Преподобный феодор исповедник и брат его исповедник феофан начертанный

Преподобный Феодор исповедник и брат его Феофан исповедник Начертанные

Память святых братьев Феодора и Феофана Начертанных совершается в Православной Церкви 9 января и 24 октября по новому стилю.Родиной святых братьев был город Иерусалим, где они появились на свет от благочестивых родителей в восьмом веке.

Старший брат Феодор с детских лет выделялся среди других детей своим кротким нравом, незлобивым характером, стремлением к уединению, любовью к молитве и богослужениям.Святые братья Феодор и Феофан еще в юные годы были отданы своими богобоязненными родителями на воспитание в святую обитель, которой оказалась Лавра, освященная в честь святого Саввы.

В обители обучением братьев занимался священник. Основной целью обучения было не только дать основные навыки чтения и письма, но в первую очередь научить читать и писать тексты Священного Писания Ветхого и Нового Завета, богослужебные последования, святоотеческую литературу.

Обратите внимание

Пресвитер учил братьев содержанию церковных служб, рассказывал им о великой благодати служению Господу в иноческом чине. Братья в скором времени возросли и укрепились в христианской вере, и в их сердцах появилось твердое намерение посвятить свою жизнь Богу. Они вместе приняли иноческий постриг, а через некоторое время святой Феодор был рукоположен в священный сан.

В начале IX века власть перешла в руки иконоборца Льва V Армянина. Своего предшественника, православного царя Михаила I Рангава, захвативший власть император изгнал за пределы Константинополя. Под покровительством Льва V Армянина в империи стала процветать ересь иконоборчества.

Чтобы утвердить почитание святых икон Иерусалимский патриарх благословил святым братьям Феодору и Феофану отправиться в Константинополь. В столице Византийской империи произошло словесное состязание между святыми братьями и императором-иконоборцем.

Все доводы настроенного против почитания святых иконописных образов властителя были посрамлены благочестивыми речами святых Феодора и Феофана. В ярости Лев V Армянин отдал повеление, чтобы братьев подвергли жестокому избиению, а затем оставили в тюремном заключении и не разрешали никому оказывать им помощь.

После императора Льва V Армянина в 820 году империей стал править Михаил II, а после него с 829 года бразды правления находились в руках у также яростно настроенного против святых икон императора Феофила. По его приказу святых братьев вызвали из ссылки в империю и стали всячески упрашивать, чтобы они отказались от своих убеждений и отвергли почитание святых икон. Верные своему Спасителю Господу Иисусу Христу исповедники с великой решимостью и самоотвержением обличали лживую ересь и призывали иконоборцев к покаянию. За такое смелое исповедание истинной веры им приходилось претерпевать различные мучения и истязания.

Самый жестокий иконоборец Феофил отдал приказ покарать смелых братьев следующим образом: металлические иглы, раскаленные в огне докрасна прикасались к лицам святых исповедников и изображали на них заранее подготовленные надписи.

Эти надписи состояли из двенадцати строк, рифмующихся между собой и содержащих унизительные именования, которые властитель давал святым братьям. Например, он их называл сосудами суеверного заблуждения. Именно, благодаря претерпеванию такого рода мучения, святых братьев стали именовать Начертанными.

Перед этой пыткой епископ-иконоборец уговаривал святого Феодора, чтобы он поучаствовал в таинстве Святой Евхаристии вместе с еретиками и говорил, что за этот поступок Феодор с Феофаном смогут оказаться на воле.

Важно

Святой Феодор сравнил предложение епископа с тем, как если бы его обезглавили, а затем позволили направиться в любую сторону, так как Причастие с еретиками является предательством истинного вероучения. После совершения жестокого мучения, святые Феодор и Феофан были заключены в местечке Апамея. Именно там произошла блаженная кончина старшего брата Феодора в 840 г..

Его младший брат Феофан сподобился увидеть победы над ересью иконоборчества и был рукоположен в архиерейский сан. В его управлении находилась Никейская епархия. Перу святого Феофана принадлежит большое количество апологетических творений, защищающих Православное учение и опровергающих ереси.

Особое внимание святой исповедник уделял обличению ереси иконоборчества. Святые мощи преподобномученика Феодора были доставлены в Халкидон. Через некоторое время к ним стали стекаться большие группы верующих людей для того, чтобы помолиться об исцелении.

В скором времени по молитвам святого исповедника Феодора болящие освобождались от своих недугов.

Тропарь, глас 8:

Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ вселенныя светильниче, архиереов богодухновенное удобрение,/ Феофане премудре,/ ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 2:

Возгремев Христово Божественное воплощение,/ безплотныя враги до конца обличил еси,/ чудне Феофане./ Сего ради вси верно и благочестно вопием ти:// моли непрестанно о всех нас.

Величание:

Величаем тя, святителю отче Феофане, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Источник: http://xn--90agckdaxqir9f.xn--p1ai/svyatye/967-prepodobnyj-feodor-ispovednik-i-brat-ego-feofan-ispovednik-nachertannye

Преподобному исповеднику Феодору Начертанному, брату Феофана творца

Правосла́вия наста́вниче, благоче́стия учи́телю и чистоты́, вселе́нныя свети́льниче, мона́шествующих богодохнове́нное удобре́ние, Фео́доре прему́дре, уче́ньми твои́ми вся́ просвети́л еси́, цевни́це духо́вная; моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Кано́н, преподо́бнаго. Гла́с 4

Пе́снь 1

Ирмос: Мо́ря чермну́ю пучи́ну невла́жными стопа́ми дре́вний пешеше́ствовав Изра́иль, крестообра́зными Моисе́овыма рука́ма Амали́кову си́лу в пусты́ни победи́л е́сть.

