Житие священномученика климента, папы римского

Священномученик Климент, папа Римский — житие

Священномученик Климент, папа Римский — житие

Святой священномученик Климент, римлянин, происходивший из очень знатного и богатого рода древних царей, в юности хорошо ознакомился с языческой философией, но душа его не нашла в ней покоя и ответов на важнейшие вопросы о смысле человеческой жизни.

Наконец один человек рассказал ему, что пришел в Иудею Сын Божий, даруя вечную и блаженную жизнь всем, кто исполняет его заповеди о любви к единому Богу и ближнему. Тогда Климент загорелся желанием подробнее узнать о Христе и для этого отправился в Иудею.

Но в дороге случилась сильная буря, и корабль прибыл не в Иудею, а в Александрию.

Климент встретился там со святым Варнавой, апостолом от семидесяти, и услышал его проповедь о Христе, а потом уплыл в Палестину, где нашел апостола Петра, принял от него святое крещение и сделался его учеником.

Обратите внимание

С тех пор и до мученической кончины Петра Климент был неразлучным спутником и сотрудником его во всех путешествиях и трудах и был ревностным проповедником Христова учения.

Петр сам посвятил Климента в епископы, и по смерти святого апостола, а за ним святителей Лина и Анаклета Климент сделался папой Римским.

Это было время гонений, когда кровь святых мучеников лилась рекой, и особенно в Риме. Злые люди, руководимые бесами, старались истребить христиан и совсем разорить Церковь Христову.

Но Климент, находясь в таком бедствии, не только заботился о сохранении и укреплении верных, но и многих неверных обратил ко Христу, и не только из простого народа, но даже и из царского дворца, благородных и богатых сановников.

Наконец по приказу императора Траяна святителя Климента взяли, посадили на корабль и отправили в бессрочную ссылку на далекие от Рима и мало тогда обитаемые берега Черного моря, в город Херсонес, поблизости от теперешнего Севастополя. В Херсонесе уже было две тысячи христиан, осужденных за истинную веру на тесание камней в горах. То же самое заставили делать и Климента.

Заключенные очень страдали от недостатка воды, ибо ее поблизости не было. И тогда святой Климент сказал:

─ Помолимся, братия, Господу нашему Иисусу Христу, чтобы Он нам, страдающим за Него, даровал источник воды. Получив же такую благодать от Бога, возвеселимся.

Все помолились, и явился источник чистой и вкусной воды, превратившийся в целую реку. Слух о чуде быстро распространился, и многие уверовали во Христа и крестились в чудесном источнике.

В одно лето число верующих так возросло, что уже почти все херсонесские жители сделались христианами. Идолы были разрушены, капища запустели, зато было построено 75 христианских храмов. Узнав об этом, император Траян повелел умертвить святителя Климента или вынудить его отречься от Бога. Его увезли в море на лодке, к шее привязали якорь и бросили в воду.

Верные в это время стояли на берегу и плакали. Тогда два ближайших ученика Климента, Корнилий и Фив, сказали христианам:

─ Помолимся, братия, чтобы Господь нам открыл мощи мученика.

Важно

Когда все стали молиться, море вдруг отступило от берега, и люди, пройдя по его дну, как по суху, нашли тело священномученика Климента лежащим в красивой пещере, будто в церкви.

Христиане хотели взять мощи, но им было откровение от Господа, чтобы тело оставалось на месте.

И с тех пор каждый год море в эти дни отступало от берега на семь дней, так что верные могли подойти к мощам, и многие получали исцеления.

Так было в течение 700 лет — море открывало мощи святителя. А потом перестало. По прошествии же еще пятидесяти лет пришли в Херсонес равноапостольные Кирилл и Мефодий. Они стали побуждать духовенство и народ молить Бога открыть им мощи священномученика Климента. И вот после многих молений они пришли к морю в надежде, что оно отступит, как прежде, но Богу было угодно иное.

Внезапно среди полуночного мрака море озарилось светом, и сначала явилась голова, а затем и все мощи святого вышли из воды. Архиереи благоговейно их взяли, принесли в город и положили в церкви.

Тогда совершилось много чудес: слепые прозревали, больные получали исцеление, бесноватые освобождались от демонов — по молитвам святителя Климента, благодатью Господа нашего Иисуса Христа, Ему же слава вовеки. Аминь.

 >

Источник: http://semyaivera.ru/2012/12/08/svyashhennomuchenik-kliment-papa-rimskiy-zhitie/

Священномученик Климент, папа Римский | СВЯТО-ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ СОБОР

25 ноября/8 декабря

Священномученик Климент, папа Римский, родился в Риме в богатой и знатной семье. Силой обстоятельств с детства разлученный с родителями, Климент воспитывался у чужих людей. Живя в Риме, юноша получил прекрасное образование, был окружен роскошью, приближен к императорскому двору. Но его не радовали утехи, не увлекала языческая премудрость.

Он стал задумываться над смыслом жизни. Когда в столицу дошли вести о Христе и Его учении, св. Климент оставил дом и имение и отправился в те места и те земли, где nроповедовали апостолы. В Александрии Климент встретил св. ап. Варнаву, слова которого слушал с глубоким вниманием, всем сердцем воспринимая силу и истину Слова Божия. Прибыв в Палестину, св.

Климент принял Крещение от св. ап. Петра и стал его ревностным учеником и постоянным спутником, разделяя с ним его труды и страдания. Св. ап. Петр незадолго до своих страданий рукоположил св. Климента во епископа города Рима. После кончины апостола, а за ним св. Лина, епископа Римского (67-79 г.), и его преемника, св. еп.

Анаклета (79-91), на Римской кафедре находился св. Климент (с 91 по 101 г.).

Совет

Добродетельная жизнь, милосердие и молитвенный подвиг св. папы Климента обратили многих ко Христу. Так, однажды в день Пасхи им были крещены сразу 424 человека. Среди крещеных были люди всех сословий: рабы, правители, члены императорской семьи.

Язычники, видя успехи его апостольской проповеди, донесли на святителя Климента императору Траяну (98-117 г.), обвинив святого в том, что он хулит языческих богов. Император изгнал св. Климента из столицы, отправив его в Крым на работы в инкерманские каменоломни недалеко от города Херсонеса.

Многие из учеников святителя последовали за ним, предпочтя добровольное изгнание разлуке с духовным отцом. Прибыв на место ссылки, св. Климент встретил много верующих христиан, осужденных работать в тяжелых условиях, совершенно без воды.

Он помолился вместе с осужденными и Господь в образе Агнца явил ему место источника, из которого излилась целая река. Это чудо привлекло к святителю Клименту множество людей. Слушая ревностного проповедника, сотни язычников обращались ко Христу. Каждый день крестилось по 500 человек и более.

И там же, в каменоломнях, был вырублен храм, в котором он священнодействовал.

Апостольская деятельность святого вызвала гнев императора Траяна и он приказал утопить св. Климента. Мученика ввергли в море с якорем на шее. Это произошло в 101 году.

По молитвам верных учеников Корнилия и Фивы и всего народа море отошло. люди нашли на дне в нерукотворном храме (“Ангельской церкви”) нетленное тело своего пастыря. После этого ежегодно в день мученической кончины святителя Климента море отступало и в течение семи дней христиане могли поклониться его святым мощам.

B IX веке во время царствования Константинопольского имепратора Никифора (802-811), по Божьему попущению, мощи св. Климента стали недоступны для поклонения на 50 лет. При императоре Михаиле и матери его Феодоре (855-867) Херсонес посетили равноапостольные Кирилл и Мефодий. Узнав о сокрытых мощах св.

