Благоверный князь роман угличский

Роман угличский — древо

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Блгв. кн. Роман Угличский

Роман Угличский (1235 — 1285), святой благоверный князь

Память 3 февраля, 24 февраля в день обретения мощей, 23 мая в Соборе Ростово-Ярославских святых

Сын Угличского князя Владимира и княгини Фотинии, племянник благоверного Василько, князя Ростовского, родился 1 октября 1235 года.

Был еще юношей, когда хан Батый с своими полчищами вторгся в пределы России. Отец Романа, князь Владимир, оставил Углич и отправился в Новгород, где скитался с семьею около 8 лет.

Обратите внимание

Затем он вернулся в Углич и, съездив в Орду, получил разрешение от хана управлять своей вотчиной. После его смерти князем угличским стал старший сын его Андрей, который, однако, скоро умер, и в 1261 г.

в управление княжеством вступил Роман.

Он устраивал богадельни, странноприимные дома и принимал в них убогих, приходивших к нему отовсюду. Более 15 храмов воздвигнуто было им в княжестве. Каждый день святой Роман присутствовал на богослужении, часто беседовал с благочестивыми иноками.

После смерти супруги в 1280 году он всецело посвятил себя подвигам поста, молитвы и благотворительности. Он построил на высоком берегу Волги город Романов (ныне Тутаев).

Скончался святой князь мирно 3 февраля 1285 года и погребен в церкви Преображения в Угличе.

В 1486 году мощи святого Романа были обретены нетленными и перенесены в новую соборную церковь Преображения. В 1595 году, по благословению патриарха Московского святителя Иова, вследствие известий о чудесах мощи были свидетельствованы Казанским митрополитом святителем Ермогеном, и князь Роман был причислен к лику святых.

В 1609 году при нашествии поляков святые мощи сгорели вместе с храмом, но не были полностью утрачены, и в 1611 году по светящемуся столбу над ними были вторично обретены из пепла. Впоследствии останки мощей благоверного князя хранились в особом приделе, посвященном его имени в Угличском соборе.

С 1930 года мощи находились в Угличском музее, а в 1989 году возвращены Церкви, после чего были положены в Угличском Димитриевском храме на поле [1].

Молитвословия

Тропарь, глас 4

От младенства явился еси, право­верный княже Романе, / избран от Бога / благочестия столп необорим, / веру непорочну соблюл еси, / молитвами и милостынею и постом Богу угодил еси; / темже и по смерти явися светлость жития твоего, / исцеляеши бо недуги немощствующих, / верою притекающих ко святому твоему гробу. / Сего ради вопием ти: / радуйся, угодниче Божий Романе, / града Углича похвало и утверждение.

Использованные материалы

[1]  «Святыни храма», приходской сайт Угличского Димитриевского храма на поле в Сети православных сайтов — Prihod.ru, http://carpole.cerkov.ru/svyatyni-xrama/

Источник: https://drevo-info.ru/articles/8893.html

Благоверный князь Роман Угличский вышитый бисером

Святой Благоверный князь Роман Угличский – второй сын князя Владимира Константиновича, внучатый племянник Андрея Боголюбского, потомок Великих Киевских князей. Истории о нем известно немного.

Лишь то, что княжил он четверть века после отца и брата, и что умер в 1285 году. Стараниями святого приумножено богатство Углича, сделан огромный задел для его будущего процветания.

Вышитая бисером икона Благоверного князя Романа Угличского

Материалы, использованные в вышивке иконы Благоверного князя Романа Угличского : ткань — бархат, лик написан на тонком холсте маслом, бисер, трунцал, стразы, в том числе кристаллы сваровского, канитель, жемчуг, янтарь, бирюза, коралл, циркон, фианит, аквамарин, тигровый глаз.

Если:

Никогда не вышивали. Очень хотите попробововать, но боитесь у Вас ничего не получится.

«Перекопали» весь интернет, но не нашли схему вышивки нужной иконы.

Заполнили вышивкой уже много однообразных и скучных схем, а душе хочется чего то творческого.

Важно

Хотите вышить по настоящему красивый и уникальный образ, который будет существовать в единственном экземпляре.

Тогда:

Заходите на наш мастер — класс по вышивке икон..

Если же нужна готовая икона — можете заказать и мы вышьем её для Вас

Или выбирайте из уже вышитых образов

Отец князя Романа, Владимир Константинович, управлял Угличем в непростой период татарского нашествия на Русь. Чтобы уберечь людей и земли от разорения, он, как свидетельствует летопись, изъявил татарам покорность. А после удалился из Углича. Жил с женой и двумя сыновьями по другим городам и ни разу в орду с поклоном не явился.

Детство князя Романа и его брата Андрея прошло в странствиях, больше в тревогах и переживаниях, чем в беззаботном проживании в Угличе, под крылом знатного родителя. Условия, в которых дети росли, сформировали их личности. Оба брата отличались благочестием, не любили шумных мероприятий, избегали веселья, находили утешение в молитве и были хорошо образованы.

Когда отца не стало, на Угличский престол взошел юный князь Андрей, 16 лет от роду. Правил он под мудрым руководством матери. Но умер совсем молодым, не оставив после себя наследников и потому уступив место брату. Роману к тому времени шел 26 год.

Согласно летописи, Углич в правление князя Романа назывался Семиградом. Считается, что при нем был основан город Романов. Хотя факт этот у историков вызывает споры. Многие сходятся во мнении, что основателем является другой князь Роман, сын Василия Грозного.

