Святой паисий святогорец, житие, молитва, акафист

Житие святого Паисия Святогорца / Православие.Ru

    

13 января исполняется два года со дня канонизации в 2015 году преподобного Паисия Святогорца. Иеромонахом Исааком, одним из его духовных чад, составлено житие старца, приоткрывающее тайну рождения и формирования личности святого в благочестивой и мужественной многодетной семье в суровые годы лишений и войны.

Наследницы отцов-каппадокийцев

Родина Старца Паисия – акритское селение Фарасы (или Варасио), расположено примерно в 200 км южнее главного города Каппадокии – Кесарии. Ныне это территория Турции.

В Фарасах насчитывалось 50 церквей и множество святых источников. Некоторые из них существовали со времен византийской эпохи. Наследники предания великих отцов-каппадокийцев, местные жители любили Церковь, сохраняли благоговение к святыне и подвижнический дух.

Весь год в постные дни большинство фарасиотов вкушали пищу и пили воду один раз в день – в девятом часу по византийскому времени, в три часа по нашему.

«Родители собирали детей в крепости, оставляли им игрушки, чтобы те играли, а в три часа пополудни, когда церковный колокол звонил на Литургию Преождеосвященных даров, шли в церковь и причащались», – вспоминал старец Паисий Святогорец великопостные дни.

Обратите внимание

Ярким носителем каппадокийской традиции был приходской священник села Фарасы святой Арсений Каппадокийский (1841–1924). Благочестием отличались предки старца Паисия.

Его бабушке, Хаджи-Христине, принадлежал небольшой храм в честь святого Архангела Михаила, расположенный поодаль от села. Время от времени она уединялась в этой церкви, проводя время в безмолвии, молитве и посте.

Однажды зимой женщину завалило снегом, и она каждый день находила на церковном подоконнике горячий хлеб. Христина молилась и с благоговением вкушала этот Божественный дар.

Семья Арсения    

Безрассудное сердце

Отец старца – Продромос Феодосиу – принадлежал к благородной семье, которая из поколения в поколение начальствовала в Фарасах. Из-за преследований со стороны турок он был вынужден сменить фамилию и стал именовать себя Эзнепидис, что значит «иностранец».

Продромос был прекрасным мастером, занимался выплавкой железа, трудился в Фарасах как крестьянин. Будучи 16-летним молодым человеком, он вступил в схватку со львом, ранил его и вышел из схватки победителем.

В более зрелом возрасте Продромос много раз спасал свое село от четов (турецких разбойников).

«Мужество, отвага – это одно, а злобность, уголовщина – совсем другое, – рассуждал впоследствии старец. – Брать врагов в плен для того, чтобы перерезать им горло, – это не мужество.

Настоящим мужеством будет схватить врага, сломать ему винтовку и отпустить его на свободу. Мой отец так и делал.

Когда он ловил четов, совершавших набеги на Фарасы, он отбирал у них винтовки, ломал их и говорил: «Вы – бабы, не мужчины»… Сердце должно стать безрассудным», – наставлял своих чад Паисий Святогорец.

Важно

Мать старца, Евлогия, происходила из рода Франгопулосов и была родственницей преподобному Арсению Каппадокийскому. Замуж за Продромоса Эзнепидиса Евлогию выдали совсем юной, в 15-летнем возрасте.

Эти благочестивые люди родили десятерых детей. Первенцы – Екатерина и Сотирия – умерли во младенчестве. Когда преподобный Арсений крестил их третьего ребенка, тоже девочку, он велел дать ей имя Зоя, что значит «жизнь». С тех пор никто из их детей не умирал.

Рождение и крещение святого

Будущий старец родился 25 июля 1924 г., в день Успения святой Анны. При крещении младенца родители собрались дать ему имя деда – Христос, однако Промыслом Божиим все произошло иначе.

Рассказывает игумен монастыря Ватопед Ефрем: «Святой Арсений, никого не спрашивая, опустил младенца в купель, провозгласил: «Крещается Арсений». Там были все родственники, и дяди и тети. Они все начали кричать и возмущаться, обижаться на отца Арсения.

«Да кто он такой? Не спросил никого!» – он и правда никого не спросил «Дал ему свое имя! Он тщеславный! А еще святого из себя строит!» Святой Арсений слышал это, конечно, но продолжал Таинство святого крещения со страхом Божиим. Как только закончилось Таинство, святой Арсений пригласил всех и говорит: «Не кричите, не осуждайте меня, потому что этим грешите».

Когда я взял ребенка и должен был сказать «Крещается раб Божий», увидел светлый крест на его лбу, и Благодать в тот момент мне сообщила: «Он станет твоим преемником».

Родители святого Паисия Святогорца    

В том же 1924 г. греки Малой Азии были с корнем вырваны из отеческого края. Это событие XX в. получило название «малоазийской катастрофы».