Климента, oни побудили епископа Херсонесского Георгия к соборной молитве ко Господу об открытии мощей священномученика. После соборного служения свв.

Кирилла и Мефодия и прибывшего с ними из Царьграда духовенства и усердной молитвы всех собравшихся, на поверхности моря в полночь чудесно появились святые мощи епископа Климента. Их торжественно перенесли в город в церковь свв. Апостолов. Часть мощей была перенесена свв.

Кириллом и Мефодием в Рим, а святая глава впоследствии была перенесена в Киев св. равноапостольным князем Владимиром ( 1015) и положена в Десятинной церкви вместе с мощами св. Фивы, где был устроен придел во имя св. Климента.

Святитель Климент, которого относят к мужам апостольским, оставил нам духовное наследие – два послания к Коринфянам – первые после писании св Апостолов письменные памятники христианского учения.

Обратите внимание

В нашем храме хранится частица мощей св.Климента, подаренныя братом Хосе Муньос, хранитель Мироточивой Иверской иконы Божиeи Матери, ныне убиенным.

Источник: https://stjohndc.org/ru/orthodoxy-foundation/jitie-svyatyh/svyashchennomuchenik-kliment-papa-rimskiy

Священномученик Климент, папа Римский | Вратарница

День памяти: 25 ноября ст. ст./ 8 декабря н. ст.

Священномученик Климент — Апостол от 70-ти, четвертый епископ (папа) Рима родился в очень знатной семье, состоявшей в родстве с императорской фамилией. Будучи разлучен в младенчестве с родителями и братьями, он вырос среди чужих людей.

Как и все знатные римские юноши, Климент получил блестящее образование, но светские науки его не увлекали. Едва став совершеннолетним, он покидает Рим.

В Святую Землю, в Палестину, где жил и страдал Христос и проповедуют его Апостолы — вот куда влечет юного Климента.

Приехав в Александрию, он слушает проповеди ученого благовестника Варнавы и становится горячим приверженцем нового учения. По прошествии некоторого времени Климент в своих странствованиях встречает апостола Петра, принимает от него святое крещение, становится одним из его ближайших учеников (Филипп IV. 3).

Евангельская проповедь помогла Клименту чудесным образом обрести свою семью, которую он считал погибшей: среди учеников первоверховного апостола оказываются два его брата-близнеца, чуть позже он находит родителей.

Надо ли говорить, что вся семья после этого приняла христианство и стала проповедовать спасительное учение.

Незадолго до своей мученической кончины апостол Петр рукополагает Климента во епископа. После смерти св. Петра, св. Лина и св. Анаклета, с 92 по 101 год Римским епископом является апостол Климент.

Важно

Добродетельная жизнь и святительский подвиг Климента являли благотворный пример для гордых римских граждан, многие из которых стали последователями Христа. Житие сщмч.

сохранило нам пример того, как однажды на праздник Пасхи после проповеди апостола крестилось сразу 424 человека, среди которых были представители всех римских сословий — от рабов до членов императорской семьи.

Обеспокоенные успехами христианского иерарха, язычники донесли о нем императору Траяну, обвинив святителя в неуважении к римским богам.

Разгневанный император велит изгнать Климента из столицы, приговорив его к ссылке.

Многие из учеников апостола последовали за ним в Инкерманские каменоломни, находящиеся недалеко от Херсонеса Таврического, предпочитая добровольную ссылку разлуке с духовным отцом.

Инкерманские каменоломни были традиционным местом ссылки христиан. Нелегкая жизнь подвижников была особенно тяжела из-за отсутствия питьевой воды. По молитве святителя Климента, Ангел Господень, явившийся в виде Агнца, указывает место источника. Это чудо привлекло к святителю Клименту множество людей.

Слушая ревностного проповедника, сотни язычников обращались ко Христу. Каждый день крестилось по пятьсот и более человек. Там же в каменоломнях был вырублен храм, в котором он проповедовал. В 101 году священномученик Климент был умерщвлен по приказу императора; его утопили, бросив в море с грузом на шее.

Климент прославился многими чудесами, череда которых не прекратилась и после его кончины. По молитвам его верных учеников — Корнилия и Фивы и всего христианского населения Херсонеса море отошло, и они нашли на дне, в нерукотворной «Ангельской » церкви нетленное тело своего учителя.

После этого, каждый год в день мученической кончины Климента море отступало и в течение семи дней люди молились у мощей праведника.

Так было до начала IX века. В это время мощи стали недоступны, море не отступало. В начале 60-х годов IX века мощи чудесным образом появились на поверхности моря, этому предшествовала соборная молитва Херсонесского духовенства и пришедших в город ученых проповедников — Константина-философа и его брата Мефодия.

Константин-философ считал, что сщмч. Климент покровительствует его миссионерской деятельности и делу просвещения славянских народов. Как показало время, это действительно было так.

Когда через несколько лет братья принесли к папскому престолу переведенные на славянский язык и написанные славянскими письменами богослужебные книги, навстречу им вышел сам папа Адриан, узнав о том, что они принесли в Рим мощи их святого соотечественника — апостола Климента.

Совет

Во многом благодаря принесенным мощам миссия моравских братьев закончилась удачно: славянские книги были освящены папой и в святом городе впервые на богослужении наряду с латынью зазвучала славянская молитва.

Это было равносильно чуду! В Западной церкви в ту пору была распространена так называемая «трехъязычная» ересь, когда только три языка считались богослужебными: древнееврейский, греческий и латынь. Константин, придя в Рим, постригся в монахи, приняв имя Кирилл, и вскоре умер. Памятуя о заслугах просветителя перед престолом Св. Петра, его по настоянию папы Адриана хоронят в церкви Св. Климента.

Читайте также:  Молитва о возвращении любимого петру и февронии

Крестившись в Херсонесе, князь Владимир Святой переносит часть мощей сщмч. Климента (голову) и мощи св. Фивы, его ученика, с собой в Киев, положив их в Десятинной церкви в приделе во имя сщмч. Климента. Таким образом, мощи сщмч. Климента были первой христианской святыней, появившейся на Руси. Этим-то и была вызвана его исключительная популярность на русской земле.

С началом процесса канонизации собственно русских святых ситуация изменилась: наиболее почитаемыми становятся русские подвижники и мученики.

После закрытия в 1935 году Климентовского храма там размещен филиал Российской государственной библиотеки, что, наверное, тоже можно считать не случайным совпадением.

Покровительствующий славянской книжности Климент сохранил под сводами своего храма церковные книги из монастырских и частных собраний.

Годы лихолетья не нанесли существенного вреда зданию храма и иконостасам, сохраненным заботами сотрудников библиотеки.

Тропарь, глас 4:

Иже от Бога чудодействы/ преславно удивляя вселенныя концы мира,/ священный страдальче,/ паче естества морю составы водам содеваеши разделение/ в честней памяти твоей/ всегда притекающим усердно в Богозданную ти церковь/ чудесным твоим мощем,/ и по всенародном хождении,/ море во едино течение чудодетельне твориши,/ Клименте предивный,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 2:

Обратите внимание

Божественнаго винограда священноодеянна/ всем лоза явися,/ каплющи сладость премудрости,/ молитвами твоими, всечестне,/ да тебе исткану, яко багряницу,/ песнь мысленную принесем,/ Клименте святе,/ спаси рабы твоя.

