Прохор печерский, лебедник: житие, икона, молитва

Прохор Печерский, Лебедник, преподобный – Святцы

В княжение на Руси Святополка Изяславовича, известного своей жестокостью и несправедливостью, много бед и страданий терпели киевляне.

Страдания эти усиливались еще от постоянных набегов на Киевскую область половцев и других соседних народов.

Постоянные войны с соседними народами, а также междоусобные грабежи и беспорядки внутри государства были причиной обеднения и частых голодовок в русском народе.

Обратите внимание

В это тяжелое и печальное время из г. Смоленска пришел в Печерский монастырь некий муж, именем Прохор, и обратился к игумену Иоанну (1089–1103) с просьбой постричь его в иноки и принять в число братии.

Игумен исполнил его просьбу, и Прохор, приняв иноческий сан, с особенным усердием стал подвизаться. Особенностью его подвижнической жизни было то, что он лишил себя обычного хлеба, а собирал траву лебеду и, растирая ее своими руками, делал себе хлеб и им питался.

В летнее время он заготовлял такого хлеба на весь год и так делал ежегодно, так что всю жизнь не нуждался в обычном хлебе, а питался хлебом из лебеды и потому прозван Лебедник.

Кроме этого хлеба, он иногда только вкушал еще просфору в церкви, дома же лебеда была единственной его пищей, даже зелени и овощей он не употреблял, а вода – единственным питьем.

Бог, видя терпение святого Прохора, претворил для него обычную горечь лебеды в обычную сладость, и хлеб, приготовляемый подвижником, доставлял ему приятное питание. Радовался подвижник и в радости с благодарностью работал Богу. Не страшны были подвижнику и набеги неприятеля, потому что жил он, как птица, ничего не имея.

Своей жизнью преподобный исполнял слова Спасителя: Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их (Мф. 6, 26), и он, как птица, легко и с удобством переходил туда, где росла лебеда, и оттуда переносил ее в монастырь на плечах.

И таким образом он питался несеянной пищей с непаханной земли, как птица.

Во дни этих подвигов преподобного случился на Руси страшный голод, многим угрожала голодная смерть.

Господь, желая прославить Своего подвижника и спасти людей от голодной смерти, умножил в это время произрастание лебеды, как никогда прежде, и блаженный Прохор с особенным усердием собирал траву в большом количестве и, приготовляя из нее хлеб, раздавал голодным неимущим.

Важно

Некоторые сами хотели подражать преподобному, приготовлять из лебеды хлеб, но не могли есть от горечи. И тогда все нуждающиеся обращались за хлебом к святому Прохору, он никому не отказывал. Хлеб, приготовленный им из лебеды, казался всем вкушающим его сладким и приятным на вкус, лучше печеного из пшеницы.

Но замечательно то, что только хлеб, данный святым Прохором и с его благословения, был годный для пищи и даже чистый и светлый на вид, а если кто сам его приготовлял или брал без ведома и благословения преподобного, то хлеб становился черен, как земля, и горек, как полынь.

Один из братии задумал брать у преподобного хлеб тайно, но каждый раз хлеб этот оказывался негодным для пищи. Инок стыдился открыть Прохору свой грех, но голод и угрожающая ему голодная смерть заставили рассказать об этом игумену Иоанну.

Игумен, не поверив рассказу, приказал другому брату тайно взять у преподобного хлеб, но принесенный им хлеб действительно оказался негодным от чрезвычайной горечи. Держа этот хлеб в своих руках, игумен послал к св. Прохору попросить хлеба от его благословения и при этом поручил посланному «при уходе от преподобного захватить тайно и другой хлеб». Когда эти хлебы были принесены, то первый, взятый из рук Прохора, был чистый и сладкий, а второй, взятый тайно, был черен, как земля, горек, как полынь. После этого слава чуда преподобного распространилась повсюду, и прославил народ Господа, давшего Свою милость и помощь голодным через преподобного.

Во время междоусобной борьбы Святополка с князьями владимирским и перемышльским, вследствие государственных смут и неурядиц, беззакония и грабежей, не могли проезжать в Киев купцы, не стало соли в Русском государстве – великая скорбь объяла народ.

Блаженный Прохор, видя эту скудость, собрал со всех келлий множество пепла и, принесши его в свою келлию, после усердной молитвы и благословения стал раздавать его нуждающимся в соли, и пепел стал чистой солью.

При этом, чем больше он его раздавал, тем больше его умножалось, так что было этой соли в достатке не только для иноков, но и для мирских людей.

Всех нуждающихся в соли преподобный снабжал и за это не брал никакой платы, и пошел народ за солью в монастырь, а базар опустел.

Совет

Купцы, намеревавшиеся воспользоваться недостатком соли для своего обогащения и продававшие соль по весьма высокой цене, озлобились на преподобного, так как народ, получая от него даром, перестал покупать у купцов даже и за дешевую цену.

Собравшись вместе, торговцы солью пришли к князю Святополку с такой жалобой: «Прохор, черноризец Печерского монастыря, отнял у нас большие деньги: всех неотступно привлек он к себе за солью, а мы, платящие тебе подати, не можем сбыть своей соли и через него разорились».

Князь, выслушав их, задумал достигнуть сразу двух целей – прекратить жалобы купцов и себе нажить большие деньги. Он, по совету со своими приближенными, назначил определенную, весьма высокую цену на соль, приказал отнять соль у блаженного Прохора и продавать ее на княжеском дворе.

Причем купцам сказал князь: «Ради вас пограблю монаха». О своей же наживе скрыл от всех. После этого посланные от князя люди, приехав в монастырь, забрали всю соль у преподобного. Когда соль была привезена во двор княжеский, то все увидели, что это – пепел. Князь приказал некоторым попробовать, и во рту оказался пепел.

Все много удивлялись такой перемене и недоумевали. Но чтобы вернее убедиться, князь приказал привезенное хранить до трех дней, но и после этого, убедившись, что это пепел, приказал высыпать его за воротами своего дворца.

Между тем к блаженному Прохору по-прежнему шел народ, чтобы получить соль, но узнав о его разграблении, возвращался с пустыми руками, проклиная того, кто это сделал. Прохор, утешая народ, говорил: «Когда соль будет высыпана от князя, тогда пойдите собирать ее себе».

И действительно, пепел, выброшенный за ворота княжеского двора, снова стал солью, и народ с радостью собирал ее себе. Узнав об этом, князь пришел в ужас и стал расспрашивать подробнее о блаженном Прохоре.

Узнав о подвижнической жизни Прохора и о его чудесах не только с солью, но и с хлебом из лебеды, Святополк устыдился своего дела, пошел в Печерский монастырь и примирился с игуменом Иоанном, к которому прежде питал вражду за обличение в ненасытной алчности и обидах народу.

Обратите внимание

После этих чудес Святополк раскаялся, молитвенно просил прощения у Матери Божией и преподобных Антония и Феодосия, а блаженного Прохора стал чтить и уважать как истинного и великого угодника Божия и однажды дал обещание Прохору не делать насилия и обид никому впредь, а самому Прохору сказал: «Если я, по воле Божией, прежде тебя отойду от этого мира, ты своими руками положи меня во гроб, чтобы показать надо мною твое незлобие. Если же ты преставишься прежде меня, я своими руками внесу тебя в пещеру, чтобы за то Господь подал мне прощение тяжкого моего греха пред тобою».

