Преподобный герасим иорданский и его святая обитель, житие, икона и молитва

Житие преподобного Герасима Иорданского

17 марта совершается молитвенная память преподобного отца нашего Герасима, жившего в Иорданской пустыни, отчего и получил название — Иорданский.

С этим праведником Божиим связана удивительная история дружбы человека со львом. Об этом читайте в приведенном ниже жизнеописании святого Герасима:

Великий постник преподобный Герасим был родом из Ликии. Еще с молодости он воспитал себя в страхе Божием и, приняв монашеский сан, удалился в пустыню в глубь египетской страны Фиваиды. Проведя там некоторое время в подвигах благочестия, он снова возвратился в свое отечество в Ликию.

Затем он пришел в Палестину (в конце царствования Феодосия Младшего и поселился в Иорданской пустыне, где, как светлая звезда, блистал своею добродетельною жизнью. Там при реке Иордане он устроил обитель.

Обратите внимание

Во время его пребывания в Палестине, в царствование Маркиана и Пульхерии, был в Халкидоне четвертый вселенский собор святых отцов против нечестивого Диоскора, патриарха Александрийского, и архимандрита Евтихия, учивших, что во Христе только одно естество – Божеское; святые отцы осудили их.

После появились некоторые еретики, хулившие собор и утверждавшие, будто на нем отвергнуты догматы истинной веры и восстановлено учение Нестория. Таков был один инок Феодосий, зараженной нечестием Евтихия.

Пришедши в Иерусалим, он смутил всю Палестину, прельстив не только простых людей, но даже многих святых и царицу Евдокию, вдову царя Феодосия Младшего, жившую в то время в Иерусалиме. С помощью последней и многих, им совращенных палестинских иноков он согнал блаженного Ювеналия, патриарха Иерусалимского, с престола и сам занял его.

Оставшиеся верными правоверию много терпели от лжепатриарха Феодосия и уходили в самую глубь пустыни. Первый удалился преподобный Евфимий Великий; за ним последовали и другие святые отцы. В это время, по попущению Божьему, совращён был и преподобный Герасим, но скоро раскаялся, как пишет Кирилл Иерусалимский в житии преподобного Евфимия.

Был тогда, говорит он, в Иорданской пустыни один отшельник, недавно пришедший из Ликии, по имени Герасим. Он прошел все уставы иноческого жития и доблестно боролся с нечистым духом; но, побеждая и прогоняя невидимых бесов, он был прельщен видимыми бесами – еретиками и впал в ересь Евтихия.

В это время слава добродетельной жизни Евфимия распространилась повсюду. К нему и пошел преподобный Герасим в пустыню, называемую Рува, и поселился там надолго. Насытившись сладостью поучений и вразумлений святого, он отвергнул лжеучение еретиков, обратился к правой вере и горько каялся в своем заблуждении. Так рассказывает Кирилл.

Наконец, святейший Ювеналий снова занял патриарший престол: благочестивый царь Маркиан послал схватить лжепатриарха Феодосия, чтобы отдать его под суд за его дела. Но Феодосий, узнав об этом, бежал на Синайскую гору и скрылся, неизвестно куда. Таким образом в Иерусалиме и во всей Палестине вновь воссияла правая вера, и многие, совращенные в ересь, снова обратились к благочестию. Также и царица Евдокия, познав свое заблуждение, воссоединилась к православной церкви.

Обитель преподобного Герасима отстояла от святого града Иерусалима на расстоянии 35 стадий, а от реки Иордана на одну стадию. Сюда он принимал вновь поступающих, а прошедшим искус давал отшельнические келлии в пустыне. Всего у него было не менее 70 пустынножителей, для которых преподобный Герасим установил следующий устав.

Важно

Пять дней в неделе каждый проводил в своей уединенной келлии в молчании, за какой-либо работой, вкушал немного сухого хлеба, принесенного из монастыря, воды и кореньев. В эти пять дней не позволялось есть ничего варёного и даже не допускалось разводить огонь, чтобы и мысли не было о варении пищи.

На субботу и воскресенье все приходили в монастырь, собирались в церковь на божественную литургию и причащались пречистых и животворящих Христовых Таин, потом на трапезе вкушали варёной пищи и немного вина во славу Божию и представляли настоятелю работу, исполненную в продолжении пяти дней.

В воскресенье после полудня снова каждый удалялся в свою уединенную келлию в пустыню, взяв с собою немного хлеба, кореньев, сосуд с водой и финиковые ветви для плетения корзин. Нестяжание и нищета была у них таковы, что никто из них ничего не имел кроме одной ветхой одежды, рогожи для спанья и малого сосуда с водой.

Настоятель даже запретил им, выходя из келлии, затворять дверь, чтобы всякий мог войти и невозбранно взять, что хотел, из этих убогих вещей. И вот они жили по апостольскому правилу «единое сердце и едина душа», и никто не называл ничего своим, но всё было общее.

Рассказывают, что некоторые из пустынников просили у преподобного Герасима позволения зажечь иногда ночью свечу для чтения, или развести огонь, чтобы в случае нужды согреть воду. Но святой Герасим говорил им на это:

– Если хотите иметь огонь в пустыне, то приходите жить в монастырь с вновь поступающими: я, пока жив, никогда не попущу, чтобы у пустынножителей был огонь!

Жители города Иерихона, услышав о таком строгом подвижничестве под руководством святого Герасима, приняли за правило каждую субботу и воскресенье приходить в обитель преподобного и приносить в изобилии пищи, вина и всего потребного для монастыря.

https://www.youtube.com/watch?v=8HZ5SgMP0qE

Преподобный Герасим так строго соблюдал посты, что в святую и великую четыредесятницу совершенно ничего не вкушал до самого Светлого дня и подкреплял свои телесные и душевные силы только причащением Божественных Таин.

У этого благочестивого наставника подвизался и блаженной Кириак, как о том написано в житии его: «Дружелюбно приняв пришедшего к нему Кириака и провидя в нем Божественную славу, преподобный Евфимий сам облек его в схиму и послал на Иордан к святому Герасиму.

Святой Герасим, видя юность Кириака, приказал ему жить в монастыре и нести послушания. Готовый исполнить всякую работу, Кириак целый день проводил среди монастырских трудов, а всю ночь стоял на молитве, иногда только предаваясь сну на короткое время. Он наложил на себя пост и только через два дня вкушал хлеба и воды.

Совет

Видя такое воздержание Кириака, несмотря на юные годы его, преподобный Герасим изумлялся и полюбил его.

