Валаамский монастырь в москве – православные иконы и молитвы

Мигель Паласио. Валаам и его святыни / Православие.Ru

Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь

В начале мая 2018 года я побывал в составе небольшой паломнической группы в удивительном месте – на Валаамском архипелаге, где расположен знаменитый православный монастырь. Находится архипелаг в Карелии, в северной части Ладожского озера, в 22 км от материка, и насчитывает около 50 островов общей площадью 36 кв. км.

Дорога туда непростая и проходит по воздуху (если лететь до Санкт-Петербурга на самолете), суше и воде. Мы прибыли в Северную столицу вечером 4 мая, а уже в 4:30 утра следующего дня выехали на автобусе в небольшой город Приозерск, что на берегу Ладожского озера.

Оттуда в 9:00 мы отправились на теплоходе к монастырю. Плыли 3,5 часа (в летнее время из Приозерска ходят «Метеоры», которые довозят пассажиров менее чем за 1,5 часа). На материке ближе всего к Валааму город Сортавала, однако туда неудобно добираться из Москвы.

Обратите внимание

Ладожское озеро – холодное, темное и негостеприимное. Там часто бушуют шторма. Нам же повезло: водная гладь была безмятежной. Правда, несмотря на теплую погоду, дул ледяной пронизывающий ветер.

Паломникам и туристам, посещающим Валаам весной, я бы рекомендовал обязательно брать шапки, теплую одежду и обувь.

В тамошних местах настоящая таежная природа, обладающая завораживающей холодной красотой.

Название «Валаам» восходит к финно-угорскому топониму Valamo, где valo – это «свет», «клятва» (по другой гипотезе – «высокая земля»), или к финскому слову valаа – «отливать из металла». Даты рождения монастыря также указываются разные: одни исследователи называют конец X века, другие – XIV век.

Доподлинно известно, что святую обитель основали преподобные Сергий и Герман. В Валаамском монастыре подвизался преподобный Герман Аляскинский, которому предстояло стать первым православным миссионером в Америке.

Северный Афон, как часто называют Валаам, был местом паломничества русских царей и членов их семей, вдохновлял блестящих представителей русской культуры и науки: И.И. Шишкина, А.И. Куинджи, Н.С. Лескова, Ф.И. Тютчева, П.И. Чайковского, Н.Н.

Миклухо-Маклая, Д.И. Менделеева и многих других.

Валааму довелось побывать в составе Швеции (XVIII в.) и Финляндии (1917–1940 гг.). Наивысшего расцвета монастырь достиг к середине XIX столетия, в годы 42-летнего настоятельства игумена Дамаскина (Кононова).

А самый трагический период его истории пришелся на 40–80-е годы прошлого века, когда в монастырских стенах разместилась сначала школа боцманов и юнг, а затем дом инвалидов.

Также на Валааме действовал рыбпромкомбинат.

Важно

Монашеская жизнь возродилась в 1989 году, с 1991 года монастырь имеет статус ставропигиального (то есть подчиняется непосредственно Патриарху, от имени которого текущими делами занимается игумен обители – епископ Троицкий Панкратий). Сегодня здесь насчитывается около 200 насельников. В обители сложился полноценный приход, действует культурно-просветительский центр и воскресная школа.

Совместно с коллективом Ассоциации специалистов по культурным маршрутам «Святыни неразделенного христианства» я веду работу над проектом одноименного культурного маршрута, поддержанного Министерством культуры России, Федеральным агентством по туризму и получившего грант Президента Российской Федерации в области культуры и искусства. Маршрут включает в себя наиболее значимые храмы, часовни и монастыри России и европейских стран, которые названы в честь святых Церкви I тысячелетия и в которых хранятся мощи этих святых, а также другие культурные памятники, имеющие отношение к общехристианским святым.

Культурный туризм, под которым понимают знакомство с культурой и культурной средой места посещения, приобретает все большую популярность.

По разным данным, на него приходится от 35 до 60% мирового туристического потока (и это логично, ведь люди пресытились сугубо развлекательным досугом и стремятся даже на отдыхе узнавать что-то новое).

Как отмечают теоретики туристического дела, этот вид туризма призван выполнять культурно-познавательную, образовательную, культуроохранную, консервационную, коммуникационную и миротворческую функции.

В ходе нашего трехдневного пребывания на Северном Афоне сложился, с моей точки зрения, весьма примечательный маршрут, который я рекомендовал бы не только паломникам, но и всем любителям культурного туризма.

Святыни, расположенные в местах со столь богатой историей и природой (на Валааме насчитывается около 480 видов растений), старинной и изящной (вместе с тем отнюдь не помпезной) архитектурой, прекрасной инфраструктурой и приятной атмосферой, важно и полезно знать всем.

Гора Фавор

Совет

Фавор – гора высотой 588 метров в восточной части Изреельской долины, в Нижней Галилее, в 9 километрах к юго-востоку от Назарета. На ней произошло Преображение Господне: «Взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17: 1–2).

Гость, высадившийся с теплохода на причале в Монастырской бухте Валаама, оказывается у подножия одноименной горы. Валаамский Фавор поднимается на 30 метров над уровнем Ладожского озера. Таким образом, дабы попасть в монастырь, необходимо приложить усилия – подняться наверх. И многие монастырские скиты построены так, чтобы к ним нужно было идти, затрачивая физические силы.

Фавор на Валааме с трех сторон окружен великолепными садами, которые веками возделывают монахи.

Знаменская часовня

Знаменская часовня

С этой стоящей напротив входа в монастырь часовни, где в центре расположена икона Божией Матери «Знамение», обычно начинается знакомство с Валаамской обителью.

Часовня воздвигнута в 1862 году в память о посещении монастыря Александром II и членами императорской семьи, о чем свидетельствует высеченная надпись в медальоне, поэтому часовню еще называют Царской.

Она построена из карельского полосчатого мрамора, цоколь – из серого сердобольского гранита, и являет собой каменную арку с треугольным фронтоном, куда встроен каменный медальон.

Памятник апостолу Андрею Первозванному

Памятник апостолу Андрею Первозванному

Андрей Первозванный – один из двенадцати апостолов. Как следует из Евангелия от Иоанна, он первым был призван Иисусом Христом, поэтому именуется Первозванным. Когда ученики Спасителя разделили между собой страны, в которых предстояло вести проповедь христианства, апостолу Андрею достались восточноевропейские земли.

Он был известен и почитаем на Руси. В начале XII века великий князь Владимир Мономах приказал внести в очередную редакцию «Повести временных лет» фрагмент о посещении апостолом Андреем Руси. Согласно возникшей легенде, он предпринял путешествие из Крыма в Рим через Ладогу и ступал на острова Валаамского архипелага.

Попутно ученик Христа побывал на холмах, где впоследствии будет построен Киев, и благословил их.

