Правила хранения икон, написанных на деревянной основе. – православные иконы и молитвы

Правила хранения православных икон | Духовная жизнь на 4-women.ru

Наверняка хотя бы раз в жизни каждый православный христианин задавался вопросом, как правильно хранить иконы.

Имея дома свой иконостас, хочется сохранить образы в хорошем состоянии и, возможно, передать их своим детям.

В храмах тоже вопрос сохранности стоит остро — большой поток людей, копоть свечей и перепады температур могут негативно сказываться на изображениях. Попробуем разобраться, как же сохранить в надлежащем виде святыни.

Обратите внимание

На кафедре реставрации Свято-Тихоновского гуманитарного университета были разработаны специальные правила хранения икон. Они подходят как для храмовых святынь, так и для тех, которые используются дома.

Речь идет об образах, которые написаны красками на холсте, дереве или других материалах — именно они наиболее подвержены порче.

Типографские изображения, напечатанные на принтерах, в меньшей степени нуждаются в особых условиях хранения.

Из всего перечня правил можно выделить основные:

  1. По возможности образа лучше держать в специальных киотах из стекла, которые будут защищать изображение от негативных внешних факторов.
  2. Если икона написана на деревянной основе, то ее нельзя хранить в помещениях, где есть древесный жук-точильщик.
  3. Не стоит вешать или ставить образ возле источника тепла (батарея, печь), поскольку от высокой температуры древесина пересохнет и деформируется.
  4. Следует избегать сквозняков и попадания прямого солнечного света непосредственно на изображение.
  5. Пыль и незначительные загрязнения нужно не вытирать тряпкой, а аккуратно стряхивать специальной кистью.
  6. Хранить иконы нужно в помещении с оптимальными параметрами воздуха (температура 18-22 градуса, влажность 50-65 %).
  7. Не стоит вытирать или намазывать поверхность образа какими-либо веществами или составами (в том числе и освященными), так как они могут вступить в химическую реакцию с красками и испортить изображение.
  8. При наличии большого подсвечника с множеством свечей икону следует разместить как можно дальше от огня.
  9. Если планируется отдавать образ на реставрацию, то лучше всего уложить его горизонтально изображением вверх и исключить механический контакт (например, положить в коробку).
  10. Любые реставрационные работы должны проводиться только профессионально обученными специалистами, имеющими документальное подтверждение своего образования.

Соблюдение таких достаточно простых и логичных правил поможет сохранить православные святыни на долгие годы без потери качества краски и яркости изображенных святых ликов.

Красный угол в современной квартире

Другие особенности хранения икон

Основные правила сохранности икон направлены на устранение чисто физических негативных факторов, могущих привести к порче изображения. Однако святая икона — это не просто картина, предмет искусства или украшение. Прежде всего, это большая святыня. И главное правило хранения иконы, как святыни — это благоговение.

Совершенно недопустимо складывать иконы вместе с книгами, журналами, картинами или вообще какими-либо другими предметами.

Важно. Святые лики — носители образов Господа, Пресвятой Богородицы, святых мучеников и подвижников благочестия. Глядя на них, наш ум призван возвышаться к первообразу.

Если в домашнем иконостасе появились лишние иконы, которые некуда повесить, или оказалось два одинаковых образа — можно найти отдельное место для хранения святынь. Это может быть ящик стола, полка, где не будет лежать больше ничего лишнего.

Хорошо, если святые изображения не пылятся в столе, а находятся у верующих людей. Поэтому всегда предпочтительнее подарить лишнюю икону верующему христианину, чем хранить ее у себя. Исключением могут быть старинные родовые образа, которые передаются по наследству как семейная реликвия.

Многие изображения святых сегодня расцениваются как произведения искусства и могут иметь значительную ценность как финансовую, так и художественно-историческую. Тем не менее, не следует забывать, что перед образом нужно прежде всего молиться.

Небольшие иконки, напечатанные на бумаге или пластике, очень удобно хранить в молитвословах. Достаточно просто прикрепить образок на страницу с молитвой тому, кто изображен. В таком случае, читая эту молитву, образ всегда будет перед глазами и проще будет вознести свой ум к Богу.

Важно

Что же касается храмов, то в большинстве из них оборудованы специальные помещения для хранения икон, которые не используются постоянно в богослужениях. Эти образа могут выноситься на аналой в дни особых праздников или на молебны по просьбе прихожан. Те же лики, которые постоянно висят на стенах храма, чаще всего закрываются стеклом.

Прикладываясь к святому изображению, спрятанному за стеклом, многие думают, что лишаются благодати, поскольку не касаются непосредственно изображения. Такой подход чужд христианству, поскольку благодать исходит не от доски с краской как таковой, а от Господа нашего Иисуса Христа, святых. И разве может обыкновенное стекло стать препятствием для благодати всемогущего Бога?

Еще одной благочестивой традицией является украшение иконостасов вышитыми рушниками или красивой тканью. Особенно часто такое встречается дома у верующих людей пожилого возраста. Действительно, покрывало из ткани убережет лик от пыли и копоти от свечей и облегчит уход за святыней.

Благоговейное отношение к изображению святого лика — это, прежде всего, молитва. Можно завесить весь дом самыми красивыми иконами, но если перед ними не читают искреннюю сердечную молитву, то это совершенно бессмысленно.

Посмотрите видео о месте для икон

Источник

Источник: https://4-women.ru/religiya/duhovnaya-zhizn/pravila-hraneniia-pravoslavnyh-ikon.html

Как правильно хранить иконы. Старинные иконы

Икона в аварийном состоянии

Если вы хотите сохранить старинную икону, необходимо соблюдать несколько несложных правил.

В музеях иконы хранятся при температуре воздуха 18-20 градусов Цельсия и влажности 58-60%, кроме того, в помещениях специальная система вентиляции, не допускающая сквозняков.

В домашних условиях соблюдать эти параметры очень сложно, но вполне можно создать приемлемые условия, в которых икона не будет разрушаться.

В помещении, где размещаются иконы, не должно быть резких перепадов температуры и влажности.

Поэтому рукописные иконы, как старые, так и новые, ни в коем случае нельзя помещать на кухне, где образуется пар, повышается температура, часто приходится проветривать, открывая форточку; кроме того в многоэтажных домах именно кухни «затапливаются» соседями сверху.

На первый взгляд, изменения, вызванные нестабильным климатом не заметны, так как происходят очень медленно, год за годом: рассыхается доска, лопается паволока (ткань, наклеенная на доску), а вместе с ней и левкас (слой из мела и клея, на котором пишут красками).

