Старцы псково-печерского монастыря

О старцах псково-печерского монастыря

ОТ СЕРДЦА К СЕРДЦУ

На прошедшей 10—15 августа в СКК православной выставке произошла встреча петербуржцев с человеком, каждое слово которого ловишь и бережно складываешь в сердце, ­— насельником Псково-Печерского монастыря игуменом Хрисанфом (Липилиным).

— Кто такие старцы? — начал беседу с вопроса о.Хрисанф. — Это люди, не дерзающие говорить от себя, а ищущие слова от Бога и передающие слово от Бога. Это не значит, что из их уст ежечасно изливаются откровения.

Нет, чаще всего общение молодых иноков со старцами наполнено повседневным бытом. Но порой одно слово, даже взгляд старца были таковыми, что можно было понять — ты получил ответ на вопрос, мучивший тебя. Иногда получал ответ на вопрос, который ещё даже не успел задать.

И даже беседуя с ними о вещах незначительных, можно было получить мощный заряд духа Христова.

И ты вдруг понимал, что главное не просто нести послушание — закупить лекарства, подмести двор, приготовить обед для паломников, главное, приобретая лекарства, подметая двор, готовя трапезу, — сохранить мир Христов. Старцы вкладывали в нас это понимание самим образом своей жизни.

Обратите внимание

Преподобный Серафим Саровский говорил, что у каждого свой дар — у кого-то дар слова, у кого-то смирения и т.д. Например,  архимандрит Адриан (Кирсанов †2018), старец нашего монастыря, с 1964 по 1994 год отчитывал бесноватых, изгонял демонов.

И слова «дух гордости» (это одна из формул заклинательных молитв) он произносил так, будто держал в руках что-то грязное, невыразимо отвратительное. И ты понимал, что хуже этого нет на свете ничего. А когда ты слышишь это часто в течение многих лет, то невольно начинаешь сопротивляться этому «духу гордости», который в монастырях довольно распространён. Да-да.

Люди ведь приходят в монастырь не от святости и духовной чистоты, а на покаяние. А дальше уж как пойдёт. И тут важно, чтобы рядом с тобой оказался духоносный старец. 

Одним из таких старцев был подвижник благочестия архимандрит Серафим (Розенберг). Он скончался в 1994 году, а я в 1991 году в монастырь пришёл и успел с ним пообщаться. Хотя общение это было весьма своеобразным. Я нередко заходил в его келью… просто молча постоять.

Последние пять-шесть лет своей жизни он лежал в своей келье, и я как-то зашёл к нему на всенощной. А он, как всегда очень вежливо, попросил: «Помажьте». И я помазывал его св.миро. В ответ опять одно слово: «Благодарю». Вот и всё общение, и ты уходишь. Но удивительное дело, побывав в келье о.

Серафима, ты уходил оттуда совершенно другим человеком — всё духовное барахло, что накапливалось за неделю общения с паломниками и несения различных послушаний, спадало с тебя и истаивало. Понимаете, без какого-либо разговора со старцем ты уходишь от него в чистоте.

Именно так угодно Богу призывать к себе людей — от сердца к сердцу. Ну, а дальше вступал в силу непреложный закон христианской жизни: главное не получить благодать, а удержать её.

И это разумно, потому что благодать-то была тебе дарована, не ты её создал, но суметь удержать её — это уже зависит от самого человека. Почему так? Потому что Бог ждёт от человека поступка, решимости, самостоятельности.  

Важно

И хотя говорил старец Серафим мало, но оставил после себя рукописное наследие. Например, его дневник, каждая страница которого дышит подлинной любовью к Богу.

Вот только одна строчка: «Ты — всё блаженство моё, Господи, и радость и всё-всё. Ничего мне не надо, кроме Тебя; прости неверность мою — что угождаю плоти, миру, диаволу.

Помоги!» Отец Серафим был высокообразованным человеком, хотя тщательно это скрывал.

И ещё один случай особо поразил меня. Я никому не советую это повторять, просто рассказываю. Он был настолько наполнен глубоким подвижничеством, что вытерпел операцию по удалению предстательной железы у себя в келье. И после этого прожил довольно долго.

