Мздоимство и лихоимство, значение и отличия

Лихоимство – что это за грех в православии: каково значение слова и кто такой лихоимец

Практически каждому православному человеку известны заповеди Ветхого Завета, которые являются частью канона и требуют соблюдения. Хорошо известна восьмая заповедь, которая гласит: «не кради». На самом деле, понимание этого простого предписания требует глубины, к примеру, лихоимство — что это за грех и каким образом он связан с заповедью.

Значение слова

Изначально этот термин восходит к айхке (айхка) или лихве, то есть взиманию процентов от займа, взятки, вымогательство.

Значение слова «лихоимство» — стремление получать богатство не совсем благовидными методами, к примеру, стремится вымогать взятки или зарабатывать не своим трудом.

Пожалуй, именно как заработок не своим трудом следует, в основном, понимать этот грех, а остальные примеры являются просто частными вариантами этого общего вектора.

Обратите внимание

Многие часто объединяют мздоимство и лихоимство, но эти термины являются немного разными. Первый исходит от слова «мзда», то есть получение оплаты, взятки за собственную работу или положение. Кто взимает мзду, наживается на собственном положении, тот требует сверх меры за свою работу или положение.

В отличие от этого лихоимец стремится получать финансовые ресурсы, вообще ничего не делая. Такой человек не считает нужным трудиться и, по сути, хочет присваивать себе чужой труд и имущество.

Если рассмотреть оба эти термина более подробно и поразмыслить над ними, то становится понятно, что каждый фактически является частным вариантом кражи, то есть нарушением заповеди. Тем не менее, не следует воспринимать слово «мздоимство» как синоним.

На самом деле, эти понятия различаются, они просто относятся к крупной категории греха, являясь частными вариантами такового.

Конечно, понимание этих различий является в некоторой степени тонкостью, но разбираться в этом полезно, ведь искоренение грехов и соблюдение заповедей требует чуткости и некоторой строгости, нужно обращать внимание на детали.

Особенности лихоимца

Если типичному современному человеку описывать значение слова лихоимство, то нередко оно не будет выглядеть для обывателя как нечто греховное. Такое поведение сейчас зачастую является распространенным и для некоторых даже своеобразным идеалом, к которому следует стремиться.

Ведь каковы цели лихоимца:

  • получать деньги, ничего не делая;
  • от других людей получать деньги, невзирая ни на что;
  • использовать любые варианты извлечения выгоды;
  • способствовать своему благополучию практически любыми методами.

Таким образом, такой человек отвергает праведный труд, стремиться ничего не делать, не приносить другим пользу, но наоборот только извлекать из других пользу, причем фактически в ущерб другим.

Итогом может стать какое-то сиюминутное обогащение, но такой грех в итоге приводит к негативным изменениям личности:

  • развивается корысть;
  • душа чрезмерно пребывает в неге, а равно и тело;
  • появляются ложные воззрения;
  • утрачивается вера.

Сейчас лихоимство в православии порицается довольно строго.

Есть много примеров, которые подпадают под этот грех, но многими считаются нормой:

  • получение взяток;
  • азартные игры;
  • кредитование под проценты;
  • тунеядство;
  • спекуляции;
  • подделка и использование документов;
  • скупка краденого.

Отказ от этого поведения многими может считаться странным, но в действительности, есть культуры и сообщества, которые спокойно избегают этого греха. Например, в исламе выдача денег под проценты запрещена шариатом, и такая практика отсутствует вообще в некоторых странах и между мусульманами по всему миру.

Эти люди просто не воспринимают и не понимают возможности давать кому-то деньги в рост, то есть под проценты. Современному человеку трудно бывает избавиться от лихоимства под давлением общества, сложившегося уклада и привычек.

К слову, на Руси на протяжении существенного периода кредитование под проценты тоже не существовало (об этом может рассказать Википедия и другие доступные источники), однако, такая практика была завезена из других стран, в частности, рыцарскими орденами и представителями ближневосточных стран.

Также спекуляция или скупка краденого, сомнительного имущества тоже не являются нормальной практикой для православных. Подобного поведения при желании легко избежать, хотя оно зачастую и является нормой в современном мире.

Польза отказа от греха

Согласно предписаниям праведников, святым писаниям, праведный труд является неотъемлемой частью нашей жизни. Даже святые старцы, которые много времени проводили в духовном делании, тоже трудились, чтобы обеспечить себя.

Более того, они специально утомляли плоть и занимали собственный разум, всегда стремились к труду и какой-то полезной работе.

Современное общество может развращать и настраивать на отсутствие полезного и праведного труда.

Тем не менее, если знать лихоимство — что это за грех и как он проявляется, то не составит труда скорректировать некоторые собственные помыслы и поведение с пользой для души.

Чтобы отказаться от греховного помысла, следует выбрать для себя подходящее занятие, которое приносит нормальный заработок и не противоречит постулатам веры.

Помимо этого, не следует искать дополнительных сомнительных источников дохода, к примеру, спекулировать чем-то или играть в лотерею. Нужно осознавать практически полное равенство между лихоимством и кражей чужого имущества, не уподобляться грешникам.

Источник: https://religiya.guru/osnovy-religii/znachenie-slova-lihoimstvo-i-chto-eto-za-greh-v-pravoslavii.html

Что за грехи лихоимство, мздоимство и мшельничество: значение в православии и где встречаются в жизни

Считается, что современная жизнь какая-то особенная и названий для проступков современности в Библии нет. Однако это не так.

Одним из распространённых грехов нового времени является старое доброе «лихоимство» и его ответвления.

Оказывается, лихоимство — старый недуг человечества, которому посвящена восьмая заповедь Святого писания.

Что за беда такая «лихоимство»?

Само значение слова лихоимство на современный манер можно перевести, как паразитирующий образ жизни вследствие вымогательства у других людей.

Самыми прямыми лихоимцами и синонимом лихоимства всегда являлись чиновники и люди, находящиеся у власти. Те, кто мог повлиять на ход решения вопроса своим статусом в обществе, всегда пользовались особой «славой» среди простых людей.

