Что такое заговенье на рождество, великий пост, мясо и т.д. – православные иконы и молитвы

Заговенье на Великий пост 2018

Заговенье на Великий пост 2019 по традициям православной церкви — это последний день перед многодневным, длительным Великим постом.

В этот день православным христианам ещё разрешается употреблять скоромную пищу, то есть питаться продуктами животного происхождения, а также избегать работы и веселиться в ожидании ограничений.

В обрядах славян заговенье на Великий пост встречается чаще всего, поскольку этот пост выделен среди остальных, хотя бывает перед каждым из четырех знаменательных постов.

Обратите внимание

Самое важное значение в любом заговенье имеет пища. В день перед многодневным воздержанием допускаются очень обильные трапезы, различные увеселения и обильные угощения гостей при застольях. Именно с пищей связано много обрядов и традиций у православных славян.

Например, в Белоруссии на заговенье первыми к столу подходят женщины. Это, по поверью, способствовало размножению скота женского пола. В Македонии на любое заговенье хозяйки бесплатно раздают сыр, вина и хлеб.

В России же в день перед самым длинным постом принято задабривать домового. Считалось, что капризный дух останется доволен, если на чердаке для него оставить немного свежего молока и хороший кусок мяса.

После этого хранители жилья более рьяно занимаются своими обязанностями и берегут дом от злых сил.

Несмотря на то, что это связано с народными поверьями больше, чем с религиозными традициями, люди до сих пор стараются защитить свой дом всеми возможными способами. И это помогает благодаря человеческой вере.

Помимо этого, в веселый день молодые люди обменивались подарками, в которых также преобладали продукты питания.

Заговенье 2019 года. Обряды и истоки

Масленичное заговенье на Великий пост 2019 года, или Прощеное воскресенье, пройдет 10 марта. В этот день, следуя традициям предков, остаткам скоромной пищи можно найти применение в народной хозяйственной магии, например: сжечь блины, молоко и мясные блюда на ритуальном масленичном костре. День заговенья обязательно нужно встретить как следует и съесть как можно больше вкусных блюд.

Сложилось так, что в нашей православной культуре народные поверья тесно переплелись с церковными праздниками и традициями. Заговены – значимая дата в Православной церкви совпадает со славянским праздником весны, семьи и благополучия.

В это время можно угадать, каким выдадутся грядущие весна и лето. Так, если крышу покрывает снег, то и Пасха обещает быть снежной, а вот непогода и сырость обещали хороший урожай яровых. Солнечный же день обязывал раньше начинать посевную.

Важно

На заговенье можно было способствовать увеличению урожая. С этой целью молодежь собирала весёлый «поезд». Все садились в сани и объезжали поля, на которых уже посеяли озимые. Проделанный с лёгкой душой ритуал обязательно помогал зерновым расти.

А если кому-то во время поездки удавалось упасть из кортежа в сугроб, то и лён уродится высоким и не поддастся ветру, когда его разложат на поле. Сегодня подобные поверья в некоторой степени устарели.

Но можно их немного переиначить: урожай означает денежный доход, а проезжать по полям – совершить путешествие, например, в памяти.

Соприкосновение с землей, по поверьям литовцев, обеспечивало невероятный прилив сил. Ведь человек и планета пребывают в связи. Их непосредственный контакт помогает как людям, так и земле, которая успела ослабеть к концу зимы. В этот период внимание и помощь человека ей очень нужны. Если передать земле-матушке силы, то она расцветет, зазеленеет и отблагодарит вас небывалым урожаем.

Сегодня заговенье больше именно «пищевой» день, но обряды с солнцем, домовым и другими «языческими» вещами, могут иметь свою силу. Иисус воскресает тогда, когда близится весеннее равноденствие, он – Солнце. Вся природа – помощник ему и человеку. И если обряды несут хорошее настроение, веру в светлое будущее и совершаются во имя Господа, — это самый лучший способ заговеть.

Источник: http://velikij-post.ru/velikij-post-i-dlya-chego-postitsya/zagovene-na-velikij-post.html

День памяти святого апостола Филиппа. Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост. 28 ноября — начало Рождественского поста

27 ноября — День памяти святого апостола Филиппа. Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост.
28 ноября — начало Рождественского поста.

Святой апостол Филипп был одним из двенадцати учеников Иисуса Христа.  Уроженец города Вифсаиды (Галилея), он был глубоким знатоком Священного Писания и, правильно разумея смысл ветхозаветных пророчеств, ожидал прихода Мессии. По призыву Спасителя (Ин. 1, 43) он пошел за Ним.

Об апостоле Филиппе несколько раз говорится в Святом Евангелии: он привел ко Христу апостола Нафанаила (Ин. 1, 46); его Господь спросил, сколько нужно денег для покупки хлеба 5 тысячам человек (Ин. 6, 7); он привел эллинов, желавших увидеть Христа (Ин. 12, 21 – 22); наконец, он во время Тайной Вечери спрашивал Христа о Боге Отце (Ин. 14, 8).

