Преподобный иоанн кущник

Преподобный Иоанн Кущник

Иоанн был младшим и любимым сыном богатых и знатных родителей, живших в V веке в Константинополе. Он получил хорошее светское воспитание. И впереди его ждала блестящая жизнь, но с детства больше всего полюбив молитвы и чтение Священного Писания, Иоанн решил посвятить себя иноческой жизни.

Не надеясь, что родители согласятся исполнить его желание, он тайком, взяв с собой лишь Евангелие в драгоценной отделке, оставил дом и отправился в Вифинию, где и принял иночество в обители Неусыпающих.

Здесь он стал примером непрестанной молитвы, безропотного послушания, невозмутимого терпения и строжайшего поста.

Обратите внимание

Так провел Иоанн шесть лет, подвизаясь с напряженным усердием. Опытный старец игумен опасался за него  и часто предостерегал, например, против безмерного поста, от которого могли ослабеть его силы. Но для горячего юноши никакие труды, никакие лишения не казались тяжелыми. Однако и в самом деле случилось так, что недуг поселился в его теле.

Вместе с силой телесной он стал терять и бодрость духа; тоска и уныние овладели его душой; искушение посещало его в виде воспоминаний о домашних, семейных радостях, о блистательной общественной жизни. Которой он пожертвовал ради трудного иночества…

Юноша испугался своего душевного состояния и поспешил отрыться духовному отцу в смущающих его помыслах.

Добрый старец был тронут до слез страданиями юноши. Но, видя его твердую любовь к Богу и уповая, что он охранит его на любом пути, духовный отец разрешил Иоанну возвратиться к родителям и благословил жить в миру по своей воле.

Успокоенный доверием к нему духовного отца и братьев. Которые  с благословениями напутствовали его, Иоанн покинул обитель, но в душе не отрешился от нее: только желание повидаться с родителями было в нем теперь сильнее всего.

По пути Иоанн встретил нищего в рубище, и ему пришло поменяться с ним одеждой; нищий охотно согласился. И вот под видом нищего Иоанн дошел до Константинополя. Увидев издали свой дом, он припал к земле и начал усердно молиться.

В полночь он подошел к родителям родительского дома и снова начал молиться, и молитва эта длилась до рассвета.

Утром, увидев его, смотритель стал его прогонять, но потом, сжалившись, позволил остаться в углу у ворот, где и дожидался бесприютный сын той минуты, когда родители выходили из дома. Но… они не узнали его.

– Господи! Не оставь меня до конца! – молился Иоанн, сдерживая свой порыв броситься к родителям. И сдержал… так он боялся, чтобы родительская любовь не затмила для него сладости любви к Богу.

Важно

Три года прожил Иоанн на этом месте. Отец, часто видя этого нищего, стоящего  у ворот, иногда посылал ему пищу со своего стола.

– Какое терпение у этого нищего! – говорил он. – Каково переносить ему и зиму, и зной, и дождь, и мороз! Истинно, у таковых есть Царство небесное… И кто знает, может быть, и наш сын бедствует где-нибудь также, как и этот нищий…

Но мать Иоанна не была так добра – вид нищего возмущал ее, поэтому смотритель отвел ему место подальше и, жалея несчастного, устроил для него шалаш. Здесь Иоанн жил, проводя дни и ночи в молитве и изнуряя себя постом, так как присылаемую ему пищу со стола отца он целиком отдавал бедным.

Наконец тело подвижника не выдержало такого изнурения. Иоанн почувствовал, что силы его изнемогают и смерть приближается. Тогда он попросил смотрителя призвать к нему его мать. Когда же она, неохотно согласившись, пришла к умирающему, т он, подавая ей Евангелие, полученное в подарок, сказал:

– За милостыню вашу, госпожа, готово вас воздаяние от Господа… – и просил похоронить его тут же, в шалаше, и в том самом рубище, в котором он подвизался.

Взглянув на Евангелие, мать узнала в нем то самое, что было подарено ее сыну в детстве, и тогда только поняла, кто был этот нищий.

– Да, я ваш сын, Иоанн, – сказал родителя умирающий, – и это Евангелие подарили мне вы. Я был виноват  в вашей печали, но Евангелие, подаренное вами, научило меня любить Христа выше всего и с терпением переносить все ради него.

Простившись с сыном и похоронив, как он того хотел, в шалашике, отец и мать построили над его могилой церковь, а неподалеку от нее – странноприимный дом. Все свое имение они обратили на помощь бедным, и когда скончались, были погребены в этом же храме, возле гроба сына. 

27 январь 2014 /

Источник: https://pravoslav-voin.info/azi/3297-prepodobnyj-ioann-kushhnik.html

28 января. Преподобный Иоанн Кущник

Церковный календарь. 28 января (15 января ст. стиль).

В этот день Церковь творит память: прмч. Пансофия Александрийского III века. Прп. Павла Фивейского, святого IV века. Прп. Иоанна Кущника, подвижника V века. Сербских прпп.: Прохора Пшинского X века и Гавриила Лесновского XI столетия. Свт. Герасима II (Палладаса), патриарха Александрийского XVII – начала XVIII веков.

Сщмч. Михаила Самсонова, пресвитера, пострадавшего в 1942 году.

https://www.youtube.com/watch?v=tlauM7-wYKY

Именинников мы поздравляем с днем ангела!

Братья и сестры, сегодня мы обращаемся к памяти преподобного Иоанна Кущника. Пространный вариант его жития мы находим у святителя Димитрия Ростовского, но целиком привести его не можем и будем сокращать.

В Константинополе, в царствование Льва Великого, то есть в середине V века, жил один богатый и именитый военный сановник по имени Евтропий с женой Феодорой. У него было трое сыновей, из которых двое были отданы на царскую службу и уже достигли на ней значительных чинов, третьего же, младшего, по имени Иоанн, он отдал на обучение разного рода наукам.