Ярким примером лихоимнических действий в любые временя, считалось получение взятки. Однако человек, её дающий, тоже причислялся к нарушителям восьмой библейской заповеди, следовательно, тоже считается лихоимцем.

Есть простой житейский закон: « Если никто не берёт, то и давать не кому», который можно трактовать и на другой манер, — «если бы не давали, то и не брали бы».

Современное общество настолько погрязло в ежедневном нарушении восьмого табу Святого писания, что это происходит уже «на автомате» и как «само собой разумеющееся», причём подобными неблагочестивыми деяниями пропитаны все слои общества, начина с самого низа. К примеру, для получения какой-либо справки в любом государственном учреждении для ускорения процесса необходимо прибегнуть к «лихоимничеству» и дать взятку должностному лицу.

Православное понимание лихоимства

В православной терминологии лихоимством или лихоиманничеством называется наживательство на затруднительном положении других людей. Особа, которая любит присвоить чужое, не заработав этого честным путём, стараниями и приложением усилия к результату и является нарушителем восьмой библейской заповеди.

Ещё апостол Павел говорил, что с лихоимцами не стоит садиться за один стол «трапезничать».

Примечательно, что если пьянице или распутному человеку грехи отпускались, когда он искренне покаялся, то страдающему греховной страстью к получению чужого для полного очищения души необходимо было не только покаяться и пройти обряд причастия, но и полностью вернуть то, что он получил в течение жизни мошенническим путём. Этот грех считается одним из самых тяжких нарушений Божьего завета, ведь наживаться на горестях и нищете других людей во все времена было аморально и чуждо вере Христианской.

В церковном словаре существует несколько синонимов слова лихоимство. К ним причисляются:

  • любостяжание,
  • взимание лихвы,
  • взятка (взятничество),
  • вымогательство.

Принято считать, что этому греху подвержены люди неверующие в Бога и его милость. Известно, что в сердце истинного верующего христианина нет места страстям и пагубным влечениям и привычкам. Только жадные, завистливые и алчные люди ступают на шаткий путь лихоимства. К действиям, входящим в разряд нарушения восьмой библейской заповеди относятся:

  • выигрыш в любую азартную игру, даже лотерею,
  • выдача кредитов под проценты (то, чем сейчас занимаются финансовые организации и частные конторы),
  • приобретение (покупка) ранее украденной вещи или же полученной в обладание нечестным (мошенническим) способом,
  • любые виды коммерческой перепродажи (спекуляции),
  • подделка документации и её использование,
  • тунеядство.

Примечательно, что даже в одном из виртуальных словарей Интернета есть пояснения слова «лихоимство».

Виртуальное пространство Википедии характеризует им такие действия, как мягкий (неагрессивный), но настойчивый процесс взимания и вымогательства чужой собственности, денег или других материальных вещей, для получения которых человек трудился. В качестве синонимов можно назвать несколько вариаций слов:

  • вымогательство, лихоимство, хапужничество
  • жадность, алчность, любостяжание, лихоимание, рвачество.

Порок «мшелоимство»

Наравне с лихоимством существует также понятие мшелоимства.

Этот грех означает пристрастие к покупке всё новых и новых вещей или определённых благ, в которых человек не нуждается, а приобретает их из жадности.

Если разобрать слово «мшелоимство» на составляющие, то получим со старорусского языка «мшель», что значит вещь и «мшело», что значит покрываться мхом.

Отсюда дословно образуется, что грех мшелоимства это накопление вещей, которые уже «мхом покрылись», а их всё хранят и не выбрасывают. Примечательно, что можно проследить своеобразную связь между лихоимством и мшелоимством, человек, получая всё больше денег, покупает всё больше не нужных ему вещей, для демонстрации своего статуса.

Однако существует и лекарство от подобного «недуга». Для избавления от ненужного «мшела» необходимо проводить в местах проживания ежемесячные ревизии и попросту выбрасывать вещи, в которых нет нужды или отдавать их тому, кто действительно имеет в них необходимость.

Что такое мздоимство и лихоимство?

Кроме перечисленных выше грехов, существует ещё и мздоимство. С этим «недугом» всё более-менее понятно. Исходя из названия, можно понять, что «мзда» — это оплата должностному лицу его работы для «ускорения процесса».

От лихоимства этот грех отличается тем, как ведёт себя взяточник при нарушении Закона Божьего. Человек, «больной» лихоимством, не заботиться о том, каково благосостояние того, на ком он наживается. Главной целью лихоимца является нажива любой ценой и, несмотря ни на что.

К большому сожалению, современный мир подвержен всем видам лихоимства, мздоимства и мшелоимства. Настоящие ценности в большинстве своём забыты, однако никогда не поздно о них вспомнить и пойти праведным путём.

Источник: https://pravoslavie.guru/nuzhno-znat/chto-za-znachenie-greha-lihoimstvo-i-chto-o-nyom-govorit-pravoslavie.html

Лихоимство – благо, мздоимство – враг!

Начав воспоминания про своё детство летом в Ярославле, я хочу рассказать вам, что вот там прямо в школьные годы я и узнал, что взятка и коррупция далеко не всегда плохо. Мне это поведали крупные чиновники из администрации города…Отец друга моего отца был когда-то  аж Первым Секретарём Обкома партии Ярославля, но я его не застал.

Но после него прямо на берегу Волги осталась квартира. Не так – квартирища! Комнат в пять, с мебелью из карельской берёзы, вся в коврах (не с рынка вестимо) и в хрусталях. Белая накрахмаленная скатерть с роскошными узорами мешала мне есть – я не знал куда надо девать свои руки. Особо запомнил вилки у тарелки – мал, мала, меньше.

Был уверен: для мелких гостей – маленькие, для крупных – крупные. Я взял крупную! ))Вот даже тот дом в Гугле отыскал! Прямо на Волге (она справа видна):Но не о квартире речь. Меня тогда интересовала неясность с кровавым Сталиным.

Действительно ли все в стране при Сталине дрожали, как сказал на съезде Хрущ? Друзья моего отца только ржали – там в верхах дрожали точно, и про их знакомого писателя рассказали, которого расстреляли реально. По доносу. У него были миллионные заработки и огромная правительственная дача в Репино и квартирища на Кировском проспекте.