После поражения Греции в греко-турецкой войне, произошел обмен населением, который производился по этническому принципу: жившие в Турции греки изгонялись в Грецию, а находившиеся в Греции турки переселялись в Турцию. С территории Малой Азии было изгнано около 1,5 млн греков.

По официальным данным в то время погибло более 350 тыс. человек. На самом деле, потери были значительно больше.

«В путь отправились 14 августа 1924 г., – рассказывал много лет спустя старец. – Причем турки пришли раньше срока и стали выгонять людей… Хотя это был обмен населением, а не переселение, турки, как всегда, вели себя как злые осы…»

В Грецию приехала приблизительно половина тех греков, которые покинули родные края. Кто-то умер от голода, кто-то от недобрых рук, от лишений, от болезни… Старцу Паисию в момент переселения было примерно 40 дней. На корабле, в давке и толчее, кто-то наступил на младенца, и его жизни угрожала смертельная опасность. Но Бог сохранил Своего избранника.

Прибыв в Грецию, беженцы недолгое время пробыли в порту Пирея, а затем были переведены в крепость острова Керкира, где преподобный Арсений скончался и был погребен согласно его собственным пророческим словам: «Я проживу в Греции 40 дней и умру на острове». С Керкиры беженцы перебрались в Коницу.

Юный Арсений    

Греческое правительство выделило земельные участки для переселенцев из Малой Азии, и отец Паисия, старик Продромос, оставаясь старостой беженцев-фарасиотов и в Конице, в первую очередь позаботился о том, чтобы землю получили другие фарасиоты. Для своей семьи оставил самый плохой надел – наиболее бесплодные участки земли. Расчищая и разрабатывая эти никогда не паханные наделы, он жег заросли колючих кустарников. Тогда от огня и дыма повредились глаза старика.

Университеты старца Паисия

Маленький Арсений учился у своих родителей благоговению к Богу и жертвенному служению людям. Вместо сказок и детских историй они рассказывали ему о жизни и чудесах преподобного Арсения.

Вторым человеком после преподобного Арсения, который оказал самое благотворное влияние на всю жизнь старца, была его мать. Он чувствовал к ней особую любовь и помогал ей, насколько было в его силах. От нее он научился смиренномудрию.

Совет

Мать советовала ему не стараться побеждать сверстников в играх (за быстрые ноги мальчика называли «беженцем»), чтобы потом не гордиться, и даже не стремиться первым занимать место в шеренге одноклассников, потому что, как она говорила, «первым или последним ты туда встанешь – никакой разницы нет».

Мать учила детей воздержанию: не разрешала ничего есть до тех пор, пока не придет время принятия пищи. Нарушение этого правила она считала тяжелым грехом, подобным блуду. С детства Арсений предпочитал безвкусную пищу, которую вдобавок не солил, чтобы не пить много воды. Свою одежду он стирал сам. Она учила его никогда не произносить имя искусителя – диавола.

Малоазийская катастрофа    

Дважды в день вся семья молилась перед домашним иконостасом. Однако мать творила Иисусову молитву, занимаясь делами по хозяйству.

Ответ Дарвину

Выучившись читать, Арсений раздобыл Священное Писание и каждый день изучал Святое Евангелие, зачитывался житиями святых.

Его старший брат прятал от него книги, опасаясь, что это увлечение плохо отразится на учебе мальчика.

Однако под великие праздники Арсений упорно не ложился спать, зажигал лампадку и молился, всю ночь простаивая на ногах. Тогда брат силой укладывал его в кровать, закутывая одеялами.

Как-то один из друзей старшего брата Арсения, Костас, рассказал подростку теорию Дарвина. «Пойду помолюсь, – решил мальчик, – и если Христос – Бог, то Он явится мне, чтобы я перестал колебаться в вере. Он даст знак – тенью, голосом или чем-то подобным».

Читайте также:  Рождественские святки на руси

Уединившись, он начал класть поклоны и молиться – так продолжалось несколько часов подряд. Совершенно выбившись из сил, он остановился и неожиданно вспомнил произнесенную Костасом фразу: «Я признаю, что Христос был Человеком выдающимся – праведным, добродетельным.

Его соплеменники позавидовали Его добродетели и осудили Его на смерть». Арсений подумал: «Раз Христос был таким, то даже если Он был просто Человеком, Его стоит полюбить, послушаться и принести себя в жертву ради Него. Мне не нужен ни рай, ни что-нибудь подобное.

На все жертвы стоит идти ради лишь Его святости и Его добродетели»

С сестрой Кристиной    

После этого мальчику – в преизобилии Света – явился Сам Христос. «Я видел Его от пояса и выше, – вспоминал старец Паисий. – Он взглянул на меня со многою любовью и сказал: «Аз есмь воскрешение и живот: веруяй в Мя, аще и умрет, оживет» (Ин. 11:25).

Обратите внимание

Те же самые слова были написаны в раскрытом Евангелии, которое Он держал в Своей левой руке».

