Софийский кафедральный собор вологды: адрес, расписание богослужений, история

Достопримечательности и святыни Софийского собора в Вологде

Ходят про Вологду разные истории, особенно про Ивана Грозного и его страхи в отношении дурных знаков.

Даже если никогда и не падала ему на голову штукатурка при строительстве Софийского собора, который он сам и заказал сотворить, на самое древнее каменное сооружение города стоит глянуть.

Ну хотя бы, чтобы проверить, правда ли купол звонницы Вологодского собора напоминает профиль Грозного, и убедиться, что у царя были свои причуды при выборе места для алтаря.

Контакты

  • Адрес Софийского собора: Вологда, ул. Сергея Орлова, 15.
  • Телефон для справок: 8 (817) 272-25-11.

Не так велика Вологда, чтобы топать на остановку и настраиваться ехать городским транспортом, да и что-то интересное из достопримечательностей можно проглядеть.

  • Так что вариант 1 – идти пешком, собор в центре города, и все дороги в Вологде, как в старину, ведут к центральной площади.
  • Вариант 2. Троллейбусом № 4. Этот вариант подойдет, если ехать со стороны вокзала. Выходить на ост. «Проспект Победы», откуда купола сразу заметны.
  • Вариант 3. Автобусом. Недалеко от собора остановки «Проспект победы», «Торговая площадь» и «Ленинградская». Ищите автобусы с номерами 4, 7, 8, 11, 14, 16, 22, 27, 28, 29, 30, 32, 37, 37Э, 38, 42.

Посещение Софийского собора

  1. Можно сказать, что визит в собор предскажет погода. Будет она хорошей и не сырой – будет вам экскурсия, будет, наоборот, пасмурной и ненастной – открытые двери Софийского собора вам не светят. Видимо, так берегут старинные фрески внутри.
  2. Кроме того, у собора есть выходные дни: это понедельник и вторник.

  3. А вот со среды по воскресенье режим работы собора 10:00–17:00.
  4. За вход в собор придется заплатить 200 руб. (он наполовину действующий). Если повезет с экскурсией (ее проводят трижды в день), можно услышать, что такого особенного в интерьере и почему его так берегут.

  5. Расписанные фресками своды, стены, старинный иконостас – можно просто походить по собору, как по музею. Естественно, ничего не трогая руками.
  6. Отдельного внимания достойна колокольня Софийского собора в Вологде. Она принимает гостей в теплый период года, начиная с мая и заканчивая сентябрем, в том же режиме работы, что и сам собор.

    Это значит, что в первые два дня недели колокольня выходная.

  7. И билет за подъем по деревянным ступенькам тоже платный (дешевле пенсионерам и студентам). Зато путь наверх не скучный: по дороге попадутся колокола, которые, к сожалению, не толкнешь (их охраняет решетка), а также старинные снимки, изображающие хронологию звонницы и собора.

    Вид с колокольни перекроет любые недовольства: как на блюдечке, вся Вологда с окрестностями, да еще и купола Софийского собора почти рукой достать!

Расписание богослужений

Постоянного графика богослужений в Вологодском соборе не существует. Попасть на службу внутрь можно только при условии, что совпадет время года (теплые весна и лето) и значительный церковный праздник. Тогда в Софийском соборе служат утреннюю службу, в 9:30, которой предшествует ночное бдение.

Интересные факты о соборе

  • Своим отъездом из Вологды Иван Грозный оттянул окончание строительства на 17 лет.
  • Колокольня выше собора на 19,5 м. Правда, она может взять только ростом: собор ее старше. Нынешняя колокольня взамен деревянной возведена была в XIX в. Колокола на ней, кстати, не все русского отлива и почти все старше самой звонницы.
  • Фрески собора писались с середины XVII в., а в XIX в. даже были переписаны коллективом иконописцев из Ярославля. Пара мастеров не справилась бы, фрески занимают примерно 5000 кв. м.
  • С XVI в. собор стал приютом для останков архиереев. Несмотря на разрушения интерьера после 1924 г., склепы и таблички восстановили, и обновленный некрополь у стен собора можно опять изучать. Сегодня там лежат 11 архиереев, первый из которых умер в 1587 г, а последний – в 1802 г.
  • В соборе установлен деревянный иконостас в пять ярусов (начало XVIII в.), 45 икон для которого написал польский художник Максим Искрицкий. Иконы нижнего ряда – в основном, копии тех, что украшали два предыдущих иконостаса собора. Настоящие образа находятся в музее Вологодского кремля.
  • За 400 лет Вологодский собор не раз менял обличье: это были то купола, то покрытие, то иконостас, то колокольня, то крыльцо, то притворы, то окна, то цвет.
  • В 1929 г. в соборе выставлялся маятник Фуко.

Фото Софийского собора (Вологда)

  • Нынешний облик собора – результат многолетних реставрационных работ, которым предшествовали долгие часы исследований.
  • На звоннице могут даже дать «поколоколить». Обязательно попробуйте и расспросите, почему колокол зовут «Малая Лебедь».
  • Немудрено, что с таким обилием работы на стенах и на сводах фрески заказывали целым артелям художников!
  • В 11 склепах покоятся архиереи. Теперь захоронения одинаковые, а раньше были один пышнее другого.

Софийский собор в Вологде — видео

В этом видео вы сможете увидеть Софийский собор внутри и полюбоваться его красотой. Приятного просмотра!

Аккуратный храм-музей – иначе и не скажешь о Вологодском Софиевском соборе. Ходи себе с экскурсией, слушай об Иване Грозном, архиереях, истории икон… для религиозного здания суховато как-то. Впрочем, можно звуков добавить, там, на колокольне. Но, может, есть секреты, куда смотреть, или вы знаете другие особенности этого собора? Смело рассказывайте в комментариях!

Источник: https://www.lifejourney.club/evropa/russia/religion/tserkvi-xramy-sobory/sofijski-v-vologde.html

Софийский собор Вологда

Вологодский Воскресенский собор — памятник архитектуры федерального значения, располагается в архиерейском дворе и входит в архитектурный ансамбль Вологодского кремля. Собор изначально создавался в качестве «теплого», то есть предназначенного для богослужений в зимнее время.

Первый раз Воскресенский собор построили в середине XVIII века, но признав его недостаточную надежность, быстро разобрали. Сохранившийся каменный храм построен к 1776 году. При его возведении активно использовался камень одной из кремлевских башен, на месте которой и шло масштабное строительство. В итоге получился внушительных размеров двухэтажный пятикупольный собор.

