Преподобный ефрем, новоторжский чудотворец

Ефрем Новоторжский, преподобный (житие)

Преподобный Ефрем, как передает житие его, был родом венгр и доводился родным братом прп. Моисею Угрину (+ ок. 1043; память 26 июля/8 августа), а так­же Георгию, любимому и преданному отроку святого князя Бориса (память 2/15 мая и 24 июля/6 августа). Оставив свое отечество, преподобный вместе с братьями поступил на службу к святому Борису.

Когда 24 июля 1015 года князь был умерщвлен подосланными Святополком Окаянным убийца­ми, а родной брат прп. Ефрема Георгий обезглав­лен ими ради золотой гривны, возложенной на него святым князем, прп. Ефрем, находившийся в то время в отсутствии, пришел на берег реки Альты и искал тело убитого брата.

Но на­шел он лишь одну главу Георгия и взял ее с тем, чтобы завещать потом положить с собою в одну гробницу. Вскоре после того преподобный оставил мир и поселился в уединенном месте на берегу реки Тверцы, неда­леко от го­родка Торжка или от того места, где возник он.

Обратите внимание

На свои средства преподобный Ефрем построил здесь странноприимный дом и принял на себя подвиг стран­нолюбия, распространенный среди благочестивых и нищелюбивых людей Древ­ней Руси.

Когда открыты были мощи святых страстотерпцев Бориса и Глеба и установлено им общецерковное празднование, в 1038 году препо­добный постро­ил храм во имя мучеников Христо­вых и при нем основал монастырь, в котором под­визался до глубокой старости. Скончался преподобный 28 января 1053 года.

Честные мощи преподобного Ефрема были обретены 11 июня 1572 г. Новго­род­ский архиепископ Леонид, возвращаясь из Москвы в Новгород, посетил тогда для молитвы Борисоглебскую обитель. Настоятеля и братию он спраши­вал, где поло­жены мощи чудотворца.

Когда показали гробницу святого, архи­епископ при­казал открыть и самый гроб. Тогда присутствующие увидели тело преподобного нетлен­ным и ощутили благоухание. После этого в 80-х годах XVI века было установлено местное празднование преподобному Ефрему.

В настоящее вре­мя память угодника Божия чтится общецерковно.

Господь прославил преподобного Ефрема даром чудотворения. Из многих записан­ных чудес его передадим лишь два.

Бывший царь казанский Эдигер, принявший во святом крещении имя Си­меона, получил от царя Иоанна Грозного в удел Тверь и Торжок. Часто по­се­щая Борисо­глебскую обитель, он начал благоговейно почитать преподоб­ного Ефрема и решил устроить для его мощей кипарисовую раку.

Но поручил он это дело небрежному мастеру, который уронил дерево в раку и сокрушил кость ноги преподобного. В это самое время чудотворец явился во сне настоятелю обители Мисаилу и сказал о небрежности мастера, показывая язву ноги сво­ей, и просил передать царю Симео­ну, чтобы он переменил мастера.

Мисаил поспе­шил к Симеону, и благочестивый царь не только исполнил волю святого, но и украсил его храм святыми иконами и церковной утварью.

Важно

Во времена же Грозного посланы были в Новгород с царской казной Дементий Черемисин и Замятня-Завоплюцкий. Черемисин хотел везти казну водою против течения реки Тверцы; но сам он ехал сухим путем, поручив сопровождать казну Замятне. Царские слуги жестоко грабили по дороге народ и монастыри.

Так они собрали много имения. Доплыв до Борисоглебской обители, Замятня потребовал у братии под царскую казну людей и много запасов. Братия вынуж­дены были занимать деньги, чтобы ими откупиться.

Но когда Замятня плыл по Тверце, обре­мененный монастырским богатством, он уронил в воду деньги, а сам вдруг смер­тельно заболел. Дали знать Черемисину. Он ужаснулся, ве­лел нести больного товарища в обитель и сам сопровождал его.

Здесь служили мо­лебны святым муче­никам; оба плакали о своих грехах и возвратили отнятое у обители серебро. Тогда явился больному старец; укорив его за расхищение обители, он смилостивился и даровал ему исцеление.

Тропарь, глас 1

Божественною свыше просветився благодатию, преподобне, мно­гим терпением во временной жизни подвиг совершил еси. Темже исто­ча­еши чудес благодать всем с верою приходящим к раце мощей твоих, Ефреме преблаженне, сего ради зовем: слава Давшему ти кре­пость, слава Венчавшему тя, слава Действующему тобою исцеления.

Кондак, глас 8

Яко богоявленная Российская звезда, днесь сияя чудесы, явился еси, преподобне отче Ефреме. Тем не престай моляся о стаде своем, сохраняяй отечество твое, град же и люди, иже тебе верою почита­ющих и к честным мощем твоим усердно притекающих, да веле­гласно тебе вопием: радуйся, богомудре Ефреме, отче наш.

Молитва

О преславный Господень угодниче и Богом собраннаго зде о тебе стада Христова предобрый пастырю и наставниче, преподобне и бого­носе отче наш Ефреме! Приими убогое сие наше и малое от любви душевныя приносимое тебе моление и не презри нас, грешных, требующих твоея помощи и заступления.