Припев: Преподобне отче Феодоре, моли Бога о нас.

Ти́тлу твоего́ честна́го лица́ ви́девше, херуви́ми отступа́ют от дре́ва жи́зни; пла́менное же ору́жие всеблагогове́йно плещи́ тебе́ дае́т, всему́дре Фео́доре.

Ти́тла над главо́ю лежа́ше Царя́ Христа́, напи́сана на Дре́ве Кре́стнем; твоя́ же ти́тла, всему́дре, на лице́ твое́м начерта́ся, напи́сана благоле́пне.

Совет

Возвы́сися у́бо на Кре́ст Госпо́дь и прободе́н бы́сть в ре́бра; ты́ же, протяже́н на скамии́, терпели́вно боде́ния претерпе́л еси́, я́коже ове́н наро́чит, священнотаи́нниче, назна́менаемь.

Му́дростию вся́кою украша́емь, о́тче Фео́доре, предста́теля обличи́л еси́ я́ве злы́я е́реси, терпе́нием же де́л, сего́ мудрова́ния ужаси́л еси́.

Богородичен: Му́дрости прему́дростныя была́ еси́ прия́телище, Пречи́стая Богороди́тельнице, Еди́на ве́рных спасе́ние и пе́ние: Ты́ бо на́м родила́ еси́ дне́сь Боже́ственное избавле́ние.

Пе́снь 3

Ирмос: Весели́тся о Тебе́ Це́рковь Твоя́, Христе́, зову́щи: Ты́ моя́ кре́пость, Го́споди, и прибе́жище, и утвержде́ние.

Не име́я что́ твои́м уче́нием противорещи́, преподо́бне, на ра́ны обраща́ется, е́ллинскаго неи́стовства испо́лненный.

Подъя́л еси́ терпели́вно е́же на ра́мех и на пе́рсех ра́ны Христа́ ра́ди, богодохнове́нне, и по главе́ ударе́ния.

Му́дростию духо́вною и усе́рдием по́мысла посрами́л еси́ злочести́ваго и беззако́ннаго свяще́ннейшими твои́ми догма́ты.

Богородичен: Дави́д, я́коже ковче́г, в Вифлее́ме проро́ческими очесы́, Ма́ти Бо́жия, ви́дит Тя́, Младе́нца Пребоже́ственнаго нося́щу.

Пе́снь 4

Ирмос: Вознесе́на Тя́ ви́девши Це́рковь на Кресте́, Со́лнце пра́ведное, ста́ в чи́не свое́м, досто́йно взыва́ющи: сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.

Просте́рт на дсце́, начерта́н бы́сть, я́ко покланя́ющся, Фео́доре, Христо́ве ико́не и Богома́тере, на́глостию свире́пства и ва́рварским суровство́м.

Служи́в от ю́ности Влады́це и к Нему́ непреста́нно жела́ние име́я, блаже́нне, воздержа́нием, му́ченическою кро́вию а́бие украси́лся еси́ светле́йше.

Обратите внимание

Све́тел, я́ко со́лнце, богоно́се, от восто́ка устреми́лся еси́, зари́ испуща́я испове́дания твоего́ и велему́дреннаго и до́блественнейшаго противле́ния.

Богородичен: Благослове́н гряды́й Бо́г Сло́во в Вифлее́м, я́ко Благоутро́бен, от неискусобра́чнаго, Пречи́стая, чре́ва Твоего́. Его́же ны́не моли́ спасти́ к Тебе́ прибега́ющия.

Пе́снь 5

Ирмос: Ты́, Го́споди, мо́й Све́т, в ми́р прише́л еси́, Све́т Святы́й, обраща́яй из мра́чна неве́дения ве́рою воспева́ющия Тя́.

На земли́ стра́нней обита́яй, стра́нничество, озлобле́ние, ра́ны, заточе́ния и темни́цы люте́йшия подъя́л еси́ терпели́вно.

Ны́не ра́дуешися вои́стинну, победоно́сное венча́ние прие́м в де́нь све́тлый и светоно́сный боже́ственнаго первому́ченика.

Еже име́л еси́ от де́вства благоче́стия обеща́ние, соблю́л еси́ да́же до конца́, не превраще́н пребы́в, непобеди́ме Фео́доре.

Богородичен: Тя́ ору́жие непобеди́мое на враги́ предлага́ем, Тя́ по́мощь и наде́жду на́шего спасе́ния, Богоневе́сто, стяжа́хом.

Пе́снь 6

Ирмос: Пожру́ Ти со гла́сом хвале́ния, Го́споди, Це́рковь вопие́т Ти́, от бесо́вския кро́ве очи́щшися, ра́ди ми́лости от ре́бр Твои́х исте́кшею кро́вию.

По́том подвиго́в еще́ ка́пая, Подвигополо́жнику предста́л еси́, пра́ведным судо́м всю́ тва́рь пра́вящему, богоно́се всеблаже́нне Фео́доре.

Ничто́же тя́ Христо́вы любве́ отлучи́, ни уране́ние те́ла, ни сме́ртнаго осужде́ния преще́ние, ни тщета́ прису́щих, всеблаже́нне Фео́доре.

Важно

Сы́н сы́й и све́та и дне́ пресве́тлый, по́лн све́та, преста́вился еси́, к Боже́ственному сия́нию возраста́емь, дне́м и но́щию неоскудева́емь, богоприя́тне.