Совет

           После Вознесения Господа апостол Филипп проповедовал слово Божие в Галилее, сопровождая проповедь чудесами. Так, он воскресил младенца, умершего на руках у матери. Из Галилеи он направился в Грецию и проповедовал среди переселившихся туда иудеев.

Некоторые из них сообщили в Иерусалим о проповеди апостола, и тогда из Иерусалима в Элладу прибыли книжники во главе с первосвященником для обвинения апостола Филиппа. Апостол Филипп обличил ложь первосвященника, говорившего, что ученики Христовы похитили и скрыли тело Господа, рассказав, как фарисеи подкупили воинов стражи, распустивших этот слух.

Когда же иудейский первосвященник и его спутники стали хулить Господа и набросились на апостола Филиппа, они внезапно ослепли. По молитве апостола все прозрели, и, видя это чудо, многие уверовали во Христа. Апостол Филипп поставил им епископа именем Наркисс (причтен к лику 70 апостолов).

Из Эллады апостол Филипп отправился в Парфы, а затем в город Азот, где исцелил больные глаза дочери местного жителя Никоклида, принявшего его в свой дом и затем крестившегося со всем семейством.

Из Азота апостол Филипп отправился в Иераполь Сирийский, где, подстрекаемые фарисеями, иудеи подожгли дом Ира, принявшего к себе апостола Филиппа, а апостола хотели убить.

Но, видя чудеса, совершенные апостолом: исцеление высохшей руки начальника города Аристарха, хотевшего ударить апостола, а также воскрешение умершего отрока, – раскаялись и многие приняли святое Крещение. Поставив Ира епископом в Иераполь, апостол прошел Сирию, Малую Азию, Лидию, Мисию, всюду проповедуя Евангелие и перенося страдания.

  Его и сопутствовавшую ему сестру Мариамну побивали камнями, заточали в темницы, изгоняли из селений. Затем апостол прибыл во Фригию, в город Иераполь Фригийский, где было много языческих храмов, в том числе храм, посвященный змеям, где обитала огромная ехидна. Апостол Филипп силой молитвы умертвил ехидну и исцелил многих укушенных змеями.

В числе исцеленных была жена правителя города Анфипата, принявшая христианство. Узнав об этом, правитель Анфипат приказал схватить Филиппа, его сестру и пришедшего с ними апостола Варфоломея. По наущению жрецов храма ехидны Анфипат приказал распять святых апостолов Филиппа и Варфоломея.

Обратите внимание

В это время началось землетрясение, и всех присутствовавших на судилище засыпало землей. Висящий на кресте у храма ехидны апостол Филипп молился о спасении распявших его от последствий землетрясения. Видя происходившее, народ уверовал во Христа и стал требовать снятия с креста апостолов. Апостол Варфоломей, снятый с креста, был еще жив и, получив освобождение, крестил всех уверовавших и поставил им епископа. Апостол Филипп, молитвами которого все, кроме Анфипата и жрецов, остались живы, скончался на кресте.

Сестра его Мариамна погребла его тело и вместе с апостолом Варфоломеем направилась с проповедью в Армению, где апостол Варфоломей был распят (память 11 июня). Мариамна же проповедовала до своей кончины в Ликаонии (память 17 февраля).

Как был установлен Рождественский пост Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства.  Смысл постов заключается в установлении и воспитании в христианине устремления к духовным достижениям и ценностям, очищению человеческой души.

В общем количестве дней в году православные посты занимают около двухсот дней.  В православии посты делятся на однодневные и многодневные. Существует четыре многодневных поста. Один из них — Рождественский пост, который длится сорок дней. Рождественский пост имеет начало 28 ноября и заканчивается 7 января – великим днем Рождества Христова.

Также Рождественский пост имеет второе название – Филипповский пост, так как накануне, 27 ноября празднуется день памяти святого апостола Филиппа. И этот день служит началом Рождественского поста – заговенье Рождественского поста. Уже с четвертого века св. Амвросий Медиодаланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост.

В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий. Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других — несколько больше. На соборе 1166 года, бывшем при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле,  всем христианам было положено хранить пост пред Великим праздником Рождества Христова сорок дней.

Антиохийский патриарх Вальсамон писал, что «сам святейший патриарх сказал, что, хотя дни этих постов (Успенского и Рождественского) не определены правилом, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию  и  долженствуем поститься… от 15 дня ноября».    Рождественский пост — последний многодневный пост в году.

Он начинается 15 (28 — по новому стилю) ноября и продолжается до 25 декабря (7 января), длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост.

  Рождественский пост — зимний пост, он служит для нас к освящению последней части года таинственным обновлением духовного единения с Богом и приготовлением к празднованию Рождества Христова.