Так образуются трещины и осыпается красочный слой. Излишняя влажность ведет к поражению иконы плесенью и грибком. Наши предки прекрасно знали, как сохранить иконы, поэтому всегда помещали их в углу, противоположном печному. На кухне же можно разместить иконы, выполненные печатным способом.

Совет

Итак, лучшее место для иконы в доме — комната. Где же поместить икону в комнате? Необходимо выбрать место, где перепады температуры и влажности минимальны, следовательно, стены, на которых расположены отопительные системы (трубы и батареи), не подходят.

Также не годятся углы, расположенные рядом с окнами: сквозняки разрушают иконы. Не страшно, если подходящая для икон стена не будет восточной: лучше сохранить святыню на северной стене, чем дать ей рассыпаться за пару лет в восточном углу рядом с батареей.

К тому же, традиция ориентировать алтарь храма на Восток возникла не сразу, например, во многих раннехристианских храмах алтарь располагался в западной части. Возможно, чтобы освободить наилучшее место, придется передвинуть комод, перевесить полки.

Главное — определить, что важнее: сохранение иконы для будущих поколений или сохранение уютного интерьера, на создание которого, возможно, было потрачено немало сил и средств.

Рукописную икону следует хранить в киоте. В крупных городах есть мастерские, специализирующиеся на изготовлении такой церковной утвари, но киот можно заказать в любой столярной мастерской или даже сделать самостоятельно. Важно знать, что киот не должен быть идеально герметичным, в нем должны быть необходимые для циркуляции воздуха мелкие щелки, которые не следует чем-либо замазывать.

Важно, чтобы все деревянные поверхности внутри и снаружи киота были обработаны лаком или масляной краской. Поверхность живописи не должна прикасаться к стеклу. Если икона находится в старом киоте, не спешите его менять. Крепкий, добротный киот можно сохранить, достаточно будет просто, аккуратно вынув икону, удалить пыль и мелкий мусор, который мог скопиться внутри, и протереть стекло.

Старые иконы обычно нуждаются в реставрации. Поэтому следует показать их специалисту-реставратору. Только он может оценить сохранность иконы и предложить необходимые реставрационные мероприятия. Ни в коем случае не следует пытаться «восстановить» или «почистить» икону самостоятельно — это, скорее всего, приведет к ее уничтожению.

Не надо доверять никаким советам из журналов, где между рецептом салата и рекламой шампуня вполне могут разместить заметку о «быстром и безопасном способе поновить икону». Ни один специалист никогда не станет давать подобные советы.

Обратите внимание

Ведь чтобы выбрать способ реставрации, нужно учитывать множество факторов: состав левкаса (он может быть совершенно разным), ткань паволоки, состав красок (масляные или темперные) и так далее. Выяснить все это может только специалист, проведя ряд исследований, в том числе и лабораторных.

Метод, который спасет одну икону, может погубить другую. Разумеется, нет никаких «общих» способов, позволяющих дилетанту как-либо «подклеить» и «почистить» икону.

Конечно, поиск реставратора — задача не из легких даже в крупном городе. Не следует доверять первому же объявлению в газете. Можно для начала спросить в приходском храме: кто-либо из прихожан или духовенства, возможно, подскажет дальнейшее направление поиска.

Если вы нашли специалиста, вполне допустимо поинтересоваться его образованием, опытом работы, посмотреть фотографии (серьезный реставратор проводит фотофиксацию работ).

По окончании реставрации надо получить хотя бы краткий письменный отчет о проделанной работе, это поможет следующим  поколениям реставраторов, которые будут работать с иконой.

Если в вашем городе или поселке специалиста-реставратора нет, не отчаивайтесь: возможно, со временем удастся его найти через знакомых в других городах. Иконы писались на века, и, при условии грамотного хранения, как правило, могут «дождаться» своего реставратора.

Из-за плохой сохранности некоторые иконы не могут выполнять свою богослужебную функцию. Если икона пришла в аварийное состояние: распалась на несколько фрагментов, треснула, красочный слой осыпается или на нем появились вздутия, хранить ее следует с особенными предосторожностями.

Такую икону надо очень аккуратно завернуть в кальку и положить лицевой стороной вверх в коробку из плотного картона. Не следует заворачивать икону в ткань. Чтобы икона не двигалась внутри коробки, можно пространство между боковыми стенками коробки и торцами иконы заполнить мятой калькой. Между лицевой поверхностью иконы и крышкой коробки должен оставаться зазор.

Важно

Осыпавшиеся фрагменты красочного слоя следует сложить в небольшой коробок и хранить вместе с иконой — при реставрации их приклеят на место.

 Окислившийся оклад

Часто иконы имеют оклад — металлическую рельефную пластину, закрывающую всю поверхность, кроме ликов и кистей рук. Не стоит снимать оклад — под ним может не оказаться изображения. Многие иконы в XIX веке изначально писались так: красками изображались только лики и кисти рук, а остальное изображение делалось на окладе.

Не надо также самостоятельно чистить оклад, для этого его должен снять с иконы специалист. Оклады крепились гвоздиками, которые, заржавев, так «срастаются» с доской, что их нельзя вытащить без ущерба для иконы. По этой же причине не надо вынимать крепежных элементов с тыльной стороны иконы.

Часто у икон, хранившихся при повышенной влажности, оклады покрываются зелеными окислами — так окисляется медь и другие металлы. Важно знать, что такой оклад обязательно должен очистить специалист, так как соли меди, входящей в сплавы, ядовиты. Икону с таким окладом лучше поместить в киот или упаковать в коробку до реставрации.

Иногда оклад приходит в такое ветхое состояние, что не подлежит восстановлению.

https://www.youtube.com/watch?v=Qnr2aN2DinI

Многие иконы имеют дополнительные скрепляющие элементы — шпонки, узкие дощечки, врезанные в тыльную сторону или в торцы. Доски старых икон часто выгибаются (в реставрации это называется «короблением основы») и шпонки выпадают из пазов. Не надо пытаться как-то закрепить, приклеить, выпавшую шпонку.

Доски, из которых состоит икона, склеены между собой по стыкам, поэтому икона может сохраняться без шпонок. Если же доски, составляющие основу, покоробились и «разошлись», то есть между ними есть сквозные трещины, то выпавшая шпонка уже не поможет.

Эта икона уже считается «аварийной» и ее необходимо до реставрации хранить в горизонтальном положении в киоте или в коробке.