Важно

Так его ещё расстрелять не успели, как и в квартире и на даче поселились такие же члены Союза Писателей.

И все за столом понимающе умолкали… Доносы писавшие поселились?У отца спрашивал: наш дед же в НКВД работал, там говорят тысячами расстреливали? И он мне сказал странную вещь – в самом начале 30-х действительно несколько человек в тюрягу забрали, а все говорили – и правильно забрали, они всю аристократию города реально вырезали, от них надо было избавиться.

Читайте также:  Молебен всецарице божией матери, как заказать, молитва

Ведь Органы это святое! (Напомню, мой отец долгие годы был секретарём парткома своего военного института). А при самом деде на самом верху в НКВД города, сменились два начальника за 5 лет и ещё парочку посадили. То есть массовых репрессий таки не было даже в органах в провинции!Так вот.

Я был страшно любопытным пацаном, узнав, что друг моего отца всю жизнь тоже в верхах Ярославля отработал по инженерной части, я и ляпнул – говорят не только торгаши взятки берут, но и работники Советов? Так зарождался глуповатый либераст-антисоветчик ))И вот тут он мне открытие и сделал. Я этого не знал.

Взятки в России столетия живут. Только их надо резко различать. Взял деньги и исполнил нужду просителя. И напротив – взял, но не исполнил. Первое называется на русском языке мздоимство. А второе лихоимство… За первое ругали цари и пальцем грозили, а вот за второе – каторга и ноздри рвали.

Меня ноздри так в детстве впечатлили, что я перестал не то что спрашивать, я перестал и слушать разговоры за столом… Но сделал вывод: давать взятки таки можно, а вот если получатель работу и просьбу твою не выполнил, то руки твои расправлены – делай всё, даже закладывай ворюгу в органы.

И мои друзья удивлялись – как легко я дал взятку Собчаку в 1990 году (он уже бумажку нужную нашей фирмы подписал), как легко дал Начальнику лицензионной палаты города Питера – он моментально продлил нам Лицензию. Это мздоимцы.

Почему взяткам уже много веков? В истории России «государевы люди» на местах (равно как и белое духовенство) не получали жалования и кормились только за счёт того, что им приносили челобитники. Только Пётр Великий начал менять порядки. Отсюда и мягкость его к Меншикову. После смерти Лефорта Пётр сказал о Меншикове: «Осталась у меня одна рука, вороватая, да верная».

Российская Империя ровно в тот же период времени завела себе бюрократию по европейскому образцу. До этого страна действительно была на особинку – Россия. Этим многое сказано.

Бюрократия/чиновничество – интереснейший фрукт! Как прекрасно описано у Салтыкова-Щедрина, настоящий бюрократ живёт в двух мирах. Есть реальный мир — и есть мир циркуляров и распоряжений.

Совет

Хорошо, если у тебя ума — на Акакия Акакиевича, тогда это для тебя не так страшно. А что если ты — умный, и тебя хватает на оба? И немножко умный начинает брать взятки. Сначала за дело, потом – а у меня должность такая! плати!

И становится он из мздоимца лихоимцем.

А удержаться может только действительно умный бюрократ. Но это редкость. Система отторгает подчинённых умнее начальника.

И система быстро соображает — не особо сговариваясь друг с другом, а проще считать, что и вовсе не сговариваясь (и уж точно публично свои проблемы не обсуждая!) — принимают решение: чем хуже — тем лучше.

Википедия пишет:

В русском уголовном законодательстве XIX века взяточничество различалось по тому, происходило ли получение неправомерных преимуществ за совершение законных действий («мздоимство») или незаконных действий («лихоимство»).

Наказание за последнее было существенно более суровым.

А вот я больше верю потомственному ярославскому чиновнику! Выполнил и не выполнил то, за что бабло получил. В ЭТОМ ТОЛЬКО РАЗНИЦА. Это и есть русская нравственность.

Брокгауз и Ефрон вообще пишут:«Взяточничество — как уголовный юридический термин, не встречается вовсе в нашем уголовном законодательстве, которое исчисляет лишь отдельные виды корыстных должностных преступлений, не обнимая их одним наименованиемПостановления действующего Улож. о наказ.

о взяточничестве содержатся в главе шестой раздела V, озаглавленной: «о мздоимстве и лихоимстве». Таким образом, в законе нет никаких указаний на уголовную ответственность лиходателей.

Последние подвергаются ответственности лишь за подстрекательство через подкуп к истреблению, похищению или скрытию бумаги, находящейся в делах, или же к учинению в них подлога. Особенно квалифицированным видом лихоимства почитается вымогательство».А ведь Улюкаева дрючат именно за вымогательство взятки у Сечина? Он уже ранее миллионы нахапал, но не сажали.

Наверное выполнял обязательства перед взяткодателем…Поняли нашего Путина? Таки царь.

Сначала — пальчиком грозит, а уж за борзоту и лихоимство сажает. Сердюков и Васильева — вот ярчайшие примеры мздоимцев, но не лихоимцев!

Источник: https://troitsa1.livejournal.com/1787268.html

Как русские цари боролись с мздоимством и лихоимством?

В Своде Законов содержалось описание видов лихоимств, за которые должно было наказывать:

• противозаконные поборы под видом государственных податей; • вымогательство деньгами и вещами;

• взятки с просителей по исполнительным и судебным делам.

Если какое-нибудь должностное лицо будет уличено в перечисленных деяниях, то оно подлежит наказанию. Основанием для этого был законодательный документ «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных», который регулировал ответственность чиновников за мздоимство и лихоимство.

Была, однако, небольшая странность в том документе: в нем не было дано четкого определения этим понятиям.

Обратите внимание

Отсюда и очень расплывчатые наказания, от денежного штрафа до лишения должности, а при особо грубых нарушениях чиновника могли арестовать, лишить имущества и отправить на каторжные работы.

Несмотря на то что была создана законодательная база для борьбы с мздоимством и лихоимством, период царствования Николая I ознаменован непоследовательностью в борьбе с коррупцией. При общем решительном настрое правительства против должностных преступлений к отдельном чиновникам, у которых было «рыльце в пуху», высшая власть относилась очень снисходительно.

