Соловецкий монастырь: история, как добраться, где находится – православные иконы и молитвы

Соловецкий монастырь

Если добираться на Соловки морским путем, заветный силуэт Соловецкого кремля будет заметен задолго до того, как корабль остановится у причала.

Стены монастыря, сложенные из огромных валунов, и сложная инфраструктура, организованная заботливыми настоятелями, стали результатом бурной деятельности, начавшейся в 15 веке на небольшом архипелаге посреди сурового Белого моря. Удивительно противоречивая история застыла в этих камнях.

История аскетичности и богатства, духовной возвышенности и низменного страха, доблести и предательства, прогрессивной инженерной мысли и бесстыдного расхищения.

Обратите внимание

С 1430 года существовала здесь монашеская обитель, затем кресты были снесены, а церкви и кельи превратились в тюремные камеры и склады, вокруг как грибы выросли бараки Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН).

Во время Великой отечественной войны в кремле размещалась часть Соловецкой школы юнг, а спустя 20 лет был основан Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник.

С 1990 года здесь снова звонят колокола, живут монахи, проходят службы и, как и 100 лет тому назад, молятся паломники со всей России.

Как известно, Соловецкий монастырь изображен на 500-рублевой купюре, причем на образцах 1997 и 2010 годов кремль показан с разных ракурсов. Вот так он выглядит на “пятихатке” старого образца:

А так на новой:

Святые ворота — парадный вход в монастырь со стороны бухты Благополучия. Они были построены по образу Золотых ворот в Иерусалиме, через которые Иисус вошел в этот город. Над ними построена надвратная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, где находятся мощи Соловецких чудотворцев Зосимы, Германа и Савватия, ставших основателями обители.

К сожалению, к нашему визиту в монастыре как следует подготовиться не успели, но зато готовились к визиту патриарха Кирилла, спешно наводя марафет.

При этом Главный храм Соловецкого монастыря — Спасо-Преображенский собор, а также Успенский трапезный комплекс были закрыты, и мы в них не попали. Сразу вспомнилось, как мы не попали в Ватикан из-за визита Каддафи.

Вот так, только захочешь поближе к Богу оказаться, как находится кто-то для него поважнее…

Важно

Я не большой любитель организованных экскурсий, но тут, пожалуй как раз тот исключительный случай, когда ее стоит взять. Во-первых, можно узнать множество интересных фактов о жизни монастыря и его обитателей, а во-вторых, без экскурсовода будет просто не попасть в большинство самых интересных мест и помещений, закрытых электронными замками.

Одновременно по территории монастыря ходит с десяток экскурсионных групп, и если немного отстать от своих, то очень просто потеряться, что и случилось со мной.

Я с малышом в рюкзаке не смог пробиться через чужую большую группу, остановившуюся в узком коридоре, а когда они, наконец, пошли дальше, моя группа уже куда-то пропала.

Пришлось нелегально примкнуть к этим, чтобы хоть что-то послушать.

Я один здесь вижу чувака, подглядывающего одним глазом?

Стены монастыря выдержали не одну осаду. 7 июля 1854 года стоявшие здесь на рейде два английских фрегата на протяжении 9 часов обстреливали обитель “ядрами, бомбами, гранатами, картечью 3-х пудовыми и 96 фунтовыми калеными ядрами”.

На защиту монастыря тогда встали добровольцы из монахов и наемных рабочих, некоторые заключенные и их охранники, а также один норвежский турист. Монастырская братия же прошла по стенам с крестным ходом.

В результате никто не погиб, урон был нанесен ничтожный, а посрамленные англичане вынуждены были отступить.

Единственной нацией, сумевшей захватить монастырь были… русские.

Во времена церковной реформы патриарха Никона, монастырь воспринял нововведения как ересь, и с 1668 по 1676 год находился в осаде царского войска, направленного сюда для расправы со староверами.

И только благодаря предательству одного из монахов, указавшего тайный ход, непокорная крепость была взята, а большинство мятежных монахов убиты.

Совет

Со времен царствования Ивана Грозного монастырь также служил политической и церковной тюрьмой, через которую за время ее существования прошло более 500 узников.

В настоящее время в монастыре постоянно проживают около 60 монахов и послушников. Помимо молитв и церковных служб они принимают участие в реставрационных работах, сельскохозяйственных послушаниях, работают в столярной и швейной мастерских, воскресной школе, помогают больным и престарелым жителям поселка.

Уже много лет здесь существует паломническая служба, и любой желающий может совершить паломничество в период с 1 июня по 30 сентября. Паломники имеют возможность участвовать в монастырских богослужениях и посещать святые места Соловецкого архипелага с помощью паломнической службы Соловецкого монастыря. Размещение и питание индивидуальные паломники организуют самостоятельно.

Несомненно, Соловецкий монастырь является уникальным местом с исторической, культурной и духовной точки зрения. Недаром он одним из первых вошел в число культурных объектов России в Списке Всемирного наследия ЮНЕСКО. Всем рекомендую хотя бы однажды здесь побывать.

Оригинал записи: Соловецкий монастырь

Меня также можно найти здесь:

Источник: https://nodima.livejournal.com/80614.html

Спасо – Преображенский Соловецкий монастырь

Соловецкий монастырь

Современному человеку непросто понять, для чего православные монахи-отшельники строили скиты в самых безлюдных и отдаленных уголках нашей обширной страны. Вдалеке от дорог и человеческого жилья в наши дни спутниковой навигации многим станет неуютно.

Вдруг потребуется медицинская помощь или продукты закончатся. А как зимовать в лесу без центрального отопления и горячей воды? Неподалеку от надежных городских или монастырских стен все спокойнее…

Когда оказываешься на островах Соловецкого архипелага, начинаешь понимать, что так манило монахов-подвижников на эту дальнюю землю посреди студеного Гандвика — Белого моря.

Передать словами чувства, которые охватывают тебя при виде низкого северного неба, серой воды, огромных валунов, покрытых пятнами вековечных лишайников и разлитой кругом тишины, нарушаемой лишь криками чаек, трудно.

Верующий скажет, что до Бога здесь ближе, чем рядом с суетой городов, и будет прав.

Когда в 1694 году Петр I посетил Соловецкий монастырь, монахи угостили его арбузом, выращенным в собственной теплице. Арбузы, вызревшие рядом с Полярным кругом? Ни один бизнесмен не будет вкладывать деньги в их выращивание на берегах Белого моря. Невыгодно. Проще купить в Средней Азии и привезти на продажу.

Истинные чудеса труда совершаются не из-за денег. За пару столетий жизни во славу Божию монахи Соловецкого монастыря сумели удивительно обустроить свои острова. При игумене Филиппе здесь был построен огромный каменный Преображенский собор. Прочие каменные сооружения на Большом Соловецком острове имели в своих стенах сложную систему каналов, по которым от печей шел горячий воздух.