После этого разговора Прохор прожил еще много лет в непорочном житии и суровых подвигах и потом разболелся. А князь Святополк в то время находился в походе на половцев. Тогда блаженный послал ему сказать: «Приблизился уже час исхода моего из тела.

Если хочешь исполнить свое обещание и получить от Бога прощение грехов, приди, чтобы получить разрешение, и своими руками положи меня во гроб. Ожидаю твоего прихода. Если же ты замедлишь и я отойду без тебя, то не моя будет вина и поход окончится не так, как если бы ты пришел ко мне».

Получив эту весть, Святополк немедленно оставил войско и поспешил к блаженному Прохору.

В своей предсмертной беседе с князем блаженный много поучал его о милостыни к ближним, о загробной жизни, о будущем суде, о вечных муках грешников, преподал ему прощение и благословение и, простившись с ним и его свитой, воздел руки к небу и предал свой дух в руки Божии.

Князь с иноками, взяв тело преподобного, отнес его в пещеру и своими руками положил его во гроб. Затем снова возвратился к войску и, продолжая поход, одержал полную победу над врагами, покорил себе Половецкие области и много пленных привел в свою землю.

Это и была победа, дарованная Богом Русской земле по предсказанию и молитве преподобного Прохора.

С тех пор князь Савятополк, отправляясь в поход или на охоту, всякий раз предварительно заходил в Печерский монастырь за благословением и с особым усердием молился перед образом и у гробов преподобных Антония, Феодосия и Прохора.

Важно

С этого времени вполне благополучно и счастливо проходило княжение Святополка, получившее после многих кар благословение Божие по молитвам преподобного Прохора, и сам князь Святополк открыто исповедовал чудеса и знамения этого великого угодника Божия.

О силе молитвы праведников Сам Бог говорил друзьям праведного Иова: «Пусть Иов, раб Мой, помолится за вас, и Я ходатайство его приму, чтобы не поступить с вами худо» (Иов. 42, 8). Св.

угодник Божий Прохор и по кончине своей непрестанно ходатайствует за православный русский народ пред Престолом Божиим.

Будем молиться, чтобы заступничеством сего угодника Божия и прочих святых Господь хранил русский народ, избавляя его от голода и разных бедствий и лишений и помогая ему во бранях с неверными врагами Православной Церкви.

Память преподобного Прохора отмечается также 28 сентября/11 октября и во 2-ю неделю Великого поста.

Источник: https://svyatsy.org/zhitiya-svyatyh/fevral/fevral__10/prohor_pecherskiy__lebednik__prepodobnyy/

Прохор Лебедник, Печерский, преподобный

Заказать икону святого

Дни празднования в 2019 году:

Тропарь Прохору Печерскому, в Ближних пещерах, глас 4:

Преподобне и чудотворче, отче Прохоре, /
препитавый во гладе алчущия хлебом от былия и солию от пепела, /
напитай и нас пищею духовною, /
моля Христа Бога /
о душах наших.

Житие

Жил этот Божий угодник в княжение Святополка, который весьма притеснял киевлян. Господь попустил тогда половцам напасть на русскую землю. На Руси настал голод и оскудение. В это время (XI в.) к игумену Печерскому Иоанну пришел из Смоленска мирянин, возжелав-ший принять иночество. Желание его был исполнено, и он был наречен Прохором.

Впоследствии его назвали лебедником, так как он всегда вместо хлеба питался лебедой. Не пил он ничего, кроме воды, не вкушал даже овощей. Но Господь претворял для него горечь хлеба, приготовленного из лебеды, в приятное услаждение, и святой угодник Божий проводил свою жизнь не в печали, а в великой радости, непрестанно славословя Господа.

И вот в то время, когда на Руси настал великий голод, Господь, желая прославить Своего угодника и подать людям спасение от бедствия, послал в этот год особенный урожай лебеды. Св.

Совет

Прохор удвоил свои труды по собиранию лебеды, стал приготовлять из нее хлеб в большом количестве и раздавать его нуждающимся. Хлеб этот оказался очень вкусным. Многим он казался вкуснее даже пшеничного хлеба.

Но таким хлеб оказывался только тогда, когда брали его по благословению Прохора; в противном случае он оказывался черним и горьким.

Св. Прохор оказывал благодеяние не только голодающим. Когда одно время на Руси не стало соли, то Прохор, по милости Божией, и теперь помог нуждающимся. Он собрал со всех келий золу и стал даром раздавать ее она оказалась чистой солью.

Но враг рода человеческого, диавол, вложил зависть к преподобному Прохору в сердца продавцов соли; они обратились с жалобой на преподобного к великому князю Святополку, говоря, что этот монах подрывает их благосостояние. Святополк успокоил их и обещал обобрать монаха в их и свою пользу.

По его приказу, у св. Прохора была отнята вся соль. Но когда ее привезли к князю, то она оказалась чистой золой. Народ, видя это, прославил Бога, дивного в чудесах Своих, и вооружился против князя. Последний испугался и поспешил примириться с преподобным Прохором, испросив у него прощение.

Зола, выброшен-ная им, через три дня снова обратилась в соль.

После этого Святополк подпал под благодетельное влияние преподобного Прохора. Он дал святому слово никому не делать насилия и затем заключил с ним такое условие: Если я умру раньше тебя, то ты похорони меня своими руками, дабы я видел твое незлобие.

Если же ты преставишься раньше меня, то я сам положу тебя в гроб и снесу тебя на своих плечах в пещеру, дабы Господь простил мой грех пред тобою. Вскоре после этого святой заболел; Святополк же в это время был в походе на половцев.

Преподобный послал сказать ему, чтобы он поспешил к нему исполнить свое обещание, иначе его поход будет неудачен. Святополк поспешил на зов св. Прохора. Получив от святого наставление в вере, благословение и прощение, Святополк сам перенес потом его гроб в пещеру и похоронил его там.

Обратите внимание

Затем он вер-нулся к войску; поход был весьма удачный. Половцы были разбиты на голову и в ужасе бежали с поля сражения.

С тех пор Святополк, куда бы ни отправлялся, на войну или на охоту, всегда заходил за благосло-вением в Печерский монастырь, благоговейно поклонялся чудотворной Печерской иконе Божией Матери и пред гробницами Печерских угодников и только тогда предпринимал задуманное дело. Счастливо после сего шло княжение Святополка, который сам был свидетелем чудес угодника Божия Прохора.

Источник: https://icon-art.ru/calendar/saints/Prokhor_Lebednik_Pecherskijj_prepodobnyjj.html

Преподобный Прохор Лебедник Печерский (+1107) – Нью-Йоркское благочиние

Преподобный Прохор Лебедник жил во второй половине XII — начале XIII века. Он прибыл в Киево-Печерский монастырь из Смоленска и вскоре весьма прославился среди братии благодаря своей подвижнической жизни.

Читайте также:  Можно ли посещать мечеть православным, мнение священнослужителей

Все время он посвятил послушанию и безмерному воздержанию, которое было настолько строгим, что святой ограничивал себя даже в употреблении хлеба. Подвижник собирал лебеду, растирая которую, делал себе из нее хлеб.

За это братия прозвала Прохора Лебедником.