Во времена Александра I в. соборе оформлен ампирный вход, а многочисленные колонны в итальянском стиле были предусмотрены проектом практически с самого начала. При этом создание парадного входа стало единственной доработкой здания за долгие годы его существования, поэтому ему удалось сохранить свой первозданный вид.

Главный алтарь Воскресенского собора, © Алексей Сорокин

Архитектура собора

Собор представляет собой здание высотой в 2 этажа, овальной формы с пятью главами. Внутри здание оборудовано трапезной, четырьмя приделами (по два с каждой стороны). Собор увенчан куполом с овальными окнами. Вокруг купола располагаются двухъярусные восьмиугольные башенки.

Фасады собора украшены тосканскими колоннами и пилястрами. Традиционный русский северный стиль проглядывается в фигурных наличниках на окнах. Парадных вход обрамлен в стиле ампир.

В действующем музее-заповеднике существует деревянный макет собора, имеющий существенные отличия от оригинального исполнения, что говорит об отходе строителей от первоначального плана. Реализованный проект отличается архитектурной простотой и прямолинейностью форм.

Обратите внимание

Эксперты отмечают, что облик объекта не соответствует представлениям о классическом барокко. Высказываются предположения, что работы по строительству собора велись под руководством одного из петербургских архитекторов.

Внутренний интерьер собора был практически полностью переработан в XIX веке.

Вид с колокольни собора на площадь, © Денис Комаров

Как добраться до Воскресенского собора в Вологде

Воскресенский собор находится в сердце исторической части города — на территории вологодского кремля, напротив церкви Александра Невского, расположенной на берегу Вологды. Окрестности собора насыщены достопримечательностями, скверами и площадями. Примерно на одном расстоянии (400–500 метров) находятся 2 остановки общественного транспорта:

  • Остановка «Ленинградская»: автобусы № 7, 8, 11, 16, 22, 27, 29, 32, 37, 37э, 42.
  • Остановка «Центр (Торговая площадь)»: автобусы № 7, 8, 11, 14, 16, 22, 27, 28, 29, 30, 32, 37э, 42.

От ж/д вокзала и автовокзала

Железнодорожный вокзал «Вологда-1» и автовокзал Вологды находятся в 17–20 минутах езды. До остановки «Центр (Торговая площадь)» от ж/д вокзала можно доехать на автобусах № 28 и 30. Путь пешком займет не намного больше времени — около 20–25 минут.

Источник: https://rostovhramvrs.ru/sofijskij-sobor-vologda/

Софийский собор в Вологде

Адрес: улица Сергея Орлова, 15, Вологда, Россия. Телефон: +7 (817) 272-22-83. Режим работы: с 10:00 до 17:00, понедельник и вторник – выходные. Как добраться: любым городским транспортом, идущим до остановки “Улица Ленинградская”.

Еще во времена Ивана Грозного в Вологде было построено крупное сооружение, ставшее Софийским собором. Оно служило людям в качестве православного храма, но сегодня является музеем.

Впрочем, здесь отлично сохранились иконостас и разные фрески, созданные много веков назад.

История Софийского собора

По некоторым данным, Иван Грозный хотел иметь в Вологде образец Успенского собора, находившегося в Москве. Он лично наблюдал за строительными работами, много времени проводил в городе. Основное строительство закончилось в 1570 г., но тогда царь уехал из Вологды и собор был заброшен. Лишь спустя 17 лет его начали доделывать.

После Смуты в XVII столетии здание было разгромлено, крыша и главы сгорели.
Уже в 1612 г. храмовый комплекс отреставрировали и вновь освятили. Сделали это в честь Софии Премудрости Божией Слова, поскольку ее олицетворяли с мудростью Бога. Такое посвящение являлось традиционным еще со времен Византии. Во многих городах мира были Софийские соборы.

Возможно, таким образом хотели продемонстрировать некую независимость Вологды от Великого Новгорода.

Архитектурные особенности

Софийский собор в Вологде имеет вид прямоугольника с шестью столпами и пятью главами. Каждая из них накрыта серебристым куполом. Колокольня имеет высоту больше 75 м, что делает ее высочайшим зданием в местной епархии.

Что касается внутреннего устройства, то храм разделен на 3 нефа с помощью столпов, имеющих крестчатую форму. Главы с крестовыми сводами дают упор на подпружные арки, находящиеся между столпами. Освещение обеспечивается окнами, расположенными в два яруса.

Все они практически одинаковы по ширине, отличаются лишь высотой.

Находящиеся на верхнем ярусе окошки установлены на достаточно большой высоте. Окна в барабанах также дают свет, что делает верхнее освещение лучшим, нежели нижнее. Войти в здание собора можно по открытым порталам и через двухарочное крыльцо.

Реставрация храма

За свои годы Софийский собор пережил множество переделок. Например, самыми значительными стали изменения в покрытии кровли и растеске оконных проемов, но их снова сделали оригинальными во время реставрации, проведенной в ХХ веке.

Считается, что главы в самом начале были шлемовидными, но после пожаров они переделались на лучинистые, с железным покрытием. 1670-е гг. ознаменовались установкой новых глав, покрытых чешуей, но уже в конце столетия им вернули былую форму с большими размерами.

В результате этого центральная глава несколько осела, чем повредила другие главы. После восстановления меньших глав, их больше не меняли.

Еще при советской власти велись работы по восстановлению входов, отремонтирована штукатурка снаружи, стены побелили, а внутри собора закрепляли старинную фресковую живопись.

В начале XXI века снова началась комплексная реставрация. Лицевая кладка восстанавливалась, цоколь обработали влагонепроницаемыми материалами. Собор теперь имеет теплые полы с вентиляцией.

Не оставили без внимания и иконостас.

Стенная роспись

Такой вид оформления был впервые использован в Вологде именно в описываемом Софийском соборе. Случилось это в 1686 г. – под руководством Дмитрия Плеханова. Площадь под роспись составляла около 5 тысяч кв. м.

Интересно, что над этим работали люди, отвечающие за отдельные этапы: процарапывание росписи на еще влажной штукатурке, нанесение рисунка на стенах, пр.
Разные специалисты писали одеяния святых, рисовали растительность, наносили надписи и орнаменты. Над созданием ликов трудился личник.

Все это заняло два года, но практически через 200 лет все фрески решили обновить и дополнить, что сильно изменило внутренний вид храма. В 1963 г. начали устранять неудачную переделку и восстанавливать первоначальную роспись.

