Поучения владимира мономаха: о чем говорится и в чем смысл наставления

В чём смысл “поучения” владимира мономаха и какие из его советов кажутся вам актуальными и сегодня?

Скрыть объявление

План ответа

  1. Когда возникла русская литература и как читали книги наши предки?
  2. Какие жанры Вам известны? Приведите примеры произведений разных жанров.
  3. Что такое поучение?
  4. Какую цель ставил перед собой князь Владимир Мономах, создавая свое «Поучение»?
  5. Основные наставления «Поучения».
  6. В чем смысл поучений Владимира Мономаха?
  7. Какие из поучений кажутся Вам необходимыми и сегодня?

Возникновение русской литературы относится к концу X века, когда с принятием на Руси христианства как государственной религии появились церковно-служебные и историко-повествовательные произведения на церковно-славянском языке.

Древняя Русь через посредство Болгарии, откуда по преимуществу шли эти тексты, приобщилась к высокоразвитой византийской литературе и литературе южных славян.

Темы литературы XI– начала XIII века касались русской истории и ее связи с историей всемирной, истории возникновения Руси, борьбы с внешними врагами (печенегами, половцами), борьбы за киевский престол.

Обратите внимание

Фабула произведений, созданных писателями Древней Руси, была проста, повествование велось спокойно, неторопливо.

Летописи XI века не сохранились. Летопись в древней Руси – погодная запись исторических событий, происходивших в стране, городе, местности. Первый памятник, дошедший до нас, – «Повесть временных лет» (начало XII века). Значение «Повести временных лет» было велико, она сообщала о многих исторических со­бытиях.

Среди жанров древнерусской литературы – сказания, предания, хож­дения, похвалы, поучения, притчи и т. д. Притча «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» повествуется о том, что отрок-киевлянин совершил подвиг, и что воевода Претич придумал, как обхитрить печенегов Печенежский князь ужаснулся, попросил мира и отступил от города.

В «Сказании о Белгородском киселе» также рассказывается о храбрости и смекалке, благодаря которым жителям Белгорода удалось отстоять свой город от печенегов. Известно также и другое произведение – «Похвала князю Ярославу и книгам». Ее создатель говорит, что «книгами наставляемы и поучаемы на путь покаянья», поэтому нужно больше читать.

Одним из интересных жанров древнерусской литературы я считаю поучение. Поучение – это жанр, в котором дается образец поведения для простых людей, обличаются пороки и прославляются добродетели.

Из произведений древнерусской литературы мне особенно понравилось «Поучение» Владимира Мономаха.

 Князь Владимир Мономах (1053-1125), прежде чем стать старшим на Руси киевским князем в 1113 году, княжил во многих русских землях, много воевал: то с воинственными соседями-русичами, то с половцами, периодически нападавшими на русские земли.

Постепенно внутренние распри утихли, половцы присмирели. Простые люди с уважением относились к своему князю, ценили его за желание сделать Русь единой.

Важно

Владимир Мономах надеялся, что его потомки продолжат начатое им дело, поэтому князь создал «Поучение», где вывел образ идеального правителя, который имеет крепкую веру, чтит церковь и никогда не забывает о молитве.

Цель, которую поставил перед собой Владимир Мономах, создавая своё «Поучение», — просветить своих потомков.«Поучение» написано в назидание детям и потомкам, тем, кто, «слушая эту грамотку, не посмеется».

 Собственную жизнь Мономах строил по тем же заповедям, о которых писал.

К основным наставлениям «Поучения» можно отнести следующие:

  • Не ленитесь, но за всем наблюдайте!
  • Ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью…
  • Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело.
  • Напоите и накормите просящего.
  • Убогих не забывайте и подавайте сироте.
  • Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его.
  • Соблюдайте свое слово…
  • Гордости не имейте в сердце и в уме.
  • Не уклоняйтесь учить увлекающихся властью.
  • Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев.
  • Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны.
  • Не пропустите человека, не приветив его.
  • Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь.

Основной смысл «Поучения» Владимира Мономаха заключается в том, что каждый должен иметь прежде всего страх Божий в сердце и творить добро, памятуя о том, что дни человека на земле скоротечны и страшно умереть, не раскаявшись в своих прегрешениях.

«Поучение» Владимира Мономаха – произведение, описывающее тот идеал, к которому стремился каждый христианин Древней Руси и должен стремиться каждый гражданин современной России, кладезь полезных советов и мудрости для будущих поколений.

Многие поучения и сегодня не потеряли своей актуальности. Например, обращаясь к молодежи, автор «Поучения» советует: «Иметь душу чистую и непорочную, беседу кроткую, при старых молчать, старшим покоряться, беседовать без лукавства, не хулить в беседе, душу держать ввысь».

Этот совет полезен и нам, ученикам 7-ого класса.

Источник: http://shcoolparallel.umi.ru/kontrol_naya_kontrol_naya/literatura/i_trimestr/7_klass/otvety_na_voprosy/v_chyom_smysl_poucheniya_vladimira_monomaha_i_kakie_iz_ego_sovetov_kazhutsya_vam_aktual_nymi_i_segodnya/

“Поучение Владимира Мономаха” Анализ | Инфошкола

Исторический контекст.

Владимир Мономах (в крещении получил имя Василий) — киевский князь, вьщающийся государственный деятель, полководец и писатель. Отцом Владимира Мономаха был великий киевский князь Всеволод, матерью — византийская принцесса Мария. Прозвище Мономах происходит от имени византийского императора, деда по матери — Константина Мономаха.

У самого Владимира Мономаха было 12 детей, семеро из которых были князьями. Седьмым сыном Владимира Мономаха был Юрий Долгорукий, основатель Москвы. В юности Владимир Мономах был князем Ростова, в последующие годы княжил в Смоленске, Чернигове и Переяславле. В 1113 году Владимир Мономах был призван на княжение в Киеве.

Вся его жизнь была посвящена борьбе с врагами — отражению постоянных набегов половцев, укреплению государства Киевской Руси и сплочению русских князей. Сам Владимир Мономах писал, что он совершил 83 великих похода, но историки считают, что всех походов князя насчитывались сотни.

Княжение Владимира Мономаха пришлось на время расцвета государства Киевская Русь, когда до татаро-монгольского нашествия оставалось еще столетие.

Разнообразная деятельность киевского князя показывает, каким развитым и просвещенным было первое русское государство.