В 1097 году Киевский князь Святополк ослепил князя Василька, что обострило вражду на Руси. В результате сильный неурожай того года был осложнен нехваткой в Киеве соли, поскольку из-за междоусобиц с волынским князем купцы из Галича и Перемышля не могли прибыть в стольный град.

Когда киевляне начали голодать, преподобный Прохор стал учить окружающих жителей собирать дикие растения, и сам трудился, собственноручно делая для голодных хлеб. А когда в городе стала ощущаться критическая нехватка соли, святой собрал много пепла из монашеских келий и раздавал ее приходящим, которые по его молитвам уже получали чистую соль.

Прохор давал людям столько, сколько им было надобно, ничего не беря себе взамен. Соли хватило как на нужды монастыря, так и людям и их семьям.

Однако, не все были рады тем чудесам, которые творил Прохор. Нечестные на руку купцы, продававшие соль по очень завышенным ценам, пожаловались князю. Тот приказал отобрать у святого его соль, но вскоре сам убедился, что это — обычный пепел. Он хранил его три дня, а затем приказал выбросить. Тогда святой отправил людей туда, где высыпали пепел, и там снова оказалась соль.

После этого чуда, свидетелем которого стали горожане, князь ужаснулся и захотел узнать обо всем произошедшем. Тогда ему рассказали и о другом чуде, которое сотворил святой Прохор. Когда монах делал для голодающих людей хлеб из горькой лебеды, то по его молитвам хлеб ставал сладким. А когда однажды некоторые взяли буханку без благословения Прохора, то она оказалась горькой.

Услышав это, князь Святополк устыдился содеянного, пошел в Печерский монастырь и покаялся игумену обители. Кроме того, святому Прохору он дал обещание, что если монах умрет раньше него, то он придет хоронить подвижника.

Князь выполнил обещание, данное святому угоднику. Преподобный Прохор сообщил Святополку о своем скором преставлении, и позвал князя выполнить свое обещание.

Важно

Святополк немедленно вернулся из похода на половцев в Печерский монастырь. Там преподобный Прохор учил его бояться Бога и любить ближних, благословил его и обещал ему победу над врагами.

После упокоения, князь сам понес к пещере тело преподобного Прохора и, похоронив его, вернулся к своему войску и одержал победу.

Святой отошел ко Господу примерно в 1107 году, когда святому, по некоторым данным, было около 40-50 лет. Честные мощи святого почивают ныне в Ближних пещерах. А день памяти отмечается 23 февраля и 11 октября.

Преподобный Прохор Лебедник Печерский (+1107) обновлено: Июль 18, 2016 автором: maximus

Источник: http://nyblago.org/publikatsii/zhitiya-svyatykh/prepodobnyj-prohor-lebednik-pecherskij-1107/

Как прп. Прохор, чудотворец Печерский от голода людей спасает

Память преподобного Прохора Печерского (†1107 г.) 10 февраля (23 февраля по новому стилю).

Житие прп. Прохора Лебедника, чудотворца Печерского, содержится в Киево-Печерском Патерике, написанном в начале XIII в. Повествование о чудесах преп. Прохора имеет хронологические «маркеры», позволяющие привязать их к конкретным историческим датам.

Преподобный пришел в Печерский монастырь из Смоленска и принял монашеский постриг при игумене Иоанне (1088–1103).

Это было время княжения киевского князя Святополка Изяславовича (1093–1113), отмеченное внутренними междоусобицами, постоянными набегами половцев, голодом и обнищанием населения. 

В монашеском подвиге поста прп.

Прохор буквально исполнил евангельские слова Спасителя, призывающего не заботиться о хлебе насущном, а посмотреть на птиц небесных, которые «ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их» (Мф. 6:26).

Основной пищей Прохора была лебеда, которую он во множестве собирал в окрестностях и приносил в монастырь, делая запасы на зиму. Как птица, питался подвижник несеянной пищей с непаханой земли и почти не вкушал печеного хлеба.

Упоминание в Патерике о случившемся тогда страшном голоде можно отнести к 1094 году, когда, по рассказу летописца, нашествие саранчи уничтожило на полях весь урожай. Прохор, делая из лебеды хлеб, стал раздавать его голодным и неимущим, приходившим в Печерский монастырь.

Употребление в пищу дикорастущей лебеды с давних времен было известно в народе. Вплоть до ХХ века в голодные годы пекли хлеб, на треть или на половину состоящий из этого сорного растения. Правда, хлеб этот получался черным и имел горький вкус.

Совет

Чудо заключалось в молитве угодника Божьего, которая делала выпекаемый им хлеб светлым и приятным на вкус. В том случае, если кто сам его приготовлял или брал без благословения преподобного Прохора, хлеб становился черным как земля и горьким как полынь.

Народная вера в силу молитвенного благословения проявляется и в наше время в особом отношении к «благословенному хлебу» с церковной трапезы или с панихидного стола.

Второе чудо прп. Прохора было связано с солью, которая исчезла в Киеве вследствие междоусобных княжеских войн. В город, отрезанный от соледобывающих районов Галича и Перемышля, не могли приезжать купцы. Блаженный Прохор, собравши золу из монашеских келий, претворял ее в соль.

Надгробная икона прп. Прохора

Следует отметить, что чудо с солью также имеет реальную основу. Изготовление соли из древесного пепла, содержащего различные минеральные элементы, было известно с давних времен.

В «Описании Украины», составленном в середине XVII в. французским архитектором и инженером Бопланом говорится о т. н. коломыйской соли, которую на Покутье добывали из ольховой и дубовой золы.

Пепел растворялся в воде, которую после процеживания выпаривали и получали соль. 

В Печерский монастырь, где Прохор с молитвой и благословением раздавал соль, стали приходить все нуждающиеся. Купцы, поднявшие цены на соль, жаловались князю, что терпят разорение.

Святополк, о скупости и сребролюбии которого упоминает летописец, приказал забрать соль у Прохора и продавать на княжеском дворе. Однако отнятая у преподобного соль оказалась пеплом, и ее пришлось выбросить за ворота. Когда же по благословению прп.

Прохора люди стали собирать выброшенный пепел, он вновь обратился в соль.

Узнав о чудесах угодника Божия Прохора, князь Святополк устыдился. Придя в Печерский монастырь, он примирился с игуменом Иоанном, раскаялся и дал обещание преподобному не приносить никому обид и не совершать насилия.

Святополк просил Прохора, чтобы тот своими руками положил его в гроб, если он первым отойдет из этого мира, и пообещал ему сделать то же самое. Когда прп. Прохор смертельно заболел, князь из военного похода поспешил в Печерский монастырь проститься с ним.

Обратите внимание

Получив от преподобного последнее благословение, Святополк Изяславович вместе с иноками отнес его тело в пещеру и своими руками положил его в гроб.

Рака с мощами прп. Прохора

Вернувшись к войску, князь одержал полную победу над половцами. Летопись сообщает, что в 1107 г., в год кончины прп. Прохора, Святополком были разгромлены на Суле половецкие князья Боняк и Шарукан.

С этих пор, по свидетельству Патерика и летописи, Святополк Изяславович, отправляясь в поход или куда-либо, приходил в Печерский монастырь поклониться гробу прп. Феодосия и взять молитвенное благословение у игумена. По его повелению имя прп. Феодосия в 1108 г.