А когда слёг в конце жизни, то несколько раз от руки переписал творение прп.Феодора Студита из «Добротолюбия». Что так привлекало о.Серафима в преподобном Феодоре? — Он жил так же, как этот подвижник-аскет IX века.

Именно поэтому к нему можно было прий­ти, молча постоять и уйти умиротворённым, обновлённым, его келья будто была пропитана молитвами и благодатью.

В характеристике о.Серафима в его личном деле (а личное дело — это сухой документ, без лирики) написано: «Это монах, в котором совершенно нет гордости». И уже после смерти о.

Серафима я делился своими переживаниями с братией и говорил, что отсутствие о.Серафима ощущаю физически, будто образовалось пустое место, которое никто и ничто не может заполнить.

И многие братья ответили, что чувствуют то же самое.

Совет

Вспоминается ещё один чудесный батюшка, который никого не окормлял в монастыре, даже не исповедовал по причине телесных немощей. Впрочем, у него было совершенно другое служение. Я говорю об архимандрите Феофане (Молявко †2001). Он был рукоположен во диаконы и пострижен в монашество в 1937 году, за четыре года до начала Великой Отечественной войны.

Вскоре был арестован и приговорён к 10 годам лагерей. Оттуда он ушёл на войну добровольцем в 1944 году. Служил в пехоте, дошёл до Будапешта, где встретил день Великой Победы. Это тем более удивительно, что в пехоте солдат выдерживал от силы два боя: или его ранило, или он погибал.

Отец Феофан был тяжело ранен в ногу, что, конечно, ограничило его движение, не все осколки были удалены. Он рассказывал: «Лежу я на передовой, до немцев метров 50. Все спят, а я в карауле. И я стал молиться Божией Матери: “Пресвятая Богородица, вот мальчики наши лежат, ты сохрани их”.

А поскольку я был маленького роста, я переползал от окопа к окопу, перекрещу бойцов, поплачу над ними. И все оставались живы». Я его как-то спросил: «Война есть война, наверное, стреляли, убивали?» — «Нет, — отвечает. — Бог миловал».

 Думаю, это потому, что о.Феофан мирный дух в себе имел. Помнится, даже все коты, которые жили у о.Феофана, имели примечательную особенность. В его келье коты были само миролюбие, даже мышей не ловили, и те шныряли по келье, как у себя дома. Но как только они пересекали границу форточки кельи старца, они тут же вспоминали о своих хищнических инстинк­тах.

И все, кто приходил к о.Феофану, начинали вести себя так же, как его коты.

Если человек был чем-то недоволен, раздражён, обижен — переступив порог его кельи, моментально пропитывался мирным духом, царившим там. И в отличие от о.Серафима с о.

Феофаном можно было поговорить, отвести душу. А поскольку в последние годы своей жизни он лежал, то у него было послушание — келейно молиться, читать синодики…

Сейчас в монастыре непростая ситуация в том плане, что старшее поколение — плеяда великих духовников и старцев — ушло, а мы хотя и общались с ними и напитывались от них, но ещё молоды, малоопытны, и сможем ли стать достойной им заменой — покажет время.

Обратите внимание

Молоды, потому что шкала монастырского возраста иная, чем в миру. Когда человек поступает в монастырь (неважно в каком возрасте) — он новорождённый. Упование на то, что у Престола Божия наши старцы молятся за нашу монастырскую братию и за процветание нашей обители.

Читайте также:  Молитва матери божьей "троеручица" - православные иконы и молитвы

источник

http://www.pravpiter.ru/pspb/…

__________________________Во славу Божию!

Источник: https://azbyka.ru/znakomstva/blogs/195786/193734/o-startsakh-pskovo-pjechjerskogo-monastyrja

Последний из плеяды великих старцев – ОдигитриЯ

«В субботу, 28 апреля, на 97-м году жизни в Псково-Печерском монастыре отошел ко Господу архимандрит Адриан (Кирсанов) — последний из плеяды великих духовников и старцев, подвизавшихся в Псково-Печерском монастыре со второй половины прошлого века. Царствие Небесное и вечная память рабу Божию архимандриту Адриану!»

