Преподобный павел фивейский, египетский отшельник

Преподобный павел фивейский, египетский отшельник


На другой день находясь в пути, авва Антоний увидел в воздухе, чины Ангелов и соборы пророков и апостолов, а посреди их – душу святого Павла, которая, блистая более чем солнце, восходила на небо.

Святой Антоний, упав на землю и с рыданиями восклицал: – Зачем ты, Павел, оставил меня? зачем уходишь без последнего целования? – Так долго я не знал тебя, и так скоро, когда узнал, ты оставляешь меня! 

Святитель Дмитрий Ростовский

Святитель Дмитрий Ростовский

Житие преподобного отца нашего Павла Фивейского

Память 15 января

Когда преподобный Антоний жил со своими учениками в Египетской пустыне, ему пришло однажды на мысль, что нет еще другого инока, который бы был так совершен, как он, нет никого, кто поселился бы раньше его в пустыне и избрал столь уединенную жизнь. Он сам рассказывал впоследствии, что когда подумал так, то услышал в видении голос, который говорил:

– Антоний! есть один раб Божий, который пришел сюда прежде тебя и который совершеннее, чем ты. Если хочешь, можешь найти его в отдаленной пустыне, только ступай к нему скорее, пока он не отошел к Господу.

Услышав это и придя в себя, старец тотчас взял свой посох и поспешил в пустыню, пламенно желая поскорее найти того, о ком ему было открыто. Был полдень, и стало так жарко, что от солнечного зноя раскалились даже камни, старец изнемогал телом, но дух его был бодр, и он не думал возвращаться назад с предпринятого пути. Хотя он и не знал, куда далее идти, но сохранял твердость и говорил:

– Я верю, что Бог покажет мне, как обещал, Своего раба.

Проходя по этой суровой и недоступной пустыне, старец не видел ничего, кроме следов зверей, пробыв в пути уже второй день и проведя вторую ночь в молитве, он не знал, куда направиться далее. На рассвете третьего дня он увидел вдруг волчицу, которая шла по краю горы и выла. Следуя за ней издалека, он подошел к пещере, в которой жил Святой угодник Божий Павел.

Обратите внимание

Старец пришел в радость при виде пещеры, но обитатель ее, заметив приближение Антония, запер дверь. Подойдя, старец постучал, но ответа не было, и он продолжал стоять снаружи и безуспешно стучать.

Видя, что ему не отворяют двери, он упал на землю пред входом в пещеру и молился до самого шестого часа, чтобы сподобиться ему войти внутрь и увидеть того, кого он отыскал с таким трудом.

Святой говорил:

– Отопри мне, раб Христов, отопри! ведь ты знаешь, кто я, откуда и зачем пришел, ибо тебе открыл то Бог. Знаю я и сам, что недостоин видеть твое святое лицо, тем не менее, не уйду отсюда, пока не увижу тебя.

Не скрывай же себя, если тебя открыл мне Бог: ты принимаешь зверей, – зачем же отвергаешь человека? Я нашел тебя после долгих поисков, и вот стучу, чтобы ты отпер мне.

Если же ты не отопрешь, то я умру на твоем пороге, и ты похоронишь здесь труп мой.

Многое и другое говорил он ему со слезами и укорял его за суровость. Тогда угодник Божий отвечал ему изнутри пещеры и сказал:

– Можно ли просить с угрозами, или укорять со слезами? Ты удивляешься, что я не отпираю тебе, это – потому, что ты хвалишься, что пришел умирать здесь.

С такими словами святой отпер дверь, и они обняли друг друга и облобызались, называя один другого по имени, потому что каждому из них Бог открыл имя другого. Когда они сели, преподобный Антоний сказал.

– Радуйся, Павел, избранный сосуд и огненный столп, житель сей пустыни!

Святой Павел отвечал:

– Хорошо, что ты пришел, солнце, просвящающее всю вселенную, наставник спасаемых, уста Божьи, населивший пустыню и прогнавший из нее дьявола! Но зачем ты предпринял такой великий труд, идя ко мне, грешному и ничтожному человеку? Вот ты видишь пред собою дряхлого старца, беспорядочно покрытого сединами, видишь человека, готового обратиться в прах и тление. Но любовь не знает препятствий, – и ты пришел, скажи же мне, прошу тебя, – как живут теперь люди, в каком положении находится мир? есть ли все еще идолопоклонники, и вместе с тем, не продолжаются ли гонения на верующих?

– Твоими молитвами, – отвечал Антоний, – мир находится в благополучии, гонения прекратились, и Церковь прославляет Истинного Бога, но так как ты упомянул о гонениях, то прошу тебя, – расскажи мне, ради Бога, о себе и открой, по какой причине ты ушел из мира в эту далекую пустыню?

– Я родился в Фиваиде, – начал свой рассказ Святой Павел, – и у меня была сестра, которую родители еще при жизни своей выдали замуж. Будучи сами православными, они, дав мне светское образование, наставили меня и в истинах православной веры. Умирая, они разделили между нами свое богатое имение.

По смерти их, муж моей сестры, из лихоимства, задумал присвоить себе следующую мне часть имущества и вознамерился предать меня, как христианина, на мучение нечестивому князю, чтобы, погубив меня, таким образом, завладеть моим наследством. Царем был тогда Декий. Он преследовал всех христиан, и от страха пред измышляемыми им жестокими мучениями трепетала вся Фиваида.

