Можно ли с месячными ходить в церковь? мнение священников

39 лет, начала ходить в храм. Грех ли жить с некрещеным мужем? Как привести в храм детей-подростков? – Православный журнал “Фома”

Вопрос читателя: 

Здравствуйте, меня зовут Дарья, мне 39 лет и я делаю первые робкие шаги на пути к истинной вере. Крестилась я давно, в 16 лет, но внутренней потребности посещать храм не было. Вышла замуж в 21 год за некрещеного человека, абсолютного атеиста. У нас родилось трое деток.

Старших близнят окрестили в полтора года, младшую дочку недавно, ей было 10 лет, она сама настояла. Сейчас она влечет меня в храм, и я следую за ней, и чувствую, что это правильно. Но муж мой был и остается атеистом. Да и близнецы не хотят ходить в храм, отрицают Бога.

У меня вопрос: не грешно ли мне жить с некрещеным человеком? И как переубедить старших детей (им 16 лет)? Мне тревожно, что у нас в семье такой вот духовный раскол. Спасибо!

Дарья

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов: 

Обратите внимание

Уважаемая Дарья! Я очень рад Вашему желанию вернуться в Церковь, дай-то Бог! И давайте теперь разберем ту цепочку вопросов и проблем, которые Вы обозначили в своем письме.

Во-первых, официально зарегистрированный брак Церковь не считает блудом! Так что с мужем живите спокойно. Было бы странно, не правда ли, если бы христиане, которые проповедуют любовь, говорили бы о том, что можно вот так вот перечеркнуть почти 20 лет совместной жизни и оставить любимого человека… Нет и нет! Ваш муж – это законный муж, и на эту тему думать прекратите.

Можно ли считать блудом невенчанный брак? – уже спрашивали священников в нашем журнале, и ответ дан. Так что об этом не переживайте.

А вот далее речь пойдет немного о Вас самой. Ваша задача сейчас – это самой встать, образно говоря, на ноги в духовной жизни. Вам надо поговорить со священником лично и определить, как Вы будете молиться, как часто бывать на исповеди, когда причащаться.

И Вам нужно будет следить за тем, чтобы самой, под руководством священника, это свою духовную жизнь и отношения с Богом начать выстраивать. Очень хорошо, что Вы пошли в храм за дочкой, но с этого момента Вам нужно очень четко уяснить для себя: Вы не за ребенком должны идти в храм, а сама.

Понимаете? И сама во всем-всем разбираться, спрашивая у батюшки, которому регулярно будете исповедоваться.

Вам нужно и изучить основы веры (купите для этого в церковной лавке или скачайте самый простой “Закон Божий”) и начинать постепенно набираться опыта молитвы и жизни по заповедям, опыта самоанализа, трезвого взгляда прежде всего на саму себя.

Дочкин путь к Богу – это ее путь. Вы, как мама, приводите ее в храм, но дальше уже и она должна сама учиться отвечать за себя перед Богом.

Важно

В 10 ребенок уже может исповедоваться и должен это делать (не так часто, как взрослый – о частоте поговорите с батюшкой). И Вы не должны вмешиваться в этот процесс, надо учить дочку хранить тайну исповеди.

Ну а с трудными вопросами помогайте ей разбираться по мере Вашего опыта и знаний. Но фокус тут – на Вас самой, на себе!

Что касается старших детей. 18 лет Ваша семья жила в атеизме. Случилось чудо – и слава Богу! – Господь посетил Вашу дочку и Вас и Вы откликнулись на его зов. Но это случилось именно с Вами! Это не распространяется автоматически на других членов семьи.

И тем более 16-летним близнецам, согласитесь, практически невозможно перестроиться из одной модели воспитания в другую: 16 лет мама их учила одному, они только-только начали вставать на ноги в личностном плане, и тут раз – все прошлое практически полностью перечеркивается и мама предлагает им новое именно в тот момент, когда они, основываясь на всем предыдущем воспитании, должны начать выстраивать свою начинающуюся взрослую жизнь!

Не надо их переубеждать, что Вы! Как мать, Вы должны молиться о них и заботиться, пока они еще не встали на ноги. А что касается веры – Вы можете с ними делиться тем, что нового Вы открыли, почему для Вас это важно, как делитесь с детьми любым интересным и полезным.

Но это должно быть именно что поделиться, это не должно быть назойливо или как-то намеренно, потому что дети сразу почувствуют, что не просто так мама о чем-то рассказывает, а чтобы принудить их пойти в храм… В этого вот принуждения и тени и намека не должно быть! Вы ходите в храм, с Вами ходит дочка, а подростки пусть видят Вас, Вашу радость, Ваши открытия. Если спросят – отвечайте им на вопросы уважительно, ласково, с любовью. Если хотите – предложите им пойти в храм с Вами, но будьте готовы с первого раза воспринять их “нет, мама, мы не хотим”. Пусть они видят в Вас не того, кто пытается их силой затянуть в непонятное место, а любящую маму, которая готова с ними поделиться лучшим и принимает их такими, каковы они есть, и способна признать и свои ошибки и промахи. И молитесь о них, конечно.

С мужем момент еще тоньше. Я не знаю, как Вы жили с супругом, но если, дай Бог, все было хорошо, Ваше искусство будет состоять в том, чтобы, ведя свою новую церковную жизнь, Вы сохранили и свою любовь и уважение к мужу.

Совет

Как и с детьми, делитесь с ним Вашими открытиями, тем добрым и полезным, что видите и узнаете, но никакого принуждения по поводу того, чтобы он тоже стал церковным человеком, быть не должно! Даже тени намека на это! О муже молитесь, чтобы Господь просветил и его, и супруг услышал бы Его зов и откликнулся. Помните: Бог уважает свободу человека и не заставляет человека быть с Ним. Тем более и Вы не можете заставлять другого человека быть с Богом. Разделить с ним радость – да, заставить и перестроить – нет. Посмотрите, это не напрямую к Вам относится, но, может, что-то полезное почерпнете: Вера делает нас чужими. Что делать?

И больше всего молитесь о себе, чтобы Господь дал Вам достаточно мудрости на то, чтобы правильно выстроить свою духовную жизнь и соблюсти тонкий баланс в Вашей не очень простой семейной ситуации. Бог даст, все устроится.

