Святой корнилий псково-печерский в чем помогает и от чего защищает

Святой источник Корнилия Псково-Печерского в Псковской области » Благоздравница

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь существует более 500 лет. Он всегда славился благочестивым житием своих насельников, их духовными подвигами, а также являлся опорой православных христиан и русским военным пунктом.

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь

Лучшую пору развития обители связывают с именем преподобного мученика Корнилия Псково-Печерского. Сорок лет преподобный находился во главе братии монастыря.

Памятник преподобному Корнилию Псково-Печерскому у стен монастыря

(Источник: sobory.ru)

Святой Корнилий был рожден во Пскове, в 1501 году, в семье Марии и Стефана, которые были боярами. С целью получения образования был отдан родителями в Псковский Мирожский монастырь. Там преподобный трудился под началом старца: обучался грамоте, делал свечи, изучал переписку и иконопись, украшение книг, рубил дрова. По возвращении домой Корнилий принял решение стать иноком.

Обратите внимание

В Псково-Печерский монастырь святой попал с государевым дьяком Мисюрем Мунехиным, который взял Корнилия в эту потерянную среди густых лесов и очень бедную обитель.

Сильные чувства и ощущения пробудились в преподобном, когда он испытал на себе всю загадочность тихой службы, красоту и величество здешней природы.

Эти эмоции побудили его навсегда уйти из родительского дома и принять постриг в Псково-Печерском монастыре.

В возрасте 28-ми лет Корнилий был избран настоятелем обители. По его избранию начались перемены в монастыре и его процветание. Численность монахов увеличилась и стала составлять 200 человек, против 15 раннее служивших. Такое количество насельников не сумели преумножить ни один из последующих настоятелей.

Преподобномученник Корнилий Псково-Печерский

(Источник: pechori.ru)

Святой Корнилий Псково-Печерский не ограничивал себя только управлением обители, его деятельность распрастранялась и за предеы монастыря. С его руки строились церкви, приюты для сирот и обездоленных, больницы. Святой старался распространить Православие как можно дальше, среди окружавших монастырь жителей, эстов и сэту.

При Корнилии Псково-Печерском в монастыре собралась богатая библиотека. Традиция вести летопись была перенята от Елеазаровского монастыря в середине XVI века.

Помимо этого, настоятель завел крупный монастырский синодник для поминания усопших монахов и всех тех, кто оказывал благотворительность обители.

Так же, с 1558 года была заведена  «Кормовая книга», составлены «Описание монастыря» и «Изложение чудес иконы Божией матери Печерской».

Важно

Во времена настоятельства преподобного Корнилия обитель претерпевала обширные изменения и улучшения. В1541 году, на месте деревянной церкви во имя Сорока Севастийских мучеников, которая была перенесена за ограду обители на приезжий двор монастырский, была построена церковь во имя Благовещения Богородицы Девы Марии.

Также содеялось расширение и украшение монастыря. В 1559 году состоялось строительство храма в честь Покрова Божией Матери. В 1558-1565 годах вокруг обители была воздвигнута большая каменная стена. По проекту самого Корнилия над Святыми воротами отстроили каменную церковь в честь Святителя Николая.

Образ «Николая Ратного» в виде деревянной скульптуры поставили в храме, вверив ему охрану монастыря.

Церковь в честь Святителя Николая над вратами

(Источник: nlsteel.ru)

Обитель Печерская, стоявшая на границе государства Русского, стала не только светильником Православия, но и крепким фортом против врагов России из вне.

О мученической кончине святого Корнилия  известно из старинной рукописиТроице-Сергиевой Лавры. Она свидетельствует о том, что праведный Корнилий, держа крест в руках, вышел за ворота монастырские на встречу Царя, который был разгневан несправедливым наветом на праведника и подозревал его в измене.

Царь Иоанн  Грозный собственноручно обезглавил настоятеля Корнилия, но в ту же минуту раскаялся в своем деянии. Взяв тело преподобного, он отнес его на руках в монастырь. Дорога, обагренная кровью святого, по которой Иоанн нес тело Корнилия к Успенской церкви, стала называться «Кровавым путем».

Доказательством царского раскаяния стали щедрые пожертвования обители после совершенного им преступления.

Тело святого возложили в стену «Богом зданной пещеры», где оно и покоилось в течение 120 лет, пребывая при этом нетленным. Митрополит Псковский и Изборский Маркелл, в 1960 году велел перенести мощи преподобного Корнилия в соборную церковь Успения Божией Матери и поместить в новый гроб в стене. Имя настоятеля Корнилия вписано в царский синодник.

Совет

17 декабря 1872 года мощи с прежним гробом переместили в медно-посеребренную раку, а в новую раку лишь в 1892 году. Считается, что служба преподобномученику составили в 1690 году, ко дню открытия мощей.

В день чествования святого Корнилия (20 февраля/5 марта), раз в год, с мощами преподобномученика совершают крестный ход. Возлагают мощи в Михайловский собор, а с утра, уже после всенощной, возвращают их с крестным ходом на свое место, в собор Успенский.

Практически в эпицентре монастырского ансамбля, в 1911 году возведена красная шестигранная часовня, которая располагается над артезианским колодцем. Она украшена росписью образов русских святых.

Ссуду на постройку колодца дала паломница Екатерина Россинская. Выкопали колодец в 1910 году, а водопровод по всему монастырю провели уже в 1911 году.

Сначала весны и до конца осени, ежедневно здесь творятся панихиды

Красная шестигранная часовня

(Источник: sobory.ru )

Недалеко от часовни располагается монастырский колодец – Кладезь КорнилияПсково-Печерского. С давних времен этот кладезь особо почитается паломниками. Отсюда черпают воду для молебнов водосвятия.

Кладезь Корнилия Псково-Печерского

(Источник: sobory.ru)

Подойдя к Успенскому собору справа можно увидеть «кровавую лестницу», а слева “корнильевский” кладезьпод деревянным навесом. Воды источника питаются тремя подземными ручьями. Сам источник существовал еще до прибытия святого Корнилия в обитель.

Собственно здесь и черпали воду первые подвижники монастыря, жившие в пещерах.

Но имя преподобного Корнилия крепко прикрепилось к живоносному источнику, так как целебные свойства, благодатную силу свою, по преданию, родник приобрел по страстным молитвам святого.

Прекрасный Успенский храм выкопан в скале, лишь его передняя стенка сделана из камня. В этом храме находится чудотворная икона Божией Матери «Успение». Если повернуть налево – вы увидите вход в Богозданные пещеры.

Тут захоронения приблизительно десяти тысяч человек – мирян и иноков. Захоронения открытые, среди них имеются совсем недавние, но как ни странно, запах тления абсолютно отсутствует.

Как сказано ранее, в церкви Успения хранятся мощи преподобного Корнилия Псково-Печерского.