Владимир Мономах внес огромный вклад в объединение и поддержание единства Руси, он был вдохновителем и руководителем походов против половцев, организатором съездов русских князей в Любече и Долобе.

Владимир Мономах издавал законы, облегчавшие положение бедных людей и делающие жизнь более справедливой.

Идейное содержание и жанровые особенности «Поучения».

«Поучение Владимира Мономаха» — это первое в древнерусской литературе автобиографическое произведение, памятник религиозной и философско-политической литературы.

«Поучение» написано в назидание детям и потомкам, тем, кто, «слушая эту грамотку, не посмеется». Это сложное произведение, состоящее из трех частей, написанных по разному поводу, поэтому датировать его непросто.

Ученые относят «Поучение» к 1117 году.

Основная мысль «Поучения» — изображение идеала княжеского «поведения»: князь должен беспрекословно подчиняться «старейшему», жить в мире с другими князьями, не притеснять младших князей или бояр; князь должен избегать ненужного кровопролития, быть радушным хозяином, не предаваться лени, не полагаться на тиунов (управляющих хозяйством князя) в быту и на воевод в походах, должен во все вникать сам…

Композиция произведения.

Первая часть «Поучения» представляет собой молитву, источником которой были библейские и другие религиозные тексты: «Поистине, дети мои, разумейте, что человеколюбец Бог милостив и премилостив. Мы, люди, грешны и смертны, и если кто нам сотворит зло, то мы хотим его поглотить и поскорее пролить его кровь.

Совет

А Господь наш, владея и жизнью и смертью, согрешения наши превыше голов наших терпит всю нашу жизнь. Как отец, чадо свое любя, бьет его и опять привлекает к себе, также и Господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостынею.

И это вам, дети мои, не тяжкая заповедь Божия, как теми делами тремя избавиться от грехов своих и царствия небесного не лишиться.

Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трех дел тех, не тяжки ведь они. Ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость Божию. «Что такое человек, как подумаешь о нем?» «Велик Ты, Господи, и чудны дела Твои.

Разум человеческий не может постигнуть чудеса Твои», — и снова скажем: «Велик Ты, Господи, и чудны дела Твои, и благословенно и славно имя Твое вовеки по всей земле».

Ибо кто не восхвалит и не прославит силу Твою и Твоих великих чудес и благ, устроенных на этом свете: как небо устроено, или как солнце, или как луна, или как звезды, и тьма, и свет?

И земля на водах положена. Господи, Твоим промыслом! Звери различные и птицы и рыбы украшены Твоим промыслом.

Господи! И этому чуду подивимся, как из праха создал человека, как разнообразны человеческие лица; если и всех людей собрать, не у всех один облик, но каждый имеет свой облик лица, по Божьей мудрости.

И тому подивимся, как птицы небесные из рая идут, и прежде всего в наши руки, и не поселяются в одной стране, но и сильные и слабые идут по всем землям, по Божьему повелению, чтобы наполнились леса и поля.

Обратите внимание

Все же это дал Бог на пользу людям, в пищу и на радость. Велика, Господи, милость Твоя к нам, так как блага эти сотворил Ты ради человека грешного.

И те же птицы небесные умудрены Тобою, Господи: когда повелишь, то запоют и людей веселят; а когда не повелишь им, то, и имея язык онемеют. «И благословен. Господи, и прославлен зело!» «Всякие чудеса и эти блага сотворил и совершил.

И кто не восхвалит Тебя, Господи, и не верует всем сердцем и всей душой во имя Отца и Сына и Святого Духа, да будет проклят!».

В тексте всего «Поучения» очень велико влияние христианской веры, принятой на Руси. Крещение Руси состоялось в 988 году: об этом рассказывается в «Повести временных лет».

Вторая часть «Поучения» — это повествование Владимира Мономаха о своей деятельности: сжатое перечисление походов и основных событий жизни.

Перечень непрерывно следующих походов показывает, насколько энергичным и настойчивым в достижении цели был Владимир Мономах.

За скупыми и, казалось бы, бесстрастными сообщениями о том или ином событии встает драматичная и суровая жизнь князя и воина: «А вот что я в Чернигове делал: коней диких своими руками связал я в пущах десять и двадцать, живых коней, помимо того, что, разъезжая по равнине, ловил своими руками тех же коней диких. Два тура метали меня рогами вместе с ко — 32 Нем, олень меня один бодал, а из двух лосей один ногами топтал, другой рогами бодал.

Вепрь у меня на бедре меч оторвал, медведь мне у колена потник укусил, лютый зверь вскочил ко мне на бедра и коня со мною опрокинул, и Бог сохранил меня невредимым. И с коня много падал, голову себе дважды разбивал и руки и ноги свои в юности повреждал, не дорожа жизнью своею, не щадя головы своей.

Что надлежало делать отроку моему, то сам делал — на войне и на охотах, ночью и днем, в жару и стужу, не давая себе покоя. На посадников не полагаясь, ни на биричей, сам делал, что было надо; весь распорядок и в доме у себя также сам устанавливал. И у ловчих охотничий распорядок сам устанавливал, и у конюхов, и о соколах, и о ястребах заботился.

Важно

Также и бедного смерда и убогую вдовицу не давал в обиду сильным и за церковным порядком и за службой сам наблюдал.

Не осуадайте меня, дети мои или другой, кто прочтет: не хвалю ведь я ни себя, ни смелости своей, но хвалю Бога и прославляю милость Его за то, что Он меня, грешного и худого, столько лет оберегал от тех смертных опасностей, и не ленивым меня, дурного, создал, на всякие дела человеческие годным».

Третья часть «Поучения» отражает переписку Владимира Моно- маха со своим двоюродным братом и давним противников Олегом Святославичем, с которым князь воевал за Чернигов.

Велика вражда между князьями: Олег Святославич в союзе с половцами отнял в 1094 году у Владимира Мономаха Чернигов, в битве с ним погиб сын Мономаха — Изяслав: «О я, многострадальный и печальный! Много борешься, душа, с сердцем и одолеваешь сердце мое; все мы тленны, и потому помышляю, как бы не предстать перед страшным Судьею, не покаявшись и не помирившись между собою… Посмотри, брат, на отцов наших: что они скопили и на что им одежды? Только и есть у них, что сделали душе своей. С этими словами тебе первому, брат, надлежало послать ко мне и предупредить меня.

