Житие преподобного космы яхромского и мощи

Акафист святому преподобному Косме Яхромскому

Акафист святому преподобному Косме Яхромскому

Кондак 1

Избранный чудотворче и предивный угодниче Христов, скорый помощниче и молитвенниче наш, праведне отче Косьмо! Величающе прославльшего тя Господа, похвальная восписуем ти, к раце мощей твоих притекающе. Ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободи, зовущих:

Радуйся, преподобне отче наш Косьмо, теплый о нас к Богу молитвенниче!

Икос 1

Ангельскому поревновав житию и великим во отцех подобяся, всего себе отрешил еси мiрскаго сплетения, к подвигам же постничества мужески вооружився, опасно путем Божиих заповедей шествовал еси, блаженне. Темже и мы, верно чтущии твою священную память, похвалами ублажаем тя сими:

Радуйся, ангельскаго жития подражателю:

Радуйся, древних великих отец житию приемниче.

Радуйся, заповедей Божиих хранителю усердный.

Радуйся, невидимых врагов мужественный победителю:

Радуйся, отеческих Богодухновенных преданий отважный ревнителю:

Радуйся, монашескаго постническаго жительства законоположителю.

Радуйся, преподобне отче наш Косьмо, теплый о нас к Богу молитвенниче!

Кондак 2

Видя Богопромыслитель Господь души твоей доброту, направи помысл твой ко исканию единаго на потребу. Ты же, сего возжелав, навыкл еси непрестанно взывати к Богу: Аллилуия.

Икос 2

Обратите внимание

Разумея, яко Сама Владычица Небесная, явив через тебе, святый Косьмо, в лесах яхромских чудотворный образ свой, призвала есть тя к служению Ей и Спасителю нашему, ты, прехвальне отче, оставил еси болярина твоего и вся красная мира, дабы токмо Господеви и Всенепрочней Матери Его служити. Сице просим тя: молися, да сотворит всех нас Всенепорочная Дева быти верными учениками Сына Своего. Ныне же, во славе неизреченной Царицу Небесную созерцая, не забуди и нас, взывающих ти сице:

Радуйся, Пресвятей Богородице верно послуживый;

Радуйся, во дни и нощи молитвы к Ней слезно возносивый;

Радуйся, мысль благу в сердце от Нея влагаему свято сохранявый;

Радуйся, иконы Ея благоговейно почитати нас научающий;

Радуйся, милосердие и благословение Ея к нам приклоняющий;

Радуйся, купно с Нею о спасении нашем Христа умоляющий.

Радуйся, преподобне отче наш Косьмо, теплый о нас к Богу молитвенниче!

Кондак 3

Силою и благодатию Божиею просвещаемь и укрепляемь бе, всехвальный отче наш Косьмо, во дни земнаго жития твоего, от силы в силу восходил еси, да прославится в тебе Христос, Его же ради подвизался еси, Его же возлюбил еси, Его же Единого вожделе душа твоя, и, волю Божественнаго Спасителя нашего исполняя, за вся благодарил еси Вседержителя. Мы же ныне просим тя: настави и нас на молитву благодарения и славословия, да купно с тобою воспоем Господу Всеблагому, милующему и спасающему нас: Аллилуйя.

Икос 3

Имуще в сердце твоем, святый отче, любы ко Господу, и воле Спасителя следуя, преселился еси во славный Киев-град, идеже начало велиих подвиг твоих духовных положил еси, мы же сие ныне убо поминающе просим тя: жаждущая наша сердца, росою ороси духовною, да Вертоградарю небесному принесем плоды добродетельныя, тебе же наставнику небесному нашему сице воспевая:

Радуйся, мудрый странниче, искавый отечества горняго.

Радуйся, Божий избранниче, от юга на север преселивыйся во спасение.

Радуйся, благою стезею шествовавый подвижничества совершеннаго.

Радуйся, неослабно трудивыйся во бдениих, пениих и пощениих.

Радуйся, добродетелей чистейшее зерцало:

Радуйся, Духа Святаго сладкогласный органе.

Радуйся, преподобне отче наш Косьмо, теплый о нас к Богу молитвенниче!

Кондак 4

Бурю волнующагося житейскаго моря благодатию Божиею безбедно преплывше, отче преподобне, благоразумне разсудив и вменивше яко уметы вся быти, краткость сея жизни и приобретения ради Христа, достигл еси вечноблаженнаго пристанища спасения, идеже со ангелы и всеми святыми поеши Богови: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше поучение наствник духоносных и Отцев древних святыя Киевския Лавры житию подражая, богоносне отче наш Косьмо приснопамятне, непрестанно молитвою и ума трезвостию Богу взывал еси, преподобне, и Той услыша тя воистинну. Тем и яко безплотен на земли пожив, воздержанием страсти умертвил еси и добродетели богоугодныя стяжал еси; сице и мы величаем тя:

Радуйся, сокровище Божественных разумений.

Радуйся, научивыйся исполнению Божественных хотений.

Радуйся, реко, наводненная водою Божия благодати.

Радуйся, тихообразно во смирении и кротости твою жизнь совершивый.

Радуйся, христоподражательныя кротости образ всем бывый.

Радуйся, из под спуда пустыннаго ясно светиши зарями чудес.

Радуйся, преподобне отче наш Косьмо, теплый о нас к Богу молитвенниче!

Кондак 5

Богоявленной звезде, путь верным ко Отцу Небесному указующий, воистину подобен явился еси, вернувшись в родныя края твои, благословенный Косьмо, яко ты учеником, друзьям и врагам, а прежде всего, ближним твоим являл еси образ добродетельной жизни, озарял еси всех окрест тебя сущих светом истины Христовой и ныне, нас, вспоминающих подвизи твоя подвигаеши радостно воспевати Сладчайшему Иисусу, выну тя своею благодатию укреплявшему, ангельское пение: Аллилуйя.

Икос 5

Видевше, яко ты Косьмо блаженне, был еси пастырь и наставник последующым равноангельному житию твоему, возрадовася зело великий князь московский Иоанн и попечение свое ти и обители твоея сотвори, ты бо собор чад твоих духовных к соработничеству тебе привекл еси, образ любве Божественней явил еси, преподобне отче. Сице молим тя: приклони и к нам милосердие Божие и прими благоговейно приносимыя ти величания сия:

Радуйся, покаяния глубокаго, иже есть сердце духовныя жизни, снискавый;

Радуйся, любовию к Богу и человеком пламеневый;

Радуйся, яко тебе призывающия быстро предваряеши.

Радуйся, яко любящих тя от различных бед и напастей изымаеши.

Радуйся, здравия телеснаго подателю.

Радуйся, душевнаго спасения ходатаю.

Радуйся, преподобне отче наш Косьмо, теплый о нас к Богу молитвенниче!

Кондак 6

Проповедник любве милосердныя и ревнитель жития преподническаго, благословенный Косьмо, воистину явился еси, устроив обитель в пределех Яхромских, и прославил еси ея мнозими чудесы и исцелении, такожде и ныне возведи в сердцах верных обители Духа Всесвятаго, да с тобою просвещаюшему и нас преображающему Утешителю Всеблагому воспоим: Аллилуйя.

Икос 6

Важно

Возсиял еси аки веры светильник, отче Косьмо, обители твоей такожде и окрестным людем, яко многих верою христианскою озарил еси, невидимый храм Духа Божия в себе нося, чудныя храмы основал еси, такожде и страждующим послужил еси, да вси обрящут врачевание недуг своих душевных и телесных. Сего ради прославлен еси от Подвигоположника Христа, от нас же приемлеши сия похвальныя песни:

Радуйся, плод правды, совершенство добродетелей в себе возрастивый.

