Белогорский монастырь пермский край — православные иконы и молитвы

Белогорский монастырь под Кунгуром: описание, как добраться, фото

Монастырь на Белой горе под Кунгуром (Пермский край) часто называют Уральским Афоном. Это одна из главных православных достопримечательностей Пермского края и Урала.

Белой эту гору прозвали, согласно наиболее распространенному мнению, оттого, что здесь долго не тает снег.

Еще в XVIII веке в этих местах были старообрядческие скиты. Однако «официальная» православная история этого места началась в 1891 году. В память о спасении цесаревича Николая от покушения в Японии на Белой горе установили большой крест (более 10 метров в высоту). В народе его так и прозвали – «Царский».

Но этим решили не ограничиваться. У православной церкви родилась идея создать на этом возвышенном месте Белогорский Свято-Николаевский мужской монастырь.

18 июня 1893 года на Белой горе осветили место под строительство православного храма. Первый деревянный храм был полностью построен уже к концу зимы следующего года. Сразу же начали строить настоятельский и братский корпуса. При монастыре открыли школу для мальчиков-сирот. Однако до революции 1917 года в ней обучились лишь 25 сирот.

Белогорский монастырь занимался активной хозяйственной деятельностью. Монахи занимались хлебопашеством, разводили скот, ловили рыбу, держали пчел. На балансе монастыря было 580 десятин земли. Монастырь имел приличные доходы.

Обратите внимание

16 сентября 1897 года крестным ходом из столицы сюда приносят сразу пять святых икон. Однако и этот монастырь постиг общий для множества православных церквей рок. 16 ноября 1897 года (т.е. спустя всего-то три года после постройки) деревянный храм внезапно вспыхнул и сгорел в огне.

23 апреля 1901 года – новая напасть. На Белой горе бушевала страшная буря. Сильнейший ветер повалил даже Царский крест. Восстановленный на средства купечества новый крест простоял до 1918 года, когда был свергнут большевиками.

Закладка основательного каменного храма – Крестовоздвиженского собора – состоялась лишь 24 июня 1902 года. Храм строили в византийском стиле, на протяжении полутора десятилетий. Крестовоздвиженский собор вмещал в себя аж 8 тысяч прихожан. Любопытно, что стройматериалы производили сами монахи – на монастырском кирпичном заводе.

На торжественной церемонии освящения величественного Крестовоздвиженского собора 7-9 июля 1917 года присутствовало 30 тысяч паломников.

Однако, если обратить внимание на дату, грандиозный собор был построен не ко времени. Спустя несколько месяцев после постройки храма грянула революция. Богатый монастырь сразу же привлек пристальное внимание коммунистов.

12 августа 1918 года большевики сначала жестоко замучили до полусмерти, а затем утопили в реке Каме архимандрита Варлаама.

Подобную судьбу разделили и очень многие рядовые монахи Белогорского монастыря.

В 1923 году Белогорский монастырь окончательно закрыли. Сначала здесь мучили репрессированных и раскулаченных, затем отдали монастырские корпуса дому инвалидов.

Важно

В 1980 году на Белой горе вновь полыхал огонь, уничтоживший даже купола Крестовоздвиженского собора.

С началом демократических веяний после прихода к власти Горбачева монастырь вернули православной церкви. В 1990-х годах начались неспешные работы по восстановлению монастыря и его главной достопримечательности — Крестовоздвиженского собора.

Поездка в Белогорский монастырь — отличный маршрут выходного дня и популярный паломнический тур. Также стоит посмотреть старинные купеческие дома, памятники и другие достопримечательности Кунгура и посетить Кунгурскую ледяную пещеру. Недалеко находится камень Ермак и водопад Плакун.

Ежегодно в середине лета в городе Кунгур проходит зрелищное мероприятие — фестиваль воздухоплавания «Небесная ярмарка Урала».

Из Перми выезжаем на трассу Пермь-Екатеринбург и едем 72 км до правого отворота на Калинино (57.503587, 56.652579) — он будет сразу после левого отворота на Кыласово. После едем по главной дороге никуда не сворачивая еще 46 км (Троельга, Ерши, Бым, Калинино, Кордон).

Источник: https://nashural.ru/mesta/permskij-kraj/belogorskij-svyato-nikolaevskij-muzhskoj-monastyr/

Белогорский монастырь в Пермском крае: официальный сайт и часы работы мужской обители

Уральский Афон, Крестовоздвиженский собор, – все это имена одного и того же собора. Самое известное его название – Белогорский монастырь, Пермский край и его жители гордятся им по праву. Здесь постоянно царит атмосфера умиротворения, чистоты, святости. Кроме того, открывается великолепный вид на истинно русские природные пейзажи. Где находится обитель и каковы ее достопримечательности.

История обители

Историческим началом жизни Белогорского монастыря в Пермском крае считается 1891 год. Именно тогда на величественной Белой горе поставили десятиметровый крест, получивший имя Царский. Место освятили двумя годами позднее. Изначально храм был деревянным.

1897 год: церковь получает святые иконы, пять штук, одна из которых – Казанской Божией Матери. Радостное событие сменяется несчастьем – пожаром, разрушившим до основания деревянное здание храма.

1902 год: началось строительство каменного Крестовоздвиженского собора. Главный инженер проекта – Е. Артемов. Стиль постройки – неовизантийский, образцом для строительства храма послужил киевский Владимирский собор.

Торжественная церемония освящения храма проходила с 7 по 9 июня 1917 года. В 1918-1919 году Белогорье испытывало притеснения со стороны большевиков: монахов монастыря в Пермском крае расстреливали, жестоко мучили. Тяжелое время закончилось благодаря генералу Вержбицкому, но уже к 1923 году обитель закрыли.

Позднее на территории Белогорской обители располагались лагеря для репрессированных и реабилитационные центры для раненых в период Великой Отечественной войны. 1980 год знаменуется еще одним страшным пожаром, не пощадившим даже купола. После него реставрация была абсолютно необходима. Ее проводят на средства из бюджета Пермского края с 1993 (разработан проект) по 2007 год.

Сейчас Афон — Белогорская обитель — продолжает свою работу, являясь яркой достопримечательностью Пермского края.

Как добраться

Желающие посетить это место могут выбрать несколько способов добраться до Белогорского монастыря. Во-первых, можно дойти туда пешком. Но этот способ, конечно, подойдет не каждому, а исключительно религиозным людям, а также любителям пеших походов.

И зимой его использовать вряд ли кто-то решится: в Пермском крае зимы суровые. На карте Пермского края Белогорский монастырь не так уж далеко от города.

Варианты, как доехать:

  1. Машина.
  2. Автобус/микроавтобус.

Первый способ паломничества в Белогорский монастырь потребует подготовки, важно знать не только адрес обители, положение Белогорского монастыря на карте, но и иметь подробную инструкцию, как доехать.

Если добираться из Перми, нужно двигаться по направлению к Кунгуру, затем повернуть к селу Калинино, далее двигаться по указателям. Самый важный будет около села Ергач. Здесь важно не пропустить поворот в село Калинино, где и находится Белогорский монастырь.