Святой Герасим имел обычай на Четыредесятницу уходить в отдаленнейшую часть пустыни, называемую Рува, где некогда жил преподобный Евфимий; любя блаженного Кириака за его великое воздержание, он брал его с собою, и там Кириак каждую неделю причащался Святых Таин из рук святого Герасима, пребывал в безмолвии до Вербного воскресенья и возвращался в обитель, получив великую пользу душевную.

Преподобный Герасим Иорданский

Через некоторое время преставился преподобный отец наш Евфимий, и об его кончине преподобный Герасим узнал, находясь в своей келлии: он видел, как Ангелы Божии радостно возносили на небо душу преподобного Евфимия. Взяв с собою Кириака, он пошел в обитель Евфимия и нашел его уже умершим. Предав погребению честное его тело, он возвратился вместе с любимым учеником своим Кириаком в свою келлию.

Великому угоднику Божию Герасиму даже бессловесной зверь служил, как разумный человек, как пишут в «Лимонаре» блаженные отцы Евират и Софроний Софист: «пришли мы в обитель отца Герасима, отстоящую на расстоянии одного поприща от Иордана, и жившие там иноки рассказывали нам об отце Герасиме.

Однажды шел он по Иорданской пустыне и встретил льва, показывавшего ему свою ногу, опухшую и наполненную гноем от вонзившегося шипа. Лев кротко глядел на старца и не умея выразить свою просьбу словами, умолял об исцелении своим смиренным видом. Старец, видя льва в такой беде, сел, взял ногу зверя и вытащил из нее шип.

Когда вытек гной, он хорошо очистил рану и обвязал платком. Исцелённой лев с тех пор не покидал старца, а ходил за ним, как ученик, так что святой Герасим дивился уму и кротости зверя. Старец питал его, давая ему хлеб или иную пищу. У иноков был осёл, на котором они привозили для братии воду из святого Иордана.

Старец поручил льву сопровождать осла и охранять его, когда тот пасется на берегах Иордана. Случилось однажды, что лев отошел от пасшегося осла на значительное расстояние и уснул на солнце. В это время шёл мимо с верблюдами один человек из Аравии и, увидев, что осёл пасется один, взял его и увел с собою.

Проснувшись, лев стал искать осла и, не нашедши его, с унылым и печальным видом пошел в обитель к отцу Герасиму. Старец подумал, что лев заел осла, и спросил:

– Где осёл?

Лев стоял молча, опустив глаза вниз, как человек. Старец тогда сказал:

– Ты его заел! Но благословен Господь, ты не уйдешь отсюда, а будешь делать для обители всё то, что делал осёл!

Обратите внимание

По повелению старца с тех пор на льва стали навьючивать, как прежде на осла, бочонок, мерою в четыре меха, и посылать на Иордан за водой для монастыря.

Однажды пришел к старцу помолиться один воин и, увидев льва, носящего воду, сжалился над ним. Чтобы купить нового осла, а льва освободить от работы, он дал инокам три золотые монеты. Осёл для монастырской службы был куплен, а лев освобожден от работы.

Через некоторое время купец из Аравии, уведший осла, пошел в Иерусалим с верблюдами продать пшеницу; с ним был и осёл. Около Иордана с караваном случайно встретился лев; узнав осла, он зарычал и бросился к нему.

Купец и его спутники в ужасе убежали, а лев, схватив узду зубами, как делал прежде, повел осла с тремя привязанными один за другим верблюдами, обремененными пшеницей. Выражая рёвом свою радость, что нашел потерянного осла, лев привел его к старцу.

Преподобный старец тихо улыбнулся и сказал братии:

– Напрасно мы бранили льва, думая, что он заел нашего осла.

Льву дано было имя «Иордан». После этого он часто приходил к старцу, принимал от него пищу и не отлучался из обители более пяти лет.

Когда преподобный отец Герасим отошел ко Господу и был погребен братиею, по устроению Божьему, лев тогда не оказался в обители, а пришел через некоторое время и стал искать своего старца.

Отец Савватий и один из учеников отца Герасима, увидев льва, сказали ему:

– Иордан! Старец наш оставил нас сиротами: отошел ко Господу!

Они стали давать ему пищу, но лев пищи не принял, а озирался во все стороны, ища преподобного отца Герасима, и скорбно рычал. Отец Савватий и другие старцы гладили его по спине и повторяли:

– Отошел старец ко Господу, оставил нас!

Ho этими словами они не могли удержать льва от вопля и скорбного рычания, и чем больше они старались утешить его словами, тем печальнее он рычал, и голосом, и лицом, и глазами выражая скорбь, что не видит старца. Тогда отец Савватий сказал:

– Если не веришь нам, то иди с нами; мы покажем тебе место, где покоится старец.

И пошли с ним в гробницу, где был погребен преподобный Герасим. Гробница находилась около самой церкви. Став над гробницей, отец Савватий сказал льву:

– Вот здесь погребён наш старец.

И, преклонив колена, стал плакать. Услышав это и увидев, что Савватий плачет, лев ударялся головой о землю и страшно ревел. Сильно рыкнув, он умер над гробницей старца. He мог ничего выразить лев словами, но всё-таки, волею Божией, прославил старца и при его жизни, и после смерти, показав нам, как послушны были звери Адаму до его грехопадения и изгнания из рая.

Так повествуют Иоанн и Софроний. Из этого рассказа видно, как преподобный Герасим был угоден Богу, работая во славу Его от юности до старости. Ко Господу он и отошел в жизни вечной, где со святыми славит Отца и Сына и Святого Духа во веки. Аминь.

Кондак (краткая молитва)

Важно

Возгоревся рачением горним, жестость пустыни Иордановы, паче всех мира сладких предпочел еси. Отонудуже повинуся тебе зверь даже до смерти отче, послушне и жалостне на гробе твоем скончася, прославльшу тя тако Богу: к Немуже моляся, и о нас отче Герасиме поминай.

Читайте также:  Звезда давида: значение, кто носит, можно ли носить православным

Преподобне отче Герасиме, моли Бога о нас!

На главную страницу сайта «Семья и Вера» >>

Источник: http://semyaivera.ru/2014/03/17/zhitie-prepodobnogo-gerasima-iordanskogo/

Жития святых. Преподобный Герасим Иорданский

Не каждая история может стать легендой, но те, что становятся, переживают века.

И встают перед нами удивительные образы: ослепительные пески, опаленные солнцем монастырские стены, кувшины с водой, брошенные в пальмовой тени… И гордый лев, склонивший свою огромную голову к старцу, который ласково треплет его гриву. Этого старца звали Герасим, жил он в пятом веке нашей эры на берегу Иордана, и весь христианский мир почитает его как святого.

Преподобный родился в Ликии – древней стране, что располагалась когда-то на территории современной Турции, у побережья Средиземного моря.