Успенский храм

Господь наш милостивый даровал некоторым природным источникам целебные свойства. По молитвам подвижников и святых вода стала исцелять многие болезни, давать людям силы и спокойствие души. Известны такие родники с древности.

Так и источник Корнилия Псково-Печерского, по усердным молитвам святого, его благодатной жизни, стал помощником и спасением для многих людей. Особая благодать, дарованная Богом этой воде, помогает в болезни или беде. Люди, приходящие сюда, ищут исцеления и утешения, и получают его по вере своей.

Святость самой обители, храмы, святые мощи и этот источник не оставят равнодушным. Величество всего этого, а также человеческое понимание и осознание Божьего благословения этих земель, обогатит вашу душу, привнесет в нее нечто новое, неизвестное вам ранее, но очень полезное и нужное для вас, вашего духовного мира.

Черпайте силы и благодать из святых источников Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. Посетив кладезь Корнилия Псково-Печерского вы обязательно испытаете эти чувства и ощущения, приобретете мир для своей души и хорошее настроение.

Адрес: Россия, Псковская область, Псково-Печерский монастырь

Источник: http://blagozdravnica.ru/rodnik-svyatoj-istochnik-kladez-korniliya-pskovo-pecherskogo/

Преподобномученик Корнилий Псково-Печерский

Кондак 1

Избранный чудотворче, преславный угодниче Христов, скорый помощниче и теплый молитвенниче о всех, с верою и любовию просящих твоего заступления, восхваляем тя любовию, Корнилие преподобномучениче, ты же яко имеяй дерзновение ко Господу, моли о спасении нас, поющих ти: Радуйся, Корнилие преподобномучениче, отче наш.

Икос 1

Ангелов подражатель явился еси, преподобномучениче и богоносне отче наш Корнилие, ангельски поживый на земли и нам оставивый образ совершенства духовнаго.

Сего ради прослави тя чудесы Христос Бог, Емуже предстоиши ныне во свете невечернем Царствия Небеснаго; от нас же, чтущих тя, слышиши пение таковое: Радуйся, яко любве ради ко Господу всякое наслаждение земное оставил еси; Радуйся, яко благая мира сего презрел еси.

Обратите внимание

Радуйся, яко богатство нетленное обрел еси; Радуйся, яко иго Христово благое и удобоносимое возлюбил еси. Радуйся, яко во плоти аки безплотен пожил еси; Радуйся, яко боголюбезную чистоту непорочно сохранил еси.

Радуйся, яко узкими враты в Царствие Небесное вошел еси; Радуйся, яко равноангельскую честь достойно приял еси. Радуйся, яко венец неувядаемый от Господа приял еси; Радуйся, яко на небеси и на земли прославлен еси. Радуйся, Корнилие преподобномучениче, отче наш.

Кондак 2

Видя суету жития мирскаго и слыша глас Пастыря Христа: “Иже аще хощет по Мне идти, да отвержется себе и возмет крест свой”, и ты, преподобномучениче, мир и вся благая его оставил еси, да Единому Богу поживеши, поя Ему: Аллилуиа.

Икос 2

Разумом свыше просвещенный, наставил еси духовная чада твоя ко благоугождению истинному и любезно приял еси вся возжелавшия подвизатися купно с тобою во спасение, отче Корнилие, спасительнаго пути наставниче предобрый; приими убо и нас под твой отчий покров и молитвами твоими помози нам спасение вечное унаследовати, да тя восхвалим сице: Радуйся, алчущим и жаждущим правды глаголов живота вечнаго возвестителю; Радуйся, ищущим Царствия Божия пути спасительнаго указателю. Радуйся, взыскующих горняго Царствия мудрый водителю; Радуйся, обуреваемых страстьми добрый кормчий. Радуйся, во благочестии труждающихся великий помощниче; Радуйся, немудрых благоискусный учителю. Радуйся, теплый о всем мире предстателю; Радуйся, усердный и благоприятный о душах наших ходатаю. Радуйся, надежный корабль в житейском плавании обретший; Радуйся, и нам тихую пристань указавый. Радуйся, Корнилие преподобномучениче, отче наш.

Кондак 3

Силою Господа умудренный ко благоустроению святыя обители оградити ю от нашествия вражия стеною, паче же святыми молитвами твоими препоручивый ю честному покрову Пресвятыя Богородицы, умоли дати и нам покров и защиту, да сподобимся купно с тобою пети Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имуще тя, отче Корнилие, скораго в бедах помощника, благовернии людие, в напастех и скорбех тя на помощь молитвенно призывающе и дары благости Божия молитвами твоими от Щедродавца Бога обильно приемлюще, тебе от любве теплыя хвалебно воспевают: Радуйся, многажды прощения наша исполнением предваривый; Радуйся, болящим врачу благоискусный.

Радуйся, скорбящим благоприятное утешение; Радуйся, унывающим благодатное укрепление. Радуйся, душетленных страстей прогонителю; Радуйся, безпомощным скоропредстательный помощниче. Радуйся, иноков богомудрый руководителю; Радуйся, радость истинную во Христе нам показавый.

Радуйся, воеводо изрядный духовных воинов; Радуйся, Корнилие преподобномучениче, отче наш.

Кондак 4

Бурею страстей и треволненьми во многомятежном мире непоколебимый в тихое пристанище спасения душу твою управил еси, вся благая и красная мира презрев, призывая и всех быти причастницы горняго Царствия, идеже ныне пребываеши, поя Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше пастырие Христовы Церкве о твоих подвизех и яко земнаго тя Ангела помышляя, избраша тя во игумена обители, достойную почесть трудом твоим воздавше и тем подвизающе нас благохвалити тя сице: Радуйся, Агнца и Пастыря верный служителю; Радуйся, алтаря Господня достойный предстоятелю. Радуйся, богомудрый иноков начальниче; Радуйся, истиннаго смирения наставниче.

Радуйся, богомудрый иноков начальниче; Радуйся, истиннаго смирения наставниче. Радуйся, совершеннаго терпения подвижниче; Радуйся, даров Святаго Духа честное вместилище. Радуйся, слезнаго умиления преисполненный; Радуйся, Пресвятыя Троицы сосуде избранный. Радуйся, благочестия утверждение; Радуйся, православия столпе и похвало. Радуйся, Корнилие преподобномучениче, отче наш.