Дорога из Перми (центра) составит приблизительно 110-120 км.

Второй способ проще, нужно сесть на автобус, следующий до села Калинино, отправляется транспорт с автовокзала. По прибытию из Перми к селу, надо пересесть на микроавтобус, который доставит непосредственно в Белогорский монастырь. Как вариант, можно доехать на такси.

Живописное место

Если зайти на официальный сайт обители, можно увидеть множество фото Белогорского монастыря. Им гордятся в Пермском крае, о нем знают и за пределами.

Белогорье особенно живописно зимой, но и летом пейзажи края, раскинувшегося у подножия горы, великолепны. Фото на официальном сайте Белогорского монастыря лишь отчасти передают ту атмосферу, которая царит здесь круглый год.

Именно благодаря ей в Пермский край организуют туры, едут паломники.

Обратите внимание

Собор огромен, но не давит на зрителя, а гостеприимно его принимает. Ценители архитектуры увидят, что здание Уральского Афона не выбивается из природного окружения, а органично сочетается с ним. Купол церкви – самый большой из всех в Пермском крае. Примечательно также то, что изображение церкви было отчеканено на трехрублевых монетах.

Наиболее точная характеристика ощущений после посещения данного святого места – спокойствие, просветление. Возвращаться отсюда к шумному городу не хочется, а время здесь будто замирает. Если возникнет желание переночевать, можно обсудить эту возможность.

Праздники

Во время праздничных дней привычное спокойствие сменяется торжественными богослужениями, крестными ходами. При планировании поездки есть смысл подстроить ее именно под праздники: Рождество, Пасху, Вербное воскресение, Богоявление. В эти дни проходят богослужения, а братия будет особенно гостеприимна.

Отдельная тема – крещение в Белогорском монастыре. Происходит таинство утром, до 12 часов. Проводится оно внутри специальной купели, расположенной на склоне ближе к северу.

Купели покровительствует икона Божьей Матери «Взыскание погибших». Можно крестить как ребенка, так и взрослого человека.

Совет

Для записи нужно предварительно позвонить по телефону, узнать адрес Белогорского монастыря и договориться о времени.

Для процедуры крещения необходимы составляющие, перечисленные ниже.

Взрослому Ребенку
Нательный крест (свой или приобретенный на территории церкви);
Крестный отец мальчику, крестная мать девочке. Допустимо присутствие обоих, но при условии, что они не находятся в супружеских отношениях друг с другом и никогда не будут сочетаться браком;
Полотенце большого размера;
Рубашка, которую можно приобрести тут же;
Свидетельство о рождении
Для всех нелишним будет взять теплую одежду: на Белой горе дует сильный ветер.

Основные правила посещения:

  • Покрытая голова (головной убор, платок);
  • Длинная юбка для женщин, отсутствие вызывающих цветов в одежде и макияже;
  • Аккуратная прическа;
  • Для мужчин – недопустимо ношение шорт, открытых маек;
  • Не следует вести себя чересчур эмоционально, громко разговаривать, слушать музыку;
  • Телефон лучше выключить.

Режим работы, услуги

Паломнику, прибывшему в мужской монастырь издалека, никогда не откажут в посещении и приюте. Для туристов, желающих осмотреть собор, часы работы ограничены: с 7.30 до 17.00.

Здесь можно увидеть убранство Белогорского монастыря, послушать молебен перед ковчегом с мощами святого Пантелеймона, праздничные службы.

Специальные богослужения проводятся по понедельникам с 16.30 до 17.00, это так называемые водосвятные молебны, после них сразу следуют всенощные бдения. Во вторник и среду по утрам можно посетить божественные литургии. Можно купить свечки, иконы, сувениры.

Источник: https://religiya.guru/hramy-i-monastyri/gde-nahoditsya-belogorskij-muzhskoj-monastyr-permskogo-kraya-tochnyj-adres.html

Достопримечательности и святыни Белогорского монастыря в Пермском крае

В настоящее время очень распространено паломничество, так как каждый в той или иной мере желает познакомиться с расположенными неподалеку культовыми зданиями. И почему бы свое свободное время не уделить осмотру одного из них, особенно того, который имеет немалую популярность.

 В этот раз решил посетить Воскресенский Белогорский Свято-Николаевский Православно-Миссионерский мужской монастырь Воронежской области. Он знаменит храмом 1819 года, освященного в честь Александра Невского, и привлекает многих частицей его мощей.

 Расскажу вам о замечательном отдыхе в Перми с умиротворением и о том, как добраться в монастырь Белогорский.

Где находится Белогорский монастырь

Пермский край весьма богат различными культовыми святынями, среди которых можно отметить довольно известный Белогорский монастырь, расстояние к которому от Воронежа составляет 165 км, от Белгорода – 314 км и от Волгограда – 517 км.

Адрес Белогорского монастыря: Пермский край, Воронежская область, Подгоренский район, село Белогорье, хутор Кирпичи, улица Александра Невского, 1.

  • Телефон Белогорского монастыря: +7 (47394) 52-3-21,
  • сотовый: 8 (920) 469-47-47.

Для того чтобы добраться к Белгородскому монастырю, можно воспользоваться несколькими видами транспорта, которые подойдут для путешественников с разным финансовым статусом.
Как доехать на автомобиле

  • Добираясь со стороны Воронежа, следует двигаться по трассе М4, которая приведет к указателю на Россошь, Белогорье, Бабка, не доезжая примерно 15 км до Павловска. После этого поворота еще нужно проехать примерно 7 км до Белогорья. Обратившись к настоятелям Троицкого храма в селе Белогорье, следуйте их указаниям, какой дорогой лучше всего добраться до монастыря. В зависимости от выбранного маршрута до хутора Кирпичи необходимо будет проехать еще от 3 до 10 км.
  • Добираясь по трассе Воронеж – Луганск со стороны Острогожска, нужно доехать до поселка Подгоренский. В конце поселка, недалеко от цементного завода, следует повернуть в сторону Павловска, не доезжая до которого около 30 км будет село Белогорье, где в Троицком храме подскажут дальнейшую дорогу к монастырю.

Как доехать на поезде
Любой электричкой или пассажирским поездом, которые останавливаются по станции Подгорное. Затем следует пересесть на маршрутное такси до Павловска, на пути к которому нужно будет выйти в селе Белогорье.

Как доехать на автобусе
До села Белогорье идет практически любой автобус в направлении Павловска, Россоши, Ольховатки или Подгорного. К примеру, добраться из Воронежа можно автобусом на Россошь в 8:00, 14:55 и 16:30, на Подгоренский – в 11:20 и 15:20.

От Белогорья до хутора Кирпичи примерно 3 км, которые можно либо пройти пешком, либо попросить довезти кого-то из местных.