После этого события Арсений стал подвизаться с еще большей ревностью. Если кто-нибудь предлагал сосватать ему невесту, он решительно возражал: «Я буду монахом».

Светлячок и плотник

По свидетельствам одноклассников старца, в начальной школе он был прилежным учеником. Сияющие глаза мальчика были столь живыми и выразительными, что его прозвали «Гумбисья» (светлячок). Однако гимназии в Конице не было, и учиться дальше Арсению не пришлось. Дабы поддержать семью, он начал работать плотником, искренне полюбив ремесло Господа Иисуса Христа.

На вопрос: «Не жалеет ли он, что не получил образования?» – старец впоследствии отвечал отрицательно. Только о незнании древнегреческого языка он немного сожалел: «Если бы я окончил хотя бы пару классов средней школы, то я понимал бы лучше Священное Писание и Святых Отцов».

От природы он был художником и поэтом, писал стихи, тропари, умел рисовать. Если брался за что-то своими руками, то делал безупречно: мастерил окна и двери, нашивал потолки и стелил полы, вырезал иконостасы и изготавливал даже гробы, за которые никогда не брал денег, сочувствуя таким образом человеческой боли.

Крестьянские будни

В тяжелые годы греко-итальянской войны, оккупации, гражданской воны, многие бедняки приходили к матери Арсения, дабы обменять драгоценности на пару пригоршней муки. Мать старца давала несчастным муку и хлеб, но взамен не брала ничего.

Часто Арсений видел, как мать плачет и переживает за братьев, сражавшихся на войне. В это время он был утешением и поддержкой семье и на время отложил мысли о монашестве. Позже старец скажет: «Странничество – это не значит самому устроиться поудобнее, а родные пусть пропадают пропадом».

В доме он взял на себя все крестьянские работы, которых было очень много. В помощь ему родители наняли работника, но человек этот оказался бессовестным. Он садился на лошадь и ехал верхом, а Арсений едва поспевал за ним пешком.

Работник выглядел как хозяин, а Арсений – как батрак. Однако юноша никогда не приказывал ему работать, но много трудился сам, а работник – когда имел настроение. Более того, беря лошадей на пастбище, Арсений снимал с них седла, которые нес на своей спине.

Он предпочитал страдать и уставать сам, но не утомлять животных.

Паисий Святогорец    

В 1945 г. Арсений был призван на службу в армию. Много раз он занимал на передовой место своих семейных солдат-сослуживцев: «У вас жены и дети, которые вас ждут, а я свободный». Большую часть службы он был радистом и благополучно уволился из армии в 1949 г.

«Моя отныне будет Мать – Мария, Матерь Бога»

Важно

После войны он снова откликается на просьбу отца о помощи: старший брат женился, и отцу приходилось особенно трудно. И только 27 марта 1954 г.

после установленного испытания послушник Арсений был пострижен в монашество в обители Есфигмен на Святой Горе – принял рясофор с именем Аверкий. А в 1956 г.

, уже в монастыре Филофей, подвижник был пострижен в мантию с именем Паисий – в честь ревностного митрополита Кесарийского Паисия II, который был родом из Фарас.

6 октября 1963 г. скончалась мать Паисия, которую он любил чрезвычайно, но оставил ради любви ко Христу и ко Пресвятой Богородице. Старец удостоился неоднократно видеть Пресвятую Богородицу, беседовать с Ней и даже принимать пищу из Ее Пречистых рук.

Став монахом, он больше не приходил в родительский дом – даже когда жил в монастыре Стомион, недалеко от родного города. Паисий возложил своих родных на попечение Бога и не волновался за них, даже не молился, а лишь вписал их имена в помянник, чтобы священник, совершавший литургию в его келье, поминал их на проскомидии.

Монахам, которые спрашивали старца о связях с родными, он говорил: «Нам не надо к ним прилепляться. Связь с родными – это утешение человеческое, тогда как мы, монахи, должны искать утешения от Бога.

Монах, который очень любит своих родителей, остается духовно недоразвитым, и Господь не дает ему этой Благодати – чувствовать родными всех людей и любить всех в равной степени».

Венцом всех подвигов Старца Паисия была любовь, о которой сам он говорил: «Я чувствую ко всем людям точно такую же любовь, какую я имел к своим родным. Сейчас людей всего мира я ощущаю братьями и сестрами».

Источник: https://pravoslavie.ru/100125.html

Прп. Паисию Святогорцу акафист

Акафистпреподобному и богоносному отцу нашемуПаисию Святогорцу (Эзнепидису) Кондак 1

И

збрáннаго Панагýды подвúжника/ и аромáтницу благоухáнную,/ Каппадокúйское прозябéние/ и предстáтеля неусыпнаго,/ да воспоúм соглáсно.