Кондак 5

Боготечную мысль соломонову имея, образ Успения Пресвятыя Богородицы написа благочестивый Алексий, последи же ради молитв преподобнаго Корнилия неизреченные чудеса икона являти начаше: исцеляше бесных, отверзаше очи слепым многим, о сем радующеся, иноцы пояху Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Созда преподобный Корнилий во игуменство свое над Святыми вратами храм Святителю Николаю Чудотворцу, аки защитнику всех обидимых и ревнителю православия, уповая быти ему хранителю обители от врагов православия; темже и ныне с ним предстоя Престолу Господа Славы, помолися, отче Корнилие, Творцу о спасении всех потрудившихся ради святыя обители и о всех славящих тя пеньми сицевыми: Радуйся, правило веры и благочестия; Радуйся, образе целомудрия и воздержания. Радуйся, постническаго лика украшение; Радуйся, звездо, сияющая в сонме преподобных. Радуйся, иноков пастырю и учителю; Радуйся, и в мире живущих заступниче и покровителю. Радуйся, тесный и прискорбный путь паче пространнаго возлюбивый; Радуйся, учителю мужественнаго подвижничества. Радуйся, стено, невидимо ограждающая паче стен каменных; Радуйся, жертва вечерняя Богу приятная. Радуйся, Корнилие преподобномучениче, отче наш.

Читайте также:  Двунадесятые праздники православной церкви, список

Кондак 6

Проповедуя слово Божие братии твоей, всех поучал еси словом и житием безмолвию, смирению, посту и молитве, в нейже деннонощно пребывая, воспевал еси выну Всесильному Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял еси светильник веры, отче Корнилие, обители твоей такожде и окрестным людем, землю же Ливонскую верою христианскою просветил еси, невидимый храм Духа Божия в себе нося, устроил еси видимый храм Пречистыя Богородицы Одигитрии и новопросвещенней чуди храмы основал еси, такожде и клирики устроил еси, да вси обрящут врачевание недуг своих душевных. Сего ради прославлен еси от Подвигоположника Христа, от нас же приемлеши сия похвальныя песни: Радуйся, Евангелия Христова благовестителю; Радуйся, веры православныя проповедниче. Радуйся, благодатию Божиею насыщенный; Радуйся, от источника Божественнаго напоенный. Радуйся, потоком слез спасительных орошенный; Радуйся, в ризу спасения облеченный. Радуйся, одеждою нетления одеянный; Радуйся, брашно неисчерпаемое указавый. Радуйся, питие приснотекущее Христа проповедавый; Радуйся, манной слова Божия люди питавый. Радуйся, Корнилие преподобномучениче, отче наш.

Кондак 7

Агнцу Божию, вземшему грехи мира, подражая, кротость и смирение Его себе усвоил еси, отче Корнилие, и веяния скорби и обиды безропотно претерпел еси, поя Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Дивныя и доблестныя подвиги твоя восхваляюще, добропобедне воине Христов Корнилие, ублажаем тя, от тленнаго сего жития земным царем к Небесному Царю в вечное жилище предпосланнаго, славим мученическую кончину твою и молитвенно празднуем святую память твою, тебе усердно воспевающе: Радуйся, яко невинною кровию твоею чистое житие запечатлел еси; Радуйся, яко в час смертный к лику Мучеников причислен еси. Радуйся, яко отверзошася ти врата райская, да внидеши в радость Господа твоего; Радуйся, яко душу твою Жизнодавец Христос в селения небесныя приял еси. Радуйся, яко мощи твоя на земли прославишася; Радуйся, яко со безплотными силами трисвятую песнь Богу немолчно воспеваеши. Радуйся, яко с Пророки и Апостолы светло торжествуеши; Радуйся, со святыми Мученики купно увенчанный. Радуйся, с Преподобными и праведниками прославленный; Радуйся, Корнилие преподобномучениче, отче наш.

Кондак 8

Странника и пришельца в мире сем себе помышляя и горняго Иерусалима взыскуя, течение временныя жизни во святей обители Божия Матере скончал еси, Ейже и ныне предстоиши о сем моляся, да вси купно с тобою поют Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Победив вся враги оружием правды Божия, яко истинный воин Христов увенчен венцем победным в Царстве славы, идеже пребывая с преподобными Марком и Ионою, и ныне ограждаеши от врагов обитель твою, призывая и нас подражати ти в духовней брани, да и мы в радости духовней вопием ти: Радуйся, смирением святым гордыню в себе победивый; Радуйся, кротостию совершенною ярости пламень угасивый. Радуйся, молитвами усердными уныние духа прогнавый; Радуйся, радования о Господе достигнувый. Радуйся, воздержанием и целомудрием чистоту души и тела соблюдший; Радуйся, неленостно всяку добродетель в себе возрастивый. Радуйся, венец победный от Христа приявый; Радуйся, от Господа даром чудес обогащенный. Радуйся, в лик добропобедных Мученик приятый; Радуйся, аки добрый воин к воином небесным сопричтенный. Радуйся, Корнилие преподобномучениче, отче наш.

Кондак 9

Всякое наслаждение плотское возненавидев, Корнилие преблаженне, единаго Бога всем сердцем возлюбил еси яко источника всякия благости, темже и Господь тя возлюби и обильно щедроты Своя на тя и обитель твою излия, да вси к мощем твоим прибегающии и скорую помощь от тебе приемлющи благодарственно вопиют: Аллилуиа.

Икос 9

Витии многовещаннии не довлеют глаголати вся подвиги твоя, богомудре отче Корнилие, ибо доброта жития твоего воистину превосходит похвалу человеческую, обаче мы любовию к тебе побуждаеми, дерзаем смиренно хвалити тя пением таковым: Радуйся, святыя Церкве светильниче немеркнущий; Радуйся, всемощным заступлением твоим от меча иноплеменных нас избавляющий.

Радуйся, страны нашея благодатное украшение; Радуйся, града нашего покрове благодатный. Радуйся, обители твоея утверждение и похвало; Радуйся, монашествующих пречудная красото. Радуйся, роду христианскому присное утешение; Радуйся, любящих и чтущих тя пред Богом ходатаю. Радуйся, грешником ко спасению пути указателю; Радуйся, пред Престолом Божиим миру грешному предстателю.

Радуйся, Корнилие преподобномучениче, отче наш.

Кондак 10

Спасти хотя град Псков и люди православныя от нашествия иноплеменных, явился еси старцу Дорофею купно с Антонием Киевским, сопутствующе Пресвятей Богородице, поспешившей на помощь людем Своим; егда же Богоматерь укоряюще люди за скверну жития их, умолял еси со слезами, глаголюще: “О Госпоже Владычице Богородице, согрешиша живуще беззаконно, но не остави их заступлением Твоим, паче же молися Сыну Твоему за люди недостойныя”, — и тако отвратил еси праведный гнев, да зовут во умилении Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Стену заступления и молитвенника богоприятна имуще тя, отче Корнилие, благодарение Отцу Небесному усердно возсылая за вся благодеяния Его, тобою нам обильно являемыя, тебе же, предстателю нашему, сицевое приносим пение: Радуйся, предивный угодниче Господень; Радуйся, неутомимый в подвизех избранниче Христов.

Радуйся, слуго добропослушливый Всевышняго Владыки; Радуйся, благий и верный рабе Царя царствующих. Радуйся, обидимых добрый заступниче; Радуйся, странных благонадежное пристанище. Радуйся, недугов душевных и телесных благий целителю; Радуйся, грешников пред Богом ходатаю. Радуйся, кающихся со Христом примирителю; Радуйся, небесный наш покровителю.

