В чем помогает святая великомученица евфимия всехвальная

Великомученица Евфи́мия Всехвальная, Халкидонская

Кондак 1

Избранней и венчанней деве мученице, истинней поклоннице сущаго на Небесех истиннаго Бога, невесте Христовой Евфимии, от сердец умиленных похвальное пение воспоим. Ты же, яко всехвальная победительнице и низложительнице врага лукаваго, от всяких нас бед защити, Господа о нас присно умоляя, да зовем ти:
Радуйся, святая великомученице Евфимие, невесто Христова всехвальная.

Икос 1

Ангелом чистотою души своея уподобилася еси, святая дево Евфимие, с ними же ныне в светлости неизреченней ликуеши и от трудов своих почиваеши.

Темже, не забуди и нас, живущих на земли, да и мы сподобимся причастницами славы Божия явитися, поющии ти: Радуйся, от родителей благочестивих рожденная. Радуйся, благочестию ими наученная. Радуйся, красотою своею ангелам уподобившаяся.

Радуйся, благородным происхождениим своим не возгордившаяся. Радуйся, яко в послушании Господу своему славно пожила еси. Радуйся, яко Его всем сердцем своим пламенне возлюбила еси.

Радуйся, святая великомученице Евфимие, невесто Христова всехвальная.

Кондак 2

Видяще нечестивий Диоклетиан, яко христиане гнушахуся жертвы идолом богомерзким воздавати, повеле предавати их на мучения лютыя. Ты же, всехвальная Евфимие, в тайнем месте с сорока христианы служение Господу нашему Иисусу Христу совершала еси, чистым сердцем Его славя: Аллилуиа.

Икос 2

Силу веры своея показуя, купно с присными твоими, боголюбивая Евфимие, влекомая яко овца на заклание, небоязненно пред мучителем своим стала еси, даже до крови пострадати за Господа своего готовившаяся.

Темже, таковую крепость твою видя, восхваляем тя пении сими: Радуйся, яко повелению цареву не покорилася еси. Радуйся, яко твари вместо Творца не поклонилася еси. Радуйся, поклонницею истиннаго Бога себя показавшая. Радуйся, идолом мерзким жертву не воздавшая.

Радуйся, льстивой речью царя не прельстившаяся. Радуйся, от пути прямого, в рай ведущий, не уклонившаяся.

Радуйся, святая великомученице Евфимие, невесто Христова всехвальная.

Кондак 3

Верою своею в мучениих непоколебима бе, блаженная Евфимия, купно с тобою бо страдавшыя, тако укрепляху тя, юную и прекрасную: «Подвизайся дево, Жениха Небеснаго ради, подвизайся страданиим Ему угодити, подвизайся во сретение Его изыти с мудрыми девами, да возлюбит Он тя, яко невесту Свою и введет тя в чертог Свой, в нем же воспоеши Ему сладце: Аллилуиа.»

Икос 3

Видя нечестивый проконсул тя, достоблаженная Евфимие, в лике святых мучеников, яко луно посреди звезд сиявшую, аки волк хищный похити тя из Христова стада.

Мы же, словесам твоим радуяся: «Не остави мене, вселюбезнейший Женише мой, на Тя токмо надеющуся, не выдай зверем душу, любящую Тя и исповедающую имя Твое святое, не дай врагу моему возрадоватися надо мною, укрепи мя, немощную рабу Твою, да не одолеет мя беззаконие», воспеваем ти: Радуйся, к Богу за помощию взывавшая.

Радуйся, в руце Его спасение свое отдавшая. Радуйся, яко на Господа упование свое возложила еси. Радуйся, яко в отчаяние не впадала еси. Радуйся, благодатию Господа укрепившаяся. Радуйся, пред мучителем не посрамившаяся.

Радуйся, святая великомученице Евфимие, невесто Христова всехвальная.

Кондак 4

Восхотев к безбожию своему обратити тя, святая Евфимие, мучитель лестию тя уловити потщися, абие с твердостию отвещавала еси ему: «На Христа моего токмо уповаю, яко не оставит мя и не отымет руку Своея от мене и Ему Единому душой взываю: Аллилуиа.»

Икос 4

Хотяй волю твою сломити и к идолом мерзким приклонити, повеле нечестивый мучитель твой на мучения тяжкая тя отдати, непреклонная в исповедании своем Евфимие.

Егда же служителие привязаху тя к колесу со множеством ножей, ты крестным знамением осенивши ся, ко Господу с усердием молилася еси: «Господи, просвещение души моея, прииди ныне на помощь ми, да уразумеют вси, яко Ты еси Единый Бог!» Таковое исповедание твое зряще, умиленными сердцы вопием ти: Радуйся, яко пыток мучителя не убоялася еси.

Радуйся, яко Господу со тщанием молилася еси. Радуйся, крестом святым себе осеняяй. Радуйся, сим знамением враги своя побеждаяй. Радуйся, яко Вышняго положила еси прибежище себе. Радуйся, яко зло и рана не приближися тебе.

Радуйся, святая великомученице Евфимие, невесто Христова всехвальная.

Кондак 5

Боготечней звезде уподобилася еси, всехвальная Евфимие, егда ангельский свет освети тя и ангел Божий сокруши колесо и снем тя, раны исцели твоя. С ним же радостно воспела еси Богу, Его силу прославляя: Аллилуиа.

Икос 5

Видевши сие чудо мучитель и вси бывшии тамо, в недоумение приидоша и много чуду сему дивляхуся, обаче не возмогоша познати крепкую руку истиннаго Бога: видяще бо не видеша и слышаще не уразумеша, окамене бо сердце их.

Мы же, силу Божию на тебе зряще, Богом возлюбленная Евфимие, с радостию воспеваем ти: Радуйся, силою Божиею чудеса творяяй. Радуйся, неверующых исцелением своим удивляяй. Радуйся, ангелом незримо охраняемая. Радуйся, крепкой мышцею Господней укрепляемая.

Радуйся, яко во славу Христа подвизалася еси. Радуйся, яко исповеданием своим Господа прославляла еси.

Радуйся, святая великомученице Евфимие, невесто Христова всехвальная.

Кондак 6

Проповедницею славы Божией явилася еси, богомудрая Евфимие, к пещи бо огненней приведенная, огня вещественнаго не убоялася еси, огнем любви ко Богу пламенея. На небо очи возведя, молитву Господу творила: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия свет чудный воином Виктору и Сосфену, во огни бо дивное видение узреша: пред ними ангели Божий предсташа, огнь разметая и воспящая невесты Христовой касатися.

Увидев чудо сие, мучителю глаголаша: «Не посмеем мы коснутися к сей святей деве и ввергнути ю в огнь, аще бо и повелиши главы нам усекнути, ибо зрим мы чудо велие, еже ты не зриши. И не терпети нам ярость твою, нежели гнев светоносных мужей, в пламене огненнем стоящих».

Купно с благоразумными воины, воспеваем ти, мужественная Евфимие: Радуйся, яко пламени огненнаго не убоялася еси. Радуйся, яко паки ангельским заступлением сохранилася еси. Радуйся, яко к свету истинному Виктора и Сосфена привела еси.

Обратите внимание

Радуйся, яко им в Бога уверовати помогла еси. Радуйся, силою молитвы своея огнь в пещи угасившая. Радуйся, паки чудо ново пред всеми сотворившая.

