Как православные приветствуют друг друга, православный этикет

Христианские приветствия

Вопрос читателя:
Ко мне пришли священнослужители с иорданским освящением, и поздоровались: «Христос крестился!..» А я не знала, как ответить. Расскажите пожалуйста, как принято приветствовать в Православии, и как правильно обращаться к священнослужителям?..

Ответ:

Действительно, проблема незнания верующими элементарных казалось бы аспектов религиозной жизни, является печальным признаком нашего времени. К одному из таких установлений церковной традиции относятся и православные приветствия.

Так как же принято здороваться в православной церкви? Как вообще обращались друг к другу первые христиане? Как приветствовал Сам Христос? Апостолы?.. 

Христос, посылая учеников Своих на проповедь, наставлял: «В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему » (Евангелие от Луки, 10 глава, 5 стих). Сам Иисус приветствовал словами «Мир вам» . В самом деле, мир – наибольшее приобретение христианина. Мир с Богом и людьми.

Обратите внимание

Мир и радость в сердце человека. Апостол Павел учит, что царство Божие – это праведность, и мир, и радость в Духе Святом (Послание к Римлянам, 14.17). И при рождении Иисуса ангелы на небе провозглашали: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!..» (От Луки, 2.

14)

«Радуйся!» , «Радуйтесь!» – еще одно приветствие, которое мы встречаем на страницах Священного Писания. Этими словами приветствовал архангел Гавриил Деву Марию, благовествуя Ей рождение от Нее и Духа Святого Младенца – маленького Христа…

Апостольские Послания дают нам богатый материал для исследований письменных приветствий времен апостолов и первых христиан.

Так, апостол Павел пишет верным в Риме: «Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа…» В Первом послании к Тимофею апостол Павел приветствует словами: «Благодать, милость, мир от Бога, Отца нашего, и Христа Иисуса, Господа нашего…» Второе соборное послание святого апостола Петра начинается словами: «Благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего…»

Какие же приветствия приняты в современной православной церкви? Сохранилось первохристианское: «Мир вам» , на которое православные отвечают: «И духу твоему» (протестанты на такое приветствие ответят: «С миром принимаем» ).

Также приветствуем друг друга словами: «Слава Иисусу Христу!» , на что отвечаем: «Вовеки слава» . На приветствие «Слава Богу!» – отвечаем: «Вовеки слава Богу».

 Когда же приветствуют словами«Христос посреди нас! » – следует ответить: «И есть, и будет…» 

В праздник Рождества Христова православные приветствуют друг друга словами: «Христос родился!»; «Славим Его!» – звучит в ответ. На Крещение:«Христос крестился!» – «В реке Иордане!» И, наконец, на Пасху: «Христос воскрес!» – «Воистину воскрес!..» 

А как правильно обращаться друг к другу? Православные, обращаясь к брату или к сестре во Христе, так и произносят: «брат Иван», «сестра Мария»…Так учил нас Христос: «…один у вас Учитель, все же вы – братья», – говорит Он в Евангелии от Матфея.

Важно

Апостолы и первые христиане называли друг друга братьями. Обращение «брат», «братья», «братия» десятки раз можно встретить в книгах Нового Завета.

Встречаются там и иные обращения, свидетельствующие о различном статусе служения братьев-христиан, либо же о различных дарах Святого Духа членам церкви Христовой.

Некоторые из этих обращений дошли до нынешнего времени.

Таково обращение «отец» (в украинской традиции – «пан-отче» , в русской часто –«батюшка» ) к священнослужителю, который является инструментом в руках Божиих, вестником Божиим, который должен нести слово Бога Живого, Его Учение всем народам, крестя их во Имя Отца, Сына и Святого Духа… В книге пророка Малахии сказано: «Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, ибо он ангел (вестник. – Авт.) Господа Саваофа («Саваоф» – Бог воинств, Бог воюющий. – Авт.)» (Малахии, 2.7).

Обращение «отец» определяет высшую ступень совершенства христианина: «Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала», – обращается к совершенным апостол Иоанн Богослов. «Отцы» – это тот уровень на котором открывается наивысшее познание Сущего.

И обращение к священнослужителю «отец» – своеобразный аванс, духовный титул, долженствующий постоянно напоминать духовному лицу о том, кто он, и каких действий, каких знаний, какой совершенной жизни требует от него его служение. А также и то, что сутью этого служения является духовное возрождение паствы.

Обязанность приводить к Господу все новых и новых духовных чад, избавленных крепким неводом слова, веры и благодати Божией, из бурных вод «житейского моря, взволнованного бурею искушений». Как сказал апостол Павел: «Вразумляю вас, как возлюбленных детей моих.

Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов ; а я родил вас во Христе Иисусе благовествованием…» (Первое к Коринфянам, 4.14,15)

Когда пастырь Церкви, обретя дар Духа Святого, пасет стадо Божие, – нам следует понимать, что истинный Пастырь – Господь.

Совет

Когда проповедник Евангелия Правды по заповеди Божией «идет и учит все народы» всему тому, что заповедал нам Иисус, – мы помним, что один нам Учитель – Господь.

И когда священнослужитель духовно рождает новообращенных в Божие Царство – мы знаем, что один у нас Отец, сущий на Небесах…

В православной традиции приняты и иные обращения к духовным лицам, в зависимости от их иерархического положения. Так к епископу, как к носителю церковной власти, обращаемся: «владыка» .

Если же более официально, то«Ваше Преосвященство» . К архиепископу и митрополиту – «Ваше Высокопреосвященство» . К патриарху – «Ваше Святейшество».

 Иногда, когда за особые заслуги Церковь присваивает духовному лицу титул «Блаженнейший», – обращаемся: «Ваше Блаженство…» 

www.vedmedenko.org

Похожее

Источник: http://Bogoslov-Club.org.ua/?p=2641

Православный этикет

Зачем нужен церковный этикет?

Поздравления православных людей друг друга с христианскими праздниками, в том числе и поздравления письменные, – это давняя традиция.

Но годы безбожия, столько лет царившие в нашей стране, прервали немало традиций, стерли из памяти людей то, что раньше каждый человек знал с детства, что было естественным и само собой разумеющимся.

Утеряны и теперь с трудом восстанавливаются правила поведения, которые в продолжение веков складывались в церковной среде.

