Спасо-андроников монастырь – православные иконы и молитвы

Достопримечательности и святыни Спасо-Андроникова монастыря в Москве

Обитель, основанная учеником Сергия Радонежского; монастырь, хор которого приходил слушать Рахманинов, место, где держали под стражей протопопа Аввакума – все это о Андрониковом монастыре. Примечателен он не только этими фактами, но и красивой архитектурой.

Считается, что когда-то здесь во дворе был колодец, который выкопал Сергий Радонежский. А Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря является древнейшим московским храмом, уцелевшим полностью. Сегодня на территории монастыря открыт и музей имени Андрея Рублева.

Чем еще примечательна эта обитель?

Где находится Спасо-Андроников монастырь

Обитель размещена в Москве, на Андроньевской площади, 10. Узнать расписание богослужений можно по телефону: 671-03-72, +74959114502.

Поскольку на территории монастыря расположен и музей, записаться на экскурсии в него можно по телефону 678-14-67; номер для справок – 678-50-55. Код Москвы – 495.

Спасо-Андроников монастырь – как добраться

Если для паломников и туристов в составе тур групп, желающих побывать в Спасо-Андрониковом монастыре, адрес обители не настолько важен, то для индивидуальных путешественников стоит дать совет, как же сюда проще попасть.

Для этого сначала нужно доехать на метро до Площади Ильича (Калининско-Солнцевская линия), после чего сесть на автобусы 40, 237, 55, 152, 125 или же доехать троллейбусами 53, 45.

Посещение монастыря, режим работы

Поскольку монастырь на текущий момент не действует, посещать его можно в любое время. Желающим ознакомиться с архитектурой лучше приехать во время, когда в храмах монастыря нет богослужений, а вот паломникам стоит побывать здесь в праздничные дни.

Если вы хотите открыть для себя не только Спасо-Андроников монастырь, но и побывать в музее Андрея Рублева, обратите внимание:

  • по средам экспозиции и выставки не работают;
  • по вторникам и четвергам музей открыт с 14.00 до 21.00;
  • В остальные дни график работы выставок: 11.00-18.00.Важно! Касса закрывается на 45 минут раньше.

Спасо-Андроников монастырь – расписание богослужений

При самом монастыре, как и при музее, нет гостиницы для паломников, однако можно остановиться при Покровском монастыре (женском) или Донском (мужском). Обе обители, как и Андроников монастырь, расположены в Центральном административном округе.Где остановиться паломникам

  • Гостиница при Донском монастыре предлагает от двух- до шестиместных номеров. На этаже есть горячая вода, туалеты, умывальники, душ. Заселение возможно до 21.00.
  • Гостиница при Покровском монастыре оборудована по современным стандартам и располагает разными по вместимости номерами.

История Спасо-Андроникова монастыря

  • Основал эту обитель митрополит Алексий. Считается, что он дал обет возвести собор в честь того праздника, в день которого он попадет на бухту Золотой Рог. Это произошло в 1354 году, в праздник Спаса Нерукотворного. Место для строительства выбирал сам митрополит – у слияния рек Яузы и Золотого Рожка. Здесь же перекрещивались дороги к приволжским городам и к Черному морю и Византии.
  • Относительно того, когда был возведен Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря, исследователи расходятся во мнениях, называя даты от 1357 до 1427 годов. По одной из версий, освящали собор Спаса Нерукотворного Образа Спасо-Андроникова монастыря иконой, привезенной митрополитом в 1356 году из Константинополя.Знаете ли вы? Дмитрий Донской, возвращаясь после победы в битве на Куликовом поле, причащался именно в этом монастыре.
  • На территории обители похоронена часть воинов, павших в этом бою. В 1795 году начались работы по возведению колокольни, деньги на которую выделил московский купец-миллионер. Закончилось ее строительство в 1803.
  • В период войны с Наполеоном этот монастырь был разграблен, а после серьезно пострадал от пожара.В советские времена монастырь был закрыт с 1918 года, и здесь был концлагерь ВЧК для политических преступников, колония для беспризорников, комнаты для рабочих одного из местных заводов, располагался Наркомат обороны.
  • В период с 1927 по 1932 год был уничтожен некрополь Спасо-Андроникова монастыря (здесь среди прочих был похоронен и Андрей Рублев), разрушена колокольня. Считается, что Андрей Рублев был иноком этого монастыря, однако документальных подтверждений тому нет.
  • В 1947 году приняли решение об открытии музея, утвердили которое лишь через два года, а воплощать в жизнь начали еще через десятилетие. Первых посетителей музей принял в 1960.
  • В 1989 году монастырь вернули церкви, однако пока он не функционирует.

Архитектурные и культурные достопримечательности

  • Церковь Михаила Архангела – построена под патронатом жены Петра I, Евдокии Лопухиной (в монастыре был семейный некрополь этого рода). На нижнем ярусе была размещена семейная усыпальница этого рода. Сегодня церковь является музейной экспозицией.
  • Часовня «Проща» возведена на том месте, где преподобный Сергий Радонежский простился со своим учеником Андроником, первым игуменом Спасо-Андроникова монастыря.
  • Соборный храм Спаса Нерукотворного – первое каменное монастырское творение, одноглавый храм с подчеркнуто строгим интерьером. В первой трети прошлого века здесь проводили раскопки, в ходе которых нашли мощи святых и древний престол храма. Фрагменты фресок, которыми в середине XV века расписал Спасский собор Андрей Рублев, сохранились до сегодняшнего дня.
  • Трапезная палата – памятник, сохранившийся с XVI века, являлся одним из первых подобных строений российских зодчих. Ее своды поддерживаются единственным столбом. В Трапезной палате размещены музейные выставки.
  • Музей древнерусского искусства – уникальный музей, в фондах которого хранятся более десяти тысяч древнерусских произведений искусства, включая иконы, рукописные книги, церковную утварь, колокола. Сюда свозили ценности из закрываемых монастырей. Именно так попала не одна гробница-саркофаг XVIII века на территорию Спасо-Андроникова монастыря. Наиболее древней из них является плита Прасковьи Клешниной, а лучше всего сохранился памятник Марии Головиной. Что касается некрополя самого Андроникова монастыря, отреставрировали только две плиты: Федору Волкову, основателю русского театра, а также меценату Ивану Медведникову.
  • В 1967 году на территории монастыря установили и памятник Андрею Рублеву, который позже заменили другой скульптурой, которая находится здесь и сегодня.

Святыни Спасо-Андроникова монастыря в Москве

  • Образ Спаса Нерукотворного – это икона основания, которая является самой чтимой. Она долгое время считалась утерянной, но в 1999 году нашлась в Новодевичьем монастыре, в запасниках Исторического музея. В Спасском соборе есть список этой иконы.
  • Икона Андроника и Саввы, первых игуменов обители – эта святыня тоже считалась утерянной.
  • Мощи шести святых, которые обнаружили при раскопках у Спасского собора. Сохранились не только мощи, но и монашеские принадлежности.

Спасо-Андроников монастырь – фото

  • В прошлые века обитель восхищала своим архитектурным ансамблем.
  • Спасский храм называют древнейшим московским строением.
  • Памятник Андрею Рублеву, который, предположительно, был похоронен в этом монастыре.
  • В музее древнерусского искусства можно не только увидеть множество древних книг и церковной утвари, но и узнать, как зарождался Спасо-Андроников монастырь.
  • Обитель – украшение этой части Москвы.

Спасо-Андроников монастырь — видео

Обитель, в истории которой было немало трагических страниц и которая вновь и вновь возрождалась, сегодня все еще является музейной территорией. Хотя в Спасском соборе снова идут богослужения, однако здесь пока не слышно монашеского хора. И все же попасть сюда, приложиться к святыням, побывать на этом намоленном месте стремятся многие верующие.Приятного просмотра!!!

Бывали ли вы в этом монастыре? Поделитесь своими впечатлениями в комментариях.

Источник: https://www.lifejourney.club/evropa/russia/religion/monastir/moskva/spaso-andronikov.html

Православный Спасо-Андроников мужской монастырь

История

По свидетельству агиографических источников, монастырь был основан в 1357 году.

