Благоговение – что это значит?

Благоговение – что это такое: что означает слово и каковы его синонимы

Каждый православный христианин, читая духовную литературу, испытывает определенные трудности, связанные с пониманием значений некоторых слов, выражающих религиозные, нравственные понятия.

Книжники и богословы придавали огромное значение смыслу употребляемых слов, поэтому очень важно научиться отличать различные оттенки смысла, передаваемого с их помощью. Благоговение – это особое чувство, с которым верующие относятся к святым вещам и Богу. Каково значение этого термина и когда его употребление целесообразно.

Определение

Значение слова благоговение заключается в преклонении перед Божьим величием, трепетном отношении к святыням, высшим ценностям. Чувство благоговения может испытывать каждый из нас по отношению к человеку, как образу Божию, к его заслугам, достоинствам. Искреннее доверие к благости и милости Божьей, осознание могущества Всевышнего – все это заключает в себе слово «благоговение».

Что еще означает слово благоговение – это страх, смирение, глубокое уважение, ведь этот термин произошел от слова «говеть», то есть «уважать, бояться» или «угождать».

В некоторых источниках отмечается иное значение, соотносящееся с чувством подавленности.

В переводах Священного Писания «благоговение» соответствует греческим словам, обозначающим «боязнь, робость, страх, осторожность, почитание, поклонение, позорная боязливость».

Что значит благоговеть.

Обратите внимание

На самом деле, этим глаголом выражается широкий спектр состояний, которые испытывает каждый верующий человек, славя Бога, поклоняясь и доверяя Ему, веруя в Его присутствие в мире.

Это, своего рода, соблюдение дистанции по отношению к обожествляемому объекту. Благоговеющий человек смиряется, умаляет себя, таким образом, ему открываются новые возможности духовного роста.

История возникновения

Слово «благоговение» лучше описывает отношение христиан к Всевышнему.

На ранних этапах формирования религии чувства верующих наиболее точно определялись другими терминами:

  • величие,
  • таинство,
  • трепетная неизведанность.

Человек древнего мира, поклоняющийся языческим божествам, испытывал ужас, взирая на мощь и силу природных стихий. Античное восприятие Всевышних сил отождествлялось с таким понятиям, как «священный трепет», то есть страх перед грозными знамениями.

И только тревожность человека перед Единой, Всевластной Силой, относится к термину благоговение, вот что это такое – потрясенность перед Богом ревнителем, «поедающим огнем», «всевидящим оком».

Ветхий Завет предлагает нам для ознакомления множество исторических моментов, где применимо слово благоговение, в Википедии об этом можно узнать подробнее.

Авраам, ведущий своего единственного сына на заклание из-за страха перед Богом, Иаков, который восклицает, что место присутствия Бога – страшно.

Именно сейчас тесно сплелись такие понятия, как любовь, сострадание, верность и предательство – это ответ за безмерную, безграничную Божью милость.

Благоговение испытывают христиане, вспоминая день казни Иисуса, Википедия содержит об этом информацию. Крестные муки, страсти, унижение – все это является для верующих основой их вероисповедания.

Осознавая свою причастность ко всему происходящему, мы чувствуем огромное доверие к Богу, благодарность за спасение, преклонение.

Почитание Богочеловека и Сына Божия, Богородицы, всех Святых, служащих Богу на протяжении многих веков существования церковной жизни, – вот что означает слово «благоговение».

Благоговение в поступках

Что такое благое говенье в мыслях, мы разобрались, но как оно выражается в действиях. Дело в том, что мы своим поведением указываем на почтение или небрежность по отношению к своему собеседнику, а христиане – по отношению к Богу. Это можно понять по нашей походке, голосу, положению тела.

Как часто мы наблюдаем ситуацию, когда человек, желающий подчеркнуть свое превосходство, ум, силу, разговаривает, высоко подняв голову и опустив руки в карманы брюк, при этом манера общения оставляет желать лучшего.

Нередко такие люди, выслушав или даже не дослушав собеседника, разворачиваются и уходят, не желая продолжать беседу. Как жаль, но очень часто именно так мы общаемся с Богом.

Важно

Итак, Википедия, конечно же, расскажет, как нужно себя вести в общественном заведении, эти правила применяются и при посещении Святой обители.

Свое неуважение к Богу мы показываем, если:

  1. Разговариваем с собеседником во время всеобщей молитвы.
  2. Жуем жвачку, рассматриваем стены и потолок, гуляем по залу.
  3. Ищем что-то в сумочке, кошельке, разговариваем по телефону, перелистываем блокнот.
  4. Посещаем храм в непристойной одежде.

Как жаль, но все чаще современные церковные группы для увеличения количества прихожан, пренебрегают Священными правилами, допускают вольности, свободу в поведении посетителей. Прихожане этих храмов ведут себя не как Христова невеста, а как капризная жена, требующая внимания, свободы и равноправия.