Обратите внимание

По сути, это была весьма совершенная система центрального отопления! Озера Соловецкого острова были соединены сетью искусственных каналов. На мелководье были построены специальные садки для разведения и откорма рыбы.

Эти удивительные каменные сооружения сохранились до сих пор, хотя рыбу в них уже давно никто не выращивает. Впрочем, не стоит забегать вперед.

Сначала надо рассказать, как начинался Соловецкий монастырь, кто был его основателем.

В XV веке монах Валаамского монастыря Савватий мечтал найти место для уединенной молитвы. Он слышал рассказы поморов об удивительном необитаемом острове, находящемся в северной части Белого моря, и хотел добраться до тех отдаленных мест. Перед началом пути он поселился у часовни на реке Выге, впадающей в Белое море.

Там он встретил своего будущего товарища по молитве и трудам праведным — монаха Германа. Заготовив припасы и смастерив лодку, они запаслись нехитрым провиантом и отправились в путь. Сохранилась икона, написанная в конце XVI века, — два монаха в длинных одеяниях и черных клобуках стоят на берегу.

Ниже они уже гребут в маленькой лодочке. Справа на иконе Савватий и Герман уже стоят на острове. На иконе-то все просто, а до Соловков с материка несколько дней пути по студеному морю. Однако плавание завершилось благополучно.

Монахи причалили к Сосновой губе (заливу) острова, поставили на берегу деревянный крест и срубили себе деревянную келью.

Вместе они прожили в трудах и молитвах долгих шесть лет. Ни рожь, ни овощи не росли на этой холодной земле.

Важно

Подвижникам приходилось ловить рыбу, собирать грибы и ягоды, варить похлебку из трав и коры. В 1435 году Савватий почувствовал приближение кончины. Герман в то время был на реке Онеге, куда отплыл пополнить припасы.

Пришлось Савватию для совершения последних обрядов перед смертью плыть по морю к часовне на реке Выге. Там по божьему промыслу или по счастливой случайности встретил он игумена Нафанаила, который и причастил старца.

Вскоре после этих грустных событий новым товарищем Германа по пустынножительству стал монах Зосима. В первую же ночь пребывания на острове ему было чудное видение. В воздухе появилось изображение прекрасного храма.

Друзья сочли, что это знак свыше, и срубили на месте знамения небольшую деревянную церковь в честь Преображения Господня. К тому времени рассказы о соловецких отшельниках давно передавали друг другу рыбаки-поморы. На Соловки стали перебираться другие монахи.

Они начали заниматься добычей соли, которую обменивали на хлеб и прочие припасы. Так и началась история знаменитой Соловецкой обители. Преподобный Герман прожил на суровом, холодном острове более пятидесяти лет и скончался во время одной из церковных служб.

Зосима же стал первым игуменом Соловецкого монастыря и пребывал в этой должности до конца своих дней.

Еще при его жизни мощи преподобного Савватия были перевезены с Выги на Соловки. На этом острове, среди красот суровой северной природы все три удивительных подвижника обрели вечный покой.

На одной из икон XVIII века Зосима и Савватий, стоя друг напротив друга, держат в руках нечто вроде макета монастыря с высокими белокаменными стенами, угловыми башнями, церквами и маковками Преображенского собора. Конечно, при жизни отцов-основателей монастырь был деревянным и выглядел скромно.

Совет

В мощную крепость он превратился в конце XVI века по велению царя Федора Иоановича. Он оценил стратегически важное положение монастыря и приказал одеть его камнем «для защищения от нападения немецких и всяких воинских людей».

Когда смотришь на мощные валуны, вмурованные в стены монастыря, трудно представить, что эти многотонные глыбы ворочали без применения техники, по сути, вручную.

Свой статус крепости Соловецкий монастырь не раз подтверждал на деле. Целых восемь лет за его стенами держали осаду староверы, не желавшие принять новые, исправленные богослужебные книги.

В середине XIX века, во время Крымской войны к крепости подошли английские корабли и начали вести ее обстрел из пушек. Неприятелю противостоял крошечный гарнизон из пятидесяти человек и десяти пушек. Соловецкая твердыня выстояла.

По стенам крепости прошел крестный ход, и ни один монах не был даже ранен под ураганным огнем противника. Более того, меткие выстрелы из двух пушек старинной работы заставили англичан пойти на переговоры.

На месте их проведения был установлен памятный «переговорный камень» с выбитой памятной датой — 7 июля 1854 года. Эту гранитную плиту можно увидеть и в наши дни. Она лежит на берегу, километрах в трех от стен монастыря.

Начало XX века поначалу сулило монастырю дальнейшее процветание. Братия обзавелась собственными пароходами, которые возили с материка паломников.

На островах заработала гидроэлектростанция — первая на русском Севере. От монастыря до фермы на острове Большая Муксала была насыпана дамба, а по ней проложены рельсы узкоколейки. В 1915 году в монастыре заработала радиостанция.

Обратите внимание

Кто знает, какие еще чудеса явил бы монастырь стране и миру, если бы не трагедия 1917 года. Через шесть лет после бурных революционных событий на Соловках был создан самый настоящий концентрационный лагерь. Сюда ссылали людей, которые скептически воспринимали идеи новой революционной власти.

Среди узников оказывались не только священники и аристократы, но и простые крестьяне, для которых революция оборачивалась не обещанными свободами и раздачей земли под фермерское хозяйство, а разорением, бесконечными поборами и ссылкой. Многие из этих людей были расстреляны.

В отличие от труда монахов, практически пользы от трудовой повинности заключенных не было никакой. Постройки монастыря быстро приходили упадок.

Преображенский собор был превращен в огромный тюремный барак. Тюрьма на Соловках прекратила свою работу только в 1940 году, перед началом Великой Отечественной войны.

Возрождение монастыря началось в самом конце XX века. В августе 1992 года патриарх Алексий II освятил надвратную Благовещенскую церковь монастыря.

В память о всех погибших на Соловках по вине советских властей на Секирной горе был установлен памятный деревянный крест.

Читайте также:  Храм преображения господня на преображенской площади

Источник: http://posmotrim.by/article/preobraghenskiy-soloveckiy-monastyr.html

Соловки. Наследие ЮНЕСКО Соловецкий монастырь

Архитектурный ансамбль Соловецкий монастырь в 1992 году стал одним из первых российских объектов, включенных в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Ансамбль расположен на берегу бухты Благополучия на Соловецком острове, у входа в Онежский залив, в юго-западной части Белого моря.

Природно – климатические особенности

Северная природа этих мест поистине уникальна. Одно полугодие острова покрыты дрейфующими льдами,  в другое здесь можно любоваться приливами и отливами, белыми ночами и закатами. В лесах обитают зайцы, лисы, белки, северные олени.

В озёрах водится плотва, окунь, налим,  щука.  У берегов Соловецких островов обитает беломорская белуха, которая встречается еще только в Баренцевом море. Более 190 различных видов птиц гнездятся на островах.