В 2003 году на Валаам из Греции были принесены мощи апостола Андрея. Памятник Андрею Первозванному недалеко от Святых врат монастыря освятил в 2014 году Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Спасо-Преображенский собор

Спасо-Преображенский соборОсновной храм Валаама созерцает каждый прибывший сюда, стоя у подножия горы Фавор.

Нижний храм был освящен в 1892 году во имя преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев.

Обратите внимание

Он построен в греческом стиле, поскольку зачинатели монастыря пришли на Русь из Византии. Это иноческий храм, своим интерьером настраивающий на погружение в себя и покаянную молитву. В настоящее время от дореволюционного собора ничего не осталось.

К счастью, по сохранившимся фотографиям к 1996 году удалось воссоздать в общих чертах первозданный облик церкви.

Под спудом нижнего храма Спасо-Преображенского собора покоятся мощи преподобных Сергия и Германа. Над ракой установлен образ «Господь-Вседержитель с предстоящими». На этой иконе, уцелевшей чудесным образом, изображены преподобные Сергий и Герман, коленопреклоненно молящиеся за Валаамскую обитель. В год десятилетия возобновления монашеской жизни на Валааме эта икона мироточила.

Поблизости находится список Валаамской иконы Божией Матери. Богородица одета в темно-вишневый плащ и предстает будто огненный столп, соединяющий небо и землю, в середине которого, точно на престоле, восседает Младенец Иисус.

Его правая ручка благословляет, а в левой находится держава, увенчанная крестом, – символ царской власти. По преданию, этот святой образ восходит к византийской чудотворной иконе «Никопея» («Победотворная»), написанной евангелистом Лукой.

После разграбления крестоносцами Константинополя икона попала в Венецию, хранилась в закрытом киоте в базилике святого Марка и только с 70-х годах XX века доступна для обозрения. Вероятно, преподобный Сергий и Герман принесли список иконы «Никопея» на Валаам.

Дерзну сказать, что самой своей историей эта икона стала общей для восточных и западных христиан святыней.

Со временем Валаамский образ Божией Матери был утерян, но его воссоздал в 1878 году Алексей Константинов, который позднее принял монашеский постриг с именем Алипий и возглавил Валаамскую иконописную мастерскую. Удивительно, что на момент написания иконы иеромонаху Алипию было всего 26 лет.

Важно

С приходом советской власти на Валаам в 1940 году братия монастыря покинула обитель и перебралась в Финляндию, основав Ново-Валаамский монастырь. Туда были перевезены многие предметы утвари, библиотека, архив и, конечно же, особо значимые иконы, в том числе Валаамская Божия Матерь.

На Старом Валааме хранится точная копия иконы, выполненная в 1900 году отцом Алипием или его ближайшими учениками. Рядом с этой иконой находится ее уменьшенная копия, написанная в 2005 году специально для беспрецедентной миссии: с 8 сентября по 11 октября она более тысячи раз облетела Землю на борту космического корабля «Союз».

По молитвам у Валаамского образа Божией Матери сотни больных получили исцеление.

Из нижней церкви, ступая по гранитной лестнице, вдоль которой на стенах изображены все русские святые, мы попадаем в верхний храм Преображения Господня. Он более светлый, торжественный и просторный (вмещает 3000 человек). Сооружен храм в 1896 году в русском стиле.

На строительство пошло 3,5 миллиона кирпичей (каждый весом по 7 кг), изготавливавшихся прямо на острове из местной глины. Над иконами для иконостаса трудились иеромонах Алипий и его ученики. Росписью стен руководил другой одаренный мастер – монах Лука (Богданов), начальник Валаамской школы живописи.

В советские годы заброшенный собор медленно разрушался. Реставрация началась в 1980-х годах, спасти получилось только часть росписей.

19 августа 2005 года в престольный праздник обители – день Преображения Господня – Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, глубоко любивший Валаам, совершил великое освящение монастырского собора.

Надвратная церковь святых апостолов Петра и Павла

Надвратная церковь святых апостолов Петра и Павла

Петропавловская церковь над Святыми вратами – главным входом в монастырь – построена на заре XIX века в стиле русского классицизма XVIII века.

Этот храм разделил печальную участь других монастырских зданий: в 1940 году курсанты школы боцманов и юнг разорили и осквернили его; например, золоченые колонны, украшавшие иконостас, были сняты и использовались как сценические декорации в клубе, устроенном в нижнем храме Спасо-Преображенского собора.

Храм реставрируется, богослужения совершаются один раз в год – на праздник святых апостолов Петра и Павла. Убранство храма строгое.

Храм святой Живоначальной Троицы и иконы «Живоносный Источник»

Источник: https://pravoslavie.ru/114022.html

В москве пройдет молебен об освобождении старца ефрема

Молебен пред иконою «Отрада и Утешение» на Московском подворье Валаамского монастыря об избавлении от уз архимандрита Ефрема, «в темницу всажденнаго», состоится 3 февраля в 10:15.

Адрес: ул. 2-я Тверская-Ямская, 52., ст.м.: «Белорусская»

В этот день — двойной праздник для монахов Ватопеда, а после принесения Пояса Пресвятой Богородицы — и для православных людей в России. Празднование сугубо почитаемой в обители иконы Царицы Небесной Парамифия «Отрада и Утешение» и памяти преподобного Максима Грека — ватопедского монаха, высокоученого греческого богослова и русского святого.

Освобождение старца Ефрема

Во времена византийских императоров Пречистая Дева Богородица предупредила иноков обители о грозящей им в этот день опасности подвергнуться нападению пиратов, если они откроют ворота монастыря.

И несмотря на то, что Божественный Сын прикрыл Ее уста Своею десницею: «Не призирай, Мать, на грешную паству сию, пусть пройдет через меч пиратов, умножились ибо беззакония их», Царица Небесная, отведя Его руку, повторила предупреждение. Обитель была спасена.

А на иконе застыли до наших времен эти движения двух честнейших десниц — Богоматери и Богомладенца.

Совет

Ватопедский же инок, прославленный в России, неслучайно стал покровителем фонда «Общество друзей монастыря Ватопед на Святой горе Афон имени преподобного Максима Грека».

Его судьба Промыслом Божиим связала с Россией не просто Святую гору, но родную ему обитель.

Блестяще образованный ученый и признанный богослов, постриженный в Ватопеде в 1504 году, по рекомендации Византийского предстоятеля был приглашен в Москву Великим князем Московским Василием III для перевода с греческого книг его матери Софии Палеолог.

Читайте также:  Венчание в православной церкви правила таинства обряда, как проходит и что дарят

Усердно трудился афонский монах над переводами толкований на Псалтирь, книгу Деяний Апостолов, нескольких Богослужебных книг.

Однако некоторые ошибки, допущенные из-за незнания русского языка, а, главное, смелые обличения недопустимых для христиан поступков (Великим князем ли, архиереем ли совершенных) привели к тому, что инок Максим впал в жестокую опалу.