Читайте также:  Красная нить на запястье что значит

Когда же убили дитя, мое и твое, перед тобою, следовало бы тебе, увидев кровь его и тело его, увянувшее подобно цветку, впервые распустившемуся, подобно агнцу заколотому, сказать, стоя над ним, вдумавшись в помыслы души своей: «Увы мне, что я сделал! И, воспользовавшись его неразумием, ради неправды света сего суетного нажил я грех себе, а отцу и матери его принес слезы!» Однако Владимир Мономах подавляет в себе чувство мщения во имя Христовой любви и прекращения междоусобицы. «Не хочу я лиха, но добра хочу я братьям и Русской земле» — говорит в обращении к Олегу Святославичу Владимир Мономах.

«Поучение» Владимира Мономаха в оценке литературоведов. «Сочинения киевского великого князя Владимира Мономаха, известные под наименованием «Поучения», написаны в конце XI — начале XII в.

«Поучение» дошло до нас совершенно случайно, в единственном списке, в составе Лаврентьевской летописи, которая рисковала сгореть вместе со списком «Слова о полку Игореве» в московском пожаре 1812 г.

в собрании рукописей Мусина-Пушкина, но не сгорела только потому, что была взята из библиотеки Н. М. Карамзиным…

У Мономаха были отчетливые этические представления, целая этическая система в области политики.

Эта этическая система его политики довольно полно выражена в двух его сочинениях: в том, что мы можем назвать собственно «Поучением», и в автобиографии, в которой он обсуждает события своей жизни с той же высокой моральной точки зрения, с какой написано и письмо к Олегу… Мономах был одним из создателей идеологии периода феодальной раздробленности — идеологии, обосновывающей и оправдывающей совершившееся и совершающееся дробление Руси между отдельными княжествами и вместе с тем безуспешно стремящейся устранить путем моральной проповеди бедственные последствия этого дробления.

Совет

В своих произведениях Мономах пытался опереть новую политическую систему на христианскую мораль, на строгое выполнение договорных условий, на совместное решение основных вопросов на княжеских съездах, на взаимное уважение к правам младших и старших. В конечном счете вся новая система должна была опираться на моральную дисциплину, на идеологию.

Вот почему этой идеологии Мономах и придал такое большое значение, заботясь о писателях, покровительствуя летописанию, укрепляя церковь, развивая культ Бориса и Глеба, поддерживая Киево — Печерский монастырь и лично занимаясь писательской деятельностью… Таким образом, высокая мораль была потребностью распадающегося общества. Ее появление было вызвано глубокими историческими причинами. Моральная сила должна была заменить силу государственную…

Повод, по которому написано «Поучение», отмечен самим Моно — махом: к нему пришли послы его братьев с предложением выступить против князей Ростиславичей и выгнать их из отчизны.

Владимир Мономах опечалился этой попыткой нарушить новый порядок, раскрыл Псалтирь, нашел в ней утешение, а затем написал свое «Поучение» — к детям и к «иным, кто его услышит».

Под этими «иными» Мономах явно разумел всех русских князей.

Именно к князьям обращены «Поучение» и другие примыкающие к нему «списания». Он учит в своем «Поучении» князей и военному искусству, и искусству управления землей, призывает их отложить обиды, не нарушать крестного целования, довольствоваться своим уделом, не доверять тиунам и воеводам и т. д.

Мономах широко обращается к церковному авторитету, пользуется общехристианскими моральными правилами, традиционными дидактическими приемами, но только для единой, главной цели — призвать князей к строгому выполнению нового политического принципа… Князья находились между собой в отношениях вассального подчинения — среди них были и старшие, и младшие. Мономах учит соблюдать эти отношения: младшим уважать старших, а старшим покровительствовать младшим, опять-таки пользуясь церковной литературой.

При старых следует молчать, премудрых слушать, старейшим покоряться, с равными и меньшими любовь иметь и умерять «увлекающихся властью».

Это выражение — «не уклоняться учить увлекающихся властью» («не стрекати учить легких власти»), самая идея того, что власть «увлекает», замечательны… Весь тон «Поучения» задушевный, почти лирический, иногда несколько старчески суровый и печальный — строго соответствует тому определению, которое сам Мономах дал в начале своего «Поучения», когда писал, что, отпустив послов своей братьи, пришедших к нему с бесчестным предложением выступить против Ростиславичей, он «в печали» взял Псалтирь, а затем собрал «словца си любая и складох по ряду и написах»…

Страстная политическая целенаправленность «Поучения» Владимира Мономаха, тесная связь его с политическими событиями его времени, последовательное проведение в нем единой политической идеи, правда замаскированной порой религиозной формой, делает его одним из самых значительнейших публицистических произведений на Руси…

«Поучение» — отнюдь не обычное рассуждение о необходимости соблюдать христианскую мораль и быть благоразумным в своем поведении, а темпераментный политический трактат, отстаивающий необходимость соблюдать новый принцип — «кождо да держит отчину свою».

В этом трактате удивительно слиты этическая система и эстетическая, исповедь с элегическим тоном… Проблемы этической ответственности человека постоянно занимали в литературе самое важное место.

Вспомним Радищева, Достоевского, Толстого, Леонида Андреева, Горького и многих других.

Обратите внимание

Это одна из специфических, национальных черт русской литературы. И проявлялась эта черта уже в первые века ее существования» (Д. С. Лихачев. Великое наследие)

Источник: https://info-shkola.ru/pouchenie-vladimira-monomaxa-analiz/

Поучение Владимира Мономаха детям

Обращаясь к своим детям и ко всем, кто когда-либо прочтёт его послание, князь Владимир Мономах (1053−1125) призывает их иметь прежде всего страх Божий в сердце и творить добро, памятуя о том, что дни человека на земле скоротечны и страшно умереть, не раскаявшись в своих прегрешениях.

Желание записать свои заветные мысли — плод зрелых размышлений и богатого жизненного опыта — возникает у князя во время его поездки на Волгу, где он встречается с послами своих братьев и беседует с ними. Братья предлагают князю выступить вместе с ними против Ростиславичей и отнять у них волость.

Если же князь не захочет присоединиться к их походу, то в случае войны пусть не рассчитывает на их помощь.

