Мученичество поликарпа смирнского, житие и труды

Мученичество св. Поликарпа, епископа Смирнского

1 Церковь Божия, пребывающая в Смирне, Церкви Божией, пребывающей в Филомелии, и всем на всяком месте общинам Святой и Кафолической Церкви: да умножится [у вас] милость, мир и любовь Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа.

2 Мы написали вам, братия, о мучениках и блаженном Поликарпе, который положил конец гонению, как бы запечатав его своим мученичеством. Ибо почти все, что произошло прежде, было для того, чтобы Господь снова явил нам мученичество, согласное с Евангелием.

3 Поликарп ожидал [страдания], подобно Господу, до тех пор, пока не был предан, дабы и мы подражали ему, заботясь не только о своем [благе], но и о ближних (Флп. 2:4). Потому что истинной и твердой любви свойственно желать спасения не себе только, но и всем братиям. 

Обратите внимание

1 Итак, блаженны и славны все мученичества совершившиеся по воле Божией. Ибо мы, как благочестивые, должны приписывать власть Богу над всем.

2 Кто не удивится мужеству [мучеников], их терпению и любви ко Господу? Рассекали бичами их тела так, что даже видны были внутренние вены и артерии; но они терпели.

Даже стоящие около них плакали от жалости, а они были столь мужественны, что. ни один из них не вскрикнул и не восстенал.

Сим показали они всем нам, что славные мученики Христовы во время мучения своего были вне тела, или паче Господь, представ им, беседовал с ними.

3 Устремляя внимание ко благодати Христовой, они презирали мирские казни, в один час искупляя себя от муки вечной.

Огонь бесчеловечных мучителей был для них прохладен, ибо, воочию видя огнь вечный и неугасимый, они желали избегнуть его, взирая очами сердечными на блага, соблюдаемые страдальцам, которых ухо не слыхало, око не видало, и которые на сердце человеку не всходили, но которые показуемы им были Господом, так как были они уже не человеки, а ангелы (1 Кор. 2:9-10).

4 Подобным образом и те, которые осуждаемы были на снедение зверям, претерпевали многие тяжкие страдания: их простирали на колючих о раковинах и истязали другими различными мучениями,чтобы продолжительностью истязания довести их, ежели то возможно, до отречения. 

1 Много злоумышлял против них диавол: но, благодарение Богу! всех он не одолел. Мужественнейший Германик подкрепил их в робости своим терпением. Он славно сразился со зверями, ибо когда проконсул, желая уговорить его, сказал: “Пожалей о своем возрасте”, – то он натравил на себя зверя, желая скорее удалиться от неправедной и беззаконной их жизни.

Важно

2 Тогда вся толпа, удивясь мужеству боголюбивого и благочестивого рода христианского, возопила: “Смерть безбожникам! Разыскать Поликарпа!” 

1 Но некий фригиец по имени Квинт, недавно прибывший из Фригии, увидев зверей, убоялся. А это был тот, который возбудил сам себя и некоторых других идти самовольно [на мучение]. Проконсул после многих убеждений склонил его поклясться и принести жертву. Посему, братия, мы не одобряем тех, которые приходят самовольно, ибо Евангелие не так учит (Мф. 10:23; Ин. 7:1). 

1 Чудный же Поликарп, услышав о том, не смутился, а хотел сначала остаться в городе. Но поскольку многие просили его удалиться, то он и удалился в одну деревеньку, отстоящую недалеко от города, и, живя там с немногими, днем и ночью ничего более не делал, как только молился за всех и за все Церкви в мире, как-то поступал он обыкновенно.

2 За три дня до того, как его схватили, во время молитвы было ему видение. Виделось ему, что изголовие его горело огнем. Тогда, обратясь к бывшим с ним, он сказал: “Надлежит мне сгореть живому”. 

1 Когда продолжали искать его, он перешел в другую деревеньку. Вдруг явились искавшие его, но не найдя [его], схватили двух мальчиков-рабов, из которых один принужден был под пыткою признаться.

2 Да и невозможно было ему скрыться, потому что предателями его были домашние (Мф. 10:36). Иринарх, получивший то же имя, что и Ирод, спешил вывести Поликарпа на поприще, дабы тот совершил свой собственный жребий, соделавшись общником Христу, а предатели его понесли казнь самого Иуды. 

1 Итак, взяв с собою этого мальчика, в пятницу около обеденного часа преследователи и всадники вышли с обыкновенным своим оружием и пошли на него, как будто на разбойника (Мф. 26:55). Придя же все вместе в вечернее время, нашли его лежащим в некоей комнатке на верхнем этаже. Он мог удалиться и оттуда в другое место, но не захотел, сказав: “Да будет воля Господня!” (Деян. 21:14).

2 Итак услышав, что искавшие его пришли, он сошел и разговаривал с ними, так что [пришедшие] дивились, видя лета его и твердость [духа], и [спрашивали], нужно ли было столько стараться, чтобы схватить такого старца? Немедленно в сей же час приказал он предложить им пить и есть досыта и просил их [лишь] дать ему один час помолиться беспрепятственно.

Совет

3 Когда они согласились, то он встал [к востоку] и молился, исполнившись благодатию Божиею, так что в продолжение двух часов не мог умолкнуть. Слышавшие дивились, а многие раскаивались, что пошли против такого божественного старца. 

1 Когда же он окончил молитву, воспомянув всех, когда-либо общавшихся с ним, малых и больших, славных и безвестных, и всю Кафолическую по вселенной Церковь, и когда наступило время отправиться; тогда, посадив его на осла, повезли в город; была же великая суббота.

2 По дороге повстречались ему иринарх Ирод и отец его Никита. Они пересадили его в свою коляску и сидя с ним, увещали его и говорили: “Что худого сказать: Владыка Кесарь! и принести жертву и остальное, и остаться в живых?” Он сначала не отвечал им, [а потом], поскольку они настаивали, сказал: “Я не намерен делать то, что вы мне советуете”.

3 Когда же не удалось им уговорить его, то начали ругать его и сбросили с коляски с такою силою, что он, упав, ободрал голень. Но он, не обратя на это внимания, как будто с ним ничего не случилось, бодро и торопливо продолжал путь на поприще, куда его вели и где стоял такой шум, что никого не возможно было расслышать. 

1 Но когда Поликарп вступал на поприще, раздался с неба глас: “Будь тверд и мужественен. Поликарп!” (Ис.Нав. 1:9). Того, кто говорил [сие], никто не видел, но глас бывшие тут из наших слышали (Деян. 9:7). Наконец привели его, и тут поднялся большой шум, когда услышали, что Поликарп пойман.

2 Как скоро привели его, то проконсул спросил: “Ты ли Поликарп?” – и, получив утвердительный ответ, стал убеждать его отречься, говоря: “Уважь свою старость”, – и прочее, что им привычно говорить: “Клянись Фортуной Кесаря, одумайся, скажи: Смерть безбожникам!” Но Поликарп, помрачнев лицом и посмотрев на толпу находившихся на поприще беззаконных язычников, погрозил им рукою и, со вздохом воззрев на небо, сказал: “Смерть безбожникам!”

3 А проконсул настаивал и говорил: “Поклянись, и я отпущу тебя; хули Христа”. Но Поликарп отвечал: “Уже восемьдесят шесть лет я служу Ему, и Он ничем не обидел меня: как же могу хулить Царя моего, Спасшего меня?” 