Будучи еще двенадцатилетним мальчиком, Иоанн весьма заметно выделялся из среды своих сверстников, так что даже сами учителя удивлялись его способностям и выдающемуся для юного возраста развитию. Его сердце было согрето любовью к Богу, и в его душе сильным пламенем начал разгораться огонь этой любви.

Совет

В то время как Иоанн столь преуспевал в благочестии, случилось однажды одному иноку войти в дом, в котором учился будущий святой. Увидев его, отрок спросил, откуда и куда идет монах. Инок ответил, что он из обители «неусыпающих» и идет в Иерусалим поклониться святым местам.

Монастырь «неусыпающих», о котором здесь говорится, находился в северо-западной области Малой Азии. Иноческое житие насельников этой обители отличалось особой строгостью.

А свое наименование монастырь получил оттого, что братья его, разделяясь на 24 чреды по числу 24 часов дня и ночи, непрерывно на два хора славословили Господа, воспевая протяжно псалмы Давидовы, так что богослужение в этом монастыре совершалось непрерывно.

С разгоравшимся сердцем Иоанн начал спрашивать монаха об иноческой жизни, молитве и посте, неумолкаемом пении и других подвигах и трудах насельников. Монах, видя благочестие и рассудительность мальчика, подробно рассказал ему обо всех обычаях и уставах своего монастыря.

Затем Иоанн отвел его в сторону и стал говорить:

– Послушай меня, отец мой, прошу тебя: окажи мне милость. У меня есть сильное желание оставить суетный мир и служить Христу. Но родители думают обо мне совсем иное. Любя меня больше старших братьев, они хотят доставить мне какую-либо высокую должность и женить меня.

Я же, часто слушая в святой церкви Слово Божие и сам читая святые книги, понял, что все мирское – суетно, и что полезно только одно: отрекшись от мира, служить Христу в вашем иноческом образе.

Заклинаю тебя Богом, Который хочет нашего спасения, чтобы ты взял меня при возвращении в свой монастырь.

В этих словах инок почувствовал, что отрока призывает к Себе Сам Бог. Он клятвенно обещал взять его с собой при возвращении назад, и таким образом они расстались. По отбытии инока в Иерусалим блаженный Иоанн, желая жить по Евангелию, стал просить своих родителей приобрести для него эту святую книгу, чтобы, учась по ней словам Христовым, научиться совершать и дела, угодные Господу.

Родители весьма порадовались при виде такого усердия сына к Божественному Писанию. Они тотчас наняли искусного писца, чтобы тот изготовил красивый список Евангелия, потом они обложили его золотом и украсили драгоценными камнями. Изготовив такое Евангелие, они подарили его сыну.

Обратите внимание

С радостью приняв святую книгу, Иоанн стал усердно читать ее. Но с нетерпением ждал возвращения из Иерусалима инока, которому открыл тайну своего сердца. По прошествии долгого времени тот инок возвратился и был встречен Иоанном с великой радостью.

Монах остался верен договоренности и выразил желание взять юношу с собой в монастырь.

Блаженный Иоанн ему отвечал:

– Благодарю Бога, возвратившего тебя в добром здоровье, удостоившего меня вновь увидеть тебя. Я готов в путь.

Но что нам делать, если родители не захотят отпустить меня? Мать моя очень чувствительна сердцем, и когда она узнает, что я хочу оставить их, то будет обливать землю слезами и удержит меня, воспрепятствовав, таким образом, моему желанию.

Умоляю тебя, отец мой, уйдем отсюда тайно, чтобы никто из моих родных и знакомых не знал ни о моем отбытии, ни о дороге, какой я ушел.

– Сделаем, сын мой, так, как ты хочешь, – сказал инок, – и пусть Бог исполнит желание сердца твоего.

Иоанн взял с собой Евангелие, подаренное ему родителями, и утешался в дороге его чтением. Приняв постриг в обители, преподобный Иоанн прожил в ней шесть лет и превзошел многих иноческими подвигами. И вот восстал на него враг и ненавистник всякого добра – дьявол.

Чтобы ослабить в Иоанне силу на дальнейшие подвиги и затруднить преуспеяние в исполнении Господних заповедей, он пробудил в нем мысль о родителях и заставил его сердце мучиться жалостью к ним при воспоминании о великой любви к нему отца и матери.

Читайте также:  Молитвы о замужестве отзывы - православные иконы и молитвы

Иоанн признался игумену в своих помыслах о родителях и доме.

Игумен прослезился и долго плакал об Иоанне.

Бог же, Который все обращает на пользу, особым тайным воздействием на сердце игумена внушил ему, чтобы он не препятствовал Иоанну пойти к своим родителям и благословил юношу идти, куда он хочет, лишь увещевал его тщательно беречься от сетей врага и сохранить в пути непорочность.

Под видом нищего святой вернулся в Константинополь и поселился у ворот родительского дома, не открывая себя, в куще (то есть в палатке, откуда и наименование святого – Кущник). Родители посылали ему пищу со своего стола, как милостыню Христа ради.

Три года притесняемый и оскорбляемый прожил Иоанн в этой куще, терпя голод, холод и зной, непрестанно беседуя с Господом и святыми Ангелами.

Всегда с ним было Евангелие, подаренное родителями, откуда он черпал глаголы вечной жизни. Перед кончиной святому в видении явился Господь, открыв ему, что приходит конец его скорбям и через три дня он будет взят в Царство Небесное.

Тогда преподобный Иоанн открылся родителям и мирно почил в возрасте не более 25 лет.

Важно

На месте его кончины родители святого воздвигли храм и приют для нищих и бездомных.

Преподобне отче Иоанне, моли Бога о нас!

Диакон Михаил Кудрявцев

Источник: http://tv-soyuz.ru/peredachi/tserkovnyy-kalendar-28-yanvarya-2017g

Преподобный Иоанн Кущник – житие

январь, 28

В 3 веке, во дни императора Льва Великого в Константинополе жил один богатый сановник по имени Евтропий и жена его Феодора. У них был сын Иоанн, кроткий и незлобивый отрок.

