Новоафонский мужской монастырь – православные иконы и молитвы

Новоафонский мужской монастырь – православные иконы и молитвы

8 июля 2013 г. 12:01

На состоявшейся 8 июля 2013 года пресс-конференции в здании управления Екатеринодарской епархии было оглашено официальное заявление Кубанской митрополии по поводу ситуации в Новоафонском Симоно-Кананитском монастыре, где «богослужения» совершают запрещенные в священнослужении клирики Майкопской епархии.

В храмы Кубанской митрополии, к ее духовенству поступают многочисленные вопросы от паломников, посещающих в летний период православные святыни Абхазии.

Некоторые из них молились на службах в Новоафонском Симоно-Кананитском монастыре и лишь потом с огорчением узнали, что эти «богослужения» совершали клирики Майкопской епархии Русской Православной Церкви, запрещенные своим епархиальным архиереем в священнослужении.

Обратите внимание

Русская Православная Церковь неоднократно предупреждала своих верных чад о недопустимости молитвенного и евхаристического общения с лишенными права священнодействовать иеромонахами Андреем (Ампаром) и Дорофеем (Дбаром).

В том числе подобная информация неоднократно публиковалась на Кубани в епархиальной газете «Православный голос Кубани» и на официальном сайте Екатеринодарской и Кубанской епархии.

В мае сего года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла соответствующее уведомление было прислано в Екатеринодарскую епархию и в другие епархии Русской Православной Церкви. Информация направлена в приходы, в паломнические службы.

В связи с этим Кубанская митрополия вновь сообщает, что иеромонахи Дорофей (Дбар) и Андрей (Ампар) запрещены в священнослужении епископом Майкопским и Адыгейским Тихоном еще в 2011 году за самочинные раскольнические действия и неповиновение своему каноническому Священноначалию.

Церковь неоднократно призывала их к покаянию. Но в связи с отсутствием такового и дальнейшими раскольническими действиями иеромонахов Дорофея и Андрея наложенное на них запрещение в священнослужении в 2012 году было продлено.

Таким образом, в настоящее время иеромонахи Дорофей (Дбар) и Андрей (Ампар), пребывающие в расколе с Православной Церковью, не имеют права совершать церковные богослужения и чинопоследования. Православным паломникам не благословляется участие в Таинствах, ими совершаемых в Новоафонском монастыре или в любых иных местах, а также в совместной молитве с ними.

Вызывает глубочайшее сожаление, что в монастыре, который был построен на личные средства российской императорской семьи, благоустроен и населен русскими иноками, а в новое время восстановлен при решающем участии и финансовой поддержке российского государства и русских жертвователей, сегодня не могут молиться верующие Русской Православной Церкви.

Озабоченность усугубляется в связи с состоявшейся недавно юридической регистрацией так называемой «Священной митрополии Абхазии» — раскольнической организации, которую возглавляют вышеупомянутые иеромонахи Дорофей (Дбар) и Андрей (Ампар), запрещенные Русской Православной Церковью в священнослужении.

Важно

Все возможные уверения кого-либо из означенных клириков или их сторонников о недействительности наложенного на них прещения не имеют канонических оснований, не подтверждаются документально и не соответствуют истине.

Призываем, по слову апостола, остерегаться производящих разделения и соблазны и уклоняться от тех, кто служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных (Рим. 16:17-18).

Екатеринодарская епархия/Патриархия.ru

Источник:

Значение иконы Пресвятой Богородицы «Избавительница»

Избавительница – икона Пресвятой Богородицы, на которой Дева Мария изображена держащей младенца Иисуса. Сын Божий при этом совершает благословение правой рукой. Сейчас образ находится в Ново-Афонском Симоно-Кананитском соборе, расположенном у подножия горы Афон в Абхазии.

Это мужской монастырь, который был основан в 1875 году монахами храма Святого Пантелеимона. В возведении монастыря принял участие император российский Император Александр III.

В 2011 году икону передали Абхазской православной церкви, ежегодно сотни паломников преодолевают долгий путь для того, чтобы вознести молитву Богородице.

Стиль образа, его характерные особенности

Образ Избавительницы относится к особому стилю, который называется «Одигитрия» («Путеводительница»). Для данного стиля характерно изображение Пресвятой Девы только до пояса.

В ее левой руке сидит младенец Иисус. Лики матери и сына обращены к молящимся, правая ладонь малыша изображена в благословляющем жесте, а левая держит свиток.

Свою свободную руку Дева Мария располагает возле груди, по направлению к младенцу.

В давние времена на икону этого стиля наносили пентаграммы – пятиконечные звезды, которые символизировали избранность, верность. Но во второй половине XVI века масонские объединения присвоили себе этот символ, а в XX веке то же самое сделали коммунисты. Этим они дискредитировали пентаграмму, и данный символ перестали изображать на иконах.

Многие исследователи отмечают, что лик Богородицы имеет сходство с изображением под названием «Скоропослушница», и отличается от него только мелкими деталями. На протяжении долгого времени образ Избавительницы считался защитником монархической семьи Романовых. Но, тем не менее, икона не смогла защитить семью императора Николая от расправы.

У этой иконы есть еще одна версия, на которой изображаются святые Пантелеймон и Симон Кананит. Они оба поддерживают икону «Избавительница», а неподалеку от них располагается храм. Сверху над святыми изображено облако, на котором за столом восседают три ангела.

Избавительнице было посвящено три акафиста (хвалебно-благодарственные песни).

Второй акафист обращается к Богоматери как защитнице, посылающей ангелов на помощь человечеству. Третья песнь прославляет Богородицу и ее сына.

История образа и легенды, связанные с ним

С этой иконой связано множество удивительных историй, и сейчас уже сложно разобраться, какие из них соответствуют действительности, а какие являются плодом народного творчества.

Чудесное избавление от саранчи

В первой половине XIX века на горе Афон проводил иноческую жизнь подвижник Константий Феодул. Согласно преданиям, именно у него хранился чудотворный образ Девы Марии, написанный примерно 150-ю годами ранее. После смерти Константия Феодула лик перешел в собственность к его ученику – старцу Мартиниану, который прибыл на Афон из Греции в 1821 году.