Его семья была зажиточной, но мальчик, получивший при рождении имя Григорий, с ранних лет жаждал не материальных, а духовных благ. Мысль о принятии монашества также пришла к нему рано.

Сначала юноша удалился в египетскую пустыню, а позднее отправился на поклонение святым местам в Палестину, где и поселился на берегу Иордана.

К тому моменту подвижник уже давно принял монашество и носил имя Герасим. Как и всякий, кто вступает на путь богоискания, он пережил немало скорбей. Герасим стремился отдаться Богу всем сердцем и разумом, а потому находился в непрерывном духовном напряжении. Пройдя мучительный путь сомнений, испытаний и побед над собой, он основал в пустыне монастырь, который отличала строгость устава.

1-й караванщик:
Знаешь ли ты, что за место мы проезжаем?

2-й караванщик:
Это какой-то монастырь, я слыхал про него. (Со смешком) Говорят, люди там по пять дней сидят взаперти, едят траву да сухой хлеб, молятся и плетут корзины. Не хотел бы я провести здесь хоть день.

1-й караванщик:
Не хотел бы? А зачем, по-твоему, они это делают?

2-й караванщик:
Откуда мне знать… Может, боятся чего-то?

1-й караванщик:
Боятся?.. Поверь, нам и не снились те враги, которых они побеждают каждый миг своей жизни. А ты боишься… смерти?

2-й караванщик :
К чему поминать это здесь?

1-й караванщик:
Даже имя страшно произнести? А они, говорят, побеждают смерть…

Монастырь Герасима действительно требовал от братии непрерывного подвига. Монахи практически не покидали келий, их главными правилами были нищета, нестяжание и самоотвержение. Но те, кто смирялся и с прилежанием нес бремя лишений, открывали в себе неведомую доселе свободу и ясность духа.

Сам Герасим подавал братии пример, даже монахов поражая своей скромностью и подвижничеством. Однажды, когда преподобный уединенно молился в пустыне, к нему подошел хромающий лев. В лапе у животного торчала большая колючка.

Совет

Нимало не испугавшись, старец вытащил занозу, промыл рану от гноя и ласково потрепал зверя по гриве. С тех пор лев не уходил далеко от монастыря.

Даже полностью исцелившись, он приближался к монахам, как ручное животное, охотно брал хлеб из рук и ни разу не бросился на людей или скот. Герасим дал зверю имя Иордан.

Старец настолько доверял льву, что позволял ослу, который носил с реки воду для жителей монастыря, беззаботно пастись неподалеку от зверя.

Однажды проходивший мимо с караваном купец увидел оставленного без присмотра осла, решил, что он потерялся в пустыне, и увел с собой.

Герасим, не найдя верного водоноса, подумал, что лев изменил своим привычкам и съел его. Хищник стоял, опустив глаза, а старец строго выговаривал ему…

Герасим:
Ах ты, негодник! Неужели ты заел осла? Кто же будет помогать монахам носить воду?

Герасим:
Тебе стыдно! Но благословен Господь, ты не уйдешь отсюда, а будешь делать для обители всё то, что делал осёл.

После этого старец повелел навьючивать на льва бочонки с водой, которые прежде таскал осел. И лев безропотно выполнял эту работу. Через некоторое время купец, который увел осла, возвращался со своим караваном по той же дороге.

Увидев монастырского ослика, лев радостно помчался к нему. Перепуганный купец убежал, а лев зубами взял осла под уздцы и отвел к Герасиму, доказав тем самым свою невиновность.

Старец много хвалил умного и послушного хищника, а тот, даже освобожденный от своей повинности, продолжал все время приходить к монастырю.

Когда Герасим, прожив многотрудную жизнь, скончался, лев пришел на его могилу и долго лежал на ней, выражая рычанием свою скорбь. Зверь не принимал ни пищу, ни воду и скоро тоже умер.

И по сей день на иконах рядом с великим подвижником, святым Герасимом Иорданским, изображается верный лев.

Та вера и любовь, что когда-то покорила даже звериное сердце, продолжает согревать и поддерживать верующих во все времена.

Источник: https://radiovera.ru/zhitiya-svyatyx-prepodobnyj-gerasim-iordanskij.html

Акафист святому преподобному Герасиму Иорданскому

Избранника Божия и чудотворца, Иордана насельника и хранителя, отшельником же образ и миряном, восхваляем тя, чтители твои, богоносе. Но яко имеяй дерзновение ко Господу, от враг, теснящих ны, защити, да зовем ти;

Радуйся, преподобне Герасиме, всепочитаемый пустынножителю.

Икос 1

Ангел от человек был еси, преподобне, притек от земли к небесным. Ныне же со бесплотными радующася тя зря, ужасаюся и страхом зову ти от души сия:

Радуйся, Ликии божественный плоде;

Радуйся, Иордана нетленная славо.

Радуйся, добродетели друже истинный;

Радуйся, Христа моего служителю величайший.

Радуйся, яко вся отдал еси и приобрел Христа;

Радуйся, яко вся в тщету вменил еси Его ради.

Радуйся, яко удивишася ти ангели;

Радуйся, яко тебе и зверие почтоша.

Радуйся, преподобне Герасиме, всепочитаемый пустынножителю.

Кондак 2

Видя мира сего тщету и житейских треволнений отрешився, богомудре, разумно прежним отцем подражал еси, ихже заповедем последуя, восхождения путь обрел еси, Герасиме. Сего ради и Владыце твоему, блаженне, любовию вопиял еси: Аллилуия.

Икос 2

Разум имый правый, ревностию дыша божественною, яко иный Антоний, святе Герасиме, собрания монашеская созвал еси, яко древле от Египта той. Мы же, к тебе взирающе, взываем от сердца сице:

Радуйся, столпе безмолвия;

Радуйся, чудо воздержания.

Радуйся, в монашеском житии велий;

Радуйся, изрядный сего защитниче.

Радуйся, Богу ничтоже предпочтый;

Радуйся, благочестно во имя Его подвизавыйся.

Радуйся, ангелов купножителю;

Радуйся, сил небесных сликовниче.

Радуйся, преподобне Герасиме, всепочитаемый пустынножителю.

Кондак 3

Силою свыше оболкийся, блаженне, в пустыню удалился еси, и яко ниву благоплодну и добру сию показал еси, мудре, желающим царство Христово стяжати; темже Христу поем: Аллилуия.

Икос 3

Имый божественную ревность, Герасиме, в сердце твоем, и божественный свет, исполняяй е, восхождения творил еси непрестанно, и добрую куплю талантом содеяв, радовался еси, мы же, чудящеся, вопием ти разумно сицевая:

Радуйся, высото богомыслия;

Радуйся, смирения глубино.