После пожара 1368 года, в котором сгорел первоначальный деревянный собор Андроникова монастыря, на месте современного собора был выстроен деревянный Спасский собор с полом из плинфы[1], фрагмент которого был обнаружен при раскопках в 1993 году.

Существует предположение, что сохранившиеся белокаменные рельефы с фрагментами зооморфных и растительных композиций, архаичных по своей стилистике и исполнению, свидетельствуют о существовании на территории монастыря каменного храма, построенного между 1360—1380 годами.

Между 1390 и 1427 годами Спасский собор был вновь перестроен, и белокаменный храм того времени сохранился до наших дней. Представляет собой однокупольный четырехстолпный трехапсидный храм. В росписи собора участвовали Андрей Рублёв и Даниил Чёрный (от первоначальных фресок сохранились лишь фрагменты растительного орнамента на откосах окон).

Обратите внимание

Опись 1763 года говорит о существовании в соборе паперти с ризничной в ней палатой, налево от западных дверей.

В 1779 году архитектор Яковлев доносил о необходимости возобновления стенописи и поправки иконостаса в соборе, а также находил нужным пробить окно с западной стороны и два окна внизу между церковью и папертью и пристроить с северной стороны паперть, подобную той, которая уже окружала храм с южной и западной сторон.

В XIX веке собор подвергся значительным изменениям, начавшимся с частичного восстановления разрушений, происшедших в 1812 году, о которых тогдашний настоятель монастыря, архимандрит Феофан сообщал следующее:

“В соборном монастырском храме, созданном около 1360 года святителем Алексием митрополитом, по ограблении оного, зажжен иконостас и прочее; от чего своды с главою упали внутрь храма…”.

В 1813 году под надзором архитектора Жукова в соборе были исправлены своды и устроена железная кровля, в 1818—1820 годах — сделан новый иконостас; в 1837 году живописец Л. Жуков расписал собор внутри и снаружи, а в 1846—1850 годах, по проекту архитектора П.

Герасимова, были перестроены паперти, устроены два придела с севера и юга от собора, устроен шатровый верх над ним и произведены значительные переделки внутри здания. В 1934 году, в связи с предполагаемым сносом всего Спасо-Андроникова монастыря, памятник был обмерен, обследован архитектором П. Н. Максимовым, и составлен проект реставрации.

Опубликованная в 1940 году Академией архитектуры работа об этом памятнике дала наконец всем ясное представление об архитектурной ценности Спасского собора.

В 1959—1960 гг. здание собора было реконструировано в первоначальных формах по проекту Л. А. Давида и С. С. Подъяпольского. Однако спорной остаются реконструкция утраченных верхней части храма (количество кокошников у основания барабана, форма купола, пропорции барабана) и предпортальных лестниц.

С 1993 года ведутся археологические раскопки, в результате которых обнаружены древний престол Спасского собора и древнейшие захоронения, атрибутированные основателям Спасо-Андроникова монастыря — Андронику Московскому и Савве Московскому.

Важно

Существуют храмы (например, собор Рождества Пресвятой Богородицы Рождественского монастыря в Москве) построенные по подобию Спасского собора Андроникова монастыря.

Данные аналогии позволяют датировать Спасский собор либо началом 1390-х годов, либо периодом 1425—1427, то есть либо первым, либо последним в ряду стилистически и конструктивно сходных московских храмов.

Отсутствие упоминания о каменном строительстве в житие своё Сергия Радонежского позволяет считать даты 1425—1427 наиболее вероятными.

Святые

  • Преподобный Андрей (Рублев)

Святыни
Главной святыней монастыря является икона основания – Образ Спаса Нерукотворного, перед которым святитель Алексий дал обет во время бури на строительство обители.

Около восьми десятилетий образ считался утраченным, и только в 1999 году был обретен в запасниках Исторического музея в Новодевичьем монастыре.

В настоящее время в Спасском соборе имеется список этой святыни.

Образ Спаса Нерукотворного С возрождением прихода была обретена икона преподобных Андроника и Саввы Московских Чудотворцев.

Настоятель собора протоиерей Вячеслав Савиных, просматривая в библиотеке Свято-Данилова монастыря рукописный журнал “Андрониковский сборник” конца 1920-х годов, нашел в нем фотографию той самой иконы с пометкой “Церковь Иерусалимского подворья”.

Автор “Сборников” священник Сергий Дубровин, впоследствии архимандрит Андроник, подписывал свои статьи как “Настоятель церкви Иерусалимского подворья”. Настоятель Спасского собора и прихожане обратились в храм Воскресения Словущего Иерусалимского подворья на Арбате и в его хранилищах обнаружили икону первых игуменов Спасо-Андроникова монастыря.

Скорее всего, отец Сергий в свое время спас не одну икону разоренной обители, перенеся их в храм Воскресения Словущего, который никогда не закрывался. 17 ноября 1996 года икону торжественно передали общине Спасского собора. После реставрации она заняла свое место в храме. В арках алтарных окон сохранились детали фресок времен преподобного Андрея Рублева.

Особенно следует отметить обретение шести святых мощей при раскопе в алтаре Спасского собора. В 1993 году при проведении строительных работ по устройству фундамента престола обнаружили основание древнего престола с частицей нетленных мощей в истлевшем деревянном ковчеге и две пары параллельных захоронений.

Читайте также:  Преподобный герасим иорданский и его святая обитель, житие, икона и молитва

Два гроба находились ближе к фундаменту северной стороны апсиды, а две выдолбленные колоды – ближе к фундаменту южной стороны. По свидетельству очевидцев о святости мощей свидетельствовало чудесное благоухание, которое при открытии колод волнами то появлялось, то исчезало. Люди, не знающие что за алтарной преградой в раскопе происходило открытие мощей, заметили благоухание у входа в храм и обратились к археологам с вопросом: “Какое масло вы там пролили?”

Совет

Вместе с мощами сохранились принадлежности монашеского облачения: параман (плетеный кожаный крест, опоясующий тело монаха), плесницы (кожаная обувь), кожаный пояс с металлической пряжкой.

Престольные праздники
Спаса Нерукотворного Образа – 29 августа

Местонахождение
Адрес: Россия, г. Москва, Андроньевская пл., д. 10
Телефон: +74959114502
Проезд: до ст.м.”Площадь Ильича”, далее 1 авт. остановка по ул. Сергия Радонежского в сторону центра до Андроньевской площади и направо

Паломнику На территории монастыря находится Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. В древнейшем архитектурном памятнике Москвы, Спасском соборе (20-е годы XV века), в оконных проемах алтаря сохранились фрески Андрея Рублева, великого иконописца Древней Руси. В этом монастыре он был иноком и здесь же в 1430 г. был погребен.

Адрес: 105120, Москва, Андроньевская площадь, 10

Телефоны: (495) 678-14-67, 678-14-89
Режим работы: Понедельник-вторник, пятница-воскресенье — с 11.00 до 18.00, касса — до 17.15. Четверг — с 14.00 до 21.00, касса — до 20.15. В среду и последнюю пятницу месяца

Источник: http://xn--80ancrr3a.xn--p1ai/monastiri-hrami/moskva/moskva/spaso_andronikov_muzhskoj_monastyr/10566-1-0-31990

Читать

«Икона – откровение божие, высказанное языком линий и красок.

Икона – вне времени, она – отображение инобытия в нашем мире.»

(С. В. Алексеев «Зримая истина»)

Во все времена люди хотели узреть своего Бога. Однако в иудейской вере изображения Господа были запрещены, Бог почитался как невидимая и непостижимая для человека сила, а поклонение изображению человека, животного или растения считались идолопоклонничеством.

Все изменилось с пришествием в мир людей сына Господа как зримого воплощения Бога в образе человека. Поэтому у христиан стало возможным появление изображений Бога, которые и стали называться иконами.

Вместе с тем для христианина икона – это гораздо больше, чем просто изображение: она становится святыней, носителем Божьей благодати, его силы. Такой же силой обладают крест, одежда и мощи святых.

В момент прикосновения к этим священным предметам на человека нисходит святость Господа, поэтому в православии распространился обычай целовать икону, прикасаться к ковчегам с мощами, к кресту, одежде святых, ритуал помазания священным елеем, взятым из лампады перед образами. Разумеется, одного только касания недостаточно, акт общения со святым предметом всегда сопровождается словами молитвы; одно механическое поклонение и прикосновение без должного участия сердца и души чужды христианству как глубоко духовной религии.