В начале 1841 года Мартиниан отправился в Элладу, по пути он проходил небольшой городок Мавровони, относившиеся к епархии Спарты. Жители этого населенного пункта столкнулись со страшным бедствием: вся их растительность нещадно уничтожались саранчой. Эти насекомые двигались вперёд сплошной массой и истребляли всё, что попадалось им на пути.

Руководство местечка заставляло жителей выходить на поля и собирать насекомых, а затем сносить их в ямы, сжигать. Но эти меры не помогли справиться с проблемой.

Жители городка и священнослужители вынуждены были спрятаться в своих жилищах.

Старец Мартиниан узнал о беде и обратился к поселянам. Он сказал, что причина неэффективности предпринятых мер – скудность веры людей. Старец настоял на том, чтобы молитвы были усилены.

По его предложению икона Пресвятой Богородицы была вынесена на поле и все жители поселка (включая детей), а также 4 священника склонились и начали молиться Деве Марии. Избавительница от бед услышала обращенные к ней слова и помогла людям.

Внезапно налетели птицы, которые стремительно бросились на насекомых и уничтожили их.

Воскрешение мальчика Анастасия

Когда Мартиниан пребывал в посёлке Мавровони, там заболел маленький мальчик по имени Анастасий. Его родители приложили все усилия, чтобы спасти малыша, но болезнь оказалась сильнее и надежда на выздоровление практически иссякла. Тогда родители попросили священника причастить умирающего ребенка.

Местный священник поторопился к умирающему Анастасию, но не успел вовремя, малыш умер. Вместе со священником к мальчику пришел Мартиниан, у которого при себе была икона «Избавительница». Священник сильно корил себя за то, что опоздал к умирающему ребенку и не смог причастить его.

Совет

Мартиниан, священник, а также родители мальчика начали молиться Божией матери. Они просили ее о том, чтобы она помогла воскресить Анастасия.

Мальчик вернулся к полноценной жизни, а впоследствии стал иноком и получил имя Алексия. Свое служение он совершал на Афоне.

Уход старца Мартиниана

Весть о старце Мартиниане и чудодейственной иконе разнеслась по всем окрестностям.

Множество людей, страдающих телесными и душевными заболеваниями, направилось к образу Божьей Матери, надеясь получить заступничество, исцеление.

Число богомольцев стало таким большим, что хижина старца всё время была заполнена людьми. Мартиниан очень устал от такого количества гостей и от мирской суеты, он решил удалиться туда, где его никто не смог бы найти.

Подвижник отправился вдоль берега моря и нашёл отвесную скалу с пещерой. Там он спрятался, забрав с собой образ Девы Марии.

Однажды ночью старец молился в пещере, и во время молитвы услышал голос Божьей Матери, которая повелела ему служить Богу и ближним, и не скрывать от страждущих чудотворный образ.

Подвижник попытался сослаться на свои немощь и недостоинство, но Матерь Божья еще настойчивее начала требовать, чтобы он подчинился откровению. Мартиниан вынужден был уступить. Когда он вышел из пещеры, его ждали родственники бесноватой девушки Елены. Икона избавительницы помогла изгнать беса, терзавшего душу Елены.

Подвижник продолжал совершать чудесные дела при помощи святого образа, и народ продолжал прибывать к нему. Мартиниан тяготился этим и решил вернуться в свою обитель. Народ со слезами провожал его в долгий путь, сожалея о том, что старец забирает с собой образ Божьей Матери, совершивший столько милостей.

Мартиниан прибыл на Афон, в монастырь великомученика Пантелеимона, где впоследствии скончался. После этого икона перешла в собственность обители. В 1889 году настоятель архимандрит Макарий передал икону новоустроенной Ново-Афонской обители Симона Кананитского, расположенной на Кавказе. Чудотворный лик пребывал в этом соборе вплоть до разорения монастыря в 1924 году.

Согласно преданию, в день праздника, организованного после прибытия иконы в Симоно-Кананитскую обитель, началась сильная буря, которая выбросила на берег возле монастыря около тонны рыбы.

Чудодейственный лик в России

Икона Избавительницы неоднократно демонстрировала свою чудодейственную силу в России, поэтому мы, православные христиане, до сих пор активно молимся этому святому образу.

Впоследствии праздник было решено перенести на 17 октября (30 октября по новому стилю).

Дата празднования была изменена в благодарность о чудесном спасении императора Александра III и всей его семьи во время железнодорожной аварии недалеко от станции Борки Курско-Харьковско-Азовской дороги.

Обратите внимание

К заступничеству Божией Матери также относят спасение наследника Российского престола Николая Александровича от руки убийцы в японском городе Отсу 29 апреля 1891 года. По этому поводу иеромонах Арсений заказал список с иконы «Избавительницы», который затем был пожертвован церкви Морского госпиталя.

2 июня 1891 года газета «Гражданин» опубликовала официальный акт об исцелении трех паломников, посетивших Новый Афон. Двое из них исцелились от болезней суставов ног и от отеков, а третий – от заболевания правой руки, мучившего его 27 лет, причинявшего невыносимую боль.

Холера, поразившая рабочих всех предприятий Гутуевского острова, обошла стороной сотрудников чугунолитейного завода. Ни один его сотрудник не заболел. В 1893 году был совершен крестный ход со святой иконой Божией Матери в благодарность за избавление от холерной эпидемии.

В каких случаях обращаются с молитвами к святому лику избавительницы

Святому образу Избавительницы молятся страдающие от множества проблем, но Пресвятая Богородица откликается только на молитвы духовно чистых людей. К иконе чаще всего обращаются, чтобы:

  1. Избавиться от какой-либо зависимости: алкогольной, наркотической, игровой.
  2. Освободиться от невыносимой физической боли, сопровождающей многие тяжелые патологии.
  3. Исцелиться от физических, психических болезней.
  4. Избавиться от тоски, печали.
  5. Получить помощь в сложной ситуации или беде.

Обращаться к Богородице можно с помощью специальных молитв или своими словами.

