Что значит ересь в православии?

Что такое ересь?

Когда мы слышим слово «ересь», то невольно представляем себе навеянную светским кинематографом картину: злой и кровожадный инквизитор мучает вольнодумца, романтика и пассионария «еретика».

Насколько уместно такое «распределение ролей»? Что такое ересь и чем она вредна — мы спросили у богослова, ректора Киевской духовной академии и семинарии, архиепископа Бориспольского АНТОНИЯ (Паканича), председателя Богословско-канонической комиссии при Священном синоде Украинской Православной Церкви.

Архиепископ Бориспольский АНТОНИЙ (Паканич) – богослов, ректор Киевской духовной академии и семинарии,председатель Богословско-канонической комиссии при Священном синоде Украинской Православной Церкви

Зачем нужна догматика?

— Что такое ересь — «свобода» богословского, философского творчества или просто ошибка?

Подлинная свобода — это свобода от греха и пребывание в Святом Духе, Духе Истины, Который сохраняет человека от заблуждений. Если ересь — проявление свободы творчества, то тогда богословие отцов Церкви проявление чего? Впрочем, свобода может стать основанием самых разных поступков, как добрых, так и злых.

Ересь — это не просто ошибка или заблуждение, в которое впадает человек из-за незнания или неверного вывода. Ересь — это сознательное и упрямое искажение Священного Предания, подрыв фундаментальных истин православной веры, такое пагубное их искажение, которое препятствует спасению.

— Как могут быть связаны догматические формулировки со спасением, ведь по сути это всего лишь формы мысли? Как и почему форма мысли влияет на спасение?

— Не надо забывать, что речь идет о Боге. Догматические формулировки — это не просто формы мысли, а некий словесный образ, направляющий нас к Первообразу и предостерегающий от искажения истины. Вспоминается евангельское выражение «ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф.

12: 37), которое часто понимается как предостережение от суесловия, от невоздержанности языка.

Обратите внимание

Но если вспомнить контекст этих слов Спасителя, то увидим, что сказаны они как продолжение предостережения от «хулы на Духа Святого» и, таким образом, относятся не к простым бытовым ситуациям, когда действительно можно наговорить лишнего, а именно к богословию! Догматические формулировки предостерегают и направляют нас — наш ум, нашу волю, наши чувства — к Богу, служат нам ориентиром на этом пути. Так получается, что — да, от слов о Боге, с которыми согласно и сердце, зависит наше осуждение или спасение.

Конечно, догматическое богословие — это в том числе и форма мысли, то, что принадлежит к интеллектуальной культуре, но главная его цель — вести человека к спасению. Неправильная вера ведет к неправильному духовному опыту и, как следствие, заблуждению и прелести.

Догматика — это не отвлеченное мудрствование, не теоретические абстракции, это путь к спасению.

Умственное богословское заблуждение всегда отражается на практике, именно поэтому ересь опасна! Бывали случаи в истории Церкви, когда богословские споры разгорались прямо вокруг какого-то практического вопроса: так, если мы вспомним историю византийских Паламистских споров XIV века, то эти вроде бы исключительно теоретические дискуссии вокруг природы «божественного света» разгорелись в первую очередь вокруг афонской практики «умной молитвы» и в итоге позволили богословам обосновать и защитить афонскую монашескую традицию исихазма и созерцания нетварного божественного света.

Если человек идет в неверном направлении, через некоторое время он неминуемо окажется в тупике. Это объективная реальность, человек в принципе может и не пропагандировать какую-то ересь, но быть еретиком, его заблуждения все равно рано или поздно дадут свой плод, обнаружат себя печальными последствиями.

— Ересь — это в первую очередь «умственное» заблуждение? Семинарист с двойкой по догматическому богословию — еретик?

— Ну, такой человек уже, как правило, не семинарист… (Смеется.

) Здесь вопрос не в том, может ли человек выразить свою веру, а в том, осознанно ли он отвергает церковное учение, противопоставляет ли он свое понимание церковному? Большинство еретиков были очень умными людьми и строгими аскетами, но отрицали церковное учение.

Причем отрицали на очень высоком интеллектуальном уровне: Аполинарий, Несторий… Именно поэтому мы объясняем своим студентам, что не столько теоретические познания в области богословия, сколько опыт церковной жизни, опыт жизни в Духе Святом предохраняет от ошибок.

Свобода богословских мнений

— Если мы будем изучать историю церковной письменности, то быстро заметим, что святые отцы и сами далеко не всегда единогласны, более ранние иногда противоречат поздним…

— Поздние догматические формулировки выражают не какие-то «новые» учения, а то же самое церковное учение, которое изначально было в Церкви. В православном понимании содержание церковного учения неизменно, и со временем может меняться   только его словесная форма.

Мы убеждены, что святые отцы, жившие до появления более поздних догматических формулировок, веровали так же, как и мы.

Не смотря на то, что многие доникейские Отцы в изъяснении учения о Святой Троице использовали терминологию не Символа веры (принятого в 325 году), мы уверены, что понимали они свои формулировки в рамках Предания Церкви.

Интересно, что Церковь только те вероучительные истинны определяет как догмат, которые непосредственно важны для спасения человека.

Важно

Православные догматы — это всегда некий коридор, где богослов может думать так или по-другому, главное — не выходить за обозначенные рамки.

Самым ярким примером чего является орос Халкидонсокго Собора с его определением о соединении естеств во Христе: неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно.

Более того, есть значительное количество очень по сути значимых для нас вероучительных истин, которые вообще не имеют строгих догматических формулировок. Например, о телесности или бестелесности ангелов. И это нормально. Поэтому мы различаем в Церкви догматы и богословские мнения.

— А чем отличается частное «богословское мнение» от ереси? Где грань допустимого разномыслия? Какие критерии?

— Частные богословские мнения могут быть несогласны друг с другом, но при этом они не должны ни прямо, ни косвенно идти в противоречие догмату. Если это происходит, тогда «частное богословское мнение» становится ересью.

Кроме того, как уже говорилось, ересь подрывает фундаментальные истины, а теологумены и частные богословские мнения касаются вероучительных вопросов частного характера, не имеющих столь важного значения для спасения, как те истины, что мы исповедуем в Символе веры. (Например, вопрос от трехчастности (дух—душа—тело) и двухчастности (тело—душа) человеческой природы. — Прим. ред.

) И конечно, следует четко понимать, что в ереси есть два важных аспекта: собственно ошибочный взгляд по какому-то вероучительному вопросу и отношение еретика к собственному лжеучению. Принявший ересь за истину — не просто с кем-то в чем-то не согласен, он противопоставляет себя и свою веру вере Церкви. Отсюда известная закономерность: ересь — это всегда нарушение единства.

Еретик — это человек не просто заблуждающийся, но и тот, кто ради собственного заблуждения отпадает от церковного единства, выходит из единства веры, любви и, в конце концов, единства евхаристического общения.

По каким-то вопросам разномыслие, безусловно, возможно; и в связи с этим вспоминается известное выражение Блаженного Августина, который заповедовал сохранять «в главном единомыслие, во второстепенном разнообразие, во всем любовь». Тот критерий, который определяет, где заканчивается разномыслие, а где начинается ересь, четко виден из этих слов святого отца: разномыслие не должно служить раздору и нарушению любви.