Но даже скудные, дошедшие до наших времен факты, дают понять, что князь Роман Угличский был человеком милостивым. Он заботился об угличанах, строил общественные больницы и богадельни при обителях. Его стараниями возведены 15 церквей. Он очень любил беседовать с мудрыми людьми.

Сам был хорошо образован. А истинное удовлетворение получал от церковных служб. С дальних краев к Семиграду стекались люди. Молва о кротком правителе влекла к Угличу сотни людей. Поэтому княжество стремительно росло.

Жена князя Александра была знатного рода. Вместе с супругами в Угличе проживала благочестивая мать, княгиня Фотиния. В конце жизни она приняла монашеский постриг с именем Евдокия. Скончалась в 1278 году и похоронена была рядом с мужем

.

Через три года после свекрови скончалась Александра, не оставив Роману наследника. А когда пришел черед отойти к Богу и самому князю, он созвал бояр и духовенство, чтобы дать предсмертную заповедь: «Живите в мире и согласии, тогда никакой враг не одолеет вас». Тело почившего правителя положили под сводами Преображенского собора, рядом с родными гробницами родителей, брата и жены.

Через двести лет, в правление Угличем князя Андрея Васильевича, решено было перестроить Соборный храм. Тогда и обрели угличане бесценнее богатство – нетленные мощи князя Романа. Их поставили в новом храме и от них истекали многочисленные чудеса, которые усилились после убиения в Угличе царевича Димитрия.

Совет

Тогда патриарх Иов поручил митрополиту Гермогену исследовать святые мощи. Что и было сделано, а в 1605 году, в день памяти святого 3 февраля, состоялось их торжественное прославление. Тогда же написаны стихиры, канон и житийная повесть.

Случилось прославление святого перед большим несчастьем. В 1609 году польско-литовские завоеватели сожгли Углич. Дотла сгорел соборный храм, а с ним житие и книга, в которой записаны были самые первые посмертные чудеса. Пострадали и святые мощи. Их собрали жители города, а после поставили в отстроенном храме, где они и поныне находятся.

Купить или заказать вышивку иконы можно, связавшись с в ЧАТЕ в правом нижнем уголу сайта.

Срок вышивки 1,5 — 2 месяца. Точных копий не делаем. Каждый вышитый образ уникален. В вышивке используются драгоценные и полудрагоценные камни.

Для каждой иконы изготавливается деревянный киот. Размер вышивки 21х29 см. Размер иконы в киоте 28х36 см. При желании заказчика, вышиьем и большего размера. Иконы вышиваются по благословлению и освящаются в церкви.

В сонме святых нашей Церкви Романа Угличского почитают как чудотворца. Он имеет силу испросить для человека перед Богом прощения грехов и исцеления от болезней. Благоверный князь является покровителем людей, занимающих ответственные должности в органах власти. Своим святым его считают градостроители.

Законы духовного общения святых и христианина таковы, что угодники Божии особенно помогают в тех обстоятельствах, которые они сами преодолевали в своей земной жизни. Поэтому если человек находится в лишениях, ему приходится часто менять место жительства, нужно молиться князю Роману Угличскому, и он пошлет скорую помощь.

Святой благоверный князь Роман Угличский почитается одним из русских святых покровителей брака. Со своей супругой Александрой он прожил в согласии всю жизнь, и хотя и не имел от нее наследников, оставался верен. Это еще одно проявление его великой покорности Богу.

Святая память совершается Церковью 16 февраля и 5 июня.

Святый благоверный княже Романе Угличский моли Бога о нас!

Вышивка бисером Благоверный князь Роман Угличский

Copyright © 2007-2019 www.ikona2.info — Вышивка икон бисером и камнями.
При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.

Источник: https://ikona2.info/svyatoy-roman-uglichskij-1.php

Святый Благоверный княже Романе моли Бога о нас!

Житие святого благоверного князя Романа, Угличского чудотворца1.

Святой благоверный князь Роман Угличский жил в тяжкую пору нашествия татар на русскую землю.

Он был второй сын второго угличского удельного князя Владимира Константиновича и внук Константина Всеволодовича, сначала удельного князя ростовского, ярославского и угличского, а потом великого князя владимирского2.

Владимир Константинович получил в удел Угличе поле, или город Углич, в раннем детстве3. Вступив в брак с княжной Фотинией, он имел двух сыновей — Андрея и Романа4.

Обратите внимание

В княжение в Угличе Владимира разразилась страшная гроза над русской землей, а вместе и над Угличем: Батый, по разорении Москвы и Владимира и избиения здесь семьи великого князя, двинулся за Волгу, куда великий князь Юрий Всеволодович удалился, собирая войска.

Важно

На этом пути татары подчиняли своей власти все попадавшиеся города, а те, которые не хотели покоряться, разоряли и избивали их жителей. Ввиду явной и неотвратимой опасности угличский князь Владимир решил не сопротивляться бесплодно, а спасти город и жителей изъявлением покорности татарам.

Впрочем, сам он с семейством не хотел вынести позора и искал спасения на севере, удалившись в новгородские пределы. После несчастной битвы на реке Сити и гибели великого князя Юрия русские князья должны были признать власть татар и платить им дань.

Этой участи должен был покориться и угличский князь, который по удалении Батыя на юг подобно другим князьям по миновании опасности вернулся в Углич и стал править, уже как подручник хана. Неизвестно, ходил ли князь Владимир в орду с изъявлением покорности хану, как это требовалось и как должны были делать все владетельные князья.

Предание, записанное в пространном житии, гласит, что в орду Владимир не пошел, но, во избежание ответственности, не оставался и в Угличе, а проживал по другим городам и скончался во Владимире в 1249 году 27 декабря. Тело его тогда же было перенесено женой и детьми в Углич и погребено в Преображенском соборе.

