Библейский сюжет о самсоне и далиле

Самсон

Библейский герой, еврей, ветхозаветный судья из земли Ханаан. Боролся с недружественным народом филистимлян и прославился подвигами. Имя Самсон переводится с иврита как «солнечный».

Самсон и Далила

В библейскую Эпоху Судей «судьями» называли авторитетных людей, к которым израильтяне обращались за судом.

Эти же люди были значимыми носителями этнического самосознания, которые призывали израильтян противостоять ассимиляции и утрате этнической идентичности.

В этом качестве мог выступать любой человек — и пророк, и женщина, и даже главарь разбойничьей банды. Мифологический Самсон — один из них.

Самсон в Библии

Народ Самсона, порабощенный филистимлянами, сорок лет страдал из-за этого. Пока Самсон рос, постоянно был свидетелем того, как унижали соотечественников. Возмужавший герой решает отомстить поработителям-филистимлянам.

Самсон

Самсон был назореем — посвященным Богу. Это значило, что герой придерживался некоторых обетов — не мог есть винограда и пить изготовленных на его основе напитков, притрагиваться к мертвецам и стричь волосы. Громадная физическая сила, дарованная герою, «содержалась» в длинных волосах Самсона и проявилась еще в детстве.

Повзрослев, герой решил жениться на филистимлянке. Родители отговаривали Самсона от этого брака, но герой настоял на своем. Раз, отправившись в город, где жила будущая супруга, Самсон встретил льва. Зверь хотел наброситься на героя, но Самсон успел раньше и разорвал льва голыми руками.

Самсон и лев

Во время свадебного пира произошел эпизод, ставший началом неприятной истории. Герой решил развлечься и загадал гостям загадку. Ответивший правильно получил бы тридцать пар одежды и рубашек.

Гости вынудили юную супругу героя вызнать у того правильный ответ, а затем передать им. Ночью женщина выпытала у мужа ответ в постели, а потом «сдала» соплеменникам. Формально Самсон проиграл и должен был выдать нечистым на руку свадебным гостям «приз».

Обратите внимание

Герой устроил драку в городе, убил тридцать филистимлян и отдал как приз их одежды.

После этого отец супруги внезапно передумал и без предупреждения отдал дочь за другого мужчину.

А сам Самсон решил, что ничто больше не мешает планам мести, и принялся мстить филистимлянам, как только подсказывала фантазия.

Легенды описывают, как Самсон поджег хвосты трем сотням лисиц и пустил зверей на поля во время жатвы. Хлеб филистимлян сгорел вместе с лисицами. Сам же борец скрылся в горах.

Самсон с ослиной челюстью

Запуганные Самсоном филистимляне сожгли несостоявшегося тестя героя вместе с дочерью, решив, что агрессия спровоцирована конкретно ими. Но герой заявил, что мстит филистимлянам как народу, а не этим конкретным людям, и дальше будет веселее. Вскоре жители города боялись выходить за стены, потому что Самсон открыл на них охоту. И спасения от героя не было никакого.

Устроенный Самсоном террор привел к тому, что филистимляне напали на соседние владения евреев. К Самсону в горное убежище пришла делегация из трех тысяч соплеменников и выдвинула претензии насчет ухудшившихся еще больше отношений с филистимлянами. Самсон разрешил евреям связать его и выдать филистимлянам, чтобы те успокоились.

Самсон и Далила

Так и поступили, однако в момент, когда героя уже должны были передать в руки филистимлян, тот разорвал путы и сбежал. По дороге герой подобрал ослиную челюсть и принялся убивать ею филистимлян, какие попадутся, и так расправился с тысячей человек.

Остановившегося на ночлег в городе филистимлян Самсона местные попытались поймать, заперев для надежности городские ворота. Но герой вынес ворота вместе со столбами и демонстративно отнес на вершину горы. Совладать с героем в итоге удалось благодаря филистимлянке Далиле. Женщина вызнала, что сила героя в волосах, и когда тот уснул позвала человека, который срезал волосы Самсону.

Смерть Самсона

Потерявшего силу героя ослепили, заковали в цепи и бросили в темницу. Филистимляне со временем расслабились настолько, что развлечения ради притащили Самсона в храм собственного божества Дагона. А волосы героя меж тем успели отрасти снова. В храме Самсон воззвал к Богу и последним усилием обрушил своды на головы тем, кто был внутри, погибнув вместе с ними.

Интересные факты

  • Именем Самсона названы два фонтана. Один сейчас находится в Киеве в Национальном художественном музее, другой — действующий — в Петергофе. Оба обыгрывают сюжет разрывания Самсоном львиной пасти.

Фонтан «Самсон, раздирающий пасть льва»

  • В книге знаменитого антрополога Джеймса Фрэзера «Фольклор в Ветхом Завете» подмечено сходство Самсона из Библии с древнеславянским Кощеем Бессмертным, с учетом перемены ролей антагониста и героя.
  • Для протестантов XVII века образ Самсона стал символом их собственной борьбы против власти Папы Римского.

Экранизации

В 1963 году в Италии вышел фильм «Геракл против Самсона», где пересеклись вольно интерпретированные библейские и греческие мифы. Роль Самсона там сыграл актер Илош Хошаде.

Илош Хошаде в роли Самсона

Самсон здесь представлен мятежником и лидером антигосударственного движения, который скрывается от властей в небольшой иудейской деревне. В эту деревню попадают греки Геракл и Одиссей, после того как тех вместе с командой выносит к берегам Иудеи. Корабль греков потерпел крушение, и они хотят вернуться домой.

Самсона разыскивают царские воины, а Геракла, спешащего с товарищами к столице, чтобы там раздобыть корабль, случайно принимают за Самсона. Происходит это потому, что Геракл на глазах у местного купца убивает голыми руками льва — такой же подвиг совершил Самсон, и это известно каждому.

Роуэн Макнамара в роли Самсона

Купец докладывает «куда следует», и в столице спутников Геракла берут в плен, а греческому герою велят пойти и найти взаправдашнего Самсона, раз уж тот утверждает, что сам — не Самсон. Вместе с Гераклом на поиски отправляется царица Далила.

Когда Геракл находит Cамсона, между ними происходит стычка, но в итоге равные силой бойцы завязывают дружбу и решают вместе свергнуть царя в Иудее. Далила, добравшись до столицы прежде героев, «сдает» тех царю, и на подходах к столице Геракла и Самсона ждет армия.

В 2009 году в Австралии вышла мелодрама «Самсон и Далила». В фильме не воспроизводится библейский сюжет непосредственно, здесь речь скорее идет об аллегории. О социальных проблемах, которые возникают в общинах аборигенов в Австралии.

Тейлор Джеймс в роли Самсона

Главные герои — подростки Самсон и Далила — живут в нищете. После того как односельчане избивают Далилу палками, бегут в город.

Важно

Там судьба героев не становится лучше, никто не обращает на бездомных подростков внимания, и те не знают, как заработать. После тяжелых испытаний герои возвращаются обратно в родную деревню.

Роль Самсона в этом фильме играет Роуэн Макнамара.

В 2018 году выйдет на экраны американский боевик «Самсон» — зрелищная экранизация библейского мифа, где героя сыграет актер Тейлор Джеймс.