Святитель Тихон Патриарх Московский Прп. Макарий Калязинский

Полный список мощей святых в мощевике Иверского Храма на Всполье

Источник: https://vratarnica.ru/o-hrame/svyatyni/moshhevik/kliment-papa-rimskij/

Священномученик Климент, папа Римский | Православный церковный календарь на каждый день | Православие и Мир

Священномученик Климент, папа Римский, родился в Риме в богатой и знатной семье. Силой обстоятельств с детства разлученный с родителями, Климент воспитывался у чужих людей.

Живя в Риме, юноша получил прекрасное образование, был окружен роскошью, приближен к императорскому двору. Но его не радовали утехи, языческая премудрость не увлекала его. Он стал задумываться над смыслом жизни.

Когда в столицу дошли вести о Христе и Его учении, святой Климент оставил дом и имение и отправился в те земли, где проповедовали апостолы.

В Александрии Климент встретил святого апостола Варнаву, слова которого слушал с глубоким вниманием, всем сердцем воспринимая силу и истину Слова Божия.

Прибыв в Палестину, святой Климент принял Крещение от святого апостола Петра и стал его ревностным учеником и постоянным спутником, разделяя с ним его труды и страдания. Святой апостол Петр незадолго до своих страданий рукоположил святого Климента во епископа города Рима.

После кончины апостола, а за ним святого Лина, епископа Римского (67–79), и его преемника, святого епископа Анаклета (79–91), на Римской кафедре находился святой Климент (с 92 по 101 год).

Добродетельная жизнь, милосердие и молитвенный подвиг святого папы Климента обратили многих ко Христу. Так, однажды в день Пасхи им были крещены сразу 424 человека. Среди крещеных были люди всех сословий: рабы, правители, члены императорской семьи.

Язычники, видя успехи его апостольской проповеди, донесли на святителя Климента императору Траяну (98–117), обвинив святого в том, что он хулит языческих богов. Император изгнал святого Климента из столицы, отправив его в Крым, на работы в инкерманские каменоломни недалеко от города Херсонеса.

Важно

Многие из учеников святителя последовали за ним, предпочтя добровольное изгнание разлуке с духовным отцом. Прибыв на место ссылки, святой Климент встретил много верующих христиан, осужденных работать в тяжелых условиях, совершенно без воды. Он помолился вместе с осужденными, и Господь в образе Агнца явил ему место источника, из которого излилась целая река.

Это чудо привлекло к святителю Клименту множество людей. Слушая ревностного проповедника, сотни язычников обращались ко Христу. Каждый день крестилось по 500 человек и более. И там, в каменоломнях, был вырублен храм, в котором он священнодействовал.

Апостольская деятельность святого вызвала гнев императора Траяна, и он приказал утопить святого Климента. Мученика ввергли в море с якорем на шее. Это произошло в 101 году.

По молитвам верных учеников святителя, Корнилия и Фивы и всего народа море отошло, и люди нашли на дне в нерукотворном храме («Ангельской церкви») нетленное тело своего пастыря.

После этого ежегодно в день мученической кончины святителя Клименты море отступало и в течение семи дней христиане могли поклоняться святым его мощам.

Только в IX веке, во время царствования Константинопольского императора Никифора (802–811), по Божиему попущению, мощи святого Климента стали недоступны для поклонения на 50 лет.

При императоре Михаиле и матери его Феодоре (855–867) Херсонес посетили равноапостольные Кирилл и Мефодий. Узнав о сокрытых мощах святого Климента, они побудили епископа Херсонесского Георгия к соборной молитве ко Господу об открытии мощей священномученика.

После соборного служения святых Кирилла и Мефодия и прибывшего с ними из Царьграда духовенства и усердной молитвы всех собравшихся на поверхности моря в полночь чудесно появились святые мощи епископа Климента. Их торжественно перенесли в город в церковь святых Апостолов.

Часть мощей была принесена святыми Кириллом и Мефодием в Рим, а святая глава впоследствии принесена в Киев святым равноапостольным князем Владимиром († 1015) и положена в Десятинной церкви вместе с мощами святого Фивы, где был устроен придел во имя святого Климента.

Совет

Память священномученика свято чтится в России. Издревле ему посвящались многие храмы.

Святитель Климент, которого относят к мужам апостольским, оставил нам духовное наследие – два послания к Коринфянам – первые после писаний святых Апостолов письменные памятники христианского учения. (Они изданы в русском переводе в «Писаниях мужей апостольских».)

Источник: https://www.pravmir.ru/pravoslavnyj-kalendar/?svt=nov25-kliment

Книга Жития Святых — месяц ноябрь. Содержание – Житие и страдание святого священномученика Климента, папы Римского

В славном и великом древнем городе Риме жил один человек знатного происхождения по имени Фавст, происходивший из рода древних римских царей.

У него была жена по имени Матфидия, также царского происхождения и бывшая в родстве с римскими императорами Августом и Тиверием [1]. Муж и жена были ревностными язычниками и поклонялись идолам.

У них родились сначала два сына-близнеца, из которых одного назвали Фавстином, а другого Фавстинианом; затем родился третий сын, которому дали имя Климента.

У Фавста был брат, злой и безнравственный человек. Видя красоту Матфидии, он прельстился ею и стал соблазнять ее на грех; но она, будучи весьма целомудренной, не пожелала нарушить верность мужу и осквернением ложа обесчестить достоинство своего знатного рода; посему всеми силами старалась отстранить от себя соблазнителя.

Не желая явно обличать его, она не говорила об этом никому, даже своему мужу, боясь, чтобы о них не распространилась дурная молва и не обесславился бы дом их. Но брат Фавста долгое время просьбами и угрозами принуждал ее к тому, чтобы она покорилась его нечистому желанию.

Матфидия, видя, что она не в состоянии избавиться от его преследований, если не удалится от встреч с ним, решилась на следующее.

Однажды утром она обратилась к своему мужу со следующею речью: «Дивный сон видела я сегодня ночью, господин мой: видела я почтенного и старого мужа, как бы одного из богов, который говорил мне: если ты и твои близнецы сыновья не уйдете из Рима на десять лет, то вместе с ними умрешь мучительной и внезапной смертью».

Обратите внимание

Услышав эти слова. Фавст удивился, много размышлял об этом и решился отпустить ее и двух сыновей из Рима на десять лет, рассуждая: «Лучше если любимая моя супруга с детьми жива будет в чужой стране, нежели здесь умрет внезапной смертью».

Снарядив корабль и запасшись всем нужным для продовольствия, он отпустил ее с двумя сыновьями Фавстином и Фавстинианом в страну греческую, в Афины.

С ними отправил множество рабов и рабынь и снабдил их большим имуществом, повелев Матфидии, чтобы она в Афинах отдала сыновей обучаться греческой мудрости.

Так расстались они друг с другом с невыразимым сожалением и слезами. Матфидия с двумя сыновьями в корабле отплыла, а Фавст с младшим сыном Климентом остался в Риме.

Когда Матфидия плыла по морю, на море разразилась сильная буря и поднялось большое волнение; корабль был отнесен волнами и ветром в неведомую страну, в полночь был разбит, и все потонули.

Матфидия же, носимая бурными волнами, была выброшена на камни одного острова, недалеко от Асийской страны [2].

И неутешно плакала она об утонувших детях своих, от горькой печали хотела даже броситься в море, но жители той страны, увидав ее нагую, сильно кричащую и стонавшую, сжалились над ней, взяли ее в свой город и одели ее.