Незнание, казалось бы, самых простых вещей – как правильно обратиться к священнику, как поздороваться и как попрощаться, как должны верующие люди – братья и сестры во Христе – приветствовать друг друга – все это становится порой для новоначальных серьезной проблемой.

Обратите внимание

Каждый из нас, сегодня пришедших к вере, знает на своем опыте, как сковывает, мешает и зачастую даже лишает духовной радости незнание правил церковного этикета. Вот только один пример из горького опыта новоначальных.

Многие, начав ходить в храм, лишали себя священнического благословения только потому, что не знали, как это правильно сделать, что сказать, в какое время лучше подойти к батюшке, как себя вести после благословения.

Как правильно поздравить с тем или иным христианским праздником? Как правильно оформить письмо или письменное поздравление, особенно если оно адресовано духовному лицу?

Правила и наставления благочестивого поведения в храме.

«Дом мой есть дом молитвы» (Лк. 19,46). Молиться Богу Можно везде, но как хор слышнее одного голоса, так и молитва в Церкви едиными усты, единем сердцем скорее доходит до Бога.

  1. Входи в храм, ища мира, успокоения и очищения души твоей, ибо Господь говорит «Приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененные и Аз упокою вы (Мф.11,28)
  2. Войдя в Святой Храм, сотвори три поясных поклона, молясь: «Боже, очисти мя. грешнаго(ю) и помилуй мя», «Боже, буди милостив мне, грешному (ой)», «Вси Святии, молите Бога о мне, грешном(ой)».
  3. В храм приходи до начала Богослужения: подай поминание о здравии живых и упокоении усопших, поставь свечи, приложись к иконам. Прежде чем приложиться к иконе, принято положить перед нею два поясных поклона с крестным знамением, а после целования — третий поклон. Необходимо помнить, что почитая икону, мы кланяемся не доске, на которой она написана, а Тому, кто на ней изображен, воздавая, таким образом, через образ поклонение Первообразу.
  4. Твори крестное знамение с благоговением, не спеша, не искажая креста. При правильном крестном знамении первые три пальца правой руки соединяем вместе в честь пресвятой Троицы, два последних — безымянный и мизинец — соединяем, прикладывая к ладони, что означает две природы Христа (Он Бог и человек). Сложив правильно пальцы, полагаем их на лоб, затем на чрево (живот), правое и левое плечи и только потом совершаем поклон.
  5. Православный христианин всегда должен носить на себе нательный крест (включая младенцев).
  6. Когда проходишь мимо Царских врат (на любом расстоянии от них), приостановись и положи поясной поклон с крестным знамением
  7. Не желательно во время Богослужения ходить по храму и разговаривать, ставить свечи или передавать их. ибо это мешает общей молитве. Во время чтения Евангелия, пение Херувимской песни и Евхаристического канона молящиеся должны хранить благоговейное молчание. В это время недопустимо беспокоить других вопросами и просьбой передать свечу.
  8. В храме не любопытствуй, не рассматривай молящихся, а сосредоточенно вникай в Богослужение, участвуй в общей молитве. Если тебе непонятны слова молитв и песнопений, твори про себя Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешнаго (ю)».
  9. Если приходишь в Святой Храм с детьми, следи за ними, чтобы они вели себя чинно, скромно — не бегали, не шумели и не отвлекали молящихся. Приучай их к молитве, если детям требуется уйти из храма, скажи им, чтобы перекрестились и тихо вышли, или сам (сама) выведи их.
  10. Если дитя малое расплачется в храме, сразу же выведи или вынеси его из храма.
  11. В православном храме должно стоять. Сидеть можно только во время чтения кафизм (Псалтири) и паремий, а также болящим и крайне утомленным.
  12. По старым нашим обычаям, мужчины должны находиться в правой части храма, а женщины в левой. Прохода от главных дверей к царским вратам не должно занимать.
  13. В храме никого не осуждай. Замечание можно сделать только тому, кто явно нарушает благочиние, мешая общей молитве. Соблюдай в сердце своем мир, храни молитву, помни свои грехи, молись за того, кто грешит.
  14. До конца Богослужения никогда, без крайней необходимости, не уходи из храма, ибо это — неуважение к святости храма и грех перед Богом. Если же это случилось с тобою (что раньше вышел), то скажи об этом на исповеди священнику.
  15. Женщины должны входить в храм прилично и скромно одетыми, с покрытой головой. Недопустимо причащаться Святых Тайн и прикладываться к святыням с накрашенными губами.
  16. Ко Святому Причащению подходят православные христиане, имея на себе нательный крест, после покаяния в грехах — исповеди и разрешительной молитвы священника (детям до 7-ми лет исповедь не требуется). Готовящиеся к причащению должны быть накануне за вечерним Богослужением, ничего не есть и не пить, начиная с 12-ти часов ночи.
  17. Исповедь должна совершаться после вечернего Богослужения накануне или утром до начала Божественной Литургии.
  18. Перед причащением руки сложи крестообразно на груди (правая сверху), с верой и любовию ко Христу причастись Его Святых Тела и Крови, поцелуй низ чаши, но не крестясь, чтобы случайно не толкнуть ее, и отойди к столику запить Причастие теплотой. После Причащения выслушай (прочитай) благодарственные молитвы.
  19. По окончании Литургии подойди и приложись к кресту, который дает верующим священник из алтаря. Если нужно уйти раньше, например, с маленькими детьми, то можно приложится к большому распятию.
  20. Выходя из храма, сотвори три поясных поклона с крестным знамением и помолись.

Православная церковь об одежде определяет: «Никакому мужу не одеваться в женскую одежду, ни жене в одежду мужу свойственную … посему тех, которые отныне, зная это, дерзнуть делать что-либо из вышесказанного, если суть клирики — повелеваем извергать из священного чина, если же миряне — отлучать от общения церковного» (VI Вселенский Собор, правило 62)

Благословение.

Благословение имеет много значений. Первое из них — приветствие. Поздороваться со священником за руку имеет право только равный ему по сану, все остальные, даже диаконы, при встрече с батюшкой принимают от него благословение.

Для этого нужно ладони сложить вместе, правую поверх левой, чтобы принять в них благословляющую руку и облобызать ее в знак почтения к священному сану.