Беломорские чайки являются приметой приближающейся весны, а также известным символом острова. Первые несколько птиц прилетают в начале весны, с громким криком облетают монастырь и улетают обратно. А спустя несколько дней их прилетает все больше и больше.

Важно

И, наконец, в большом количестве, в апреле они располагаются здесь на целое лето, прогнав воронов в леса.

Соловецкие острова покрыты хвойными лесами. Климат отличен от климата других районов Беломорья. Островное положение, атлантические циклоны, холмистый рельеф и леса создали особый микроклимат на Соловецких островах. Несмотря на близость Полярного круга, средняя температура февраля всего -10 градусов, а по многолетним данным среднегодовая температура воздуха колеблется около +1,1 градусов.

Необычно теплая погода для столь северных широт осложняется только ветром. С начала весны по июль здесь господствуют северо-восточные ветры,  дующие с Белого моря. В другие месяцы на островах гуляет теплый ветер с южной, западной и юго-западной стороны. Но ветер ощущается только на побережье, так как середина острова надежно защищена лесом.

На карте

Большой Соловецкий остров — самый крупный из островов архипелага, его площадь 225 квадратных километров. На востоке расположены Анзер (48,5 кв. км), Большая и Малая Муксалма (19,9 и 0,6 кв.

км),  на западе – Большой и Малый Заяцкие острова, площадь которых составляет чуть больше 1 кв. км каждый. На картах не всегда отображены все островки архипелага, которых насчитывается более сотни.

Расстояние до побережья Карелии около 60 км, а до столицы области города Архангельска примерно 300 км.

Как добраться?

Наиболее короткий путь по воде на Соловецкие острова лежит через города Кемь и Беломорск с карельского берега. На станциях этих городов останавливаются все поезда мурманского направления.

Далее идет пересадка на катер или теплоход до Соловецких островов.

Если путешествие проходит на автомобиле по федеральной трассе Санкт-Петербург – Мурманск, автомобиль придется оставить в поселке Рабочеостровск, воспользовавшись охраняемой автостоянкой.

На расстоянии 1 км от Соловецкого монастыря на Большом Соловецком острове расположен  аэропорт «Соловки»,  на котором приземляются самолеты из Архангельска.

На острове групповые экскурсии организует Соловецкий музей-заповедник. А для индивидуальных экскурсий можно арендовать частный транспорт, принадлежащий местным жителям. Дороги на территории поселка Соловецкий – грунтовые, а за его пределами – обычные лесные, скорость передвижения по которым не очень высокая.

Из Москвы до Соловецкого архипелага можно добраться несколькими способами.

Одно из направлений следования — через город Архангельск самолетом из Шереметьево-1 до аэропортов Архангельска «Васьково» и «Талаги». Также можно выбрать путешествие по железной дороге, сев на поезд на Ярославском вокзале. В Архангельске нужно купить билеты на теплоход  в кассе Северного морского пароходства.

Другой вариант путешествие проходит через Кемь (республика Карелия)

Сев на поезд на Ленинградском вокзале направления Москва-Мурманск, следует выйти пораньше на станции Кемь. Далее автобусом до порта города Рабочеостровска, с которого ежедневно отправляется теплоход на Соловецкие острова.

Совет

Схожий маршрут проходит через город Беломорск, до которого можно доехать на поезде направления Москва-Мурманск. Выйти необходимо на одну станцию раньше, а дальше пересесть на комету или теплоход до островов.

Любителям путешествовать самостоятельно, на автомобиле,  располагающих временем и средствами, можно разнообразить маршрут и задержаться  по дороге на Петербург в Великом Новгороде и Вологде, Кириллове и Ферапонтово, Торжке и Валдае.

Историческая справка

Столь непростое путешествие на Соловецкий архипелаг — это уникальная возможность соприкоснуться с многовековой историей нашей страны.

Соловецкий монастырь возник на островах в 1420 — 1430-ые годы, был отстроен в камне Св. Филиппом (Колычевым), который считался одним из крупнейших землевладельцев допетровского времени.  Кроме статуса духовного покровителя всего Поморья монастырь был умелым хозяйственником, который создал на протяжении нескольких веков уникальные архитектурные и гидротехнические памятники.

Соловецкий архипелаг был мощной военной крепостью России на Севере, а также суровой государственной тюрьмой, куда ссылались непокорные воле государя православные иерархи, еретики, сектанты и политически неблагонадёжные граждане.

Во время советского периода  на территории монастыря был создан первый лагерь особого назначения (СЛОН).

В 1990 году Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь возобновил монашескую жизнь.

На Соловецком архипелаге расположены более тысячи археологических комплексов, история некоторых из них уходит во II-I тысячелетия до н.э (комплекс культовых и погребальных сооружений).

Постройки монастыря расположены на четырёх островах Соловецкого архипелага.

На Большом Соловецком острове возвышаются собственно монастырь,Вознесенский скит на Секирной горе, а также Исаковская, Макариевская и Филипповская пустыни.

Обратите внимание

На острове Большая Муксалма находится Сергиевский скит, на острове Анзер — Голгофо-Распятский скит, Елеазарова пустынь и Троицкий скит. На Большом Заяцком острове расположена Андреевская пустынь.

Территорию монастыря окружают стены высотой до 11 и толщиной до 6 метров с 8 башнями, сложенными из гигантских пятиметровых валунов.

Более 500 видов растений можно увидеть в уникальном Ботаническом саду Соловков. Удивительно, что в условиях крайнего Севера, в открытом грунте выращиваются растения средней широты и даже некоторые виды южных. До сих пор здесь цветут и плодоносят яблони, посаженные около 130 лет назад.

Туристический бизнес на Соловецких островах хорошо развит.

Гостиницы и отели Соловецкого архипелага с актуальными ценами на сезон 2014 года.

Гостиница СОЛОВКИ-ОТЕЛЬ ***. Адрес: ул. Заозерная, дом 26

Гостиница СОЛО. Адрес: ул. Ковалева, д. 8

Туристический комплекс «КОМПАНИЯ СОЛОВКИ». Адрес: аллея Варяжская, дом 1

Гостиница «Приют». Адрес: ул. Приморская, д.12

Гостевой дом «Зеленая деревня – Соловки». Адрес: ул. Сивко, д. 20

Общежитие «Петербургская гостиница». Адрес: набережная бухты Благополучия

Туристический комплекс «Причал». Адрес: аллея Варяжская

Гостиница «Соловецкая слобода». Адрес: ул. Заозерная,  д. 17А

На специально отведенной территории островов действует палаточный городок, а также много предложений аренды жилья от частных лиц.

Проголодавшихся туристов накормят в местных ресторанах:

Ресторан «ИЗБА» в гостинице «Соловки-Отель***». Адрес: ул. Заозерная, 26

Режим работы: с 1 июня по 1 сентября — с 8.00 до 24.00

Ресторан в гостинице «Соло». Адрес: ул. Ковалева, д. 8

Кафе «Трапезная» (туркомплекс «Компания Соловки»). Адрес: пос. Соловецкий, аллея Варяжская, д. 1.