Некоторые страннолюбивые женщины, придя к ней, стали утешать ее в горе; каждая из них стала рассказывать ей все, что случилось и в их жизни прискорбного, и своим сочувствием несколько облегчили ее печаль.

Важно

Одна из них сказала при этом: «Муж мой был корабельщиком; еще очень молодым он потонул в море, и я осталась молодой вдовой; многие желали на мне жениться, но я, любя мужа и будучи не в силах забыть его и по его смерти, решила остаться вдовой.

Если хочешь, то оставайся в доме моем жить со мной, я и ты будем кормиться своими трудами».

Матфидия последовала ее совету, и, поселившись в ее доме, своими трудами добывала себе пишу и двадцать четыре года пробыла в таком положении.

Дети ее Фавстин и Фавстиниан после кораблекрушения, по изволению Божьему, тоже остались живыми; выброшенные на берег, они были увидены находившимися там морскими разбойниками, которые взяли их в свою лодку, привезли в Кесарию Стратонийскую [3] и продали здесь одной женщине по имени Иусте, которая воспитала их вместо детей и отдала их в обучение. Таким образом, они научились различным языческим наукам, но потом, услышав Евангельскую проповедь о Христе, приняли святое крещение и последовали за Апостолом Петром.

Фавст же, отец их, живя в Риме с Климентом и ничего не зная о бедствиях, постигших жену и детей, послал по истечении года некоторых рабов в Афины узнать, как живут его жена и дети, и послал с ними много различных вещей; но рабы его не возвратились.

На третий год Фавст, не получая никакого известия о жене и детях его, очень опечалился и послал других рабов со всем необходимым в Афины.

Прибыв туда, они никого не нашли, и на четвертый год возвратились к Фавсту и сообщили ему, что совсем не могли отыскать в Афинах госпожи своей, ибо никто о ней там даже не слыхал, и они не могли напасть на след ее, так как никого из своих не могли найти. Услышав все это, Фавст еще больше опечалился и стал горько плакать.

Он обошел все приморские города и пристани в римской стране, расспрашивал корабельщиков о своей жене и ее детях, но ни от кого не узнал ничего. Потом, соорудив корабль и взяв с собой несколько рабов и немного имущества, отправился сам отыскивать подругу свою и любезных детей, а младшего сына Климента оставил с верными рабами дома учиться наукам.

Чуть не всю вселенную он обошел и по суху, и по морю, отыскивая многие годы своих родных и не находя их. Наконец, уже отчаявшись даже видеть их, предался глубокой скорби, так что не хотел даже возвращаться домой, считая тяжелым бременем наслаждаться благами мира этого без возлюбленной супруги своей, к которой питал великую любовь за ее целомудрие. Отвергнув все почести и славу мира этого, он скитался по чужим странам, как нищий, не открывая о себе никому, кто он.

Между тем, отрок Климент пришел в совершеннолетний возраст и хорошо изучил все философские учения. При всем том, не имея ни отца, ни матери, он всегда находился в печали. Между тем ему пошел уже двадцать четвертый год от рождения с тех пор, как мать вышла из дому, и двадцать лет, как исчез его отец.

Потеряв надежду на то, что они живы, Климент скорбел о них, как о мертвых.

Совет

Вместе с этим он памятовал и о своей смерти, так как хорошо знал, что всякий может умереть; но, не зная, где он будет находиться после смерти и есть ли другая какая жизнь после этой кратковременной жизни или нет, всегда плакал и не хотел утешиться никакими наслаждениями и радостями мирскими.

Читайте также:  Иерусалимская свеча: как зажигать и каково значение

В это время Климент, услыхав о пришествии Христовом в мир, стал стремиться узнать о том достоверно. Случилось ему беседовать с одним благоразумным человеком, который и рассказал ему, как пришел в Иудею Сын Божий, даруя всем, кто будет исполнять волю Пославшего Его Отца, жизнь вечную.

Услыхав об этом, Климент возгорелся необычайным желанием узнать подробнее о Христе и о Его учении. Для этого он решил идти в Иудею, в которой распространялось благовестие Христово. Оставив дом свой и большое имение, он взял с собой верных рабов и достаточное количество золота, сел на корабль и отплыл в Иудейскую страну.

Вследствие разразившейся на море бури он занесен был ветром в Александрию и там нашел Апостола Варнаву [4], учение которого о Христе слушал с наслаждением. Потом он отплыл в Кесарию Стратонийскую и нашел святого Апостола Петра.

Приняв от него святое крещение, он последовал за ним с прочими учениками, между которыми были и два брата его, близнецы Фавстин и Фавстиниан. Но Климент не узнал их, равно как и братья его не узнали, потому что они были очень малы, когда разлучились и не помнили друг друга. Петр, отправляясь в Сирию, послал вперед себя Фавстина и Фавстиниана, а Климента оставил при себе и вместе с ним сел на корабль и поплыл по морю.

Когда они плыли, апостол спросил Климента о его происхождении.

Тогда Климент подробно рассказал ему: какого он происхождения и как мать его, под влиянием сновидения, ушла в Рим с двумя малолетними сыновьями, как отец, по прошествии четырех лет, ушел разыскивать их и не возвратился; к этому он присоединил и то, что прошло уже двадцать лет, как он ничего не знает о своих родных, почему он думает, что родители его и братья умерли. Петр, выслушав рассказ его, умилился.

150

Источник: https://www.booklot.org/genre/religiya-i-duhovnost/religiya/book/jitiya-svyatyih-mesyats-noyabr/content/1020578-jitie-i-stradanie-svyatogo-svyaschennomuchenika-klimenta-papyi-rimskogo/

По святыням священномученика Климента, Папы Римского

8 декабря День памяти святого Папы Римского Климента.


Когда мы говорим “Папа Римский”, то мы сразу представляем Католический Ватикан, однако до раздела Христианской Церкви христианство было ЕДИНО и уже тогда епископ Рима именовался Папой, а потому Православной Церкви канонизировано несколько Римских Пап, которые служили в Риме до раздела Церкви на Восточную и Западною.

Один из Пап , которых Православная Церковь почитает за святого и есть священномученик Климент, который считается четвёртым от апостола Петра , епископом Рима. Католическая Церковь именует его Папой Климентом Первым.Климент происходит из знатной римской семьи. Вскоре после рождения Климента (30-е годы по Р. Х.

), его мать и два брата отправились по морю из Рима в Афины, попали в кораблекрушение, выжили, но потеряли друг друга. Мать Климента, оплакивая потерю детей, осталась на одном из островов Восточного Средиземноморья; малолетние же братья оказались в Иудее и были там усыновлены.

Через некоторое время отец Климента отправился разыскивать пропавших членов семьи, решив не возвращаться в Рим, пока не отыщет их. Климент же взрослел в Риме, изучая науки и скорбя о пропавших родичах. Ни языческая религия, ни философия не могли дать ему удовлетворительного ответа на вопрос о том, что происходит с людьми после смерти.

Когда Клименту исполнилось 24 года, он услышал о пришествии Христа в мир и решил узнать подробнее о его учении, для чего отправился на восток. В Александрии он слушал проповеди апостола Варнавы, а в Иудее нашёл святого апостола Петра, принял от него крещение и присоединился к его ученикам (среди которых оказались и пропавшие братья Климента, им не узнанные).