Храни Вас Господь!

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

Источник: https://foma.ru/39-let-nachala-hodit-v-hram-greh-li-zhit-s-nekreshhenyim-muzhem-kak-privesti-v-hram-detey-podrostkov.html

Можно или нельзя ходить в храм или церковь во время месячных: мнение православных священников

Существует мнение, что женщине в период месячных запрещено входить в церковь и присутствовать на богослужениях. Этот запрет соблюдается на протяжении многих веков, поэтому до сих пор верующие женщины сомневаются, можно ли им ходить в церковь во время месячных. Может быть, кровотечения делают их нечистыми, поэтому им не место в церкви?

Можно ли посещать храм или церковь, если у женщины месячные?

Откуда возник запрет на посещение храма во время регул, так ли он актуален в XXI веке? Некоторые женщины продолжают строго соблюдать это предписание и очень беспокоятся, чтобы менструация не началась в церкви. Другие же спокойно посещают богослужения в храме, считая такие предостережения устаревшими. Можно или нельзя при менструации ходить в церковь? Ответ на этот вопрос может дать изучение Ветхого и Нового Заветов.

По Старому Завету

Согласно Ветхому Завету, первая женщина Ева поддалась искушению и вкусила плод с Древа познания добра и зла, а затем уговорила своего мужа Адама съесть его. За это Бог наказал Еву. Наказание за проступок было наложено на весь женский пол. Рождение детей с тех пор происходит в страданиях, а ежемесячные кровотечения являются напоминанием о совершенном грехе.

В Старом Завете содержится предписание, по которому женщинам в некоторых ситуациях запрещается приближаться к храму и входить в него:

  • во время регул;
  • после рождения мальчика – в течение 40 дней;
  • после рождения девочки – в течение 80 дней.

Священнослужители объясняли это тем, что женский пол несет отпечаток грехопадения человека. В период менструации женщина становится грязной, нечистой, поэтому ей не следует осквернять дом Божий. Кроме того, в доме Божием совершается Святейшая Бескровная Жертва — молитва, поэтому любое кровопролитие в его стенах недопустимо.

По Новому Завету

С приходом Иисуса Христа акцент смещается с физиологического на духовное. Если раньше, во времена Старого Завета, человек считался осквернителем из-за физической грязи, то теперь значение имеют только помыслы.

Каким бы чистым внешне ни был человек, если у него грязные мысли и намерения, нет веры в душе, все его дела считаются бездуховными. И, наоборот, даже самый грязный и больной верующий может быть чист душой как младенец.

В Новом Завете описана история, которая произошла во время того, как Христос шел к больной дочери архисинагога Иаира.

К нему подошла женщина, которая много лет страдала от кровотечений, прикоснулась к краю одежды Иисуса – и тут же истечение крови прекратилось. Почувствовав исшедшую от него силу, Иисус Христос спросил учеников, кто прикоснулся к нему.

Женщина призналась, что это была она. Христос же ответил ей: «Дщерь! Вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей».

Истоки возникновения запрета

Откуда в сознании общества возникла мысль, что женщина в период менструации является нечистой? Такая точка зрения являлась распространенной в древности среди многих народов, которые не понимали, почему у женщины бывает кровотечение, поэтому пытались объяснить это явление всеми возможными способами. Поскольку многие физиологические выделения считались признаком болезни, регулы стали олицетворять телесную грязь.

Языческий период

Во времена язычества в разных племенах отношение к женщине в период кровотечений было практически одинаковым. Как у человека может проливаться кровь, считающаяся признаком ран и болезней, каждый месяц, но при этом он остается жив? Древние народы объясняли это связью с демонами.

В некоторых племенах женщин в период кровотечений изгоняли из дома. Они должны были жить в специальной хижине и только после этого, очистившись, могли вернуться домой. В отдаленных уголках планеты подобные обычаи сохранились до сих пор.

Времена Ветхого Завета

Исследователи считают, что период, когда создавался Ветхий Завет, относится к I–II тыс. до нашей эры. Чтобы понять, почему в Библию были внесены запреты по отношению к женскому полу, необходимо обратить внимание на социальное положение женщин в то время.

Женский пол в древнем обществе считался по статусу ниже, чем мужской. Жены и дочери не имели одинаковых с мужьями и сыновьями прав. Они не могли владеть имуществом, вести дела, не обладали правом голоса. Фактически женщина была собственностью мужчины – сначала отца, потом мужа, а затем сына.

Представление о грехопадении человека, виновницей которого стала Ева, объясняло, почему женщина должна занимать низшее положение по сравнению с мужчинами. Другая причина, почему менструации делали женский пол нечистым, скрывается в представлении о болезнях. У древних народов не было знаний о том, что вызывает различные заболевания.

Кровь и гной были опасны, потому что являлись очевидным признаком болезни, которая могла заразить другого человека. Именно поэтому во времена Ветхого Завета в церковь запрещалось входить не только во время менструаций, но и тем, кто имел гнойные раны, болел проказой или прикасался к трупам.

Какие ограничения на посещение святого места существуют в наши дни?

Несмотря на то, что Новый Завет поставил духовную чистоту выше физической, мнение священнослужителей многие века оставалось неизменным. Например, в киевском «Требнике» начала XVII века есть предписание о том, что если женщина с месячными войдет в храм, на нее следует наложить наказание в виде 6-месячного поста и ежедневных 50 поклонов.

В наши дни такого строгого запрета на посещение храмов нет. Женщине можно идти в церковь, молиться, ставить свечки. Если же она беспокоится о возможном осквернении своим присутствием святого места, то может просто постоять в стороне, у входа.

Однако некоторые ограничения по-прежнему остались. Церковь не рекомендует совершать Таинства во время месячных. Причастие, крещение, исповедь и венчание — эти события лучше перенести на другие дни цикла.

Обратите внимание

Кроме того, прихожанка не должна забывать о других правилах посещения церквей. Женщинам положено входить в храм только с покрытой головой и в юбке. Не допускаются слишком глубокие вырезы и мини-юбки.

Читайте также:  День ангела кристины по церковному календарю

Однако многие церкви, особенно те, которые находятся в туристических местах, стали относиться к внешнему виду верующих лояльнее.