И ни для чего более! Никакого таинственного значения сложение ладоней не имеет, благодать в них не «опускается», как учат некоторые старушки.

Читайте также:  Святая мелания римляныня покровительница беременных

Благословиться у священника можно не только тогда, когда он в церковных одеждах, но и в гражданской одежде; не только в храме, но и на улице, в общественном месте.

Не стоит, однако, подходить за благословением вне храма к не облаченному батюшке, который с вами не знаком.
Точно так же всякий мирянин прощается со священником.

Если несколько иереев стоят рядом, а вы хотите благословиться у всех, то сначала нужно подойти к старшему по сану.

Важно

Второй смысл священнического благословения — это разрешение, дозволение, напутствие. Перед началом всякого ответственного дела, перед путешествием, а также в любых затруднительных обстоятельствах мы можем просить у священника совета и благословения и лобызать его руку.

Наконец, существуют благословения в ходе церковной службы. Священник, произнося: «Мир всем», «Благословение Господне на вас…», «Благодать Господа нашего…», осеняет молящихся крестным знамением.

В ответ мы смиренно преклоняем головы, не складывая рук — ведь поцеловать благословляющую десницу невозможно.

Если же священник осеняет нас священными предметами: Крестом, Евангелием, Чашей, иконой, мы сначала крестимся, а потом делаем поклон.

Не следует подходить под благословение в неурочный момент: когда иерей причащает, совершает каждение храма, помазует елеем. Но можно сделать это по окончании исповеди и в конце литургии, при целовании Креста.

Злоупотреблять благословением, подходя к одному и тому же батюшке несколько раз в день, не стоит.

Слова «благословите, батюшка» всегда должны звучать для мирянина радостно и торжественно, и не надо превращать их в поговорку.

Верующему человеку очень важно соблюдать церковный этикет, который значительно отличается от светского. Например, встречая священнослужителя на улице, нужно обращаться к нему особым образом:

Встретив священника без облачения на улице, поприветствуйте его кивком головы или поздоровайтесь как обычно, пожелав доброго дня. В пасхальный день можно сказать «Христос Воскрес!». Подавать первому руку (для рукопожатия) священнику не тактично, но если священник сам Вам протянул руку для рукопожатия, то нужно поздороваться рукопожатием.

Встретив священника в облачении (в рясе с крестом или в богослужебном облачении с епитрахилью и в поручах), попросите его о благословении, это и будет вашим приветствием. Приблизитесь к священнику, немного склонитесь, сложите правую руку на левую ладонями вверх и скажите: «Батюшка, благословите».

— В ответ священник наложит на вас крестное знамение и может даже положить свою руку в ваши сложенные ладони – ее нужно поцеловать, как десницу самого Бога, который невидимым образом благословляет вас через священника. Если священник положил руку вам на голову, то целовать ее не нужно.

— Протоиерей носит крест с украшением, иерей носит позолоченный или серебряный крест. Если вы взяли благословение у одного священника, а рядом стоят еще несколько, обратитесь к ним со словами «Благословите, честные отцы» и поклонитесь.

— Если вы находитесь в группе верующих, за благословением сначала подходят мужчины по старшинству (служители церкви в первую очередь, как бы подавая пример), затем по старшинству идут женщины, последними подходят дети (по старшинству). Это правило относится и к семье: сначала подходит муж, жена, затем дети.

— При прощании повторно попросите у священника благословления словами «Простите меня, батюшка, и благословите».

— Телефонный разговор со священником должен начинаться словами «Благословите, батюшка». Далее сообщайте суть дела, по которому звоните. Разговор закончите просьбой о повторном благословении.

— Говоря о священнике в третьем лице или ссылаясь на него, скажите: «Отец настоятель благословил». Сочетание «отец» и фамилия священника употребляется в сугубо официальных случаях.

Обращение к духовенству.

В православии существует три степени священства: диакон, священник, епископ. Диакон – помощник священника. Он не имеет той благодатной силы, которая дается в Таинстве рукоположения во священника, но за советом и молитвой к нему можно обращаться.

Формы обращения к диакону:

  • К диакону нужно обращаться со словами «Отец диакон». Например, «Отец диакон, вы не подскажете, где найти отца настоятеля?» Можно называть по имени, но обязательно в сочетании со словом «отец». К примеру: «Отец Александр, будет ли завтра вечером исповедь?» Если говорят о диаконе в третьем лице, употребляют следующие формы: «Отец диакон говорил сегодня…» Или: «Отец Александр сейчас в трапезной».
  •  Существует несколько форм обращения. В русской православной среде есть давний обычай ласково называть священника батюшкой. Часто к нему так и обращаются: «Батюшка, можно с Вами поговорить?» или, если о нем, то говорят: «Батюшка сейчас совершает требы», «Батюшка вернулся из поездки».
  • Кроме этой, разговорной, формы, есть другая – более строгая и официальная, к примеру: «Отец Михаил, разрешите обратиться к Вам с просьбой?» В третьем лице, ссылаясь на священника, обычно говорят: «Отец настоятель благословил…», «Отец Богдан посоветовал…» Не совсем хорошо сочетать чин и имя священника, например: «Иерей Петр», «протоиерей Василий». Хоть и допустимо, редко употребляется сочетание «отец» и фамилия священника, например: «отец Соловьев».
  • В какой форме – на «ты» или на «вы» – нужно обращаться в церковной среде, решается однозначно: на «вы». Даже если отношения уже близкие, при посторонних проявление в церкви этой излишней фамильярности выглядит неэтично.
  • По церковной этике священнику не принято говорить «Здравствуйте» или «Добрый день». Священнику говорят: «Батюшка, благословите» или «Отец Михаил, благословите!» и испрашивают благословение.
  • Во время периода от Пасхи до отдания праздника, то есть в течение сорока дней, приветствуют словами «Христос Воскресе!», священник благословляет, отвечая: «Воистину Воскресе!» Если вы случайно встретили священника на улице, в транспорте или каком-то общественном месте, если он даже не в священническом облачении, все равно можно подойти и взять у него благословение.