К великому стыду, все больше православных христиан принимают и употребляют языческие обычаи и традиции, служение Богу переросло в развлечение, возможность пообщаться и показать себя. Еще немного и мы окажемся на брачном пире, где главенствуют шаманы, прыгающие с ложками и тарелками у костра. Это наши последние дни!

Источник: https://religiya.guru/polezno-znat/religioznye-terminy-blagogovenie-chto-eto-takoe.html

Слово благоговение: значение, синоним, библейский принцип определения — каждый день в божье страхе

Благоговение, это библейское значение. Что такое благоговение, нужно, прежде всего, анализировать его применение в контексте книги Библия и мы будем верны, выбрав такой приоритет. Затем определим слову благоговение синоним и, наконец, разбив слово благоговение на составляющие, характеризуя их в свете Писаний

Следовало бы ещё узнать о значениях и влиянии слова благоговение на литературу, в том числе классическую, но мы ограничимся советом к Вам, дорогой читатель, полистать подборку страниц (сайт Википедия) с текстами, в которых имеется слово благоговение.

Главное значение слова благоговение

Сокровенное чувство, которое испытывает верующий человек по отношению к Богу во время молитвы, чтения Священных Писаний и размышления над их смыслом, это и есть — благоговеть перед (пред) своим Господом.

Заметим немаловажную деталь. Слово Бог в Писаниях всегда выражает общую характеристику Бога, как Творца неба и земли. Слово же Господь определяет конкретные взаимоотношения — Бог и Человек.

В таком случае мы говорим, — Господь есть Бог, то есть Бог, который обратился к Человеку и наоборот.

Господь, это то слово, которое не произносилось вслух в ветхозаветном народе и означало — Сущий (в древнееврейском письме «Йхв», идущие подряд три гласных буквы), то есть живущий вечно, истинно существующий, тогда как все остальное живое в этом мире преходяще, временное, подверженное разрушению и поэтому погибает.

Итак, в ветхозаветных книгах Библии слово благоговение звучит три раза и каждый раз в контексте божественных отношений с человеком, то есть благоговение может проявляться только по отношению к Господу.

Псалтырь 118:38 — «…ради благоговения пред Тобою».

  • Автор псалма 118 в стихах 33—40 обращается к Господу, признавая свои несовершенства — слабость, немощь и неопытность в следовании святым божьим заповедям, просит о постоянном вразумлении, руководстве и утверждении Словом Господним ради благоговения пред Ним (38). Другими словами, молитва направлена на то, чтобы сохранить то благо, которое есть у автора — близость с Господом.

Книга Притч 1:7 — «начало мудрости — страх Господень…»

  • Начало разумной жизни положено только тогда, когда есть благоговение к Богу. Если же страха (благоговения) Господня нет, тогда человек глуп из-за своего нежелания получать мудрость и наставления. Такова суть этой притчи. Следует отметить что слово, которое стоит в древнееврейском тексте, здесь переведено как «страх» вместо «благоговение». Это сделано для того чтобы показать главное значение благоговения — страх Господень.

Исаия 29:13 — «…благоговение их предо Мною…»

  • В этом случае пророк Исаия предупреждает народ приближаться к Господу сердцем, вместо того, чтобы чтить Бога языком только. Благоговение пред Господом, это признание Его как высшего законодателя, при этом не подменять Его вечную заповедь любви непостоянными человеческими законами, которые, конечно же, не исходят из сердец, но вытекают из человеческой мудрости в нелепых рассуждениях о божественных делах. Такая риторика, — провозглашал Исаия, — не есть благоговение пред Господом.

Синонимы

Наиболее близкий по значению благоговения синоним «пиетет». У древних римлян человека, который не омрачает своим поведением богов, называли Pius что означает носитель благочестия. Ещё раньше в ветхозаветных писаниях благочестивыми называли тех, кто имеет страх Божий.

Например, пророк говорит о грядущем Мессии (Исаия 11:7), Который придёт в день Свой и у Него характеристики божественности перечисляются по нарастающей: премудрость и разум, затем совет и крепость и, наконец, ведение и благочестие (познание и страх перед Богом). Сравните: Книга Притч 1:7 — «начало мудрости — страх Господень…».

Позже, латынь преподнесла слово пиетет, как набожность и благочестие.

В литературе это слово укоренилось двояко — в плане отношения людей друг к другу (глубокая почтительность и уважение) и благоговение к Богу.

«Благо» плюс «Говеть»

Такое толкование слова благоговение не есть априори, но все-таки имеет место. Поговорим и об этом. В ветхозаветном словаре существует слово «Благо», которое характеризует что-либо положительными прилагательными типа хороший, драгоценный, приятный, прекрасный.

Человека может охарактеризовать кто-то другой словами благодетельный, добрый, чуткий, спокойный, дружелюбный, угодный, верный, прекрасный, стройный, красивый счастливый, весёлый и желаемый. Такова внутренняя природа. Следует сказать, что эти качества появились не сразу, но постепенно, вытесняя старые плохие привычки.

То же самое и в быту — жилось плохо, но сейчас уже благо (хорошо). Другими словами — благо (имя существительное) появилось на фоне негодного.