Читайте также:  Спасо-преображенский монастырь муром - православные иконы и молитвы

Источник:

Чудотворные иконы афонских монастырей

На Святой горе Афон есть чудесный монастырь Пантократор. Именно там сейчас находится этот чудотворный образ в серебряной ризе. Божья Мать изображена в молитве. Она простирает руки к небу. Много историй есть, связанных с чудодейственной силой Образа Пресвятой Богородицы Геронтисса.

История иконы уходит корнями в древнейшее прошлое. До сих пор не найдено справок о том, где и кем создавался и был написан оригинал Пресвятой. Что же касается чудес, связанных с этим образом, об этом известно много. Первое из них случилось в период возведения обители Пантократор.

Монахи заметили, что икона и даже инструменты плотников, работающих на месте возведения монастыря, пропали. В один из утренних часов они возникли, но находилась на месте, удаленном от стройки на полкилометра.

Тогда икона еще не именовалась никак. Назвали ее Пресвятой Богородицей Геронтисса после свершения нового чуда, второго по счету.

Когда один из старейших игуменов монастыря умирал и пожелал совершить обряд причащения, он обратился к одному из священнослужителей с просьбой о совершении таинства.

Священник не придал значения словам умирающего, но услышал глас Пресвятой Богоматери и выполнил последнюю волю умирающего.

Источник: http://pravoslaviee.ru/drugoe/novoafonskij-muzhskoj-monastyr-pravoslavnye-ikony-i-molitvy.html

Новоафонский мужской монастырь в Новом Афоне, Абхазия – Молитвы

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на сообщества в социальноых сетях:

 Молитвы на каждый день †, больше 110 000 подписчиков.

Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани †, больше 16 000 подписчиков.

Телеграм Молитвы на все случаи жизни, больше 1000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь, мы Вас ждем. Ангела Хранителя Вам!

Новоафонский мужской монастырь находится совсем недалеко от курортного города Абхазии Сухума. К нему туристов и паломников привлекает не только духовность и святость места, но и красота среди которой он находится. А это чистый морской воздух, красивейшие густые леса. Монастырь имеет древнейшую историю, которая прям манит к себе.

История Новоафонского монастыря

Начало своей истории обитель берет в начале 19-го века. В то время из царской казны было выделено пожертвование в немалой денежной сумме монахам русской обители в Греции.

Кроме денежных средств также была выделена земля, которая была печально известна. На ней в первом веке погиб христианский миссионер на Кавказе.

Да и в принципе своим видом сама гора чем-то напоминала всем известную греческую гору Афон.

Строительство началось по проекту, сложенному архитектором Никонова.  Горниста местность была труднодоступной и достаточно тяжелой для освоения. Но несмотря на это монахи ее немного выровняли – засыпали пропасти и облагородили почву.

Важно

Сами постройки имели две части – верхнюю и нижнюю. В скором времени были построены приют для паломников, храм Покрова Божьей Матери и хозяйственные постройки. Самой главной гордостью комплекса была специальная школа для мальчиков.

Данная мужская обитель стала центром православия на территории Черноморского побережья Кавказа. Ежегодно его посещают тысячи туристов и паломников. Нужно отметит, что также были и именитые гости такие как князь Михаил Романов, император Николай 2 и т.д.

Монахи вкладывали очень много трудов в обустройство обители. Их руками была построена пристань для пассажиров и грузов, гидроэлектростанция. Более того у монахов была собственная железная дорога и даже паровоз.  В садах выращивали фрукты, имелись и пасека, конный завод и винодельня. Размах и влияние монастыря были поистине грандиозными.

Обязательно к прочтению:  Белогорский монастырь Пермский край

С приходом советской власти для обители начались поистине тяжелые времена.  На протяжении больше пяти лет монахи пытались защитить и отстоять комплекс, но к сожалению, его все-таки закрыли.

Святыни Новоафонского монастыря

Сегодня подворье Новоафонского монастыря имеет просто великолепный вид. Сюда съезжаются паломники и туристы, чтобы не только посмотреть на всю красоту, но и посетить все шесть храмов и помолится перед святыми образами.

Одним из самых грандиозных храмов, которые входят в состав общины является собор Пантелеимона. В длину он имеет более чем 50 метров, а в ширину 33. Его венчают пять сияющих куполов.  Многие специалисты отмечают, что над росписью храма работали самые известные иконописцы и художники.

Иконы

Необходимо отметить, что иконы новоафонского монастыря очень ценны для православного мира. Среди них стоит выделить чудотворную икону Богоматери Избавительницы. На ней Богоматерь изображена в сидящим на ее левой руке Богомладенцем. Младенец держит в левой руке свиток.

Святой образ монастырю передал греческий старец Мартианин, который принес его с самого Афона. Перед тем как скончаться старец завещал святой образ обители. Перед образом молятся в следующих случаях:

  • об исцелении болезни,
  • об избавлении от душевных мук,
  • просят о помощи во время беды,
  • от избавления от вредных привычек.

Кроме иконы, святыней обители является чудотворный крест с частицей Древа Животворящего Креста Господня и мощи Симона Кананита.

Как добраться

Адрес: Республика Абхазия, г. Новый Афон (Анакопия), монастырь св. апостола Симона Кананита.

Чтобы доехать к Новоафонской обители, необходимо сначала добраться до российского курорта Адлер, в 8 км от абхазской границы, затем пересечь пограничный пост «Псоу». Далее, прохождения паспортного и таможенного контроля необходимо сесть на рейсовый автобус, который за 3 часа доставит вас до Нового Афона.

Источник: https://ikona-i-molitva.info/novoafonskij-muzhskoj-monastyr/

Храмы и святыни на территории монастыря в Новом Афоне

Монастырский комплекс включает в себя 6 храмов и соборов, в числе которых:

  • храм иконы Божьей Матери «Избавительница»
  • Иерона-мученика
  • преподобных отцов Афонских
  • Святого Андрея Первозванного
  • Вознесения Господня.

Главный храм монастыря Нового Афона — Пантелеймоновский собор. Он первым встречает посетителей и высится над ансамблем монастыря. К нему ведет мощеная булыжниками дорога — «Тропа грешников», пройдя которую до конца, как говорит поверье, человек избавится от всех грехов.