В то время был взят нечестивыми гонителями один христианский юноша. Его долго мучили, чтобы склонить к отречению от веры Христовой, но – напрасно. Наконец, его привели в цветущий и душистый сад и, положив навзничь на роскошную постель, привязали к ней мягкими веревками его руки и ноги.

Важно

Когда все ушли из сада, то пустили туда к юноше одну молодую девушку, чтобы она соблазнила его на грех. Бесстыдная девица обнимала и целовала юношу, всячески стараясь обольстить его.

Что же сделал доблестный страдалец, после того как уже претерпел столько мучений? – Видя себя в опасности плотского прельщения, он откусил зубами язык и выплюнул его в лицо блудницы, страшною болью он поборол в себе страсть, оплевал кровью лицо и одежды развратницы, сам же, с помощью благодати Христовой, устоял в чистоте.

Другого юношу, оставшегося твердым в христианской вере, после многих мучений обнажили и, вымазав все тело медом, поставили его со связанными в плечах руками на солнечный зной, думали, что, жалимый пчелами, осами и шершнями, он не стерпит и согласится на принесение идольской жертвы.

Но мужественный страдалец, хотя все тело его было искусано и покрыто кровью до такой степени, что он утратил даже образ человеческий, не отрекся, однако, от Христа. Видя все это, а также – и все более возрастающую злобу мужа моей сестры, которой не могли укротить ни слезы сестры, ни родство, я оставил ему все и убежал в эту пустыню. С помощью Божьей, я постепенно дошел до сего места. Найдя эту пещеру с источником воды внутри ее, я понял, что Сам Господь назначил мне здесь место обитания. Я поселился здесь и живу, питаясь финиками и изготовляя себе одежду из листьев.

Когда Святой рассказывал это, вдруг прилетел ворон, держа в клюве хлеб, тихо положив пред ними хлеб, он улетел и скрылся в воздухе. Видя изумление блаженного Антония, Святой Павел сказал:

– Это Господь многомилостивый и человеколюбивый послал обед нам, Своим рабам. Вот уже шестьдесят лет я получаю полхлеба. Но по случаю твоего прихода Христос Господь удвоил дар и послал Своим воинам целый хлеб.

Взяв этот хлеб, великие угодники Божьи стали просить друг друга благословить и преломить его, каждый поставляя другого выше себя по чести.

Святой Павел хотел почтить преподобного Антония, как гостя, преподобный же Антоний – святого Павла, как хозяина дома и старшего по возрасту, и долго они с любовью спорили между собой.

Наконец, блаженный Павел взял хлеб с одного края, а другой вложил в руки преподобному Антонию: хлеб тотчас сам переломился посредине, и каждый получил свою половину.

Сев у источника, рабы Христовы ели и насытились, потом они напились из этого источника, имевшего чистую и весьма приятную воду. По совершении благодарственной молитвы, они снова сели и пробеседовали всю ночь до утра. С наступлением дня, Святой Павел сказал авве Антонию:

– Я давно, брат мой, знал, что ты обитаешь в этой пустыне, и хотел бы, живя с тобою, вместе служить нашему Владыке. Но так как пришло время моей кончины, которой я всегда ждал с радостью, желая «разрешиться и быть со Христом» (Фил.1:23), то Господь и послал тебя ко мне, чтобы ты схоронил мое смиренное тело и предал землю земле.

Услышав это, Антоний воскликнул со слезами:

– Не оставляй меня, отец мой, одного, но возьми меня с собою!

– Тебе нужно не о себе заботиться, – отвечал Святой Павел, – но о благе ближнего, если для тебя благо было бы в том, чтобы, освободившись от тягости плоти, последовать за Агнцем на небеса, то польза прочей братии требует, чтобы ты пока еще наставлял и укреплял их. Прошу тебя, сходи поскорее в свой монастырь и принеси подаренную тебе епископом Афанасием мантию, чтобы покрыть ею мое тело.

Читайте также:  Молитва николаю чудотворцу перед экзаменом, об успешной сдаче и о учебе - православные иконы и молитвы

Святой Павел просил об этом не потому, что нуждался в мантии. Он не заботился о том, нагим или покрытым будет схоронено в земле его тленное тело, которое он одевал столько времени финиковыми листьями, он хотел лишь того, чтобы его душа разлучилась с телом в безмолвии уединения, поэтому он и отсылал от себя преподобного Антония в монастырь.

Антоний был очень удивлен тем, что услышал об Афанасии и о мантии.

Видя в Павле как бы Самого Христа и почитая пребывающего в нем Бога, он не осмелился более возражать ему, долго молча и со слезами он целовал его очи, и руки и потом поспешил исполнить приказание: против своего желания отправился в монастырь, изнемогая телом, но духом побеждая немощи своей старости. Когда он подходил к своей кельи, два ученика встретили его и спросили:

– Где ты пробыл столько времени, отец наш?

– Горе мне, дети мои, – отвечал Антоний, – горе мне грешному, мнимому иноку. Сам я только называюсь иноком, но видел того, кто поистине, есть Илия, Иоанн в пустыне, я поистине видел Павла в раю.

Ученики хотели услышать об этом подробнее и стали просить его, чтобы он рассказал. Антоний же, закрывая уста рукою, сказал:

– Для всякой вещи есть время: время говорить, и время молчать (Еккл.3:1–7).

Совет

И захватив с собою мантию, нисколько не отдохнув, не взяв с собою даже пищи на дорогу, он вышел и снова поспешно отправился в пустыню, чтобы застать еще в живых святого Павла, ибо боялся, как бы, в случае замедления, тот не умер без него.