Архимандрит Адриан (Кирсанов) (1922 — 2018), насельник Псково-Печерского Успенского мужского монастыря (в миру Кирсанов Алексей Андреевич), родился 17 марта 1922 года в деревне Турейке Орловской области в крестьянской семье. Рано остался без отца, рос болезненным и слабым.

Однажды мама, у которой на руках после смерти мужа было трое детей, отправила его в город Орёл к доктору. В городе тогда была всего одна действующая церковь, Алексей вошёл в неё к началу литургии и не смог уйти, ощутив, что там — его дом.

Тогда же ему было откровение: с иконы, перед которой остановился Алексей, сошла Пречистая Дева, а икона в видении Алексея преобразилась в поле брани.

До 1941 года работал слесарем на заводе. Когда началась Великая Отечественная война был эвакуирован в Таганрог на аэродром в военном городке. Перед занятием города немцами участвовал во взрыве цехов. Пробрался домой, где прятался дома и в лесах с партизанами.

При освобождении малой родины советскими войсками вступил в армию. Вскоре попал в Коломну, где охранял гаубичные пушки. Потом комиссия нашла у него болезнь сердца и Алексея призвали работать на завод имени Лихачёва в Москву. Там он проработал до 1953 года.

В 1953 году отправился в Троице-Сергиеву лавру с намерением вступить в число братии. Поначалу наместник лавры архимандрит Иоанн (Разумов) хотел было отправить «простоватого» просителя домой, но потом смягчился и принял послушником — мыть посуду.

Твёрдо держался своего места в обители. Когда больная мать, сообщая о пожаре в котором сгорел их дом, просила его оставить обитель и заработать денег на новый дом, не покинул лавры.

Важно

Вместо этого он стал усердно молить святителя Николая Мирликийского помочь его больной матери.

Тогда ему неожиданно принесли сумку с деньгами и анонимной запиской — передать эти деньги матери монаха, у которой сгорел дом.

Исполнял послушание трапезника, затем — заведовал производством свечей.

В Успенский пост 1957 года был пострижен в монашество наместником лавры архимандритом Пименом (Извековым), с наречением имени Адриан. Был рукоположен во иеродиакона.

В 1970 году был рукоположен в священный сан.

Вскоре после рукоположения почувствовал способность помогать бесноватым. Получил на это благословение патриарха Московского и всея Руси Алексия I. С утра под его кельей собирались толпы невменяемых, буйных, зачастую оставленных всеми людей. В 5 часов утра отец Адриан их исповедовал, потом читал молитвы, изгоняющие злого духа.

Заботами отца Адриана многие исцелялись и преображались — успешно работали и исповедовали Христа. Однако его деятельность была не по нраву многим — как со стороны атеистических властей, так и со стороны завистников и блюстителей внешнего благообразия обители.

После инцидента, когда при виде отца Адриана беснование внезапно проявилось у одной видной американской туристки, из руководства ЦК КПСС последовало распоряжение «Убрать Адриана из Лавры в 24 часа».

26 августа 1975 года он был переведен в Псково-Печерский Успенский мужской монастырь. Батюшка тяжело перенёс расставание с любимой обителью, много страдал, открылась язвенная болезнь. Но как только пошёл на поправку, опять стал исповедовать душевнобольных.

Продолжал это служение до 1990 года, затем стал принимать людей, приехавших за исцелением и советом, с мирскими просьбами и бедами. Известны случаи его прозорливости, чудесные исцеления по его молитвам.

Продолжал старческое служение и по достижении 90-летнего возраста.

С 1975 по 1978 год — братский духовник Псково-Печерского Успенского монастыря.

Последние годы много пребывал в молитвенном бдении, был молчалив.