Это огромное религиозное сооружение в неовизантийском стиле 1888–1900 годов постройки, известное своими настенными росписями. Фрески украшают все постройки монастыря, включая трапезную.

В советское время их пытались замазывать, но они все равно проступали сквозь штукатурку.

В настоящее время собор и фрески — одна из самых популярных и хорошо сохранившихся достопримечательностей Новоафонского монастыря.

В северо-западной части Новоафонского монастыря находится колокольня, башню которой украшают музыкальные куранты, подаренные монастырю императором Александром III и его супругой во время визита в обитель. Недалеко от монастыря есть отдельный храм Симона Кананита и пещера, в которой он жил и молился.

Источник: http://xn--24-6kch3argq2b.xn--p1ai/novoafonskij-muzhskoj-monastyr-v-novom-afone-abxaziya.html

Новоафонский монастырь

При звучании слова «Афон» моему мысленному взору сразу представляется Святая гора на побережье Эгейского моря, которую по преданию называют уделом Пресвятой Богородицы и на которой под сияющим греческим солнцем расположилась настоящая монашеская страна – многочисленные православные монастыри, скиты и каливы.

Женщинам в это мужское царство аскетики и молитвы вход заказан. Но мы с вами, дорогие подруги-путешественницы, всё же можем побывать «на Афоне», только «Новом». Нас гостеприимно встречает небольшой курортный абхазский городок, который не случайно носит имя, созвучное своему великому духовному собрату.

Как добраться

Чтобы увидеть эту православную жемчужину Абхазии, вам надо проехать от Адлера всего 8 км до пограничного поста, разделяющего территории России и Абхазии у речки Псоу.

После его пересечения и прохождения паспортного и таможенного контроля (граждане РФ предъявляют свой родной российский паспорт) вы попадаете на площадь, где вас поджидает масса рейсовых автобусов и маршрутных такси (на их лобовом стекле всегда есть надписи, информирующие о маршруте следования), а также частники, спешащие доставить вас в любую точку Абхазии (но это обойдётся не дёшево). Я советую выбрать маршрутное такси или рейсовый автобус.

Остановка “Новый Афон”. В самом городе вам сразу подскажут, как добраться до монастыря. Всё – в шаговой доступности. Городок маленький.

Совет

Также вы можете воспользоваться услугами многочисленных турфирм, предлагающих экскурсии в Новый Афон отдыхающим в Сочинском районе.

На своём личном автомобиле вы просто будете двигаться вдоль Сухумского шоссе (после прохождения границы) и через 85 км попадёте в Новый Афон.<\p>

История зарождения монастыря

На греческом Афоне издавна существует Русский Пантелеимоновский монастырь. У этой обители богатая история и непростая судьба: не раз монахам приходилось терпеть различные невзгоды и отражать нападения. Так, в 1874 году появилась угроза её закрытия.

Греческое духовенство в те годы почему-то стремилось к полному духовному владычеству на Афоне, а русские монахи были им, по-видимому, на сем пути, как кость в горле.

Коварные греки даже хотели вывезти всю братию Пантелеимоновского монастыря куда-нибудь на пустынный остров.

Вот и пришлось настоятелю архимандриту Макарию обратиться за помощью к матушке России. Он просил у русского правительства дарования участка земли у Чёрного моря для новой обители. В ответ на прошение распоряжением Императора русскому Пантелеимоновскому монастырю и было выделено 327 десятин на территории Абхазии.

В прибавок отдавался также разрушенный храм Симона Кананита и даровалось право на возможность рыбной ловли в реке Псыртсха. К тому же для строительных работ была выделена значительная денежная сумма.

Вот так и начала зарождаться новая прекрасная обитель – Ново-Афонский Симоно-Кананитский мужской монастырь, о котором и пойдёт мой рассказ.

Название монастыря

Почему монастырь носит имя ученика Христова Симона Кананита или Зилота (ревнителя)? По церковному преданию именно на абхазской земле этот Апостол, один из двенадцати учеников Христа, нёс Евангельскую проповедь и мученически скончался от рук римских язычников около 55 г. нашей эры. Кстати, именно на свадьбе Симона в Кане Галилейской Сыном Божьим и было совершено первое чудо – превращение воды в вино. Отсюда и приставка к имени “Кананит”.

Первые русские “монахи-афониаты» прибыли к берегам Абхазии осенью 1875 года. Это были, говоря современным языком, высококвалифицированные мастера. Так, монах Иерон, который впоследствии станет настоятелем монастыря, являлся талантливым инженером и архитектором.

Кстати, стоит заметить, что уже будучи наместником этого нового монастыря на Кавказе, владыка Иерон оставался в тесном общении с братией и старцами Свято-Пантелеимоновского афонского монастыря, ведя с ними частую переписку, о чём красноречиво свидетельствуют архивы.

Обратите внимание

Нам с вами сложно представить, как без современной техники только за одну зиму людям удалось произвести грандиозные подготовительные под строительство работы.

Ведь для расчистки только одной площадки необходимо было в прямом смысле вырубить часть горы и вывезти огромную массу земли и камней, в то время как удобных подъездных путей к этой возвышенности не было. Приходилось также вырубать непролазные заросли, создавать дороги.

Но, несмотря на все трудности, уже осенью в 1876 году появляется первый монастырский храм, освященный во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

К несчастью, вскоре эта церковь была разрушена во время русско-турецкой войны. Но отчаяния у монахов не было. Отчаяние для православных – грех! Храм восстановили за 4 месяца! И в начале зимы 1979 года в нем снова начала свершаться ежедневная литургия.Как тут не вздохнуть и не вспомнить почти лермонтовское «богатыри не мы»?

В это же время возрождается разрушенный известняковый храм X века во имя апостола Симона Кананита, духовного просветителя Абхазии. О нём я подробно рассказала здесь: http://travelask.ru/Abkhazia/s…

Быстро поднимались хозяйственные строения, появилась укреплённая пристань. Монастырь возводили, как говорится, всем честным народом. Кроме монахов, в деле участвовали русские инженеры, зодчие, купцы, промышленники, верующие всех сословий. Впереди – самое ответственное дело – создание монастырского ансамбля.