1 Но поскольку проконсул продолжал настаивать и говорил: “Поклянись фортуной Кесаря!” – отвечал Поликарп: “Ежели ты воображаешь, что я поклянусь Кесаревой, как ты говоришь, Фортуной, и притворяешься неведающим, кто я, то слушай, я [говорю] открыто: я Христианин! Если же ты хочешь узнать учение христианское, назначь день и послушай”.

Обратите внимание

2 Проконсул сказал: “Убеди народ!” Поликарп отвечал: “Я тебя только удостаиваю ответа. Ибо нас учили начальникам и властям, поставленным от Бога, воздавать приличную и безвредную для нас честь(Рим. 13:1-7); а их я считаю недостойными того, чтобы защищаться пред ними”. 

1 Проконсул сказал: “У меня звери; им отдам тебя, если не переменишь мыслей”. Поликарп отвечал: “Зови. Ибо у нас хороших мыслей не меняют на худые. Хорошо обращаться от зла к правде”.

2 Проконсул продолжал: “Если не боишься зверей, то я велю тебя сжечь, ежели не переменишь мыслей”. Поликарп отвечал: “Ты грозишь огнем, который час горит и вскоре гаснет, потому что тебе не известен огнь будущего суда и вечной казни, который уготован нечестивым. Но что медлишь? Делай, что намерен”. 

1 Говоря это и много подобного, он исполнился смелости и радости; лицо его озарилось благодатью, так что он не только не смутился от того, что ему говорили, но, напротив, проконсул вышел из себя и послал глашатая трижды провозгласить на средине поприща: “Поликарп признал себя Христианином”.

2 Когда глашатай сказал это, то вся толпа язычников и иудеев, живущих в Смирне, в безудержной ярости начала громко кричать: “Это учитель Асии, отец христиан, он ниспровергает наших богов и многих учит не приносить им жертв и не чтить их”. Говоря так, они подняли крик и стали просить асиарха Филиппа выпустить на Поликарпа льва. Филипп отвечал, что это нельзя, потому что бой со зверьми уже кончился.

3 Тогда вздумалось им закричать в один голос: “Сжечь Поликарпа живым!” – ибо надлежало исполниться тому, что явлено было ему в видении изголовия, которое во время молитвы он видел горящим, и, обратясь к бывшим с ним верным, сказал пророчески: “Надлежит мне сгореть живому”. 

1 И вот, это было исполнено очень скоро, скорее даже, нежели сказано. Толпы людей немедленно бросились собирать дрова и хворост из мастерских и терм, в чем с особенною ревностью помогали иудеи, по своему обыкновению.

2 Когда готов был костер, то Поликарп снял с себя все одежды и, развязав свой пояс, попытался разуться, чего прежде сам не делал; ибо всякий раз каждый верный наперерыв спешил коснуться его тела, потому что ему за доброе житие и прежде мученичества воздаваемо было великое почтение.

Важно

3 Тут же вокруг него были разложены все принадлежности костра. Когда же хотели пригвоздить его, то он сказал: “Оставьте меня так. Ибо тот, кто дает мне [силы] терпеть огонь, подаст и без ваших гвоздей быть на костре неподвижным”. 

1 Посему они не пригвоздили его, однакоже связали. И так он, со сложенными за спиной руками и связанный, подобно овну, отобранному из великого стада, уготованному в жертву, во всесожжение приятное Богу (Прем.

3:6), воззрел на небо и сказал: “Господи, Боже Вседержителю, Отче возлюбленного и благословенного Отрока Твоего, Иисуса Христа, чрез Которого мы получили познание о Тебе! Боже Ангелов и Сил и всякого создания, и всякого рода праведных, живущих пред лицом Твоим!

2 Благословляю Тебя, что Ты удостоил меня в день сей и час стать причастным числу мучеников Твоих и чаше Христа Твоего, для воскресения в жизнь вечную души и тела в нетлении Святого Духа. Да буду принят я в [числе] их днесь пред лицом Твоим в жертву тучную и благоприятную, как Сам Ты, неложный и истинный Боже, предуготовал, предвозвестил и совершил.

3 За сие и за все Тебя хвалю, Тебя благословляю, Тебя славлю, чрез вечного и пренебес-ного Первосвященника Иисуса Христа, возлюбленного Твоего Отрока, чрез Которого [да будет] слава Тебе – с Ним и со Святым Духом – и ныне и в будущие веки. Аминь”. 

1 Когда он произнес “аминь” и окончил молитву, тогда приставленные к костру разожгли огонь. Когда же огонь сильно разгорелся, то мы увидели [великое] чудо, мы, которым дано было видеть, которые и сохранены для того, чтобы происшедшее пересказать прочим.

2 Огонь, приняв вид свода, подобно корабельному парусу, надутому ветром, оградил вокруг тело мученика, и оно, находясь посредине, было не как тело сожигаемое, но как испекаемый хлеб или как золото и серебро, разжигаемое в горниле. Мы чувствовали такое благоухание, как будто пахло ладаном или другим драгоценным ароматом. 

1 Наконец беззаконные, видя, что тело его не может быть истреблено огнем, велели подойти конфектору и пронзить его кинжалом. Когда он сделал это, [вылетел голубь и] хлынуло столько крови, что она погасила огонь, и вся толпа с удивлением увидела, какая [великая] разница между неверными и избранными,

Совет

2 из коих был и сей предивный мученик Поликарп, бывший в наши времена учителем Апостольским и Пророческим, епископом Смирнской кафолической Церкви. Ибо всякое слово, исшедшее из уст его, или уже сбылось, или сбудется. 

1 Но когда завистник, клеветник и лукавый противник рода праведных, увидел величие мученичества его и безукоризненное от [самого] начала житие его; [когда увидел], что он увенчан венцом нетления и получил непререкаемую награду; то постарался, чтобы и тело его не было взято нами, хотя многие желали сие сделать и иметь [частицу] его святого тела.

2 И вот внушил он Никите, отцу Ирода, брату Алки, обратиться к проконсулу, чтобы он не отдавал тела его, дабы мы, как говорил он, оставив Распятого, не начали почитать сего.

Это сказано было по внушению и настоянию иудеев, которые уследили, у что мы собираемся взять его с костра, и не понимали, что мы никогда не сможем ни оставить Христа, Который пострадал для спасения всех, спасаемых в мире, непорочный за грешников, ни почитать кого-либо другого.

3 Ибо мы покланяемся Ему, как Сыну Божию; а мучеников, как учеников и подражателей Господних, достойно любим за непобедимую приверженность [их] к своему Царю и Учителю. Да даст Бог и нам быть их общниками и соучениками! 

1 Центурион, видя иудейскую склочность, положил тело на виду [у всех], как это у них принято, и сжег.

2 И так мы взяли затем кости его, которые драгоценнее дорогих камней и благороднее золота, и положили, где следовало.

3 Там по возможности Господь даст и нам, собравшимся в веселии и радости, отпраздновать день рождения его мученика, в память подвизавшихся [за веру] до нас и в наставление и приготовление для будущих [подвижников]. 

Обратите внимание

1 Такова [история] блаженного Поликарпа. [Хотя] он вместе с Филадельфийскими был двенадцатый мученик в Смирне, но его вспоминают больше всех, так что и язычники повсюду толкуют о нем. Он был не только знаменитый учитель, но и выдающийся мученик, мученичеству которого, совершившемуся по Евангелию Христову, все подражать желают.

2 Ибо он, терпением победив беззаконного начальника и таким образом восприяв венец нетления и веселясь ныне с Апостолами и всеми праведниками, славит Бога Отца Вседержителя и благословляет Господа нашего, Спасителя душ и телес наших и пастыря вселенской кафолической Церкви. 