Источник: http://www.odigitria.by/2018/05/02/poslednij-iz-pleyady-velikix-starcev-pskovo-pecherskogo-monastyrya/

За благодатью в Псково-Печерский монастырь

Уроки, которые мы получаем, посещая святые места, бесценны. Старец Паисий Святогорец говорил так о милостыне: «Если бы на месте нищего был Сам Христос, то, что я дал бы ему?» Вот и здесь у ворот Псково-Печерского монастыря встречает паломников юродивый Коля. Он, улыбаясь, подходит к каждому, представляясь «Я Коля».

Те, кто приезжают сюда не первый раз, подсказывают, кто он и добавляют: «Коле всегда подают». Но он радуется не только деньгам, но и леденцам, которые остались с дороги. Благожелательность и искренность, даже какая-то беззащитность юродивого трогают каждого туриста.

Коля – местный завсегдатай, подскажет, к примеру, куда нужно пройти, чтобы разместиться в Доме паломника.

Совет

Псково-Печёрский монастырь – единственная обитель России, никогда не закрывавшаяся. Она расположена в котловине, окруженная возвышенностями. С одной из них – вход в иноческий мир, особый город монахов, к жизни, которой нужно относиться с особым почтительным отношением.

                        
               

Одна из фотографий с монахом удалена – слишком сурово и даже с некоторой болью прозвучали слова инока: «А вдруг фотографию со мной вы разметите непонятно где». После этих слов приходится выбирать особые ракурсы, чтобы не искушать монахов и не получить очередной нагоняй.

Дорогу от ворот до церкви Успения назвали Кровавой, после визита в монастырь Ивана Грозного. В 1570 году царь был зол на игумена Корнилия, что когда тот встретил его у входа. Мученическая смерть старика произошла от жесткости Ивана IV – он отрубил мечом голову. Гнев сменился раскаянием – царь сам понес бездыханное тело в храм. Кровь капала на дорогу, а прихожане прозвали ее кровавой.

Но для сегодняшних верующих, вид, который открывается от ворот храма, удивляет своей красотой, да и многие так и не знают, что именно здесь несколько веков назад разыгралась ужасная трагедия. На данный момент Корнилий причислен к лику святых.

Богом зданные пещеры

Псково-Печерская обитель – одна из православных святынь Руси, которую старается посетить любой верующий человек. Непостижимая тайна монашества и чудо обители заставляют прикоснуться и приблизиться к просвещению и пониманию многих истин. Богом зданные пещеры – ядро монастыря.

Иноки каждый день собираются здесь для молитвы об усопших. Но несколько веков назад, когда были найдены захоронения, монахи здесь жили. Особенность ходов в постоянной температуре. Зимой здесь тепло, а летом прохладно. Помимо этого необъяснимого факта удивляют и другие моменты.

Запаха разложения тела здесь нет. Пещеры находятся на глубине 15-10 метров. В них насчитывается уже боле 10 тысяч захоронений. Для непросвещенного человека цифра кажется преувеличенной, ведь на экскурсии паломники видят от силы несколько сотен имен. Ответ прост.

Туристам показывают лишь мизерную часть удивительного места.

На улицах намоленного подземелья нет света. Поэтому при входе посетителям раздают свечи. Они и помогают разобрать надписи на табличках и даже заглянуть туда – в саму пещеру, где находятся гробы. Страха не возникает, и даже когда инок-экскурсовод открывает дверь- икону, то за ней видно гробы, которые устанавливаются друг на друга.

Стены и потолок Богом зданных пещер состоят из песчаника. Никогда осадочная порода не обрушилась. Среди людей, которые захоронены в монастыре — представители родов Пушкина, Кутузова, Плещеева, Назимова, Мусоргского. Но сейчас здесь хоронят исключительно монахов.

В выходные паломников желающих исповедоваться так много, что очередь желающих находится на улице. Помимо благодати присутствия утром на братском молебне, Таинства Исповеди и Причастия.

Читайте также:  Святой макарий великий: житие, молитва

Есть возможность после литургии получить благословение у старца. Вот и в этот раз старец Никон давал наставления, вразумлял. Он словно видел каждого человека насквозь. И общение с умудренным сединами в схиме монаха, становился для некоторых откровением и уроком. Одна из женщин, задав вопрос, получила порицание: «Почему совсем в храм не ходишь, не молишься».