Читайте также:  Икона матроны в чем помогает - православные иконы и молитвы

Создание архитектурного церковного ансамбля

Дело было поручено знаменитому петербургскому епархиальному церковному зодчему Николаю Никитичу Никонову, который работал от начала создания архитектурного проекта до воплощения его в реальность около 15 лет.

Что касается выбранного нововизантийского стиля монастыря, то на него, безусловно, повлияла духовная связь с русской Пантелеимоновской обителью на греческом Афоне.

Важно

Современный архитектурный ансамбль монастыря состоит из 6 храмов: надвратного (Вознесения Господня), храма апостола Андрея Первозванного, храма в честь преподобных отцов Афонских, церквей во имя мученика Иерона и иконы Божией Матери «Избавительница». Апофеозом является Пентелеимоновский собор (здесь также созвучие с русским монастырём на греческом Афоне).

Что касается горы, на которой вознёсся монастырь, то она вполне логично и была названа Афонской.

Празднование освящения главного престола

28 сентября 1900 г. состоялось освящение главного престола соборного храма святого целителя Пантелеймона. На грандиозные торжества собралось более 20 тысяч человек.

И было чему дивиться!
На малахитовом фоне Афонской горы солнце щедро озаряло золотые кресты и купола монастырских храмов. Вид открывался потрясающий! С одной стороны обитель обнимала сосновая роща, поодаль раскинулся дивный тропический сад.

От моря к обители паломники шли по мощенной камнем дороге сквозь строй пирамидальных кипарисов.

Эту дорогу назвали Царской аллеей в честь шествия по ней во время церемонии освящения монастыря императорской семьи. У возрождённого храма Симона Кананита монахи устроили прекрасный водопад. И сегодня это одно из «брендовых мест» для любителей фотографироваться, ну, и, конечно, делать «селфи».

Кстати, непосредственно под водопадом был устроен так называемый «природный холодильник», располагавшийся в специально отведённых для этой цели помещениях. А рядом с 1901 года устроена настоящая гидроэлектростанция, позволявшая иметь освещение всему монастырскому комплексу.

Расцвет обители

Перед революцией монастырь переживает рассвет своего существования. Только монашеской братии тут проживает более 700 человек. Жизнь идёт по строгому Афонскому уставу: молитва и труд. А трудиться приходилось действительно не покладая рук.

Симоно-Кананитский монастырь я бы сравнила с маленьким царством-государством, которое вполне могло обеспечить не только само себя, но и многочисленных паломников, странников, трудников, помогало бедному местному населению.

И, безусловно, самым важным делом для всех приходящих сюда было оказание им духовной помощи опытными монахами.

При монастыре существовала школа для мальчиков, аптека, 2 больницы, книжные и иконные лавки, богатая библиотека и переплётная мастерская, конный завод, пасеки, богатое огородное хозяйство.

Насельники были настоящими доками в разных областях, прикладывая свои «золотые умелые руки» и в токарне, и в столярне, и в литейной мастерской, в кузне, в трапезной, и во многих других ремесленных областях.

Была в монастыре даже мастерская по ремонту часов.

Кстати, о часах! Удивительный подарок сделал для монастыря русский император Александр III. Он подарил музыкальные часы-куранты для 50-ти метровой колокольни. Ещё одним уникальным подарком государя-императора стал паровоз.

Да-да! В монастыре, как и положено для настоящего царства-государства, была даже своя небольшая железнодорожная ветка. А что касается памятного паровоза, так он и сегодня входит в коллекцию достопримечательностей Нового Афона.

Ну и опять же в «топ» непременных мест для фотографирования, вот только добраться до него непросто, ибо находится он аж на самой вершине Афонской горы.

Совет

Помимо железной узкоколейки были у монастыря ещё и канатные дороги. Список чудес был бы неполным, если не упомянуть об оливковых рощах и садах невиданных прежде в этих краях лимонов, апельсинов и мандаринов!

И я сама с удивлением узнала, что так привычные для россиян абхазские мандаринчики, продаваемые в киосках и магазинах, вовсе не были такими уж привычными для самой Абхазии. И появились они здесь лишь благодаря афониатам, прижились и распространились по всему Кавказу. Русские монастыри испокон веков славились своей благотворительностью.

Новоафонский Симоно-Кананитский мужской монастырь становится не только духовным центром православия на Кавказе, но и ведёт также большую миссионерскую деятельность. Кроме школы, где обучались 50 абхазских мальчиков-сирот, здесь оказывалась помощь всем нуждающимся.

Здесь могли накормить, обогреть, ободрить, вылечить, поддержать духовным словом.

В любое время суток можно было постучаться в ворота обители, и вас бы встретили гостеприимно, де ещё при необходимости оказали бы материальную помощь.

Мне, петербурженке, было интересно узнать тот факт, что до революции у этого монастыря было своё подворье в Санкт-Петербурге на Забалканском проспекте, которое одновременно являлось и подворьем для греческого афонского Свято-Пантелеимоновского монастыря.

Судьба монастыря в годы советской власти

Благоденствие обители продолжалось до 1924 года, когда цветущий, приносящий неоценимую пользу своей деятельностью монастырь был закрыт советскими безбожниками за «контрреволюционную агитацию».

Вначале он пребывал в запустении, а позже, во время развития курортного отдыха для советских граждан, здесь располагается турбаза. В Пантелеимоновском соборе открывают историко-краеведческий музей. Думаю, это спасло его от полного уничтожения.

Правда, без трепетной, любящей хозяйской руки уже не работает электростанция, заболачивается уникальная семиозёрная гидравлическая система, зарастают богатые сады-огороды. Словом, мерзость запустения.

Обратите внимание

Игуменский дом тоже был разграблен и разрушен. На его месте строят одну из дач Сталина.

Берия, который был родом из-под Сухума, также не замедлил отхватить себе кусок земли неподалёку и построить дом.
В период грузино-абхазского конфликта 1992-1993 гг. в монастыре находился военный госпиталь.