На другой день часу в третьем, находясь в пути, авва Антоний увидел в воздухе, чины Ангелов и соборы пророков и апостолов, а посреди их – душу святого Павла, которая, блистая более чем солнце, восходила на небо. Святой Антоний, упав на землю, посыпал свою голову песком и с рыданиями восклицал:

– Зачем ты, Павел, оставил меня? зачем уходишь без последнего целования? – Так долго я не знал тебя, и так скоро, когда узнал, ты оставляешь меня!

Впоследствии блаженный Антоний рассказывал, что прошел потом остальную часть пути с такою скоростью, как будто бы летал на крыльях по воздуху, так что от быстрой ходьбы даже не чувствовал земли под своими ногами.

Скоро он достиг пещеры и, войдя в нее, увидел святого стоящим на коленах с простертыми вверх руками и вверх же обращенным лицом. Думая, что он жив и молится, стал вместе с ним на молитву и Антоний.

Прошел час, и, так как от святого Павла не было слышно ни слов, ни вздохов молитвенных, блаженный Антоний подошел к нему ближе и, увидев, что он уже мертв, понял, что тело святого мужа и по смерти воздает поклоненье Богу, пред Лицом Которого все живо.

Долго он плакал и рыдал, целуя святое тело преподобного, потом обвил его принесенною с собою мантиею и по христианскому обычаю начал петь употребляемые при погребении псалмы. Но он не мог придумать, как ему совершить погребенье святого, так как не принес с собою заступа, чтобы вырыть могилу.

– Возвращаться ли в монастырь за орудием? – размышлял он – но туда три дня пути. Здесь ли оставаться? но без заступа я не могу сделать ничего. – Останусь я лучше здесь и умру, как должно, испустив последнее дыханье близ Твоего, Христе, воина!

Когда он думал об этом, вдруг из глубины пустыни приходят два льва, рыкая и как бы плача о потере святого. Антоний сначала несколько испугался, но потом когда увидел, что кроткие, подобно агнцам, звери лежат у тела святого и жалостно рыкают, точно плачут, дивился кротости этих зверей.

Они же начали когтями своими рыть землю и, выкопав яму значительной глубины, снова припали к телу святого с сильным рыканьем, как бы прощаясь с ним, потом, подойдя к преподобному Антонию, стали лизать руки и ноги его, как бы прося благословенья и молитвы.

Преподобный, видя, что и звери преклоняются пред Богом, славил Христа и говорил:

– Господи, – без Твоей воли не падают на землю ни лист с дерева и ни одна птица, – дай, как Ты знаешь, благословенье Свое этим зверям.

Обратите внимание

Потом, указывая рукою на пустыню, он велел зверям уйти туда. Когда они скрылись, авва Антоний похоронил честное тело святого и преподобного отца Павла, первого пустынножителя, скончавшегося 113 лет от роду.

Всю следующую за погребением ночь преподобный Антоний провел над могилою святого в слезах и молитве, с наступлением же утра, отправился обратно в свой монастырь, захватив с собою сплетенную из финиковых листьев одежду святого.

Придя в свою обитель, он подробно рассказал обо всем своим ученикам, в назидание их, одежду же св. Павла он берег и чтил настолько, что надевал ее только два раза в год: в праздник св. Пасхи и в Пятидесятницу.

Святыми молитвами преподобных отцов Павла и Антония, да сподобит нас жребия Своих угодников Христос Господь наш, Которому, с Отцом и Святым Духом, честь и слава во веки, аминь.

Примечания

Преподобный Антоний Великий – первый учредитель монашеского жития. Память его совершается 17 января. Пещера, в которой он подвизался, находилась в южном Египте, в диком и необитаемом месте Фиваиды, на восточном берегу р. Нила.

Пещера преп. Павла, на горе Холзим, в прямую линию от горы Антония отстоит не более, как на четыре версты, но она отделена столь высокою и крутою стеною, что обход вокруг нее очень продолжителен, почему преп. Антонию и пришлось употребить на весь путь около двух дней.

Год рождения Павла Фивейского по житии его определяется так. Когда Антоний пришел к Павлу, он уже 91 год был в пустыне, в которую удалился 22-х лет. След., ему было 113 лет. Антоний, родившийся в 25-м году, пришел к нему 90 лет от роду; след. преп. Павел родился около 228 года.

Фиваида – область знаменитого в древности египетского города Фивы, этим же именем, назывался, по имени главного города, и вообще весь верхний (южный) Египет.

Декий – римский император, жестокий гонитель христианства, царствовал с 249–251 г.

Преп. Павел Фивейский скончался в 341 году. Тело его, по воле Византийского императора Мануила Комнена (1146–1180 гг.), перенесено было в Константинополь и положено в монастыре Богородицы Перивлепты, затем в 1240 году перенесено было в Венецию и, наконец, в Венгрию в Офен; часть главы его – в Риме.

Источник: http://AzbukaSpaseniya.ru/biblioteka/pavel-fivejskij-otshelnik-zhitie.html

Сказка о небе. Как творение Божие слушается святых угодников

Сказка о небе. Книга о том, как творение Божие: природа, мир диких зверей и домашних животных, птиц поднебесных и рыб морских — слушается святых угодников Божиих и служит им.

В настоящей книге представлена подборка рассказов, в которых описываются события библейской и церковной истории, а также случаи из житий святых. Все рассказы связаны единой темой: послушания мира природы Господу, Божией Матери и святым угодникам Божиим.