Богородичен: Тя́ еди́ну посреди́ те́рния обре́т, я́ко честне́йший кри́н и удо́льный цве́т, о Богома́ти, Жени́х мы́сленный в Тя́ всели́ся.

Седа́лен гла́с 3

Уста́ бы́л еси́ де́рзости, горды́ню мучи́телеву велему́дренно посрами́в терпе́нием страда́ний твои́х, уязвля́емь бо бы́в в лице́, Фео́доре, за Христо́ву ико́ну всечестну́ю, извести́л же еси́ чти́ти и сла́вити вся́, прося́ на́м ве́лию ми́лость.

Пе́снь 7

Ирмос: В пещи́ авраа́мстии о́троцы перси́дстей, любо́вию благоче́стия па́че, не́жели пла́менем, опаля́еми, взыва́ху: благослове́н еси́ в хра́ме сла́вы Твоея́, Го́споди.

Распаля́емь правосла́вною ре́вностию, всему́дре, снеде́ние скве́рныя е́реси и лю́тыя де́рзостне отри́нул еси́, — благослове́н еси́, Бо́же мо́й, — зовя́, — и Го́споди.

Сло́во му́дрости, сло́во догма́тов, сло́во зна́ния, сло́во уче́ний, о́тче, всеблагочести́вых Бо́г Сло́во тебе́ дарова́, — благослове́н еси́, Бо́же мо́й, — зову́щу, — и Го́споди.

Возсия́в от восто́ка, я́коже со́лнце, зарю́ благоче́стия се́ял еси́ на земли́, ико́ны поклоне́ние Христо́вы, просвеща́ющую и уча́щую, о́тче Фео́доре.

Богородичен: Укра́шена, препросла́влена, пресия́ющая све́том де́вства яви́лася еси́, Ма́ти, Бо́га те́лом ро́ждшая и пелена́ми пови́вшая, вся́ я́ве повива́ющаго.

Пе́снь 8

Ирмос: Ру́це распросте́р, Дании́л, льво́в зия́ния в ро́ве затче́; о́гненную же си́лу угаси́ша, доброде́телию препоя́савшеся, благоче́стия рачи́тели, о́троцы, взыва́юще: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Читайте также:  Молитва после аборта

Яко ле́в, всеблаже́нне, упова́в души́ тве́рдостию, не устраши́лся еси́ ерети́ческаго стремле́ния, неи́стовства тезоимени́таго, его́же оплева́в, лю́дем, ра́дуяся, вопия́л еси́: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Украси́в му́жеством ду́шу, целому́дрием же, блаже́нне, жела́ние, у́м, ра́зума испо́лнен, стяжа́в, соверши́л еси́, пра́вдою же твоя́ смы́слы упра́вил еси́ и вопие́ши: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Совет

Стремли́во теку́щий то́к е́реси, о́тче, изсуши́л еси́, твои́ми наказа́нии, преподо́бне, и всему́дрыми указа́ньми хи́трости злочести́вых разоря́я и зовя́: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Богородичен: Созда́вый естество́ в нача́тцех челове́ческое, Бо́г в сие́ облачи́тся от пречи́стаго Твоего́, Всечи́стая, и свята́го чре́ва, дне́сь в Вифлее́ме проро́чески ражда́яся; те́м Тя́ вси́ благослови́м, Мари́е Богоневе́сто.

Пе́снь 9

Ирмос: Ка́мень нерукосе́чный от несеко́мыя горы́, Тебе́, Де́во, краеуго́льный отсече́ся — Христо́с, совокупи́вый разстоя́щаяся естества́. Те́м, веселя́щеся, Тя́, Богоро́дице, велича́ем.

Боже́ственным побежда́емь жела́нием, гоне́ний ополче́ния удо́бо претерпе́л еси́, богому́дре, и, гони́теля свире́пство низложи́в, восприя́л еси́ подвиго́в, о́тче, вене́ц.

Бога́тство небе́сное обре́л еси́ и пребыва́ющую хра́мину вме́сто го́рькаго заточе́ния, и стра́нничества, и прехожде́ния, и ны́не пита́ешися, прие́мля ве́чное наслажде́ние.

Пе́ние Влады́це принося́, о́тче, и мольбы́, не преста́й о мое́й не́мощи, и сообита́нии, и бра́тстве, я́ко да, вку́пе пожи́вше, улучи́м вку́пе обоже́ние.

Богородичен: Тя́, па́че ума́ же и сло́ва в Вифлее́ме Бо́га Сло́ва дне́сь ро́ждшую, Де́во, и в пелена́х Сего́ пови́вшую, я́ко вои́стинну Богоотрокови́цу и Богоро́дицу велича́ем.

Источник: http://xn—-7sbahbba0chrecjllhdbcuymu3s.xn--p1ai/kanon/minea_yanvar/kan_9yanvar_feodor.html

Преподобный Феодор исповедник и брат его исповедник Феофан Начертанные

Дни памяти: 11 / 24 Октября (прп. Феофан), 27 Декабря / 9 Января (прп. Феодор).

Преподобный Феодор исповедник и брат его исповедник Феофан Начертанные родились в Иерусалиме от родителей-христиан. Старшим был Феодор.

Он с раннего детства избегал детских забав и любил посещать церковные службы. Вместе с младшим братом Феофаном (память 11 / 24 октября) он был отдан на обучение пресвитеру в Лавре святого Саввы.

Оба брата приняли иночество; святой Феодор был возведен в сан пресвитера.

Когда император-иконоборец Лев V Армянин (813 – 820), изгнав благочестивого царя Михаила I Рангава (811 – 813), стал покровительствовать иконоборческой ереси, Патриарх Иерусалимский послал обоих братьев в Константинополь для защиты Православия.