Гордость Собора – фреска Страшный суд

Фреска с таким сюжетом на стене Софийского собора является самой большой во всей России, занимая 400 кв. м. Вверху создан образ Бога, как Вседержителя, совершающего Суд. Ниже можно увидеть сцены, где на весы возлагают грехи и добрые деяния человека.

Слева изображены праведники с апостолом Петром, у которого есть ключ к вратам рая. Грешники стоят с правой стороны, около них вьется змей с пороками и грехами.

Огромная по размерам композиция свидетельствует о высоком статусе сакральной достопримечательности.

Побывать в Софийском соборе сегодня представляется возможным в качестве посещения музея. Службы же здесь проводятся достаточно редко – на большие религиозные праздники и только в летний период.

Источник: http://lions-guides.ru/Vologda-oblast/sights-of-Vologda/Saint-Sophia-Cathedral-in-Volog

Программа проведения 27-29 августа 2018 года торжеств по случаю 450-летия Софийского Успенского кафедрального собора в Вологде

В ходе празднования 450-летия кафедрального Софийского Успенского собора в Вологде рядом с главным храмом епархии 27 августа в 16:30 будет совершена заупокойная лития по всем вологодским архиереям и протоиерею Василию Нордову – многолетнему настоятелю собора, известному всей России проповеднику.

В 17:00 в Софийском соборе будет совершено всенощное бдение с чтением Акафиста Премудрости Слова Божия, написанного по случаю и в память торжественного празднества 300-летия храма Софии Премудрости Божией в Вологодском кафедральном соборе в 1868 году протоиереем В.И.Нордовым.

Программа мероприятии 28 августа 2018 г.

9:00-11:15 Божественная литургия в Софийском соборе. Соборное служение.

11:15-11:40 Крестный ход вокруг Софийского собора.

11:15-11:40 Колокольный звон.

11:45-12:00 Концерт ансамбля колокольной музыки “Московская династия”.

12:00-12:20 Торжественное открытие Вологодской Софийской ярмарки.

12:20-13:00 Концерт творческих коллективов и исполнителей духовной и светской музыки Вологодской епархии и Вологодской области на Соборной площади.

13:00-13:15  Концерт ансамбля колокольной музыки “Встречный звон”. (г. Санкт-Петербург).

13:00 и 14:00 Экскурсии в Вологодском музее-заповеднике.

13:00 и 14:00 Экскурсии в Софийском соборе (вход свободный до 17:00).

17:00 Всенощное бдение в Софийском соборе.

17:00-17:30 Концертная программа творческих коллективов и исполнителей духовной и светской музыки Вологодской епархии и Вологодской области.

17:30-18:30 Концертная программа Хоровой капеллы им. В.М. Сергеева

18:30-18:45 Концерт ансамбля звонарей колокольни Софийского собораКолокольный звон. (г. Вологда)

11:00-19:00 Работа Софийской ярмарки. 

11:00-19:00 Выставка детских работ «Софийский собор» художественной школы имени В.Н. Корбакова г.Вологды. 

На Соборной площади во время Софийской ярмарки будут раздаваться буклеты о истории стротельства Софийского собора.
29 августа 2018 г. в 17:00 в Софийском Успенском кафедральном соборе состоится торжественный чин Погребения плащаницы Пресвятой  Богородицы.

Важно

Соборное служение чина Погребения возглавит глава Вологодской митрополии митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий.

Источник: http://vologda-mitropolia.ru/mnews/item/11701-programma-provedeniya-27-29-avgusta-2018-goda-torzhestv-po-sluchayu-450-letiya-sofijskogo-uspenskogo-kafedralnogo-sobora-v-vologde

Вологодский софийский собор – древо

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Вологодский Софийский собор

Вологодский собор во имя святой Софии, Премудрости Божией (Вологодская епархия)

Софийский собор наряду со Спасским собором Прилуцкого монастыря – древнейшее сохранившееся каменное сооружение на территории Вологды. С 1587 по 1923 год – кафедральный собор Вологодской епархии (с 1776 по 1938 годы – вместе с тёплым Воскресенским собором) и усыпальница вологодских архиереев.

Собор возведен в 1568-1570 годах по распоряжению царя Ивана Грозного. В храме практически полностью сохранились фрески XVII века и иконостас первой половины XVIII века.

Закладка Иваном Грозным Вологодского кремля подразумевала размещение на его территории нового кафедрального храма взамен деревянного собора Воскресения на Ленивой площадке.

Строительство каменного собора в центре кремля на берегу реки Вологды началось в 1568 году. В качестве архитектурного образца был выбран Успенский собор Московского Кремля.

Именно его подобие Иван IV хотел иметь в своей северной опричной резиденции.

Строители были обеспечены всем необходимым материалом: им было разрешено пользоваться “каменным припасом”, заготовленным для постройки стен города и городских зданий.

По сообщению местного летописца, кладку собора нередко вели под наблюдением самого царя Ивана Грозного, и она отличалась особой тщательностью, то, что успевали выстроить за день, на ночь прикрывали от холода и дождя “лубьем и другими орудиями”.

В 1571 году в Вологде начало распространяться сильное моровое поветрие и это событие побудило Ивана Грозного покинуть Вологду и вернуться в столицу. С отъездом царя начатое при нем строительство в Вологде прекратилось. К тому времени Софийский собор был почти готов вчерне, но не имел ни отделки, ни внутреннего убранства.

Совет

Собор оставался неоконченным до 1587 года, когда при царе Федоре Иоанновиче приступили к его достройке. Однако, отделка была выполнена не полностью: окончен лишь южный придел, средняя же часть храма достраивалась позднее.

В 1588 году преосвященным Антонием, епископом Вологодским и Великопермским был освящен престол придельного храма во имя усекновения главы Иоанна Предтечи в память о строителе собора Иоанне IV Грозном, крещеном в день памяти этого святого.

Придел располагался в дьяконнике собора до капитального ремонта интерьера 1848-1850 годов.

Главный престол собора освящен в 1612 году в честь Софии Премудрости Божией. После освящения главного престола в конце XVI века вологодский Архиерейский дом по аналогии с новгородским стал именоваться “Домом святой Софеи”. Икона Софии Премудрости Слова Божия стала епархиальным символом.

Софийский собор за свою более чем четырех вековую историю подвергался многочисленным переделкам.

Со времени строительства до пожара, возникшего в сентябре 1612 года в результате разорения Вологды польскими отрядами, собор имел шлемовидные завершения и позакомарное покрытие.