/ Áнгельскому бо житию подражáя,/ Троице Святéй благоугодú,/ тем и зовéм:/ радуйся, преподóбне Паúсие,// дúвный народа Бóжия утéшителю.

Икос 1
Ангел показáлся есú во удéле Богорóдицы избрáннем, и нам ходáтай теплéйший пред Богом, Паúсие отче, тéмже тáко тя воспевáем:

Радуйся, Каппадокúи добровóнное мúро, радуйся, вышняго жúтельства образ явúвый, радуйся, Асúи Мáлыя процветéние, радуйся, святáго Арсéния похвалéние, радуйся, в фарасиóтех приснопевáемый, радуйся, инокýющих прáвило, радуйся, вéлие Эллады и веры хранúло, радуйся, Каппадокúйскаго рода светúло, радуйся, Византúи божéственная óтрасле, радуйся, добрóто Афона и óрле, радуйся, земный áнгеле, вéстниче на землú, радуйся, человéче небéсный, пребывáяй на Небесú.

Радуйся, преподобне Паисие, дúвный народа Бóжия утéшителю.

Кондак 2
Вúдяще, яко от рукú свящéннаго Арсéния в Фарáсе Каппадокúйстей, родúтельнице святых, Крещение приял есú, и яко сегó молúтва многоплóдну тя óтрасль Мáлыя Асúи и Эллáды явú, тя прославляем по достоянию, Бóгови плéщуще: Аллилуия.

Икос 2
Разумéя и познавáя страдáния из отéчествия произгнáнных, стрáнствуя и печáля о дома родúтельскаго разорéнии, в вéре укрепúлся есú и богоразýмия приял есú свет от благодáти Божия, Паисие святе. Сего рáди и мы, взирáюще на чудеса твоя, восклицáем ти таковáя:

Совет

Радуйся, Иисýсовых благословений стяжáтелю, радуйся, удéла Богомáтерняго божéственный светодáтелю, радуйся, ветрúло многомýдрых благодеяний, радуйся, аромáтнице Вышняго даровáний, радуйся, Божия Духа блажéннейшее сияние, радуйся, добродéтелей несказáнное благоухáние, радуйся, Афóнская лéторасле прекрáсная, радуйся, áки купель Силоáмская, врачýяй всякия стрáсти, радуйся, Пресвятыя служúтелю преблажéнный, радуйся, Святыя Горы вождю и клúче побéдный, радуйся, поста и молитвы дéлателю неусыпáемый, радуйся, застýпниче стрáждущих и опечáленных.

Радуйся, преподобне Паисие, дúвный народа Бóжия утéшителю.

Кондак 3
Сúлою Вышняго укрепляемых мýчеников чтя жития и разумéя, ты душею блажéнною к непрестáнному славослóвию Всетворцá восходúл есú. Мы же сиé воспоминáюще, вопиéм: Аллилуия.

Икос 3
«Аз есмь Воскресéние и Живóт. Вéруяй в Мя не ýмрет во вéки». Сиú словесá от Небеснаго Жениха услышав и испóлнь сый света божéственна, невéрия прéлесть низвéргл есú. Сегó ради благодáрственно вопиéм ти тáко:

Радуйся, во óтрочестве безбóжия сети препрéвый, радуйся, яве Христа узрéвый, радуйся, обители Стомиóнския устроúтелю, радуйся, Конúтских еретикóв победúтелю, радуйся, мúлостыни потóче неисчерпáемый, радуйся, нéбесным сиянием укрепляемый, радуйся, Синáйския горы подвúжниче, радуйся, обúтели великомýченицы Екатерúны молúтвенниче, радуйся, мýдростию дéве сей подражáтелю, радуйся, святым Галактиóну и Епистúмии соседáтелю, радуйся, сáде, прозябый от горы Моисéевы кáмене, радуйся, молитвы áнгельския на землú воспевáние.

Читайте также:  Что значит ересь в православии?

Радуйся, преподобне Паисие, дúвный народа Бóжия утéшителю.

Кондак 4
Рачéние божественное к Богомáтери, чистéйший óтче, понéже имéя, Сию Предстáтельницу неусыпную и Хранúтельницу стяжá. Сегó радú и мы, даровáний твоих желáюще приобщúтися, о тебе поéм: Аллилуия.

Икос 4
Слышаша имя твое земнúи концы, Паúсие святче, ты бо, яко сóлнце блистáяй во времена послéдняя и Правослáвие утверждáяй úменем Господа Иисуса Христа, показáлся есú. Мы же, единомысленне памятýюще божественная учения твоя, приношáем ти речéния таковáя:

Радуйся, любúмче изряднейший Пресвятыя, радуйся, ны ущедряяй Матере Божия крúне, радуйся, сомолúтвенниче Херувúмом, радуйся, единонрáвниче Серафúмом, радуйся, укреплéние Правослáвия, радуйся, ýтваре преизбрáнная, радуйся, чернорúзцев огрáдо и отéчествия хранéние, радуйся, Кóницы óтрасле, Стомиóна же заступлéние, радуйся, яко лозá Богоматере, благоврéменный плод приносяй, радуйся, вертогрáде покаяния благоухáяй, радуйся, бесéдуяй Бóжиими словесы, радуйся, умащéние язвам грéшничим.