Цитаты

Фото

Источник: https://24smi.org/person/2652-samson.html

Кто такой Самсон в Библии — Православный журнал «Фома»

Царь Давид и Соломон, фарисеи и кесарь, пророк Илия и многие другие такие знакомые и, одновременно, незнакомые имена.

Кем были все эти библейские герои? Хорошо ли мы знаем кто есть кто в Библии? Не путаем ли порой с какими-то теми или иными мифологическими персонажами? Чтобы разобраться во всем этом «Фома» открыл проект кратких рассказов «Кто есть кто в Библии». Сегодня мы говорим о тех, кто носил имя Самсон в Библии.

Самсон – библейский герой, который обладал сверхъестестенной силой. С Самсоном связана тема женского коварства: сначала его первая жена (Суд. 14), а затем его возлюбленная Далида (Суд. 16) выведывали у него тайны, которые передавали врагам-филистимлянам.

Он упоминается в Книге Судей израилевых и в Послании Апостола Павла к Евреям.

Самсон происходил из рода (колена) Дана и был последним из великих судей израильских (людей, которые пользовались уважением и авторитетом в народе и к которым обращались за разрешением трудных вопросов и дел).

Мать Самсона долго не могла родить ребенка. Однажды ей явился Ангел Господень, который сказал, что она зачнет и родит сына, который «начнет спасать Израиля от руки филистимлян» (Суд. 13:5). А филистимляне были древним народом, который населял приморскую часть Израиля (от современного Тель-Авива до Газы) и ко времени Самсона правили Израилем 40 лет.

Самсон полюбил филистимлянку и, вопреки советам, женился на ней. Во время свадебного пира, он загадал гостям загадку, ставка была 30 рубашек и 30 пар верхней одежды, которую должны были платить те, кто проиграет. Гости угрожали жене Самсона и заставили ее ночью выпытать у мужа ответ. Утром она передала его филистимлянам, и таким образом Самсон проиграл в споре.

На героя сошел Дух Господень, и «пошел он в Аскалон, и, убив там тридцать человек, снял с них одежды» (Суд. 14:19). Так он рассчитался за проигрыш. Не предупредив Самсона, отец отдал его жену в жены молодому другу Самсона.

Самсон мстил филистимлянам, сжег их поля, и запугал настолько, что жители Аскалона боялись выходить за ворота. Узнав, что герой мстит за жену, филистимляне пришли к ней в дом и сожгли вместе с отцом.

Между евреями и филистимлянами начались раздоры. Испугавшись, соплеменники связали Самсона и выдали врагам, но он «нашел ослиную челюсть и, протянув руку свою, взял ее, и убил ею тысячу человек» (Суд. 15:15).

Совет

Через некоторое время Самсон снова влюбился в филистимлянку – Далиду. Она выпытала у Самсона, что его сила заключена в волосах, и ночью остригла косы Самсона.

Филистимляне привели лишенного силы и ослепленного героя на храмовый пир. Самсон воззвал к Богу, силы вернулись, и он в обрушил своды дома «на весь народ, бывший в нем. И было умерших, которых умертвил [Самсон] при смерти своей, более, нежели сколько умертвил он в жизни своей» (Суд. 16:30).

В Послании к Евреям Самсон назван в числе ветхозаветных подвижников веры, «которые не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства» (Евр. 11:39-40).

На заставке фрагмент картины Ван Дейк Самсон и Далила. Источник фото wikipedia.org

(10 votes, average: 4,50

Источник: https://foma.ru/kto-takoy-samson-v-biblii.html

Гендель. Оратория «Самсон» (Samson, HWV 57)

Состав исполнителей: Самсон (тенор), Далила, его жена (сопрано), Маной, его отец (бас), Миха, друг Самсона (альт), Харафа, филистимский исполин (бас), Израильтянка (сопрано), Израильтянин (тенор), Филистимлянка (сопрано), Филистимлянин (тенор), Вестник (тенор), израильтяне, филистимляне (хор), оркестр.

История создания

В январе 1741 года Гендель поставил в Лондоне свою последнюю, 40-ю оперу и навсегда простился с оперным жанром, принесшим ему европейскую славу. С этого времени главным жанром в его творчестве становится оратория. В течение следующего десятилетия он создает 16 ораторий — примерно половину из написанных Генделем вообще.

Особенно плодотворными стали последние месяцы 1741 года. Потратив менее месяца на сочинение одной из лучших своих ораторий — «Мессии», композитор уже через 2 недели, 29 сентября, завершил 1-ю часть «Самсона», а ровно месяц спустя — все произведение.

После этого Гендель покинул Лондон и по приглашению лорда-наместника Ирландии дал в Дублине две серии по шести концертов, завершив их благотворительным вечером, в котором впервые прозвучал «Мессия». Премьеру же «Самсона» композитор решил отложить.

Первое исполнение оратории после переработки, законченной 12 октября 1742 года, состоялось 18 октября следующего года в Лондоне, в театре Ковент Гарден, под управлением автора.

В основе сюжета «Самсона» — библейская книга Судей Израилевых, точнее ее четыре главы (13—16), повествующие о тринадцатом судье, бывшем «во дни Филистимлян двадцать лет».

О рождении Самсона Маною и его неплодной жене возвестил ангел: «Ты зачнешь и родишь сына, и бритва не коснется головы его, потому что от самого чрева младенец сей будет назорей Божий, и он начнет спасать Израиль от руки Филистимлян».

Самсон совершил немало подвигов, поражая всех небывалой силой, но его любовные истории заканчивались печально, а последняя любовь — к Далиле — привела к гибели героя. Далилу подкупили «владельцы Филистимские», чтобы она выведала источник силы Самсона. «И усыпила его на коленях своих, и призвала человека, и велела ему остричь семь кос головы его».

Филистимляне схватили Самсона, ослепили, заковали в цепи, бросили в темницу, где он молол муку. На празднике в честь бога Дагона филистимляне издевались над пленником, а он, воззвав к Господу, сокрушил столбы, поддерживавшие дом, и все погибли под обломками. Израильтяне же похоронили Самсона с честью, восстали и возвратили свободу Израилю.

Обратите внимание

Этот сюжет привлек внимание великого английского поэта Джона Мильтона (1608—1674). С раннего детства посвятивший себя литературе, он уже в 15 лет написал первые стихи — переложения на английский язык библейских псалмов.

В 1640-х годах поэт обратился к публицистической деятельности и стал идеологом Английской революции. Тогда же он перевел стихами 19 псалмов, в том числе №2, использованный Генделем в «Мессии».

В правительстве Кромвеля, свергнувшем и казнившем короля, Мильтон занимал пост латинского секретаря, ведавшего перепиской с иностранными дипломатами. С реставрацией монархии в 1660 году Мильтон потерял все, был арестован и едва не погиб.

Последние 14 лет он провел в одиночестве, бездеятельности, нищете. К тому же еще в 1652 году он ослеп. Но именно тогда расцвело его творчество, и были созданы величайшие произведения, в том числе трагедия «Самсон-борец» (1671).

В ней отразились не только идейные взгляды сломленного несчастьями Мильтона, но и конкретные факты его судьбы.