Читайте также:  Преподобный иоанн кущник

1 Вы просили, чтобы мы подробнее описали происшедшее; но мы ныне вкратце сообщаем вам о том чрез брата нашего Маркиона. Узнав о сем, перешлите наше послание далее к братиям, дабы и они прославили Господа, Который выбирает [избранников] среди рабов своих

2 и всех нас может ввести благодатию и даром своим в вечное свое царство, чрез Единородного Отрока Своего Иисуса Христа, – Ему же слава, честь, держава и величие во веки! (1 Тим 6:16; Откр. 5:13)

Приветствуйте всех святых. (Рим. 16:15). Приветствуют вас [находящиеся] с нами, и Эварест со всем домом своим, который и написал [сие]. 

1 Пострадал же блаженный Поликарп в начале месяца Ксанфика, во второй день, за семь дней до мартовских календ, в великую субботу, в осьмом часу. Схвачен он был Иродом, в понтификат Филиппа Траллиана, в проконсульство Стация Квадрата, в царствование же вечное Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава, честь, величие и вечный престол из рода в род! Аминь. 

Источник: https://lib.pravmir.ru/library/readbook/567

Поликарп смирнский – древо

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Сщмч. Поликарп Смирнский

Поликарп Смирнский (ок. 80 – 169), епископ, священномученик.

Память 23 февраля

Родился около 80 года, жил в Малой Азии, в городе Смирне (ныне Измир). Рано оставшись сиротой, он был воспитан, по указанию ангела, благочестивой вдовой Каллистой.

После смерти нареченной матери Поликарп раздал свое имение и стал вести целомудренную жизнь, служа больным и немощным. Его очень полюбил и приблизил к себе святой епископ Вукол Смирнский.

Он посвятил Поликарпа в диакона, поручив ему проповедовать в храме Слово Божие.

В то время был жив святой апостол Иоанн Богослов. Святой Поликарп был особенно близок к святому Иоанну Богослову, которого сопровождал в его апостольских путешествиях.

Важно

Святитель Вукол рукоположил святого Поликарпа во пресвитера, а незадолго до кончины завещал поставить его епископом на Смирнскую кафедру. Когда совершалось посвящение святого Поликарпа во епископы, ему явился Господь Иисус Христос.

Святитель Поликарп с апостольской ревностью руководил своей паствой. Пользовался он большой любовью и среди священства. С большой теплотой относился к нему святой Игнатий Богоносец.

Отправляясь в Рим, где его ожидала казнь (он был растерзан дикими зверями) он писал святому Поликарпу: “Как кормчим нужны ветры или обуреваемому – пристань, так настоящему времени нужен ты для того, чтобы достигнуть Бога”.

На Римский престол вступил император Марк Аврелий (161-180), на христиан было воздвигнуто одно из жесточайших гонений. Язычники требовали, чтобы судья искал святого Поликарпа – “отца всех христиан” и “совратителя всей Азии”.

В это время святитель Поликарп по настоятельной просьбе своей паствы пребывал в небольшом селении недалеко от Смирны.

Когда воины пришли за ним, святой Поликарп вышел навстречу и велел их накормить, а сам в это время стал молиться, готовясь к мученическому подвигу.

Будучи приведен на суд, святитель Поликарп твердо исповедал свою веру во Христа и был приговорен к сожжению. Палачи хотели прибить его к столбу, но он спокойно им сказал, что не сойдет с костра, и его только связали веревкой. Пламя окружило святого, но не коснулось его, сомкнувшись в воздухе над его головой.

Видя, что огонь не вредит ему, толпа язычников и иудеев стала требовать, чтоб он был убит мечом. Когда святому Поликарпу нанесли рану, из нее вытекло так много крови, что она погасила пламя. Тело священномученика Поликарпа сожгли.

Совет

Смирнские христиане с благоговением собрали его честные останки, свято чтя его память.

По общецерковному преданию, священномученик Поликарп скончался мученически в 169 г. [1], во время свирепствовавшего в Малой Азии гонения Луция Вера и Марка Аврелия. Некоторые современные ученые от носят его кончину к более раннему времени, между 154 и 165 гг.

Его страдания и смерть описаны в “Послании христиан Смирнской Церкви к другим Церквам” – одном из самых древних памятников христианской письменности. Большая часть этого послания сохранилась в “Церковной истории” Евсевия (IV, 15—16).

Сохранился рассказ о святом Поликарпе его ученика, святого Иринея Лионского, который приводит Евсевий в “Церковной истории” (V, 20):

“Я был еще очень молод, когда видел тебя в Малой Азии у Поликарпа, – обращается святой Ириней к своему другу Флорину. –

Я мог бы теперь указать место, где сидел блаженный Поликарп и беседовал, – мог бы изобразить его походку, образ его жизни, внешний вид, его беседы к народу, его дружеское обращение с Иоанном, как он сам рассказывал, и с прочими самовидцами Господа, – то, как он припоминал слово их и пересказывал, что слышал от них о Господе, Его учении и чудесах… По милости Божией ко мне, я и тогда еще внимательно слушал Поликарпа и записывал слова его не на доске, но в глубине моего сердца… Итак, могу засвидетельствовать перед Богом, что если бы этот блаженный и апостольский старец услышал что-нибудь подобное твоему заблуждению, то он тотчас заградил бы слух свой и изъявил бы негодование свое обычною поговоркою: “Боже Благий! До какого времени Ты допустил меня дожить”.

Творения

Из многих сочинений священномученика Поликарпа сохранилось (в латинском древнем переводе) “Послание к Филиппийцам”, которое, по сообщению блаженного Иеронима, читалось в Малоазийских церквах за богослужением.

Оно было написано святителем в ответ на просьбу Филиппийцев прислать им сохранившиеся у святителя Поликарпа письма священномученика Игнатия Богоносца.

В этом послании Поликарп, излагая главнейшие идеи христианской догматики, предостерегает от еретиков, излагает обязанности пресвитеров и диаконов, юношей и дев, супругов и вдовцов, убеждает к посту и молитве и т. д.

Обратите внимание

Кроме того, известны на латинском языке несколько “Ответов” Поликарпа, содержащих в себе изъяснение некоторых изречений Иисуса Христа.

Иероним говорит, что Поликарп писал сочинение против Евиона; преподобный Максим упоминает о его послании к афинской церкви и о его книге “Учение” (διδακή). Послание к Филиппийцам в рус. перев. напеч.

в “Христианском чтении” (1821) и в издании Преображенского “Памятники христианской письменности” (т. II, М., 1865).

Использованные материалы

[1]  Так у Брокгауза, на jmp.ru указан год кончины – 167.

Источник: https://drevo-info.ru/articles/9316.html

Житие, подвиги и мученичество святого славного свщенномученика Поликарпа, епископа Смирнского, пострадавшего в 143 году

Сей славный священномученик Христов Поликарп про­исходил из города Ефеса. Родители его были люди весьма богатые и благочестивые: отца звали Панкратием, а мать – Феодорой.

Когда Феодора была беременна святым Поли­карпом, правителю Ефеса Маркиону донесли, что они хри­стиане.

Родителей схватили и привели к нему на допрос, во время которого Маркион пытался вызнать, почему они не подчиняются царскому повелению и презирают великих бо­гов, поклоняясь Христу.