Радуйся, милостью наставлениями о спасении душ горевый;

Радуйся, дивнии глаголы благодати Божия в душе своей слагавый;

Радуйся, желанное упокоение в Кресте Христовом обретый.

Радуйся, в верности и стойкости нас всех утверждаяй;

Радуйся, не удалятися от источника животворныя благодати наставляй;

Радуйся, преподобне отче наш Косьмо, теплый о нас к Богу молитвенниче!

Кондак 7

Хотяще выну Господни заповеди исполняти, кроток и незлобив был еси, отче, смирен и прост, и во всех добродетелех благоискусен, тем и Святаго Духа орган явился еси, премудре, научая и вразумляя чада твоя достойно ходити во след Христу, во смирении Тому служащым, спасение подающаго, с покаянием и надеждою воспевающим Ему: Аллилуйя.

Икос 7

Новаго и преблагословеннаго скитскаго жительства наставника тя почитаем, отче наш Косьмо, твоею бо стезею воистинну право ходити в безмолвии пустыни познахом: правый бо путь сего жительства словесы и делы показуя, яко образ одушевлен, самаго себе нам представил еси. И блажен еси истинно, яко, сотворив, научил еси, тем и велий в Царствии Небеснем, по глаголу Господню, нареклся еси. Сице и мы таковыя похвалы приносим ти:

Радуйся, чисто сердце обителью Божией сотворивый.

Радуйся, мир чрез умаление зла и богатство любви источавый;

Радуйся, заветы Евангелия Христова благовестивый;

Радуйся, нищетою духа смиренномудрием облеченный;

Радуйся, плач, омывающий и утешающий душу обретый.

Радуйся, кротостию, яже зло добром побеждаяй себе украсивый;

Радуйся, преподобне отче наш Косьмо, теплый о нас к Богу молитвенниче!

Кондак 8

Странно бе людем теплохладным видети пречудное житие твое, Косьмо богоблаженный, яко все отложив мiрское пристрастие, преподобне, и крест твой на рамо взем, чистым и немятежным умом Христу последовал еси: в пустыни, яко в раи, живый, Тому угодил еси, яко безплотен, на земли жительствуя, постом и молитвою, и всенощными стоянии страсти умертвил еси, молчанием же и богомыслием Богу соединился еси, еще на земле сый, ангельское пение воспевая Ему: Аллилуйя.

Икос 8

Всего себе на служение Богу управил еси, отче богоблаженне, волю Божию выну творя и умом на небесех пребывая; сего ради духовнаго мира созерцатель сподобился еси быти, внутренняго делания высоты молитвой непрестанной достигл еси, отонудуже умными очами сердечными Свет присносущный воистинну сподобился еси зрети, имже вельми озаренный сам световиден верным показался еси, темже приими от нас таковая:

Радуйся, яко руце твоя в молитве многажды простирал еси;

Радуйся, яко нозе твоя во бдениих зело претрудил еси.

Радуйся, словеса Божия на сердце твоем начертавый;

Радуйся, главо, о Господе присно любомудрствующий;

Радуйся, заре, от нощи к Богу утреннюющий.

Радуйся, заповеди Евангельския до конца совершивший;

Радуйся, преподобне отче наш Косьмо, теплый о нас к Богу молитвенниче!

Кондак 9

Все отложив мiрское пристрастие, отче преподобне, и крест твой на рамо взем, чистым и немятежным умом Христу последовал еси: служение игуменское с деланием внутренним умело и багоплоднейше сопрягая, и тако Христу угодил еси, ангельски на земли жительствуя, богомыслием Богу соединился еси, и ныне со ангелы и праведников соборами воспеваеши Творцу: Аллилуйя.

Икос 9

Вития многовещанныя и риторы доброгласныя по достоянию не возмогут возславити тя, богосне отче наш Косьмо, и воспети святость жития и служения твоего, милосердие, веру велию, яко всем житием и подвиги Церковь Русскую прославил еси, преподобне, яко достигл еси обожения, и сонму святых приобщился еси. Ныне со всеми святыма и ангелы молишися о нас, вопиющих ти сице:

Радуйся, душею близость Бога, Его любовь восприявый.

Радуйся, Христа Бога в сердце твоем вместивый;

Радуйся, имя Его спасительное в уме всегда носивый.

Радуйся, молитвенную сладость сердцем твоим познавый;

Радуйся, с верою и любовию за весь мир моливыйся.

Радуйся, слез благодатных поток умилительный источивый.

Радуйся, преподобне отче наш Косьмо, теплый о нас к Богу молитвенниче!

Кондак 10

Спасительнаго подвига течение многотрудное совершая, преподобне отче наш Косьмо, воистину сна твоим очим не дал еси, ниже плоти твоей упокоения, уготовал еси в себе место Господеви и селение Богу Иаковлю, тем и во дворы Его, радуяся, вшел еси, идеже всех веселящихся жилище, но, отче приснопамятне, о нас моляся не престай, да и мы возможем с тобою купно Господеви воспевати: Аллилуйя.

Икос 10

Совет

Стена твердая и прибежище благоутишное всем с молитвою теплою и верою несомненною к заступлению твоему притекающим явился еси, ищущим спасения токи благодати Божия источая, яко Господеви Всемилосердному трудолюбно поработав и вражию всю силу, козни и ловительства, яко паучину, разтерзав, победоносец показался еси и ко Христу венценосец востекл еси, радуяся. Сего ради и мы славословие тебе приносим сице:

Радуйся, ран греховных врачивателю благоискусный;

Радуйся, сердец скорбящих утешителю благословенный;

Радуйся, верными последователями Сына Божия нас быти сподобляющий;

Радуйся, желание к деланию добродетелей внушающий;

Радуйся, возлагающим упование на тя росту духовному пособствующий;

Радуйся, всех с верою приходящих к тебе благодатно освящающий;

Радуйся, преподобне отче наш Косьмо, теплый о нас к Богу молитвенниче!

Кондак 11

Пение немолчное даже до днесь совершается у святыя раки твоей, угодниче Божий Косьмо: мнози бо, в нуждах сущии, ведят тя помощника благопоспешлива и молитвенника благоуветлива. Темже ныне вся Владимирская земля благодарне вопиет прославльшему тя Богу: Аллилуия.

Икос 11

Светозарное светило, лучами христианских добродетелей сияющее, явился еси, небо церковное украшая, богомудре, сице просим тя, преподобне Косьмо, не забуди и ныне нас, воспоминающих подвизи святаго жития твоего и песнь усердно тебе приносящым ходатайствуй во спасение: тя бо, о всеблаженне, молитвенника и предстателя ко Господу стяжавше, надежды не отщетимся, верно тя чтущих и сице вопиющих:

Радуйся, Бога Отца Безначального благоговейный служителю.

Радуйся, Ипостаснаго Бога Слова неумолчный провозвестниче.

Радуйся, Бога Духа Всесвятаго избранное жилище.

Радуйся, Живоначальныя Троицы носило и похваление.

Радуйся, умственные идолы наши скоро сокрушающий;

Радуйся, ко Христу Распятому взоры духа направляющий;

Радуйся, преподобне отче нашКосьмо, теплый о нас к Богу молитвенниче!

Кондак 12

Благодать данную ти от Бога ведяще благоговейно поклоняемся святым мощем твоим, лобызаем святолепное изображение лика твоего и просим тя, святый и многомилостивый покровителю наш: призри на ны, по Бозе и Богородице на тя надежду возлагающих и вознеси о нас теплую молитву к Богу, да, грех ради наших, не отвратит Лица Своего от нас, егда вопием Ему: Аллилуиа.