Се бо мы, предстателя тя в нуждах непостыднаго стяжавше, верою несумненною тебе в хода­тайство призываем, ты же, яко велие имеяй дерзновение ко Господу и Пречистей Его Матери, буди молитвенник, помощник и ходатай о всех, со тщанием в Божественный твой храм приходящих, честных же и многоцелебных мощей твоих со страхом и благоговением прикасающихся, услыши ны, святче Божий, и призри милости­вым оком на предстоящия цельбоносному твоему гробу люди. Вемы бо во­истину, яко аще по отшествии твоем плотию и разлучился еси от нас, но духом неотступно пребываеши с нами, тем и вся нам, яже ко спасению полезная, усердне просящим, молитвами твоими по­да­ти можеши. Простри убо преподобныя длани твоя, о добрый и великий наш заступниче, и не престай молитися о стране нашей и о людях, на всяком месте благочестно тебе на помощь призываю­щих. Сохра­ни же вся грады и страны Российския от нашествия инопле­мен­ник, междоусобныя брани, тлетворных ветр и от всякаго губительнаго зла. Всех нас избави от всяких бед и скорбей. Яко да тобою управляеми, многомятежное маловременнаго жития сего море безбедне пре­плывше, достигнем в желаемое оное небесное приста­нище и просла­вим Всесвятую, Равночестную и Единосущную Трои­цу, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Источник: https://lTorzhok.ru/articles/23-efrem-novotorzhskii-prepodobnyi-zhitie.html

Опубликована статья о преподобных Ефреме и Моисее, святых родом из Венгрии

Ко дню преподобного Ефрема Новоторжского (24 июня по н.ст.), православного святого, родом из Венгрии, в популярном русскоязычном журнале «Венгрия для Вас» опубликовано окончание статьи настоятеля Хевизского православного прихода протоиерея Николая Кима  «У истоков русской святости. Как три брата венгра оказались среди первых русских святых». Ниже размещаем текст публикации: 

У истоков русской святости

Как три брата венгра оказались среди первых русских святых

Окончание. Начало см. в предыдущих выпусках журнала.

Часть 3. Старшие братья святого отрока Георгия – преподобные венгры Моисей и Ефрем

Преподобный Моисей венгр, Киево-Печерский чудотворец

Подвиг венгерского воина Георгия оказал влияние на жизненный выбор его старших братьев Моисея и Ефрема. Об одном из них, преподобном Моисее Угрине (угрин, значит венгр), монахе Киево-Печерского монастыря, подробно рассказывается в Киево-Печерском патерике.

О другом брате, преподобном Ефреме, основателе Новоторжского Борисоглебского мужского монастыря, сообщает его Житие.

Совет

Оба они канонизированы и причислены к лику святых, в земле Российской просиявших: преподобный Моисей Угрин Печерский (память 26 июля), и преподобный  Ефрем Новоторжский (память 28 января).

Старшие братья Георгия видимо были в составе войска, которое отпустил князь Борис. Когда весть о кровавой расправе на Альте дошла до них, они пришли на место гибели своего брата и нашли его обезглавленное тело и голову.

Надо попытаться поставить себя на их место, представить, какую бурю чувств они испытали над телом любимого брата. И здесь нас ждет снова неожиданный поворот, непонятное для обычного человека решение, особенно если принять во внимание характер и обычаи того времени. Не месть, а вера берет верх в сокрушенных сердцах братьев.

Ненависть не к убийцам, которые являлись лишь орудием в чужих руках, и даже не к Святополку. А ненависть к отцу всех убийц и всего зла, к сатане, вот что завладело ими до конца дней их земной жизни.

Они не ринулись в погоню, не пошли к князю Ярославу, собирающему дружину для восстановления справедливости на русской земле, а вышли на битву с главным убийцей их брата, сатаной — источником всего зла в мире. Поистине великий и мужественный шаг! И самое важное, что это не была мимолетная экзальтация, сиюминутное решение.

Вся последующая жизнь Моисея и Ефрема свидетельствует о  том, что этот выбор у бездыханного тела младшего брата был тверд, осознан и непреклонен.

Битва, на которую вышли эти два лучших воина, была тяжелей и опасней всех кровавых битв, в которых они участвовали. И враг был невидим, и оружие было для них поначалу непривычное:  «щит веры, шлем спасения и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф.6:17). Но они были готовы к любым испытаниям, и вышли победителями из этой невидимой брани, как показала их дальнейшая судьба.

Простившись с братом, Моисей направился в Киев, но когда польский король Болеслав в 1018 году захватил город, он вместе с другими русскими воинами попал в Польшу, как пленник. Наверно, он действительно был одним из лучших воинов своего времени и выделялся из окружающих своей силой и решительностью.

Кроме того, видимо, он был хорошо сложен и красив, потому что, даже будучи в плену, обратил на себя внимание одной богатой и знатной вдовы, которая воспылала к нему страстью и захотела сделать его своим мужем.

Несмотря на отказ Моисея, имевшего только одно стремление, уйти из мира и стать иноком, женщина выкупила его из плена и пыталась прельстить воина властью и богатством, пирами и ласками. Но Моисей решительно отверг все предложения, отвечая, что не променяет духовные богатства на тленные вещи этого мира и будет иноком.

Обратите внимание

Промыслом Божиим оказавшийся в тех местах один афонский иеромонах постриг святого Моисея в иночество, после чего разъяренная окончательным отказом женщина приказала растянуть святого Моисея на земле и бить его палками так, чтобы земля напиталась кровью.

Читайте также:  Икона николая чудотворца в чем помогает - православные иконы и молитвы

Такую поразительную стойкость в вере и благочестии невозможно объяснить иначе, как подлинным внутренним преображением, катарсисом, произошедшим в те страшные часы над телом убитого брата.

Моисей, из славного ратника превратившись в воина духа, выдержал не только муки обычного плена, но и более сложные испытания всеми земными соблазнами.

Позже в Киево-Печерском патерике о нем напишут как о подвижнике, носящем  на «себе мученичьскыа раны и венец исповеданиа, яко победитель храбор Христов».

Вскоре Господь воздал каждому по его заслугам еще в этой земной жизни. Польского короля Болеслава в 1025 году постигла внезапная смерть.

В стране началась смута, в которой погибла и эта знатная вдова, а Моисей, залечив раны, в 1031 году вернулся на Русь вместе с другими пленниками, благодаря усилиям Ярослава Мудрого.

В том же году Моисей достиг монастырской обители и оказался под руководством основателя русского монашеского жития преподобного Антония Киево-Печерского. Но даже среди учеников этого великого аввы Моисей выделялся силой духа и твердостью в борьбе с невидимыми врагами христианина – искушениями и соблазнами.