 Тыльная сторона иконы с выпавшей шпонкой

Часто доски старых икон имеют маленькие отверстия — это ходы, проделанные жучком-древоточцем. Как правило, это старые летные отверстия: жуки проели их, выбираясь из доски, и улетели задолго до того, как икона оказалась в городской квартире.

Если икона попала к вам недавно или вы живете за городом, то следует понаблюдать, не появляется ли новых отверстий. Их можно отличить по свежему цвету дерева по краям отверстия.

В случае обнаружения новых ходов икону следует «изолировать»: завернув в кальку, упаковать в коробку и срочно искать реставратора, который знает как бороться с этой напастью.

 Оставленные жуком-древоточцем ходы и отверстия

Жуки, из года в год поедающие древесину, делают ее хрупкой, ломкой, похожей по структуре на пористый шоколад, что очень быстро ведет к полному разрушению иконы. Во избежание заражения жучком-древоточцем не следует вносить в дом старую деревянную мебель и утварь, предварительно тщательно не осмотрев ее.

Читайте также:  День ангела даниила по церковному календарю

Не нужно хранить на иконной полке или, тем более, внутри киотов просфоры, сосуды с маслом, вербные веточки и тому подобное. Для этого следует выделить отдельную полочку.

Не надо проветривать комнату, где хранятся иконы, в дождливую или туманную погоду — это вызывает в помещении резкий перепад влажности.

И уж конечно, не стоит гладить белье или устанавливать обогреватель в той части комнаты, где размещены иконы.

И наконец, если вы хотите сами преподнести в дар кому-либо старинную икону, то лучше предварительно изготовить киот и, если это возможно, провести реставрацию.

Соблюдая нехитрые условия хранения, вы сможете передать икону детям и внукам. Многие поколения смогут молиться перед святыней, сохраненной в том числе и вашими трудами.

Источник: http://icon.cerkov.ru/2013/03/12/kak-pravilno-xranit-ikony-starinnye-ikony/

Деревянная основа иконы

КАКОЕ ДЕРЕВО ПРИМЕНЯЛОСЬ ДЛЯ ЖИВОПИСИ

Самым лучшим деревом для живописи является липа, но иногда используется ель, ольха и кипарис. Доски делаются всегда из выдержанного сухого дерева и хорошо склеиваются столярным клеем. Сучки из досок вырезаются, иначе они все время дают осушку, а от этого на грунте появляются трещины.

В места вырезанных сучков столярным клеем вклеиваются вставки. Делается это всегда с лицевой стороны и не глубже, чем на половину толщины доски. Чтобы грунт на доске держался более прочно, лицевая ее сторона отстругивается цинубелем (зубчатым рубанком) .

Тыльная сторона доски тоже чисто остругивается, и в нее врезаются дубовые шпонки. Это предохраняет доску от коробления.

КАК ИЗГОТОВИТЬ ОСНОВУ ИЗ ДЕРЕВА

Совет

Для изготовления досок основы предпочитали мелкослойную древесину — липу, южный тополь, иву. Использовали также дуб, бук, кипарис, орех, иногда березу.

Применение различной древесины для изготовления досок связано как с произрастанием тех или иных пород в различных климатических зонах, так и с местными традициями.

Наиболее употребляемой породой при изготовлении досок в русской иконописи была липа, а в северных районах России довольно часто хвойные породы — сосна, ель, лиственница, кедр.

Доски под живопись изготовляли специалисты по обработке дерева — древоделы, редко сами художники. Доски, сделанные неспециалистами, отличаются низким качеством обработки.

Уже в XI—XII веках в России появляются иконы, высота которых иногда достигает двух метров и более. Размеры их обусловливались величиной церковных помещений.

Например, икона XI— XII веков с изображением Петра и Павла, написанная для новгородского Софийского собора, имеет размер 236 х 147 см, «Благовещение» XII века для Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде — 229 х 144 см, «Георгий» из того же собора — 230 х 142 см; первая икона хранится в Новгородском историко-художественном музее, две другие — в Государственной Третьяковской галерее. Для военных походов и путешествий с дипломатическими целями русские люди заказывали иконы малого и среднего размеров. Например, икона «Спас» начала XIII века (Ярославский художественный музей), принадлежавшая ярославскому князю Василию, имеет размер 44,5 х 37 см.

Характер деформации досок выпиленных из различных участков ствола

Доски вытесывались из плахи топором и обстругивались теслом.

Продольную распиловку бревен на доски в России, вероятно, начали производить только с XVII века (к этому времени относятся сведения в письменных источниках).

При археологических раскопках в Чернигове и Новгороде в культурном слое XI века найдены пилы типа современной ножовки. Эти пилы могли быть использованы только для поперечного опиливания досок.

Следы инструмента при обработке доски являются надежным признаком в определении времени создания иконы. Различные инструменты, использованные при изготовлении доски, оставляют различные по характеру следы. От топора остаются зарубки, от скобеля — лункообразные борозды, от рубанка — плоские борозды.

При позднейших поновлениях икон тыльную сторону их могли неоднократно выравнивать — перетесывать. Поэтому судить об их первоначальной обработке по тыльной стороне нужно с осторожностью.

Зато на обнаженных частях лицевой стороны доски, где левкас бывает местами утрачен, можно видеть первичную обработку поверхности.

Обратите внимание

На примере обработки лицевой стороны иконы XI—XII веков с изображением Петра и Павла видно, что после вытесывания досок топором их протесывали вдоль волокон скобелем, а после соединения их в один щит лицевую сторону дополнительно протесывали в поперечном направлении, чтобы сгладить неровности по месту соединения досок.

Лицевая (слева) и тыльная (справа) стороны иконы: 1 — поле, 2 — лузга, 3 — ковчег, 4 — паволока,

5 — врезная левосторонняя шпонка

На лицевой стороне доски делали углубление, которое называется ковчегом. Возвышающиеся над ковчегом края доски — это поле, а скос между полем и ковчегом — лузга.

Основу для иконы малого размера вырезали из одной доски; чтобы изготовить икону большого размера, соединяли несколько досок в один щит.

Для большей прочности между внутренними боковыми сторонами досок врезали небольшие, короткие планочки. Планочки различной конфигурации врезали в лицевую или тыльную сторону доски. Называли их в зависимости от формы — «карасиками», «сковородниками» или «ласточками». Врезанные в лицевую сторону доски «ласточки» изготовлялись с XVI века.

С тыльной стороны иконы или с торцевых ее сторон доски дополнительно скреплялись длинными рейками с различными поперечными сечениями — шпонками. В разное время применялись различные как по своей конфигурации, так и по способам крепления шпонки.