Как доехать на катере Пассажирский катер предлагает свои услуги паломническим группам до 50 человек, доставляя путешественников к монастырю, на пути к которому их ожидают красоты реки Дон. В этом случае нужно заранее забронировать себе билеты, заказ которых можно сделать по телефонам:

  • 8 (47362) 7-13-63,
Читайте также:  Молитва перед иконой тихвинской божьей матери - православные иконы и молитвы

Источник: https://www.lifejourney.club/evropa/russia/religion/monastir/belogorskij-v-permskom-krae.html

Белогорский монастырь Пермский край

Хроника построения монастыря миновала весьма длинный и непростой путь – начало строения пришлось на 1891 год, а окончили строить мужской монастырь в 1917 году. Начало построения началось на Белой горе семисаженного Царского креста вплоть до самого открытия его ворот.

Гора наименована Белой, так как на ней долгое время не таит снег и тем самым покрывает верхушку горы белоснежной коркой вплоть до лета. Тут находятся под землёй истоки небольших речек и лечебные истоки.

С верхушки горы истекает источник, освящённый в честь блаженного Николая Чудотворца. Не случайно Белую гору ранее именовали «горой 100 ключей», с вершины горы начинают своё основание тринадцать небольших ручьёв, из которых образуются речки.

Эта священная гора попросту пропитана ключами.

Воздвигать монастырь начали в 1893 году. Первый монастырь был возведён в 1894. В тоже время было запущенна стройка иных построек и запущенно учебное заведение для детей от которых отказались родители, где училось двадцать пять мальчишек.

В 1897 году собственное месторасположение в монастыре нашли 5 образов блаженных. Эти иконы в последующем времени сделались его основной достопримечательностью:

• Подобие Казанского образа Благословенной Богоматери;

• Святой Сергий Радонежский;

• Блаженная Казанская Богоматерь, рисованная художниками Валаамского храма;

• Благословенный князь Александр Невский;

• Пресвятая Богоматерь «Послушница».

Однако после того как прошло три года древесное строение было выжжено дотла. После этого случая решили монастырь выстроить из камня. Строители принялись возводить каменное здание в 2 яруса.

Этот монастырь в следствии был именован Крестовоздвиженским храмом. Возведение монастыря продолжалось полных 15 лет.

По завершению строительства монастырь имел возможность принять в своих стенах до 8 тысяч человек.

Обратите внимание

Монастырь был отворён в 1917 году: монастырь освящали целых 3 дня, а на наиболее продолжительной церемонии находилось свыше 30 тысяч людей. Не один монастырь не имел возможности величаться подобным почитанием.

Непростой и катастрофической существовала хроника развития Белогорского храма Пермской местности. Трагические времена в монастыре настали в 1918 году, в тот период большевики довели до кончины настоятеля Варлаама, а затем разделались с тридцатью четырьмя настоятелями храма.

В 1919 году монастырь целиком сокрушили и разворовали большевики. Они в тот период времени завладели всем Пермским регионом, а в 1923 году храм был затворён.

С 1930 года на Белой горе сделали специальный лагерь для общественно – политических наказанных и выстроили жильё для людей с ограниченными способностями и для солдат преклонного возраста Великой Отечественной битвы. Однако в 1980 году в монастыре случилось возгорание, что довольно значительно испортило монастырь: целиком прогорели практически все его величавые купола.

Основание восстановления монастыря припало на 1988 и 1989 года, когда люди на всей земле отмечали тысячу лет как, произошло Крещение Руси. С начала 1993 года по 2007 год монастырь был в ходе ремонта. На сегодняшний день монастырь непринуждённо действует, и в нём могут побывать все жаждущие и почитающие верующие люди, странники и прихожане.

Источник: https://www.o-vere.ru/belogorskij-monastir-permskij-kraj.html

Иверская Икона Божией Матери

  • Главная
  • Молебны в нашем храме
  • Иверская Икона Божией Матери

«Небесная Царица-первая и высшая ходатаица наша пред Сыном и Богом Своим, неусыпное и непостыдное наше предстательство, покров всего мира, подательница всех благ, утешение, прибежище и спасение наше.»

Незримая духовная нить связывает Белогорье с величайшими святынями православного мира

Образ Божией Матери «Иверская» особо почитается в Белогорском Свято-Николаевском мужском монастыре. Эта святая икона является его покровительницей. Еще в июне 1894 года, епископ Пермский Петр торжественно освятил главный храм обители в честь Иверской иконы Божией Матери.

В августе 1898 года со святой Афонской горы в монастырь был доставлен образ Иверской Божией Матери «Вратарницы» » — эта копия чудотворной иконы, что находилась в Новом Афоне, в грузино-греческом Иверском монастыре.

 И когда насельники возводили свою святую обитель, Пресвятая Владычица Богородица хранила и берегла ее.

Важно

После разорения Белогорской обители и уничтожения деревянного Иверского храма чудотворная икона пропала. Судьба ее не известна.

29 октября 2006 г. в Свято-Троицком кафедральном соборе города Перми состоялась встреча списка чудотворной Иверской иконы Божией Матери. Эта икона является точной копией афонской иконы. Она написана монахами Святой Горы. До отправки на Белую Гору, икона  пребывала в Свято-Троицком кафедральном соборе. 

В марте 2010 года ее передали на Белую Гору.

Иверская икона Божией Матери совершенно особенная. Она несет на себе печать человеческого богоотступничества, зверства и варварства — кровоточащую рану на лице. Издревле прославилась эта икона особой силой покаяния, и снова явлена нам, в конце безбожных времен.

Молитва Пресвятой Богородице перед этим образом помогает изыскать внутри себя духовные силы для искреннего покаяния и возвращения в лоно праведной жизни.

Иверский образ Богоматери дан каждому из нас как надежда на обретение внутренней чистоты.

Коли мучает сердце чувство раскаяния, и снедают тревоги за совершенные грехи, надлежит обратиться с усердной молитвой к Пречистой Деве перед Ея Иверской иконой, и будут даны силы для преодоления пагубных желаний.

Просить об обретении праведности перед этой иконой можно и нужно не только за себя, но и за своих близких, друзей и даже за врагов.

Иверский образ Пресвятой Богородицы часто называют «Вратарницей» или «Привратницей». Имена эти иконе были даны не случайно: неоднократно Царица Небесная через Свой образ предупреждала монахов Афонского монастыря о наступлении грядущих событий, которые угрожали обители или имели общемировое значение.

Совет

А потому перед Иверской иконой молятся и о том, чтобы уберечь своё жилище от всякой опасности. Как и перед иными образами Матушки Небесной, перед этой иконой можно молиться об избавлении от недугов души и тела. И, конечно, надо помнить, что к Пресвятой Богородице надлежит обращаться не только с покаянной или просящей молитвой, но и со словами благодарности.

Ибо, незримой присутствуя в жизни каждого из нас, именно Она наполняет её радостью и счастьем.

Молитвы

Акафист

Источник: http://xn--80aa6ajeium.xn--p1ai/prayers-in-our-church/iveron-icon-of-the-mother-of-god

Белогорский монастырь пермский край — православные иконы и молитвы

Уральский Афон, Крестовоздвиженский собор, – все это имена одного и того же собора. Самое известное его название – Белогорский монастырь, Пермский край и его жители гордятся им по праву. Здесь постоянно царит атмосфера умиротворения, чистоты, святости. Кроме того, открывается великолепный вид на истинно русские природные пейзажи. Где находится обитель и каковы ее достопримечательности.