После пожара собор восстанавливали и украшали в течение всего XVII века. Был восстановлен иконостас. Богослужебные принадлежности временно взяли из Спасо-Каменного и Глушицкого монастырей.

В 1612-1613 годах после ремонта собор освятили повторно.

В 1621-1622 годах в соборе поставили новый иконостас, увеличили главы, сделав их луковичными. В 1630-х годах к западному порталу пристроили деревянное крыльцо. В 1639 году Михаил Федорович пожертвовал в собор медное паникадило весом 28 пудов 30 фунтов. Через несколько лет для собора в Архангельске были куплены еще три паникадила заграничной работы.

Обратите внимание

После пожара 1698 года были сделаны новые главы прежней луковичной формы больших размеров. В результате к концу 1720-х годов центральная глава осела и повредила соседние.

При последующей реконструкции были поставлены луковичные главы меньшего объема, дошедшие в неизменном виде до наших дней. В 1686-1700 годах к западному порталу пристроено каменное крыльцо, сохранившееся до настоящего времени.

В 1737-1744 годах вместо сгоревшего в 1724 году старого установлен новый пятиярусный иконостас.

Вологодский собор

В 1740-х годах вместо позакомарного покрытия сделали четырехскатное. В 1765 году пол в соборе был выстлан плитами из болотного чугуна, отлитыми на Терменгском железоделательном заводе.

В 1848-1851 годах проводился капитальный ремонт Софийского собора, в ходе которого ко всем входам в храм были построены каменные притворы, расширены оконные проемы, крыша покрашена в зеленый цвет.

В 1860-х годах вокруг Софийского собора поставлена каменная ограда.

В 1922 году Софийский собор захватили обновленцы. Через два года под предлогом невыплаты налогов собор был закрыт и передан краеведческому музею под размещение антирелигиозного музея. В соборе разместилась экспозиция по истории религии и атеизма, частью которой стал маятник Фуко, установленный в 1929 году. В этом же году был снят чугунный и настлан деревянный пол.

В 1935 году Софийский собор взят под государственную охрану. Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года № 1327 и Указом Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 года № 176 собор и весь архитектурный комплекс Вологодского Архиерейского подворья отнесен к категории объектов культурного наследия федерального значения.

В 1950-1960-е годы специалистами Всесоюзных научно-реставрационных мастерских под руководством архитектора В.С. Баниге проведены реставрационные работы, в результате которых восстановлено позакомарное покрытие из оцинкованной стали, поновлены купола, восстановлены узкие окна в соборе.

Тогда же были разобраны построенные в 1850 году каменные притворы у входов в собор, восстановлены порталы входов, сделан ремонт наружной штукатурки, побелены стены собора. Внутри храма под руководством художника-реставратора Н.В.

Перцева проводились работы по расчистке поздних росписей, выполненных иконописцем Колчиным, и закреплению старинной фресковой живописи Плеханова.

С 1999 по 2007 год проводилась комплексная реставрация собора. Восстановлена разрушенная лицевая кладка, произведена обработка кирпичей цокольной части специальными влагонепроницаемыми составами.

Важно

С целью поддержания необходимого для сохранения фресковой живописи температурно-влажностного режима устроен теплый пол с вентилируемым подпольным пространством.

Выполнены работы по реставрации иконостаса.

В 2003 году возле юго-восточного столпа археологами была раскрыта белокаменная кладка. Предположительно, кладка является фундаментом Царского места, где во время богослужений должен был находиться царь.

Аналогичные по расположению и качеству исполнения подтронные фундаменты присутствуют только в Московском Успенском соборе и в Софийском соборе Великого Новгорода.

Тогда же под фреской редкого сюжета “Поминовение усопших” в углубленной арке на северной стене жертвенника было обнаружено донаторское место, где должен был быть погребен один из главных вкладчиков храма. Таковым был Иван Грозный.

Вологодские Воскресенский и Софийский соборы с колокольней

Софийский собор находится в ведении Вологодского музея-заповедника и открыт для посещения в летнее время. В некоторые церковные праздники в весенние и летние месяцы в соборе проводятся службы.

В июне 2007 года в Софийском соборе Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II совершил божественную литургию.

6 ноября 2014 года указом митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия (Депутатова) образовано Архиерейское подворье Воскресенского и Софийского Успенского кафедрального собора города Вологды. [1]

Архитектура

Собор имеет классический для русского зодчества крестово-купольный план и представляет собой прямоугольник с сильно выступающими полукружиями алтарных апсид. Размеры собора: длина стен 38,5 метров, ширина – 25,56 метра, общая высота – 59 метров. Материал стен – кирпич.

В собор ведут открытые порталы с севера и юга и большое сводчатое двух арочное крыльцо с белокаменной гирькой с запада. В последние годы в целях лучшего сохранения фресковой храмовой живописи крыльцо было остеклено.

Два яруса узких окон почти одинаковой ширины. В нижнем ярусе – высокие, в верхнем – небольшие.

Алтарные апсиды ориентированы на северо-восток, что расходится с каноническим расположением храмов, обращенных апсидами на восток.

Покрытие Софийского собора позакомарное, характерное для крестово-купольной системы строения храма. Собор перекрыт крестовыми сводами с подпружными арками и парусами. Венчают храм пять массивных световых барабанов с купольным перекрытием. Существующая форма луковичных куполов относится к XVII-XVIII векам.

Кресты, поставленные в конце XVII века, выполнены московскими мастерами по образу крестов несуществующей сегодня церкви Николы Явленного в Москве.

На среднем кресте посредине изображено Распятие, в трех верхних оконечностях каждого креста вязью изображены слова: Царь Славы (на вертикальной конечности), ИиС ХС (на горизонтальных).

Совет

Артель ярославских мастеров во главе с Дмитрием Григорьевым Плехановым приступила к росписи храма 20 июля 1686 года. Работы продолжались два года и завершились в конце июня 1688 года. Общая площадь росписей – пять тысяч квадратных метров.

В последующем роспись несколько раз поновлялась. В 1852 году ярославский иконописец А. Колчин с артелью подверг живопись Софийского собора капитальному поновлению. В ходе этих работ был искажен колорит живописи, пропала характерная моделировка светотени. Благодаря реставрационным работам, проводимым с 1963 года, роспись была освобождена от позднейших записей.

Система росписи собора подчинена определенной закономерности. Западная стена полностью посвящена Страшному суду.

Композиция “Страшный суд” вологодского Софийского собора – самая большая фреска на этот сюжет в России, занимающая площадь около 400 квадратных метров.