Для византийских и русских иконных досок XI и последующих двух веков характерно прикрепление шпонок на торцевых частях и тыльной стороне доски посредством деревянных шипов или кованых железных гвоздей.

Такие шпонки называются накладными торцевыми и накладными с тыльной стороны.

С XIV века накладные шпонки постепенно вытесняются врезными, вставляемыми в специально прорезанные пазы с тыльной стороны иконы, что давало возможность ссыхающимся или набухающим доскам скользить вдоль шпонок и не лопаться. В XIV—XV веках пазы чаще всего прорезали от одного края иконы до другого.

Паз и шпонку обычно делали в сечении не прямыми, а клиновидно срезанными, что удерживало шпонку при усыхании. В XV веке пазы для шпонок стали делать короче ширины иконной доски на 5 — 10 см.

Важно

Шпонки, слегка сужающиеся по длине, при этом начали вставлять навстречу — одна под другой, Однако форма поперечного сечения шпонки оставалась по-прежнему трапецевидной, а сама довольно толстая шпонка высоко выступала над тыльной стороной доски.

В XVI веке шпонки изготовлялись уже более тонкими и менее выступавшими над плоскостью доски. В XVII веке их также делали плоскими, мало выступающими над тыльной поверхностью, но зато широкими, чтобы еще более усилить их сопротивляемость деформации (выгибу) доски.

С самого конца XVII века появились шпонки, врезанные в торцы доски. Такие шпонки хорошо обеспечивают сопротивление деформации только досок малого и среднего размеров. В иконах большого размера их не применяли.

При осмотре тыльной стороны икон нередко приходится встречаться с покраской ее масляными красками. Это делалось в более позднее время с целью предохранения досок от коробления и поражения жучками-точильщиками.

Тыльные стороны досок часто имеют специфический коричневатый или черноватый налет.

Предполагают, что это следы специальных обработок досок олифой или чесночным соком (применение последнего для защиты от жучков-точильщиков описано в западно-европейских манускриптах XVII века).

Уже в древности было известно (энциклопедические записки римского ученого Плиния, I век), что доски из кипариса, пинии и некоторых других деревьев не поражаются жучками- точильщиками, так как их древесина пропитана кедровым, лавандовым маслами и другими отпугивающими веществами.

Со второй половины XVII века в Оружейной палате Московского Кремля некоторые небольшие иконки писали на кипарисовых досках, а к липовым иконным доскам с тыльной стороны иногда приклеивали кипарисовые доски. С этого же времени вплоть до начала XX века изготовлялись иконы небольших размеров, написанные на привозных кипарисовых досках.

Совет

Со второй половины XIX века в России появляются иконы на кипарисовых досках, вывезенные из монастырей Афона (Греция).

Поперечный разрез иконы: 1 — доска, 2 — проклейка, 3 — паволока, 4 — левкас, 5 — красочный слой,

6 — защитный слой

Судить о времени написания икон можно по особенностям ковчега и полей. Например, поля икон XI—XII веков, как правило, широкие, а ковчег глубокий. С XIII века поля делали более узкими. Начиная с XIV века иконные доски иногда делали без ковчегов.

С XIV по XVI век доски под иконы со средником, окруженным клеймами (сценами) жития, изготовляли с двойным ковчегом.

Во внутреннем углублении размещали главное изображение иконы; на окружающей его более высокой плоскости писали сцены жития или избранных святых, а на полях также иногда помещали избранных святых и посвященные им тексты.

В XVI веке ковчег обычно был неглубоким и лузга плавно переходила в углубление ковчега. В XVII веке переход между полем и лузгой вновь становится более резким. В XVIII—XX веках существовали все перечисленные виды обработки лицевой стороны доски. Их выбор зависел от вкусов заказчиков.

Первоисточник: 

Икона. Кравченко А.С. М., 1993

BBCode-ссылка: HTML-ссылка:

Источник: http://art-con.ru/node/250

Советы по сохранности икон

10.10.2016

Как сохранять иконы, причины и признаки порчи икон, как правильно транспортировать иконы.

https://www.youtube.com/watch?v=ndC7W9A0eWY

У каждого православного человека есть в доме икона, а чаще всего их даже несколько.

Иконы в доме могут находиться в разных местах – над входными дверьми, на кухне, в гостиной, спальне и т.д.

В древности, у людей высокого сословия была традиции иметь в доме отдельную комнату для моления, где были расставлены иконы и куда домочадцы приходил обращаться к Богу.

Обратите внимание

В наших современных условиях, когда в доме так много места, люди часто устраивают «красный угол» – специально украшенный угол в доме, где размещаются все или большинство икон.

Иконы оберегают дом и его домочадцев от бед, горя и дурных влияний других людей, а также от разного рода нечистой силы. Ежедневно живущие в доме люди обращаются к иконам, находящимся в доме, будь то с молитвой или благословением на новое дело, просьбой в помощи в делах житейских и трудных, за душевное спокойствие и здравие своих родных и близких, а также мир и достаток в доме.

Исторически сложилось так, что в России православные верующие более трепетно относятся к своим духовным реликвиям. Для многих икона является настоящей семейной реликвией, передаваемой из поколения в поколение. Доводилось видеть иконы, дошедшие по семейной линии до нашего времени с 17-18 веков. И у них было разное состояние. Те, что были в киотах – сохранялись однозначно лучше.

Серьезным испытанием для старинных икон было советское время. Кто-то продолжал тайно заботится о своих реликвиях, но часто иконы хранились с другим пожитками на чердаке либо в сенях. Тогда много икон «погибло» как от рук разрушавших святыни безбожников, так и от того, что просто забывали о существовании семейной реликвии или неправильно ее хранили.

В настоящее время существует большая проблема сохранения икон, не только старинных, но и вновь сделанных. Незнание простых правил может сказаться на то, что даже икона, сделанная по всем канонам и по лучшим старинным традициям, может разрушиться и стать неприглядной всего за десяток лет.

Основные виды порчи иконы и их причины

Прошу заметить, что здесь мы не затрагивает соблюдение технологии изготовления самой иконы. Эта информация дает понять то, как могут повлиять разные факторы среды на вид иконы в долгосрочной перспективе. Сюда же не включены такие экстремальные случаи как: пожары, потопы, соседи сверху залили, упала зажжённая свеча, опрокинулась ладанка и обрызгала маслом икону.

Изогнутость доски.

Со временем, на любой иконе появляются поперечные искривления.

Иконная доска делается из нескольких вертикальных дощечек соединенных между собой в торцах. Соединительным элементом являются шпонки – поперечные перемычки из твердых пород дерева, которые «стягивают» дощечки иконы. Иконы из цельной доски бывают только маленьких размеров.