Обращение к архиерею:

  • К архиерею обращаются: «Владыко»: «Владыко» – это звательный падеж церковнославянского языка: «Владыко, благословите», «Владыко, позвольте…» В именительном же падеже – Владыка. Например, «Владыка Филарет благословил вам…» В официальной речи, в том числе письменной, употребляются иные формы. К епископу обращаются: «Ваше Преосвященство» или «Преосвященнейший Владыко». Если в третьем лице: «Его Преосвященство».

Правила общения мирян.

Миряне, общаясь друг с другом, тоже должны придерживаться правил и норм поведения, принятых в церковной среде. Поскольку мы едины во Христе, верующие называют друг друга «Брат» или «Сестра». В церковной среде даже пожилых людей не принято называть по отчеству, зовут только по имени.

Имя православного христианина связано с нашим небесным покровителем, и поэтому оно должно употребляться в семье по возможности в полной форме и во всяком случае без искажений, например, Сергей, Сережа, а не Серьга, Серый, Николай, Коля, но ни в коем случае не Кольча, Колян и так далее. Ласкательные формы имени вполне допустимы, но в разумных пределах.

Православные люди любят ездить в паломнические поездки по монастырям.

Приветствие. Для малознакомых или не знакомых людей достаточно кивка головы и обычной фразы приветсятвия: Добрый день (вечер), Здравствуйте, С праздником!.

 Во время периода от Пасхи до отдания праздника, то есть в течение сорока дней, приветствуют словами «Христос Воскресе!», а отвечают «Воистину Воскресе!». Для более знакомых людей (мужчин) — рукопожатие и троекратное лобызание (щека к щеке) начиная с правой.

Для более знакомых людей (женщин) — обнимание и троекратное лобызание (щека к щеке) начиная с правой щеки.

В море православной литературы, издающейся сейчас, практически нет ничего на эту тему.

Обращение в монастырях.

Обращение в монастырях следующее.

В мужском монастыре к наместнику, который может быть архимандритом, игуменом или иеромонахом, можно обращаться с указанием его должности, например: «Отец наместник, благословите» или с употреблением имени: «Отец Никон, благословите».

Более официальное обращение – «Ваше Высокопреподобие» – это если наместник архимандрит или игумен, и «Ваше преподобие» – если иеромонах. В третьем лице говорят «отец наместник», или по имени «отец Иннокентий».

К благочинному, первому помощнику и заместителю наместника, обращаются с указанием должности: «отец благочинный» или с добавлением имени «отец Иоанн».

Совет

Если эконом, ризничий, казначей, келарь имеют священнический сан, к ним можно обратиться «батюшка» и спросить благословение. Если же они без священнического сана, но имеют постриг, говорят «отец эконом», «отец казначей». К монаху, имеющему постриг, обращаются: «отец», к послушнику – «брат».

В женском монастыре к игумении обращаются таким образом: «мать игумения» или с употреблением имени «мать Варвара», «матушка Мария» или просто «матушка».

В обращении к монахиням говорят: «мать Иоанна», «мать Елизавета».

Источник: http://korenevo.org/biblioteka/pravoslavnyj-etiket/

Как православные приветствуют друг друга на праздник Крещения Господня?

19 января Крещение, или Богоявление, празднуется Православной Церковью 19 января по новому стилю. Накануне праздника, 18 января установлен строгий пост. Праздник Крещения Господня — один из самых древних праздников христианской Церкви.

Его установление относится еще ко временам апостолов. Древнее название праздника — «Епифания» — явление, или «Теофания» — Богоявление, также его называли «праздник Светов», «Святые Светы» или просто «Светы».

Ибо Бог приходит в мир в этот день, чтобы явить миру Свет Неприступный.

Приветствую всех Православных!Мои поздравления с наступлением Великого Праздника — Крещения Господня! День Крещения Господня называется также Богоявлением, так как, согласно Евангелию, в момент крещения Иисуса в водах Иордана Бог был явлен в трех своих ипостасях – Отца, Сына и Святого Духа. Существует уже сложившаяся традиция купаний на Крещение, когда православные верующие троекратно с молитвой и крестясь погружаются в прорубь, то есть в Иордань. В этот день все православные набирают Святой водицы на целый год.

Подробнее: GoldVoice.club

 19 января по новому стилю Православная Церковь отмечает Крещение Господне. Этот праздник не менее популярен в народе, чем Рождество и Пасха. За освященной водой зачастую идут в храм даже неверующие. Освященная вода порой заслоняет собой в человеческом восприятии главное Действующее Лицо праздника — Господа Иисуса Христа.

Подробнее: pravoslavie.

by

Перед Вами интересный и праздничный выпуск детского ежедневного календаря, который состоит из следующих публикаций: Дорогие родители и дети, праздник Крещения Господня весьма значим для русского народа! За Крещенской водой выстраиваются километровые очереди, ибо эту великую святыню можно получить лишь раз в году — 18 и 19 января. Ну и конечно, по старинной традиции, многие люди купаются в иордани (Крещенская прорубь в водоеме), как Вы видите на картине ниже:

19 января православные христиане отмечают праздник Крещения Господня, который в России завершает праздничные святочные дни от «звезды», то есть Рождества Христова, и до «воды» — крещенского ее освящения. Что означает этот праздник, откуда появился и как его принято отмечать?

Подробнее: PodPrazdnik.ru

Как православные приветствуют друг друга на праздник Крещения Господня?Существуют ли какие-либо требования, предъявляемые православной церковью к приветствиям на этот праздник, или давно утвердившиеся традиции? Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert или скопируйте готовый код:

Посещение храма, как правило, требует предварительной подготовки. Так, прежде чем войти в него, необходимо иметь соответствующий душевный настрой.

В храме также нужно вести себя так, чтобы невольно не оскорбить чувств верующих. В прошлом существовало правило обязательно ходить в баню накануне посещения церкви.

Сейчас этот совет излишен, так как, благодаря удобствам, все имеют возможность соблюдать правила гигиена.

Источник: http://www.chsvu.ru/kak-pravoslavnye-privetstvuyut-drug-druga-na-prazdnik-kreshheniya-gospodnya/

Как приветствовать священника

Инструкция

Встретив священника без облачения на улице, поприветствуйте его кивком головы или поздоровайтесь как обычно, пожелав доброго дня. В пасхальный день можно сказать «Христос Воскрес!». Подавайте руку священнику, только если лично и давно знакомы с ним. В противном случае это будет восприниматься слишком фамильярно.