Радуйся, святая великомученице Евфимие, невесто Христова всехвальная.

Кондак 7

Хотящу тя погубити, повеле нечестивый мучитель твой, доблестная Евфимие, иным воином Кесарю и Варию паки тя в пещь ввергнути. Пламя сильное попали сих неразумных воев, ты же, ликуя посреди пещи, яко в чертозе светлем, песнь триех отроков воспевала еси, славя Бога: Аллилуиа.

Икос 7

Новое чудо людем неверующим показа Господь, огнь бо не коснуся святой Евфимии, ибо Сам Жених нетленный Иисус Христос тайно прииде в пещь к невесте Своей и ороси ю небеснею прохладою.

Мы же, изумляяся чудеси сему, поем ти умиленно: Радуйся, от пламене огненнаго Господом сохраненная. Радуйся, росою небесною Им орошенная. Радуйся, целою и здравою из пещи изшедшая. Радуйся, в изумление дивное всех приведшая.

Радуйся, яко паки мучителя посрамила еси. Радуйся, яко веру на поругание тому не дала еси.

Радуйся, святая великомученице Евфимие, невесто Христова всехвальная.

Кондак 8

Странно есть видети нечестивому проконсулу чудесы, на тебе творящиися силою Божиею, преславная Евфимие, не ведая более чесо сотворити с тобою, повеле в темницу тя ввергнути. Послежде воев Виктора и Сосфена к себе призвавши, повеле им идолом мерзким поклонитися. Они же, Господу поклонишася, славя имя Его святое: Аллилуиа.

Икос 8

Всех Господь и Создатель просвети светом истины Виктора и Сосфена, шедшим бо им на казнь и усердно Богу молившимся, раздася с Небеси глас Божественный, ко упокоению их призывающий.

С радостию души своя Богу предавши, ныне на небесех купно с тобою, святая Евфимие, воспевают Бога, с ними же приими и наша похвалы сия: Радуйся, яко душы многих исповеданием своим к Богу привела еси. Радуйся, яко с ними ныне ликуеши на Небеси. Радуйся, чистотою своею присно сияяй.

Радуйся, звездою яркою нам блистаяй. Радуйся, в Царство Божие нас путеводящая. Радуйся, всем нам спастися хотящая.

Радуйся, святая великомученице Евфимие, невесто Христова всехвальная.

Кондак 9

Всею душею своею Бога славила еси, достоблаженная Евфимие, егда ведену ти бывшу на судище, воспевала еси Ему: «Боже, песнь нову воспою Тебе и буду славити Тя посреди племен и языков, Ты бо еси Единый истинный Бог и несть инаго Бога, паче Тебе!». С тобою и мы воздаем хвалу истинному Богу нашему: Аллилуиа.

Икос 9

Ветийство человеческое не довлеет по достоянию восхвалити вся претерпенныя тобою мучения и страдания во славу Бога истиннаго: не можаху бо нечестивый мучитель твой принудити тя жертвы идолом воздати, повеле повесити тя и тело твое острыми ножами строгати. Ты же, силою Божиею, и послежди сего мучения невредима осталася еси.

Мужество и долготерпение твое прославляя, дражайшая Евфимие, вопием ти умиленными гласы: Радуйся, кровию себя от главы до ног обагрившая. Радуйся, кровию истекшею душу свою убелившая. Радуйся, повешение со Христом претерпевшая. Радуйся, в страданиих лютых Бога воспевшая. Радуйся, яко воспевая Бога, укрепилася еси.

Радуйся, яко в мучениих с Господом сочеталася еси.

Радуйся, святая великомученице Евфимие, невесто Христова всехвальная.

Кондак 10

Спасти хотящи душу твою, тело свое не жалела еси, прехвальная Евфимие, и в ров изрытый, гады и ехидны исполненный, небоязненно вошла еси, крестным знамением себя осеняя и ко Господу моляся: «Свете мой Иисусе Христе! Ты во утробе воднаго зверя невредимым Иону сохранил еси, Ты избавил еси Даниила от уст львовых, сохрани и мя крепкою руку Твоею, да прославится во мне имя святое Твое, да воспою Тебе песнь славы: Аллилуиа.»

Икос 10

Стеною твердою и неодолимою бысть тебе Господь, на Него же упование свое возлагала еси, славная дево Евфимие, яко изо рва воднаго, по милости Божией, невредима от гадов и змий вышла еси, мучителя жестокость и неверие посрамляя.

Того ради приими хваления наша, с любовию тебе приносимыя: Радуйся, в ров безбоязненно вшедшая. Радуйся, погибели в нем не нашедшая. Радуйся, в вере своей мучителем неодолимая. Радуйся, Божией десницей верно хранимая. Радуйся, яко и твари водныя тебе не вредиша.

Радуйся, яко и ангели тебе служаху и от смерти храниша.

Радуйся, святая великомученице Евфимие, невесто Христова всехвальная.

Кондак 11

Пение похвальное приносим тебе, богорадованная Евфимие, немогущии разумом своим постигнути, яко ты, столь млада сущи, такия велия страдания претерпевала еси: ты бо по острым мечам и копиям, хврастием и землею прикровенным, яко птица, легце прешла еси, Господа преславно восхваляя: Аллилуиа.

Икос 11

Свещею, немерцаемо горящею и мрак идольский разгоняющею, явилася еси, богомудрая Евфимие, слышаще бо людие неверующии, яко ты неустанне восхваляеши Господа: «Кто возглаголет силы Господни, слышаны сотворит вся хвалы Его», в вере истинней просвещахуся, с ними же приими и наша похвалы тебе: Радуйся, Господа верно и неустанно прославляяй. Радуйся, на Его Единаго искренне уповаяй. Радуйся, яко проконсула терпением своим посрамила еси. Радуйся, яко в сети, им расставленныя, не уловилася еси. Радуйся, преодолением страданий своих мучителя утомившая. Радуйся, от истиннаго Бога ни на шаг не отступившая.

Радуйся, святая великомученице Евфимие, невесто Христова всехвальная.

Кондак 12

Благодатию данною ти от Бога, новыя страдания претерпела еси, доблестная Евфимие, яже на тя мучитель твой воздвиже: перепилити бо тя намереваяся, не возможе вреда тебе причинити, на раскаленных углиях сожигати тя повеле, абие углие ангелы, с тобою неотступно пребывающии, остудиша. Ты же, вся мучения мужественно преодолевая, Подателю сил и крепости Господу Иисусу воспевала неустанно: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще крепкия подвиги твоя, хвалим терпение и смирение твое, боговенчанная Евфимие, ими бо врага невидимаго посрамила еси и венец нетленный от Господа на Небеси стяжала еси.

Темже на последнее мучение твое ведомая, осуди бо тя мучитель твой на снедение зверем, молилася еси ко Господу: «Господи сил! Ты явил еси на мне Твою непобедимую силу и неодоленную десницу, Ты показал еси немощь бесов и безумие мучителя, а мене поставил еси высше всех мучений.

Приими ныне мою жертву, принесенную Тебе от души сокрушенной и смиреннаго духа, и упокой душу мою в селениих святых и в лице мученик, яко благословен еси во веки». Просвети и нас, всехвальным исповеданием твоим, да зовем ти умиленно: Радуйся, яко лютыя звери ноги тебе лизаху. Радуйся, яко причинити вреда зверие тебе не можаху.