Радуйся, безмолвия пламеню неусыпный;

Радуйся, воздержания правило вернейшее.

Радуйся, украшение монахов трезвящихся;

Радуйся, похвало подвижников добродетельных.

Радуйся, светлая преподобных красото;

Радуйся, славная святых доброто.

Радуйся, преподобне Герасиме, всепочитаемый пустынножителю.

Кондак 4

Ревности Господни горящей в души твоей, Герасиме, соединился еси ангелом, и себе самаго сокровище священное Троицы показав, преподобне, возглашал еси с ними божественную песнь: Аллилуия.

Икос 4

Слышаша живущии во стране Иорданстей славу твою, и текоша в пустыню видети тя: мы же, славу твою у престола Вседержителева добре ведяще, молитвенно к тебе в пустыни жития нашего притекаем, хваляще тя пении таковыми:

Радуйся, мудрый стадоначальниче;

Радуйся, пастырю наш добрый.

Радуйся, монахов руководителю;

Радуйся, в подвизе сущих предстателю.

Радуйся, светило Иордана яснейшее;

Радуйся, лампадо пустыни пресветлая.

Радуйся, имже прославися Бог;

Радуйся, имже враг посрамися.

Радуйся, преподобне Герасиме, всепочитаемый пустынножителю.

Кондак 5

Богоносец велий и славный иноков начальник всех приимаше радостно и яко светильник просвещаше поученьми своими, ведый вся, да достигнут Недостижимаго и ликующе возопиют: Аллилуия.

Икос 5

Видеша лицы пустынных отцев Герасима честнаго на Иордане, и яко Павла почитающе его и новаго Антония, тщащагося сих путем следовати, дивящеся вопияху сице:

Радуйся, звездо, божественную светлость являющая;

Радуйся, огню, тьму вражию отгоняющий.

Радуйся, яко попрал еси напасти диавольския;

Радуйся, яко смирил еси демонскую гордыню.

Радуйся, из глубины страстей воззвание;

Радуйся, омраченных злобою исправление.

Радуйся, стада твоего защитителю и избавителю;

Радуйся, ученик твоих наставниче и учителю.

Радуйся, преподобне Герасиме, всепочитаемый пустынножителю.

Кондак 6

Прибежище божественное пустыню иорданскую ведый, тамо поспешил еси, жестоты ея и зноя никакоже убоявся, всемудре, но радуяся от сердца вопиял еси Спасу, поя: Аллилуия.

Икос 6

Возсия твоея обители слава, юже на Иордане создал и распространил еси, треблаженне, подвизания ради в чистем житии: множества же неисчетная монахов в сей приял еси, иже, видяще подвиги твоя, взываху тебе таковая:

Радуйся, яко земная пременил еси в небесная;

Радуйся, яко от юности последовал еси Христу.

Радуйся, заповедей Христовых проповедниче;

Радуйся, отметающих их секиро преострая.

Радуйся, преданий пустыни сохранение;

Радуйся, всех сопротивных упразднение.

Радуйся, имже иноцы хвалятся;

Радуйся, имже мирстии возвышаются.

Радуйся, преподобне Герасиме, всепочитаемый пустынножителю.

Кондак 7

Хотя ко источнику воды живыя приникнути, выну поучался еси в законе Господни, и сего ради непоколебим яко камень показался еси, и явился крепок во искушениих, и познался от отцев совершен, иже видяще льва, воду носяща, чудяхуся, вопиюще: Аллилуия.

Икос 7

Новый показал еси град пустыню Иорданскую, Герасиме, всечестный отче, ибо сию яко иную Фиваиду и Нитрию монахов исполнил еси, вопиющих ти ныне во царствии тако:

Радуйся, Евфимию единонравне;

Радуйся, Антонию единоревностне.

Радуйся, Онуфрию равночестне;

Радуйся, Пахомию равностоятельне.

Радуйся, яко Агафону подражал еси честному;

Радуйся, яко Паисию поревновал еси славному.

Радуйся, имый Арсениево горение;

Радуйся, подвизавыйся в Памвовом несмеянии.

Радуйся, преподобне Герасиме, всепочитаемый пустынножителю.

Кондак 8

Насажденное при исходищих вод древо духа явился еси, богомудре, и сего ради иноцы, плоды неувядаемыя на тебе видяще, дивляхуся, поюще: Аллилуия.

Икос 8

Весь быв в вышних, пречудный, нижних же отдаляяся, отхождаше Герасим божественный, украшен добродетельми, от всех же любим и восхваляем сице:

Радуйся, пустыни дивный цвете;

Радуйся, в безводней источниче чудный.

Радуйся, освящение спасительное;

Радуйся, кадило богоприятное.

Радуйся, велий в подвизании;

Радуйся, болий в мудровании.

Радуйся, имже прелестник посрамися;

Радуйся, имже сатана низвержеся.

Радуйся, преподобне Герасиме, всепочитаемый пустынножителю.

Кондак 9

Всякое естество человеческое удивися, богомудре, всесовершенно странному и чудесному: льва бо послушлива зряху вси и воду носяща, и всех подвизающа пети: Аллилуия.

Икос 9

Подвизающимся избавитель в пустыни показался еси, Герасиме, и чудес исполнь, сердце бо твое храм Божий бе чист и присносветел, преподобне. Сего убо ради дивящеся, верно вопием ти:

Радуйся, лики иноческия обрадовавый;

Радуйся, на лучшее тех наставивый.

Радуйся, монахов божественное похваление;

Радуйся, верных непрестающее веселие.

Радуйся, яко победил еси диавольская шатания;

Радуйся, яко поразил еси того козни.

Радуйся, чтущих тя присная защито;

Радуйся, поминающим тя помоще известная.

Радуйся, преподобне Герасиме, всепочитаемый пустынножителю.

Кондак 10

Создателя нашего и Спасителя, со преподобными на небесех пребывая, моли, отче, да милостивно презрит грехи наша: нас бо ради показася по нам человек, да избавит ны будущия геенны. Тем благодарно взываем Ему: Аллилуия.

Икос 10

Стена монашествующим на Иордане показался еси и всем к тебе притекающим, сего ради молися о нас, вельми чтущих тя и любовию воспевающих сице:

Радуйся, святых благоукрашение;

Радуйся, лика преподобных сопричастниче.

Радуйся, Илариона подобниче;

Радуйся, Харитона ревнителю.

Радуйся, Симеона юродиваго славо;

Радуйся, Иоанна постника сило.

Радуйся, божественнаго Кириака управителю;

Радуйся, святаго Никона ликование.