   Лев Великий пишет: «Само хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда надо стараться нам постом и милостынею истреблять грех, который приумножается бренностью плоти и нечистотою пожеланий».

Важно

  По словам Льва Великого, Рождественский пост есть жертва Богу за собранные плоды. «Как Господь ущедрил нас плодами земли, — пишет святитель, — так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным».

     По словам Симеона Фессалоникийского, «пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти».    

Читайте также:  Как поститься перед причастием, сколько дней, молитва, пост беременным

Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.

Когда начали праздновать Рождество Христово Начало этого праздника относится ко временам Апостолов. В Апостольских постановлениях говорится: «Храните, братия, дни праздничные, и, во-первых, день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25-й день десятого месяца» (desembri).

Там же сказано: «День Рождества Христова да празднуют, в он же нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру».     Во втором столетии на день Рождества Христова, 25 декабря (юлианского календаря), указывает Климент Александрийский.    В третьем веке о празднике Рождества Христова упоминает св. Ипполит.

    Во время гонений христиан Диоклетианом, в начале четвертого века, в 303 году, 20000 никодимийских христиан было сожжено в храме в самый праздник Рождества Христова.

  С того времени, когда Церковь получает свободу и делается господствующей в Римской империи, праздник Рождества Христова мы находим во всей Вселенской Церкви, как это можно увидеть из поучений св. Ефрема Сирина, св. Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, св.

Амвросия, Иоанна Златоустого и других отцов Церкви четвертого века на праздник Рождества Христова. Никифор Каллист, писатель семнадцатого века, в своей церковной истории пишет, что император Юстиниан в шестом веке установил праздновать Рождество Христово по всей земле.

  

В пятом веке Патриарх Константинопольский Анатолий, в седьмом Софроний и Андрей Иерусалимские, в восьмом св. Иоанн Дамаскин, Козьма Маиумский и Герман, Патриарх Цареградский, в девятом преподобная Кассия и другие, имена которых нам неизвестны, написали для праздника Рождества Христова многие священные песнопения, которые и ныне звучат в храмах для прославления светло празднуемого события.

Как питаться в Рождественский пост Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов — «все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен [то есть еды, пищи], не как от скверных (да не будет сего), а как от неприличных посту и запрещенных Церковью.

Брашна, от которых должно воздерживаться в посты, суть: мясо, сыр,  коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов». Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и Петров пост.

Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение) только после вечерни. В остальные же дни — вторник, четверг, суббота и воскресенье — разрешено принимать пищу с растительным маслом.

Совет

Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей.

От 20 декабря до 25 декабря (старого стиля) пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется. Между тем именно на эти дни приходится празднование гражданского Нового года, и нам, православным христианам, надо быть особенно собранными, чтобы весельем, винопитием и вкушением пищи не нарушить строгость поста.

Постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно. «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», — заповедует Святая Церковь.

Пост телесный, без поста духовного, ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства от сознания того, что он постится.

Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Пост не цель, а средство — средство смирить свою плоть и очиститься от грехов.

Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой. Сущность поста выражена в следующей церковной песне: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, — напрасно утешаемся неядением: ибо — если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядушим».

Некоторые считают, что при современном бедственном положении в России, когда не выплачивают зарплату, когда у многих нет денег, пост не тема для разговора. Напомним слово Оптинских старцев: «Не хотят поститься добровольно — будут поститься недобровольно…»

Источник: http://ivnya.blagochin.ru/2015/02/04/den-pamyati-svyatogo-apostola-filippa-zagovene-na-rozhdestvenskij-filippov-post-28-noyabrya-nachalo-rozhdestvenskogo-posta/

Заговенье на Рождественский пост 2017

О том, что такое заговенье на Рождественский пост 2017 вы узнать сможете из этой статьи. Еще вы здесь найдете информацию о том, когда заговенье будет не только в 2017 году, но и в 2018 и в 2019 году. Приметы, связанные с этим днем мы вам также расскажем.

Заговенье на Рождественский пост | Заговенье на Рождественский пост — что это такое? | История праздника |Приметы связанные с заговеньем |Как отмечают православные заговенье на Рождественский пост? |Какие молитвы читать утром и вечером в этот день?

Заговенье на Рождественский пост – что это такое?

  • Заговеньем на Рождественский пост зовется в православном мире последний день перед постом Рождественским.
  • В последний день пред постом можно позволить вкусить себе разнообразной пищи, которая в пост запрещена будет.
  • То есть продукты животного происхождения покушать вы можете на заговенье.
  • Это не значит, что надо до отвала наедаться и позволять себе “в стельку” упиваться вином. Нет, меру следует соблюдать всегда, и заговенье – не исключение из правил.
  • Просто продукты животного происхождения в ближайшие дни надо будет совсем со стола убрать, а чтоб не сильно “тосковал” по ним организм, то в заговенье можно их отведать.