Читайте также:  Молитва на освящение всякой вещи

Детство благоверного князя Романа, как и его старшего брата Андрея, прошло, таким образом, среди страшных тревог и бедствий, больше в изгнании и странствованиях, чем в спокойном пребывании с родителями в Угличе.

По смерти Владимира угличским князем стал старший сын его Андрей, которому было всего 16 лет. Но при нем находилась мать его, которая и руководила детьми. Андрей скончался в 1261 году, не оставив детей, и угличское княжение досталось брату его Роману, который имел тогда 26 лет от роду.

Возросши в благочестивой семье князя Владимира Константиновича среди страшных тревог и испытаний, проведя немало времени в странствовании, князь Роман отличался благочестием и не питал большой склонности к шумной жизни и веселью. Будучи достаточно просвещенным, он занимался чтением книг, любил храмы Божии, духовенство и службу церковную.

Важно

К его княжению относят построение многих церквей в Угличе и пределах угличского княжества, которое при нем пользовалось миром, насколько это было возможно в тяжелое время татарского владычества. Власть князя Романа, кроме Углича, простиралась и на другие города: Кашин, Вежецкий Верх, Устюжну, Дмитров, Звенигород.

Ему же принадлежит построение нового города Романова на левом высоком берегу Волги против слободы Борисоглебской.

Князь Роман отличался благотворительностью, заботился об устроении богаделен и странноприимных домов.

В 1265 г. князь Роман сочетался браком с княжной Александрой, но потомства не имел. Вместе с ним в Угличе жила благочестивая его мать, княгиня Фотиния, которая под старость приняла иноческий чин с именем Евдокии, в 1278 году скончалась и погребена была в Угличе подле своего супруга.

Совет

В 1281 году князь Роман лишился и своей супруги Александры и доживал последние свои годы в одиночестве, предаваясь делам и подвигам благочестия. Блаженная кончина его последовала 3 февраля 1285 года, к великой печали его подданных и родственных князей, которые любили и почитали его.

Тело князя Романа положено было в соборном храме Преображения Господня, рядом с гробницами его отца, матери, брата и супруги.

Ровно через двести лет после кончины князя Романа, именно в 1485 году, угличский князь Андрей Васильевич5 приступил к постройке нового, уже каменного собора Преображения Господня в крепости города Углича.

При копании рва для основания нового храма Бог даровал князю Андрею обрести нетленные мощи князя Романа, которые и были потом поставлены в новопостроенном храме и лежали здесь целы и невредимы более ста двадцати лет. От этих нетленных мощей истекали многочисленные чудесные исцеления от различных болезней.

Совет

Как жители Углича, так и окрестных мест благоговейно чтили мощи святого князя, но свидетельства со стороны церковных властей не было.

После убиения царевича Дмитрия в Угличе в конце шестнадцатого и первых годах семнадцатого столетия стали особенно часто повторяться чудесные исцеления больных, притекавших к мощам святого князя Романа.

Слава о сих чудесах распространилась повсюду, и патриарх Иов поручил казанскому митрополиту Гермогену освидетельствовать на месте святые мощи и сказания о чудесах.

После сего освидетельствования святейший патриарх Иов благословил составить житие, стихиры и канон святому Роману, а равно и описание чудес с 3 февраля 1605 года6.

В 1609 году город Углич постигло великое бедствие, как и всю тогдашнюю Русь: литовское разорение. Город Углич был взят, жители во множестве перебиты, а дома, крепость и храмы Божии пограблены и пожжены.

Враги ворвались и в Преображенский собор, разграбили и многое пожгли, а нарочито мощи святого князя Романа, покоившиеся там.

Благочестивые почитатели святого Романа собрали обожженные кости его мощей: головы, ребер, рук и ног, положили в новую раку и опять поставили в соборном храме Преображения, где они и покоятся до настоящего времени.

________________________________________________________________________

1 В 1605 году с 3 февраля стали совершаться чудеса от мощей святого князя Романа Угличского. Патриарх Иов тогда же поручил Казанскому митрополиту Гермогену, впоследствии патриарху, освидетельствовать мощи святого князя в Угличе и проверить сведения о чудесах.

Обратите внимание

По благословению патриарха Иова воевода Семен Романович Олферьев и инок Переяславского Данилова монастыря Сергий составили житие, службу и описание чудес (с 3 февраля 1605 г.) св. князя Романа.

Обратите внимание

После литовского разорения города Углича в 1609 году этого новонаписанного жития, равно как и сказания о чудесах с 3 февраля по 2 марта 1605 года, доискаться не могли; переписывали только службу и сказание о чудесах со 2 марта. По рукописи, хранящейся в Угличском Преображенском соборе, сказание о чудесах святого князя Романа напечатано в Яросл. Епарх. Ведом, за 1873 г.

No 46-48 и отдельной брошюрой: «Повесть о чудесах святого благоверного князя Романа, Угличского чудотворца». Ярославль. 1874. Служба и сказание о чудесах нам известны и по нескольким другим рукописям. После утраты жития, написанного в 1605 г., впоследствии, в XVIII в.

, при Угличском Преображенском соборе составлено было новое пространное житие «с древнейших летописцев и достоверных географических историописателей»; по списку ХVIII в. это житие напечатано в Яросл. Епарх. Вед. за 1889 г. No 48-49 и отдельной брошюрой: «Житие святого и благоверного князя Романа Владимировича, Угличского чудотворца». Ярославль. 1890. Данные упомянутых здесь «Повести» и «Жития» в настоящем изложении проверены справками с летописными и другими свидетельствами.