Начало правления Александра II ознаменовалось систематическими публикациями имущественного положения чиновников государства.

Примерно раз в 1−2 года публиковались книги, которые назывались «Список гражданским чинам такого-то ведомства».

В этих томах содержались сведения о занимаемой должности и службе чиновника, его жаловании, наградах, взысканиях, размере его имущества и «состоящее за женой» — как наследственное, так и приобретенное.

Книги с информацией о чиновниках были общедоступны. Любой желающий, имея такой «Список», мог сравнить то, что декларирует чиновник, и картину его имущественного состояния в реале. Публикация такой открытой информации стала еще одним важным шагом к борьбе со взяточничеством на государевой службе.

В 1866 году вышла новая редакция «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных». В нем давались развернутые пояснения и комментарии к статьям о взятках и предусмотренных за них наказаниях.

Александр III также внес свою лепту в борьбе с коррупцией. В частности, следует отметить большой вклад царя в искоренение злоупотреблений на железных дорогах. Александр постановил отказаться от практики частных концессий на эксплуатацию железных дорог.

Важно

Результат этой меры сказался очень быстро: казна прекратила нести огромные убытки, исчезли «железнодорожные короли», финансовые интересы которых были тесно связаны с деятельностью крупных российских чиновников.

На освободившиеся деньги стали строиться новые железнодорожные линии и были введены единые тарифы на этот популярный транспорт.

При царствовании последнего российского царя Николая II было создано новое Уголовное уложение. По сравнению с предыдущими законодательными актами этого толка оно было проработано гораздо лучше в отношении борьбы с коррупцией. В этом документе было введено определение понятий «взяточничество» и «лихоимство».

Рост взяточничества в России в начале 20 века был связан с ростом числа чиновников, военными заказами, различными сделками с недвижимостью и эксплуатацией участков с полезными ископаемыми. Коррупция возросла в разы во время русско-японской войны.

Это вынудило царское правительство принять дополнительные меры по усилению ответственности за получение взяток в военное время. Если чиновники попадались на лихоимстве в этот период, то на них не распространялись никакие амнистии.

Они проводили время, занимаясь трудотерапией на каторге от звонка до звонка.

В 1911 году министр юстиции И. Г. Щегловитов внес на рассмотрение законопроект «О наказуемости лиходательства». Дача взятки в нем рассматривалась как самостоятельное преступление. Однако царь не дал ходу этому проекту, поскольку, с его точки зрения, этот документ мог «затруднить борьбу» с коррупцией. Иначе говоря, монарх испугался, в который раз!

С началом Первой мировой войны коррупция возросла, но борьба с ней ужесточилась. Под занавес монархического режима в России (в 1916 г.

) был принят чрезвычайный закон, по которому существенно повышалось наказание за мздоимство и лихоимство.

Особые строгости применялись к взяточникам, вовлеченным в дела, связанные со снабжением армии и флота боевой техникой, продовольствием и личным составом. Время для России было нелегкое, и такие чрезвычайные меры были вполне оправданны.

Совет

После свержения царизма Временное правительство создало Чрезвычайную следственную комиссию (ЧСК), которая должна была расследовать обвинения в коррупции членов царского правительства. ЧСК не нашла в действиях подследственных никакого состава преступления. Кроме того, А. Ф. Керенский вынужден был констатировать, что «в действиях Николая II и его супруги не нашлось состава преступления».

В заключение хочу привести исследования наших современников А. Звягинцева и Ю. Орлова. Они изучили биографии и послужные списки всех генерал-прокуроров Российской империи в период от создания этой должности в 1722 году до февраля 1917 года.

В их поле зрения оказалось более 30 человек, занимавших этот высокий пост. Они сумели обнаружить только одного человека, втянутого в коррупцию.

Подумайте, только один корыстолюбивец, отвечающий за законность в России, за 300 лет! Может быть, не все так плохо в нашем государстве, и есть надежда справиться с коррупцией?

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/60232/

Гл. VI. О мздоимстве и лихоимстве

⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 14Следующая ⇒

401.

Если чиновник или иное лицо, состоящее на службе государственной или общественной, по делу или действию, касающемуся до обязанностей его по службе, примет, хотя и без всякого в чем-либо нарушения сих обязанностей, подарок, состоящий в деньгах, вещах или в чем бы то ни было ином, или же, получив оный и без изъявления предварительного на то согласия, не возвратит его немедленно и во всяком случае не позднее, как чрез три дня, то за сие, в случае если подарок принят или получен уже после исполнения того, за что оный был предназначен, принявший его подвергается: денежному взысканию вдвое против цены подарка; когда ж оный принят или получен прежде, то сверх денежного взыскания в той же мере, и отрешению от должности.

Такому же взысканию или наказанию и на том же основании подвергается и тот, который примет сего рода подарки и чрез других, или же дозволит жене своей, детям, родственникам, домашним или кому-либо иному принимать оные.

П р и м е ч а н и е.

Сочинение и переписка проектов прошений, объявлений, верющих писем, духовных завещаний, купчих крепостей, закладных, дарственных записей, договоров, разделенных и других каких-либо по законным формам составляемых актов и деловых бумаг, с получением за то вознаграждения от желающих иметь оные, по взаимному добровольному с ними согласию, не считается действием, противным закону и порядку службы, когда сии бумаги должны поступить не в то место, где служит сочинявший или переписывавший проекты оных или же когда на занятия работами сего рода ему дано разрешение от его главного в том месте начальства.

402.

Кто, для учинения или допущения чего-либо противного обязанностям службы, примет в дар деньги, вещи или что иное, сколько бы, впрочем, сумма денег или цена вещей, им полученных, ни была малозначительна, тот за сие злоупотребление власти или доверенности начальства приговаривается, смотря по обстоятельствам, более или менее увеличивающим или уменьшающим вину его: к потере всех особенных как лично, так и по состоянию присвоенных ему прав и преимуществ, и к ссылке на житье в губернии Томскую или Тобольскую, с заключением на время от одного года до трех лет, или, буде он по закону не изъят от наказаний телесных, к наказанию розгами в мере, определенной статьей 35 сего Уложения для третьей или четвертой степени наказаний сего рода, и к отдаче в исправительные роты гражданского ведомства на время от двух до трех лет.