Радуйся, глас с Небеси, во обители горния тя призывавший, услыхавшая. Радуйся, с радостию душу свою Господу отдавшая. Радуйся, яко с почестьми родители твоими погребена была еси. Радуйся, яко чрез пролитие крове своея невестою Жениха Небеснаго стала еси.

Радуйся, святая великомученице Евфимие, невесто Христова всехвальная.

Кондак 13

О, святая великомученице Евфимие, Господа неустанно в мучениих своих восхвалявшая и от благодарных чад Божиих всехвальною нареченная. Научи же и ны все упование наше на Единаго Господа возлагати, да Им Единым в бедах и скорбех наших укреплятися, да возможем причастницами Царствия Его стати, в нем же с тобою воспевати Ему будем: Аллилуиа.

Читайте также:  Икона божьей матери "споручница грешных" - в чем помогает и защищает - православные иконы и молитвы

Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й и кондак 1-й

Источник: https://azbyka.ru/days/sv-evfimija-vsehvalnaja

Всемирное почитание святой великомученицы всехвальной Евфимии

В мире есть святая, которую прославляет весь мир, она именуется Всехвальная и имя ей Евфимия. Церковь святую великомученицу Евфимию празднует 29 сентября (в день памяти иконы Богородицы Призри на смирение, в день памяти святой мученицы Людмилы Чешской княгини, в день памяти митрополита Московского Киприана и в день памяти преподобного Кукши Одесского…

вот на сколько богат великими святыми день 29 сентября, но первенство служебное отдаётся святой Евфимии)

Согласно житию́ Евфимия была жительницей Халкидона, происходила из христианской семьи. Во время гонений императора Диоклетиана Приск, правитель города, повелел собрать всех жителей на праздник в честь бога Арея (Марса).

Местная христианская община во время праздника тайно совершала богослужение, за что её члены, в том числе и Евфимия, были арестованы и приведены к правителю. После того, как Евфимия отвергла предложения Приска отречься от христианства, её подвергли различным истязаниям, в которых, как повествует житие, она осталась невредимой благодаря Божией помощи.

На святую Евфимию были выпущены звери — львы и медведи, но они, приблизившись к ней, лизали ей ноги. Одна только медведица нанесла ей небольшую рану, из которой потекла кровь; в это время послышался голос с неба, призывавший её в горние обители, и тотчас она предала дух свой Господу, ради Коего со всею преданностью пострадала.

Важно

И потряслась земля и город заколебался, стены разрушались, храмы падали и всеми овладел великий ужас. Когда же все в страхе убежали из цирка, святое тело мученицы осталось простёртым на земле.

Тело Евфимии было взято её родителями и похоронено в окрестностях Халкидона. Позднее над её могилой в Константинополе (Стамбуле) был построен величественный храм, в котором в 451 году проходил Четвёртый Вселенский собор. В 451 году в Халкидоне в храме великомученицы Евфимии проходили заседания Четвёртого Вселенского собора, на котором шли споры с монофизитами о наличии в Иисусе Христе двух природ: божественной и человеческой. Согласно церковному преданию, константинопольский патриарх Анатолий предложил Собору решить этот спор через обращение к Богу посредством мощей святой Евфимии. Была вскрыта рака с её мощами и на грудь святой положили два свитка с православным и монофизитским исповеданием веры. Раку закрыли и в присутствии императора Маркиана опечатали. На три дня участники Собора наложили на себя строгий пост и усиленно молились:  С наступлением четвёртого дня пришёл царь и весь собор к честному гробу святой и, когда, сняв царскую печать, открыли гроб, то увидели, что свиток правоверных святая великомученица держит в правой руке, а свиток зловерных лежит у ней в ногах. Удивительнее же всего было то, что она, протянув руку как живая, подала царю и патриарху свиток с правым исповеданием.

Позже мощи святой при императоре Феодосии Великом были перенесены в Александрию, но затем вновь возвращены в Халкидон. Мощи почитались как кровоточивые.

По сообщению Евагрия Схоластика «В той гробнице с левой стороны есть небольшое отверстие, закрывающееся маленькой дверцей.

В это отверстие до самых святых останков впускают длинный железный прут, с привязанной к концу губкой, и повернув там губку, извлекают её вместе с прутом полную крови и кровяных печёнок».

Мощи Ефимии в храме Стамбула.
В 617 году после завоевания города персами мощи перенесли в Константинополь (Стамбул). В период иконоборчества при императоре Константине Копрониме мощи Евфимии были выброшены в море и, как повествует Церковное Предание, были обнаружены у берегов острова Кипр в районе города Лимасол, где тайно хранились в местной церкви под спудом.
При императрице Ирине мощи святой Евфимии были торжественно возвращены в Константинополь. В настоящее время мощи святой покоятся в серебряной раке, изготовленной в России, в соборе Святого Георгия в одном из районов Стамбула  Фанаре.
После падения Константинополя (1453 год), центром православной жизни города в XVI веке стал район Фенер, куда в конце столетия была перенесена резиденция Вселенского Константинопольского Патриарха. В этом соборе с южной стороны   покоятся останки Евфимии Всехвальной (память в Константинопольской церкви — 11 июля и 16 сентября), Соломонии — матери мучеников Маккавейских и святой царицы Феофании. Серебряная рака мощей святой Евфимии Всехвальной прислана из России «От благочестивых русских жертвователей в дар Вселенской патриархии 1904»; надпись в нижнем левом углу лицевой стороны раки гласит: «По благословенію Высокопреосвященнаго Антонія Митрополита С-Петербургскаго».

Однако Католическая Церковь, так же почитающая святую Евфимию, не придерживается этой версии. На Западе существует предание, что в 800 году саркофаг с мощами святой исчез из Константинополя и был найден в хорватском городе Ровинь, где для него был построен собор, ставший кафедральным. В настоящее время он является местом христианского паломничества к мощам великомученицы Евфимии.Вот как этот хорватский город описывал П.А.Толстой: Тот город Рувин стоит на берегу моря на высокой каменной горе. Строение того города все каменное. В том городе костел святыя мученицы Ефимии Прехвалные; в том костеле и мощи её лежат, которые и я сподобился видеть; в том же костеле видел тое ж святые мученицы перстень, зделан из серебра с хрусталем, и пояс тое ж святые мученицы, плетеной из серебреной проволоки. В том же городе у того вышеписаннаго костела зделана колоколня каменная, зело высока, а на верху тое колоколни поставлен образ святыя мученицы Ефимии, вылит из меди в меру человеческаго возраста. В том же городе на посадех много дерев аливных и на них множество плода.
Гробница св.Евфимии в РовинеГород Ровень, как и вся хорватская Истрия, многонационален (хорваты, словенцы, итальянцы, сербы, албанцы) и традиционно очень терпим к разным культурам. Многие жители определяют свою национальность, как «истриец». Город Ровинь одно из последних мест, где ещё живы носители вымирающего истророманского языка, на котором некогда говорили почти на всем юго-западе полуострова.

Ежегодно 16 сентября в Ровине проходит паломничество в честь св. Евфимии, собирающее многие тысячи верующих со всей Европы. В этот день проходят ярморки и в городе отмечается самый яркий день года .
Ровинь, хорватский город святой Евфимии считают хорваты маленькой своей Винецией.