Радуйся, Корнилие преподобномучениче, отче наш.

Кондак 11

Пение всякое не довлеет ко прославлению величествия твоего, отче преподобне, твоими бо молитвами дивно явися сила Божия: молился бо еси пред пречистым образом Владычицы и тем обитель от разорения сохранил еси. Ныне и мы молим тя, не тщу сотвори надежду нашу и избави нас от враг наших, да во умилении зовем Спасителю Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светильник добрых дел был еси при жизни, отче преподобне, и светильник Божия благодати явился еси по смерти, сияя чудесы и исцеления источая; и по ста двудесяти летех, аки сокровище драгоценное, мощи твоя из недр земных явлены быша, да тебе от Господа прославленному умильно взываем: Радуйся, нетления цвете прекрасный; Радуйся, крине рая небеснаго процветший. Радуйся, светлостию твоею мрак душ наших озаряяй; Радуйся, от болезней многоразличных благодатно исцеляяй. Радуйся, ран греховных врачу благоискусный; Радуйся, сердец скорбящих утешителю. Радуйся, обители твоея страже неусыпный; Радуйся, спящих во гресех возбудителю. Радуйся, бдящих в молитве укрепителю; Радуйся, Корнилие преподобномучениче, отче наш.

Кондак 12

Благодать от Господа приял еси, преподобномучениче, ко просвещению иноков и мирских людей светом истинныя веры, темже и ученицы твои, в земном житии тобою просвещеннии, ныне с тобою на небеси прославляют Вседержителя Светодавца и нас научают славословию, да и мы Творцу и святых Святейшему Слову поем: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще дивныя твоя чудеса, умиленно припадаем пред пречистыми мощами твоими, преподобне отче наш, благодарственно воспоминаем труды твоя и твое заступление, и якоже древле услышал еси мольбы рабов твоих, такожде и ныне услыши скорбныя молитвы чтущих тя и сподоби ныне прияти скорое свобождение от врагов спасения нашего, да невозбранно поем тебе песнь сию: Радуйся, всесильными молитвами твоими от врагов видимых и невидимых избавляяй; Радуйся, светом истины сущих во тьме и сени смертней озаряяй. Радуйся, разслабленных утверждение и сило; Радуйся, неверных прославляти Бога научаяй. Радуйся, нераскаянных грешников к покаянию обращаяй; Радуйся, помощь сирым и вдовицам подаваяй. Радуйся, скорбных утешаяй; Радуйся, в посте и молитвах ослабевающих укрепляяй. Радуйся, Корнилие преподобномучениче, отче наш.

Кондак 13

О преподобномучениче отче Корнилие, тебе молимся и тебе просим, вонми похвальному пению сему, тебе от усердия нашего приносимому, не остави нас святыми твоими молитвами, не престани просити премногих грехов наших прощения, да в смертный час сподобимся прияти кончину жизни мирну и внити в Царствие Небесное, да и мы тамо с тобою прославим безмерное милосердие Божие, воспевающе Владыке живота: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва преподобномученику Корнилию Псково-Печерскому

О святый преподобномучениче Корнилие! Смиренно припадаем к раце мощей твоих и умильно молим тя: милостиво призри на скорби наша душевныя и телесныя и избаву нам подаждь; помози нам, святче Божий, от навета злых человек, от нихже и сам ты невинно на земли пострадал еси.

Защити нас от насилия диавола, страстно воюющаго в немощных удесех наших, умоли Господа Бога и Пречистую Его Матерь даровати нам тихое и безгрешное житие, взаимную братскую нелицемерную любовь и мирную христианскую кончину, да чистою совестию предстанем нелицемерному Страшному Судилищу Христову, и в Царствии Его прославим Животворящую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Источник: http://monasterium.ru/monastyri/svyatie/prepodobnyy-korniliy-pskovo-pecherskiy/?from_monastery=10098

Преподобномученик Корнилий Псково-Печерский

«Царь Иван Грозный просит игумена Корнилия постричь его в монахи» (К. В. Лебедев)

XVI век от Рождества Христова. На северо-западных рубежах России под руководством игумена Корнилия растет и укрепляется Псково-Печёрский монастырь. Никогда еще не была столь многочисленна братия обители и столь разнообразны её труды.

Одни монахи строят храмы, другие расширяют пещеры, третьи возводят мощную стену для защиты от врагов. В мастерских работают кузнецы, гончары, иконописцы. Трудами игумена собирается большая библиотека и возрождается летописная традиция.

Есть люди, вся жизнь которых неутомимый подвиг созидания. Именно таким был игумен Корнилий. По характеру – тих, кроток, но при этом строг, он вставал с восходом и всего себя отдавал делам.

В те времена богатые миряне нередко уходили в монастырь. Принимая постриг, они жертвовали обители крупные сумы денег, а потому почитали себя на особом положении. Не считаясь с монастырским уставом, они жили по своему разумению.

Отец игумен повёл с этим решительную борьбу.

Вокруг монастыря жили большей частью язычники – Эсты и Сету. Братия обители проповедовали среди них православие не только словом, но и делом. На средства, которые несли в монастырь богатые миряне, они строили больницы, сиротские дома, церкви.

Во время мора и войн русского государства с Ливонским орденом братия не запиралась за высокими стенами монастыря, пережидая тяжёлые времена, а продолжала помогать окрестным жителям.

Корнилий в своём милосердии не разбирался, кто православный, а кто нет, помогал всем, кто оказывался в беде.

Важно

Добрые дела прочнее камня в памяти народной и в глазах Царя Небесного. Во время войны с Ливонией игумен Корнилий возвёл вокруг обители мощную стену. Предание сообщает, что это и стало причиной его мученической кончины.

Царь Иоанн Грозный, приехавший в псковско-печёрские земли, увидел массивные укрепления монастыря и заподозрил, что здесь зреет мятеж. Когда Корнилий вышел навстречу Иоанну за монастырские ворота, разгневанный царь одним ударом отсёк игумену голову.

Но тут же понял, какое непоправимое зло совершил, поднял безжизненное тело на руки и понес в монастырь. Дорожка, по которой он шёл, зовется с тех пор «кровавым путём». Так пред воротами отстроенной им обители закончил свой жизненный путь преподобномученик Корнилий.

Тело его монахи погребли в пещерах. Через 120 лет нетленные мощи святого перенесли в Успенскую церковь, где хранятся они и поныне.

Иные делают вклады в спасение души богатыми дарами, но не таков был игумен Корнилий, неутомимый труженик во славу Господню. Вкладом его были добрые дела.

И они прорастали обильными всходами, и чем больше он трудился, тем выше поднимался росток горчичного зерна, тот, о котором сказано Христом: когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.