Более тридцати лет он провел в заточении, но, не переставая трудиться, оставил русскому богословию богатейшее наследие…

Архимандрит Ефрем в Санкт-Петербурге. Фото Станислава Марченко

И еще одна «неслучайность». 3 февраля молебен об одном из авторитетнейших старцев Афона будет отслужен на Московском подворье Северного Афона — Валаамского монастыря — в храме преподобных Сергия и Германа Валаамских. Сюда приезжал о.

Ефрем с братиями своей обители несколько лет назад и сам служил здесь молебен. Бывал он и на Валааме, где ныне монахи и паломники поклоняются одной из чтимых икон монастыря, копии чудотворного образа «Всецарица», привезенной им с Афона.

Обратите внимание

Крепкие духовные узы связывают геронду Ефрема с игуменом Северного Афона епископом Троицким Панкратием.

И сейчас, когда настоятель Ватопедской обители вот уже больше месяца томится в заключении, Валаамские иноки во главе с владыкой Панкратием обратились к властям Греции с призывом «проявить мудрость и милосердие и освободить архимандрита Ефрема». подробнее

Московское Валаамское подворье, которому в прошедшем году исполнилось 110 лет, в течение двух месяцев, — когда Россия ожидала принесения Пояса Пресвятой Богородицы, а потом стояла в смиренных многокилометровых очередях к нему, — стало местом, куда ехали воцерковленные или еще толком не вошедшие в храм люди со всей Москвы, Подмосковья и даже других городов страны.

Упаковывать пояски для России. Больше пяти тысяч (!) имен потрудившихся для Царицы Небесной отправил для поминания от Валаамского подворья в Ватопед Фонд Максима Грека.

Верхний храм Валаамских преподобных, где (так удачно совпало) шел небольшой ремонт окон, храм, рассчитанный на тысячу молящихся, с трудом вмещал людей, просветленно и мирно, под пение «Богородице Дево, радуйся» готовивших те пакетики с поясками, которые разъезжались по всей стране. Люди трудились и в помещениях воскресной школы, и даже стоя на лестнице.

Дети и взрослые признавались: эту работу оставить невозможно, так от нее хорошо на душе. А сотрудники Фонда шутили: видимо, надо просить о.Ефрема, чтобы он благословил Москве на веки вечные упаковку поясков для Ватопеда.

Валаамское подворье — один из красивейших храмов столицы. Его с любовью возводили члены «Общества друзей Валаама» в благодарность преподобным Сергию и Герману за чудо исцеления супруги одного из этих друзей.

Расписывали же храм и лестницы, ведущие к нему, художники школы Васнецова, Валаамские и Дивеевские иконописцы.

Сам Виктор Васнецов, как о том свидетельствуют его дневники, кистью признанного мастера тоже коснулся купола храма, его парусов, сводов и стен.

Валаамская икона Божией Матери

Валаамская икона Божией Матери

Одна из главных святынь подворья — чудотворная Валаамская икона Божией Матери. Об одном из чудес от нее прихожане и гости подворья узнали, кстати, в момент работы над поясками.

Тогда поблагодарить Матерь Божию за Ее милости пришла молодая семья. Оказалось, у Елены и Павла семь лет не было детей.

К Валаамской иконе их направил духовник, и вот теперь они пришли с семимесячным сынишкой Кириллом на поклон к Царице Небесной.

Важно

Здесь, в верхнем храме (нижний освящен во имя святого благоверного князя Александра Невского) находится знаменитая чудотворная икона великомученика Пантелеимона, написанная по благословению преподобного Аристоклия Афонского, начальника Афонского подворья на рубеже XIX-XX веков. Чудес от нее, так же, как и от Валаамской, тоже записано много. Есть здесь писаная на Афоне копия известнейшей иконы святой праведной Анны, бабушки Господа. По молитвам пред нею тоже происходят уже зафиксированные чудеса.

Кроме того, прихожане подворья особо почитают иконы святителя Луки (Войно-Ясенецкого), святителя Иоанна Шанхайского, святого благоверного князя Александра Невского с частицами мощей.

И, конечно, образ святителя Николая в житии, пожертвованный храму в середине 90-х годов народным артистом СССР Иннокентием Смоктуновским.

Частенько люди застывают в безмолвной молитве перед ковцежцами с частицами мощей великих подвижников России — преподобных старцев Глинской пустыни, Антипы Валаамского и Афонского, святых Дивеевских преподобных и блаженных.

На Валаамском подворье, слава Богу, большой и дружный приход. Священники успевают окормлять паству еще и в приписных храмах — святителя Николая при НИИ нейрохирургии им. Н.Н.

Бурденко, во имя иконы Божией Матери «Целительница» при ведомственной медсанчасти № 33 Московского почтамта, во имя иконы Божией Матери «Всецарица» при Центральной клинической больнице № 2 им. Н.А. Семашко.

Кроме того, уже 16 лет в Коломенском районе в селе Бортниково действует еще одно подворье Валаамского монастыря, где верхний храм освящен во имя Валаамской иконы Божией Матери, а нижний — во имя святых Царственных мучеников.

С 1995 года при подворье для оказания помощи больным НИИ нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко и обслуживания больничного храма была создана община сестер милосердия во имя Казанской иконы Божией Матери.

Уже через два года сестры общины организовали выездной пункт бесплатного питания в районе Белорусского вокзала столицы (два раза в неделю они раздают нуждающимся до 100 горячих и очень вкусных обедов). Кроме того, они помогают Коломенскому дому ребенка и еще 17 детским домам в разных областях Центральной России, не оставляют без попечения и женскую колонию № 15/3 Костромской области.

Совет

Прихожан подворья часто можно увидеть не только по субботам и воскресеньям, но и в будни после работы. Здесь работают библиотека, отделение тюремной миссии (помощь заключенным), паломническая служба, швейная мастерская, воскресная школа для детей и взрослых, книжная и иконная лавки.

Можно предположить, что многие из полюбивших этот храм и двухмесячную работу над поясками для Пояса Пречистой попытаются найти возможность попасть в будний день на молебен об избавлении от уз архимандрита Ефрема.

Адрес Московского подворья Валаамского монастыря — ул. 2-я Тверская-Ямская, 52. Проезд: м. «Белорусская», выход в сторону улиц Лесная и Бутырский вал, наверху — по правой лестнице, из дверей метро — направо один квартал.

Источник: fondmg.ru

Источник: https://www.pravmir.ru/moleben-ob-osvobozhdenii-starca-efrema-pyatnica-3-fevralya/

Валаамская икона Божией Матери: о чем молятся, в чем помогает

Остров Валаам с его монастырем всегда почитался на Руси как Северный Афон. Особенно прославили его поселившиеся на острове в 1329 году и основавшие Спасо-Преображенскую обитель Святые Преподобные Сергий и Герман Валаамские, икона и гробница которых долгие века привлекала к себе множество паломников.