было вписано в синодик для поминовения во всех русских епархиях.

Беды народные и обнищание, вызванное беспорядками и грабежами внутри государства, не прекращались и после кончины прп. Прохора. Сразу же после смерти князя Святополка 16 апреля 1113 г. вспыхнуло восстание в Киеве, причиной которого стало ростовщичество и соляная монополия, установленная князем.

В Печерском монастыре по завету прп. Феодосия кормили голодных и нищих. В поучении Изяславу Ярославовичу, отцу князя Святополка, прп.

Феодосий повелевал творить милостыню даже иноверным: «Если увидишь нагого или голодного, или бедою одержима… всякого помилуй и от беды избавь, якоже можеши, и не лишен будешь награды у Бога, ибо Бог сам в нынешнем веке питает поганых, якоже и христиан». Наставлению прп.

Феодосия и примеру прп. Прохора Лебедника в последующие времена следовали многие печерские монахи, руками которых Бог подавал хлеб голодным.

В «Тератургиме» 1638 г., а также в Записках св. Петра Могилы есть рассказ о чуде, случившемся в Печерском монастыре 11 апреля 1617 г. Келарь пожаловался архимандриту Елисею Плетенецкому, что множество людей, которые приходят в монастырскую пекарню, быстро разбирают выпеченный хлеб: «Если и впредь будем так много и бесцельно раздавать, то опустеют наши монастырские закрома».

Важно

Отец архимандрит, увидев в хлебне среди большой толпы народа как немощных, так и здоровых, велел давать хлеб только калекам и нищим. Однако тотчас же после его распоряжения град побил все монастырские посевы пшеницы и ячменя, оставив соседние поля нетронутыми.

Архимандрит Елисей воспринял это как кару за свою жадность и приказал впредь каждому просящему давать из монастырской хлебни хлеб и овощи.

Фрагмент росписей Трапезной палаты

Мощи прп. Прохора Лебедника покоятся в церкви прп. Антония в Ближних пещерах.

На иконе возле раки с мощами преподобного он изображен с круглыми хлебами в руках, как и на гравюре к первому печатному изданию Патерика 1661 г. В росписях начала ХХ в. Трапезной церкви прп.

Антония и Феодосия Печерских в Киево-Печерской Лавре прп. Прохор, питатель голодных, изображен у входа в бывшую Трапезную палату.

Тропарь прп. Прохора

«Преподобне и чудотворче отче Прохоре, препитавый во гладе алчущие хлебом от былия, и солию от пепела: напитай и нас пищею духовною, моля Христа Бога о душах наших».

старший научный сотрудник

Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника

Елена Лопухина

Источник: https://pravlife.org/ru/content/kak-prp-prohor-chudotvorec-pecherskiy-ot-goloda-lyudey-spasaet

Преподобный Прохор Печерский, Лебедник

Преподобный Прохор, родом из Смоленска, принял иночество в Киево-Печерской лавре и выделялся среди прочих своей воздержанностью. Он никогда не принимал иной пищи, кроме просфоры из хлеба и лебеды. А пил лишь воду. Вечный пост не лишал его бодрости – напротив. Прохор отличался ясным умом, радостным расположением духа, не смущался ни страхом, ни заботой о земном.

В конце XI в. Киевскую Русь охватил страшный голод, и неимущий Прохор был избран чудным орудием Божьим, чтобы восполнить нужды населения. Он кормил народ хлебом, который готовил из лебеды, и этот хлеб оказался таким вкусным и питательным, что голодающие во множестве приходили к нему и всех он одаривал.

Страдания народа увеличились и из-за нехватки соли, подвоз которой был невозможен по причине междоусобицы, завязавшейся среди удельных князей. И Господь внушил блаженному Прохору по его молитве удовлетворить и эту нужду народа: инок стал варить соль из простой золы и также отдавал ее бедным.

Между тем торговцы солью, которые хотели поживиться во время всеобщего бедствия, продавая соль за непомерную цену, жаловались тогда правившему князю Святополку Изяславичу, что печерский чернец подрывает их торговлю.

Князь Святополк, отличавшийся жестокостью и стяжательством, решил удовлетворить жалобу торговцев, чтобы самому извлечь выгоду. Он веле отнять соль  у Прохора и продавать ее через посредников по высокой цене. Преподобный Прохор отдал посланцам князя весь запас золы. Не видя в ней прока, князь велел выбросить ее. Прохор же подсказал людям место, где лежала зола, и  народ пошел подбирать ее.

Узнав об этом, так же как и  о хлебе из лебеды, князь Святополк был поражен таким чудом.

Он поехал в Печерский монастырь, примирился с игуменом Иоанном, с которым был до того во вражде за то, что тот обличал князя в ненасытной страсти к наживе и в притеснении людей, и с этих пор стал почитать святыни монастыря и с великим уважением относиться к блаженному Прохору.

И так они подружились, что князь однажды сказал иноку: «Если я умру прежде тебя, положи меня в гроб своими руками; если же первым преставишься ты, я сам отнесу тебя в пещеру, чтобы Господь простил мне мой грех перед тобою».

Совет

И в самом деле, услышав о болезни Прохора, князь вернулся в войны, которую он вел с половцами. Преподобный, дав князю наставление о милостыне, о будущем суде, о вечной жизни и нескончаемой муке, благословил его, простился и мирно предал Богу свою душу.

Когда Святополк, получив благословение преподобного Прохора, возвратился на войну, то одержал славную победу над половцами. После того он уже никогда не отправлялся на войну и не предпринимал ничего, не посетив сначала Печерский монастырь для поклонения его святыням и молитвы, а также благословения Божьей Матери и святых угодников Божьих, там почивающих.    

22 февраль 2014 /

Источник: https://pravoslav-voin.info/azi/3412-prepodobnyj-proxor-pecherskij-lebednik.html

Имя Прохор в православном календаре (Святцах)

     Имя Прохор переводится с древнегреческого, как «тот, кто перед хором».