Он был очень способен к наукам и с охотою учился в школе, а оставшееся от занятий время посвящал молитве и чтению духовных книг.

Сердце его было согрето любовью к Богу, и огонь этой любви разгорался со временем все сильнее.

Однажды он разговорился с монахом из обители преподобного Маркелла, и тот рассказал ему об иноческих подвигах воздержания, послушания и молитвы.

 Тотчас в душе Иоанна возникло желание этих подвигов, и он уговорил инока взять его с собой в монастырь. Видя, что Иоанна призывает к Себе Сам Бог, монах согласился, и они тайно ушли из Константинополя.

Иоанн ничего не взял с собой, кроме Евангелия, подаренного ему родителями.

В монастыре Иоанн стал с ревностью и смирением исполнять все, что ему приказывали, и, преуспевая постепенно в иноческих подвигах, сделался наконец для всех примером непрестанной молитвы, кроткого послушания, терпения и воздержания во всем.

Однако по прошествии шести лет восстал на Иоанна диавол и принялся возбуждать в его уме мысли о родителях, а в сердце— жалость к ним. Этим сатана хотел выманить Иоанна из монастыря в мир и там погубить его.

Совет

Смущаемый день и ночь бесовскими помыслами, он совсем изнемог, и игумен, преподобный Маркелл, уже стал беспокоиться о его жизни. Когда же Иоанн рассказал ему о своем душевном смятении, преподобный по внушению Духа Божия благословил Иоанна возвратиться на родину и увидеться с матерью и отцом.

На это Иоанн ответил игумену: «Хотя я и пойду к родителям, но и там, с Божией помощью, сокрушу главу диавола и явлю его бессилие».

Напутствуемый молитвами братии и благословением святого Маркелла, Иоанн отправился в путь, имея при себе лишь Евангелие, подаренное родителями. По дороге он обменялся одеждой с одним нищим и пришел в Константинополь.

Подойдя к своему дому, он пал у дверей на землю и молился всю ночь, прося помощи у всемогущего Бога. Когда же с наступлением дня вышли слуги его родителей, никто из них не узнал Иоанна — так он изменился за шесть лет монашеских подвигов и душевных скорбей.

Они даже хотели прогнать его, но святой упросил домоправителя разрешить ему остаться в углу двора, и тот по доброте своей согласился.

Наконец из дома вышли родители Иоанна, направляясь в царский дворец. Они тоже не узнали его, но добросердечный Евтропий пожалел нищего и велел посылать ему пищу со своего стола, Феодоре же он не понравился.

Тогда Иоанн уговорил управляющего сделать для него кущу, то есть палатку, чтобы ему укрываться от дождя и ветра и не раздражать мать своим видом. Потому и прозвали его Кущником, что он жил в куще.

Посылаемую ему еду преподобный раздавал нищим, сам же всегда терпел голод и жажду.

Обратите внимание

Так он прожил три года подле своих родителей, не узнанный ими, получая от отца милостыню и презираемый родной матерью. И явился ему во сне Христос, и сказал: «Радуйся, Иоанн, ибо приближается предел твоей жизни и конец твоим великим страданиям. Через три дня ты придешь ко Мне и наследуешь покой праведных».

Тогда преподобный попросил одного из слуг своей матери передать ей такие слова: «Ради Владыки Христа не побрезгуй мною, убогим, но приди ко мне, ибо мне нужно с тобой поговорить». Муж, узнавши об этом, уговаривал свою жену не гнушаться нищим, но она не хотела идти.

Иоанн снова попросил передать ей следующее: «Через три дня я умру, и ты, если не увидишься со мной, будешь потом очень жалеть».

Тогда женщина, побежденная более любопытством, нежели милосердием, пришла к Иоанну в кущу, и он ей вручил свое Евангелие. Рассмотрев его, Евтропий и Феодора узнали Евангелие своего сына и стали расспрашивать Кущника, где он взял эту книгу. Он, не в силах более скрываться, воскликнул: «Я — ваш сын Иоанн!» — и предал свою душу в руки Божии.

Таков был поднятый им подвиг ради Христа; такова была борьба с диаволом, победив которого он радуется теперь в Царстве Небесном с Господом Иисусом Христом, Ему же слава вовеки. Аминь.

Источник: http://khram-stepnoe.cerkov.ru/2018/04/05/prepodobnyj-ioann-kushhnik-zhitie/

Канон святому преподобному Иоанну Кущнику

Пе́снь 1.

Ирмо́с: Во глубине́ постла́ иногда́ фараони́тское всево́инство преоруже́нная си́ла, вопло́щшееся же Сло́во всезло́бный гре́х потреби́ло е́сть, препросла́вленный Госпо́дь, сла́вно бо просла́вися.

Обогати́вся Боже́ственными доброде́тельми, бога́тство преоби́дел еси́ земно́е и небе́сное получи́л еси́. Те́мже мя́, обнища́вша, Боже́ственнаго ра́зума обогати́ благода́тию, я́ко да твое́ воспою́, о́тче, жи́тельство равноа́нгельное.

Яре́м Госпо́день благи́й, блаже́нне, от ю́ности ты́ подъе́м, по́стническими боре́нии врага́ смири́л еси́, смире́нием Христо́вым воору́жся, и́мже возвы́сился еси́ на высоту́, Иоа́нне, к небеси́.

Я́ко ше́ствовав стезе́ю те́сною, скорбьми́, и слеза́ми, и стена́ньми, и озлобле́нии, преподо́бне, к простра́ннейшей широте́ дости́гл еси́, обре́т оби́тель досто́йну боле́зней, о́тче Иоа́нне досточу́дне.

Богоро́дичен: Лю́тыми страсте́й наве́ты, Отрокови́це, обурева́емь и прило́ги грехо́вными преклоне́н, ко Твоему́ неусы́пному и непобеди́мому предста́тельству, Всепе́тая, любо́вию прибега́ю, уще́дри мя́ и спаси́, Присноде́во.

Пе́снь 3.