В православии приняты несколько правил касания икон. Во-первых, это лобызание священного предмета. Во-вторых, к иконе можно прикладываться лбом.

В том случае, если молящийся обращается к Господу с просьбой об исцелении, к иконе прикасаются, сопровождая приобщение к святыне словами молитвы об исцелении.

Такое же исцеляющее действие оказывает и елей, налитый в лампады перед иконой, так как он считается освященным и целительным.

Обратите внимание

Что касается происхождения икон, то, по христианскому преданию, первое изображение было создано самим Спасителем без участия человека и стало еще одним доказательством его божественного происхождения.

Согласно православной трактовке Христос вытер лицо полотенцем, чтобы передать свое изображение для исцеления больного; католическая церковь утверждает, что Христос вытер свое лицо во время тяжелого пути на Голгофу, и на плате Вероники отпечатался нерукотворный образ Христа.

Почитание икон для православных неразрывно связано с убеждением, что через материальный предмет молящемуся передается нематериальная благодать Господа. Исходя из этой истины православный христианин, молясь перед иконой, обращается не к изображению на предмете, а к источнику благодати, освятившему этот предмет, каковым и является один только Господь, исцелявший и словом, и прикосновением.

Ученики Христа, уверовавшие в его слова и обретшие благодать Божью, также обрели и чудесную способность исцелять людей. Те же святость и способность к излечению передаются и освященным иконам.

В процессе освящения иконы кроплением святой водой и чтением молитвы священнослужители испрашивают дарования святому предмету особой благодати Святого Духа, который и является той силой, что изгоняет бесов и исцеляет людей от недугов. При этом считается, что чем строже соответствует икона канону, тем сильнее в ней присутствие благодатной силы того, чей образ на ней изображен.

Надо отметить, что далеко не сразу икона была признана священным предметом. На протяжении нескольких столетий иконоборцы и иконопочитатели сражались друг с другом словом и делом.

Первые настаивали, что поклонение изображению является идолопоклонничеством; вторые говорили о том, что христианин почитает не саму икону как предмет материального мира, а объект, на ней изображенный, подчеркивая духовный аспект общения мирянина с Господом.

Споры разрешились только в 787 г., когда в ходе 7-го Вселенского Никейского собора было узаконено почитание освященных изображений Господа, Богоматери и святых.

Таким образом было положено начало установлению в храмах икон, которые помогали создать приподнятое радостное настроение православному, обращающемуся со словами молитвы к вечному и нематериальному Богу, а это, в свою очередь, дало мощный толчок развитию иконописи.

Важно

К X–XI вв. в Византии сложилась оригинальная высокохудожественная школа иконописи, выработавшая свои иконографические традиции передачи фигур Христа, Богоматери и святых. Вместе с православием Русь унаследовала от Византии и особенности восточной иконографии, сильно отличавшейся и в композиционном плане, и по цветопередаче от западных образцов.

После короткого периода ученичества, проявившегося в копировании привезенных из Византии икон, уже к XIV в.

на Руси начала складываться своя национальная школа иконографии, отличительными особенностями которой стала глубокая одухотворенность создаваемых ликов. Имена А. Рублева, С.

Ушакова известны каждому православному христианину, но большинство одаренных иконописцев, посвятивших созданию святых образов большую часть своей уединенной монашеской жизни, так и остались неизвестными.

Самым любимым, а потому и самым распространенным сюжетом русской иконы стало изображение Богоматери – глубоко почитаемой русским народом покровительницы и защитницы. Каждое княжество, каждый город, каждый монастырь хотели иметь свою икону Божьей Матери.

Создавая список с той или иной иконы, как правило, пришедшей из Византии или Греции, иконописец передавал свое представление о Богородице и Христе; так появлялись все новые и новые варианты икон, а те, в свою очередь, становились новой отправной точкой для создания других копий. Именно так появились Казанская икона Божьей Матери с многочисленными изводами, Смоленская икона, Тихвинская и многие другие.

Киевская Русь, приняв в X в. Крещение, отказалась от идолопоклонничества и начала возводить первые христианские храмы.

Своих иконописцев не было и быть не могло, поэтому первые киевские храмы были расписаны приглашенными греческими мастерами, которые принесли с собой устоявшуюся в Византии иконографию и сюжетную композицию храмовой росписи, а также сформированную там же плоскостную технику иконописи.

Совет

Работая на Руси, греческие мастера брали себе в помощники талантливых русских художников, которые, овладев доселе неизвестной техникой и основой храмовой композиции, положили начало русской иконописи.

Если говорить о дошедших до нас именах первых русских иконописцев, то это прежде всего монах Киево-Печерского монастыря преподобный Алипий, живший в начале XII в.

Из греко-византийской иконописи русские мастера переняли сложившийся за годы противостояния иконоборцам канон: аскетическую простоту и строгую суровость ликов, лишенных каких бы то ни было живых человеческих черт, статичность форм, строгую симметрию и вытянутость линий, приглушенные темные тона. Являясь средоточием жизни духовной, икона не была и не могла быть похожа на портреты смертных, в ней не было места чувственным губам, пухлым ланитам, жизнелюбивому облику.

Однако уже в первых самостоятельных работах русских мастеров прослеживаются последовательные отступления от унаследованного греческого канона, которые в конечном итоге и сформировали самобытные особенности русского иконописного письма, разительно отличающегося от греко-византийской манеры иконописи.

Преобразования коснулись прежде всего изображения ликов, в которых появились славянские, более округлые черты, одеяний, также подвергшихся русификации, и цветовой палитры, посветлевшей и одновременно ставшей более насыщенной и радостной.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=536127&p=4

Спасо-Андроников монастырь

Предание относит основание Спасо-Андроникова монастыря к 1350-м годам и связывает его с именем московского митрополита Алексея. Возвращаясь из Константинополя, где он был поставлен в московские митрополиты константинопольским патриархом, Алексий вез с собой византийскую икону Спаса Нерукотворного. На Черном море корабль митрополита попал в сильную бурю.

Обращая свои молитвы об избавлении от гибели к иконе Спаса Нерукотворного, митрополит дал обещание в случае успешного завершения путешествия построить в честь этого образа монастырь. Первым игуменом нового монастыря стал ученик Сергия Радонежского, инок Троице-Сергиева монастыря Андроник, в честь которого монастырь и получил позднее название Спасо-Андроникова.

Монастырь был поставлен к юго-востоку от Кремля, на высоком берегу реки Яузы, у впадения в нее небольшого ручья, который в память о Константинопольской бухте Золотой рог получил название «Золотой рожок».

Обратите внимание

Это место, тогда еще не входившее в территорию Москвы, лежало на перепутье двух оживленных дорог. Одна вела на восток во Владимир и Нижний Новгород, другая на юг в Коломну, Рязань и дальше в Золотую орду, откуда грозила потенциальная опасность.

Поэтому монастырь был здесь поставлен как сторожевой, который в случае неприятельского набега мог выполнять функции одного из наблюдательных пунктов.

В 1380 году Спасо-Андроников монастырь встречал войско Дмитрия Донского, возвращавшегося с победой после битвы на Куликовом поле. Здесь, по преданию, были захоронены павшие в сражении русские воины.

Между 1410 и 1427 годами, при игумене Александре, в монастыре возводится первое каменное здание – Спасский собор, роспись которого принадлежала старцу Андроникова монастыря, великому иконописцу Андрею Рублеву. После постройки каменного собора статус Спасо-Андроникова монастыря возрос: он получил архимандрию. В начале XVI в.

архимандритом монастыря становится духовник великого князя Ивана III Митрофан, при котором между 1504 по 1506 гг. была выстроена на средства великого князя одностолпная кирпичная трапезная палата. Она имела два этажа и была украшена терракотовыми израцами. Во второй половине XVI в. возводятся деревянные Святые ворота(главный вход в монастырь), в XVII веке замененные каменными.

Над ними позже была построена церковь Рождества Богородицы.