Раньше Ровинь находился на острове и был отделен от материка небольшим каналом. В середине семнадцатого века, благодаря быстрому росту населения, Ровинь стал развиваться за пределы острова. Постепенно канал стал мешать связи между двумя частями города, и в 1763 году его решили засыпать. Так Ровинь обрел свой сегодняшний облик.

https://www.youtube.com/watch?v=FZgQeEobirA

Сотни лет город был известен как морской оздоровительный центр и место отдыха элиты, а сейчас это популярный туристический курорт (чемпион Хорватии по туризму) с множеством современных отелей и развитой инфраструктурой. Здесь постоянно проходят различные культурные события, выставки, шоу и многочисленные спортивные соревнования. Кстати, Ровинь — это один из портов, которые участвуют в проведении Международной регаты.

Старый город и порт Ровиня рано утром — вотчина рыбаков и рыбных базаров, к полудню — город туристов, сувенирных лавочек и экскурсий, во время обеда — сплошная таверна-кафе-кондитерская под открытым небом, вечером — место прогулок для романтиков, где крошечные площади и мощеные мостовые ведут наверх, к величественному собору, с высоты которого смотрит на город его защитница — святая девочка Эвфимия, которую не тронули дикие звери.

Больше всего к хорватскому курорту Ровинь подходит определение «сказочный». Известный писатель-фантаст Жюль Верн, подыскивая красивые места для прототипов городов, которые он населял своими героями, выбрал именно Ровинь.

Вообще, город снискал себе славу самого романтичного в Хорватии, возможно, поэтому его всё чаще предлагают как вариант для свадебного путешествия. Как известно, один из основных элементов дома — это окно. А в жарких, солнечных странах у каждого окна есть ставни.

Так вот, именно ставни стали символом города Ровиня, именно ставни изображены на разного вида сувенирах, которые с удовольствием покупаются здесь туристами.

Ровинь является одним из самых популярных туристических центров Хорватии .

Мощеные кривые улочки старого города потрясающе привлекательны.

Вот такие отшлифованные ногами поломников улочки ведут к храму святой Евфимии.Рассказ о святой Ефимии не был бы полон если бы не упомянул одно чудо. В православном мире, особенно в греческом, очень известен один святой, который умер сравнительно недавно, в конце 20 века, это святой преподобный Паисий Святогорец.. Так вот в его письмах есть запись, что во время молитвы к нему являлась святая великомученица Ефимия с которой он мог даже беседовать. После этого чуда, святой Паисий очень почетал святую Ефимию и постоянно молился ей. Это ещё одно доказательство, что святые помогают тем, кто к ним обращается с молитвой и пребывают среди нас.

Явление старцу Паисию мученицы Евфимии

Как-то раз один из монахов духовное чадо Старца Паисия Святогорца — пришёл в каливу Честного Креста.

Старец находился во дворе каливы и без остановки от сердца повторял: «Слава Тебе, Боже». Он повторял эти слова снова и снова и вдруг, обратившись к пришедшему монаху, произнёс: «Так вот человек и приходит в негодность — в добром смысле этого слова».

— «Какой человек, Геронда?» — «Я тихо-мирно сидел у себя в келье, а она пришла и вывела меня из равновесия. Да, хорошо они живут там, наверху». — «Геронда, Вы о чём?» — «Я расскажу тебе, но только никому об этом не говори».

И Старец Паисий рассказал следующее: «Недавно я выезжал в мир по одному вопросу, касающемуся Церкви, и снова вернулся на Афон. Во вторник , около десяти часов утра, я был в келье и читал Часы

Вдруг я услышал стук в дверь и женский голос: «Молитвами святых отец наших…»

«Откуда на Святой Горе женщина?» — изумился я, но одновременно почувствовал в сердце некую Божественную сладость.

Совет

Спрашиваю: «Кто там?» -слышу в ответ: «Евфимия».-«Какая ещё Евфимия? — подумал я. — Неужели какая-нибудь сумасшедшая переоделась в мужскую одежду и пробралась на Афон? И что мне теперь делать?»

А она опять стучит.

Я снова спрашиваю: «Кто там?» — и она снова отвечает: «Евфимия». Я не знаю, что делать, и дверь не открываю. А когда она постучала в третий раз, дверь открылась сама, хотя изнутри была закрыта на задвижку.

Я услышал в коридоре шаги, выскочил из кельи и увидел перед собой женщину в платке, похожем на шаль. Рядом с ней стоял некто, похожий на евангелиста Луку, — но он вдруг куда-то исчез. Женщина излучала свет, и поэтому я был уверен, что это явление не от лукавого.

Однако, несмотря на это, я спросил её: «Кто ты такая?» — «Мученица Евфимия», — ответила она. «Если, — говорю, — ты мученица Евфимия, то пойдём, поклонимся Святой Троице. Что буду делать я, повторяй за мной и ты».

Я вошёл в храм и положил земной поклон со словами: «Во Имя Отца». Она повторила эти слова и тоже сделала земной поклон. «И Сына», — сказал я. «И Сына», — повторила она тоненьким голоском.

«Говори громче, — сказал я, — чтобы я слышал», и она повторила эти слова громче.

Я стоял в церкви, а она — в коридоре. И поклоны она делала не в сторону храма, а в сторону моей кельи.

Сперва я удивился, но потом вспомнил, что над входом в келью у меня висела маленькая, наклеенная на дощечку бумажная иконка Святой Троицы. Когда мы поклонились в третий раз со словами: «И Святаго Духа», я сказал: «Сейчас я тебе тоже поклонюсь». Я поклонился ей и поцеловал ей ноги и кончик носа, по­думав, что целовать её в лицо будет бесстыдством.

После этого Святая села на скамеечку. А я — на сундучок, и она разрешила один мучивший меня церковный вопрос

Потом она рассказала мне о своей жизни. Я знал, что в Церкви есть святая по имени Евфимия, но Жи­тия её не помнил. Когда она рассказывала мне о своих мучениях за Христа, я не просто слышал, но как бы видел, переживал эти мучения. Мною овладел тре­пет, ужас! О, что за мучения она пережила!..

Читайте также:  Икона "остробрамская" в чем помогает - православные иконы и молитвы

«Как же ты выдержала такие муки?» — спросил я её. «Если бы я знала о том, в ,какой славе пребывают Святые, то сделала бы всё возможное, чтобы подверг­нуться ещё большим мукам», — ответила она.

После этого события я три дня не мог ничего де­лать: я просто скакал от радости и непрестанно сла­вословил Бога. Ни есть не мог, ничего, ничего… толь­ко славословие — без остановки».

В одном из писем Старецговорит:

«Во всю мою жизнь я не смогу оплатить свой великий долг перед святой Евфимией, которая — будучи мне незнакомой и не имея передо мной никаких обязательств — ока­зала мне эту великую честь…»

Обратите внимание

Рассказывая об этом событии, Старец Паисий со смирени­ем добавлял: «Святая Евфимия явилась мне не пото­му, что я был этого достоин, но потому, что в то время меня беспокоил один вопрос, связанный с положени­ем Церкви. А кроме этого, были ещё две причины».

Старец был поражён тем, что «Святая — такая хруп­кая, слабенькая — и как она только выдержала страш­ные муки? Ладно, если бы она была женщина крупная, сильная… А то ведь — в чём только душа держалась».