Читайте также:  Молитва ангелу-хранителю о помощи

Встретив священника в облачении (в рясе с крестом или в богослужебном облачении с епитрахилью и в поручах), попросите его о благословении, это и будет вашим приветствием. Приблизитесь к священнику, немного склонитесь, сложите правую руку на левую ладонями вверх и скажите: «Батюшка, благословите».

В ответ священник наложит на вас крестное знамение и может даже положить свою руку в ваши сложенные ладони – ее нужно поцеловать как десницу самого Бога, который невидимым образом благословляет вас через священника. Если священник положил руку вам на голову, то целовать ее не нужно.

Обратите внимание

Если присутствует несколько священников во главе с Архиереем (управляющим всей епархией), за благословлением подходите только к нему. Если священников много и Архиерея среди них нет, подойдите и у попросите благословения у старшего по званию. Узнать это можно по кресту, который носит священник на груди.

Протоиерей носит крест с украшением, иерей носит позолоченный или серебряный крест. Если вы взяли благословение у одного священника, а рядом стоят еще несколько, обратитесь к ним со словами «Благословите, честные отцы» и поклонитесь.

Если вы находитесь в группе верующих, за благословением сначала подходят мужчины по старшинству (служители церкви в первую очередь, как бы подавая пример), затем по старшинству идут женщины, последними подходят дети (по старшинству). Это правило относится и к семье: сначала подходит муж, жена, затем дети.

При прощании повторно попросите у священника благословления словами «Простите меня, батюшка, и благословите».

Телефонный разговор со священником должен начинаться словами «Благословите, батюшка». Далее сообщайте суть дела, по которому звоните. Разговор закончите просьбой о повторном благословении.

Говоря о священнике в третьем лице или ссылаясь на него, скажите: «Отец настоятель благословил». Сочетание «отец» и фамилия священника употребляется в сугубо официальных случаях.

Обратите внимание

Помните, относиться к священнику нужно с большим почтением и уважением. Следите за пристойностью своих взглядов, жестов и даже мимики. Жаргон и грубые слова недопустимы. Жесты минимальны. Не прикасайтесь в разговоре к священнику, соблюдайте определенную дистанцию. Если служитель церкви стоит, стоять должны и вы. Взгляд ваш должен быть кротким и смиренным.

Полезный совет

Помните, в православии не принято обращаться к священнику «святой отец». Говорите «честный отче», например, «Помолитесь за меня, честный отче».

Источники:

  • Как приветствовать священника

Званые обеды, даже не слишком официальные, требуют соблюдения общепринятого этикета. Как должны вести себя хозяева примерно ясно. А как сами гости должны приветствовать друг друга? Особенно, если общество неоднородное, а пришедшие мало знакомы между собой или же совсем не знают друг друга.

Инструкция

Придя в гости, поприветствуйте сначала хозяйку и хозяина, потом остальных женщин (начиная с самых пожилых), затем мужчин. С детьми немного поговорите и протяните им руку.Традиционное приветствие – обмен рукопожатиями – принято при встрече хорошо знающих друг друга людей.

Незнакомых же сначала нужно представить обществу. При этом мужчины обмениваются легким поклоном.Рукопожатие должно быть энергичным, но достаточно коротким. Затягивать его не следует. И уж тем более не допускается трясти руку партнера, да еще и разговаривать при этом.

Важно

Неэтичным признается также вялое пожатие, и наоборот – нельзя чересчур крепко сжимать руку партнера. Самым теплым считается приветствие обеими руками. Во время рукопожатия не допускается держать вторую руку в кармане. Это, в какой-то степени, возможно в кругу очень близко знакомых людей, но и только.

Если вы мужчина, то, приветствуя женщину, можете поцеловать ей руку. Но не поднимайте ее к себе, а наклонитесь к руке сами. Не целуйте внутреннюю сторону женской ладони и не забывайте, что поцелуй должен быть лишь легким прикосновением губ.

Приветствуя очень близких друзей или хороших знакомых в возрасте до 30 лет, можете троекратно расцеловать их в щеки.

Когда вы запоздали, а общество уже собралось, то обязательно поздоровайтесь с присутствующими первым. Если гости сидят за столом, громко и четко поприветствуйте всех вместе. С хорошими знакомыми и соседями по столу поздоровайтесь отдельно

Женщина сначала приветствует женщин, затем мужчин. Если среди гостей находится ваш муж, окажите ему внимание в последнюю очередь.

Будучи мужчиной, сначала поздоровайтесь с женщинами, затем, если за столом видите свою жену, с ней. И только после этого поприветствуйте остальных мужчин.

Если среди присутствующих находится кто-либо выдающийся, с ним поздоровайтесь с первым.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-82673-kak-privetstvovat-svyashchennika

Православный этикет

В одной из своих знаменитых пьес А. Чехов утверждал, что в человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

С ним трудно не согласиться, поскольку истинное уважение вызывает человек, поступки, слова и поведение которого соответствуют этому требованию. Соблюдать правила хорошего тона обязан каждый, независимо от возраста, цвета кожи, пола, вероисповедания.

На последнем пункте стоит заострить особое внимание, поскольку есть определенные правила и для верующих, являющих собой христианский этикет.

Бог всегда был центральной фигурой в жизни христианина. Утро, вечер, даже прием пищи еще в недавнем прошлом люди обязательно начинали с молитвы. Сегодня многие правила, которых требует придерживаться церковь, обществом игнорируются.

Но христианином продолжает себя считать даже человек, который не молится и не посещает церковь. По мнению священнослужителей, большого греха в этом нет, главное, чтобы были чисты помыслы и поступки человека и он жил по законам Божьим.

Православный этикет – одежда верующих

Этикет требует соблюдения не только норм приличия, но и правил ношения одежды. По правилам христианского этикета, в храм запрещено являться в пестрых, вызывающих нарядах. Предпочтительнее надевать одежду однотонного цвета. Не следует также выбирать спортивную одежду.

Наряд должен быть скромным, не обнажающим человеческое тело. Образ не должен быть ярким – от украшений лучше отказаться. Церковь – не место, где можно демонстрировать свое одеяние.