Монастырь сегодня

В 1994 году монастырь был возвращён верующим, и над Новым Афоном вновь зазвучал колокольный звон. Обитель стала оживать, стали совершаться литургии. А где начинается молитва – просыпается жизнь.

Сюда опять стали устремляться многочисленные паломники, туристы и путешественники. В 2008 году при поддержке правительства России проводятся масштабные работы по реконструкции этого удивительного памятника архитектуры и зодчества.

В 2009 на храмах обновлены купола.

11 февраля 2011 года правительство Абхазии передало монастырь Абхазской православной церкви. А с 15 мая 2011 года многострадальная обитель фактически является кафедрой неканонической «Священной митрополии Абхазии», то есть раскольников.

Потому в этот смутный период русских паломников, принадлежащих к РПЦ, просят не участвовать в совместных духовных таинствах.

Сложившаяся ситуация – это сложный политический, экономический и духовный вопрос, но тем не менее, увидеть это новоафонское чудо, рождённое на стыке XIX и XX веков именно силами России, безусловно, стоит.

Вот уже более 120 лет на фоне горного пейзажа нас потрясает вид силуэта великолепного архитектурного комплекса.

И так хочется верить, что вернётся тот былой рассвет и благолепие, которым восхищались русские императоры Александр III и Николай II, великий князь Михаил Романов, многие государственные сановники России, знаменитые деятели культуры и искусства, иностранцы… И я уверена, что Новый Афон, этот маленький городок, не изобилующий туристическим сервисом и развлечениями в принятом у нас понимании (дискотеки, бары, клубы, пляжные анимации), всё равно непременно стоит посетить хотя бы из-за возможности прикосновения к удивительному культурному и духовному наследию, созданного великим человеческим трудом.

Время и правила посещения монастыря

Монастырь вы сможете созерцать не только внешне, но и со среды по воскресенье с 12 до 18 свободно войти в него, посетив великолепный собор Св. Пантелеймона.

Если вы едете в составе организованной экскурсии, то заранее поинтересуйтесь у гида, будет ли возможность посмотреть обитель изнутри и побывать в главном соборе. Не забывайте, что это строгий мужской монастырь, потому одеваться необходимо подобающим образом.

Шорты, прозрачные парео и оголённые плечи оставим для пляжей или просто прогулок по побережью. Для женщин здесь подобает покрывать голову платком или косынкой, а также необходима длинная юбка.

О фото и видеосъемке внутри монастыря желательно дополнительно осведомиться у служителей. Главной святыней монастыря является чудотворный крест с частицей Древа Животворящего Креста Господня.

Я уверена, что получить прекрасные впечатления от этой красоты творения рук человеческих, насладиться окружающим природным ландшафтом, безусловно, стоит как православным паломникам, так и всем другим путешественникам. Это чудесное воспоминание на всю жизнь!

Источник: http://travelask.ru/Abkhazia/stantsiya-novyy-afon/1753-novoafonskiy-monastyr

Новоафонский монастырь – древо

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Новоафонский монастырь

Мужской монастырь во имя святого апостола Симона Кананита в г. Новом Афоне Сухумской епархии (с 2012 года монастырь находится в руках раскольников)

Монастырь стоит на высоте 75 метров над уровнем моря.

Начало обители

В 1874 году русский Афонский Пантелеимонов монастырь оказался под угрозой закрытия, т.к. Прот Святой Горы вместе с греческим духовенством задумались о том, чтобы каким-то образом при помощи османских властей вывезти на всю братию обители в Малую Азию и оставить там для восстановления пустующего христианского монастыря.

Когда об этих планах стало известно игумену Свято-Пантелеимоновой обители, он срочно написал прошение русскому послу в Константинополе графу Игнатьеву, в котором умолял походатайствовать перед царём о “даровании в Черноморском крае уголка земли для устройства там скита или монастыря, который был бы принадлежностью Афонской Пантелеимоновой обители.” Место для обители по поручению афонских старцев выбрал насельник Пантелеимонова монастыря иеромонах Арсений (Минин). Было избрано место на котором, по преданию, принял мученическую кончину апостол Симон Кананит. Также, избранная гора напоминала своими очертаниями Афонскую, а в древности здесь стояла столица Абхазского царства – Анакопия. 27 ноября 1875 года было опубликовано распоряжение императора Александра II об отводе в Абхазии “327 десятин земли и передаче монастырю развалин храма апостола Симона Кананита, башни, оставшейся от времен генуэзцев, а также о предоставлении братии права рыбной ловли в реке Псыртсха.”

В конце 1875 года на намеченное место прибыли самые мастеровые и опытные в строительных делах монахи, среди которых выделялся одаренный инженер и талантливый архитектор иеромонах Иерон – будущий настоятель новой обители.

Важно

Всю зиму братия валили деревья, вырубали кустарники, вручную разбивали огромные камни, уравнивали горы и засыпали пропасти. Для расчистки плато надо было срезать часть горы, вывезти прочь десятки тысяч тонн горной породы и уравнять площадку.

Из-за того, что местом для строительства была выбрана возвышенность на склоне горы, находящаяся на высоте 75 метров над уровнем моря, никаких подъездных путей не существовало.

Но, тем не менее, вся подготовка, а также закладка фундаментов и даже строительство некоторых церквей были выполнены всего за несколько лет. Возвещение нижней части монастыря по проекту архитектора Н. Н. Никонова началось в 1876 году. Первый Покровский храм был освящен в октябре того же года.

Во время Русско-Турецкой войны 1877-1878 годов строительство монастыря было приостановлено, постройки были разрушены турками.

В 1879 году всего за четыре месяца был восстановлен Покровский храм. 8 декабря того года император Александр II утвердил устав Ново-Афонского монастыря, который, будучи отделением Афонской Пантелеимоновской обители, являлся при этом самостоятельным. Устав давал широкие права монахам в миссионерской и хозяйственной деятельности.

Это дало новый толчок строительной деятельности. Тогда подняли из руин и в 1882 году полностью восстановили древний храм Симона Кананита. Вначале была обустроена прибрежная территория – здесь возвели ряд монастырских хозяйственных постройек, устроили пристань на прочных железных сваях.