Князь, огорчённый междоусобицей, сидя в санях, открывает наугад Псалтырь, и, утешившись мудрыми речениями, задумывает написать книгу поучений для детей и внуков, к которой будет приложен также правдивый и исчерпывающий рассказ о его жизни.

Продолжение после рекламы:

Князь призывает своих детей не лениться и всегда помнить о том, что милость Божию можно обрести не только строгим затворни­чеством, монашеством и постом: достаточно совершить небольшое дело, но если оно сделано со страхом Божьим и с искренним желанием помочь ближнему, оно зачтётся человеку.

Князь убеждает своих детей не забывать о молитве, чем бы они ни занимались. Но при этом он призывает их не пренебрегать учением и приобретением знаний: он ставит им в пример своего отца, который «дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран».

Князь старается внушить своим детям правила нравственности, укоренённой в христианской вере, а также даёт им чисто практические советы: всегда почитать старших; на войне не полагаться на воевод, а самим установить строгий порядок и требовать его соблюдения; в неспокойные времена никогда не расставаться с оружием; не позволять своим слугам причинять вред крестьянам; любить жену, но не давать ей власти над собой.

Рассказ Мономаха о своей жизни

Князь говорит, что он начал самосто­я­тельную жизнь в тринадцать лет, когда отец послал его к Ростову через землю вятичей. Это был первый поход, а всего он насчитывает восемьдесят три больших похода.

Не менее ста раз ездил Мономах из Чернигова в Киев к отцу, девятнадцать раз заключал мир с половецкими князьями — и при отце и без отца, а во время войн он убил в бою около двухсот половецких воинов. Кроме того, князь — страстный охотник.

Он рассказывает о том, как в Чернигове «ловил своими руками диких коней», в одиночку охотился на вепря, на медведя, на лося, на тура.

Важно

При этом Мономах не взваливал все обязанности по содержанию охотничьего хозяйства на одних только слуг: «что надлежало делать отроку моему, то сам делал — на войне и на охотах, ночью и днём, в жару и стужу, не давая себе покоя».

Заканчивая повествование, князь выражает надежду на то, что его дети не судят его, ибо он меньше всего помышлял о том, чтобы похваляться перед ними своей смелостью и удалью, но хотел лишь хвалить Бога и прославлять милость Его за то, что Он оберегал его, грешного, от всех напастей. Князь призывает детей не бояться смерти, ибо только тогда человек умрёт, когда будет на то Божье соизволение.

Брифли бесплатен благодаря рекламе:

Письмо Мономаха к Олегу Святославичу

Прислушавшись к совету своего старшего сына, который крещён его двоюродным братом, Олегом Святославичем, князь пишет ему письмо в надежде на примирение.

Страдая из-за смерти сына, который был убит в битве с Олегом, князь увещевает брата и сожалеет, что тот сразу же не покаялся, когда перед ним убили сына Мономаха, как покаялся царь Давид, сказав: «Грех мой всегда передо мною».

Князь советует Олегу прислать к нему сноху, вдову убитого, ибо именно так поступали их отцы и деды, когда хотели примирения. Поскольку мёртвых уже не воротишь и суд приходит от Бога, а не от того, кто убил, то и обратиться надо к Богу, чтобы Он вразумил и направил стопы грешного человека.

Завершая послание, Мономах говорит брату, что ищет добра всей братии и Русской земле, и заклинает его не стараться добыть насилием то, что можно получить как знак искренней заботы и кровного родства.

Источник: https://briefly.ru/monomakh/pouchenie_vladimira_monomaha/

Молодёжи и школьников «наука. Творчество. Развитие» значение «поучения» владимира мономаха в наши дни

XVII РЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ МОЛОДЁЖИ И ШКОЛЬНИКОВ«НАУКА. ТВОРЧЕСТВО. РАЗВИТИЕ»

ЗНАЧЕНИЕ «ПОУЧЕНИЯ» ВЛАДИМИРА МОНОМАХА

В НАШИ ДНИ

Авторы: Ефимова София Александровна, ученица 5б классаМБОУ «Ишлейская СОШ»с. Ишлеи Чебоксарского района.Никифорова Ирина Владимировна,ученица 5б класса МБОУ «Ишлейская СОШ» с. Ишлеи Чебоксарского района.Руководитель: Степанова Галина Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Ишлейская СОШ» с. Ишлеи.

Новочебоксарск 2014

С того времени, как мы научимся читать, перед нами открывается огромный мир русской литературы. Особенно загадочен для нас малознакомый литературный мир Древней Руси. Древнерусской литературе уже более тысячи лет. Она старше многих европейских литератур, это десятки писательских имён, это многие тысячи произведений.

Она просуществовала 7 веков. За это время многие книги состарились, обветшали и исчезли. Огромное количество книг сгорело в огне пожаров, погибло во время войн и нашествий. Но, слава Богу, время, стихийные бедствия и войны уничтожили не все, многое из книжного наследия Древней Руси дошло и до наших дней.

Особое место среди всего этого наследия, по нашему мнению, занимают «Поучения» Владимира Мономаха, с которыми мы познакомились в этом году на уроках внеклассного чтения. Мы думаем, что это произведение не потеряло своей актуальности и спустя почти 900 лет своего возникновения.

Совет

Итак, цель нашего исследования: выяснить, в чём заключается значение «Поучения» в наше время, чем оно интересно для нас. Объектом данной научной исследовательской работы стало произведение древнерусской литературы «Поучения» Владимира Мономаха и цитаты из него как наглядный пример.

Предметом исследования являются наставления киевского князя своим детям и потомкам.

Для осуществления цели необходимо решить следующие задачи: познакомиться с историей создания «Поучения» и жизнью Владимира Мономаха, проанализировать текст произведения и разъяснить советы знаменитого князя, создать на основе наставлений Мономаха свои пожелания (в форме буклета). Решение поставленных задач осуществлялось с использованием следующих методов исследования: анализ научной литературы, обобщение и систематизация полученных сведений; методы сплошной выборки наблюдения и анализа.

Так как произведение заинтересовало нас, мы постарались узнать его историю. Оказывается, оно относится к числу первых сохранившихся произведений древнерусской литературы. Владимир Мономах княжил в Киеве с 1113 по 1125 годы. Был он выдающимся государственным и политическим деятелем конца 11 – начала 12 века.