Читайте также:  Икона максима исповедника, его творения и житие

Икос 12

Воспевая праведное житие твое, величаем тебя, святый отче Косьмо, славим праведное житие твое, заступниче преблагий наш, и просим тя: паки воспламени среди народа российскаго огонь веры Христовой, дабы ревнуя благочестивым деяниям прародителей своих, люди сии вернулися ко Спасителю и заповедем Его. Мы же с надеждою паки зовем ти сице:

Радуйся, от суеты многообразной ум наш освобождаяй;

Радуйся, к познанию благаго промысла Божия нас обращаяй;

Радуйся, к неленостному творению молитвы привлекаяй;

Радуйся, благоплодностью души наша наполняющий;

Радуйся, благословляти всякаго человека научающий;

Радуйся, от теплохладности и суетности сердца наша исцеляющий;

Радуйся, преподобне отче наш Косьмо, теплый о нас к Богу молитвенниче!

Кондак 13

О святый преподобный и богоносный отче наш Косьмо! Призри на нас немощных, во многия согрешения по вся дни впадающих и благоприятным твоим ходатайством избави нас от всякаго искушения противнаго и страх Божий всели в сердца наша, да в добродетели, творении дел благих и богоугодных поживше в веце сем, блаженныя кончины жизни сподобимся и со всеми в радости нескончаемей воспоем: Аллилуиа.

Кондак 13

О святый преподобный и богоносный отче наш Косьмо! Призри на нас немощных, во многия согрешения по вся дни впадающих и благоприятным твоим ходатайством избави нас от всякаго искушения противнаго и страх Божий всели в сердца наша, да в добродетели, творении дел благих и богоугодных поживше в веце сем, блаженныя кончины жизни сподобимся и со всеми в радости нескончаемей воспоем: Аллилуиа.

Кондак 13

О святый преподобный и богоносный отче наш Косьмо! Призри на нас немощных, во многия согрешения по вся дни впадающих и благоприятным твоим ходатайством избави нас от всякаго искушения противнаго и страх Божий всели в сердца наша, да в добродетели, творении дел благих и богоугодных поживше в веце сем, блаженныя кончины жизни сподобимся и со всеми в радости нескончаемей воспоем: Аллилуиа.

Икос 1

Ангельскому поревновав житию и великим во отцех подобяся, всего себе отрешил еси мiрскаго сплетения, к подвигам же постничества мужески вооружився, опасно путем Божиих заповедей шествовал еси, блаженне. Темже и мы, верно чтущии твою священную память, похвалами ублажаем тя сими:

Радуйся, ангельскаго жития подражателю:

Радуйся, древних великих отец житию приемниче.

Радуйся, заповедей Божиих хранителю усердный.

Радуйся, невидимых врагов мужественный победителю:

Радуйся, отеческих Богодухновенных преданий отважный ревнителю:

Радуйся, монашескаго постническаго жительства законоположителю.

Радуйся, преподобне отче наш Косьмо, теплый о нас к Богу молитвенниче!

Кондак 1

Избранный чудотворче и предивный угодниче Христов, скорый помощниче и молитвенниче наш, праведне отче Косьмо! Величающе прославльшего тя Господа, похвальная восписуем ти, к раце мощей твоих притекающе. Ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободи, зовущих:

Радуйся, преподобне отче наш Косьмо, теплый о нас к Богу молитвенниче!

Молитва

Обратите внимание

О, преподобне отче наш Косьмо, аще и скончал еси свою временную жизнь, но духом своим не отступай от места сего святаго. Молим тя, имея дерзновение ко Всемилостивому Спасу и Пречистой Его Матери, принеси к престолу Царя всех наши недостойныя и грешныя моления о скорбех, нуждах и напастях наших; не остави твоею помощию.

Укрепи нас шествовати по стезям заповедей Господних, и безропотно нести крест свой до конца. Сохрани нас от врагов видимых и невидимых. Даруй нам христианскую кончину и на страшном суде Христовом явися нашим заступником и ходатаем.

Да твоима молитвами соблюдаемы и сохраняемы пребудем, славяще Святую Троицу Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Источник: http://acathist.ru/literatura/item/akafist-svyatomu-prepodobnomu-kosme-yakhromskomu

Яхромская икона Божией Матери

 Во Владимиро-Суздальсжой земле, недалеко от г. Владимира, в конце XV в. возникла небольшая обитель, прославленная деяниями двух святых – преподобного Космы Яхромского, основоположника монастыря, и святителя Митрофана Воронежского. Глав¬ной святыней Косьминой обители была Яхромская чудотворная икона, обретенная в 1482 году ее основателем. По преданию, прп.

Косма был сыном «боярина», жившего в «пределах владимирских». Видимо, из-за недостатка средств он был отдан на воспитание «соседу-помещику», «из бояр Секериных», и путешествовал по городам и весям с «господином-боярином», искавшим исцеления от болезни. Однажды летним днем они остановились у реки Яхрени (Яхромы).

Когда болящий погрузился в сон, отрок внезапно увидел необычайный свет и услышал голос: «Внемли и разумей глаголы жизни, яви житие богоугодное, и пожелай радости праведных, да насладишься вечных благ». Он за¬метил, что лучи блеснувшего ему света исходили от иконы Богоматери, явившейся на дереве. Взяв св. образ с дерева, он поднес его к болящему, и тот получил исцеление.

Следуя небесному внушению, юноша с иконой Богоматери тайно удалился от исцеленного, пришел в Киево-Печерскую обитель и принял постриг. После нескольких лет иноческих подвигов Косьма по откровению Божию, взяв с собой явившуюся ему икону, вернулся на то место, где обрел святой образ, и здесь соорудил церковь во имя Успения Богоматери, в которой поставил чудотворную икону.

Сам он поселился возле храма, при котором вскоре образовалась Косьмина обитель.

 В XVII столетии, вероятно при царе Алексее Михайловиче, из Космина монастыря был взят в Москву «чудотворный медный литой» образ Пресвятой Богородицы.

В сказании о нем говорится: «Образ Пресвятыя Богородицы Яхромския чудотворный медный литой в Шахматицы явися в лето 6990 (1482) октября в 14 день преподобному игумену Козьме Яхромскому чудотворцу близ града Юрьева Польского за 15 поприщ, на древе вязу. Явися образ медный, мерою чет¬верть аршина.

Преподобный бе тогда во младости и не пострижен…». Согласно сказанию, образ был возвращен в обитель в 1685 году, дальнейшая судьба его неясна.

Важно

 В XVIII—XIX веках «Яхромской» в Косьмином монастыре называли два изображения Божией Матери: образ Богородицы с Младенцем, по иконо¬графическому типу «Умиление», и древнюю икону Успения – и торжественно праздновали явление прп.

Косме Яхромской иконы (14/27 октября) и память Успенской иконы (в девятую пятницу по Пасхе). Обе эти святыни Косминой обители не сохранились.

Еще одна чтимая монастырская икона Яхромской Божией Матери, изображенная на серебряном ковчеге-мощевике начала XVI века, ныне находится в музее в г. Суздале.

 В кремлевском Благовещенском соборе сохранилась икона XIV века Богородицы с Младенцем точно такой же иконографии, как и «Яхромская», но с изображением Младенца Иисуса на правой, а не на левой стороне.

Современные исследователи полагают, что этот древний образ был родовой святыней либо самого преподобного Космы, либо исцеленного «боярина» из знатного рода Секериных.

В течение двух веков он хранился в Косминой обители, а в XVII столетии вместе с явленным «чудотворным медным литым образом» был взят в Москву и остался в царском храме Благовещения.