Основная причина этому – волокна дерева должны правильно располагаться. Так если взять цельную доску большого размера, то в любом случае на доске буду проходить годовые кольца образую овальную сердцевину – самую ненадежную часть доски.

Читайте также:  Спасо-преображенский монастырь в ярославле - православные иконы и молитвы

Со временем «сердцевина», образованная этими кольцами, может выпасть.

Важно

Однако и правильно сделанная иконная доска может искривиться (выпуклая или вогнутая). При этом, если шпонки в иконе стоят до сих пор плотно, то, скорей всего икона подвергалась сильному и продолжительному воздействию влажности. В данном случае икона искривляется сгибая сами шпонки.

Если шпонки ходят ходуном или совсем отошли, то скорей всего было воздействие на заднюю часть иконы сильными солнечными лучами или икона подвергалась воздействию повышенной температуры.

Расслоение доски.

Вертикальные дощечки иконной доски разошлись или разъехались. Икона скорей всего подвергалась постоянным колебаниям влажности с изменениями температуры воздуха. Также могло быть механическое воздействие – например, икона упала или стукнулась, в результате чего произошло отслоение (отклейка) соединений.

Глубокая трещина на иконе.

“Глубокая” – означает, что она затрагивает левкас (грунтовку). Скорей всего были сквозняк или неравномерное продолжительное воздействие солнечных лучей. Не исключено механическое воздействие (упала, например, на торцевую часть).

Отслоение левкаса.

Происходит в результате быстрых перепадов влажности (или сильной влажности), а так же сквозняков.

Отслоение изображения.

Слой красок (темперы) отслаивается от левкаса. Часто это происходи из-за сильных солнечных лучей, а также частых протираний иконы тряпкой. Возможно, что по лицевой стороне иконы был удар или давление.

Грязь на поверхности, жирный сажный слой.

Эта грязь со временем въедается в поверхность иконы, что мешает лицезреть всю ее красоту. Это особенно актуально для жителей мегаполисов, где воздух сам по себе оставляет на подоконнике дома очень много жирной сажной пыли. Так бывает когда икона стоит возле отопительных приборов, возле окон (форточек) либо на сквозняке.

Блеклая поверхность, матовость.

Поверхность иконы подвергалась сильным солнечным лучам. Либо икону часто вытирали тряпкой (в том числе влажной). В комплекте с остающейся на иконе пылью может еще больше ухудшать состояние поверхности.

Вдавленные линии имеющие геометрически правильную форму или повторяющие контуры сюжета иконы.

Икона ранее была в окладе (ризе), в результате изгиба или по другой причине, оклад очень близко стал прилегать к иконе, оставив со временем различные «вдавленности» от своего контура или рельефного рисунка.

Как лучше всего переносить икону?

Климат в России тяжелый. Зимой, перепады температуры между помещением и улицей может достигать 40-50 градусов Цельсия. Поэтому если вы собираетесь купить рукописную икону зимой, то обязательно продумайте то, как вы ее будете переносить.

Ведь не смотря на то, что тело иконы чаще всего делается из липовой доски, которая из всех пород деревьев, наименее подвержена колебаниям при изменении температуры, сильные перепады температур все равно могут негативно повлиять на икону. Рекомендуется для переноски икон заворачивать икону в ткань или полистерол.

Причем полистерол, как показывает опыт наиболее практичен, он обеспечивает и мягкость для иконы, и не прилипает к ее поверхности. Так если икону завернуть в ткань и держать ее в жаре, то ткань моет оставить на лицевой стороне иконы, покрытой олифой или лаком, следы «сетки» (текстуры ткани).

Совет

Коробки для икон также достаточно практическая вещь, однако, при сильном морозе нужно обеспечить неподвижную фиксацию иконы в коробке, поскольку при тряске она может повредиться об такую упаковку (получить притёртости).

В любом случае старайтесь, что бы лицевая поверхность иконы продолжительно не взаимодействовала (не соприкасалась) с другими материалам.

Как лучше всего хранить икону?

Вот несколько советов:

  • Не размещайте иконы вблизи отопительных и нагревательных приборов, форточек, окон, и там где есть вентиляция, а также напротив и близко к кондиционерам.
  • Не располагайте иконы вблизи форточек, дверных и оконных проемов, поскольку сквозняки и сильные воздушные потоки также оказывают негативное воздействие. Кстати угол в доме – это место, избавленное от сквозняков изначально, если конечно в углу не стоят у вас вентиляционные выходы.
  • На икону не должны падать прямые сильные солнечные лучи. Сильные солнечные лучи бывают днем, кода солнце на юге. Поэтому лучше, что бы икона «не смотрела» на окно с южной стороны дома.
  • Не размещайте икону на кухне. Кухня – это место, где постоянно меняется температура и влажность. Причем, в процессе готовки еды, может идти копоть и гарь.
  • Иконы лучше вообще не протирать, особенно старинные. Если же все же есть необходимость в чистке от пыли, то лучше смахнуть ее мягкой кисточкой.
  • Не ставьте иконы на комоды и тумбочки, которыми постоянно пользуйтесь, или на поверхности которых лежат другие вещи. Как не редко бывает в повседневной спешке можно случайно задеть и скинуть (или опрокинуть) икону или поцарапать ее другими предметами.
  • Старинные иконы с трещинами нужно переносить аккуратно, любые микровибрации (такие как в машине или в поезде) приводят к тому, что из трещин может высыпаться левкас (грунтовка).
  • Старинные иконы очень боятся ударов, поскольку со временем дерево становиться пористым и в тоже время более хрупким. Даже небольшой случайный удар рукой может вызвать расслоение доски либо отслоение изображения иконы.
  • Киот или рамка, куда помещается икона, не должны сильно плотно заживать икону с торцов. В любом случае должен быть небольшой зазор. Если для оформления такой рамки или киота используется басма или другие жесткие материалы, то нужно следить за тем, что бы они не поцарапали икону в месте их прилегания.
  • Вставлять старинную икону в киот нужно спокойно, без резких движений и трясок. Нужно следить, что бы зажимы, держащие икону, сильно на нее не давили.
  • Не делайте никаких отверстий в иконной доске. В том числе, не забивайте в нее гвоздей и не вкручивайте в нее шурупы. Поверхность иконы чаще всего покрыта со всех сторон защитным слоем (олифа, лак), поэтому делая дырки в иконе, вы тем самым повреждаете этот защитный слой. Со временем, эта дырка может рассохнутся и дать трещину на всю доску. Кроме того, при забивании гвоздя, происходит сильные локальные вибрации и напряжения структуры доски. Это может привести к тому, что слой левкаса с изображением возле или напротив дырки (с другой стороны) может в дальнейшем отойти или осыпаться.