Моисей подвизался в Печерском монастыре больше десяти лет. Постом и молитвой он восходил от силы в силу и сподобился от Бога многих духовных даров, прозорливости и чудотворений. Он предвидел свою кончину. Причастившись Святых Христовых Таин, он покинул земной мир 26 июля 1043 года и был погребен в Ближних пещерах, где его святые мощи и поныне лежат нетленно в пещере преподобного Антония.

Важно

Известно, что другой великий подвижник этой обители – преподобный Иоанн Многострадальный слышал Божественный голос, который сказал, что преподобный Моисей в своем подвиге целомудрия стал выше Иосифа Прекрасного (библейский персонаж, один из сыновей патриарха Иакова). Здесь, как и в отношении святого Бориса, повторившего путь библейского Авеля, убитого братом Каином, мы можем сказать, что житие преподобного Моисея это новозаветный извод истории ветхозаветного праведника Иосифа, на более высоком, евангельском уровне.

В Киево-печерском Патерике посвящены венгру Моисею такие строки:

«И наш преподобный Моисей воистину сподобился быть Боговидцем — он оказался достойным блаженства чистых сердцем. И, чтобы видеть Бога лицом к лицу, переселился месяца июля 26-го дня, еще при жизни преподобного Антония, в пещере которого лежат доныне нетленно чудотворные мощи этого святого, не растлившего чистоты мужа».

Преподобный венгр Ефрем Новоторжский

Другой брат Георгия – Ефрем после трагедии на реке Альте пошел в леса на север и поселился в уединенном месте на берегу реки Тверцы, недалеко от городка Торжка. Он унес отсеченную главу любимого брата с собой и хранил ее до конца жизни. На свои средства Ефрем построил странноприимный дом и стал заботиться о нищих и странниках, как это было принято среди благочестивых людей Древней Руси.

Через несколько лет Русская Церковь уже почитала новоявленных святых страстотерпцев Бориса и Глеба, были открыты их чудотворные мощи и установлено церковное празднование. В 1038 году Ефрем вместе со своим учеником преподобным Аркадием Новоторжским и другими монахами построил храм в честь этих святых.

При храме образовался Борисоглебский Новоторжский мужской монастырь, в котором Ефрем стал настоятелем, и оставался им до глубокой старости. Умирая, он завещал положить главу брата Георгия с собой в гроб, который сам высек, что братия монастыря и исполнила. Скончался преподобный 28 января 1053 года.

Господь прославил преподобного Ефрема даром чудотворения. К примеру, через несколько веков, уже во времена Ивана Грозного царские слуги, грабившие народ и обители вдоль реки Тверцы, были вразумлены и приведены к покаянию чудесным образом явившимся им преподобным старцем Ефремом.

11 июня 1572 года Новгородский архиепископ Леонид по пути из Москвы в Новгород посетил Борисоглебский монастырь. Когда настоятель показал ему гробницу чудотворца, архиепископ приказал вскрыть ее.

Тогда все увидели, что тело преподобного нетленно и ощутили благоухание. В гробе находилась и глава святого Георгия Угрина.

После этого события в 80-х годах XVI века было установлено церковное почитание преподобного Ефрема.

Сохранилось описание раки с мощами преподобного Ефрема в Борисоглебском соборе, сделанное в начале ХХ века, согласно которому, в ней находилась и честная глава святого Георгия Угрина, покрытая черным бархатом, с изображением на финифти главы мученика и с надписью вокруг нее из мелкого жемчуга: «Глава мученика Георгия, Новоторжского чудотворца».

Совет

К глубокой скорби верующих, 5 февраля 1919 года гробница преподобного Ефрема была вскрыта по указанию новой безбожной власти, а после ликвидации Новоторжского монастыря в 1931 году мощи преподобного Ефрема и глава святого Георгия Угрина были изъяты из собора, дальнейшая судьба их неизвестна.

В акафисте  святому преподобному Ефрему  Новоторжскому чудотворцу мы читаем:

«Видя брата своего Георгия, со благоверным князем Борисом убиенна, главу брата, яко сокровище многоценно восприяв, хранил еси, и взирая на нее, суету благ мира сего, и час свой смертный всегда помышлял еси. Темже мир и вся благая его оставив, инок был еси, да единому Богу живеши, поя Ему: Аллилуиа».

Заключение

Знаменательно и символично, что два брата венгра, преподобные Моисей и Ефрем, явили собой два пути благочестия русского иночества, которые в будущем наиболее ярко были выражены в жизни и учении двух других святых подвижников – преподобных Нила Сорского и Иосифа Волоцкого.

Как Нил Сорский был молитвенник и непреклонный воин в борьбе с внутренним врагом, так же и Моисей являл пример стойкости в невидимой брани. А его брат Ефрем был подобен Иосифу Волоцкому, неутомимому храмостроителю и организатору монашеского жития.

Но, в отличие от спора этих двух великих святых, столпов русской духовности, родственные отношения двух братьев-венгров, как бы за несколько веков предуказали, что важны оба направления духовной жизни и не в противопоставлении, а в братской всепонимающей любви.

Мы видим, что прославления святых венгров – Георгия, Моисея и Ефрема, их церковные канонизации, проходили совершенно независимо друг от друга, даже с промежутком в несколько веков.

То есть каждый из них достиг святости благодаря только своему личному благочестию, никто из них не был причислен к лику святых, потому что он был братом прежде признанного святого.

И это само по себе удивительное явление, когда все три брата имеют настолько сильную веру и крепость духа, что становятся святыми.

Также примечательно, что эти братья были венгры, а прославлены в русской Церкви. Этот факт заставляет нас снова и снова задуматься о том, что во Христе «нет ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного» (Кол.3:11), и что каждый человек, независимо от звания, национальности, либо другого какого качества, любим и призван Богом к вечной жизни.