Кафе (24 мест). Адрес: улица Ковалева,  дом 15

Собираясь на Соловки, продумайте багаж:

  • Июнь и август довольно прохладны, поэтому на Соловецких островах не обойтись без теплой одежды, особенно если предстоит морское путешествие.
  • Зонтик в дорогу брать не стоит, он не удобен. Лучше захватить с собой непромокаемую обувь и плащ.
  • Без удобной обуви никак не обойтись.
  • Женщинам для посещения храмов и скитов необходима длинная юбка и платок.
  • Не лишним будет взять с собой средство от комаров, так как летом много мошкары.
  • Страстным рыболовам пригодятся рыболовные снасти.

И еще несколько полезных советов:

Чтобы увидеть все основные достопримечательности Соловецкого комплекса, на пребывание здесь стоит выделить не менее 3-х дней.

Планируя поездку, нужно заложить несколько дней (1 или 2) на переменчивость погоды. Из-за штормов, туманов и сильного ветра сообщение с материком может прерваться.

Не стоит бояться заблудиться в поселке, так как он небольшой и любой местный житель с удовольствием укажет вам дорогу.

Источник: http://globusrossii.ru/regionyi/kareliya/solovki-nasledie-yunesko-solovetskiy-monastyir.html

Соловецкий монастырь

Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь. Более известен как Соловецкий монастырь. Расположен на Соловецких островах в Онежском заливе Белого моря. Музей – заповедник. Занесен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Со времен крещения Руси монастыри были оплотом благочестия, мудрости и просвещения. Соловецкий монастырь – одна из самых почитаемых православных святынь нынешней России. История его удивительна от самого основания и до сегодняшних дней.

История Соловецкого монастыря

Служители Бога – монахи отказывались от земных радостей и мирской суеты, скрывались от мира в обителях и пустошах, проводя время в молитве и служении. В 1429 году два православных монаха – Савватий и Герман отправились на лодке по Белому морю в поисках места для уединения.

Важно

Увидев Большой Соловецкий остров, Савватий и Герман выбрали именно его и, построив келью и возведя крест, прожили на нем шесть лет. Так возникла монашеская жизнь на Соловецких островах. Как-то Герману пришлось покинуть обитель, чтобы пополнить припасы продовольствия на материке и Савватий остался один на острове.

Предчувствуя близкое окончание своей земной жизни он, взяв лодку, с трудом добрался до селения Сорока у реки Выг, причастился Святых Тайн Христовых у встреченного им игумена Нафанаила, и вскоре после этого, в сентябре 1435 года преставился и был похоронен в этом же селении.

В Поморье игумен Герман повстречал преподобного Зосиму, и они вместе отправились в Соловецкую обитель. В 1436 году монахи прибыли в Соловки и у губы Сосновой (сейчас Савватиевский скит) построили первые кельи. Преподобные Герман и Зосима жили уединенно, время проводили в молитвах и трудах о хлебе насущном – занимались огородничеством.

 Вскоре к ним стали присоединяться иноки и миряне, желающие вести монашескую жизнь. После дивного видения сияющей золотыми куполами на востоке острова церкви, посетившего преподобного Зосиму, они возвели деревянный храм Преображения Господня с приделом Николая Чудотворца и Успенскую церковь.

Новгородская республика, владеющая Соловецкими островами вместе с новгородским архиепископом Ионой, в 1460-е годы пожаловали монашеской братии грамоту на вечное владение островами с правом брать десятину с охотников и рыболовов, промышляющих в этих местах. В дальнейшем московские государи подтверждали право монастыря на владение этими землями.

Количество послушников росло. Иноки сами обрабатывали огороды, рубили дрова, занимались солевым промыслом. Соль продавали приезжающим на остров людям, или меняли ее на хлеб. Преподобный Зосима дал монастырской братии Устав, в котором были прописаны правила общего жительства для иноков.

В 1452 году после нескольких присланных новгородским архиепископом настоятелей, не выдержавших суровых условий жизни, игуменом монастыря стал преподобный Зосима.

В 1465 году монашеская братия перенесла мощи святого Савватия из селения Сорока, где он был похоронен, в Соловецкую обитель и положила их в специально построенной для этого часовне за алтарем Успенской церкви.

В начале 1478 года Новгородская республика была полностью подчинена Московскому государю Ивану ІІІ Васильевичу.

Совет

Соловецкая обитель перешла под управление Москвы. Вскоре после этих событий 17 апреля 1478 года преподобный Зосима, отдав обители более 40 лет жизни, преставился и был похоронен за алтарем храма Преображения Господня. В этом же году положено начало созданию летописей и жизнеописаний святых и преподобных монахов Соловецкой обители. Преподобный Герман, будучи в очень преклонном возрасте, рассказал иеромонаху Досифею историю их с Зосимой жизни на острове с первых дней пребывания на нем. Инок Досифей записал эти воспоминания и спустя 25 лет они легли в основу известного описания жития Зосимы и Савватия Соловецких.

Преподобный Герман, отправившийся в 1479 году по монастырским делам в Новгород, мирно и тихо преставился на обратном пути, причастившись в монастыре святого Антония Римлянина. Из-за бездорожья его тело не смогли сразу перевезти в монастырь и похоронили в часовне деревни Ховроньиной. Только при игумене Исайе в 1484 году мощи преподобного Германа были доставлены в Соловки.

В 1547 году решением Духовного собора, созванного Московским Митрополитом Макарием, преподобные Савватий и Зосима были канонизированы. Святитель Филипп (в миру – боярский сын Федор Колычев) был настоятелем Соловецкого монастыря с 1548 года по 1566 год. Он много сделал для обустройства обители. Началось строительство монастырских зданий из камня.

Читайте также:  Псалом от болезней - православные иконы и молитвы

Благодаря щедрым дарам царя и богатых благодетелей новгородские зодчие Столыпа и Игнатий Салка вместе с монахами начали строительство первого храма из камня – соборной Успенской церкви с трапезной палатой. Возводились корпуса келий, постройки для хозяйственных нужд.

Развивалось монастырское  хозяйство – работали солеварни, мельницы, на острове Большая Муксалма появилась ферма, был начат железный промысел. Монахи проводили дни в молитвах и трудах. Их усилиями между многочисленными озерами протянулись каналы, были проложены дороги.

Святитель Филипп, несмотря на множество дел по благоустройству Соловецкой обители, много времени проводил в молитвах, уединяясь в одном из уголков острова, названном после Филипповской пустынью. При нем монастырь стал средоточием культуры и промышленности северного Поморья.

 

Вести о благочестии и успешной организаторской и хозяйственной деятельности святителя Филиппа достигли царя Ивана Грозного, который стал звать игумена Соловецкого в Москву, чтобы возвести его в сан Митрополита Московского и всея Руси.