Нарушение данного запрета говорит о том, что пришедший в храм человек думает не о Боге, а о том, чтобы привлечь к себе внимание. Представителям сильного пола перед входом в храм следует снимать головные уборы.

Дамам запрещено пользоваться косметикой и входить в священное место с непокрытой головой. Дамам также возбраняется облачаться в мужские костюмы: недопустимо приходить в церковь в брюках, джинсах, шортах.

По словам священнослужителей, придерживаться этих правил следует не только в церкви. Настоящий христианин везде должен оставаться христианином. Это не значит, что женщинам нужно всегда носить платья и платки. Речь идет о соблюдении определенного минимума правил, переступать который нельзя. Для этого следует прислушиваться к внутреннему голосу.

Правила поведения в храме

Церковь является особенным местом. Человек, пожелавший прийти в Божий дом, должен знать, как вести себя в церкви. Ни слово, ни действие, ни мысль – ничто не должно оскорбить святыню. Если речь идет о службе, приходить рекомендуется заранее, за несколько минут до ее начала.

Перед входом обязательно следует перекреститься правой рукой от правого плеча к левому и поклониться. Запрещено громко говорить, входить с едой или держать руки в карманах. Действия, даже совершаемые с благой целью (зажжение свечей, приложение к иконам), не должны мешать другим прихожанам.

Встреча в этом месте знакомых не должна сопровождаться громкими возгласами и праздными беседами. Обсуждать насущные вопросы следует исключительно за пределами церкви. При желании привести в церковь детей, следует позаботиться о том, чтобы они не шалили и не кричали. Плачущих малышей нужно стараться быстро успокоить.

Совет

В случае невозможности соблюдения этих условий рекомендуется выйти из стен храма, чтобы не нарушить процесс единения других людей со святынями.

Во время службы не рекомендуется подпевать хору. Делать это можно только в том случае, если петь совсем тихо, не мешая окружающим. Также запрещено курение внутри храма или нахождение с животными. Еще один нюанс, о котором многие не знают, касается положения тела. В храме можно только стоять.

Присесть могут исключительно те прихожане, которые больны либо слишком утомлены (например, старики). Закидывать при этом ногу на ногу возбраняется. Следует проявить наблюдательность и стараться повторять действия остальных людей, пришедших на службу. Например, вставать на колени в случае совершения этих действий молящимися.

Разговоры, перешептывания при чтении Евангелия и совершения Божественной литургии следует отложить до их завершения. Также в этот момент нежелательно прикладываться к святыням, иконам, зажигать свечи. Быть в церкви следует до полного завершения службы.

Ранний уход допустим в том случае, если человек испытывает в этом острую необходимость или вынужден сделать это по причине ухудшения самочувствия.

Как обращаться к христианам

Люди, исповедующие христианство, должны знать, что соблюдение православного этикета предполагает не только способность вести себя должным образом в храме, но и умение обращаться к находящимся там людям.

Если к прохожему на улице можно обратиться, указав на его принадлежность к полу (женщина/мужчина, парень/девушка), то по отношению к прихожанину это будет являться демонстрацией своего бескультурья.

Церковь призывает пользоваться более сердечными обращениями: сестра (при желании окликнуть девушку), матушка (при обращении к женщине). Юношей называют братьями, более зрелых мужчин – отцами.

Священников в православной среде называют батюшками и отцами. К последнему нередко добавляют имя священнослужителя. Правда, употреблять нужно церковнославянские имена, а не те, которые указаны в официальных документах: «отец» или «батюшка Иоанн» (но не Иван).

Обратите внимание

Важным отличием христианского этикета от делового является возможность обращения священнослужителей друг к другу на «ты». Прихожанам же предпочтительнее использовать вы-форму. Несмотря на то, что к Господу как к самому близкому христиане обращаются на «ты» (Господи, спаси; Боже, помилуй нас; царствие Твое), вы-форма по отношению к служителям храма считается более деликатной и не режет слух.

Нормы морали и этикетные правила действуют всюду – в светском обществе, в деловой среде, в спорте. Существует в мире особый этикет, который именуются религиозным.

Православные церкви, соборы, храмы, прочие священные сооружения являются особыми местами, на территории которых действуют свои правила. Нарушить запреты церкви – оскорбить ее святость.

Человек, который считает себя православным, обязан чтить христианские законы и предписания. Это особый мир, оказавшись в котором каждый может стать чуточку добрее и человечнее.

Источник: https://etikket.ru/khristianskij-etiket.html

Мир Вам

Как православные приветствуют друг друга

ПодробностиАвтор: Super UserКатегория: Основы Опубликовано: 28 Январь 2018 Просмотров: 99

Источник http://ikona-i-molitva.info/kak-pravoslavnye-privetstvuyut-drug-druga/

Не редко встречая православного верующего мы слышим такие слова: «Мир вашему дому», «Христос посреди нас» или «Спаси тебя Бог». Но не каждый понимает их значение. Так, как и во всех сферах жизни в православии существует определенные правила этикета. Они, как ни странно, имеют отличие от светских.

Православный этикет

Основные правила православного этикета основаны на любви и утверждении к вере в Бога. Вот основные из них:    Каждое утро верующего человека должно начинаться с молитвенного прошения.  Более того ее также нужно читать при начале и окончании любого дела.

Именно она определяет отношение конкретного человека к близким и семье.    Произнося «Господи благослови» это хорошая привычка, которая обеспечит защиту от злых помыслов и недобрых дел.

    Если вы пришли в гости, то по этикету верующего необходимо сказать: «Мир вашему дому», в ответ владельцы дома отвечают «С миром принимаем».    А когда все садятся за обеденный гостевой стол то обязательно желают друг другу «Ангела за трапезой».

    При случайной встрече на улице принято приветствовать ближнего словами «Христос посреди нас» в ответ отвечают «И есть и будет».

Такие простые приветствия помогают каждому человеку укрепится в вере и жить с Богом в сердце.

Читайте также:  Акафист ангелу хранителю, текст акафиста ангелу хранителю

Господь всегда с Вами!

Источник http://ikona-i-molitva.info/chto-znachit-rab-bozhij-v-pravoslavii/

Почему говорят раб Божий

В церковном обиходе есть разнообразные обряды, таинства, которые очень часто используются и мы уже привыкли к ним. Также как и некоторые церковные слова становятся для нас настолько привычными, что мы порой даже не задумываемся об их значении.