Монастырский сад Псково-Печерского монастыря

В подражание раю практически у каждого монастыря есть свой сад. В Псково-Печерской обители прямо под пещерами растут деревья, кустарники, цветы. Место так и называется Святая горка. Особый поздний сорт сирени радует сиреневым цветением. Прекрасный ландшафт становится еще прекраснее, когда пробежит белочка,  дрозд занят поиском пропитания в траве.

P. S. Печоры – городок советских времен. Унылые вывески, отсутствие современной харизмы городского мегаполиса делает посещение города особенно запоминающимся. До войны Печоры входили в состав Эстонии. Кирха св. Петра как раз тех времён.

Даже связь здесь оплачивается по международным тарифам. Мегафон обескураживающе для туристов сообщает «Добро пожаловать в Эстонию».

Организаторы паломнических туров в Воскресенском районе:

  • 8-916-276-89-95 (Елена)

Источник: http://vosblog.ru/kopilka-sovetov/dukhovnoe/1388-blagodatyu-pskovo-pecherskij-monastyr

Псково-Печерский монастырь

Псково-Печерский монастырь – единственный на территории России, который никогда не закрывался.

Псково-Печерский монастырь

Мало кто знает, что во время последней угрозы его закрытия в хрущевские времена монахи-фронтовики были готовы отстаивать монастырь от безбожников, как Сталинград от фашистов. Их решимость не была посрамлена. Случилось чудо.

Псково-Печерский монастырь

Архимандрит Алипий: солдат Великой Отечественной, воин Христов

Когда в монастырь приехал уполномоченный по делам религии с приказом о закрытии, наместник монастыря, участник Великой Отечественной войны архимандрит Алипий (Воронов) (1914-1975), открыто отказался подчиниться безбожной власти.

Иеродиакон Прохор (Андрейчук) пересказал мне эту историю со слов архимандрита Нафанаила (Поспелова) (1920-2002), бывшего в 1960-х годах казначеем. Уполномоченный вручил наместнику указ о закрытии, арх. Алипий стал читать его по слогам, дожидаясь, пока нагреется электрокамин (камин о. Нафанаил купил по просьбе наместника несколькими днями раньше, когда о.

Алипий узнал о цели предстоящего визита). Как только камин разогрелся, он бросил в него указ и сказал: «Я лучше приму мученическую смерть, но монастырь не закрою. Если захотите силой, знайте, что у меня шестьдесят монахов, из них две трети – участники войны. Они будут сражаться до последнего человека.

А я откопаю петровские пушки, и мы устроим вторую оборону Сталинграда. Вам останется только бомбить нас с самолета, но вы этого не сделаете, потому что рядом Европа – узнает мировая общественность».

Неизвестно, отступило бы партийное начальство окончательно, но в это время монастырь посетила премьер-министр Индии Индира Ганди. Она была потрясена тем, что увидела (по воспоминаниям о. Нафанаила, в пещерах монастыря она плакала), и, очевидно, сделала неплохую рекламу – сюда одна за другой стали приезжать иностранные делегации, и вопрос о закрытии отпал.

Богом зданныя пещеры

История Псково-Печерского монастыря берет начало со своих знаменитых пещер, которые были открыты за 80 лет до основания монастыря, в 1392 году. В XIV веке на склоне нынешней Святой горы монастыря рос густой лес (сейчас здесь насаженный монахами сад и храм Преподобных Псково-Печерских отцов).

Обратите внимание

Как рассказывает летопись, местный крестьянин Иван Дементьев рубил там деревья, одно из них повалилось под гору, и под его корнями открылось устье пещеры. Над нею была начертана надпись: «Богом зданныя пещеры». Кем и когда сделана эта надпись, неизвестно.