Радуйся, преподобне Паисие, дúвный народа Бóжия утéшителю.

Кондак 5
Богоприятну любóвь яко стяжáвый, жéртву ся брáтиям возложú и благословéнием Пречúстыя оделяше всех. Таковáго ся отвержéния рáди ныне со Ангелы Христá прославляеши, мы же, в память твою призывáемии, вопием: Аллилуия.

Икос 5
Вúдевше тя душу за ближняго полагáюща, блажéнне Паисие, к тебе прибегáем: милостив бýди нам и, Владыце Христу предстоя, Тогó умолú, да отженéт ум помрачáющую греховную тьму от молéбными пéсньми хвáлящих тя сицевыми:

Радуйся, Панагýды дóблественный ратобóрче, радуйся, Богорóдицы песнослóвче, радуйся, путевóдная заблýждшим звездó, радуйся, Афóнская зовýщая к Богу трубó, радуйся, утешéние плáчущих, радуйся, помóщниче стрáждущих, радуйся, печáльных божéственное укреплéние, радуйся, не оставляяй иноков попечéнием, радуйся, у Мúлостивыя за ны предстáтелю, радуйся, недýжных безмéзднейший врачевáтелю, радуйся, подвизáющихся направляяй, радуйся, изрядне Вратарницу Богородицу восхваляяй.

Радуйся, преподобне Паисие, дúвный народа Бóжия утéшителю.

Кондак 6
Проповéдник богонóсен есú и столп веры, дáры Духа Святаго нам испрошáяй, тéм и мы тебе рáди, старче предúвный, немóлчно поем: Аллилуия.

Икос 6
Возсияв яко лампада неугасúмая светом Трисолнечнаго Божества, покаяния наставник явúся, Паисие святе. Мы же, твоими предстáтельствы свышнее утешéние и благодáти познáние приéмлющии, хвáлим тя, вопиюще:

Радуйся, ковчéже себе отвержéния и воздержáния, радуйся, Утéшителя благодáть на нас изливáяй, радуйся, Солнца-Христа маловéрным провозвестúвый, радуйся, мúлостию Человеколюбца всех удовлúвый, радуйся, о мире молитвою выну благоухáяй, радуйся, яко вино сладкое, дýши рáдостию исполняяй, радуйся, Богомáтере слáвие избрáнный, радуйся, приношáяй слéзы Христý яко шúпок доброухáнный, радуйся, Фовéры предстáтельство и могýчее возглашéние, радуйся, откровéния громоглáсное возвещéние, радуйся, Тайней Вечери чúстою душéю приобщáвыйся, радуйся, помыслóв исповéданию прилежáвый.

Радуйся, преподобне Паисие, дúвный народа Бóжия утéшителю.

Кондак 7
Хотящу тебé Спасу послéдовати, мýченическаго жúтия ревнúтель показáлся есú, душéю несквéрною же и телом, и любóвию божéственною ко Христу. Сего ради тя величáем, всесоглáсно поюще Бóгови: Аллилуия.

Икос 7
Нóвое одолéние на невúдимыя и вúдимыя врагú показáвый, егóже молúтвою и любóвию стяжá, и всеорýжие смирéния взем, истребúл есú бесóвския кóвы и тщáния, Бóгови же благодáрственная возопú. Тем и мы принóсим ти сицевáя:

Радуйся, света божéственное хранúлище, радуйся, благоутрóбия Христова вместúлище, радуйся, псалтири Давидовы пéние, радуйся, святаго Арсéния умолéние, радуйся, грéшников исправляяй и ободряяй, радуйся, мúлование у Богородицы испрошáяй, радуйся, главó подвúжников венценóсная, радуйся, сéне стрáждущим росонóсная, радуйся, водó живúтельная претыкáющимся, радуйся, мóсте, в жизнь изводяй утопáющих, радуйся, стóлпе грешником пáдшим и укреплéние, радуйся, разслáбленным тихий óдре и упокоéние.

Радуйся, преподобне Паисие, дúвный народа Бóжия утéшителю.

Кондак 8
Стрáнен быв в мире, Паисие, Господа возлюбúв и страсти твоя укротúв Божиею благодáтию, ныне же яко зарнúца облиставáеши о тебé вопиющих немóлчное: Аллилуия.