В XVI в. Спасо-Андроников монастырь оказывается включенным в бурную политическую и духовную жизнь. В нем был поселен новгородский епископ Серапион, конфликтовавший с Иосифом Волоцким. Здесь пребывал уличенный в ереси игумен Троице-Сергиева монастыря Артемий. В 1571 г. монастырь был разорен Девлет-Гиреем. В 1653 г.

монастырь стал местом временного заточения вождя старообрядцев протопопа Аввакума перед отсылкой его в Сибирь. Во второй половине XVII в. в монастыре возводится наконец, каменная ограда. В северо-западном углу располагалась не дошедшая до наших дней столпообразная шатровая колокольня с «русскими часами». Затем строятся настоятельские покои, неоднократно затем перестраивавшиеся. В конце XVII в.

заботу о монастыре берет на себя Евдокия Лопухина, супруга Петра I. В 1691 г. ее иждивением закладывается церковь Архангела Михаила, однако строительство заканчивается только в 1739 г. В начале XVIII в. начали возводить каменный Братский корпус. В 90-х годах XVIII в. перед святыми воротами возводится огромная колокольня, заказчиком которой был купец первой гильдии, С.П.

Важно

Васильев, а архитектором Родион Родионович Казаков. В 1810-1814 гг. строится здание церковного училища.

Со времен Дмитрия Донского и вплоть до начала XX века на территории монастыря хоронили достойнейших людей. Разоренному, но сохранившему отдельные надгробия некрополю монастыря в музее посвящена отдельная экспозиция под открытым небом.

Читайте также:  Именины егора по православному календарю

Накопленные в Спасо-Андрониковом монастыре за шесть веков его существования иконы, шитые пелены, литургические сосуды, облачения, книги и кресты после Октябрьской революции были разграблены или уничтожены. В основанный на территории монастыря в 1947 г. музей им. Андрея Рублева вернулась лишь шитая палица 1438/9 г.

, вклад Ульяны Васильевны, супруги серпуховского князя Владимира Храброго, и одна из пяти дошедших до наших дней древних монастырских рукописей – «Слова Постнические Василия Великого», датируемая 1402-1406 гг. Не сохранились колокольня Андроникова монастыря, ц.

Рождества Богоматери со Святыми воротами, часть башен и монастырских стен, охватывавших гораздо большую площадь, чем современная территория Музея имени Андрея Рублева.

Источник: https://rublev-museum.ru/about/spaso-andronikov-monastery/

Преподобный Андрони́к Московский, игумен

Бла­жен­ный Ан­д­ро­ник, уро­же­нец Ро­сто­ва, на­чал ду­хов­ную жизнь под ру­ко­вод­ством ве­ли­ко­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го.

Он был лю­би­те­лем ду­хов­ной жиз­ни, по­это­му свя­ти­тель Алек­сий из­брал его на­сто­я­те­лем но­вой оби­те­ли, ко­то­рую хо­тел с Бо­жьей по­мо­щью по­стро­ить в честь неру­ко­твор­ной ико­ны Спа­си­те­ля, чтобы ис­пол­нить обет в па­мять спа­се­ния от ве­ли­кой бу­ри на мо­ре, ко­гда он плыл из Ца­рь­гра­да.

Ме­сто бы­ло вы­бра­но на ре­ке Яу­зе, то са­мое, где князь Все­во­лод Юрье­вич встре­тил пол­чи­ща Ба­тыя кро­во­про­лит­ным бо­ем. Пре­по­доб­ный Сер­гий при­хо­дил сю­да мо­лить­ся за но­вую оби­тель. В 1361 го­ду стро­и­тель­ство бы­ло за­кон­че­но, пре­по­доб­ный Ан­д­ро­ник при­сту­пил к воз­ло­жен­ным на него обя­зан­но­стям.

Игу­мен по­да­вал при­мер бра­тии стро­гим пост­ни­че­ством, кро­то­стью и глу­бо­ким сми­ре­ни­ем, и эти ка­че­ства при­вле­ка­ли в оби­тель мно­же­ство лю­дей, ко­то­рые при­хо­ди­ли сю­да учить­ся За­ко­ну Бо­жье­му и при­ни­ма­ли здесь ино­че­ство. По бла­го­сло­ве­нию свя­ти­те­ля Алек­сия в оби­те­ли устро­е­ны бы­ло об­ще­жи­тие. Пре­по­доб­ный Сер­гий не за­бы­вал по­се­щать сво­е­го уче­ни­ка и во­оду­шев­лять к по­дви­гам.

В 1365 го­ду ве­ли­кий по­движ­ник при­шел по­кло­нить­ся об­ра­зу Спа­са пе­ред от­прав­ле­ни­ем в даль­ний путь – в Ниж­ний Нов­го­род, к кня­зю Бо­ри­су – и по­том дол­го бе­се­до­вал с Ан­д­ро­ни­ком.

На ме­сте их про­ща­ния по­ста­ви­ли ча­сов­ню.

Свя­ти­тель Алек­сий и ве­ли­кий князь Ди­мит­рий так­же оста­нав­ли­вал­ся в оби­те­ли Ан­д­ро­ни­ка мо­лить­ся пе­ред ико­ной Спа­си­те­ля пе­ред по­хо­дом кня­зя на Ор­ду (1381).

Ду­хов­ная жизнь цве­ла в Ан­д­ро­ни­ко­вой оби­те­ли под над­зо­ром бди­тель­но­го на­сто­я­те­ля. «Свя­той Ан­д­ро­ник, – пи­сал пре­по­доб­ный Иосиф Во­ло­ко­лам­ский, – си­ял ве­ли­ки­ми доб­ро­де­те­ля­ми.

Совет

С ним жи­ли уче­ни­ки его Сав­ва и Алек­сандр, чуд­ные, зна­ме­ни­тые ико­но­пис­цы, Да­ни­ил и уче­ник его Ан­дрей, и мно­гие дру­гие.

Ико­но­пис­цы от­ли­ча­лись та­ким по­движ­ни­че­ством, та­кой рев­но­стью к по­сту и ино­че­ской жиз­ни, что удо­сто­и­лись Бо­же­ствен­ной бла­го­да­ти; ум и мыс­ли их об­ра­ще­ны бы­ли к Бо­же­ствен­но­му све­ту, а чув­ствен­ное око с лю­бо­вью смот­ре­ло на на­пи­сан­ные ли­ки Хри­ста, Пре­чи­стой Бо­го­ма­те­ри и всех свя­тых».

Бла­жен­ный Ан­дрей Рублев в 1405 г. рас­пи­сы­вал сте­ны при­двор­но­го Бла­го­ве­щен­ско­го хра­ма и пи­сал ико­ны; в 1408 г. он вме­сте с Да­ни­и­лом укра­шал со­бор­ный храм во Вла­ди­ми­ре. За­тем укра­си­ли они сте­но­пи­сью Спас­ский храм в Ан­д­ро­ни­ко­вой оби­те­ли. По­след­ние их тру­ды по­свя­ще­ны бы­ли по прось­бе Ни­ко­на па­мя­ти Сер­гия.

«Пре­по­доб­ный, – го­во­рит ле­то­пись, – по­спеш­но со­би­ра­ет жи­во­пис­цев, му­жей от­лич­ных, со­вер­шен­ных в доб­ро­де­те­ли, Да­ни­и­ла, спост­ни­ка его Ан­дрея и их по­мощ­ни­ков. При по­мо­щи Бо­жьей они усерд­но при­ня­лись за де­ло и весь­ма укра­си­ли хра­мы раз­ны­ми чуд­ны­ми изо­бра­же­ни­я­ми, изум­ляя и по­ныне пло­да­ми тру­дов сво­их».

Пре­по­доб­ный Ан­д­ро­ник, до­жив до глу­бо­кой ста­ро­сти, пе­ре­дал управ­ле­ние оби­те­лью сво­е­му уче­ни­ку Сав­ве, а сам по при­ме­ру на­став­ни­ка Сер­гия в глу­бо­ком без­мол­вии стал го­то­вить­ся к пе­ре­хо­ду в дру­гую жизнь. Скон­чал­ся ве­ли­кий по­движ­ник в 1404 го­ду.