Прибыв в византийскую столицу, святые исповедники смело выступали в защиту иконопочитания. В словесном состязании Лев V был посрамлен. Он приказал нещадно бить обоих братьев, а потом сослал их в заточение и строго запретил помогать им в чем-либо.

При следующих императорах, Михаиле II (820 – 829) и особенно при яром иконоборце Феофиле (829 – 842), обоих братьев вернули из ссылки и опять уговаривали присоединиться к иконоборческой ереси, но они всё так же твердо и мужественно претерпели все мучения и снова были изгнаны. Но немного спустя их вызвали

Преподобный Феодор исповедник и брат его исповедник Феофан Начертанные

опять. На этот раз их подвергли жестокому избиению, и, наконец, над ними было совершено невиданное истязание. Раскаленными иглами на их лица нанесли якобы позорящие их надписи – 12 стихотворных строк, в которых о святых исповедниках говорилось как о “сосудах суеверного заблуждения”.

Отсюда утвердившееся за святыми братьями наименование Начертанных. Перед пыткой святого Феодора городской епарх просил один лишь раз причаститься вместе с иконоборцами, – за это им обещали свободу. Но святой мученик ответил: “Это всё равно, как бы вы сказали: “Мы только отрубим тебе голову, а потом иди, куда хочешь”.

После пытки святых братьев заточили в местечке Апамее, где святой Феодор скончался ок. 840 года. Святой Феофан дожил до окончания иконоборческой ереси и скончался в сане епископа Никейского.

Обратите внимание

Когда нашлись недовольные этим поставлением, возражавшие, что Феофан – сириец и некому поручиться в том, что он православный, то святитель Мефодий Константинопольский, указывая на лицо его, сказал: “после такой надписи не нужно и желать лучшего свидетельства в его православном исповедании.

” Преподобный Феофан был автором многих сочинений в защиту Православия, а также написал около 150 канонов, в том числе прекрасный канон в защиту святых икон. Скончался преподобный Феофан в мире около 850 года[101]. Мощи преподобномученика Феодора были перенесены в Халкидон, где от них совершались исцеления.

Тропарь преподобнаго Феодора. Глас 8

Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ вселенныя светильниче,/ монашествующих богодохновенное удобрение,/ Феодоре премудре,/ ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ТИХОН (НИКАНОРОВ), АРХИЕПИСКОП ВОРОНЕЖСКИЙ

Память 27 декабря / 9 января, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, Воронежских и Липецких святых

В миру Никаноров Василий Варсонофьевич, родился 30 января / 12 февраля1855 года в селе Кирюге Кирилловского уезда Новгородской губернии семье псаломщика Ротковской Троицкой церкви.

В 1871 году окончил Кирилловское духовное училище, в 1877 году – Новгородскую духовную семинарию первым студентом, в 1881 году – Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия.

1 / 14 августа 1881 года определён преподавателем Священной истории и помощником смотрителя в Белозерское духовное училище. Преподавал также географию. Любил учащихся, постоянно заботился о них, хлопотал об одежде и обуви для бедных учеников, нередко тратил на эти цели свои средства. Ревизия 1882 года отозвалась о нем как о хорошем педагоге.

25 апреля / 8 мая 1884 года назначен преподавателем и инспекторомНовгородской духовной семинарии при условии пострижения в монашество. Постриг должен был совершить архимандрит Кирилло-Белозерского монастыря Иаков (Поспелов). 15 / 28 июня того же года пострижен в монашество с наречением имени Тихон.

8 / 20 июля того же года рукоположен в сан иеродиакона, а 10 числа (22) того же месяца – в сан иеромонаха.

6 / 18 декабря 1888 года возведен в сан игумена.

Архиепископ Тихон (Никаноров). Фотография с сайта fond.ru

25 декабря 1890 (это было бы 7 января 1891г.) года возведен в сан архимандрита и назначен ректоромНовгородской духовной семинарии.

С 21 января / 3 февраля 1891 года – настоятель Новгородского Антониевского монастыря.

2 / 15 февраля 1892 года хиротонисан во епископаМожайского, викария Московской епархии. Хиротонию совершали в Москве: митрополит Московский Леонтий (Лебединский), преосвященный Нестор (Метаниев), член Московской Св. Синод. Конторы, епископ Дмитровский Александр (Светлаков) и епископ Христофор (Смирнов), настоятель Новоиерусалимского монастыря.

С 20 августа / 2 сентября 1899 года – епископ Полоцкий и Витебский.

Важно

С 4 / 17 июня 1902 года – епископ Пензенский и Саранский. В Пензе в годы его правления открыты были Общество вспомоществования учащим и учащимся в церковных школах епархии (1902), Церковно-певческое общество (1902), пензенский Комитет православного миссионерского общества (1904).

В 1906 году владыка Тихон был необоснованно обвинен исполняющим обязанности пензенского губернатора в «укрывательстве революционеров» за то, что заступился за свою паству и не сместил священнослужителей, которых ошибочно, как выяснилось впоследствии, признавали неблагонадежными. Когда во время беспорядков в Пензенской духовной семинарии был убит ректор, власти закрыли семинарию.

25 июля / 7 августа 1907 года епископ Тихон уволился на покой, а 31 июля / 13 августа того же года стал управляющим Московского Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря.

С 25 июня / 8 июля 1912 года – епископ Калужский и Боровский.

13 / 26 мая 1913 года возведён в сан архиепископа с назначением Воронежскую и Задонскую кафедру.