2 Константин был сын великого князя Всеволода III Юрьевича Большое Гнездо, род. в 1185 г.; с 1207 г. был удельным князем ростовским, ярославским и угличским, а с 1216 г. великим князем владимирским; скончался в 1219 году.

3 Он род. около 1214 г.

4 Князь Владимир вступил в брак в 1232 г.; князь Андрей родился в 1233, а Роман — 1 октября 1235 года.

5 Андрей Васильевич, сын великого князя Василия Васильевича Темного и брат великого князя Иоанна Васильевича III, княжил в Угличе с 1462 г.; в 1422 был заточен Иоанном III в Переяславле, где и скончался в 1494 году.

6 Житие святого Романа и описание первых чудес его погибли в литовское разорение. Сохранилось вместе со службою святому Роману описание чудес от мощей его лишь со 2 марта того же 1605 года.

Тропарь благоверному князю Роману Угличскому

Тропарь, глас 4:
Измлада явился еси, богомудре княже Романе всеблаженне, Божественный сосуд избран Богови, и ныне точиши нам многая исцеления, и вся недуги потопляеши, и спаси град твой Углеч, и всех верных сохраняй от невидимых и видимых враг, верою, молим, блаженне княже Романе, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 8:

Скончав добрый подвиг, и веру соблюде в сердцы своем, и венец нетленный от Бога приял еси, блаженный княже Романе, и славе Его сподобился еси, и Престолу предстал еси Спасову. Молися Господеви спасти град Углеч и вся грады от нашествия иноплеменных, и междоусобныя брани, и поганых, и, твое честное преставление почитающим, грехов оставление даровати, чтущим любовию святую память твою.

Источник: https://prot-romaniy.livejournal.com/150548.html

Святой благоверный князь Роман Угличский

Бла­го­вер­ный князь Ро­ман Уг­лич­ский, сын Уг­лич­ско­го кня­зя Вла­ди­ми­ра и кня­ги­ни Фо­ти­нии, пле­мян­ник свя­то­го Ва­силь­ка Ро­стов­ско­го († 1238; па­мять 4 мар­та), ро­дил­ся 1 ок­тяб­ря 1235 го­да. По смер­ти сво­е­го от­ца (в 1248 г.) и стар­ше­го бра­та Ан­дрея (1261 г.

), свя­той Ро­ман 26-ти лет при­нял на се­бя управ­ле­ние Уг­ли­чем и стал по­пе­чи­тель­ным от­цом под­дан­ных. Он устра­и­вал бо­га­дель­ни, стран­но­при­им­ные до­ма и при­ни­мал в них убо­гих, при­хо­див­ших к нему ото­всю­ду. Бо­лее 15 хра­мов воз­двиг­ну­то бы­ло им в кня­же­стве.

Каж­дый день свя­той Ро­ман при­сут­ство­вал на бо­го­слу­же­нии, ча­сто бе­се­до­вал с бла­го­че­сти­вы­ми ино­ка­ми. По­сле смер­ти су­пру­ги в 1280 го­ду он все­це­ло по­свя­тил се­бя по­дви­гам по­ста, мо­лит­вы и бла­го­тво­ри­тель­но­сти. Он по­стро­ил на вы­со­ком бе­ре­гу Вол­ги го­род Ро­ма­нов (ныне Ту­та­ев).

Скон­чал­ся свя­той князь мир­но 3 фев­ра­ля 1285 го­да и по­гре­бен в церк­ви Пре­об­ра­же­ния в Уг­ли­че.

В 1486 го­ду мо­щи свя­то­го Ро­ма­на бы­ли об­ре­те­ны нетлен­ны­ми и пе­ре­не­се­ны в но­вую со­бор­ную цер­ковь Пре­об­ра­же­ния.

В 1595 го­ду, по бла­го­сло­ве­нию пат­ри­ар­ха Иова, вслед­ствие из­ве­стий о чу­де­сах мо­щи бы­ли сви­де­тель­ство­ва­ны Ка­зан­ским мит­ро­по­ли­том (бу­ду­щим пат­ри­ар­хом) свя­ти­те­лем Ер­мо­ге­ном (па­мять 17 фев­ра­ля), и князь Ро­ман был при­чис­лен к ли­ку свя­тых. В 1609 го­ду при на­ше­ствии по­ля­ков свя­тые мо­щи сго­ре­ли вме­сте с хра­мом.

Житие святого благоверного князя Романа, Угличского чудотворца1134 

в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

Память 3 февраля   Святой благоверный князь Роман Угличский жил в тяжкую пору нашествия татар на русскую землю. Он был второй сын второго угличского удельного князя Владимира Константиновича и внук Константина Всеволодовича, сначала удельного князя ростовского, ярославского и угличского, а потом великого князя владимирского1135.

Владимир Константинович получил в удел Угличе поле, или город Углич, в раннем детстве1136. Вступив в брак с княжной Фотинией, он имел двух сыновей — Андрея и Романа1137.

   В княжение в Угличе Владимира разразилась страшная гроза над русской землей, а вместе и над Угличем: Батый, по разорении Москвы и Владимира и избиения здесь семьи великого князя, двинулся за Волгу, куда великий князь Юрий Всеволодович удалился, собирая войска.

Важно

На этом пути татары подчиняли своей власти все попадавшиеся города, а те, которые не хотели покоряться, разоряли и избивали их жителей. Ввиду явной и неотвратимой опасности угличский князь Владимир решил не сопротивляться бесплодно, а спасти город и жителей изъявлением покорности татарам.