(17

Источник: https://radiovera.ru/52612.html

Корнилий Псково-Печерский

Корнилий Псково-Печерский 

       В  50 км от Пскова, находится Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, история которого насчитывает уже более 500 лет. Это один из красивейших монастырей нашей страны. На территории монастыря находятся несколько соборов и церквей.

       Сохранилась  легенда о том, как он был основан. Однажды крестьянин Иван Дементьев рубил лес на склоне горы, одно из поваленных деревьев, падая, увлекло за собой другие. Под корнями одного из них открылся вход в пещеру, а над входом надпись: “Богом зданныя пещеры”. Кем и когда была сделана надпись – неизвестно.

Читайте также:  Канон покаянный ко господу нашему иисусу христу, текст

Фотоальбом “Осень в Псково-Печерском монастыре”

        Возник город как обитель отшельников, живших в пещерах, которые они сами и выкапывали. В 1473 году здесь был основан православный Печорский монастырь. 15 августа этого года была освящена первая пещерная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы.

    Из древнего местного предания известно, что жили в этом месте выходцы из Киево-Печерской обители, бежавшие в псковские пределы из-за многочисленных набегов крымских татар. Наибольшего расцвета Псково-Печерская обитель достигла при Корнилии, избранном во игуменство настоятелем монастыря в 1529 году.

  
КОРНИЛИЙ ПСКОВО-ПЕЧЕРСКИЙ

   

      Родился в 1501 году в Пскове в боярской семье. Родители, Стефан и Мария, воспитывали сына в благочестии, а, чтобы дать ему образование, отдали в Псковский Мирожский монастырь.

Совет

Там, под руководством старцев, он учился грамоте, иконописи и многим другим ремеслам. Вскоре после окончания обучения, он навсегда ушел из родительского дома и принял постриг в Псково-Печерском монастыре.

Там преподобный Корнилий вел строгую жизнь: в убогой келье спал на досках, все свое время посвящал полезному труду и молитве.

      В 28 лет преподобный Корнилий, служивший образцом богоугодной жизни, был избран игуменом, т.е старшим  священником  мужского православного монастыря. 

      В его настоятельство число братии увеличилось с 15 до 200 человек. Вставая с восходом солнца, Преподобный сам правил службу и отдавал все силы трудам, воодушевлял братию к выполнению правил монастырской жизни, строгому посту, молитве, напоминая о подвиге первых христиан. Его жизнь была образцом деятельной любви к Богу и человеку.

 

       Он распространял православие среди жителей окрестных мест – эстов и сету, многие из которых крестились в монастыре. Преподобный Корнилий, всегда кроткий и приветливый, молча выслушивал людей, давал наставления, а потом благословлял с молитвой и любовью.

Во время эпидемий  болезней (а это случалось часто),когда люди бежали из селений в леса, и многие умирали не только от заразы, но и от голода, по благословению преподобного Корнилия в то страшное время иноки монастыря выходили к голодным, чтобы раздать им пищу.

                                                                                                                                              

  Трудами игумена Корнилия была устроена вокруг монастыря каменная ограда с крепостными     башнями и тремя укрепленными воротами. Обитель стала неприступной крепостью. Во время своего управления монастырем преподобный Корнилий  основал при обители иконописную мастерскую. В монастыре работали также столярная, кузнечная, керамическая и другие мастерские. Была создана настоящая книжно-литературная школа,      Игумен Корнилий был для  своего времени  удивительно культурным человеком, большим знатоком и любителем  книг. В монастыре была собрана солидная для того времени библиотека, непрестанно пополнявшаяся. Под его руководством разыскивались богослужебные книги, уставы, старинные акты, касающиеся истории Пскова и обители. Главное – велась летопись (составление хронологически точного летописания Псковской земли). Корнилием была написана «Повесть о начале Печерского монастыря».
        Монастырские предания хранят память о кончине великого игумена. Ложно обвиненный завистниками в связях с литовским княжеством, преподобный Корнилий 20 февраля 1570 года принял мученическую смерть. 

    Когда Корнилий вышел к воротам обители с крестом навстречу государю Иоанном Грозному, тот своею рукой отсек ему голову, но тотчас раскаялся и, поднявши тело игумена, на руках понес его в монастырь. Кровь, струясь из ран, падала на землю. Путь, по которому шел Иван Грозный, неся к Успенскому храму убиенного, с тех пор называется «кровавым». Впоследствии в знак своего раскаяния царь пожертвовал в обитель колокола, святые иконы и золото для их риз.

      Погребен был игумен Корнилий в стенах пещеры, где пребывал 120 лет. Позже его нетленные мощи были перенесены в Успенский собор.        Прочитать жизнеописание преподобномученика Корнилия, игумена Печерского можно прочитать в тематическом номере журнала “Колокольчик” (№27).

Рассказ о святом Корнилии к 500-летию со дня рождения 


      Преподобный Корнилий много послужил возрождению Псково-Печерской обители. Будучи строгим монахом, преподобный Корнилий был и великим патриотом Русской земли и искренним сторонником общественно-политических интересов Московского государства. Память св. преподобномученика Корнилия чтится 20 февраля по церковному календарю.




Пещеры Псково-Печерского монастыря    Пещеры Псково-Печерского монастыря, открытые в 1392 году местным крестьянином Иваном Дементьевым,  – место поистине святое. По свидетельству летописца, в конце XVI века один юродивый монах приходил к пещере и стирал надпись “Богом зданная пещера”, но это начертание появлялось снова как ничем невредимое. Позже, когда храм и пещеры приводили в более благолепный вид, наружную стену укрепили кирпичом. заложив при этом надпись. Но тогда уже и без надписи всем было известно, что Псково-Печерская обитель создана и утверждена Богом. Всякий, кто входит в полумрак Богом зданных пещер монастыря, невольно чувствует благоговейный трепет от соприкосновения с вечностью.
   Сейчас это место упокоения многих святых. На протяжении столетий гробы с телами иноков, равно как и павших воинов и просто жителей печорского посада не предавались земле, а составлялись в склепах друг на друга. Пещеры – это уникальный историко-художественный памятник, некрополь, который в настоящее время не имеет аналогов по полноте и сохранности надгробных плит. При входе в пещеры покоятся мощи  святых – преподобных Печерских Марка, Ионы, Лазаря прозорливого и преподобной матери Вассы.

Источник: http://www.pskovkid.ru/2013/08/blog-post_6871.html

Преподобномученик Корнилий Псково-Печерский

Преподобный Корнилий
Преподобномученик Корнилий Псково-Печерский

Преподобномученик Корнилий Псково-Печерский (1501-1570) родился в Пскове в боярской семье. Родители его, Стефан и Мария, воспитывали сына в благочестии и страхе Божием.