Жития преподобных Андроника, Саввы и Александра Московских, Даниила Черного и Андрея Рублева

Пер­вые све­де­ния о пре­по­доб­ном Ан­д­ро­ни­ке на­хо­дят­ся в жи­тии Пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го, со­став­лен­ном око­ло 1418 го­да пре­по­доб­ным Епи­фа­ни­ем Пре­муд­рым.

Иеро­мо­нах Па­хо­мий Ло­го­фет до­пол­нил (око­ло 1440 го­да) ска­за­ние пре­по­доб­но­го Епи­фа­ния неко­то­ры­ми под­роб­но­стя­ми, ко­то­рые он, ве­ро­ят­но, знал из пре­да­ний Тро­иц­ко­го и Ан­д­ро­ни­ков­ско­го мо­на­сты­рей.

Пре­по­доб­ный Анд­ро­ник «был из го­ро­да и оте­че­ства свя­то­го Сер­гия», то есть Ро­стов­ской зем­ли. Юно­шей при­шел он к Пре­по­доб­но­му Сер­гию Ра­до­неж­ско­му и стал умо­лять, чтобы тот об­лек его в свя­той ино­че­ский об­раз.

Пре­по­доб­ный Сер­гий не от­верг мо­ле­ния юно­ши: со­вер­шил ино­че­ский по­стриг и на­рек имя Ан­д­ро­ник. Ви­дя, что мо­ло­дой инок очень лю­бит без­мол­вие и мол­ча­ние, пре­по­доб­ный Сер­гий бла­го­сло­вил ему жить в кел­лии од­но­му. В воз­дер­жа­нии же и тру­дах Ан­д­ро­ник ста­рал­ся рев­но­вать сво­е­му стар­цу.

Пре­по­доб­ный Ан­д­ро­ник, «ти­хий, крот­кий, сми­рен­ный», по от­зы­ву ле­то­пис­ца, рос и укреп­лял­ся в ду­хов­ной жиз­ни под над­зо­ром ве­ли­ко­го ав­вы Сер­гия.

И свя­той на­став­ник очень лю­бил сво­е­го уче­ни­ка за «цве­ту­щие в нем доб­ро­де­те­ли» и без­от­вет­ное по­слу­ша­ние и осо­бен­но мо­лил о нем Бо­га, чтобы по­крыл его невин­ную ду­шу от вра­же­ских коз­ней и по­мог ему до­вер­шить свое те­че­ние до кон­ца. Так про­шло де­сять лет.

Од­на­жды пре­по­доб­но­му Ан­д­ро­ни­ку при­шел по­мысл вый­ти из Тро­иц­кой оби­те­ли, чтобы ос­но­вать свой мо­на­стырь (как и слу­чи­лось впо­след­ствии, ко­гда еще был жив свя­ти­тель Алек­сий).

Обратите внимание

Пре­по­доб­ный Ан­д­ро­ник не скрыл по­мыс­ла от сво­е­го стар­ца, ибо, воз­ла­гая упо­ва­ние на Бо­га, он, по­яс­ня­ет иеро­мо­нах Па­хо­мий Ло­го­фет, мо­лил­ся в се­бе: «Ес­ли бу­дет угод­но Бо­гу, то мо­жет и на де­ло про­из­ве­сти».

И вот, ко­гда свя­ти­тель Алек­сий при­шел в Лав­ру к пре­по­доб­но­му Сер­гию для ду­хов­ной бе­се­ды, Пре­по­доб­ный спро­сил его: «Есть неко­то­рые из бра­тии, ко­то­рые, ко­гда при­хо­дят к свя­то­му ино­че­ско­му об­ра­зу, то­гда все­го от­ре­ка­ют­ся, а по­том, про­жив де­сять лет, дру­гие же и бо­лее, хо­тят вос­при­нять свя­щен­ный сан.

Ты же как по­ве­лишь, вла­ды­ко свя­тый, бла­го­сло­вить или нет?» Свя­ти­тель Алек­сий от­ве­тил: «Ты име­ешь от Бо­га дар рас­суж­де­ния. Ес­ли ви­дишь ко­го, что он смо­жет па­сти ста­до Хри­сто­во, – не воз­бра­няй ему, а ес­ли ви­дишь ко­го, что он хо­чет при­нять свя­щен­ный сан не ра­ди Бо­га, а ра­ди че­ло­ве­че­ской сла­вы, – та­ко­вым воз­бра­няй».

Дол­го еще про­дол­жа­лась бе­се­да. Свя­ти­тель Алек­сий об­ра­тил­ся к пре­по­доб­но­му Сер­гию: «Воз­люб­лен­ный отец, хо­чу про­сить од­но­го бла­го­де­я­ния у тво­ей ду­хов­ной люб­ви ко мне». – «Ни­что не воз­бра­не­но в мо­ей оби­те­ли для тво­ей свя­ты­ни».

«Хо­чу, – ска­зал Алек­сий, – чтобы ты дал мне од­но­го из тво­их уче­ни­ков, я на­ме­рен с по­мо­щью Бо­жи­ей по­стро­ить мо­на­стырь во ис­пол­не­ние обе­та мо­е­го. Ко­гда плыл я из Ца­рь­гра­да, под­ня­лась ве­ли­кая бу­ря на мо­ре, так что ко­рабль со­кру­шал­ся от волн и мы все от­ча­я­лись в жиз­ни.

То­гда дал я обет со­ору­дить храм в честь то­го празд­не­ства, в ка­кое счаст­ли­во до­стиг­нем при­ста­ни. Мо­ре улег­лось, и мы во­шли в при­стань 16 ав­гу­ста. По­то­му по­ло­жил я устро­ить оби­тель в честь Неру­ко­тво­рен­ной ико­ны Спа­си­те­ля; при­спе­ло вре­мя ис­пол­нить обе­ща­ние».

(В те­че­ние пя­ти лет по при­бы­тии из Ца­рь­гра­да мит­ро­по­лит не имел воз­мож­но­сти ис­пол­нять свой обет, т. к. в его от­сут­ствие ско­пи­лось мно­го дел по управ­ле­нию Цер­ко­вью.

) «Доб­рое де­ло, – ска­зал пре­по­доб­ный Сер­гий, – да даст те­бе Гос­подь вы­пол­нить его! А все, че­го по­тре­бу­ешь от сы­на тво­е­го, го­то­во пред то­бою», ибо знал ве­ли­кий ста­рец с са­мо­го на­ча­ла, для че­го свт. Алек­сий по­се­тил его. И ко­гда мит­ро­по­лит по­про­сил у него в на­сто­я­те­ли оби­те­ли воз­люб­лен­но­го уче­ни­ка Ан­д­ро­ни­ка, прп. Сер­гий от­дал его. На­де­лив оби­тель Пре­свя­той Тро­и­цы ми­лос­ты­ней, свя­ти­тель то­гда же взял с со­бою в Моск­ву пре­по­доб­но­го Ан­д­ро­ни­ка.

Ме­сто бы­ло из­бра­но в че­ты­рех вер­стах от Крем­ля, на реч­ке Яу­зе. Сам пре­по­доб­ный Сер­гий при­хо­дил бла­го­сло­вить это ме­сто.

И уже в 1361 го­ду бы­ла воз­двиг­ну­та пре­крас­ная цер­ковь, освя­щен­ная мит­ро­по­ли­том в честь Пре­чи­сто­го Неру­ко­тво­рен­но­го Об­ра­за Спа­си­те­ля, а ико­ну Об­ра­за Хри­сто­ва, об­ло­жен­ную зо­ло­том, ко­то­рую свя­ти­тель сам при­вез из Кон­стан­ти­но­по­ля, по­ста­вил в церк­ви.

В мо­на­сты­ре, где пре­по­доб­ный Ан­д­ро­ник стал пер­вым игу­ме­ном, был при­нят об­ще­жи­тель­ный устав.

Важно

Пре­по­доб­ный Ан­д­ро­ник со сми­ре­ни­ем и усер­ди­ем нес на­сто­я­тель­ские тру­ды, пре­бы­вая во вся­ком воз­дер­жа­нии и мо­лит­ве; он был во­ис­ти­ну кро­ток и сми­рен серд­цем, как бла­го­ра­зум­ный уче­ник крот­ко­го учи­те­ля – пре­по­доб­но­го Сер­гия.