Впрочем, сам он с семейством не хотел вынести позора и искал спасения на севере, удалившись в новгородские пределы. После несчастной битвы на реке Сити и гибели великого князя Юрия русские князья должны были признать власть татар и платить им дань.

Этой участи должен был покориться и угличский князь, который по удалении Батыя на юг подобно другим князьям по миновании опасности вернулся в Углич и стал править, уже как подручник хана. Неизвестно, ходил ли князь Владимир в орду с изъявлением покорности хану, как это требовалось и как должны были делать все владетельные князья.

Предание, записанное в пространном житии, гласит, что в орду Владимир не пошел, но, во избежание ответственности, не оставался и в Угличе, а проживал по другим городам и скончался во Владимире в 1249 году 27 декабря. Тело его тогда же было перенесено женой и детьми в Углич и погребено в Преображенском соборе.

Читайте также:  Мощи спиридона тримифунтского: где находятся и от чего помогают

   Детство благоверного князя Романа, как и его старшего брата Андрея, прошло, таким образом, среди страшных тревог и бедствий, больше в изгнании и странствованиях, чем в спокойном пребывании с родителями в Угличе.
   По смерти Владимира угличским князем стал старший сын его Андрей, которому было всего 16 лет. Но при нем находилась мать его, которая и руководила детьми.

Андрей скончался в 1261 году, не оставив детей, и угличское княжение досталось брату его Роману, который имел тогда 26 лет от роду.
   Возросши в благочестивой семье князя Владимира Константиновича среди страшных тревог и испытаний, проведя немало времени в странствовании, князь Роман отличался благочестием и не питал большой склонности к шумной жизни и веселью.

Будучи достаточно просвещенным, он занимался чтением книг, любил храмы Божии, духовенство и службу церковную. К его княжению относят построение многих церквей в Угличе и пределах угличского княжества, которое при нем пользовалось миром, насколько это было возможно в тяжелое время татарского владычества.

Власть князя Романа, кроме Углича, простиралась и на другие города: Кашин, Вежецкий Верх, Устюжну, Дмитров, Звенигород. Ему же принадлежит построение нового города Романова на левом высоком берегу Волги против слободы Борисоглебской.
   Князь Роман отличался благотворительностью, заботился об устроении богаделен и странноприимных домов.
   В 1265 г.

князь Роман сочетался браком с княжной Александрой, но потомства не имел. Вместе с ним в Угличе жила благочестивая его мать, княгиня Фотиния, которая под старость приняла иноческий чин с именем Евдокии, в 1278 году скончалась и погребена была в Угличе подле своего супруга.

Совет

В 1281 году князь Роман лишился и своей супруги Александры и доживал последние свои годы в одиночестве, предаваясь делам и подвигам благочестия. Блаженная кончина его последовала 3 февраля 1285 года, к великой печали его подданных и родственных князей, которые любили и почитали его.

Тело князя Романа положено было в соборном храме Преображения Господня, рядом с гробницами его отца, матери, брата и супруги.
   Ровно через двести лет после кончины князя Романа, именно в 1485 году, угличский князь Андрей Васильевич1138 приступил к постройке нового, уже каменного собора Преображения Господня в крепости города Углича.

При копании рва для основания нового храма Бог даровал князю Андрею обрести нетленные мощи князя Романа, которые и были потом поставлены в новопостроенном храме и лежали здесь целы и невредимы более ста двадцати лет. От этих нетленных мощей истекали многочисленные чудесные исцеления от различных болезней.

Как жители Углича, так и окрестных мест благоговейно чтили мощи святого князя, но свидетельства со стороны церковных властей не было.
   После убиения царевича Дмитрия в Угличе в конце шестнадцатого и первых годах семнадцатого столетия стали особенно часто повторяться чудесные исцеления больных, притекавших к мощам святого князя Романа.

Слава о сих чудесах распространилась повсюду, и патриарх Иов поручил казанскому митрополиту Гермогену освидетельствовать на месте святые мощи и сказания о чудесах. После сего освидетельствования святейший патриарх Иов благословил составить житие, стихиры и канон святому Роману, а равно и описание чудес с 3 февраля 1605 года1139.

   В 1609 году город Углич постигло великое бедствие, как и всю тогдашнюю Русь: литовское разорение. Город Углич был взят, жители во множестве перебиты, а дома, крепость и храмы Божии пограблены и пожжены. Враги ворвались и в Преображенский собор, разграбили и многое пожгли, а нарочито мощи святого князя Романа, покоившиеся там.

Благочестивые почитатели святого Романа собрали обожженные кости его мощей: головы, ребер, рук и ног, положили в новую раку и опять поставили в соборном храме Преображения, где они и покоятся до настоящего времени.
   В этот день празднуется память святой Анны пророчицы.

Святая Анна пророчица, воспоминаемая в Евангелии, вместе со святым Симеоном Богоприимцем встретив Господа Иисуса во храме, проповедовала о Нем, что Он есть ожидаемый Мессия — Христос1140.1134    В 1605 году с 3 февраля стали совершаться чудеса от мощей святого князя Романа Угличского.

Патриарх Иов тогда же поручил Казанскому митрополиту Гермогену, впоследствии патриарху, освидетельствовать мощи святого князя в Угличе и проверить сведения о чудесах. По благословению патриарха Иова воевода Семен Романович Олферьев и инок Переяславского Данилова монастыря Сергий составили житие, службу и описание чудес (с 3 февраля 1605 г.) св. князя Романа.