И два главных совета:

  • Относитесь к иконе с должным уважением и заботой. Образ, который на нем изображен, следует почитать.
  • Какой бы икона не была, лучше всего помещать ее в киот, поскольку эта самый надежный способ ее защиты. Киот – это специальная коробка, куда помещается рукописная икона. Эта коробка полностью закрывается, а с лицевой стороны киота стоит стекло. Киот предполагает «воздушную» прослойку между лицевой поверхностью иконы и стеклом, а также защищает икону полностью от всех негативных факторов внешней среды. Кроме обеспечения сохранности иконы от внешних воздействий, такой киот несет в себе еще декоративные функции – украшая икону. Икона в киоте будет долго радовать ваш глаз, а также ваших детей и внуков.У нас всегда можно приобрести готовые киоты для икон из дерева с различным оформлением сделанные из натурального дерева. А если ваша икона нестандартных размеров, мы готовы сделать для нее киот на заказ.

Источник: http://www.glavikona.ru/articles/kak-sokhranit-ikony

Где в доме должны стоять иконы? Правила размещения иконостаса

Недавно пришедшие к вере люди резонно задаются вопросом о том, где в доме должны стоять иконы? В современной практике православия существуют определенные правила размещения икон. Эти нормы продиктованы важностью и значимостью домашнего иконостаса. Ведь к ликам святых, расположенным в домашней обстановке, необходимо проявлять уважение и почтение.

Как правильно повесить икону в доме?

В доме православного христианина обязательно должна быть икона Иисуса Христа, а также молитвенный крест. По желанию верующего человека рядом можно поместить икону Богородицы, а также изображения тех святых, которых человек относит к своим покровителям и заступникам.

Как правильно повесить икону в доме? Чтобы не ошибиться, можно воспользоваться следующими советами:

  • Место для святого иконостаса выбирается в чистом и светлом углу квартиры. Там вешается специальная полочка. Возможно расположение икон на комоде или тумбе.
  • Сами иконы ставятся на кружевные салфетки. Крест допускается вешать на стену рядом.
  • При выборе пространства для святого угла стоит учитывать тот факт, что там будут зажигаться свечи и лампадки. Именно поэтому полочка для икон не может быть установлена слишком высоко. Необходимо также учитывать правила пожарной безопасности и не жечь свечи рядом со шторами и подобными вещами.
  • Иконостас может быть один для всей семьи, но может быть расположен и в каждой комнате.
  • Подход к святому углу обязан быть свободным, чтобы удобнее было молиться перед ним;
  • Напротив окон и на подоконниках иконы не размещают, они могут испортиться от прямых лучей ультрафиолета.
  • Цепочку для лампадки можно прикрепить на крепление к потолку. Ее длины должно хватать, чтобы основная часть располагалась перед иконами.
  • Большое количество икон можно выстроить в красивую композицию. А для основы использовать буфет со стеклянными дверцами или специальный стеллаж с открытыми полками.
  • Иконостас необходимо содержать в чистоте и порядке.

Так, где в доме должны стоять иконы? На этот вопрос возможно ответить самостоятельно. Место должно быть выделено специально. На холодильниках и телевизорах лики святых не устанавливают. Для организации первого святого угла будет достаточно и одной полки. Место с иконами не украшают ничем, кроме празднично оформленных салфеток и церковной атрибутики.

Красный угол в современной квартире

Сегодня красный угол для иконы в современной квартире нужно выбирать с верой и любовью. Это должно быть лучшее место, где будет проходить ваш ежедневный духовный труд.

Красным углом наши православные предки называли передний угол избы на юго-востоке жилища. Там они ставили образа, столы для записей и молитв. Вешали вышитые рушники и домотканые полотнища.

«Кутный угол», «святой угол», «кутник» – так наши предки именовали место для иконостаса. Смотря на него, крестились утром и вечером. Перед ним вставали на колени и возносили жаркие молитвы Господу, когда не было возможности пойти на церковную службу.

Красный угол рассматривался, как аналогия церковного алтаря. На сегодняшний день есть не только правила самого выбора красного угла, но и нормы размещения икон в нем. Рассмотрим их подробнее:

  • Рядом с иконой Спасителя может стоять только Святая Троица.
  • Совместно с ликом Богородицы располагают другие ее лики или ту же Святую Троицу.
  • Все остальные иконы ставятся чуть в стороне, возможно на полке ниже.
  • Соседствовать с домашним иконостасом могут только духовные книги и церковные принадлежности. Все развлекательные атрибуты и цифровые приборы лучше убрать подальше.
  • В каждой комнате размещение икон может отличаться.

Помимо устройства основного места для молитвы, в разных помещениях дома можно устраивать отдельные места, где наличие изображения святого приветствуется.

Где еще в доме должны быть размещены иконы?

Православные иконы можно установить на кухне, чтобы семья перед приемом пищи могла возносить молитвы Господу и выражать благодарность за дарованную еду и благополучие.

При размещении святого изображения на кухне необходимо позаботиться о том, чтобы на него не попадала грязь при приготовлении пищи. Лучше всего убрать икону за дверцу стеклянного шкафчика. Искренней молитве это не помешает.

Икону со святым, имя которого дано при крещении, размещают в детской, так как детей в православии рано учат молиться и чтить библейские заветы.

Еще несколько икон можно расположить в спальне, а также в комнатах для гостей. Единственное место, где лики святых не ставят, – это ванная и туалет. Подобное их размещение можно считать святотатством.

Некоторые люди предпочитают молиться только в одном помещении. Другие же чувствуют себя комфортнее, если изображения святых присутствуют по всему дому. Здесь каждый выбирает для себя сам: делать несколько иконостасов или ограничиться одним.

Как поддерживать порядок среди святых ликов?

Икона – это изображение святых лиц из библейской или церковной истории. А еще икона – это картина, которая требует тщательного ухода в быту.

Идеальной температурой в комнате, где размещены лики святых, считают 18-20 градусов тепла. Влажность воздуха при этом не должна превышать 40 %.

Обратите внимание

При появлении на иконе пятен, стойких загрязнений и въевшейся пыли их относят на реставрацию. Моющими средствами иконы не чистят. При протирании влажной тряпочкой стараются не мочить лик слишком сильно.