Радуйся, преподобне Герасиме, всепочитаемый пустынножителю.

Кондак 11

Пению всегда прилежай и бдению непрестанну, ангелом уподобился еси, блаженне: Евфимию бо усопшу, душу его на небеса восходящую зрел еси, Господу же усердне со ангелы пел еси: Аллилуия.

Икос 11

Свет сый в пустыни, просвещал еси ученики твоя во стране Иорданстей: вжигаяй бо огнь невещественный, наставлял еси к разуму божественному вся, мудре просвещая их, иже благодарно вопияху ти сия:

Радуйся, монахов слухи возвеселяяй;

Радуйся, сих множества к Богу приведый.

Радуйся, новоначальных в киновию приимавый;

Радуйся, усовершившихся в пустыню отсылавый.

Радуйся, подвижников священная сладосте;

Радуйся, иноков небесная радосте.

Радуйся, имже похваляются благоговейнии;

Радуйся, имже охраняются целомудрии.

Радуйся, преподобне Герасиме, всепочитаемый пустынножителю.

Кондак 12

Радуяся, преподобне, подвизался еси во мнозем безмолвии со отцы богоносными, удаляяся в пустыню времене ради поста и вкупе со всеми поя: Аллилуия.

Икос 12

Поеши ныне со ангелы на небеси, яко некогда на земли с человеки, трисвятую песнь Богу, егоже, славне Герасиме, всегда моли о нас, чтущих тя и славящих песньми сицевыми:

Читайте также:  Молебны за детей, о даровании, о зачати детей, о здравии

Радуйся, ходатаю нашего спасения;

Радуйся, церкве славо и благоухание.

Радуйся, православных стено и ограждение;

Радуйся, христианом великий наставниче.

Радуйся, любве сугубыя сокровище;

Радуйся, теплый наш предстателю.

Радуйся, соблюдаяй ны в час смертный;

Радуйся, непостыдный о нас молитвенниче.

Радуйся, преподобне Герасиме, всепочитаемый пустынножителю.

Кондак 13

О всечестный отче Герасиме, монахов светлосте, Христа моего служителю! Приими моление сие малое и твоими к Богу молитвами от всякия избави напасти всех вопиющих тому: Аллилуия.

Этот Кондак читается трижды, и затем снова 1-й Икос и 1-й Кондак.

Молитва

О священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Герасиме! Не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих.

Моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю: не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя. Поминай нас недостойных у престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу: ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися.

Не мним бо тя суща мертва: аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый.

Обратите внимание

Аще бо и мощи твоя сокровены быша на земли, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится.

Ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Источник: http://akafistnik.ru/akafisty-svyatym/akafist-svyatomu-prepodobnomu-gerasimu-iordanskomu/

Герасим Иорданский

17 марта Церковь празднует день памяти преподобного Герасима, иже на Иордане. Ко дню памяти преподобного представляем вниманию читателей 12 фактов из жизни святого пустынника.

1. Преподобный Герасим родился в V веке, в Ликии, в багатой семье. Ликия – страна на юге Малой Азии, в древности находилась на территории современных турецких провинций Анталья и Мугла.

* * *

2. При рождении преподобный был наречен именем Григорий. Точная рада рождения святого неизвестна.

* * *

3. Ради пустыннического подвига святой оставил семью и богатство. Подвизался в египетской пустыне, а около 450  года пришел в Палестину на реку Иордан, где создал монастырь и стал его настоятелем.

* * *

4. В своей святой обители преподобный установил строгие правила. Пять дней в неделю насельники проводили в уединении, занимаясь рукоделием и молитвой. В эти дни пустынники не ели вареной пищи и даже не разводили огня, а питались сухим хлебом, корнями и водой.

* * *

5. Монастырь Святого Герасима на Иордане сохранился до наших дней. Это один из самых древних христианских монастырей в Палестине, датой создания которого считается 455 год.

* * *

6. Сам преподобный являлся образцом постиничества – все дни Великого поста он не ел ничего до самого светлого дня Христова Воскресения, когда причащался Святых Тайн.

* * *

7. Какое-то время святой был сторонником ереси Евтихия и Диоскора, по учению которых в Иисусе Христе признавалось только Божественное естество. Однако, при участии Евфимия Великого (память 20 января) вернулся к правой вере.

* * *

Важно

8. Одна из самых известных историй о святом – история излечения от ран дикого льва. В житиях, составленых святителем Димитрием Ростовским, об этом сказано так: «Льву дано было имя „Иордан“.

После этого он часто приходил к старцу, принимал от него пищу и не отлучался из обители более пяти лет».

В память об этом чудесном исцелении и приручении дикого зверя святой часто изображается со львом, лежащим у его ног.

* * *

9. Преподобный Герасим мирно скончался в кругу братии и учеников, около 475 года.

* * *

10. По преданию, лев по имени Иордан до смерти святого был помощником его в трудах, умер на могиле старца и погребен рядом с ним.

* * *

11. Преподобный Герасим почитается святым как в Православной так и в Католической церквах.

* * *

12. Самое раннее из известных иконописных изображений преподобного Герасима Иорданского — фреска в соборе Рождества Пресвятой Богородицы новгородского Антониева монастыря (1125 год). В первой половине XIV века начинают изображать житийный цикл преподобного Герасима. Самый ранний из них, в церкви Святого Николая Орфаноса в Салониках, датирован 1309—1319 годами.

В материале использованы информация и изображения из открытых источников

Источник: https://pravlife.org/ru/content/gerasim-iordanskiy

Монастырь св. Герасима, иже на Иордане. Достопримечательности — Путеводитель по Израилю

Основание монастыря традиционно связывают с пребыванием здесь св. преп. Герасима Иорданского — одного из основателей монашеской жизни в пу́стыне на Святой Земле.

Настоящий основанный им монастырь находился неподалеку и сохранился в виде археологических руин.

Монастырь св. Герасима — популярное место остановки паломников и туристических групп.

История

Начало монастырю Каламан положило предание о пещере, в которой во время Бегства в Египет ночевало Святое Семейство.

Точная дата основания монастыря св. Герасима неизвестна. Можно предположить, что место почиталось ещё первыми христианам, однако с большей долей уверенности можно говорить о появлении монастыря во второй половине V в.

В 614 г. монастырь был захвачен персами, о чем свидетельствуют сохранившиеся кости погибших монахов.

Совет

После прихода арабов в 637 г. сведения о монастырях — лавры св. Герасима и Каламон, встречаются реже, однако всё же имеются, например, в сочинении «Луг духовный» монаха Иоанна Мосха, жившего в VI-VII в.