Обратите внимание

Затем, по усмотрению Божию, во время путешествия апостола Петра были встречены мать, а потом и отец Климента; при участии апостола семья воссоединилась, родители приняли крещение. Климент стал одним из ближайших сподвижников Петра и был рукоположён им в епископы, а около 91 года, после смерти епископа Анаклета, возглавил Римскую церковь. Мудро управляя церковью во времена волнений и усобиц в Риме, Климент прославился многочисленными обращениями ко Христу, благодеяниями и исцелениями.

Сам апостол Пётр рукоположил Климента во епископы и в последствии Климент был предстоятелем римской церкви с 92 по 101 годы

.

В период очередной волны гонений на христианство, Климент был поставлен перед выбором: принести жертву языческим богам или быть отправленным в изгнание на каторжные работы. Прибыв в каменоломни возле крупного античного города Херсонес Таврический(нынешний Севастополь), отождествляемые обычно с Инкерманскими каменоломнями.

Климент нашёл там большое число ранее осужденных христиан. Работая среди них, Климент утешал их и наставлял. Близ места работы не было воды, вследствие чего каторжане терпели значительные неудобства; вследствие молитвы святого Господь открыл водный источник.

Слух о чуде распространился по всему Таврическому полуострову и многие туземные обитатели приходили креститься. Климент всякий день крестил до 500 язычников, и число христиан так увеличилось, что для них потребовалось устроить до 75 новых церквей;.

Тем самым святой Климент Папа Римский стал одним из самых первых христианских проповедников на территории современной Руси за  более чем 7 веков до крещения Руси князем Владимиром. Правда в то время Севастополь являлся частью Византии, а не России.

Сегодня Севастополь, это город Украины с населением  342 762 человек. Можно сказать, самый русский город Украины с  71,6 % русских, и где 90,6 % населения разговаривают на русском языке.

И сегодня в Севастополе есть места связанные с  жизнью в этом городе Святого Папы Римского Климента.

Для этого надо отправиться в один из пригородов города, город районного подчинения который называется Инкерман с населением 11 990человек и находится он в 8 км. от Севастополя.

До 1991 года с 1976 года назывался Белокаменск, а ещё ранее Каламита. Именно там и жил в 101 году святой Климент. И сегодня этот святой изображается на гербе и флаге Инкермана.

Через Инкерман проходит железная дорога Симферополь—Севастополь (станция Инкерман-1).

В 1957 году Инкерман (как и Балаклава) был включён в состав города Севастополя, в 1976 вновь получил статус отдельного города под именем Белокаменск, в 1991 городу возвращено историческое название.

Для многих этот пригород Севастополя известен своими винами, там находится винодельный завод.
А в русской истории Инкерман известен по Инкерманскому сражению котороепроизошло 5 ноября 1854 во время Крымской войны.

Важно

Русские войска численностью 19 000 человек под командованием генерала Соймонова атаковали позиции англичан (около 8 тысяч человек) на участке 2-й пехотной дивизии с целью срыва генерального штурма Севастополя.

В Инкермане и сейчас сохранились каменоломни на которых в ссылке высланный из Рима работал святой Папа Климентий.

Инкерманский камень был известен еще древним римлянам, не говоря уж о последующих народах — красивый, прочный, хорошо поддающийся обработке и поглощающий жару. В этом карьере трудился  Святой Климент в 98–101 годах. Гладкие, отвесные, явно обработанные стены карьера выглядят грандиозно, напоминая кадры из фильмов про Индиану Джонса.

Кое-где сквозь гору проходят порталы высотой десять-пятнадцать метров, по которым может спокойно проехать грузовик.
Из инкерманского камня сложены многие здания в Севастополе, его использовали также в Александрии, Марселе.Пещерный монастырь расположен прямо у железной дороги, и его храмы, стоящие у подножья отвесной скальной стены, прекрасно виды с поездов.

Само название Инкерман переводится с турецкого как “Пещерный город”. Монастырь основан при византийцах в память о Святом Клименте – римском епископе, умершем в 101 году на каторге в этих краях. После захвата Крыма турками (1475) монастырь пришел в упадок, и был возрожден лишь в 1850 году.

В нынешнем монастыре собственно пещеры сохранились с византийских времен, а все постройки у подножья скалы (включая церкви) построены во второй половине XIX века. Однако пещерные постройки хорошо видны, прямо в гладком обрыве скалы устроены окна и балконы.

Замечательное место! Сверху над монастырем – плато с руинами старой крепости, оттуда открывается панорамный вид в одну сторону на бухту, в другую – на карьеры. Это действующий мужской монастырь Московского Патриархата.

В 1931 году в пещерных храмах прекратились богослужения, монастырь был окончательно закрыт, его имущество передано Севастопольскому музейному объединению. После закрытия монастыря в нём остались жить его настоятель Венедикт, отец Прокопий и два 85-летних старца.

Во время Великой Отечественной войны в пещерах монастыря размещался штаб 25-ой Чапаевской дивизии Приморской армии. В июне 1942 года солдаты этой дивизии на Инкерманских высотах сдерживали врага, рвавшегося к Севастополю.
В 1991 году древний монастырь стали возраждать в память о Папе Клименте.

Здесь в Севастопольской бухте святой Папа Климент принял мученическую смерть. В Херсонес для наведения порядка императором Траяном был направлен специальный посланник, который приказал привязать Климента к якорю и утопить в море, дабы последователи не нашли его тела.

Однако по молитвам учеников Климента и остального народа, море отступило от берега на три стадия (около 500 м.), и люди нашли тело мученика, которое не было взято на берег, но было положено в специальном саркофаге на дне Севастопольской бухты.

Впоследствии, на протяжении семи веков море каждый год, 8 декабря отступало на несколько дней, давая возможность приходить желающим поклониться. При этом совершались многие чудеса по молитве святого, которого прославил Господь.

В начале 800-х годов море перестало отступать, однако около 861 года мощи святого Климента были обретены святыми создателями славянской азбуки Кириллом и Мефодием при участии херсонесского епископа Георгия блаженного и священников из константинопольского собора святой Софии. Мощи были внесены в Херсонесский храм и по молитвам святого Климента много совершалось чудес.

В последствии именно Кирилл и Мефодий перевезли мощи Папы в город Рим, оставив в Севастополе только череп (голову ) святого и стали его почитать святым покровителем. И в самом деле Климент очень помог в дальнейшем Кириллу и Мефодию.

Совет

Так в то время все богослужения проходили только на трёх языках, на латыни, еврейском или греческом. Когда Кирилл и Мефодий создали славянскую грамоту, то на славянском языке нельзя было проводить богослужения без благословения первоиерархов.

И вот парадокс! Именно Папа Римский, Адриан Второй из Рима разрешил  славянам использовать славянский язык (на котором сейчас проводит богослужения в том числе и русская Церковь) как четвёртый официальный язык богослужения на ряду с греческим, еврейским и латынью.

А случилось это после того, как Папа узнал, что азбуку изобрели те Кирилл и Мефодий, которые Риму подарили мощи святого Климента! Это была ответная благодарность понтифика из Рима.

Ещё один интересный факт. Большинство Римских Пап хоронили в соборе святого Петра на месте нынешнего Ватикана. А вот для Папы Климента в центре Рима был построен отдельный храм, Basilica di San Clemente в котором и положили его мощи.

Ни одна из церквей Рима по местоположению своему не заслуживает внимания в такой степени, как эта церковь, так как на том месте, на котором она была построена, имеются памятники различных эпох.