Издание адресовано широкому кругу читателей.

СОДЕРЖАНИЕ

Святые отцы о творении Божием

Мир Божий

Как пророк Моисей провел свой народ по днуКрасного моря Как Иисус Навин остановил солнцеБегство Святого Семейства в ЕгипетУсмирение буриКамень Вознесения Чудесная встреча иконы Божией Матери «Милостивая» (Киккская)О явлении источника. Икона Божией Матери, именуемая «Экономисса»О разрешении бездождия. Икона Божией Матери, именуемая «Миртидиотисса»Чудесная защита. Устюжская икона Благовещения Пресвятой БогородицыЯвление Толгской иконы Божией МатериПрекращение пожара. Новгородская иконаБожией Матери, именуемая «Знамение»О прекращении дождя. Икона Божией Матери Абалакская «Знамение»Макарьевская икона Божией МатериНарвская икона Божией МатериКак преподобный Виссарион Египетский, чудотворец, остановил солнцеКак преподобный Патермуфий остановил солнцеИзбавление от зноя преподобного Кириака отшельникаБлагочестивый кормчий Чудесная купель Источник преподобного Симеона СтолпникаИсточник преподобного Феодосия АнтиохийскогоПреподобный Варлаам ХутынскийПреподобный Антоний Римлянин, Новгородский, чудотворец Святитель Василий, епископ РязанскийИсточники преподобного Сергия РадонежскогоПреподобный Арсений КаппадокийскийСвятитель Тихон, епископ Воронежский, Задонский чудотворецПреподобный Кукша Одесский, исповедникКолодец святителя Нектария ЭгинскогоПреподобный Паисий Святогорец и страшный ливень

Творение Божие
Святой пророк Божий Илия

Святой пророк Божий ДаниилОлень Божией МатериКефалонийские змеиМилость от иконы Божией Матери, именуемой «Змеевидная» Чудо от Грузинской иконы Божией МатериМилость от иконы Божией Матери, именуемой «Избавительница»Мученики Сергий и ВакхМученик Мамант КесарийскийМученица Татиана РимскаяМученик Неофит НикейскийСвященномученик Власий, епископ СевастийскийСвященномученик Ипатий, епископ Гангрский Преподобный Павел ФивейскийПреподобный Макарий Александрийский и гиенаПреподобный АммонМолчаливый послушникДельфины преподобного Мартиниана КесарийскогоПреподобный Герасим Иорданский и левПодвижник ГеленПреподобный Коприй Палестинский Святые старцы-пустынникиПреподобный Симеон Столпник и драконПреподобный Иоанн ЗедазнийскийПреподобный Шио Мгвимский Преподобный Давид ГареджийскийТри праведные жены и птицы Преподобный Косма ЗографскийАфонские простецыПреподобный Сергий Радонежский и медведьПреподобный Павел ОбнорскийПреподобный Пафнутий Боровский Ворон преподобного Герасима БолдинскогоПреподобный Серафим Саровский и медведьСвятитель Нектарий ЭгинскийСвященномученик Серафим, епископ ДмитровскийСпасение от голодной смерти Преподобный Кукша Одесский, исповедник, и вороныПреподобный Лаврентий ЧерниговскийСтарица Мария СтрогановаСвятитель Тихон, патриарх Московский и всея РоссииАрхимандрит Херувим (Барабуля) и медведьИеросхимонах Стефан (Игнатенко)Патриарх Сергий (Страгородский)Преподобный Паисий СвятогорецАрхимандрит Кирилл (Павлов)Патриарх Алексий II Протоиерей Александр Ветелев

Читайте также:  Молитва от страха, тревоги и боязни - православные иконы и молитвы

Библиография

Источник: http://www.xn--80aeopmfjx.xn--p1ai/collection/detskie-2/product/skazka-o-nebe-kak-tvorenie-bozhie-slushaetsya-svyatyh-ugodnikov

Преподобный Павел Фивейский, пустынник египетский

Преподобный Павел родился в Египте, в Нижней Фиваиде, и получил благочестивое воспитание в христианской семье. Он унаследовал от родителей богатое имущество и разделил его пополам с сестрой.

Но муж его сестры, жестокий и корыстолюбивый, не удовольствовался этим и, пользуясь гонением на христиан (249) от римских императоров Валериана и Деция, замыслил предать Павла в руки гонителей, чтобы заполучить его имение.

Павел, по природе больше расположенный к удалению от мира, чем к пристрастию к земным благам, узнал о намерениях своего зятя, отказался от всего своего имущества и покинул мир.

Переходя с места на место и отыскивая, где бы приютиться, Павел увидел каменную гору и у подножия ее – пещеру, заслоненную каменной глыбой.

Отодвинув ее, он нашел внутри обширный ход, открытый верх которого был осенен длинными и густыми ветвями финикового дерева; вблизи протекал источник с чистой водой. Юноше полюбилось это место, и он решил поселиться тут навсегда.

Дни и ночи он проводил в молитве; питался плодами своей пальмы; одевал ее в листья. И никого из людей во все это время он не видал.

Но подвижник не утаился в пустыне. Господь открыл о нем в сновидении другому подвижнику, Антонию Великому.

Важно

Извещенный Божьим откровением, что в отдаленном краю той же Фиваидской пустыни, где он провел 70 лет жизни, поселился другой отшельник, начавший свой подвиг раньше его, святой Антоний пожелал отыскать указанного ему Богом.