Если женщина почувствует непреодолимое желание зайти внутрь, она может сделать это в брюках и без платка.

Как относятся другие религии к менструации женщины?

В исламе мнение по этому вопросу неоднозначное. Некоторые мусульмане считают, что от посещения мечети лучше воздержаться. Другие же настаивают на том, что от подобных запретов следует отказаться. Мечеть запрещено осквернять телесными выделениями, но если мусульманка использует гигиенические средства (тампоны, прокладки или менструальные чаши), она может войти внутрь.

Мнение священнослужителей

Католические священнослужители считают, что древний запрет на посещение церквей был связан с низким уровнем гигиены в прошлые века.

Не имея возможности регулярно мыться и менять белье, женщины часто заражались инфекциями. Во время регул от них неприятно пахло, а капли крови могли стекать на пол церкви.

В связи с тем, что сейчас проблема гигиены решена, запрет входить в храм не имеет первоначального смысла.

Мнение православных священников не столь однозначно. Некоторые из них продолжают придерживаться строгих запретов и рекомендуют воздержаться от совершения Таинств, но объясняют это заботой о здоровье прихожанки.

Венчание, крещение, исповедь длятся долго, а верующая во время месячных может почувствовать себя плохо, из-за запаха ладана у нее может закружиться голова. Другие же священнослужители уверяют, что женщина сама должна принять решение.

Если она чувствует необходимость посетить церковь, ей не стоит ограничивать это желание.

Если прихожанка боится нарушить запреты и сомневается, стоит ли ей посещать богослужение в дни регул, ей стоит спросить у духовного наставника. Служитель церкви сможет развеять сомнения женщины и успокоить ее.

Источник: https://VseProRebenka.ru/planirovanie/mesyachnye/mozhno-li-v-cerkov-s-mesyachnymi.html

Можно ли ходить в церковь при месячных: различные мнения на этот счет

Из поколения в поколение передается строгий запрет на посещение женщинами храма в дни менструации. Одни люди верят в это и строго следят за соблюдением правила. Другие негодуют и возмущаются запретом, думают, почему же нельзя.

Третьи, не обращая внимания на критические дни, приходят в церковь по велению души.

Так разрешается ли во время месячных ходить в церковь? Кто, когда и почему запретил женщинам посещать ее в эти особые для женского организма дни?

Создание мужчины и женщины

Ознакомиться с моментами создания Господом Вселенной можно в Библии в Ветхом Завете. Первых людей Бог создал на шестой день по образу и подобию своему и назвал мужчину Адамом, а женщину – Евой.

Из этого следует, что изначально женщина была чистой, у нее не было месячных. Зачатие ребенка и его рождение не должны были быть мучительны. В их мире, наполненном совершенством, не было ничего нечистого.

В чистоте было тело, мысли, действия и душа. Но совершенство было недолгим.

Дьявол воплотился в образ змия и стал искушать Еву, чтобы она вкусила плод с Дерева познания добра и зла. Он обещал ей могущество и знание. Женщина вкусила плод сама и угостила им мужа.

Важно

Так произошло грехопадение на все человечество. Адама и Еву изгнали из Рая. Бог обрек женщину на страдания. Он сказал, что отныне она будет зачинать и рожать в муках.

Именно с этого момента женщина считается нечистой.

Запреты Ветхого Завета

Правила и законы были важны для людей того периода времени. Все они были прописаны в Ветхом Завете. Храмы создавались для общения с Богом и для приношения ему жертв.

Женщина же не являлась полноправным членом общества, а была дополнением мужчины. О грехе Евы, после которого у нее начались месячные, помнили все.

Менструация была напоминанием о том, что женщина натворила.

Ветхий Завет четко давал ответ на вопрос о том, кому можно, а кому и почему запрещено было посещать Святой Храм. Не посещали его:

  • с проказой;
  • с семяистечением;
  • те, кто прикасался к трупам;
  • с гнойными выделениями;
  • женщины во время менструации;
  • женщины, родившие мальчика – 40 дней, родившие девочку – 80 дней.

Во времена Ветхого Завета на все смотрели с физической точки зрения. Грязное тело считалось признаком нечистого человека.

Женщине во время критических дней запрещалось посещать Храм, а также места с большим количеством людей. Она была далека от собраний народа.

Кровь нельзя было проливать в святых местах. Так длилось до пришествия Иисуса Христа и принесения им Нового Завета.

Нечистота отменяется Новым Заветом

Иисус Христос акцентировал внимание на духовном, пытался достучаться до человеческой души. Он пришел, чтобы искупить все человеческие грехи, в том числе грех Евы. Если у человека не было веры, все его дела считались бездуховными.

Черные мысли человека превращали его в нечистого, даже при чистоте его тела. Святой Храм стал не конкретным местом на Земле, а перенесся в души человеческие. Христос говорил, что душа и есть Храм Бога и Его Церковь.

Мужчины и женщины стали равны в правах.

Однажды произошла ситуация, которая возмутила всех священнослужителей. Во время нахождения Христа в Храме одна женщина, страдающая много лет от кровотечения, прошла сквозь толпу к нему и прикоснулась к его одеждам. Христос, почувствовавший ее, обернулся и сказал, что ее вера спасла ее. С этого времени в сознании человечества произошел раскол.

Одни остались верны чистоте физической и Старому Завету. Они придерживались мнения, что женщине ни в коем случае нельзя ходить в церковь во время месячных. А те, кто послушался учения Иисуса Христа и последовал вере в Новый Завет и духовную чистоту, перестали придерживаться этого правила. После его смерти вошел в силу Новый Завет.

Пролитая кровь стала признаком начала новой жизни.

Ответы священников на вопрос о запрете

Так можно ли ходить в церковь во время месячных?

Католические священники давно решили для себя вопрос о посещении женщиной церкви в критические дни. Они считают месячные естественным явлением и не видят в них ничего плохого. Кровь давно перестала проливаться на полы церкви, благодаря современным гигиеническим средствам.

А вот православные священники не могут прийти к единому мнению. Одни говорят, что женщине нельзя заходить в церковь во время месячных. Другие говорят, что приходить можно, если этого требует душа. Третьи разрешают женщинам во время менструации приходить в церковь, но ставят запрет на некоторые священные таинства:

  1. крещение;
  2. венчание;
  3. исповедание.