Уже в раннем возрасте мать заметила у отрока Корнилия особенную склонность к духовной жизни, научила его молитве и привила любовь к странникам. Чтобы дать сыну образование, родители отдали его в Псковский Мирожский монастырь.

Обратите внимание

В монастырских стенах отроков воспитывали в послушании, обучали чтению и письму, искусству книгописания и писанию икон. В монастыре составлялись и переписывались летописи, жития Святых, Богослужебные книги. В Мирожской обители юный Корнилий подвизается под началом старца, совершая подвиги молитвы и труда, делал свечи.

С особенным тщанием приготовлялся он к писанию икон, соблюдая перед этим пост, молился Пресвятой Владычице о благословили его на труд. Во время работы над иконой хранил собственную чистоту, творя в душе непрестанную молитву.

Закончив обучение, святой Корнилий вернулся в родительский дом. Пребывание в святой обители еще более утвердило его призвание к иноческой жизни.

Однажды государев дьяк Мисюрь Мунехин, человек просвещенный и благочестивый, друг семьи святого Корнилия, собрался ехать в затерянную среди лесов маленькую Печерскую обитель и взял с собою юного Корнилия.

Красота природы, тихая монастырская служба в пещерной церкви преисполнили сердце юноши духовной радости и благоговением. Никогда и нигде еще он так горячо не молился.

Эта поездка оказала большое воздействие на его последующую жизнь.

Вскоре он навсегда ушел из родительского дома и принял постриг в Псково-Печерском монастыре. Там преподобный Корнилий вел строгую жизнь: в убогой келье спал на досках, все свое время посвящал полезному труду и молитве.

В 1529 году преподобный Корнилий, служивший образцом богоугодной жизни, был избран игуменом. В его настоятельство число братии увеличилось от 15 до 200 человек, и это количество насельников не было превышено ни при одном из последующих настоятелей.

Вставая с восходом солнца, преподобный Корнилий сам правил службу, и отдавал все силы трудам, воодушевлял братию к выполнению устава, строгому посту, молитве, напоминая о подвиге первых христиан.

По своему смирению преподобный Корнилий почитал себя первым среди равных лишь по избранию.

Важно

Деятельность преподобного Корнилия распространялась далеко за пределы обители. Его жизнь была образцом деятельной любви к Богу и человеку.

Он распространял Православие среди жителей окрестных мест — эстов и сэту, многие из которых крестились в монастыре. Преподобный Корнилий, всегда кроткий и приветливый, молча выслушивал людей, давал наставления, а потом благословлял с молитвой и любовью.

При звуке его голоса открывалось сердце, стыд отбегал. После покаяния люди плакали облегчающими душу слезами.

Однажды на Псковщине было моровое поветрие. Люди бежали из селений в леса, подступы к городам закрывались, чтобы уберечь жителей от моровой язвы. Многие умирали не только от заразы, но и от голода. По благословению преподобного Корнилия в то страшное время иноки монастыря выходили к голодным, чтобы раздавать им вареную рожь.

По время Ливонской войны преподобный Корнилий проповедовал христианство в отвоеванных городах, строил там храмы, помогал пострадавшим, заботился о раненых. В обители погребали убитых и записывали их в синодики для поминовения.

В 1560 году, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, преподобный Корнилий послал в благословение русским войскам, осаждавшим город Феллин, просфору и святую воду. В тот же день немцы сдали город.

Преподобный Корнилий очень любил и хорошо знал книги — он создал в монастыре большую по тому времени библиотеку. В середине XVI века Псково-Печерский монастырь перенял от Спасо-Елизаровского монастыря традицию летописания.

Кроме того, святой игумен Корнилий завел большой монастырский синодик для поминовения усопших братии н благотворителей обители, начал вести «Кормовую книгу».

Совет

В этом труде он оставил последующим поколениям историческую характеристику своего времени, составил «Описание монастыря» и «Описание чудес Печерской иконы Божией Матери».

Преподобные Псково-Печерские – Марк, Иона, и преподобномученик Корнилий

Преподобный Корнилий расширил и украсил свой монастырь, прокопал далее монастырские пещеры, перенес деревянную церковь во имя Сорока мучеников Севастийских за монастырскую ограду, на приезжий монастырский двор, на ее месте в 1541 году поставил церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и в 1559 году построил храм Покрова Пресвятой Богородицы. В 1558-1565 годах преподобный Корнилий воздвиг вокруг монастыря надежную каменную стену, а над Святыми Вратами по своему замыслу построил каменную церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая (1565). Тем самым он поручил этому истинному защитнику чистоты Православной

веры покровительство святой обители на границе с неправославными народами.

Так обитель, возникшая на границе Русского государства, стала не только светочем Православия, но и крепостью против внешних врагов России.

Другим делом преподобного Корнилия было основание в 1538 году во Пскове подворья монастыря с каменной церковью в честь иконы Божией Матери «Одигитрии».

Во время своего управления монастырем преподобный .Корнилий учредил при обители иконописную мастерскую. Трудившиеся в ней монахи учились искусству иконописи в Мирожском монастыре и по возвращении в свою обитель писали иконы и помогали преподобному Корнилию украшать храмы и обучать других иноков. В монастыре были также столярная, кузнечная, керамическая и другие хозяйственные мастерские.

О мученической кончине преподобного Корнилия написано в древней рукописи Троице-Сергиевой Лавры.

Когда преподобный игумен Корнилий вышел с крестом на монастырские ворота навстречу царю Иоанну Грозному, разгневанный ложным наветом на святого игумена царь своей рукой отсек ему голову, но тотчас раскаялся и, подняв тело его, на руках понес в монастырь. Обагренная кровью преподобного Корнилия дорожка, по которой царь нес его тело к церкви Успения Пресвятой Богородицы, названа «кровавым путем».

Раскаявшись, царь пожертвовал Псково-Печерскому монастырю множество драгоценных вкладов, вписал имя Преподобного игумена в свой синодик, но память о содеянном преследовала его всю жизнь.

Тело преподобномученика Корнилия было положено в стене «Богом зданной пещеры», где невредимо пребывало 120 лет. В 1690 году митрополит Псковский и Изборский Маркелл перенес его мощи, прославившиеся исцелениями больных, из пещеры в соборный храм Успения Пресвятой Богородицы и положил в новом гробе в стене.

17 декабря 1872 года мощи преподобного Корнилия были переложены в медно-посеребренную раку, а в 1892 году — в новую раку. Полагают, что служба преподобномученику была составлена ко дню открытия мощей в 1690 году.

Тропарь преподобномученика Корнилия Псково-Печерского

глас 6

Псково-Печерская обитель,/ издревле славная чудесы иконы Богоматерни,/ многия иноки Богови воспита,/ тамо и преподобный Корнилий/ подвигом добрым подвизася,/ чудную Богоматерь славя,/ иноверныя просвещая,/ иноки и многия люди спасая,/ обитель же свою дивно украшая и ограждая.