К пре­по­доб­но­му Ан­д­ро­ни­ку ча­сто при­хо­ди­ли лю­ди за ду­хов­ным со­ве­том и бла­го­сло­ве­ни­ем. Бра­тия мо­на­сты­ря умно­жа­лись в чис­ле и пре­успе­ва­ли в доб­ро­де­те­лях.

Через неко­то­рое вре­мя по­сле ос­но­ва­ния оби­те­ли пре­по­доб­ный Сер­гий при­шел по­смот­реть стро­е­ние сво­е­го уче­ни­ка, по­хва­лил его и бла­го­сло­вил, освя­тив мо­лит­вою: «Гос­по­ди, при­з­ри с неба, и виждь, и по­се­ти ме­сто сие, ко­то­рое Ты бла­го­из­во­лил со­здать во сла­ву свя­та­го Тво­е­го име­ни». По­сле это­го, по­учив о поль­зе ду­шев­ной, пре­по­доб­ный Сер­гий ото­шел в свою оби­тель. Мо­нас­тыр­ское пре­да­ние со­хра­ни­ло па­мять и о дру­гом по­се­ще­нии пре­по­доб­но­го Сер­гия, ко­гда он по­сле про­дол­жи­тель­ной бе­се­ды с пре­по­доб­ным Ан­д­ро­ни­ком по­шел в Ниж­ний Нов­го­род (1365 г.). На ме­сте бе­се­ды впо­след­ствии по­став­ле­на бы­ла ча­сов­ня.

Од­но из позд­них пре­да­ний по­вест­ву­ет, что бла­го­вер­ный князь Ди­мит­рий Дон­ской († 1389 г.) за­ез­жал в Спа­со-Ан­д­ро­ни­ков мо­на­стырь до Ку­ли­ков­ской бит­вы (1380 г.), а по­сле по­бе­ды здесь бы­ло встре­че­но рус­ское вой­ско.

Эти со­бы­тия и пре­да­ния сви­де­тель­ству­ют, что Ан­д­ро­ни­ков мо­на­стырь в честь Неру­ко­тво­рен­но­го Об­ра­за Спа­си­те­ля поль­зо­вал­ся осо­бым по­кро­ви­тель­ством как ве­ли­ко­кня­же­ско­го до­ма и Мос­ков­ской мит­ро­по­ли­чьей ка­фед­ры, так и Тро­и­це-Сер­ги­е­ва мо­на­сты­ря.

Сла­ва об оби­те­ли и ду­хов­ных по­дви­гах пре­по­доб­но­го Анд­ро­ни­ка рас­про­стра­ня­лась по Ру­си, так что мно­гие, взыс­ку­ю­щие ино­че­ско­го жи­тия, ста­ли к нему со­би­рать­ся. Чем бо­лее умно­жа­лось брат­ство, тем боль­шие по­дви­ги при­ни­мал на се­бя пре­по­доб­ный Ан­д­ро­ник. Он ста­рал­ся пре­успе­вать в уси­лен­ном воз­дер­жа­нии, ноч­ных бде­ни­ях, по­сте и мо­лит­ве.

И кто мо­жет по­ве­дать, как он, доб­рый муж, ис­прав­лял дру­гих? Каж­до­го он, как отец, по­учал, за­пре­щал, умо­лял и вос­ста­нав­ли­вал на брань с неви­ди­мы­ми вра­га­ми и всех при­во­дил к со­гла­сию кро­то­стью. Так бо­го­угод­но про­жил он мно­го лет, но­ся на се­бе тя­жесть всех.

Ко­гда же пре­по­доб­ный Ан­д­ро­ник ура­зу­мел свое от­ше­ствие к Бо­гу, он вру­чил паст­ву сво­е­му уче­ни­ку пре­по­доб­но­му Сав­ве, ко­то­рый си­ял мно­ги­ми доб­ро­де­те­ля­ми. А сам, по­учив бра­тию о ду­хов­ной поль­зе, ото­шел ко Гос­по­ду († 13 июня 1395 го­да). Мо­щи его по­чи­ва­ют под спу­дом в со­бор­ной церк­ви Спа­со-Ан­д­ро­ни­ко­ва мо­на­сты­ря.

Совет

Пре­по­доб­ный Сав­ва так­же со­дер­жал пре­дан­ную ему паст­ву в бла­го­че­стии, чи­сто­те и свя­то­сти. Ра­ди его ве­ли­ких ино­че­ских доб­ро­де­те­лей его по­чи­та­ли ве­ли­кие кня­зья, ино­ки и на­род.

По­это­му и умно­жи­лось ду­хов­ное ста­до его уче­ни­ков, из ко­то­рых мно­гие бы­ли по­став­ле­ны игу­ме­на­ми в дру­гие мо­на­сты­ри, а неко­то­рые ста­ли епи­ско­па­ми.

По­жив бо­го­угод­но и бла­го­чест­но мно­го лет, пре­по­доб­ный Сав­ва ото­шел ко Гос­по­ду.

Через неко­то­рое вре­мя игу­ме­ном оби­те­ли стал пре­по­доб­ный Алек­сандр, уче­ник пре­по­доб­но­го Сав­вы, муж весь­ма доб­ро­де­тель­ный и пре­успев­ший в мо­на­ше­ских по­дви­гах.

С ним под­ви­зал­ся в оби­те­ли и дру­гой его ста­рец – пре­по­доб­ный Ан­дрей, ико­но­пи­сец пре­из­ряд­ный, ко­то­рый имел чест­ные се­ди­ны и всех пре­вос­хо­дил муд­ро­стью.

С по­мо­щью Бо­жи­ей пре­по­доб­ные Алек­сандр и Ан­дрей воз­двиг­ли в сво­ей оби­те­ли пре­крас­ную ка­мен­ную цер­ковь, ко­то­рую укра­си­ли чуд­ной рос­пи­сью в па­мять сво­их от­цов.

Пре­по­доб­ный Иосиф Во­лоц­кий († 1515; па­мять 15/28 сен­тяб­ря) в «От­ве­ща­нии лю­бо­за­зор­ным и крат­ком ска­за­нии о свя­тых от­цах, быв­ших в мо­на­сты­рях, ко­то­рые в Рус­ской зем­ле» пи­сал со слов стар­ца Спи­ри­до­на, что свя­ти­тель Алек­сий, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский, ос­но­вав Ан­д­ро­ни­ков­ский и Чу­дов­ский мо­нас­ты­ри, взял игу­ме­на для Ан­д­ро­ни­ков­ской оби­те­ли у пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го – пре­по­доб­но­го Ан­д­ро­ни­ка. С ним бы­ли его уче­ни­ки Сав­ва и Алек­сандр и чуд­ные и про­слав­лен­ные ико­но­пис­цы Да­ни­ил и уче­ник его Ан­дрей, и мно­гие дру­гие та­кие же. Пре­по­доб­ные Да­ни­ил и Ан­дрей бы­ли так доб­ро­де­тель­ны и рев­ност­ны в пост­ни­че­стве и ино­че­ской жиз­ни, что спо­до­би­лись Бо­же­ствен­ной бла­го­да­ти. Они бы­ли так ис­пол­не­ны Бо­же­ствен­ной люб­ви, что ни­ко­гда не упраж­ня­лись в зем­ном, но все­гда ум и мысль воз­но­си­ли к неве­ще­ствен­но­му и Бо­же­ствен­но­му све­ту, чув­ствен­ное же око все­гда воз­во­ди­ли к на­пи­сан­ным ве­ще­ствен­ны­ми крас­ка­ми об­ра­зам Вла­ды­ки Хри­ста и Пре­чи­стой Его Ма­те­ри и всех свя­тых. В са­мый празд­ник Свет­ло­го Воск­ре­се­ния они, си­дя на се­да­ли­щах и имея пред со­бою все­чест­ные и Бо­же­ствен­ные ико­ны, взи­ра­ли на них неуклон­но, ис­пол­ня­ясь Бо­же­ствен­ной ра­до­сти и свет­ло­сти. И не толь­ко в этот день так тво­ри­ли, но в про­чие дни, ко­гда не за­ни­ма­лись ико­но­пи­са­ни­ем. Ра­ди это­го Вла­ды­ка Хри­стос про­сла­вил их и в ко­неч­ный час смерт­ный. Преж­де пре­ста­вил­ся пре­по­доб­ный Ан­дрей, а по­том раз­бо­лел­ся и спост­ник его пре­по­доб­ный Да­ни­ил. И на­хо­дясь при по­след­нем ды­ха­нии, уви­дел он по­чив­ше­го Ан­дрея во мно­гой сла­ве и с ра­до­стью при­зы­ва­ю­ще­го его в веч­ное и бес­ко­неч­ное бла­жен­ство.