Обратите внимание

Дальнейшая история показывает, что связи древней Руси и Венгрии со временем только укреплялись. Практически через весь домонгольский период прослеживаются активные контакты венгерских королей с русскими князьями. Здесь были и династические браки и неоднократно оказываемая взаимная военная помощь.

Причем, важно отметить, что военные компании того времени никогда не носили агрессивный, захватнический характер ни со стороны Венгрии, ни со стороны Руси. Войска и дружины той и другой страны участвовали во внутренних конфликтах между претендентами на венгерский престол или на стол того или иного русского княжества.

Но, добившись успеха, войска союзника возвращались к себе на родину, об иностранной оккупации не могло быть и речи.

Завершая наш краткий обзор этой древней и славной истории наших народов, мы должны напомнить, что в основе современного взаимного интереса России и Венгрии лежит не только многовековой опыт политической и военной взаимопомощи, но и молитвенное предстательство пред Богом наших общих святых, трех братьев-венгров, стоящих у истоков русской духовности.

Протоиерей Николай Ким,

настоятель Хевизского православного прихода

Источник: http://onkim.orthodoxia.org/2017/06/24/opublikovana-statya-o-prepodobnyx-efreme-i-moisee-pravoslavnyx-svyatyx-rodom-iz-vengrii/

Преподобного отца нашего Аркадия, ученика преподобнаго Ефрема, Новоторжского чудотворца

От духо́внаго наста́вника, отца́ преподо́бнаго Ефре́ма, наставля́емь, послуша́ния до́брый рачи́телю, о́тче Арка́дие, от мирска́го мяте́жа удали́лся еси́ и, и́нок бы́в изря́дный, до́брым по́двигом ревну́яй, от Христа́ Бо́га прия́л еси́ вене́ц сла́вы небе́сныя; и ны́не вку́пе с преподо́бным отце́м Ефре́мом у престо́ла Вы́шняго предстоя́, о на́с моли́ся, изба́витися на́м от все́х бе́д и скорбе́й и спасти́ся душа́м на́шим.

Кано́н преподо́бному Арка́дию, Новото́ржскому чудотво́рцу, гла́с 2

Пе́снь 1

Ирмо́с: Гряди́те лю́дие, пои́м пе́снь Христу́ Бо́гу, разде́льшему мо́ре и наста́вльшему лю́ди, я́же изведе́ из рабо́ты еги́петския, я́ко просла́вися.

Сло́ве Бо́жий, молю́тися: да́ждь ми́ сло́во и отве́рзи ми́ устне́, недосто́йному рабу́, да восхвалю́ уго́дника Твоего́, преподо́бнаго отца́ Арка́дия, я́ко в Тебе́ и Тобо́ю просла́вися.

Отче преподо́бне Арка́дие, приими́ от недосто́йнаго, ю́же воспою́, пе́снь с любо́вию и моли́ за мя́, гре́шнаго раба́ твоего́, от усе́рдия дерзну́вшаго восхвали́ти тя́, его́ же Христо́с просла́ви.

Си́лою Христо́вою укрепля́емь, преподо́бне Арка́дие, вся́ кова́рства лука́ваго низве́ргл еси́ сле́зными твои́ми моли́твами, богоблаже́нне Арка́дие преподо́бне.

Богоро́дичен: О, па́че ума́ чуде́с Твои́х, Ма́ти Де́во! Бо́жие бо Ипоста́сное Сло́во прия́вши во утро́бу Твою́, родила́ еси́ па́че естества́ Безле́тнаго Сы́на, вся́ческая Боже́ственною Свое́ю си́лою прему́дре содержа́ща и окормля́юща.

Читайте также:  Молитва ангелу-хранителю о помощи

Пе́снь 3

Ирмо́с: На ка́мени мя́ ве́ры утверди́в, разшири́л еси́ уста́ моя́ на враги́ моя́, возвесели́бося ду́х мо́й, внегда́ пе́ти: не́сть свя́т, я́коже Бо́г на́ш, и не́сть пра́веден, па́че Тебе́, Го́споди.

Со́весть име́л еси́ бла́гу, преподо́бне о́тче, и о́ко серде́чное, взира́ющее к Бо́гу, и в послуша́нии до́бре пребы́л еси́ отцу́ своему́, наста́внику преподо́бному Ефре́му, с ни́мже ны́не предстоя́ у престо́ла Вседержи́теля, о на́с Христу́ Бо́гу моли́ся дарова́ти на́м ве́лию ми́лость.

Стягну́в те́ло свое́ воздержа́нием и чистото́ю, в вы́шняя селе́ния, о́тче, дости́гл еси́ и на небесе́х со Ангелы лику́еши. Те́мже о на́с Христу́ Бо́гу моли́ся, от Него́ же испроси́ на́м ве́лию ми́лость.

Важно

Нака́зан боже́ственными уче́ньми, посту́, и воздержа́нию, и вся́кой доброде́тели от отца́ своего́, наста́вника духо́внаго, преподо́бнаго Ефре́ма, от млады́х ногте́й навы́кл еси́ и те́м Бо́гу угоди́л еси́. Отче преподо́бне Арка́дие, моли́ся о душа́х на́ших.

Богоро́дичен: Просвети́, Чи́стая, се́тующее се́рдце мое́, при́сно преступле́ньми и жите́йскими мно́гими молва́ми оскверня́емое, и не оста́ви мене́ враго́м бы́ти в ра́дость, я́ко да просла́влю и любо́вию воспою́ Тя́, Всепе́тая.

Седа́лен, гла́с 8:

Отре́кся ми́ра и духо́вному наста́внику, преподо́бному Ефре́му, покори́вся, а́ще и мла́д бы́л еси́, о́тче, еди́ны доброде́тели стяжа́в, все́м и́ноком о́браз бы́л еси́. Те́мже моли́ся грехо́в оставле́ние пода́ти любо́вию чту́щим тя́. [Два́жды.]