– О, правитель, мы были научены апостолами Господа на­шего веровать и поклоняться Истинному Богу, Творцу неба и земли, Господу нашему Иисусу Христу, во имя Которого бы­ли крещены, Егоже исповедуем и проповедуем. Бездушных же и бесчувственных идолов, которых вы считаете богами, мы отвращаемся и презираем, – бесстрашно свидетельство­вали родители Поликарпа.

https://www.youtube.com/watch?v=vGNN9q6cxHQ

Услышав это, правитель разгневался и приказал вои­нам бросить их на землю и сильно бить. Затем Панкратия и Феодору посадили в темницу, где они пробыли долгое вре­мя, лишенные всякой человеческой помощи, мучаясь от голода и жажды и претерпевая прочие страдания. В этой темнице и суждено было появиться на свет будущему священномученику.

Всеблагий же Бог, знающий все, прежде чем это совер­шится, предвидя, что правитель будет искать младенца, чтобы воспитать его и научить собственному заблуждению, послал в темницу Своего Ангела, который сначала исцелил родителей младенца от ран, нанесенных им побоями, а за­тем сказал, что правитель умертвит их. После этого послан­ник Божий забрал младенца и отнес его одной весьма бога­той вдове-христианке, наказав той крестить его и, никому не открывая правды, со всяким усердием воспитать. После этого Ангел стал невидим.

Беззаконный Маркион много дней искал младенца, но не нашел и еще больше разгневался, подвергнув родителей свя­того жестоким пыткам. Наконец, видя их непреклонность, он решил предать Панкратия и Феодору на смерть.

Правитель приказал воинам вывести их далеко за город и обезглавить, а тела оставить на съедение зверям. Однако всуе трудился несчастный, ибо ни один зверь не приблизился к честным останкам святых мучеников.

Чуть позже на это место при­шли христиане и, согласно христианскому обычаю, с благо­говением погребли их.

Благочестивая вдовица-христианка крестила ребенка и назвала его Панкратием в честь отца. Она воспитывала его как родное дитя. Когда ребенок пришел в возраст, подходя­щий для учения, женщина отдала его в школу, и через малое время он выучил все церковные службы.

С самого детства имея как бы ум старца, Панкратий не играл с другими де­тьми, но общался с мудрыми и добродетельными мужами. Как сын мучеников он, по возможности, старался всеми си­лами подражать им во всех добродетелях, подвизаясь стя­жать ко всем любовь, смирение, тихость, воздержание и це­ломудрие.

Важно

Особенно же он возлюбил милость, из-за чего его и прозвали Поликарпом (греч. – плодородный, обильный плодами. – Пер.). Вот, послушайте и подивитесь.

Как мы уже говорили, та боголюбивая жена, что воспи­тала его, была чрезвычайно богата и имела полные закрома пшеницы и прочего зерна. Будучи милостивым и весьма со­страдательным, блаженный Панкратий тайно от своей приемной матери подавал обильную милостыню нищим, так что опустошил все запасы.

Однажды его мать пришла за пшени­цей и, найдя кладовые пустыми, удивилась, не понимая, как это могло случиться. Однако, зная о благом расположении и милосердии, какое ее воспитанник питал к нищим, она поняла, что это Панкратий опорожнил закрома.

Когда она вернулась и зло посмотрела на него, юноша с веселым лицом попытался уговорить ее еще раз сходить в кладовые, чтобы убедиться, что они полны. Но женщина сильно осерчала и ни за что не хотела идти.

Тогда святой отправился к месту хранения запасов один, помолился Многомилостивому Богу, и – о чудо! – тотчас же все закрома наполнились зерном. Позвав свою мать, он ра­достно сказал ей: “Госпожа моя, пойди в кладовые, чтобы увидеть силу и благодать Божию”.

Когда женщина вошла и увидела полные кладовые зерна и даже горшки, наполнен­ные маслом и вином, она громко прославила Щедрого Бога и, поцеловав благословенного Панкратия, сказала ему: “Ча­до мое возлюбленное, отныне давай нищим сколько хочешь и впредь я буду называть тебя не Панкратием, а Поликар­пом”. С тех пор и удержалось за святым это имя. С этого са­мого дня блаженный щедро раздавал зерно всем, имевшим нужду, и Божией милостью хранилища никогда не пустели, потому что, видя благое произволение святого, Всемогущий умножал запасы.

В то время в Ефесской стране случился сильный голод, и тогда достоблаженный Поликарп показал великое милосер­дие и сострадание не только к нищим, но и к богатым, пото­му что многие, хотя и имели большое состояние, не знали, где купить пищу, и подвергались опасности умереть от голо­да. И святой щедро раздавал им припасы. Так, приходили к нему каждый день толпы богатых и бедных, и он никого не отпускал с пустыми руками, милосердно принимая всех, и каждому оказывая благодеяние.

Когда святому было двадцать пять лет, он услышал, что Иоанн Богослов проповедует Евангелие в других частях Азии. Имея сильное желание получить пользу, Поликарп отпросился у матери и пошел к Богослову, вместе с которым были Игнатий Богоносец и блаженный Вукол.

Совет

Божествен­ный Поликарп последовал за ними и, переходя с места на место, из страны в страну, подобно апостолу Иоанну, про­поведовал слово Христово. Он испытывал сильные лише­ния, страдал от голода, жажды и наготы.

Спустя некоторое время Римский царь Дометиан узнал, что апостол обращает идолопоклонников в христианскую веру. Это правителю не понравилось, и он сослал любимого ученика Христа на ост­ров Патмос.

Перед отъездом Иоанн Богослов успел рукопо­ложить блаженного Вукола в епископа Смирны и дать ему в спутники святого Поликарпа.

По дороге в Смирну святой Вукол рукоположил божест­венного Поликарпа во священника.

И хотя тот не соглашал­ся, оправдываясь тем, что недостоин нести столь высокое послушание в Церкви, Владыка возвел молодого священика в достоинство орфанотрофа (опекун сирот. – Пер.).

Однако блаженный Поликарп был настолько смиренномудр, что не желал выделяться сре­ди прочих и даже в собрании священников не садился со­гласно своему чину, но ниже всех, как простой человек.

По причине такого великого смирения Всеблагой воз­высил и прославил Поликарпа: предузнав о своей смер­ти, святой Вукол собрал всех епископов, клир и христиан епархии, сообщил им о своей приближающейся кончине и спросил собравшихся, согласны ли они с тем, чтобы отныне епископом Смирны был Поликарп. Все с великой радостью согласились с этим предложением. Так, против собствен­ной воли, святой Поликарп был рукоположен во епископа Смирнского.

Приняв великий груз архиерейства, блаженный нес свое послушание с особым прилежанием, постоянно поучая вве­ренную ему паству Евангельскому слову и посредством сво­их дел став для всей христианской общины Смирны образцом всякого блага, он не переставал посещать свое словесное стадо день и ночь: везде укреплял немощных, утешал скор­бящих, исцелял недужных, заботился о сиротах, миловал нищих и помогал всем христианам. Особое тайное и явное попечение имел он о мучениках, укрепляя их в вере Христо­вой, ибо в то время тираны постоянно подвергали их жесто­ким пыткам.

Владыка по достоинству назывался Поликарпом, потому что был исполнен всякого божественного плода, являясь удивительной тихой пристанью и великим прибежищем не только христиан, но и многочисленных язычников, ко­торых он непрестанно учил, без всякого страха и робости, обращая в веру Христову. Уже при жизни святой сотворил бесчисленное количество чудес.

Однажды случился в Смир­не сильный и страшный пожар. Причем огонь царствовал не только в самом городе и домах, но и в поле за городом, в виноградниках, где горели деревья и животные. Это страш­ное бедствие не отступало в течение семи суток. Безумные и омраченные идолопоклонники призывали на помощь своих богов.