Читайте также:  Православные действующие монастыри россии - православные иконы и молитвы

После завершения этих работ иноки приступили к самому сложному – возведению нагорной части обители.

Гора, на которой стали возводить монастырь, получила имя Афонской, а соседствующая с ней – та, на которой находились остатки Анакопийской цитадели, была названа Иверской – в честь одной из главных святынь Афона.

При основании соборного храма в 1888 году присутствовал император Александр III с императрицей Марией Федоровной, в честь которых был отлит малый колокол.

Император преподнес в дар монастырю музыкальные куранты для колокольни. На месте встречи царя и настоятеля монастыря монахи построили часовню.

Тропу, по которой царь прошел от храма Симона Канонита до монастыря, монахи обсадили кипарисами и назвали “царской аллеей.”

Совет

20 июля 1889 года обители перешла завещанная ей чудотворная икона Богородицы “Избавительницы”. После того как образ был принесен со Старого Афона на Новый, и совершено первое празднование в его честь, буря выбросила на берег у монастыря более тонны рыбы.

Основное строительство продолжалось до марта 1896 года. 28 сентября 1900 года состоялось торжественное освящение главного престола соборного Пантелеимоновского храма, на которое собралось более двадцати тысяч паломников. По своим архитектурным достоинствам монастырь выделялся среди других обителей своего времени и стал одним из самых грандиозных произведений неовизантийского стиля.

Вид на Ново-Афонский монастырь из келии о. Тиверия. Фото С. М. Прокудина-Горского, между 1905 и 1915 гг.

Расцвет

С 1890-х годов Ново-Афонский монастырь стал крупнейшим духовным центром Русской Церкви на Черноморском побережье Кавказа. Подворья монастыря были устроены в Санкт-Петербурге, Новороссийске, Туапсе, Ейске, Пицунде, Сухуме, в высокогорном селе Псху. Монахи построили в Новом Афоне грузопассажирскую пристань, были устроены канатные дороги на вершины Иверской и Афонской горы.

В те годы слава о Ново-Афонской обители гремела на всю империю. Большинство путешественников добирались до монастыря по воде – на море они пересаживались на гребные монастырские лодки, а затем пешком с молитвою на устах шли в гору.

От пристани к монастырским воротам вела вымощенная камнем дорога, украшенная пирамидальными кипарисами, с одной стороны которой шумела ветвями сосновая роща и источал ароматы сад из южных вечнозеленых растений, а с другой – сверкали на солнце окна цветущих оранжерей.

На горном уступе, рядом с которым стоял храм Симона Кананита, монахи соорудили искусственный водопад. Для приезжающих паломников была открыта гостиница близ моря, пристроенная к древней оборонной башне XI века. Ежегодно святую обитель посещали тысячи паломников от крестьян до князей.

Среди посетивших монастырь – святой император Николай II, наместник Кавказа и покровитель обители великий князь Михаил Романов, великий князь Алексей Александрович, писатели Антон Чехов и Максим Горький.

Монастырь развил широкую хозяйственную деятельность. Заболоченная и заросшая колючим кустарником долина реки Псырцхи была расчищена и превращена в парк с каналами, системой прудов, в которых разводили зеркальных карпов.

Монастырь располагал собственной железной дорогой: паровоз, подаренный государем Александром III, использовался для транспортировки древесины ценных пород с высоких гор, окружающих обитель. В 1902 году на реке Псырцхе иноки создали одну из первых в России гидроэлектростанций мощностью 120 лошадиных сил, которая полностью освещала и снабжала электричеством все монастырские сооружения.

Обратите внимание

Так появился водопад, который использовался как своеобразный холодильник – в закрытую от солнца его холодными струями пещеру закладывали зимой лед, который не таял все лето. При обители работали самые разные мастерские: медницкая и токарная, столярная и литейная, кузнечная и слесарно-железная, кожевенная, позолотная, переплетная и часовая.

На двух пасеках стояли ульи, из которых собирали мед. Поля регулярно засеивали картофелем, кукурузой и пшеницей, а в огородах обильно произрастали овощи. На склонах гор иноки развели фруктовые сады, где росли не только яблоки, груши, персики и абрикосы, но и невиданные прежде в этих краях садовые культуры – апельсины, лимоны, мандарины, оливки и даже бананы.

Монахи также переняли местный опыт коневодства и открыли собственный конезавод. Во главе каждого дела был поставлен инок, которому все беспрекословно подчинялись. За наиболее трудные работы отвечал сам настоятель обители архимандрит Иерон.

Обитель активно занималась и благотворительностью.

Открыли мужскую школу для абхазских сирот, раздавали бесплатные медикаменты и продукты питания малоимущим, а также жертвовали другим менее богатым монастырям иконы, книги и церковную утварь.

В те времена каждый православный человек мог в любое время дня и ночи постучаться в ворота монастыря и получить кров, еду, обувь, одежду и даже, если на то была необходимость, деньги на обратную дорогу.

В 1910-х годах в старинной Анакопийской крепости началось строительство храма и гостиницы для паломников, но оно не успело завершиться из-за переворота 1917 года.

Потрясения XX века

В течение нескольких лет после установления большевистской власти монахи пытались сохранить обитель, но в 1924 году монастырь был закрыт руководством советской Абхазии “за контрреволюционную агитацию.” Некоторое время он стоял заброшенный, заболачивались пруды, остановилась электростанция, зарастали сады и огороды. Революционеры разрушили канатную дорогу для подъёма на Иверскую гору.

Затем, в годы активного строительства санаторно-курортных комплексов, по распоряжению новой власти на территории монастыря решили открыть туристическую базу, а в соборе – историко-краеведческий музей. На месте разрушенного дома игумена после войны была построена дача для И. В.

Сталина, где он неоднократно бывал. Чуть поодаль был выстроен дом для Л. П. Берии, который, будучи родом из сухумского района любил отдыхать в этих местах.

Важно

По легенде в конце 1930-х годов, когда отвечающие за снос церковных зданий чиновники подали Сталину документ о ликвидации Ново-Афонского монастыря, он не стал его подписывать.