В 1566 году, уступив просьбам царя, игумен Соловецкого монастыря Филипп прибыл в Москву для принятия сана, в котором пробыл три года. Митрополит Филипп был ярым противником опричнины. Поссорившись из-за этого с царем, он был лишен сана и отправлен в Отроч Успенский монастырь в Твери в ссылку. 23 декабря (5 января) 1569 года (1570 года) Малюта Скуратов убил святителя Филиппа.

С 1571 года Соловецкий монастырь – главный форпост на северных границах Московского царства, обороняющий его от набегов шведов и каянских немцев. В помощь монастырской братии царь Иоанн IV прислал военный гарнизон, взятый монастырем на полное обеспечение.

Обратите внимание

В 1581 году настоятелем монастыря стал Иаков – ученик святителя Филиппа. На его плечи легли заботы о дальнейшем благоустройстве обители и защите ее от неприятелей. В 1582 году началась постройка крепостной стены из камня вокруг монастыря, своими очертаниями напоминающей корабль.

Строительство завершилось в 1595 году, и с того времени Соловки стали самой неприступной крепостью на всем Русском Севере.

8 августа 1591 года по просьбе игумена Иакова и с согласия государя Федора Ивановича, мощи святителя Соловецкого Филиппа были перенесены из Тверского Отроч Успенского монастыря в Соловецкую обитель.

Согласно завещанию святителя, его мощи были положены под паперть церкви во имя чудотворцев Савватия и Зосимы.

В 1614 году игуменом Соловецкой обители стал святой Иринарх. При нем в 1615 году построено каменное двухэтажное здание у Корожной башни, в котором на первом этаже располагались жилища дьячков и помещения больницы, на втором этаже были иконописная и обувная палаты.

В 1620 году царь Михаил Федорович, первый из рода Романовых, дал монастырю льготу на 5 лет, освободил от уплаты соляной пошлины в связи с разорением после частых нападений шведов и продолжающимся строительством монастырских зданий, пожаловал новые угодья и дорогую церковную утварь.

В истории Соловецкого монастыря были и тяжелые времена. Таким стало «Соловецкое сидение» (1668 – 1676 года). Причиной противостояния монахов и государя послужили церковные реформы патриарха Никона.

Послушники обители стоически оборонялись, крепость была неприступна, но в 1676 году из-за предательства одного из монахов царские войска вошли в нее и почти всех иноков – бунтарей казнили. Только после посещения обители Петром І в 1694 и 1702 годах негласная опала закончилась.

К Соловецкой обители были приписаны несколько других монастырей и ей были пожалованы новые земли.  

В 1765 году Соловецкий монастырь соизволением императрицы Екатерины ІІ и по грамоте Святейшего Синода получил статус ставропигиального, т. е. напрямую подчиненного Святейшему Синоду.

Важно

В 1854 году англо-французская эскадра попыталась атаковать монастырь с моря, но стены древней крепости выдержали натиск, и эскадре пришлось уйти ни с чем. Сменялись цари, митрополиты, игумены, а монастырь все так же принимал новых послушников, проводил службы, строил храмы и часовни.

В 1859 году для увеличивающегося числа паломников был построен собор во имя Святой Троицы, в котором хранились мощи святых Савватия и Зосимы. Значение Соловецкого монастыря для развития северных окраин России бесценно. Многие его подвижники просвещали евангельским словом жителей крайнего Севера – саамов.

Самый известный проповедник христианства – блаженный Феодорит Кольский привел к христианству тысячи саамов. Трудами соловецких монахов русский Север из языческого края превратился в православный. Начиная с XVI века, монастырь был крупнейшим культурным центром крайнего Севера – в его библиотеках создавались, переписывались и хранились рукописные книги.

В монастырской ризнице сберегалось множество старинных икон и произведений сакрального искусства, многие из которых были подарены монастырю царями и патриархами. В оружейной палате монастыря хранилась коллекция старинного оружия, а церковные постройки вошли в мировую сокровищницу как уникальные творения деревянного и каменного зодчества.

Соловецкий монастырь играл огромную роль и в экономическом развитии Поморья. В вотчинах, пожалованных государями Российскими в разное время и простиравшихся до Онежского озера, добывалась железная руда, слюда, жемчуг, велся рыболовецкий и пушной промысел. На полную мощность работали многочисленные солеварни – монастырь был крупнейшим поставщиком соли в города России.

К началу ХХ века монастырь владел 10 скитами и пустынями, 17 храмами и 30 часовнями. В обители находились: училище для детей поморов, богословское училище, метео-, радио- и гидроэлектростанции, ботанический сад. После революционных событий 1917 года большевики поставили православие вне закона.

В 1920 году Соловецкая обитель была закрыта, а многие культурные ценности и запасы продовольствия конфискованы. Около 60 монахов остались в монастыре в качестве вольнонаемных рабочих. Богослужения проводились в расположенной на монастырском кладбище церкви Онуфрия Великого.

В 1923 году после создания в монастыре Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН), оставшиеся монахи были выселены с территории обители, а службы запрещены. В 1937 году СЛОН трансформировали в Соловецкую тюрьму особого назначения (СТОН), которая в 1939 году была расформирована.

Совет

На Соловки ссылали монахов, иерархов и православных священников, а также творческую интеллигенцию, белогвардейцев, а с 1930 года – раскулаченных крестьян из России, Украины, Белоруссии. С 1942 года по 1945 год в монастыре размещалось отделение Соловецкой школы юнг. С 1961 года началась реставрация монастырских зданий.

В 1967 году ему был присвоен статус музея – заповедника, реорганизованного в Государственный историко-архитектурный и природный музей – заповедник в 1974 году. Этот статус монастырь не утратил и после возрождения монашеской общины.

Церковный приход был создан в декабре 1988, а в 1990 году с благословения Священного Синода Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь вновь открылся. Наместником стал игумен Герман (Чеботарь). И осенью того же года в монастырь пришли первые послушники. В 1992 году из Петербурга в обитель перенесли мощи Соловецких святых Савватия, Зосимы и Германа. 22 августа стало днем памяти Соловецких Святых. В 1995 году монастырю вернули историческое название «Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь».

Памятники архитектуры обители

Ансамбль древнего зодчества Соловецкого монастыря включает в себя храмы, часовни, жилые здания и хозяйственные постройки. Вся территория окружена массивной пятиугольной каменной стеной, в которой устроены семь ворот и восемь башен.

За многовековую историю на территории Соловецкой обители были возведены уникальные по своему архитектурному стилю церковные строения: в 1552–1557 годах – Успенский Собор, в 1558–1566 годах – Собор Преображения Господня, в 1582 году – каменная церковь святителя Николая Чудотворца, в 1596–1601 годах – церковь Благовещения Господня, в начале XVII века заработала водяная мельница. В 1615 году приняли послушников каменные палаты. В 1777–1778 годах построена каменная колокольня и больничная церковь святителя Филиппа, в 1834 году – Николаевская, а в 1856–1859 годах – Троицкая церковь.