Обратите внимание

Но напрасно старались, потому что чем больше про­сили идолов, тем больше гневался на них Бог, и огонь все усиливался. Вследствие этого христиане пришли к святому, прося его помолиться ко Господу о прекращении огня.

Вла­дыка сжалился и, согласно их прошению, сотворил молитву ко Вседержителю, а затем, обличая идолопоклонников, из-за нечестия которых происходило все зло, обратился к огню со словами: “Во имя Господа нашего Иисуса Христа, Кото­рому я, недостойный, служу и поклоняюсь, повелеваю тебе в сей же час совершенно угаснуть!”.

И – о странное чудо! – страшный тот огонь в тот же момент полностью угас и исчез, а присутствовавшие в удивлении громко воскликнули: “Ве­лик Бог христиан!” И многие идолопоклонники уверовали во Христа и крестились во славу нашего Создателя.

Один из язычников, знатный сановник по имени Петроний, движимый диаволом, который всегда завидует всяко­му добру, стал говорить хульные слова против христианской веры и святого Поликарпа, и тотчас же подвергся приступу одержимости. Он упал на землю, стал кататься, испускать пену и сотрясаться в конвульсиях.

Некоторые христиане по­жалели его и попросили епископа исцелить Петрония. Под­ражая Владыке Христу, блаженный святитель сжалился над ним и даровал сановнику двойное уврачевание: запретив лу­кавому и нечистому духу и прогнав его из Петрония, он про­светил тем самым его душу.

Через полученное благодеяние богач познал силу, какую имеют рабы Христовы, и, уверовав, крестился вместе со всеми домашними.

Прошло четыре года, и в Смирнской области наступила сильная засуха, в результате которой мог погибнуть весь урожай. Народ пребывал в печали и не знал, как его спас­ти.

Христиане снова пришли к своему владыке Поликарпу и просили его помолиться Господу. И – о чудеса Твои, Христе Царю! – полил такой сильный дождь, что напоил все посе­вы.

Важно

Но поскольку дождь, не переставая, лил несколько дней подряд, епископ Смирны снова с помощью молитвы воспре­пятствовал его чрезмерности.

Из этих немногих чудес, совершенных святым еще при жизни, можно судить о том дерзновении, какое он имел к Богу. Коротко расскажем о славном подвиге мученичества святителя Поликарпа.

Когда в Риме правил Марк Аврелий, против верующих христиан было воздвигнуто великое гонение, и многие властители городов немилосердно их истязали.

Так посту­пал и правитель Смирны: находя христианина, он предавал его бесчеловечным смертельным мукам, и дошел до того, что решил схватить святого Поликарпа, как руководителя местной христианской общины. Услышав об этом, божест­венный епископ ничуть не смутился и решил остаться в городе.

Однако христиане, любя его и не желая лишиться такого достойного архипастыря, разными способами убеди­ли святого покинуть город. Он ушел из Смирны и прибыл в одно селение, где дни и ночи проводил в молитве за всех христиан и за все Церкви Христовы по всему миру.

Молясь так три дня подряд, он задремал и увидел во сне, что его по­душка запылала и сгорела. Тотчас же проснувшись, святой пророчески изрек бывшим с ним, что ради любви Христо­вой огонь должен изменить его жизнь.

Тем временем слуги правителя продолжали искать владыку Поликарпа, и епис­коп, понуждаемый любовью братьев, перешел в другое се­ление. И как только святитель ушел из первого прибежища, туда пришли воины и, не найдя его там, схватили двух де­тей, проживавших в том доме. Чтобы узнать, где находится блаженный Поликарп, они подвергли их пыткам. Не в си­лах перенести муки, один из детей открыл местонахожде­ние Смирнского епископа.

Воины, взяв ребенка, в тот же вечер пришли в дом, где скрывался архипастырь. На этот раз святитель не захотел никуда уходить, но, уповая на волю Божию, настоял на сво­ем и сошел вниз бесстрашно, с веселым и радостным лицом, встречать незваных гостей, чем весьма удивил воинов. По­ка по просьбе святого легионеры обедали, епископ молился, после чего его посадили на осла и привезли в Смирну.

Когда Поликарп входил во дворец правителя, с Неба по­слышался голос: “Укрепляйся, Поликарп, и мужайся”. Эти слова слышали многие христиане, однако никто не ви­дел Того, Кто их сказал.

Наместник императора не был уве­рен, что к нему привели знаменитого Поликарпа.

Однако, когда святой убедил его в этом, правитель стал уговари­вать его отречься от Христа и похулить Его, но епископ Смирны возразил:

– Восемьдесят шесть лет я работаю Ему, и Он не причи­нил мне никакого зла. Как же я сейчас могу похулить Царя моего, Спасителя и Искупителя?

Но тиран стал снова принуждать святителя отречься от Христа:

– Если не отречешься от Христа, я брошу тебя на съедение зверям, – устрашал судья мученика.

– Не медли, но бросай меня зверям, потому что я не поко­леблюсь в моей вере, но скорее буду тебе весьма признателен, если на один час раньше переселишь меня из этого ложного и претрудного мира в истинный и бессмертный, – настаи­вал Поликарп.

– Поскольку ты, – по-прежнему перечил святителю пра­витель, – ни во что вменяешь зверей, то, если не раскаешься, я сожгу тебя огнем.

– Что ты устрашаешь меня временным огнем, который скоро гаснет? Или ты не знаешь о неугасимом огне вечно­го мучения, который уготован нечестивым? Итак, не трать время, но делай что хочешь, – исповеднически возразил ему божественный епископ.

Говоря это и еще многое другое с великим дерзновением и радостью, мученик привел правителя в изумление, так что тот в недоумении послал глашатая трижды объявить о том, что Поликарп – христианин. Услышав объявление, вся толпа еллинов и евреев закричала громким голосом: “Это – отец христиан, который учит народ не поклоняться богам. Мы должны сжечь его живьем”.

Совет

Тотчас же они при­несли из мастерских и бань дрова и хворост. Особенно ста­рались преуспеть в этом нечестивом деле евреи, ведь у них, в силу той ненависти, что они питают ко Христу и ко всем христианам, в обычае усердно прислуживать подобному злу. Когда костер был готов, Смирнский епископ снял свои одеж­ды и распустил препоясание.

Воины хотели прибить святого гвоздями, дабы он неподвижно стоял в огне. Он же сказал им: “Оставьте меня, ибо Тот, Кто дает мне силу переносить огонь, укрепит меня, чтобы я был неподвижен”. Ему связали за спиной руки, и Поликарп был принесен в благоприятное всесожжение Богу, подобно овну праздничному, выбранно­му из великого стада.

Перед тем как войти в огонь, мученик, воздвигнув очи к небу, стал молиться: “Господи, Боже Все­держителю, благодарю Тебя, что удостоил меня с сего дня и часа быть сопричисленным к мученикам Твоим в воскресе­ние жизни вечной, души же и тела. Только бы мне быть при­несенным сегодня пред Тобою в жертву благоприятную, как Ты, Истинный Боже, уготовал, и предоткрыл, и совершил.

Сего ради и о всех Тебя благословляю, Тебя прославляю с Возлюбленным Твоим Сыном и со Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь”.

После этого он вошел в огонь, и – о чудо! – огонь тот, как некий свод, как будто парус, наполненный воздухом, окру­жил тело мученика. И стоял он посреди него не как сожигаемая плоть, но как золото, разожженное в печи золотых дел мастера, и было сильное благоухание, как будто горел фимиам или иное что из драгоценных ароматов.