Так возникает много противоречий по поводу использования такого выражения как «раб Божий». Некоторые считают, что такое высказывание унижает человеческое достоинство.

Но прежде чем делать поспешные выводы стоит разобраться почему называют рабами Божьими прихожан.

Важно

Для того, чтобы уйти от обид и оскорблений, не стоит заимствовать юридические или социальные понятия и переносить их на трактовок высшей реальности.

Наша духовность должна быть свободна от мирских представлений. Основная цель Господа – это привести всех к вечной жизни.

Если человеческая природа повреждена грехом, то он должен не только верить в Бога, но и полностью и всецело следовать его благой воле.

Именно в Священном Писании о таком человеке говорится, что если он отказался от своих греховных помыслов и поступков и предался спасительной воли Господа, то он именуется «рабом Божьим». В библейских текстах такое название несет почетный характер.

Есть несколько толкований, что означает раба Божья или раб Божий:

  1. В Иудее слово «раб» не несло в своем контексте уничижительного значения. Оно просто означало работника.
  2. Главная задача Господа – это желание нам только благ и привести нас к совершенству. Именно подчинение его воли не имеет в себе ничего унизительного.
  3. Эмоциональная составляющая данной фразы должна обращать наше внимание на степень доверия к Господу и нашей верности ему. Мы не должны обращаться к нему только при необходимости и в тяжелые времена.
  4. Необходимо также вспоминать об исторических особенностях того времени, когда существовал рабовладельческий лад. Были только рабы и их наемники. Но в данном случае «раб» — это не бесправное существо.
  5. Почему раб Божий, а не сын Божий? Считают, что отношения Господа и человека должны пройти определенные стадии развития: раб, наемник и сын. Такая классификация встречается еще в притче о блудном сыне.

Как объясняет церковь 

Многие священнослужители говорят о том, что ударение в фразе «раб Божий» стоит ставить на второе слово. Если Вы относитесь к Господу, значит ничьим больше быть не можете. Стать рабом божьим означает обрести невероятную свободу. «Рабство» Господу считают также большей мерой свободы, чем рабство над своими страстями и стереотипами.

Так что не нужно придавать особого значения таким изречениям. Самое важное – это вера в Господа и следование заповедям Господним.

Господь всегда с Вами!

Источник: http://feat.1gb.ru/index.php/purpose/357-kak-pravoslavnye-privetstvuyut-drug-druga

Как здороваются православные: обычаи и особенности приветствия

0:12 0:153

Входя в дом, надо сказать: «Мир вашему дому!» — на что хозяева отвечают: «С миром принимаем!»

0:351 0:360

Застав ближних за трапезой, принято пожелать им: «Ангела за трапезой!»

0:505 0:514 За всё принято тепло и искренне благодарить ближних: «Спаси Господи!», «Спаси Христос!» или «Спаси тебя Бог!» — на что положено ответить: «Во славу Божию». Нецерковных людей, если вы считаете, что они вас не поймут, таким образом благодарить не обязательно.

Но если мы хотим жить в любви и мире с ближними, вряд ли куцые словечки «привет», «чао» или «пока» выразят глубину наших чувств и установят гармонию в отношениях. (Кстати, и сегодняшнее “Здрасть!” – тоже некрасиво, оно часто выражает поспешность, нежелание здороваться, а вот благоодарственное и полное “Здравствуйте!” гораздо вежливее и теплее).

0:18500:81:512 1:521

За века христиане выработали особые формы приветствия.

В древности приветствовали друг друга возгласом: «Христос посреди нас!» — слыша в ответ: «И есть, и будет». Так приветствуют друг друга священники, совершая рукопожатие, трижды лобызая друг друга в щёку и целуя друг у друга правую руку.

1:1090 1:1099

Впрочем, священники могут приветствовать друг друга и так: «Благослови».

1:1249 1:1258

Преподобный Серафим Саровский обращался ко всем со словами: «Христос воскресе, радость моя!»

1:1445 1:1454

Современные христиане так приветствуют друг друга в Пасхальные дни — до Вознесения Господня (т.е. на протяжении сорока дней): «Христос воскресе!» — и слышат в ответ: «Воистину воскресе!».

1:1830

В воскресные и праздничные дни у православных принято приветствовать друг друга взаимным поздравлением: «С праздником!».

При встрече мужчины-миряне обычно целуют друг друга в щёку одновременно с рукопожатием.

1:410 1:419

В московском обычае при встрече троекратно целоваться в щёки — женщинам с женщинами, мужчинам с мужчинами. Некоторые благочестивые прихожане привносят в этот обычай особенность, заимствованную из монастырей: троекратное взаимное лобызание в плечи, по-монашески.

Из монастырей пришёл в быт некоторых православных обычай просить разрешения войти в комнату следующими словами: «Молитвами Святых Отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». При этом находящийся в комнате, если позволяет войти, должен ответить: «Аминь». Конечно, такое правило можно применять лишь среди православных, едва ли оно применимо к мирским людям…

1:16281:8

Монастырские корни имеет и другая форма приветствия: «Благословите!» — причём не только священника. И если батюшка отвечает: «Бог благословит!», то мирянин, к которому обращено приветствие, говорит в ответ также: «Благословите!»

Уходящих из дома на учёбу детей можно напутствовать словами: «Ангела Хранителя тебе!», перекрестив их.

1:672 1:681

Можно пожелать также Ангела Хранителя направляющемуся в дорогу или сказать: «Храни тебя Господь!» Такие же слова православные говорят друг другу, прощаясь, или же: «С Богом!», «Помощи Божией», «Прошу твоих святых молитв» и тому подобное. А митрополит В.

Федченков даже рассказывал случай, когда он решил переплыть озеро, но вдруг силы иссякли, он мог утонуть и какая-то неведомая сила подхватила его и донесла до берега – лишь потому, что когда он входил в воду, один старичок сказал ему: “С Богом!”, т. е.

ласковое пожелание спасло ему жизнь, придало благодатных сил.

1:1750 1:8

Поэтому православное приветствие – не просто приветствие, но и своеобразная молитва за других.