Вызвав к себе Берию, Сталин после короткого совещания отдал распоряжение не трогать обитель, поскольку это может негативно повлиять на политическую обстановку в православной Абхазии. Благодаря этому архитектурный комплекс обители уцелел.

В 1970-х годах строения монастыря серьезно пострадали: обрушилась и завалила дренажную систему одна из опорных стен. Вода стала поступать в подвалы монастыря, разрушая фундамент и стены. Требовались огромные вложения, чтобы сохранить памятник истории и архитектуры.

Во время грузино-абхазской войны 1992-1993 годов здесь располагался военный госпиталь, постройки сильно пострадали от обстрелов грузинской артиллерии.

Возрождение

Возрождение монастыря началось в 1994 году. Возобновились богослужения, зазвучал церковный хор, стало налаживаться монастырское хозяйство.

В 2001 году при монастыре было открыто Новоафонское духовное училище и регентская школа.

В 2008 году при финансовой поддержке России дренажную систему восстановили, подвалы были осушены. В 2009 году на главном соборе засияли новые купола. В начале 2010-х годов продолжались ремонтно-восстановительные работы на фасаде и в монастырских постройках, реставрировались внутренние покои монастыря и собор святого Пантелеимона.

Указом епископа Майкопского и Адыгейского Тихона от 26 мая 2011 года заштатные клирики Майкопской епархии иеромонахи Андрей (Ампар) и Дорофей (Дбар), служащие в Новоафонском монастыре, были запрещены в служении за раскольнические действия.

В связи с тем, что за тот год с их стороны не последовало покаяния, указами от 11 июня 2012 года епископа Тихона им было продлено запрещение в служении на три года.

В ответ они порвали указы епископа Тихона о наложении на них запрещения в служении и заявили, что теперь не имеют никакого отношения к Русской Церкви [1].

В 2013 году Кубанская митрополия с прискорбием констатировала, что историческая Новоафонская обитель оказалась в руках лиц, которые расторгли свое единство с Православной Церковью и лишены благодатного общения с ней. Митрополия предупредила всех верующих Русской Православной Церкви о духовной опасности молитвенного общения и участия в Таинствах совместно с теми, кто раздирает единство Святой Христовой Церкви [2].

Статистика

  • 1917 – более 700 монахов [3]
  • кон. 1990-х – 20 насельников, из них 2 иеромонаха [4]
Пантелеимоновский собор Ново-Афонского монастыря

Храмы, архитектура

В годы расцвета Ново-Афонская обитель разделялась на две части: верхнюю (нагорную) и нижнюю, которая начиналась от морского побережья. Монастырские корпуса с церквями обители строились в 1883-1896 годах. В центре четырехугольника, образованного корпусами монастыря, высится Пантелеимоновский собор.

В центре западного корпуса возвышается 50-метровая колокольня с часами – даром царя Александра III. Их мелодичный бой слышен далеко в округе.

Под колокольней расположена бывшая монастырская трапезная, стены которой, как и в маленьких церквях, расписаны фресками, выполненными известными “волжскими богомазами” – братьями Оловянниковыми.

Пантелеимоновский собор

Каменный пятикупольный храм был построен в 1888-1900 годах в неовизантийском стиле.

План храма отличается от обыкновенных в России пятиглавых церквей – если там главы расположены по диагонали, то в Пантелеимоновском соборе они стоят по осям пространственного креста, что, по мнению создателей, сближало облик собора с традициями греческого зодчества. На протяжении своего существования собор оставался крупнейшим культовым сооружением Абхазии: высота центрального купола – 40 м, длина собора – 53,3 м, ширина – 33,7 м.

В храме четыре придела. Вдоль стен стоят резные деревянные стасидии. Стены изнутри были богато расписаны в 1911-1914 годах мастерами из Палеха и группой московских художников под руководством Н. В. Молова и А. В. Серебрякова.

Совет

Фрески отличаются сочетанием главным образом голубых, коричневых и золотистых тонов. В ряде случаев отмечается отход от канонов иконописи, особенно в изображении Марии Магдалины, выполненного рукой М. В. Нестерова, а также к сцене Страшного Суда у центрального входа.

Эти стенные росписи являются одним из последних предреволюционных памятников русской церковной иконописной школы.

Прочие храмы

  • Андрея Первозванного
  • Афонских преподобных отцов
  • Вознесения Господня, надвратный храм
  • Иерона мученика
  • “Избавительницы”, иконы Божией Матери

Недействующие

Покровский

Первым храмом обители стала церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Она была освящена в октябре 1876 года, но вскоре разрушена турецкими войсками, а в 1879 году снова восстановлена всего за четыре месяца. По описанию С. В. Булкагова в книге Русские монастыри 1913 года:

Внизу под этим новым монастырем, на террасах, расчищенных на склонах тех же гор и постепенно спускающихся к берегу моря, расположены постройки старого монастыря и среди них храм Покрова Пресвятой Богородицы с приделом святого архистратига Михаила и колокольней. В этом храме находятся большие иконы Пресвятой Троицы и святого апостола Симона Кананита и сохраняется мраморный ковчежец с частицами святых мощей; во внутреннем устройстве этого храма – особенность чисто афонская: клиросы обращены лицом внутрь церкви.” [5].

На начало XXI века не упоминалась среди храмов обители.

Настоятели

Святыни

Использованные материалы

[1]  “В Русской Церкви призывают паломников воздержаться от участия в богослужениях двух раскольников в Абхазии” – http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=51412

[2]  “Официальное заявление Кубанской митрополии: к сведению паломников, посещающих христианские святыни Абхазии” – http://www.pravoslavie.ru/news/62659.htm

[3]  Хотулева, Елена, “Новоафонский монастырь: русская обитель на абхазской горе,” официальный сайт Московского Донского монастыря, http://www.donskoi.org/1693

[4]  http://www.pravoslavie.ru/guest/vissarion.htm

[5]  Цит. по Хотулева, Елена, “Новоафонский монастырь: русская обитель на абхазской горе,” официальный сайт Московского Донского монастыря, http://www.donskoi.org/1693

Источник: https://drevo-info.ru/articles/22262.html

Ссылка на основную публикацию