Наконец, увидев, что тело святого не горит, беззаконники повелели, чтобы к мученику подошел палач и умертвил его мечом. Когда это случилось, вытекло так много крови, что она совершенно угасила огонь. Наблюдая за этим чудом Божиим, вся толпа удивилась.

А завистливый и злобный диавол, зная, что христиане захотят взять честные мощи святого придумал вот что. Одного сановника уговорили сказать пра­вителю, чтобы тот не отдавал тело священномученика хри­стианам, дабы они не стали почитать блаженного Поликар­па.

Чтобы христиане тайно не взяли останки епископа Смир­ны, евреи взялись охранять их. По прошествии нескольких дней некий сотник бросил святые мощи Поликарпа в огонь, и они сгорели.

Обратите внимание

После этого христиане, взяв то, что осталось после сожжения тела священномученика, с благоговением и почестями погребли в особом месте – во славу Христа, Бога нашего, Которому подобает всякая слава, честь и поклоне­ние во веки веков. Аминь.

Источник: https://cyberpedia.su/11x6f2f.html

Священномученик Поликарп Смирнский — житие

Святого Поликарпа, сироту, воспитывала одна благочестивая вдова, христианка Каллиста. Взять его на воспитание ей в видении повелел ангел Господень, и мальчик еще в детстве исполнился благодати. Однажды его приемная мать надолго отлучилась из дома и оставила блаженного Поликарпа наблюдать за всем хозяйством и имуществом.

Но он, будучи очень щедрым и милостивым, все раздал нищим, и когда Каллиста, вернувшись, узнала об этом, то огорчилась. Однако еще прежде ее прибытия святой юноша попросил Бога, и Господь наполнил кладовые Каллисты множеством сокровищ, так что она не только не обеднела, но даже стала богаче, чем была.

В то время еще были живы апостолы Павел и Иоанн Богослов, они полюбили Поликарпа, и он сделался их учеником и сподвижником. А после смерти святителя Вукола Поликарпа поставили в епископа Смирнского. При этом архиереи, посвящавшие его, удостоились ужасных видений. Церковь озарил Божественный свет, и белая голубица, сверкая, как молния, летала вокруг головы Поликарпа.

Сам же он, когда преклонил колени для посвящения, увидел перед собою ноги Иисуса Христа, Который незримо для других там присутствовал.

Исполненный Божественной благодати, Поликарп творил много чудес. Однажды, когда он, путешествуя, остался со своим диаконом ночевать в гостинице, в полночь его разбудил ангел и сказал: «Встань и выйди немедленно из этого дома, ибо он скоро разрушится, так как люди, живущие в нем, переполнили меру беззаконий».

И как только святитель с диаконом вышли из гостиницы, это крепкое на вид каменное здание вдруг разрушилось и погребло под обломками злочестивых обитателей.

Поликарп имел власть над нечистыми духами и молитвой исцелял болящих. Однажды, когда в городе Смирне вспыхнул пожар и огонь уже охватил большую часть домов, святитель помолился Богу, и бедствие немедленно прекратилось. В другой раз, во время засухи, по молитве святого Господь даровал дождь на землю, и в тот год урожай был даже лучше, чем в прошлые.

Важно

Он мученически скончался во 2 веке, во дни римского императора Марка Аврелия, знаменитого философа, но безумного язычника и гонителя христиан. Поликарпа приговорили к сожжению на костре, но пламя чудесным образом не коснулось его, а точно надутые паруса разошлось во все стороны и сомкнулось над его головой.

Святой же стоял посреди огня, нимало не опаляемый, и при этом вокруг разносилось неземное благоухание. Но язычники, видевшие чудо, оставались бесчувственными и, громко крича, требовали убиения святителя. Тогда воин длинным копьем пронзил его и убил.

При этом из раны истекло так много крови, что она совершенно залила костер, и все удивились.

Так священномученик Поликарп, живший и умерший ради Христа, преставился в Царство Небесное на вечную радость. Аминь.

>

Источник: http://semyaivera.ru/2012/03/07/svyashhennomuchenik-polikarp-smirnskiy-zhitie/

День памяти священномученика Поликарпа, епископа Смирнского (167)

Церковь Божия, пребывающая в Смирне, Церкви Божией, пребывающей в Филомелии[1], и всем на всяком месте общинам Святой и Кафолической [2] Церкви: да умножится [у вас] милость, мир и любовь Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа [3].

1

(1) Мы написали вам, братия, о мучениках и блаженном Поликарпе, который положил конец гонению, как бы запечатав его своим мученичеством. Ибо почти все, что произошло прежде, было для того, чтобы Господь снова явил нам мученичество, согласное с Евангелием [4].

(2) Поликарп ожидал [страдания], подобно Господу, до тех пор, пока не был предан, дабы и мы подражали ему, заботясь не только о своем [благе], но и о ближних [5]. Потому что истинной и твердой любви свойственно желать спасения не себе только, но и всем братиям.

2

(1) Итак, блаженны и славны все мученичества, совершившиеся по воле Божией. Ибо мы, как благочестивые, должны приписывать власть Богу над всем. (2) Кто не удивится мужеству [мучеников], их терпению и любви ко Господу? Рассекали бичами их тела так, что даже видны были внутренние вены и артерии; но они терпели.

Даже стоящие около них плакали от жалости, а они были столь мужественны, что ни один из них не вскрикнул и не восстенал. Сим показали они всем нам, что славные мученики Христовы во время мучения своего были вне тела, или паче Господь, представ им, беседовал с ними [6].

(3) Устремляя внимание ко благодати Христовой, они презирали мирские казни, в один час искупляя себя от муки вечной [7].

Огонь бесчеловечных мучителей был для них прохладен, ибо воочию видя огнь вечный и неугасимый, они желали избегнуть его, взирая очами сердечными на блага, соблюдаемые страдальцам, которых ухо не слыхало, око не видало, и которые на сердце человеку не всходили (1 Кор. 2, 9; ср. Ис.

64, 3), но которые показуемы им были Господом, так как были они уже не человеки, а ангелы. (4) Подобным образом и те, которые осуждаемы были на снедение зверям, претерпевали многие тяжкие страдания: их простирали на колючих раковинах [8] и истязали другими различными мучениями, чтобы продолжительностью истязания довести их, ежели то возможно, до отречения.

3

(1) Много злоумышлял против них диавол: но, благодарение Богу! всех он не одолел[9]. Мужественнейший Германик подкрепил их в робости своим терпением.

Он славно сразился со зверями, ибо когда проконсул [10], желая уговорить его, сказал: «Пожалей о своем возрасте», — то он натравил на себя зверя [11], желая скорее удалиться от неправедной и беззаконной их жизни.

(2) Тогда вся толпа, удивясь мужеству боголюбивого и благочестивого рода христианского, возопила: «Смерть безбожникам! Разыскать Поликарпа!».

4

(1) Но некий фригиец по имени Квинт, недавно прибывший из Фригии, увидев зверей, убоялся. А это был тот, который возбудил сам себя и некоторых других идти самовольно [на мучение]. Проконсул после многих убеждений склонил его поклясться и принести жертву. Посему, братия, мы не одобряем тех, которые приходят самовольно, ибо Евангелие не так учит [12].

5

(1) Чудный же Поликарп, услышав о том, не смутился, а хотел сначала остаться в городе.

Но поскольку многие просили его удалиться, то он и удалился в одну деревеньку, отстоящую недалеко от города, и, живя там с немногими, днем и ночью ничего более не делал, как только молился за всех и за все Церкви в мире, как поступал он обыкновенно.