История праздника

  • Отмечается заговенье на Рождественский пост всегда 27 ноября, а не только в 2017 году.
  • Называют пост Рождественский еще и Филипповским, потому как накануне его чтят память святого Филиппа.
  • После заговенья этого следует пост Рождественский.
  • Священное писание гласит, что этот пост готовит нас, верующих, ко встрече с Христом, потому как заканчивается он как-раз перед тем днем, когда Христос родился на свет.
  • Издревле заговенье перед любым постом давало людям понять сущность бытия своего и ценность пищи духовной, а не физической.
  • Каждую крошку хлеба люди ценить начинают после поста и уже не тратят деньги впустую на большое количество пищи. Не в еде счастье, а в вере в Господа нашего Иисуса Христа.

ЧИТАЙ ЕЩЕ  Зацвел цветок Женское счастье – примета

  • Смотрят на погоду в этот день.
  • Если дождливая погода будет на заговенье, то уродится в том году пшеница.
  • А ежели инеем покрыта земля будет, то овса хороший урожай будет.
  • Если хмурая или снежная погода будет, то май ненастный ждет нас.

Как отмечают православные заговенье на Рождественский пост?

  • В этот день готовят вкусные блюда и созывают родню на ужин.
  • Ходят и в церковь, чтоб покаяться в грехах своих.
  • Дома тоже молиться не возбраняется.
  • А теперь поговорим о том, что можно есть в заговенье.
  • Так как разрешена в этот день пища животного происхождения, то вкусить можно блюда на основе яиц, мяса, рыбы, а также выпить немного вина.
  • Разрешены и любые другие продукты в умеренном количестве.

Какие молитвы читать утром и вечером в этот день?

  • Молитвы могут быть собственные, какие сами вы составите.
  • Можно, к примеру, такой текст прочесть утром и вечером в этот день: “Господи, прости мне грехи мои и благослови всю еду, которую в этот день вкушаю. Сохрани мир и покой в доме моем, да не допусти до родных моих горести и печали. Пусть все будут здоровы и никакая беда нас не коснется. Во имя Отца, Сына и Святого Духа! Аминь!”

Теперь вы знаете, когда ждать заговенье на Рождественский пост 2017, а также что можно делать в этот день.

Источник: http://nasheptala.org/zagovene-na-rozhdestvenskij-post-2017/

Как питаться православным христианам в Рождественский пост?

Последний в году Рождественский пост считается зимним. Он продолжается сорок дней, поэтому в Церковном уставе именуется Четыредесятницей. Пост начинается 28 ноября, а заканчивается 6 января. Это фиксированные даты, которые не передвигаются.

Рождественский пост называют Филипповым (Филипповками), т.к. 27 ноября отмечается день памяти св. апостола Филиппа и заговенье. Рождественский пост готовит православных к празднованию Рождества.

За это время они очищаются молитвой, покаянием и серьёзными ограничениями в питании, т.е. душой и телом.

Как питаться в Рождественский пост?

Пост длится сорок дней. В одни дни православные строго ограничивают себя в выборе продуктов питания, в другие допускаются послабления. Главное, не забывать, что при посте важен сам факт ограничения. Особенно у священнослужителей. Для мирян возможно даже освобождение от ряда ограничений при особых обстоятельствах.

От каких продуктов нужно отказаться в Рождественский пост?

Вот список продуктов, которые нельзя употреблять во время Рождественского поста.

  • Мясо и любые мясные продукты, включая мясо птицы
  • Яйца
  • Молоко, молочные продукты, включая сыр и сливочное масло
  • Шоколад
  • Сдобная выпечка. Разрешена только постная выпечка
  • Алкоголь. Допускается небольшое количество кагора в выходные и праздники
  • Специи и соль только в минимальных количествах

Рыбу во время Рождественского поста можно есть в субботние и воскресные дни. Кроме того, рыбные блюда едят в большие праздники, на какой бы день недели они не пришлись.

Читайте также:  Молитва святой варваре великомученице - православные иконы и молитвы

Также во вторник или четверг в дни памяти тех святых, в честь которых во время богослужения совершается великое славословие.

В праздничные дни, которые приходятся на среду или пятницу, допускается вино и елей.

Понедельник, среда, пятница. Сухоядение (для церковнослужителей). Мирянам позволяется хлеб и приготовленная горячая пища без растительного масла. В понедельник допускается горячая постная пища без масла и в монастырской традиции (т.е. для священнослужителей).

Вторник, четверг. Разрешена горячая пища с растительным маслом.

Суббота, воскресенье. Можно есть рыбу, мирянам позволяется выпить немного кагора. Вся горячая пища готовится только на растительном масле.