После двухдневного трудного пути через знойную бесплодную пустыню он дошел по следам бежавшей гиены до пещеры блаженного старца. Впервые после почти векового уединения  встретив человека, Павел стал расспрашивать его о людях:

– Расскажи мне, что делается в мире? Неужели есть еще идолопоклонники? Неужели еще преследуют христиан?

Преподобный Антоний отвечал на его вопросы и потом сам стад спрашивать старца о его жизни. Павел, поведав о 113 годах своей жизни, в заключение сказал:

– Теперь наступило время моего успения, и  потому ты прислан от Бога, чтобы покрыть мое тело землей… Тебе же надобно еще жить для пользы братии твоей. Иди теперь в монастырь и для облачения тела моего принеси одежду…

Антоний с печалью припал к ногам Павла, простился с ним и отправился исполнить его поручение, но, придя во второй раз в пещеру, он уже не застал старца в живых. Блаженный стоял на коленях, с воздетыми руками. Тело еще пребывало  в молитвенном положении, но душа вознеслась к своему Создателю…

С великою печалью святой Антоний облачил тело усопшего в погребальную одежду и совершил над ним погребение с горячей молитвой. После того взял с собой пальмовое рубище Павла и возвратился в свою обитель. Только в самые торжественные праздники он облачался в эту драгоценную одежду из листьев.  

27 январь 2014 /

Источник: https://pravoslav-voin.info/azi/3296-prepodobnyj-pavel-fivejskij-pustynnik-egipetskij.html

Преподобный Павел Фивейский

Память преподобного Павла Фивейского совершается в Православной Церкви 28 января по новому стилю.

Жизнеописание святого Павла Фивейского

Достоверных сведений о жизни преподобного Павла Фивейского сохранилось крайне мало, и одним из основных источников, из которых мы узнаем об этом великом раннехристианском святом, является житие, составленное другим прославленным святым, блаженным Иеронимом Стридонским, во второй половине IV века.

Согласно этому житию, преподобный Павел родился в Египте около 228 года. Данное ему позже прозвание «Фивейский» указывает на город Фивы, откуда, по всей вероятности, будущий преподобный был родом. Этот древний город, бывший некогда одним из крупнейших и известных в Египте, уже к началу нашей эры пришел в упадок.

В III веке гонение на христиан при императоре Деции вынудило многих верующих покинуть город и скрываться в Египетской пустыне. В числе спасавшихся от гонителей был и Павел. Он узнал о том, что один из родственников хочет предать его в руки языческого правителя, надеясь получить за это награду.

Совет

Оставив город, преподобный удалился в пустыню, где провел всю свою жизнь, став первым монахом-отшельником в истории христианской Церкви.Согласно житию, отшельнический подвиг Павла Фивейского в пустыне длился 91 год.

Все это время святой жил в пещере возле горы, его пищей были хлеб и финики, которые чудесным образом приносил ворон, а одеждой служили пальмовые листья.Житие говорит о том, что в конце жизни святого Павла состоялась его встреча с другим прославленным отшельником преподобным Антонием Великим.

Однажды этого святого стал искушать помысел, что нет ни одного монаха-отшельника, который уподобился бы ему в строгости жизни и подвигах. И тогда преподобный услышал голос, повелевавший ему отправиться в Египетскую пустыню и найти святого Павла Фивейского, который превзошел его во всех добродетелях.

Повинуясь этому призыву, преподобный Антоний отправился к великому старцу и был поражен святостью его жизни, получив тем самым урок смирения. Святой Антоний Великий прожил с преподобным Павлом Фивейским последние дни его земной жизни и, когда старец скончался, то стал свидетелем того, как Ангелы приняли его святую душу. Похоронив святого Павла, прожившего столь долгую жизнь, святой Антоний вернулся в свою обитель.

Почитание преподобного Павла Фивейского

В XII веке святые мощи преподобного Павла Фивейского были перенесены по повелению императора Мануила из Египта в Константинополь, и позже частицы мощей были разнесены по разным монастырям христианского мира.

Хотя преподобный Павел не основал монастыря, но он по праву может считаться родоначальником иночества, явив образец того высокого служения, которое несет человек, который хотя и отрекся мира ради любви к Богу, но помогает оставшимся в миру людям своим молитвенным подвигом.

Почитание преподобного Павла Фивейского началось сразу же после его кончины. В V веке на месте пещеры, где святой провел почти всю свою жизнь, был основан монастырь.

Хотя эта обитель неоднократно подвергалась нападениям бедуинов и какое-то время находилась в разрушении, но в XVIII веке монастырь был построен заново и дошел в таком виде до наших дней.

Преподобный Павел пользуется большим почитанием среди верующих.

Одним из наиболее распространенных иконографических сюжетов в церковном искусстве является изображение встречи преподобного Павла со святым Антонием Великим.

Обратите внимание

Нередко святого Павла изображают с вороном под пальмовым деревом. Иногда также можно видеть двух львов, которые по преданию вырыли могилу для преподобного.

Тропарь, глас 4:

Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их/ в мире управи живот наш.

Кондак, глас 3:

Яко светило незаходящее мысленнаго Солнца,/ сошедшеся, днесь восхвалим в песнех:/ возсиял бо еси сущим во тьме неразумия,/ вся возводя к Божественней высоте,/ фивеев украшение, Павле преподобне, отцев и постников твердое основание.

Величание:

Ублажаем тя, преподобне отче Павле, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов.