Читайте также:  Феодоровская икона: как помогает, о чем молиться и где находится - православные иконы и молитвы

Из это­го сви­де­тель­ства оче­вид­но, что пре­по­доб­ные Ан­д­ро­ник († ок. 1395–1404 гг.) и его уче­ни­ки игу­ме­ны Сав­ва († ок. 1410 г.) и Алек­сандр († по­сле 1427 г.

), по­сле­до­ва­тель­но на­сто­я­тель­ство­вав­шие в оби­те­ли, и ико­но­пис­цы Да­ни­ил Чер­ный и Ан­дрей Рублев († до 17 но­яб­ря 1426 г.) рав­но по­чи­та­лись как свя­тые Спа­со-Ан­д­ро­ни­ко­ва мо­на­сты­ря.

Обратите внимание

Пре­по­доб­ным Да­ни­и­лу Чер­но­му и Ан­дрею Рубле­ву при­над­ле­жат рос­пи­си важ­ней­ших хра­мов Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви: Мос­ков­ско­го Бла­го­ве­щен­ско­го со­бо­ра в Крем­ле (1405 г.), Успен­ско­го со­бо­ра на Го­род­ке в Зве­ни­го­ро­де (на­ча­ло XV в.

), Успен­ско­го со­бо­ра во Вла­ди­ми­ре (1408 г.), Тро­иц­ко­го со­бо­ра в Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ре (1422–1426 гг.) и Спас­ско­го со­бо­ра Анд­ро­ни­ко­ва мо­на­сты­ря.

По­след­ние же тру­ды их по­свя­ще­ны бы­ли, по прось­бе прп. Ни­ко­на, па­мя­ти прп. Сер­гия.

«Пре­по­доб­ный, – го­во­рит ле­то­пись, – по­спеш­но со­би­ра­ет жи­во­пис­цев, му­жей от­лич­ных, со­вер­шен­ных в доб­ро­де­те­ли, Да­ни­и­ла, спост­ни­ка его Анд­рея и их по­мощ­ни­ков; по­спеш­но со­вер­ша­ет он де­ло, по­то­му что про­ви­дел ду­хом ско­рое пре­став­ле­ние тех жи­во­пис­цев, как это и бы­ло по окон­ча­нии де­ла.

При по­мо­щи Бо­жи­ей они усерд­но при­ня­лись за де­ло, весь­ма укра­си­ли раз­ны­ми чуд­ны­ми изо­бра­же­ни­я­ми, изум­ляя по­ныне всех этим ко­неч­ным тру­дом сво­им. Пре­по­доб­ные, оста­вив па­мять о се­бе, спу­стя немно­го вре­ме­ни в доб­рой ста­ро­сти при­я­ли бла­гий ко­нец».

До недав­не­го вре­ме­ни счи­та­лось, что Спас­ский со­бор был по­стро­ен при игу­мене пре­по­доб­ном Алек­сан­дре, меж­ду 1410–1427 го­да­ми. Неко­то­рые ис­сле­до­ва­те­ли от­но­сят вре­мя по­стро­е­ния со­бо­ра к 90-м го­дам XIV ве­ка (Спа­со-Ан­д­ро­ни­ков мо­на­стырь. М., 1872. С. 12).

Ис­точ­ни­ки рас­хо­дят­ся в том, ка­кой из со­бо­ров, Тро­иц­кий или Спас­ский, был «ко­неч­ным ру­ко­де­ли­ем» пре­по­доб­ных Да­ни­и­ла и Ан­дрея.

Од­на­ко древ­нее сви­де­тель­ство о кон­чине и по­гре­бе­нии пре­по­доб­ных ико­но­пис­цев в род­ном для них Ан­д­ро­ни­ко­вом мо­на­сты­ре бы­ло под­твер­жде­но недав­ней на­ход­кой.

В од­ном из ру­ко­пис­ных сбор­ни­ков на­ча­ла XIX ве­ка некий Иона, име­ну­ю­щий се­бя «кер­жен­ским по­стри­же­ни­ком», при­ве­дя из­вест­ные ему све­де­ния о пре­по­доб­ных Да­ни­и­ле и Ан­дрее, пи­сал: «Свя­тость обо­их их сви­де­тель­ству­ет и древ­ле пись­мен­ныя ме­ся­це­сло­вы. Свя­тыя же их мо­щи по­гре­бе­ны и по­чи­ва­ют в том Ан­д­ро­ни­ко­ве мо­на­сты­ре под ста­рою ко­ло­коль­нею…»

Пре­по­доб­ный Ан­дрей Рублев – ду­хов­ный внук пре­по­доб­но­го Сер­гия, это не раз под­чер­ки­ва­лось.

Важно

Но по­доб­но то­му, как Тро­иц­кий со­бор во­пло­тил в се­бе ду­хов­ный опыт пре­по­доб­но­го Сер­гия, ду­хов­ный опыт пре­по­доб­но­го Ан­д­ро­ни­ка и его уче­ни­ков во­пло­щен в со­бо­ре в честь Неру­ко­тво­рен­но­го Об­ра­за Спа­си­те­ля Ан­д­ро­ни­ко­ва мо­на­сты­ря. Этот мо­на­стырь явил­ся вы­ра­зи­те­лем ос­нов­ных идей пра­во­слав­но­го ико­но­пи­са­ния.

Об ико­нах пре­по­доб­ных Да­ни­и­ла и Ан­дрея еще в XVI–XVII ве­ках сви­де­тель­ство­ва­ли, что они «все чу­до­твор­ные».

Ико­на Пре­свя­той Тро­и­цы пись­ма пре­по­доб­но­го Ан­дрея Рубле­ва Со­бор­ным опре­де­ле­ни­ем 1551 го­да при­рав­ни­ва­лась к ка­но­ни­чес­ко­му об­раз­цу (Сто­глав. М., 1890. С. 1681).

В «Сте­пен­ной кни­ге», со­став­ляв­шей­ся под непо­сред­ствен­ным ру­ко­вод­ством мит­ро­по­ли­та Мос­ков­ско­го Ма­ка­рия в 1560–1563 го­дах, пре­по­доб­ные Ан­дрей и Да­ни­ил име­ну­ют­ся «бо­го­дух­но­вен­ны­ми ма­сте­ра­ми».

Па­мять пре­по­доб­но­го Ан­д­ро­ни­ка и его свя­тых уче­ни­ков со­вер­ша­ет­ся в день кон­чи­ны пре­по­доб­но­го Ан­д­ро­ни­ка – 13/26 июня и в Со­бо­ре Ра­до­неж­ских свя­тых – 6/19 июля, уста­нов­лен­ном по бла­го­сло­ве­нию свя­тей­ше­го пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Ру­си Пи­ме­на 10 июля (но­во­го сти­ля) 1981 го­да. Па­мять пре­по­доб­но­го Ан­дрея Рубле­ва от­ме­ча­ет­ся так­же в день его те­зо­име­нит­ства – 4/17 июля, за день до празд­ни­ка об­ре­те­ния чест­ных мо­щей пре­по­доб­но­го Сер­гия.

Источник: https://azbyka.ru/days/sv-andronik-moskovskij

Спасо-Андроников монастырь

Спасо-Андроников монастырь

1354 год. Митрополит Алексий совершает поездку в Константинополь, во время которой его корабль попадает в сильный шторм. Святитель дает обет построить в Москве собор в честь того святого или праздника, в день которого он благополучно достигнет берега.

День пришелся на празднование иконы Спаса Нерукотворного. Возвращаясь из Византии, Святитель везет с собой уникальный список святого образа.

Найдя «место угодное», митрополит закладывает монастырь, передает икону и необходимые средства на строительство собора во имя Спаса Нерукотворного.