Он жил во время правления Святополка. К игумену Иоанну Печерскому однажды пришел мирянин, который попросил его постричь в монахи. Желание его было исполнено, и молодой человек принял иночество с именем Прохор.      Инок стал вести суровую подвижническую жизнь. Его прозвали «лебедником», т.к. вместо хлеба он вкушал только лебеду и пил воду, много молился.     В это же время на Руси настал страшный голод. Господь, желая прославить святого Прохора, послал огромный урожай лебеды. Подвижник стал изготавливать из нее хлеб и раздавал всем, кто был голоден. Многие называли этот хлеб даже вкуснее, чем пшеничный. Но это случалось, только тогда, когда его благословлял святой Прохор, иначе он казался горьким, и вкушать его было невозможно.     Помог святой Прохор людям и тогда, когда на Руси не стало соли. Он собрал золу из всех келий и стал ее раздавать нуждающимся. Эта зола оказывалась солью. После такого чуда, продавцы соли ополчились против угодника Божьего и стали жаловаться князю Святополку. Тот в свою очередь, приказал отнять всю соль у святого, но как только ее привезли к князю, она тут же превратилась в золу.     Простой люд очень разозлился на Святополка за это. Люди даже стали собирать вооруженное восстание против него. Но, испугавшись, Святополк попросил прощения у святого Прохора и примирился с ним. После этого зола вновь стала солью.     Князь проникся глубоким уважением к святому. Он даже попросил преподобного Прохора, если князь умрет раньше него, то пусть святой похоронит его сам. А если лебедник Прохор раньше отойдет ко Господу, то князь обещался лично предать тело угодника Божьего земле.     Очень скоро святой заболел, а Святополк был в это время в походе. Он послал к нему гонцов с вестью о скорой кончине, напоминая о его обещании. Князь поспешил исполнить его и лично похоронил святого Прохора в пещере. Это произошло в 1107 году. Икона Преподобного Прохора Печерского, лебедника
Он был в числе первых диаконов Церкви Христовой. В книге Деяний Апостолов говорится о том, что 12 апостолов выбрали 7 мужей, которых поставили на диаконское служение. Это были Николай, Пармен, Тимон, Никанор, Филипп, Стефан и Прохор.     Изначально святой Прохор сопровождал апостола Петра. Именно он поставил святого епископом в Никомидии. После Успения Пресвятой Богородицы, он стал проповедовать вместе с апостолом Иоанном Богословом, вместе с ним прибыл и на остров Патномос в ссылку. Именно святой Прохор записал Откровения, которые были даны Иоанну Богослову. После того, как епископ Прохор вернулся в Никомидию, он многое сделал для того, чтобы обратить многих язычников в христианство. После чего принял мученическую кончину. Икона Священномученика Прохора, епископа Никомидийского
Читайте также:  Икона максима исповедника, его творения и житие

Православные святые с именем Прохор

Даты памяти указаны по новому стилю.Прохор (Михайлов), мч.8 февраля, 24 апреля Прохор, сщмч., епископ, Никомидийский 17 января, 10 августа , 8 октября (из 7 диаконов, ученик ап. Иоанна Богослова) Прохор Печерский, Лебедник 11 октября, 23 февраля

Прохор Пшинский, прп. 28 января

Источник: https://www.krestilnoe.ru/imena-muzhskie/prokhor/

Преподобный Прохор Лебедник

     Во дни княжения Святополка Изяславовича в Киеве прииде из Смоленска в Печерский монастырь блаженный Прохор, и даде себе воздержание великое, яко и хлеба обычного лиши себе, но собирая зелие лебеду и своими руками стирая, хлеб себе творяше, и тем питашеся. Сие же приготовляше во время летнее на весь год,

яко не требовати ему обычного хлеба во вся дни жития своего, и того ради прозван бысть “Лебедник”; зане, кроме просфоры в церкви, в келлии ниже овощие когда ядаше, но точию лебеду, якоже не ино что пияше, кроме воды.

Видя же Бог терпение святого в толицем воздержании, претвори ему горесть оную хлеба, творимого из лебеды, в сладость, и бысть ему вместо печали радость. Не скорбел бо сей блаженный николиже, но всегда радуяся работаше Господеви, и за зелие то, приготованное на год, укоряше себе, глаголя: “Прохоре! В сию нощь душу твою истяжут от тебе, а яже уготовал еси, кому будет?”

Егда же сице подвизашеся святый, наста в российстей земли глад велик, и того ради смерть належаще людем. Бог же, хотя прославити угодника Своего и помиловати люди Своя, умножи тогда лебеду зело паче иных лет.

Тем же блаженный Прохор труд болий творяше себе, собирая безпрестанно зелие то, своими же руками стирая и хлебы из него творя, яже раздаваше неимущим и изнемогающим от глада.

Видевше же его нецыи собирающа лебеду, начаша и тии собирати такожде себе, да препитаются во время глада, — но не можаху от горести ясти. Тогда вси требующии обратишися ко святому.

Он же всем невозбранно хлеб свой, из лебеды сущий, подаваше, и всем ядение тое сладко, яко бо с медом смешано было, являшеся, — так что не только хотети им хлеба из пшеницы сущаго, но лишь сего, от былия испеченного руками блаженного Прохора.

Обратите внимание

Обаче и то чудно есть, яко хлеб той, точию с благословением от блаженного дан сый, светел и чист являшеся и сладок в снедь бываше. Но аще кем тайно бывал взят, черн, аки персть, и горек, аки полынь, обреташеся.

Ибо некто от братии без благословения взя втайне у блаженного хлеб и хотяще ести, и се обретеся в руках его, яко персть, во устех же горек, аки полынь, — темже не можаше ясти. Сие же многажды сотворися ему, он же стыдящеся поведати блаженному согрешения того и с благословением хлеба просити у него.

Обаче гладей сый зело, видя смерть пред очесы своими, прииде ко игумену Иоанну и исповеда ему бывшее, прося прощения. Игумен же, не веровав реченному, повеле иному брату взяти хлеб у святого отай, да разумеет истину, аще тако есть.

Принесену же сице бывшу хлебу обретеся такожде, якоже и первый брат сказа: не можаше бо никто вкусити его от горести. Сему убо хлебу суще еще в руках их, посла паки игумен ко святому, испросити хлеб, да от благословения его будет. “Отходяще же, — рече, — от него, возмите и другий хлеб отай”.

Сим же принесенным бывшим, хлеб, втайне взятый, пременися пред ними и бысть черный, аки персть, и горек, аки полынь, — якоже и первый. А хлеб, взятый от руки его, светел явися и сладок бысть, аки мед. И тако сему чудеси бывшу, пройде слух о блаженном Прохоре всюду, и многи препитав алчным, многим на пользу бысть.

В то убо время велие нестроение сушу и грабление беззаконное, не пустиша купцов к Киеву из Галича и Премышля. И не бысть соли во всей российской земли, и бе видети тогда людей, сущих в велицей печали.

Блаженный же Прохор, видев скудость ту, собра в келлию свою множество пепела от всех келлий и, помолився Господу, нача раздавати всем, соли требующим, пепел той, из негоже бываше соль чиста молитвами блаженного; иже елико раздаваше, толико паче умножашеся, яко не токмо довольно бысть монастырю, но и мирстии люди, приходяще к нему, взимах изобильно на потребу домом своим. Не взимаше же святый ничтоже, но туне всем раздавши, елико кто требоваше. Тогда воздвиже враг зависть в продающих соль на торжище, яко не получиша желания своего. Мниша бо в тыя дни всего мира богатство приобрести за соль, и се бысть им тщета велия. Приидоша убо ко князю Святополку и клеветаша на блаженного, глаголюще: “Яко Прохор, черноризец Печерского монастыря, отья от нас богатство многое: обрати бо к себе по соль всех невозбранно. Мы же, дани дающе тебе, избыти своея соли не можем, и ради его обнищахом”. Посла убо Святополк, да возмут соль всю от Прохора, и егда привежена бысть, прииде сам, хотя видети ю, с теми крамольники, иже клеветаша на блаженного. И видеша вси, яко пепел явися во очестех их. Рече же князь некиим, да вкусят, и пепел такожде обретеся во устех. Тогда много дивишася изменению тому и недоумевахуся. И повеле князь сохраните то до трех дней.

Множество же народа, по обычаю, прихождах к блаженному, хотяще взимати соль. Блаженный же рече им: “Егда изсыпана будет от князя вон, тогда вы шедше соберите себе”. Князь убо, продержав ю до трех дней и ничтоже, кроме пепела, получив, повелел нощию иссыпати вон.