Одной из них стала и Наталья Андреева из Петербурга. Ее удивительная история положила начало поклонению чудотворной Валаамской иконе Божией Матери.

Утрата и обретение иконы

Эта история произошла в 1887 году. Наталья Андреева, которая вела благочестивый образ жизни, за 10 лет до того очень сильно простудилась, после чего у нее началось серьезное заболевание ног: они болели и распухали так, что ей приходилось передвигаться на костылях. Врачи мало чем смогли помочь, и тогда ей посоветовали отправиться в паломничество в Валаамский монастырь.

Ночью накануне отъезда у нее было чудесное видение: ей явилась женщина в красном одеянии с младенцем на руках, от которой исходило дивное сияние. Она наказала больной обязательно побывать в монастыре и пообещала помочь ей, а затем исчезла.

В этот день на Валааме праздновалось обретение мощей св. преподобных Германа и Сергия Валаамских и собралось огромное количество паломников, так что Наталье с трудом удалось попасть в Успенскую церковь. Каково же было ее изумление, когда на иконе Богоматери она узнала женщину из своего видения, обещавшую ей помощь!

Но едва Наталья успела приложиться к Валаамской иконе Богоматери, как ей пришлось спешить на пристань – пароход, перевозивший паломников, отходил с минуты на минуты, так что ей даже не удалось отслужить молебен перед иконой Богородицы. По возвращении у Натальи прекратились боли в ногах, мучившие ее столько лет, и она ощутила в них неизъяснимую легкость. Теперь ей уже не нужно было пользоваться костылями.

Еще через 10 лет Наталья все-таки решила вновь съездить на Валаам, чтобы принести благодарность исцелившей ее чудотворной иконе, но иконы там не оказалось, и никто не знал, когда и как она исчезла. Поиски в Петербурге на подворье Валаамского монастыря также оказались бесплодными.

Тем не менее, какой-то внутренний голос побуждал ее в третий раз съездить на Валаам для поисков иконы. Ночью ей приснился вещий сон, будто у старинной заброшенной церкви Николая Чудотворца на острове она услышала глас с небес: «Я здесь, ты скоро меня найдешь», а затем врата церкви растворились, и преподобный Сергий Валаамский указал ей место в храме, где находилась чудотворная икона.

После трех дней поста и непрерывных молитв, выходя из храма, она увидела священника, которому поведала свой сон, с чудотворной Валаамской иконой Богородицы в руках.

Обратите внимание

Тут же отслужили торжественный молебен, в ходе которого произошло еще немало исцелений.

Все они были зафиксированы в письменном виде и удостоверены многочисленными свидетелями, как и последующие, когда к чудотворной иконе началось массовое паломничество.

Описание иконы

По иконографическому типу Валаамская икона Божией Матери принадлежит к Богородичным образам, именуемым «Панагия» (Всесвятая); близка она по композиции и к другому типу — «Никопея» (Победительница). Характерными отличиями от других образов Богоматери являются держава, которую держит в левой руке Младенец Иисус, и босые ноги Богородицы, стоящей на облаке.

Как выяснилось, икона была написана иеромонахом Валаамского монастыря Алипием (Константиновым) в то самое время, когда Наталья Андреева заболела. Как тут не прозреть значение Божьего Промысла!

В чем помогает валаамская икона божией матери?

Помимо этого, искренняя молитва перед иконой «Валаамская Богородица» помогает в обретении мира и гармонии в семейной жизни, благополучных родах, наставлении детей на путь истинный.

Молитва преподобным Сергию и Герману Валаамским

Молитва Валаамской иконе Богородицы

(1

Источник: https://omolitvah.ru/ikony/valaamskaya-ikona-bozhiey-materi/

Валаамская икона божией матери. Явление Валаамского образа

Икона «Местная Валаамская» отличается скупостью черт и линий. Орнамент по краям почти незаметен и пёстрых узоров нет.

За этим сразу ощущается монашеская аскетичность, которая, тем не менее, не повлияла на дух величия.

Название этому чудотворному образу дано согласно тому месту, где написал его в 1878 году инок-иконописец Алипий. Это был Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь.

Описание

Икона изображает Богородицу в полный рост. Она стоит поверх золотого облака и держит перед собой Младенца Иисуса. Её облачение состоит из красного мафория и тёмно-синего хитона.

Её босые стопы оставлены открытыми. Богомладенца иконописец «одел» в жёлтый хитон.

Дитя изображено фронтально, его правая рука высоко поднята в благословляющем жесте, а левая ладонь обхватывает увенчанную крестом державу.

Изображение представляет собой гармоничное сочетание академической живописной манеры и традиций афонской иконописи конца 19-го века. В основание иконы вложен небольшой кусочек ризы Богородицы.

Значение

Явление Валаамского образа произошло в скором времени после того, на престол был повенчан Государь Император Николай Александрович, поэтому по значимости он сравним с Державной иконой Богоматери, обнаруженной в последний день его правления.

Образ, подобный Валаамскому, в Византии носил имя «Никопея», что означает «Победотворная». Действительно, Богородица в красных одеяниях полна достоинства и является воплощённым образом Царицы Земной и Небесной.

Важно

Одновременно величественная и кротко безмолвная, она служит цели молитвенного созерцания, воплощая в себе Бога-Слова.

По некоторым предположениям Валаамская икона Божьей Матери символизирует собой исихастскую молитву, монашеское умное делание, являя себя как Великую Мать Игумению всех монашествующих.

Списки с иконы

Первый список с Валаамской иконы Божьей Матери успели сделать ещё до того, как началась революция.

Он был направлен в Валаамскую часовню Васильевского острова, а после он стал достоянием храма Смоленской иконы Божией Матери.

Известность списка быстро росла, и тех, кто приходил, чтобы поклониться образу, становилось всё больше. В 1992 он был торжественно перенесён в Валаамскую обитель.

Другие копии иконы размещены на монастырских подворьях Санкт-Петербурга и Москвы.

Тропарь

День празднования, посвящённый иконе Валаамской Богородицы, приходится на 1/14 июля (в Финляндской Православной Церкви почитание образа происходит 7 августа).

Читайте также:  Именины в январе по церковному календарю, список женских и мужских имен

В её честь архиепископом Павлом был написан тропарь, а кондак, с благословения настоятеля Финляндского Валаамского монастыря, написала православная поэтесса Валентина (Туула), которая, будучи незрячей, смогла духовно воспринять облик Богоматери.

Тропарь, глас 4

Истории исцелений

Первый случай целительного воздействия иконы отмечен в «Сказании об обретении образа Пресвятой Богородицы, именуемого Местная Валаамская». Там повествуется об излечении крестьянки Н.А. Андреевой, жившей в Санкт-Петербурге.