На столпах храма изображались мученики и благоверные князья. Северная и южная стены, разбитые на горизонтальные пояса, расписаны житийными темами.

По образу Успенского собора Московского Кремля и Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры в центральном куполе представлены Христос Вседержитель, в боковых куполах – Иоанн Предтеча, Богоматерь Знамение, Отечество и Спас Эммануил. На стенах барабанов изображены праотцы, на подпружных арках – апостолы.

На сводах написаны праздники Рождество Христово, Сретение, Богоявление, Вознесение, Воскресение, Успение Богоматери, Благовещение, Рождество Богоматери и Преображение. На столпах, расписанных в четыре яруса, изображены мученики, воины, благоверные цари и князья.

В алтарных изображениях акцентируется тема прославления Богоматери.

Существующий иконостас Софийского собора, третий по счету, был создан в 1737-1744 годах. Он выполнен в стиле барокко. Имеет пирамидальную форму с выступающими вперед тремя средними пряслами. Иконы размещены в пять ярусов (рядов).

Обратите внимание

Ярусы разделены позолоченными резными карнизами и поясами, а иконы золочеными каннелированными пилястрами. Всего в иконостасе находится 64 иконы (включая “Распятие”), 54 из них, судя по сведениям консисторского архива, написаны Максимом Искрицким.

Манера письма этого мастера уже близка к светской живописи.

Иконы Софийского собора претерпели многократные поновления, наиболее значительные – в 1766 и 1848 годах. Реставрацией 1960-1970 годов с икон были удалены позднейшие наслоения, скрывающие авторскую живопись, восстановлена лазурно-голубая окраска иконостаса.

Настоятели, ключари

[1]  Указ № 540 “Об образовании Архиерейского подворья Воскресенского и Софийского Успенского кафедрального собора г. Вологды” // Официальный сайт Вологодской митрополии: http://vologda-mitropolia.ru/mukazy/item/1267-ukaz-540-ob-ob…gdy

[2]  Указ № 27-У “О назначении иеромонаха Сергия (Акимова) ключарем Архиерейского подворья Воскресенского и Софийского Успенского кафедрального собора г. Вологды” // Официальный сайт Вологодской митрополии: http://vologda-mitropolia.ru/mukazy/item/1268-ukaz-140-o-naz…gdy

[3]  Указ № 208-У “О назначении настоятелем архиерейского подворья иеромонаха Сергия” // Официальный сайт Вологодской митрополии: http://vologda-mitropolia.ru/mukazy/item/1920-ukaz-208-u-o-n…iya

[4]  Указ № 186-У “Об освобождении от должности настоятеля архиерейского подворья иеромонаха Сергия” // Официальный сайт Вологодской митрополии: http://vologda-mitropolia.ru/mukazy/item/5209-ukaz-186-u-ob-…iya

[5]  Указ № 210-У “О назначении исполняющим обязанности ключаря кафедрального собора г. Вологды иерея Алексия Юрьевича Булекова”, официальный сайт Вологодской митрополии, http://vologda-mitropolia.

ru/mukazy/item/1922-ukaz-210-u-o-n…ova Указ № 256-У “О назначении на должность ключаря архиерейского подворья иерея Алексия Юрьевича Булекова”, официальный сайт Вологодской митрополии, http://vologda-mitropolia.

ru/mukazy/item/2137-ukaz-256-u-o-n…ova

[6]  Указ № 187-У “О назначении на должность настоятеля архиерейского подворья протоиерея Алексия Алексеевича Ольховникова” // Официальный сайт Вологодской митрополии: http://vologda-mitropolia.ru/mukazy/item/5210-ukaz-187-u-o-n…ova

[7]  Указ № 85-У “О назначении на должность ключаря Архиерейского подворья иерея Андрея Анатольевича Фомина”, официальный сайт Вологодской митрополии, http://vologda-mitropolia.ru/mukazy/item/7728-ukaz-85-o-nazn…ina

Источник: https://drevo-info.ru/articles/13675682.html

Софийский собор, Вологда: история, описание, фото :

Софийский собор (Вологда), описание которого можно встретить практически в любом издании, посвящённом древнерусской архитектуре, знал в прошлом лучшие времена. К нему как центру православия Русского Севера стекались тысячи богомольцев, и, заслышав звон колоколов, падали ниц. Сегодня это лишь музей – собрание свидетельств минувшей когда-то жизни.

Государево повеление

Софийский собор в Вологде, история которого восходит к временам правления Ивана Грозного, был заложен по личному повелению царя в 1568 году. Из старинных летописей известно, что незадолго до этого началось строительство Вологодского кремля, определившего своим положением центр города.

Прежний деревянный городской собор Воскресения Господня, находившийся на так называемой Ленивой площадке – части древнейшего Вологодского городища, оказался за пределами строительства. Вместо него государь распорядился построить новый каменный храм и освятить его в честь Софии Премудрости Божией.

Собор – детище грозного царя

Распорядившись о начале строительства, Иван Грозный указал и образец, в соответствии с которым должен был выглядеть новый храм. Им оказался Успенский собор Московского Кремля. Очевидно, государь желал, приезжая в свою северную опричную резиденцию, иметь перед глазами подобие столичной святыни.

Строительству кремля, которому надлежало, прежде всего, выполнять функции оборонительного сооружения, царь придавал большое значение и лично наблюдал за ходом работ.

В последний раз посетил он Софийский собор (Вологда) после того, как на его кровлю были подняты купола, увенчанные крестами.

И вот тут произошло некое событие, оставившее в истории весьма смутный след и породившее самые противоречивые толки.

Великий конфуз

Доподлинно известно, что в 1570 году государь вдруг неожиданно и без видимых причин покинул Вологду, не дождавшись окончания строительства, в отношении которого проявлял столь живое участие. После его отъезда все работы были заброшены, и не только собор, но и кремль стояли незавершёнными ещё несколько лет.

Некоторый свет на это проливает летопись, составленная уже в 1716 году Иваном Слободским. В ней он приводит рассказ о том, как во время последнего посещения царём недостроенного собора со свода неожиданно сорвалась часть облицовки, и, падая, угодила ему в голову. Жив самодержец остался, но прогневался необычайно.

Гнев государя

Нетрудно представить ужас вологодского воеводы, отвечавшего за строительство, и уже готового расстаться с жизнью. Однако отвела от него беду Царица Небесная. Государь же, придя в себя, приказал разобрать столь повинный перед ним собор. Говорили потом, что в случившемся он увидел для себя дурное предзнаменование.