Запреты по большей части связаны с физическими моментами. По гигиеническим соображениям во время менструации нельзя опускаться в воду. Не очень приятно смотреть на кровь, перемешивающуюся с водой. Венчание происходит долго и ослабленный организм женщины во время месячных может его не выдержать.

Часто происходят обмороки, женщина испытывает слабость и головокружение. Во время исповеди затрагивается психоэмоциональное состояние женщины. А в период месячных она пребывает немного в неадекватном состоянии. Поэтому, если женщина решит исповедаться, она может сказать то, о чем будет долго жалеть.

Вот почему нельзя исповедоваться во время месячных.

Можно ли ходить в церковь во время месячных или нет

Современность смешала в себе грешное с праведным. Никто не знает истоков этого запрета. Священники перестали быть теми духовными служителями, которыми они считались во времена Ветхого и Нового Заветов.

Каждый воспринимает информацию так, как ему удобней. Церковь – это помещение, такое же, как и было и при Ветхом Завете. Отсюда следует, что все должны придерживаться правил, установленных в те времена.

При месячных нельзя ходить в церковь.

Но современный демократический мир внес свою поправку. Если учесть, что грешным считалось пролитие крови в храме, то в настоящий период времени эта проблема полностью решена.

Совет

Средства гигиены, такие как тампоны и прокладки, хорошо впитывают кровь и не дают ей протечь на пол священного места. Женщина не является нечистой. Но тут тоже есть обратная сторона. Во время менструации женский организм самоочищается.

А это значит, что женщина все-таки является нечистой, и ей нельзя посещать церковь во время критических дней.

Но ей на помощь приходит Новый Завет и его чистота души. А это значит, что если душа испытывает потребность прикоснуться к святыне, почувствовать Божественную поддержку, то прийти в храм можно.

Даже нужно! Ведь Иисус помогает именно тем, кто искренне верит ему. А чистота тела не играет в этом большой роли.

Тем, кто придерживается правил Нового Завета, ходить в церковь во время месячных не возбраняется.

Но и тут есть поправки. Раз Церковь и Святой Храм находятся в душе человека, то ему совсем необязательно приходить в определенное помещение за помощью. Женщина может помолиться Богу в любом месте. И если мольба идет от чистого сердца, то ее услышат намного быстрее, чем при посещении храма.

Итог

Никто не может сказать точно, можно ли ходить в церковь во время месячных. У каждого есть свое мнение по этому поводу. Ответ на этот вопрос женщина должна дать сама, решить, почему она хочет пойти в церковь.

Запрет как есть, так и его нет. Нужно смотреть на то, с какими намерениями женщина хочет пойти в церковь.

Если целью посещения является просьба о прощении, покаяние в грехах, то можно идти в любое время и при месячных тоже. Чистота души — это главное.

Обратите внимание

Во время критических дней лучше всего размышлять о своих поступках. Иногда во время месячных вообще не хочется никуда выходить из дома. А во время менструации ходить в храм можно, но только если этого требует душа!

Источник: https://pravoslavie.guru/nuzhno-znat/mozhno-li-hodit-v-tserkov-vo-vremya-mesyachnyh.html

О так называемой женской нечистоте сайт священника константина пархоменко | мишаня

священник Константин Пархоменко

О, сколько раз за день священнику, служащему в храме, приходится сталкиваться с этой темой. Прихожанки боятся войти в храм, приложиться ко кресту, в панике звонят: Что делать, так готовилась, так готовилась на праздник причаститься и вот…

Из Дневника: Звонит по телефону одна девушка: Батюшка, я не могла присутствовать все праздничные дни в храме по причине нечистоты. И не брала в руки Евангелие и святые книги. Но вы не думайте, что я пропустила праздник. Все тексты богослужения и Евангелие я прочитывала по Интернету!

Великое изобретение Интернет! Даже в дни т.н. ритуальной нечистоты можно прикасаться к компьютеру. И он дает возможность молитвенно переживать праздничные дни.

Кажется, как могут отлучать от Бога естественные процессы организма? И сами образованные девушки и женщины это понимают, но ведь есть же церковные каноны, которые запрещают посещение храма в определенные дни…

Как решить этот вопрос?

Для этого нам нужно обратиться еще к дохристианским временам, к Ветхому Завету.

В Ветхом Завете существует масса предписаний относительно чистоты и нечистоты человека. Нечистота – это, прежде всего1, мертвое тело, некоторые болезни, истечения из половых органов мужчин и женщин.

Откуда эти представления появились у иудеев? Проще всего провести параллели с языческими культурами, в которых также существовали похожие предписания о нечистоте, однако библейское осмысление нечистоты гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд.

Безусловно, влияние языческой культуры было, но для человека ветхозаветной иудейской культуры идея внешней нечистоты была переосмыслена, она символизировала некие глубокие богословские истины. Какие? В Ветхом Завете нечистота связывается с темой смерти, которая овладела человечеством после грехопадения Адама и Евы.

Нетрудно увидеть, что и смерть, и болезни, и истечения крови и семени как уничтожение зародышей жизни – все это напоминает о человеческой смертности, о некой глубинной поврежденности человеческой природы.

Человек в моменты проявления, обнаружения этой своей смертности, греховности – должен тактично встать в стороне от Бога, Который есть Сама Жизнь!

Так относился к нечистоте подобного рода Ветхий Завет.

Но в Новом Завете Спаситель радикально переосмысляет эту тему. Прошлое – миновало, теперь всякий, кто с Ним, если и умрет – оживет, тем более не имеет смысла вся остальная нечистота. Христос есть – Сама воплощенная Жизнь (Ин.14:6).

Спаситель прикасается к мертвым – вспомним, как Он прикоснулся к одру на котором несли хоронить сына вдовы наинской; как Он позволил прикоснуться к Себе кровоточивой женщине… Мы не найдем в Новом Завете момента, когда бы Христос соблюдал предписания о чистоте или нечистоте. Даже, когда он встречается со смущением женщины, явно нарушившей этикет о ритуальной нечистоте и прикоснувшейся к Нему, Он говорит ей вещи, противоречащие общепринятому мнению: Смелее, дочь! (Мф.9:22).