Важно

Пепел же той иссыпанный абие преложися паки в соль, и уведавше граждане, стекошася и взимаху то радующеся. Сему же предивному чудеси бывшу, ужасеся князь, сотворивый насилие. Не могий скрыта вещи (зане пред всем градом сотворися), нача испытовати, что есть дело сие.

Тогда сказаша ему вся творимая блаженным Прохором не токмо о соли той, из пепела бывшей, но и о хлебах из лебеды, имиже множество народа препита, и како сладки обретахуся, егда от рук его приимаше кто со благословением, и како же горьки, егда кто отай взимаше. Сия слышав, князь Святополк устыдеся о деле своем.

Прохора же блаженного зело почиташе и блажаше, ведый его раба Божия истинного быти. Пред нимже и даде слово Богу, ктому не творити насилия никомуже, еще же и слово утверди к блаженному, глаголя: “Аще аз по изволению Божию прежде тебе от мира сего отыду, ты своими руками во гроб мя вложи, да тако беззлобие твое явится на мне.

Аще ли ты преставишися прежде мене, то аз, на рамена моя взем, в пещеру внесу тя, да того ради о многосотворенном к тебе грехе моем Господь прощение подаст мне”.

Сице слову утвержденну бывшу, блаженный Прохор поживе лета довольна богоугодно житием непорочным и жестоким. Посем разболеся, князь же Святополк изыде тогда на брань противу половцев.

Тогда посла к нему блаженный, глаголя: “Яко приближися уже час исхода моего от тела, аще хощеши убо обещание твое исполните и оставление грехов прияти от Бога, прииди, да прощение возмем, и своими руками вложи мя во гроб; се бо ожидаю твоего пришествия”. Сия слышав, Святополк абие воевод оставив, прииде скоро к Прохору болящему.

Преподобный же много поучив князя о милостыни, о будущем Суде, о вечной жизни и о бесконечной муке, даде ему прощение и благословение, и целова всех сущих с князем, таже воздев руце свои горе, предаде дух свой в руце Божии. Князь же, взем с черноризцы тело преподобного, несе в пещеру и во гроб вложи своима рукама.

По погребении же святого пойде на брань и многую победу прия на безбожные агаряны, плени вся страны половецкие и приведе их в землю свою. Сия же бысть победа, Богом дарованная российской земли, по молитвам преподобного Прохора.

(Из Киево-Печерского “Патерика”)

Источник: http://duhovnik.com/node/5588

Преподобный Прохор чудотворец | Вратарница

День памяти: 23 февраля н.ст.

В  дни  княжения  в  Киеве  Святополка  Изяславича  много  насилия было нанесено  князем  народу. Без вины разрушил он дома сильных и у многих отнял имения.  За то Бог и попустил, чтоб поганые осиливали его и во время державы его  было  много  нападений  половцев и, кроме того, междоусобная брань, так что бывал тогда не раз голод и великая скудность на Русской земле.

В  эти дни пришел из Смоленска в Печерский монастырь блаженный Прохор к игумену   Иоанну   и  принял  от  него  святой  ангельский  образ.

  Стал  он подвизаться  крепко  в  добродетелях  и приучил себя к великому воздержанию, так  что лишил себя и обычного хлеба, но сбирал он траву лебеду, и, протирая ее  своими  руками,  делал  себе  хлеб  и  им  питался.

Совет

  В  летнее  время он заготовлял  его  на  весь год и, когда снова наступало лето, делал то же для будущего  года,  так  что  во  всю  жизнь  он не нуждался в обычном хлебе, и прозван  он  был  «лебедник» потому, что кроме просфоры в церкви, в келии не ел никогда даже овощей, но только лебеду, и не пил ничего, кроме воды.

Бог,  видя  терпение  святого в таком воздержании, сотворил для него ту горечь  хлеба,  сделанного  из  лебеды, в сладость. И была ему вместо печали радость.  Никогда  не  скорбел этот блаженный, но в радости работал Богу.

Не страшился  он никогда набегов неприятелей, потому что жил как птица, не имея ничего,  кроме  лебеды, так что не мог он сравниться с евангельским богачом, говорившим  «Душа!  много  добра  лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей,  веселись!» (Лк. 12:19).

Но и за траву ту, заготовленную на год, укорял он  себя,  говоря  «Прохор,  в  эту  ночь  возьмут  у  тебя душу твою, а что приготовил  ты  —  кому  будет?»  На  деле  исполнил  этот  блаженный  слово Господне:  «Взгляните  на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницу,  и  Отец  ваш  Небесный  питает  их»  (Мф.  6:26).

Подражая птицам, преподобный  легко  проходил  туда, где росла лебеда, и оттуда приносил ее в монастырь  на  плечах,  как  на  крыльях. И так питался он несеянной пищей с непаханной земли, как птица.

Во  время  этих  подвигов святого начался в Русской земле от постоянных войн  великий голод, так что смерть угрожала людям.

Бог же, желая прославить угодника  Своего  и  помиловать  людей  своих,  умножил  тогда произрастание лебеды  более  чем  в  другие  годы;  и  потому  блаженный Прохор все больше трудился,  беспрестанно собирая эту траву, растирая ее руками и делая из нее хлебы,  которые  раздавал  неимущим и погибающим от голода.

Некоторые, видя, как  он  собирал  лебеду,  начали  также собирать, чтоб пропитаться во время голода,  но  не  могли  есть  от  горечи. Тогда все нуждающиеся обратились к святому,  и  он  не  отказывал  никому  в своем хлебе из лебеды.

Обратите внимание

И всем вкус этого  хлеба  казался  сладким,  как  будто  он  был смешан с медом, так что охотнее  хлеба  печеного  из  пшеницы  брали  этот хлеб, испеченный из травы руками  блаженного Прохора.

Но замечательно и то, что хлеб этот, только если давался  блаженным с благословением, казался светлым, чистым и был сладок на вкус;  а  если  кто брал его тайно, он становился черен, как земля, и горек, как  полынь. Один из братии взял у блаженного хлеб тайно, без благословения, и  начал  есть.

  И  он оказался в руке его как земля, а во рту горьким сверх меры,  так  что он не мог его есть. Так случалось несколько раз. Он стыдился открыть  блаженному  этот  грех  и просить у него хлеб с благословением.

Но, будучи  очень голоден, и не в состоянии выносить позывов голода, видя смерть пред  глазами  своими,  пришел к игумену Иоанну и рассказал ему происшедшее, прося  прощения.  Игумен,  не поверив рассказу, приказал другому брату взять тайно  хлеб  у  святого,  чтобы  видеть  истину,  так ли это. Когда хлеб был принесен,  оказалось  то  же, что говорил первый брат: никто не мог есть его от  горечи.  Этот  хлеб  был  еще  в  руках  их, когда игумен снова послал к святому  попросить  хлеба  от  его  благословения.  «Уходя от него, — сказал игумен,  —  возьмите  тайно  и другой хлеб». Когда эти хлебы были принесены, хлеб,  взятый  тайно,  изменился  перед ними и стал черным как земля и горек как  полынь,  как и первый хлеб; а хлеб, взятый из рук его, казался чистым и был  сладок  как мед. После этого чуда прославился Прохор повсюду и, напитав алчущих, оказал пользу многим.