Сла́ва, и ны́не, Богоро́дичен:

Ле́гкий о́блаче, источи́вый ве́рным Ро́су боже́ственную, све́щниче златокова́нный, показа́вый все́м Све́т немерца́ющий, Нескве́рная, Непоро́чная, Пречи́стая Влады́чице, омраче́нную ду́шу мою́ слепото́ю страсте́й безстра́стия заре́ю просвети́, молю́ся, и у́м мо́й в тишине́ укрепи́, да по до́лгу сла́влю Тя́ и любо́вию пою́, Пречи́стая Всенепоро́чная.

Пе́снь 4

Ирмо́с: Прише́л еси́ от Де́вы не хода́тай, ни Ангел, но Са́м Го́споди вопло́щся, и спа́сл еси́ всего́ мя челове́ка; те́м зову́ ти́: сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.

Поще́нием и бде́нием те́ло свое́ изнури́л еси́, о́тче Арка́дие, Ангелов сожи́тельниче, и по́стником ревни́телю, и все́м святы́м подража́телю, с ни́ми же моли́ Христа́ Бо́га ве́лию и бога́тую ми́лость пода́ти на́м.

Чистото́ю и смире́нием Бо́гу угоди́л еси́ и наста́внику своему́ во все́м повину́лся еси́, с ни́мже моли́ся, преподо́бне, пода́ти на́м ми́р и ве́лию ми́лость.

Да животу́ прича́стник нетле́нному яви́шися, вре́менных и тле́нных, о́тче прему́дре, небре́гл еси́ и, к Бо́гу присту́пль, со дерзнове́нием мо́лишися спасти́ся на́м.

Богоро́дичен: Ма́ти Бо́жия Чи́стая, страсте́й мои́х сою́зы грехо́вныя, молвы́ и неду́ги отжени́: и́маши бо к Нему́ дерзнове́ние и благода́ть ми́ловати ны́, Госпоже́ Милосе́рдая, Спа́са поро́ждши пло́тию, Его́же непреста́нно моли́ спасти́ся на́м.

Пе́снь 5

Ирмо́с: Просвеще́ние во тме́ лежа́щих, спасе́ние отча́янных, Христе́ Спа́се мо́й, к Тебе́ у́тренюю, Царю́ ми́ра, просвети́ мя сия́нием Твои́м, ино́го бо ра́зве Тебе́ Бо́га не зна́ю.

Помоли́ся Христу́ Бо́гу, преподо́бне Арка́дие, о приходя́щих к тебе́ с ве́рою и любо́вию и ча́ющих в предста́тельстве твое́м грехо́в разреше́ние и неду́гов исцеле́ние получи́ти, е́же моли́твами твои́ми подае́ши все́м незави́стно.

Измла́да Христу́ после́довав, поще́нием и моли́твами проти́ву ко́знем де́монским вооружи́лся еси́, и сего́ ра́ди бы́л еси́ свети́льник, сия́я чудесы́, Арка́дие, испроси́ Царю́ на́шему ми́р, на враги́ побе́ду, и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Совет

Сна́ очи́ма свои́ма не да́л еси́, о́тче Арка́дие, ни ве́ждома свои́ма дрема́ния, до́ндеже Бо́гу угоди́л еси́, в тве́рдом пребыва́я послуша́нии богому́дрому учи́телю твоему́, с ни́мже моли́ся о хва́лящих тя́ Христу́ Бо́гу на́шему, пода́ти на́м ми́р и ве́лию ми́лость.

Богоро́дичен: Пло́тию ро́ждши Безпло́тнаго, Богороди́тельнице Пречи́стая, теле́сных на́с и душе́вных скве́рн омы́й окропле́нием Боже́ственныя благода́ти Сы́на Твоего́.

Пе́снь 6

Ирмо́с: Ко Го́споду от ки́та Ио́на возопи́: Ты́ мя возведи́ из глубины́ а́да, молю́ся, да я́ко Изба́вителю, во гла́се хвале́ния, и́стины же ду́хом пожру́ Тебе́.

Земна́я и мимотеку́щая, я́ко уме́ты, вмени́в, Христа́ еди́наго вожделе́л еси́, к Нему́же сою́зом любве́ прибли́зив ду́шу свою́, Того́ обрести́ потща́лся еси́ ненасыща́емыя добро́ты.

Процве́л в пусты́нных удо́лиях, прехва́льне о́тче на́ш, я́ко ши́пок благово́нен, и, я́коже кри́н, облагоуха́л еси́ со́вести ве́рных доброде́тельми и чудесы́. Те́мже, преподо́бне, отжени́ от на́с стра́сти смердя́щия.

Жела́нием зе́льным, преблаже́нне, после́довал еси́ богоно́снаго отца́ Ефре́ма житию́: того́ бо учени́к изря́дный бы́л еси́, с ни́мже моли́ся Го́сподеви поми́ловати ду́ши на́ша.

Богоро́дичен: Христа́ на́м родила́ еси́, Пречи́стая Влады́чице, Богора́дованная Де́во. Те́мже спаси́ гра́д и лю́ди, на Тя́ упова́ющия.

Конда́к, гла́с 2:

К глубина́м боже́ственнаго ра́зума впери́в у́м сво́й, в небе́сныя оби́тели восте́кл еси́ и равноа́нгельно житие́, о́тче Арка́дие, на земли́ пожи́л еси́, и во все́м повину́лся еси́ духо́вному своему́ настоя́телю и наста́внику, преподо́бному отцу́ Ефре́му, и ны́не, вку́пе предстоя́ще у престо́ла Влады́ки Христа́, моли́ся непреста́нно о все́х на́с.