Со 2 января по 6 января пост проводят по полной строгости (без рыбы и растительного масла). В Сочельник (6 января) не едят до первой вечерней звезды, затем вкушают сочиво.

Новый год

Новый год празднуется в нашей стране весело и шумно. С шампанским и вкусной едой. Для истинных православных это время испытаний, когда приходится ограничивать себя не только в еде, но и в других радостях жизни.

Мнения врачей

Все ограничения при приёме пищи — не самоцель, а способ очищения и усмирения. Поэтому не стоит допускать крайностей, что приводит к состоянию истощения.

Некоторым людям необходимо перед началом Рождественского поста посоветоваться с врачами и обсудить с ними рацион питания, уточнив все детали. В их числе беременные женщины. Нельзя поститься детям (минимум до семи лет).

Обратите внимание

Возможны проблемы со здоровьем у пожилых людей. Люди, которые ещё не окрепли после операции, инфаркта и целого ряда серьёзных заболеваний, обязательно должны получить разрешение врача.

Изменение привычного рациона питания нередко вызывает  ухудшение состояния у психически нездоровых и нервных людей.

Для справки

Елей — изначально: освящённое оливковое масло с примесями благовоний, сейчас: любое растительное масло.

Заговенье — день перед началом поста, приравнивается к празднику.

Постная пища: овощи, фрукты, бобовые, орехи, злаки, растительное масло, грибы, рыба и морепродукты, мёд и соль.

Скоромные продукты — в их составе имеются компоненты теплокровных животных: млекопитающих и птиц (мясо, потроха, яйца, молочные продукты).

Сочиво (кутья) — постное блюдо, приготовленное из запаренных зёрен пшеницы с мёдом или иная варёная крупа (рожь, рис, чечевица) с сухофруктами.

Сухоядение — употребление только сырой растительной пищи (овощей и фруктов). Считается, что она уже приготовлена самим Богом.

© Алла Анашина, podmoskovje.com

© “Подмосковье”, 2012-2018. Копирование текстов и фотографий с сайта pоdmoskоvje.cоm запрещено. Все права защищены. ♦  Рубрика: Народные обычаи и праздники.

Источник: https://www.podmoskovje.com/kak-pitatsya-pravoslavnym-xristianam-v-rozhdestvenskij-post/

Великий пост: подготовительные недели (смысл названий, особенности богослужений и постовые предписания)

Великий пост в 2019 году начнется 11 марта, но ему предшествует несколько подготовительных недель. В чем смысл их названий? Какие особенности богослужений и постовые предписания* в эти дни?

10 февраля 2018 года. Неделя** о Закхее

Смысл названия
На Литургии читается отрывок Лк. 19:1–10 об обращении к Христу мытаря Закхея. Первое напоминание о предстоящем покаянном периоде.

17 февраля 2019 года. Неделя о мытаре и фарисее

Смысл названия
На Литургии читается отрывок Лк. 18:10–14, в котором мытарь олицетворяет собою искренне кающегося грешника, а фарисей — человека внешне благочестивого, но не видящего своих грехов и мнящего себя праведным.

Богослужебные особенности
В привычный порядок служб постепенно вплетаются песнопения из Постной Триоди — сборника великопостных гимнов и молитв. К примеру, на воскресной утрене поются стихиры «Покаяния отверзи ми двери».

18 февраля – 23 февраля 2019 года. Сплошная седмица

Постовые предписания
Отменяются любые виды поста.

24 февраля 2019 года. Неделя о блудном сыне

Смысл названия
На Литургии читается отрывок Лк. 15:11–32 о блудном сыне, который покинул отчий дом, но затем раскаялся и вернулся. Притча напоминает нам о нашей собственной немощи и великом милосердии Божьем, так как иносказательно описывает отношение Бога к падшему человеку.

Богослужебные особенности
Активнее используется Постная Триодь, на утрене воскресенья впервые поется 136-й псалом «На реках Вавилонских», который напоминает человеку о том, что он — пленник греха и что освобождение от этого рабства лежит только через решительную борьбу с ним.

2 марта 2019 года. Вселенская родительская суббота

Смысл названия
Церковь молится о христианах, отошедших в Вечность, а особенно — о людях, умерших насильственной смертью и не получивших обычного отпевания.

Богослужебные особенности
Богослужение поминальное, совершается лишь несколько раз в году. Обилие заупокойных текстов, но они не унылые, а радостные, исполненные надежды на всеобщее воскресение.

3 марта 2019 года. Неделя о Страшном Суде, Мясопустная

Смысл названия
На Литургии читается отрывок Мф. 25:31—46. Верующим напоминается о втором пришествии Христа и предстоящем Страшном суде.

Постовые предписания
Заговенье на мясо. Последний день перед Пасхой, когда на трапезе разрешается мясо.