По местному преданию, здесь жили иноки, бежавшие из Киево-Печерской лавры от набегов крымских татар. Основателем же монастыря был даже и не монах, а супружеская пара: священник Иоанн Шестник и его матушка Мария. Они поселились в этих местах в поисках пустынной жизни и покаяния.

От суровой работы матушка заболела и перед кончиной приняла постриг с именем Васса. Когда она скончалась, отец Иоанн, совершив чин отпевания, закопал гроб с телом при входе в пещеры. На следующий день он обнаружил гроб на поверхности. Решив, что пропустил какое-то место в чине отпевания, о. Иоанн совершил чин вновь и опять закопал гроб.

Но когда чудо повторилось, он увидел в нем Божию волю, сделал в стене нишу и поставил туда гроб. После этого гроб никуда не исчезал, причем от него не исходило никакого дурного запаха. С тех пор всех насельников монастыря хоронят в Богом зданных пещерах, не засыпая землей. А чудеса у гроба инокини Вассы продолжаются и сегодня.

Как рассказывают монахи, в начале XX века какие-то вандалы пытались вскрыть ее гроб. Неизвестно, искали они драгоценности или хотели надругаться над святыми мощами, но из гроба вышел огонь и попалил их. Следы этого чудесного огня хорошо видны на гробе.

После смерти жены отец Иоанн также принял монашеский постриг с именем Иона. В 1473 году им была достроена первая монастырская церковь – сейчас главный собор монастыря во имя Успения Божией Матери. День освящения храма – 15 августа 1473 года – считается датой основания Псково-Печерского монастыря.

Сегодня мощи основателей монастыря – прп. Вассы и прп. Ионы покоятся у самого входа в монастырские пещеры. Приложиться к ним можно ежедневно с 10 до 18 часов. Дальше пещеры разветвляются на семь подземных галерей (улиц), которые в разное время удлинялись и расширялись.

Пятая и шестая улицы называются братскими, так как в их стенах погребают только насельников монастыря. В других галереях захоронены благочестивые паломники и защитники обители. В стенах установлены плиты с именами усопших. Предположительно в пещерах захоронено около 10 тысяч человек.

В пещерах очень темно и довольно холодно. Идти по ним без сопровождения нельзя, необходимо взять разрешение в братском корпусе у дежурного монаха.

Возможно, вам пойдут навстречу и присоединят к запланированной экскурсии или даже организуют новую (группа не должна превышать 30 человек).

Но если вы едете на один день, то необходимо заказать экскурсию заранее по факсу 8 (81148) 22-145, в котором указать конкретный день и количество паломников. Заявки по факсу принимаются ежедневно с 8.00 до 23.00.

По средам и пятницам доступ в пещеры закрыт. Это связано с изменением микроклимата пещер из-за многочисленных посещений. Веками там держалась температура +5 градусов. Теперь воздух иногда прогревается до +11 – такое потепление угрожает сводам пещер. Чтобы сохранить естественную температуру, и введены профилактические дни .

Рядом с входом в пещеры устроен ход на Святую гору. На горе находится храм Псково-Печерских преподобных, освященный в 1995 году. Это довольно необычный – клетский храм, какие строили на Севере при основании новых монастырей.

Важно

Основную часть храма составляет клеть – простой сруб небольших размеров, характерный для русской избы. Как и в пещеры, на Святую гору можно пройти только в сопровождении кого-либо из насельников обители. Не пускают паломников на Святую гору только в гололед или ранней весной, когда все тает.

С горы открывается дивный по красоте вид на монастырь и его окрестности.

Старчество

Монастырь привлекал паломников во все времена. Кто-то ехал к святыням, кто-то – за советом старца. В 1822 году в Печеры приехал император Александр I .

Услышав о подвижнической жизни одного из насельников, старца Лазаря Прозорливого, который на третий день после смерти, подобно Лазарю Четверодневному, восстал из гроба и прожил еще 16 лет, повторяя: «Смерть грешников люта», император просил о встрече с ним.