 В дни гонений древняя Косьмина обитель была закрыта, но удивительным образом монастырские каменные храмы и братский корпус, построенные в XVII веке свт. Митрофаном Воронежским, стоят и доныне.

В то время как десятки церквей в окрестных селах навсегда были стерты с лица земли, остались почти невредимыми храм Нерукотворного Образа и древняя соборная церковь Успения, избежал разрушения надвратный храм Святителя Николая.

Совет

В 1990-е годы жители села Небылова, в центре которого стоит Успенская обитель, начали возрождать церковно-приходскую жизнь, а вскоре здесь появились и немногочисленные насельники. Главные святыни монастыря по-прежнему мощи прп. Косьмы Яхромского и копия чудотворной Яхромской иконы Богородицы.

Источник: http://www.pdsem.mrezha.net/ikony_bojiy%20matery/136.html

14 (27) октября 2018 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.2)

filin_dimitryПродолжение…

Преподобный Гервасий Каракальский

Преподобный Гервасий родился в селении Гомати на полуострове Халкидика. Принял постриг и подвизался в афонском монастыре Каракал.

Принял на себя подвиг юродства Христа ради и пешком путешествовал по Святой Горе из обители в обитель.После смерти преподобного Господь явил людям его святость.

Мощи святого Гервасия благоухали и служили источником благодатной помощи.Единственный исторический источник, упоминающий о Гервасии Каракальском – рукопись Досифея Лесбосского из обители Костамонит 1845 года.

Память святого Гервасия совершается 14 (27) октября и в первую субботу мая.

(по материалам: http://agionoros.ru/docs/2035.html)

Святитель Игнатий (Агаллианос), митрополит Мифимнский, Лесвийский

В миру Агаллианос (Αγαλλιανός) Иоанн, вероятно родился около 1480 года в селении Фарангас близ Каллони на острове Лесбос. Он с дестства показывал склонность к монашеской жизни, но по воле отца, священника, женился на благочестивой девушке Марии. Вскоре Иоанна поставили во священники и он окормлял верующих в родной деревне. Отец Иоанн был образованный писец и поэт.

Когда от чумы скончалась его жена и все дети, кроме Мефодия, Иоанн принял монашество с именем Игнатий. Близ села Фарангас стоял заброшенный храм монастыря Богородицы Мирсиниотиссы (Μυρσινιώτισσα, Παναγίας της Mυρσίνης). Церковь стояла на земле его семьи, и Игнатий восстановил её, поселившись при храме вместе со своим престарелым отцом Мануилом и сыном Мефодием.

Здесь они построили несколько новых зданий и положили начало малой обители. Когда всё более христиан стали собираться к нему, Игнатий решил сделать Мирсиниотисскую обитель женской, а мужской монастырь устроить на новом месте.

В 1526 году он обосновался на руинах Архангело-Михаиловского храма Лимонской обители близ Каллони, также на его родовой земле, и начал устраивать тут мужской монастырь. Будучи настоятелем Лимонского монастыря, он построил тут соборный храм, устроил школы, библиотеку, лечебницу и иные благотворительные учреждения.

Устроенное им в монастыре училище, Лимониада, стало просветительским центром Лесбоса и просуществовало до 1923 года. В марте 1530 Игнатий составил своё завещание, которое, вместе с тремя письмами к монахиням Мирсиниотисского монастяры, на деле представляло устав обителей. Святой Игнатий вверял все земли и собственность монастырям.

По поводу монашеской жизни, главным его заветом было сохранение общежительного порядка, выборность игумена и отсутствие частной собственности у монахов. Монахам Лимонской обители вверяется попечение о монахинях Мирсиниотисского монастыря, и оговариваются условия, при которых монах может войти в женскую обитель. Вскоре после написания завещания, Игнатий отправился в Константинополь.

Обратите внимание

Во время его пребывания там скончался прежний митрополит Мифимнский, Макарий, и Священный Синод избрал Игнатия его наследником. В 1531 году последовало его рукоположение во епископа с возведением в сан митрополита Мифимнского. По конец жизни святитель Игнатий ушёл на покой и окончил земные дни вновь в Лимонской обители, как простой монах и учитель.

Дата его кончины приводится различно, но один из монастырских архивных документов османской эпохи относит её к 1566 году.(монастырь Богородицы Мирсиниотиссы (Μυρσινιώτισσα, Παναγίας της Mυρσίνης), о. Лесбос, Греция)Святитель был погребён в алтаре соборного храма Мирсиниотисского монастыря.

Священномученик Ферапонт Кипрский, митрополит Лимассольский


Память 14 мая (Кипр.), 27 мая – перенесение мощей (Кипр.), 14 октября (Кипр.)
Время и жизни подвига святого неизвестны. В посвящённом ему храме Лимассола хранятся чудотворная икона священномученика Ферапонта и часть его святых мощей. Упоминая о священномученике под 14 мая в своих “Житиях”, преподобный Иустин (Попович) обращает внимание на то, что “этого святого Ферапонта следует отличать от одноимённых святых, празднуемых 25 и 27 мая”.

Преподобный Косма Яхромский

Память 18 февраля, 14 октября, в Соборах Владимирских и Киевских святых

Преподобный Косма Яхромский был слугой одного боярина и во время продолжительной болезни своего господина утешал его чтением книг. Как-то, переезжая из города в город, они остановились на реке Яхроме.

Здесь преподобному Косме явилась на дереве икона Успения Пресвятой Богородицы, от которой он слышал голос, повелевавший быть ему иноком и устроить монастырь. Его больной господин тогда же получил от иконы исцеление, а преподобный Косма отправился в Киев и в Печерском монастыре принял постриг.

Потом с явленной иконой Богоматери он, по внушению свыше, снова отправился на Яхрому и в 40 верстах от г. Владимира, при пособии добрых христиан, построил храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. К преподобному стала собираться братия, и образовался монастырь. Преподобный Косма был избран игуменом.

Слава о иноческих подвигах святого доходила в те времена даже до великого князя.(Свято-Успенский Косьмин мужской монастырь – Небылое – Юрьев-Польский район)Преподобный Косма скончался в глубокой старости 18 февраля 1492 г. и был погребен в основанной им обители.

Память ему также творилась 14 октября, в день празднования Божией Матери ради Ее иконы Яхромской.

Тропарь преподобного Космы Яхромского

глас 4Горняго желая премирнаго жития,/ дольняя возненавидел еси,/ и, взем крест свой, последовал еси Христу,/ и в пустыню вселился еси, досточудне,/ в ней подвизася в пениих, в бдениих и пощениих./ Темже в тя вселися Пресвятый Дух,/ но яко имея дерзновение ко Христу Богу,/ испроси людем православным здравие и спасение/ и не забуди посещая чад своих,/ совершающих священную память твою,/ Космо, преподобне отче наш.

Читайте также:  Икона «благодатное небо» в чем помогает - православные иконы и молитвы

Кондак преподобного Космы Яхромского

глас 8Душевныя страсти из корене исторгая,/ в пустыню вселился еси, преподобне,/ и неболезненную жизнь в болезнех восприял еси,/ болезнем же лютым уставлявши озлобления просящим у тебе с верою./ Темже разреши болезни наша душевныя и телесныя, да зовем ти:/ радуйся, Космо Богомудре.