Примеры слова «Благо» из Библии

Помяни, Боже мой, во благо мне все, что я сделал для народа сего! (Неемия 5:1).

Многие говорят: «Кто покажет нам благо?» Яви нам свет лица Твоё о, Господи! (Псалтирь 4:7).

Я усердно принесу Тебе жертву, прославлю имя Твоё, Господи, ибо оно благо. (Псалтирь 53:8).

И сказал мне Господь: ты не молись о народе сем во благо ему. (Иеремия 14:11).

Читайте также:  Молебен о здравии, молебен о болящих как заказать в церкви

Слово «говеть» и его значение

У большинства народов это слово означает снисходить, щадить, покровительствовать, проявлять милость. Английское слово Fast переводится как соблюдение норм и правил, характерных для семинедельного периода перед Рождеством Христовым, то есть — соблюдать пост. Стоять крепко, твёрдо, стойко, тесно, крепко, близко, рядом.

Обобщающее значение слова говеть, можно выразить так: «Быть милостивым и снисходительным не только в день поста, но всегда, при любых обстоятельствах быть близким и тесным в нуждах людей».

Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетённых отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо. (Исаия 58:6).

Итак, слово «Благо» плюс «Говение» предоставляем Вам, дорогая душа у Господа, самостоятельно сложить и охарактеризовать как нужно.

Заключение

Советы мудрых

Человек хотя и несовершенен, но если он благоговеет искренне перед Господом — он раб Божий, потому что он поступает, как чувствует. Чувства же его навыком приучены благоговением.

Чтобы принять Божию благодать, нужно возделывать в себе благоговение, иначе благодать Божия не приблизится.

Благоговеть, это иметь страх Божий, преображённый любовью Господа Иисуса Христа.

Наивысшая форма преданности к Богу — это благоговеть пред Его ликом, то есть боязнь удалиться от Господа, через наши грехи. Поэтому мы и благоговеем в благодарности пред Отцем нашим небесным во имя Господа нашего Иисуса Христа, Который взял грехи наши и пригвоздил ко Кресту.

Совет из Писания

Итак, вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли! Служите Господу со страхом и радуйтесь [пред Ним] с трепетом. Почтите Сына [Господа нашего Иисуса Христа], чтобы Он не прогневался, и вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него (Псалтирь 2:10—12).

Источник: https://pravoslavie.guru/slovar-terminov/slovo-blagogovenie-eto-znachit-lyuboj-den-v-bozhem-strahe.html

Благоговение — основа сердечной любви / Православие.Ru

Такому чувству, как благоговение, редко уделяется внимание в проповедях, книгах для современных христиан. Возможно, потому, что объяснить его обратившемуся от нецерковной жизни человеку очень трудно: не принято в нынешнем мире перед чем-либо благоговеть, не учат этому с детства.

Поэтому нередко под благоговением понимают всего лишь правильное, каноничное отношение к священным предметам, тогда как на самом деле смысл этого понятия намного глубже.

О том, как приобрести благоговейное чувство к Богу и чем опасно его отсутствие, мы говорим с игуменом Нектарием (Морозовым).

В центре мира

    

— Батюшка, понять, что такое благоговение, можно, наверное, только из собственного опыта: страх, уважение, трепет, почтение — ни одно из этих слов не раскрывает это понятие в верном ключе. А как нужно этот опыт приобретать, с чего начинать?

— Наверное, начинать нужно с самого простого: когда человек приходит в храм, который является местом особого Божественного присутствия, ему нужно всегда помнить, что он заходит не просто в какое-то здание, не в чью-то квартиру, а туда, где большее, нежели обычно, значение приобретает все, что он думает, что он говорит и делает.

Конечно, каждый из нас в течение всей жизни находится перед взором Бога, но в храме — особенно. Мне неоднократно приходилось наблюдать, как люди нецерковные, едва-едва верующие, входя в храм, замирали буквально как дети, испытывая те самые священный трепет и благоговение, о которых мы говорим.

Им никто никогда не объяснял, что здесь нужно так себя вести, так себя чувствовать,— это идет изнутри, из глубины. То есть вообще человеку, в храм приходящему, это чувство бывает присуще.

То же самое происходит со священником по рукоположении: когда он сам становится перед престолом и начинает совершать Евхаристию, то испытывает те же самые непередаваемые чувства. Но потом постепенно может наступить то, что именуется привыканием к святыне.

Как это происходит? Скажем, человек в храме делает что-то не так — и видит, что гром не гремит, молния в него не бьет, какая-то неисцелимая болезнь тотчас же его не поражает. И он начинает себя чувствовать как-то спокойнее и прохладнее. Если раньше он, образно говоря, открывал дверь храма с некой боязнью, то теперь может и ногой подтолкнуть.