Важно

Апостолы учили так же. Я знаю и уверен в Господе Иисусе, – говорит ап. Павел, – что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто (Рим.14:14). Он же: Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою (1 Тим.4:4).

Читайте также:  Новодевичий монастырь: адрес, расписание богослужений, как добраться

В самом прямом смысле апостол говорит о пищевой нечистоте. Евреи считали ряд продуктов нечистыми, апостол же говорит, что все созданное Богом – свято и чисто. Но ап. Павел не говорит ничего о нечистоте физиологических процессов.

Конкретных указаний на то, считать ли женщину в период месячных нечистой, ни у него, ни у других апостолов мы не находим. Если исходить из логики проповеди ап. Павла, то и месячные – как естественные процессы нашего организма – не могут человека отлучать от Бога и благодати.

Мы можем предположить, что в первые века христианства верующие сами делали выбор. Кто-то следовал традиции, поступал, как мамы и бабушки, может быть, на всякий случай, или, исходя из богословских убеждений или иных каких-то причин, отстаивал ту точку зрения, что в критические дни лучше не касаться святынь и не причащаться.

Другие причащались всегда, даже во время месячных. и их от Причастия никто не отлучал.

Во всяком случае, мы об этом никаких сведений не имеем, напротив. знаем, что древние христиане еженедельно, даже под угрозой смерти собирались в домах, служили Литургию и причащались. Если бы были из этого правила исключения, например для женщин в известный период, то об этом бы упомянули древние церковные памятники. Они ничего об этом не говорят.

Но вопрос такой ставился. И в середине III века ответ на него дал св. Климент Римский в сочинении Апостольские постановления:

Если же кто наблюдает и исполняет обряды иудейские относительно извержения семени, течения семени, соитий законных, те пусть скажут нам, перестают ли они в те часы и дни, когда подвергаются чему-либо такому, молиться, или касаться Библии, или причащаться Евхаристии? Если скажут, что перестают, то явно, что они не имеют в себе Духа Святого, Который всегда пребывает с верующими… В самом деле, если ты, женщина, думаешь, что в продолжение семи дней, когда у тебя месячное, не имеешь в себе Духа Святого; то следует, если скончаешься внезапно, то отойдешь не имеющей в себе Духа Святого и дерзновения и надежды на Бога. Но Дух Святой, конечно, присущ тебе… Ибо ни законное совокупление, ни роды, ни течение крови, ни течение семени во сне не могут осквернить естество человека или отлучить от него Духа Святого, от [Духа отлучают] одно нечестие и беззаконная деятельность.

Совет

Итак, женщина, если ты, как ты говоришь, во дни очищения месячного не имеешь в себе Духа Святого, то должна быть наполнена духом нечистым. Ибо, когда ты не молишься и не читаешь Библии, то невольно призываешь его к себе…

Поэтому, воздерживайся, женщина, от пустых речей и всегда помни о Сотворившем тебя, и молись ему… ничего не наблюдая – ни естественного очищения, ни законного совокупления, ни родов, ни выкидышей, ни порока телесного. Наблюдения эти пустые и не имеющие смысла изобретения людей глупых.

…Брак почтен и честен, и рождение детей чисто… и естественное очищение не мерзко перед Богом, Который премудро устроил, чтобы оно бывало у женщин… Но и по Евангелию, когда кровоточивая прикоснулась к спасительному краю одежды Господа, чтобы выздороветь, Господь не укорил ее, но сказал: вера твоя спасла тебя.

В VI веке на эту же тему пишет св. Григорий Двоеслов 2. Он отвечает на заданный об этом вопрос архиепископу англов Августину, говоря, что женщина может входить в храм и приступать к таинствам в любое время – и сразу после рождения ребенка, и во время месячных:

Не следует запрещать женщине во время месячных входить в церковь, ибо нельзя ей ставить в вину то, что дано от природы, и от чего женщина страдает помимо своей воли.

Ведь мы знаем, что женщина, страдающая кровотечением, подошла сзади к Господу и прикоснулась к краю одежды Его, и немедленно недуг оставил ее.

Почему же, если она с кровотечением могла коснуться одежды Господа и получить исцеление, женщина во время месячных не может войти в церковь Господню.

Нельзя в такое время и запрещать женщине принимать Таинство Святого Причастия. Если она не осмелится принять его из великого почтения, это похвально, но, приняв его, она не совершит греха… И месячные у женщин не грешны, ибо происходят от их естества…

Предоставьте женщин собственному уразумению, и если они во время месячных не осмелятся подходить к Таинству Тела и Крови Господних, следует их похвалить за благочестие. Если же они… захотят принять это Таинство, не следует, как мы сказали, им в этом препятствовать.

То есть на Западе, а оба отца являлись римскими епископами, эта тема получила самое авторитетное и окончательное раскрытие. Сегодня никакому западному христианину не придет в голову задавать вопросы, смущающие нас, наследников восточной христианской культуры. Там женщина может приступать к святыне в любое время, несмотря ни на какие женские недомогания.

На Востоке же единого мнения по данному вопросу не было.

Обратите внимание

Сирийский древнехристианский документ III века (Дидаскалия) говорит, что христианка не должна наблюдать никакие дни и может причащаться всегда.

Св. Дионисий Александрийский, в это же время, в середине III века, пишет другое:

Не думаю, чтобы они [то есть женщины в определенные дни], если они верные и благочестивые, находясь в таком состоянии, дерзнули или приступить к Святой Трапезе, или коснуться Тела и Крови Христовых.

Ибо и женщина, имевшая двенадцатилетнее кровотечение, ради исцеления прикоснулась не Его, а лишь края одеж.

Молиться же, в каком бы кто ни был состоянии и как бы ни был расположен, поминать Господа и просить Его помощи не возбраняется.

Но приступать к тому, что есть Святая Святых, да запретится не совсем чистому душою и телом.

Через 100 лет на тему естественных процессов организма пишет св. Афанасий Александрийский. Он говорит, что все творение Божие добро и чисто. Скажи мне, возлюбленный и благоговейнейший, что имеет греховного или нечистого какое-либо естественное извержение, как, например, если бы кто захотел поставить в вину исхождение мокроты из ноздрей и слюну изо рта?