Глубоко под церковью лежат огромные глыбы туфа какого-то древнего здания, принадлежащего времени если не царей, то республики. Над этими глыбами подымаются постройки императорской эпохи. Раскопками, кроме того, выяснено, что первоначальная, самая древняя, церковь Св.

Климента была воздвигнута на древнем святилище Митры.

После того как древняя базилика, которую знал Иероним, с течением времени погибла, над нею в Средние века была выстроена другая; ее устройство, хотя в ней неоднократно производились изменения, еще и в настоящее время дает самое наглядное представление о древних базиликах.

За храмом Митры открывается длинная череда зернохранилищ (I–II века), а в самой глубине, куда не проникает свет, течет подземная река, чье журчание оглушительно отдается от сводов.

В нижней базилике находится предполагаемая гробница Кирилла (того самого, который вместе с братом Мефодием ввел в обращение кириллицу). Вокруг множество мемориальных досок от благодарных славянских народностей: болгаров, греков, сербов, македонцев, украинцев и т.п. (самые невзрачные и незаметные – отчего-то от России, зато сразу две).

Святынями церкви являются мощи святого Климента и правая рука священномученика Игнатия Богоносца принявшего смерть в Римском Колизее, а также единственная сохранившаяся до настоящего времени частица мощей равноапостольного Кирилла просветителя славян. 14 февраля 869 года Кирилл скончался в Риме и был, по желанию Адриана II и римского народа, погребён в Сан-Клементе. Нечто невероятное, одно из лучших мест в Риме.

Читайте также:  Молитва сергию радонежскому об успешной сдаче экзамена, здравии и исцелении - православные иконы и молитвы

Источник: https://filaretuos.livejournal.com/86071.html

Священномученик Климент, папа Римский | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Декабрь 7th 2015 –

Россия. Русский Север. Начало XVI века.

Память: 8 декабря/ 25 ноября; 30 января/ 12 февраля

В слав­ном и ве­ли­ком древ­нем го­ро­де Ри­ме жил один че­ло­век знат­но­го про­ис­хож­де­ния, по име­ни Фавст, про­ис­хо­див­ший из ро­да древ­них рим­ских ца­рей.

У него бы­ла же­на, по име­ни Мат­фи­дия, так­же цар­ско­го про­ис­хож­де­ния и быв­шая в род­стве с рим­ски­ми им­пе­ра­то­ра­ми Ав­гу­стом и Ти­ве­ри­ем1.

Муж и же­на бы­ли рев­ност­ны­ми языч­ни­ка­ми и по­кло­ня­лись идо­лам.

У них ро­ди­лись сна­ча­ла два сы­на близ­не­ца, из ко­то­рых од­но­го на­зва­ли Фав­сти­ном, а дру­го­го Фав­сти­ни­а­ном; за­тем ро­дил­ся тре­тий сын, ко­то­ро­му да­ли имя Кли­мен­та.

У Фав­ста был брат, злой и без­нрав­ствен­ный че­ло­век.

Обратите внимание

Ви­дя кра­со­ту Мат­фи­дии, он пре­льстил­ся ею и стал со­блаз­нять ее на грех; но она, бу­дучи весь­ма це­ло­муд­рен­ной, не по­же­ла­ла на­ру­шить вер­ность му­жу и осквер­не­ни­ем ло­жа обес­че­стить до­сто­ин­ство сво­е­го знат­но­го ро­да; по­се­му все­ми си­ла­ми ста­ра­лась от­стра­нить от се­бя со­блаз­ни­те­ля. Не же­лая яв­но об­ли­чать его, она не го­во­ри­ла об этом ни­ко­му, да­же сво­е­му му­жу, бо­ясь, чтобы о них не рас­про­стра­ни­лась дур­ная мол­ва и не обес­сла­вил­ся бы дом их. Но брат Фав­ста дол­гое вре­мя прось­ба­ми и угро­за­ми при­нуж­дал ее к то­му, чтобы она по­ко­ри­лась его нечи­сто­му же­ла­нию. Мат­фи­дия, ви­дя, что она не в со­сто­я­нии из­ба­вить­ся от его пре­сле­до­ва­ний, ес­ли не уда­лит­ся от встреч с ним, ре­ши­лась на сле­ду­ю­щее.

Од­на­жды утром она об­ра­ти­лась к сво­е­му му­жу со сле­ду­ю­щею ре­чью:

– Див­ный сон ви­де­ла я се­го­дня но­чью, гос­по­дин мой: ви­де­ла я по­чтен­но­го и ста­ро­го му­жа, как бы од­но­го из бо­гов, ко­то­рый го­во­рил мне: ес­ли ты и твои близ­не­цы сы­но­вья не уй­де­те из Ри­ма на де­сять лет, то вме­сте с ни­ми умрешь му­чи­тель­ной и вне­зап­ной смер­тью.

Услы­шав эти сло­ва. Фавст уди­вил­ся, мно­го раз­мыш­лял об этом и ре­шил­ся от­пу­стить ее и двух сы­но­вей из Ри­ма на де­сять лет, рас­суж­дая: «Луч­ше, ес­ли лю­би­мая моя су­пру­га с детьми жи­ва бу­дет в чу­жой стране, неже­ли здесь умрет вне­зап­ной смер­тью».

Сна­ря­див ко­рабль и за­пас­шись всем нуж­ным для про­до­воль­ствия, он от­пу­стил ее с дву­мя сы­но­вья­ми, Фав­сти­ном и Фав­сти­ни­а­ном, в стра­ну Гре­че­скую, в Афи­ны.

С ни­ми от­пра­вил мно­же­ство ра­бов и ра­бынь и снаб­дил их боль­шим иму­ще­ством, по­велев Мат­фи­дии, чтобы она в Афи­нах от­да­ла сы­но­вей обу­чать­ся гре­че­ской муд­ро­сти.

Так рас­ста­лись они друг с дру­гом с невы­ра­зи­мым со­жа­ле­ни­ем и сле­за­ми. Мат­фи­дия с дву­мя сы­но­вья­ми в ко­раб­ле от­плы­ла, а Фавст с млад­шим сы­ном Кли­мен­том остал­ся в Ри­ме.

Ко­гда Мат­фи­дия плы­ла по мо­рю, на мо­ре раз­ра­зи­лась силь­ная бу­ря и под­ня­лось боль­шое вол­не­ние; ко­рабль был от­не­сен вол­на­ми и вет­ром в неве­до­мую стра­ну, в пол­ночь был раз­бит, и все по­то­ну­ли.

Мат­фи­дия же, но­си­мая бур­ны­ми вол­на­ми, бы­ла вы­бро­ше­на на кам­ни од­но­го ост­ро­ва, неда­ле­ко от Асий­ской стра­ны2.

И неутеш­но пла­ка­ла она об уто­нув­ших де­тях сво­их, от горь­кой пе­ча­ли хо­те­ла да­же бро­сить­ся в мо­ре, но жи­те­ли той стра­ны, уви­дав ее, на­гую, силь­но кри­ча­щую и сто­нав­шую, сжа­ли­лись над ней, взя­ли ее в свой го­род и оде­ли ее.