Совет

Монастырь стал именоваться Спасским, а после прославления первого игумена обители Андроника, получил новое название – Спасо-Андроников. С XV века в монастыре действовала мастерская по переписке книг.

Приблизительно в это же время в обители подвизается монах Андрей, который Божиим благословением и своими трудами получил мировую известность. Трудился преподобный Андрей Рублев совместно с давним другом – художником иноком Даниилом.

Ныне памятник Преподобного встречает нас при входе на территорию бывшего монастыря.

Во время пожара 1812 года сильно пострадал Спасский собор. Казалось, были безвозвратно утрачены фрески преп. Андрея Рублева. В XX веке в ходе реставрации собора и подготовки к открытию музея им.

Андрея Рублева на территории монастыря, реставраторы вскрывают 3 алтарных окна, заложенных ранее кирпичом по неизвестным причинам. Их взору предстают хорошо сохранившиеся фрагменты – орнаментальная роспись Рублева на оконных откосах.

Их фотографические копии представлены в музее имени Андрея Рублева.

Музей древнерусской культуры и живописи имени Рублева представляет собой исключительное собрание икон XI-XVII веков. Мы можем увидеть иконы кисти преп. Андрея Рублева, Дионисия, мастеров эпохи митрополита Макария и царя Иоанна Грозного и др. Музей начинает свою историю с 1947 года.

Создатели музея основной целью видели сохранение Спасо-Андроникова монастыря и создание на его территории коллекции особо ценных икон для реставрации и консервации. Пока решался вопрос о судьбе монастыря уже успели снести потрясающей красоты и высоты колокольню 1803 года (см.

фото монастыря 1883 г.).

И вот в 1947 году известный российский архитектор и реставратор Петр Дмитриевич Барановский представляет доклад в Академии наук, в котором показывает копии с могильной плиты Андрея Рублева, захороненного на территории Спасо-Андрониковой обители и обращает особое внимание на декрет Ленина 1918 года, на основании которого иконописец признан «правильным деятелем культуры». После доклада было подготовлено обращение в ЦК с просьбой создать на базе монастыря музей имени Андрея Рублева. Одними из первых так называемых экспонатов стал иконостас из Спасо-Евфимиева монастыря города Суздаля. К моменту официального открытия музея в 1960 году в фонде музея было всего 317 объектов.

Обратите внимание

Сегодня музей рад приветствовать каждого посетителя и готов представить более 10 тысяч экспонатов, среди которых не только иконы, но и оригиналы и копии старинных фресок, произведения декоративно-прикладного искусства, книги и др.

Михаил Шестопалов
Киприановский источник № 3 (84), 2013

Просмотры (24)

Источник: http://putnik.cerkov.ru/2018/06/07/spaso-andronikov-monastyr/

Спасо-Андроников монастырь (музей им. Андрея Рублёва)

30 января молодежный клуб «Образ» собрался в очередной раз, чтобы посетить Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Поездка началась очень неспешно.

Больше половины участников присоединились к нам уже по дороге в Спасо-Андроников монастырь, а сам путь до него оказался чрезвычайно извилистым: по лужам Таганского района, мимо летящих с крыш домов глыбин льда, за непринужденной беседой мы вышли к Покровскому женскому монастырю только после большого крюка, призванного оградить нас от взглядов на Саентологическую церковь. Добрались мы до белых стен бывшего мужского монастыря, когда уже стало смеркаться.

Остановились у памятника преподобному Андрею Рублеву, распугали парочку упитанных котов, получили бесплатный входной билет на всю нашу группу из 10 человек – и направились в музей, расположенный в здании церкви Архангела Михаила.

Своеобразие экспозиции кажется очевидным: собрание икон на стенах восстановленного храма, – но очень сложно найти правильные слова, чтобы описать пространство, в которое мы попали. Пустынное, но очень живое, в то же время строгое и замершее во времени.

Трепет с оттенком горечи охватывает, когда смотришь на икону XV века и знаешь, что опустив глаза, можно прочитать краткую информацию о ней, словно это обычная картина.

Но наш поход не был бы столь познавательным, если бы не новые участницы «Образа»: нашими экскурсоводами стали три будущих специалиста в области иконописи.

Настя, художник-реставратор по призванию, начала с неожиданного для любого, даже не воцерковленного человека, вопроса: из чего состоит икона? Так мы узнали, что каноническая икона делается из досок, полежавших несколько лет и скрепленных с помощью шпонок, на которые наклеивается специальная ткань, «паволока».

Важно

Ее грунтуют специальным составом, «левкасом», а после написания лика икону покрывают слоем олифы. К сожалению, такого подхода придерживались лишь до XVII века.

К современным реставраторам (в своем нынешнем виде техника восстановления, а не обновления икон появилась только в XX веке) чаще попадают более «молодые» иконы, во многом из-за использованных материалов (например, в советские времена вместо паволоки в ход шли обычные газеты). Почерневшая икона может состоять из нескольких слоев, написанных один поверх другого, но иногда, чтобы увидеть сокрытый лик, услуг реставратора не требуется: существуют старинные иконы, которые проявлялись без участия человеческих рук, чудом.

Затронули мы и символику цвета – особый язык икон, отсылающий к основам Святого Писания.

Одежды Спасителя, красный хитон с синей гиматией сверху, означают принятие Богом Сыном человеческой природы: небесная божественность соединяется с пурпуром земного страдания.

Цвета одежд Девы Марии, святых те же, но их порядок указывает на обожение, или теозис – достижение человеком соединения с Богом. Алый цвет страниц Евангелия, как и цвет одежд, символизирует царственность.

 Открытием для некоторых стало осознание того, что иконы пишутся с обратной перспективой. Использование художником этого особого умения дарит иконописным ликам свойство «смотреть» на человека, вовлекать его, становящегося точкой, в пространство иконы. Вспомнилась мысль святых отцов о том, что обратная перспектива как качество зрения была свойственна Адаму, но он утратил её с грехопадением.

Конечно, делились мы и сюжетами, связанными с разными иконами, и пробовали вспоминать жития святых по клеймам их икон. Один из основных типов Богородичных икон – Одигитрия, или Путеводительница.

Первым этот образ написал евангелист Лука, а к самым почитаемым и любимым на Руси иконам этого типа относятся Смоленская, Казанская и Иверская иконы Божией Матери.

«Спас в силах» изображает Христа в конце времен: Он восседает на престоле, намеченном на соединенных воедино геометрических фигурах.

Совет

Красный квадрат указует на четыре стороны света, голубой овал с проступающими на нем, неуловимыми и тонкими ангельскими ликами возвещает о Царствии Небесном, а красный ромб символизирует человека. Под суровым взглядом Спаса Нерукотворного мы «прочитали» икону Святой Троицы: в ней символы, называющие ипостаси триединого Бога, раскрываются за спинами трех ангелов.

Время пролетело быстро, незаметно до закрытия музея осталось меньше часа, и нам пришлось быстро пробежать по остальным этажам, передохнув только в лекционном зале, в котором часть иконостаса оказалась закрыта экраном для проектора. Несколько фото на память, и на первом этаже обнаруживается потайной закуток. В нем несколько икон в облачениях, с жемчугом и бархатом, витрина с сохранившимися старинными книгами Священного Писания.

***

Бездонность ночного неба смягчена обрывками белых облаков. В Спасском соборе уже началось Всенощное бдение, и мы не можем уйти, не присоединившись к общей молитве.

Пар изо рта, отблески свечей на золоте иконостаса, уходящие ввысь, в темноту стены, лишенные росписей, – мгновения, запечатленные в памяти, напоминают о чуде возвращения, радости служения.

Один из древнейших православных храмов Москвы, он был основан в XIV веке и украшен фресками Андрея Рублева, но при советской власти сердце обители оказалось под угрозой полного разрушения.

И все же первая Литургия после семидесяти лет молчания возродила дух, веками царивший в его стенах. Это дает надежду на то, что со временем весь монастырь, как и духовность, соборность нашего народа, сможет возвратиться к жизни, полной и бьющей ключом.

 Анастасия Перова 

Источник: http://www.hram-bratsevo.ru/index.php/monastyri-rossii/rublev2

Ссылка на основную публикацию