Можем сказать и о большем, о извержениях чрева, которые необходимы для жизни живого существа. Если же, по Божественному Писанию, верим, что человек есть дело рук Божиих, то как от чистой силы могло произойти творение скверное? И если помним, что мы есть род Божий (Деян.17:28), то не имеем в себе ничего нечистого.

Ибо тогда только мы оскверняемся, когда делаем грех, всякого зловония худший.

По св. Афанасию мысли о чистом и нечистом предлагаются нам ухищрениями диавольскими, чтобы отвлечь нас от духовной жизни.

Важно

А еще через 30 лет, преемник св. Афанасия по кафедре св. Тимофей Александрийский на эту же тему высказался иначе.

На вопросы, можно ли крестить или допускать к Причащению женщину, у которой приключилось обычное женщинам, он отвечал: Должно отложить, доколе очистится.

Вот это последнее мнение с разными вариациями и бытовало на Востоке вплоть до последнего времени. Только одни отцы и канонисты были более ригористичны – женщина в эти дни вообще не должна посещать храм, другие говорили, что молиться, посещать храм можно, нельзя лишь причащаться.

Но все же – почему нельзя? Внятного ответа на этот вопрос мы не получаем. В качестве примера приведу слова великого афонского подвижника и эрудита XVIII века преп.

Никодима Святогорца. На вопрос: почему не только в Ветхом Завете, но и по словам христианских святых отцов месячное очищение женщины считается нечистым, преподобный отвечает, что на это есть три причины:

1. Из-за народного восприятия, потому что все люди считают нечистотой то, что извергается из тела через некоторые органы как ненужное или излишнее, как, например, выделения из уха, носа, мокрота при кашле и проч.

2. Все это называется нечистым, ибо Бог через телесное поучает о духовном, то есть нравственном. Если нечисто телесное, бывающее помимо воли человеческой, то насколько же нечисты грехи, которые мы творим по своей воле.

3. Бог называет нечистотой месячное очищение женщин, чтобы воспретить мужчинам совокупление с ними… главным образом и преимущественно из-за заботы о потомстве, детях.

Совет

Так отвечает на этот вопрос известный богослов. Все три аргумента совершенно несерьезны. В первом случае вопрос решается при помощи гигиенических средств, во втором – непонятно каким образом месячные имеют отношение к грехам. Так же и с третьим аргументом преп.

Никодима. Бог называет нечистотой месячное очищение женщин в Ветхом Завете, в Новом же многое ветхозаветное отменено Христом. Кроме того, какое отношение имеет к Причастию вопрос о совокуплении в критические дни?

Ввиду актуальности этого вопроса его изучил современный богослов Патриарх Сербский Павел. Об этом он написал много раз переизданную статью с характерным названием: Может ли женщина приходить в храм на молитву, целовать иконы и причащаться, когда она нечиста (во время месячных)?

Святейший Патриарх пишет: Месячное очищение женщины не делает ее ритуально, молитвенно нечистой. Эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов.

Кроме того, поскольку современные гигиенические средства могут эффективно воспрепятствовать тому, чтобы случайным истечением крови сделать храм нечистым… мы считаем, что и с этой стороны нет сомнения, что женщина во время месячного очищения, с необходимой осторожностью и предприняв гигиенические меры, может приходить в церковь, целовать иконы, принимать антидор и освященную воду, равно как и участвовать в пении. Причаститься в этом состоянии или некрещеная – креститься, она бы не могла.

Но в смертельной болезни может и причаститься, и креститься.

Мы видим, что Патриарх Павел приходит к выводу, что эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов. В таком случае непонятен вывод его работы: ходить в храм можно, а причащаться все-таки нельзя. Если проблема в гигиене, то эта проблема,3 как отмечает сам владыка Павел, решена… Почему же тогда нельзя причащаться?

Думаю, что по смирению, владыка просто не дерзнул противоречить традиции.

Подводя итог, могу сказать, что большинство современных православных священников, уважая, хотя часто и не понимая логики таких запрещений, все же не рекомендуют женщине причащаться во время месячных.

Другие священники (к таковым принадлежит и автор этой статьи) говорят, что все это лишь исторические недоразумения4 и что не следует ни на какие естественные процессы организма обращать внимание – оскверняет человека лишь грех.

Обратите внимание

Но и те, и другие не спрашивают женщин и девушек, пришедших на исповедь, об их циклах. Гораздо большую и непохвальную ревность в этом вопросе проявляют наши церковные бабушки. Именно они пугают новоначальных христианок некой скверной и нечистотой, которую нужно, ведя церковную жизнь, бдительно отслеживать и в случае упущения исповедовать.

Что же автор может порекомендовать в свете всего вышесказанного боголюбивым читательницам? Да только то, что в этом вопросе они должны смиренно следовать рекомендациям своего духовника.

Источник: http://mishanya-g.ru/veruju-2/o-tak-nazyvaemoj-zhenskoj-nechistote-sajt

Можно ли женщинам при месячных посещать церковь

Так уж задумано природой, что ежемесячно у женщин наступают критические дни. Они влияют на самочувствие и образ жизни, но, помимо этого, месячные вызывают споры о том, можно ли в этот период ходить в церковь? Вопрос не такой простой, как кажется на первый взгляд. По этому поводу существуют разные мнения, даже среди священнослужителей.

До сих пор единого четкого мнения на этот счет нет. Споры о женской «нечистоте» ведутся веками. И авторитетные богословы по-разному объясняли, как дочерям Евы вести себя в дни менструаций.

Сегодня в разных храмах существуют свои правила для посещения и участия в обрядах женщин, переживающих критические дни. Сводятся они к 3 основным вариантам поведения:

  • Женщинам во время месячных нельзя даже заходить в храм, не говоря уже об участии в таинствах.
  • Посещать церковь можно, но нельзя ставить свечи, пить святую воду, прикасаться к иконам и прочим святыням. Запрещено причащаться и участвовать в таинствах крещения, венчания, елеосвящения.
  • Не существует никакого запрета на посещение храма и участие в любых обрядах.
Читайте также:  Какими должны быть венчальные кольца, как выбрать, на какой руке носить

Истоки запрета

Стоит отметить, что речь идет о христианских традициях. Но вопросы о допустимости приходить в церковь в «эти дни» беспокоят только православных прихожанок. У западных христианок таких сомнений не возникает, они свободно посещают храмы, причащаются, ставят свечи, прикасаются к иконам.