Кто помнит слова святого апостола Павла «Имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; ничего не делайте по любопрению или по тщеславию» (Фил. 2: 3), тот имеет четкий критерий для различения допустимого в Церкви разномыслия от собственно ереси.

— Откуда тогда происходит сам факт разномыслия святых отцов, если Бог один?

— Давайте спросим: что первичнее, опыт или его последующее выражение? Очевидно, опыт. И только потом его выражение. При этом не следует забывать, что даже вполне простой опыт иногда сложно облечь в словесную форму.

Приходится искать слова, понятия, корректировать и уточнять их. Одно и то же можно выражать разными словами: более или менее удачными, содержательными, красивыми, в конце концов. Чтобы выразить свой опыт, иногда должно пройти время. Думаю, каждый испытывал подобное.

Совет

Так и в случае с Церковью: она имела опыт Богообщения — Господь открылся ей. И никто не сомневался, что этот опыт есть, а вот на его выражение, поиск словесных формулировок уходило время.

Да, термины «Троица», «Богочеловек», «Богородица» появились не сразу, но это не значит, что у Церкви не было веры в это, что был какой-то другой опыт.

Читайте также – Осторожно, грех!

Быть внимательным

— Часто говорят, что ересь — это только то, что осуждено вселенским собором. Но если ересь вредна сама по себе, а собора не было (уже более 1000 лет) — лжеучение нельзя назвать ересью?

— Дело не только в том, что не было уже более 1000 лет вселенского собора. Разве не было тех, кто исповедовал какую-нибудь ересь, но умер до осуждения этой ереси вселенским собором? Конечно были. Не значит же это, что они не еретики или их нельзя называть еретиками?

И после эпохи вселенских соборов появлялись новые лжеучения, ереси. Очевидно, они были не менее вредоносными или губительными. Некоторые из них оказались осуждены на поместных церковных соборах.

Но сколько будет существовать мир, Церковь, столько враг рода человеческого и будет строить козни, в том числе в виде ересей. Так что мы всегда должны быть внимательны к тому, что говорят, что проповедуют и к чему призывают.

Не зря же святой апостол предостерегает нас, чтобы «кто-нибудь не прельстил вкрадчивыми словами» (Кол. 2: 4).

— А где грань «непонимания», «глупости», с одной стороны, и «ереси»— с другой? Бабушки в храмах часто имеют очень экзотические представления о Православии, о природе Христа и т. п. Все эти бабушки — еретики?

— Многие из них родились и выросли в Православии, и принадлежность к Церкви по умолчанию воспринимается ими как нечто само собой разумеющееся. При таком отношении в «тонкости» не вникают. Все эти «экзотические» представления скорее есть следствие незнания подлинной традиции, а не сознательного противления учению Церкви. Таких людей Церковь прежде всего должна наставлять, просвещать.

Часто бывает, что простые прихожане имеют неправильное представление, но после объяснения спокойно осознают неправоту и принимают церковное учение. Мы хорошо понимаем, что не все наши прихожане владеют догматической терминологией, но я думаю, что в принципе можно пусть и не уметь объяснить суть собственной веры, но веровать при этом православно. Переживать правильный духовный опыт.

Человек может иметь правильную духовную жизнь, но не владеть какими-то богословскими, философскими терминами, и наши прихожане — большинство в принципе верят так, как верит Церковь, все они знают наизусть Никео-Цареградский Символ веры, который поется за каждой литургией, и для них этого достаточно.

Да, кто-то приходит в храм и не понимает, но со временем растет и степень осознания богословских определений своей веры.

— Есть такое выражение, как «простецкое богословие», зачем церковному учению вообще необходимо «теоретическое», богословское измерение? Может, чтобы не впадать в ереси, «от греха подальше» лучше вообще не вникать в эти тонкости?

— Это ложный путь, Апостол Павел говорит, что служение Богу должно быть разумным (Рим.12:1), хотя все и не сводится только к разуму.

— Нарушение традиций, например богослужебных: языка или способа чтения тех или иных текстов — это ересь?

— Нарушение богослужебных традиций может происходить по разным причинам: от тривиального нерадения до обновленческого пафоса.

В особых случаях такое нарушение может быть литургическим следствием ереси, как это и происходит, например, в протестантских деноминациях.

— Есть мнение, что существует потребность в переводе православной догматики на более современный философский язык. Святые отцы говорили на языке античной философии, современном для того времени, а сегодня этот язык сильно изменился. Или язык догматики неизменен?

— Язык богословия — это язык человеческий, и он имеет свои ограничения, но я все-таки не сторонник такого перевода. Ведь в богословии мы всегда говорим о тайне, имеем предметом своего обсуждения вещи таинственные, и я не думаю, что у нас есть сейчас такие духовные силы, чтобы подвергнуть этот язык ревизии. Это принесет не ясность, а только новые разделения.

Дмитрий РЕБРОВ

Источник: https://www.pravmir.ru/chto-takoe-eres/

Ересь

Е́ресь (от греч. αἵρεσις — направление, выбор) — 1) утверждение, концепция или учение, противоречащее вероучению Церкви; 2) заблуждение относительно Православных догматов, поддерживаемое сознательным, упорным противлением Истине.

Ересь — намеренное искажение православной догматики.

В древнегреческом языке слово ересь (др.-греч. αἵρεσις) означало «выбор», «течение» или «направление». Понятием «ересь» в иудео-эллинистической культуре обозначались религиозные или философские направления, течения и школы. Так, например, религиозно-политические партии фарисеев и саддукеев названы в Деяниях ересями (Деян.5:17, 15:5, 26:5).

В Новозаветных апостольских посланиях понятие «ересь» приобретает иной смысловой оттенок. Оно начинает противопоставляться правильному вероучению, превращается в отрицание истины Божественного Откровения. Это уже не просто направление или течение мысли, но осознанное стремление исказить основы христианского вероучения, а, значит, и лишить человека возможности спасения в вечности.

Как справедливо отмечает сектовед А. Л. Дворкин, «слово еретик… означает человека, делающего произвольный выбор под руководством собственных идей и желаний. Термин этот по происхождению христианский, и, следовательно, для того чтобы стать еретиком в святоотеческом смысле этого слова, человек изначально должен был пребывать в истине».

Обратите внимание

В аскетическом плане ересь является крайней степенью прелестного мнения, которая может периодически возобновляться как типологически устойчивое пленение ума. В ереси соединяются воедино многие страстные состояния: мнение, самообольщение, гордыня, своеволие и т. д.

Читайте также:  Православные церковные посты: на каждый день, рождественнский пост и другие

Возникновение ересей предсказывал апостол Петр: «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель» (2Пет.2:1). Апостол Павел помещает ересь в один разряд с грехом волшебства и идолослужения (Гал.5:20).

Раннехристианская Церковь строго следила за чистотой своего вероучения, решительно противопоставляя себя всем искажениям христианства. Именно поэтому за ней закрепился термин Православие (греч. Όρθοδοξία – православие, правоверие, правильное знание, суждение).