Как отмечают исследователи, здесь можно найти непосредственные аналогии между положением героя и автора: слепота, заточение, физическая немощь, бессилие перед лицом торжествующих врагов, оставивших его в живых из милости, вынужденное бездействие после долгих лет славы, упорной борьбы, побед и даже отголоски разрыва поэта с первой женой (она была роялисткой) — эта душевная рана не зажила до конца дней. В трагедии Мильтона Далила — жена Самсона, хотя в Библии такого уточнения нет. Нет в ней и имени Харафы: Мильтон делает его исполином из Гефа, одного из четырех главных филистимских городов, и отцом пяти гигантов (известен старший из них, Голиаф, убитый впоследствии Давидом). Имени Михи, друга Самсона, не знает ни Библия, ни трагедия Мильтона. В последней отсутствует и хор филистимлян: хор представляет лишь евреев из колена Данова. Вообще же роль хора у Мильтона, опиравшегося на древнегреческую трагедию, чрезвычайно велика: хор выступает главным собеседником Самсона, ему поручены философские размышления в финале, где, разделившись на два полухория, он провозглашает славу погибшему герою.

Читайте также:  «знамение» икона божией матери в чем помогает - православные иконы и молитвы

Либреттист «Самсона» Ньюберг Гамильтон (?—1759), с которым Гендель уже сотрудничал в «Празднике Александра», сохранил эту особенность, весьма привлекавшую композитора в жанре оратории.

Важно

В то же время оратория «Самсон» достаточно близка к опере: здесь есть конкретные действующие лица и последовательно развивающийся сюжет. За пределами сюжета остается юность Самсона, его героические подвиги и любовные приключения.

События начинаются с подготовки филистимлян к празднику в честь бога Дагона, в котором должен принять участие ослепленный и бессильный Самсон, а заканчиваются гибелью и прославлением героя.

Музыка

«Самсон» типичен для Генделя. Хоры, разные типы арий и речитативов, требующие виртуозного владения голосом, несколько дуэтов и симфонических эпизодов распределены на 3 больших, равных по количеству номеров акта с драматической кульминацией в конце.

Источник: https://www.belcanto.ru/or-handel-samson.html

Опера «Самсон и Далила»: содержание, видео, интересные факты, история

К. Сен-Санс опера «Самсон и Далила»

Камиль Сен-Санс – автор 13 опер, отдельные из которых с успехом ставились на европейских сценах, обретая как мгновенную популярность, так и столь же стремительное забвение. Самой жизнеспособной оказалась его третья опера, «Самсон и Далила». Но, как это часто бывает, именно ей потребовалось несколько десятилетий, чтобы найти путь к мировой славе.

Действующие лица Голос Описание
Самсон тенор иудейский герой
Далила меццо-сопрано филистимлянка
Верховный жрец Дагона баритон филистимлянский священник
Абимелех баритон газский сатрап

Краткое содержание

Палестина, город Газа, библейские времена.

Филистимляне поработили иудеев. Самсон призывает соотечественников к сопротивлению. Появляется жестокий правитель Абимелех, он издевается над иудеями, среди которых растет негодование.

Начинается конфликт, в ходе него Самсон убивает Абимелеха. Иудеи восстают. Верховный жрец Дагона пытается воззвать к филистимлянам, но те потеряли боевой дух, глядя на мощного и сильного Самсона.

Они забирают тело сатрапа и бегут.

Иудейские старейшины благодарят бога за удачный исход. Появляются филистимлянки, среди которых – Далила. Она восхищается Самсоном, тот понимает, что чары девушки сильнее его воли.

Далила ночью ждет Самсона, но думает только о мести, её не интересует даже вознаграждение, предлагаемое Верховным жрецом. Когда приходит Самсон, Далила признаётся ему в любви и выведывает главную тайну – его невероятная сила заключена в волосах. Пока Самсон спит, Далила обрезает его волосы, а затем зовет филистимлян, которые его схватывают.

Ослеплённый Самсон томится в тюрьме. Его гнетёт, что иудеи вновь оказались под вражеским игом. Самсона приводят в храм Дагона, где филистимляне, в их числе и Далила, высмеивают его. В ярости он просит Бога вернуть ему силу. Почувствовав, что молитва услышана, он разрушает храм, погребя под обломками врагов и себя самого. 

Продолжительность спектакля
I Акт II Акт III Акт
45 мин. 50 мин. 35 мин.

Фото

Интересные факты

  • Восточная музыка, которая пронизывает оперу, родилась под влиянием алжирской культуры. Из-за слабых легких композитор многие зимы проводил на востоке – в Алжире и Египте.
  • «Самсон и Далила» — один из лучших образцов французской оперы на восточную тему, наравне с «Искателями жемчуга» Ж. Бизе и «Лакме» Л. Делиба.
  • «Mon coeur s’ouvre a ta voix», которую принято считать третьей арией Далилы, на самом деле является дуэтом, и слова, которые певицы в концертах поют как «Samson, je t’aime», на самом деле принадлежат Самсону, поющему: «Dalila, je t’aime».
  • Партия Самсона – одна из «визитных карточек» Пласидо Доминго.
  • Первая аудиозапись оперы была сделана еще в 1904 году.
  • Среди других известных произведений на этот сюжет – оратория Генделя «Самсон» и опера Рамо «Самсон».
  • Музыка оперы чрезвычайно популярна в программах фигурного катания. Так, её использовали: олимпийская чемпионка 2018 года Алина Загитова (сезон 2016/17, короткая программа), олимпийские чемпионы 2010 года в танцах на льду М. Дэвис и Ч. Уайт (сезон 2008/09, произвольная программа), двукратная чемпионка мира Ирина Слуцкая (сезон 2001/02, произвольная программа), чемпионы мира 1996 года в парном катании М. Ельцова и А. Бушков (сезон 1991/92, произвольная программа).

Лучшие номера оперы

«Mon coeur s’ouvre a ta voix» — третья ария Далилы

«Printemps qui commence» — первая ария Далилы

История создания и постановок

Камиль Сен-Санс изначально хотел написать ораторию. И, несмотря на то что либреттист убедил его переработать произведение в оперу, во многом «Самсон и Далила» сохранила ораториальный стиль.

Тому свидетельствуют и повествовательный характер развития сюжета, и большая доля хоровых эпизодов, и то, что многие важные события, например, арест Самсона в конце второго акта, происходят за сценой. Столь явный жанровый уклон связан с тем, что в середине 19 века Европа переживала возрождение интереса к хоровой музыке.

Сен-Санс высоко ценил оратории Генделя и Мендельсона и задумал создать подобное произведение, опираясь на либретто Вольтера «Самсон», написанное для французского классика Ж.Ф. Рамо.

Совет

История оперы началась в 1867 году, либреттистом был приглашен Фердинанд Лемер, муж одной из кузин супруги композитора. Его поэмы Сен-Санс уже использовал для своих вокальных сочинений. В основе либретто был положен сюжет 16 главы библейской старозаветной «Книги Судей».

Вначале композитор написал музыку ко второму акту – квинтэссенции драматических отношений главных героев, с его дивными ариями и дуэтами, затем – хоровые сцены.

Второй акт был полностью исполнен на приватном любительском вечере, и отзывы, которые композитор получил от присутствующих, оказались не слишком комплементарны. Кроме того, французское общество было абсолютно не готово к появлению на сцене священных героев Библии.