В российском православии с этим все намного сложнее. Потому наши батюшки так часто слышат вопросы от своих прихожанок, как же им быть в дни месячных. Ответы могут быть разными.

Отношение к менструации как к проявлению «нечистоты» женского тела отражено еще в ветхом завете. Нечистой считалась и сама женщина, и любой, кто к ней прикоснется.

Истечение крови воспринималось как греховное уничтожение зародыша новой жизни, напоминание о смертности людей. Когда, таким образом, проявлялась искаженная грехопадением Адамы и Евы природа человеческая, следовало держаться подальше от божьего храма.

Но есть и другое толкование запрета присутствия женщины с месячными в церкви. Дело в том, что в святом месте нельзя проливать кровь. А в те далекие времена у женщин не было надежных средств гигиены, так что в любой момент могла случиться неприятность.

Но ветхозаветные времена давно миновали, а на вопросы прихожанок, почему им в критические дни нельзя в церковь, так и нет однозначного ответа.

к оглавлению ^

Мнения авторитетных богословов

Еще святой Климент Римский в III веке писал, что дух святой присутствует с верующими всегда, и женщина не лишается его в дни естественного очищения. Ведь ее именно такой создал сам господь, ничего «мерзкого» в этом нет.

Нельзя винить представительниц прекрасного пола в том, что от них не зависит, а дано природой — об этом писал и святой Григорий Двоеслов. Святитель был против запрета не только на посещение, но и на принятие святого причастия.

Если женщина сама, из великого почтения и благоговения не дерзнет участвовать в этом таинстве, тогда другое дело, это достойно похвалы. Но, если она захочет причаститься, то обвинять ее в том, что она совершила прегрешение, не стоит.

Все, кто в этом споре вставал на сторону женщин, вспоминали описанную в библии историю о кровоточивой женщине. Она посмела прикоснуться к краю одежды Иисуса и тут же исцелилась. И Господь не только не прогневался на болящую, но и ободрил ее добрыми словами.

Само понятие «ритуальной нечистоты» в новом завете Иисусом Христом отделяется от всего телесного, не зависящего от человека. Естественные физиологические процессы не могут быть оскверняющими. Бояться нужно грязных мыслей и поступков и стремиться к чистоте духовной.

к оглавлению ^

В наше время многие прихожанки недоумевают по поводу запрета посещать церковные службы, даже обижаются такому к себе отношению. Но точка в этом вопросе не поставлена до сих пор.

Большинство церковнослужителей и богословов считают, что предвзятое отношение к особенностям женского организма является суеверием и пережитком. Но ведь есть и другое мнение. А поскольку в традициях православия в женщине приветствуется смирение и послушание, прихожанки часто просто не знают, кого слушать.

Например, аргумент тех, кто на стороне прекрасного пола, звучит так — церковь всегда была и остается приютом для всех, кого одолевают немощи, беды и скорби. А женщина в критические дни слаба не только физически, ей тяжело и в моральном плане. Так зачем же усугублять ее скорби пусть временным, но отлучением от встречи с господом в его доме?

Важно

А само признание женщины нечистой в такие дни унижает ее достоинство, превращая во второсортное существо. Протоиерей Константин Пархоменко, редактор православного интернет-портала «Азбука веры» и преподаватель Духовной семинарии, полностью на стороне женщин. Он уверен, что человека оскверняет только совершенный им грех, а не естественные процессы организма.

Многие служители церкви считают запрет на присутствие в храме и участие в обрядах устаревшим каноном. Сегодня во многих храмах женщины работают без оглядки на их месячный цикл — они наводят порядок, пекут просфоры, продают свечи, иконы, книги в церковной лавке.

С тем, что женщине во время месячных можно присутствовать в храме и молиться, согласно большинство служителей церкви. А вот с таинствами дело обстоит по-другому.

До сих пор современные батюшки против, чтобы женщины причащались, принимали крещение и венчались во время менструации.

Исключение делается только для смертельно больных и в том случае, если кровотечение продолжается длительный период и связано с тяжелым заболеванием.

Однако стоит отметить, что в храме никто не спрашивает прихожанку, есть ли у нее в данный момент месячные. Можно свободно приходить и участвовать в церковной жизни.

Чтобы не мучиться вопросом, идти или нет в критические дни в храм, лучше придерживаться порядков своего прихода.

Если ваш священник против посещений, то лучше, подождать и со спокойной совестью прийти на богослужение в другой день.

Совет

Своеволие и бунтарство не свойственны православным христианкам, поэтому получить разрешение (или запрет) на то, чтобы присутствовать в храме в «эти дни», нужно у своего духовника.

Если Вам понравилась наша статья и Вам есть что добавить, поделитесь своими мыслями. Нам очень важно знать Ваше мнение!

Источник: http://woman-l.ru/mozhno-li-v-cerkov-pri-mesyachnyx/

Когда родительские субботы в 2019 году, какого числа

Нередко эти особые дни поминовения усопших называют «вселенскими родительскими субботами». Это неверно. Вселенских поминальных суббот две: Мясопустная (в субботу, предшествующую Неделе о Страшном суде) и Троицкая (в субботу, предшествующую празднику Пятидесятницы, или называемому еще праздником Пресвятой Троицы – дню рождения Церкви Христовой).

Основной смысл этих «вселенских» (общих для всей Православной Церкви) заупокойных богослужений – в молитве за всех преждепочивших православных, независимо от их личной близости нам. Это дело любви, не разделяющей мир на своих и чужих. Основное внимание в эти дни – всем тем, кто соединен с нами высшим родством – родством во Христе, и в особенности тем, кого некому помянуть.

Родительские субботы в 2019 году выпадают на следующие даты:

  • Вселенская родительская суббота (мясопустная) – 4 марта 2019 года.
  • Суббота 2-й седмицы Великого поста – 23 марта 2019 года.
  • Суббота 3-й седмицы Великого поста – 30 марта 2019 года.
  • Суббота 4-й седмицы Великого поста – 6 апреля 2019 года.
  • Поминовение усопших воинов – 9 мая 2019 года.