Богослужебные особенности
На утрене поются сугубо великопостные тексты из Покаянного канона Андрея Критского — «Помощник и Покровитель…». Подготовка к посту подходит к своему завершению. Богослужение пронизано идеей всеобщего ответа за все свои поступки перед Богом.

4 марта – 9 марта 2019 года. Сырная седмица, Масленица, сплошная

Постовые предписания
Нет пищевых ограничений на вкушение яиц, рыбы, а также молочных продуктов — сыра, масла, сметаны, а также — рыбы. Отсюда и название.

Богослужебные особенности
Молитвы из Постной Триоди употребляются каждый день. В среду и пятницу Литургия не совершается, в эти дни впервые читается молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыка живота моего», которая является одной из важнейших молитв поста.

10 марта 2019 года. Неделя Сыропустная, Прощеное воскресенье. Память Адамова изгнания

Смысл названия
На Литургии читается отрывок Мф. 6:14–21, в котором Христос говорит о необходимости прощать всех. Ключевая идея — тоска по раю, который был утрачен людьми после грехопадения Адама.

Постовые предписания
Заговенье на любую пищу животного происхождения.

Богослужебные особенности
После вечерни (в приходской практике иногда этот чин совершают после Литургии) совершается чин прощения: подобно древним монахам, люди просят друг у друга прощения за все обиды, дабы с мирной душой войти в пост. Последний раз поется 136-й псалом. В текстах службы отчетливо звучит напоминание о цели предстоящего поста — встрече Пасхи. На вечерне священники переоблачаются в одеяния черного цвета.

*Все постовые предписания относятся в первую очередь к монашеской жизни; в приходской практике они не всегда применимы и требуют благословения духовника.

**Слово «неделя» в богослужебном языке обозначает воскресный день, неделя же в нашем сегодняшнем понимании называется «седмицей» (ред.).

Источник: http://voskrcerkov.ru/2015/02/03/podgotovitelnye-nedeli-voskresnye-dni/

Великий пост: подготовительные недели (воскресные дни) – Православный журнал “Фома”

Великий пост в 2019 году начнется 11 марта, но ему предшествует несколько подготовительных недель*. В чем смысл их названий? Какие особенности богослужений и постовые предписания** в эти дни?   

17  февраля – Неделя о мытаре и фарисее

Смысл названия

На Литургии читается отрывок Лк 18:10–14, в котором мытарь олицетворяет собою искренне кающегося грешника, а фарисей — человека внешне благочестивого, но не видящего своих грехов и мнящего себя праведным.

Богослужебные особенности

В привычный порядок служб постепенно вплетаются песнопения из Постной Триоди — сборника великопостных гимнов и молитв. К примеру, на воскресной утрене поются стихиры «Покаяния отверзи ми двери».

Цикл Евангелия Великого поста. Евангелие о мытаре и фарисее

18 — 23 февраля – Сплошная седмица 

Постовые предписания

Отменяются любые виды поста.

24 февраля – Неделя о блудном сыне 

Смысл названия

На Литургии читается отрывок Лк 15:11–32 о блудном сыне, который покинул отчий дом, но затем раскаялся и вернулся. Притча напоминает нам о нашей собственной немощи и великом милосердии Божьем, так как иносказательно описывает отношение Бога к падшему человеку.

Богослужебные особенности

Активнее используется Постная Триодь, на утрене воскресенья впервые поется 136-й псалом «На реках Вавилонских», который напоминает человеку о том, что он — пленник греха и что освобождение от этого рабства лежит только через решительную борьбу с ним.

Цикл Евангелия Великого поста. Притча о блудном сыне

2 марта – Вселенская родительская суббота 

Смысл названия

Церковь молится о христианах, отошедших в Вечность, а особенно — о людях, умерших насильственной смертью и не получивших обычного отпевания.

Богослужебные особенности

Богослужение поминальное, совершается лишь несколько раз в году. Обилие заупокойных текстов, но они не унылые, а радостные, исполненные надежды на всеобщее воскресение.

3 марта – Неделя о Страшном Суде, Мясопустная

Смысл названия

На Литургии читается отрывок Мф 25:31—46. Верующим напоминается о втором пришествии Христа и предстоящем Страшном суде.

Богослужебные особенности

На утрене поются сугубо великопостные тексты из Покаянного канона Андрея Критского — «Помощник и Покровитель…». Подготовка к посту подходит к своему завершению. Богослужение пронизано идеей всеобщего ответа за все свои поступки перед Богом.

Цикл Евангелия Великого поста. Евангелие о Страшном суде

Постовые предписания

Заговенье на мясо. Последний день перед Пасхой, когда на трапезе разрешается мясо.

4 – 9  марта – Сырная седмица, Масленица 

Богослужебные особенности

Молитвы из Постной Триоди употребляются каждый день. В среду и пятницу Литургия не совершается, в эти дни впервые читается молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыка живота моего», которая является одной из важнейших молитв поста.