Молитва (стихиры на «Господи воззвах»):

Начало добродетельныя явился еси небоходныя яве стези, треблаженне Павле, жительства мирови: ибо восхождения духовная положил еси добре в души твоей, имиже краю прикоснулся еси добродетелей воздержанием и болезньми многими.

Источник: http://xn--90agckdaxqir9f.xn--p1ai/svyatye/938-prepodobnyj-pavel-fivejskij

Павел Фивейский. Кто есть кто — Путеводитель по Египту

Facebook

Twitter

Вконтакте

Google+

В Православной церкви почитается преподобным.

Жизнеописание

Сведения о жизни Павла Фивейского крайне скудны, практически единственным источником биографической информации является его житие, которое впервые приводит Иероним в Vita Sancti Pauli Monachi Thebaei.

Икона Павла Фивейского фото: Bola George, CC BY-SA 3.0

Согласно ему Павел Фивейский родился в Египте, в городе Фивы. Оставшись сиротой, он много претерпел от своего корыстолюбивого родственника из-за родительского наследства.

Во время гонений императора Деция (249—251) на христиан святой Павел, узнав о коварном замысле родственника предать его в руки гонителей, покинул город и удалился в пустыню. Поселившись в пещере у подножия горы, преподобный Павел, никому не ведомый, прожил в ней 91 год, неустанно молясь Богу днем и ночью.

Важно

Питался он финиками и хлебом, которые приносил ему ворон, одеждой из пальмовых листьев укрывался от холода и зноя.

Встреча Святого Антония и Павла (коптская икона) неизвестен, Public Domain

Незадолго до кончины Павла, состоялась его встреча со святым Антонием, посетившим Павла в его отшельническом месте.

Антоний оставался со св. Павлом вплоть до смерти последнего и похоронил отшельника. Согласно житию, св. Павел скончался во время молитвы, стоя на коленях.

Св. Павел. Коптская икона неизвестен, Public Domain

Традиционно датой его смерти считается 341 год.

Несмотря на то, что Павел Фивейский не основал ни одной обители, его жизнь послужила образцом для отшельнических монашеских обителей, что даёт основание считать его первым христианским монахом-отшельником в истории.

Почитание и реликвии

Память Павла Фивейского отмечается 15 января в католицизме, 15 января в православии (по юлианскому или григорианскому календарю, в зависимости от принятого в поместной церкви календаря), 9 февраля в Древневосточных церквях, в том числе в Коптской православной церкви. У коптов почитание св. Павла широко распространено, встреча св. Павла со св. Антонием — популярный сюжет коптской иконописи. Иконографические атрибуты св. Павла — пальмовое дерево, ворон, два льва (по легенде, они вырыли могилу святого).

Читайте также:  Лития - это что такое? лития, совершаемая мирянином

Прп. Павел Фивейский неизвестен, Public Domain

В V веке на месте, где находилась пещера, в которой жил святой, был основан существующий по сей день монастырь св. Павла. Мощи Павла, вместе с мощами Паисия Великого в V веке были перенесены Исидором Пелусиотским из Египта в Писидию (Малая Азия).

В XII веке, согласно преданию, мощи святого Павла были перенесены в Константинополь. Позднее они были частично перенесены в Венецию, в церковь Сан-Джулиано; а частично — в Рим.

Павел Фивейский Meister von Meßkirch (1500–1543), Public Domain

В 1250 году был основан католический монашеский орден паулинов (полное название — Орден святого Павла, первого отшельника), названный в честь Павла Фивейского. Главный их монастырь Ясная Гора находится в Ченстохове, Польша.

Источник: http://egypt-ru.touristgems.com/people/10217-pavel-fivejskij/

Канон святому преподобному Павлу Фивейскому

Пе́снь 1.

Ирмо́с: Пои́м Го́сподеви, прове́дшему лю́ди Своя́ сквозе́ Чермно́е мо́ре, я́ко Еди́н сла́вно просла́вися.

Па́вла богоно́снаго, я́ко мона́шествующих удобре́ние, ве́рнии, соше́дшеся, пе́сньми по до́лгу почита́ем.

Бы́л еси́ пусты́ни пе́рвый жи́тель, Па́вле сла́вне, и небе́снаго Ца́рствия насле́дник показа́лся еси́ поще́нием.

Всего́ себе́ воздержа́нием очи́стив, всеблаже́нне, жили́ще яви́лся еси́ Бо́жие и а́нгелов единосе́льник.

Богоро́дичен: Пречи́стая Богоро́дице, Я́же воплоще́нно Присносу́щное и Пребоже́ственное Сло́во па́че естества́ ро́ждшая, пое́м Тя́.

Пе́снь 3.

Ирмо́с: Утвержде́й Сло́вом небеса́ и зе́млю основа́вый на вода́х мно́гих, утверди́ мя́ к пе́нию славосло́вия Твоего́, Го́споди.

Важно

К Бо́гу о́ком твоея́ души́ взира́я, о́тче, Того́ возлюби́л еси́, возненави́дев земна́я и а́нгельскую соверши́в жи́знь.

Луча́ми, о́тче, доброде́телей, страсте́й отгна́л еси́ мглу́ я́ве, просвеще́ние Ду́ха во твое́м се́рдцы прие́м.

Небе́сным хле́бом пита́яся, я́ко Илия́ дре́вле вра́ном, мы́сленныя отбе́гл еси́, о́тче, Иезаве́ли, к покро́ву Христо́ву.