В довершение, разразилась война с Пруссией, и Сен-Санс отправился служить в Национальную гвардию. Вследствие этих обстоятельств работа над «Самсоном и Далилой» была приостановлена на несколько лет.

В 1872 году в Веймаре композитор встретился с Ференцем Листом, который на тот момент руководил Веймарской придворной оперой. Лист, узнав о незавершенном «Самсоне и Далиле», стал его уговаривать дописать оперу и сразу предложил постановку у себя в театре. Сен-Санс вдохновился этой идеей и вернулся к сочинению. В 1876 году партитура была готова.

Сен-Санс и Полина Виардо, которой предназначалась главная партия, устраивали несколько исполнений оперы и её отрывков. На этих вечерах присутствовали, в том числе и руководители театров, но, увы, никто во Франции не взял оперу к исполнению. Тогда композитор уехал в Веймар, чтобы поставить её там.

И, хотя Лист уже не был первым лицом местного театра, ему удалось договориться, чтобы «Самсон и Далила» появились в репертуаре.

Премьера состоялась 2 декабря 1877 года на немецком языке и прошла с безусловным оглушительным успехом. Партия Далилы досталась местной солистке, Августине фон Мюллер, Самсона – Францу Ференци. Несмотря на значительный резонанс в Веймаре, в первые годы своего существования опера почти нигде не звучала. В 1882 её поставили в Гамбурге.

На родину, во Францию, она добралась только к 1890 году – сначала в Руан, а осенью и в Париж, где была встречена очень тепло. В следующие два года «Самсона и Далилу» показали театры Нанта, Монпелье, Бордо, Тулузы и Женевы. Наконец, 23 ноября 1892 года премьера прошла и в Парижской опере – главном музыкальном театре Франции.

В этой постановке впервые был исполнен «Танец жриц», не вошедший ни в один из более ранних спектаклей. Сен-Санс посвятил эту оперу своей музе, Полине Виардо, которая к моменту парижской премьеры уже вышла из возраста исполнения партии Далилы. В то же время популярность оперы в мире стала стремительно расти. В 1890-е её поставили в Монако, США, Италии, Англии.

Обратите внимание

Премьера, исполненная российской оперной труппой, состоялась 19 ноября 1896 года в Мариинском театре.

В 20 веке «Самсон и Далила» никогда надолго не выпадала из мировой афиши, а партия Далилы, наравне с Кармен, стала главнейшей в репертуаре любой меццо-сопрано.

Одной из её лучших исполнительниц на рубеже 21 столетия стала солистка Мариинского театра Ольга Бородина. Сегодня в мире существуют 48 постановок этой оперы, в 2016 году новые спектакли представили Мариинский театр и Парижская опера.

В сезоне 2018/2019 «Самсона и Далилу» анонсировал Метрополитен-опера.

«Самсон и Далила» на видео

Познакомиться с постановками оперы в лучших мировых театрах можно не выходя из дома. На DVD выпущены:

Спектакль Метрополитен-опера с Пласидо Доминго и Ольгой Бородиной, 1998 год;

Спектакль Ковент-Гарден с Джоном Викерсом и Ширли Верретт, 1982 год;

Спектакль Оперы Сан-Франциско с Пласидо Доминго и Ширли Верретт, 1981 год.

Мелодии оперы звучат в фильмах:

«Солнечный удар», режиссер Н. Михалков, 2014;

«Мосты округа Мэдисон», режиссер К. Иствуд, 1995;

«Мираж», режиссер Ж-К. Гиге, 1992;

«Агата», режиссер М. Аптед, 1979.

«Самсон и Далила» — настоящая находка для театров и исполнителей. Сюжет позволяет различные трактовки, временные переносы и воплощение оригинальных режиссерских идей, а многомерность характеров персонажей – свободные актерские интерпретации мотивов их поступков. В этом причина того, что новые постановки этой красивой оперы всегда очень ожидаемы публикой.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Видео: смотреть оперу «Игрок»

Источник: http://soundtimes.ru/opera/spektakli/samson-i-dalila

Самсон

САМСО́Н (שִׁמְשׁוֹן, Шимшон), сын Маноаха из колена Дан (см. также Колена Израилевы), «судья» (правитель) древних израильтян (см. Судей Израилевых книга), чьи подвиги описаны в библейской книге Судьи (13–16). Рассказ о нем более насыщен легендами, чем повествования о других «судьях».

Рассказ о рождении Самсона — характерный мотив о чудесном даровании Богом сына бесплодной женщине (см. Сарра, Рахиль, Самуил).

Посланный Богом ангел объявил матери, что она родит сына, который должен быть назореем уже в материнском чреве, и поэтому ей возбраняется пить вино и есть что-либо нечистое (см.

Ритуальная чистота), а когда ребенок родится, ему нельзя стричь волосы. Ангел также возвестил, что мальчику предназначено начать избавление Израиля от ига филистимлян (Суд. 13:2–25).

Сказания о Самсоне, о которых повествует книга Судей, связаны с тремя филистимскими женщинами. Первая жила в филистимском городе Тимна, или Тимната. Свой первый подвиг Самсон совершил на пути в Тимнату, убив голыми руками напавшего на него льва.

В Тимнате на своей свадьбе Самсон загадал филистимлянам основанную на происшествии со львом загадку, которую они не могли разгадать, и уговорили невесту выпытать у Самсона ответ. Когда Самсон понял, что обманут, он в гневе напал на Ашкелон и, убив 30 филистимлян, возвратился в родительский дом.

Когда через несколько дней Самсон пришел повидаться с женой, оказалось, что ее отец, полагая, что Самсон отказался от нее, выдал ее замуж за «брачного друга» Самсона. (15:2). В отместку Самсон сжег поля филистимлян, выпустив на них 300 лисиц с привязанными к хвостам факелами.

Важно

Узнав причину гнева Самсона, филистимляне сожгли его неверную жену и ее отца, однако Самсон счел это недостаточным и нанес многим тяжелые увечья. Филистимляне выступили в Иудею, чтобы поймать и наказать Самсона. Напуганные израильтяне послали к Самсону делегацию из трех тысяч человек с требованием отдать себя в руки филистимлянам.

Самсон согласился, чтобы израильтяне связали его и передали филистимлянам. Однако когда его подвели к лагерю филистимлян, он легко разорвал веревки и, схватив ослиную челюсть, перебил ею тысячу филистимлян.

Вторая история связана с филистимской блудницей в Газе. Филистимляне окружили ее дом, чтобы утром захватить Самсона, однако тот встал среди ночи, вырвал городские ворота и унес их на гору, «которая на пути к Хеврону» (16:1–3).

Третьей филистимской женщиной, из-за которой Самсон погиб, была Длила (в русской традиции Далида, позже Далила), обещавшая филистимлянским правителям за вознаграждение выведать, в чем сила Самсона. После трех неудачных попыток ей все же удалось узнать секрет: источником силы Самсона были его нестриженые волосы (см. выше).

Усыпив Самсона, Длила велела состричь «семь кос головы его» (16:19). Утративший свою силу Самсон был захвачен филистимлянами, ослеплен, закован в цепи и брошен в темницу. Вскоре филистимляне устроили праздник, на котором благодарили своего бога Дагона за то, что он передал в их руки Самсона, а затем доставили Самсона в храм, чтобы он забавлял их.