Распространяющийся со II века термин Православие означает веру всей Церкви в отличие от разных учений еретических сообществ, для обозначения которых использовалось слово гетеродоксия (έτεροδοξία – другое, отличное от правильного учение, знание).

Суть еретических учений прекрасно выразил св. Василий Великий.

Вслед за всеми святыми отцами, он полагал, что к еретикам должны быть отнесены отчужденные от Православия в самой вере, искажающие один или несколько догматов, изложенных в Символе Веры или любое освященное изначальным и долговременным употреблением в Церкви священное предание и установление. «Еретиками назвали они совершенно отторгшихся, и в самой вере отчуждившихся, – говорит св. Василий о мнении свв. Отцов. – Ибо здесь есть явная разность в самой вере в Бога».

Следуя толкованию позиции св. Василия Великого, данному выдающимся православным комментатором канонического права Иоанном Зонара, «еретики суть все, мыслящие несогласно с православною верою, хотя бы давно, хотя бы недавно они были отлучены от Церкви, хотя бы древних, хотя бы новых ересей они держались».

Следуя знатоку церковного права епископу Далматинско-Истринскому Никодиму (Милашу), ересь как «учение, противное православной вере, не должно, впрочем, касаться непременно оснований православного вероучения, чтобы данное лице считать еретиком, – достаточно, чтобы оно погрешало хотя бы и в одном догмате, и в силу этого оно уже еретик».

Сущность ереси глубоко раскрыта св. Игнатием Брянчаниновым: «Ересь есть прикровенное отвержение христианства.

Важно

Когда люди начали оставлять идолопоклонство, по его очевидной нелепости, и приходить к познанию и исповеданию Искупителя; когда все усилия диавола поддержать между человеками идолопоклонство остались тщетными; тогда он изобрел ереси, и посредством ереси, сохраняя для держащихся ее человеков имя и некоторую наружность христиан, не только отнял у них христианство, но и заменил его богохульством».

Первоначально еретиками называли гностиков, хотя считать гностицизм христианским учением вряд ли правомерно. Родоначальником ересей считается Симон Волхв (Деян.8:9). К первому периоду относятся такие ереси, как евионитство, керинфианство, елкезаитство, докетизм, манихейство, монтанизм, хилиазм.

Триадологические: монархианство и арианство, осужденные на I и II Вселенском соборах. В списке ересей, осужденных на II Вселенском Соборе, значатся также: евномиане, аномеи, евдоксиане, полуариане, или духоборцы (македониане), савеллиане, фотиниане, аполинариане.

Христологические ереси: несторианство (евтихианство), монофизитство, монофелитство, осужденные на последующих соборах, а также иконоборчество, осужденное на VII Вс. Соборе, практически были повторением и развитием древних.

В период Реформации возрождается рационализм антитринитариев (Сервет, социниане и др., в России – Феодосий Косой). Адопциане были модификацией несториан, а павликиане и богомилы – вариацией манихейства.

В средние века на Западе как отголоски манихейства появились альбигойцы, катары, патарены. В XII в. возникли вальденсы – смесь пиетизма и рационализма.

«В появлении еретиков, искажавших божественное неизменяемое учение Христианской Церкви», – пишет Е. Смирнов, – «есть некоторая последовательность и система, именно – переход от общего к частному.

Следовало ожидать, что на первых порах, вследствие вступления в Церковь иудеев и язычников, не хотевших вполне отказаться от иудейства и язычества и потому смешивавших христианское учение с воззрениями иудейскими, появятся еретические заблуждения относительно всей системы христианского вероучения, а не отдельного какого-либо пункта. Так действительно и было: с одной стороны явились еретики иудействующие, называемые также евионитами, которые стремились слить христианство с иудейством, даже с подчинением первого последнему, а с другой – язычествующие, или, как они назывались во 2 веке, гностики, а потом манихеи, стремившиеся из христианского вероучения в соединении его с восточным религиозным миросозерцанием или греческой философией образовать смешанную религиозную систему. Когда лжеучения этих еретиков были отвергнуты Церковью и уже стали отживать, на смену им появились другого рода ереси, возросшие уже на христианской почве. Предметом их служит главный догмат христианства о троичности Лиц в Божестве. Это – ереси антитринитариев.

В последующее за тем время развивается ересь по вопросу еще более частному: о Божественности Второго Лица Святой Троицы. Эта ересь, известная под именем арианства, открыто появилась уже в начале 4 века.

В век апостольский мы видим еретиков иудействующих и язычествующих. Последние положили начало тому гностицизму, который развился особенно сильно во 2 в. после времен апостольских».

Совет

Древние еретические тексты, как правило, уничтожались, поэтому сведения о ересях можно почерпнуть у их обличителей: св. Иринея Лионского, св. Ипполита Римского, Тертуллиана, Оригена, св. Киприана Карфагенского, св. Епифания Кипрского (его вместе с Иринеем и Ипполитом называют ересеологами), Климента Александрийского, Евсевия Памфила, бл.Феодорита, бл.Августина, Евфимия Зигабена.

Помимо ереси, Церковью выделены и иные категории отступничества: раскол и самочинное сборище (парасинагога).

Почему регулярно нарушающий нравственные нормы не подлежит непременной анафеме, а упорствующий в нарушении догматов анафематствуется?

Нарушение заповедей Христовых бывает связано как с произвольным желанием человека, так и с его зараженностью скверной греха.

Церковь Божия для того и создана на земле, чтобы привлекать в неё грешников с тем, чтобы они, при содействии благодати, освобождались от греха и возрастая возрастом духовным, уподоблялись Создателю (Мк.2:17).

Стало быть, присутствие нарушителей заповедей в земной Церкви — не исключение, а богоустановленная норма. Если бы греховность, как таковая, служила основанием немедленного отлучения человека от Церкви, земная Церковь тут же опустела бы (1Ин.1:8), а на земле приумножилось бы зло. Это было бы угодно не Богу, но диаволу.

Несмотря на то, что земная Церковь создана для грешников (Мк.2:17), это не значит, что грешник и вовсе не может быть отлучен от церковного общения.

В зависимости от тяжести совершенных им преступлений он может быть отлучен от полноправного общения с братиями и сестрами во Христе в той или иной мере (например, он может подпасть под запрет на участие в Таинстве Евхаристии сроком на несколько дней или недель).

Подобные меры не отделяют грешника от Вселенской Церкви, но напротив, бывают направлены на его исправление и дальнейшее единение с Церковью и её Главой, Господом Иисусом Христом.

Другое дело, если речь идёт не просто о нарушителях нравственных заповедей, а о еретиках. Конечно, как и всякий грех вообще, грех уклонения в ересь омывается покаянием. В этом отношении он не сильно отличается от прочих грехов. Зато в другом отношении он имеет принципиальное отличие.

Обратите внимание

Тот, кто впал в ересь, не желает прислушаться к голосу Церкви и отказаться от заблуждения, выражает тем самым, что исповедует какую-то особую веру, отличную от той веры, какую должны исповедовать члены Вселенской Церкви и каковая служит залогом их духовного единства.

Получается, что анафематствуя такого преступника, Церковь, по сути, всего лишь констатирует, что своим нежеланием исповедовать общую всем православным веру, он сам себя отлучает (отлучил).