Постовые предписания

Нет пищевых ограничений на вкушение яиц, молочных продуктов — сыра, масла, сметаны, а также — рыбы. Отсюда и название.

10 марта – Неделя Сыропустная, Прощеное воскресенье. Память Адамова изгнания

Смысл названия

На Литургии читается отрывок Мф 6:14–21, в котором Христос говорит о необходимости прощать всех. Ключевая идея — тоска по раю, который был утрачен людьми после грехопадения Адама.

Богослужебные особенности

После вечерни (в приходской практике иногда этот чин совершают после Литургии) совершается чин прощения: подобно древним монахам, люди просят друг у друга прощения за все обиды, дабы с мирной душой войти в пост. Последний раз поется 136-й псалом. В текстах службы отчетливо звучит напоминание о цели предстоящего поста — встрече Пасхи. На вечерне священники переоблачаются в одеяния черного цвета.

Цикл Евангелия Великого поста. Евангелие Прощеного воскресенья

Постовые предписания

Заговенье на любую пищу животного происхождения.

* Слово «неделя» в богослужебном языке обозначает воскресный день, неделя же в нашем сегодняшнем понимании называется «седмицей» (ред.). 

** Все постовые предписания относятся в первую очередь к монашеской жизни; в приходской практике они не всегда применимы и требуют благословения духовника.

Источник: https://foma.ru/velikiy-post-podgotovitelnyie-nedeli-voskresnyie-dni.html

Идейно-жаркое заговенье на Рождественский пост | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Ноябрь 27th 2013 –

Читайте также:  Митрополит ростовский, житие святого, молитва дмитрию ростовскому

Последний день заговенья перед Рождественским постом Алчевская православная молодёжка посвятила обсуждению и подготовке ближайших проектов – начало зимы обещает быть идейно-жарким.

Следующая неделя будет посвящена проведению мероприятий, посвященных Дню инвалида. Так, 2 декабря, старшая группа подопечных Алчевской духовной лечебницы посетит свою первую школу – отделение социально-педагогической коррекции, где совместными усилиями педагогов отделения и лечебницы, ребятам приготовлен интересный незабываемый праздник.

3 декабря в самой лечебнице будет организован сладкий стол и подарки, но основные мероприятия на городском уровне пройдут 5 декабря, когда во дворце культуры им.Химика состоится концерт с участием приглашённой музыкальной группы с участием священнослужителей из Запорожья и планируется множество дополнительных сюрпризов.

К этим мероприятиям непосредственно причастны добровольцы лечебницы и актив православной молодёжки.

Понимая, что предстоят весьма напряженные дни, после праздничной недели сразу же нужно будет продумывать мероприятия ко Дню Николая Чудотворца, а там рукой подать но новогодних и рождественских праздников.

В таком режиме нас как всегда, сопровождают различные искушения.

И потому мы приняли решение – с первого дня поста возобновить молитву по соглашению и о примирении, к которой все ребята могут присоединиться каждый день в период с 21.00 до 21.30.

Молитва по соглашению, читается Алчевской молодёжкой ежедневно в 21.00-21.30.

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, Ты бо рекл еси пречистыми усты Твоими: «Аминь глаголю вам, яко аще двое от вас совещаются на земли всякой вещи, ее же аще просите, будете иметь от Отца Моего, Иже на небесех: где же два или трое собрались во имя Мое, ту есмь Аз посреде их».

Важно

Неприложны словеса Твоя, Господи, милосердие Твое безприкладно и человеколюбию Твоему несть конца. Сего ради молим Тя: даруй нам, рабам Твоим (Алчевской православной молодёжки), согласившимся просить Тя (о мире в душах людей, о сохранении жизни рождённых и не рождённых детей и умножении любви Христовой), исполнения нашего прошения.

Но обаче не якоже мы хотим, но якоже Ты. Да будет во веки воля твоя. Аминь.

Молитва о мире всего мира

Господи, даруй мир Твой людям Твоим.
Господи, даруй рабам Твоим Духа Твоего Святого, чтобы Он согревал сердца их любовью Твоею и наставлял их на всякую истину и добро.

Господи, даруй им благодать Твою, чтобы они в мире и любви познали Тебя, и возлюбили бы, и сказали бы, подобно Апостолам на Фаворе: «Добро нам, Господи, быть с Тобою». Согрей печальные сердца людей; пусть они в радости славят Тебя, забывая скорби земли.

Утешителю Благий, слезно прошу Тебя, утешь скорбные души людей Твоих. Дай всем народам Твоим разуметь любовь Твою и сладость Духа Святого, да забудут люди горе земли, и да оставят все плохое и прилепятся к Тебе любовью, и да будут жить в мире, творя волю Твою во славу Твою. Аминь.