История обители

Историческим началом жизни Белогорского монастыря в Пермском крае считается 1891 год. Именно тогда на величественной Белой горе поставили десятиметровый крест, получивший имя Царский. Место освятили двумя годами позднее. Изначально храм был деревянным.

1897 год: церковь получает святые иконы, пять штук, одна из которых – Казанской Божией Матери. Радостное событие сменяется несчастьем – пожаром, разрушившим до основания деревянное здание храма.

1902 год: началось строительство каменного Крестовоздвиженского собора. Главный инженер проекта – Е. Артемов. Стиль постройки – неовизантийский, образцом для строительства храма послужил киевский Владимирский собор.

Позднее на территории Белогорской обители располагались лагеря для репрессированных и реабилитационные центры для раненых в период Великой Отечественной войны. 1980 год знаменуется еще одним страшным пожаром, не пощадившим даже купола. После него реставрация была абсолютно необходима. Ее проводят на средства из бюджета Пермского края с 1993 (разработан проект) по 2007 год.

Сейчас Афон — Белогорская обитель — продолжает свою работу, являясь яркой достопримечательностью Пермского края.

Как добраться

Желающие посетить это место могут выбрать несколько способов добраться до Белогорского монастыря. Во-первых, можно дойти туда пешком. Но этот способ, конечно, подойдет не каждому, а исключительно религиозным людям, а также любителям пеших походов.

И зимой его использовать вряд ли кто-то решится: в Пермском крае зимы суровые. На карте Пермского края Белогорский монастырь не так уж далеко от города.

Варианты, как доехать:

  1. Машина.
  2. Автобус/микроавтобус.

Первый способ паломничества в Белогорский монастырь потребует подготовки, важно знать не только адрес обители, положение Белогорского монастыря на карте, но и иметь подробную инструкцию, как доехать.

Если добираться из Перми, нужно двигаться по направлению к Кунгуру, затем повернуть к селу Калинино, далее двигаться по указателям. Самый важный будет около села Ергач. Здесь важно не пропустить поворот в село Калинино, где и находится Белогорский монастырь.

Дорога из Перми (центра) составит приблизительно 110-120 км.

Второй способ проще, нужно сесть на автобус, следующий до села Калинино, отправляется транспорт с автовокзала. По прибытию из Перми к селу, надо пересесть на микроавтобус, который доставит непосредственно в Белогорский монастырь. Как вариант, можно доехать на такси.

Живописное место

Если зайти на официальный сайт обители, можно увидеть множество фото Белогорского монастыря. Им гордятся в Пермском крае, о нем знают и за пределами.

Белогорье особенно живописно зимой, но и летом пейзажи края, раскинувшегося у подножия горы, великолепны. Фото на официальном сайте Белогорского монастыря лишь отчасти передают ту атмосферу, которая царит здесь круглый год.

Именно благодаря ей в Пермский край организуют туры, едут паломники.

Обратите внимание

Собор огромен, но не давит на зрителя, а гостеприимно его принимает. Ценители архитектуры увидят, что здание Уральского Афона не выбивается из природного окружения, а органично сочетается с ним. Купол церкви – самый большой из всех в Пермском крае. Примечательно также то, что изображение церкви было отчеканено на трехрублевых монетах.

Наиболее точная характеристика ощущений после посещения данного святого места – спокойствие, просветление. Возвращаться отсюда к шумному городу не хочется, а время здесь будто замирает. Если возникнет желание переночевать, можно обсудить эту возможность.

Праздники

Во время праздничных дней привычное спокойствие сменяется торжественными богослужениями, крестными ходами. При планировании поездки есть смысл подстроить ее именно под праздники: Рождество, Пасху, Вербное воскресение, Богоявление. В эти дни проходят богослужения, а братия будет особенно гостеприимна.

Отдельная тема – крещение в Белогорском монастыре. Происходит таинство утром, до 12 часов. Проводится оно внутри специальной купели, расположенной на склоне ближе к северу.

Купели покровительствует икона Божьей Матери «Взыскание погибших». Можно крестить как ребенка, так и взрослого человека.

Для записи нужно предварительно позвонить по телефону, узнать адрес Белогорского монастыря и договориться о времени.

Для процедуры крещения необходимы составляющие, перечисленные ниже.

Взрослому Ребенку
Нательный крест (свой или приобретенный на территории церкви);
Крестный отец мальчику, крестная мать девочке. Допустимо присутствие обоих, но при условии, что они не находятся в супружеских отношениях друг с другом и никогда не будут сочетаться браком;
Полотенце большого размера;
Рубашка, которую можно приобрести тут же;
Свидетельство о рождении
Для всех нелишним будет взять теплую одежду: на Белой горе дует сильный ветер.

Основные правила посещения:

  • Покрытая голова (головной убор, платок);
  • Длинная юбка для женщин, отсутствие вызывающих цветов в одежде и макияже;
  • Аккуратная прическа;
  • Для мужчин – недопустимо ношение шорт, открытых маек;
  • Не следует вести себя чересчур эмоционально, громко разговаривать, слушать музыку;
  • Телефон лучше выключить.

Режим работы, услуги

Паломнику, прибывшему в мужской монастырь издалека, никогда не откажут в посещении и приюте. Для туристов, желающих осмотреть собор, часы работы ограничены: с 7.30 до 17.00.

Здесь можно увидеть убранство Белогорского монастыря, послушать молебен перед ковчегом с мощами святого Пантелеймона, праздничные службы.

Специальные богослужения проводятся по понедельникам с 16.30 до 17.00, это так называемые водосвятные молебны, после них сразу следуют всенощные бдения. Во вторник и среду по утрам можно посетить божественные литургии. Можно купить свечки, иконы, сувениры.

Источник:

Белогорский Свято-Николаевский православно-миссионерский мужской монастырь в Пермском крае

  • История возникновения обители
  • Расположение и маршрут
  • Расписания богослужений

Каждая монашеская обитель представляет для христианина не только место особенного Божьего присутствия, но и предметом архитектурного достоинства страны. Одним из таких достояний русского народа является Белогорский Свято-Николаевский мужской монастырь.

Данная обитель представляет собой одно из величайших строений Русской православной церкви. При этом оно отличается строгостью порядков и преданностью вере. В народе часто можно услышать другое название этой местности — Уральский Афон, что говорит об определенном уровне.

Белогорский Николаевский Пермский монастырь

История возникновения обители

Белогорский Свято-Николаевский мужской монастырь имеет большую значимость и важность для христиан по всему миру. В честь чудесного избавления цесаревича Николая от серьезной опасности в Японии на Белой горе установили высокий крест (10 метров). Произошло это в 1891 году, и вскоре крест прозвали царским.

Уже через два года (1893 г.) в июне произошло освящение место будущей закладки храма здесь же. Начали воздвигать храм из дерева, строительство которого закончили в 1894 году.

Читайте также:  Молитва преподобному ипатию печерскому целебнику при кровотечениях и женских болезнях

Тут же при храме было решено организовать мужскую обитель и в этом же году начали строительства первых корпусов: настоятельского и братского.