1:188 1:197

Источник: https://jenskiymir.com/vera-i-religiya/vera/1708-kak-zdorovayutsya-pravoslavnye-obychai-i-osobennosti-privetstviya.html

Христианский этикет

Любовью служите друг другу.

Эти слова, сказанные почти 2 тысячи лет назад апостолом Павлом галатам (Галл. 5, 13), определяют основы поведения христиан в храме и дома, взаимоотношений между собой и языческим миром.

Божественная любовь была основой и сутью, мерилом и образцом жизни христианина.

Будучи основаны на христианской любви, на Законе Божием, основы православного этикета, в отличие от светского, являются не только суммой правил поведения в той или иной ситуации, но путями утверждения души в Боге.

Как вести себя с ближними

В жизни человека-христианина все начинается  – каждое утро, и любое дело – с молитвы, и все завершается молитвой. Молитва определяет наши отношения с ближними, в семье, с родными. Привычка перед всяким делом или словом от всего сердца просить: «Господи, благослови!» – убережет от многих недобрых дел и размолвок.

Если вас кто-то огорчил или обидел, пусть и несправедливо, по-вашему, не спешите выяснять отношения, не возмущайтесь и не раздражайтесь, а помолитесь об этом человеке – ведь ему еще тяжелее, чем вам – на его душе грех обиды, может быть, клеветы – и ему нужно помочь вашей молитвой, как человеку тяжело больному. От всего сердца помолитесь: «Господи, спаси раба Твоего (рабу Твою)…/ имя / и его (ее) молитвами прости моя прегрешения. Как правило, после такой молитвы, если она была искренней, гораздо легче придти к примирению, а бывает, что человек, обидевший вас, сам первый придет просить прощения.

При беседе умейте внимательно и спокойно слушать другого, не горячась, если даже он высказывает мнение, противоположное вашему, не перебивайте, не спорьте, стараясь непременно доказать свою правоту.

Входя в дом, надо сказать: «Мир вашему дому!», на что хозяева отвечают: «С миром принимаем!» Застав ближних за трапезой, принято пожелать им: «Ангела за трапезой!»

За все принято тепло и искренне благодарить ближних: «Спаси, Господи!», «Спаси, Христос!» или «Спаси тебя Бог!», на что положено ответить: «Во славу Божию». Нецерковных людей, если вы считаете, что они вас не поймут, таким образом благодарить не обязательно. Лучше сказать: «Благодарю вас!» или «Я от всей души вам благодарен!».

Как приветствовать друг друга. За века христиане выработали особые формы приветствия. В древности приветствовали друг друга возгласом «Христос посреди нас!», слыша в ответ: «И есть, и будет». Так приветствуют друг друга священники.

Преподобный Серафим Саровский обращался ко всем приходящим со словами: «Христос воскресе, радость моя!»

В воскресные и праздничные дни у православных принято приветствовать друг друга взаимным поздравлением: «С праздником!», на кануне праздника – “Со святым вечером”,  в праздники – “С Рождеством Христовым”, “С вознесением Господним” и т.д.

Монастырские корни имеет форма приветствия «Благословите!» – причем не только священника.

Уходящих из дома на учебу детей можно напутствовать словами «Ангела-хранителя тебе!», перекрестив их. Можно пожелать ангела-хранителя направляющемуся в дорогу или сказать: «Храни тебя Господь!». Такие же слова православные говорят друг другу, прощаясь, или же: «С Богом!», «Помощи Божией!», «Прошу твоих святых молитв» и тому подобное.

Обращение к священнику. Как взять благословение.

 К священнику не принято обращаться по имени-отчеству, его называют полным именем – так, как оно звучит по-церковнославянски с прибавлением слова «отец»: «отец Алексий», либо (как это принято у большинства церковного народа) – «батюшка».

Совет

К диакону можно также обратиться по имени, которому должно предшествовать слово «отец»…Но у диакона, поскольку он не имеет благодатной силы рукоположения во священство, благословение брать не положено.

Обращение «благословите» – это не только просьба преподать благословение, но и форма приветствия священника, с которым не приято здороваться словом «здравствуйте».

Если вы в этот момент находитесь рядом с батюшкой, то надо,  поклонившись,  встать перед священником, сложив руки ладонями вверх – правую поверх левой.

Батюшка, осеняя вас крестным знамением, произносит: «Бог благословит», либо «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» – и кладет свою правую, благословляющую руку на ваши ладони. В этот момент мирянин, получающий благословение, целует руку священника.

Бывает, целование руки приводит в смущение некоторых новоначальных. Смущаться не следует – мы не священнику руку лобызаем, а самому Христу, который в этот момент невидимо предстоит и благословляет нас…И прикасаемся мы устами к месту, где на руках Христовых были раны от гвоздей…

Батюшка может благословить и на расстоянии, а также наложить крестное знамение на склоненную голову мирянина, коснувшись затем ладонью его головы. Не следует лишь перед тем, как взять благословение у священника, осенять себя крестным знамением – то есть «креститься на священника».

Бестактно и неблагоговейно выглядит ситуация во время богослужения, когда кто-то из священников направляется из алтаря к месту исповеди или для совершения крещения, а множество прихожан в этот момент бросаются к нему за благословением, тесня друг друга.

В Православной Церкви в официальных случаях (во время доклада, выступления, в письме) принято к священнику-благочинному обращаться «Ваше Преподобие», а к настоятелю, наместнику монастыря (если он игумен или архимандрид) обращаются – «Ваше Высокопреподобие» или «Ваше Преподобие», если наместник иеромонах. К епископу обращаются – «Ваше Преосвященство», к архиепископам и митрополитам – “Ваше Высокопреосвященство”. В разговоре к епископу, архиепископу и митрополиту можно обратиться и менее официально – «владыко», а к наместнику монастыря – «отец наместник» или «отец игумен». К Святейшему Патриарху принято обращаться «Ваше Святейшество». Эти наименования, естественно, не означают святости того или иного конкретного человека – священника или Патриарха, они выражают уважение к священному сану духовников и святителей.

(Из книги протоиерея Андрея Устюжанина “Как вести себя верующему”.)

Источник: https://poleznosti.mirtesen.ru/blog/43371533195

Ссылка на основную публикацию