Ирмо́с: Процвела́ е́сть пусты́ня я́ко кри́н Го́споди, язы́ческая неплодя́щая це́рковь, прише́ствием Твои́м, в не́йже утверди́ся мое́ се́рдце.

Важно

Кади́ло благово́нно Всеви́дцу, преподо́бне, твоя́ моли́твы прине́сл еси́, я́же обоня́в и прие́м, по́стническим лико́м причте́ тя́.

Яви́лся еси́ чу́до велича́йше, сердца́, преподо́бне, благочести́вых ужаса́я: ка́ко пред враты́ претерпе́л еси́ роди́телей, нище́тствуя и оскорбля́емь.

Зако́нно в моли́твах и поще́ниих, преподо́бне, претерпева́я, в безстра́стие обле́клся еси́, пло́ти мудрова́ние смири́в кре́постию Боже́ственнаго Ду́ха.

Богоро́дичен: Я́ко мироуха́нен ши́пок от удо́лий, Пречи́стая, Чи́стый Тя́ обре́те и посреде́ Тебе́ всели́ся, благово́ния испо́лнив челове́чество.

Седа́лен, гла́с 3.

Бога́тство тле́нное и сла́ву мимотеку́щую оста́вив, небе́сное бога́тство восприя́л еси́ и сла́ву, о́тче, и́стинно ве́чнующую, блаже́нне. Те́мже блажи́м свято́е твое́ успе́ние и, торжеству́юще в не́м, вопие́м тебе́: помяни́ на́с ко Го́споду, я́ко име́я, Иоа́нне, дерзнове́ние.

И ны́не, богоро́дичен: Я́ко невозде́ланная, Де́во, лоза́, красне́йший Гро́зд прозябла́ еси́, источа́ющь на́м вино́ спаси́тельное, все́х веселя́щее ду́ши и телеса́. Те́мже, я́ко вину́ Тя́ до́брых блажа́ще при́сно, со а́нгелом вопие́м Тебе́: ра́дуйся, Благода́тная.

Крестобогоро́дичен: Неискусобра́чная Чи́стая и Ма́ти Твоя́, Христе́, ви́дящи Тя́ ме́ртва ви́сяща на Кресте́, ма́терски пла́чущи, глаго́лаше: что́ Тебе́ воздаде́ евре́йский беззако́нный собо́р и неблагода́рный, мно́гих и вели́ких Твои́х, Сы́не Мо́й, даро́в наслади́выйся? Пою́ Твое́ Боже́ственное снизхожде́ние.

Пе́снь 4.

Ирмо́с: Прише́л еси́ от Де́вы не хода́тай, ни а́нгел, но Са́м Го́споди вопло́щся, и спа́сл еси́ всего́ мя́ челове́ка; те́м зову́ ти́: сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.

В ру́бищах убо́гих сокро́вище сокрове́но яви́лся еси́, богодохнове́нне: Боже́ственную бо оде́жду возлюби́л еси́ и, оде́явся, в черто́г вы́шний вше́л еси́.

Прие́м небе́сное се́мя, богодохнове́нне, се́рдца браздо́ю кла́с красе́н возде́лал еси́, умы́ препитава́ющь преподо́бно па́мять твою́ чту́щим.

Претерпе́л еси́ в те́снейшей ку́щи, чу́дне, ни́щь, я́коже други́й Ла́зарь, во́лею бы́в. Те́мже почи́л еси́ Авраа́ма ны́не в не́дрех, о́тче преподо́бне.

Богоро́дичен: Упра́ви моея́ души́ движе́ния, Всенепоро́чная, к Боже́ственным повеле́нием Возсия́вшаго из чре́ва Твоего́, бу́ри избавля́ющи мя́ жите́йских собла́знов хода́тайством Твои́м.

Пе́снь 5.

Ирмо́с: Просвеще́ние во тме́ лежа́щих, спасе́ние отча́янных, Христе́ Спа́се мо́й, к Тебе́ у́тренюю, Царю́ ми́ра, просвети́ мя́ сия́нием Твои́м, ино́го бо ра́зве Тебе́ Бо́га не зна́ю.

Совет

Стра́нен земны́х сласте́й бы́л еси́, стра́нен свои́х, стра́нен роди́телей твои́м изволе́нием, и, воздержа́нием себе́ очи́стив, усво́ился еси́ Вседержи́телю, о́тче Иоа́нне, обнища́в ду́хом.

Хра́м себе́ Святы́я Тро́ицы соверши́в, претерпе́л еси́, утесня́емь ку́щею, Боже́ственными поуче́нии ду́шу очища́я и добро́ту Бо́жию неизглаго́ланную, о́тче Иоа́нне, при́сно зря́.

Зако́на Бо́жия испо́лнитель яви́лся еси́, ничто́же предсуди́в па́че Сего́ любве́, богому́дре о́тче, ни бра́тии бо, ни роди́телей тя́ любо́вь, ниже́ бога́тство, ниже́ досто́инство, ниже́ пло́ти сла́дость разсла́биша.

Богоро́дичен: Емману́ила, все́х Влады́ку, ражда́еши нетле́нно, пребы́вши Де́ва и по рождестве́, Де́во Ма́ти. Его́же непреста́нно моли́ искуше́ний вра́жиих изба́вити под кро́в Тво́й прибега́ющия.

Пе́снь 6.

Ирмо́с: В бе́здне грехо́вней валя́яся, неизсле́дную милосе́рдия Твоего́ призыва́ю бе́здну: от тли́, Бо́же мя́ возведи́.

Го́рдаго зми́я низложи́л еси́ смиреному́дрия ору́жии, всеблаже́нне, и, возвы́сився ду́хом, во оби́тели присножи́зненныя всели́лся еси́.

Дарова́ний испо́лнился еси́ Ду́ха и лука́вствия покори́л еси́ ду́хи, я́ко смы́слен, и прему́др, и Бо́гу весьма́ возложе́н.

Безстра́стия сия́я высота́ми, о́тче Иоа́нне, коли́бою утесня́емь и напа́стьми облага́емь, терпе́л еси́, Боже́ственне укрепля́емь.