В беседе старец сказал государю: «Признаю делание правды светилом для Царя пред Отцом Небесным. Жизнь царя должна служить примером для подданных. Помни, государь, что нам остается недолго жить на земле…»

Читайте также:  Панихида по усопшим: как заказать, что нести в церковь

Среди особо почитаемых старцев обители – недавно канонизированный прп. Симеон (1869-1960), подвизавшийся в обители 67 лет, из них 33 – в схиме. Старец был известен даром прозорливости и исцелений. Сохранилось много письменных свидетельств людей, получивших исцеление по его молитвам. Последний урок смирения явил старец даже в своей кончине.

По откровению от Господа он ждал ее 15 января 1960 года, в день памяти преподобного Серафима. Но наместник монастыря архиепископ Алипий забеспокоился, что смерть старца, подготовка к похоронам и сами похороны совпадут с подготовкой к празднику. Поэтому он просил старца помолиться об отсрочке кончины. «Ты наместник, я послушник, будь по-твоему», – ответил о. Симеон.

Почил старец в крещенский сочельник, а хоронили его уже после Крещения. Причисление иеросхимонаха Симеона к лику святых Псково-Печерских состоялось 1 апреля 2003 году, и нетленные мощи старца были перенесены из пещер в Сретенский храм. Попасть в келью прп. Симеона можно ежедневно после 14 часов, взяв благословение благочинного.

В среду в Сретенском храме в 6 утра служится братский молебен у мощей преподобного Симеона.

В 1967 году насельником монастыря стал один из самых почитаемых православными людьми старцев – исповедник архимандрит (тогда иеромонах) Иоанн (Крестьянкин) (1910-2006).

Последние годы жизни он тяжело болел и мало кого принимал, но в 1970-1990-х годах люди со всей страны (а иногда и из заграницы) приезжали к нему за советом и утешением. Сегодня келья отца Иоанна открыта для паломников по субботам и воскресеньям с 10 до 13 часов.

Все здесь сохранилось как при жизни батюшки. Стены завешаны иконами, портретами, фотографиями.

Совет

Келья совсем не «аскетическая», очень уютная, с многочисленными подарками от чад: например, ночником в виде часовни, рядом с ним – желтый цыпленок-сувенир, который дарят на Пасху. На столике у окна – вазы с цветами. Дежурный священник мажет вас маслицем.

Чудотворные иконы

Открытая крепость

Главные святыни монастыря – икона Успения Божией Матери и образ «Умиление». Обе иконы находятся в Успенском храме. С иконой Успения, перед которой горит неугасимая лампада, связана не менее героическая история, чем «оборона» монастыря в хрущевские времена.

Летом 1581 года стотысячная польско-литовская армия двинулась на Псков. Войско польского короля Стефана Батория подошло к стенам монастыря. Защищали обитель всего три сотни стрельцов. Вражеские войска обстреляли монастырь из пушек, разбили стену.

Тогда монахи принесли к пролому главную монастырскую святыню – икону Успения Пресвятой Богородицы. Осажденные молились, и Матерь Божия услышала их молитвы – стрельцам удалось отразить все приступы. Иконы «Успение» и «Умиление» были посланы и защитникам Пскова.

За пять месяцев враг более 30 раз штурмовал Псковский кремль, но города не взял. В память этого чудесного избавления печеряне каждый год в седьмую неделю по Пасхе ходили крестным ходом с иконой «Умиление» в Псков.

С 1997 года традиция крестного хода возобновлена, только теперь он проходит внутри обители – икону переносят из Успенского храма в Михайловский и обратно. Такой же крестный ход совершается 20 октября – в праздник Псково-Печерской иконы «Умиление».

«Умилением» назвали икону местные жители. Это не та икона «Умиление», перед которой молился преподобный Серафим Саровский.

Написана она в XVI веке с Владимирского образа, а в обитель принесена во время игуменства преподобномученика Корнилия.

Икона Успения с самого появления в монастыре известна своими чудесами, которые происходят и сегодня. Недавно исцелился от глазной болезни один высокопоставленный чиновник.