Можно сказать, что еретики являются своего рода идолопоклонниками, ведь они верят в какого-то особого, созданного в их сознании Бога, или в какую-то особую, созданную в их воображении истину, но не в Того Бога (не в Ту Истину), в Которого верит Вселенская Церковь.

***

священник Михаил Легеев:

Об отличии ошибки от ереси

По степени ясности и точности осмысления человеком учения Церкви можно выделить пять стадий. Первая — догматы, заключенные в слова. Здесь все кристально чисто, лишнее отсечено, все нужное сказано.

Вторая — акцент. Акцент выделяет лишь какую-то грань полноты картины. Святой Афанасий Великий за «единосущие» всю жизнь положил. Но «единосущие» — это еще не полнота догмата. Богословие святых отцов по большей части — богословие акцентов. Один мог выделять один акцент, а другой — другой.

Третья стадия — неточность. Неточность связана с некоторым недопониманием. Например, святитель Кирилл Александрийский слово «ипостась» употреблял в значении «сущность». Он не имел в виду тот смысл, который потом вкладывали в его слова монофизиты, но не мог еще свою мысль облечь в правильные слова. Поэтому для нас это неточность.

Четвертая стадия — ошибка. Ошибка есть ошибка. Святитель Григорий Нисский (богослов IV в. — Прим. ред.) исповедовал апокатастасис, то есть учение о всеобщем избавлении от вечного посмертного воздаяния. Но если бы Церковь указала ему на ошибку, он бы не стал упорствовать.

Пятая стадия — ересь. Святые отцы могли ошибаться, а вот упорствовать в этом — нет. Святой Викентий Леринский (галльский богослов V в.) пишет: «Виновники того мнения признаются православными, а последователи — еретиками, учителя разрешаются, а ученики осуждаются, писатели сочинений будут сынами царствия, а защитники оных подвергнутся геенне».

Где-то между четвертой и пятой стадиями, между ошибкой и ересью, и пролегает граница, отделяющая еще церковное бытие от уже внецерковного. Опять же, важен сам вектор движения. Если он направлен к Церкви и Богу — это путь к истине, если в обратную сторону — к ереси.

Еретиком не становятся в одночасье, это результат длительного процесса, того самого неправильного движения.

Из интервью в журнале «Вода Живая» №10 2015

Источник: https://azbyka.ru/eres

Ересь: кто такие еретики и борьба католической церкви с ними, значение слова ересь – в переводе с греческого, в христианстве, в философии

Именно распространение христианства привело к появлению ереси: еретиком называли каждого человека, оспаривающего или отрицающего католическую церковь.

Вопреки мнению, которое распространяли церковники, еретики редко были сатанистами или неверующими. Во многих случаях у них была более сильная и крепкая вера в Бога, чем у самих священнослужителей.

Они полагали, что классические религиозные пути были ошибочными, и поэтому решили создать собственное верование. 

Что это такое

Еретик — это человек, который проповедует лжеучение, принимая его за истину. Обычно термин используется в религиозном смысле. Зачастую различие его толкований может показаться незначительным для посторонних, но нередко это вопрос жизни и смерти для верующих людей.

Происхождение слова

«Ересь» в переводе с греческого αἵρεσις означает «направление», «выбор» или «течение». Термин, используемый в еврейском, исламском или христианском контекстах, подразумевает разные значения в каждом из них.

В иудео-эллинистической культуре так обозначались философские или религиозные направления, школы и течения. Например, так называли религиозно-политические партии саддукеев и фарисеев.

Лидер или основатель еретического движения — ересиарх, а люди, поддерживающие это учение — еретики.

Значение понятия по Библии

В Новозаветных апостольских посланиях понятие приобретает иной смысловой оттенок: в писаниях оно упоминается редко и в большинстве случаев означает принадлежность к сектам, противопоставление правильному вероучению, отрицание истины Божественного Откровения.

Библейские значения слова «ересь»:

  1. Утверждение, концепция или учение, противоречащее вероучению Церкви.
  2. Заблуждение относительно православных догматов, поддерживаемое сознательным упорным противлением Истине.
  3. Намеренное искажение православной догматики.

Современное определение

В широком смысле — это любое мнение, противоречащее общепринятым обычаям или верованиям. Термин используется также в отношении человека, пропагандирующего взгляды, категорически противоположные общепринятым идеям, а не только для обозначения нарушения в трактовке религиозных учений.

Первоначальный смысл определения в истории — это ошибка в вопросах веры, фиксирующаяся в чьем-либо учении или мнении, появившемся внутри Церкви. В философии — еретичными называются учения, отрицающие веру в Христа, в котором нераздельно соединились совершенный человек и совершенный Бог (по В. Соловьеву).

Кто такие еретики

Так называют людей, сознательно отклоняющихся от религиозного учения, считающегося верным.

Историческое значение

Первоначально так называли гностиков, хотя считать гностицизм христианским учением вряд ли правомерно. Симон Волхв считается первым еретиком ( Деян.8:9 ).

К раннему периоду относятся следующие еретические учения:

  • евионитство;
  • керинфианство;
  • елкезаитство;
  • докетизм;
  • манихейство;
  • монтанизм;
  • хилиазм.

Историческое значение появления еретиков и раскольников состоит в том, что они вызывали церковь на усиленную интеллектуальную деятельность, тем самым побуждая ее к более точному формулированию и более подробному раскрытию своего учения. Конечной целью стала систематизация, которая для Восточной церкви была сделана еще в VIII столетии Иоанном Дамаскиным.

Суть учения и веры

В средние века еретические учения были распространенным явлением, и суть их была достаточно разнообразна.

Основные направления учений и веры еретиков:

  1. Отрицание одновременного наличия в Спасителе Божественного и человеческого начал.
  2. Мир — это арена для борьбы сил добра и зла.
  3. Упор на широкие социальные реформы.
  4. Призыв к равенству в имуществе или к полному отказу от любой собственности.
  5. Предсказание близкого наступления Царства Божия на земле.
  6. Отрицание таинства Причастия.
  7. Проведение крещения одним наложением рук.
  8. Отрицание культа Распятия.

Катары и вальденсы являлись наиболее влиятельными учениями в X-XIII столетиях. Французский купец Пьер Вальдо стал основателем вальденсов. Он утверждал, что спастись можно только через служение Иисусу Христу и следование его учению, а не через церковь. Вальдо считал, что церковь развращена богатством и лишена изначальной святости.

Катары (от греч. катар — «чистый») убеждали людей, что церковь — это порождение дьявола, и поэтому необходимо создать новую. Центром вероучения стал город Альби (юг Франции), отчего само движение называли альбигойским. Оно пользовалось расположением графа Тулузского и было чрезвычайно влиятельным.

Читайте также:  Молитва ангелу-хранителю о помощи

Древние еретические тексты, как правило, уничтожались, поэтому сведения об учениях можно почерпнуть у их обличителей:

  • св. Иринея Лионского;
  • св. Ипполита Римского;
  • Тертуллиана;
  • Оригена;
  • св. Киприана Карфагенского;
  • св. Епифания Кипрского;
  • Климента Александрийского;
  • Евсевия Памфила;
  • бл. Феодорита;
  • бл. Августина;
  • Евфимия Зигабена.