Совет

Все то же самое происходит и в отношении молитвы: первоначально, вставая молиться, человек ощущает нечто необычное для себя, ведь обыкновенно он с людьми разговаривает, а здесь ему предстоит беседовать с Богом. И вначале опять-таки бывают какие-то особые переживания в связи с этим, а потом, по мере привыкания, благоговение постепенно утрачивается.

— Что может человека от этой утраты хотя бы отчасти сохранить и что, наоборот, ускоряет этот процесс?

— Считается — и у многих святых отцов мы можем это найти — что одним из самых гибельных для человека внутренних проявлений является дерзость. Это некое состояние, под влиянием которого человек ведет себя так, как если бы никто не видел и не оценивал его слов и действий.

Мы знаем, как проявляется дерзость в общении с людьми: человек кого-то хлопает по плечу, или называет, так сказать, в шутку каким-то словом на грани бранного, или перебивает, кричит. Мы также знаем, как проявляется дерзость на дорогах — как человек может дерзко себя вести, находясь за рулем.

И точно так же дерзость может проявляться и в отношениях с Богом, когда человек наедине с Ним и с самим собой.

И вот от такого поведения сердце человека может стать настолько сухим, что он и Бога перестает чувствовать: святые отцы уподобляли дерзость жгучему ветру из пустыни, который выдувает из души все живое, иссушивает всю живительную влагу. Конечно же, благоговение из подобным образом расположенного сердца уходит.

Очевидно, что для того, чтобы этого избежать, человек должен все время жить с ощущением того, что Господь его видит.

Нужно постоянно задавать себе вопрос: а как Господь оценит мое слово, действие? Таким образом мы даже не то что работаем над собой — мы, скорее, просто осознаем реальность, потому что Господь действительно в каждое мгновение нашей жизни нас видит.

Если это побуждает человека быть осмотрительнее, дисциплинирует его, он будет сохранять благоговение — может быть, даже как-то дополнительно в этом преуспевать. Если же это вызывает только панический страх или подавленность, если человек не заботится о том, чтобы быть внимательнее к себе, то, безусловно, благоговейное чувство ему сохранить не удастся.

— Как не утратить благоговейное чувство в храме тем, кто в нем работает, для кого это место не только молитвы, но и каких-то дел, причем повседневное?

— Иногда приходится наблюдать, как человек зашел в храм — ему что-то нужно сделать, к кому-то подойти — повесил одежду на крючок и тут же куда-то побежал. Конечно, должно происходить все совершенно иначе: человек зашел в храм, остановился, подумал о том, где он находится — по большому счету, в центре всего мира, потому что центр мира — там, где совершается Евхаристия.

Во многих молитвословах, особенно старого издания, писалось: не приступай к молитве тотчас, но постой, дондеже утишатся твои чувства. И здесь точно так же — надо остановиться и подождать, пока утишатся чувства,— понять, где ты, перед Кем ты, с чем ты сюда пришел и опять-таки в каком состоянии ты находишься.

Обратите внимание

Если все это постоянно пропускать и пробегать, то от благоговения и следа не останется у человека.

Основа богопознания

— Мне как-то встретилась цитата святителя Афанасия Великого, где он говорит о благоговении как о состоянии, необходимом для богопознания. То есть без этого чувства, собственно, человек и Бога познать не в состоянии?

— Это действительно так. Молитва, в собственном смысле, возможна только тогда, когда человек, с одной стороны, ощущает бездну, разделяющую его и Бога, а с другой стороны — ощущает, что Господь очень близко и слышит его.

И благоговение как раз таки поставляет человека в то положение, из которого можно молиться, а без благоговения молитва для него превращается всего лишь в некий набор информации, которую он озвучивает. Человек начинает пытаться разговаривать с Господом на равных, а это невозможно, потому что не равен человек Богу.

И то, о чем пишет святитель Афанасий Великий, другими словами выражает преподобный Исаак Сирин, который говорит о том, что смирением открывается таинство — таинство Божественной жизни. Смирение и благоговейное чувство — это вещи неразрывно связанные. Смиренный человек благоговеет, благоговейный — смиряется.

У пророка Исайи есть такие слова: на кого воззрю, токмо на кроткого и молчаливого и трепещущего словес Моих (Ис. 66, 2). Если человек в таком состоянии находится, то Господь милостиво взирает на него, если он это состояние разрушает, то в другом совершенно положении по отношению к Богу оказывается.

Так что здесь есть такой очень сильный стимул: если ты хочешь, чтобы Господь милостиво взирал на тебя, будь кротким, смиренным, трепещущим словес Божиих, то есть благоговейным.

— Как прививать благоговение детям? Наверняка этот вопрос многих интересует…

— Благоговение невозможно «прививать» в отрыве от собственно жизни религиозной.

Когда родители молятся сами и для них естественно то, что мы называем богобоязненностью, они и ребенку с самого раннего возраста дадут здравое понимание того, Кто есть Господь и в каких отношениях находится с Ним человек.

И безусловно, воспитание благоговения — это не внушение ребенку того, что если он будет плохо себя вести, то Бог его накажет. Благоговение входит в жизнь ребенка, когда он видит благоговеющими своих родителей. Тогда он и сам будет таким.