Святитель Бурхард (Burkard, Burchard), первый епископ Вюрцбургский

(Статуя святителя Буркхарда на главном мосту города Вюрцбург, Бавария)Святой происходил из народа англосаксов. После смерти родителей он покинул землю отцов и отправился проповедовать Слово Божье в языческую Германию. Его вдохновил примеро соотечественника – Св. Бонифация – Винфрида, к которому он попросился в помощники. Произошло это около 732 года, когда Св. Бонифаций являлся уже архиепископом. Вскоре Св. Буркхард зарекомендовал себя как строгий подвижник и ревностный проповедник и был посвящён в епископы основанной Св. Бонифацием Вюрцбургской епархии (включавшей в себя как земли Баварии так и Тюрингии). 22 октября 741 года Св. Буркхард вместе со Св. Виттой (Альбинусом) принял участие в рукоположении Св. Вилибальда (брата Св. Вальбурги) во епископы Эйхштетта. В 742 года святитель Буркхард в качестве епископа новооснованной епархии принял участие в первом всегерманском церковном синоде. В своём письме ко Св. Бонифацию римский первосвятитель Св. Захария утвердил учреждение Вюрцбургской епархии. Став епископом Св. Буркхард ещё ревностнее стал проповедовать христианство и искоренять языческие обычаи своей паствы. В 748 году святитель посетил Рим, чтобы сделать доклад римскому папе о положении дел в обращённой ко Христу Франконии и обсудить различные церковно-организационные вопросы. Святителя Буркхарда очень почитал франкский майордом Пепин Короткий.Когда Пепин снарядил посольство к римскому папе Св. Захарии, чтобы тот рассудил – кому быть королём франков – Пепину или «ленивому» Меровингу Хильдерику III, то поручил возглавить сие посольство Св. Буркхарду и аббату Сен – Дени Св. преподобному Фульраду. 8 июля 752 года под руководством Св. Буркхарда было совершено обретение мощей Св. священномученика Киллиана и его сподвижников Св. Коломана и Св. Тотнана. Незадолго до своей смерти Св. Бурхард передал епископство своему преемнику Св Магингауду (Megingaud) и вместе с 6 иноками отправился в лесистую местность, находящуюся ныне недалеко от города Хофбург на Майне, где основал скит и окончил свои дни в подвигах пустынножительства. По преданию, он жил в пещере, которая теперь носит его имя «Burkhardusgruft». Сразу после смерти Буркхарда его тело было возвращены в Вюрцбург и с почестями захоронено.(Церковь св. Бурхарда (XV век) ( St. Burhard church), Вюрцбург, Бавария, Германия)Обретение и перенесение мощей Св. Буркхарда в монастырь во имя Св. Андрея произошло по почину вюрцбургского епископа Бруно (годы епископства 984 – 990). Произошло это событие 14 октября 988 года. В это день и было установлено празднование его памяти.

(по материалам: http://western-saints.livejournal.com/)

Преподобный Ферапонт Киланийский

Память 14 октября (Кипр.), 27 мая – местный праздник в Килани

Один из трёхсот “иноземных отцов” (иногда называемых аламанами). Подвизался близ кипрской деревни Килани.

Источник: https://ljubov-i-svet.livejournal.com/1631322.html

Канон святому преподобному Косме Яхромскому

Пе́снь 1.

Ирмо́с: Пои́м Бо́гу от го́рький рабо́ты фарао́новы изба́вльшему Изра́иля, и о́гненным столпо́м и све́тлым о́блаком наста́вльшему, я́ко просла́вися.

Я́ко безпло́тен, блаже́нне, на земли́ пожи́в, и ны́не на Небеси́ с ли́ки преподо́бных счетава́яся, с ни́ми же ра́дуяся, помина́й на́с, чту́щих тя́ ве́рно.

Сою́зом грехо́вным помраче́нное се́рдце мое́, просвети́, блаже́нне Космо́, те́плыми твои́ми ко Влады́це моли́твами.

Умо́м очи́щенным Бо́гови порабо́тился еси́, блаже́нне, целому́дрием теле́сным и чистото́ю ду́шу твою́ просвети́л еси́.

Богоро́дичен: Прему́дрость и Сло́во О́тчее несказа́нно ро́ждшая, души́ мое́й лю́тую исцели́ я́зву и серде́чную укроти́ боле́знь.

Пе́снь 3.

Ирмо́с: Ты́ еси́ утвержде́ние притека́ющих к Тебе́, Го́споди, Ты́ еси́ све́т омраче́нных, и пое́т Тя́ ду́х мо́й.

Важно

Ду́хом разжже́н бы́в, о́тче, труды́ подъя́л еси́, я́ко безпло́тен, возвы́сився смире́нием, верхи́ бесо́вския смири́л еси́, всече́стне, сла́ва и́ноком и утвержде́ние.

По у́зкому пути́ ходи́л еси́ Боже́ственными восхожде́нии, простра́ннаго же пути́ от ю́ности удаля́яся и неви́димаго, о́тче, зми́я смири́л еси́, смире́нием огра́ждьшся.

Моле́бный гла́с мо́й услы́ша, о́тче преблаже́нный, и не забу́ди раба́ твоего́, воспева́ющаго честны́я твоя́ по́двиги.

Богоро́дичен: Уста́ви неуста́вное помышле́ние, Чи́стая Ма́ти Бо́жия, Сы́ну Своему́ моля́щися, и напра́ви смуще́нная движе́ния се́рдца моего́.

Седа́лен, гла́с 8:

Ра́зума тве́рдостию украша́яся, преподо́бне, плотски́я тя́гости отве́рг, зми́еву горды́ню попра́л еси́ и оби́телище избра́нно бы́л еси́ Пресвято́му Ду́ху, неукло́нным ра́зумом порабо́тился еси́ Христу́ Бо́гу, всеблаже́нне Космо́, Того́ моли́ грехо́в оставле́ние дарова́ти чту́щим любо́вию святу́ю па́мять твою́.

Богоро́дичен: Я́ко Де́ву и Еди́ну в жена́х Тя́ без се́мене ро́ждшую Бо́га пло́тию, вси́ ублажа́ем ро́ди челове́честии, О́гнь бо всели́ся в Тя́ Божества́, и я́ко Младе́нца дои́ши Зижди́теля и Го́спода.

Те́м А́нгельский и челове́ческий ро́д, досто́йно сла́вим пресвято́е рождество́ Твое́ и согла́сно вопие́м Ти́: моли́ Христа́ Бо́га, согреше́ний оставле́ние дарова́ти покланя́ющимся ве́рою пресвято́му Рождеству́ Твоему́.

Пе́снь 4.

Ирмо́с: Все́л еси́ на ко́ни, апо́столы Твоя́, Го́споди, и прия́л еси́ рука́ма Твои́ма узды́ и́х, и спасе́ние бы́сть ежде́ние Твое́, ве́рно пою́щим; сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.

Все́л еси́ на коня́, в путе́х пра́вых неукло́нно ше́ствовал еси́, дости́гл еси́, блаже́нне, широты́ ра́йския и по́стническим лико́м счета́лся еси́.

В пусты́ню Боже́ственным манове́нием представля́ем, преподо́бне, жела́нием всели́лся еси́ и в не́й подвиза́лся еси́ кре́пкими по́двиги и поще́нием, мона́шествующим показа́лся еси́ ве́рх и основа́ние и научи́ вопи́ти: сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.

Хра́м Го́сподеви Боголе́пен воздви́гл еси́, и Того́ Ро́ждшей именова́л еси́, по о́бразу я́вльшемуся тебе́ свы́ше: в не́мже и сла́вятся при́сно честны́я твоя́ по́двиги, Космо́ всеблаже́нне.

Богоро́дичен: Ра́дуйся, Влады́чице Де́во, це́рквам еси́ красото́, правосла́вным похвале́ и держа́во; непреста́нно моли́ся, Богоро́дице, Сы́ну Твоему́, сохрани́ти Це́рковь Святу́ю и лю́ди правосла́вныя от вся́каго обстоя́ния.