Важно

Неко­то­рые стран­но­лю­би­вые жен­щи­ны, при­дя к ней, ста­ли уте­шать ее в го­ре; каж­дая из них ста­ла рас­ска­зы­вать ей все, что слу­чи­лось и в их жиз­ни при­скорб­но­го, и сво­им со­чув­стви­ем несколь­ко об­лег­чи­ли ее пе­чаль. Од­на из них ска­за­ла при этом:

– Муж мой был ко­ра­бель­щи­ком; еще очень мо­ло­дым он по­то­нул в мо­ре, и я оста­лась мо­ло­дой вдо­вой; мно­гие же­ла­ли на мне же­нить­ся, но я, лю­бя му­жа и бу­дучи не в си­лах за­быть его и по его смер­ти, ре­ши­ла остать­ся вдо­вой. Ес­ли хо­чешь, то оста­вай­ся в до­ме мо­ем жить со мной, я и ты бу­дем кор­мить­ся сво­и­ми тру­да­ми.

Мат­фи­дия по­сле­до­ва­ла ее со­ве­ту и, по­се­лив­шись в ее до­ме, сво­и­ми тру­да­ми до­бы­ва­ла се­бе пи­шу и два­дцать че­ты­ре го­да про­бы­ла в та­ком по­ло­же­нии.

Де­ти ее, Фав­стин и Фав­сти­ни­ан, по­сле ко­раб­ле­кру­ше­ния по из­во­ле­нию Бо­жье­му то­же оста­лись жи­вы­ми; вы­бро­шен­ные на бе­рег, они бы­ли уви­де­ны на­хо­див­ши­ми­ся там мор­ски­ми раз­бой­ни­ка­ми, ко­то­рые взя­ли их в свою лод­ку, при­вез­ли в Ке­са­рию Стра­то­ний­скую3 и про­да­ли здесь од­ной жен­щине, по име­ни Иусте, ко­то­рая вос­пи­та­ла их вме­сто де­тей и от­да­ла их в обу­че­ние. Та­ким об­ра­зом они на­учи­лись раз­лич­ным язы­че­ским на­у­кам, но по­том, услы­шав Еван­гель­скую про­по­ведь о Хри­сте, при­ня­ли Свя­тое Кре­ще­ние и по­сле­до­ва­ли за апо­сто­лом Пет­ром.

Фавст же, отец их, жи­вя в Ри­ме с Кли­мен­том и ни­че­го не зная о бед­стви­ях, по­стиг­ших же­ну и де­тей, по­слал по ис­те­че­нии го­да неко­то­рых ра­бов в Афи­ны узнать, как жи­вут его же­на и де­ти, и по­слал с ни­ми мно­го раз­лич­ных ве­щей; но ра­бы его не воз­вра­ти­лись.

На тре­тий год Фавст, не по­лу­чая ни­ка­ко­го из­ве­стия о жене и де­тях его, очень опе­ча­лил­ся и по­слал дру­гих ра­бов со всем необ­хо­ди­мым в Афи­ны.

При­быв ту­да, они ни­ко­го не на­шли и на чет­вер­тый год воз­вра­ти­лись к Фав­сту и со­об­щи­ли ему, что со­всем не мог­ли отыс­кать в Афи­нах гос­по­жи сво­ей, ибо ни­кто о ней там да­же не слы­хал, и они не мог­ли на­пасть на след ее, так как ни­ко­го из сво­их не мог­ли най­ти.

Услы­шав все это, Фавст еще боль­ше опе­ча­лил­ся и стал горь­ко пла­кать. Он обо­шел все при­мор­ские го­ро­да и при­ста­ни в Рим­ской стране, рас­спра­ши­вал ко­ра­бель­щи­ков о сво­ей жене и ее де­тях, но ни от ко­го не узнал ни­че­го.

По­том, со­ору­див ко­рабль и взяв с со­бой несколь­ко ра­бов и немно­го иму­ще­ства, от­пра­вил­ся сам отыс­ки­вать по­дру­гу свою и лю­без­ных де­тей, а млад­ше­го сы­на Кли­мен­та оста­вил с вер­ны­ми ра­ба­ми до­ма учить­ся на­у­кам.

Совет

Чуть не всю все­лен­ную он обо­шел и по­су­ху, и по мо­рю, отыс­ки­вая мно­гие го­ды сво­их род­ных и не на­хо­дя их. На­ко­нец, уже от­ча­яв­шись да­же ви­деть их, пре­дал­ся глу­бо­кой скор­би, так что не хо­тел да­же воз­вра­щать­ся до­мой, счи­тая тя­же­лым бре­ме­нем на­сла­ждать­ся бла­га­ми ми­ра это­го без воз­люб­лен­ной су­пру­ги сво­ей, к ко­то­рой пи­тал ве­ли­кую лю­бовь за ее це­ло­муд­рие. От­верг­нув все по­че­сти и сла­ву ми­ра это­го, он ски­тал­ся по чу­жим стра­нам, как ни­щий, не от­кры­вая о се­бе ни­ко­му, кто он.

Меж­ду тем, от­рок Кли­мент при­шел в со­вер­шен­но­лет­ний воз­раст и хо­ро­шо изу­чил все фило­соф­ские уче­ния. При всем том, не имея ни от­ца, ни ма­те­ри, он все­гда на­хо­дил­ся в пе­ча­ли. Меж­ду тем ему по­шел уже два­дцать чет­вер­тый год от рож­де­ния с тех пор, как мать вы­шла из до­му, и два­дцать лет, как ис­чез его отец.

По­те­ряв на­деж­ду на то, что они жи­вы, Кли­мент скор­бел о них, как о мерт­вых.

Вме­сте с этим он па­мя­то­вал и о сво­ей смер­ти, так как хо­ро­шо знал, что вся­кий мо­жет уме­реть; но, не зная, где он бу­дет на­хо­дить­ся по­сле смер­ти и есть ли дру­гая ка­кая жизнь по­сле этой крат­ковре­мен­ной жиз­ни или нет, все­гда пла­кал и не хо­тел уте­шить­ся ни­ка­ки­ми на­сла­жде­ни­я­ми и ра­до­стя­ми мир­ски­ми.

В это вре­мя Кли­мент, услы­хав о при­ше­ствии Хри­сто­вом в мир, стал стре­мить­ся узнать о том до­сто­вер­но. Слу­чи­лось ему бе­се­до­вать с од­ним бла­го­ра­зум­ным че­ло­ве­ком, ко­то­рый и рас­ска­зал ему, как при­шел в Иудею Сын Бо­жий, да­руя всем, кто бу­дет ис­пол­нять во­лю По­слав­ше­го Его От­ца, жизнь веч­ную.

Услы­хав об этом, Кли­мент воз­го­рел­ся необы­чай­ным же­ла­ни­ем узнать по­дроб­нее о Хри­сте и о Его уче­нии. Для это­го он ре­шил ид­ти в Иудею, в ко­то­рой рас­про­стра­ня­лось бла­го­ве­стие Хри­сто­во. Оста­вив дом свой и боль­шое име­ние, он взял с со­бой вер­ных ра­бов и до­ста­точ­ное ко­ли­че­ство зо­ло­та, сел на ко­рабль и от­плыл в Иудей­скую стра­ну.

Вслед­ствие раз­ра­зив­шей­ся на мо­ре бу­ри он за­не­сен был вет­ром в Алек­сан­дрию и там на­шел апо­сто­ла Вар­на­ву4, уче­ние ко­то­ро­го о Хри­сте слу­шал с на­сла­жде­ни­ем. По­том он от­плыл в Ке­са­рию Стра­то­ний­скую и на­шел свя­то­го апо­сто­ла Пет­ра.