[Икос:

Услы́шав Христо́в ева́нгельский гла́с, оста́вив плотска́я мудрова́ния, бога́тство и сла́ву ми́ра сего́, я́ко пра́х, вмени́в, от мла́дости после́довав наста́внику и учи́телю своему́ духо́вному отцу́ Ефре́му и от того́ вся́кия доброде́тели навы́к, и бы́сть ему́ учени́к до́брым послуша́нием, и над страстьми́, я́ко безпло́тен, подвиза́вся, и безпло́тных ликостоя́нию сочета́вся, и́же пода́й ра́зум мне́, недосто́йному рабу́ своему́, а́ще не ты́ ми́ пода́си и не просвети́ши ми́ у́м, ка́ко тя́ восхвалю́ и воспою́, окая́нный? Дерза́ю на твое́ незло́бие и вопию́ си́це: ра́дуйся, небе́сный челове́че и земны́й Ангеле; ра́дуйся, я́ко после́довал духо́вному наста́внику своему́ во все́м, посто́м и моли́твами, те́м вку́пе с ни́м угоди́в Бо́гу, и бы́сте вели́кия свети́льники, сия́юще чудесы́. Ны́не предстоя́ще у престо́ла Христа́, Бо́га на́шего, моли́теся непреста́нно о все́х на́с].

Пе́снь 7

Ирмо́с: Купина́ в горе́ огненеопа́льная и росоно́сная пе́щь халде́йская, я́ве предписа́ Тя, Богоневе́сто, Боже́ственный бо невеще́ственный в веще́ственнем чре́ве, Огнь неопа́льно прия́ла еси́. Те́мже из Тебе́ Ро́ждшемуся пое́м: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.

Яко вои́стинну тле́нных оста́вль и непостоя́нная ми́ра сего́ за уме́ты вмени́в, наста́внику своему́ после́довал еси́, те́мже с ни́м у престо́ла Бо́жия предстоя́щи, моли́ся спасти́ся все́м на́м.

Яко добропло́дная ма́слина, в дому́ Бо́жии, преподо́бне, процве́л еси́, еле́ем у́бо ра́дования духо́внаго умаща́й ду́ши любо́вию пою́щих тя́, преподо́бне о́тче Арка́дие.

Обратите внимание

Житие́ твое́, о́тче Арка́дие преподо́бне, всече́стне, ди́вно на земли́ показа́л еси́: вели́кое бо поще́ние и смире́ние стяжа́л еси́. Сего́ ра́ди на небесе́х жи́знь ве́чную насле́довал еси́. Те́мже моли́ при́сно ко Го́споду, от бе́д изба́вити ны́, пою́щия тя́.

Богоро́дичен: Тя́ Предста́тельницу и́мамы, гре́шнии, о Пресвята́я Де́во! Ты́ бо благопреме́нна к на́м твори́ши Сы́на Своего́ и Бо́га на́шего ма́терними Твои́ми моли́твами.

Пе́снь 8

Ирмо́с: В пе́щь о́гненную ко отроко́м евре́йским снизше́дшаго, и пла́мень в ро́су прело́жшаго Бо́га, по́йте, дела́, я́ко Го́спода, и превозноси́те во вся́ ве́ки.

Яко свети́льник све́та, ду́шу свою́ сия́ньми доброде́телей укра́сив, нетле́нный вене́ц от Бо́га прия́л еси́, и ны́не со Ангелы престо́лу Его́ предстоя́щи, о на́с моли́ся, воспева́ющих: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.

Ве́сь от ю́ности Бо́гови освяти́лся еси́ и к Нему́ доброде́телию прибли́жился еси́, тле́нная бо, я́же на земли́, оста́вив, небе́сное обре́л еси́ бога́тство.

Обре́л еси́ возме́здие от Христа́ Бо́га, преподо́бне Арка́дие, ны́не со Ангелы святы́ми ликовству́я и со все́ми пра́ведными в небе́сных оби́телех водворя́яся. Моли́ся у́бо ко Го́споду, пода́ти на́м ве́лию ми́лость.

Богоро́дичен: Ма́ти Бо́жия Всенепоро́чная, души́ моея́ я́звы исцели́ и стремле́ние утоли́ стра́стныя пло́ти моея́, омраче́нное се́рдце просвети́, у́м мо́й умири́ и вра́жиих напа́стей изба́ви.

Пе́снь 9

Ирмо́с: Яже пре́жде со́лнца Свети́льника Бо́га возсия́вшаго, пло́тски к на́м прише́дшаго, из боку́ Деви́чу неизрече́нно воплоти́вшая, Благослове́нная Всечи́стая, Тя́, Богоро́дице, велича́ем.

Яви́лся еси́, о́тче Арка́дие, гра́ду на́шему сто́лп непоколеби́м и прибе́жище все́м, притека́ющим к тебе́: исцеле́ния бо благода́ть тобо́ю прие́млем и от лю́тых скорбе́й твои́ми моли́твами избавля́емся.

Приими́, святы́й преблаже́нне, о́тче досточу́дне Арка́дие, пе́ние сие́ похва́льное и твое́ оте́ческое покажи́ о на́с ми́лование: не мо́жем бо по досто́инству похвали́ти тя́, но ели́ко мо́жем, от усе́рдия дерзну́хом.

Важно

Еже прино́сим ти́, о́тче препо́добне Арка́дие, пе́ния не пре́зри, но приими́ сие́ ми́лостивно и моли́ Творца́ на́шего, Влады́ку и Го́спода, изба́вити ны́ от вся́каго преще́ния и ми́лость обрести́ в де́нь стра́шнаго Его́ испыта́ния.

Богоро́дичен: Богоро́дице Влады́чице, мене́, во глубину́ зла́ сластьми́ плотски́ми и страстьми́ жития́ впа́дша, возста́ви: на Тя́ бо, я́ко Ма́терь Бо́га на́шего, наде́жду и́мам, ра́б Тво́й. Не пре́зри упова́ния на́шего, но сотвори́ спасти́ся все́м на́м.