Во сне женщина увидела лик Богородицы, велевшей ей отправиться в Валаамский монастырь, где та исцелится, если увидит Её икону.

Крестьянка вняла посланию и сделала всё, как было сказано, а по возвращении домой, ощутила, что ей стало гораздо легче.

Когда Н.А. Андреева посетила монастырь во второй раз (лето 1896 года), то на прежнем месте иконы не оказалось.

По предположению ризничего Пафнутия она могла находиться в Валаамской часовне на Васильевском острове, но выяснилось, что это не так.

Когда крестьянка приехала на Валаам год спустя, то вновь увидела сон, где ей и было указано место нахождения образа. Пробудившись, она рассказала о своём сне, и Валаамская Божья Матерь была найдена.

После возжения неугасимой лампады и совершения водосвятного молебна Андреева полностью исцелилась.

К числу последних чудесных случаев, описанных настоятелем Финляндского Валаамского монастыря архимандритом Сергием, можно отнести исцеление сына греческого священника Илии, который просил братию молиться об этом Валаамской иконе Божьей Матери.

В чем помогает, о чём следует молиться

Перед образом Местной Валаамской Богоматери следует молить об утешении скорбях и исцелении болезней. Другим традиционным обращением к нему стала просьба матерей о том, чтобы их дочери смогли обрести своё счастье.

Также Богоматерь следует просить о помощи в преодолении уныния и пагубных страстей. Она помогает укрепить веру и духовные силы в целом. Наконец, Валаамской молятся, если необходимо научиться смирению, и обрести твёрдость в намерениях.

Источник: http://obikonah.ru/valaamskaja-ikona-bozhiej-materi.html

О храме

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Здание Московского подворья Валаамского монастыря построено в 1901 году. В первом этаже здания была устроена часовня, во втором этаже – двухпрестольный храм. Архитектор А.И. Рооп. Центральный престол освящен 18 октября 1901 года во имя преподобных Сергия и Германа Валаамских митрополитом Московским и Коломенским Владимиром (Богоявленским), боковой придел – в честь Иерусалимской иконы Божией Матери. В годы гонений община подворья была снята с юридической регистрации, а здание закрыто и передано в народное хозяйство в 1926 году. В 1992 году бывшее здание подворья было возвращено Валаамскому монастырю, однако освобождено лишь в следующем году.В помещении часовни на первом этаже по благословению Святейшего Патриарха Алексия II был устроен храм во имя святого благоверного великого князя Александра Невского.

СВЯТЫНИ ПОДВОРЬЯ

Валаамская икона Божией Матери, иконы преподобных Сергия и Германа Валаамских, святителя Николая Чудотворца, святой праведной Анны, святого великомученика и целителя Пантелеимона. Иконы святителя Луки Крымского, благоверного князя Александра Невского, блаженной Матроны Московской – с мощами этих святых угодников

БОГОСЛУЖЕНИЕ

В воскресные дни, а также в дни двунадесятых и великих праздников – две Божественные литургии: начало в 6.30 и 9.30. Общая исповедь накануне праздничных дней начинается 16.30. Всенощное бдение – в 16.45.

В будни – Вечернее богослужение в 16.45. Божественная Литургия в 8.00. По воскресным дням после Божественной Литургии читаются акафисты Валаамской иконе Божьей Матери и вмч. Пантелеимону.

ДУХОВЕНСТВО

Игумен ИОСИФ (Крюков), и.о. начальника подворья. Родился 27 августа 1975 года.Образование:Свято-Тихоновская Духовная Семинария. Московская Духовная Академия.28 апреля 2002 года рукоположен в сан иеродиакона. 15 декабря 2002 года в сан иеромонаха.В 2015 году назначен и.о. начальника подворья.
Иеромонах МАКАРИЙ (Старчиков Михаил Николаевич). Родился 06 октября 1971 года.Образование: Саратовский Государственный Университет, обучается в Московской Духовной Семинарии.21 мая 1999 года рукоположен в сан диакона.18 января 2000 года рукоположен в сан иеромонаха.
Иеромонах ИОСИФ (Нугаев Марат Касимович), заместитель начальника подворья. Родился 2 января 1971 года.Образование: МГТУ им. Баумана, Московская Духовная Семинария.14 августа 2001 года рукоположен в сан диакона. 26 мая 2002 года рукоположен в сан иеромонаха.В 2004 году назначен заместителем начальника подворья.
Иеромонах АГАФАНГЕЛ (Суслов Андрей Владимирович), благочинный, казначей Родился 18 апреля 1973 года.Образование: Рязанское Художественное училище, МВХПУ (бывш. Строгановка), Московская Духовная Семинария, Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный университет.7 мая 2000 года рукоположен в сан диакона.10 февраля 2002 года рукоположен в сан иеромонаха.
Протоиерей Игорь Викторович БЕЛОВ. Родился 28 марта 1969 года.Образование: Московское Высшее Техническое училище им. Баумана, Московская Духовная Семинария.26 февраля 1995 года рукоположен в сан диакона.16 апреля 1998 года рукоположен в сан пресвитера.
Протоиерей Николай Иоасафович УЛОВИЧ. Родился 20 марта 1964 года.Образование: Московский Технологический Институт, Московская Духовная Семинария, Московская Духовная Академия.В сентябре 1993 года рукоположен в сан диакона.19 декабря 1993 года рукоположен в сан пресвитера.
Протоиерей Александр Викентьевич ПАХОМОВ. Родился 15 марта 1954 года.Образование: Московский Институт электронного машиностроения. Кандидат физико-математических наук. Московская Духовная Семинария, Московская Духовная Академия.19 декабря 1993 года рукоположен в сан диакона.10 декабря 1994 года рукоположен в сан пресвитера.
Священник Александр Николаевич КОБЛОВ. Родился 8 января1953 года.Образование: Московский Физико-Технический Институт, Московская Духовная Семинария.19 июля 1998 года рукоположен в сан диакона.18 июня 2005 года рукоположен в сан пресвитера.
Иеромонах СЕРАФИМ (Куликов Сергей Евгеньевич). Родился 6 октября 1978 года.Образование: Московская Духовная Семинария.26 мая 2002 года рукоположен в сан иеродиакона.11 июля 2005 года рукоположен в сан иеромонаха.
Чтец-диакон Владимир Владимирович АВДЕЕВ. Родился 2 ноября 1951 года.Образование: Московский ордена Ленина Энергетический Институт, Университет Марксизма-Ленинизма, Московская Духовная Семинария.22 февраля 1995 года рукоположен в сан чтеца-диакона.
Чтец-диакон Андрей Игоревич ИЛЬИНСКИЙ. Родился 29 ноября 1974 года.Образование: Московский Авиационный Институт.7 апреля 2010 года рукоположен в сан диакона.

СХЕМА ПРОЕЗДА 1. Проезд до станции метро “Белорусская” кольцевая. Выход в сторон ул. Лесная. Далее идти один квартал по ул. 3-я Тверская-Ямская до перекрестка со светофором. Повернуть направо по пер. Александра Невского. С левой стороны будет здание Подворья.