Молитва о примирении враждующих:

Владыко человеколюбче, Царю веков и Подателю благих, разрушивший вражды средостения и мир подавший роду человеческому, даруй и ныне мир рабом Твоим, вкорени в них страх Твой и друг к другу любовь утверди: угаси всяку распрю, отыми вся разногласия и соблазны. Яко Ты еси мир наш и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Будем рады всем молитвенно присоединившимся к нам!

Чтобы настроиться на духовный лад, вторую часть своей встречи мы посвятили обсуждению глубоких цитат протопресвитера Александра Шмемана из свежего номера нашего любимого журнала «Отрок».

Удивительные слова, раскрывающие смысл главных вещей и отвечающие на самые частые и мучительные вопросы. Как важно помнить их и повторять себе снова и снова – чтобы свет руководил разумом, а не туман поднимающихся из мятежного сердца страстей.

… Ведь «Человек хочет быть любимым – и потому страдает. А разрешение в том, чтобы полюбить».

Действительно, можно ждать и требовать всю жизнь, так и не решившись зажечь в своем сердце не пожирающий все эгоистичный огонь, а мудрую свечку, которая осветит мир, «превосходящий всякое разумение».

Совет

Реализация сокровищ сердца – задача каждого человека и задача наших активистов. Ведь на них будут равняться ищущие альтернативу современным молодежным «радостям», у них, идущих иным путем, рано или поздно спросят: «Почему?» И ответить нужно будет достойно.

И готовым нужно быть ко всему. И помнить самое главное: Первое, главное, источник всего: «Да возрадуется душа моя о господе…» Страх греха не спасает от греха. Радость о Господе спасает. Чувство вины, морализм не «освобождают» от мира и его соблазнов.

Радость – основа свободы, в которой мы призваны «стоять».

Актив Алчевской молодёжки.

Источник: http://alchevskpravoslavniy.ru/duxovnaya-lechebnica/idejno-zharkoe-zagovene-na-rozhdestvenskij-post.html

О рождественском посте / статьи / патриархия.ru

27 ноября 2008 г. 15:00

Рождественский пост — последний многодневный пост в году. Он начинается 15 (28 по новому стилю) ноября и продолжается до 25 декабря (7 января), длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе, как и Великий пост, Четыредесятницей. Поскольку заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа (14 ноября ст. ст.), то этот пост называют также Филипповым.

Об истории установления поста и его значении

Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже в V–VI веках его упоминают многие церковные западные писатели.

Ядром, из которого вырос Рождественский пост, был пост кануна праздника Богоявления, отмечавшегося в Церкви, по крайней мере, с III века и в IV веке разделившегося на праздники Рождества Христова и Крещения Господня.

Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других — больше. Как писал профессор Московской Духовной академии И. Д.

Мансветов, «намек на эту неодинаковую продолжительность содержится и в самих древних Типиках, где пост Рождественский разделяется на два периода: до 6 декабря — более снисходительный в отношении воздержания…

и другой — от 6 декабря до самого праздника» (Указ. соч. С. 71).

Рождественский пост начинается 15 ноября (в XX–XXI веках — 28 ноября по новому стилю) и продолжается до 25 декабря (в XX–XXI веках — 7 января по новому стилю), длится сорок дней и потому именуется в Типиконе, как и Великий пост, Четыредесятницей. Так как заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа (14 ноября старого стиля), то этот пост иногда называют Филипповым.

По словам блж. Симеона Солунского, «пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое Слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти».

Обратите внимание

Рождественский пост установлен для того, что мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.

Как питаться в Рождественский пост

Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов: «Все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен (то есть еды, пищи — Ред.

), не как от скверных (да не будет сего), а как от не приличных посту и запрещенных Церковью.

Брашна, от которых должно воздерживаться в посты, суть: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов».

Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и в Апостольский (Петров) пост.

Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей, и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение) только после вечерни.

В остальные же дни — вторник, четверг, суббота и воскресенье — разрешено принимать пищу с растительным маслом.

Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей.

От 20 декабря до 24 декабря (старого стиля, т. е. — в XX–XXI веках — со 2 по 6 января нового стиля) пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется.

Важно

Постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно. «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», — заповедует Святая Церковь.

Пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства от того, что он постится.

Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора.

Пост не цель, а средство — средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.

Сущность поста выражена в церковном песнопении: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, напрасно радуешься неядению, ибо если нет в тебе стремления к исправлению, то возненавидена будешь от Бога, как лживая, и уподобишься злым демонам, никогда не ядущим». Иными словами, главное в посте — не качество пищи, а борьба со страстями.

***

По материалам книг:

Мансветов И. Д. «О постах Православной восточной Церкви». М.: Типография М. Г. Волчанинова, 1886 (книга в электронном виде доступна по сслыке) и «Как провести Рождественский пост, Рождество и святки». М.: Сретенский монастырь, 1997.

Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/165260.html

Ссылка на основную публикацию