Читайте также:  Иерусалимская свеча: как зажигать и каково значение

Если, однако ж, получивший такую взятку, прежде какого-либо вследствие оной на рушения своих по службе обязанностей, объявит о том с раскаянием своему начальству, то суд может, смотря по обстоятельствам, более или менее уменьшающим вину его и более или менее удостоверяющим в искренности его раскаяния, ограничить его наказание исключением из службы, или удалением от должности, или же одним строгим выговором, с внесением или без внесения оного в послужной его список.

Во всяком случае полученные им деньги или иной подарок отсылается в местный Приказ Общественного Призрения (…).

404. Когда за учиненное или допущенное, вследствие полученной взятки, нарушение обязанностей службы постановлено законом наказание строже тех, которые в предшедшей 402 статье определяются вообще за взятки, то виновные в сем, на основании означенных в статье 156 сего Уложения правил о совокупности преступлений, приговариваются: к тягчайшему по законам наказанию и в самой высшей оного мере.

405.

Получивший взятку равномерно признается виновным и подвергается определенным за преступления сего рода наказаниям и в случаях: когда он взятку принял не сам, а чрез другого, или же дозволил принять оную своей жене, детям, родственникам, домашним или кому-либо иному; когда деньги или вещи были еще не отданы, а только обещаны ему, по изъявленному им на то желанию или согласию; когда взятка передана ему прямо или чрез другого с его ведома, под предлогом проигрыша, продажи, мены, или другой какой-либо мнимозаконной и благовидной сделки.

406. Высшей степенью лихоимства почитается вымогательство. Под сим разумеются:

1) Всякая прибыль или иная выгода, приобретаемая по делам службы притеснением, или же угрозами и вообще страхом притеснения;

Обратите внимание

2) Всякое требование подарков, или же не установленной законом платы, или ссуды, или же каких-либо услуг, прибылей или иных выгод по касающемуся до службы или должности виновного в том лица делу или действию, под каким бы то ни было видом или предлогом;

3) Всякие не установленные законом или в излишнем против определенного количества поборы деньгами, вещами или чем-либо иным;

4) Всякие незаконные наряды обывателей на свою или же чью-либо работу (…).

РАЗД. VI. О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ И ПРОСТУПКАХ ПРОТИВ ПОСТАНОВЛЕНИЙ

О ПОВИННОСТЯХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ЗЕМСКИХ

Гл.I. О преступлениях и проступках против постановлений

О повинности военной службы

Отд. I. О подлогах и неправильностях

В отправлении рекрутской повинности

534.

Лица, изобличенные в отдаче в рекруты чужих людей подлогом за своих, или же за других помещиков, или за общества, к коим сии люди не принадлежат, подвергаются за сие: лишению всех особенных как лично, так и по состоянию присвоенных им прав и преимуществ и ссылке на житье в губернии Иркутскую или Енисейскую, с заключением на время от двух до трех лет и с воспрещением выезда в другие Сибирские губернии в продолжение определяемого судом времени от восьми до десяти лет, или, буде они по закону не изъяты от наказаний телесных, наказанию розгами в мере, определенной статьей 35 сего Уложения для второй степени наказаний сего рода и отдаче в исправительные арестантские роты гражданского ведомства на время от шести до восьми лет.

Вместо отданных подлогом взыскиваются другие в службу годные, и, сверх того, в виде вознаграждения в пользу обществ или помещиков, коим лица, подложно отданные, принадлежали, за людей же, никому не принадлежащих, – в пользу казны, пожилые деньги по правилам, постановленным в статьях 664 – 671 Устава о паспортах и беглых (…).

РАЗД. VII. О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ И ПРОСТУПКАХ
ПРОТИВ ИМУЩЕСТВА И ДОХОДОВ КАЗНЫ

Гл. I. Положения общие

581.

За всякое, особыми какого-либо рода в сем Уложении или других постановлениях правилами именно неозначенное, похищение казенной собственности виновные подвергаются: тем же наказаниям, которые в статьях 2130–2194 сего Уложения определяются за похищение собственности частной и с такими же оных разделением по роду того похищения, совершенного посредством разбоя, грабежа, воровства-кражи, воровства-мошенничества, или утайки, и по обстоятельствам, то преступление сопровождавшим.

582. За растрату казенной собственности, с намерением или по небрежению, так же во всех тех случаях, на которые в сем Уложении или других узаконениях не постановлено особых правил, виновные подвергаются равномерно: взысканиям, определенным в статье 2192 сего Уложения за растрату чужого частного имущества, и на том же основании.

583. За всякий ущерб, причиненный имуществу или доходам казны, чрез похищение, утайку или растрату, сверх наказания, определяемого за самое деяние, от коего произошел тот ущерб, с виновного: взыскивается сумма или цена оного, кроме, однако ж, тех случаев, в которых правилами, в следующих статьях сего Раз дела постановленными, определяется взыскание сей суммы или цены вдвое.

Если виновный оказывается не в состоянии заплатить взыскиваемой с него суммы, то он на основании статьи 90 сего Уложения приговаривается: к временному, соразмерному с сей суммой заключению в тюрьме.

Из сего также исключаются те случаи, в коих постановлениями сего Уложения или других узаконений определено во взысканиях такого рода следовать иным, особым правилам (…).

586. За самовольное производство охоты или ловли зверей и птиц в казенных лесах, или иных местах, казне принадлежащих, и за самовольную ловлю как рыбы, так и иных животных, а равно и жемчуга в казенных водах, виновные подвергаются взысканиям в следующей постепенности:

Важно

1) Когда охота или звериная или птичья ловля будет производима и в дозволенное время, но без надлежащего позволения или билета, там, где сие требуется, то с виновного взыскивается: сверх цены билета, от пяти до двадцати рублей, и убитые или пойманные звери и птицы от него отбираются;

в случаях, когда для охоты был нужен билет Егермейстерского начальства, взыскание обращается в Егермейстерское ведомство;

2) Когда самовольная охота или ловля зверей и птиц учинена там, где особыми местными постановлениями сие вовсе запрещено, то виновный подвергается: денежному взысканию от двадцати до тридцати рублей, с отобранием от него убитых или пойманных им зверей и птиц;

3) За самовольную ловлю рыбы в казенных водах, там, где сие воспрещено или раз решается лишь особыми на то дозволениями, виновные подвергаются: денежному взысканию от пяти до двадцати рублей, и пойманная рыба от них отбирается (…).