Читайте также:  Икона "остробрамская" в чем помогает - православные иконы и молитвы

— Каким образом против благоговения работает враг?

— Как я уже сказал, когда мы куда-то спешим и таким образом какие-то очень важные для себя вещи не продумываем глубоко, благоговейное чувство теряется. Вот это состояние — смятения, спешки — и старается всячески усилить враг.

Преподобный Исаак Сирин называет смятение колесницей диавола, на которой он въезжает в душу человека со всеми мыслимыми и немыслимыми страстями.

Важно

Когда же у человека упорядоченный внутренний мир, он очень многих ошибок не совершает, и разрушить его благоговейное чувство врагу не удается.

— А если все-таки разрушение произошло и сердце, захваченное суетой, не испытывает ни трепета, ни умиления?

— Есть такой момент, не все о нем знают: ум человека устроен таким образом, что стоит замедлить в какой-то мысли, начать всматриваться во что-то, и это проявляется, становится актуальным в сознании. К примеру, человек знает, что есть смерть, что она его настигнет. И бежит дальше как ни в чем не бывало.

Но достаточно бывает сказать себе: «Нет, остановись на этой мысли» и всерьез себе это представить, как сердце уже начинает откликаться. Это подобно тому, как кусок фотобумаги нужно сначала положить под фотоувеличитель, а потом в проявитель — и там, в проявителе, какое-то время подержать.

И потом вдруг это явление, эта реальность духовная, о которой мы размышляем, с полной ясностью входит в нашу жизнь, и мы ощущаем силу мысли об этом. Вот то же самое и здесь. Нужно жить с осознанием того, что Господь тебя сейчас видит? Остановись, скажи себе это. Замедли в этой мысли — на десять секунд, минуту, две минуты.

И постепенно, раз за разом, ты будешь чувствовать, как происходят изменения.

Газета «Петропавловский листок» № 01, январь 2016 г.

Источник: https://pravoslavie.ru/90493.html

Благоговение

     Благоговение как качество личности –  способность испытывать глубочайшую уважительность и почтение к кому-либо, чему-либо; с трепетом преклоняться перед кем-либо, чем-либо.

     Однажды Мастера спросили, по какому критерию он отбирает себе учеников. Он ответил: — Я веду себя скромно и смиренно. Тех, кто в ответ на мою скромность ведёт себя вызывающе, я отвергаю немедленно. Тех, кто проявляет благоговение перед моей смиренностью, я отвергаю не менее решительно.

      Истинное благоговение идет от любви, от глубокого почитания, трепета и смирения, от полного подчинения и преклонения перед кем-то или чем-то высшим, что, по мнению человека, значительно превосходит его. Во всех духовных традициях причиной благоговения является «страх Божий».

Страх Божий не имеет ничего общего с животным  страхом, который вынуждает человека обманывать, хитрить, или, например, льстить в глаза, а внутренне ненавидеть.

Страх Божий, напротив, подталкивает человека к открытости, искренности, мужественности и правдивости вне зависимости от каких бы то ни было обстоятельств.

     Следствием благоговения является ощущение скромности, смирения, чуткости и необъятной уважительности к объекту или субъекту преклонения. Михаил Шолохов в «Судьбе человека» приводит такой эпизод войны: фашисты загоняют наших пленных солдат на ночь в церковь.

«И, как на грех, приспичило одному богомольному из наших выйти по нужде. Крепился-крепился он, а потом заплакал: — Не могу, — говорит, — осквернять святой храм. Его и ругали, и смеялись над ним, а он бросился на дверь, стал стучать.

А фашист-часовой, недолго думая, прошил дверь автоматной очередью и убил его».

    В конечном итоге благоговение приносит в сердце человека не страдания, а радость. Нужно помнить, что раскаяние и покаяние начинаются с благоговения. Перепрыгивание этой стадии отношений с Богом недопустимо. Русский философы И.А.

Ильин определял благоговение как «страх Божий, преодоленный и преображенный любовью», а его коллега В.С.

Совет

Соловьев как «ощущение вечного идеала как истинно сущего, вызывающего стремление к действительной перемене себя в смысле приближения к высшему совершенству».

     Человек может благоговеть перед Богом, жизнью, всем живым, перед другим человеком, родителями, женой или мужем, искусством, наукой, истиной. Словом, спектр благоговения человека необычайно широк, как широки его духовные запросы, интересы и кругозор личности. Например, объектом благоговейного отношения может стать семья.

При завоевании Вейнсберга в 1140 году король Германии Конрад III позволил покинуть разрушенный город детям и женщинам и унести в руках то, что они захотят и смогут унести. Женщины вынесли на плечах своих мужей.

После взятия Трои захватчики разрешили каждому свободнорожденному, покидая город, взять с собой что-то одно из принадлежащего им добра. Эней пожелал взять кумиров (статуи) отчих богов. Тогда эллины, восхищенные его благочестием, позволили ему взять еще что-нибудь. Эней вынес на плечах своего престарелого отца.