Священномученик Тихон (Никаноров), икона

8 / 20 июня 1917 года за неподчинение власти был арестован (Октябрьского переворота еще не было, то есть, это «демократическая» власть, пришедшая в результате Февральской «революции») и в сопровождении солдат отправлен в Петроград.

Архиепископ Тихон пожаловался в Синод, что власти вмешиваются «в дела епархиального управления и в грубой форме предписывали» ему увольнять с прихода одних священников и назначать других, без всяких на то оснований.

Синод 14 / 27 июня заявил, что в действиях архиепископа Тихона нет ничего противозаконного, «предшествующая деятельность преосвященного свидетельствует о его безукоризненной закономерности в делах епархиального управления». Архиепископ Тихон вернулся в Воронеж и вновь вступил в управление епархией.

Был участником Всероссийского Поместного Собора1917-1918 годов в Москве.

3 февраля 1919 года богоборцы заставили архиепископа Тихона присутствовать при кощунственном вскрытии мощей святителя Митрофана. Христов исповедник дал достойные ответы на все вопросы святотатцев.

В октябре 1919 года, когда Воронеж был занят белой армией, архиепископ Тихон служил многочисленные панихиды по жертвам большевистского террора.

Возможностью покинуть Воронеж вместе с армией Шкурко и уйти на юг, а затем за границу будущий священномученик не воспользовался.

Он остался в Благовещенском Митрофановом монастыре, чтобы разделить участь своей паствы, уже стоящей у подножия голгофского креста.

9 января1920 года, на третий день Рождества Христова, было совершено страшное надругательство: во время совершения Литургии группа красноармейцев вошла через Царские врата в алтарь Благовещенского собора.

Их главарь, закурив папиросу от семисвечника, сел на Престол и объявил решение “пролетариев”: архиерей как монархист и пособник белогвардейцев должен быть ликвидирован. Тут же приговор был приведён в исполнение.

Архиепископ Тихон (Никаноров) был повешен на Царских вратах монастырского Благовещенского собора. В течение двух месяцев тело запрещали хоронить.

Совет

Только 2 марта 1920 года отпевание и погребение было совершено викариями – епископом Острогожским Владимиром (Шимковичем) в сослужении епископа Новохоперского Модеста (Никитина). Погребен в склепе Благовещенского собора Митрофанова монастыря.

Читайте также:  Монастырь георгия хозевита в иудейской пустыне, время работы, мощи

В августе 1956 года, после разрушения коммунистами Благовещенского собора, святые мощи архиепископа Тихона были перезахоронены на городском Коминтерновском кладбище, а в 1993 году перенесены во вновь созданный некрополь Алексеевского Акатова монастыря.

Добрый человек. Проповеди говорил просто и доступно.

Был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских 20 августа 2000 года.

Молитвословия

Тропарь, глас 5

Подвигом добрым свидетельства Христова подвизался еси, / течение земнаго пути предивно скончав, / веру истинную непорочно соблюл еси, / нивочтоже вменив козни духа вселукаваго, / священномучениче Тихоне всебогате, / моли Подвигоположника Христа подати нам крепости духовныя / во спасение душ наших.

Кондак, глас 2

Тихостию Божественного Духа украшен еси, / шествовал путем архипастырского служения, / яко добрый Пастырь душу свою за овцы стада Христова положил еси, / кровию своею аки живительною влагою землю Воронежскую напоив, / указал еси нам верен путь ко спасению, / по немуже шествовати неуклонно ны научи, / Тихоне священномучениче преславне.

Величание

Величаем Тя,/ священомучениче Тихоне,/ и чтем честная страдания твоя,/ яже за Христа во утверждение на Руси Православия претерпел еси.

Воспоминания современников

По свидетельству келейника, протоиерея Иоанна Житяева,

Владыка Тихон “был тихим, кротким, смиренным архипастырем, отличался необыкновенной добротой и был большим молитвенником. Его часто можно было видеть в соборе на утреннем правиле, которое начиналось в четыре часа утра.

Владыка любил уставную службу, часто читал и пел на клиросе. При нем в Лазареву субботу 1918 года в Воронеже был освящен храм святого равноапостольного князя Владимира, построенный в честь 900-летия Крещения Руси, и в том же году был открыт Свято-Серафимовский храм…

К нему могли прийти люди со своими нуждами и душевной скорбью открыто и безбоязненно. Простота, ласковость и душевность в обращении были отличительными чертами его духовного облика.

Никто никогда не видел Владыку раздраженным или разгневанным, многим было ясно, что сугубая благодать Божия почивает на Воронежском архипастыре.

Награды

  • панагия с украшениями (14 / 27 мая 1896)
  • право ношения креста на клобуке (25 апреля / 8 мая 1918)
  • орден св. кн. Владимира III и II степени
  • орден св. Анны I степени