Причины появления

Еретиков было много, но при всех различиях учений их объединяло недовольство существующими порядками. Люди пытались понять причины несправедливости, царящей в обществе.

Ответы на свои вопросы они искали в Библии, но находили совсем не то, о чем проповедуют священники. Получалось так, что святые отцы скрывают истинный смысл Святого писания от верующих.

Следовательно, вся церковь служит дьяволу, а не Богу.

Католические с вященнослужители навязывали людям комплексы ничтожности и неполноценности перед Богом: с этой целью началось строительство знаменитых соборов, впечатляющих величественностью и грандиозностью.

Важно

Священники ревностно проповедовали: единственный способ получить божественную благодать — это жить в бедности.

Сами же служители купались в роскоши, собирали десятину с населения и проводили дорогие обряды, а церковь обладала неограниченной властью и бессметным количеством владений.

Внешний облик разодетых в роскошные одежды и раскормленных аббатов и епископов не имел ничего общего с образом жизни Христа и апостолов. Еретики стремились возродить евангельскую простоту и бедность, требовали отказа духовенства от богатств и земельных владений. Они одевались в лохмотья, раздавали свое имущество нищим, странствовали и проповедовали, питались подаянием.

С точки зрения простого человека, еретики были гораздо более похожи на апостолов, чем «преемник апостола Петра».

Историческая справка

На пространстве истории, от начала возникновения церквей до наших дней, вереницей непрерывно тянется ряд бесчисленных еретических движений, древних и новых. Из повторения старых условий возникают внецерковные видоизмененные учения о христианских догматах. Церковь опровергает их, борется с ними и побеждает, а еретиков предает отлучению после безуспешных попыток обратить их в свою веру.

В интересах спокойствия, «оберегаючи матерь свою, святую церковь», Греко-Римское государство подвергает еретиков уголовному преследованию.

Еще более фанатичны западноевропейские средневековые католические государства: они предают их сожжению, зачастую отказываясь различать настоящих еретиков от людей науки, которые не имеют отношения к церковным доктринам, но должны состоять в зависимости от их догматики. Такому примеру следуют древняя допетровская и отчасти послепетровская Русь.

Во все времена источниками еретических движений обыкновенно являлись:

  1. Нежелание язычников, иудеев и последователей восточного дуализма, приняв христианство, окончательно расстаться с прежним религиозным мировоззрением. Они пытались объединить в единое целое новые христианские доктрины со своими старыми.
  2. Стремление более сильных умов поставить учение, данное как Богооткровенное, на один уровень с философским мировоззрением античного мира. Намерение у этих учителей было доброе, но по самой природе вещей — неисполнимое. Привело все к рационализму. Таким было самое сильное учение еретиков всех времен — арианство со всеми его отраслями.
  3. Самобытное богословствование учителей церковного предания и общего голоса Вселенского собора. При самоуверенности и самомнении отсутствие узаконенных начал влекло к нарушению нормального состава учения церкви.

В данном ролике рассматриваются истоки еретических учений на примере арианства.

Современные еретики

В наше время термин используется для обозначения представителей любого религиозного движения, которое может заставить верующего оторваться от ортодоксальности или общепринятых мнений. Большинство современных представителей движения проповедуют взгляды, противоречащие содержанию Библии.

Современные еретические движения (XX век — по настоящее время) и их суть:

  1. Пятиде­сят­ни­че­ство, США. Ересиарх — Чарльз Фокс Пархэм. Придают особое значение крещению Святым Духом, понимают его как особое духовное переживание, тождественное эмоциональному состоянию апостолов на пяти­де­ся­тый день после вос­кре­се­ния Иисуса Христа. Убеждены, что сила, получаемая в результате крещения, проявляется в способности говорить на иных языках.
  2. Антро­по­соф­ское общество (Вальдорф­ские шко­лы), Швейцария. Основатель — Рудольф Штайнер. Через свободно выбранные упражнения медитации каждый может развить в себе восприятие духовного мира. Подобная тренировка должна помочь личности стать более творческой, нравственной и свободной; стать человеком, который мотивирован исключительно любовью.
  3. Рериховское движение (Агни Йога, Духовный центр имени Сергия Радонеж­ско­го, Живая этика), СССР. Ересиархи — Николай Рерих, Елена Рерих. Верят, что многие религии противоречат друг другу, а их последователи уже давно отступили от главных оккультных истин, оставив ложные.
  4. Церковь последнего завета, Россия. Основатель — Сергей Тороп («Виссарион»). Представляет собой синтез авраамических религий, буддизма, индуизма, атеистического учения Карла Маркса, антитринитаризм, апокалептику и многого другого.
  5. Ивановство, СССР. Ересиарх — Порфирий Иванов. Культ совершенствования организма, единения с природой.
  6. Родноверие, Россия. Единый руководитель отсутствует. Провозглашают цель возрождения язычества, дохристианских и славянских обрядов.
  7. Богородичный центр, Россия. Основатель — Иоанн Береславский. Синкретическое движение, включает в себя некоторые католические догматы, софиологию, иудео-христианские и гностические воззрения. Цель — создать тоталитарное теократическое государство «Новая святая Русь» на территории бывшего СССР.
  8. Белое братство, СССР. Ересиарх — Юрий Кривоногов, Мария Цвигун. Руководители движения считают себя новыми ипостасями Триединого Бога, проповедуют свои доктрины.
  9. Международное общество сознания Кришны, США. Основатель — Бхактиведанта Свами Прабхупада. Условная группа индуистских течений Вайшнавизма. Считают Кришну единственным истинным богом, а всех остальных — его аватарами.
  10. Карма Кагью, Дания. Ересиарх — Оле Нидал. «Новый буддизм» соединяет в себе традиционную тибетскую культуру с европейской.
  11. Харизматическое движение, США. Руководитель — Деннис Беннет. Движение провозглашает, что в его общинах проявляются дары Святого Духа (исцеление, пророчество).
  12. Саентология, США. Ересиарх — Рон Хаббард. Культ ориентирован на людей, стремящихся к успеху и карьере. Представляет собой синтез буддизма, гностицизма, иудаизма, даосизма, философии Ницше и психоанализа Зигмунда Фрейда.
  13. Анастасия, Россия. Основатель — Владимир Мегре. Почитают мифическую женщину Анастасию, персонажа книг Мегре, обладающую паранормальными и оккультными способностями.
  14. Нью Эйдж, США. Ересиарх — Алиса Бейли. Проповедуют, что все в мире является божественным и обладает неограниченным потенциалом.

Борьба католической церкви с еретиками

Еретики проповедовали «истину», тем самым подрывая основы могущества католической церкви, поэтому на них устраивались гонения.

Причины развития

Возникновение и развитие сектантских учений принято связывать с идеологическими и социальными переменами, которые появились в жизни общества в период гонений.

Беднейшие слои населения искали в новой религии равенства и примирения, поэтому постепенное обогащение духовенства, отступничество в период гонений и укрепление административного начала вызывали осуждение со стороны простых верующих.

В самых бедных слоях населения продолжали жить идеалы простого и скромного раннехристианского быта.