Святыни и Поклонные кресты обители

Отдавая дань 500-летней истории Соловецкой обители, монастырская братия воздвигла Поклонные кресты на местах разрушенных христианских святынь. Всего за период с конца ХХ века до начала ХХІ века установлено более 20 Поклонных крестов. На месте разрушенной в лагерные годы часовни Антония и Феодосия поставлен Поклонный крест, вырезанный иноком Диодором.

На месте православного креста, установленного еще до революции 1917 года и служившего своеобразным  маяком, был установлен 8-метровый крест. В 2002 году установили памятный крест на месте Варваринской часовни, разрушенной в 1930-е годы. Самые известные и почитаемые святыни – мощи святых Савватия, Зосимы и Германа, хранящиеся в обители в украшенных каменьями раках.

В монастыре хранится икона с частичкой мощей святого Иннокентия, Московского Митрополита, просветителя Сибири. В церкви святителя Филиппа покоятся мощи священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского, а в церкви Вознесения Христова – мощи преподобного Иова, основавшего Голгофо-Распятский скит на острове Анзер.

Обратите внимание

В августе 2011 года Святейшим Патриархом Алексием ІІ Соловецкому монастырю были переданы в дар священные реликвии – ковчег с частичкой мощей святителя Филиппа и каменное возглавие, принадлежавшее святому старцу.

Соловецкая обитель, в прошлом оплот христианства на Севере России, сейчас – одна из самых великих православных святынь, несущая свет Божьей благодати, христианского благочестия и мудрости тысячам паломников, ежегодно посещающим святой остров.

Как добраться до монастыря

  • Приезжать на Соловки лучше с 1 июня по 30 сентября, в период открытой навигация, в это время можно добираться до монастыря по морю на катере от железнодорожной станции Кемь. В этот период может быть организовано посещение Соловецкого монастыря в составе туристических и паломнических групп, а также индивидуально.
  • Круглый год на Соловки можно добраться из аэропортов Васьково и Талаги по авиалинии Архангельск – Соловки, при этом необходимо учитывать, что рейсы могут быть задержаны на сутки и более по погодным условиям.

Источник: http://www.BankGorodov.ru/sight/soloveckii-monastir

Соловецкий монастырь

Монастырь ведёт свою летопись от первой трети XV столетия, а его грандиозные каменные постройки относятся ко времени игуменства будущего митрополита Московского Филиппа (Колычёва).

Скиты, церкиви и часовни, поклонные кресты Спасо-Преображенского мужского монастыря расположены на четырёх больших островах Соловецкого Беломорского архипелага — Большом, Анзерском, Большой Муксалма и Заяцком.

Монастырь числится в церковных реестрах как ставропигиальный, иначе говоря, находящийся под непосредственным управлением Патриарха РПЦ.

Здания монастыря размещены на Большом Соловецком острове (главный архитектурный ансамбль примыкает вплотную к бухте Благополучия) и трёх других крупных островах архипелага.

Зодчий Трифон окружил обитель высокими (от восьми до одиннадцати метров) каменными стенами. Пять прясел (прямых участков стены) общей протяжённостью 1084 м, укреплены восемью мощными башнями, имеют семь ворот с разных сторон крепости.

Все укрепления были отстроены здесь за одно десятилетие, начиная с 1584 г. Размеры валунов, из которых выполнена кладка, достигают 5 м в диаметре.

Про непосредственно крепость, окружающую монастырь, ее башни и другие составляющие у нас есть отдельное описание.

Важно

Среди землевладений допетровской Руси обитель располагала одним из значительнейших наделов. С 1669 г.

на протяжении семи лет монахи обители благодаря крепости неприступных стен держали осаду против посланных «тишайшим» царём Алексеем Михайловичем войск.

Причиной вооружённого противостояния послужило активное сопротивление братии непродуманным изменениям в церковных древнерусских уложениях, на которых настаивал патриарх Никона.

Советский период отмечен мрачным лагерным наследием. Именно здесь, на Соловках, была построена первая в СССР репрессивная система СЛОН (расшифровывается как Соловецкий лагерь особого назначения). Братские корпуса и храмы приходили в запустение, варварски разрушались.

Восстановление Соловков в качестве центра духовной иноческой жизни произошло на закате СССР. Монахи и послушники вновь начали обживать монастырь 25 октября 1990 года.

Архитектурные памятники, в том числе и храмовые постройки Соловецкого монастыря, переданные РПЦ, сохраняют своё музейное значение. В 1992 году по решению ЮНЕСКО Музей-заповедник был причислен к списку охраняемых объектов Всемирного наследия.

Тремя годами позже непреходящая культурно-историческая значимость Соловецкого архитектурно-природного комплекса была отмечена включением в Государственный свод ценнейших объектов культурного наследия РФ.

Церковные здания, монастырские сооружения, многие из которых объединены крытыми переходами, соседствуют с жилыми корпусами и хозяйственными постройками. Особое значение имеют сохранившиеся до наших дней в первозданном виде:

  • наиболее ранний по времени постройки Успенский собор (возведён за 5 лет, начиная с 1552 г.), трёхглавый,с вместительной братской трапезной (475 кв.м.), палатами келаря;
  • пятиглавый двухстолпный Преображенский собор, строительство которого началось в 1558 г. и продолжалось 8 лет;
  • Благовещенская Церковь (строилась с 1596 по 1601 годы),
  • белокаменные палаты (1615 года постройки),
  • мельничный комплекс начала XVII века,
  • высокая стройная колокольня екатерининского времени,
  • храм святителя Николая Мирликийского (первая треть XIX века),
  • церковь Святой Живоначальной Троицы, построенная в середине XIX века.
Читайте также:  Крестины мальчика, правила, что нужно, как проходит, обязанности крёстных

Наиболее известный из игуменов обители Филипп (в миру Фёдор Колычёв) отстроил оба собора как фортификационные оплоты приграничного форпоста Руси. Они имеют аскетичный суровый облик, сходный с архитектурой крепостных сооружений.

Толщина пирамидальных, немного сужающихся кверху стен Переображенского собора достигает в нижней части 5 м. Такое фундаментальное их обустройство призвано было обеспечить рикошет пушечных ядер при обстреле неприятелем.

Угловые приделы храма внешним видом мало отличаются от башен военной крепости.

Внутренняя архитектура собора имеет неповторимые особенности: верхние, опирающиеся на сводчатое основание, приделы соединены галереями и увенчаны угловыми главами. Историк архитектуры М. А.

Совет

Ильин предполагает имевшее некогда место шатровое завершение и относит весь комплекс к «башенно-шатровым» сооружениям» времён Иоанна Грозного. Специалист-искусствовед А. Л.

Баталов считает, что в плане собора Преображения Господня воплощена любимая царём Иоанном идея объединённых под единым кровом многих престолов, ярко проявившаяся при строительстве собора Василия Блаженного у стен московского Кремля.