Икос 8
Всяк, к тебе притекáяй, николúже, óтче Паúсие, неутéшен отыде. Но просяй благодáти даровáние приимáше. Сегó рáди и мы воспевáем ти сицевáя:

Радуйся, лученóсная омрачéнным звездó, радуйся, кáющихся настáвниче и главó, радуйся, афóнския брáтии тяготы взéмляй, радуйся, Всесвятыя сáда цвéте преукрашéнный, радуйся, о благостыни Христóве сладковещáние, радуйся, молúтвы небéсныя мироухáние, радуйся, мúрови Мессúю провозвещáяй, радуйся, песнь архáнгелову ко Пресвятей воспевáяй, радуйся, надéждою, мúлостию и любóвию пламенéяй, радуйся, во врáжией брáни божéственное омовéние, радуйся, приявый даровáние прорóческое, радуйся, благоутрóбием Отцу Небéсному подóбниче.

Радуйся, преподобне Паисие, дúвный народа Бóжия утéшителю.

Кондак 9
Всякому естествý проповéдал есú слóво, апóстолом уподобляяся, рачéнием же и любóвию к блúжним просиял есú яко сóлнце на землú, прославляя Святую Троицу: Аллилуия.

Икос 9
Слез потóки от души мироточá, сéрдцем о человéцех, стрáждущих душею и тéлом, боляше. Сегó рáди ныне и мы от душ наших песнопéния ти возсылáем, в смирéнии вопиюще прилéжно:

Радуйся, Евáнгелия служúтелю неутомúмый, радуйся, свéщниче Трисóлнечнаго Божествá неугасúмый, радуйся, яко пóстничества ристáлище совершúвый, радуйся, яко смирéнием крáйним иных предварúвый, радуйся, во Афóне вéры сияние, радуйся, Всесвятыя слáдкое воспевáние, радуйся, учúтелю слáвный деяния же и зрéния, радуйся, яко велемýдре постúже божéственное видéние, радуйся, Пречúстыя вертогрáда неуыпáемый дéлателю, радуйся, святым Лукиллиáну, Пантелеúмону и Евфúмии собесéдателю, радуйся, яко глас Богоотроковúцы слýхом услышал есú, радуйся, яко Ту яве, áки на Иерусалúмстей икóне, узрéл есú.

Радуйся, преподобне Паисие, дúвный народа Бóжия утéшителю.

Кондак 10
Величествие со Эллáдою Каппадокúи и теплый заступник есú, Паúсие святе. Добродéтелей бо лéствицу богоугóдно совершú, к Троице Святей непрестáнно поя: Аллилуия.

Икос 10
Стена есú верным, отче Паисие, áнгельское бо житие возлюбúв, пóдвиги своúми Святей Трóице неустáннаго предстояния скóро достúже. Сегó рáди пéния благодáрственная возсылáюще из глубины сердéц и душ нáших, смирéнно взывáем:

Радуйся, от Афона богоявлéнно миру сияяй, радуйся, краснопéснивый глáсе, Слово провозвещáяй, радуйся, многочáдне, мúлуяй человéческая болéния, радуйся, ослеплéнным стезéй исправлéние, радуйся, Неневéстней Невéсте рáдование приносяй, радуйся, к Цáрству Небéсному путь удовляй, радуйся, кадúлу Духа Божия соимéнне, радуйся, яко и зрак твой нам подаéт утешéние, радуйся, яко в мúра концéх вещáнием предварúвый, радуйся, змúя главý молúтвою сокрýшивый, радуйся, молéния úменем Иисýсовым и средú мúра дéлателю неустáнный, радуйся, к Божией Мáтери стяжáвый любóвь несказáнну.

Радуйся, преподобне Паисие, дúвный народа Бóжия утéшителю.

Кондак 11
Пéние Зиждúтелю и Приснодéве к борéнием яже в нощú и во днú соплетáше смирéнно, тем ся Бóжия Духа сосýд показýя. Мы же, Троице Святей припáдающе, тебе ради поéм и вопиéм: Аллилуия.

Икос 11
Свет и мироухáние благочéстия, и любвé, и самоотвержéния неисчéтнаго, и исцелéний тóчит святáя память твоя, преподóбне. Сегó рáди потщáхомся вси молéбными гласы тебе возопúти:

Радуйся, яко всякому указýяй путь на небесá, радуйся, яко рáдости всех исполняют медотóчная твоя словесá, радуйся, изобúльная от Афона рекó искипáющая, радуйся, звездó от Святыя Горы, вéрным путь озаряющая, радуйся, прúсное за ны у Богоотроковúцы ходáтайство, радуйся, áнгельскому житию прилежáщим предстáтельство, радуйся, добродéтелей плодонóснейшая лозó, радуйся, о мúре к Престолу достигáющая слезó, радуйся, новый апóстоле, к вере Христове вся призывáяй, радуйся, Правослáвия глáсе, мнóзи возсозидáяй, радуйся, древо всеплóдное, Материю Небéсною напояемое, радуйся, эллинов знáмя, в подсóлнечней распростирáемое.

Радуйся, преподобне Паисие, дúвный народа Бóжия утéшителю.