Читайте также:  Молитва ребенка архангелу-хранителю

/ Тамо и мученичества венец/ по многих летех пастырства своего доблестне прият./ Темже воспоим, людие,/ Христа Бога и Пречистую Его Матерь возблагодарим,/ яко даров а нам преподобномученика славна/ и молитвенника о душах наших достоблаженна.

Кондак преподобномученика Корнилия Псково-Печерского

глас 4

Обратите внимание

Светлый светильник Православия/ и сугубая/ Псковския земли защита был еси,/ многобожие искореняя и люди к Богу наставляя./ Дом Богоматери тобою укрепися и прославися,/ добродетельми же украшен, венец мученика приял еси,/ поминай нас, чад твоих, и у Господа, преподобномучениче Корнилие.

Источник: http://days.pravoslavie.ru/

Источник: http://club-vozrojdenie.ru/publ/mucheniki_svshhmch_prpmch_vlkmch/prepodobnomuchenik_kornilij_pskovo_pecherskij/99-1-0-514

Преподобномученик Корнилий Псково-Печерский / Патриархия.ru

Преподобномученик Корнилий Псково-Печерский родился в 1501 года во Пскове в семье бояр Стефана и Марии.

Чтобы дать сыну образование, родители отдали его в Псковский Мирожский монастырь, где он подвизался под началом старца: делал свечи, рубил дрова, обучался грамоте, переписке и украшению книг и иконописи. Закончив учение, Корнилий вернулся в родительский дом с решением стать иноком.

Однажды государев дьяк Мисюрь Мунехин взял с собой Корнилия в затерянную среди лесов Псково-Печерскую обитель, которая тогда была беднее любого псковского погоста.

Красота природы, тихая служба в пещерной церкви произвели на Корнилия такое сильное впечатление, что он навсегда ушел из родного дома и принял иноческий постриг в Псково-Печерской обители. В 1529 году, в возрасте 28 лет, преподобный Корнилий был возведен во игумена и избран настоятелем монастыря.

В его настоятельство Псково-Печерская обитель достигла наибольшего расцвета. Число братии увеличилось от 15 до 200 человек. Это количество насельников не было превышено ни при одном из последующих настоятелей.

Деятельность преподобного Корнилия простиралась далеко за пределы обители: он распространял Православие среди живших вокруг монастыря эстов и сэту, строил церкви, больницы, дома для сирот и нуждающихся. Во времена ужасного мора на Псковщине преподобный Корнилий бесстрашно ходил по моровым деревням причащать живых и отпевать у круглых ям умерших.

Во время Ливонской войны преподобный Корнилий проповедовал христианство в отвоеванных городах, строил там храмы, щедрой рукой раздавал пострадавшим во время войны эстам и ливам пособия из монастырских запасов; в обители безмездно лечили и кормили раненых и изувеченных, хоронили в пещерах убитых и вписывали их имена в монастырский синодик на вечное поминовение.

В 1560 году, в праздник Успения Божией Матери, преподобный Корнилий послал в благословение русским войскам, осаждавшим город Феллин, просфору и святую воду. В тот же день немцы сдали город. В 1570 году на созданную в Юрьеве Ливонском кафедру был назначен епископом Юрьевским и Вельянским (то есть Феллинским) некий игумен Корнилий.

Важно

Некоторые отождествляли его с преподобным Корнилием, но это не соответствует действительности. Преподобный Корнилий был большим знатоком и любителем книг – в монастыре была собрана солидная библиотека. В 1531 году вышел его труд под названием “Повесть о начале Печерского монастыря”.

В середине ХVI века Псково-Печерский монастырь воспринял от Спасо-Елеазаровского монастыря традицию летописания. В основу летописи были положены сведения двух первых Псковских летописей в черновом продолжении с 1547 по 1567 год.

Кроме того, игумен Корнилий завел большой монастырский Синодик для поминовения усопших братий и благотворителей обители, начал вести “Кормовую книгу” с 1558 года, составил “Описание монастыря” и “Описание чудес Печерской иконы Богоматери”.

Преподобный Корнилий расширил и украсил монастырь, прокопал далее монастырские пещеры, перенес деревянную церковь во имя Сорока мучеников Севастийских за монастырскую ограду, на приезжий монастырский двор, а на ее месте в 1541 году поставил церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, в 1559 году построил храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Печерская обитель, возникшая на границе Русского государства, была не только светочем Православия, но и крепостью против внешних врагов России.

В 1558-1565 годах преподобный Корнилий воздвиг вокруг монастыря массивную каменную стену, а над Святыми воротами по собственному проекту построил каменную церковь во имя Святителя Николая, поручив ему охрану обители. В храме был поставлен деревянный скульптурный образ “Николы Ратного”.

О мученической кончине преподобного Корнилия в летописи, составленной иеродиаконом Питиримом, записано: “Сей достоблаженный игумен Корнилий… на игуменстве 41 год и 2 месяца поживе; он постническим и святым житием не точию мнихом бе образ ко спасению…

во время же бывших потом на земли России мятежей много злая пострада и, наконец, от тленнаго сего жития земным царем предпослан к Небесному Царю в вечное жилище, в лето 1570, февраля в 20-й день, на 69 году от рождения своего”.

(Эта же дата стоит и на керамической пластине – керамиде, закрывавшей устье первоначальной гробницы преподобного Корнилия.)

В древней рукописи Троице-Сергиевой Лавры написано, что, когда игумен Корнилий вышел за монастырские ворота с крестом на встречу царя, разгневанный ложным наветом Иоанн своей рукой отсек ему голову, но тотчас раскаялся и, подняв тело его, на руках понес в монастырь.

Обагренная кровью преподобного Корнилия дорожка, по которой царь нес его тело к церкви Успения, названа “Кровавым путем”. Свидетельством раскаяния царя служат щедрые пожертвования Псково-Печерскому монастырю, сделанные им после кончины преподобного Корнилия.

Имя игумена Корнилия было вписано и в царский синодик.

Тело преподобномученика Корнилия было положено в стене “Богом зданной пещеры”, где пребывало 120 лет невредимо. В 1690 году митрополитом Псковским и Изборским Маркеллом мощи были перенесены из пещеры в соборную Успенскую церковь и поставлены в новом гробе в стене.

Совет

17 декабря 1872 года мощи преподобного Корнилия с прежним гробом были переложены в медно-посеребренную раку, а в 1892 году – в новую раку. Полагают, что служба преподобномученику была составлена ко дню открытия мощей в 1690 году.