Богослужения

Сегодня в обители шесть храмов, не считая пещерного Воскресенского, где служба совершается только для братии: Успенский, Сретенский, во имя архистратига Михаила, во имя прпмч. Корнилия, Никольский и Покровский. Первая служба в монастыре начинается в Успенском храме: в 6 часов у мощей прпмч. Корнилия служится братский молебен, затем полунощница.

Преподобный Корнилий был здесь игуменом при царе Иване Грозном. В древней рукописи написано: в один из приездов царя игумен Корнилий вышел за монастырские ворота навстречу государю с крестом. Царь, заранее разгневанный на него, своей рукой отсек ему голову, но тут же раскаялся и, подняв тело, на своих руках понес в монастырь.

Обратите внимание

Дорожка, по которой царь нес тело к церкви Успения, названа «Кровавым путем».

В 7 утра – ранняя Литургия в Успенском соборе. Поздняя Литургия в монастыре начинается в 10 часов.

В субботу, воскресенье и понедельник она совершается в Михайловском храме, во вторник – в Корнилиевском, в среду – в Успенском (единственный день, когда ранняя служится в Сретенском), в четверг – в Никольском, в пятницу – в Покровском (а в холодное время – в Сретенском).

Во время Литургии во всех храмах идет исповедь, поэтому, даже приезжая сюда на один день, вы можете причаститься. Также с 10 до 18 часов ежедневно открыт Сретенский храм, в эти часы там всегда дежурит священник, которому можно задать свои вопросы.

Кровавыми дорогами с боями шагал молодой художник Иван Михайлович Воронов. На правом плече – винтовка, на левом – этюдник с красками. И так – от Москвы до Берлина.

Художник пришел с войны живым и невредимым. И не думал не гадал, что именно ему предстоит восстанавливать Печерскую обитель и вернуть в монастырь драгоценную ризницу. Вскоре Воронов принял монашеский сан и в течение десяти лет руководил работами по реставрации Троице-Сергиевой Лавры под Москвой.

Искусствовед С.

Ямщиков: “Меня часто спрашивали: почему такой красивый мужчина ушел в монастырь? Вот всюду разговаривают о том, что он был тяжело ранен, потерял возможность продолжения рода… И вот как-то сам он завел разговор на эту тему и сказал: “Савва, это все разговоры пустые! Просто война была такой чудовищной, такой страшной, что я дал себе слово, что если выживу, то уйду в монастырь, чтобы бороться против будущих войн”.

Однажды во время беседы с глазу на глаз патриарх Алексий I предложил отцу Алипию: “Псково-Печерский монастырь разрушается. Бери его в свои руки”. Так бывшего художника назначили настоятелем Псково-Печерского монастыря.

И уже весной 1960 года в монастыре начались горячие дни. Осыпающиеся крепостные стены и башни были убраны в леса. Мастера готовили раствор и известковую плитку для восстановления утраченных фрагментов монастырских крепостных сооружений. На строительных лесах вместе с мастерами можно было увидеть самого игумена Алипия с мастерком в руках.

Об отце Алипии помнят не только в Псково-Печерском монастыре и Троице-Сергиевой Лавре. Художник по образованию, он всю свою жизнь был еще и страстным собирателем живописи, произведений искусства.

Сейчас, спустя десятилетия, мы можем смело назвать отца Алипия Печорским Третьяковым – не только за его собрание картин и шедевров декоративно-прикладного искусства, но и за щедрый дар музеям России. Собранная коллекция замечательной живописи и графики стала делом его жизни.

Она была разделена между тремя музеями – Государственным Русским музеем, Псковским музеем-заповедником и Печорским краеведческим музеем.

Сложным, многомерным человеком был отец Алипий. Он умер 12 марта 1975 года на Сырной седмице, о чем в Псково-Печерском монастыре известили ударами большого колокола. Шестьдесят один год жития земного, из которых 25 лет составило житие монашеское, были удостоены и радостями духовными, и великими печалями.

{lang: 'ru'}

Источник: http://xn--24-6kcapm6bnz4c.xn--p1ai/bez-rubriki/pskovo-pecherskij-monastyr.html

Ссылка на основную публикацию