Победители были поражены и подарили ему всё его имущество, подтверждая этим, что к благочестивым людям, чтущим своих родителей, сострадательны даже враги.

      Окунемся в историю и посмотрим, в какой связи находились имя российского императора Николая I и благоговение к нему его подданных.

В своей знаменитой книге о России маркиз де Кюстин писал: «И как помещик распоряжался и жизнью, и желаниями крепостных, так и царь здесь распоряжается всеми подданными.

Он одарил вниманием не только всех юных красавиц при дворе — фрейлин и дам, но к тому же девиц, случайно встреченных во время прогулки. Если кто-то ему понравился на прогулке или в театре, он говорит дежурному адъютанту. И она подпадает под надзор.

Обратите внимание

Если за ней не числилось ничего предосудительного, предупреждали мужа (коли замужем) или родителей (коли девица) о чести, которая им выпала… И царь никогда не встречал сопротивления своей прихоти… В этой странной стране переспать с императором считалось честью… для родителей и даже для мужей…»

   Об этом хорошо знали в Петербурге, и это был «обыкновенный порядок». И наш знаменитый критик Добролюбов писал: «Обыкновенный порядок был такой: девушку из знатной фамилии брали во фрейлины и употребляли ее для услуги благочестивейшего, самодержавнейшего нашего Государя».

    Эдвард Радзинский в книге  «Александр  II. Жизнь и смерть» не согласен с маркизом де Кюстин, ибо путешествовавший по России Кюстин так и не понял, кем был для подданных царь. «Самодержавнейший государь» Николай I — это не «помещик, распоряжавшийся крепостными», но грозный бог, спустившийся с Олимпа.

    «Я выросла с чувством не только любви, но и благоговения… на Царя смотрела, как на нашего земного бога, поэтому не удивительно, что к этому чувству примешивался ничем необъяснимый страх… — пишет 19-летняя красотка Мария Паткуль. Распахнулась дверь красного кабинета императрицы, вышли Их Величества. Бог мой, как затрепетало у меня сердце.

Я чувствовала, что ноги подкашиваются, прислонилась к бильярду и, опустив глаза и наклонив голову, сделала низкий поклон. Подняв глаза, я увидела, что Их Величества направляются прямо ко мне. Когда они подошли, я еще раз присела, а Императрица, обратясь к Государю, сказала: «Дорогой друг, я представляю тебе жену Паткуля».

На это Государь, протягивая мне свою державную руку, поклонился со словами: «Прошу любить и жаловать».

Я была так поражена этим неожиданным и столь милостивым приветствием, что не могла ответить ни слова, покраснела и в первую минуту не могла сообразить, приснились ли мне эти слова Царя и действительно ли это было наяву… Могла ли я допустить когда-нибудь возможность, что Государь, этот колосс Русской земли, обратится к 19-летней бабенке со словами: «Прошу любить и жаловать»».

   И быстротечное внимание императора, которым он мог осчастливить красотку, не было «прихотью помещика», но даром самого Зевса. Но все похождения Зевса окружены непроницаемой тайной.

«Все это, — писала впоследствии фрейлина Мария Фредерикс, — делалось так скрытно, так порядочно… никому и в голову не приходило обращать на это внимание».

Попробовали бы «обратить внимание» эти придворные рабы, вымуштрованные Николаем холопы!

Важно

     Взгляд императора мог запечатлеться в памяти. Немногие могли его выдержать. Дочь царя — Ольга Николаевна не обошла вниманием этот момент: «Уважение внушаемое им, исходило главным образом от его взгляда, который могли выдержать только люди с чистой совестью; всё искусственное, всё наигранное рушилось, и всегда удавалось этому взгляду торжествовать, надо всем ему враждебным».

     После подавления восстания декабристов никто не мог ослушаться императорского приказа. Теперь муха не могла пролететь без его на то повеления. В Летнем саду, на середине лужайки стоял караульный — гвардеец с ружьем И Николай однажды поинтересовался: «Зачем он тут стоит и что он тут охраняет?». Никто не мог ответить.

Наконец нашелся старик — генерал-адъютант свиты. Он и вспомнил рассказ своего отца. Однажды Великая Екатерина прогуливалась по Летнему саду и увидела первый подснежник, пробившийся из-под снега. Она попросила, чтоб цветок охраняли, пока она продолжит прогулку.

И так как императрица приказа не отменила, на этом месте полстолетия ставили часового.

    Николаю рассказ очень понравился. И он пересказал эту историю тогдашнему послу в России Бисмарку. Добавив, что в дни великого наводнения в Петербурге часовые, которых не сняли с постов, безропотно тонули в наступавшей стихии.

Приказ русского самодержца — приказ навсегда. И это должны были теперь понимать не только простые солдаты, но и вся страна. И Бисмарку эта история тоже очень понравилась.

Таков был человек, под властью которого России предстояло прожить тридцать лет.