Русь во времена Владимира Мономаха переживала период возрождения своей былой славы и могущества. На некоторое время прекратились набеги половцев на Русь, так как Владимир Мономах сумел объединить князей и организовать несколько успешных походов в половецкие земли.

Будучи противником междуусобиц, Мономах пытался предотвратить раздоры и решать спорные вопросы наследования уделов на «снемах» (съездах) князей, а не в войнах друг с другом. Современники и потомки были единодушны в оценке личности и деятельности Владимира Мономаха по укреплению единства и могущества Русской земли.

Вот что пишет о Владимире Мономахе автор «Слова о погибели Русской земли» в 13 веке: «…всё то покорил бог народу христианскому, все страны – великому князю Всеволоду, отцу его Юрию, князю киевскому, деду его Владимиру Мономаху, которым половцы своих детей пугали в колыбели.

А литва из болота на свет не показывалась, а угры каменные города крепили железными воротами, чтобы на них великий Володимир не наехал. А немцы радовались, далеко будучи за синим морем; буртасы, черемисы, вяда и мордва бортничали на князя Великого Володимира» [5, 159].

Читайте также:  Как молиться по четкам православным, какие молитвы читать

Своё знаменитое произведение он написал, как полагают исследователи литературы Древней Руси, в 1117 году. Так как в учебнике представлен только фрагмент «Поучения», мы нашли в хрестоматии по древнерусской литературе его полный текст в переводе Д.С.Лихачёва, знаменитого учёного, исследователя древних рукописей.

Обратите внимание

С удивлением обнаружили, что «Поучение» состоит из трёх частей. Мы узнали, что не все учёные придерживаются мнения, является ли оно единым произведением, так как Мономах создавал его части в разное время.

Итак, «Поучение» Владимира Мономаха состоит из 3 частей. Каждая из них по-своему интересна и необычна.

Мы будем анализировать в основном 2-ую часть, где и даны наставления знаменитого князя, но хочется сказать несколько слов о 1-ой и 3-ей частях. «Сидя на санях, помыслил я в душе своей и воздал хвалу богу», – начинает своё повествование Владимир Мономах. Здесь мы обратили своё внимание на выражение «сидя на санях» и узнали, что оно означает.

Оказывается, так говорили, когда человек находился на пороге смерти, готовился к последнему пути, потому что покойного вывозили на санях. Значит, автор писал своё произведение уже пожилым человеком, готовясь к последнему пути, и обращает его не только к своим детям, но ко всем, кто готов слушать его «грамотку».

Размышляя над прожитой жизнью, Мономах пытается понять, верно ли он жил, верно ли то, что он в своей жизни отстаивал, чему следовал. Размышляет он о природе человеческой, о борьбе добра и зла в душах людских, о праведниках и грешниках, о суетном и вечном.

«Мы, люди, грешны и смертны, и если кто нам сотворит зло, то мы хотим его поглотить и поскорее пролить его кровь», – пишет он. Как же подходят его мысли действиям современных людей? Иногда мы готовы отомстить за малейшую обиду. А Мономах призывает к прощению, говорит, что зло порождает только зло, приводит пример господа, который призывал к прощению.

Далее автор размышляет о том, «что такое человек, как подумаешь о нём». В итоге он приходит к выводу, что человек ещё далёк от внутреннего совершенства, но он верит в возможность очищения человека. Эту веру внушает ему целесообразность и гармоничность всего мироустройства.

То, как устроен Богом мир природы, кажется Мономаху чудом: «Как небо устроено, или как солнце, или как луна, или как звёзды, и тьма и свет, и земля на водах положена! И этому чуду подивимся» [5,71]. Этот прекрасный и разумный мир создан Богом для человека, и человек – часть этого гармоничного мира! Уже в первой части «Поучения» звучит призыв: «Не ленитесь!»

Далее идёт вторая часть произведения и начинается она словами: «…дальнейшее – это моего собственного слабого ума наставление. Послушайте меня, если не всё примете, то хоть половину».

Мы не будем рассматривать все наставления, данные князем своим детям, особенно те, которые касаются ведения войн, княжеского хозяйства и т.п. Также много написано здесь о Боге, вере, церкви, о служителях церкви. Этих вопросов касаться мы тоже не будем.

Важно

Какие же советы «благоверного князя» Владимира Мономаха кажутся нам полезными и актуальными и в наше время?

Прежде всего нам показался интересным его взгляд на смертную казнь, ведь во многих странах этот вид наказания ещё используется по отношению к преступникам:

1) «Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его.

Если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души».

Мы думаем, что это связано прежде всего с тем мнением князя, что смерть человека подвластна только Богу, и ни один человек не имеет права решить, кому жить, а кому нет.

2) «Говоря что-либо, дурное или хорошее, не клянитесь богом, не креститесь…Если же вам придется крест целовать братии или кому-либо, то, проверив сердце свое, на чем можете устоять, на том и целуйте, а поцеловав, соблюдайте, чтобы, преступив, не погубить души своей»

Здесь мы видим, что выступает Мономах против клятвы и божбы, но поддерживает очень необходимый в те смутные времена обычай крестоцелования, которым скреплялись союзы между князьями.

И в то же время он говорит о том, что каждый человек в принципе должен уметь держать своё слово или клятву3) Призывает он также к уважению священнослужителей:

«с любовью принимайте от них благословение, и не устраняйтесь от них, и по силам любите и заботьтесь о них, чтобы получить по их молитве от Бога».

4) Затем идет ряд самых разнообразных поучений. Он призывает не иметь гордости в сердце, приводя на ум свою смертность. Увещевает чтить старых, как отца, а молодых, как братьев. В дому не лениться, не полагаться на домоправителей и смотреть за всем самому. Предлагает Мономах поучения и военного характера – не полагаться на воевод, не предаваться питью или еде, или спанью, самому расставлять стражу со всех сторон; ложиться спать около воинов и рано вставать. Призывает он также остерегаться лжи, пьянства и блуда, от которых погибает и душа, и тело. Во время своих походов необходимо поить и кормить нищих, которые будут встречаться на пути, чтить гостя, откуда бы ни пришел: простолюдин он, знатный или посол. При этом учитывается и то, что подобными поступками приобретается доброе имя человеку:

«Ибо они, проходя, прославят человека по всем землям, или добрым, или злым». 5) «Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не приветствовав его, и доброе слово ему молвите». Мы не можем не обратить внимания на эти советы Мономаха.