Богоро́дичен: Ца́рь сла́вы и Творе́ц, обагри́в кровьми́, Богороди́тельнице, Свою́ багряни́цу омочи́в, та́инственно очервлени́.

Седа́лен, гла́с 1.

Ми́ра кра́сная от се́рдца возненави́дев и Еди́наго Бо́га от души́ возлюби́в, пусты́ню, я́ко во обита́тельный гра́д, Па́вле, пости́гл еси́. В еди́нех то́кмо виде́ниих упражня́яся, яви́лся еси́, я́ко а́нгел, с пло́тию живы́й. Те́м тя́ почита́ем.

И ны́не, богоро́дичен: Я́ко невозде́ланная, Де́во, лоза́, красне́йший Гро́зд прозябла́ еси́, источа́ющь на́м вино́ спаси́тельное, все́х веселя́щее ду́ши и телеса́. Те́мже, я́ко вину́ Тя́ до́брых блажа́ще при́сно, со а́нгелом вопие́м Тебе́: ра́дуйся, Благода́тная.

Крестобогоро́дичен: Неискусобра́чная Чи́стая и Ма́ти Твоя́, Христе́, ви́дящи Тя́ ме́ртва ви́сяща на Кресте́, ма́терски пла́чущи, глаго́лаше: что́ Тебе́ воздаде́ евре́йский беззако́нный собо́р и неблагода́рный, мно́гих и вели́ких Твои́х, Сы́не Мо́й, даро́в наслади́выйся? Пою́ Твое́ Боже́ственное снизхожде́ние.

Пе́снь 4.

Ирмо́с: Та́йно проро́к предзря́ от Де́вы Тя́, Сло́ве, воплоща́ема, пе́сненно вопия́ше: сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.

Насажде́н в дому́ Бо́жии, доброде́телей благопло́дие прозя́бл еси́ и плотска́я увяди́л еси́ воста́ния по́стничеством твои́м.

Огне́м любве́ Бо́жия страсте́й те́рние попали́л еси́ и тебе́ сама́го Ду́ха, о́тче, жили́ще показа́л еси́.

Жезло́м доброде́тельныя твоея́ жи́зни, я́коже зве́ри, стра́сти отгна́л еси́, те́мже и твоя́ сме́рть зве́ри на погребе́ние твое́ собра́.

Богоро́дичен: Багряни́ца истка́ся та́инственная из чи́стых крове́й Твои́х все́х Бо́гу, в ню́же оде́явся, Богоро́дице, соедини́ на́с Бо́гу и Отцу́.

Пе́снь 5.

Ирмо́с: У́тренююще, вопие́м Ти́: Го́споди, спаси́ ны́, Ты́ бо еси́ Бо́г на́ш, ра́зве Тебе́, ино́го не ве́мы.

Совет

В пе́ниих и поще́ниих, моли́твах же и бде́ниих пожи́в, преподо́бне, к Бо́гу всели́лся еси́.

Житие́ твое́ всечестно́е бы́сть в Го́споде, Па́вле всеблаже́нне, и погребе́ние твое́ пресла́вно.

Тече́ние поще́ния, преподо́бне, сконча́в, вы́шним си́лам собесе́дник, о́тче, бы́л еси́.

Богоро́дичен: Де́ву по Рождестве́ пое́м Тя́, Богоро́дице, Ты́ бо Бо́га Сло́ва пло́тию ми́ру родила́ еси́.

Пе́снь 6.

Ирмо́с: Ри́зу мне́ пода́ждь све́тлу, одея́йся све́том, я́ко ри́зою, Многоми́лостиве Христе́ Бо́же на́ш.

Ру́ки просте́р к Бо́гу, ду́шу твою́, преподо́бне, Тому́ преложи́л еси́, во дни́ и нощи́ благоугожда́я Ему́.

Просла́виша успе́ние твое́ а́нгелов во́инства, проро́ков же чи́ни и святы́х апо́столов, о́тче преподо́бне.

Бу́рю страсте́й пребе́г, ве́трилом, преподо́бне, кра́йняго по́стничества в небу́рное приста́нище устреми́лся еси́ Христо́во.

Богоро́дичен: Еди́на сло́вом пло́тию Сло́во Ро́ждшая, изба́ви, мо́лимся, сете́й врага́ ду́ши на́ша.

Конда́к, гла́с 3.

Я́ко свети́ло незаходя́щее мы́сленнаго Со́лнца, соше́дшеся, дне́сь восхва́лим в пе́снех: возсия́л бо еси́ су́щим во тме́ неразу́мия, вся́ возводя́ к Боже́ственней высоте́, фиве́ев украше́ние, Па́вле преподо́бне, отце́в и по́стников тве́рдое основа́ние.

Пе́снь 7.

Ирмо́с: В нача́ле зе́млю основа́вый и небеса́ сло́вом утверди́вый, благослове́н еси́ во ве́ки, Го́споди Бо́же оте́ц на́ших.

Мудрова́ние плотско́е покори́в Ду́ху, преподо́бный вопия́ше: благослове́н еси́ во ве́ки, Го́споди Бо́же оте́ц на́ших.

Обратите внимание

Спасе́н бы́в от вра́жиих се́тей, преподо́бне, в ра́дости вопия́ше: благослове́н еси́ во ве́ки, Го́споди Бо́же оте́ц на́ших.