Находясь в состоянии такой райской радости, Ста­рец составил в честь святой Евфимии стихиру (на подобен «Кйими похвальными венцы…»):

«Кйими по-хвйльными песни,

восхвалим Евфймию,

снизшёдшую свыше

и посетившую живущаго монаха

окаяннаго в Капсале.

Трижды в двери паки его постучавши,

четвёртая сами отворйшася чудёсне,

и вошёдши с небесною славою,

Христова Мученица,

поклонйшася Троице Святей».

И эксапостиларий (на подобен: «Учеником сошёдшеся…»):

«Великомученице Христова Евфимия,

люблю тебя зело-зело,

посланница Святой Панагии…»

Конечно же, отец Паисий со­ставил эти стихиры не для литургического пользо­вания. Он даже не пел их при посторонних.

Несмотря на своё нежелание выезжать в мир, Старец, нарушив свои правила, вновь поехал в Суроти и, рассказав о случившемся сестрам, сделал их причастницами своей небесной радости. С помощью и под руководством Старца сестры написали икону снятой Евфимии в том виде, как она ему явилась.

Никакого противоречия с прежним текстом здесь нет.

На куске стали Старец собственноручно выграви­ровал икону святой Евфимии и с помощью этой мат­рицы делал деревянные иконки, которые раздавал па­ломникам в её честь. При гравировке матрицы Старцу никак не удавались пальцы на левой руке Святой. «Я намучился, вырезая её руку, — рассказывал Старец, однако

потом включил в работу добрый помысел: «Может быть, это мне за то, что и я её, бедную, замучил своими «проверками» ».

В Минее, под 27-м февраля, Старец подписал: «Святая Евфимия!!!»

Святая великомученица Ефимия, моли Бога о нас!

Источник: https://filaretuos.livejournal.com/139441.html

Молитва святой великомученице Евфимии Всехвальной

Главная » Все молитвы » Молитва святой великомученице Евфимии Всехвальной

Икона Образ Святая великомученица Евфимия Всехвальная

Молитва общая великомученицам

О, многострадальная и премудрая великомученице (имя рек)! Ты душею на небеси у Престола Господня предстоиши, на земли же, данною тебе благодатию, различная совершаеши исцеления; призри убо милостивно на предстоящия люди и молящияся пред пречистым образом твоим, просящия твоея помощи; простри ко Господу святыя молитвы твоя о нас и испроси нам оставление согрешений наших, недужным исцеление, скорбящим и бедствующим скорую помощь; умоли Господа, да подаст всем нам христианскую кончину и добрый ответ на страшнем судищи Своем, да сподобимся и мы купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Молитва святой великомученице Евфимии Всехвальной

О, святая всехвальная Евфимие, дево непорочная и великомученице преславная, истинная невеста Христова, нам в защищение Господом данная, услыши ныне моления наша, тебе с любовию приносимыя.

Важно

Данною тебе от Бога благодатию, помози нам, немощным и убогим, поприще жития сего многотруднаго и многоскорбнаго безбоязненно преити, да возможем, яко же и ты, не устрашатися козней врага злохитростнаго, на ны воздвигаемых и души наша погубити хотящаго.

Принеси Господу нашему Сладчайшему Иисусу Христу смиренное моление наше и умоли Его даровати нам крепость и силу, терпение и смирение, да ними возможем врага превозмогати и Господа нашего неустанно прославляти, с Ним же и Небеснаго Отца и Святаго Духа и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь Евфимии Всехвальной

ТРОПАРЬ, ГЛАС 4:
Агница Твоя, Иисусе, (имя рек) зовет велиим гласом: Тебе, Женише мой, люблю, и Тебе ищущи страдальчествую, и сраспинаюся, и спогребаюся крещению Твоему, и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе, и умираю за Тя, да и живу с Тобою; но яко жертву непорочную приими мя, с любовию пожершуюся Тебе. Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.

КОНДАК, ГЛАС 2:
Храм твой всечестный яко цельбу душевную обретше, вси вернии велегласно вопием ти: дево мученице (имя рек) вели? коименитая, Христа Бога моли непрестанно о всех нас.

ВЕЛИЧАНИЕ:
Величаем тя, страстотерпице Христова (имя рек), и чтим честное страдание твое, еже за Христа претерпела еси.

ТРОПАРЬ, ГЛАС 4:
Жениха твоего Христа возлюбивши, и свещу твою светло уготовльши, добродетельми возсиявши, всехвальная Евфимие, тем возшла еси с Ним на брак, венец страдания от Него приемши. но от бед избави нас, чтущих верою память твою. (16/29 сентября)

ИН ТРОПАРЬ, ГЛАС 4:
Агница Твоя, Иисусе, (имя рек) зовет велиим гласом: Тебе, Женише мой, люблю, и Тебе ищущи страдальчествую, и сраспинаюся, и спогребаюся крещению Твоему, и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе, и умираю за Тя, да и живу с Тобою; но яко жертву непорочную приими мя, с любовию пожершуюся Тебе. Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.

КОНДАК, ГЛАС 4:
Во страдальчестве твоем добре подвизалася еси, и по смерти ны освящаеши чудес точеньми, всехвальная. Темже твое успение святое поем, верою притекающе в Божественный храм твой, да избавимся недугов душевных и чудес благодать почерпем.

ИН КОНДАК, ГЛАС 6:
Подвиги во страдальчестве, подвиги в вере положила еси тепле за Христа, Жениха твоего, но и ныне якоже ереси, и врагов шатание покорити моли Богородицею, яже от шестисот тридесяти богоносных отец предел приемшая, и хранящая, всехвальная. (И/24 июля; Воспоминание чуда великомученицы Евфимии всехвальной, ижоюе Православие утвердися)

Акафист святой великомученице Евфимии Всехвальной …

Источник: http://vsemolitvi.ru/index.php?id=prayers/evfumuj

Великомученица Евфимия Всехвальная (+304)

Святая Евфимия была родом из Халкидона (ныне район Стамбула), где родилась в 289 году в семье христиан сенатора Филофоноса и Феодосии.<\p>

Во время гонения императора Диоклетиана (284-305) на христиан губернатор издал указ, по которому

Халцедонский губернатор Прискус распространил приказ всем жителям Халкидона и его окрестностей появиться на языческом фестивале, чтобы поклоняться и приносить жертву кумиру Ареса, угрожая тяжкими муками для всех, кто не появился. Во время этого нечестивого праздника 49 христиан были спрятаны в одном доме, где они тайно посещали службы Истинного Бога.

Среди тех, кто молился там, была молодая девушка Евфимия. Вскоре было обнаружено убежище христиан, и они предстали перед Прискусом, чтобы ответить за себя.

В течение девятнадцати дней мученики подвергались различным пыткам и мучениям, но никто из них не колебался в своей вере и не согласился принести жертву идолу.

Губернатор, вне себя от гнева и не зная другого способа заставить христиан отказаться от своей веры, отправил их на суд императора Диоклетиана. Он держал младшую, девственную Евфимию, надеясь, что она не останется сильной, если бы она была одна.

Святая Евфимия, отделившись от своих братьев в вере, горячо молила Господа Иисуса Христа, чтобы Он укрепил ее в ее предстоящем испытании. Приск сначала призвал святого отречься, обещая свои земные благословения, но затем он отдал приказ пытать ее.