2. Проезд до станции метро “Маяковская”. Первый вагон из центра. Повернуть направо на пер. 1-й Тверской-Ямской. Далее на перекрестке повернуть налево на ул. 2-я Тверская-Ямская. Идти прямо до третьего перекрестка с пер. Александра Невского. Справа будет здание Подворья.

Источник: http://www.xn--b1afkimsn3a.xn--p1ai/map/iverskoe/valaam-msk.htm

Спасо-Преображенский Валаамский монастырь – особая обитель земли русской

Адрес: Россия, Республика Карелия, Сортавальский район, остров Валаам
Дата основания: конец XI – начало XII
Основные достопримечательности: Собор Спаса Преображения, церковь Валаамской иконы Божией Матери, церковь Петра и Павла, церковь Успения Пресвятой Богородицы, церковь иконы Божией Матери “Живоносный источник” и Троицы Живоначальной
Святыни: мощи преподобных Сергия и Германа Валаамских
Координаты: 61°23'20.2″N 30°56'41.9″E

Возникновение и развитие христианства на Валааме – это далекое прошлое, по преданиям, дошедшим до наших дней, совпадает со временем крещения Руси.

Валаамский монастырь с высоты птичьего полёта

Прежде, красота и величие этих мест, о которых мы расскажем ниже, привлекли на архипелаг язычников. Здесь располагалось их главное капище – место, где они поклонялись своим богам Велесу и Перуну и приносили в их честь жертвы.

По дошедшим до нашего времени преданиям первые христиане, появившиеся в этих землях – это иноки преподобные Сергий и Герман. Упорный труд и молитвы Валаамских Чудотворцев положили начало для основания этого поистине знакового места для всех верующих.

Предания, сохранившиеся в церковной обители, рассказывают, что преподобные Сергий и Герман являлись миссионерами греческой церкви, а сама территория входила в состав владений Княжества Великого Новгорода.

Главный же расцвет, развитие обители, возведенной во имя Преображения Господня, пришелся на XV – XVI века.

Общий вид собора Спаса Преображения

Место основания Валаамского монастыря

Место основания и развития Валаамского монастыря не могло быть выбрано лучше. В самое сердце природы-матушки смотрели основатели, возводя на островах эту святыню. Комплекс возводился и развивался максимально удаленно от мирской суеты. Острова архипелага, со всех сторон окруженные водой, идеальны для духовного служения, уединения и ведения тихой жизни иноков.

Территория архипелага включает в себя порядка 50 островов, в основном маленьких по площади. Более трех четвертей общей площади архипелага занимает главный остров – Валаам.

Чуден и восхитителен этот край. Удивительная и разнообразная растительность насчитывает почти 480 различных растений, среди которых есть занесенные в Красную книгу. Птицам и рыбам, множеству представителей мира животных – всем нашлось место в этом святом крае.

Совет

Рухольня и кельи духовника на фоне собора Спаса Преображения

Почти вся территория заросла хвойными лесами. Она испещрена скалами, о многие из которых разбиваются могучие волны Ладожского озера. Красота этих мест, воистину, неземная! Самой судьбою, а может быть, волей Божией, суждено было на этом месте расположиться духовному центру Руси Православной, получившему название Северного Афона.

Становление и развитие Валаамского монастыря

Первые десятилетия пустынь, на которой обосновались монахи, постоянно подвергается нападениям со стороны шведских наемников. Получив отпор от войска русского, они в бессильной злобе нападали на беззащитных монахов, сжигали и разоряли их обитель.

Во время одного из таких нашествий было принято решение перенести святые мощи преподобных Сергия и Германа в Новгород. И лишь в конце 11 столетия, после того как угроза была ликвидирована, мощи были возвращены на Валаам.

Однако, остерегаясь угрозы будущих набегов и осквернения святыни, было принято решение схоронить их глубоко внутри скалы, в специально вырубленной для этого могиле. И поныне святыня хранится в этом месте.

Собор Спаса Преображения

Более активное развитие началось в середине XIV века, после заключения мира со шведами.

Шведский король Магнус Второй, пытаясь попасть на главный остров архипелага, после безуспешных попыток и многих дней скитания по морям, принял решение отречься от престола.

Он прекратил попытки развязать войну. Более того, сменив царский сан на простую рясу священника, он познал истину и стал носить имя Григорий.

Вплоть до 16-го столетия монастырь активно развивается. Правящие в разные годы цари государства Российского с особой благосклонностью и заботой относятся к святыне. Они освобождают тамошние земли от налогов и сборов, а природу островов защищают особыми указами, запрещая, в том числе, охотиться и вырубать леса.

Трагическая история, не раз выпадавшая на долю монастыря, повторилась в 1578 году. Шведы вновь развязали захватнические войны. Подвергая истреблению и гонениям карелов, они напали на Валаамский монастырь и безжалостно порубили мечами старцев и послушников, не отказавшихся от своей веры – Православия.

Собор Спаса Преображения

Обратите внимание

Несколькими годами позже еще одно горе и испытание выпало на долю иноков этой обители. Эпидемия чумы, вспыхнувшая внезапно и стремительно, унесла жизни множества служителей церковного комплекса.

А затем шведы окончательно разорили святыню, уничтожили практически все, что было создано здесь, – церкви и кельи монахов, трапезную и всю отраду. Все было сожжено, разграблено, разрушено.

Многие монахи прятались в окрестных лесах, не желая покидать священные земли, некоторые продолжали служение господу на территории Антониев-Дымского монастыря.

Истинное развитие обители началось в конце XVI – начале XVII веков, после заключения очередного мира со шведами. Царь Руси, в то время – Федор Иоаннович, выделил из государевой казны средства и вновь отстроил обитель.

Были возведены церкви, кельи, трапеза и другие строения, восстановлена ограда комплекса. Дальнейшее развитие и расширение обители привлекло на его территории множество людей верующих.

Создается и обустраивается 12 скитов, что в конечном итоге дает возможность и основание именовать монастырь Великою Лаврою.

Церковь Петра и Павла, Келейный корпус

Трудные времена не раз выпадали в виде испытаний на долю иноков. Не обошла беда стороной и в самом начале XVII века.

В то время правил обителью игумений Макарий, когда коварное нашествие шведов принесло на святые земли полное разорение, погибель многих истинных служителей Православия.

После этого на земле обосновались захватчики, построив свои дома на святой земле, стремясь полностью искоренить следы православия. Более ста лет территории находились в ведении шведского короля, а иноки были либо уничтожены, либо изгнаны с этих земель.

Восстановление Валаамского монастыря

Не просто так в истории земли Русской имя Петра Первого звучит, как Петра Великого! Настоящего царя русского, вернувшего и величие, и веру народу своему.