Свети́лен:

Святы́ни хра́м бы́л еси́, преподо́бне, и по Боже́ственному прича́стию ра́йский граждани́н, в не́мже пита́ешися невозбра́нно дре́ва разу́мнаго и нетле́нныя сла́вы. Те́мже па́мять твою́, Арка́дие преподо́бне, творя́ще и ве́рою и любо́вию хва́ляще тя́, мо́лимся: моли́ся Го́сподеви спасти́ся все́м на́м. [Два́жды.]

Сла́ва, и ны́не, Богоро́дичен:

Ра́дуйся, кля́твы Евиной разреше́ние; ра́дуйся, све́те су́щим во тме́; ра́дуйся, хра́ме живы́й жива́го Бо́га; ра́дуйся, ве́рным похвало́; ра́дуйся, преподо́бным утвержде́ние; ра́дуйся, правосла́вным сла́во, Благослове́нная Мари́е.

Молитва преподобному Аркадию Новоторжскому, Вяземскому

Небеснаго вертограда Христова юная лозо, Церкви Православныя похвало превознесенная, града и обители нашея крепкое забрало и утверждение, всех с верою и любовию притекающих к тебе тихая отрада и утешение, преподобне и богоносне отче наш Аркадие.

Во дни тяжких зол, обышедших страну нашу, к тебе, яко к молитвеннику благодатному и скорому помощнику, усердно прибегаем и усердно просим тя: пролей теплое твое ходатайство ко Всемилостивому Спасу, да милостив будет к неправдам нашим, да утвердит миром и любовию страну нашу, град сей, обитель сию и вся грады и веси наши от всякаго злаго обстояния, от глада и пагубы и междоусобныя свары добре да сохранит; Церковь же Свою святую да избавит от лютаго гонения, от смертоносныя и душегубительныя язвы неверия, да укрепит и возрастит ю; всех же нас от обидящих и ненавидящих нас да свободит и вся полезная к временному житию и спасению вечному дарует твоим предстательством и заступлением, да тако прославится тобою пречестное и великолепое имя Святыя Троицы Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Читайте также:  Молитва перед иконой «нечаянная радость» - православные иконы и молитвы

Источник: http://xn—-7sbahbba0chrecjllhdbcuymu3s.xn--p1ai/kanon/minea_avgust/kan_27avg_arkadii_novotorjskii.html

Преподобный Ефрем, Новоторжский чудотворец

Преподобный Ефрем, Новоторжский чудотворец, был выходцем из Венгрии.

Воспитанный в глубоком благочестии, он, как повествуют Новгородская и Никоновская летописи, переселился в 1030 году на Русь, вместе со своими двумя братьями-Георгием Угрином и преподобным Моисеем Угрином (то есть венграми).

Все трое поступили на службу конюшими к святому князю Борису, сыну святого равноапостольного Владимира. Святой страстотерпец князь Борис был умерщвлен на реке Альте по приказанию князя Святополка Окаянного, в 1015 году.

Вместе с ним принял смерть от руки убийцы и верный его слуга Георгий Угрин. Убийцы отрезали ему голову, чтобы снять золотую гривну, которую он носил на шее. Преподобному Моисею удалось спастись бегством, и он, приняв монашество впоследствии, поступил в Киево-Печерский монастырь (+ок. 1043, память 26 июля).

Преподобный Ефрем горько плакал, прибыв на место убийства. Он нашел отсеченную главу своего брата Георгия и взял ее с собой.

Оставив службу при княжеском дворе, преподобный Ефрем, по благословению митрополита Киевского, отправился в верховье Волги и Тверцы.

Здесь преподобный Ефрем решил подвизаться в подвиге странноприимца, надеясь встретить и обогреть неведомо где скитавшегося преподобного Моисея.

Подвиг странноприимца, основанный на словах Самого Господа (Мф. 25, 35), подготовил его к принятию иночества. Устроив странноприимный дом вблизи Нового Торга, или Торжка (ныне г. Торжок Тверской области), преподобный Ефрем всецело предался своему служению.

“Ласковый прием такого прекрасного, образованного, любвеобильного, самоотверженного странноприимца, его мудрые наставления и вразумления, его кроткие обличения идолопоклонников и языческих суеверий, его святая, подвижническая жизнь и всецелое самоотвержение и бескорыстие весьма многим могли содействовать распространению веры Христовой…”.

Живя в Торжке, преподобный Ефрем часто ходил в Киев. Неизвестно, нашел ли он там своего брата преподобного Моисея, но во время одного из таких путешествий, следуя через Вязьму, он встретился с блаженным Аркадием Новоторжским (память 11 июля) и обрел в нем брата во Христе.

“Прозорливый Ефрем понял духом своим, что этот юноша принял на себя юродство Христа ради; ободрил его в трудном подвиге и всегда навещал его во время своих путешествий.

И сам юноша смотрел на преподобного Ефрема, как на своего духовного руководителя и наставника, и нередко приходил к нему в Торжок для научения и назидания”.

Совет

Между тем шли годы. Двенадцать лет минуло с той поры, как преподобный Ефрем основал странноприимный дом для призрения бедных и немощных, странников и переселенцев. Своим благочестием преподобный Ефрем возбудил во многих окрестных жителях стремление к иноческим подвигам. Укрепляя блаженного Аркадия в его подвижничестве, преподобный Ефрем и сам утверждался в своем пастырском призвании.

В это время были обретены нетленными мощи благоверных князей Бориса и Глеба. Преподобный Ефрем возгорелся желанием основать во имя страстотерпцев иноческую обитель, чтобы славить Господа и святых Бориса и Глеба, которых лично знал и любил.

Получив пострижение в иночество, преподобный Ефрем испросил благословение архиепископа Новгородского на создание новой обители. В 1038 году, в княжение Ярослава Владимировича, было обретено место на правом берегу реки Тверцы, недалеко от странноприимного дома, где преподобный Ефрем водрузил крест и приступил к сооружению храма.