К VIII в. здесь осталось только 10 монахов.

Во время правления византийского императора Мануила I Комнина (Manuel I Comnenus) (1143—1180) опальный патриарх Иерусалима Иоанн IX восстановил обитель.

После крестоносцев монастырь был заброшен, но несколько раз возрождался.

Записи игумена Даниила, посетивший эти края в 1106 г. свидетельствуют:

Купол верхней церкви

В середине XII в. иорданские обители приходят в упадок. Лавра Герасима, еще полвека назад упоминавшаяся Даниилом как действующий монастырь, так описывается в 1185 г. греческим паломником Иоанном Фокой:

Греческие монахи жили в монастыре до конца XIII в., и как свидетельствует немецкий паломник Бурхард из Сиона, уже называли  свою обитель как монастырь св. Герасима.

В 1588 г. монастырь восстановили, однако в 1734 г. он был снова разрушен.

Современный монастырь построен в 1882-85 гг. при содействии Русской духовной миссии на древних фундаментах монастыря византийского периода (VI в.), от которого кое-где сохранилась мозаика, и на остатках церкви XII в. монастыря Каламон.

К середине ХХ в. монастырь вновь пришёл в запустение.

После арабо-израильской войны 1948-49 гг. эта территория отошла к Иордании, что свело возможность посещения обители к минимуму.

Современный этап в истории монастыря связан с приездом сюда в 1970-е годы греческого монаха Хризостома, под руководством которого началось его возрождение.

Близость автомобильной дороги, по которой туристы следуют из Иерусалима к Мёртвому морю превратила обитель св. Герасима в часто посещаемый паломниками и экскурсионными группами объект.

Арабы-христиане из близлежащего Иерихона также приходят в монастырь.

Несмотря на эти посещения монастырь продолжает сохранять свои аскетические традиции, отмечается гостеприимством и скромностью обустройства.

Монастырь

Монастырь с трёх сторон окружает пустыня, только с запада проходит дорога вокруг Иерихона —«квиш океф Иерихо».

Снаружи здание монастыря выглядит как неприступные крепостные стены. Это естественно, что в условиях постоянных угроз со стороны разбойников и грабителей, монахи были вынуждены обороняться.

Дорога, идущая к монастырю, уходит дальше к Иордану

Кладка стен неоднородная, но не слоями, снизу вверх, как обычно, а вдоль стены — с севера кладка более старая, чем в южной части.

Двор

Дворик представляет собой утопающий в зелени парк со звонким пением разнообразных птиц.

В центре квадрата главного здания находится глубокий колодец.

В монастыре культивируется символика, связанная с изображением льва — героя притчи о Герасиме Иорданском.

Лестница ведёт на балкон, который, в свою очередь, в притвор церкви.

Здесь нужно обратить внимание на мозаичный пол, иконы Богоматери и стенную роспись свв. Михаила и Гавриила.

Верхняя церковь

Верхняя церковь была освящена 17 февраля 1885 г. в честь св. преп. Герасима.

В церкви три престола, центральный посвящен св. Герасиму, северный — свв. Зосиме и Марии Египетской, южный — св. Евфимию.

Иконостас монастыря св. Герасима

Иконостас был установлен в 1883 г. В нём русские иконы: св. Герасима,  Богоматери Одигитрия, Христа Пантократора и св. Иоання Крестителя.

Особенность иконостаса — храмовая икона св. Герасима находится слева от Богородицы, а не справа от Спасителя, как обычно бывает в православных храмах.

В центральной апсиде еще видны росписи стен XII в. По стенам и потолку проходят глубокие трещины, оставшиеся от землетрясения 1927 г.

Греки оставили трещину как напоминание о бренности бытия

Нижняя церковь

Слева от главного входа в монастырь на нижнем этаже, под притвором церкви св. Герасима, находится церковь св. Семейства.

Еще с апостольских времен сохранились предания о пещере, где останавливались на ночь во время бегства в Египет от преследований царя Ирода Пресвятая Богородица с новорожденным Богомладенцем и св. Иосифом Обручником.

Иконостас церкви, возведён в 1875 г.

Справа от входа находится престол, посвященный св. Герасиму.

Далее находится престол в честь св. Евфимия, сыгравшего важную роль в жизни Герасима. Одно время Герасим увлекся идеями монофизитства (теория, по которой Иисус имел только божественную природу), но Евфимию удалось вернуть его в лоно православной церкви.

Чуть дальше расположен еще один престол, посвященный святым Зосиме и Марии Египетской, которые подвизались в этих краях.

В самом конце часовни расположена икона Богоматери Галактоторфусы (Млекопитательницы).

В шкафчике перед нишей иконы сложены кости монахов, погибших во время нашествия персов в 614 г.

Источник: https://guide-israel.ru/attractions/25414-monastyr-sv-gerasima-izhe-na-iordane/

Преподобный Герасим Иорданский | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Март 16th 2016 –

Память: 4/17 марта

Герасим Иорданский (475). Покинув родину (Ликию в Малой Азии) в поисках людей, стремящихся к святости, Герасим побывал у египетских и палестинских отшельников.

В Палестине он познакомился со св. Евфимием Великим, который, поговорив с Герасимом, объяснил горячему ревнителю благочестия, что тот — еретик, последователь «злокозненного учения Евтихия».

Споры вокруг учения архимандрита Евтихия, разгоревшиеся в 448 году, были продолжением борьбы египетских и византийских богословов (Евтихий, хотя и жил в Константинополе, был сторонником учения, восходившего к Кириллу Александрийскому).

«Евтихианином» Герасим стал именно из благочестия, чтобы дать отпор учению, преувеличивавшему человечность Христа, стал преувеличивать его божественность.

Обратите внимание

Современные богословы сходятся на том, что и Несторий вовсе не был приверженцем «несторианства», во всяком случае, не исповедовал взглядов и не произносил слов, которых ему приписывали, и на том, что противники Нестория — «монофизиты» — тоже веровали в того же Христа, что и вся Церковь.

Но одним туманили голову политические страсти, другие, подобно Герасиму, к политике были равнодушны, зато страстно желали найти абсолютно точное словесное выражение тому, как во Христе соотносятся Божественное и человеческое. Поскольку же абсолютной точности в языке быть не может, начинались метания от одной крайности к другой.

Вряд ли Герасим был переубежден доводами Евфимия — в богословских спорах доводы обычно только ухудшают положение, а не улучшают. Но личность монаха его поразила, и он принял его позицию. Еще несколько лет Герасим ходил по разным монастырям египетской Фиваиды, но затем вернулся в Палестину и вскоре прославился здесь как духовный наставник.