Мученик был привязан к колесу с острыми ножами, которые резали ее тело. Святая молилась вслух, и, как это случилось, колесо остановилось само по себе и не двигалось даже со всеми усилиями палачей. Ангел Господень сошел с небес, удалил Евфимию с колеса и исцелил ее от ее ран. Святой с благодарностью благодарил Господа.

Не воспринимая чудо, которое произошло, мучитель приказал солдатам Виктору и Сосфену взять святого в раскаленную духовку. Но солдаты, увидев двух страшных ангелов в разгаре пламени, отказались выполнить приказ губернатора и стали верующими в Бога, Которого поклонялись Евфимии.

Совет

Смело заявляя, что они тоже были христианами, Виктор и Сосфен храбро отправились на страдания. Их отправили, чтобы их съели дикие звери. Во время казни они кричали о милости к Богу, прося, чтобы Господь принял их в Царство Небесное. Небесный Голос ответил на их крики, и они вошли в вечную жизнь.

Звери, однако, даже не коснулись их тел.

Святая Евфимия, брошенная в огонь другими солдатами, осталась невредимой. С помощью Бога она стала невредимой после многих других пыток и мучений. Приписывая это колдовству, губернатор отдал приказ выкопать новую яму и наполнить ее ножами, он покрыл ее землей и травой, чтобы мученик не заметил подготовки к ее казни.

Здесь также святая Евфимия оставалась в безопасности, легко проходила через яму. Наконец, они приговорили ее к пожиранию диких зверей в цирке. Перед казнью святой начал умолять, что Господь сочтет ее достойной смерти насильственной смертью. Но ни один из зверей, расстающихся с ней на арене, не напал на нее.

Наконец, одна из медведей дала ей небольшую рану на ноге, из которой пришла кровь, и сразу же умер святой великомученик Евфимия. За это время произошло землетрясение, и стражники и зрители замерли в ужасе, так что родители святого смогли взять свое тело и благоговейно похоронить его недалеко от Халкидона.

Часть мощей вмц. Евфимии в монастыре св. Николая в Форт-Майерсе

Величественная церковь была впоследствии построена над могилой Великой Мученицы Евфимии.

В этом храме состоялись сессии Четвертого Вселенского Собора в 451 году. В то время святой великомученик Евфимия чудесным образом подтвердил православное исповедание и разоблачил монофизитскую ересь.

Подробности этого чуда связаны с 11 июля.

Со взятием Халкидона персами в 617 году, мощи святой великомученицы Евфимии были перевезены в Константинополь (примерно в 620 году). Во время иконоборческой ереси, реликварий с мощами Святой Евфимии, похоже, был брошен в море. Благочестивые моряки восстановили их. Затем их отправили на остров Лемнос, а в 796 году они были возвращены в Константинополь.

День памяти: 16 сентября.

Источник: http://floridamonastery.org/velikomuchenitsa-evfimiya-vsehvalnaya-304/

Воспоминание чуда великомученицы Евфимии Всехвальной, имже Православие утвердися (451)

Свя­тая ве­ли­ко­му­че­ни­ца Ев­фи­мия (све­де­ния о ней по­ме­ще­ны 16 сен­тяб­ря) со­вер­ши­ла му­че­ни­че­ский по­двиг в го­ро­де Хал­ки­доне в 304 го­ду, во вре­мя го­не­ния, воз­двиг­ну­то­го на хри­сти­ан им­пе­ра­то­ром Дио­кли­ти­а­ном (284–305). Пол­то­ра сто­ле­тия спу­стя, ко­гда хри­сти­ан­ская цер­ковь ста­ла гос­под­ству­ю­щей в Рим­ской им­пе­рии, Бог спо­до­бил Все­х­валь­ную Ев­фи­мию вновь явить­ся осо­бен­ной сви­де­тель­ни­цей и ис­по­вед­ни­цей чи­сто­ты пра­во­слав­но­го уче­ния.

В 451 го­ду в го­ро­де Хал­ки­доне, в церк­ви, где по­чи­ва­ли про­слав­лен­ные чу­де­са­ми мо­щи свя­той ве­ли­ко­му­че­ни­цы Ев­фи­мии, про­ис­хо­ди­ли за­се­да­ния IV Все­лен­ско­го Со­бо­ра (све­де­ния о нем 16 июля).

Со­бор был со­зван для опре­де­ле­ния точ­ной фор­му­ли­ров­ки дог­ма­та пра­во­слав­ной церк­ви о при­ро­де Бо­го­че­ло­ве­ка Иису­са Хри­ста, что бы­ло необ­хо­ди­мо вви­ду ши­ро­ко рас­про­стра­нив­шей­ся ере­си мо­но­фи­зи­тов, ко­то­рые, во­пре­ки пра­во­слав­но­му уче­нию о двух при­ро­дах Иису­са Хри­ста – Бо­же­ствен­ной и че­ло­ве­че­ской, лож­но утвер­жда­ли в Нем од­ну при­ро­ду – Бо­же­ствен­ную, вно­ся в Цер­ковь сму­ту и раз­до­ры. На Со­бо­ре при­сут­ство­ва­ли 630 пред­ста­ви­те­лей от всех По­мест­ных Хри­сти­ан­ских Церк­вей. Со сто­ро­ны пра­во­слав­ных в со­бор­ных де­я­ни­ях при­ни­ма­ли уча­стие свя­ти­тель Ана­то­лий, Пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский (па­мять 3 июля), свя­ти­тель Юве­на­лий, Пат­ри­арх Иеру­са­лим­ский (па­мять 2 июля), и пред­ста­ви­те­ли свя­ти­те­ля Льва, па­пы Рим­ско­го (па­мять 18 фев­ра­ля). Мо­но­фи­зи­ты при­сут­ство­ва­ли в боль­шом ко­ли­че­стве во гла­ве с Ди­о­ско­ром, Пат­ри­ар­хом Алек­сан­дрий­ским, и Кон­стан­ти­но­поль­ским ар­хи­манд­ри­том Ев­ти­хи­ем.

По­сле дол­гих пре­ний сто­ро­ны так и не смог­ли прид­ти к со­глас­но­му ре­ше­нию.

Обратите внимание

То­гда свя­той Пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский Ана­то­лий пред­ло­жил Со­бо­ру предо­ста­вить ре­ше­ние цер­ков­но­го спо­ра Ду­ху Свя­то­му чрез Его несо­мнен­ную но­си­тель­ни­цу – свя­тую Ев­фи­мию Все­х­валь­ную, у чу­до­твор­ных мо­щей ко­то­рой про­ис­хо­ди­ли со­бор­ные пре­ния.

Пра­во­слав­ные свя­ти­те­ли и их про­тив­ни­ки на­пи­са­ли свое ис­по­ве­да­ние ве­ры на от­дель­ных свит­ках и за­пе­ча­та­ли сво­и­ми пе­ча­тя­ми. От­кры­ли гроб­ни­цу свя­той ве­ли­ко­му­че­ни­цы Ев­фи­мии и оба свит­ка по­ло­жи­ли на ее гру­ди.

По­том в при­сут­ствии им­пе­ра­то­ра Мар­ки­а­на (450–457) участ­ни­ки Со­бо­ра за­кры­ли гроб­ни­цу, при­ло­жи­ли к ней им­пе­ра­тор­скую пе­чать и по­ста­ви­ли стра­жу на три дня. В эти дни обе сто­ро­ны на­ло­жи­ли на се­бя стро­гий пост и со­вер­ша­ли уси­лен­ные мо­лит­вы.