Пе́снь 5.

Ирмо́с: Просвети́ на́с повеле́нии Твои́ми, Го́споди, и мы́шцею Твое́ю высо́кою, Тво́й ми́р пода́ждь на́м, Человеколю́бче.

Совет

Просвеща́ем у́м тво́й Боже́ственными ра́зумы, теле́сных страсте́й превы́ше бы́в непреме́шен, земны́м нося́ начерта́ние, блаже́нне.

О́тче треблаже́нный, не забу́ди посеща́я ча́д свои́х, соверша́ющих честну́ю па́мять твою́, я́ко да моли́твами твои́ми избу́дем от вся́кия ну́жды.

Но́щь грехо́вная покры́ла мя́ е́сть, о́тче, но озари́ мя́ покая́нием, преподо́бне, я́ко да омы́ю скве́рну от окая́нныя моея́ души́.

Богоро́дичен: Всесве́тлым укра́шена све́том, Богора́дованная Ма́ти, Ты́ бо породи́ честне́йши все́х Христа́ Бо́га на́шего, Его́же моли́, да изба́вит ны́ от вся́ких напа́стей.

Пе́снь 6.

Ирмо́с: Ри́зу мне́ пода́ждь све́тлу, одея́йся Све́том, я́ко ри́зою, Многоми́лостиве, Христе́ Бо́же на́ш.

Ма́слина вои́стинну Бо́жия плодови́та, ты́ бы́л еси́, преподо́бне; еле́ем трудо́в твои́х утиши́ ли́ца, Космо́ всечу́дный, ве́рно хва́лящих тя́.

Земны́й А́нгел и Небе́сный челове́к бы́л еси́, преподо́бне, исто́чник умиле́ния, ми́лования струя́ и пучи́на чудесе́м.

Сле́зными пото́ки и по́стными по́ты у́глия сла́дости погаси́л еси́, преподо́бне, и в чудесе́х, сла́вна тя́ показа́ Госпо́дь, Космо́ блаже́нне, и украси́ тя́ Вы́шними дарова́нии.

Богоро́дичен: Прокля́тся сме́рть Тобо́ю и а́дово жа́ло притупи́ся, Ма́ти Чи́стая, Ты́ бо Безсме́ртнаго Влады́ку Христа́ пло́тию родила́ еси́.

Конда́к, гла́с 8.

Душе́вныя стра́сти из ко́рене исторга́я, в пусты́ню всели́лся еси́, преподо́бне, и неболе́зненную жи́знь в боле́знех восприя́л еси́, боле́зней же лю́тым уставля́еши озлобле́ния прося́щим у тебе́ с ве́рою. Те́мже разреши́ боле́зни на́ша душе́вныя и теле́сныя, да зове́м ти́: ра́дуйся, Космо́ Богому́дре.

И́кос:

Покая́ния две́ри отве́рзи ми́, всеблаже́нне, да омы́ю скве́рну от окая́нныя моея́ души́ и те́ла моего́ вся́ чу́вства очи́сти, да любо́вию зову́ ти́ благода́рственная: ра́дуйся, по́стником удобре́ние и и́же са́м собо́ю о́браз показа́вый; ра́дуйся, исто́чниче пресла́дкий, и́же напоя́я ве́рных сердца́ уче́нии; ра́дуйся, и́же но́щь на́шего неразу́мия отгоня́ющи смиренному́дрым уче́нием; ра́дуйся, слове́с твои́х благода́ть теплота́ бы́сть мно́гим Боже́ственному восхожде́нию; ра́дуйся, прелюби́мая весна́, израща́ющая все́м Боже́ственную любо́вь; ра́дуйся, прекра́сный кри́не, и́же любо́вным взо́ром все́х ко Христу́ влеки́й; ра́дуйся, измени́вый вре́менная, ве́чными; ра́дуйся, е́же возжеле́, то́ и соверши́; ра́дуйся, ве́рным по Бо́зе изве́стная наде́жда; ра́дуйся, се́рдца моего́ ко Го́споду пригвожде́ние моли́твою де́нь и но́щь; ра́дуйся, кра́сное доброде́тели храни́лище; ра́дуйся, пастыренача́льниче слове́сных ове́ц; ра́дуйся, гра́ду Влади́миру похвале́, все́м притека́ющим покро́в и заступле́ние; ра́дуйся, Космо́ Богому́дре.

Пе́снь 7.

Ирмо́с: А́нгелом о́троки из огня́ спасы́й и гремя́щую пе́щь преложи́вый на ро́су, благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.

Обратите внимание

А́нгельским житие́м, блаже́нне, пожи́л еси́, труды́ плодо́в свои́х умно́жил еси́, и процве́л еси́ Дави́дски, я́коже фи́никс, воспева́я: благослове́н еси́, Го́споди, Бо́же оте́ц на́ших.

Восхваля́ем тя́, о́тче Космо́, блаже́нный, ты́ же моли́ в па́мяти твое́й Христа́ Бо́га, лука́вства сатанина́ изба́вити на́с, воспева́ющих, благослове́н еси́, Го́споди, Бо́же оте́ц на́ших.

Безпу́тием заблужде́ннаго и зимо́ю грехо́вною олядене́вшаго мя́ согре́й, Космо́ преподо́бне, и научи́ вопи́ти: благослове́н еси́, Го́споди, Бо́же оте́ц на́ших.

Богоро́дичен: Прия́ла еси́ вои́стинну Боже́ственное Сло́во во чре́во Твое́, и Сего́ па́че естества́, Пречи́стая, родила́ еси́. Его́же моли́ изба́вити от бе́д рабы́ Твоя́, вопию́щия: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.

Пе́снь 8.

Ирмо́с: От Отца́ пре́жде ве́к Рожде́ннаго и от Ма́тере в после́дняя воплоще́ннаго, свяще́нницы, благослови́те, лю́дие, превозноси́те во вся́ ве́ки.

И́нок и́стинен бы́л еси́, простра́ннаго пути́ удаля́яся, широты́ ра́йския дости́гл еси́ и та́мо дре́ву живо́тному причаща́ешися, ра́дуяся, во ве́ки.

До́м душе́вный доброде́телей бы́л еси́, и пра́вости пра́вило, Космо́ пречу́дный, испра́вил еси́ и ны́не бу́дущих бла́г дре́ву живо́тному причаща́ешися, ра́дуяся, во ве́ки.

Лико́м преподо́бных сочета́лся еси́, и по́стническим житие́м укра́сился еси́, Космо́ преподо́бне, ны́не рая́ пи́щи дре́ву живо́тному причаща́ешися, ра́дуяся во ве́ки.

Богоро́дичен: Под ле́том бы́вши, И́же от Отца́ безле́тно возсия́вшаго, Богома́ти, на́м родила́ еси́, Его́же моли́ спасти́ пою́щия Тя́ во ве́ки.

Пе́снь 9.

Ирмо́с: Чи́стую сла́вно почти́м, лю́дие, Богоро́дицу, О́гнь Божества́ прии́мшую во чре́ве неопа́льно, пе́сньми велича́ем.

Чи́стое и кра́сное храни́лище доброде́телей бы́л еси́, Космо́ блаже́нный: сего́ ра́ди я́ко моли́твенника те́пла о на́с ко Го́споду при́сно предлага́ем и непреста́нно тя́ ублажа́ем.

От се́рдца боле́знь, от о́чию сле́зы, от души́ покая́ние, приими́, преподо́бне! и ко Го́споду те́пле принеси́, я́ко да непреста́нно тя́ ублажа́ем.