Причины появления и распространения идей еретиков, с которыми католическая церковь вела долгую и кровавую борьбу:

  • противоречивые настроения народных масс;
  • разнообразные толкования христианского учения;
  • всеобщее недовольство сытой жизнью высшего духовенства.

Преследования еретиков

Согласно средневековым хроникам и анналам, еретиком называли человека, отрицающего авторитет и учения Соборов. Первое упоминание борьбы церкви с такими людьми датировано 1022 годом: в Орлеане к сожжению приговаривались все инакомыслящие. Первыми жертвами костров стали образованные духовники, оправдывающие свое инакомыслие с помощью теологии.

Казни в Орлеане открыли путь к самым жестоким репрессиям, костры жгли в Тулузе и Аквитании. Целые общины иноверцев представали перед епископами, выступая с Библией в руках перед церковными судами.

Цитатами из Священного писания они пытались доказать правильность проповедуемых ими учений. Приговоренных в полном составе отправляли на костер, не щадя детей и стариков.

Совет

Сожжение — самый яркий пример того, как католическая церковь боролась с еретиками.

В XII столетии костры вспыхнули в Рейнских землях. Приговоренных было настолько много, что монах Эвервин де Стейнфельд попросил помощи у цистерцианского монаха Бернарда, имеющего репутацию жестокого преследователя иноверцев.

После масштабных облав и погромов костры зажглись в Кельне.

Судебные приговоры уже не были полны голословными обвинениями в распущенности и колдовстве, а содержали четкие пункты разногласий сектантов с ортодоксальными церковными понятиями.

Осужденные и приговоренные «апостолы Сатаны» принимали свою смерть настолько стойко, что вызвали ропот и беспокойство толпы, присутствовавшей при сожжении.

В то время основными очагами еретических движений считались земли Южной Европы. Общины строились по образу католических церквей, но при этом руководящие должности отводились и женщинам. Еретики в средние века назывались «добрыми мужчинами и женщинами». Исследователи более позднего времени стали называть их катарами.

Известно, что еретики имели собственные церковные институты, проводили свои соборы, привлекали в свои ряды новых приверженцев. Франция и Германия уничтожали инакомыслие в зародыше, но в Италии и Лангедоке катары укрепили и расширили свое влияние. В то время многие знатные семьи принимали новую веру, давали кров и пищу гонимым единоверцам и распространяли проповедуемые ими учения.

Инквизиция и публичная казнь

Вопреки деспотической политике церкви, среди горожан и крестьян появлялось все больше людей, ставивших под сомнение верность ее учений. Они обвиняли духовенство в праздности и непомерной трате денег. Католическое духовенство мгновенно отреагировало на религиозные бунтарства, ответив суровыми репрессиями, которые несколько веков будоражили всю Европу.

Для борьбы с еретиками была создана Инквизиция, представляющая собой тайный церковный суд, который с помощью практики анонимных донесений расправлялся с «посланниками дьявола на земле». В судебном процессе отсутствовала процедура следствия, он сопровождался длительными и жестокими пытками и заканчивался смертной казнью человека.

Зачастую обвинители и судьи даже не знали имени осужденных и обозначали их «обвиняемый номер один, номер два…». Средневековая инквизиция делегировала светским властям полномочие казнить иноверцев, однако всегда контролировала исполнение приговора. Путем публичного сожжения проводилась смертная казнь. Такое наказание носило массовый характер.

Обратите внимание

На первоначальной стадии жертвами становились люди, не согласные с классическими учениями церкви. Со временем категории отступников увеличились в геометрической прогрессии. Привлекательные женщины и девушки обвинялись в порочных связях с дьяволом и колдовстве. Родившиеся с физическими недостатками младенцы считались детьми сатаны. Всех их ожидала неминуемая смертная участь.

Семьи еретиков разорялись, их имущество делили пополам между собой духовенство и государственное казначейство. Жертвами инквизиционных процессов также стали и научные деятели, взгляды которых кардинальным образом расходились с учением церкви. Знаменитый астроном Галилео Галилей смог избежать смерти на костре только после того, как публично отрекся от учений Коперника.

Согласно подсчетам, огонь священной Инквизиции унес жизни более 12 миллионов жителей Европы, 98% из которых были невиновными.

Видео

В данном ролике представлена история возникновения и развития еретических движений.

Источник: https://proreligiu.club/spravochnik/terminy/eres.html

Кто такой еретик: значение этого термина в истории, его определение

Ересь — это любое мнение, высказывание или вера, которая противоречит общепринятым верованиям или обычаям, а еретик — это тот, кто является сторонником таких утверждений.

Этот термин используется не только для обозначения нарушителя важных религиозных учений, таких как христианство, ислам и иудаизм, но и в отношении человека, придерживающегося взглядов, категорически противоположных общепринятым идеям.

В истории среди христианских, исламских и еврейских культур, люди, считающиеся еретиками, были подвергнуты не только наказанию, такому как отлучение, но и даже смертной казни.

Что значит еретик и ересь

Слово ересь в переводе с греческого αἵρεσις, значит «выбор» или «выбранная вещь». Еретик, значение слова, обычно используемое в христианском, еврейском или исламском контексте, подразумевает несколько разные значения в каждом. Основатель или лидер еретического движения называется ересиархом, а люди, которые поддерживают ересь или совершают ересь, известны как еретики.

Христианство

Отцы Церкви идентифицировали евреев и иудаизм с ересью. Они видели отклонения от ортодоксального христианства как ересь.

Теолог Тертуллиан подразумевал, что именно евреи больше всего вдохновляли ересь в христианстве. Он говорил «От еврея еретик принял руководство в этой дискуссии о том, что Иисус не был Христом».

Петр Антиохийский упомянул христиан, которые отказались поклоняться религиозным изображениям как еретиков.

Первое известное использование терминов произошло в 380 г. н. э. Вышел указ Феодосия I в результате чего церковь слилась с властью Римской империи. До выдачи этого указа у Церкви не было поддержки со стороны государства и какого-либо механизма для борьбы с тем, что она толковала как «ересь».

Этим указом было закреплено разделение государственных полномочий по обеспечению правопорядка с церковными властями. Усиление Церкви дало ей возможность фактически выносить смертный приговор тем, кого церковь считала еретиками.

Первым казённым еретиком был ересиарх Присциллиан. Он был осуждён в 386 году римскими за колдовство и казнён вместе с четырьмя последователями.

После Реформации протестанты также преследовали и казнили тех, кто, по их мнению, был, еретиками, включая католиков. Последним, кого казнила католическая церковь, был испанец Каэтано Риполь. Его казнили в 1826 году. До сих пор не известно точное количество людей, казнённых, как еретики.

Католицизм

В католической церкви упрямая и умышленная проявленная ересь считается духовно отрезанной от Церкви, даже до отлучения. Кодекс Юстиниана (1: 5: 12) определяет «всех, кто не посвящён католической церкви и православной святой вере» еретиком.

Папа святой Григорий стигматизировал иудаизм и еврейский народ во многих своих писаниях. Он назвал евреев врагами Христа: «Чем больше Святой Дух наполняет мир, тем более извращённая ненависть доминирует над душами евреев».

Он назвал всю ересь «евреем», утверждая, что иудаизм загрязнит католиков.