Между тем волосы Самсона успели отрасти, и сила стала возвращаться к нему. Вознеся молитву Богу, Самсон сдвинул колонны с места, храм обрушился, и под развалинами погибли собравшиеся там филистимляне и Самсон. «И было умерших, которых умертвил Самсон при смерти своей, более, нежели сколько умертвил он в жизни своей» (16:30).

Читайте также:  Акафист ангелу хранителю, текст акафиста ангелу хранителю

Библейское повествование о Самсоне завершается сообщением о похоронах Самсона в семейной усыпальнице между Цор‘ой и Эштаолом (16:31).

Книга Судьи сообщает, что Самсон «судил» Израиль 20 лет (15:20; 16:31).

Самсон отличался от других «судей»: он единственный, кому еще во чреве матери было предназначено стать избавителем Израиля; единственный «судья», наделенный сверхчеловеческой силой, совершающий небывалые подвиги в сражениях с врагом; наконец, Самсон — единственный «судья», который попал в руки врага и погиб в плену.

Тем не менее, несмотря на его фольклорную окраску, образ Самсона вписывается в плеяду «судей» Израилевых, действовавших под водительством «духа Божьего», нисходившего на них и дававшего им силу «спасти» Израиль. Библейская история о Самсоне обнаруживает соединение героико-мифологических и сказочных элементов с историческим повествованием.

Исторический образ «судьи», каковым был Самсон, обогащен фольклорно-мифологическими мотивами, которые, по мнению ряда исследователей, восходят к астральным мифам, в частности, к мифологии Солнца (имя «Самсон» — буквально `солнечный`, «косы головы его» — солнечные лучи, без которых солнце теряет свою силу).

Совет

Библейский сюжет о Самсоне — одна из излюбленных тем в искусстве и литературе, начиная с эпохи Ренессанса (трагедия Ганса Сакса «Самсон», 1556, и ряд других пьес). Тема приобрела особую популярность в 17 в., особенно среди протестантов, которые использовали образ Самсона как символ своей борьбы против власти римского папы.

Наиболее значительное произведение, созданное в это столетие, — драма Дж. Мильтона «Самсон-борец» (1671; русский перевод 1911 г.). Среди произведений 18 в. следует отметить: стихотворение У. Блейка (1783), стихотворную пьесу М. Х.

 Луццатто «Шимшон ве-ха-плиштим» («Самсон и филистимляне»), более известную под названием «Ма‘асе Шимшон» («Деяния Самсона»; 1727). В 19 в. к этой теме обращались А. Карино (около 1820 г.), Михай Темпа (1863), А. де Виньи (1864); в 20 в. Ф. Ведекинд, С. Ланге, Л. Андреев и другие, а также писатели-евреи: В.

 Жаботинский («Самсон Назорей», 1927, на русском языке; переиздано — издательство «Библиотека-Алия», Иер., 1990); Леа Гольдберг («Ахават Шимшон» — «Любовь Самсона», 1951–52) и другие.

В изобразительном искусстве эпизоды из жизни Самсона изображены на мраморных барельефах 4 в. в Неапольском соборе. В средние века сцены из подвигов Самсона часто встречаются в книжных миниатюрах. Картины на темы истории о Самсоне писали художники А. Мантенья, Тинторетто, Л. Кранах, Рембрандт, Ван Дейк, Рубенс и другие.

В музыке сюжет Самсона отражен в ряде ораторий композиторов Италии (Верачини, 1695; А. Скарлатти, 1696, и других), Франции (Ж. Ф. Рамо, опера на либретто Вольтера, 1732), Германии (Г. Ф.

 Гендель на основе драмы Дж. Мильтона написал ораторию «Самсон»; премьера в театре «Ковент-Гарден» в 1744 г.). Наибольшей популярностью пользуется опера французского композитора К.

 Сен-Санса «Самсон и Далила» (премьера в 1877 г.).

Источник: https://eleven.co.il/bible/heroes-and-characters/13681/

Самсон и Далила

Просмотров: 7416 | Рейтинг: 5.0/1| КОММЕНТИРОВАТЬ

Упорными противниками израильтян в течение долгого времени оставались филистимляне, расселившиеся, как уже говорилось выше, в первой половине XII в до Р. Х. в приморской части Ханаана. Их городами здесь стали Аскалон, Газа, Азот, Екрон и Геф. Единого государства филистимляне не создали.

Во главе каждого города стоял свой правитель, носивший титул серена (обычно его переводят словом «царь»). Все города считались равноправными и независимыми. Их союз имел, прежде всего, религиозное значение. (Филистимляне верили во многих богов, но главным из них считался Дагон; его храм находился в Азоте.

) Важнейшие вопросы решались на собрании всех правителей.

Филистимляне были воинственным и энергичным народом.

Имея на вооружении железное оружие и множество колесниц, они повели решительное наступление на внутренние районы Ханаана, захватили Мегиддо, Лахис, Вефиль, Гезер, обложили данью почти все израильские колена и распространили своё владычество даже на Заиорданье.

Влияние филистимлян было так велико, что сама страна, которая раньше считалась частью Ханаана, именно от этого народа получила своё нынешнее название (филистимляне именовали себя пелиштим; отсюда пошло греческое слово «Палестина»).

К сожалению, собственные исторические хроники филистимлян не сохранились. Большинство наших сведений об этом интересном народе мы черпаем из еврейских преданий. Израильтянам пришлось много претерпеть от филистимлян. Воспоминания об ожесточённой борьбе с ними составили основу их дружинного эпоса, одним из главных героев которого стал знаменитый богатырь Самсон.

Обратите внимание

Евреи попали в рабство к филистимлянам вскоре после смерти Иеффая и платили им дань на протяжении сорока лет. В те времена жил человек из колена Данова по имени Маной, и не было у него детей.

Однажды ангел Божий явился к его жене и сказал ей: «Скоро ты родишь сына, который от самого рождения будет посвящён Господу. Он начнёт спасать евреев от рабства филистимлянского.

Смотри же, не стриги сына своего, так как не должна бритва касаться его волос от самого рождения до последних дней его жизни».

Женщина пошла и рассказала обо всём своему мужу. Маной стал молиться Богу и сказал: «Господи! Пусть придёт опять к нам ангел Твой, которого Ты посылал, и научит нас, что нам делать с младенцем и как его воспитывать».

Господь услышал голос Маноя, и ангел Божий опять пришёл к его жене, когда она была в поле. Женщина побежала за Маноем и привела его, говоря: «Пришёл тот, кто в прошлый раз предрёк мне, что я должна родить сына».

Маной спросил у ангела: «Если исполнится слово твоё, как нам поступить с нашим сыном и что нам делать с ним?» Ангел отвечал: «Пусть он не пьёт вина, не ест ничего нечистого и пусть не стрижёт своих волос, так как в них будет скрыта вся его сила».

Сказав так, ангел Божий вознёсся на небо, а Маной и жена его пали перед ним на землю. Вскоре у них родился сын, которого назвали Самсоном.

Когда Самсон вырос, он увидел однажды в Фимнафе красивую женщину-филистимлянку, и она понравилась ему.

Важно

Самсон сказал родителям: «Я видел в Фимнафе женщину из дочерей филистимлянских; возьмите её мне в жёны».