9) Употребляемые при самовольной охоте или ловле зверей и птиц в казенных лесах и при ловле рыбы и иных животных в казенных водах: ружья, собаки, орудия, лодки, снасти, расшивы и другие припасы, отбираются от виновных в обеспечение следующего с них денежного взыскания.

В случае, если они, в течение двух недель со дня объявления им решения, не заплатят денежного взыскания, сии ружья, собаки, орудия лодки и т. п.

продаются и вырученная сумма обращается в счет сего взыскания, а буде она для сего недостаточна, то виновные обязаны доплатить остальное, и буде они не в состоянии сего заплатить, с ними поступается по правилам, в статье 90 сего Уложения постановленным (…)

⇐ Предыдущая45678910111213Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/3x8c57.html

Лихоимство и мздоимство победимы?

9 декабря – Международный день борьбы с коррупцией

Ни у кого не вызывает сомнения, что коррупция в нашей стране приобретает поистине угрожающие масштабы, парализуя функционирование практически всех институтов человеческой жизнедеятельности.

Эта «болезнь» уже давно приобрела системный характер, и ее главной ценностью являются материальные ресурсы. Коррупция поражает основу демократических институтов через искажение избирательных процессов, извращение принципа верховенства закона и создание бюрократических барьеров, единственный смысл которых – вымогательство взяток.

 Проблемы борьбы с коррупцией в России также возникли не вчера. Впервые социальное зло упоминается в письменных источниках 14‑го столетия. В эпоху царизма взяточничество классифицировалось на «лихоимство» и «мздоимство».

В первом случае «слуга Государев» совершал противоправные действия за взятку, а во втором исполнял свои прямые обязанности в корыстных интересах.

Только при Петре Великом чиновники начали получать фиксированное жалование, и взяточничество стало рассматриваться как преступление. Но даже жестокие наказания в виде клеймения, казни и ссылки, которые царь-реформатор ввел для мздоимцев, не имели эффекта.

Конвенция ООН

Международный день борьбы с коррупцией (International Anti-Corruption Day) отмечается ежегодно 9 декабря по инициативе Организации Объединенных Наций.

В этот день, 9 декабря 2003 года, в мексиканском городе Мерида на политической конференции высокого уровня была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции.

Этот международный договор предусматривает меры по предупреждению коррупции, наказанию виновных, а также механизмы международного сотрудничества в борьбе с ней. Тогда в течение трех дней подпись под этим новым международным документом поставили представители 100 государств мира.

Совет

Он обязывает государства-члены проводить политику противодействия коррупции, одобрить соответствующие законы и учредить специальные органы для борьбы с этим явлением.

На сегодняшний день Конвенцию подписали около 140 государств и ратифицировали около 80. Коррупция является сложным социальным, политическим и экономическим явлением, которое в той или иной степени затрагивает все страны. 

Цель Конвенции – предупреждение и искоренение коррупции.

ООН считает, что она подрывает экономическое развитие, ослабляет демократические институты и принцип верховенства закона, нарушает общественный порядок и разрушает доверие общества, тем самым давая возможность процветать организованной преступности, терроризму и другим угрозам безопасности человека.

Государства договорились укреплять международное сотрудничество в борьбе с этим злом. Конвенция же обязывает страны предупреждать и пресекать трансграничные переводы незаконно приобретенных активов и укреплять международное сотрудничество в деле их возращения.

В январе 2016 года Международное движение по противодействию коррупции Transparency International опубликовало двадцать первый Индекс восприятия коррупции (ИВК). В нем страны мира ранжируются по шкале от 0 до 100 баллов, где ноль обозначает самый высокий уровень восприятия коррупции, а сто — самый низкий.

Возглавляет рейтинг Дания с 91 баллом, на втором и третьем местах — Финляндия и Швеция. Замыкают список уже четвертый год подряд КНДР и Сомали с восемью баллами — составители рейтинга подсчитали, что в этих странах максимальный уровень коррумпированности среди исследованных стран. Россия получила от организации 29 баллов.

Один триллион долларов

Ежегодный объем взяток в мире оценивается в один триллион долларов. Мировая экономика теряет еще 2,6 триллиона долларов в связи с коррупционной деятельностью. Эти средства составляют более пяти процентов глобального ВВП. По данным Программы развития ООН (ПРООН), в развивающихся странах потери, связанные с коррупцией, превосходят объемы официальной помощи на цели развития в 10 раз.

Источник: http://xn--80aaafghda1ak7aji6a0h.xn--p1ai/specialnews/post/16-lihoimstvo-i-mzdoimstvo-pobedimy

Лихоимство

 Глаза золотом запорошат — ничего не увидишь.

  Пословица

         Лихоимство как качество личности – склонность проявлять страсть, состоящую в получении выгоды от затруднительного положения другого человека, искажать существо вопроса в интересах просителя, быть подкупным служителем.

        Как-то Петру Первому донесли о живущем в Москве очень изворотливом стряпчем. Он прекрасно знал законы и даже давал за соответствующее вознаграждение консультации московским судьям в особо трудных случаях. Император решил с познакомиться с таким уникумом. Стряпчий так понравился Петру, что тот назначил нового знакомца судьей в Новгород.

Отправляя на место службы судью, Петр сказал, что верит в его безусловную честность. А между тем вскоре до императора дошло, что его ставленник лихоимствует и дела решает соответственно. Петр произвел строгую проверку, убедился в виновности судьи и только после этого призвал его к себе.

— Почему ты нарушил данное мне слово и стал взяточником? — спросил император судью.
— Мне не хватало жалованья, государь, — ответил судья. — И я, чтобы не залезать в долги, стал брать взятки. — Сколько же тебе нужно, чтоб оставаться неподкупным? — поинтересовался Петр. — По крайней мере вдвое против того, сколько получаю теперь.