Читайте также:  Поучения владимира мономаха: о чем говорится и в чем смысл наставления

Богоро́дичен: Равноде́тельна Ро́ждшему и сопресто́льна Сло́ва из утро́бы Твоея́, Чи́стая, воплоти́ла еси́, за благоутро́бие неизрече́нное на́ше все́ поне́сшаго.

Конда́к, гла́с 2.

Возлюби́в, прему́дре, нищету́ неокра́дому, роди́телей твои́х бога́тство возненави́дел еси́ и, Ева́нгелие в рука́х твои́х держа́, после́довал еси́ Христу́ Бо́гу, Иоа́нне, моля́ся непреста́нно о все́х на́с.

И́кос:

Кто́ дово́лен досто́йно воспе́ти твоя́ труды́, и боле́зни, и де́лания мно́гая, и сла́ву, и вели́чество? Но моли́твами твои́ми к Бо́гу благоприя́тными Ду́ха благода́ть мне́ ны́не пода́ждь, я́ко да твоя́ па́че естества́ по́двиги изреку́ ве́рно и воспою́, е́же па́че сло́ва, терпе́ние твое́ и со́вести пожда́ние, всеблаже́нне, льсти́ваго врага́ посрами́л еси́. Не преста́й моля́ся о все́х на́с.

Пе́снь 7.

Ирмо́с: Богопроти́вное веле́ние беззако́ннующаго мучи́теля высо́к пла́мень вознесло́ е́сть: Христо́с же простре́ Богочести́вым отроко́м ро́су духо́вную, Сы́й Благослове́н и Препросла́влен.

Обратите внимание

Те́сный предпоче́л еси́, не́жели простра́нный, пу́ть, достосла́вне, и, ра́дуяся, претерпе́л еси́ пред враты́ роди́телей твои́х, укоря́емь и удруча́емь мно́гими боле́зньми, богоблаже́нне.

Тебе́ сама́го удобри́л еси́ красне́йшими, му́дре, восхожде́нии, пло́ти умертви́в мудрова́ние. Те́мже всели́лся еси́ в небе́сная, лико́м счисля́емь при́сно честны́х отце́в, досточу́дне.

Пути́ ше́ствуя, вводя́щия к Боже́ственному поко́ю, уклони́лся еси́ про́пастей де́монских, блаже́нне, Боже́ственною покрыва́емь благода́тию, вопия́ше: Сы́й благослове́н и препросла́влен.

Богоро́дичен: Пое́м Рождество́ Твое́, Благослове́нная, и́мже изба́вихомся дре́вняго осужде́ния, и Тя́ блажи́м, Богоблаже́нная, Еди́ну, Ю́же возлюби́, Сы́й благослове́н и препросла́влен.

Пе́снь 8.

Ирмо́с: В пе́щь о́гненную ко отроко́м евре́йским снизше́дшаго и пла́мень в ро́су прело́жшаго Бо́га, по́йте дела́, я́ко Го́спода, и превозноси́те во вся́ ве́ки.

Неветша́емый себе́, Иоа́нне, доброде́тельми упещре́нне истка́ хито́н одея́нием нище́тным: в ви́де ни́щаго ты́ оде́ялся еси́, пред враты́ роди́телей претерпева́я.

Непоро́чен, я́коже други́й И́ов, пред враты́ злостра́ждеши, я́ко на гно́ищи, терпя́ уко́ры рабо́в твои́х, му́дре, гла́дом же и жа́ждею дручи́мь, те́мже насле́довал еси́ го́рнее Ца́рствие.

После́довал еси́ я́ве, е́же прия́л еси́ рука́ми, Ева́нгелию, и обнища́л еси́, блаже́нне, се́туя во все́й жи́зни, и кро́ток бы́л еси́, и незло́бив, и Ца́рствия го́рняго насле́дник.

Богоро́дичен: Струю́ приснотеку́щую на́м, притека́ющим к Тебе́, Чи́стая, то́чиши: ея́же оби́льную благода́ть почерпа́юще, Твое́ пое́м Рождество́, Пречи́стая, и превозно́сим во ве́ки.

Пе́снь 9.

Ирмо́с: Безнача́льна Роди́теля Сы́н, Бо́г и Госпо́дь, вопло́щься от Де́вы, на́м яви́ся, омраче́нная просвети́ти, собра́ти расточе́нная, те́м Всепе́тую Богоро́дицу, велича́ем.

Кре́пость моя́ и пе́ние Госпо́дь, — взыва́л еси́, — предста́теля тмы́ в Се́м побежда́ю, мечта́нных ле́стей, я́же от него́, ника́коже бою́ся, еди́ну мечта́я добро́ту Боже́ственную и непристу́пную.

Я́ко земля́ тучна́, преподо́бне, твое́ се́рдце прия́т небе́сное се́мя у́мными бразда́ми и стори́чествующий кла́с плодоно́сит, пита́ющи все́х, ве́рно чту́щих тя́, ду́ши, богоблаже́нне.

Важно

Освяти́ Госпо́дь из ложе́сн тя́, блаже́нне, и к Себе́ ше́ствия твоя́ напра́ви. Те́мже счи́слился еси́ преподо́бным, благоче́стно пожи́вшим, с ни́миже обоже́ния наслажда́ешися, пресла́вне.

Богоро́дичен: Све́та жили́ще утро́ба Твоя́ бы́сть, И́мже све́т во тме́ седя́щии ви́деша. Те́мже Тя́ гла́сы немо́лчными, Ма́ти Бо́жия, при́сно воспева́ем и любо́вию почита́ем, я́ко наде́жду ду́ш на́ших.

Свети́лен.

Роди́телей пристра́стие оста́вив и бога́тство теку́щее, тво́й кре́ст взя́л еси́, о́тче, и Христу́, Иоа́нне, преусе́рдно после́довал еси́: по́стнически же умертви́л еси́ стра́сти, к безстра́стию восте́кл еси́ и мо́лишися о на́с, богоно́се.