Важно

Всече́стне Космо́! Сохрани́ певцы́ твоя́ неви́димо, о́тче, си́лою моли́тв твои́х ко Влады́це, я́ко да непреста́нно тя́ велича́ем.

Богоро́дичен: А́нгели и Арха́нгели, проро́цы и апо́столи и ве́сь ли́к преподо́бных; с преблаже́нным Космо́ю ко Христу́ приле́жно с Пречи́стою Его́ Ма́терию за ве́сь ми́р моли́теся, я́ко да непреста́нно ва́с восхваля́ем.

Свети́лен:

Просла́ви тя́ Госпо́дь в чудесе́х, всеблаже́нный Космо́, и преста́вил тя́ е́сть от тли́ на безсме́ртие, Своего́ уго́дника, сего́ ра́ди па́мять твою́ ве́рно восхваля́ем.

Богоро́дичен: Тя́ пе́сньми немо́лчными ублажа́ем, Де́во, и́же от Тро́ицы Еди́наго родила́ еси́, Богоро́дице, и но́сиши на Боже́ственную Твое́ю руку́ Пребога́тое Сло́во, Его́же пе́сньми немо́лчно велича́ем.

Источник: http://akafistnik.ru/kanony-russkim-svyatym/kanon-svyatomu-prepodobnomu-kosme-yakhromskomu/

Один день из жизни космы яхромского

Преподобный Косма Яхромский

Жизнь и подвиг преподобного Космы есть, по мнению его агиографа, один из многих эпизодов нескончаемого Божественного домостроительства, цель которого – спасение души каждого человека, пришедшего в мир.

В этом свете и проповедь апостола Андрея, по преданию благословившего киевские горы и предвозвестившего Божию славу, которая осенит со временем русскую землю, и обращение в христианство князя Владимира, и подвижничество преподобного Феодосия в Печерском монастыре составляли необходимые ступени к тому, чтобы однажды, в XV веке, во Владимире-на-Клязьме родился мальчик, который со временем примет постриг с именем Косма (вероятно, в честь знаменитого византийского песнотворца VIII века) и жизнью, а не рукописью, проповедью дел, а не слов напишет свою главу в истории Русской Церкви и русской святости. Впрочем, истинной родиной преподобного был не столько древний Владимир, будь он основан обладателем знаменитой Мономаховой шапки или же самим Крестителем, сколько та идеальная земля кротких, о которой говорят слова Давидовой Псалтири, земля, обещанная Владыкой Христом тем, кто смирен сердцем.Благочестивые родители Космы (мирское имя преподобного, к сожалению, не сохранилось[1]) отдали сына в услужение одному из вельмож Владимира, который свято чтил Пресвятую Богородицу и с благоговейной заботой занимался воспитанием благодатного отрока. Семена благочестия, что сеял вельможа в душе будущего молитвенника, падали на плодовитую почву его боголюбивой души и в скором времени всходили, давая обильные плоды смирения, послушания и целомудрия. Отрок проявил большие дарования в деле обучения Священному Писанию и с примерным рачением изучал творения святых отцов, так что вскоре господин, несмотря на молодой возраст воспитанника, стал внимать его скромным советам и нетщеславным увещаниям, которые были исполнены к тому же сочувствием и искренней душевной симпатией.В ту пору господин, облеченный властью, богатством и имеющий в услужении раболепных холопов, не мог и представить, коль скоро его блестящее положение изменится на прямо противоположное и из хозяина жизни и городского владыки он превратится в обремененного многими болезнями страдальца. Очень скоро утроба господина болезненно выросла и с каждым днем, казалось, продолжала расти все более и более. И хотя агиограф XVI столетия едва ли точно мог, да и стремился описать симптомы тяжкого недуга, который постиг этого человека, кажется вероятным предположение о том, что несчастный страдал от злокачественной опухоли… Страшный недуг, повергающий в ужас и наших современников, несмотря на весь прогресс, которым было ознаменовано более чем 600-летнее развитие медицины с той поры, когда жил Косма! Что же говорить о той эпохе?!

Читайте также:  Псалом на деньги и удачу - православные иконы и молитвы

Когда первый и, как всегда бывает в таких случаях, неожиданный удар постигшего вельможу горя смягчило время, он, желая подражать многострадальному Иову, со смирением и верой принял недуг, посланный ему Провидением, и всей душой стремился благодарить Бога за это тяжелое испытание.

В те дни, когда приступы боли выбивали из глаз несчастного голубые искры страдания, ближайшим другом и утешителем больного стал его воспитанник, будущий Косма.

«Если мы приняли благое от Создателя и Бога, ужели не потерпим нашедших напастей, горечь которых хотя и болезненна, но непродолжительна? Ты же, господин, уповай на Господа и Его Матерь, предстательством Которой ты некогда стяжал свои богатства и накормил стольких вдов и сирот. Та не оставит тебя и в этой беде», – так утешал юноша своего господина.

Вельможа с благодарностью пожимал руку юного друга в знак согласия и скорее взглядом, нежели словами, просил его молиться о своем исцелении.

Впрочем, некоторое время спустя мысли его стали обращаться к погребальным пеленам и тишине сельского погоста (непременно сельского, в тени вековых сосен, рядом с могилами его родителей), а надгробное рыдание, которое уже слышалось ему в воображении, стало символизировать освобождение от мук.

Однако смерть не приходила, и, находясь долгое время на грани между миром временным и вечным, вельможа приказал носить себя от веси к веси в поисках такого знахаря, который, зная силу лесных кореньев и полевых трав, сможет облегчить его страдания, притупить боль.