Церковь жестоко обращалась с христианскими учениями, которые считались еретическими, но до XI борьба церкви, сосредоточивалась на отдельных людях или небольших нелегальных сектах, таких как:

  • арианство;
  • пелагианство;
  • донатизм;
  • марсионизм;
  • монтанизм.

Распространение секты павликиан на западе породило знаменитые еретические учения Западной Европы XI–XII века. К XI веку на юге Европы начали появляться большие организованные сообщества, такие как:

  • патарини;
  • дульчинцы;
  • вальденсы;
  • катары.
Читайте также:  Вербное воскресенье. вход господень в иерусалим

Ересь для церкви была тем обстоятельством что позволяло развязывать европейские религиозные войны.

Православие

В православии ересь относится к тем убеждениям, которые были объявлены таковыми для первых семи Вселенских соборов. С тех пор как произошли Великий раскол, православие также использовали эту концепцию в судебных процессах против людей и движений, которые считались еретическими.

Православная Церковь также отвергает ранние христианские ереси, такие как:

  • арианство;
  • гностицизм;
  • монтанизм;
  • иудаизм;
  • несторианство;
  • монофизитство;
  • иконоборчество.

Но нужно отметить что православие всегда терпимее относилось к еретикам чем другие религии. Охота, на ведьм в Европе почти не коснулась Православных земель. Были отдельные случаи сожжения на костре, но справедливости ради нужно отметить что в отличие от Европы где сжигали зачастую невинных женщин здесь казни были подвергнуты профессиональные ворожеи.

Католическая церковь считает что Православная Церковь является раскольническим (так как она отвергает авторитет Папы), но не еретическим учением. Это связано с тем что её учение почти аналогично учению католической церкви.

Ислам

Начиная с древних времён, мусульмане преследовали тех, кто противостоял исламу: обвинение наказывалось смертью. Даже сегодня в некоторых мусульманских странах ересь карается смертью.

Иудаизм

Иудаизм считает евреев, отошедших от традиционных еврейских принципов еретиками.

Знаменитые еретики

Бывший немецкий католический монах Мартин Лютер был назван еретиком папой Львом X в 1520 году. До сих пор Папский указ не был отменён, а лютеранство сегодня считается главенствующей религией в Германии.

Примером человека, имеющим отличное от церковного мнение, можно назвать знаменитого учёного Галилео Галилея, который нёс ответ пред судом инквизиции за ересь, но отрёкся от своих учений и провёл остаток жизни под домашним арестом.

Нерелигиозное использование

Слова «ересь» и «еретик» применялись и применяются не только в отношении религии, но и в науке и контексте политической теории.

В других контекстах это слово необязательно имеет уничижительный обертон и даже может быть дополнением при использовании в тех областях, где приветствуются идеи, которые находятся в фундаментальном несогласии со статус-кво в любой практике и сферах общественной жизни.

Учёный / писатель Айзек Азимов считал ересь абстракцией.

Еретики: ударение

В слове «еретики» ударение следует ставить на слог с последней буквой «и» — еретики́, ерети́к.

Источник: https://pravoslavie.guru/slovar-terminov/kto-takie-eretiki-istoriya-i-znachenie-etogo-slova.html

Ересь – это что такое? Определение, значение слова

Когда мы слышим слово «ересь», то у многих сразу всплывают в воображении изображения средневековых пыточных камер и костров инквизиции.

Был период в церковной истории, который, несомненно, включал в себя эти вещи.

Даже не являясь знатоком истории или религиозным ученым, мы можем знать, что ересь – это плохая вещь, но детали и подробности этого понятия являются все еще довольно туманными.

Вразрез с официальным положением церкви

Основное определение ереси в том, что данный термин означает приверженность религиозному мнению, противоречащему церковной догме. Ересь – это несогласие или отклонение от доминирующей теории, мнения или практики.

В этом определении следует выделить два ключевых элемента: доминирующее положение и противоположное положение.

Что касается религии, то любая вера или практика, которая идет вразрез с официальным положением церкви, считается еретической.

Важно

Ересь существовала в каждом историческом периоде, но в XII веке католическая церковь предприняла беспрецедентные действия против нее.

По мере усиления власти католической церкви в Европе неудобные голоса других христианских групп становились все более неприятными. Папа Александр III (1162-1163) поощрял осведомителей, поэтому церковь могла обнаружить так называемые доказательства ереси.

В 1184 году Папа Люциус III издал указ о том, что осужденный еретик должен быть передан светским властям для осуществления наказания.

В течение следующих нескольких десятилетий церковь увеличивала тяжесть наказания за ересь, это в конечном счете сделало ее крупным преступлением при папе Григории IX.

Именно в тот период доминиканцы стали основными агентами инквизиции, специальный суд давал полномочия судить о намерениях, а также о действиях верующих.

Когда в деревне подозревали ересь, инквизитора отправляли проповедовать с призывом, чтобы жители деревни выступили с сообщениями о ереси.

Всеобщая инквизиция

Это была «всеобщая инквизиция», которая включала период благодати для всех, кто признался.

За этим последовала «специальная инквизиция», которая могла бы включать в себя принуждение, ложные свидетельства и пытки для получения «признания».

Тем, кого идентифицировали как еретиков, приказывали совершать епитимью, которая могла состоять из обязательного посещения церкви, паломничества в святыню, утрату имущества или лишение свободы.

Совет

Еретики, которые отказались покаяться, были приговорены к смертной казни. Средневековую ересь преследовала инквизиция, которая продолжалась в большинстве районов Европы до XV века.

Любая группа или физическое лицо, которое отличается от другой группы, может быть технически названо еретическим. Христиане называются еретиками евреями.

Примечательно, что «еретики» Средневековья были виновны только в том, что они не соглашались с Католической Церковью, а не потому, что они придерживались небиблейских доктрин.

Что о ереси говорит Библия?

Испанская инквизиция уничтожила более 14000 человек, многие из них просто обладали Библией. Что же написано о ереси в этой книге? В Библии говорится: «Будут лжеучители среди вас, которые тайно приносят разрушительные ереси, даже отрицая Учителя, навлекая на себя быстрое уничтожение».

Из этого стиха мы видим, что ересь – это все, что отрицает учение Иисуса. “Павел берет на себя церковь за то, что у них есть ереси – ереси, которые привели к расколу в теле”.

Эти стихи затрагивают оба аспекта того, что составляет ересь в церкви: отрицание доктрин, которые Бог дал, и разделение тела, которое Он создал.

Оба эти явления считаются опасными, деструктивными действиями, которые строго осуждаются Писанием. Как Библия относится к ереси? «Человек является еретиком после отклонения первого и второго увещевания».

Из этих слов видно, что, когда человек в церкви отходит от библейского учения, то, во-первых, нужно попытаться исправить его, но если он откажется слушать после двух предупреждений, больше не иметь с ним ничего общего.

Истина Христа объединит верующих, но ересь по самой своей природе не может мирно сосуществовать с истиной. Конечно, не каждое несогласие в церкви – это ересь.

Иметь другое мнение не так плохо, но когда мнение разделено или поддерживается вопреки ясному библейскому учению, оно становится еретическим. Апостолы сами порой не соглашались, и однажды Петру пришлось упрекнуть их за это.