Разбирать не стали, а, выждав время, пока уляжется гнев и заживёт голова, пали пред ним с мольбами не губить напрасно труды людские да средства, нажитые потом-кровью. Долго молили, не один год прошёл с тех пор, да всё без толку. Лишь в царствование его сына Фёдора Иоанновича, в 1587 году, опальный храм был, наконец, достроен и освящён.

Беды последующих лет

Софийский собор (Вологда), столь неудачно начавший свою жизнь, претерпел немало бед и в последующие годы. Так, в Смутное время, когда город был захвачен польско-литовскими оккупантами, вкупе со всяким уголовным сбродом, он был разорён и подожжён. В огне погибло всё, что не смогли разграбить: иконостас, крыша и главы с крестами.

Лишь благодаря щедротам восшедшего на престол первого государя из Дома Романовых – Михаила Фёдоровича, удалось в кратчайший срок восстановить собор, и в 1613 году после повторного освящения он вновь открыл свои двери честному люду. Известно, что и в последующие годы царь неоднократно жертвовал собору то деньги, то драгоценную церковную утварь.

Во времена правления Петра I Софийский собор (Вологда) дважды горел. Первый раз Господь попустил случиться беде в 1698 году – удар молнии пришёлся в центральный купол, отчего всё здание вскоре охватил огонь. Второй раз несчастье приключилось в 1724 году.

Важно

По недосмотру или по чьей-то злой воле, но в этот раз урон был столь велик, что восстанавливать храм пришлось почти двадцать лет.

С тех давних пор до наших дней сохранился уникальный пятиярусный иконостас, выполненный, специально выписанными новгородскими мастерами.

Облик собора, сохранившийся до наших дней

Дополнительные изменения в облике собора появились в ходе капитального ремонта, проводившегося в период с 1848 по 1851 год. Были, в частности, сооружены каменные притворы – дополнительные пристройки перед входами, расширены оконные проёмы, а крыша приобрела присущий ей сегодня зелёный цвет. Ещё через девять лет Софийский собор (Вологда) обнесли каменной стеной.

В окончательном виде он явил собой пятиглавый храм, основной объём которого в плане представляет собой прямоугольник. С западной стороны к нему пристроены три мощные апсиды – полукруглые выступы, внутри которых находятся алтари.

Шесть колонн, находящиеся внутри помещения, поддерживают кровлю и делят пространство на три отделения – нефа. Высота собора равна пятидесяти восьми с половиной метрам, а площадь – девятистам восьмидесяти пяти с половиной квадратным метрам. Именно в таком виде его можно увидеть и сегодня.

Колокольня-великан

Особый интерес представляет собой колокольня Софийского собора (Вологда), имеющая высоту семьдесят восемь с половиной метров. Она была возведена в 1870 году на месте прежней невысокой деревянной колокольни, имевшей шатровое завершение.

Инициатором строительства стал архиепископ Вологодский Палладий, пожелавший, чтобы новая звонница была самой высокой в епархии. Слово владыки – закон, и простоявшую более двух столетий прежнюю колокольню снесли, оставив лишь её нижнюю каменную часть, ставшую основой новой постройки, сохранившейся без изменений до наших дней.

Божий храм, ставший музеем

После октябрьского переворота собор ещё в продолжение пяти лет оставался религиозным центром города, а в 1923 году был закрыт. Благодаря своей исторической и художественной ценности, которую сознавали даже хозяева новой жизни, его не разрушили и не перестроили, а передали в распоряжение местного краеведческого музея.

Отныне Софийский собор в Вологде, фото которого представлены в статье, превратился в экспозицию, посвящённую истории религии и атеизма. Стоит упомянуть, что подобная судьба постигла и знаменитый Казанский собор в Ленинграде.

В 1929 году в помещении вологодского собора-музея был установлен маятник Фуко, предназначенный для наглядного доказательства суточного вращения земли.

Через два года такой же экспонат появился и в другом храме, превращённом в музей, – Ленинградском Исаакиевском соборе.

В настоящее время, несмотря на все перестроечные веяния и коренные идеологические изменения, храм, упразднённый в первые послереволюционные годы, по-прежнему остаётся музеем – тем, чем привыкла гордиться советская Вологда.

Софийский собор, режим работы которого уже много десятилетий определяется не началом и концом богослужений, а временем, удобным для проведения экскурсий, открыт ко всеобщему обозрению. Ежедневно кроме четверга с 10:00 до 17:00, а по четвергам с 10:00 до 20:00 можно осмотреть его главное здание, а также находящуюся рядом с ним колокольню.

Источник: https://www.syl.ru/article/288215/new_sofiyskiy-sobor-vologda-istoriya-opisanie-foto

Система информирования об объектах культурного наследия вологодской области

Переход к мобильной версии

Датировка: 1568–1570 гг.

Вид: памятник архитектуры.

Статус: объект культурного наследия федерального значения.

Документ о постановке на государственную охрану: Постановление Совета Министров РСФСР № 1327 от 30 августа 1960 года. Указ Президента РФ № 176 от 20 февраля 1995 года.

Адрес: Россия, Вологодская обл., г. Вологда, ул. С. Орлова, 15.

Входит в ансамбль: ансамбль Вологодского кремля.

Престолы: главный в честь Софии Премудрости Божией.

Краткое описание.

Софийский собор – одно из значительных произведений русского зодчества. Он принадлежит к числу больших холодных пятиглавых шестистолпных соборов, общим прототипом которых является главный храм Московской Руси – Успенский собор Московского Кремля. На протяжении XVI в.

несколько соборов такого типа возвели в крупнейших монастырях и в качестве главных храмов в городах. Вологодский собор выделяется экономностью декорирования и достигнутой за счёт этого скульптурной целостностью облика.

Софийский собор – важнейший объект почитания и музейного показа в Вологде.

Совет

Состояние: хорошее.

Современное использование: совместно используется Вологодским государственным музеем-заповедником и Вологодской епархией Русской православной церкви.

ИСТОРИЯ

Построению собора предшествовало закладка в Вологде в 1566 г. по воле и под личным надзором царя Ивана Грозного каменной крепости. Поскольку прежний деревянный Воскресенский собор оказывался за пределами новых укреплений, то царь решил строить новый собор и архиерейский двор на новом месте – внутри кремля. Строительство собора интенсивно велось в 1568–1570 гг.

Материалом для собора послужили припасы, заготовленные для строительства стен города: привезённый издалека серый и белый камень, кирпич. Летописец свидетельствует, что работали с особой тщательностью. На ночь кладка закрывалась лубьём для предохранения от дождя и холода. К 1571 г.