Важно

Причем строили сразу с хозяйственными блоками — в корпусах отвели место для столярных и слесарных мастерских.

В сентябре 1897 года из Москвы и Петербурга прибыл сюда первый крестный ход, с которым были доставлены первые святыни — иконы:

  • Казанской Богородицы, которая была написана монахами из Валаамской обители;
  • преподобного Сергия Радонежского;
  • святого князя Александра Невского;
  • Богородицы «Послушница».

Однако вскоре случилось несчастье — в ноябре 1897 года первый храм из дерева дотла сгорел. В этом же году заложили основание для нового, каменного храма и корпуса для братьев в два этажа.

Начало строительство новой церкви вместо сгоревшей началось лишь в июне 1902 года и продолжалось 15 лет. Этот храм был назван Крестовоздвиженским, и он был огромных размеров — вмещалось в него 8000 человек! Собор был построен наподобие Владимирского собора (Киев) и стал первым храмом в той местности с паровым отоплением и вентиляцией.

Белогорский монастырь называют Уральским Афоном

Монастырь имел тесные отношения с царской семьей: в обители издавался журнал «Голос долга» подробно освещавший все патриотично-православные вопросы.

Более того, в 1910 году состоялась встреча императора Николая (Второго) и архимандрита Варлаама, который управлял в то время подворьем.

Во время встречи императору были презентованы фотографии монастыря и книга его истории.

Когда началась Первая мировая война, обитель внесла в государственную казну добровольное пожертвование в размере 500 рублей золотом. Этот вклад должен был пойти на военные нужды.

Во владении у обители было около 580 участков земли (по 10 акров), стадо из сорока коров и 9 прудов с рыбой.

Совет

Однако с приходом советской власти начались испытания и тяготы всех монахов и самой обители. Архимандрит Варлаам был замучен и утоплен в августе 1918 года, а прочие 34 монаха из монастыря были замучены и расстреляны. Монастырь был разграблен полностью и закрыт в 1923 году.

Тут был открыт Дом Инвалидов, лагерь для беженцев и переселенцев, реабилитационный центр для военных. В 1980 году во время страшного пожара сгорели купола на храме. Только в 1988 году была начата программа по восстановлению монастыря.

Важно! В 1991 году Священный Синод одобрил открытие Свято-Николаевского монастыря и возобновил монашескую жизнь обители. 26 мая 1991 года было совершено первое богослужение в этом восстанавливающем храме.

Расположение и маршрут

Как было указано выше, подворье расположено на Урале, в 98 километрах от города Пермь, на самом краю так называемой Белой горы. Доехать можно из Перми или города Кунгура (40 км).

Официальный адрес подворья: Пермский край, Кунгурский район, деревня Белая Гора, улица Монастырская, дом № 1.

Добраться до подворья несложно. Самостоятельно можно добраться до обители на автомобиле по федеральной трассе Р242 Пермь-Екатеринбург. Водителю надо будет свернуть недалеко от села Ергач на село Калинино (везде есть указатели).

Возле пруда, уже в селе Калинино, необходимо будет снова свернуть и по указателям добраться прямо до монастыря. Причем местные хорошо знают месторасположение его и будут рады помочь паломникам.

Иконостас Крестовоздвиженского собора в Белогорском Николаевском монастыре

Приезжать в обитель можно с раннего утра, поскольку первая служба начинается в 7:30 утра с братского молебна православному мученику Варлааму Белогорскому, в честь которого и названа обитель.

Наряду со служениями работает церковная лавка, а монахи ведут привычный образ жизни, так что можно будет понаблюдать за их размеренной жизнью. Последнее служение проходит в 17:00 вечера.

Совет! Наиболее удачным решением будет приехать в монастырь с самого утра и остаться до вечера, чтобы прожить один день с иноками.

Расписания богослужений

Помимо утреннего молебна и вечерней службы, по выходным добавляются дополнительные молебны:

  • в субботу в 8:00 утра проводится молебен с чтением акафиста святому Николаю Чудотворцу, во время которого освящают воду;
  • в воскресенье в это же время проводят молебен с чтением акафиста иконе Богородице «Иверская»;
  • в 11:00 утра в субботу читается панихида по умершим;
  • в 14:00— водосвятный молебен с акафистом св. Николаю Чудотворцу, в 11:00 — панихида, в 14:00 в воскресенье осуществляется молебен с чтением акафиста перед частью мощей святого целителя Пантелеймона.Целитель Пантелеимон

Кроме этого ежедневно в течении дня в храме читаются молебны Богородице: «Всецарица», «Умягчение злых сердец», «Неупиваемая чаша», «Взыскание погибших». А также молебны святым великомученикам: Петру и Февронии, Спиридону Тримифунтскому, Николаю Чудотворцу.

У паломников есть прекрасная возможность погрузиться в святой источник на территории монастыря — купель в честь иконы Богородицы «Взыскание погибших». Он располагается с северной стороны Белой горы. Каждое воскресенье там проводят крещение с 12:30 до 15:00, по желанию можно совершить обряд крещения, но следует заранее связаться с руководством обители.

Кроме погружения, паломники могут заказать панихиду по умершим родственникам и молебен, в который можно включать до 10 имен близких. Кроме проскомидии, в храме при обители читается и длительное поминание, которое также можно заказать.

Белогорский мужской монастырь заключает в себе великую силу — это обитель настоящих мужей Божиих и присутствие Святого Духа тут чувствуется постоянно.

Несмотря на тяжести и испытания, обитель выстояла, все преодолела и сегодня существует лишь с одной целью — ежедневно служить Господу и прославлять Его великое имя!

Белогорский монастырь.Пермский край

Источник:

Достопримечательности и святыни Белогорского монастыря в Пермском крае

В настоящее время очень распространено паломничество, так как каждый в той или иной мере желает познакомиться с расположенными неподалеку культовыми зданиями. И почему бы свое свободное время не уделить осмотру одного из них, особенно того, который имеет немалую популярность.

 В этот раз решил посетить Воскресенский Белогорский Свято-Николаевский Православно-Миссионерский мужской монастырь Воронежской области. Он знаменит храмом 1819 года, освященного в честь Александра Невского, и привлекает многих частицей его мощей.

 Расскажу вам о замечательном отдыхе в Перми с умиротворением и о том, как добраться в монастырь Белогорский.

Где находится Белогорский монастырь

Пермский край весьма богат различными культовыми святынями, среди которых можно отметить довольно известный Белогорский монастырь, расстояние к которому от Воронежа составляет 165 км, от Белгорода – 314 км и от Волгограда – 517 км.

Источник: http://pravoslaviee.ru/osnovy/belogorskij-monastyr-permskij-kraj-pravoslavnye-ikony-i-molitvy.html

25 августа. Память преподобномучеников Белогорского Николаевского монастыря / Православие.Ru

    

С 30 января 1897 иеромонах Варлаам (Коноплев) стал настоятелем Белогорского Николаевского монастыря в Пермской губернии. За первое десятилетие своего существования число насельников Белогорской обители увеличилось с 12 до 400. Уклад монастырской жизни был довольно строг. Вставали в четыре часа утра. Будил поначалу всю братию сам отец Варлаам. Он сам читал и пел на клиросе.