Хвалите Господа, через отношение смирения и покорности Богу истины.

Обратите внимание

Когда верующие подчиняются авторитету Божьего Слова и относятся друг к другу с любовью и уважением, разделение и ересь в православной церкви будут уменьшаться.

Христос говорил: «Завершите мою радость, будучи одним и тем же разумом, обладая такой же любовью, находясь в полном согласии и разумом.

Ничего не делайте от эгоистических амбиций или тщеславия, но в смирении считайте других более значительными, чем вы сами».

Ересь: происхождение слова

Данный термин в переводе с греческого первоначально означал «акт выбора» и со временем стал включать более широкие идеи, такие как «выбор» или «школа мысли, направление, учение».

Таким образом, значение слова «ересь» не обязательно отрицательное.

Только во втором веке христиане начали использовать этот термин в более уничижительном смысле, чтобы ссылаться на «школу мысли», которую по какой-то причине нужно было отклонить.

Что же может квалифицироваться как ересь? Что отличает ересь от чего-то, что является просто неправильным или сомнительным? Что отличает ересь от «ортодоксии»? Кто определяет, где есть ересь, а где нет? Это очень сложные спорные вопросы. Неудивительно, что люди предлагают на них различные ответы.

Общие подходы к пониманию

Что означает слово «ересь»? Многие по-разному понимают данный термин. Вот какое значение приписывают разные люди данному слову:

  1. Ересь – чушь, слово или просто позиция «проигравшего» в дебатах.
  2. Это процесс исключения, используемый для установления личности какой-то группы.
  3. Это то, что развращает сущность христианства.
  4. Ересь отвергает церковную власть.

Что же такое ересь?

Если ересь включает в себя полномочия идентифицировать что-то как «вне пределов», то это обязательно включает в себя как понятие власти, так и понятие исключения.

Здесь не имеется в виду сила физически принуждать кого-то верить в то, что он считает правильным, хотя власть часто использовалась таким образом в истории ереси. Речь идет о том, что любое авторитетное заявление о том, что что-то квалифицируется как еретическое, по своей сути является проявлением власти.

И когда эта сила начинает действовать, она обязательно идентифицирует некоторую группу как «другую», которая лежит за пределами ортодоксальности.

Что значит слово «ересь»? Суть понятия в том, что это что-то, что подрывает саму суть христианства. Она приходит изнутри. Верующие ошибаются, когда представляют под ересью тех, кто (или что) нападает на христианство извне. Вместо этого следует понимать, что ересь всегда является чем-то, что возникает изнутри церкви, то есть в самих верующих.

Как правильно найти определение слова «ересь»? Если образ жизни определенной группы противоречит сущности христианства, стоит ли называть его ересью, даже если эта группа придерживается внешней веры? Также известно, что ересь – это то, что подрывает Евангелие. Однако это тоже спорный и глубокий вопрос, так как необходимо вначале изучить, что такое Евангелие, а уже потом разбираться в том, что его разрушает.

Важные религиозные учения

Ересь – этот термин обычно используется для обозначения нарушений важных религиозных учений, но также он применяется для взглядов, категорически противоположных общепринятым идеям.

Он используется, в частности, в отношении христианства, иудаизма и ислама. В некоторых христианских, исламских и еврейских культурах люди, которые придерживаются идей, считающихся еретическими, до сих пор подвергаются разным видам наказания.

Например, их могут отлучить от церкви, а в некоторых народах даже лишить жизни.

Происхождение слова «ересь» – греческое. Изначально оно означало «выбор» или «выбранная вещь», затем – «партию или школу по выбору человека». Слово «ересь» обычно используется в христианском, еврейском или исламском контексте.

Важно

В зависимости от религиозного течения данный термин может подразумевать разные значения.

В любом случае основатель или лидер еретического движения называется ересиархом, а люди, которые поддерживают ересь или совершают ересь, известны как еретики.

Корень ереси

Парадокс возникает в том случае, когда встречаются две истины, противоречащие одна одной.

Во многих учениях есть такие противоречия: в математике, физике, биологии и химии, поэтому неудивительным является тот факт, что подобное есть и в богословии.

Парадокс не состоит в том, что обе доктрины не являются истинными, а в том, что мы просто не можем понять и принять тайну. И вот здесь и прячется корень ереси, тут она и рождается.

Эпоха массовых преследований прошла

Казни еретиков под знаменем христианства подошли к концу в 1826 году с последней казнью «еретика» Каэтано Риполя испанской инквизицией. В наши дни все реже встречаются официальные обвинения в ереси в христианских церквях, что, несомненно, не может не радовать своей гуманностью.

Вопросы в протестантских церквях включали современную библейскую критику и природу Бога. В католической церкви конгрегация доктрины веры критикует Писания за «двусмысленности и ошибки», не используя истинное значение слова «ересь». Возможно, из-за многих современных негативных ассоциаций, связанных с термином «ересь», данное слово используется реже сегодня.

Нерелигиозное использование

Термин «ересь» используется не только в отношении религии, но и в контексте политической теории. В подобных случаях это слово не обязательно имеет религиозный смысл. Иногда оно даже используется в тех областях, где приветствуются инновации и идеи, которые находятся в фундаментальном несогласии с любой практикой и сферой знаний. Ученый и автор Исаак Азимов считал ересь абстракцией.

Он разделил научных еретиков на эндокритиков (изнутри научного сообщества) и экзохэктиков (извне). Азимов пришел к выводу, что научная ортодоксия хорошо защищается от эндокритики (путем контроля над научным образованием, грантами и публикацией в качестве примеров), но почти бессильна против экзогеритики. Он доказал на примерах, что ересь неоднократно становилась ортодоксией.

Идеологическая дыра

Иммануил Великовский – пример научного экзокритика. Он не обладал соответствующими научными полномочиями и не публиковался в научных журналах. Хотя детали его работы находятся в научной «дурной» славе, его концепция катастрофических изменений («экстинкция и прерывистое равновесие») получила признание в последние десятилетия.

Термин «ересь» также используется как идеологическая дыра для современных писателей, потому что по определению ересь зависит от контрастов с установленной ортодоксией. Многие знаменитые авторы в свое время выступали против общепринятых взглядов и устоев, тем самым навлекая на себя клеймо еретиков.

Однако вернемся к христианскому значению интересующего нас термина. В какой момент вера настолько несовершенна, что она больше не является христианской, и откуда берутся подобные противоречивые убеждения?

Как защитить себя от веры в ересь?

Скорее всего, ответы на приведенные выше вопросы будет найти сложно. Каждый искренне верующий должен поразмышлять над своими убеждениями. Христианство – это множество потоков большой реки, поэтому все христиане связаны друг с другом одним и тем же источником.

Верующие могут расходиться во мнениях относительно крещения, церковного управления, даров Святого Духа и конца времен, и все же их будет объединять одно – евангелие Иисуса Христа, которое дает реальную надежду на спасение от наших грехов и попадание в грядущее Царство.

Источник: https://www.nastroy.net/post/eres—eto-chto-takoe-opredelenie-znachenie-slova

Ссылка на основную публикацию