Литература

  • “Церк. Ведом.” 1892, № 3, с. 20, 1896, № 19-20, с. 161, 1899, № 35, с. 291, 1902, № 24, с. 223, 1907, № 31, с. 295, 1912, № 28, с. 271, 1913, № 21, с. 307, 1913, № 18-19, с. 182, 1918, № 17-18, с. 104.
  • “Приб. к “ЦВ” 1902, № 24, с. 796.
  • “Мисс. Календ.” 1907, с. 138.
  • “Русск. Паломн.” 1912, № 29, с. 445, 1915, № 36, с. 573.
  • “Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 год”, с. 116-117.
  • “Списки архиереев Иерархии Всерос.” СПБ, 1896, № 533, с. 81.
  • “Изв. Каз. Еп.” 1913, № 22, с. 685.
  • Булгаков, с. 1406, 1408, 1409.
  • БЭС т. II, стб. 1165, 1791, 1836, 2167.
  • ФАМ II, № 85, с. 8.
  • Польский М. А., протопресв., Новые мученики Российские, М., 1994 (репр. 1949-1957 гг., Джорданвилль), ч. 1, с. 179.
  • Regel'son 524: im Dezember 1919 erschlagen.
  • Губонин М. Е., сост., Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях, М., 1994, с. 898-899.
  • Мануил (Лемешевский), митр., Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно), Erlangen, 1979-1989, т. 6, с. 302-303.
  • Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12-16 августа 2000г.
  • Деяния Священного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918гг. (Документы. Материалы. Деяния I-XVI), М., 1994 (репр. 1918 г.), т. 1, с. 91.
  • Сапелкин Н., “Воронежская епархия в годы красного террора”, Церковный вестник, 2003, май, № 9-10 (262-263), с. 21.
  • Варвара (Сажнева), игум., отв., Воронежский Алексиево-Акатов женский монастырь, Изд. отдел Воронежско-Липецкой епархии, 2003, с. 127.

Использованные материалы



Источник: https://infopedia.su/17x87fd.html

Преподобномученик и исповедник Феодора и брат его преподобный Феофан Начертанных | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Январь 8th 2011 –

Преподобные Феодор и Феофа Начертанные
Афон, монастыря св. Павла. 1552 г

Память: 27 декабря/9 января

Среди мучеников, пострадавших за Христа, одни подвизались за христианскую веру, противостоя защищавшим свое идолопоклонническое заблуждение язычникам, другие же, подвизаясь за правую веру против христиан же, но только неправославно веровавших, понесли не меньше трудов, чем первые, за что и получили равные с ними венцы. В ряду последних находится дивный и великий Феодор.

Феодора возрастила Палестина, данная Богом в наследие Аврааму и справедливо называемая землей обетованной, так как не только из нее вышел весь лик пророков и патриархов, но и Сам Христос по плоти произошел из нее же, а также и весь собор Богоугодных апостолов. Та же страна явила миру и этот светильник веры и столп благочестия, – святого Феодора, ибо его благородные родители2, все состояние и богатство коих заключалось в том, что они именовались христианами, жили во святом граде Иерусалиме.

Святой Феодор еще в юности приобрел великую мудрость, и в отроческие лета он обладал уже не отроческим умом, вместо того, чтобы заниматься детскими играми или увлекаться зрелищами, он постоянно пребывал в храмах Божиих и не было для него ничего приятнее, как взирать на дела благие и честные и поучаться им. Вместе с тем он обнаруживал также беспрекословное повиновение своим родителям. Одним словом, преподобный, подобно плодоносному саду, с самого начала своей жизни показал, каков он будет впоследствии.

Когда он подрос, родители отдали его в монастырь святого Саввы3 одному ученому и добродетельному пресвитеру, чтобы он изучил Божественные книги Священного Писания, а вместе с этим обучился и страху Божию. У Феодора был брат, по имени Феофан, моложе его по возрасту, но равный ему по добродетели.

Обратите внимание

Он вместе со старшим братом находился в обучении у одного и того же пресвитера. Обладая острым умом, Феодор в короткий срок прошел всю преподанную ему книжную мудрость.

Не довольствуясь этим, но стремясь к приобретению более высоких познаний, он вышел из обители и, найдя одного преклонных лет человека, преисполненного мудрости, упросил его, чтобы тот взял его к себе в ученики.

От этого человека святой Феодор не только вполне усвоил всю внешнюю мудрость4, но также приобрел прочный навык и в духовном ведении. Он научился от старца презирать мир и все мирское и, овладев в совершенстве обеими науками – мирской и духовной – снова вернулся в обитель святого Саввы.

Сделавшись иноком и творя угодные Богу дела, Феодор многих превзошел своей жизнью.

Кто был там более кроток, чем он? Кто незлобивее его? Кто воздержнее? Кто лучше его знал время, когда надо было молчать или сказать что–нибудь, или исполнить какое–либо дело, так чтобы ни нарушить свое безмолвие, ни потерять случай сказать в свое время что–нибудь полезное, ни пропустить какую–либо монастырскую работу? Кто в такой степени умертвил свое тело, обуздал язык и глаза и отразил нападение помыслов, в какой сделал все это Феодор? За такие его добродетели, по Божию смотрению и по желанию всей братии обители, Иерусалимский святитель посвятил его в сан пресвитера. Таким образом обитель святого Саввы имела его у себя как добрую пчелу, прилежно собирающую мед добродетелей. О Феодоре надо еще сказать, что он уподобился пророку Иеремии, которому сказано: «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя» (Иер. 1,5). Ибо когда он еще отроком жил в Лавре5 и обучался грамоте у вышепомянутого пресвитера, то этот боговдохновенный муж пророчествовал о нем, что сей прекрасный юноша завершит свою земную подвижническую жизнь мученической кончиной ради Христа. Это и сбылось впоследствии, как покажет дальнейшее повествование.

В то время снова вспыхнула иконоборческая ересь, искорененная из церкви после Льва Исаврянина6, Константина Копронима7 и его сына Льва8, и преданная проклятью VII Вселенским собором9, созванным благочестивой Царицей Ириной и ее сыном Константином10. Вновь восстановил эту ересь злочестивый царь Лев Армянин11, о первоначальной жизни которого здесь уместно будет сказать несколько слов. В царствование Никифора12 он был сперва начальником армянской гвардии, а потом знатным сановником и предводителем восточной армии. Затем он хитростью взошел на Престол, свергнув доброго и благочестивого Царя Михаила, по прозвищу Рангава13, которого он заставил постричься в иночество; при этом он оскопил Его сыновей Игнатия и Феофилакта и отослал Михаила с женой и детьми в заточение.