Читайте также:  Молитва перед судом чтобы выиграть дело и благополучный исход - православные иконы и молитвы

Именно Петр I повелевает возобновить монастырь сразу же после того, как с Валаама изгнали захватчиков. Указ императора, изданный в 1715 году, повелевал начать полное восстановление обители на Валааме.

Помощь в становлении земель оказывал Кириллов монастырь, откуда поставлялась утварь, припасы, инструменты для разных работ и многое другое.

Церковь Петра и Павла

Находясь под надежной защитой государства российского, святыня развивается наиболее активно, возводится все больше церквей, развиваются другие здания и сооружения.

Развитие велось столь стремительно, что уже к 1811 году на территории монастыря нет ни одного деревянного здания. Все строительство ведется только из кирпича.

Активное и динамичное развитие Валаама продолжается вплоть до конца XIX – начала XX веков.

Новое испытание Валаамского монастыря

Территория, на которой располагалась пустынь, почти целое столетие находилась в составе Финского Великого Княжества. В те годы это была часть Российской империи. Страшные события, преследовавшие церковь после установления на территории России власти большевиков, миновали Валаамскую обитель, сохранив ее созданный многими столетиями величественный облик.

После победы в войне 1941-1945 года священнослужители, спасаясь от власти Советов, вынуждены были покинуть святые земли. Они обосновались на территории теперь уже независимой Финляндии, где на предоставленную помощь основали Ново-Валаамский монастырь. Эта обитель является действующей и в наше время.

Церковь Валаамской иконы Божией Матери

Сам остров в это время переживает новую стадию развития, никак не связанную с верой. Поначалу здесь открывают школу боцманов, а затем дом для инвалидов. Много позже, стремясь сохранить историю в целостности, здесь открывается Музей-заповедник. И только в 1989 году, после известных событий свержения власти коммунистов и атеистов, в Валаамский монастырь возвращается монашеская жизнь.

Современный этап развития Валаамского монастыря

С 1991 года монастырь переходит в подчинение Патриарху Московскому и Всея Руси. В настоящее время обитель насчитывает около 150 послушников, а всеми делами руководит назначенный игумен – Епископ Троицкий.

Восстанавливается и развивается весь комплекс. В настоящее время из 13 скитов на территории архипелага восстановлено 10.

А к великой дате – юбилею Крещения Руси, который был широко отмечен в 2008 году, возведен Владимирский скит.

Памятник Патриарху Алексию II

Здесь имеется резиденция патриарха, музей и даже мастерская, оборудованная всем необходимым для иконописи. Из светского направления развития обители следует отметить открытие амбулатории с самым современным оборудованием. Создана она на средства благотворителей.

Значительное внимание уделено соблюдению установленного векового порядка, монашеского богослужения. Восстановлен, активно развивается и популяризуется знаменитый хор братьев Валаама.

Активное развитие этих мест привлекает десятки и сотни тысяч верующих и просто гостей со всех уголков необъятного земного шара.

Важно

Люди едут, чтобы не только насладиться величием и красотой мест, но и для духовного наполнения, очищения и восстановления сил. Монастырь ведет активный прием паломников в период с мая по ноябрь ежегодно.

Это время, когда Ладога открыта для навигации, и поэтому весьма активно происходит посещение обители ее гостями.

Келейный корпус

Хочется верить, что тяжелые испытания, гонения и лишения, выпавшие на долю святыни, ушли в историю навеки. И Валаамский монастырь милостью Божией будет развиваться, укрепляться и совершенствоваться.

Пусть же веками над могучими водами Ладоги проносится звон церковных колоколов, неспешно и величественно проходят богослужения, предаются молитвам иноки и прихожане.

А вместе с ними будет крепнуть вера людей и стремление их к праведной жизни, в основе которой лежит Великая судьба и вековая история святыни земли Русской.

Рейтинг достопримечательности

Валаамский монастырь в России на карте

Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/698-valaamskij-monastyr

Описание Валаамского монастыря | Православные паломничества

Есть в русской земле обители, чей дивный свет влечет к себе паломников со всего мира. В этом ряду Валаам занимает особое место. Окруженный со всех сторон водой, удаленный от мирской суеты он словно создан для тихой, созерцательной иноческой жизни.

Расположенный в северной части Ладожского озера, в 22 км от материка, Валаамский архипелаг насчитывает около 50 островов общей площадью 36 кв. км, три четверти которой приходится на долю самого большого из них – Валаама. Расстояние до ближайшего карельского города Сортавала (старое название Сердоболь) – 42 км, до Санкт-Петербурга – более 220 км.

Валаамский архипелаг обладает редкой и удивительной по красоте природой. На сравнительно небольшой территории насчитывается около 480 видов растений, присущих различным природным ареалам, встречается более 200 видов птиц, обитают лоси, зайцы, белки, лисы.

На безлюдных островах архипелага можно увидеть лежбища занесенной в Красную Книгу ладожской нерпы, здесь ловится лосось, палия, сиг, хариус и другие ценные виды рыб.

Совет

В отличие от богатого гранитами карельского побережья, валаамские скалы состоят большей частью из габбро-диабаза – непрочного, насыщенного железом минерала, придающего им характерный красноватый оттенок. Большую часть территории Валаама занимают хвойные леса. Широколиственные деревья (дуб, ясень, вяз, тополь и др.

), а также пихта, лиственница и кедровая сосна были завезены сюда с материка. Некоторые живописные участки валаамского леса являются в полном смысле слова рукотворными. Особого упоминания заслуживают созданные трудами монастырской братии сады и огороды, необычные для столь северных широт.

Отвесные скалы, принимающие на себя могучие ладожские волны, и тихий покой внутренних озер, вековые ели и сосны, противостоящие холодным ветрам, и неброская красота светлых аллей и садов, суровое величие первозданной северной природы и своеобразие архитектурных ансамблей – все это придает Валааму неповторимый облик одного из красивейших островов мира.

Но земная красота здешних мест есть также и зримое отражение красоты неземной, духовной. Для всех православных людей Валаам немыслим без его древней иноческой обители, которая на протяжении веков являлась духовным центром Православной Руси и по праву называлась Северным Афоном.

История появления христианства на Валааме уходит своими корнями в далекое прошлое.

Согласно монастырскому преданию, еще во времена крещения Руси на эти северные, окраинные земли пришли «из восточных стран» первые иноки – преподобные Сергий и Герман Валаамские Чудотворцы.

Их трудами и молитвами было положено начало обители во имя Преображения Господня, расцвет которой пришелся на XV-XVI века.

Валаам вырастил многих славных подвижников, причисленных впоследствии к лику Святых. Преподобные Авраамий Ростовский, Арсений Коневский, Савватий Соловецкий, Александр Свирский, Адриан Ондрусовский, начинавшие свой иноческий путь на Валааме, стали основателями русских монастырей. Валаамским иноком был и преподобный Герман Аляскинский – первый православный святой Америки.