Кондак 12
Благодáти Божия истóк тя познáхом, отче, по успéнии твоем, в нéмже лúцы áнгельстии весéлия исполняхуся. Тем и мы, ходáтая о спасéнии нашем улучúти сподóбльшиися, рáдуемся, взывáюще: Аллилуия.

Икос 12
Поюще бездну чудес твоих и терпелúвныя твоя пóдвиги, святе, от сердец ти сплетáем áнгельская песнопéния, пáмять твою почитáем благоговéйно и вопиéм таковáя:

Радуйся, надéжды отéчествию забвéнному вéстниче, радуйся, о свобождении Святыя Софúи и града Великаго проповéдниче, радуйся, Царьград во уповáние нóвое дúвно предуказáвый, радуйся, ходáтаю удéла слáвнаго от стран своих произгнáнным, радуйся, не тóкмо единоплемéнных путеводяй, но и от иных язык приходящих, радуйся, яко сынóв Россúйския Цéркве зелó любя, благоувéтливо приимáше, радуйся, пленéнных óтчин прорекúй обновлéние, радуйся, мúру блистáние, вéры немóлчное возглашéние, радуйся, яко знáмения времéн разумéвый, радуйся, Откровéния Иоáннова таúнниче богодухновéнный, радуйся, яко апостол, явлéй обетовáния,

Читайте также:  Молитва преподобному феодосию великому, икона и житие

радуйся, избавлéния Асúи 

Радуйся, преподобне Паисие, дúвный народа Бóжия утéшителю.

Кондак 13
О преподóбне отче Паúсие, новоцвéте благоухáнный, изрáстший во временá послéдняя, умоли Христа Бога спастúся душáм о тебе вопевáющих: Аллилуия.

О святый преподóбный и богоносный отче наш Паисие, возлюбленный наш покровителю и богомудрый наставниче, лествицею добродетелей от земли в Небесное Царство восшéдый и благодать приявый во еже ходатайствовати о нас пред Престолом Всемилостиваго Господа нашего. Молим тя отвратити ны от пути греховнаго и научити ны Господеви совершенны плоды покаяния и обновлéния во Христе душ наших приносити.

Примечания Акафист переведен с греческого (“Радуйся старцу Паисию Святогорцу”. Афины, 2012 г). Оригинальный текст немногословен, зарифмован, отличается искренним молитвенным чувством к святому, но имеет множественные лексические и синтаксические отклонения в сторону народного новогреческого языка, а также присущие народной поэзии смысловые повторы, переноса которых в церковно-славянский текст переводчик старался избежать. Для этого в том числе были использованы дополнительные “радуйся”, помещенные в конце греческого акафиста, но не входившие в него.

В остальном переводчик старался в точности следовать смысловой канве оригинального текста и как можно лучше передать искренность автора.

Источник: http://ermyinia.blogspot.com/2015/04/blog-post.html

Молитва с болью. Святой Паисий Святогорец

Основа всего в том, чтобы стало больно. Если не больно, то можно часами тянуть четку, но молитва не будет иметь никакого результата. Если человеку больно за то, о чем он молится, то он и одним лишь воздыханием совершает сердечную молитву. Многие, когда люди просят их молитв, не располагают временем и молятся о нуждах этих людей одним лишь воздыханием…

– Геронда, а как вы молитесь о какой-то нужде?

– Основа всего в том, чтобы стало больно. Если не больно, то можно часами тянуть четку, но молитва не будет иметь никакого результата. Если человеку больно за то, о чем он молится, то он и одним лишь воздыханием совершает сердечную молитву.

Многие, когда люди просят их молитв, не располагают временем и молятся о нуждах этих людей одним лишь воздыханием. Я не говорю, что не нужно молиться, но если случилось так, что времени нет, то воздыхание о чужой боли есть сердечная молитва.

То есть по своей силе оно равноцелым часам молитвы. К примеру, ты читаешь письмо, видишь нужду, воздыхаешь и потом молишься.

О, да это великое дело! Ты еще не взял трубку, еще не набрал номер, а Бог же слышит тебя! А насколько хорошо понимает это тот, о ком совершается такая молитва! Посмотрите, как бесноватые, где бы они ни находились, понимают, когда я молюсь за них, и кричат!Настоящая молитва – это не удовольствие, не “нирвана”, она начинается с боли. Что это за боль? Человек мучается в хорошем смысле этого слова. Ему больно, он стонет, страдает, о чем бы он ни молился. Знаете, что значит “страдать”? Да, он страдает потому, что соучаствует в общей человеческой боли или же в боли какого-то конкретного человека. За это соучастие, за эту боль Бог воздает ему божественным радованием. Конечно, человек не просит божественного радования, оно приходит как следствие, поскольку он соучаствует в чужой боли.- А с чего нужно начинать?