(2) За три дня до того, как его схватили, во время молитвы было ему видение. Виделось ему, что изголовие его горело огнем. Тогда, обратясь к бывшим с ним, он сказал: «Надлежит мне сгореть живому».

6

(1) Когда продолжали искать его, он перешел в другую деревеньку. Вдруг явились [13]искавшие его, но не найдя [его], схватили двух мальчиков-рабов [14], из которых один принужден был под пыткою признаться.

(2) Да и невозможно было ему скрыться, потому что предателями его были домашние [15].

Иринарх [16], получивший [17] то же имя, что и Ирод, спешил вывести Поликарпа на поприще, дабы тот совершил свой собственный жребий, соделавшись общником Христу, а предатели его понесли казнь самого Иуды.

7

(1) Итак, взяв с собою этого мальчика, в пятницу около обеденного часа преследователи и всадники вышли с обыкновенным своим оружием и пошли на него, как будто на разбойника [18]. Придя же все вместе в вечернее время, нашли его лежащим в некоей комнатке на верхнем этаже.

Он мог удалиться и оттуда в другое место, но не захотел, сказав: «Да будет воля Господня!» [19].

(2) Итак услышав, что искавшие его пришли, он сошел и разговаривал с ними, так что [пришедшие] дивились, видя лета его и твердость [духа ], и [спрашивали], нужно ли было столько стараться, чтобы схватить такого старца? Немедленно в сей же час приказал он предложить им пить и есть досыта и просил их [лишь] дать ему один час помолиться беспрепятственно. (3) Когда они согласились, то он встал и молился[20], исполнившись благодатию Божиею, так что в продолжение двух часов не мог умолкнуть. Слышавшие дивились, а многие раскаивались, что пошли против такого божественного старца.

8

(1) Когда же он окончил молитву, воспомянув всех, когда-либо общавшихся с ним, малых и больших, славных и безвестных, и всю Кафолическую по вселенной Церковь, и когда наступило время отправиться; тогда, посадив его на осла, повезли в город; была же великая суббота [21].

(2) По дороге повстречались ему иринарх Ирод и отец его Никита. Они пересадили его в свою коляску [22] и, сидя с ним, увещали его и говорили: «Что худого сказать: Владыка Кесарь! [23] и принести жертву и остальное, и остаться в живых?».

Он сначала не отвечал им, [а потом], поскольку они настаивали, сказал: «Я не намерен делать то, что вы мне советуете». (3) Когда же не удалось им уговорить его, то начали ругать его и сбросили с коляски с такою силою) что он, упав, ободрал голень.

Но он, не обратив на это внимания, как будто с ним ничего не случилось, бодро и торопливо продолжал путь на поприще, куда его вели и где стоял такой шум, что никого не возможно было расслышать.

9

(1) Но когда Поликарп вступал на поприще, раздался с неба глас: «Будь тверд и мужественен, Поликарп!» [24]. Того, кто говорил [сие], никто не видел, но глас бывшие тут из наших слышали [25]. Наконец привели его, и тут поднялся большой шум, когда услышали, что Поликарп пойман.

(2) Как скоро привели его, то проконсул спросил: «Ты ли Поликарп?» — и, получив утвердительный ответ, стал убеждать его отречься, говоря: «Уважь свою старость», — и прочее, что им привычно говорить: «Клянись Фортуной Кесаря [26], одумайся, скажи: Смерть безбожникам!» Но Поликарп, помрачнев лицом и посмотрев на толпу находившихся на поприще беззаконных язычников, погрозил им рукою и, со вздохом воззрев на небо, сказал: «Смерть безбожникам!». (3) А проконсул настаивал и говорил: «Поклянись, и я отпущу тебя; хули Христа». Но Поликарп отвечал: «Уже восемьдесят шесть лет я служу Ему, и Он ничем не обидел меня: как же могу хулить Царя моего, Спасшего меня?».

10

(1) Но поскольку проконсул продолжал настаивать и говорил: «Поклянись фортуной Кесаря!» — отвечал Поликарп: «Ежели ты воображаешь, что я поклянусь Кесаревой, как ты говоришь, Фортуной, и притворяешься не ведающим, кто я, то слушай, я [говорю] открыто: я Христианин! Если же ты хочешь узнать учение христианское, назначь день и послушай». (2) Проконсул сказал: «Убеди народ!» [27]. Поликарп отвечал: «Я тебя только удостаиваю ответа. Ибо нас учили начальникам и властям, поставленным от Бога, воздавать приличную и безвредную для нас честь [28]; а их я считаю недостойными того, чтобы защищаться пред ними».

11

(1) Проконсул сказал: «У меня звери; им отдам тебя, если не переменишь мыслей». Поликарп отвечал: «Зови. Ибо у нас хороших мыслей не меняют на худые. Хорошо обращаться от зла к правде».

(2) Проконсул продолжал: «Если не боишься зверей, то я велю тебя сжечь, ежели не переменишь мыслей».

Поликарп отвечал: «Ты грозишь огнем, который час горит и вскоре гаснет, потому что тебе не известен огнь будущего суда и вечной казни, который уготован нечестивым. Но что медлишь? Делай, что намерен».

12

(1) Говоря это и много подобного, он исполнился смелости и радости; лицо его озарилось благодатью, так что он не только не смутился от того, что ему говорили, но, напротив, проконсул вышел из себя и послал глашатая трижды провозгласить на средине поприща: «Поликарп признал себя Христианином».

(2) Когда глашатай сказал это, то вся толпа язычников и иудеев, живущих в Смирне, в безудержной ярости начала громко кричать: «Это учитель Асии [29], отец христиан, он ниспровергает наших богов и многих учит не приносить им жертв и не чтить их [30]».

Говоря так, они подняли крик и стали просить асиарха [31] Филиппа выпустить на Поликарпа льва. Филипп отвечал, что это нельзя, потому что бой со зверьми уже кончился.

(3) Тогда вздумалось им закричать в один голос: «Сжечь Поликарпа живым!» — ибо надлежало исполниться тому, что явлено было ему в видении изголовья, которое во время молитвы он видел горящим, и, обратясь к бывшим с ним верным, сказал пророчески: «Надлежит мне сгореть живому».

13

(1) И вот, это было исполнено очень скоро, скорее даже, нежели сказано. Толпы людей немедленно бросились собирать дрова и хворост из мастерских и терм, в чем с особенною ревностью помогали иудеи, по своему обыкновению.

(2) Когда готов был костер, то Поликарп снял с себя все одежды и, развязав свой пояс, попытался разуться, чего прежде сам не делал; ибо всякий раз каждый верный наперерыв спешил коснуться его тела, потому что ему за доброе житие и прежде мученичества воздаваемо было великое почтение. (3) Тут же вокруг него были разложены все принадлежности костра.

Когда же хотели пригвоздить его, то он сказал: «Оставьте меня так. Ибо тот, кто дает мне [силы] терпеть огонь, подаст и без ваших гвоздей быть на костре неподвижным».

14

(1) Посему они не пригвоздили его, однако же связали.