Петр Ковалев 2013 год
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/

Источник: https://podskazki.info/blagogovenie/

Ответы@Mail.Ru: Что такое благоговение?

Если Вы когда нибудь брали своего младенца на руки, зачем тогда спрашиваете? Чувство которое возникает в этот момент и есть благоговение.

Читайте также:  На рабочем месте молитва

Высшее состояние экстаза…

4 Как развивать благоговение перед Создателем и глубокое почтение к нему? Мы испытываем благоговение, когда видим красивый пейзаж, впечатляющий водопад или потрясающий закат. Это чувство усиливается, когда глазами веры мы видим за этими творениями руку их Автора — Бог

Старец Паисий Святогорец Слова. Tом II Духовное пробужение предыдущая глава К оглавлению следующая глава Часть вторая. О подвижничестве и благоговении Глава четвертая. О том, что благоговением приводится в умиление Бог Что такое благоговение — Геронда, что такое благоговение? — Благоговение — это страх Божий, внутренняя скромность, духовная чуткость.

Человек благоговейный может стесняться, но эта стеснительность источает мед в его сердце, она привносит в его жизнь не мучение, но радость. Движения человека благоговейного тонки и аккуратны. Он отчетливо ощущает присутствие Бога, Ангелов и святых, он чувствует близ себя присутствие призирающего его Ангела-Хранителя.

Совет

В своем уме он постоянно имеет [мысль о том] , что его тело есть храм Святаго Духа [1]. И живет он просто, чисто и освященно. Человек благоговейный везде ведет себя со вниманием и скромностью, он живо ощущает всякую святыню.

Например, он внимателен к тому, чтобы не встать спиной к иконам; туда, где сидят, например на диван или стул, он не положит Евангелие, духовную книгу или какую-то святыню; если он видит икону, то его сердце исполняется взыграния, его глаза заволакиваются слезами. Даже просто увидев имя Христово где-то написанным, он благоговейно его лобызает, и его душа внутренне услаждается.

Даже заметив брошенный на землю обрывок газеты, где напечатано, к примеру, имя Христово или же слова “Священный храм Святой Троицы”, он нагибается, подбирает этот клочок, благоговейно лобызает его и огорчается, что он был брошен на землю.

Помни, что ты в храме и перед Лицом Божиим! Перед лицом царя или патриарха ты собран, а перед Лицом Божиим стоишь с руками в карманах! Это бесстыдство. Бог, присутствуя в храме, по великой Своей милости не открывает нам Своего лица: “Не может человек увидеть Лицо Мое и жив остаться”, – говорит.

Да и кто может устоять перед Ним? Пророк Исаия, увидев Бога на высоком и величественном троне в окружении ангельских сил, воскликнул: “Горе мне”! Что же нам остается сказать? Израильтяне, когда увидели гору Синай, которая вся дымилась, потому что Господь сошел на нее, и услышали звук труб великих, не осмеливались приблизиться к ней.

Отделили Моисея от среды своей, который и предстал перед Богом. А как бы мы устояли, если бы увидели Его? Помня об этом, будь в церкви собранным и благоговей пред очами Всевышнего. Привычка убивает благоговение, и внимание гибнет от того же, особенно у служителей храма: священников, чтецов, певцов.

Стоит только ослабить внимание, как мало-помалу приходит привычка. Во время первого богослужения охватывает священный страх. Но после приходит бесстрашие и нечувствие к святости места. Это беда, последствия которой – охлаждение веры и даже отпадение от Церкви.

“Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих” (Откр. 3. 15,16.) Бойся этой болезни и при первых симптомах спеши преодолеть наступающую теплохладность. Как? Искренним покаянием. Когда приходишь в церковь, займи место и стой, не двигаясь.

Не води глазами, не любопытствуй, кто идет и что несет. Не думай о повседневных делах. Они остались за Пределами храма. “Всякое ныне житейское отложим попечение”. Некоторые, хотя и стоят в храме, мысли их заняты собственными заботами. Жили два брата-рыбака. В воскресенье один говорит другому: “Я пойду в церковь, а ты оставайся.

Обратите внимание

Следи за уловом, удочками, сетями”. Так и поступили. Старший пошел в церковь, а младший остался. Но умом он пребывал в церкви. Сидя в лодке он представлял, как сейчас в храме поют “Честнейшую”. Пел и он. Вот дошли до хвалитнов. Восхвалял и он. Теперь время великого славословия. Он творил крестное знамение и тоже пел.

А сейчас возглашают: “Благословенно Царство… “. Так мысленно он и следил за ходом литургии. Старший же брат сам стоял в церкви на литургии, а умом пребывал в лодке с братом и рыбой. Все время он думал: “Справится ли брат мой? Закинет ли сети? А может, нет и клева”? Кто же получил пользу от службы?

человек смирен и понимает кому и за что он обязан за все свои благословения… эта по сути тихая и спокойная благодарность Богу, с чувством веры и покаянием….

чувство не собственного, а Божьего достоинства, если хотите присутствия.