Обратите внимание

После литовского разорения города Углича в 1609 году этого новонаписанного жития, равно как и сказания о чудесах с 3 февраля по 2 марта 1605 года, доискаться не могли; переписывали только службу и сказание о чудесах со 2 марта. По рукописи, хранящейся в Угличском Преображенском соборе, сказание о чудесах святого князя Романа напечатано в Яросл. Епарх. Ведом, за 1873 г.

№ 46—48 и отдельной брошюрой: «Повесть о чудесах святого благоверного князя Романа, Угличского чудотворца». Ярославль. 1874. Служба и сказание о чудесах нам известны и по нескольким другим рукописям. После утраты жития, написанного в 1605 г., впоследствии, в XVIII в., при Угличском Преображенском соборе составлено было новое пространное житие «с древнейших летописцев и достоверных географических историописателей»; по списку ХVIII в. это житие напечатано в Яросл. Епарх. Вед. за 1889 г. № 48—49 и отдельной брошюрой: «Житие святого и благоверного князя Романа Владимировича, Угличского чудотворца». Ярославль. 1890. Данные упомянутых здесь «Повести» и «Жития» в настоящем изложении проверены справками с летописными и другими свидетельствами.1135    Константин был сын великого князя Всеволода III Юрьевича Большое Гнездо, род. в 1185 г.; с 1207 г. был удельным князем ростовским, ярославским и угличским, а с 1216 г. великим князем владимирским; скончался в 1219 году.1136    Он род. около 1214 г.1137    Князь Владимир вступил в брак в 1232 г.; князь Андрей родился в 1233, а Роман — 1 октября 1235 года.1138    Андрей Васильевич, сын великого князя Василия Васильевича Темного и брат великого князя Иоанна Васильевича III, княжил в Угличе с 1462 г.; в 1422 был заточен Иоанном III в Переяславле, где и скончался в 1494 году.1139    Житие святого Романа и описание первых чудес его погибли в литовское разорение. Сохранилось вместе со службою святому Роману описание чудес от мощей его лишь со 2 марта того же 1605 года.1140    Лк.2:36-38. — Подробнее о св. Анне пророчице см. в Сказании о Сретении

глас 4

От младенства явился еси,/ правоверный княже Романе,/ избран от Бога/ благочестия столп необорим,/ веру непорочну соблюл еси,/ молитвами и милостынею и постом Богу угодил еси;/ темже и по смерти явися светлость жития твоего,/ исцелявши бо недуги немощствующих,/ верою притекающих ко святому твоему гробу./ Сего ради вопием ти:/ радуйся, угодниче Божий Романе,/ града Углеча похвало и утверждение.

Ин тропарь благоверного князя Романа Угличского

глас 4

Измлада явился еси, Богомудре,/ княже Романе всеблаженне,/ Божественный сосуд избран Богови,/ и ныне точиши нам многая исцеления,/ и вся недуги потоплявши,/ и спаси град свой Углеч,/ и всех верных сохраняй от невидимых и видимых враг,/ верою, молим, блаженне княже Романе,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

глас 4

Явися, яко звезда пресветлая,/ благоверный княже Романе,/ в Богом порученном ти граде Углече,/ в животе своем просветився/ воздержанием и всенощным стоянием,/ постом, и молитвою, и слезами,/ моляся ко Всемилостивому Спасу за град свой/ и за вся страны Русския земли,/ и по преставлении твоем источаеши исцеления неоскудно/ приходящим с верою,/ тем же вопием ти:/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.

глас 8

Яко многосветлая звезда,/ всепразднственная память твоя возсия днесь, благоверный княже Романе,/ созывающи к похвалению люди твоя,/ песньми славословити честное житие твое/ и верно торжествовати святое твое успение,/ в немже молися, святе, ко Христу Богу нашему,/ еже избавитися нам от всех наветов вражиих,/ да вси зовем ти:/ радуйся, Романе пребогате, новый Российский чудотворче.

Скончав добрый подвиг,/ и веру соблюде в сердцы своем,/ и венец нетленный от Бога приял еси,/ блаженный княже Романе,/ и славе Его сподобился еси,/ и Престолу предстал еси Спасову./ Молися Господеви спасти град Углеч и вся грады/ от нашествия иноплеменных, и междоусобныя брани, и поганых,/ и твое честное преставление почитающим/ грехов оставление даровати/ чтущим любовию святую память твою.

Красоту мира сего, княжение и славу/ яко временно помышляя,/ и сего ради благочестно в мире пожил еси,/ блаженне княже Романе,/ милостынею и молитвами Богу угодив,/ и по преставлении своем чудес дар приим от Христа Бога,/ и светильник явися пресветлый,/ просвещая своими чудесы, приходящим к тебе с верою здравие подавши и от бед избавлявши./ Тем же Христова Церковь песньми славит тя,/ благочестивый княже Романе,/ граду своему Углечу великий поборниче.

Источник: http://afanasiyfeodosiy.cerkov.ru/svyatoj-blagovernyj-knyaz-roman-uglichskij/

князь Роман Угличский

На иконе изображены царевич Димитрий и князь Роман.

Дни памяти: 3/16 февраля (день преставления);
23 мая/5 июня – Собор Ростово-Ярославских святых.

Тропарь, глас 4

Измлада явился еси, богомудре,/ княже Романе всеблаженне, / Божественный сосуд избран Богови, / и ныне точиши нам многая исцеления, / и вся недуги потопляеши, / и спаси град твой Углеч, / и всех верных сохраняй от невидимых и видимых враг, / верою, молим, блаженне княже Романе, /

моли Христа Бога спастися душам нашим.