– Человек о чем-то узнает, например, о том, что произошел несчастный случай. “Ах!” – воздыхает он, а Бог тут же дает ему утешение за это малое воздыхание. Он видит, как кому-то больно, и тут же сострадает ему, утешаясь божественным утешением от Бога, и не остается с этой горечью боли. Тогда ближний получает помощь от его молитвы. Или же он размышляет.

“Бог дал нам столько, а что сделал для Него я?”. Один человек сказал мне следующие, оказавшие на меня впечатление, слова: “Когда совершается Таинство Божественной Евхаристии, то Ангелы закрывают свои лица, мы же причащаемся Тела Христова. А что сделал для Христа я?”. Так в добром смысле страдает душа.- Геронда, а как молящемуся понять, что его молитва помогла ближнему?

– Молящийся узнает об этом по тому божественному утешению, которое он ощущает в себе после совершенной им сердечной, исполненной боли молитвы. Однако сначала боль другого человека нужно сделать своей болью, а после этого совершать и сердечную молитву. Любовь есть божественное свойство, она извещает ближнего.

Так и в больницах: если врачи и медсестры действительно страдают за больных, то это является самым действенным лекарством из всех, которые они им дают. Больные ощущают участие к ним и чувствуют уверенность, безопасность, утешение. Тому, кто страдает, не нужны ни наши многие слова, ни наши поучения. Он понимает, что тебе за него больно, и это помогает ему. Боль – это все.

Если нам больно за других, то мы забываем себя, свои собственные нужды.

Источник: https://3rm.info/publications/5796-molitva-s-bolyu-starec-paisij-svyatogorec.html

Содержание

МолитвослоВ

Паисий Святогорец (25 июля 1924–12 июля 1994)

Паисий Святогорец (греч. Παΐσιος Αγιορείτης); в миру Арсений Езнепидис, (греч. Αρσένιος Εζνεπίδης) родился 25 июля 1924 в Фарасах. Сразу после рождения будущего старца между Турцией и Грецией произошел обмен населением. Арсений был крещен святым Арсением Каппадокийским, который предсказал, что он будет монахом.

В сентябре семья переехала в город Коница. В нем Арсений закончил школу и выучился на плотника.

В 1945 Арсений был призван в армию на 3,5 года. На службе он он отличился благонравием и мужеством. После армии Арсений сразу ушел на Святую Гору Афон. В 1950 году он стал послушником благодатного духовника, отца Кирилла, впоследствии игумена монастыря Кутлумуш († 1968). Некоторое время спустя о.

Обратите внимание

Кирилл направил послушника в монастырь Есфигмен, где Арсений и принял в 1954 году рясофор с именем Аверкий. Новый монах нес любые послушания, а, выполнив свои, помогал и другим братьям закончить их работу. Аверкий постоянно молился, стараясь, чтобы это не заметили окружающие, любил читать жития святых.

В 1954 году Аверкий по совету духовного отца перешел в обитель «Филофей» и стал там учеником отца Симеона, известного своей добродетелью. В 1956 году отец Симеон постриг отца Аверкия в малую схиму с именем Паисий, в честь митрополита кессарийского Паисия II, который также был уроженцем Фарасы Каппадокийской. На новом месте о.

Паисий вел прежнюю жизнь: подвизался по любочестию и помогал, сколько мог, братии. В 1958 году из Стомио Коницкой его просили придти помочь остановить распространение протестантов. Старец, получив внутреннее «извещение» воли Божией, пошел и жил в обители Рождества Богородицы в Стомио.

Там он, с помощью благодати Божией, помог тысячам душ и оттуда отправился в 1962 году, по каким-то духовным причинам, на Синай.

Старец много работал, а на заработанные деньги покупал пищу и раздавал ее бедуинам, которые его очень любили. В 1964 году Старец вернулся на Афон и поселился в Иверском скиту. В 1966 году Старец заболел и ему отняли большую часть легких. С мая 1978 года о. Паисий поселился в келии Панагуда святой обители Кутлумуш. Сюда к Старцу потянулись тысячи людей.

Ежедневно, от восхода до заката он советовал, утешал, решал людские проблемы, изгонял всякое стеснение и наполнял души верою, надеждою и любовью к Богу. Для всей Греции Старец стал духовным магнитом, вытягивающим скорбь болезнующих людей. Принимая тяготы притекающих людей, Старец мало-помалу, стал изнемогать телесно.

К 1993 году состояние Старца стало очень тяжелым. В октябре 1993 года Старец поехал с Горы Афон в монастырь св. Иоанна Богослова в Суроти. Здоровье его катастрофически ухудшилось. 12 июля 1994 года Старец предал свою преподобную душу Господу. Старец почил и был погребен в монастыре св.

Иоанна Богослова в Суроти Солунской и место его погребения стало святыней для всего православного мира.

Источник: http://www.molitvoslov.by/biblioteka/tvoreniya-svyatyih-ottsov/paisij-svjatogorec

Ссылка на основную публикацию