Читайте также:  Как поститься перед причастием, сколько дней, молитва, пост беременным

— Хорошо, — сказал император, — я прощаю тебя. Ты будешь получать втрое против нынешнего. Но если узнаю, что ты принялся за старое, повешу! Судья вернулся в Новгород и несколько лет не брал ни копейки, а потом решил, что император обо всем забыл, и по-прежнему стал принимать подношения.

Узнав о новых прегрешениях судьи, Петр призвал виновного к себе, изобличил и сказал: — Ты не сдержал данного мне, твоему государю, слова, а я сдержу свое слово, данное тебе, моему слуге. И приказал судью повесить.

      «Лихое лихим и называют, а доброе добром поминают», — гласит русская пословица.

В «Православном катехизесе» лихоимство трактуется в контексте «когда под видом некоторого права, а на самом деле с нарушением справедливости и человеколюбия, обращают в свою пользу чужую собственность или чужой труд, или даже самые бедствия ближних, например, когда заимодавцы обременяют должников процентами, когда владельцы изнуряют зависящих от них излишней работой, если во время голода продают хлеб по завышенной цене». В широком смысле «лихоимство» означает вообще любостяжание, жадность, страсть сребролюбия. Святой Феофан Затворник под лихоимством понимал «страсть иметь все больше и больше, от которой умножение стяжаний без разбора средств, чрез обман в сделках и торговле, чрез неправый рост и воровство».

      Как-то Александр Сергеевич Пушкин был в гостях у жены обер-прокурора — а должность эта считалась весьма доходной. Пушкин сидел на кушетке, а возле него лежал огромный кот.

Пушкин гладил его, кот выражал удовольствие мурлыканьем. Наконец хозяйка пристала к Пушкину с просьбой об экспромте. Пушкин, как бы, не слыша хозяйку, обратился к коту: «Кот Васька плут. Кот Васька вор.

Ну, словно обер-прокурор».

     В царской России в уголовном праве бесчинства чиновников зачастую проходили по статье о мздоимстве или лихоимстве. Например, взятка, полученная за совершение действия, входящего в круг обязанностей должностного лица трактовалась как мздоимство.

Обратите внимание

Взятка за совершение служебного проступка или преступления в сфере служебной деятельности трактовалась как лихоимство. Другими словами, чиновник, выполнявший свои служебные обязанности и выдававший просителю копию подлинного решения суда только после получения взятки — мздоимец.

Чиновник же, выдававший копию решения, в которой существо дело было искажено в интересах взяткодателя — лихоимец.

       Лихоимство в отличие от мздоимства, ограниченного сферой взяток, крутится также в сфере вымогательства. Лихоимец более злостное явление, чем мздоимец. Он грубо вымогает взятку, создает все условия для ее получения, не оставляя взяткодателю практически никакого выбора.

Мздоимец сдается под натиском взяткодателя, его нужно уговаривать, искать подход, чтобы подкупить.

   Знаешь ли ты, Алексеич, — спросил однажды шут Балакирев Петра Первого при многих чиновниках, — какая разница между колесом и стряпчим? — Большая разница, — сказал, засмеявшись, государь, — но ежели ты знаешь какую-нибудь особенную, так скажи, и я ее буду знать… — А вот видишь какая: одно криво, а другое кругло, однако это не диво. А то диво, что они как два братца родные походят друг на друга. — Ты заврался, Балакирев, — сказал император. — Никакого сходства между спряпчим и колесом быть не может! — Есть, дядюшка, и самое большое! — Какое же это? — И то и другое надобно почаще смазывать…

      Американец Вайненс, долго не получая разрешения на передачу ему хозяйственной ремонтной части Николаевской железной дороги, решил дать взятку. Дело было летом. Вайненс жил на даче под Петербургом, недалеко от лица, от которого зависела резолюция. Вайненс явился к важному чиновнику с огромным зонтом в руках.

Чиновник удивился, так как была превосходная погода, на небе ни облачка. Вайненс заявил, что ровно через полчаса начнется проливной дождь. Чиновник принялся уверять, что это невозможно. Вайненс все горячился и, наконец, предложил чиновнику пари: сто тысяч. Чиновник понял, что к чему, принял пари и, конечно, выиграл, так как через полчаса с неба не пролилось ни капли.

Вайненс поспешил уплатить, и остался очень доволен дальнейшими событиями.

       Может показаться странным, но человек иногда может даже не догадываться о своем лихоимстве.  Однажды в Москве подали Петру Первому жалобу на судей-взяточников, и он очень разъярился.

Важно

При этом рядом с императором оказался генерал-лейтенант Иван Иванович Бутурлин и, услышав грозные слова Петра, сказал ему: — Ты, государь, гневаешься на взяточников, но ведь пока сам не перестанешь брать взятки, никогда не истребишь этот порок в своих подданных. Твой пример действует на них сильнее всех твоих указов об истреблении взяток.

— Что ты мелешь, Иван?! — возмутился Петр. — Разве я беру взятки? Как ты смеешь возводить на меня такую напраслину? — Не напраслину, а правду, — возразил Бутурлин. — Вот послушай. Только что я с тобой, государь, проезжал через Тверь и остановился переночевать в доме у знакомого купца. А его самого дома не оказалось — был в отъезде. Дома же осталась его жена с детьми.

И случилось, что на день нашего приезда пришлись у купчихи именины и она созвала гостей. Только сели мы за стол, как явился староста из магистрата и сказал, что городской магистрат определил собрать со всех горожан деньги, чтобы утром поднести тебе, государь, подарок, и что по доходам купчихиного мужа надобно ей дать на подарок сто рублей.

А у нее дома таких денег не оказалось, и она старосту просила подождать до утра, когда должен вернуться муж. Однако же староста ждать не мог, потому что ему было велено к ночи собрать все деньги. Тогда я отдал купчихе сто рублей. А она за это от радости упала мне в ноги. Такие вот добровольные подарки тебе, государь, подносят.