Прп. Корнилий. Игумен (ныне архим.) Зинон. Икона. Россия. 1981 г.
Прп. Корнилий Псково – Печерский. Архимандрит Зинон (Теодор). Икона. Псков (Печеры). 1987 г.
Прп. Корнилий Псково – Печерский. Круг архимандрита Зинона. Икона иконостаса церкви Псково – Печерских святых. Псков (Печеры). 1990-е годы.
Собор святых земли Эстонской (фрагмент). Масюкова Н.В. (Иконописная школа). Икона. Сергиев Посад. 2005 год. 146 х 88. Храм Нарвской иконы Божией Матери. Нарва. Эстония.
Новый сводный иконописный подлинник, подготовленный Иконописной школой при Московской Духовной академии

Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/909327.html

Корнилий псково-печерский

Открытая православная энциклопедия “ДРЕВО”.

Корнилий Псково-Печерский ( 1501 – 1570 ), игумен , преподобномученик .

Память 20 февраля , в Соборе Эстонских святых

Родился в 1501 года во Пскове в семье бояр Стефана и Марии. Чтобы дать сыну образование, родители отдали его в Псковский Мирожский монастырь , где он подвизался под началом старца: делал свечи, рубил дрова, обучался грамоте, переписке и украшению книг и иконописи. Закончив учение, Корнилий вернулся в родительский дом с решением стать иноком.

Однажды государев дьяк Мисюрь Мунехин взял с собой Корнилия в затерянный среди лесов Псково-Печерский монастырь , которая тогда была беднее любого псковского погоста.

Красота природы, тихая служба в пещерной церкви произвели на Корнилия такое сильное впечатление, что он навсегда ушел из родного дома и принял иноческий постриг в Псково-Печерской обители. В 1529 году, в возрасте 28 лет, преподобный Корнилий был возведен во игумена и избран настоятелем монастыря.

В его настоятельство Псково-Печерская обитель достигла наибольшего расцвета. Число братии увеличилось от 15 до 200 человек. Это количество насельников не было превышено ни при одном из последующих настоятелей.

Деятельность преподобного Корнилия простиралась далеко за пределы обители: он распространял Православие среди живших вокруг монастыря эстов и сэту, строил церкви, больницы, дома для сирот и нуждающихся. Во времена ужасного мора на Псковщине преподобный Корнилий бесстрашно ходил по моровым деревням причащать живых и отпевать у круглых ям умерших.

Во время Ливонской войны преподобный Корнилий проповедовал христианство в отвоеванных городах, строил там храмы, щедрой рукой раздавал пострадавшим во время войны эстам и ливам пособия из монастырских запасов; в обители безмездно лечили и кормили раненых и изувеченных, хоронили в пещерах убитых и вписывали их имена в монастырский синодик на вечное поминовение.

В 1560 году, в праздник Успения Божией Матери, преподобный Корнилий послал в благословение русским войскам, осаждавшим город Феллин , просфору и святую воду. В тот же день немцы сдали город.

Обратите внимание

В 1570 году на созданную в Юрьеве Ливонском (ныне Тарту ) кафедру был назначен епископом Юрьевским и Вельянским (то есть Феллинским) некий игумен Корнилий. Некоторые отождествляли его с преподобным Корнилием, но это не соответствует действительности.

Преподобный Корнилий был большим знатоком и любителем книг – в монастыре была собрана солидная библиотека. В 1531 году вышел его труд под названием “Повесть о начале Печерского монастыря”. В середине XVI века Псково-Печерский монастырь воспринял от Спасо-Елеазаровского монастыря традицию летописания.

В основу летописи были положены сведения двух первых Псковских летописей в черновом продолжении с 1547 по 1567 год.

Кроме того, игумен Корнилий завел большой монастырский Синодик для поминовения усопших братий и благотворителей обители, начал вести “Кормовую книгу” с 1558 года, составил “Описание монастыря” и “Описание чудес Печерской иконы Богоматери”.

Преподобный Корнилий расширил и украсил монастырь, прокопал далее монастырские пещеры, перенес деревянную церковь во имя Сорока мучеников Севастийских за монастырскую ограду, на приезжий монастырский двор, а на ее месте в 1541 году поставил церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы , в 1559 году построил храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы .

Печерская обитель , возникшая на границе Русского государства, была не только светочем Православия, но и крепостью против внешних врагов России.

В 1558 – 1565 годах преподобный Корнилий воздвиг вокруг монастыря массивную каменную стену, а над Святыми воротами по собственному проекту построил каменную церковь во имя святителя Николая . В храме был поставлен деревянный скульптурный образ “Николы Ратного”.

О мученической кончине преподобного Корнилия в летописи, составленной иеродиаконом Питиримом, записано:

“Сей достоблаженный игумен Корнилий… на игуменстве 41 год и 2 месяца поживе; он постническим и святым житием не точию мнихом бе образ ко спасению… во время же бывших потом на земли России мятежей много злая пострада и, наконец, от тленнаго сего жития земным царем предпослан к Небесному Царю в вечное жилище, в лето 1570 , февраля в 20-й день , на 69 году от рождения своего” [1] .

Важно

В древней рукописи Троице-Сергиевой Лавры написано, что, когда игумен Корнилий вышел за монастырские ворота с крестом на встречу царя, разгневанный ложным наветом Иоанн Грозный своей рукой отсек ему голову, но тотчас раскаялся и, подняв тело его, на руках понес в монастырь.

Обагренная кровью преподобного Корнилия дорожка, по которой царь нес его тело к церкви Успения, названа “Кровавым путем”. Свидетельством раскаяния царя служат щедрые пожертвования Псково-Печерскому монастырю, сделанные им после кончины преподобного Корнилия.

Имя игумена Корнилия было вписано и в царский синодик.

Тело преподобномученика Корнилия было положено в стене “Богом зданной пещеры”, где пребывало 120 лет невредимо. В 1690 году митрополитом Псковским и Изборским Маркеллом мощи были перенесены из пещеры в соборную Успенскую церковь и поставлены в новом гробе в стене.

Совет

17 декабря 1872 года мощи преподобного Корнилия с прежним гробом были переложены в медно-посеребренную раку, а в 1892 году – в новую раку. Полагают, что служба преподобномученику была составлена ко дню открытия мощей в 1690 году.

Тропарь

Псково-Печерская обитель, / издревле славная чудесы иконы Богоматерни, / многия иноки Богови воспита, / тамо и преподобный Корнилий / подвигом добрым подвизася, / чудную Богоматерь славя, / иноверныя просвещая, / иноки и многия люди спасая, / обитель же свою дивно украшая и ограждая. / Тамо и мученичества венец / по многих летех пастырства своего доблестне прият. / Темже воспоим, людие, / Христа Бога и Пречистую Его Матерь возблагодарим, / яко дарова нам преподобномученика славна / и молитвенника о душах наших достоблаженна.

Использованные материалы

http://www.jmp.ru/svyat/feb20.htm

[1] Эта же дата стоит и на керамической пластине – керамиде, закрывавшей устье первоначальной гробницы преподобного Корнилия.

ДРЕВО – открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Источник: https://slovar.cc/rel/drevo/2302088.html

Ссылка на основную публикацию