Учеников к Герасиму приходило так много, что около 455 года он основал под Иерихоном на Иордане лавру — новый для Палестины тип монашеской жизни. В лавре было семьдесят келий. Подвижники соединили отшельническую жизнь (пять дней они жили в затворе) с общежитием (у них был общий настоятель, устав, в субботу и воскресенье общая литургия с трапезой). Может быть, такое соединение больше, чем любые слова, созвучно соединению двух природ во Христе. Ко времени Вселенского Халкидонского собора 451 г. Герасим уже почитался одним из лидеров православных Востока.Рассказывали о преподобном Герасиме такую историю.

Однажды он шел по пустыне и встретил льва. Лев хромал, потому что занозил лапу, она распухла, и рана была полна гноя. Он показал преподобному больную лапу и жалобно смотрел на него, словно прося о помощи.

Старец сел, вынул из лапы колючку, рану очистил от гноя и перевязал. Зверь не убежал, а остался с пустынником и с тех пор ходил за ним повсюду, как ученик, так что преподобный удивлялся его благоразумию. Старец давал льву хлеб и кашу, и тот ел.

Читайте также:  Пятидесятница, день святой троицы: история праздника, что можно делать и как празднуют

В монастыре был осел, на котором возили воду с Иордана, и старец велел льву пасти его у реки. Однажды лев далеко ушел от осла, лег на солнцепеке и уснул. В это время мимо ехал купец с караваном верблюдов. Он увидел, что осел пасется без присмотра, и увел его. Лев проснулся и, не найдя осла, с унылым и печальным видом пошел к старцу. Преподобный Герасим подумал, что лев съел осла.

— Где осел? — спросил старец. Лев стоял, опустив голову, как человек.

— Ты его съел? — спросил преподобный Герасим. — Благословен Господь, ты не уйдешь отсюда, а будешь работать на монастырь вместо осла.

На льва надели упряжь, и он стал возить в обитель воду.

Как-то в монастырь пришел помолиться один воин. Увидев, что лев трудится как вьючное животное, он пожалел его и дал монахам три золотых монеты — на них купили другого осла, и лев больше не ходил на Иордан за водой.

Важно

Купец, который увел осла, вскоре снова проходил поблизости от монастыря. Он вез пшеницу в Иерусалим.

Увидев осла, идущего с верблюдами, лев узнал его и, рыкнув, бросился к каравану. Люди очень испугались и кинулись бежать, а лев взял в зубы уздечку, как всегда делал, когда пас осла, и повел его вместе с тремя привязанными друг к другу верблюдами в монастырь. Лев шел и радовался и от радости громко ревел. Так они пришли к старцу. Преподобный Герасим тихо улыбнулся и сказал братии:

— Зря мы ругали льва, думая, что он съел осла.

И тогда старец дал льву имя — Иордан.

Иордан жил в монастыре, часто приходил к преподобному и брал из его рук пищу. Так прошло пять лет. Преподобный Герасим умер, и братия похоронили его. Случилось, что льва тогда не было в обители. Вскоре он пришел и стал искать своего старца. Отец Савватий, ученик преподобного, сказал ему:

— Иордан, старец наш оставил нас сиротами — отошел ко Господу.

Он хотел покормить его, но лев не брал пищи, а повсюду искал преподобного Герасима и горестно ревел.

Отец Савватий и другие монахи гладили его по спине и говорили:

— Отошел старец ко Господу.
Но не могли этим утешить льва. Иордана повели ко гробу преподобного возле церкви.

— Здесь погребен наш старец, — сказал отец Савватий и, став над гробом на колени, заплакал.
Лев с громким ревом начал биться головой о землю и, страшно рыкнув, испустил дух на гробе преподобного.

У львов нет такой души, как у людей. Но Бог прославил этим чудом преподобного старца Герасима и показал нам, как слушались звери Адама в раю.

Кому-то поведение льва покажется неестественным, унижающим царя зверей — но зверь не унижен послушанием человеку, как не унижен человек, когда послушание соединяет его с другими людьми, как не унижен Бог, ставший человеком: все, что делается любовью, не унижает, но нераздельно и неслиянно (выражение Халкидонского собора) примиряет.

На иконах преподобный Герасим Иорданский традиционно изображается вместе со львом. В житии преподобного повествуется о том, что святой старец однажды встретил в пустыне льва, страдавшего от колючки в лапе. Герасим вынул занозу у льва, а тот пошел за ним в монастырь, сделался его преданным слугой и ходил за старцем «как ученик».

Герасим дал льву имя «Иордан». Когда преподобный скончался, лев тосковал, не принимал пищи и часто приходил на могилу к преподобному. Иконописец показал момент смерти льва на могиле святого старца, сопроводив изображение надписью: «Умре же и лев над гробом Герасима и закопаша льва подле гроба преподобнаго».

При изображении монастыря в Палестине русский мастер использовал формы знакомых ему белокаменных церквей с красными крышами и главками-“луковичками”. Архитектура монастыря занимает значительное место в композиции иконы. Не случайно сюжет назван иконописцем «Обитель пр[е]подобнаго Герасима иже на Иордане ему же лев поработи».

Государственный музей-заповедник «Коломенское», Москва

Источник: http://alchevskpravoslavniy.ru/zhitie-svyatyx/prepodobnye/prepodobnyj-gerasim-iordanskij.html

“Фотофакт. Увидел! Снял! Опубликовал!”

Преподобный Герасим жил в монастыре в пустыне Иорданской. Однажды он молился и вдруг услышал страшный рев и увидел льва. Лев, хромая, шел к преподобному Герасиму и, подойдя, протянул ему больную, гноящуюся лапу. Святой увидел, что в лапу вонзилась большая колючка. Лев смотрел на старца страдающими глазами.

– Что, друг, очень больно? – спросил старец. – Потерпи, сейчас я тебе помогу.

Он вынул из лапы занозу, очистил рану и перевязал куском ткани. Ласково погладив зверя по косматой гриве, старец отпустил его. Но лев не ушел. С тех пор он стал всюду ходить за преподобным, как ученик за учителем, и во всем его слушался.

В монастырь, где жил преподобный Герасим, воду привозили из реки Иордан на осле. Старец поручил льву охранять осла, когда тот пасется на берегу. Лев усердно выполнял это послушание. Но однажды он заснул в тени под пальмой. А в это время мимо проходил караван верблюдов. Хозяин каравана увидел, что осла никто не сторожит, и, подумав, что осел заблудился, увел его.

Когда лев возвратился в обитель без осла, Герасим сказал ему:

– Ты съел осла? Если так, тебе придется делать всю его работу!

Лев виновато опустил голову.