Через три дня Пат­ри­арх и им­пе­ра­тор в при­сут­ствии все­го Со­бо­ра от­кры­ли ков­чег с мо­ща­ми: сви­ток с пра­во­слав­ным ис­по­ве­да­ни­ем свя­тая Ев­фи­мия дер­жа­ла в пра­вой ру­ке, а сви­ток ере­ти­че­ский ле­жал у ее ног. Свя­тая Ев­фи­мия как жи­вая под­ня­ла ру­ку и по­да­ла сви­ток Пат­ри­ар­ху.

По­сле это­го чу­да мно­гие из укло­нив­ших­ся при­ня­ли пра­во­слав­ное ис­по­ве­да­ние, а упор­ство­вав­шие в ере­си бы­ли пре­да­ны со­бор­но­му осуж­де­нию и от­лу­че­нию.

В VII сто­ле­тии по­сле на­ше­ствия пер­сов мо­щи свя­той Ев­фи­мии бы­ли пе­ре­не­се­ны из Хал­ки­до­на в Кон­стан­ти­но­поль, во вновь по­стро­ен­ную цер­ковь, по­свя­щен­ную ее име­ни. Через мно­го лет в пе­ри­од ико­но­бор­че­ской ере­си ков­чег с мо­ща­ми свя­той по по­ве­ле­нию им­пе­ра­то­ра-ико­но­бор­ца Льва Ис­ав­ра (716–741) был бро­шен в мо­ре.

Читайте также:  Молитва ангелу-хранителю на каждый день

Из мо­ря ков­чег был взят бра­тья­ми-ко­ра­бель­щи­ка­ми Сер­ги­ем и Сер­го­ном, ко­то­рые пе­ре­да­ли его мест­но­му епи­ско­пу.

Свя­ти­тель по­ве­лел хра­нить свя­тые мо­щи тай­но, под спу­дом, так как ико­но­бор­че­с­кая ересь про­дол­жа­ла сви­реп­ство­вать, но все же над мо­ща­ми бы­ла со­ору­же­на неболь­шая цер­ковь, а на ков­чег бы­ла по­ло­же­на дос­ка с над­пи­сью, по­яс­ня­ю­щей, чьи мо­щи по­ко­ят­ся в нем.

Важно

Ко­гда ико­но­бор­че­ская ересь бы­ла окон­ча­тель­но осуж­де­на на свя­том Седь­мом Все­лен­ском Со­бо­ре (787 г.) при свя­ти­те­ле Та­ра­сии, Пат­ри­ар­хе Кон­стан­ти­но­поль­ском (784–806) и при им­пе­ра­то­ре Кон­стан­тине VI (780–797) и ма­те­ри его свя­той Ирине (797–802) мо­щи свя­той ве­ли­ко­му­че­ни­цы Ев­фи­мии Все­х­валь­ной бы­ли вновь тор­же­ствен­но пе­ре­не­се­ны в Кон­стан­ти­но­поль.

Источник: http://www.stsl.ru/news/all/vospominanie-chuda-velikomuchenitsy-evfimii-vsekhvalnoy-imzhe-pravoslavie-utverdisya-451

Святая великомученица Евфимия Всехвальная

Духовное развитие 12 ноября 2017

Почему к лику святых была причислена Евфимия Всехвальная? О чем просят ее? Помогают ли молитвы, обращенные к ней? Житие Евфимии Всехвальной будет поведано далее.

Эпоха мучеников

Город Халкидон основан в 680 году до н. э. в Малой Азии, на берегу Чёрного моря, вернее, Босфора. Был одним из городов Древней Греции, а позже некоторое время принадлежал персам.

В Римской империи стал центром одной из провинций, Вифинии, под управлением проконсула. В начале III столетия нашей эры им был человек по имени Приск. Диоклетиан, правивший тогда в империи, известен своим добровольным отречением от престола.

Но в истории христианства он прежде всего самый жестокий гонитель приверженцев истинной веры. В годы его владычества множество христиан прославились в лике святых. Мученичество во имя Христово воспринималось этими людьми как дар Божий.

Одна из них – святая великомученица Евфимия Всехвальная. Подробнее всего о ней рассказывается в житии, составленном святителем Димитрием Ростовским.

Праздник в честь идола

Девушка была дочерью благочестивых сенатора Филофрона и его супруги Феодоросии. Быть христианином в те времена — значило подвергать свою жизнь опасности одним только тем фактом, что ты исповедуешь неугодную власти веру.

В Халкидоне был языческий храм, посвящённый Аресу (Марсу). Для православных это означало поклонение не просто идолу, но обитавшему в нём бесу.

Совет

В житии упоминается, что, гнушаясь богомерзким праздником, который хотел устроить проконсул в его честь, христиане скрывались и тайно, из опасения гнева властей, проводили службы истинному Богу, господу нашему Иисусу Христу.

Но праздник в честь Ареса был, видимо, задуман и как своего рода провокация. Кто не пришёл к капищу и не принёс жертв, мог быть наказан только за это. Тем более что, скорее всего, этот человек был поклонником распятого, как это называли язычники.

Видео по теме

Сорок девять христиан

Приск велел учинить строгий розыск тех, кто не пришёл на праздник. В некоем тайном месте и было обнаружено 49 приносивших молитвы христиан. Была среди них и Евфимия. Дом, где проходила служба, окружили, выломали двери, и всех находившихся там людей с насмешками приволокли к владыке Халкидона.

Никто из них не стал скрывать своё вероисповедание. Ни угрозы страшными пытками, ни обещания славы и богатства за отречение от истинной веры не возымели действия. Всё, что он мог им предложить, эти люди уже давно отвергли во имя Христово. Поклониться твари вместо Творца для них было хуже смерти.

Можно только предполагать, каким пыткам их подвергали целых 19 дней, но не совратился ни один человек. Во время последней встречи с ними, поняв бесполезность издевательств и уговоров, проконсул обратил внимание на Евфимию.

Может быть, жалость закралась в сердце, а может, посчитал, что молодую девочку можно испугать и сломить, но Приск отделил её от остальных обречённых. Однако всесильный владыка провинции переоценил свои возможности.

На колесе

Пытаясь прельстить красавицу, он обещал ей такие дары, от которых, казалось, невозможно отказаться. Но девушка была тверда, сравнивая его со змием, сумевшим когда-то обольстить Еву. Разгневанный властитель велел приготовить «колесо». Наверное, ни один инквизитор позднейших времён не измыслил бы такого орудия пытки. Это было деревянное колесо с острыми ножами.

К нему привязывали жертву и крутили. При этом с тела срезались целые куски плоти. Это и происходило с молодой христианкой. Но она не кричала от боли, а молилась Иисусу Христу. И чудовищное орудие остановилось. Никакие попытки прислужников не могли заставить его вращаться вновь.

А святая великомученица Евфимия Всехвальная сошла с него совершенно невредимой, благодаря и хваля Бога.

И пламя не опалило

Что мог подумать язычник при виде такого чуда? Признать в этом действие Бога, которого молила о помощи и восхваляла девушка? К этому он был уже неспособен и, конечно, подумал о волшебстве. Даже всё, что произошло после этого, не убедило его в величии и благости Господа.