Многим из нас не хватает умения вовремя сказать слова участия людям, которые живут рядом с нами, быть добрыми, внимательными.

В принципе Мономах учит уважительному отношению к любому человеку: старших следует почитать, нищих накормить, радушно встречать гостей, больного навестить, покойника проводить и каждому встречному человеку сказать доброе слово.

Совет

6) Далее хочется обратить внимание на совет, который касается, прежде всего, нас: «Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь». Автор убеждает нас в необходимости учиться и приводит в пример собственного отца, который «дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран».

7) Особенно восстает автор против лености, которая губит все добрые начинания, и призывает к трудолюбию: «Леность ведь всему мать: “что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к церкви: пусть не застанет вас солнце в постели».

Вторую часть своего «Поучения» Мономах опять заканчивает призывом «не лениться», ведь он звучал и в первой части. Можно сказать, что в произведении знаменитого князя содержатся три главных совета, которые не потеряли своей актуальности и значимости и спустя 900 лет написания: «Творить Добро», «Не лениться», «Учиться всему».

В третьей части «Поучения» Мономах продолжает свои наставления рассказом о том, как он сам трудился «в разъездах и на охотах с тринадцати лет». О трудах своей жизни Мономах повествует сухо, он только перечисляет города, имена, указывает время.

Возникает ощущение, что он не хочет, чтобы его рассказ о походах, охотах, хозяйской рачительности воспринимали как восхваление самого себя и осудили: «Не осуждайте меня, дети мои, или другой, кто прочтёт, не хвалю ведь я ни себя, ни смелости своей …» Каков итог его трудов: «…всего походов было восемьдесят и три великих, а остальных и не упомню меньших. И миров заключил с половецкими князьями без одного двадцать и при отце и без отца…» Далее узнаем мы из повествования автора, каким замечательным и бесстрашным охотником он был. Диких коней ловил руками, два тура метали его рогами вместе с конями, бодал его олень и лось топтал ногами… И невозможно не восхититься силой князя, его ловкостью, выносливостью. Заканчивает своё повествование Мономах наставлением: «Прочитав эту грамотку, постарайтесь на всякие добрые дела, славя бога со святыми его. Смерти ведь, дети, не боясь, ни войны, ни зверя, дело исполняйте мужское, как вам бог пошлёт. Ибо если я от войны, и от зверя, и от воды, и от падения с коня уберёгся, то никто из вас не может повредить себя или быть убитым, пока не будет от бога повелено».

Итак, подведём итоги исследовательской работы:

1. «Поучение» Владимира Мономаха, действительно, является замечательным памятником древнерусской литературы 12 века, не утратившим своего значения и спустя 900 лет после создания.

Сам автор занял особое место в истории древнерусской литературы, так как пропагандировал идеи мира и согласия во всех русских землях и был незаурядным публицистом и мыслителем, создавшим уникальное произведение в жанровом отношении.

2. Внимательное изучение и анализ текста «Поучения» Владимира Мономаха дало нам понять, что, во-первых, автор произведения создал образ настоящего князя (а для нашего времени – руководителя государства).

Правитель должен быть крепко верующим человеком, чтобы он умел каяться в своих грехах или ошибках и защищал слабых, не терпел около себя «падких до власти» и совершал добрые дела, обладал ответственностью и трудолюбием, а также честностью.

Обратите внимание

Ещё одно качество идеального правителя – мужество, которое воспитывается на опасных охотах и проверяется в бою.Во-вторых, также создан идеал древнерусского христианина, самого обычного человека, который истово молится Богу в храме, не забывает о молитве и в других обстоятельствах.

Он проливает слезы о своих грехах, помогает сироте и вдовице, кормит и одевает нищих, чтит служителей церкви, почитает и старых, и молодых, простолюдинов и знатных. Воплотил ли в своей жизни эти идеалы сам Владимир? Трудно сказать.

Всё произведение проникнуто искренними чувствами автора, которые позволяют предполагать, что за строками “Поучения” стоит его личный религиозный опыт. Но как бы то ни было, произведение исчерпывающе описывает тот идеал, к которому стремился каждый христианин Древней Руси.

В-третьих, как мы уже отметили, в произведении знаменитого князя содержатся три главных совета, касающихся и нас, жителей 21 века: «Творить Добро», «Не лениться», «Учиться всему».

Все это говорит ещё раз о том, что произведение весьма актуально и в наши дни, а для руководителей страны оно должно стать настольной книгой.

3.Внимательное чтение и анализ текста Владимира Мономаха натолкнули нас на идею создать свои пожелания (советы) детям, одноклассникам и взрослым. Вот что у нас получилось.

Детям

  • Не сочтите за труд прочитать эту грамотку: может, окажется она вам полезной.
  • Ребята, никогда не ссорьтесь, а если такое случилось, не держите друг на друга зла, ибо разрушится ваша дружба, и в мире будет царить зло и ненависть.
  • Относитесь ко всякой работе серьёзно, добросовестно, с трудолюбием, доводите всякое дело до конца, и не беритесь за другое, пока не закончите прежнее, ибо никакое дело у вас не получится, и сочтут вас за несерьёзного человека.
  • Будьте добры и честны по отношению ко всему, что вас окружает.
  • Не заставляйте людей злиться на вас, ведь это зло вернётся к вам. Не делайте людям ничего плохого, а делайте только хорошие дела. И добро обязательно вернётся к вам в жизни. А зло порождает только зло. Так не умножайте зло на земле.
  • Не ленитесь, будьте деятельными людьми. Лень губит человека. Труд – облагораживает.