Совет

С того времени лев стал усердно исполнять свое новое послушание – носить в монастырь воду.

Через некоторое время тот же самый караван возвращался обратно. С высокого берега лев увидел своего осла и радостно бросился к нему. Купец, испугавшись льва, убежал, оставив свой караван. А лев взял губами уздечку – так он делал и прежде – и привел осла в обитель, прихватив и брошенный купцом караван.

Лев подвел осла к старцу. Герасим погладил льва и, улыбнувшись, сказал:

– Я напрасно бранил тебя. Ты честный зверь, и я даю тебе имя – Иордан.

Еще долго жил в монастыре лев Иордан. Когда преподобный Герасим совсем состарился и умер, лев затосковал, перестал есть. Потом он лег на могилу старца, зарычал так, что задрожал воздух, и умер.

Еще с апостольских времен существовала маленькая церковь в пещере, где, согласно преданию, останавливались на ночь во время бегства в Египет Пресвятая Богородица с новорожденным Богомладенцем и Святым Иосифом Обручником. В настоящее время эта церковь находится под главным  храмом монастыря Святого Герасима.

Чудотворная икона Божией Матери Млекопитательница

Икона преподобного Серафима Саровского и святые мощи мучеников

Рядом с монастырем находится небольшая мастерская, где мастера мозаичного искусства создают прекрасные панно на различную тематику.

Смотреть еще:

Источник: http://fotofact.net/society/monasty-r-svyatogo-gerasima-v-iordans.html

Мощи святых

20 июля 2001 года смотрением Божиим в Свято-Троицком Болдинском монастыре были обретены святые мощи преподобного Герасима Болдинского, устроителя иноческого жития в Смоленском крае.

Преподобный Герасим родился в 1490 году в городе Переславль-Залесском. Старец Даниил из Горицко-Успенского монастыря благословил 13-летнего Григория на послушание и в скором времени постриг в иночество с именем Герасима, в честь древнего подвижника благочестия преподобного Герасима Иорданского.

В основанном старцем Даниилом Троицком монастыре под Переславлем Герасим прожил 26 лет в качестве келейника старца, а затем по благословению своего наставника поселился в дремучем лесу близ речки Болдинки. Здесь преподобный построил и в 1530 году освятил храм в честь Живоначальной Троицы, положив тем начало Свято-Троицком Болдину монастырю.

Трудами преподобного были основаны также Вяземский Предтеченский монастырь, обитель в честь Рождества Богородицы под Дорогобужем и Введенский монастырь в брянских лесах на реке Жиздре.

Обратите внимание

Скончался преподобный 1 мая (по старому стилю) 1554 года. Похоронен он был в Троицком соборе Болдинского монастыря, в приделе во имя святого Иоанна Богослова.

Из дошедших до нас письменных источников известно, что святые мощи преподобного почивали под спудом, так что даже при сооружении нового собора на месте прежнего захоронение не потревожили, органично включив в пространство южного придела.

В мае 1921 года (согласно свидетельству, записанному в 1971 году со слов участника событий Тита Петровича Новикова) комиссией по ликвидации мощей было произведено вскрытие захоронения.

С глубины около одного метра извлекли белокаменный саркофаг и долбленую колоду, в которых, по мнению комиссии, находились останки преподобного Герасима и его ученика Якова Андреевича Салтыкова, который, согласно тексту жития преподобного, был погребен вблизи святого.

Саркофаг был увезен в Смоленск, а останки переложили в два новых гроба и захоронили на кладбище вне стен монастыря.

Однако существовали вполне обоснованные сомнения в том, что при вскрытии раки, находившейся всего в одном метре от уровня пола начала ХХ века, было потревожено подлинное место упокоения преподобного Герасима.

Возможно, именно поэтому и не почиталось верующими место нового захоронения останков, извлеченных комиссией в 1921 году.

При разборке руин Троицкого собора, взорванного фашистскими оккупантами в 1943 году, стало ясно, что южный придел собора закладывался в конце XVI века на пологом склоне холма, спускавшемся от места, где стоял более древний собор, к реке Болдинке.

Чтобы пол в южном приделе оказался на одном уровне с полом всего собора, строителям пришлось досыпать грунт. Это доказывало, что даже в XVI веке захоронение преподобного Герасима находилось на глубине гораздо большей, нежели один метр.

К тому же во время раскопок, начатых в мае 2001 года, было установлено, что в ходе ремонтных работ собор был поднят на 85 см от первоначального уровня. Вначале раскопки проводились силами насельников монастыря.

В южном приделе пришлось снять полутораметровый слой земли, прежде чем был выявлен уровень конца XVI века (время начала строительства Троицкого собора). Это было определено благодаря найденному белокаменному надгробию 1571 года, лежавшему на захоронении Якова Андреевича Салтыкова.

Важно

Организацией раскопок в более древних слоях занимались заведующая отделом археологии музеев Московского Кремля Татьяна Дмитриевна Панова и художник-реставратор по тканям и коже Наталья Петровна Синицына. При снятии насыпного грунта в месте, где раньше стояла рака преподобного Герасима, были обнаружены контуры могильной ямы.

Вскрытие могильной ямы было начато 17 июля 2001 года. Анализ извлекаемого грунта показал, что захоронение пребывало нетронутым.

На глубине более 3 метров от уровня пола начала ХХ века открылись всечестные останки преподобного Герасима Болдинского.

Подлинность их не вызывает сомнений: захоронение выполнено в монастырской традиции, в могильной засыпке найдена керамика XVI века, обнаружены и остатки гроба в виде тлена.

Гроб представлял из себя деревянную колоду, выдолбленную из цельного ствола дерева. Конфигурация гроба, с сужением в изножье, также характерна для того времени. Кроме того, в захоронении была найдена кожаная обувь.

Преподобный Герасим, как известно, был кожешвец и, вероятно, эта обувь была вытачана его руками.

Мощи были извлечены и помещены в трапезном Введенском храме в специально изготовленном гробе. О совершившемся чудесном обретении мощей угодника Божия было сообщено правящему архиерею епархии митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу.

“Верим, что в этом чудесном событии даруется всем нам знак Божия благоволения, дабы возрождалась в народе нашем вера и благочестие, а через эти добродетели менялась и самая жизнь, наполняясь светом Божией Правды, миром, покоем и процветанием”, – говорится в ответном письме Владыки.

Митрополит Кирилл благословил день 20 июля, когда были даны официальные заключения по поводу принадлежности найденных останков преподобному Герасиму, считать датой обретения его всечестных мощей.

Источник: https://tainadiveevo.ru/gerasim-boldinskiy-obretenie-moshchey

Ссылка на основную публикацию