При­няв от него Свя­тое Кре­ще­ние, он по­сле­до­вал за ним с про­чи­ми уче­ни­ка­ми, меж­ду ко­то­ры­ми бы­ли и два бра­та его, близ­не­цы Фав­стин и Фав­сти­ни­ан. Но Кли­мент не узнал их, рав­но как и бра­тья его не узна­ли, по­то­му что они бы­ли очень ма­лы, ко­гда раз­лу­чи­лись, и не пом­ни­ли друг дру­га. Петр, от­прав­ля­ясь в Си­рию, по­слал впе­ред се­бя Фав­сти­на и Фав­сти­ни­а­на, а Кли­мен­та оста­вил при се­бе и вме­сте с ним сел на ко­рабль и по­плыл по мо­рю.

Ко­гда они плы­ли, апо­стол спро­сил Кли­мен­та о его про­ис­хож­де­нии.

То­гда Кли­мент по­дроб­но рас­ска­зал ему: ка­ко­го он про­ис­хож­де­ния, и как мать его под вли­я­ни­ем сно­ви­де­ния ушла в Рим с дву­мя ма­ло­лет­ни­ми сы­но­вья­ми, как отец по про­ше­ствии че­ты­рех лет ушел разыс­ки­вать их и не воз­вра­тил­ся; к это­му он при­со­еди­нил и то, что про­шло уже два­дцать лет, как он ни­че­го не зна­ет о сво­их род­ных, по­че­му он ду­ма­ет, что ро­ди­те­ли его и бра­тья умер­ли. Петр, вы­слу­шав рас­сказ его, уми­лил­ся.

Обратите внимание

Меж­ду тем по усмот­ре­нию Бо­жье­му ко­рабль при­стал к то­му ост­ро­ву, где на­хо­ди­лась Кли­мен­то­ва мать – Мат­фи­дия.

Ко­гда неко­то­рые вы­шли из ко­раб­ля, чтобы ку­пить в го­ро­де необ­хо­ди­мое для жи­тей­ских по­треб­но­стей, то и Петр вы­шел, а Кли­мент остал­ся на ко­раб­ле.

На­прав­ля­ясь к го­ро­ду, Петр уви­дал ста­ри­цу, си­дя­щую при вра­тах и про­ся­щую ми­ло­сты­ню; то бы­ла Мат­фи­дия, ко­то­рая не мог­ла уже пи­тать­ся сво­и­ми тру­да­ми от сла­бо­сти рук и по­то­му про­си­ла ми­ло­сты­ню, чтобы пи­тать се­бя и дру­гую ста­ри­цу, при­няв­шую ее в свой дом, ко­то­рая так­же бы­ла рас­слаб­лен­ной и ле­жа­ла боль­ной в до­ме. Апо­стол, уви­дав си­дя­щую Мат­фи­дию, ура­зу­мел ду­хом, что эта жен­щи­на чу­же­стран­ка, и спро­сил об оте­че­стве ее. Тяж­ко вздох­нув, Мат­фи­дия про­сле­зи­лась и ска­за­ла:

– О, го­ре мне, стран­ни­це, по­то­му что нет в ми­ре бед­нее и несчаст­нее ме­ня.

Апо­стол Петр при ви­де ее тяж­кой скор­би и сер­деч­ных слез на­чал вни­ма­тель­но рас­спра­ши­вать ее, кто она и от­ку­да?

Из раз­го­во­ра с ней он по­нял, что она мать Кли­мен­та, и стал уте­шать ее, го­во­ря:

– Я знаю млад­ше­го сы­на тво­е­го Кли­мен­та: он на­хо­дит­ся в этой стране.

Мат­фи­дия, услы­хав о сво­ем сыне, сде­ла­лась от ужа­са и стра­ха, как мерт­вая; но Петр взял ее за ру­ку и по­ве­лел ей ид­ти за со­бой к ко­раб­лю:

– Не пе­чаль­ся, ста­ри­ца, – го­во­рил ей апо­стол до­ро­гой, – по­то­му что сей­час узна­ешь все о сыне тво­ем.

Ко­гда они шли к ко­раб­лю, то к ним на­встре­чу вы­шел Кли­мент и, уви­дев жен­щи­ну, шед­шую за Пет­ром, уди­вил­ся. Она же, всмот­рев­шись в Кли­мен­та, тот­час же узна­ла его по сход­ству с от­цом и спро­си­ла Пет­ра:

– Не это ли Кли­мент, сын мой?

Петр ска­зал:

– Он и есть.

И упа­ла Мат­фи­дия на шею Кли­мен­та и за­пла­ка­ла. Кли­мент же, не зная, кто эта жен­щи­на и по­че­му она пла­чет, стал ее от­стра­нять от се­бя. То­гда Петр ска­зал ему:

– Не от­тал­ки­вай, ча­до, ро­див­шую те­бя.

Важно

Кли­мент, услы­шав это, про­сле­зил­ся и упал к но­гам ее, це­луя ее и пла­ча. И бы­ла у них ве­ли­кая ра­дость, ибо они на­шли и узна­ли друг дру­га. Петр по­мо­лил­ся о ней Бо­гу и ис­це­лил ру­ки ее.

Она же ста­ла про­сить апо­сто­ла об ис­це­ле­нии ста­ри­цы, у ко­то­рой по­се­ли­лась. Апо­стол Петр во­шел в дом ее и ис­це­лил по­след­нюю; Кли­мент же дал ей 1000 драхм5 в на­гра­ду за про­пи­та­ние ма­те­ри сво­ей.

По­том, взяв мать вме­сте с ис­це­лив­ше­ю­ся ста­ри­цею, ввел их на ко­рабль, и они от­плы­ли.

До­ро­гой Мат­фи­дия спро­си­ла сы­на о му­же сво­ем Фав­сте и, узнав, что он от­пра­вил­ся отыс­ки­вать ее и что два­дцать лет нет о нем ни­ка­ко­го из­ве­стия, пла­ка­ла по нем горь­ко, как по умер­шем, не на­де­ясь ви­деть его жи­вым. До­плыв до Ан­тан­д­ро­са6, они оста­ви­ли ко­рабль и про­дол­жа­ли путь свой по су­ше. До­стиг­нув Ла­оди­кии7, они встре­че­ны бы­ли Фав­сти­ном и Фав­сти­ни­а­ном, ко­то­рые при­бы­ли ту­да преж­де их. Они спро­си­ли Кли­мен­та:

– Кто эта чу­жая жен­щи­на, ко­то­рая на­хо­дит­ся при вас с дру­гой ста­ри­цею?

Кли­мент от­ве­чал:

– Мать моя, ко­то­рую я отыс­кал в чу­жой стране.

И на­чал им по по­ряд­ку рас­ска­зы­вать, сколь­ко вре­ме­ни с ма­те­рью не ви­дал­ся и как ушла она из до­му с дву­мя близ­не­ца­ми. Услы­хав это, они по­ня­ли, что Кли­мент брат их и та жен­щи­на – мать их, и за­пла­ка­ли от боль­шой ра­до­сти, вос­клик­нув:

– Зна­чит, это – мать на­ша Мат­фи­дия, ты же – брат наш Кли­мент, ибо мы и есть близ­не­цы Фав­стин и Фав­сти­ни­ан, вы­шед­шие с ма­те­рью из Ри­ма.

Pages: 1 2

Источник: http://alchevskpravoslavniy.ru/zhitie-svyatyx/svyashhennomucheniki/svyashhennomuchenik-kliment-papa-rimskij-2.html

Ссылка на основную публикацию