Отец и мать отвечали ему: «Разве нет достойных женщин среди евреек, что ты хочешь взять в жёны филистимлянку?» Но Самсон стоял на своём и сказал отцу: «Её возьми мне, потому что она мне понравилась».

Немного погодя, Самсон пошёл опять в Фимнафу и повстречал по дороге молодого льва. Он бросился на хищника и растерзал его, как козлёнка, хотя у него не было никакого оружия. Потом Самсон пришёл в Фимнафу и поговорил с той женщиной, что ему понравилась. Она согласилась выйти за него замуж.

Через несколько дней Самсон отправился на свадьбу и проходил опять мимо трупа льва, убитого им накануне. Тут он увидел, что в львином трупе поселился рой пчёл, которые успели уже собрать достаточно мёду. Самсон съел мёд и пошёл дальше. Придя в Фимнафу, он устроил семидневный пир, как обыкновенно делают женихи. На том пиру было тридцать филистимлян.

Самсон сказал им: «Я загадаю вам загадку; если вы отгадаете мне её в семь дней и отгадаете верно, то я дам вам тридцать рубашек из тонкого полона и тридцать плащей. А если не сможете отгадать, то вы отдадите мне тридцать рубашек и тридцать плащей». Филистимляне отвечали: «Загадывай свою загадку, мы согласны».

Самсон сказал им: «Ответьте, что это такое: из ядущего вышло ядомое, а из сильного вышло сладкое».

Филистимляне долго думали над загадкой и не могли её отгадать. Тогда они подступили к жене Самсона и потребовали у неё: «Выведай у своего мужа разгадку; иначе сожжём огнём и тебя и дом твоего отца».

Жена Самсона стала плакать и говорила ему: «Раз ты таишься от меня, значит не любишь! Скажи мне, как могло из ядущего выйти ядомое, а из сильного сладкое?» Самсон не хотел открывать ей свой секрет, но она плакала перед ним все те дни, что продолжался свадебный пир.

Совет

Наконец он уступил и рассказал ей обо всём, что случилось со львом и в чём сокровенная суть загадки. Она тут же открыла её филистимлянам, гостившим на свадьбе. В седьмой день филистимляне сказали Самсону: «Из убитого могучего льва получился мёд — вот разгадка». Самсон понял, что жена предала его, и разгневался на неё.

Он отправился в филистимляне кий город Аскалон, убил там тридцать человек, снял с них одежды и отдал разгадавшим загадку. После этого Самсон не стал больше разговаривать с женой и ушёл домой. Отец девушки, решив, что он рассорился с ним окончательно, выдал дочь за другого.

Через несколько дней, во время жатвы пшеницы, Самсон пришёл повидаться со своей женой, но отец её сказал: «Я подумал, что ты возненавидел мою дочь и больше никогда не вернёшься к ней, поэтому я отдал её в жёны другому».

Самсон разгневался и воскликнул: «Прав я буду, если отплачу филистимлянам злом на зло». Он пошёл, поймал триста лисиц, связал по две вместе и привязал по факелу между ними. Затем он зажёг факелы и пустил лисиц на поля филистимлянские. Объятые ужасом лисы помчались прочь, всюду разнося огонь.

И сгорели за одну ночь у филистимлян их хлеба, виноградники и маслины.

Филистимляне стали расследовать, кто нанёс им такой урон, и дознались, что это дело рук Самсона. Тогда они пошли в Фимнафу, убили его жену, а дом её отца сожгли.

Потом филистимляне узнали, что Самсон скрывается на скале Етам, и сказали евреям из колена Иудиного: «Пойдите и приведите к нам Самсона, иначе мы вам отомстим за те обиды, что он нанёс нам».

Три тысячи иудеев пошли к скале и сказали Самсону: «Разве ты не знаешь, что филистимляне господствуют над нами? Зачем ты задираешь их, словно один можешь осилить целый народ? И кому от этого будет польза? Вот, ты сжёг их поля, а они обещают с нас взыскать свои убытки, если мы не приведём тебя к ним».

Самсон отвечал: «Я сдамся вам и позволю отвести себя к филистимлянам, но поклянитесь, что не убьёте меня». Иудеи сказали: «Нет, мы только свяжем тебя, а убивать не будем, ибо нам это ни к чему». Самсон отдался им. Они связали его двумя крепкими верёвками и повели к Лехе.

Когда филистимляне увидели Самсона, то очень обрадовались. Самсон же двинул руками и легко разорвал верёвки, словно они были сделаны из перегоревшего льна. Он увидел свежую ослиную челюсть, валявшуюся у дороги, схватил её и убил ею тысячу филистимлян.

После этого он почувствовал жажду, такую сильную, что в изнеможении упал на землю и сказал: «Господи, иссякли мои силы, если не напьюсь сейчас воды, то одолеют меня филистимляне». И разверз Бог яму в Лехе, из которой хлынула вода.

Самсон напился, и возвратилась к нему прежняя мощь. Филистимляне в ужасе бежали перед ним, а в дальнейшем боялись даже приблизиться к нему, так страшен он им казался. Самсон ходил свободно по всей земле еврейской и филистимлянской, и никто не смел тронуть его.

Евреи между тем славили Самсона и избрали его своим судьёй.

Обратите внимание

Однажды филистимляне хотели схватить Самсона в Газе, так как знали, что он ночует в одном из домов, и с этой целью заперли городские ворота. Самсон встал в полночь, выломал створки ворот вместе с обоими косяками и запором, положил их на плечи и унёс с собой на вершину горы. Так чудовищно велика была его сила!

Самсон полюбил филистимлянку Далиду и часто бывал у неё. Старейшины филистимлянские узнали об этом, пришли к Далиде и велели ей: «Выведай у Самсона, в чём его сила и как нам одолеть его. За это мы дадим тебе столько серебра, что ты до старости не будешь знать нужды».

Далида согласилась и спросила Самсона: «Скажи мне, в чём твоя сила и как можно усмирить тебя?» Самсон отвечал: «Если свяжут меня семью сырыми тетивами, то я сделаюсь бессилен и буду как все прочие люди». Далида связала Самсона ночью семью сырыми тетивами и крикнула: «Самсон! Филистимляне идут на тебя».

Он вскочил с постели и разорвал все тетивы, словно это были нитки. Далида сказала: «Ты обманул меня и говорил мне ложь; открой же теперь правду — в чём твоя сила?» Он отвечал ей: «Если свяжут меня новыми верёвками, которые не были в деле, то я сделаюсь бессилен и буду как прочие люди».

Далида ночью взяла новые верёвки, связала его и крикнула: «Самсон! Филистимляне идут на тебя!» Он вскочил и разорвал верёвки так легко, что даже не заметил их. Далида упрекнула Самсона: «Ты опять обманываешь меня и говоришь мне ложь; открой, наконец, — в чём твоя сила?».

Он сказал: «Если ты сплетёшь мои волосы в семь кос и прибьёшь их гвоздями к доске, то я буду бессилен как прочие люди». Далида усыпила его на своих коленях, а когда он уснул, заплела его волосы в семь кос и прибила их к колоде. Потом она крикнула: «Филистимляне идут на тебя, Самсон!» Он проснулся и вырвал свои волосы из колоды.