В этом богоугодном деле преподобный Ефрем был не одинок: его труды разделял возлюбленный ученик, преподобный Аркадий. Об основании этого храма, сооруженного во имя святых князей Бориса и Глеба (первых русских святых, канонизованных Русской Церковью), повествует иеромонах Юрьева монастыря Иоасаф, описавший в 1572 году.житие и чудеса преподобного Ефрема.

По построении храма и основании Борисоглебского монастыря преподобный Аркадий оставил Вязьму и окончательно поселился в новой обители, куда со всех сторон стала стекаться братия. Преподобный Аркадий никогда не пропускал литургии и являлся к заутрене первым, вместе со своим наставником, во всем следуя примеру преподобного Ефрема, келейником и духовным сыном которого был.

Преподобный Ефрем славился как “образ целомудрия и воздержания”, мудрый “иноков пастырь и учитель”, “в миру живущих заступник и покровитель”, “унывающих благодатное ободрение”, целитель людей от “душетленных страстей” и “насилия демонского”. Характерная особенность духовного призвания преподобного Ефрема-сочетание высокого личного подвига с подвигом пастырского служения.

Известно, что преподобный Ефрем дожил до глубокой старости и мирно, с молитвой на устах, преподав наставление и благословение братии, отошел ко Господу 28 января 1053 года. Тело его с подобающей честью, под пение скорбных псалмов, было погребено в основанной им обители, – вместе с честною главою его брата Георгия.

11 июня 1572 года были обретены многоцелебные мощи преподобного Ефрема Новоторжского, прославленного через несколько лет, при митрополите Дионисии (1581-1586).

Обратите внимание

Сто лет спустя святость преподобного Аркадия также была засвидетельствована Русской Церковью. 11 июля 1677 года были обретены мощи преподобного Аркадия, а 14 июля того же года при участии многочисленного духовенства состоялось их торжественное перенесение. В 1785 году их переложили в каменный гроб, служивший до 1572 года местом упокоения преподобного Ефрема.

Борисоглебский Новоторжский монастырь, принадлежавший к числу древнейших обителей России, претерпевал разорения во времена княжеских междоусобиц, вражеских нашествий в Смутное время, но каменная церковь во имя святых Бориса и Глеба, в которой покоились мощи преподобных Ефрема и Аркадия Новоторжских, оставалась в целости. Впоследствии в разное время было сооружено еще несколько храмов на территории Борисоглебского монастыря.

Сохранившаяся соборная церковь (архитектор Н. А. Львов) была закончена к 11 июля 1796 года и вновь освящена в 1841 году.

Известна местная икона, изображающая преподобных Ефрема и Аркадия, над которыми-образы святых Бориса и Глеба с Нерукотворным Спасом; между преподобными – Борисоглебский Новоторжский монастырь.

На иконе “Собор Тверских святых” в сонме других прославленных угодников Божиих изображены и оба преподобных.

Духовные узы, связавшие их, не расторгаются в памяти Русской Церкви и поныне. В акафисте преподобному Ефрему основатель Новоторжского Борисоглебского монастыря прославляется “со учеником своим Аркадием”, а служба преподобному Аркадию прославляет святого “вкупе с преподобным отцом Ефремом…” Верующие Торжка и Вязьмы чтут преподобных Ефрема и Аркадия как своих покровителей

Источник: https://elitsy.ru/communities/95236/1312822/

Преподобный Ефрем Новоторжский | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Февраль 9th 2016 –

Память 28-го января/ 10 февраля

В дни благоверных великих князей, святых страстотерпцев Российских Бориса и Глеба, были в России три единоутробных брата: Ефрем, память которого празднуется 28-го января, Георгий и Моисей.

Все они происходили из Угорской земли1 и все они, в звании бояр, служили великим князьям Борису и Глебу. Когда святой Борис был убит на реке Альте2, боярину Ефрему не случилось быть там с князем Борисом.

Поэтому он и спасся от убиения, а брат его Георгий был убит вместе со святым Борисом: он пал рядом с господином своим, причем убийцы отрезали у него голову, ради того украшения из золота, которое возложил на него святой Борис.

Важно

Третий же брат Моисей3, бывший при князе во время убиения, спасся бегством от смерти, а после этого пострадал за свое целомудрие от одной польки больше, чем некогда Иосиф от Пентефрии. Наконец, он стал святым иноком в Киевском Печерском монастыре, как об этом пишется в его житии.

— Сей же блаженный Ефрем, после убиения благоверного князя Бориса, прибыл на то место, где было совершено беззаконное убийство, и, плача и рыдая, искал тело своего брата, — но нашел только голову, которую и хранил до своей кончины.

Оставив свой боярский сан и дом, он прибыл в город Торжок4 и, нашедши одно весьма красивое место близ города, на берегу реки Тверцы, построил там храм во имя государей своих, великих князей, святых страстотерпцев Бориса и Глеба, и, собрав много иноков, устроил обитель, а сам стал архимандритом5.

Доблестно потрудившись в посте и молитвах, он благоугодил Богу и преставился в 1053 году. После преставления его, у гроба его6 многие чудеса совершались и подавались исцеления болящим; подаются они и ныне приходящим с верою, во славу Христа Бога нашего, с Отцом и Святым Духом славимого во веки. Аминь.

**********

1 Угорская земля, иначе Венгрия, обширная страна по среднему Дунаю при Карпатских горах; ныне входит в состав Австро-Венгерской империи.2 Убиение св. благоверного князя Бориса было в 1015 году.3 Преп. Моисей Угрин, Печерский чудотворец; память его — 28-го августа.4 Торжок — ныне уездный город Тверской губернии.5 Борисоглебский Новоторжский монастырь был основан преподобным в 1038 г.6 Мощи преподобного Ефрема ныне почивают в Новоторжском Борисоглебском монастыре в богатой серебряной раке — и при них глава брата его Георгия, положенна я в его гроб, согласно его завещан

Источник: http://alchevskpravoslavniy.ru/zhitie-svyatyx/prepodobnye/prepodobnyj-efrem-novotorzhskij.html

Ссылка на основную публикацию