Когда святейший патриарх Никифор14 венчал Льва Армянина в соборной церкви на царство и возлагал на голову его венец, то почувствовал в руках своих боль, как от терния, как будто венец в руках святителя стал терновым, причинявшим болезненные уколы, и понял тогда святейший патриарх, что это ясное знамение тех великих скорбей и бедствий, которые нанесет впоследствии Христовой церкви этот царь.

Вначале лукавый царь скрывал таившуюся в нем ересь и казался как бы благочестивым, пока не укрепился на Престоле. Но после великой войны с болгарами, в которой он явился славным победителем, он, наконец, извергнул таящийся в нем яд злобы, открыто показав себя иконоборцем.

Читайте также:  Молитва иустиньи и киприану от колдовства, чародейства и заговоров - православные иконы и молитвы

Началось это так: вернувшись с войны, царь вспомнил об одном затворнике, некогда предсказавшем ему, что он будет царем, что и сбылось. Задумав отблагодарить его за это пророчество, царь послал ему с одним верным слугой разные дары: золотые и серебряные сосуды, различные кушанья и индийские ароматы15.

Важно

Но царский посланник не застал уже этого инока, так как тот скончался, а вместо него в том же затворе жил ученик его Савватий. Посланник царский стал уговаривать его принять царские дары, присланные его учителю и помолиться о царе.

Но Савватий отверг дары, а вместе с ними и принесшего их, и назвал царя недостойным Царского Престола за то, что он почитает иконы и повинуется догматам, установленным прежней Царицей Ириной и бывшим патриархом Тарасием16.

При этом окаянный злословил на Ирину и Тарасия, называя первую рысью, а второго народным возмутителем, царю же Льву он угрожал скорым лишением царства и жизни, если он в непродолжительном времени не отвергнет икон, как идолов.

Возвратившись к царю, посланник рассказал ему все слышанное от черноризца и передал еще письменное послание от сего о том же.

В недоумении царь призвал одного из вернейших своих советников, по имени Феодот, сына Мелиссийского патриция Михаила17, по прозвищу Касситер, и наедине советовался с ним, что делать.

Феодот уже давно был заражен иконоборческой ересью и только выжидал удобного случая, чтобы открыто исповедать свое нечестие. Он дал царю следующий совет:

– В Дагистинском монастыре, – сказал он, – живет один святой инок, чудотворец и прозорливец: надо с ним побеседовать и поступить так, как он посоветует.

Когда царь согласился с ним, Феодот тайно поспешил в Дагистинский монастырь к намеченному им черноризцу, который был еретиком. Придя к нему он сказал:

– В наступающую ночь царь придет к тебе в худой одежде, чтобы побеседовать о вере и других предметах, и получить от тебя разумный совет.

Ты же убеди его принять отвергнутые догматы прежнего царя Льва Исаврянина и выбросить из Божьих храмов идолы (так окаянный называл святые иконы).

Совет

Затем постарайся устрашить его, что если он этого не сделает, то в скором времени, вместе с жизнью, лишится и царства, если же он пообещает исполнить это, то пророчески предреки ему долгую жизнь и благополучное царствование.

Таким образом, еретик Феодот с еретиком же иноком сговорились привлечь к своему нечестью царя, имевшего удобопреклонное к их замыслу сердце.

Ничего не зная о лукавстве Феодота, царь ночью встал и в худой одежде (чтобы не быть узнанным) пошел к этому ложному чудотворцу и лживому пророку. Проводником его был все тот же Феодот.

Когда они пришли к помянутому черноризцу и беседа уже началась, черноризец, стоя около царя и как бы по Божественному откровению узнав об его царском сане, с удивлением произнес:

– Нехорошо поступил ты, царь, скрывая перед нами под худыми одеждами свое царское достоинство. Но хотя ты и поступил так, однако благодать Духа Божия не позволила нам долго оставаться в неведении и открыла, что ты царь, а не простой человек.

Царь пришел в ужас от этих слов и, убедившись в святости и прозорливости черноризца, поверил его пророческому дару и способности чудотворения.

Он легко склонился к тому, что тот приказывал, нисколько не сомневаясь во всем, что пророчествовали его уста, и принимая гибельный для души и полный змеиного яда совет еретика, как здравый и душеполезный.

Немедленно же он обещался исполнить все советы черноризца, наученного подобным ему еретиком Феодотом, и ушел полный злого намерения воздвигнуть гонение на святые иконы. И вот, подобно сильной буре, нечестивый царь начал возмущать покой Церкви Христовой.

[Мы видим, что не природного Царя, сердце Которого в руце Божией, а самозванца, каким был Лев Армянин, еретикам очень легко направить на борьбу с Догматами Церкви Христовой. Самозванец, практически, безсилен против сговора попов-еретиков!]

Святейшего патриарха Никифора, не потворствовавшего его нечестивому намерению, он сослал в заточение в Проконисс18; точно так же изгнал он и заключил в отдаленных странах Феофана, настоятеля обители, известной под названием Великого Села19, а также Феодора Студита20 и многих других великих и Боговдохновенных отцов, сильно сопротивлявшихся ему. На патриарший же престол он возвел в самый день Воскресения Христова вышеупомянутого еретика Феодота Милиссийского, по прозвищу Касситера. И был он, как «мерзость запустения, стоящая на месте святом» (Мф. 24,15; Дан. 9,27).