Читайте также:  Мученичество поликарпа смирнского, житие и труды

Вообще, пыль с изображения святого удаляется мягкими кистями или сухими тряпками. Также необходимо регулярно протирать пыль на том месте, где размещен лик, стирать салфетки и скатерти, находящиеся на иконостасе.

Недопустимо подвергать иконы прямому воздействию солнечных лучей. Краски на них могут померкнуть, а дерево выцветет и растрескается.

Чем стариннее икона, тем более бережное отношение к ней требуется. Намоленная в нескольких поколениях, она становится для определенной семьи подлинной реликвией, которую передают от предков к потомкам.

Кроме чистоты внешней, рядом с иконами нужно соблюдать чистоту пространственную. Возле иконостаса никогда не размещают иные картины, пусть и религиозные, косметику, постеры, украшения, диски и обычные книги, фотографии членов семьи, фото действующих священнослужителей или монахов, предметы декора или же другие личные вещи.

Если хозяин надолго покидает дом, где остается его богатый иконостас, то можно задернуть шторы во всех комнатах, чтобы краска икон «отдохнула» от света. Также допустимо брать домашние иконы с собой во временное жилище, чтобы там устроить импровизированный красный угол.

Теперь вы знаете, где в доме должны стоять иконы, а где их ставить нельзя. Размещение святых ликов – вопрос серьезный. И его стоит обсудить на семейном совете. Особо верующие люди не боятся переделывать интерьер для устройства иконостаса по всем правилам.

Они с легкостью расстаются с вазами и пейзажами на стенах, чтобы освободить место для ликов святых. Такой поступок еще больше доказывает, что для этих людей вера в Бога находится на первом месте, а все материальное – на втором.

И они готовы на многое для своего духовного развития.

Источник: https://religiya.temaretik.com/1183807405020416596/gde-v-dome-dolzhny-stoyat-ikony-pravila-razmescheniya-ikonostasa/

Как хранить иконы, особенно старинные

Вы стали обладателем старинной иконы – живописной или печатной, поэтому теперь Вам надо узнать, как правильно обращаться с этим предметом, чтобы сохранить его на долгие десятилетия и даже на века, чтобы не только Вы, но и Ваши внуки и правнуки получили возможность радоваться произведениям древних мастеров иконописцев./p>

Наши простые советы помогут Вам сохранить старинные иконы в неизменно хорошем состоянии!/p>

Мы настоятельно советуем Вам внимательно ознакомиться с нашими рекомендациями и следовать им в наиболее полной мере!/p>

Категорически запрещается:

– Мыть старинные живописные и печатные иконы.

Важно

Никогда не мойте старинные иконы водой или иными моющими средствами, не протирайте икону влажной тряпкой, щеткой и так далее. Влажность и механическое воздействие на живопись и деревянную основу могут привести к частичному или полному разрушению красочного слоя или деревянной основы иконы!

– Осуществлять протирку иконы маслом.

Запрещается протирать живопись иконы маслом (подсолнечным, льняным, синтетическим и так далее). Входящие в состав масел вещества могут нанести непоправимый ущерб живописи как в ближайшей, так и (главное!) в долгосрочной перспективе!

– Стирать с иконы пыль сухой тканью.

При таком способе уборки живописный слой подвергается истираню, кроме того мельчайшие волокна ткани зацепляются за неровности и трещины живописного слоя, вырывая частицы краски и левкаса из поверхности иконы. Особенно вредны для иконы ткани типа микрофибра и другие синтетические салфетки, применяющиеся для уборки помещений.

– Пылесосить икону.

Некоторые иконы могут иметь незаметные глазу отслоения левкаса и живописи. Вакуум, создаваемый при работе пылесоса, может привести к вырыванию частей живописной основы.

– Хранить икону в помещениях с повышенной влажностью воздуха.

Избыточная влажность способствует набуханию доски и растрескиванию (отслоению) левкаса и живописи, кроме этого во влажной среде активно развиваются грибковые микроорганизмы, способствующие биологическому разрушению иконы.

– Хранить икону в помещениях, где существуют сквозняки, или наблюдаются часто меняющиеся температурные показатели.

Даже кратковременные сквозняки, ведущие к резкому перепаду температуры могут повредить старинной иконе: они ведут к изменению параметров деревянной основы (сжатию или растяжению), что влечет за собой возможное разрушение красочного слоя.

– Подвергать старинные иконы воздействию прямого солнечного света.

Солнечные лучи ведут к выцветанию красок, перегреву красочного слоя, короблению, растрескиванию живописного слоя.

– Подвергать старинные иконы механическим нагрузкам.

Старинные иконы хрупки и требовательны к обеспечению защиты от любых механических воздействий.

Совет

Разместите икону таким образом, чтобы она не могла упасть, чтобы она не была зажата другими иконами или предметами, никогда не нагружайте горизонтально лежащую старинную икону другими предметами!

– Пытаться выпрямить иконную доску.

Изгиб иконной доски является естественным следствием, вызванным неравномерным усыханием деревянной основы и левкасно-живописного слоя. Попытки выпрямить икону в большинстве случаев приведут к поломке доски!

– Самостоятельно реставрировать икону.

Реставрация старинной живописи может осуществляться только профессиональным реставратором, самостоятельные попытки отреставрировать икону могут привести к гибели памятника, его порче, потере исторической, религиозной и материальной ценности предмета!

– Пытаться очистить икону от потемневшей олифы и вековых загрязнений.

Каждая старинная икона требует индивидуального подхода в решении этой задачи, поэтому только специалист может определить, какой именно способ очистки применить в том, или другом случае.

Попытки очистить икону самостоятельно очень часто приводят к безвозвратной утрате живописи!

– Приклеивать шпонки, фиксировать их в пазах при помощи гвоздей или шурупов, клиньев.

Фиксация шпонок в пазах старинных икон ведет к поломке деревянной основы, никогда не пытайтесь их зафиксировать!

– Самостоятельно покрывать икону олифой, лаками и другими защитными составами.

Такое покрытие приведет не к защите, а к гибели иконы, а также к невозможности в дальнейшем ее реставрировать.

– Закреплять на иконе подвесы, прикреплять икону к стене или другой основе гвоздями, саморезами.

Любая из попыток «дырявить» деревянную основу старинной иконы может привести к растрескиванию доски и полной утрате ценности иконы.

– Трогать живопись (печатный слой) на иконе руками.

Трогая икону руками Вы способствуете истиранию живописного (печатного) слоя. Пальцы рук несут на себе вещества, которые разрушают краски.

Обратите внимание

Чтобы наилучшим образом сохранить старинные иконы на века, по возможности выполняйте следующие условия:

– Разместите и храните старинные иконы в застекленном киоте.