Сла́ва, и ны́не, богоро́дичен: Сове́та вели́каго А́нгела О́тча родила́ еси́, Христа́, Всепе́тая Отрокови́це, Царя́ сла́вы, Его́же Кре́ст преподо́бнии и по́стницы взе́мше, в сле́д Сего́ потеко́ша. С ни́миже непреста́нно моли́ о на́с, Богоро́дице.

Источник: http://akafistnik.ru/kanony-svyatym/kanon-svyatomu-prepodobnomu-ioannu-kuschniku/

Святой Иоанн, Христа ради нищий, родился в Константинополе в правление Льва I (457–474). Сын богатого влиятельного сенатора Евтропия, Иоанн получил утонченное образование у прославленных учителей и с самого раннего детства являл пример необыкновенного благочестия.

Когда Иоанну было 12 лет, он встретил монаха из монастыря Неусыпающих, который собирался отправиться в паломничество в Иерусалим.

Иоанн засыпал его вопросами об образе жизни монахов, их аскетическом делании, непрестанных песнопениях и их молитве, свободной от всяких мирских забот.

Исполненный радости от услышанных рассказов о той ангельской жизни, которую ведут смертные, Иоанн заручился у монаха обещанием взять его с собой на обратном пути.

Под предлогом занятий чтением со школьным учителем мальчик добился, чтобы родители купили ему прекрасную рукопись Евангелия в богатом переплете, украшенном золотом и жемчугом. С тех пор он всюду носил ее с собой как самую драгоценную вещь из всего того, чем владел. Когда старец вернулся из Иерусалима, Иоанн втайне покинул родительский дом, взяв с собой из вещей лишь одно это Евангелие.

Добравшись до монастыря Неусыпающих, Иоанн растрогал игумена своим душевным пылом и слезами и убедил, чтобы он постриг его в монахи в тот же день, невзирая на его молодость и не делая его предварительно послушником, как это обычно принято.

С тех пор юноша стал выказывать замечательное рвение в аскетической брани и вскоре превзошел во всех добродетелях самых искушенных монахов.

Три года подряд Иоанн вкушал пищу только по воскресеньям, предварительно причастившись, и стал настолько худым, что никто не мог в нем признать молодого утонченного аристократа.

Совет

Диавол, исполнившись зависти из-за таких успехов подвижника, повел против него ожесточенную войну. Лукавый начал беспрестанно внушать Иоанну мысли о родителях, подстрекая его юношеское сердце навестить их. Ничто не помогало отогнать эти пагубные помыслы: ни многократные исповеди, ни усиленный пост, ни обильные слезы.

В конце концов Иоанн добился у наставника разрешения вернуться в родные места, но не для того, чтобы, признав поражение, подвергнуть себя искушению, а чтобы лицом к лицу выдержать битву c диаволом c помощью силы Христовой и молитв святых отцов.

Выйдя из монастыря, Иоанн переоделся в лохмотья какого-то нищего, уступив ему взамен свою одежду, и после нескольких дней пешего пути, изнуренный, достиг ночью ворот родительского дворца.

Никто его не узнал в таком платье и после стольких лет аскетической жизни. Слуги с жалостью его приняли, однако им было запрещено размещать во дворце нищих.

Тогда они испросили у хозяина разрешение поселить его в маленькой хижине-куще, недалеко от входа, чтобы он смог хоть как-то укрыться от суровой непогоды.

Однажды мать Иоанна, как всегда грустящая о потере любимого сына, выходила из дома, чтобы идти в церковь. Она заметила грязного и безобразного нищего, сидящего на пороге своей хижины. Иоанн вызвал у нее отвращение, и она отдала распоряжение, чтобы отныне он не выходил из своего убежища, если не хочет, чтобы его прогнали.

Три года Иоанн жил в этом заточении, подвергаясь презрительному отношению со стороны родителей, осмеяниям и поношениям со стороны слуг и прохожих.

Не довольствуясь печалями, случавшимися не по его воле, Иоанн добровольно прибавлял к ним угождение Богу постом и непрестанной молитвой.

Обратите внимание

Однажды ночью Христос явился праведнику и сказал: «Возрадуйся, Иоанн, ибо ты победил диавола терпением и расстроил все его хитрые планы. Подходит время твоей кончины, через три дня Ангелы придут забрать тебя и приведут ко Мне».

Тогда Иоанн попросил передать хозяйке дома, чтобы она, если сочтет для себя возможным, снизошла к нему и навестила перед смертью. Удивившись поначалу такой просьбе, женщина все же пришла к хижине.

Бедняк, которого она так долго презирала, тепло поблагодарил ее за гостеприимство, попросил похоронить в этой же лачуге прямо в его одежде и подарил позолоченное Евангелие, которое сам получил от нее десятью годами раньше. Сердце матери дрогнуло при виде рукописи.

Она побежала к мужу, и они вдвоем пришли к нищему, умоляя сказать, где он взял такой дорогой предмет. Со слезами на лице святой отвечал: «Я и есть Иоанн, ваш сын, и именно из-за любви ко Христу я взял эту подаренную вами книгу, как легкое иго, именно из-за любви к Нему я и решил жить как чужестранец».

Его родители пребывали в смешанных чувствах из-за радости от обретения сына и скорби от его скорого ухода из земной жизни. Они держали сына в объятиях, пока тот рассказывал все перипетии своей жизни. Когда он отошел ко Господу, они омыли тело Иоанна своими слезами.

Весь Константинополь пришел в смятение, когда узнал историю святого Иоанна, и сочувствовал скорби его родителей. На похороны добровольного мученика у его хижины собрались толпы людей, а позднее на том месте построили церковь, где молитвами преподобного Иоанна Кущника благодать Божия совершает множество чудес.

http://pravoslavie.ru/59059.html

Источник: http://www.planetadeti.lt/prepodobnyj-ioann-kushhnik/

прп. Иоанн Кущник

Преподобный Иоанн Кущник, сын богатых и знатных родителей, живших в Константинополе в V веке, получил прекрасное воспитание. Он любил читать духовные книги и, поняв тщетность мирской жизни, предпочел “паче пространного пути тесный и болезненный, и зело жестокий”.