Одноклассникам

  • Учитесь, хорошо учитесь, будьте умными, ведь умному легче идти по жизни.
  • Любите книги. В них вы найдете много полезного и интересного. Книга – мудрый советчик и товарищ.
  • Используйте свой ум везде, ум – это бесконечная фантазия. Если ты действуешь с умом, то никогда не попадёшь в глупую ситуацию.
  • Не ограничивайтесь тем, что задают вам в школе, дерзайте. Ваше образование – залог вашего будущего.
  • Не останавливайтесь в своём развитии, ибо нет предела совершенству. Век живи – век учись.
  • Воплощайте в жизнь свои идеи, придумывайте новые, развивайте мысли и фантазии. Может быть, именно от вас зависит будущее нашей страны.
Читайте также:  Феодоровская икона: как помогает, о чем молиться и где находится - православные иконы и молитвы

Взрослым

  • Не злоупотребляйте спиртным! Это не приведёт Вас к добру, а только погубит Вас и ваши семьи. Ведите здоровый образ жизни, это приумножит Ваше здоровье.
  • Бросайте курить! Какой пример Вы показываете своим детям? В здоровом теле – здоровый дух.
  • Держите своё слово! Обманывая, Вы унижаете себя, и в глазах своих детей Вы перестаёте быть авторитетом. А обман рано или поздно раскроется, и Вам будет стыдно.
  • Уважайте мнение своих детей. Они – граждане большой страны, где каждый имеет право голоса. Порой детские рассуждения помогают взрослым в трудных жизненных ситуациях.
  • Любите своих детей. В них Ваше будущее. Они, вырастая, берут Вас под свою опеку.

Использованная литература.

  1. Энциклопедия для детей. Т.9. Русская литература. Ч.1./Глав.ред. М.Д.Аксёнова.- М.: Аванта, 1998.
  2. Энциклопедия для детей. Т.5. История России и её ближайших соседей. Ч.1. От древних славян до Петра Великого. /Глав.ред. М.Д.Аксёнова. – М.: Аванта, 2004.
  3. Охотникова В.И. Древнерусская литература: Учебник для 5-9 классов общеобразовательных учреждений /под ред. О.В.Творогова. – М.: Просвещение, 1997.
  4. История русской литературы X-XII вв.: учебное пособие для студентов-филологов/Л.А.Дмитриев, Д.С.Лихачёв и др.: Под ред. Д.С.Лихачёва. – М.: Просвещение, 1979.
  5. Древнерусская литература. – М.: Олимп; Издательство АСТ; 1996. – (Школа классики)

Источник: http://l.120-bal.ru/literatura/44124/index.html

Сочинение на тему: «Поучение Владимира Мономаха»

Изучая древнерусскую литературу, мы сталкиваемся с поучениями Владимира Мономаха, которые он адресовал своим сыновьям, но оказалось, что значение поучений велико, и поэтому они актуальны даже в наше время. Это как завещание, которое князь оставил не только своим детям, но и нам, читателям.

И вот, спустя много веков, поучение Мономаха наставляет всех на путь истинный, затрагивает нравственные и политические вопросы. Благодаря сочинению за 7 класс, мы узнаем и о наставлениях, и о краткой биографии князя с письмом Олегу Святославичу.

А сейчас давайте напишем сочинение на тему: Поучение Владимира Мономаха.

Владимир Мономах поучение

Владимир Мономах — князь Киевский, был наиболее авторитетным князем русской земли и правил на рубеже 11-12 веков. В это время он и пишет свои наставления. Прежде всего в моем сочинении — рассуждении следует отметить нравственные наставления.

Князь призывает не забывать бога, не быть гордым, быть добрым и уважать старших. Мономах призывает не лениться, обходить стороной ложь, помогать слабым, обездоленным, поддерживать вдов и сирот.

Очень много Владимир в своих поучениях дает практических советов, в том числе не топтать чужие посевы, изучать языки и тому подобное. Особое внимание князь призывает уделять гостям.

Чему учит Мономах? Как мне кажется, прежде всего, князь учит взаимоотношениям между людьми, говорит о самосовершенствовании и о том, что нужно придерживаться нравственных принципов.

При этом князь говорит не только о бытовых советах. Он затрагивает и политические вопросы, показывая, насколько важно прекратить междоусобицы, которые вредят экономике страны.

Говорит, насколько эти междоусобицы ослабевают государство. В Поучениях князь призывает к государственному порядку. Указывает Владимир и на то, что благо государства и его народа в руках князей.

Очень важно править в мире, который приводит любое государство к процветанию.

Важно

Знакомясь с Мономахом в его поучениях, отмечу, князь был образованным, начитанным, эрудированным, он был поборником просвещения. Он считал, что князь это образец для подражания, пример для окружающих, поэтому нужно быть достойным этого высокого титула.

Поражает в произведении письмо к брату, который явился убийцей сына Владимира. Мы видим, что князь прощает убийцу. Как по мне, то это сильный поступок, я бы никогда не смогла простить убийцу, хоть и понимаю, что в то время, во времена войн, смерти были привычным явлением.

Свое сочинение Поучение Владимира Мономаха в 7 классе завершу мнением, что поучения, написанные сыновьям, замечательные, ценные и самое важное, они актуальны и по сей день.

Источник: http://sochinyshka.ru/sochinenie-na-temu-pouchenie-vladimira-monomaxa.html

Актуально ли “Поучение” Владимира Мономаха в 21 веке?

Наш мир компьютеров, высоких технологий, Интернета достаточно многогранен, интересен, несет множество перспектив в различных областях. А как же душа? Этот мир настоящего и будущего ничто перед духовными ценностями русской литературы.

Литература дает нам огромный, глубочайший опыт жизни, тем самым, являясь основой воспитания любого человека. Что, как ни литература развивает чувство красоты – красоты жизни, красоты добрых поступков и добрых чувств. Искусство слова дает нам понимание жизни, всех её сложностей.

С самого своего возникновения в Древней Руси литература не была простым развлечением. Необходимость в ней появилась тогда, когда людям стало нужно помнить о прошлом, о своих корнях, нравственных и духовных ценностях.

Может именно сейчас нашему обществу стоит обратить внимание на опыт предков – вернуться к началу. А вначале было слово…

Одним из старейших бесценных литературных памятников являются «Поучения» Владимира Мономаха.

Великий князь, выдающаяся личность, умнейший писатель… Спустя столетия, вряд ли найдется человек, который мог бы стать с ним рядом, соперничая как в слове, так и деле.

Владимир Всеволодич Мономах был не только активным политическим деятелем, организатором совместных походов на половцев, но и одним из авторитетнейших русских князей, словом и поступками отстаивавшим свои взгляды и убеждения.

Совет

В чем же величие его души? В том, что он умел заслуживать любовь всех окружающих «во всяком возрасте», в том, что был послушным сыном своему отцу, смелым в бою, приветливым дома, был добрым государем, благодетелем бедных, знаменитым победителем врагов отечества, разумно уговорил всех русских князей объединиться, собрав воедино свои войска, и совершенно разбить врага, и не только, но и заключить с ними выгоднейший мир.