Читайте также:  Богоявленский собор в елохове, история, святыни, расписание

Далида рассердилась: «Ты постоянно говоришь о своей любви ко мне, а между тем уже три раза обманул меня и не раскрыл своего секрета!»

И она так приставала к нему, домогаясь правды, что Самсону пришлось уступить. «Знай! — сказал он, — что моя сила в моих волосах! Никто и никогда не стриг меня во все дни моей жизни, и бритва ещё ни разу не касалась моих волос, так как я с самого рождения посвящён Господу. Если же меня остричь, вся моя сила уйдёт; я сделаюсь слаб и буду как прочие люди».

Важно

Далида поняла, что Самсон на этот раз говорит всерьёз. Она пригласила в дом старейшин филистимлянских, а Самсона усыпила на своих коленях. Пока он спал, она обрила его голову и крикнула: «Филистимляне идут на тебя, Самсон!» Он пробудился от сна и сказал: «Пойду, как и прежде, и побью их». Но филистимляне набросились на него и связали.

Самсон не мог освободиться от них, потому что стал слабым и бессильным.

Филистимляне выкололи Самсону глаза, привели его в Газу, сковали ему руки и ноги цепями и заставили молоть зерно в тюрьме. Так работал Самсон на филистимлян. Между тем волосы на его голове начали отрастать и сила его понемногу возвращалась.

Однажды старейшины филистимлянские собрались в храме, чтобы принести великую жертву своему богу Дагону и повеселиться. Они сказали: «Приведите Самсона из темницы, пусть он позабавит нас!» Самсона привели, и он забавлял их, стоя во дворе, а они смотрели на него с крыши храма. Потом Самсона поставили между столбами, которые подпирали крышу.

Он попросил мальчика, водившего его повсюду: «Подведи меня к тем столбам, что держат весь дом, и дай прислониться к ним». Мальчик так и сделал. Храм же был полон мужчин и женщин: там были все старейшины филистимлянские, а с ними до трёх тысяч знатных мужей со своими жёнами.

Самсон воззвал к Богу и сказал: «Господи! Дай мне хотя бы на одно мгновение мои прежние силы, чтобы я мог отомстить филистимлянам за свою слепоту!» И вернулась к Самсону его прежняя сила. Он упёрся руками в два столба, поддерживавших дом, и сдвинул их с места.

И сказал Самсон: «Умри душа моя вместе с филистимлянами!» Храм обрушился на людей, бывших внутри и на крыше, похоронив под своими обломками самого Самсона и множество филистимлян. Убитых в тот день было больше, чем Самсон успел истребить за всю свою жизнь.

Дорогие друзья! Мы всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если вам понравилась новость «Самсон и Далила», оставьте свой отзыв. Ваше мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал MyCelebrities.Ru интереснее и информативнее.Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Источник: http://mycelebrities.ru/publ/mify_i_legendy/biblejskie_skazanija/samson_i_dalila/110-1-0-1062

Библейские образы и сюжеты — Эсфирь, Товий, Руфь, Самсон

Сюжет «Эсфирь перед Артаксерксом» отражает библейскую историю, рассказывающую о том, как жена персидского царя Артаксеркса Эсфирь, о чьем иудейском происхождении царь не знал, пришла к повелителю в лучших одеждах во всем блеске своей красоты без приглашения, чтобы просить его не истреблять народ иудейский.

Царь сидел на троне и грозно посмотрел на свою жену, посмевшую явиться к нему без зова. Эсфирь от страха потеряла сознание, царь бросился к ней и коснулся ее своим жезлом, что означало ее неприкосновенность и милость от царя.

Когда царица поведала о своем происхождении из пленных евреев, переселенных с родины еще вавилонским царем Навуходоносором и высказала свою просьбу о помиловании иудейского народа, Артаксеркс не только подписал указ о помиловании евреев во всем обширном царстве, но и разрешил им расправиться со своими врагами.

Совет

Евреи ликовали и умертвили семьдесят пять тысяч человек, убивая целыми семьями. В память о подвига Эсфири, спасшей свой народ, был установлен праздник Пурим. 

Эсфирь перед Артаксерксом. А. П. Рябушкин. 1887 г. Бумага на холсте, масло. 107×221 см Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Инв. номер: Ж-1826 Поступление: В 1930 из Академии художеств

Арт-каталог

В 1887 г. Рябушкин создал эскиз на библейскую тему «Эсфирь перед Артаксерксом», «вызвавший целую сенсацию». Эта работа стала свидетельством поиска «исторической точности в обрисовке обстановки и костюмов», стремлением «избегнуть принятой театральности в разработке „мизансцен“ и образов». А.

Ростиславов в своей книге о художнике поделился впечатлениями об этой работе, оставленной в фондах Академии.

Он написал: «И вдруг, совсем особая, своя цельность композиции, живые, восточно яркие краски, серьезно разработанная перспектива с оригинально взятой точки зрения, совсем по-новому оригинально задуманные позы фигур, без обычно условного высовывания главных на первый план.

Особенно бросалась в глаза реалистическая фигура Артаксеркса, и совсем по-новому разработанные костюмы, каких еще не видали на академических эскизах. Все было нарисовано смело, ловко и живо. …Перед эскизом толпились, ученики восхищались… Настолько в Рябушкине бился живой пульс настоящего художника, которому невыносимы шаблоны и который умел своими приемами действовать убедительно». Аксенова Г. В. «Ясновидец и правдолюбец минувших жизней»: А. П. Рябушкин

Эсфирь перед Артаксерксом. Неизвестный художник. Хабаровский художественный музей

Региональная коллекция Хабаровского края

Эсфирь перед Артаксерксом. Антон Павлович Лосенко (1737-1773). Начало 1760-х.

gogol.ru

Товий и архангел Рафаил

Приключения Товии (или Тобия) и его спутника и хранителя — архангела Рафаила — рассказаны в книге Товита. Книга Товита относится к числу так называемых «второканонических» книг Ветхого Завета, то есть тех книг, которые отсутствуют в еврейском тексте Библии, но находятся в Септуагинте (греческом переводе Ветхого Завета, сделанном в III веке до Р. Х.).

Православная Церковь не ставит их наравне с каноническими книгами Ветхого Завета, но признаёт их назидательными и полезными. История начинается в Ниневии во времена изгнания евреев в Ассирию в VIII в. до н.э., где Товит, набожный иудей, жил со своей женой Анной и их сыном.

Он заботился о своих соплеменниках, находившихся в нужде, и пекся о подобающем погребении тех, кто встречал свою смерть от рук царя. За это он жестоко преследовался, имущество его было конфисковано, он с семьёй собрался бежать.

Обратите внимание

Однажды, когда он прилег отдохнуть на дворе (то есть, вне дома, поскольку был, согласно иудейскому закону, «нечистым», так как в этот день он погребал одного умершего), воробьиный помет упал ему на глаза, от этого у него образовались бельма, и он ослеп.

Чувствуя, что смерть близка, Товит наказал своему сыну Товии отправиться в Мидию, чтобы раздобыть там немного денег (в свое время он положил 10 талантов серебра на хранение у израильтянина Гаваила, жившего в Рагах Мидийских). Товия прежде всего стал искать спутника для своего путешествия и встретил архангела Рафаила, который согласился сопровождать его.