[Ныне мерзость запустения являются молитвы за “Великого Господина и Отца” всех поврежденных ересью папизма. Эти молитвы помещены в многовековых богослужебных текстах на месте молит за Царя-Богопомазанника – Главу земной Воинствующей Церкви Христовой.

Мерзостью запустения является и то, что “Великим Господином и Отцом” величают правящего архиерея города Москвы – патриарха Московского.

Обратите внимание

Ну подумайте сами, может ли Господь Бог монаху, который отрекся от міра, дать господскую власть, да еще в масштабе всей России?]

Тогда Бог, в праведном гневе Своем на нечестие царя не замедлил наказать его своим судом и попустил внезапное нашествие иноплеменников.

То были обитавшие в восточных пустынях аравитяне, собрав всю свою силу, они вторглись в греческие области, опустошая земли, нападая на палестинские монастыри и, между другими, на обитель святого Саввы, где иночествовал блаженный Феодор со своим братом Феофаном.

Святейший патриарх святого града Иерусалима понял, что это казнь за грехи и следствие гнева Божия за бесчестие и отвержение святых икон. Побуждаемый ревностью по православию он начал искать, каким бы образом погасить это пламя и обличить зло, творимое нарушителями отеческих преданий, вводящими новшества.

После некоторых поисков, он нашел подходящего для этого дела человека в лице преподобного Феодора, известного своей праведной жизнью и мудростью, дышавшего Божественной ревностью и с непоколебимым мужеством стоявшего на страже православия. Оградив его молитвой и утвердив надеждой на Христа, патриарх послал его в царствующий град для обличения беззакония.

Блаженный Феодор, как послушный сын, не отказался от исполнения приказания. Готовый немедленно понести за правую веру не только многочисленные труды, но и принять страдание и даже душу свою положить за честь святых икон, он с радостью повиновался. Взяв с собою своего брата Феофана, Феодор отправился в путь и скоро достиг царской столицы.

Здесь он прежде всего бесстрашно обличил в ереси наемника, не бывшего пастырем, т.е. Феодота Милиссийского, лжепатриарха Константинопольского.

Преподобный открыто укорял его [патриарха Константинопольского] в том, что он развращает тех, кем и управляет, губит словесных овец стада Христова, питаемых вредной пищей еретического учения, и разоряет церковь правоверия, созидая капище зловерия.

Pages: 1 2 3 4

Источник: http://alchevskpravoslavniy.ru/zhitie-svyatyx/prepodobnomucheniki/zhitie-i-stradanie-svyatogo-prepodobnomuchenika-i-ispovednika-feodora-i-brata-ego-prepodobnogo-feofana-nachertannyx.html

Преподобный Феодор, исповедник и брат его исповедник Феофан Начертанный – Кокшетауская и Акмолинская Епархия :: Официальный сайт

Расписание богослужений

Кафедральный Михаило-Архангельский собор г. Кокшетау

18 февраля Понедельник

Седмица сплошная. Санитарный день

   Утром богослужений нет.

 17:00 –Вечерня. Утреня.

19 февраля Вторник

 Свт. Феодосия, архиеп. Черниговского. Прп. Вукола, еп. Смирнского

8:30 – Часы. Литургия.

  17:00 – Славословное богослужение.

20 февраля Среда

Прп. Парфения,еп. Лампсакийского

8:30 – Часы. Литургия.

 17:00 – Славословное богослужение.

21 февраля Четверг

Мч.Феодора Стратилата

8:30 – Часы. Литургия.

 17:00 – Славословное богослужение. 

22 февраля Пятница

Отдание праздника Сретения Господня. Обретение мощей свт. Иннокентия, еп. Иркутского. Обретение мощей свт. Тихона, патриарха Московского и всея России

8:30 – Часы. Литургия.

17:00 – Вечерня. Утреня.

23 февраля Суббота

Сщмч. Харалампия и  с ним мчч. Порфирия, Ваптоса и Иверской иконы Божией Матери. Свт. Алексия, митр. Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца.
трех мучениц

 8:30 – Часы. Литургия.

17:00 – Всенощное бдение.

24 февраля Воскресенье

  Неделя о блудном сыне. Сщмч. Власия, еп. Севастийского

6:50 – Ранняя Литургия св. Иоанна Златоуста.(Богоявленский Крестильный храм)

 8:30 – Часы.Литургия св. Иоанна Златоуста.

17:00 – Полиелейное богослужение.

25 февраля Понедельник

  Иверской иконы Божией Матери. Свт. Алексия, митр. Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца

 8:30 – Часы. Литургия.

 Вечером богослужений нет.

***  

История убедительно показывает, что вне Бога людям невозможно достичь гармонии и согласия. Без Бога люди не могут обрести силы для борьбы со злом. Напротив, они перестают отличать зло от добра. Вот почему Церковь занимает столь активную позицию в мире, благовествуя народам о Боге любви – Христе Распятом и Воскресшем.

Она, как и в прошлые столетия, проповедует неизменность Божественных заповедей, борется с пороками во всем их многообразии, создает условия для разностороннего и гармоничного развития личности. Церковь утверждает, что настоящая свобода заключается не в потакании страстям и человеческому произволу, а в стяжании чистоты, любви и святости.

Важно

Заповеди Христовы, дух Евангелия, которые Церковь бережно хранит, – самое светлое и драгоценное из всего, чем обладает человечество.

Источник: http://www.pravest-kokshe.kz/index.php/multkalendar/705-06-01-2015

Ссылка на основную публикацию