Упросив родителей подарить ему Евангелие, он тайно удалился в Вифанию. В обители “Неусыпающих” он принял иноческий постриг.

Молодой инок с усердием начал подвизаться в обители, удивляя братию своей непрестанной молитвой, безропотным послушанием, строгим воздержанием и терпением в трудах.

Спустя шесть лет его постигло искушение: мысли о родителях, об их любви и нежности, об их скорби начали неотступно преследовать юного подвижника.

Святой Иоанн открыл игумену свое состояние, просил отпустить его из обители и умолял братию не забывать его в молитвах, надеясь, что их молитвами он, с помощью Божией, и родителей увидит, и козни диавола победит. Игумен дал ему свое благословение.

Возвратившись в Константинополь, святой Иоанн в одежде нищего, никем не узнанный, поселился у ворот родительского дома. Родители посылали ему пищу со своего стола, Христа ради.

Важно

Три года, притесняемый и оскорбляемый, прожил он в куще (шалаше), терпя холод и зной, непрестанно беседуя с Господом и святыми Ангелами. Всегда с ним было Евангелие, подаренное ему родителями, непрестанно черпал он оттуда глаголы вечной жизни.

Читайте также:  Спасо-преображенский монастырь муром - православные иконы и молитвы

Перед кончиной преподобного ему в видении явился Господь, открыв, что приходит конец его скорбям и через три дня он будет взят в Царство Небесное.

Лишь тогда святой показал родителям Евангелие, которое они ему подарили незадолго до того, как он покинул родной дом, и родители узнали своего сына.

Со слезами радости они обняли его, одновременно скорбя, что так долго он терпел лишения около ворот родительского дома.

Святой Иоанн завещал родителям похоронить его на месте, где стояла его куща, и положить в гроб в нищенском рубище, которое он носил при жизни.

Скончался святой в середине V века, ему было не более 25 лет. Над местом его погребения родители построили храм Божий и при нем странноприимный дом. В XII веке глава святого была перенесена крестоносцами в Безансон (Франция), мощи преподобного находятся в Риме.

ТРОПАРЬ ПРЕПОДОБНЫХ ПАВЛА ФИВЕЙСКОГО И ИОАННА КУЩНИКА, ГЛАС 4

Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их/ в мире управи живот наш.

КОНДАК ПРЕПОДОБНОГО ИОАННА КУЩНИКА, ГЛАС 2

Возлюбив, премудре, нищету неокрадому,/ родителей твоих богатство возненавидел есй/ и, Евангелие в руках твоих держа,/ последовал еси Христу Богу, Иоанне,/ моляся непрестанно о всех нас.

ИН КОНДАК ПРЕПОДОБНОГО ИОАННА КУЩНИКА

глас 2

Совет

Вышних улучити, премудре, желая,/ долу красных, мудре, преобидел есий/ и, Христу обнищавшему сообнищав,/ радуяся, последовал еси, Иоанне./ К Нему же прилежно не престай моляся о всех нас.

Источник: https://elitsy.ru/info/saint/1274/

Преподобный Иоанн Кущник | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Январь 28th 2011 –

Память: 15 / 28 января

Много-много лет тому назад в Царьграде при дворе царском жил благородный вельможа, по имени Евтропий, с женою Феодорой. У них было три сына, из которых младшего звали Иоанном. С раннего возраста он выделялся своими способностями и удивительной кротостью характера.

Его любимым занятием было чтение священных книг и посещение церковных служб. Постепенно его сердце наполнилось такой любовью к Богу, что жить дальше в миру он не мог. Его потянуло в монастырь, где, как он слышал, время проходит в молитве и посте, в трудах и подвигах для спасения души.

Но как уйти из родительского дома, где его так любят, где только и мечтают видеть его на царской службе, окружённого почётом и славой?! Как найти такой монастырь, в котором можно было бы скрыться от мирской суеты и служить только Господу?!

Тут Сам Господь приходит Иоанну на помощь и посылает к нему инока из отдалённого монастыря. Сей инок загорелся желанием сходить в Иерусалим и поклониться святым местам. По дороге он зашёл в Царьград и встретился там с Иоанном. Мальчик долго расспрашивал инока о монашеской жизни и тут же решил, что при возвращении инока в монастырь и он уйдёт с ним.

Между тем Иоанн, стараясь во всём жить по Евангелию, просит своих родителей приобрести ему эту священную книгу, чтобы не только в церкви слышать отрывками слова Господа Иисуса Христа, но и постоянно иметь их с собою, как бы свидетелей своей жизни.

Родители с радостью исполнили просьбу Иоанна: наняли искусного писца, изготовленный им список Евангелия украсили драгоценным переплётом и в таком виде подарили сыну. Не было границ радости Иоанна. Не отрываясь от книги, он просиживал целые дни. Его душа полна была желанием нераздельно принадлежать Христу.

Перед его глазами, как бы написанные огненными буквами, стояли слова Спасителя: “Если кто любит отца или матерь больше, чем Меня, — недостоин быть моим учеником.”

Но вот приходит инок. Тайком оставляет Иоанн родительский дом, ещё не зная, как тяжела ему будет эта разлука и сколько горя причинит он этим своим родителям.

Обратите внимание

После недолгого плавания по морю они прибыли — отрок Иоанн с иноком — к обители неусыпающих, где молитвы и псалмопения не смолкали день и ночь.

Видя крайнюю молодость Иоанна, игумен сказал ему:

— Не под силу будет тебе наше житие: трудны иноческие подвиги, изнурительны строгие посты…Поживи у нас, присмотрись, испытай себя… Не дал окончить речи игумену блаженный отрок. Со слезами бросился к ногам его, умоляя не медлить с постригом.

Игумен, тронутый усердием и слезами Иоанна, сжалился над ним и согласился принять его в число монахов. Иоанн, когда желание его наконец исполнилось, с ревностью устремился к иноческому житию.