(Товия принял ангела за обычного смертного. Отличительный признак ангела — крылья — были позднехристианской условностью, заимствованной у римского античного образа крылатой богини Победы.) Получив благословение слепого Товита, эта пара отправилась в путь, оплакиваемая Анной, матерью Товии. Собака юноши следовала за ними по пятам.

Добравшись до реки Тигр, Товия спустился к воде, чтобы помыться, как вдруг из воды на него кинулась большая рыба, желавшая поглотить его. По указанию Рафаила он схватил ее и выпотрошил, отделив сердце, печень и желчь. Архангел объяснил, что курение, сделанное из ее жареного сердца и печени, изгоняют демонов, а желчь этой рыбы излечивает бельма.

По прибытии к месту назначения Товия собрал деньги; затем, по совету ангела, они отправились к одному родственнику, дочь которого, Сарра, стала невестой Товии. Но Сарра, к несчастью, была околдована демоном, что уже было причиной смерти семерых ее предыдущих мужей. Тем не менее свадьба Товии и Сарры состоялась, хотя и не без опасений.

Демона успешно изгнали с помощью печени и сердца пойманной рыбы, которые положили в кадильницу и курили. Тогда супружеская чета в спальне своей вознесла благодарственную молитву. Когда они возвратились в Ниневию, Товия употребил желчь, чтобы вернуть зрение отцу.

Архангел, когда Товия предложил ему вознаграждение за все, что он для него сделал, обнаружил себя, и отец и сын пали перед ним на колени. Хотя эта история в том виде, в каком она дошла до нас, датируется II в. до н. э., она включает в себя элементы далекого фольклора — ассирийского и персидского.

Среди народных сказок Европы также имеются такие, которые напоминают ее, например, «Дорожный товарищ» Андерсена. Художники иллюстрировали большинство эпизодов, особенно «Товия и ангел» — оба одеты как странники, их сопровождает собака.

«Большая рыба» считалась крокодилом, чья печень и сердце использовались в древней магии в качестве талисмана, предохраняющего от демонов. Когда Товия показан вытаскивающим рыбу, она изображается размером не больше форели. Излечение слепоты Товита обычно представлено как своего рода помазание, хотя Рембрандт и другие северные художники, писавшие после него, изображают хирургическую операцию по удалению катаракты. Это объясняется использованием этого слова в голландской Библии для обозначения «белизны» в глазах Товита. Концепция ангела-хранителя была распространена в ренессансной Италии, и сюжет с Товией использовался семьей, чтобы запечатлеть путешествие сына; в таком случае Товия изображается похожим на сына семейства.

Излечение слепоты Товита было сюжетом картин, заказывавшихся жертвами этой болезни, надеявшимися, что их зрение будет им возвращено. nearyou.ru

Важно

Товий с ангелом. Антон Павлович Лосенко. 1759 г. Холст, масло, 105х135. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Инв.№ 15173. Поступила в 1931 г. из Государственного Русского музея.

nearyou.ru

Возвращение Товия (Тобия).

Н. Н. Ге. Между 1864 и 1867 гг.

Товий с ангелом. Боровиковский Владимир Лукич (1757 — 1825). Дерево, масло. 12х9 см

Государственная Третьяковская галерея

Товий и архангел Рафаил. В.Л. Боровиковский. Дерево, масло. 282 х 72 Икона. Северная дверь иконостаса. Не окончена Поступила: в 1906 из Троицкой церкви на Смоленском кладбище (Санкт-Петербург) Государственный Русский музей Инв. № Ж-3188

Каталог 138-145. Иконостас из придела Святого Архистратига Михаила Троицкой церкви на Смоленском кладбище в Петербурге. 1824-1825.

Деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы на Смоленском кладбище в Петербурге была построена в первой половине 1820-х на месте деревянной церкви во имя Святого Архистратига Михаила, где ранее стоял деревянный храм во имя Смоленской иконы Божией Матери (1756-1792).

Троицкая церковь имела три придела: главный — во имя Святой Троицы; второй — во имя Святого Архистратига Михаила; третий (под сводами) — во имя Святых. мучеников Сергия и Вакха.

Иконы и резьба иконостаса, предназначавшиеся Боровиковским в дар строящейся церкви, исполнялись на средства художника. Работа была начата в 1824, однако четыре из шести икон остались незавершенными и после смерти художника находились в его мастерской. http://www.tez-rus.net/ViewGood36678.html

Руфь

Руфь (ивр. Рут) — знаменитая библейская праведница, именем которой названа «Книга Руфь». Жизнь её относится к последним годам смутного периода Судей.

Моавитянка по происхождению она привязалась к мужу (еврею из Вифлеема) и после его смерти не хотела расстаться со своей свекровью Ноеминью (Наоми), приняла её религию и поселилась с ней в Вифлееме.

Праведность и красота молодой Руфи были причиной того, что она стала женой знатного Вооза (Боаза) и стала прабабушкой (праматерью) царя Давида. 

Совет

Руфь, сидящая у древа. Фаворский Владимир Андреевич. Фронтиспис к книге «Руфь». 1924 год. Государственная Третьяковская галерея, Москва

www.artsait.ru

Встреча Руфи и Вооза. Марк Шагал. 1957-1959 гг.

www.artsait.ru

Самсон и Далила

Самсон — герой ветхозаветных преданий (Суд. 13- 16), наделённый невиданной физической силой; двенадцатый из «судей израилевых», сила которого кроется в волосах.

 Виновницей гибели Самсона становится его возлюбленная — филистимлянка Далила из долины Сорек.

Подкупленная «властителями филистимскими» она после нескольких безуспешных попыток все-таки выведывает его секрет и остригает герою волосы, лишая силы.

Самсон утоляет жажду из ослиной челюсти. (Самсон, утоляющий жажду истекшею водою из челюсти, которою он побивал Филистимлян) Чернов Иван Потапович. 1800 г. Холст, масло. 215 х 158,8. На библейский сюжет. За эту картину в 1800 г. художник удостоен звания академика.

Поступила в 1931 г. из Государственного Русского музея (ранее Музей Академии художеств). Инв.№ 15164. Государственная Третьяковская галерея http://www.tez-rus.net/ViewGood22172.

html

С 2011 года картина впервые демонстрируется в постоянной экспозиции Третьяковской галереи

Самсон разрушает храм филистимлян.

Завьялов Федор Семенович. 1836 г. 

Самсон и Далила.    Кившенко Алексей Данилович. 1876 г. Холст, масло. 145 х 199,5.

Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары 

Самсон, связываемый филистимлянами по лишении волос. П.Д. Баскаков. 1849 г. Холст, масло. 133 х 164 Ветхий завет. Книга Судей, 16, 19-20 Справа внизу подпись и дата: П. Баскаковъ 1849 г. Поступила: в 1940 из собрания Ю. Э.

Кульбис через Финотдел Дзержинского района (Ленинград). Инв. № Ж-8659 Государственный Русский музей За эту картину в 1849 Баскаков получил серебряную медаль первого достоинства. Экспонировалась в том же году на ежегодной академической выставке. http://www.

tez-rus.net/ViewGood36634.html

Источник: http://www.ippo.ru/christian-culture/bibliya-izo/vz/7

Ссылка на основную публикацию