«Мир здесь другой, — говорили об обители, — почти беспрерывно совершается служба, все по уставу, без всяких пропусков, без всяких заминок. Божия служба на Белой Горе так поставлена, как нигде в наших ближних и дальних пределах…

Здесь, в обители, всегда с должным усердием неустанно о том говорят, как нужно души спасать, как бороться с грехом, как готовить себя к жизни святой и блаженной… Отцы Белогорского монастыря призывают паломников к постоянному бодрствованию, к постоянной борьбе с темной силой.

Они умоляют нас иметь чистое сердце и спасаться в Церкви Христовой святой, православной, принимать Тайны Святые, быть со священством, от Бога поставленным».

Обратите внимание

Один паломник-инок вспоминал: «Уставная служба в храмах монастыря отличалась торжественностью и глубокой умилительностью. Схимники с детскими незлобивыми лицами имели в храме свои формы, молодые иноки стояли на хорах, а частью — внизу.

После вечернего правила в храме свечи гасились, и вся иноческая рать, человек в пятьсот, едва шелестя мантиями, двигалась по направлению к раке с частицами мощей. Затем раздавалось мощное пение молитвы «Достойно есть» афонским распевом. При звуках молитвенного ублажения Божией Матери хотелось плакать.

Какие-то светлые чувства широкой волной втеснялись в душу, и думалось: «Как, вероятно, в эти минуты трепещет сатана и ненавидит поющих монахов».

В нем удивительно сочетались сильный характер и простота, ласка, сердечность и детское незлобие, строгость к себе и снисходительность к другим.

Терпеливо переносил он встречавшиеся в жизни братства трудности, с полной готовностью прощал вину согрешившим, выговоры делал смиренно и часто со слезами на глазах. «Когда он поучает, то говорит тихо, смиренно, как бы умоляя того, к кому обращается; когда обнимает виновного, слезы текут из его глаз.

Он служит примером человека, отдавшего Богу все существо, примером трудолюбия, терпения, всепрощения», — писали о нем в «Пермских епархиальных ведомостях».

Личность настоятеля, его опытность в духовной жизни, особый аскетизм и совершенно детское незлобие привлекали в обитель множество богомольцев. К святому стекался народ со всей Пермской губернии, приходили даже инородцы из глухого Закамского края.

«Отец Варлаам — руководитель совести, — писал современник, — это лицо, которому поручают себя люди — миряне, так же, как монахи, ищущие спасения и сознающие свою немощь. Кроме того, к о. Варлааму, как вдохновенному руководителю, обращаются верующие в трудном положении, в скорбях, в часы, когда не знают, что делать, и просят по вере указания…

Важно

Каждый, приходя к о. Варлааму, выносит сильное незабвенное впечатление: в нем есть неотразимая сила».

Архимандрит Варлаам (Коноплев) был членом Священного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 по избранию от монашествующих. В октябре 1917 вернулся в Белогорскую обитель и сложил с себя полномочия члена Собора.

В начале 1918 жертвами красного террора стали представители духовенства. Архимандрит Варлаам не сомневался, что насильственная смерть не минует и его. Он готовился к смерти сам и укреплял братию.

30 июля 1918 трагические события докатились и до Белой горы. Пригласив якобы на собрание в село Юго-Осокино (ныне село Калинино Кунгурского района), большевики арестовали архимандрита Варлаама.

Последние слова обреченного на смерть, связанного белогорского настоятеля прозвучали с телеги, увозившей его из родного села, и были обращены к тем, кто с плачем бежали за ним: «Не бойтесь убивающих тело, душу же не могущих погубить».

Он был отправлен в город Осу и, зверски замученный большевиками, брошен в Каму. Это случилось 25 августа 1918.

После расправы над настоятелем большевики занялись ликвидацией обители. Репрессии братии сопровождались грабежом монастыря.

Многие монахи Белогорского Свято-Николаевского монастыря после зверских пыток были убиты.

Мученическую кончину приняли: преподобномученик Александр, послушник; преподобномученик Алексий (Коротков), послушник; священномученик Антоний (Арапов), иеромонах; преподобномученик Аркадий, инок; преподобномученик Варнава, инок; священномученик Виссарион, иеродиакон, инок; священномученик Вячеслав, иеромонах; преподобномученик Гермоген, инок; преподобномученик Димитрий, инок; священномученик Евфимий (Коротков), иеродиакон, инок; преподобномученик Евфимий, инок; преподобномученик Иаков, послушник; преподобномученик Иаков (другой), послушник; священномученик Илия, иеромонах; священномученик Иоанн, иеромонах; преподобномученик Иоанн, послушник; священномученик Иоасаф, иеромонах; преподобномученик Маркелл, инок; священномученик Матфей, иеродиакон, инок; священномученик Михей, иеродиакон, инок; преподобномученик Петр, послушник; преподобномученик Петр (другой), послушник; преподобномученик Савва, инок; священномученик Сергий (Вершинин), иеромонах; преподобномученик Сергий, послушник; преподобномученик Феодор, послушник.

Могилы мучеников были скрыты властями, и место их нахождения неизвестно.

Совет

В 1998 преподобномученика архимандрита Варлаама (Коноплева), первого настоятеля и устроителя Белогорского монастыря, и иже с ним убиенную братию Белогорской обители прославили как местночтимых святых Пермской епархии.

На Юбилейном Архиерейском соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 белогорские мученики причислены к лику святых новомучеников и исповедников российских для общецерковного почитания.

Источник: https://pravoslavie.ru/73204.html

«Уральский Афон» видно из Вятки

Между Пермской и Вятской землей существуют давние духовные связи. В неблизком 1657 году в Москве на Поместном Соборе была учреждена Вятская и Великопермская епархия с центром в г.Хлынове.

Как было сказано в соборном определении: «Страна, именуемая Вятка, отстоящи от царствующего града Москвы многим расстоянием, и есть оная страна и места имущи многочеловечны, и сего ради требует своего ей архиерея и пастыря».

Пермская епархия входила в состав Вятской вплоть до конца 18 века.

В 1780-1781 гг. по указу Екатерины II поселку Егошихинского завода был присвоен статус города. Новый город становится центром обширного Пермского наместничества. В 1796 г. Пермское наместничество переименовали в губернию.

Но в главном губернском городе Перми не было архиерейской кафедры. В церковно-иерархическом отношении Пермь оставалась в зависимости от вятской кафедры.

Поэтому на открытия пермского наместничества приезжал епископ Вятский и Великопермский Лаврентий II.

Открытие самостоятельной Пермской епархии произошло в царствования Павла I.  27 сентября 1799 г. Св. Синод делает доклад императору Павлу I об образовании Пермской епархии. В Казани рукоположили на пермскую кафедру архимандрита Иоана (Островского). Новый епископ именовался Пермским и Екатеринбургским.

С Пермским краем тесно связана и миссионерская деятельность нашего великого просветителя — Трифона Вятского (1546-1612). Преподобный Трифон родился  в Мезени и долгое время жил в пределах Пермской земли.  В Пыскорском монастыре он был пострижен в монахи.