История Соловецкого монастыря

Начало обители положено в 1436 году двумя иноками Зосимой и Германом. На крупных островах архипелага, принадлежавших вечевой Новгородской республике, и ранее проживали пришлые монахи, так, тот же Соловецкий подвигоположник Герман и спутник его Савватий поселились здесь семью годами ранее, в 1429 году.

Монастырь пребывал долгое время под омофором архиепископа Новгорода Великого, а в марте 1682 года отошёл к новоучреждённой епархии с центром в Холмогорах.

В 1548 году монастырской братией был избран в игумены инок Филипп (Колычёв), позже он был утверждён в настоятельской должности и новгородским владыкой Феодосием. С этого момента начинается время процветания прежде скромной обители.

Жертвования самого государя, иных состоятельных благотворителей, московских вельмож помогли отстроить два главных собора, в честь двунадесятых церковных праздников, празднуемых в августе месяце — Успения Богородицы и Преображения Господня.

В последнем были упокоены обретенные мощи монастырских подвигоположников, святых Зосимы и Савватия. Государь пожаловал обители право беспошлинно торговать солью, что значительно упрочило её финансовое положение. Хозяйственный талант настоятеля способствовал масштабной промышленной деятельности.

Были вырыты каналы между внутренними озёрами острова, на них поставили мельницы. Росло число хозяйственных построек, увеличивался арсенал хозяйственного инвентаря. Монастырь распространял не только своё духовное, культурное, но и ремесленно-практическое влияние на жизнь северного Поморья.

Обратите внимание

Росло количество варниц для производства соли, был основан новый для Корельского края оружейный завод, занимавшийся производством железа.

Праведная жизнь настоятеля Филиппа возвысила его в глазах Иоанна Грозного. Эта слава приблизила расставание с обителью: по царскому вызову игумен отбыл в Москву, чтобы занять вдовствующую митрополичью кафедру.

Здесь же, в Анзерском Свято-Троицком скиту обители, в тридцатилетнем возрасте принял монашеский постриг виновник будущий церковной смуты и раскола патриарх Никон. Старец скита, впоследствии прославленный Церковью как преподобный Елеазар Анзерский, назначил монаху послушание — совершение чередных церковных служб, а также ведение хозяйственной части.

В 1639 между иноком и старцем произошёл конфликт, и нераскаявшийся Никон удалился из скита в Кожеозерскую обитель. Реформы богослужебных книг и русских церковных обычаев, затеянные по наущению «тишайшего» царя патриархом Никоном, монастырский собор назвал ересью.

Так называемое Соловецкое сидение, когда непокорные монахи были осаждены правительственными войсками, продолжалось с 1668 долгих семь лет, и только ценой измены одного из осаждаемых крепостные двери были открыты, братия подверглась беспощадному избиению. Почти все насельники были умерщвлены. В Синодальный период (1765) монастырь получает статус ставропигиального.

Продолжается развитее ремёсел: солеварения, кузнечного дела, разведения рыбы, пушного промысла, овощеводства. Игумен Иринарх, правивший с 1613 по 1626 годы, привёл хозяйство в состояние наивысшего расцвета. Равно как в Кеми (вспомним «Кемску волость»), здесь стоял приграничный гарнизон, укреплённый собственными пушками.

Такой арсенал был отнюдь не лишним: шведы совершали безуспешные военные походы в направлении Соловецкого архипелага трижды, сперва в 1571 году, затем, после тщательной подготовки, спустя 11 и ещё через 19 лет.

Надо сказать, что только в последнем случае, в 1611 году, захватчиков встречали надёжные крепостные стены в сегодняшнем их виде, первые два нашествия были отбиты храбростью и мужеством защитников архипелага. В 1854 году прочность Соловецких стен испробовали надменные бритты.

Важно

Паровые фрегаты под флагом британской короны «Бриск» и «Миранда», каждый из которых имел на борту 60 мощных орудий, в течении девяти часов продолжали беспрерывный обстрел монастырских укреплений и построек, однако не приведшую к образованию заметных выбоин в мощных крепостных стенах.

Приблизиться вплотную к обители, чтобы продолжить расстрел в упор, незадачливые англосаксы побоялись, видя опасно изрезанный рельеф дна отделявшей корабли от монастыря бухты Благополучия. Продолжить движение, имея в тылу не уничтоженный шквальным огнём артиллерии неприятельский форпост, британские тактики попросту не могли.

В итоге монастырь с относительно небольшим гарнизоном обратил вспять столь гордо начинавшееся вторжение англичан в северные русские земли. Само монашеское население к XVII веку насчитывало до 350 иноков, здесь же проживало вдвое больше послушников и монастырских крестьян. Пётр I, посетив Соловки, повелел приписать к обители несколько меньших монастырей, в том числе подмосковную Краснохолмскую пустынь. Не только военное, но и просветительское значение монастыря было неоспоримым. Имелась здесь богатая библиотека, а к XX «электрическому» веку прогрессивные монахи отстроили собственную гидроэлектростанцию.

Тёмные страницы истории Соловецких застенков отнюдь не были впервые написаны сталинским режимом, церковная и даже политическая тюрьма существовала здесь с XVI до самого начала XX века. Камеры были расположены в крепостных башнях и внутри стен, каждая имела узкое оконце высотой 1 м, по форме представляла собой тесный усечённый конус 3×2×2 м.

Со времён Грозного только до 1883 года эти застенки прошли более пятисот узников. Здесь находились в заключении сподвижник Петра I, руководитель Тайной канцелярии П. А. Толстой; русский дипломат князь В. Л. Долгоруков; кошевой атаман, ратовавший за старые обычаи Запорожской Сечи, П. И. Калнышевский; ссыльный декабрист Ф. П.

Шаховской и сочувствовавшие восстанию на Сенатской петербургские студенты. Последние «светские» узники покинули местные казематов в 1883 году, однако караул, в ожидании новых «поступлений» продолжал несение службы до 1886 года.

Тюрьма перестала существовать как место заключения политических оппонентов правительства, но практика заточения церковных отступников на Соловках продолжалась.

По приказу ревностного «борца с контрреволюцией» (позже, в 30-е годы также расстрелянного в ходе массовых репрессий), основателя советских концлагерей М. С.

Совет

Кедрова, в 1920 году обитель была бесповоротно ликвидирована, произошла государственная реквизиция всех сколько-нибудь значимых культурных ценностей, отняты были и монастырские продовольственные запасов.

На «освободившейся» территории организовали концентрационный лагерь со штатом конвойных в 350 человек (больше, по-видимому, не могли вместить относительно комфортабельные братские корпуса). Первоначально сосланные сюда заключенные выполняли принудительные работы, режим был относительно свободным.

Реорганизация закрытой Соловецкой зоны в 1923 году в лагерь особого назначения для политических заключённых (СЛОН)сопровождалась ужесточением порядка содержания. В 1937 расстрельном году на месте лагеря была образована ещё более жестокая в плане обращения с узниками тюрьма (СТОН), просуществовавшая два года.