собор был практически достроен, но внимание Ивана Грозного оказалось отвлечено от работ в Вологде: в это время на Руси разразилась эпидемия, а на Москву напал крымский хан Девлет-Гирей. Последовавшая отмена опричнины полностью изменила замыслы царя в отношении своей северной резиденции.

Вологодский кремль долго оставался недостроенным, а собор – неосвящённым, не была закончена и его отделка. Известно, что лишь 1 октября 1588 г., уже после смерти Ивана Грозного, святителем Антонием, епископом Вологодским и Великопермским, был освящен первый придел во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи (небесного патрона Ивана Грозного).

Летописец сообщает, что через некоторое время после Предтеченского придела и вся «церковь была освящена» – очевидно, и главный престол собора, получивший посвящение Софии – Премудрости Слова Божия. Третий престол собора был освящён в честь Фёдора Стратилата – святого, на день памяти которого приходились именины царствовавшего тогда Фёдора Иоанновича. 22 сентября 1612 г.

на Вологду напали «польские и литовские люди, и черкасы, и козаки, и русские воры». Город был разграблен и сожжён, сильно пострадал и Софийский собор. После ухода захватчиков был объявлен сбор денег и церковной утвари для восстановления собора. Главный престол собора вновь был освящен в декабре 1613 г. архиепископом Сильвестром, а Предтеченский придел – в июне 1614 г.

Но собор оставался обгорелым, с временными главами и крестами, и поэтому в 1613 г. был объявлен ещё один сбор денег с церквей епархии «по полтине с клира». На собранные деньги в 1615–1616 гг. устроены деревянная крыша, главы и кресты, обитые «белым» (лужёным) железом и укреплённые железными цепями. В 1686 г. было начато «стенное писание» в соборе.

Обратите внимание

Эту работу осуществил за два года знаменитый ярославский иконописец Дмитрий Григорьевич Плеханов с тридцатью помощниками. Масштабные фрески собора исполнены в декоративной манере, свойственной ярославской стенописи второй половины XVII в. В куполах изображены Пантократор, Богоматерь Знамение, Иоанн Предтеча, Отечество; в барабанах – праотцы.

Западную стену занимает «Страшный суд». На сводах и разделённых на шесть ярусов стенах помещены росписи с евангельскими сюжетами и изображениями Вселенских соборов. На столпах изображены святые воины и князья. Стенопись алтаря состоит из четырёх ярусов. В 1688 г.

собор снаружи был отремонтирован, на главы собора установлены железные прорезные кресты, выкованные Ульяном Омельяновым по образцу креста не сохранившейся до наших дней церкви Николы Явленного в Москве. После пожара 1698  г., уничтожившего кровлю и шлемовидные завершения глав, новые купола для собора были увеличены и сделаны уже в форме луковиц.

Так они выглядят и сегодня: это видоизменение пришлось собору «к  лицу». В ходе ремонтов XVIII–XIX вв. собор окружили невысокой каменной оградой, позакомарное покрытие заменили на четырёхскатную кровлю, ко всем входам пристроили тамбуры. Эти перестройки сделали силуэт собора приземистым.

Высокая значимость собора определяется и его мемориальной функцией: в нём в период с конца XVI до начала XIX в. были похоронены 12 вологодских архиереев, один из которых, впервые освятивший собор святитель Антоний (правил в 1585–1588 гг.), почитается как святой (его мощи в 1998 г. перенесены в церковь Николы во Владычной слободе в Вологде).

В соборе были приезжавшие в Вологду императоры Пётр I, Александр I и Александр II. В соборе сохранился третий по счёту иконостас, построенный в 1724–1737 гг. мастером Арсением Борщевским. Это монументальное пятиярусное сооружение в стиле барокко завершено Распятием с предстоящими. Иконы для нового иконостаса написаны в 1730-х гг. Максимом Искрицким. В 1765 г.

в соборе был сделан не сохранившийся доныне пол из чугунных плит. В 1923 г. храм был закрыт и передан краеведческому музею, который разместил в нём небольшую экспозицию, посвящённую истории религии и атеизма, центром которой несколько десятилетий был маятник Фуко. Это позволяло сохранить интерьер собора и показывать его экскурсантам. В 1988 г. в соборе после долгого перерыва снова начались праздничные службы. В августе 1992 г. впервые в истории Вологды в соборе состоялось патриаршее богослужение. В июне 2007 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II вновь служил в обновлённом соборе.

Ныне при храмах Воскресенский и Софийский Успенский кафедральный собор действует ПРО Архиерейское подворье Воскресенского и Софийского Успенского кафедрального собора г. Вологды Вологодской Епархии РПЦ МП. Богослужение совершается в Софийском соборе по расписанию в теплое время года.

АРХИТЕКТУРНОЕ ОПИСАНИЕ

Софийский собор играет определяющую роль в ансамбле исторического центра Вологды. Он находится к северу от Архиерейского двора и расположен недалеко от реки Вологды. Необычной особенностью Софийского собора является его ориентировка в направлении юг–север, которую восприняли и строители соседних храмов.

Это принято связывать с топографическими особенностями местности и изначальной включённостью собора в план ориентированной таким же образом крепости. Размеры собора впечатляют: длина – 38,5 м, ширина – 25,9 м, высота до верха сводов – 38,4 м, высота до вершины креста центральной главы – 59,65 м. Гладкие беленые стены собора практически лишены декора.

Стены делятся мощными лопатками простого профиля на широкие гладкие прясла, завершённые полуциркульными закомарами. Собор имеет три входа: это перспективные порталы с характерным для северной архитектуры килевидным завершением.

Важно

Пространство храма выглядит как единый зал: это впечатление достигнуто устройством крестовых сводчатых перекрытий на одном уровне и отсутствием членений стен карнизами и лопатками. Освещение помещения храма осуществляется через узкие высокие окна, расположенные на втором и третьем ярусах собора строго по осям прясел; окна третьего яруса находятся в закомарах.

Три алтарные апсиды освещаются узкими окнами во втором ярусе. Кровля собора позакомарная. Мощные луковичные главы установлены на высоких цилиндрических барабанах, центральный барабан шире и выше четырёх остальных. В  каждом из барабанов имеется по восемь высоких узких окон.

УТРАТЫ, ПЕРЕСТРОЙКИ, РЕСТАВРАЦИИ

В 1959–1970 гг. по проекту архитектора В.С. Баниге произведена архитектурная реставрация собора.

