под надзором Священного синода. В настоящее время московская церковь берёт курс на расширение числа архиереев для улучшения управления. Уровень жизни священнослужителей постепенно поднимается в связи с нагрузкой, а множество ограничений искореняется. Некоторые московские архиереи имеют свой личный транспорт и богатый особняк.

Епископ в католицизме

Здесь у верховного священнослужителя есть власть совершать миропомазание — процесс дарования духовных сил. К тому же католический архиерей имеет возможности и права совершать любое таинство. Папа Римский обладает несравненным авторитетом и тем, кто является царём Святого Престола. Его считают прямым преемником апостола Петра.

В 1964 году создаётся коллегия епископов по управлению Церкви. Папа Римский провозглашается президентом, без которого не может существовать сам институт священнослужения.

Архиерей в протестантизме

В отличие от православия и католицизма, здесь епископы признаются временными главами административных церковных общин и не имеют особых привилегий. Протестанты отрицают различие между архиереем, пресвитером и дьяконом, так как разница не обнаруживается в Священных Писаниях. Они утверждают, что со временем духовная сила преемственности от Иисуса Христа снижается.

После Реформации таинство приняло форму служения, а не жертвоприношения духа. В протестантизме архиерейство, играющее важнейшую роль управления, не определяют в отдельную касту.

Совет

Отличие епископа от простого пастора заключается только в возможности первого посещать приходы подчинённой ему епархии. Богослужения протестантов проводятся без пышного убранства, статуй и образов святых.

Архиерей скромно следит за поведением прихожан и в нужное время проводит причастия.

Как обращаться к священнику?

К обыкновенному монаху подходят со словами: «честной брат» или «отец». С церковными людьми ведите себя скромно и серьёзно. При знакомстве любой православный священник должен назвать свой сан.

К архидьякону обращаются: «отец» (имя), к иерею: «Ваше Преподобие». Слово «батюшка» обладает приватным характером и практически не используется в официальном письме или встрече.

Монахиню московской церкви разрешено называть «сестрою», а термин «матушка» подойдёт только к настоятельнице.

Ваше письмо к православному священнику должно иметь в составе:

  1. Обратный адрес и сам адресат. Вы должны знать полный сан лица, к которому обращаетесь. Если необходимо уточнить фамилию, помещайте её в круглые скобки.
  2. Собственно заявление в письме. Текст московскому или любому другому священнослужителю пишут в произвольной форме, в зависимости от случая. Обращение к архиерею должно основываться на уважении и серьёзности.
  3. Обязательный комплимент, который покажет ваше расположение к архиерею. Помните, что вы просите помощи у человека духовного сана.
  4. Каждый, кто отсылает обращение в православную (московскую, новгородскую, новосибирскую) церковь, оставляет личную подпись и дату.

Итоги

Архиерей – это (как сообщает википедия) собирательное название высшего духовного сана. В обязательном порядке он должен являться монахом, принявшим обеты безбрачия и нестяжательства.

Только тот, кто носит высший сан православной или католической церкви имеет власть рукополагать монаха низшего чина.

В неофициальной беседе к священнику можно обращаться: «Владыко» или «Отец».

Источник: https://pravoslavie.guru/svyashhenosluzhiteli/kakim-obrazom-obrashhatsya-k-arhiereyu-pravoslavnoj-tserkvi.html

Ссылка на основную публикацию