Обратите внимание

Слава, распространившаяся о Трифоне, стала его стеснять и он переселился на реку Чусовую. Здесь Трифон прожил восемь лет (в районе Нижне-Чусовских городков) и прославился как исцелитель. В январе 1580 г.

Трифон прибыл в Вятку, где основал наш знаменитый Успенский мужской монастырь.

Путь к истокам

Преподобномученик Варлаам (в миру Василий Евфимович Коноплёв) родился в 1858 году в Юго-Кнауфском заводе Осинского уезда Пермской губернии в крестьянской семье старообрядцев-беспоповцев.

В автобиографии, в которой преподобномученик описал свои поиски истины и приход в Православную Церковь, он так рассказывал о себе: «На десятом году я выучился грамоте; молился с беспоповцами, со стариками и простолюдинами; когда стал приходить в возраст, полюбил читать Божественное Писание.

Читайте также:  Молебен киприану и иустине защита от колдовства, как заказать

Всё свободное время я отдавал чтению книг, покупая их или прося у других для прочтения. И постепенно стал разгораться во мне дух к Богу — я размышлял о вере, о расколе, о Православной Восточной Церкви, размышлял о священстве, без которого, видел, спастись нельзя. В этих думах я забывал всё.

Ночью часто вставал на молитву перед иконами Господа Вседержителя и Пречистой Богородицы и молился усердно, горячо, со слезами, просил Господа: «Господи, открой мои очи, дай разуметь путь спасения; скажи мне путь, каким мне идти, научи творить волю Твою».

И ещё просил указать, в какой Церкви и через каких пастырей благодать Святого Духа действует».

До тридцати пяти лет Василий был постоянно в размышлении о Церкви, стараясь уразуметь Евангельские, апостольские и прочие Писания, находя их зачастую несходными с писаниями о Церкви и священстве у старообрядцев.

Важно

В это время он много путешествовал, посещал старообрядцев-беспоповцев, присутствовал на их беседах.

Перелом в поисках истины совершил чудесный случай в неделю Всех святых, когда Василий уехал в Саратовскую губернию в старообрядческую обитель.

Там он усердно молился: «Милостиве Господи, как мне уразуметь о Церкви Твоей святой; не хочу быть раскольником, но не знаю, как уразуметь раздоры церковные, не знаю, какая половина ошибается, то ли старообрядцы что-то недопонимают, то ли Церкви Восточная или Греко-Российская погрешают.

Господи, покажи мне чудо, разреши мои сомнения и недоумения; если Церковь Российская за перемену в обрядах не лишилась благодатных даров, то во время торжества духовенства на Белой Горе, во время их молебна, пошли, Господи, в это знойное время дождь обильный на землю, чтобы мне уразуметь, что через их пастырей действует благодать Святого Духа».

И, действительно, по дороге домой он услышал разговор, что на Белой Горе среди торжественного молебна сошёл на землю обильный дождь.

В результате своих поисков Василий Коноплёв в 90-х годах XIX века через таинство миропомазания присоединился к Православной Церкви. Соединился с Церковью и его отец Евфим Тихонович — ему было тогда семьдесят пять лет — а также младшие его братья Антон и Павел с женами и детьми и семейство старшей сестры. Всего присоединилось девятнадцать человек.

В ноябре 1893 года Василий был пострижен в рясофор, и поселился на Белой Горе. Постепенно к нему стали собираться все желающие монашеского жития. К 1894 году собралось двенадцать человек.

1 февраля 1894 года Василий принял постриг в монашество с именем Варлаам, а на следующий день он был рукоположен в иеродиакона.

22 февраля во время освящения престола в малом храме во имя Святителя Николая его рукоположили в иеромонаха.

Еще в XVIII веке в этих местах были старообрядческие скиты. Однако «официальная» православная история этого места началась в 1891 году. В память о спасении цесаревича Николая от покушения в Японии на Белой горе установили большой крест (более 10 метров в высоту). В народе его так и прозвали – «Царский».

Белая гора: начало

Совет

Основанный им в начале 1890-х гг. в окресностях Кунгура Белогорский Свято-Николаевский мужской миссионерский монастырь к началу ХХ века имел огромную популярность среди православного населения урало-сибирских губерний России. Усвоив строгие организационные традиции афонского монашества, белогорские иноки успешно проповедовали среди местных старообрядцев.

Потрясающая красота природы, высокая духовная жизнь и самоотверженный труд братии привлекали в монастырь свыше 70 тысяч паломников в год. Один паломник-инок вспоминал: «Уставная служба в храмах монастыря отличалась торжественностью и глубокой умилительностью…

После вечернего правила в храме свечи гасились, и вся иноческая рать, человек в пятьсот, едва шелестя мантиями, двигалась по направлению к раке с частицами мощей. Затем раздавалось мощное пение молитвы «Достойно есть» афонским распевом.

При звуках молитвенного ублажения Божией Матери хотелось плакать».

Благодаря щедрым пожертвованиям благотворителей, монастырь за короткие сроки сумел создать развитую хозяйственную инфраструктуру и стать одним из крупнейших монастырей Урала. К 1910 г. братия монастыря превысила 400 человек.

 Для сравнения:  число братии  в том же году в Троице-Сергиевой Лавре было около семисот.  Вершиной развития «Уральского Афона» стало завершение строительства на Белой горе величественного Крестовоздвиженского собора, освященного в июне 1917 года.

Чтобы его воздвигнуть недалеко от Белой горы был построен кирпичный завод, откуда доставляли кирпичи для строительства величественного храма.

С этого времени отец Варлаам был назначен управляющим новостроящегося миссионерского монастыря на Белой Горе, получившего впоследствии название Уральского Афона. Он восстановил Православное уставное Богослужение и, памятуя, что монастырь миссионерский, поставил на должную высоту проповедь, которая звучала в нём утром и вечером. Ни одно богослужение не оставалось без поучения.

В 1913 году пермский священник Иаков Шестаков писал о батюшке: «Отец Варлаам — руководитель совести, это лицо, которому поручают себя люди — миряне, точно так же, как монахи, ищущие спасения и сознающие свою немощь.

Кроме того, к отцу Варлааму, как вдохновенному руководителю, обращаются верующие в трудном положении, в скорбях, в часы, когда не знают, что делать, и просят по вере указания. Отец Варлаам отличался особой опытностью, аскетизмом, крепостью духа и детским незлобием.

Молва о его мудрости росла; к нему стал стекаться народ со всей Пермской губернии, пошли даже инородцы из глухого Закамскаго края… Каждый, приходя к отцу Варлааму, выносит сильное незабвенное впечатление: в нём есть неотразимая сила. Аскетические подвиги и трудовая жизнь изнурили здоровье батюшки, но он никому не отказывал в совете.

Обратите внимание

Великие таинства совершались в его тесной келье: здесь возрождалась жизнь, утихали скорби и текли слезы умиления и радости. Четверть века Белогородская обитель утешала страждущих.

В первых числах июня 1917 года в обители состоялось последнее величественное торжество — освящение Белогорского собора. Были посланы приглашения всем благодетелям и посетителям обители, а также отпечатаны и разосланы по всей России извещения о предстоящем торжестве.