После  этого  Святополк  Изяславич,  князь Киевский, начал междоусобную брань  с  Давидом Игоревичем, князем Владимирским, за ослепление на Требовле князя   Василька   Ростиславича,   которого   приказал  ослепить  Святополк, прельщенный  Давидом  Игоревичем; также и с Володарем  Ростиславичем, братом Василька,  князем  Перемышльским, и с самим Васильком за область отца своего Изяслава,  которую  захватили  Ростиславичи. И уже сам Святополк возвратился из  похода  в  Киев, прогнав Давида к ляхам и посадив в его городе Владимире сына  своего  Мстислава,  но не одолел Володаря и Василька и послал на них с Уграми  другого  сына своего Ярослава. В это время, при великом нестроении и беззаконных  грабежах, не пропускали к Киеву купцов от Галича и Перемышля, и не было соли на всей Русской земле — и тогда народ был в великой печали.

Читайте также:  Ипатьевский монастырь

Блаженный  же Прохор, видя эту скудность, собрал в келию свою множество пепла  со всех келий и, помолясь Господу, начал раздавать всем нуждающимся в соли  тот  пепел,  из  которого для всех молитвами блаженного образовывалась чистая соль.

И  чем  больше  он ее раздавал, тем больше она умножалась, так что было достаточно  не  только  для  монастыря,  но  и мирские люди, приходя к нему, разбирали  во  множестве  для  нужд  своих  домашних.  Ничего  не брал за то святой,  но  раздавал  даром  всем,  кто  требовал. И можно было видеть, как базар пустеет, а монастырь полон людьми, приходящими для получения соли.

Тогда  воздвиг  враг  великую  зависть  в  купцах,  продававших соль на торгу,  лишенных  вдруг  ожидаемых  барышей.  Ибо  они рассчитывали в те дни приобрести  за  соль богатство всего мира, но сильно в этом ошиблись, потому что  прежде  продавали  слишком  дорого, потом уж никто не покупал и дешево.

Важно

Собравшись  вместе,  все  торговцы солью пришли к князю Святополку с жалобой на  блаженного:  «Прохор,  черноризец  Печерского  монастыря,  отнял  у  нас большие  деньги:  всех неотступно привлек он к себе за солью, а мы, платящие тебе  подати,  не можем сбыть своей соли и через него разорились».

Князь же, выслушав  их,  замыслил  две  вещи  —  и прекратить их жалобы, и себе нажить денег.  И  решил  он  с  советниками своими поднять цену соли, и, отняв ее у Прохора,  самому  быть  ее  продавцом  через  своих людей. И обещался он тем крамольникам:  «Ради  вас  ограблю  монаха».

  Мысль  же  о  наживе  своей он скрывал,  желая угодить им, главным же образом готовясь из зависти ввести их в  еще  большие  убытки  —  потому  что зависть не может мириться с тем, что полезно  для  других. Святополк послал забрать всю соль у Прохора.

Когда она была  перевезена,  он  пришел  сам  посмотреть  на нее с теми крамольниками, которые  жаловались на блаженного, и все увидели, что пред их глазами пепел. Князь  приказал  некоторым  попробовать,  и  также во рту их оказался пепел. Много  дивились  они этому изменению и недоумевали.

Желая узнать вернее, чем все  это  кончится,  князь  приказал  сохранить  пепел  до  трех  дней.  А к блаженному,  по  обычаю,  приходило множество народа, чтоб получить соль, но узнав  о ее разграблении, возвращались с пустыми руками, проклиная того, кто это  сделал.

  Блаженный  же  сказал им: «Когда соль будет высыпана от князя, тогда  пойдите  собирать  ее  себе».  Князь, продержав  ее до трех дней и не получив  ничего,  кроме  пепла, приказал ночью высыпать ее вон. А тот пепел, который  высыпали,  снова  превратился в соль. Узнав об этом, граждане стали стекаться  и  с  радостью  собирали ее.

Когда совершилось это дивное чудо, в ужас  пришел  князь,  позволивший  себе  насилие. И так как он не мог скрыть этого  дела,  ибо  оно совершилось перед всем городом, начал он исследовать, что  это  такое.  Тогда  рассказали  ему все, что делал блаженный Прохор: не только  о  той  соли,  бывшей из пепла, но и о хлебах из лебеды, которыми он пропитал  множество  народа,  и  как  оказывались  они  сладкими,  когда кто получал их из его рук с благословением, и горькими, когда кто брал тайно.

Узнав   об  этом,  князь  Святополк  устыдился  своего  дела,  пошел  в Печерский  монастырь  и  примирился  с  игуменом Иоанном.

Совет

А прежде он имел с игуменом  вражду  за  обличение в ненасытной алчности и в обидах народу, так что  он  даже  заточил  его  в  Турове; но, убоявшись навлечь на себя вражду благочестивого  князя  Владимира  Мономаха,  вскоре возвратил его с честью в Печерский монастырь.

Из-за  этих  чудес  Святополк  стал  с  тех  пор иметь великую любовь к Пресвятой  Богородице  и  преподобным  отцам Антонию и Феодосию Печерским. А блаженного  Прохора  очень  почитал и угождал ему, зная, что он истинный раб Божий.

  Пред  ним  он  дал  обещание Богу никому больше не творить насилия и укрепил  это  слово,  говоря блаженному: «Если я, по изволению Божию, прежде тебя  отойду  от  этого  мира,  ты  своими  руками положи  меня в гроб, чтоб показать  надо  мной  твое незлобие.

Если же ты преставишься прежде меня, я, взяв  тебя  на  плечи,  внесу  тебя  в  пещеру, чтоб за то Господь подал мне прощение тяжкого моего греха пред тобой».

После  этого  разговора блаженный Прохор прожил немало лет Богоугодно в непорочном  и  жестоком  житии  и потом разболелся. Князь же Святополк был в походе   против   половцев.

   Тогда   блаженный  послал  к  нему  с  вестью: «Приблизился  уже  час  исхода  моего  из  тела;  если хочешь исполнить свое обещание   и   получить  от  Бога  прощение  грехов,  приди,  чтоб  получить разрешение  и  своими  руками  положить  меня в гроб. Ожидаю прихода твоего.

Если  же  ты  замедлишь,  и я отойду без тебя, то не моя будет вина, и поход окончится  не  так,  как  если  бы  ты  пришел  ко  мне». Получив эту весть, Святополк  оставил  войско  и  пришел вскоре к больному Прохору.

Преподобный много  поучал  князя  о  милостыне,  о  будущем  суде,  о  вечной  жизни и о бесконечных  муках,  дал  ему  прощение и благословение и простился со всеми окружавшими князя. Потом, воздев руки к небу, предал дух свой в руки Божии.

Обратите внимание

Князь  же  с черноризцами, взяв тело преподобного, отнес его в пещеру и своими  руками  положил  его  во гроб. Потом он отправился в поход и одержал великую  победу  над  безбожными  агарянами, пленил все области Половецкие и привел  пленных  в  свою  землю.

Эта победа, дарованная Богом Русской земле, была  одержана  по  предсказанию милостивого блаженного Прохора.