Были удалены поздние пристройки-тамбуры и ограда, восстановлено позакомарное покрытие собора и первоначальные размеры окон, поставлен один упавший крест, главы обиты оцинкованным железом. В 1962–1978 гг. под руководством художника-реставратора Н.В.

 Перцева произведена реставрация фресок и живописи иконостаса. В 1999–2007 гг. проведена реставрация стен и кровли, для обеспечения сохранности стенописи проведён дренаж и нормализована температура.

А.В. Суворов

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

  1. Баниге В., Перцев Н. Вологда. М., 1970. URL: http://www.booksite.ru/fulltext/ban/ige/index.htm.
  2. Бочаров Г.Н., Выголов В.П. Вологда. Кириллов. Ферапонтово. Белозерск. М., 1966.
  3. Вздорнов Г.И. Вологда. 2­е изд. Л., 1978. URL: http://www.booksite.ru/fulltext/orthodox/vzdornov/index.htm.

  4. Вологда в воспоминаниях и путевых записках: конец XVII – начало XX в. Вологда, 1997. URL: http://www.booksite.ru/fulltext/rem/emb/erv/olo/gda/index.htm.
  5. Вологда в минувшем тысячелетии : очерки истории города / гл. ред. Ю.К.Некрасов. 2­е изд. Вологда, 2006.
  6. Вологда в минувшем тысячелетии : человек в истории города / гл. ред. Ю.К.Некрасов.

    Вологда, 2007.

  7. Вологда: самое интересное : справочник­-путеводитель / сост. М.В.Васильева, М.А.Крутиков, А.В.Суворов. 2­е изд. Вологда, 2011.
  8. Вологодская энциклопедия / гл. ред. Г.В.Судаков. Вологда, 2006. URL: http://www.booksite.ru/fulltext/vol_enc/3.htm.
  9. Дунаев Б. Северно­русское гражданское и церковное зодчество. Город Вологда. М., 1914.

    URL: http://www.booksite.ru/fulltext/dunaev/index.htm.

  10. Евдокимов И. Север в истории русского искусства. Вологда, 1920. URL: http://www.booksite.ru/fulltext/orthodox/sever/index.htm.
  11. Железняк В.С. Вологда: краткий путеводитель по мемориальным, архитектурным и живописным памятникам. Вологда, 1947. URL: http://www.booksite.

    ru/fulltext/orthodox/zeleznyak/index.htm.

  12. Касьяненко Т.В. Вологда : путеводитель. Тула, 2007.
  13. Коновалов Ф.Я., Панов Л.С., Уваров Н.В. Вологда, XII – начало XX века : краеведческий словарь. Архангельск, 1993. URL: http://www.booksite.ru/fulltext/kon/ova/lov/index.htm.
  14. Куропатников Ф. Маятник Фуко в Вологде // Спутник краеведа. 1929. № 2.

  15. Истории старых улиц г. Вологды : сборник : машинописная рукопись / Бюро историко­революционной секции при Вологодском краеведческом музее, конец 1960­х гг. URL: http://www.booksite.ru/fulltext/sbor/nik/ulic/index.htm.
  16. Лукомский Г.К. Вологда в её старине. СПб, 1914. URL: http://www.booksite.ru/fulltext/lou/kom/sky/6.htm.
  17. Малков В.М. Улицы Вологды.

    Вологда, 1977. URL: http://www.booksite.ru/fulltext/uly/tsy/index.htm.

  18. Москва­-Вологодчина : времён связующая нить / гл. ред. Г.В.Судаков. Вологда, 2009.
  19. Непеин С.А. Вологда прежде и теперь. Вологда, 1906. URL: http://www.booksite.ru/fulltext/nep/ein/vol/ogda/index.htm.

  20. О ремонте вологодского кафедрального Софийского собора и перестройке его колокольни к 300­летию собора // Вологодский государственный историко­архитектурный и художественный музей­заповедник. Отдел письменных источников. Ф. 1. Д. 218.

  21. Описание памятников русской архитектуры по губерниям : Вологодская губерния // Известия императорской археологической комиссии. 1915. Вып. 59.
  22. Пахолков Хр. Город Вологда и окрестности. Вологда, 1896. URL: http://www.booksite.ru/fulltext/pah/olk/ov/index.htm.
  23. Петрова Т.Г. Вологодский Софийский собор : путеводитель.

    Вологда, 2011

  24. Послужить Северу : историко-­художественный и краеведческий сборник. Вологда, 1995. URL: http://www.booksite.ru/fulltext/pos/luzh/ity/index.htm.
  25. Рыбаков А.А. Художественные памятники Вологды XIII – начала XX века. Л., 1980. URL: http://www.booksite.ru/fulltext/orthodox/ribakov/index.htm.
  26. Сазонов А.И. Вологда: каменная летопись.

    2­е изд. Вологда, 2011.

  27. Сазонов А.И. Моя Вологда: прогулки по старому городу. Вологда, 2006.
  28. Спасенкова И.В. Церковная жизнь Вологды 1920–1930­-х годов // Вологда : краеведческий альманах. Вып. 3. Вологда, 2000. С. 250–287. URL: http://www.booksite.ru/fulltext/3vo/log/da/8.htm#21.

  29. Старая Вологда, XII – начало XX века : сборник документов и материалов / гл. ред. Ф.Я.Коновалов. Вологда, 2004. URL: http://www.booksite.ru/fulltext/sta/raya/vol/ogda/index.htm.
  30. Степановский И.К. Вологодская старина : историко­археологический сборник. Вологда, 1890. URL: http://www.booksite.ru/fulltext/ste/pan/ovs/kyv/olo/gda/index.htm.

  31. Суворов И.Н. Церкви города Вологды 240 лет назад // Вологодские епархиальные ведомости. 1916. №15. С.298–302. URL: http://www.booksite.ru/vev/1916/1916_15_P.pdf.
  32. Суворов Н.И. Вологодский Архиерейский дом. Вологда. 1898. URL: http://www.booksite.ru/fulltext/orthodox/volarx/index.htm.
  33. Фехнер М.В. Вологда. М., 1958. URL: http://www.booksite.ru/fulltext/phe/hner/index.htm.
  34. Храмы Вологды: фотоальбом. Вологда, 2011.

В 2013 году на средства партнёра проекта – оператора сотовой связи ТЕЛЕ2 – на соборе была установлена информационная табличка c QR-кодом.

Источник: http://qr35.ru/en/en/o3510063013

Ссылка на основную публикацию