Пламя в разожжённой по его приказу печи не устрашило отроковицу. Вспоминая в молитве, как Бог защитил от огня трёх отроков в Вавилоне, она без страха ждала, когда её бросят в пылающее жерло. Тех, кто должен был это сделать, звали Виктор и Сосфен.

Обратите внимание

Намереваясь исполнить приказ, они сподобились увидеть в печи ангелов, которые «размётывали» огонь. После этого они не осмелились тронуть жертву гнева правителя. Даже после угроз в свой адрес не покорились, уверовав во Христа, и были заключены в темницу.

Повеление исполнили другие, и тут же сгорели в вырвавшемся из печи пламени. А Евфимия стояла в огне невредимой и пела песнь во славу Господа.

Смерть во имя Господне

Много мучений придумал Приск для пленницы, которую считал волшебницей. Сломить её так и не удалось, а все пытки не причиняли ей вреда. Пила, которой её хотели перепилить, тупилась, змеи во рву, куда её бросили, не кусали, а выносили её на себе к берегу.

Тогда повели мученицу в цирк, чтобы предать обычной для христиан казни, отдать на растерзание зверям. В молитве она просила Бога принять свою жертву и упокоить душу в селениях мучеников и святых. Львы и медведи, выпущенные на арену, лизали ноги той, которую должны были разорвать на части.

Только одна небольшая рана кровоточила на её теле. Наконец Всевышний снизошёл к молитвам, и она умерла, доказав своей жизнью «немощь бесов и безумие мучителя». Тут же началось землетрясение. Языческие храмы и крепостные стены рушились, погребая под собой нечестивых.

Все разбежались, а родители взяли дочь и похоронили неподалёку от города. Именно на том месте впоследствии возвели первый храм в честь святой.

На иконе – с крестом и свитком

Иконописных изображений Евфимии Всехвальной не так много. Самое раннее из известных датируется второй половиной XI века. Известен также диптих конца XI века, находящийся в монастыре великомученицы Екатерины.

Ещё на одной синайской иконе Евфимия Всехвальная изображена вместе с великомученицей Мариной. Другие изображения святой находятся в храмах Каппадокии. Все они относятся ко времени ранней Византии.

Важно

Древнейший текст с описанием её жизни и мученического подвига, чей автор известен, это «Слово на страдание вмц. Евфимии Всехвальной» митрополита Амасийского Астерия. Он упоминает об изображениях мучений святой. Их можно было увидеть в храме, который находился при её гробнице.

Начиная с X века, её стали писать не только с крестом, но и со свитком в руке. Это связано с чудом, о котором пишет и святитель Димитрий Ростовский.

Посмертное чудо

В V веке по Рождестве Христовом в большую силу вошли монофизиты, отрицавшие человеческую природу Иисуса Христа. Для того чтобы точно сформулировать догмат, в Халкидоне был созван IV Вселенский собор. Ересь настолько утвердилась к тому времени, что существовала реальная опасность извращения истинной веры.

Собралось 630 человек, которые представляли все поместные христианскиецеркви. Среди них были выдающиеся представители православия, впоследствии прославленные в лике святых. Но очень долгие прения так и не дали результата. Тогда Анатолий, патриарх Константинопольский, предложил, чтобы решение было предоставлено Духу Святому.

Святая мученица, конечно, была его носительницей. Исповедание веры монофизитов и православных записали на двух свитках. Открыли гробницу святой, положили их на её груди, и в присутствии императора, которым был тогда Маркиан, закрыли, а рядом поставили стражу. Через три дня усиленного поста и молитв гробницу вскрыли.

Монофизитское исповедание лежало в ногах святой, а истинное она держала в правой руке, которой и подала свиток патриарху. Таким образом еретики были посрамлены.

Почитание на Руси

Если говорить о Древней Руси, то предполагают, что изображение Евфимии Всехвальной было ещё в храме Святой Софии Киевской, а это первая половина XI века.

Концом XV века датируется её образ в церкви Святого Симеона Богоприимца Звенигородского монастыря, что в Великом Новгороде. Со свитком – на иконе-таблетке начала XVI века, которая называется «Рождество Христово. Зачатие св.

Иоанна Предтечи и св. Евфимия Всехвальная», она находится в том же городе на берегу озера Ильмень.

Совет

В изображении святой следовали византийской традиции. В Западной Европе она чаще предстаёт верующим юной девушкой, держащей в руках лилию, символизирующую непорочность, или пальмовую ветвь, которая является символом мученичества. Дополняют облик плащ и диадема на голове.

Немало иконок святой сделал для паломников преподобный Паисий Святогорец. Он рассказывал о встрече с Евфимией одному своему гостю. Больше всего старец изумлялся, как такая хрупкая девчушка могла вытерпеть нечеловеческие муки. Она ответила.

Сказала, что, если бы знала о славе, которая ожидает святых, молила бы о ещё больших мучениях.

Если просить с верой

Евфимия Всехвальная почиталась в Халкидоне, где и жила. Храм с её мощами стоял на том же месте, где святую похоронили родители после её смерти на арене римского цирка. В мраморной гробнице находился ковчег с мощами, а сбоку – небольшое отверстие.

Каждый год в тот день, когда она пострадала за Христа, его открывали после Всенощной, и епископ вынимал оттуда сухую прежде губку, напитанную святой кровью. Она благоухала и исцеляла любые болезни. Известны многочисленные случаи, когда святая помогала больным, и в России. Почему-то принято считать, что у каждого святого своя «специализация».

Но на самом-то деле они, живущие в славе Божией, могут вымолить у него для нас любую милость, если просить с верой. Чудотворная икона была обретена в одном из русских сёл в июле 1910 года. Люди, молившиеся ей, избавлялись от зубной боли, слепоты, она избавляла село и округу от дизентерии, которая в то время грозила смертью, а часто и была её причиной.

Засуха стала причиной того, что местные жители стали требовать рытья колодца на месте обретения иконы. Сон о необходимости этого увидел один из крестьян. И только после того как требование было выполнено, погода наладилась.

Посмертные скитания Евфимии

Великомученицу не оставили в покое и после смерти. В VII веке Халкидон разграбили персы. После их ухода мощи из опасения, что это не последнее нападение, перевезли в Константинополь. Но и там они не обрели покоя. В эпоху иконоборчества в Византии (VII—начало IX веков) еретики боролись с почитанием не только самих икон, но и мощей святых.

Мощи Евфимии Всехвальной были осквернены и выброшены в море. Чудесным образом ковчег подобрали проплывавшие мимо купцы, доставившие святыню на остров Лимнос. Они остались на этом клочке суши, построили на свои средства небольшую церковь и всю жизнь служили «своей» святой.

Когда местный епископ хотел перенести святые останки в более подобающий для них храм, она сама воспротивилась этому, явившись ему во сне. Там они и находились, пока не закончилось владычество иконоборцев. Тогда мощи вернулись обратно в Константинополь. Сейчас это, как известно, Стамбул, а Халкидон стал частью мегаполиса.

Обратите внимание

Но там и по сей день цел храм, который был выстроен неподалёку от места упокоения великомученицы. А люди, молящие о помощи, получают её, если действительно веруют в Иисуса Христа и мучеников, умерших во славу его.

Источник: fb.ru

Источник: http://monateka.com/article/258426/

Ссылка на основную публикацию