Читайте также:  Старцы псково-печерского монастыря

Ин Тропарь, глас 4

От младенства явился еси, правоверный княже Романе, / избран от Бога / благочестия столп необорим, / веру непорочну соблюл еси, / молитвами и милостынею и постом Богу угодил еси; / темже и по смерти явися светлость жития твоего, / исцеляеши бо недуги немощствующих, / верою притекающих ко святому твоему гробу. / Сего ради вопием ти: / радуйся, угодниче Божий Романе, /

града Углича похвало и утверждение.

Ин Тропарь, глас 4

Явися, яко звезда пресветлая, / благоверный княже Романе, / в Богом порученном ти граде Углече, / в животе своем просветився / воздержанием и всенóщным стоянием, / постом и молитвою и слезами, / моляся ко Всемилостивому Спасу за град свой / и за вся страны Русския земли, / и по преставлении твоем источаеши исцеления неоскудно / приходящим с верою, / темже вопием ти: / моли Христа Бога /

спастися душам нашим.

Кондак, глас 8

Скончáв добрый подвиг, / и веру соблюдé в сердцы своéм, / и венец нетленный от Бога приял еси / блаженный княже Ромáне, / и славе Его сподобился еси, / и престолу предстáл еси Спасову. / Молися Гóсподеви спасти град Углеч и вся грáды / от нашéствия иноплемéнных, и междоусóбныя брани, и погáных, / и, твоé честнóе преставлéние почитáющим, / грехов оставление даровáти, /

чтущим любовию святую память твою.

Ин Кондак, глас 8

Красотý мира сего, княжéние и славу, / яко временно помышляя, / и сего ради благочéстно в мире пожúл еси, / блаженне княже Романе, / милостынею и молитвами Богу угодúв, / и по преставлéнии своем чудес дар приим от Христа Бога / и светильник явúся пресветлый, просвещая своúми чудесы, / приходящим к тебе с верою здравие подаéши и от бед избавляеши. / Темже Христова Церковь славит тя, / благочестивый княже Романе, /

граду своему Углечу великий побóрниче.

Ин Кондак, глас 8

Яко многосвéтлая звезда, / всепразднственная память твоя возсия днесь, благоверный княже Романе, / созывающи к похвалению люди твоя, / песньми славословити честнóе житиé твое / и верно торжествовати святое твое успéние, / в немже молися, святе, ко Христу Богу нашему, / еже избавитися нам от всех навéтов вражиих, / да вси зовéм ти: / радуйся, Романе пребогате,

новый российский чудотворче.

Величание

Ублажаем тя, / благоверный княже Романе, / и чтим святую память твою, /

ты бо молиши за нас / Христа Бога нашего.

Житие благоверного князя Романа Угличского

Святой благоверный князь Роман родился 1 октября 1235 года в Угличе. Отец его, князь Владимир Константинович был сыном князя Константина Всеволодовича и братом св. князя Василька Ростовского.

Князь Владимир принимал участие в битве на Сити (1237), но потом, чтобы спасти свой город Углич, он добровольно покорился татарам, а чтобы не идти на поклон к хану, оставил княжество, скитался с семейством по разным городам и умер изгнанником в 1249 г. во Владимире. Осиротелое семейство перенесло тело его в Углич. А в 1261 г.

, после кончины своего бездетного старшего брата Андрея, угличским князем стал князь Роман. Ни в личной жизни, ни в делах управления оба брата ничего не делали без совета и благословения своей матери, княгини Фотинии.

Тяжелое скитальческое детство наложило свой отпечаток на впечатлительную душу Романа. Он посвятил себя делам благотворительности, созидая храмы, больницы и странноприимницы. Св. блгв. Роман в течение 24 лет своего княжения построил и украсил богатыми вкладами более 15 храмов. Он же был основателем города Романова (совр. Тутаев).

Важно

После кончины матери и жены он стал проводить ещё более уединённую жизнь. Ежедневно видели его подолгу у родных гробниц, но внутренняя духовная жизнь его была глубоко сокровенна.
Все князья чтили его, а подданные считали святым.

Скончался святой князь мирно 3 февраля 1285 года и был погребен, как и все княжеское семейство, в Угличском Преображенском соборе.

Честные мощи его были обретены нетленными в 1486 году, и от них стали истекать исцеления, которые особенно усилились после убиения св. царевича Димитрия (1591).

В 1595 году, по благословению Патриарха Иова, вследствие известий о чудесах, мощи были свидетельствованы Казанским митрополитом святителем Ермогеном, и князь Роман был причислен к лику святых. Первое житие написано в 1605 году.

Святые мощи его сгорели в Смутное время. Останки их собрали и положили в раке в Преображенском соборе.

(Житие — по материалам сайта Седмица.ru)

на страницу МОЩЕВИК

на ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

Источник: http://troica-vp.zachalo.ru/mwvk/knRomanUgl.html

Основатель города Романова

1 Основатель города Романова — святой благоверный князь Роман, Угличский чудотворец (1 октября 1235 года — 3 февраля 1285 года) Автор презентации: Андреев Андрей, ученик 6 Г класса МОУ СОШ 6 © Тутаев 2010 год<\p>

2 2010 год лет со дня кончины святого благоверного князя Романа, Угличского чудотворца, основателя города Романова<\p>