Деревянный застекленный ящик-киот – наилучшее хранилище для любой старинной иконы! В киоте икона защищена не только от резких перепадов температуры и влажности, но и не боится воздействия ультрафиолетовых лучей, противостоит механическим нагрузкам, предохраняется от копоти свечей, не пылится. Киот создает микроклимат для хранения иконы, столь необходимый для обеспечения идеальных условий.

– Для уборки пыли пользуйтесь мягкой широкой кистью с натуральной щетиной.

Легкими движениями без нажима отряхивайте пыль с поверхности иконы, располагая кисть под углом сорок пять градусов к плоскости иконной доски.

– При хранении иконы в открытом виде выберите такое место в комнате, где минимизируется воздействие на икону сквозняков и перепадов влажности.

– Внимательно осматривайте икону два раза в год.

Осмотр проводится для выявления изменений в состоянии живописного слоя, грунта и в состоянии иконной доски, шпонок.

На самом деле хранить иконы не так сложно, поэтому прочитайте наши инструкции и следуйте им, Ваши старинные иконы сохранятся прекрасно и Вы сможете их передать своим детям, внукам. Мы уверены в том, что Вы сумеете наилучшим образом сберечь в своем доме бесценные и уникальные памятники истории, религии и культуры для будущих поколений!

Источник: https://elitsy.ru/communities/90833/321612/

Как не потерять домашнюю икону. Беседа с реставратором В. Капитанчуком / Православие.Ru

Виктор Афанасьевич Капитанчук по образованию химик (окончил химический факультет МГУ) и именно как химик в 1971 году был приглашен на работу в Научно-реставрационный центр им. академика И. Грабаря, где проработал почти 20 лет.

Общение с реставраторами дало свои плоды, и когда Виктор Афанасьевич из-за тяжелой болезни вынужден был длительное время находиться дома, он увлекся реставрацией икон и иконописанием. А потом Божием Промыслом был приведен к отцу Артемию Владимирову в храм в Красном селе.

Здесь он проработал 21 год как иконописец и реставратор, заведующий иконописной и реставрационной мастерской. «Счастливое время!» – отзывается Виктор Афанасьевич об этом своем служении. Как профессиональный химик, практик-реставратор и художник-иконописец, он знает многие секреты икон.

Важно

И потому его советы о том, как обращаться с иконами и ухаживать за ними, что делать, если образ уже поврежден, и чего делать ни в коем случае нельзя, будут особенно полезны нашим читателям.

Виктор Капитанчук    

– В ваши руки отдавали иконы, которые пострадали от неправильного обращения. Какие элементарные вещи надо знать владельцу написанной иконы, чтобы ее не испортить?

– Никаких жестких воздействий: растворителей, чистящих средств. Знаете, как, бывало, иконы чистили? Кирпичом толченым, песком!

– Дерзновенно придумано…

– Представляете, что оставалось?.. Или чистили иконы золой, то есть щелочным раствором.

Очень вредно, когда икону чистят, не снимая оклада. Чистящие средства забиваются в щели, каменеют, их потом трудно удалить.

Максимум, что может человек делать дома, – удалять пыль ваткой, тряпочкой, салфеточкой. Не мокрой, а влажной. Со всеми остальными проблемами лучше идти к реставратору.

Обычно иконы темнеют из-за осаждения копоти, жирной. В крайнем случае можно и дома удалять жирные наслоения – детским мылом, потому что оно не щелочное.

– А если икона начинает осыпаться?

– По традиции иконы пишут на доске. Доски даже столетия спустя – живые, нестабильные, реагируют на влагу. За исключением очень смолистых досок. Мне приходилось реставрировать иконы, которые «повело», и они стали выпуклыми или даже вогнутыми. Исправить это сложно. Или при высыхании доска «садится», как ткань после стирки и сушки. А это приводит к вздутиям и осыпям левкаса.

Нужно выбирать такое место для иконы, чтобы были минимальные колебания температуры и влажности. Отчего случаются колебания? Летом идут дожди. Зимой сильно высыхает воздух в квартире. Открываем форточки, мороз «тянет влагу» из квартир.

Иверская икона Божией Матери. Икона до реставрации    Иверская икона Божией Матери. Икона после реставрации    

– Как бороться с сухим воздухом?

– В Эрмитаже (я был как-то давно) клали тряпки на батареи, еще вешали на них самодельные банки с водой. Сейчас продаются увлажнители, влагомеры. Но кто ж это дома будет делать?..

После дождя сквозняк может икону попортить. Поэтому не надо вешать икону там, где сквозняки. Проверить отсутствие сквозняков можно просто – зажигалкой.

Не надо вешать там, где попадают прямые лучи солнца, иначе будут большие колебания температуры, икона начнет выкрашиваться. Систему отопления в комнате тоже приходится учитывать, когда подыскиваешь место для иконы.

Совет

Мы как-то отреставрировали икону. Через неделю приходит хозяйка: «У меня икона пополам треснула». Встречный вопрос: «Где она у вас была?» Хозяйка говорит: «В углу висела». Дальше выясняем: «Там случайно трубы отопления не было?» Она утвердительно кивает. Всё ясно! «Что вы хотите? Вы ее высушили. Древесина села, возникло напряжение, икона треснула. В полном соответствии с законами физики».

Господь Вседержитель. Икона до реставрации    Господь Вседержитель. Икона после реставрации    

– Сопротивление материалов…

– И еще не надо иконы мазать маслом! Со временем в икону пыль въедается, она мутнеет, люди к празднику протрут подсолнечным маслицем – икона ярче становится. Заиграла. А потом на нее опять села пыль, стало еще хуже.

Подсолнечное масло – невысыхающее. Льняное масло, которое используют в живописи, через три дня высыхает. Но и его не надо лить, потому что оно темнеет.

– Потемнение иконы относится к числу классических проблем.

– Иконы покрывали олифой – это вареное льняное масло. При старении идут процессы полимеризации и окисления. При этом образуются хромофорные группы (окрашенные), за счет чего олифа со временем темнеет (помимо потемнения из-за копоти).

Под действием ультрафиолетового излучения солнца хромофорные группы разрушаются. На Руси это явление знали. И в марте, когда солнце наиболее жесткое, иконы выносили из храма на солнечный свет. Так иконы высветлялись.

Состав олифы старинной до конца не известен. Ясно, что в ней было льняное масло. Но мастер мог добавлять и еще что-то, плавленый янтарь например.

Источник: https://pravoslavie.ru/81615.html

Ссылка на основную публикацию