Народ «выпросил» для своего любимца престол великого киевского князя, хотя черед княжить ему не пришёл. Князья не только уступили престол Владимиру, но и не стали вести новых войн за свое наследство.

Много славных дел совершил Владимир Мономах во время своего двенадцатилетнего правления. В конце жизни оставил «Духовное завещание», которое знали как «Поучения» Владимира Мономаха.

В нем великий князь обращается к «детям» – не только к своим сыновьям, но и ко всем младшим современникам и потомкам – с моральными наставлениями. Кроме общехристианских заветов – призывов к благочестию, «покаянию, слезам, милостыни», трудолюбию, щедрости, справедливости, Владимир Всеволодич дает и конкретные советы.

«Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет её в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться».

Такими словами обращается великий князь к читателям своих наставлений, советов.

Каждый абзац «Поучения» – новая заповедь, жизненный опыт, с которым делится Владимир Мономах. В «Поучении» встречаются цитаты из Псалтыря, что говорит о христианской направленности наставлений.

«И потом собрал я эти полюбившиеся слова и расположил их по порядку и написал. Если вам последние не понравятся, начальные хоть возьмите…»

Злом ответить на причиненную боль – вот то правило, которое царит в нашем мире, 21 веке. Что же говорит об этом Владимир Мономах:

«Мы, люди, грешны и смертны, и если кто нам сотворит зло, то мы хотим его поглотить и поскорее пролить его кровь.

А господь наш, владея и жизнью и смертью, согрешения наши превыше голов наших терпит всю нашу жизнь.

Как отец, чадо свое любя, бьет его и опять привлекает к себе, так же и господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостынею…»

Не раз мы встречаем в наставлении строки – отношение к окружающим:

«Старых чти, как отца, а молодых, как братьев…»

Обратите внимание

Интересно, что вначале «Поучения» Владимир Всеволодич дает наставления бытового характера, будучи великим князем:

«В дому своем не ленитесь, …чтобы не посмеялись приходящие к вам ни над домом вашим, ни над обедом вашим… Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело…»

Как не согласиться с великим князем о том, что хотя бы на время нужно постараться понять другого, не ставить личную выгоду превыше блага ближнего.

«Куда же пойдете и где остановитесь, напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы он к вам не пришёл, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, – то пищей и питьем; ибо они, проходя, прославят человека по всем землям или добрым, или злым. Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не приветствовав его, и доброе слово ему молвите…»

Почему же так почтительно Владимир Всеволодич говорит об отношении к гостю? Не райскую жизнь обещает князь своим детям, а ориентирует на достойную жизнь на земле, на которой мы не вечны.

«Если не будете помнить это, то чаще перечитывайте: и мне не будет стыдно, и вам будет хорошо».

Эта особенность Владимира Мономаха убеждать в своей правоте своего «Поучения», предсказывать последствия той или иной ошибки, очень интересна, во многом переплетена с библейским текстом. В Библии Иисус тоже подкрепляет каждое наставление предостережением:

«…выполняйте, … ибо, если не выполните…» (страх перед грехом, перед Богом).

Жизненная направленность «Поучения» делает его достаточно понятным и полезным сегодня, когда все находятся в поисках идеальной программы воспитания Человека с добром в сердце, с любовью и состраданием к ближним.

Автобиография великого киевского князя является примером для подражания. Вся его жизнь – книга, по которой можно воспитать не только хорошего человека, но и мудрого справедливого правителя. Что и говорить, в Древней Руси кровь текла реками.

Сам Владимир Всеволодич признается в «Поучении»:

«Всех походов моих было восемьдесят три; а других, маловажных не упомню. Я закончил с половцами девятнадцать мирных договоров, взял в плен и выпустил из неволи более ста лучших князей их, а более двухсот казнил и топил в реках…»

В военное время понятие «враг» предполагает действие «убить». «Убивая», становятся героями, совершают подвиги, покрывают себя вечной славой защитника Родины. В мирное время рекомендуется «простить сотворившего тебе зло». Великодушие, смирение гнева, даже если он праведный, есть проявление мудрости.

«Если смогли простить – радуйтесь, если прогневались – кайтесь. На войне врага убивайте, но превыше всего чтите мир…»

Вот, чему учит в своих наставлениях князь будущих воинов, защитников. Скольких бед, войн, разрушений можно было бы избежать нашему многострадальному народу, если бы правителей, царей воспитывали в духе «Поучений» Владимира Мономаха – великого князя киевского, мудрого человека, справедливого военачальника.

Важно

Самый верный путь воспитания интернационализма – это изучение языков, нескольких языков, многих языков. Тогда для нас будет меньше чужих народов.

« Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь. Отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь ему была от других стран…»

«Приближаясь к гробу, благодарю Бога за долгие дни мои: рука Его довела меня до глубокой старости… Страх к Богу и любовь к людям есть начало добродетели…Не пост, не монашество спасет вас, но благодеяния…»

Вся жизнь великого Владимира Мономаха светится в этом поучении.

К нам в будущее обращается со страниц своих сочинений не только мудрый политик, храбрый воин, человек высоких моральных достоинств, но и человек высокообразованный и начитанный: в своих «Поучениях» Владимир Мономах использует цитаты из Псалтыри, из сочинений византийского богослова Василия Великого (трактат «Шестиднев»), строки из Евангелие.

«Я сам делал все, что мог бы велеть отроку».

Безусловно, Владимир Мономах был великим педагогом-воспитателем, вырастившим десять сыновей, любившим свое Отечество, отличавшимся храбростью, умом, подарившим великое духовное наследие воспитательного характера «Поучения», которое несет в основе своей нормы христианской морали – смирение, терпение, подражание Христу, любовь ко всему живому в сердце своем.

«Счастливы были бы люди, если бы следовали этим наставлениям». (А.О.Ишимова).

РЕБЯТА , ПРОШУ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В ОБСУЖДЕНИИ ВОПРОСА: “АКТУАЛЬНО ЛИ “ПОУЧЕНИЕ” ВЛАДИМИРА МОНОМАХА В 21 ВЕКЕ?”

Источник: http://polplu2402.ucoz.ru/publ/domashnie_zadanija/aktualno_li_pouchenie_vladimira_monomakha_v_21_veke/4-1-0-9

Ссылка на основную публикацию