2 июня в обитель приехал священномученик епископ Пермский Андроник (Никольский, память 7 июня); 5 июня стали прибывать в монастырь из окрестных селений крестные ходы с многочисленными богомольцами.

Пройдя долгий путь при дневном летнем зное и пыли, они не выказывали утомления, лица многих были радостны, на них лежал отпечаток какого-то неземного состояния.

Храмы не вмещали паломников, и богослужения совершались прямо под открытым небом; всенощные, панихиды или молебны — повсюду славилось имя Божие. И сама природа, казалось, внимала этому дивному зрелищу; не было ветра, свечи не гасли, так было тихо и хорошо.

https://www.youtube.com/watch?v=CdAk7T7KXek

Монументальный  Крестовоздвиженский собор, самый грандиозный в Пермской епархии, строился как на пожертвования частных лиц, так и за счёт самого монастыря, по отчётам монастыря за 1909 год, монастырь занимался хлебопашеством, скотоводством, пчеловодством и рыболовством, монастырь владел 580 десятинами земли, имел 40 коров и 9 прудов.

Красный  путь обители

Прошёл год со времени освящения собора. В августе 1918 года большевики захватили обитель. В главном алтаре собора красноармейцы разворотили и осквернили престол.

В келье архимандрита Варлаама устроили отхожее место, а иконописную мастерскую превратили в театр, где монастырских мальчиков-певчих заставляли петь светские фривольные песни.

Многие монахи были после зверских пыток убиты.

25 августа (по новому стилю) красноармейцы арестовали настоятеля монастыря архимандрита Варлаама и по дороге в уездный город Осу после  пыток его расстреляли, а тело  бросили в  р. Каму. Мученическую кончину приняли и многие монахи обители.

Их имена: иеромонахи Сергий, Илия, Вячеслав, Иоасаф, Иоанн, Антоний; иеродиаконы Михей, Виссарион, Матвей, Евфимий; монахи Варнава, Димитрий, Савва, Гермоген, Аркадий, Евфимий, Маркелл; послушники Иоанн, Иаков, Петр, Иаков, Александр, Феодор, Петр, Сергий, Алексий.

Могилы мучеников были скрыты властями и пребывают в неизвестности.

Существует немало документальных и устных свидетельств о том, как расправлялись большевики с белогорскими монахами. Монахов ставили в два ряда и расстреливали прямо на глазах у местных жителей Белой Горы. Кто пытался подойти или протестовал, в тех тоже стреляли. Хоронить не давали.  

Опубликованы воспоминания двух отшельниц Марии и Анны – духовных чад настоятеля Белогорского монастыря архимандрита Варлаама, подвизавшихся в 1918 г. недалеко от Белой горы. «Ослабев от голода, послушницы вышли из пустыньки и направились на Гору. Подходя к обители, они вместо братии встретили часовых, которые им сказали: «Уходите быстрее! Все расстреляны, никого нет, монастырь закрыт».

Важно

24 февраля 1919 г. войска генерала Вержбицкого выбили большевиков из Кунгура. Белая гора оказалась на освобожденной территории. 4 марта туда прибыл назначенный управляющим Пермской епархией епископ Борис (Шипулин). «…Увиденное и услышанное на Белой горе превзошло все ожидания.

Уже были найдены тела иеромонахов Илии и Сергия с исколотыми штыками шеями, с размозженными черепами и прострелянными ладонями. Епископу сообщили следующее: 102 насельника Белой Горы были угнаны на окопные работы.

В главном алтаре собора осквернили и разворотили престол, все имущество монастыря разграбили настолько, что из швальни было взято последнее шило. Та же картина разрушения и зверства оказалась в Серафимо-Алексеевском скиту. Из числа насельников было убито 9 человек. В Осе были обнаружены тела трех скитников – иноков Сергия, Исаакия и рясофорного послушника Павла.

Их извлекли из ямы, залитой нечистотами. У этих мучеников размозжены головы, вырваны куски тела из боков, нанесено множество штыковых ран, надломлены голени…» (из статьи в белогвардейской газете «Освобожденная Россия»).

Известно, что в апреле 1919 г. епископ Борис инициировал расследование обстоятельств террора против духовенства в Пермской епархии, в том числе белогорской братии. Материалы работы следственной комиссии правительства А.В. Колчака рисуют наиболее полную картину зверств большевиков в отношении монахов Белогорского монастыря.

Во время следствия иеромонах Белогорского монастыря Иосиф (Воробьев) показал: «Аресты преимущественно производились Осинской чрезвычайной комиссией и по ее распоряжениям. Между 8-10 октября 1918 г.

Юго-Осокинской чрезвычайной комиссией были арестованы иеромонахи Иоасаф и Сергий, которые высказывали негодование Советам, называя комиссаров продажными душами, что и послужило причиной их ареста, а позже 6 ноября, по доставлении их в Осу, – причиной расстрела.

Одновременно с ними было арестовано 6 монахов, из которых 3 бежали, остальные были отправлены большевиками в Вятку. Никаких мандатов и документов при арестах обвиняемым большевиками не предъявлялось и оставлено не было».

Из показаний ясно, что массовый арест монахов был произведен между 10-13 октября 1918 г. при совершении в монастыре всенощного богослужения. Общее количество арестованных в этот день было около 170 человек.

Из них некоторые были мобилизованы красными, оказались на фронте и бежали оттуда, другие были взяты сибирскими войсками в плен на станции Шумаково, находясь на принудительных работах. Третьи скрылись и бежали во время отступления красных из Перми.

Совет

Документы свидетельствуют, что число убиенной братии Белогорского монастыря и Серафимо-Алексеевского скита этой обители составляет не менее 45 человек, не считая настоятеля – архимандрита Варлаама. Еще 25 августа 1918 года он был арестован и расстрелян красноармейцами по дороге из монастыря в город Осу и брошен в р. Каму.

Через несколько дней его духовной дочери, жившей в Перми, было открыто во сне место гибели отца Варлаама. Тело мученика нашли в указанном месте и похоронили на кладбище в Перми. 

Белогорские мученики прославлены в 1998 году как местночтимые святые Пермской епархии. Причислены к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Белогорский монастырь. Наши дни

С 1930 года на Белой горе был открыт лагерь для репрессированных и спецпереселенцев, годом позже открыт дом инвалидов.

В 1941—1945 годы на Белой горе располагался реабилитационный центр для раненых и инвалидов Великой Отечественной войны. С 1946 по 1986 годы на Белой горе находился дом инвалидов Великой Отечественной войны, труда и детства.

В 1980 году в Белогорском соборе вспыхнул огонь, который сильно повредил храм, в частности сгорели почти все купола храма.

Монастырь был передан Церкви еще в 1989 году и в настоящее время вновь действует; однако масштабы разрушений, произведенных в безбожные времена таковы, что восстановление обители продолжается до сих пор.

Источник: http://hram-predtecha.ru/publikacii/article_post/uralskiy-afon-vidno-iz-vyatki

Ссылка на основную публикацию