Страсте́й пла́мень ве́сь попра́в по́стнически, преподо́бный вопия́ше: благослове́н еси́ во ве́ки, Го́споди Бо́же оте́ц на́ших.

Богоро́дичен: Не́бо сотвори́вый Де́ву, и из Нея́, я́ко со́лнце, возсия́в, благослове́н еси́ во ве́ки, Го́споди Бо́же оте́ц на́ших.

Пе́снь 8.

Ирмо́с: Безнача́льнаго Царя́ сла́вы, Его́же трепе́щут небе́сныя си́лы, по́йте, свяще́нницы, лю́дие, превозноси́те во вся́ ве́ки.

Поревнова́л еси́ Иоа́нну богому́дрому Предте́чи, в пусты́ни пости́вся, с ни́мже и жи́знь получи́ти сподо́бился еси́ и́стинно присносу́щную.

Угаси́л еси́ страсте́й пе́щи, о́тче на́ш, воздержа́ния росо́ю, вопия́ всеблагоче́стно: лю́дие, превозноси́те Христа́ во ве́ки.

Ра́й и́стинно соде́лал еси́ пусты́ню, в не́й преизя́ществовав во вся́кой доброде́тели, те́мже и рая́ сла́дости сподо́бился еси́.

Богоро́дичен: Я́ко иму́щи к Бо́гу дерзнове́ние, Всепе́тая Богома́ти Мари́е, умоли́ Его́ бе́д изба́вити ве́рою Тя́ пою́щия.

Пе́снь 9.

Ирмо́с: Неви́димаго зра́ком Боже́ственным прие́мшая, Неискусобра́чная Де́во и Ма́ти, пе́сньми Рождество́ Твое́ велича́ем.

Я́ко сокро́вище тя́ мы́сленное сокрове́нно, преподо́бне, откры́ Бо́г Анто́нию, на́м же в сла́ву и ра́дование.

В стра́х Бо́жий себе́ сама́го пригвозди́в, о́тче преподо́бне, и сме́рти поуче́нием житие́ соверши́в, жи́зни сподо́бился еси́.

Я́ко дерзнове́ние к Бо́гу стяжа́в, моли́ о и́же на земли́ соверша́ющих ве́рою па́мять твою́ сию́, Па́вле блаже́нне.

Богоро́дичен: Собезнача́льнаго Отцу́ и Свято́му Ду́ху заче́нши Христа́ и ро́ждши несказа́нно, Де́во, моли́, е́же спасти́ся на́м.

Источник: http://akafistnik.ru/kanony-svyatym/kanon-svyatomu-prepodobnomu-pavlu-fivejskomu/

День памяти преподобного Павла Фивейского

Русская православная церковь 28 января чтит память удивительного египетского святого, сотаинника Антония Великого, первого из христианских монахов-отшельников, прожившего в суровой пустыне 91 год – преподобного Павла Фивейского.

     Преподобный Павел Фивейский родился в Египте, в городе Фиваиде. Оставшись сиротой, он много претерпел от своего корыстолюбивого родственника из-за родительского наследства. Во время гонений Декия на христиан святой Павел, узнав о коварном замысле предать его в руки гонителей, покинул город и удалился в пустыню.

     Поселившись в пещере у подножия горы, преподобный Павел, никому не ведомый, прожил в ней 91 год, неустанно молясь Богу днем и ночью.

Важно

Питался он финиками и хлебом, которые приносил ему ворон, одеждой из пальмовых листьев укрывался от холода и зноя.

По смотрению Божию, уже незадолго до кончины преподобного Павла, Бог открыл о нем преподобному Антонию Великому, который также подвизался в Фиваидской пустыне.

     Однажды святому Антонию пришла мысль, что едва ли есть другой такой пустынник, как он, и тогда он услышал глас: «Антоний, есть раб Божий, который совершеннее тебя и прежде тебя поселился здесь в пустыне. Иди в глубину ее и найдешь его».

     Антоний пошел и нашел пещеру святого Павла. Преподав Антонию урок смирения, преподобный Павел вышел ему навстречу. Старцы назвали друг друга по имени, обнялись и долго беседовали. Во время беседы прилетел ворон и принес им обоим хлеб. Преподобный Павел открыл преподобному Антонию приближение своей кончины и завещал похоронить его.

     Преставился святой Павел во время молитвы, стоя на коленях. Преподобный Антоний видел, как его святая душа в окружении Ангелов, пророков и апостолов восходила к Богу. Два льва прибежали из пустыни и когтями вырыли могилу.

     Преподобный Антоний похоронил святого старца и, взяв его одежду из пальмовых листьев, удалился в свою обитель.

Одежду эту преподобный Антоний хранил как величайшую святыню и надевал только два раза в год – на Пасху и Пятидесятницу. Скончался преподобный Павел Фивейский в 341 году, когда ему было 113 лет.

 Он не основал ни одной обители, но вскоре после его кончины явилось много подражателей его жизни, покрывших пустыню обителями.

Совет

     Преподобный Павел считается отцом православного монашества. В XII веке тело святого Павла по воле императора Мануила было перенесено в Царьград и положено в Перивлептской обители Пресвятой Богородицы. Впоследствии оно было перенесено в Венецию и, наконец, в Венгрию в Офеи; часть главы его находится в Риме.

     Именины:

Прохор, Иван, Гавриил, Павел, Михаил, Елена, Герасим, Вениамин, Максим

Источник: https://ruspekh.ru/events/item/den-pamyati-prepodobnogo-pavla-fivejskogo

Ссылка на основную публикацию