Три последних года Великой Отечественной войны в монастырских корпусах располагалась Соловецкая школа юнг.

Музей-заповедник на главном острове архипелага начинает свою историю в 1967 году. Позже в его наименование включается уточнение, охватывающее весь комплекс памятников архипелага: «историко-архитектурный и природный», соответственно новому значению происходит его управленческая реорганизация.

Действующий церковный приход, настоятелем которого стал иеромонах Германа (Чеботарь) создаётся здесь на исходе года тысячелетия крещения Руси.

Через полгода освящается поновленная часовня во имя святителя Филиппа. В 1990 году решением Синода от 25 октября было благословлено возрождение иноческой жизни монастыря под патронатом Патриарха.

Тою же осенью возрождённая обитель приняла первых насельников.

Архимандрит Иосиф(Братищев)управляет обителью с конца зимы 1992 года.

Летом того же года, начиная с праздника Переображения Господня, в три дня совершается перенесение мощей Соловецких подвигоположников, Зосимы, Германа и Савватия из Петербурга на место монашеского служения.

Обратите внимание

Торжества и праздничные богослужения прошли при участии Святейшего Патриарха Алексия II. С этого времени ежегодно в день 22 августа по новому стилю Церковь постановила праздновать «в числах» непереходящий Собор Соловецких святых.

Источник: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/solovki/temples/25782

Святыни Соловецкого монастыря: 20 лет с преподобными

Главная святыня Соловецкой обители – честные мощи ее основателей – преподобных Зосимы, Савватия и Германа. В августе 2012 г.

празднуется 20-летие возвращения честных мощей основателей Соловецкого монастыря – преподобных Зосимы, Савватия и Германа – из Санкт-Петербурга на Соловки.

Они почивают в храме во имя святителя Филиппа (летом – в Спасо-Преображенском соборе) обители.

После закрытия монастыря советской властью и создания Соловецкого лагеря честные мощи Зосимы, Савватия и Германа были изъяты и помещены в историко-археологическое отделение музея Соловецкого общества краеведения, располагавшегося в Благовещенской надвратной церкви.

После ликвидации концлагеря вместе с другими святынями обители они поступили в Центральный антирелигиозный музей в Москве, а после его упразднения (1946 г.) переданы в Ленинградский государственный музей истории, религии и атеизма, размещавшийся в Казанском соборе. В июне 1990 г.

святые мощи преподобных были переданы Русской Православной Церкви и до августа 1992 г. почивали в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры. Затем святые мощи Соловецких чудотворцев были доставлены на Соловки.

Торжества по возвращению преподобных в основанную ими обитель возглавил Святейший Патриарх Алексий II.

Раки с мощами преподобных Зосимы, Савватия, Германа и священномученика Петра

Важно

22 августа 1992 г. Патриарх освятил надвратную церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, после чего в ней были помещены честные мощи преподобых. Ныне бомльшую часть года они находятся в Филипповской церкви. В обители празднуется первое перенесение мощей преподобных Зосимы и Савватия 8/21 августа 1566 г., второе перенесение мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа – 22 августа 1992 г.

Рядом с мощами преподобных в отдельной раке хранится честная глава священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского.

Крест преподобного Савватия

Каменный келейный крест преподобного Савватия Соловецкого был обретен святителем Филиппом, митрополитом Московским, в бытность его соловецким игуменом, о чем свидетельствует надпись на оборотной стороне святыни: «лета 7064-го (1556 г. – Ред.) взысканием и потружением игумена Филиппа».

После упразднения монастыря крест стал экспонатом музея, созданного в 1920-е гг. при концлагере. В 1939 г. он вывезен в Москву, где хранился в музее-усадьбе Коломенское. В 1993 г. святыня возвращена в Соловецкий монастырь. Древняя икона преподобных Савватия и Германа была обретена в надвратной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в августе 1992 г.

незадолго до возвращения в обитель святых мощей ее основателей. На галерее у самого входа в храм находилась массивная дверь, изрезанная надписями и даже имевшая ходок для кошки. Приводя ее в порядок, одна трудница заметила, что из-под облупившейся краски проглядывает живопись. Об этом доложили игумену, дверь была снята и передана реставраторам.

Они-то и расчистили большую монастырскую икону: после удаления краски глазам присутствовавших открылся образ преподобных Савватия и Германа, запечатленных в момент, когда, только прибыв на Соловецкий остров, они устанавливают Поклонный крест. Ныне эта икона находится в Благовещенской церкви слева от входа.

Ковчег с частицей мощей святителя Филиппа был передан Соловецкой обители в августе 2001 г. Святейшим Патриархом Алексием II. Как известно, святитель Филипп окончил свои дни в Тверском Отрочем монастыре. В 1591 г.

по ходатайству игумена Иакова сын Иоанна Грозного, царь Федор Иоаннович, разрешил перенести мощи святителя Филиппа в Соловецкий монастырь, где они были погребены под папертью церкви преподобных Зосимы и Савватия, а в 1646 г. поставлены в раке в Спасо-Преображенском соборе. В 1652 г.

Совет

мощи святителя по повелению царя Алексея Михайловича перенесены в Москву и с тех пор почивают у южных врат соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы Московского Кремля. В утешение братии была оставлена частица мощей соловецкого игумена, которая пребывала в монастыре до его закрытия в 1920 г. В начале XXI столетия  святыня вернулась в обитель.

С 2008 г. в храме святителя Филиппа находится ковчег с мощами святителя Маркелла, архиепископа Вологодского и Белозерского (с 1640 по 1645 гг. – игумена Соловецкого монастыря). Священные останки святителя Маркелла, пролежавшие в земле 340 лет, были обретены в 2003 г. под спудом в храме во имя преподобного Германа.

Работы производились археологической экспедицией Соловецкого музея-заповедника под руководством кандидата исторических наук В.А. Бурова. Святой был похоронен в архиепископском облачении с расшитой золототканой митрой на голове. Сохранились остатки фелони из золотой парчи и золототканого омофора. На груди святителя лежала панагия, выполненная из двух тонких липовых пластин с ажурной резьбой.

Чтимые святыни монастыря: две иконы-ковчега, где хранятся частицы святых мощей 37 святых: Крестителя Господня Иоанна, евангелистов Матфея, Марка, Луки, Святителя Николая Чудотворца, святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, святителя Спиридона Тримифунтского, великомученика Георгия Победоносца, великомученика и целителя Пантелеимона, великомученика Прокопия, священномученика Киприана и мученицы Иустины, мучениц Феодосии и Анастасии и других святых; частицы мощей святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси; икона святителя Иннокентия, митрополита Московского, апостола Сибири, с частицей мощей, преподнесенная в дар обители в 1997 г. Святейшим Патриархом Алексием II.

Другие статьи на эту тему:

Источник: http://www.ebftour.ru/articles.htm?id=8400

Ссылка на основную публикацию