И с тех пор князь  Святополк,  идя  в  поход  или  на охоту, всегда приходил к Печерский монастырь   для   благословения   и  с  великим  усердием  и  благодарностью преклонялся  в  Богом  созданной  церкви  пред  чудотворной иконой Пресвятой Богородицы  и  пред  гробом  преподобного  Феодосия,  также  и в пещере пред гробом  преподобных  Антония  и  Прохора  и  всех прочих преподобных, и лишь тогда  отправлялся  в  путь.  И счастливо шло княжение его, получившее после многих   кар   Божие   благословение   через  преподобного  Прохора,  и  сам Христолюбивый  князь  Святополк  Изяславич,  быв сам свидетелем, исповедывал всем явно чудеса и знамения этого угодника Божия.

Тропарь, глас 4:

Преподобне и чудотворче, отче Прохоре, / препитавый во гладе алчущия хлебом от былия и солию от пепела, / напитай и нас пищею духовною, / моля Христа Бога о душах наших.

Кондак, глас 2:

Велиим воздержанием удручая плоть свою, святе, / лишився пищи человеческия,/ зелием и травою вместо хлеба, пепелом же, аки солию, питался еси, / чудодейственне Прохоре. / Еже видя, Господь преложи зелие во хлеб и пепел в соль, / имиже ты множество гладных препитал еси, / тем тя чтим и ублажаем.

 Прп. Исаия чудотворец Прп. Исаакий затворник

Полный список мощей святых в мощевике Иверского Храма на Всполье

Источник: https://vratarnica.ru/o-hrame/svyatyni/prohor-chudotvorec/

Икона святого Агапита Печерского

Преподобный Агапит был родом из Киева. Он жил в XI веке пребывал в монашеском сане и был учеником святого Антония Печерского.

Святой Антоний, в свою очередь, был пострижен в монашество на Афоне и в благословение от афонских иноков принес на Руси икону Успения Богородицы, основав первый монастырь на Киевских землях – Свято-Успенскую обитель, будущую Киево-Печерскую лавру, известную сегодня каждому православному человеку.

Поначалу это было лишь несколько иноков, поселившихся в пещерах на берегу Днепра и пребывавших в посте и молитве за весь мир.
По преданию, сам святой Агапит пришел к святому Антонию, чтобы исцелиться от него душевной болезни: тоски или уныния. Он увидел, что сам глава монашеской общины не гнушается помощью никому.

Важно

Действительно, после пострижения в иноческий чин и усердной молитвы ко Господу, болезнь святого Агапита отступила. Тогда он сам взял на себя послушание ухаживать за заболевшими братиями из числа монахов, будучи сиделкой для лежачих больных, кормя их и нося на руках. Когда же иноки стали исцеляться по его молитвам, к святому стали приходить и люди из Киева и со всей округи.

Слава о нем широко распространилась и дошла даже до княжеского двора. За исцелением к преподобному приходили с болезнями, которые не подавались лечению лучших докторов того времени. Реальной историей из жизни святого Агапита, подтвержденной историческими документами, является исцеление Владимира Мономаха, бывшего тогда князем Черниговским.

Князя лечил известный иностранный врач-армянин, однако болезнь все усугублялась. Прослышав же о способностях преподобного Агапита, князь просил прислать его ко двору. Однако святой старательно избегал славы.

Он считал, что не должно быть неравного отношения к простым людям и знати, и решил, что однажды выйдя к больному, пусть и князю, за ворота, он должен будет ходить ко всем больным. А поскольку монахи и сегодня не покидают монастырь без крайней необходимости, святой считал недолжным постоянное пребывание вне обители.

Он решительно отказался идти ко двору, послав вместе себя приготовленное им с молитвой лекарство. И находившийся при смерти князь, съев сваренные травы, исцелился. В благодарность же святому Агапит князь Владимир сам пришел в монастырь. Но и тут святой Агапит, опасаясь славы, почестей и награды укрылся в своей келье и не открывал.

Исцеленный князь пожертвовал принесенное с собой золото обители, а к келье Агапита направил одного боярина с золотом. Святой же ответил ему, что денег за лечение не берет ни с кого, ведь исцеляет Господь; а князю просил сказать, чтобы он раздал золото бедным.

Агапит напомнил, что все богатство княжеское дано Богом, поэтому князю нужно заботиться о нуждающихся так, как если бы среди них был Христос. Агапит также предрек возвращение болезни князя в случае, если он не станет более милосердным. Возможно, именно благодаря этому уроку святого князь Черниговский и прославился как Владимир Мономах, став мудрым и справедливым правителем.

Интересна также история «противостояния» врача-армянина, лечившего князя Владимира, а также нескольких княжеских дворов Руси, преподобному Агапиту, а точнее, искренней вере святого.

Совет

По преданию, этот врач имел «дар» узнавания дня смерти человека, а точнее, был хорошим диагностом, но человеком жестоким: он хвалился тем, что может по определенным симптомам узнать дату смерти человека с точностью до дня.

Соответственно, этот врач отказывался лечить таких людей, называя их приговоренными и повергая в отчаяние перед смертью. Однако преподобный Агапит, и вслед за ним вся Православная Церковь сегодня, поддерживают надежду и веру даже в тяжелобольных людях.

Кроме того, он лечил человека молитвой и призывал больше молиться и каяться в своих грехах, таким образом, исцеляя его душу и готовя его или к праведной жизни на земле, или к блаженной кончине и жизни в райских обителях.

Первым эпизодом в истории с врачом-армянином стала болезнь боярина Киевского княжеского двора. Этому сановнику армянин предрек кончину через неделю, чем заставил его отчаяться. Однако боярин поступил мудро, попросив принести себя в Киево-Печерский монастырь: преподобный Агапит молитвой и травами исцелил его сразу.

Тут известный придворный врач исполнился зависти, да так, что решил отравить святого Агапита через своих подручных.

Однако святому не повредил яд, более того, он сам напомнил желающим его смерти слова Христа о том, что христиане должны жить с верой в Господа и даже если что-то ядовитое примут – им оно не повредит по благодати Божией.

В преклонных годах заболел и сам Агапит. Врач-армянин под предлогом помощи сам пришел к нему и пытался устрашить обещанием смерти через три дня.

Однако преподобный возразил ему, сказав, что духом знает: Господь отвел ему еще три месяца жизни, – и тут же при враче встав с кровати, исцелил сам принесенного в обитель очередного страдающего от болезни человека.

Обратите внимание

Тогда армянин поклялся: если изменится срок жизни святого Агапита, он сам изменит свою жизнь и примет монашество в Киево-Печерском монастыре.

Предсказание святого сбылось: он тихо почил через три месяца, в 1095 году, а после смерти, по свидетельству придворного врача-армянина, явился ему и напомнил об обещании постричься. Тот, действительно, принял постриг, покаялся в своих злодеяниях и оставался до смерти в монастыре.

Год смерти чудотворца Агапита Печерского известен по летописям: смерть преподобного последовала вскоре после исцеления Владимира Мономаха в его бытность черниговским князем, а он пробыл в Чернигове до 1094 года. Таким образом, чудеса и жизнь святого Агапита – не легенда и не предание, они имеют документальное подтверждение.

Источник: https://www.o-vere.ru/ikona-svjatogo-agapita-pecherskogo.html

Ссылка на основную публикацию