3 Тропарь благоверному князю Роману Угличскому Глас 4 От младенства явился еси,/ правоверный княже Романе,/ избран от Бога/ благочестия столп необорим,/ веру непорочну соблюл еси,/ молитвами и милостынею и постом Богу угодил еси;/ темже и по смерти явися светлость жития твоего,/ исцелявши бо недуги емощствующих,/ верою притекающих ко святому твоему гробу./ Сего ради вопием ти:/ радуйся, угодниче Божий Романе,/ града Углеча похвало и утверждение. Тропарь благоверного князя Романа Угличскогоглас 4От младенства явился еси,/ правоверный княже Романе,/ избран от Бога/ благочестия столп необорим,/ веру непорочну соблюл еси,/ молитвами и милостынею и постом Богу угодил еси;/ темже и по смерти явися светлость жития твоего,/ исцелявши бо недуги немощствующих,/ верою притекающих ко святому твоему гробу./ Сего ради вопием ти:/ радуйся, угодниче Божий Романе,/ града Углеча похвало и утверждение. Тропарь благоверного князя Романа Угличскогоглас 4От младенства явился еси,/ правоверный княже Романе,/ избран от Бога/ благочестия столп необорим,/ веру непорочну соблюл еси,/ молитвами и милостынею и постом Богу угодил еси;/ темже и по смерти явися светлость жития твоего,/ исцелявши бо недуги немощствующих,/ верою притекающих ко святому твоему гробу./ Сего ради вопием ти:/ радуйся, угодниче Божий Романе,/ града Углеча похвало и утверждение. Ин тропарь благоверного князя Романа Угличскогоглас 4Измлада явился еси, Богомудре,/ княже Романе всеблаженне,/ Божественный сосуд избран Богови,/ и ныне точиши нам многая исцеления,/ и вся недуги потоплявши,/ и спаси град свой Углеч,/ и всех верных сохраняй от невидимых и видимых враг,/ верою, молим, блаженне княже Романе,/ моли Христа Бога спастися душам нашим. Ин тропарь благоверного князя Романа Угличскогоглас 4Измлада явился еси, Богомудре,/ княже Романе всеблаженне,/ Божественный сосуд избран Богови,/ и ныне точиши нам многая исцеления,/ и вся недуги потоплявши,/ и спаси град свой Углеч,/ и всех верных сохраняй от невидимых и видимых враг,/ верою, молим, блаженне княже Романе,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.<\p>

Совет

4 Углич Углич – в прошлом центр Углического княжества. Здесь родился, правил и умер князь Роман Угличский<\p>

5 Детство Святой благоверный князь Роман, Угличский чудотворец, родился 1 октября 1235 года. Младший сын угличского князя Владимира и княгини Фотинии. С детства святой князь Роман отличался любовью к молитве, послушанием родителям и прилежанием к чтению Священных книг. Святому Роману было всего два года, когда Батый со своими полчищами двинулся на Русь. Узнав о приближении татар к Угличу, отец святого Романа увез его вместе со старшим братом Андреем в Новгород. Целые три года скитались они в Новгородской области, и когда татары уже совсем оставили Россию, возвратились в Углич.<\p>

6 Правление княжеством В 1261 году, по смерти старшего брата, святой Роман 26-ти лет принял на себя управление княжеством. С отеческой любовью заботился он о своих подданных, о благополучии вверенного ему Богом княжества: строил и содержал больницы, странноприимные дома и богадельни. Святой князь Роман много потрудился для украшения столицы своего княжества города Углича. Он перестроил княжеский дворец, построил ряд общественных зданий. Заботился святой князь Роман и о монастырях и храмах Божиих. В течение 24 лет своего правления он построил и украсил богатыми вкладами более 15 храмов.<\p>

7 Угличские святые: Паисий Угличский, царевич Димитрий, князь Роман, Кассиан Учемский. Икона конца XIX века.Паисий Угличский<\p>

8 Основатель нового города Святой князь Роман Угличский прославился также построением в своем княжестве нового прекрасного города, который был назван в честь основателя Романовым (ныне город Тутаев)<\p>

9 Серебреникова и Супоневская летописи повествуют подробно об этом подвиге Угличского князя… Роман Владимирович собрал бояр и духовенство, долго с ними рассуждал и советовался, потом, призвавши мастеровых и рабочих, отправился с ними к слободе Борисоглебской и напротив ее на высоком берегу Волги заложил соборную церковь во имя Воздвижения Св. Креста, распределил, где быть крепости, потом собрал множество рабочих, распорядясь работами, возвратился в Углич. Через три года донесли князю, что город кончен. Князь поехал туда и удивился, видя город цветущим и преизрядне. Князь Роман, довольный своим созданием, отслужил благодарственный молебен Богу, вспомоществующему в добром деле, освятил новосозданные собор и крепость, наградил бояр, мастеров и работников, строивших город Романов, распорядился управлением новой своей крепости и потом возвратился в престольный град Углич». Ф. Киссель «История города Углича». Ярославль, 1844 г. с<\p>

10 Был срублен мой одноэтажный город Под пересверк и говор топоров. Резьба крылец, наличники с узором – Знак непомеркшей славы мастеров. В нем клены и березки у оконцев, В нем яблони у крепостных валов. Глядят века с высоких гулких звонниц И с луковиц зеленых куполов. К. Конюшев<\p>

11 Город Романов-Борисоглебск: история и современность живут рядом…<\p>

12 Гордость Тутаева – Воскресенский собор<\p>

13 Смерть князя Романа Преставился святой князь Роман 3 февраля 1285 года. Тело его было погребено в церкви Преображения в Угличе. Мощи святого Романа в 1486 году были обретены нетленными и перенесены в новую соборную церковь Преображения.<\p>

Обратите внимание

14 Свв. Димитрий и Роман Угличские. Прокопий Чирин (?). Строгановская школа. Икона. Русь. 1-я половина XVII века.<\p>

15 О святом князе Романе в 1605 году было написано житие Семеном Олферьевым и иноком Сергием, но оно погибло во время разорения Углича в 1609 г.<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/278520/

Ссылка на основную публикацию