Ну и можешь ли ты от подданных требовать, чтоб они не брали ни взяток, ни подарков? — Спасибо тебе, Бутурлин, что вразумил меня, — ответил Петр, и тут же приказал все ранее поднесенные ему подарки возвратить, а впредь категорически воспретил дарить ему что-либо, будь то подношения от частного лица, корпорации или города.

Петр Ковалев
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/

Источник: https://podskazki.info/lixoimstvo/

Мшелоимство: что это за грех в православии и молитва для искупления

Большинство неверующих знает о смертных грехах, но мало кто понимает то, что существует ряд не менее серьёзных проступков, за которые грешники понесут наказание. Эти действия пагубно отражаются на жизни их совершивших и оказывают негативное воздействие на окружающих их людей.

Среди таких поступков выделяют мшелоимство, скверноприбытчество и лихоимство. Эти три понятия часто путают между собой, но многие совершают это, даже не задумываясь о последствиях. Необходимо разобраться в этих грехах и научиться сдерживать себя для того, чтобы сохранить душу чистой и не подвергнуться душевным мукам.

Мшелоимство, скверноприбытчество и лихоимство

Мшелоимство: что это за грез? Это понятие означает корыстолюбие, взяточничество и вымогательство. Этот грех присущ не только обеспеченным людям, но и беднякам, которые стремятся накопить как можно больше вещей на чёрный день.

Слово происходить от прилагательного «замшелый» — поросший плесенью и мхом. Большинство вещей, которые накапливаются алчными людьми, пропадают и покрываются мхом.

А жадность, способствующая такому поведению, является одним из семи смертных грехов.

Что такое мшелоимство и скверноприбытчество? Если мшелоимство — это корыстолюбие и страсть к накоплению ненужных вещей, то скверноприбытчество — это получение прибыли неправедным путём.

К этому относят обвес, обмер, обман и заработок, основанные на разжигании других грехов и пагубных страстей.

Сюда относятся подделки документов, приобретение краденых вещей за низкую цену, получение прибыли за работу, которая не была выполнена.

Под лихоимством понимают получение прибыли путём нарушения справедливости и наживания на проблемах окружающих. Присвоение плодов чужой работы, завышенные цены на дефицитные товары, обременение должников повышением процентов на заимствованную сумму — все это подразумевается под понятием лихоимства.

Позиция православия

Человек в погоне за прибылью часто забывает о справедливости, любви к ближним и заповедях, которые нельзя нарушать. Смертных грехов всего семь, но наказание может последовать и за другие проступки, которые осознанно совершаются людьми.

Несмотря на то, что вред от смертных проступков наносит небольшой вред самому грешнику, церковь осуждает их. Что такое грех мшелоимства в православии? Это проступок, который вредит не только окружающим, но и тому, кто его совершает.

В некоторых случаях мшелоимство является патологической проблемой.

Совет

Страсть к приобретению и накоплению новых вещей, их обмену не поощряется священнослужителями, так как является последствием алчности и корыстолюбия.

Те, кто страдает от подобного недуга, испытывают страх потерять накопленные предметы. Их собирают, коллекционируют, прячут. Люди, поддавшиеся мшелоимству, никогда не совершат следующих действий:

  • не продадут ненужные вещи;
  • не станут дарить их близким и друзьям;
  • не будут их даже использовать по назначению, так как от этого предмет станет непригодным.

Грешники не только самостоятельно приобретают или обменивают вещи, но и получают их в виде взяток.

После это заказывают специальные шкафы, стеллажи, полки и сейфы для их хранения, прячут их от глаз окружающих.

Обычно происходит коллекционирование предметов одного назначения — оружия, посуды, игрушек, часов, чучел животных. Годами все это покрывается пылью, ведь не может быть в полной мере использовано.

Церковь одобряет использование каждого предмета по его прямому назначению. Мшелоимство, в свою очередь, этого не подразумевает. Нарушение этого порядка приравнивается к игнорированию библейских заповедей.

Хранение и коллекционирование вещей, которые были куплены, подарены или найдены, таится под понятием мшелоимства.

Значение слова происходит от термина «мшел» — мох, ведь неиспользованные вещи покрываются пылью и мхом.

Церковь говорит о том, что каждая вещь должна приобретаться только по необходимости, а не для удовлетворения патологических греховных наклонностей. Одна из заповедей запрещает создавать себе кумиров, а храня вещь и поклоняясь ей, человек делает из неё идола.

Борьба с грехом

Мшелоимство — что это за грех и как с ним бороться? Сначала нужно признать для самого себя греховность своих поступков и необходимость избавиться от подобной страсти. Борьба с грехом заключается в следующем:

  • необходимо провести генеральную уборку в местах хранения накопленных вещей;
  • действительно ненужные вещи, которые хранятся в помещениях только в качестве аксессуаров, лучше выбросить;
  • предметы, которые ещё можно использовать, необходимо отдать нуждающимся — отвезти в детские дома или подарить инвалидам, престарелым, пожертвовать церкви.

Искупить грех можно только при полном осознании и раскаянии в содеянном. Грешник должен сам себе дать зарок о последующем приобретении любого предмета только в случае крайней нужды. Каждый вечер для искупления своей вины нужно читать молитву:

«Исповедую Богу моему и Творцу, Святой Троице — Отцу, сыну и Святому Духу, грехи свои, совершённые за всю жизнь в делах, мыслях, мечтах.

Пьянство, уныние, праздность, ревность, гнев, зависть, алчность, клевета, осуждение, небрежность, объедание, мшелоимство, злопамятность, сквернословие, ненависть, лихоимство и другие грехи, коими прогневил я Тебя, о коих жалею я, прости мне, господи Боже мой! Помоги мне, Господи, со слезами молю Тебя, прости мои прегрешения, избави меня от них. Аминь».

Церковь требует от своих прихожан не создавать себе идолов, приобретать и использовать каждую вещь только по нужде, не нарушать заповеди библейские и держать свою душу чистой и безгрешной.

Источник: https://molitva.guru/interesno-znat/msheloimstvo-chto-eto-za-greh-v-pravoslavii-i-molitva-dlya-iskupleniya.html

Ссылка на основную публикацию