  • Радоница – 7 мая 2019 года.
  • Троицкая родительская суббота в 2019 году – 15 июня 2019 года.
  • Димитриевская родительская суббота – 2 ноября 2019 года.
    • Вселенская родительская суббота (мясопустная) – 22 февраля 2020 года.

    • Суббота 2-й седмицы Великого поста – 14 марта 2020 года.
    • Суббота 3-й седмицы Великого поста – 21 марта 2020 года.
    • Суббота 4-й седмицы Великого поста – 28 марта 2020 года.
    • Поминовение усопших воинов – 9 мая 2020 года.
    • Радоница – 28 апреля 2020 года.

    • Троицкая родительская суббота в 2020 году – 6 июня 2020 года.
    • Димитриевская родительская суббота – 31 октября 2020 года.
    • Вселенская родительская суббота (мясопустная) – 8 марта 2021 года.
    • Суббота 2-й седмицы Великого поста – 27 марта 2021 года.

    • Суббота 3-й седмицы Великого поста – 3 апреля 2021 года.
    • Суббота 4-й седмицы Великого поста – 10 апреля 2021 года.
    • Поминовение усопших воинов – 9 мая 2021 года.
    • Радоница – 11 мая 2021 года.
    • Троицкая родительская суббота в 2021 году – 19 июня 2021 года.

    • Димитриевская родительская суббота – 6 ноября 2021 года.

Календарь на 2019 год содержит несколько таких поминальных дней. В таблице можно посмотреть даты, когда выпадают родительские субботы:

2 марта Вселенская мясопустная суббота, которая отмечается за 8 дней до начала Пасхального поста. Второе название этого дня – Малая Масленица. В этот день молятся за всех усопших.
23 марта Даты выпадают на вторую, третью и четвертую субботы поста. Наличие специальных выделенных дат во время поста связано с тем, что нельзя отмечать календарные третий, девятый и сороковой день после смерти, поэтому родственники усопших могут помянуть их исключительно в эти дни.
30 марта
6 апреля
7 мая Этот день называется Радоница. По сути он является праздником, хотя и связан с таким печальным событием, как поминовение ушедшего от нас человека. На Радоницу принято готовить добротный ужин, но поминают человека не на кладбище, а дома, чтобы не вторгаться в мир мертвых.
15 июня Вселенская Троицкая суббота связана с необходимостью посещать церковь и могилу усопшего человека. Ее украшают зеленью. Это главный день, когда поминаются души всех умерших людей.
2 ноября Дмитриевская родительская суббота, в течение этого дня в храмах служатся панихиды. Днем необходимо ходить на кладбище, а вечером – собрать родственников за ужином и помянуть умерших.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  СМС-поздравления с Новым годом 2019 Свиньи

Родительские субботы в православии настолько плотно перемешались с Вселенскими, что на практике дней поминовения, усопших намного больше. Помимо указанных выше родительских суббот, усопших поминают на третий день, девятый день, сороковой день и на годовщину. Как правило, на следующий год поминают только на годовщину смерти.

Значение родительской субботы очень велико. В первую очередь православие говорит о памяти об умерших родственниках, родителях, братьях и сестрах, поэтому дни поминовения и получили название родительские субботы. Во Вселенские поминальные дни – Мясопустную и Троицкую субботу – принято поминать не только родственников, но и вообще всех умерших.

Это напоминает человеку о том, что жизнь на земле коротка и необходимо нести память о родственниках, подавая тем самым пример детям. Только тогда душа обретет покой после смерти. Благодаря этому родительские субботы связывают целые поколения, и дети чтут память родственников до нескольких колен.

Родительские субботу имеют четкое предназначение – поминовение умерших, поэтому на некоторые «мирские» виды деятельности может быть наложен запрет. Верующие чаще всего хотят знать ограничения по поводу работы, крещения, уборки и причащения.

Работать в родительскую субботу не запрещено, однако священники настаивают на том, чтобы было выделено время и для похода в церковь.

Крайне важно утром прийти в храм, подать записки за усопших и уже потом можно отправляться на работу. Если возможности сходить в церковь нет, то можно прочитать молитву и на работе, но обязательно уделить духовное внимание усопшим.

Не нужно работать на огороде – по поверьям, посаженные растения не вырастут и не будут плодоносить.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Как я жила в шведской семье: личная история

В родительскую субботу растопка бани поощряется. Для славян чистыми днями считались четверг и суббота – в эти дни чаще всего ходили в баню. Мало того, после купания необходимо оставить веник в бане для усопших – такова традиция. Об этом свидетельствуют исторические источники.

Церковь негативно относится к уборке в доме в родительскую субботу.

Обратите внимание

Считается, что праздник необходимо встретить уже в чистом доме, а вот в родительскую субботу не нужно связываться с грязью – это неуважение к памяти умерших.

Поэтому мытье полов, чистка ковров, стирка должны быть перенесены на другое время. Понятно, что мелкая уборка в доме, например, мытье посуды и убирание со стола после трапезы, допустимы.

Ограничений по крещению ребенка в родительскую субботу нет. Впрочем, нет ограничений и на другие дни, посты и даже великие праздники. Крещение считается очень важным обрядом и должно быть проведено первоочередно, не взирая на дату. Единственное, о чем необходимо думать заранее – договориться о времени проведения обряда, чтобы не попасть на литургию и не ждать долго.

Причащение церковью рекомендуется делать один-два раза в месяц, но лучше всего отвести для этого обряда воскресенье, а не субботу. В этот день священники более свободны, да и в храме меньше людей, чтобы чувствовать себя более комфортно.

Неоценимая помощь, которую могут оказать живые родственники умершим – это частые молитвы об упокоении. Души умерших, по мнению церкви, должны упокоиться именно благодаря постоянным молениям живых людей. Родительские субботы становятся проявлением того, что об умерших помнят, причем рекомендовано читать молитвы не только в родительские дни, но и ежедневно.

Источник: http://divolog.ru/kogda-roditelskie-sybboty-v-2019-gody-kakogo-chisla-2/

Ссылка на основную публикацию