И так он, со сложенными за спиной руками и связанный, подобно овну, отобранному из великого стада, уготованному в жертву, во всесожжение приятное Богу [32], воззрел на небо и сказал: «Господи, Боже Вседержителю, Отче возлюбленного и благословенного Отрока Твоего, Иисуса Христа, чрез Которого мы получили познание о Тебе! Боже Ангелов и Сил и всякого создания, и всякого рода праведных, живущих пред лицем Твоим! (2) Благословляю Тебя, что Ты удостоил меня в день сей и час стать причастным числу мучеников Твоих и чаше Христа Твоего для воскресения в жизнь вечную души и тела в нетлении Святого Духа. Да буду принят я в [числе] их днесь пред лицем Твоим в жертву тучную и благоприятную, как Сам Ты, неложный и истинный Боже, предуготовал, предвозвестил и совершил. (3) За сие и за все Тебя хвалю, Тебя благословляю, Тебя славлю, чрез вечного и пренебесного Первосвященника Иисуса Христа [33], возлюбленного Твоего Отрока, чрез Которого [да будет] слава Тебе — с Ним [34] и со Святым Духом — и ныне и в будущие веки. Аминь».

15

(1) Когда он произнес «аминь» и окончил молитву, тогда приставленные [35] к костру разожгли огонь. Когда же огонь сильно разгорелся, то мы увидели чудо [36], мы, которым дано было видеть, которые и сохранены для того, чтобы происшедшее пересказать прочим.

(2) Огонь, приняв вид свода, подобно корабельному парусу, надутому ветром, оградил вокруг тело мученика, и оно, находясь посредине, было не как тело сожигаемое, но как испекаемый хлеб [37] или как золото и серебро, разжигаемое в горниле [38].

Мы чувствовали такое благоухание, как будто пахло ладаном или другим драгоценным ароматом.

16

(1) Наконец беззаконные, видя, что тело его не может быть истреблено огнем, велели подойти конфектору [39] и пронзить его кинжалом.

Когда он сделал это, (вылетел голубь и)[40] хлынуло столько крови, что она погасила огонь, и вся толпа с удивлением увидела, какая [великая] разница между неверными и избранными, (2) из коих был и сей предивный мученик [41] Поликарп, бывший в наши времена учителем Апостольским и Пророческим[42], епископом Смирнской кафолической Церкви. Ибо всякое слово, исшедшее из уст его, или уже сбылось, или сбудется.

17

(1) Но когда завистник, клеветник и лукавый противник рода праведных увидел величие мученичества его и безукоризненное от [самого] начала житие его; [когда увидел], что он увенчан венцом нетления и получил непререкаемую награду; то постарался, чтобы и тело [43] его не было взято нами, хотя многие желали сие сделать и иметь [частицу] его святого тела. (2) И вот внушил он Никите, отцу Ирода, брату Алки, обратиться к проконсулу[44], чтобы он не отдавал тела его, дабы мы, как говорил он, оставив Распятого, не начали почитать сего. Это сказано было по внушению и настоянию иудеев, которые уследили, что мы собираемся взять его с костра, и не понимали, что мы никогда не сможем ни оставить Христа, Который пострадал для спасения всех спасаемых в мире, непорочный за грешников, ни почитать кого-либо другого. (3) Ибо мы поклоняемся Ему как Сыну Божию; а мучеников, как учеников и подражателей Господних, достойно любим за непобедимую приверженность [их] к своему Царю и Учителю. Да даст Бог и нам быть их общниками и соучениками!

18

(1) Центурион, видя иудейскую склочность, положил тело на виду [у всех] [45], как это у них принято, и сжег.

(2) И так мы взяли затем кости его, которые драгоценнее дорогих камней и благороднее золота, и положили, где следовало.

(3) Там по возможности Господь даст и нам, собравшимся в веселии и радости, отпраздновать день рождения Его мученика[46], в память подвизавшихся [за веру] до нас и в наставление и приготовление для будущих [подвижников].

19

(1) Такова [история] блаженного Поликарпа. [Хотя] он вместе с Филадельфийскими был двенадцатый мученик в Смирне [47], но его вспоминают больше всех, так что и язычники повсюду толкуют о нем.

Он был не только знаменитый учитель, но и выдающийся мученик, мученичеству которого, совершившемуся по Евангелию Христову, все подражать желают.

(2) Ибо он, терпением победив беззаконного начальника и таким образом восприняв венец нетления и веселясь ныне с Апостолами и всеми праведниками, славит Бога Отца Вседержителя [48] и благословляет Господа нашего, Спасителя душ и телес наших и Пастыря вселенской кафолической Церкви.

20

(1) Вы просили, чтобы мы подробнее описали происшедшее; но мы ныне вкратце сообщаем вам о том чрез брата нашего Маркиона [49].

Узнав о сем, перешлите наше послание далее к братиям, дабы и они прославили Господа, Который выбирает [избранников ] среди рабов своих (2) и всех нас может ввести благодатию и даром своим в вечное Свое Царство чрез Единородного Отрока Своего Иисуса Христа, — Ему же слава, честь, держава и величие во веки! [50]

Приветствуйте всех святых [51].

Приветствуют вас [находящиеся] с нами, и Эварест со всем домом своим, который и написал [сие].

21

(1) Пострадал же блаженный Поликарп в начале месяца Ксанфика, во второй день, за семь дней до мартовских [52] календ, в великую субботу, в осьмом [53] часу. Схвачен он был Иродом, в понтификат Филиппа Траллиана, в проконсульство Стация Квадрата, в царствование же вечное Господа нашего Иисуса Христа.

[Приложение]

22

(1) Желаем вам, братия, укрепляться и поступать по Евангельскому слову Иисуса Христа, с Которым слава Богу Отцу и Святому Духу за спасение святых избранников! Подобно тому, как совершил мученичество блаженный Поликарп, да обретемся и мы по следам его в Царстве Иисуса Христа.

(2) Сие со списка Иринея, ученика Поликарпа, переписал Гай, знавший Иринея. Я же, Сократ, писал сие в Коринфе со списка Гая. Благодать [да будет] со всеми!

(3) А после того я, Пионий, снова переписал, найдя списки по откровению явившегося мне блаженного Поликарпа, о чем поведаю впоследствии [54]. Собрал же я эти списки уже почти истлевшими от времени; да соединит и меня с избранниками своими Господь Иисус Христос в Царствии Своем небесном. Ему же слава, со Отцом и Святым Духом во веки веков. Аминь.

[По Московской рукописи]

(1) Сие из сочинений Иринея переписал Гай, знавший Иринея, бывшего учеником святого Поликарпа. (2) Сей Ириней, пребывавший во время мученичества епископа Поликарпа в Риме, научил многих.

Ему принадлежит много весьма прекрасных и православных сочинений, в которых он упоминает [и] о Поликарпе, [говоря], что он был его учеником, и в которых обличил довольно все ереси и передал [нам] церковное и кафолическое правило [таким], как он получил его от святого.

(3) Говорит он и сие: «Встретившись как-то со святым Поликарпом, Маркион (от которого [происходят] называемые маркионитами) сказал: „Признай нас, Поликарп!” — на что тот ответил Маркиону: „Признаю, признаю перворожденного сатаны”[55] ».

(4) Еще рассказывается в сочинениях Иринея, что в тот [самый] день и час, когда Поликарп мученически скончался в Смирне, Ириней, находясь в Риме, услышал глас, исходивший словно из трубы: «Поликарп мученически скончался!»

(5) Итак, как уже было сказано, из этих сочинений Иринея переписал Гай, а с копии Гая — Исократ в Коринфе.

Я же, Пионий, снова списал со списков Исократа, разыскав их по откровению святого Поликарпа и собрав почти истлевшими от времени.

Да соединит и меня с избранниками Своими Господь Иисус Христос в пренебесном Своем Царствии, Ему же слава со Отцом и Сыном и Святым Духом во веки веков. Аминь.

Источник: https://mka.livejournal.com/218486.html

Ссылка на основную публикацию