Исполнял всё, что ему приказывали, с усердием и смирением и скоро достиг такого совершенства в добродетели, что стал примером для других в непрестанной молитве, в кротком послушании и терпеливом перенесении самого строгого поста.

Часто он в течение многих дней ничего не вкушал, кроме пречистых Таин Христовых, — и этим только поддерживал себя. Удивлялся Иоанну даже сам игумен и говорил ему:

— Сын мой! Смотри, как бы тебе не ослабеть телесными силами! Как бы тебе не расстроить здоровья; тогда не сможешь ты служить Господу нужным образом.

На это Иоанн, смиренно кланяясь игумену, отвечал:

— Прости, святый отец, меня, негодного раба, и помолись за меня, ленивого и малодушного, чтобы Господь помог моей слабости.

Прошло шесть лет такой жизни. От непомерных подвигов ослабел Иоанн душой и телом. И стали все чаще мучить его помыслы о родителях, о великой любви их к нему, о том, как он нехорошо поступил, тайком оставив родительский дом.

Приходили на память братья, с которыми делил он в детстве часы досуга и детские игры. Вспоминалось богатство и почести, которыми они теперь окружены.

Днём и ночью не давали покоя Иоанну эти воспоминания, так что он до крайности ослабел; тело его иссохло и сделалось слабее тростника, колеблемого ветром.

Игумен, видя, как Иоанн тает с каждым днём, сказал ему:

— Не говорил ли я тебе, сын мой, что Бог не требует от нас непомерного труда, но хочет, чтобы каждый служил ему по силам своим. Ты не послушал меня в своё время — и вот ты теперь изнемог от неумеренного поста и от непосильных трудов.

Pages: 1 2

Источник: http://alchevskpravoslavniy.ru/zhitie-svyatyx/prepodobnye/ioann-kushhnik-prepodobnyj-28-yanvarya.html

Преподобные Павел Фивейский и Иоанн Кущник

Скачать файл

Реставрация: Реставрировалась в 2003 году Н.Ю.Ярцевой

Размер: 31,7 х 28

Автор: нет данных

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Преподобные Павел Фивейский, Иоанн Кущник

Уточняющая датировка: 18 в. Первая треть

Век: 18

Страна: Россия

Место хранения: Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконография, категория: Святые

Тип изображения: Ростовое

На иконе изображены прославившиеся своими монашескими подвигами пре­подобные Павел Фивейский и Иоанн Кущник, память которых отмечается в один день — 15/28 января.

Преподобный Павел Фивейский (| 341) был, по преданию, первым христиа­нским монахом. Спасаясь от корыстолюбия родственников и гонений на христиан при императоре Декии, он бежал в Фиваиду, где поселился в пещере при ручье, питаясь финиками и изготавливая одежду из пальмовых листьев.

О подвиге препо­добного Павла стало известно, поскольку перед кончиной его посетил другой ве­ликий пустынник Антоний, впоследствии сравнивший преподобного с прославлен­ными библейскими пустынножителями — пророком Илией и Иоанном Предтечей.

Скончался преподобный Павел в возрасте 1 13 лет, стоя на молитве, после чего два льва ископали своими когтями могилу для его погребения.

В церковной похвале преподобный Павел назван «светилом незаходящим мысленного солнца … воссиявшим сущим во тьме неразумия».

Преподобный Иоанн Кущник — константинопольский подвижник V века. Сог­ласно Житию, он был младшим сыном знатного константинопольского военного сановника и с детских лет достиг успехов не только в науках, но и в благочестии. По просьбе сына родители изготовили для него украшенный список Евангелия, чи­тая которое Иоанн услаждался словами Христа.

Достигнув юношеского возраста, Иоанн тайно покинул родительский дом и отправился в обитель «неусыпающих» в Вифинии, где богослужение соверша­лось непрерывно. Благодаря ревности и смирению, он достиг совершенства в доб­родетели и прославился своим подвижничеством. Однако шесть лет спустя, тоскуя о родителях, инок вернулся на родину.

Важно

В пути он поменял свою монашескую одежду на нищенское рубище и стал неузнаваем для своих родных. Подобно Ла­зарю или Иову, преподобный Иоанн оставался у родительского дома, пока ему не построили небольшую палатку или кущи, чтобы укрываться от холода.

Только перед смертью подвижник открылся своим родителям и попросил похоронить его в той же палатке, где он жил.

Известно, что святые монахи особенно почитались в среде ярославского ку­печества.   Возможно,  такая  особенность  местного  благочестия  была  связана

с трудной предпринимательской деятельностью, иногда сочетавшейся с миссио­нерством на еще неосвоенных территориях Поволжья, Сибири и Русского Севе­ра.

Кроме того, незаурядная деловая активность в повседневной жизни, вероят­но, требовала некой духовной альтернативы, в роли которой мог выступать мона­шеский идеал молитвенного уединения и аскетической созерцательной жизни.

Характерным примером такого почитания преподобных является посвящение од­ного из престолов ярославской Спасо-Пробоинской церкви прославленным хрис­тианским святым — Павлу Фивейскому и Иоанну Кущнику. Не исключено, что публикуемая икона происходит именно из этого храма.

Изображенные на иконе традиционные атрибуты святых — богато украшен­ное Евангелие и бревенчатая палатка преподобного Иоанна и сплетенное из пальмовых ветвей короткое одеяние преподобного Павла — соответствуют сведениям, приведенным в их житиях.

Духовное горение преподобных нашло отражение в живописном строе ико­ны. Написанная сильно разбеленными красками полуобнаженная фигура пустын­ника Павла и золотисто-оранжевое монашеское одеяние юного Иоанна сияют на зеленовато-оливковом фоне. Тонко сгармонированная живописность, внут­ренняя лучезарность образов, светлое письмо личного позволяют датировать икону первой третью XVIII века.

Происхождение не установлено. Поступила в 1970 году.

Источник: http://icons.pstgu.ru/icon/3634

Ссылка на основную публикацию