Жизнь насельников Валаамского монастыря всегда была сродни подвигу. Расположенный на границе России и Швеции, монастырь неоднократно подвергался нападениям и разорениям. Однако валаамские монахи, следуя Господней заповеди, никогда не брали в руки оружия, обрекая себя на изгнание или принимая мученическую кончину.

В начале XVII века монастырь был полностью разрушен, а валаамские земли на 100 лет отошли к Швеции. Милостью Божией в конце Северной войны обитель вновь возродилась, достигнув своего наивысшего расцвета к середине XIX века. К этому времени относится и большинство дошедших до нас архитектурных памятников.

Обратите внимание

Усердием братии и игумена Дамаскина, 42 года возглавлявшего монастырь, были основаны многие скиты, возведены церкви и часовни, проложены дороги и каналы. На Валааме действовало около 30 производств, были свои конюшня и ферма. Насельники монастыря успешно занимались сельским хозяйством, полностью обеспечивая потребности братии.

В обители была собрана великолепная библиотека, созданы иконописная мастерская и школа живописи, имелась собственная фотография.

Но главным делом иноков всегда была молитва. Неспешное последование монастырских служб, знаменное пение, с его глубинной благородной красотой, бдения – давали успокоение душе, возводили ум к Богу.
Строгий Устав Валаамской обители, введенный в к. XVIII в.

игуменом Назарием по образцу Устава Саровской пустыни, определял все стороны иноческого бытия. Согласно ему, предусматривались три формы монашеской жизни: общежительная, скитская и отшельническая. К 1917 г.

монастырь имел уже тринадцать скитов, расположенных в разных частях Валаама и на других ладожских островах.

В XIX веке учениками преподобного Паисия (Величковского) на Валааме была восстановлена древняя аскетическая традиция старчества: новоначальные иноки были руководимы старцами, которым они открывали все свои поступки, помыслы и душевные чаяния, преодолевая своеволие и гордость. Опытные наставники, получившие от Господа за свою подвижническую жизнь дар духовного рассуждения, вели учеников ко спасению. Шесть лет подвизался на Валааме преподобный Леонид (в схиме Лев), ставший впоследствии основоположником знаменитого оптинского старчества.

Слава о высокой духовной жизни обители, удивительная природа острова, красота и строгость монастырских богослужений привлекали на Валаам множество паломников. Валаам посещали Императоры Александр I и Александр II, другие члены императорской фамилии.

Неоднократно приезжал на Валаам святитель Игнатий (Брянчанинов). Здесь находили покой и духовное утешение как простые богомольцы, так и знаменитые ученые, художники, писатели, музыканты.

Важно

Среди них были живописцы Шишкин, Васильев, Куинджи, писатели и поэты Лесков, Тютчев, Шмелев, Зайцев, композиторы Чайковский и Глазунов, ученые Миклухо-Маклай, Менделеев и др.

С 1811 по 1917 год архипелаг входил в состав Великого Княжества Финляндского Российской империи. После революции 1917 г. Валаам оказался на территории вновь образованного независимого государства Финляндии. Это спасло обитель от участи, уготованной русским монастырям, и она продолжала быть едва ли не единственным, чудом сохранившимся уголком Святой Руси.

Однако в феврале 1940 года, когда подходила к концу советско-финская война, и Валаам должен был отойти к Советскому Союзу, насельники монастыря, спасаясь от гонений со стороны безбожной власти, вынуждены были эвакуироваться в Финляндию. В усадьбе Папиниеми ими был основан Ново-Валаамский монастырь, действующий и по сей день.

На острове же в опустевших зданиях разместили сначала школу боцманов, затем дом инвалидов, еще позднее – Музей-заповедник. Так на Валааме сформировался светский поселок.
Лишь спустя полвека, в декабре 1989 года в канун праздника Святого апостола Андрея Первозванного на Валаам вновь вернулась монашеская жизнь. В 1991 году Валаамскому монастырю был дарован статус ставропигиального, т.е.

находящегося в непосредственном подчинении Патриарху Московскому и Всея Руси. Сейчас монастырь насчитывает более 150 человек братии. Всеми делами обители ведает назначенный Патриархом игумен – Епископ Троицкий Панкратий (Жердев). Помимо общежительной возрождается на Валааме и скитская жизнь. Из тринадцати прежних скитов восстановлены десять. К юбилею крещения Руси в 2008 г.

построен новый Свято-Владимирский скит, где расположены резиденция Патриарха, иконописная мастерская и музей.

Действуют монастырские подворья в городах: Москва, Санкт-Петербург, Приозерск, Сортавала, Сочи. Налажена работа молочной фермы, пекарни, форелевого хозяйства, автопарка. Монастырский флот насчитывает семь пассажирских и четыре грузовых теплохода. Приводятся в порядок монастырские сады, пахотные угодья и покосы.

Летом 2010 г. при поддержке благотворителей на Валааме была открыта оснащенная современным оборудованием амбулатория.

Совет

Особое внимание уделяет братия сохранению уставного монашеского богослужения. Усердием братского хора возрождается и широко популяризуется знаменный валаамский распев.

Неизменной остается любовь православных паломников к Валаамской обители. Согласно Уставу монастыря, период приема гостей на Валааме совпадает с навигацией на Ладоге – с мая по ноябрь.

Дни своих главных праздников: Преподобных Сергия и Германа Валаамских Чудотворцев (11 июля и 24 сентября), Преображения Господня (19 августа), в особенности при посещении обители Святейшим Патриархом, монастырь встречает с наибольшей торжественностью.

С 1991 г приемом всех гостей на Валааме занимается Паломническая служба «Валаамский паломник», созданная по благословению Святейшего патриарха Алексия II.

Ее партнерами являются более 30 паломнических служб различных епархий, около 80 туристических фирм, 26 круизных компаний.

Благодаря их помощи и сотрудничеству Паломнической службе Валаамского монастыря удается не только организовывать прием и обслуживание гостей на острове, но и значительно расширять диапазон своей деятельности, предлагая разнообразные паломнические поездки по России и всему миру.

На Валааме Гостей размещают в 3 гостиницах («Зимней» и «Летней», расположенных в зданиях исторических гостиниц обители, и «Игуменской», обустроенной в кельях наружного каре), а также в уютном паломническом общежитии. Летняя гостиница была введена в эксплуатацию в 2011 году, это новая современная гостиница с домовым храмом святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Милостью Божией Валаамская обитель растет и развивается, звучит в храмах теплая молитва, раздается над ладожскими водами звон монастырских колоколов, идут своим чередом неспешные монашеские службы, крепнут в вере сердца устремляющихся к Валааму паломников.

Паломнические поездки к Валаамскому монастырю

Источник: http://palomniki.su/countries/ru/g03/nocity/valaam.htm

Ссылка на основную публикацию