чувство силы от того кого можно учится

относиться с глубочайшим почтением очень сильно любить

Источник: https://touch.otvet.mail.ru/question/24910584

Благоговеть – это что? Ищем значение слова

Каждое слово или выражение имеет историю своего появления в языке. Одни из них живут столетиями, другие умирают, просуществовав лишь несколько лет. Это во многом обусловлено уровнем развития общества, культуры, быта того народа, где живет слово. Множество невидимых нитей связывают слова друг с другом.

О чем рассказывают словари

С «биографией» слова можно познакомиться на страницах словарей. Туда же обращаются и для того, чтобы раскрыть его лексическое значение.

Например, поинтересовавшись, что означает слово благоговеть, можно легко заметить – в словарях разных авторов оно имеет, в основном, сходное толкование, хотя наблюдается и разница. Анализ частотности употребления слова показывает, что оно используется в 90% случаев в общей лексике, в 10% – в церковной. Этим можно объяснить факт сходства и различия толкования глагола благоговеть в словарях.

В словаре Т. Ф. Ефремовой «благоговеть» встает в один ряд с глаголами испытывать, проявлять. Существительное благоговение тоже имеет связь с этим рядом слов.

В словаре С. И. Ожегова для пояснения используется фраза: «благоговеть – это относиться с благоговением к чему-то или кому-то». Здесь же автор дает целый перечень слов, связанных как между собой, так и с глаголом благоговеть – благоговение, благодать, благой, благочестие, блаженный, блаженство.

В Словаре Д. Н. Ушакова пояснение слова близко тому, что представлено у Ожегова. А ряд антонимов содержит такие слова, как: презирать, ни в грош не ставить.

В словаре Дьяченко, где собраны церковнославянские выражения, дается иное толкование глагола благоговть. Значение слова, по представлениям автора, вытекает из целой цепочки близких слов:

  • благоговение – страх перед Богом, глубокое уважение;
  • благоговейный – усердный к Богу, набожный;
  • благоговеть – воздавать великую честь Богу, быть набожным;
  • благоговение – смирение и страх, который вызван преданностью и любовью.

Этимология слова

Чтобы понять, что значит благоговеть, или же раскрыть значение какого-либо другого слова, иногда бывает достаточно разобраться в том, откуда и как оно пришло в язык.

Ученые-лингвисты считают, что большая часть слов, подобных глаголу благоговеть, появилась в русском языке в результате просветительской деятельности Кирилла и Мефодия. Их перевод на русский язык Святого Писания и других богослужебных книг позволил славянам, принявшим христианство, обращаться к Богу на родном языке.

Но изначально многие заимствования из древнегреческого и древнееврейского языков были чужды звучанию русской речи, а значения непонятны. С развитием литературного славянского языка заимствованные слова стали вытесняться, так как на смену им пришли соответствия, возникшие в родном языке. Глагол благоговеть – это одно из многих слов, которые имеют церковнославянское происхождение.

Калькирование

Заимствовались не только отдельные слова, но и способы их образования. Один из них – калькирование. Перевод слова из иностранного языка осуществляется по частям, а затем складывается в единое целое.

Этим ученые объясняют большое количество сложных слов в русском языке. Например, морфема «благо» отмечена в разных словарях более чем в 700 языковых единицах. Можно заключить, что слово благоговеть – это результат подобного способа словообразования.

Ассоциации

В процессе поиска значения какого-либо слова у человека значительно расширяется и пассивный, и активный словарный запас. А если воспользоваться приемом ассоциаций, то намного быстрее можно понять значение какого-то определенного слова, при этом пополнение словаря будет гарантировано.

Например, перевод на английский язык дает понять, что благоговеть – это трепетать, поклоняться, приложиться, почитать.

В современном русском языке синонимами инфинитива являются такие слова, как успевать, даваться, удаваться, молиться, поклоняться, преклоняться, подчиняться.

Важно

Словосочетания «склонять голову», «смотреть снизу вверх», «сотворить себе кумира» дополняют и расширяют смысл слова благоговеть.

Употребление самого слова в составе словосочетаний тоже раскрывает его смысл. Благоговеть можно почтительно, явно, безвольно, глупо, наивно, слепо, подобострастно. Благоговеют женщина, мужчина, дядя, преподаватель, вождь, народ. Список можно продолжать и продолжать.

Таким же длинным может стать перечень слов, указывающих на возникающие ассоциации, связанные с глаголом благоговеть. У каждого человека ассоциации будут свои, так как они зависят от многих факторов – образования, социального положения, возраста, жизненного опыта и т. д.

Вместо заключения

Интерес к языку проявляют не только люди, профессионально занимающиеся его изучением, но и студенты, школьники, а также те, кто просто следит за развитием русского языка, интересуется его историей.

Осведомленность человека в вопросах языкознания, богатый словарный запас – это показатель уровня его грамотности и общей культуры.

Источник: https://autogear.ru/article/149/300/blagogovet—eto-chto-ischem-znachenie-slova/

Ссылка на основную публикацию