Совет

Косма везде и всегда сопутствовал одру своего господина, отирал заботливой рукой капли пота, выступавшие на его лице, читал псалмы у его изголовья и воспевал гимны Пресвятой Богородице, из которых более других тот любил умилительное пение «Не ввери мя человеческому предстательству…»Однажды в жаркий полдень, когда слуги, несшие одр больного, удалились в соседнее селение, чтобы купить еды и узнать у местных жителей, есть ли в окрестностях искусный своим ремеслом целитель, юноша, с полчаса с глубоким сочувствием всматривавшийся в осунувшееся лицо своего опекуна, с печальным вздохом отошел в сторону. Путники остановились на опушке, в тени раскидистой липы. Чуть поодаль, проникая в лесную чащу, простиралось тихое кладбище, просека огибала его справа и вела далее, в неизвестную еще страну, загадочную страну далече. Там, в этой стране, с горечью подумалось Косме, ждут их новые деревни, новые знахари, которых так много уже встречали они на этом пути. Все они, подобно тем, которые остались позади, будут приходить к одру больного и с сосредоточенным вниманием исследовать его кожные покровы, ощупывать огромную опухоль, обезобразившую его утробу, причиняя тому нечеловеческие страдания. Косма невольно нахмурился, в красках представляя, как и сколько раз повторится эта бессмысленная мука.Иногда ему казалось, что господин, которого он с детского возраста знал как одного из добрейших и справедливейших людей, имел на своей совести какой-то страшный грех, совершенный, пожалуй, в молодости, много лет назад, еще до того, как Косма был принят в его гостеприимный дом, а может быть, и до того, как он родился. И вот этот грех, по мысли Космы, никак не оставлял несчастного, хотя, пожалуй, и был прощен, так что тот нарочно положил мучить себя и даже с тайным наслаждением позволял приблизиться к своему ложу этим бессильным шарлатанам, которых окружающие с каким-то необъяснимым для него почтением величали врачами.Косма пребывал в таких или подобных таковым мыслях, когда господин, впавший было в забытье, тихо, по-детски нежно застонал… Сколько раз юноша готов был забрать страдание своего господина себе, разделить его боль, перенять хоть малую толику той муки, которую он вынужден был безмолвно созерцать, но это было невозможно! Теперь же невольно, интуитивно (если бы кто-то ему указал на то, он испытал бы жгучий стыд) стремясь огородить свой слух от прерывистых стонов, юноша сделал еще несколько шагов в сторону поля.Здесь, по обочинам небольшой тропки, росли веселые соцветия земляники, в траве свиристели кузнечики, и легкое дуновение западного ветерка чуть колыхало прозрачные лепестки ромашек, то тут, то там мелькавших в густой траве. Юноша взошел на небольшой холм и стал вглядываться в линию горизонта: полуденное марево стирало острые очертания леса, сонные силуэты дальних гор плыли перед устремленным к ним взором. Если бы Косма поднял голову и взглянул вверх, то увидел бы парящего прямо над ним орла, который широкими взмахами крыл, казалось, готов был обнять всю поднебесную… Однако, несмотря на все усилия увидеть хоть что-то, помимо опавших ланит своего господина, его заостренного носа и лихорадочного румянца, покрывшего лицо, перед глазами юноши возникала именно эта маска, воплотившая страдание…Косма сел прямо на землю, обнял руками колени и глубоко задумался. Он думал о том, как сложится его жизнь после смерти опекуна. Мать с отцом, конечно, будут рады, если он вернется под их кров… Впрочем, не этого они ожидали от своего единственного сына, отправляя его «в люди», да и сам господин, конечно, уже сделал все необходимые распоряжения, чтобы в случае его кончины друг и наперсник смог устроить свое мирское жительство наилучшим образом. Несложно будет найти невесту (с приданым или без него), устроить свою семейную жизнь, заняться делами милосердия, продолжить то, чему он стал свидетелем в отроческие годы в дому своего благодетеля.Так значит так? Такой будет жизнь? Ему казалось, что он увидел все свое жизненное поприще от сегодняшнего полудня силы, здоровья и молодости до поздней ночи маститой старости в окружении детей и внуков, которым он непременно оставит в наследие не только движимое и недвижимое имущество, но и премудрые наставления вполне честного человека. У его одра при смерти будет также – рисовало ему воображение – множество сирых и убогих, которые с благодарностью благословят его последние часы, боясь потерять в его лице ходатая и заступника перед сильными мира сего. Косме казалось, что так оно и будет, и только дыхание господина, это хриплое сипение воздуха, проходящего сквозь потертые мехи натруженных легких, стояло на пути осуществления этого замысла. Когда он осознал этот безжалостный в своей прямолинейной выгоде факт, кровь, жарким покрывалом окутавшая его лицо, выдавила слезы стыда и раскаяния из глаз. Косма отмахнулся от своих мечтаний, порывисто встал и запел, произнося слова молитвы как бы от лица своего господина: «Не ввери мя человеческому предстательству, Пресвятая Владычице, скорбь бо обдержит мя…»

В это мгновение взор его привлекло яркое сияние в ветвях той самой липы, в тени которой лежал его господин. Юноша с изумлением увидел в основании одной из ветвей большую икону, которой – он готов был присягнуть – не было здесь всего несколькими минутами ранее. То был образ Пресвятой Богородицы.

Косма в изумлении, не вполне отдавая себе отчет в том, что делает, однако совершая все словно по писаному, простер дрожащие запястья по направлению к образу. Он был уверен, что незримая сила тотчас же отринет его прочь, как он читал об этом много раз в сказаниях о явлении святых икон, однако желание соприкоснуться со святыней было столь сильно, что он презрел опасность.

Вот он со зримым трепетом касается иконы, приподымает ее и с той любовью, с которой свойственно матери обнимать единственного и тяжело больного ребенка, привлекает к себе на грудь.

Сколько раз впоследствии вспоминал он этот момент, и ничто и никогда более не могло сравниться с тем чувством, которое наполнило его в то мгновение! Ничто и никогда! Даже принятие пострига в Печерской обители, которому суждено было случиться несколькими месяцами позднее! Этой радостью и бесконечным счастьем следовало, конечно же, поделиться с господином: он, больной, обеспамятевший от мучительных колик в животе, еще не знает, ему нужно рассказать! Косма, трепетно сжимая икону в руках, хочет рассказать господину о радостной вести, однако с изумлением замечает, что тот, только что натужно дышавший, заснул впервые за много дней крепким, здоровым сном. Тогда юноша, мгновение поколебавшись, возложил икону Богородицы на утробу господина: «Это самое больное место, Владычице, – с рачением усердного ходатая пояснил юноша, – господин очень болен и устал терпеть, помоги же ему, он ведь очень почитает Тебя». И Косма видит, как опухоль под легким бременем Богоматерней иконы тает, изменяется и вконец исчезает.

Икона Божией Матери Яхромская

Рука господина, сжатая в кулак, упала на землю и блаженно разомкнулась. Косма не верил своим глазам: столь юным, столь прекрасным собой, столь возвышенно благородным своего опекуна он еще не видел.

Юноша очень доволен, он никак не ожидал столь скорого исцеления и теперь с нетерпением ждал пробуждения господина, чтобы со слезами радости прижать его к своему сердцу. Но голос от иконы говорит ему, что время для объятий истекло, что он свято исполнил долг любви и заботы и что теперь наступает время уклоняться от объятий.

Богородица говорит, что ему надлежит идти в Киев, в обитель преподобных Антония и Феодосия. Там будет ждать его игумен и подвиги монашеского жития. Она велит принести Свою икону в дар братии и исполнить все, что будет велено ему старцами святой Лавры… Там он пробудет столько-то лет в посте и молитве, там он научится смирению и чистоте душевной, без которой невозможно узреть Бога.

Пойми, тебе уже давно, искони было определено место в величавом здании Божественного домостроительства! Иди же! Иди и молись! После, много лет спустя, когда игумен вполне уверится в твоей благонадежности, проси у него благословения на одинокую жизнь во владимирских лесах.

Обратите внимание

Он благословит тебя, не сразу, но благословит, тогда приходи сюда, к берегу Яхромы, и здесь строй хижину для упокоения тела от трудов и молитв. Несколько лет спустя Я пришлю к тебе Своих верных рабов, подобных тебе, и вместе вы станете молить Моего Сына, и Он станет внимать вашим молитвам и исполнит ваши прошения. А теперь – иди и молись!

Косма с дерзновением человека, не вполне осознавшего реальность происходящего, вспомнив о своих недавних мечтах, которые казались ему столь богоугодными, вопросил: если ему суждено сделать все, о чем было только что сказано, то кто же женится на невесте без приданого и умрет много лет спустя в окружении детей и внуков, под плач облагодетельствованных им сирот?– Он обязательно найдется, – ответила Богородица, – тот милосердный самарянин, который столь лестно рисуется в твоем воображении. Более того – он уже нашелся. И ты – видел его, и лежащий перед тобою – той есть… – и Пресвятая указала перстом на исцеленного господина.Сказала и – исчезла, оставив в руках Космы Свою икону.Когда несколько часов спустя господин проснулся, ни страшной опухоли, ни верного слуги уже не было. Он долго изумленно озирался и не знал, радоваться ли ему о нечаянном исцелении, плакать ли о разлуке с другом. Косма же шел на запад, в сторону Киева, и, когда солнце садилось впереди него, а тень все более удлинялась позади, виделась ему не серая пыль большой дороги, легкой дымкой взвитая его стоптанными сапогами, – виделись ему купола Успенского собора Киево-Печерского монастыря…

Источник: http://mozhblag.prihod.ru/2018/03/05/odin-den-iz-zhizni-kosmy-yaxromskogo/

Ссылка на основную публикацию